А платонов настоящая фамилия. Андрей Платонович Платонов: биография, творчество и интересные факты. Учеба и гражданская война

Родился Андрей Климентов 20 августа (1 сентября) 1899 года в Воронеже в рабочей семье, в которой, кроме Андрея, родилось еще 10 детей. Будучи старшим сыном, Андрей Платонович помогает родителям в воспитании братьев и сестер, а позже начинает обеспечивать материально.

Образование в биографии Платонова (фамилию сменил в 1920 году) было получено вначале церковно-приходской школе, затем – в 4х-классной городской школе. С 1918 года стал учиться в техническом училище Воронежа. Из-за трудного материального положения в семье рано начал работать. Сменил он много профессий: был помощником машиниста, литейщиком труб на заводе, работал в страховой сфере, в производстве мельничных жерновов.

Начало литературного пути

Писать стал во время гражданской войны, поскольку работал военным корреспондентом. За этим последовала активная творческая деятельность: Андрей Платонович Платонов проявил себя как талантливый писатель (публицист, поэт) и критик. В 1921 году он публикует свою первую книгу «Электрификация», а 1922 году в свет выходит книга стихов Платонова «Голубая глубина», получившая положительные отзывы критиков.

В 1923 году поэт Валерий Брюсов положительно отозвался о сборнике стихов Андрей Платоновича.

Расцвет творчества и репрессии

После окончания политехникума в 1924 году, Платонов работает электротехником и мелиоратором. Как многие люди того времени, биография Андрея Платонова наполнена идеалистическими революционными идеями. Высказывая их в своих произведениях, автор со временем приходит к противоположному мнению, поняв неосуществимость задуманного.

В 1927-1930 гг. Платонов пишет одни из самых значимых своих произведений: повесть «Котлован» и роман «Чевенгур».

Затем в жизни Платонова наступает переломный момент. После печати повести «Впрок», которая была резко раскритикована Иосифом Сталиным , произведения писателя отказываются публиковать. Во время Великой Отечественной войны Платонов, как и во время гражданской войны, работает военным корреспондентом. Повести и военные рассказы Платонова снова печатаются.

Последние годы жизни. Смерть и наследие

Однако литературная свобода писателя продлилась недолго. В 1946 году, когда вышел рассказ Платонова «Возвращение», его снова перестают печатать из-за чрезмерной критики, теперь уже навсегда. Вероятно, такие события привели его к ироническим мыслям по поводу несбыточности революционных идей. Умер писатель 5 января 1951 года в Москве от туберкулеза, и был похоронен на Армянском кладбище.

Литературная слава к писателю пришла уже после смерти. Как кратко заметил В. Васильев: «Читатель разминулся с Андреем Платоновым при его жизни, чтоб познакомиться с ним в 60-е годы и открыть его заново уже в наше время».

В память о писателе в Воронеже его именем названы улица, библиотека, гимназия, литературная премия, а также в его честь установлен памятник в центре города.

Андрей Платонов – знаменитый драматург, писатель, поэт и публицист знаком российским читателям своими интересными рассказами и публикациями. По мотивам его рассказов сняты кинофильмы и ставятся театральные постановки.

Андрей Платонов (Климентов) появился на свет в Воронеже 28 августа 1899 году в семье обычного рабочего. Его отец был слесарем и еще работал на паровозе, его мать не работала, растила детей дома. Андрей был в семье старшим ребенком и был добытчиком и опорой для своей семьи.

В семилетнем возрасте начинается его учеба, он учится в школе при церкви. Проучившись 3 года, он поступает в другую школу в городе Воронеже. С 1913 года он начинает свою рабочую деятельность, начинает с работы поденщика, потом помощником машиниста, литейщиком, мастеровым.

Писательский талант Андрея Платонова впервые проявляется в 1918 году, когда он работает в редакции местного журнала. Работает специальным корреспондентом, и с 1919 года публикует свои первые публикации в городской газете. В 1921 году Андрей Платонов пишет свою первую тоненькую книжку «Электрификация». В 1921году он женится, и в 1922 году рождается его сын Платон. Именно в 20-х годах, он меняет фамилию Климентов, на псевдоним Платонов, в честь имени своего отца.

Его настоящие творческие работы отражены в повести «Котлован» и в романе «Чевенгур», которые были написаны в 1928 – 1931 годах, но они, к сожалению, не были напечатаны. Во времена репрессий его произведения критиковал Сталин, его статьи не принимали в местных газетах. Большим ударом для него становится арест его сына в 1938 году, когда ему было всего 15 лет. После долгих хлопот, через 2 года сына выпускают из тюрьмы, но тяжело больным туберкулезом. После тюрьмы прожив еще 3 года, Платон умирает. Отец сильно и глубоко скорбит по умершему, очень молодому сыну. По причине того, что он сам ухаживал за сыном во время болезни, бывая с ним в тесном контакте, Платонов тоже заболевает туберкулезом.

В период Великой отечественной войны он берет интервью у военных, собирает факты и информации о войне и солдатах и печатает свои рассказы в газете «Красная звезда». В 1946 году возвращается в Москву. В московских газетах его рассказы не принимают, подвергают критике, и он остается без средств, к существованию. Вот так талантливый человек, не признанным, без денег умер в нищете, больной от туберкулеза 5 января 1951 года в Москве.

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

Другие биографии:

  • Рахманинов Сергей Васильевич

    Сергей Рахманинов – известный русский композитор, родился в 1873 году в Новгородской губернии. С раннего детства Сергей увлекался музыкой, поэтому было решено отдать его на обучение в консерваторию Петербурга

  • Державин Гавриил Романович

    Державин – один из знаменитых русских поэтов, а также видный политический деятель своего времени. Гавриил был рожден в 1743 году в Казанской губернии. Его отец, дворянин и майор, рано ушел из жизни, поэтому Державин воспитывался только матерью.

В 1918 году поэт Александр Блок написал статью "Интеллигенция и революция ". В этой статье были слова о том, что интеллигенция должна слушать революцию и усвоить одну очень важную вещь - есть в народе еще неразбуженные, спящие силы, которых революция разбудит и которые скажут такие слова, каких еще никогда не говорила наша усталая, несвежая литература. Так вот, если это пророчество и было когда-то и кем-то оправдано в полной мере, то, несомненно, человеком, который родился в последний год последнего века безмятежного русского царствования (в 1899 году) в Воронеже 28 сентября по новому стилю.

