А зори здесь тихие кто как умер. «Женщины русские женщины победившие войну и смерть. Дальнейшее развитие событий

Начало 70-х было буквально озарено светом «Зорь». Народ зачитывался вышедшей в 1969 году в журнале «Юность» повестью Бориса Васильева «А зори здесь тихие». Через два года читатели уже ломились на знаменитый спектакль «Таганки». А 45 лет назад на экраны вышел двухсерийный фильм Станислава Ростоцкого, который в первый же год посмотрели 66 млн — каждый четвертый житель СССР, если считать грудных младенцев. Несмотря на последующие экранизации, этой, в основном черно-белой, картине зритель отдает безусловную пальму первенства и вообще считает ее одним из лучших фильмов о войне.
От героев былых времен

В те годы о войне снимали часто, и снимали великолепно. Фильм о пяти погибших девчонках и их грубоватом, но таком душевном старшине сумел выделиться и из этого созвездия. Вероятно, потому, что ему отдали свои воспоминания, душу, опыт бывшие фронтовики, начиная с автора сценария, писателя Бориса Васильева.

Он умел написать о войне особенно. Его герои никогда не были идеальными. Васильев как бы говорил молодому читателю: смотри, на фронт уходили такие же, как ты, — сбегавшие с уроков, дравшиеся, невпопад влюблявшиеся. Но что-то в них оказалось такое, а значит, есть и в тебе.

Фронт прошел и режиссер фильма Станислав Ростоцкий. Повесть Васильева заинтересовала Станислава Иосифовича именно потому, что ему хотелось снять кино о женщине на войне. Его самого вынесла на руках из боя медсестра Аня Чегунова, которая потом стала Бекетовой. Ростоцкий разыскал спасительницу, которая, как оказалось, дошла до Берлина, потом вышла замуж и родила прекрасных детей. Но к тому моменту, когда съемки завершились, Анна уже была слепа и угасала от рака мозга. Режиссер привел ее в студийный просмотровый зал и всю картину подробно пересказывал происходящее на экране.

Воевали главный оператор Вячеслав Шумский, главный художник Сергей Серебренников, гример Алексей Смирнов, ассистент художника по костюмам Валентина Галкина, директор картины Григорий Рималис. Они просто физически не могли допустить на экране неправды.
Старшина Васков – Андрей Мартынов

Трудной задачей был поиск актеров – таких, чтобы им поверили. Ростоцкий задумывал: пусть старшину сыграет кто-то известный, а девчонок, наоборот, дебютантки. На роль старшины Васкова он выбрал Вячеслава Тихонова, а Борис Васильев считал, что лучше всех справится фронтовик Георгий Юматов. Но случилось так, что поиск «Васкова» продолжился. 26-летнего актера ассистентка видела на дипломном спектакле.

Андрей Леонидович родился в Иванове, с детства бредил театром. А его герой мало того, что был на шесть лет старше, так еще и из деревни, имел «коридорное образование», слова ронял – как рублем одаривал.

Первые пробы были очень неудачными, но, видимо, Ростоцкого очень привлекал типаж актера и его упорство. В конце концов Мартынов сыграл Васкова, да так, что зритель безоговорочно полюбил этого нелепого старшину вслед за его экранными бойцами. Мартынов великолепно провел и заключительные сцены фильма, где он, уже седой, однорукий, вместе с приемным сыном устанавливает скромное надгробие в честь своих девчат.

Рекомендуем почитать


У актера была еще одна звездная роль — в телесериале «Вечный зов». Мартынов успешно работал в кино и в театре. Он озвучил более 120 иностранных картин, в том числе «Крестный отец» и «Список Шиндлера».

Жизнь преподнесла ему своеобразный сюрприз: его женой стала гражданка Германии, с которой он познакомился на фестивале. Франциска Тун отлично говорила по-русски. У супругов родился сын Саша. Но Андрей не хотел жить в Германии, хотя на родине коллеги его буквально заклевали за брак с иностранкой. А Франциска не желала переезжать в СССР. Их союз в конце концов распался.