Родился мальчик, которого нарекли Андреем. Родовая фамилия его была Климентов. Платонов - это псевдоним, который он взял себе. Была такая крестьянская традиция, которой он последовал. Он как бы Андрей Платонов сын, поэтому Андрей Платонов.

Его отец был паровозным мастером. Он работал в железнодорожном депо. Мать была просто домохозяйкой, говоря современным языком. В семье было очень много детей, семья жила довольно бедно в пригороде Воронежа Ямской слободе. Тем не менее, это была семья, где образование очень высоко ценилось. Андрей закончил сначала церковно-приходскую школу, где обучение было бесплатное, затем городское четырехклассное училище. После этого некоторое время он работал в железнодорожной конторе, затем на заводе.

Когда произошла революция, Андрею было 18 лет. Это очень важный момент. Пожалуй, никто так глубоко не воспринял русскую революцию, как Андрей Платонов. Ни в чьей жизни она не сказалась так благотворно, так не разбудила человека, не стимулировала его к жизни, творчеству, как Платонова.

После революции он некоторое время учился в университете на историко-филологическом факультете, но очень быстро оттуда ушел и поступил в электротехнический техникум или институт в Воронеже. Для Платонова это был очень важный выбор. Он считал, что таким должен быть путь настоящего писателя - не через гуманитарные науки, не через историю, филологию, а через техникум. Именно таким должен быть пролетарский писатель 20 века.

В Воронеже в это время ситуация была очень сложная. Шла гражданская война, город переходил из рук в руки. Платонов принимал участие в гражданской войне, пусть не как солдат-красноармеец (он был мобилизован на железнодорожном транспорте как помощник машиниста). Но он реально видел гражданскую войну. Это тоже очень важный момент.

Уже тогда он начал писать. Поэт, прозаик, драматург, публицист - практически все эти виды словесного творчества одновременно заговорили в нем. Сначала, конечно, поэт. Юноша начал писать стихи. Они, надо сказать, поражают своей невероятной гладкостью, опытностью, умелостью, подражательностью и в дурном, и в хорошем смысле этого слова. Это тем важнее подчеркнуть, что проза Платонова совершенно другая. Она оригинальна, ни на кого и ни на что не похожа, он пишет своим языком. А вот поэт Платонов - продолжатель традиций классического русского стихосложения. Платонов-публицист - это ультрареволюционер, человек, который верит в то, что революция - это не просто политический переворот, не просто смена экономической формации. Такими мелкими категориями он не мыслит. Революция - это переворот космический, который откроет людям совершенно иные горизонты. Отсюда полеты в космос, перемещение человека по всей вселенной, завоевание вселенной... Какие только мечты не приходили в голову юного Платонова и о чем он только не писал в своей публицистике, ранней прозе. Не случайно он начал как фантаст. Такой неукротимой ярости, беспредельной смелости письма нельзя встретить, пожалуй, ни у кого из его собратьев.

Платонов в силу своего характера и особенностей своего таланта так и не мог примкнуть ни к одному литературному течению или направлению. Известный скандал, который произошел в РАППе (нападки Авербаха, который был главой РАППа на Платонова) заключался в том, что его обвиняли в гуманизме, излишней доброте к человеку вместо того, чтобы показывать классовую борьбу. Тактическая ошибка Платонова состояла в том, что он хотел воспевать революцию в одиночестве, а государство это не прощало.
А дальше произошла общенациональная российская катастрофа, которая сильно изменила биографию Платонова и склад его ума. В 1921 году в России случился страшный голод. Для Платонова это был большой удар, потому что ему-то казалось, что после победы революции не может быть таких катастроф, что революция - это рывок в счастливое будущее. И вдруг оказалось, что этот рывок не состоялся, что самым главным врагом человека оказались даже не белогвардейцы, а природа, которая устроила страшную засуху, следствием которой оказался голод. И тогда Платонов писал в своих публицистических статьях, что природа - белогвардеец, природа - враг, что ее надо уничтожать и с ней надо бороться.

И это было очень по-русски. Платонов вообще очень русский писатель. В нем понимание сути русского национального мышления, которое не знает пределов и удержу, сказалось в наиболее концентрированном виде. Но отличие Платонова от других писателей, ему современных, заключается в том, что ему мало было заклеймить словами голод или в своих статьях и произведениях призывать народ, коммунистическую партию или мировую общественность бороться с голодом. Платонов пошел руками бороться с этим голодом.

После блистательного старта он уходит из литературы, литературной жизни и начинает работать губернским мелиоратором, то есть человеком, который занимается оводнением края, строительством плотин, запруд. Он считает, что писатель должен сначала руками что-то сделать, заслужить право быть писателем, а потом уже что-то писать.

Ранняя проза Платонова кипит самыми фантастическими сюжетами. Устремленность в будущее, желание устроить будущее как-то иначе, но не так как хотели коммунисты (у Платонова был свой, какой-то очень личный коммунизм) - его яркая отличительная черта. И одновременно с этим, размышляя о будущем, что отразилось в повести "Эфирный тракт ", он думает и о прошлом.

В повести "Епифанские шлюзы " Платонов обращается к петровской эпохе. Главным героем этой повести оказывается английский инженер Бертран Перри, который должен по приказу царя Петра построить канал от Оки до Волги, он терпит неудачу и все заканчивается страшной казнью героя. Здесь хорошо видно, как катастрофа разрушает естественный ход вещей. Для Платонова нормой является катастрофа. Для него мир вне катастрофы невозможен.

В конце 1926 - начале 1927 года Платонов некоторое время работал в городе Тамбове мелиоратором. Там он столкнулся с невероятной степенью бюрократизации советской жизни. Об этой бюрократизации он написал повесть, которая называется "Город Градов ". Надо сказать, что эта повесть была опубликована. Она не была встречена таким ураганным огнем критики видимо по той причине, что Платонов был свой, рабочий. И поэтому ему больше сначала прощалось, на это смотрели сквозь пальцы. Это откровенно сатирическая повесть. Платонов при всем сатирическом направлении был сатириком лишь по той причине, что слишком глубоко любил революцию. Он слишком остро чувствовал, что отрицательные, уродливые явления жизни искажают суть революции, нарушают ее высокий смысл. И он очень хотел очистить русскую революцию от бюрократизма. Этим объяснялся его пафос.