Рита Осянина – Ирина Шевчук

Рита – единственная из героинь, которая побывала замужем и стала вдовой в первые же дни войны. В тылу у нее вместе с матерью остался маленький ребенок, его потом усыновляет Васков.


Мучительную личную драму своей героини Шевчук помог сыграть ее сложный роман с набиравшим тогда популярность актером Талгатом Нигматулиным («Пираты XX века»). А вот счастье материнства Ирине выпало испытать много лет спустя. В 1981 году она родила дочь, известную актрису Александру Афанасьеву-Шевчук (отец девушки – композитор Александр Афанасьев).

Ирина Борисовна успешно сочетает актерскую и общественную карьеру. В 2016 году она снялась в фильме «Украденное счастье». Одновременно Шевчук является вице-президентом одного из крупнейших кинофестивалей России «Киношок».

Женька Комелькова – Ольга Остроумова

К моменту съемок «Зорь» Ольга у того же Ростоцкого сыграла запомнившуюся роль в «Доживем до понедельника». Женька Комелькова – яркая, дерзкая и героическая – была ее мечтой.

В фильме Остроумовой, дедушка которой был священником, пришлось сыграть совершенно непривычную для СССР «обнаженку». По сценарию девушки-зенитчицы мылись в бане. Режиссеру было важно показать красивые женские тела, предназначенные для любви и материнства, а не для попадания пуль.

Ольга Михайловна и по сию пору считается одной из красивейших российских актрис. Несмотря на чрезвычайно женственную внешность, Остроумова обладает твердым характером. Она не побоялась развестись со вторым мужем, главным режиссером театра «Эрмитаж» Михаилом Левитиным, хотя в браке у них родилось двое детей. Сейчас уже актриса трижды бабушка.


В 1996 году Ольга Михайловна вышла замуж за актера Валентина Гафта. Два столь ярких творческих человека сумели ужиться, хотя Гафт – звезда «Современника», а Остроумова работает в Театре им. Моссовета. Ольга Михайловна рассказывала, что в любое время готова слушать стихи Валентина Иосифовича, которые он пишет так же талантливо, как и играет в кино и на сцене.
Лиза Бричкина — Елена Драпеко

Лене, конечно же, очень хотелось сыграть Женьку Комелькову. Но в ней, худенькой девушке, родившейся в Казахстане, учившейся в Ленинграде, режиссер «увидел» полнокровную красавицу Лизу, выросшую на глухой лесной заимке и втайне влюбленную в старшину. К тому же Станислав Иосифович решил, что Бричкина должна быть не брянской, а вологодской девушкой. Елена Драпеко так научилась «окать», что долго не могла избавиться от характерного говора.


Одними из самых трудных для молодой актрисы были сцены, когда ее героиня тонет в болоте. Всё снималось в натуральных условиях, на Лену-Лизу надевали гидрокостюм. Ей приходилось нырять в грязную жижу. Она должна была умирать, а вокруг все смеялись тому, как выглядела «болотная кикимора». Да еще ей всё время восстанавливали наклеенные веснушки…

Несгибаемый характер Елены Григорьевны проявился в том, что она стала не только очень известной актрисой, которая снимается до сих пор, но и общественным деятелем. Драпеко – депутат Госдумы, кандидат социологических наук.

Политическая деятельность не всегда способствовала личной жизни. Но у Елены Григорьевны есть дочь Анастасия Белова, успешный продюсер, и внучка Варенька.
Соня Гурвич – Ирина Долганова

Ирина Валерьевна и в жизни была такая же скромная, как ее героиня, самая тихая и «книжная» среди пятерых бойцов. Ирина прибыла на пробы из Саратова. Она настолько не верила в себя, что даже не оставила адреса. Ее еле-еле разыскали и тут же отправили играть сцены на катке с тогда еще начинающим Игорем Костолевским, иначе пришлось бы дожидаться следующей зимы.