Еще одно очень важное произведение этой поры - повесть "Сокровенный человек" . Эту повесть Платонов также написал в 1927 году. Произведение - о судьбе русского человека в революцию. В ней как раз сатирическое начало если и присутствует, то оно несколько ослаблено. Зато что есть в "Сокровенном человеке" - это герой, который не умирает. Это очень важно, потому что в большинстве произведений раннего Платонова все так или иначе заканчивается смертью, гибелью, катастрофой. А вот в "Сокровенном человеке" показан герой, который проходит через гражданскую войну, через голод, которого сто раз могли убить и который, тем не менее, остается жив. Здесь происходит временная победа над трагической, катастрофической картиной мира. Платонов показывает пример героя живучего, бессметрного. Одной из идей этой повести является то, что преодолением гражданской войны, выходом из нее должно быть воскрешение всех живых и всех мертвых.

Повесть "Сокровенный человек" была опубликована в 1927 году в журнале "Молодая гвардия". Затем она вошла в авторский сборник прозы, который так и назывался "Сокровенный человек". Еще раньше вышел сборник, который назывался "Епифанские шлюзы ". В этом смысле дебют молодого Платонова был очень успешным. Он входил уверенно.

Другое дело, что критика почему-то поначалу не очень обращала на него внимание. Однако невнимание критики было для писателя спасительно, потому что очень скоро все изменится в резко отрицательную сторону. Но пока что Платонов продолжал писать.

Что еще поражает в этом человеке - он ведь не просто был профессиональный писатель, который утром встает, садится к столу, пишет столько, сколько ему надо и так изо дня в день. Ничего подобного. Он писал в свободное от работы время какими-то урывками, какими-то часами. Но не только качество, но и просто количество написанного им в 1920-е годы поражает.

Так, в 1927-28 годах был создан один из самых великих русских романов 20 века "Чевенгур ". Это очень длинное, очень широкое, наполненное дыханием, ветром, пространством повествование о России эпохи революции и гражданской войны. В "Чевенгуре" очень сильны фольклорные мотивы. Одним из этих мотивов является мечта о том, что где-то есть блаженная страна Беловодье, град Китеж, некое утопическое место, где человеку хорошо живется. Ведь отчасти именно эта мечта о хорошей жизни на земле и была мотивом революции для большинства русских людей, особенно для русских мужиков, крестьянства. "Чевенгур" - это история о том, как социализм сам зарождается на русской земле. Не потому, что где-то был Карл Маркс и нам привили какую-то передовую теорию. Платонов понял сам этот эффект, как сама жизнь, революция зарождается в России. Этот революционный вирус, который движет русскими людьми. В его романе "Чевенгур" нет идеализации революции, но нет и ее проклятия. Это попытка понимания революции. Платонову очень дороги люди, которые делают революцию, которые верят в коммунизм. Но в то же время он хорошо понимал, что они исторически обречены. Итак, "Чевенгур" - это название города в степи, жители которого построили коммунизм или они решили, что его построили. Город "весь в коммунизме, как рыба в озере", как нечто естественное, что само собой возникло, далекое от механической жизни. Заканчивается все очень грустно, потому что этот коммунизм погибает, Платонов его хоронит. Соединение нежности и жестокости, любви и отчаяния создает поразительный эффект книги, которая глубже всего проникла в суть того, что происходит в русской истории.

Платонов продолжал внимательно вглядываться в русскую жизнь. Вслед за "Чевенгуром" наступает очень важная полоса в его судьбе, связанная с теми изменениями, которые происходили в советском обществе. Это 1929 год - год великого перелома, коллективизации. Коллективизации Платонов посвящает 2 очень важные художественные вещи. Это хроника "Впрок " и повесть "Котлован ". "Впрок " - это очерки, которые в той или иной степени выражали поддержку автором коллективизации. В них много гротеска, иронии, сатиры. Но сатира была направлена против издержек коллективизации. Сама по себе идея не подвергалась сомнению.

О "Котловане " очень хорошо сказал И. Бродский. Он отметил, что это очень мрачное произведение, что мы закрываем книгу в подавленном состоянии. Хочется отменить порядок, существующий в действительности, и объявить новое время. Это чистая правда, но та правда, которая не отвечала намерениям Платонова. Даже в "Котловане" он не подвергал сомнению общую идею правильности того, что делается в стране. Но он не смог преодолеть того метафизического ужаса, который он испытал, когда увидел реальную коллективизацию, то, как она происходит. Он много ездил по советской России. Он видел, какой ценой происходят изменения. И эмоционально, интуитивно, бессознательно он сказал "нет" тому, что происходит. А на уровне разума говорил да, это необходимо, потому что если не будет колхозов, кулаки все задушат.

В повести "Котлован" обращает на себя внимание противоречие между тем, что автор хотел сказать, и тем, что у него сказалось. Более того, сам Платонов это хорошо почувствовал. Не случайно повесть сопровождалась послесловием, постскриптумом. Сюжетно в этой повести есть девочка, которая умирает. Для героев ее смерть - крах всех надежд. Сами герои готовы умереть. Они люди старого мира и прежнего времени. Но девочка должна жить, потому что ради нее происходит все то, что происходит в стране. Строится огромный дом, вырывается котлован, происходит коллективизация. Вся эта жестокость, вся эта кровь ради этой девочки. И вдруг она умирает. Для героев наступает своего рода конец света. Они ни во что не верят, они разуверились. Автор заканчивает послесловием о том, погибнет ли СССР, как эта девочка, или вырастет. Платоновым двигала невероятная тревога. Он понимал, что страна куда-то не туда идет, что-то не так. Именно эта тревожность диктовала лучшие страницы его прозы.

Повесть "Котлован" не была опубликована при жизни писателя. Действительно, более антисоветское произведение трудно себе представить именно по той причине, что автор не ставил никаких антисоветских целей. Он как раз хотел как лучше, а получилось то, что получилось.

Еще одна очень важная особенность этой повести - ее поразительный язык. Наверное, каждый, кто начинал читать это произведение, спотыкался о его язык. Он цепляет, это может быть то главное, что есть в его произведении. Фраза Платонова устроена особым образом. У него много слов, взятых из плакатов, советских радиопередач. Например, повесть "Котлован" начинается фразой: "В день 30-летия личной жизни Вощеву сообщили, что...". А на другом конце этой фразы обычно бывает философское понятие.