Главный герой, старшина, комендант разъезда. Васкова отличают «мужицкий ум» и «твердая немногословность». Ему 32 года от роду, но чувствует он себя намного старше, так как стал кормильцем семьи в четырнадцатилетнем возрасте. У Васкова четыре класса образования.

Одна из главных персонажей, участница войны, служившая на 171-м разъезде. Она была сиротой из детдома, которую в первый же день войны отправили в составе группы к военкому. Она мечтала участвовать в войне, но так как не подходила, ни ростом, ни возрастом, ее не хотели брать. В конце концов, её распределили в зенитчицы.

Одна из главных героинь, зенитчица, попавшая в отряд Федота Васкова. Женька была красивой, стройной, рыжеволосой девушкой, чьей красотой восхищались все окружающие. Деревню, в которой она выросла, захватили немцы.

Одна из главных героинь повести, отважная девушка-зенитчица, служившая в отряде Васкова. Лиза выросла в семье лесника с Брянщины. Всю жизнь она ухаживала за тяжелобольной матерью, из-за чего даже школу окончить не смогла.

Одна из главных героинь, старшая по взводу. Рита - человек серьезный и сдержанный. Она почти никогда не смеется и не показывает эмоций. К другим девушкам в отряде относится строго и всегда держится особняком.

Одна из главных персонажей, девушка-зенитчица из отряда старшины Федота Васкова. Соня стеснительная девушка из Минска, которая училась в Московском университете на переводчицу, а с началом войны попала в школу для зенитчиц.

­ Кирьянова

Второстепенный персонаж, помкомвзвода сержант, старшая у зенитчиц.

­ Майор

Второстепенный персонаж,­ непосредственный командир старшины Васкова, именно он предоставил девушек-зенитчиц ему во взвод.

­ Хозяйка Мария Никифоровна

Сочинение

«А зори здесь тихие...» - это повесть о войне. Действие происходит в годы Великой Отечественной войны. На одном из железнодорожных разъездов службу несут бойцы отдельного зенитно-пулеметного батальона. Эти бойцы - девушки, а командует ими старшина Федот Евграфыч Басков. Сначала это место было тихим уголком. Девушки иногда по ночам стреляли по самолетам. В один день случилось нечто непредвиденное. Появились немцы. Преследуя их в лесу, девушки во главе с Васковым вступают с ними в неравный бой. Они гибнут одна за другой, но ярость и боль, желание отомстить помогают Вас-кову победить.

Вся повесть написана легко, разговорным языком. Благодаря этому лучше понимаешь мысли героев и то, что они делают. На фоне ужасных событий мая 1942 года этот разъезд выглядит курортом. Сначала это действительно было так: девушки загорали, устраивали танцы, а ночами «азартно лупили из всех восьми стволов по пролетающим немецким самолетам».

В повести шесть основных героев: пять девушек-зенитчиц и старшина Васков.
Федоту Васкову тридцать два года. Он закончил четыре класса полковой школы, а за десять лет дослужился до старшинского звания. Васков пережил личную драму: после финской войны его бросила жена. Своего сына Васков вытребовал через суд и отправил к матери в деревню, но там его убили немцы. Старшина всегда чувствует себя старше своих лет. Он исполнителен.

Младший сержант Рита Осянина вышла замуж за «красного командира» в неполные восемнадцать лет. Своего сына Алика она отправила к родителям. Ее муж геройски погиб на второй день войны, а Рита узнала об этом только через месяц.

Соня Гурвич - сирота. Ее родители, скорее всего, погибли в Минске. Она в это время училась в Москве, готовилась к сессии. В отряде она была переводчицей.
Галя Четвертак не знает своих родителей. Ее подкинули в детский дом. Привыкнув окружать все таинственностью, она заставила поволноваться из-за этого. Галя говорила всем, что ее мама - медицинский работник. Я считаю, что это была не ложь, а желания, выдаваемые за действительность.