Была опубликована хроника "Впрок". Она вызывала дикий гнев. Причем Платонов не первый раз попался под горячую руку Кремля. Первый раз это произошло в 1929 году, когда он написал рассказ "Усомнившийся Макар ". Рассказ, в котором никакого криминала не было. Просто говорилось про бюрократизацию советской жизни, невнимание к конкретному человеку, торжество сухой теории над зеленеющим древом жизни. Этот рассказ был ничем не страшнее, чем, например, "Город Градов". Но если последний тихо прошел, то за "Усомнившегося Макара" Платонов получил резкий пинок от власти. За хронику "Впрок" его ударили еще сильнее. Для Платонова эта критика была тем страшнее, что он хотел помочь стране, партии.

Но руки у него не опускались, он продолжал писать. Была создана пьеса "Шарманка " - крайне интересное произведение, действие которого происходит в СССР, но одним из героев этой пьесы является датский капиталист, который приехал за тем, чтобы покупать советскую душу. Произведение - попытка диалога между Советским Союзом и Западной Европой. Но Платонова после хроники "Впрок" фактически изгнали из советской литературы, однако это отлучение не было абсолютным. Небольшую лазейку ему оставили.

В 1934 году Платонова включили в бригаду писателей, которая отправлялась в Туркмению для того, чтобы написать коллективную книгу о том, что происходит в этой республике. И Платонов привез оттуда (он был дважды в Туркмении - в 1934 и 1935 годах) 2 произведения. Одно - это рассказ "Такыр ", а другое - повесть "Джан ". Произведения очень нежные, лирические, глубокие по смыслу, не имеющие ничего общего с примитивным социальным заказом, который был распространен в советской литературе в 20-30-е годы.

Платонов хотел написать про лучших людей в Туркмении, про социалистическое строительство и т.д. А в результате "Такыр" - это история женского рода в Туркмении, книга о положении женщин в этой среднеазиатской республике. Главная героиня рассказа - пленница, персиянка, которую увезли из родины, захватили в плен. Она живет в Туркмении, она невольница, рабыня. Понятно, что ее положение ужасно. Платонов описывает ее чувства. Ей представлялось, что где-то растет дерево, на ветке которого сидит птичка и напевает свою песню. Караваны верблюдов идут мимо нее, скачут всадники, гудит поезд. Однако птичка поет умно и тихо, практически про себя. Неизвестно, сила кого победит - птички или гудящих поездов и караванов.

Когда это было опубликовано, на Платонова взъелись на самом верху. А ведь для него это был символ веры. Он действительно верил в слабый голос человека, в творчество, в нежность, в человеческие чувства. И этот гуманистческий пафос особенно проявился в прозе Платонова 2-й половины 30-х годов, когда он уже не писал больших романов и повестей, а писал рассказы.

Один из лучших - это рассказ "Фро ", в котором довольно мало политики и очень много любви. "Фро" - это история молодой женщины, муж которой уехал на Дальний Восток заниматься какими-то важными советскими социалистическими делами. А она этих дел не понимает и просто по-женски очень тоскует, не может без него жить. Это очень сложный рассказ, в нем сложный психологический рисунок и авторская позиция. С одной стороны, Платонов глубоко сочувствует героине, которая глубоко тоскует по мужу и ждет его. С другой стороны, Платонов все-таки был убежден в необходимости социалистических преобразований. В нем настолько сильно болело человеческое страдание на земле, что он считал, что от этого страдания надо уходить, избавляться. Поэтому замыкаться в мире любви, человеческих чувств нельзя.

Для Платонова главное - тема народа. Что будет с народом? И поэтому он все-таки считал, что время, в которое он живет, не располагает к личному счастью, требует от человека борьбы, усилий.

Атмосфера ужаса, которая давлела над 30-ми годами, предгрозовая атмосфера войны Платоновым с его невероятным чутьем и интуицией ощущалась очень остро. Когда началась война, вряд ли он был удивлен. Он хорошо понимал, какой ужасной будет война для советского народа, что если и будет победа, то она будет ценой невероятных народных жертв.

Во время войны он работает корреспондентом, писателем. Он очень много пишет рассказов. И после войны Платонов написал рассказ "Возвращение " о том, как трудно людям после войны возвращаться в мирную жизнь. Его главный герой, капитан Иванов, возвращаясь с фронта домой, на некоторое время задерживается у своей боевой подруги. А вернувшись в родной дом, узнает, что его жена, мать троих детей была ему не верна. Обиженный Иванов решает бросить семью, вернуться к своей подруге. Но он так и не смог это сделать, когда в окно отходящего поезда увидел, как за поездом бегут его дети. Прежде он ощущал жизнь через преграду самолюбия, теперь же коснулся ее обнажившимся сердцем. Война спишет все - это ложное представление, по мнению Платонова, сломало не одну судьбу, разрушило не одну семью. Но Платонов напоминает, что заслуга в этой победе в равной степени лежит и на тех, кто сражался на фронте, и на тех, кто в нечеловеческих условиях ковал победу в тылу.

В 1951 году Андрея Платоновича не стало. Его смерть тогда не произвела большого впечатления, и только в 60-70-е годы наследие Платонова стало возвращаться в наше сознание.
Лекция Алексея Варламова

(наст. фамилия - К л и м е н т о в)
01.09.1899, Ямская слобода, Воронеж - 05.01.1951, Москва

А.Платонов. Неизвестный цветок

В семье Платона Фирсовича Климентова - слесаря железнодорожных мастерских - Андрей был старшим из одиннадцати детей. После учёбы в епархиальной и городской школе, четырнадцатилетним юношей он начал работать - рассыльным, литейщиком, помощником машиниста на паровозе, во время гражданской войны - на бронепоезде. «…Кроме поля, деревни, матери и колокольного звона, я любил ещё (и чем больше живу, тем больше люблю) паровозы, машину, ноющий гудок и потную работу» (Автобиографическое письмо). «Философом-рабочим» или «поэтом-рабочим» называли в Воронеже Андрея Платонова - под такой фамилией он публиковал в местных газетах стихи и философские этюды: например, «Слышные шаги. Революция и математика». В 1921 году вышла его брошюра «Электрификация. Общие понятия», а в 1922-м - книга стихов «Голубая глубина».
Он был электротехником и мелиоратором, строил гидроэлектростанцию на Дону, очищал реки Черная Калитва и Тихая Сосна, изобрёл «опытный газовый тепловоз» и «электрический самолёт, питающийся от линии дальних электропередач» , разработал проект «полуметро». В отношении преобразований земли и человечества ему были близки идеи А.А.Богданова, К.А.Тимирязева, Н.Ф.Фёдорова, К.Э.Циолковского. Впрочем, он говорил: «Я люблю больше мудрость, чем философию, и больше знание, чем науку» .
В 1927 году Платонов получил от Наркомата земледелия назначение в Тамбов заведующим губернским отделом мелиорации.«Скитаясь по захолустьям, я увидел такие грустные вещи, что не верил, что где-то существует роскошная Москва, искусство и проза» . В Тамбове он почти одновременно писал фантастическую повесть «Эфирный тракт», историческую повесть «Епифанские шлюзы», сатиру «Город Градов» и роман «Чевенгур» («Строители страны»).
В русской литературе появился совершенно своеобразный писатель. До сих пор и читатели, и исследователи зачастую недоумевают: наивна или изысканна его манера письма? По рассуждению самого Платонова, «писатель - это жертва и экспериментатор в одном лице. Но не нарочно это делается, а само собой так получается» .
Очень скоро, в особенности после выхода из печати рассказа «Усомнившийся Макар» и бедняцкой хроники «Впрок», неистовые ревнители идеологической чистоты объявили произведения Платонова двусмысленными, мелкобуржуазными и вредными.
В тридцатые годы, в Москве, Платонов работает много, а печатается редко. «Чевенгур», повести «Котлован» и «Ювенильное море», пьеса «14 Красных избушек», роман «Счастливая Москва» будут опубликованы спустя десятилетия после смерти автора.
«…Могу ли я быть советским писателем, или это объективно невозможно?» - спрашивал Платонов у М.Горького в 1933 году. Однако перед Первым съездом советских писателей он был включён в так называемую писательскую бригаду, направлявшуюся в Среднюю Азию, а также - как мелиоратор - в отряд Туркменской комплексной экспедиции Академии наук СССР.

«Я ездил далеко в пустыню, где идёт вечный песчаный ураган» .
«…Там нет ничего, кроме редких мутных колодцев, гадов-рептилий, неба и порожнего песка…»
«Развалины (стены) глиняные, но страшно прочные. Вся Азия ведь глиняная, бедная и пустая» .
«Пустыня под звёздами произвела на меня огромное впечатление. Я кое-что понял, чего раньше не понимал» .

(Из писем к жене Марии Александровне)

Эта поездка дала Платонову замысел рассказа «Такыр» и повести «Джан», но только «Такыр» удалось опубликовать сразу.
Сборник рассказов «Река Потудань» (1937) вызвал волну оголтелой критики. Платонову ставили в вину «юродские выступления» и «религиозное душеустройство» . В мае 1938 года по ужасающему навету был арестован пятнадцатилетний сын писателя - Платон. Благодаря заступничеству М.Шолохова, мальчика освободили из лагеря, но вскоре он умер. «…Я сделал здесь на войне столь важные выводы из его смерти, о которых ты узнаешь позже, и это тебя немного утешит в твоём горе» , - писал Платонов жене с фронта.
Он добился своего назначения военным корреспондентом в действующую армию. Д.Ортенберг вспоминает: «Скромная и внешне неприметная фигура Платонова, наверно, не соответствовала читательскому представлению об облике писателя. Солдаты при нём не чувствовали себя стеснёнными и свободно говорили на свои солдатские темы» . Военные рассказы Платонова печатали газеты и журналы «Знамя», «Красная звезда», «Красноармеец», «Краснофлотец». Три сборника этих рассказов вышли в Москве. Официальная критика расценила их как «литературные выкрутасы» . На фронте Платонов был контужен и заболел туберкулёзом; демобилизовался в феврале 1946 года.
Он много, особенно в конце жизни, писал для детей и о детях: пересказы башкирских и русских народных сказок (опубликованы при содействии М.Шолохова), несколько пьес для детского театра («Избушка бабушки», «Добрый Тит», «Неродная дочь», «Ученик Лицея» - юные зрители их так и не увидели), сборники рассказов «Июльская гроза» и «Вся жизнь» (первая книга издана в 1939 году, вторая оказалась под запретом). В своём творчестве Платонов всегда относился с пристальным интересом к детству, к старости, к нищете и другим крайностям существования, потому что давно знал и помнил: люди вблизи небытия понимают такие смыслы жизни, которые в суете им недоступны. А в душе человека, говорил он, находятся пространства ещё большие, чем в межзвёздных пустынях.

Светлана Малая

ПРОИЗВЕДЕНИЯ А.П.ПЛАТОНОВА

СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ: В 3 т. / Сост., вступ. ст. и примеч. В.Чалмаева. - М.: Сов. Россия, 1984-1985.

СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ: В 5 т.: К 100-летию со дня рождения писателя. - М.: Информпечать, 1998.

СОЧИНЕНИЯ: [В 12 т.]. - М.: ИМЛИ РАН, 2004- .
И это издание объявляется только приближением к полному собранию сочинений Андрея Платонова.

- Произведения,
входящие в круг чтения старшеклассников -

«Сокровенный человек»
«Пухов всегда удивлялся пространству. Оно его успокаивало в страдании и увеличивало радость, если её имелось немного» .
Машинист, красноармеец и странник Фома Пухов - сокровенный человек, «потому что нигде человеку конца не найдёшь и масштабной карты души его составить нельзя» .

«Джан»
В районе дельты Амударьи блуждает и бедствует небольшой кочевой народ из разных национальностей: беглецы и сироты отовсюду и старые изнемогшие рабы, которых прогнали, девушки, полюбившие тех, кто вдруг умер, а они не захотели никого другого в мужья, люди, не знающие бога, насмешники над миром… Этот народ никак не назывался, но сам себе дал имя - джан. По туркменскому поверью, джан - душа, которая ищет счастье.

«Епифанские шлюзы»
Для сооружения канала между Доном и Окой весной 1709 года в Россию приехал английский инженер Бертран Перри. Но уже по дороге в Епифань он «ужаснулся затее Петра: так велика оказалась земля, так знаменита обширная природа, сквозь которую надо устроить водяной ход кораблям. На планшетах в Санкт-Петербурге было ясно и сподручно, а здесь, на полуденном переходе до Танаида, оказалось лукаво, трудно и могущественно» .