Лиза Бричкина была дочерью лесника. Однажды к ним в дом отец привел гостя. Лизе он очень понравился. Он обещал устроить ее в техникум с общежитием, но началась война. Лиза всегда верила, что завтрашний день наступит и будет лучше, чем сегодня.
Женя Комелькова, первая красавица разъезда, выросла в хорошей семье. Она любила развлекаться, и в один прекрасный день влюбилась в полковника Лужина. Он-то и подобрал ее на фронте. У него была семья, а Женьку за связь с ним отправили на этот разъезд.

Однажды девушек перевели с передовой на объект (разъезд). Рита попросила послать туда именно ее отделение, потому что оттуда было легче добираться до города, где жили ее родители и сын. Возвращаясь из города, именно она обнаружила немцев.
Майор приказал Васкову догнать диверсантов (Рита видела двоих) и убить их. Именно в этом походе и разворачивается основное действие повести. Васков помогает девушкам во всем. Во время остановки на перевале между ними царят дружеские отношения.
Появляются немцы. Оказывается, что их шестнадцать человек. Васков отправляет Лизу обратно на разъезд. Первой умерла Лиза Бричкина. Она утонула в болоте, возвращаясь на разъезд: «Лиза долго видела это синее прекрасное небо. Хрипя, выплевывала грязь и тянулась, тянулась к нему, тянулась и верила». Она до последнего мгновения верила, что завтра наступит и для нее.

Соню Гурвич застрелили, когда она вернулась за забытым кисетом Васкова.
У Гали Четвертак не выдержали нервы, когда она сидела со старшиной в дозоре.

Риту Осянину ранило гранатой, и Женя погибла, отводя от нее немцев. Рита, зная, что ее рана смертельна, выстрелила себе в висок.

Вместе с автором переживаешь эти смерти и боль Васкова, сумевшего победить.
Повесть написана очень живо, понятно. На фоне войны показаны оптимистически настроенные девушки. Победа Васкова символизирует победу русских над немцами. Тяжело давшуюся, полную потерь победу.

В конце повести, в эпилоге, Борис Васильев показывает пару героев - Альберта Федотыча и его папу. По-видимому, Альберт - это тот самый Алик, сын Риты. Федот Басков усыновил его, мальчик считает его настоящим отцом.

Это значит, что, несмотря на все трудности и лишения, русский народ жив и будет жить.
Очень интересно изображение природы. Красивые виды, нарисованные автором, оттеняют все происходящее. Природа как бы смотрит на людей с сожалением, участием, как бы говоря: «Неразумные дети, остановитесь».

«А зори здесь тихие...» Все пройдет, а место останется тем же. Тихим, безмолвным, красивым, и только будут белеть мраморные могильные плиты, напоминая о том, что уже прошло. Это произведение служит великолепной иллюстрацией к событиям Великой Отечественной войны.

Эта повесть меня очень поразила. Первый раз я ее читала, сидя с носовым платком в руке, потому что удержаться невозможно. Именно из-за этого сильного впечатления, так запомнившегося мне, я и решила написать об этом произведении. Основная идея этой повести - непобедимость людей, сражающихся за свободу Родины, за правое дело.
Я, как и все мои ровесники, не знаю войны. Не знаю и не хочу войны. Но ведь ее не хотели и те, кто погибали, не думая о смерти, о том, что не увидят больше ни солнца, ни травы, ни листьев, ни детей. Те пять девчонок тоже не хотели войны!
Повесть Бориса Васильева потрясла меня до глубины души. Рита Осянина, Женя Комелькова, Лиза Бричкина, Галя Четвертак. В каждой из них я нахожу немного от себя, они мне близки. Каждая из них могла бы быть моей мамой, могла рассказывать мне о прекрасном, учить жить. А я могла бы оказаться на месте любой из них, потому что мне тоже нравится вслушиваться в тишину и встречать такие вот «тихие-тихие зори».
Я даже не знаю, кто из них мне ближе. Они все такие разные, но такие похожие. Рита Осянина, волевая и нежная, богатая душевной красотой. Она - центр их мужества, она - цемент подвига, она - Мать! Женька... Женя, Женечка, веселая, смешливая, красивая, озорная до авантюр, отчаянная и уставшая от войны, от боли, от любви, долгой и мучительной, к далекому и женатому человеку. Соня Гурвич - воплощение ученицы-отличницы и поэтическая натура - «прекрасная незнакомка», вышедшая из томика стихов Александра Блока. Лиза Бричкина... «Эх, Лиза-Лизавета, учиться бы тебе!» Учиться бы, повидать бы большой город с его театрами и концертными залами, его библиотеками и картинными галереями. А ты, Лиза... Война помешала! Не найти тебе своего счастья, не писать тебе лекций: не успела увидеть все, о чем мечтала! Галя Четвертак, так и не повзрослевшая, смешная и неуклюже детская девчонка. Записки, побег из детского дома и тоже мечты... стать новой Любовью Орловой.