«Котлован»
Землекопы и приставший к ним неприкаянный рабочий Вощев роют котлован под фундамент будущего общепролетарского дома.
«На выкошенном пустыре пахло умершей травой и сыростью обнажённых мест, отчего яснее чувствовалась общая грусть жизни и тоска тщетности. Вощеву дали лопату, и он с жестокостью отчаяния своей жизни сжал её руками, точно хотел добыть истину из середины земного праха…»

«Ювенильное море (Море юности)»
Совхозное собрание в Родительских Двориках «приняло решение строить ветряное отопление и рыть землю вглубь, вплоть до таинственных девственных морей, дабы выпустить оттуда сжатую воду на дневную поверхность земли, а затем закупорить скважину, и тогда среди степи останется новое пресное море - для утоления жажды трав и коров» .

«Чевенгур»
Чевенгур - уездный город где-то в средней полосе России. Товарищ Чепурный по прозвищу Японец организовал в нём коммунизм. «Коренные жители Чевенгура думали, что вот-вот и всё кончится: не может же долго продолжаться то, чего никогда не было» .
Утопия «Чевенгур» или антиутопия - вопрос спорный. Первоначально Платонов дал роману название «Строители страны. Путешествие с открытым сердцем».

- Издания -

ВЗЫСКАНИЕ ПОГИБШИХ: Повести; Рассказы; Пьеса; Статьи / Сост. М.Платонова; Вступ. ст. С.Семёновой; Биохроника, коммент. Н.Корниенко. - М.: Школа-Пресс, 1995. - 672 с. - (Круг чтения: Школьная программа).
Содерж.: Повести: Епифанские шлюзы; Город Градов; Сокровенный человек; Котлован; Ювенильное море; Рассказы: Усомнившийся Макар; Мусорный ветер; Ещё мама; Фро и др.; Пьеса: Шарманка; Статьи: Фабрика литературы; Пушкин - наш товарищ; Из писем к жене.

КОТЛОВАН: [Романы, повести, рассказ]. - СПб.: Азбука-классика, 2005. - 797 с. - (Азбука-классика).

Содерж.: Чевенгур; Счастливая Москва; Котлован; Епифанские шлюзы; Одухотворённые люди.

КОТЛОВАН: [Сб.]. - М.: АСТ, 2007. - 473 с.: ил. - (Мировая классика).
Содерж.: Ювенильное море; Эфирный тракт; Епифанские шлюзы; Ямская слобода; Город Градов.

КОТЛОВАН; ГОРОД ГРАДОВ; ДЖАН; РАССКАЗЫ. - М.: Синергия, 2002. - 462 с.: ил. - (Новая шк. б-ка).

НА ЗАРЕ ТУМАННОЙ ЮНОСТИ: Повести и рассказы / Вступ. ст. Н.Корниенко. - М.: Дет. лит., 2003. - 318 с. - (Шк. б-ка).
Содерж.: Сокровенный человек; Котлован; Песчаная учительница; Фро; На заре туманной юности; В прекрасном и яростном мире (Машинист Мальцев); Возвращение.

ПО НЕБУ ПОЛУНОЧИ: Рассказы / Сост. М.Платонова; Предисл. М.Коврова. - СПб.: Азбука-классика, 2002. - 315 с. - (Азбука-классика).
Содерж.: Усомнившийся Макар; Река Потудань; Третий сын; Фро; По небу полуночи и др.

ПОВЕСТИ; РАССКАЗЫ. - М.: Дрофа, 2007. - 318 с. - (Б-ка классич. худож. литературы).
Содерж.: Котлован; Сокровенный человек; Усомнившийся Макар; Фро; В прекрасном и яростном мире (Машинист Мальцев).

ПОТОМКИ СОЛНЦА. - М.: Правда, 1987. - 432 с. - (Мир приключений).
Содерж.: Лунная бомба; Потомки Солнца; Эфирный тракт; Броня; Джан и др.

ЧЕВЕНГУР: Роман. - М.: Синергия, 2002. - 492 с. - (Новая шк. б-ка).

ЧЕВЕНГУР: [Роман] / Сост., вступ. ст., коммент. Е.Яблокова. - М.: Высш. шк., 1991. - 654 с. - (Б-ка студента-словесника).

- Рассказы и сказки для детей -

ВОЛШЕБНОЕ КОЛЬЦО: Сказки, рассказы / Худож. В.Юдин. - М.: Оникс, 2007. - 192 с.: ил. - (Б-ка младшего школьника).
Содерж.: Сказки: Волшебное кольцо; Иван бесталанный и Елена Премудрая; Умная внучка; Морока; Рассказы: Неизвестный цветок; Никита; Цветок на земле; Июльская гроза; Ещё мама; Корова; Сухой хлеб.

НЕИЗВЕСТНЫЙ ЦВЕТОК: Рассказы и сказки. - М.: Дет. лит., 2007. - 240 с.: ил. - (Шк. б-ка).
Содерж.: Неизвестный цветок; Июльская гроза; Никита; Цветок на земле; Сухой хлеб; Ещё мама; Уля; Корова; Любовь к родине, или Путешествие воробья; Умная внучка; Финист - Ясный Сокол; Иван бесталанный и Елена Премудрая; Безручка; Морока; Солдат и царица; Волшебное кольцо.

РАССКАЗЫ. - М.: Дрофа-Плюс, 2008. - 160 с. - (Шк. чтение).
Содерж.: Корова; Песчаная учительница; Маленький солдат; Уля; Сухой хлеб; На заре туманной юности.

«В глубине нашей памяти сохраняются и сновидения и действительность; и спустя время уже нельзя бывает отличить, что явилось некогда вправду и что приснилось, - особенно если прошли долгие годы и воспоминание уходит в детство, в далёкий свет первоначальной жизни. В этой памяти детства давно минувший мир существует неизменно и бессмертно…» (А.Платонов. Свет жизни).

- Пересказы народных сказок,
сделанные Андреем Платоновым -

БАШКИРСКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ / Лит. обраб. А.Платонова; Предисл. проф. Н.Дмитриева. - Уфа: Башкиркнигоиздат, 1969. - 112 с.: ил.
Книга впервые издавалась в Москве и Ленинграде в 1947 году.

ПЛАТОНОВ А.П. ВОЛШЕБНОЕ КОЛЬЦО: Рус. нар. сказки. - Фрязино: Век 2, 2002. - 155 с.: ил.

ПЛАТОНОВ А.П. ВОЛШЕБНОЕ КОЛЬЦО: Рус. нар. сказки / [Худож. М.Ромадин]. - М.: Рус. кн., 1993. - 157 с.: ил.
Первое издание сборника «Волшебное кольцо» вышло в 1950 году.

СОЛДАТ И ЦАРИЦА: Рус. нар. сказки, пересказанные А.Платоновым / Худож. Ю.Космынин. - М.: Совр. писатель, 1993. - 123 с. - (Страна чудес).