Никто из них не успел осуществить свои мечты, просто не успели они прожить собственную жизнь. Смерть была у всех разная, как разными были и их судьбы: у Риты - усилие воли и выстрел в висок; у Жени - отчаянная и немного безрассудная, она могла бы спрятаться и остаться в живых, но не спряталась; у Сони - удар кинжалом в поэзию; у Гали - такая же болезненная и беспощадная, как она сама; у Лизы - «Ах, Лиза-Лизавета, не успела, не смогла одолеть трясину войны...».

И остается старшина Басков, о котором я еще не упомянула, один. Один среди боли, муки; один со смертью, один с тремя пленными. Один ли? Впятеро больше у него теперь сил. И что было в нем лучшего, человечного, но спрятанного в душе, все раскрылось вдруг, и что пережил, перечувствовал он за себя и за них, за его девчонок, его «сестричек».
Как сокрушается старшина: «Как же жить-то теперь? Почему это так? Ведь не умирать им надо, а детей рожать, ведь матери - они!» Поневоле навертываются слезы, когда читаешь эти строки.

Но надо не только плакать, надо и помнить, потому что мертвые не уходят из жизни тех, кто их любил. Они только не стареют, оставаясь в сердцах людей вечно молодыми.
Почему же все-таки именно это произведение памятно мне? Наверное, потому, что писатель этот - один из лучших писателей нашего времени. Наверное, потому, что Борис Васильев сумел повернуть тему войны той непривычной гранью, которая воспринимается особенно болезненно. Ведь мы, и я в том числе, привыкли сочетать слова «война» и «мужчины», а здесь женщины, девушки и война. Васильев сумел так построить сюжет, так все связать воедино, что трудно выделить отдельные эпизоды, повесть эта - единое целое, слитное. Прекрасный и неразделимый памятник: пять девушек и старшина, вставшие посреди русской земли: леса, болот, озер, - против врага, сильного, выносливого, механически убивающего, который и по числу значительно превышает их. Но они не пропустили никого, стояли и стоят, вылитые из сотен и тысяч похожих судеб, подвигов, из всей боли и силы русского народа.

Женщины, русские женщины, победившие войну и смерть! И каждая из них живет во мне и других девчонках, просто мы не замечаем этого. Ходим по улицам, говорим, думаем, мечтаем, как они, но наступает миг, и мы ощущаем уверенность, их уверенность: «Смерти нет! Есть жизнь и борьба за Счастье и за Любовь!»

Повесть "А зори здесь тихие", написанная Васильевым Борисом Львовичем (годы жизни - 1924-2013), появилась на свет впервые в 1969 году. Произведение, по словам самого автора, основано на реальном военном эпизоде, когда после ранения семеро солдат, служивших на железной дороге, не дали ее взорвать немецкой диверсионной группе. После сражения удалось выжить лишь одному сержанту, командиру советских бойцов. В данной статье мы проведем анализ "А зори здесь тихие", опишем краткое содержание этой повести.

Война - это слезы и горе, разрушение и ужас, безумие и истребление всего живого. Она всем принесла беду, постучавшись в каждый дом: жены потеряли мужей, матери - сыновей, дети вынуждены были остаться без отцов. Множество людей прошли через нее, испытали все эти ужасы, но им удалось выстоять и победить в тяжелейшей из всех войн, когда-либо перенесенных человечеством. Анализ "А зори здесь тихие" начнем с краткого описания событий, попутно комментируя их.

Борис Васильев в начале войны служил молодым лейтенантом. В 1941 году он ушел на фронт, еще будучи школьником, и через два года был вынужден покинуть армию в связи с тяжелой контузией. Таким образом, войну этот писатель знал не понаслышке. Поэтому его лучшие произведения - именно о ней, о том, что человеку удается остаться человеком, лишь выполнив до конца свой долг.

В произведении "А зори здесь тихие", содержание которого составляет война, она ощущается особенно остро, поскольку повернута непривычной для нас гранью. Все мы привыкли ассоциировать с ней мужчин, а здесь главные герои - девушки, женщины. Они встали против врага одни посреди земли русской: озер, болот. Противник - выносливый, сильный, беспощадный, хорошо вооруженный, многократно превосходит их по числу.

События разворачиваются в мае 1942 года. Изображается железнодорожный разъезд и его командир - Федор Евграфыч Васьков, 32-летний мужчина. Солдаты прибывают сюда, но потом начинают гулять и пить. Поэтому Васьков пишет рапорты, и в конце концов ему присылают девчат-зенитчиц под командованием Риты Осяниной, вдовы (ее муж погиб на фронте). Затем приезжает Женя Комелькова, вместо убитой немцами подносчицы. У всех пяти девушек был свой характер.

Пять разных характеров: анализ

"А зори здесь тихие" - это произведение, в котором описаны интересные женские образы. Соня, Галя, Лиза, Женя, Рита - пять разных, но в чем-то очень похожих девушек. Рита Осянина - нежная и волевая, отличается душевной красотой. Она - самая бесстрашная, мужественная, она - мать. Женя Комелькова - белокожая, рыжая, высокая, с детскими глазами, всегда смешливая, веселая, озорная до авантюризма, уставшая от боли, войны и мучительной и долгой любви к женатому и далекому человеку. Соня Гурвич - это ученица-отличница, утонченная поэтическая натура, как будто вышедшая из книги стихов Александра Блока. всегда умела ждать, она знала, что предназначена для жизни, и невозможно ее миновать. Последняя, Галя, всегда активнее жила в воображаемом мире, чем в действительном, поэтому очень боялась этого беспощадного ужасного явления, которое представляет собой война. "А зори здесь тихие" изображает эту героиню смешной, так и не повзрослевшей, неуклюжей по-детски детдомовской девочкой. Побег из детского дома, записки и мечты... о длинных платьях, сольных партиях и всеобщем поклонении. Она хотела стать новой Любовью Орловой.

Проведенный анализ "А зори здесь тихие" позволяет сказать, что никто из девушек так и не смог осуществить свои желания, потому что они не успели прожить жизнь.

Дальнейшее развитие событий

Герои "А зори здесь тихие" сражались за Родину, как никто, никогда и нигде не дрался. Они всей душой ненавидели врага. Девушки выполняли приказы всегда четко, как и следует молодым солдатам. Они испытали все: потери, переживания, слезы. Прямо на глазах этих бойцов умирали их хорошие подруги, но девушки держались. Они стояли насмерть до самого конца, никого не пропустили, и таких патриотов были сотни и тысячи. Благодаря им удалось отстоять свободу Родины.