Подробнее об этих пересказах читайте в разделе «Мифы, легенды, народные сказки»: Платонов А.П. Волшебное кольцо .

Светлана Малая

ЛИТЕРАТУРА О ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ А.П.ПЛАТОНОВА

Платонов А.П. Записные книжки: Материалы к биографии / Сост., подгот. текста, предисл. и примеч. Н.Корниенко. - М.: ИМЛИ РАН, 2006. - 418 с.
Андрей Платонов: Мир творчества: [Сб.] / Сост. Н.Корниенко, Е.Шубина. - М.: Совр. писатель, 1994. - 430 с.
Творчество Андрея Платонова: Исследования и материалы; Библиография. - СПб.: Наука, 1995. - 356 с.

Бабинский М.Б. Как читать художественную литературу: Пособие для учащихся, абитуриентов, учителей: На примере произведений М.Булгакова («Мастер и Маргарита») и А.Платонова («Сокровенный человек», «Котлован» и др.) - М.: Валент, 1998. - 128 с.
Васильев В.В. Андрей Платонов: Очерк жизни и творчества. - М.: Современник, 1990. - 285 с. - (Б-ка «Любителям рос. словесности»).
Геллер М.Я. Андрей Платонов в поисках счастья. - М.: МИК, 1999. - 432 с.
Ласунский О.Г. Житель родного города: Воронежские годы Андрея Платонова, 1899-1926. - Воронеж: Центр духовного возрождения Чернозёмного края, 2007. - 277 с.: ил.
Михеев М.Ю. В мир Платонова через его язык: Предложения, факты, истолкования, догадки. - М.: Изд-во МГУ, 2003. - 408 с.: ил.
Свительский В.А. Андрей Платонов вчера и сегодня. - Воронеж: Рус. словесность, 1998. - 156 с.
Чалмаев В.А. Андрей Платонов: В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам. - М.: Изд-во МГУ, 2002. - 141 с. - (Перечитывая классику).
Чалмаев В.А. Андрей Платонов: К сокровенному человеку. - М.: Сов. писатель, 1989. - 448 с.
Шубин Л.А. Поиски смысла отдельного и общего существования: Об Андрее Платонове. - М.: Сов. писатель, 1987. - 365 с.
Яблоков Е.А. Нерегулируемые перекрёстки: О Платонове, Булгакове и многих других. - М.: Пятая страна, 2005. - 246 с. - (Новейшие исследования рус. культуры).

С.М.

ЭКРАНИЗАЦИИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ А.П.ПЛАТОНОВА

- ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ФИЛЬМЫ -

Одинокий голос человека. По мотивам рассказа «Река Потудань», а также повестей «Сокровенный человек» и «Происхождение мастера». Сцен. Ю.Арабова. Реж. А.Сокуров. СССР, 1978-1987. В ролях: Т.Горячева, А.Градов и др.
Отец. По мотивам рассказа «Возвращение». Реж. И.Соловов. Комп. А.Рыбников. Россия, 2007. В ролях: А.Гуськов, П.Кутепова и др.
Родина электричества: Новелла из киноальманаха «Начало неведомого века». Сцен. и реж. Л.Шепитько. Комп. Р.Леденёв. СССР, 1967. В ролях: Е.Горюнов, С.Горбатюк, А.Попова и др.

- МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫЕ ФИЛЬМЫ -

Ерик. Реж. М.Титов. Худож.-постановщик М.Черкасская. Комп. В.Быстряков. СССР, 1989.
Корова. Реж. А.Петров. СССР, 1989.

Андрей Платонович Платонов - советский прозаик, поэт, публицист, драматург. Большая часть лучших произведений автора была опубликована после его смерти.

Родился Андрей Платонович в августе 1899 года в Ямской слободе (Воронеж). Мальчик был первенцем в семье железнодорожного мастерового. Отец будущего писателя, Платон Фирсович Климентов, был машинистом паровоза и слесарем, он дважды удостоен звания Героя труда. Мать Мария Васильевна Лобочихина была дочерью часового мастера. После замужества женщина занималась домашним хозяйством.

Семья Климентовых была большой. За свою жизнь Мария Васильевна родила одиннадцать детей. Платон Фирсович проводил в мастерских почти все свое время. Старшие дети с юных лет помогали отцу зарабатывать деньги, чтобы прокормить семью.

В возрасте семи лет Андрей был зачислен в церковно-приходскую школу. В 1909 году мальчик поступил на обучение в городскую четырехклассную школу. С 13 лет будущий писатель начал работать по найму. Юноша пробовал разные профессии, до восемнадцати лет он успел поработать во многих мастерских Воронежа.

Творчество

Андрей Климентов поступил в железнодорожный техникум в 1918 году. Окончить обучение молодому человеку помешала Гражданская война. Для Андрея настал новый период жизни. Гражданскую войну он прошел в рядах Красной Армии. Октябрьская революция стала для молодого человека толчком к творчеству.

В начале двадцатых годов Климентов изменил фамилию и стал сотрудничать с редакциями разных журналов и газет Воронежа. Он попробовал себя как поэт, публицист, критик, обозреватель. В 1921 году из печати вышла первая книга Андрея Платонова под названием «Электрификация». Его рассказы более раннего времени отличаются агрессивностью. Смена тона в творчестве писателя произошла в 1921 году после встречи с будущей женой.


В год рождения своего первенца Платонов выпустил сборник стихов «Голубая глубина». В 1926 году писатель окончил работу над рукописью повести «Епифанские шлюзы». Переезд в Москву и некоторая доля известности вдохновили автора. Следующий год был для Платонова очень плодотворным. Из-под пера писателя вышли повести «Сокровенный человек», «Город Градов», «Эфирный тракт», а также рассказы «Песчаная учительница», «Как зажглась лампа Ильича», «Ямская слобода».

Свои главные произведения Платонов создал на рубеже тридцатых годов прошлого века. В 1929 году он закончил работу над романом «Чевенгур», а в 1930 году – над социальной притчей «Котлован». При жизни писателя эти произведения не были изданы. Его отношения с властью и цензурой были очень натянутыми. Писатель неоднократно попадал в опалу. Повесть «Впрок», опубликованная в 1931 году, вызвала сильное недовольство . Политический деятель потребовал лишить писателя возможности печататься.


Иллюстрация к повести Андрея Платонова “Котлован”

В 1934 году давление власти немного ослабло. Платонов отправился с коллегами в поездку по Средней Азии. Вдохновение пришло к писателю после посещения Туркмении, и он написал рассказ «Такыр», чем вызвал новую волну неодобрения и критики. Когда Сталин читал некоторые из произведений Платонова, он оставлял на полях пометки в виде бранных слов, характеризующих автора.


Писатель Андрей Платонов

Несмотря на недовольство власти, писатель смог опубликовать в 1936 году несколько своих рассказов. После начала Второй мировой войны в его творчестве появилось место для фронтовой темы. В пятидесятых годах Платонов сосредоточил свое внимание на литературной обработке народных сказок.

Личная жизнь

Андрей Платонов женился в возрасте 22 лет. Его избранницей стала Мария Кашинцева. Девушка была первым серьезным увлечением писателя. Через 6 лет после начала семейной жизни Платонов написал рассказ «Песчаная учительница», который посвятил супруге. В основу сюжета легли факты из биографии Марии Александровны.


Андрей Платонов с женой Марией Кашинцевой

Будущая жена писателя в 1921 году уехала в захолустье, чтобы избежать отношений с Платоновым. Этот «побег от любви» и лег в основу рассказа об учительнице. Мария жила в шестидесяти километрах от города. Писатель навещал невесту два-три раза в месяц. Беременность Марии окончательно решила вопрос ее отношений с Платоновым. Писатель своей настойчивостью склонил девушку к замужеству в 1921 году. В 1922 году в семье родился сын, мальчика назвали Платоном в честь отца писателя.


В том же году от отравления ядовитыми грибами умерли брат и сестра прозаика. Он испытывал сильные душевные муки, разрываясь между счастьем супружеской жизни и семейным горем. Мать писателя не нашла общего языка с невесткой, Андрей Платонович оказался в сложной ситуации. Ему так и не удалось примирить двух главных женщин в своей жизни.

В 1929 году в возрасте 54 лет мать прозаика умерла. Через семь лет после ее кончины Платонов написал рассказ «Третий сын», посвященный Марии Васильевне.


Жизнь внука Климентовых оказалась короткой и трагичной. Платон много болел в детстве, вырос капризным и бесконтрольным юношей. В возрасте пятнадцати лет он попал в тюрьму. В заключении Платон заболел туберкулезом. Молодой человек скончался от чахотки в возрасте двадцати лет. Незадолго до своей смерти Платон Андреевич стал отцом.

Личная жизнь писателя имела отражение в творчестве Платонова. Его герои страдали вместе с ним, любили вместе с ним, сходили с ума и умирали. Платонов стал дедом, но потеря сына сломила его внутренний стержень.


В 1944 году Мария Александровна решилась на вторые роды. На свет появилась дочь писателя Маша. Платонов в то время уже был болен чахоткой. Фото последних лет жизни писателя дает ясное представление о состоянии его души и тела.

Смерть

Во время Второй мировой войны Андрей Платонович в чине капитана служил фронтовым корреспондентом газеты «Красная звезда». Писатель участвовал в боевых действиях, не отсиживался в тылу, был скромен в солдатском быту. По одной из версий, чахоткой Платонов заразился именно на войне. Солдатский быт помог писателю собрать материал для фронтовых рассказов и очерков, которые были напечатаны в журнале «Красная звезда».

В 1943 году умер единственный сын писателя. Платонов ухаживал за ним долгое время, но юноша так и не смог оправиться после тюремного заключения. По одной из версий, писатель заразился туберкулезом от сына.


В 1946 году Платонов был демобилизован из-за болезни. В этом же году он закончил работу над рассказом «Семья Иванова», который появился в печати под названием «Возвращение». Волна критики снова накрыла Платонова с головой. Он был обвинен в клевете на воинов-победителей и отлучен от печати.

Последние годы жизни Платонову пришлось ради заработка заниматься черновым литературным трудом. Творчество писателя сосредоточилось вокруг переработки народных сказок. Интерес к детской литературе появился у Платонова из-за его маленькой дочки Машеньки. В 1950 году писатель закончил работу над сказками «Неизвестный цветок» и «Волшебное кольцо». По мотивам этих произведений советские мультипликаторы создали в конце семидесятых годов мультипликационные фильмы.


Памятник Андрею Платонову в Воронеже

Умер писатель зимой 1951 года в Москве от чахотки, похоронили его на Армянском кладбище. В 1952 году окончился жизненный путь отца писателя. Жена Платонова скончалась в 1983 году, она пережила мужа на три десятка лет. Их дочь Мария Андреевна посвятила свою жизнь работе по публикации произведений отца. Она также создала одну из версий его биографии.

Книги Платонова стали активно издаваться в восьмидесятые годы прошлого века. Произведения автора вызвали волну интереса у нового поколения читателей. В 2005 году Мария Андреевна умерла и была похоронена на Армянском кладбище.

Библиография:

  • 1920 - рассказ «Чульдик и Епишка»
  • 1921 - рассказ «Маркун», брошюра «Электрификация»
  • 1922 - книга стихов «Голубая глубина»
  • 1927 - повести «Город Градов», «Сокровенный человек», «Эфирный тракт», рассказы «Ямская слобода», «Песчаная учительница», «Как зажглась лампа Ильича»
  • 1929 - роман «Чевенгур»
  • 1929 - рассказы «Государственный житель», «Усомнившийся Макар»
  • 1930 - «Котлован», «Шарманка» (пьеса)
  • 1931 - «Бедняцкая хроника» «Впрок», пьесы «Высокое напряжение» и «14 красных избушек»
  • 1934 - повести «Мусорный ветер», «Ювенильное море» и «Джан», рассказ «Такыр»
  • 1936 - рассказы «Третий сын» и «Бессмертие»
  • 1937 - рассказы «Река Потудань», «В прекрасном и яростном мире», «Фро»
  • 1939 - рассказ «Родина электричества»
  • 1942 - «Одухотворённые люди» (сборник рассказов)
  • 1943 - «Рассказы о Родине» (сборник рассказов)
  • 1943 - «Броня» (сборник рассказов)
  • 1945 - сборник рассказов «В сторону заката солнца», рассказ «Никита»
  • 1946 - рассказ «Семья Иванова» («Возвращение»)
  • 1947 - книги «Финист - Ясный Сокол», «Башкирские народные сказки»
  • 1948 - пьеса «Ученик лицея»
  • 1950 - сказка «Неизвестный цветок»