Смерть героинь

Разная смерть была у этих девушек, как и разными были жизненные пути, по которым следовали герои "А зори здесь тихие". Рита была ранена гранатой. Она понимала, что не сможет выжить, что рана смертельна, а умирать придется мучительно и долго. Поэтому, собрав остаток сил, она выстрелила себе в висок. У Гали смерть была столь же безрассудной и болезненной, как и сама она - девушка могла бы спрятаться и сохранить себе жизнь, но не сделала этого. Остается лишь предполагать, что двигало ей тогда. Возможно, просто минутное смятение, возможно, трусость. У Сони смерть была жестока. Она даже не сумела понять, как лезвие кинжала пронзило ее жизнерадостное молодое сердце. У Жени - немного безрассудная, отчаянная. Она до самого конца верила в себя, даже когда уводила от Осяниной немцев, ни на миг не сомневалась в том, что все завершится благополучно. Поэтому даже после того, как первая пуля попала ей в бок, она лишь удивилась. Ведь так неправдоподобно, несуразно и глупо было умирать, когда тебе всего девятнадцать лет. Смерть Лизы случилась неожиданно. Это была очень глупая неожиданность - девушку затянуло в болото. Автор пишет, что до последнего мгновения героиня верила, что "завтра будет и для нее".

Старшина Васков

Старшина Васков, о котором мы уже упомянули в кратком изложении "А зори здесь тихие", остается в итоге один среди муки, беды, наедине со смертью и тремя пленными. Но теперь у него впятеро больше сил. То, что было в этом бойце человеческого, лучшего, но спрятанного глубоко в душе, раскрылось внезапно. Он перечувствовал и пережил и за себя, и за его девочек-"сестричек". Старшина сокрушается, он не понимает, почему это произошло, ведь им детей рожать надо, а не умирать.

Итак, по сюжету все девушки погибли. Что же руководило ими, когда они шли в бой, не жалея собственной жизни, отстаивая свою землю? Возможно, всего лишь долг перед Отчизной, своим народом, возможно, патриотизм? Все смешалось в этот момент.

Старшина Васков в итоге винит во всем себя, а не ненавистных ему фашистов. Как трагический реквием воспринимаются его слова о том, что он "всех пятерых положил".

Заключение

Читая произведение "А зори здесь тихие", невольно становишься наблюдателем будней зенитчиков на разбомбленном разъезде в Карелии. В основу этой повести положен эпизод, незначительный в огромных масштабах Великой Отечественной войны, но о нем рассказано так, что все ее ужасы встают перед глазами во всем своем уродливом, страшном несоответствии с сущностью человека. Оно подчеркивается и тем, что названо произведение "А зори здесь тихие", и тем, что ее герои - девушки, вынужденные участвовать в войне.

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА В ПОВЕСТИ Б. Л. ВАСИЛЬЕВА «А ЗОРИ ЗДЕСЬ ТИХИЕ … »

1.Вступление.

Отражение событий военных лет в литературе.

2. Основная часть.

2.1 Изображение войны в повести.

2.2 Галерея женских образов.

2.3 Старшина Васков — главный герой повести.

2.4 Образ врага в повести.

3. Заключение.

Истинный патриотизм.

Я только раз видала рукопашный.

Раз — наяву. И тысячу — во сне.

Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне.

Ю.В. Друнина

Великая Отечественная война — одно из определяющих событий в истории нашей страны. Практически нет ни одной семьи, которую бы не затронула эта трагедия. Тема Великой Отечественной войны стала одной из главных тем не только в литературе, но и в кинематографии, изобразительном искусстве ХХ века. В первые же дни войны появились очерки военных корреспондентов, произведения писателей и поэтов, оказавшихся на полях сражений. Было написано огромное

количество рассказов, повестей и романов о войне. Повесть Бориса Львовича Васильева «А зори здесь тихие … » — одно из наиболее лирических произведений о войне. События повести разворачиваются в 1942 году на севере России, в батальоне, куда судьба после ранения забросила главного героя, старшину Васкова, Героя назначают командовать «женским» взводом девушек-зенитчиц. Автор рисует женщин разных, не похожих друг на друга, но объединённых одной целью — борьбой с врагом Родины. По воле судьбы героини оказались на войне, там, где женщине не место. Каждая из девушек уже столкнулась со смертью, с болью утраты. Ненависть к врагам — вот, что движет ими, что даёт им силы для борьбы.

Рита Осянина — командир первого отделения взвода. Её муж-пограничник погиб на второй день войны «в утренней контратаке», а сын живёт у родителей. Рита ненавидит врагов «тихо и беспощадно». Она сурова, замкнута, строга к себе и другим бойцам.

Женя Комельнова — яркая красавица, высокая, рыжеволосая. У Жени, как и у Риты, тоже есть «личный счёты» к фашистам. На её глазах расстреляли всю семью. После этой трагедии Женя оказалась на фронте. Несмотря на это, героиня сохранила природную весёлость. Она общительная и озорная, смешливая и кокетливая.

Лиза Бричкина — дочь лесника. Она рано повзрослела, пять лет ухаживала за больной матерью, вела хозяйство, успела поработать в колхозе. Война помешала героине поступить в техникум. Лиза по-крестьянски основательная, знает и любит лес, не боится любой работы, всегда готова прийти на помощь подругам.

Соня Гурвич — девушка из « очень большой и очень дружной» семьи. Её отец был врачом в Минске. Девушка проучилась год в университете, но началась война, её возлюбленный ушёл на фронт, и Соня тоже не смогла оставаться дома.

О судьбе семьи, оказавшейся в оккупированном фашистами Минске, Соня ничего не знает. Она живёт надеждой, что им удалось уцелеть, хотя понимает, что надежда эта призрачная. Соня умная и образованная, «отличница в школе и университете», владеет немецким в совершенстве, любит поэзию.

Галя Четвертак воспитывалась в детском доме, она подкидыш. Может быть, поэтому она живёт в воображаемом мире, придумывает себе маму -«медработника», может приврать. На самом деле это не ложь, говорит автор, а «желания, выдаваемые за действительность». Мечтательная по характеру

девушка поступила в библиотечный техникум. А когда она училась на третьем курсе, началась война. Гале отказали в военкомате, так как она не подходила ни по росту, ни по возрасту, но она проявила недюжинное упорство и «В порядке

исключения» её послали в зенитную часть.

Героини не похожи друг на друга. Именно этих девушек старшина Васков берёт с собой, чтобы проследить за немцами. Но врагов оказывается не двое, а намного больше. В результате все девушки погибают, в живых остается только

старшина. Смерть настигает героинь в разных ситуациях: и по неосторожности в болоте, и в неравном бою с врагами. Васильев восхищается их героизмом. Нельзя сказать, что девушкам незнакомо чувство страха. Впечатлительная Галя Четвертак очень напугана смертью Сони Гурвич. Но девушке удаётся преодолеть страх, и в этом её сила и мужество. В моменты гибели ни одна из девушек не жалуется на судьбу, никого не обвиняет. Они понимают, что их жизни принесены в жертву во имя спасения Родины. Автор подчеркивает неестественность происходящего, когда женщина, чьё предназначение — любить, рожать и воспитывать детей, вынуждена убивать. Война — ненормальное состояние для человека.

Главный герой повести — старшина Федот Васков. Он происходит из простой семьи, доучился до четвёртого класса и вынужден был бросить школу, так как умер отец. Тем не менее позже он закончил полковую школу. Личная жизнь у

Васкова не удалась: жена сбежала с полковым ветеринаром, а маленький сын умер. Васков уже успел повоевать, был ранен, имеет награды. Девушки-бойцы сначала посмеивались над своим простоватым командиром, однако вскоре оценили его смелость, прямоту, душевную теплоту. Он всячески старается помочь девушкам, впервые столкнувшимся лицом к лицу с врагом. Рита Осянина просит Васкова позаботиться о её сыне. Через много лет уже пожилой старшина и взрослый сын Риты установят на месте её гибели мраморную плиту. Образы врагов нарисованы автором схематично и лаконично. Перед нами не конкретные люди, их характеры и чувства не описаны автором. Это фашисты, захватчики, посягнувшие на свободу другой страны. Они жесток и и беспощадны. Такое

4 / 5. 4