Абориген Австралии. Австралийские аборигены - фото. Коренные жители австралии

Сложностью не отличалось.

Фрукты, ягоды и насекомых ели в сыром виде. Остальные продукты жарили или запекали. Огонь поучали трением двух кусков дерева. Работа по извлечению огня занимала от получаса до часа. Убитую дичь бросали прямо в костер, затем, когда сгорала шерсть, вынимали, потрошили, счищали остатки шерсти и запекали на углях. Так готовили мясо, рыбу и небольших черепах. Если животные были крупными, как кенгуру, то мясо оставалось полусырым. Нередко с него стекала кровь, это считалось деликатесом. Орехи, семена, коренья запекали в пепле костра. Более изысканным было приготовление пищи в земляной печи. Для земляной печи копали яму глубиной в полметра и разводили в ней костер, куда клали камни. Когда костер прогорал, уголь и пепел удаляли; в яме оставляли лишь раскаленные камни. Туда клали крупную дичь, рыбу и овощи. Больших черепах обкладывали раскаленными камнями и готовили прямо в панцире.

До прихода европейцев, диета аборигенов была хорошо сбалансирована и содержала оптимальное для организма соотношение белков, жиров и углеводов. Многие блюда, запеченные в земляной печи, удовлетворили бы любого гурмана. Удивительно приятный напиток приготовляли из нектара цветов, опущенных в воду. Очень вкусны орехи макадамии, ныне пользующиеся коммерческим спросом. Другие деликатесы – ящерицы, личинки, бабочки и медовые муравьи, вряд ли устроят белых австралийцев. Но наиболее отталкивающим выглядит употребление в пищу человеческого мяса.


Каннибализм

Каннибализм у австралийских аборигенов встречался у многих племен, но практиковался нечасто. Иногда, при нехватке пищи или из ритуальных целей, убивали новорожденных детей, чаще девочек, причем убитых не хоронили, а съедали. Встречались и чисто ритуальные формы каннибализма: поедание трупов умерших родичей, поедание воинами тел и, особенно, сердец убитых врагов и обряд поедания человеческого мяса при инициации (посвящении юноши в мужчину). При всем том, аборигены Австралии не были регулярно практикующими людоедами, их каннибализм не носил систематический характер и не служил подспорьем в питании. Живший среди аборигенов Сид Кайл-Литтл пишет:

«Туземцы Ливерпул Ривер не убивали людей для еды. Они ели человеческое мясо из суеверия. Если они убивали стоящего человека в бою, они съедали его сердце, веря, что наследуют его храбрость и силу. Они съедали его мозг, потому что знали, что там находятся его знания. Если они убивали быстрого бегуна, они съедали часть его ног, надеясь приобрести его скорость».

Интересны объяснения самих аборигенов причин людоедства. В 1933 г. старый вождь с острова Ям поведал журналисту Колину Симпсону, что при инициации ему дали мелко нарубленное человеческое мясо, перемешанного с мясом крокодила. Юноше стало тошно. Целью было «сделать сердце сильным изнутри». Симпсон также описывает, как при рождении ребенка супруги, уже имевшие первенца, ритуально убили новорожденного и накормили его мясом старшего ребенка, чтобы сделать его сильным. Среди других племен родственники съедали кусочки жира покойника из уважения к его памяти. «Мы съели его, – объясняет абориген, – потому что знали его и любили его».


4.4. Семья и брак

Очень сложной была система родства, определявшая брачные отношения. Элементарной ячейкой была семья, но у ребенка матерями считались, кроме матери, ее сестры, а отцами – отец и его братья. Все их дети были «братья» и «сестры». Дети от братьев «матерей» и сестер «отцов» считались двоюродными братьями и сестрами. «Братья» и «сестры» имели общего духа-хранителя или тотем в виде животного, растения или явления природы и относились к одной брачной фратрии, или, как говорили аборигены, одному типу кожи . Многие племена имели четыре фратрии, хотя нередко их было восемь и даже нечетное число. Система фратрий исключала кровнородственные браки внутри племени. Так при четырехчленном делении, мужчины и женщины определенной фратрии могли искать жену или мужа только в одной из четырех фратрий, а с остальными тремя, включая собственную, брак запрещался. Нарушение запрета брака каралось смертью.

Брак обычно устраивали старшие. Молодой человек имел мало шансов получить невесту по вкусу. Невесту ему выбирали влиятельные пожилые мужчины рода. В племени тиви юноше, прошедшему инициацию, обычно обещают в жены еще не родившуюся дочь от сверстницы из «правильной» фратрии: она уже замужем за мужчиной, по возрасту годящимся ей в отцы. С этого момента юноша начинает «зарабатывать» невесту, доставляя ее матери часть добытой дичи. Но жизнь идет, и молодой человек не только мечтает о грядущем счастье, но оглядывается по сторонам и лет в тридцать, если он хороший охотник, женится на женщине, часто старшей по возрасту, вдове одного из усопших патриархов. Позже он обзаводится более молодой вдовой.


Женщина племени ларракия. Северная Австралия. Шрамы на спине означают, что она вдова. Юные женщины сначала поступают в гаремы престарелых мужчин, а когда вдовеют, то выходят замуж за молодых мужчин. Чем больше печаль по усопшему мужу, тем больше рубцов… и привлекательности для молодых мужчин. T.A. Joyce and N.W. Thomas. Women of all nations. 1908. London: Cassel and Co. Фото: Dr. Ramsay Smith and P. Foelsche. Wikimedia Commons.

Лет в пятьдесят, мужчина, наконец, соединяется со своей нареченной. Обычно к этому времени у него, – теперь уважаемого члена племени, на подходе еще несколько невест. Наш герой достиг вершины общественного положения. Его жены родили или собираются родить дочек, поэтому женихи всячески «его обхаживают. Они приносят вкуснейшее мясо дюгоня и жирных гусей». Патриарх проводит старость в почете и достатке. Когда он умирает, его вдовы достаются молодым, еще не женатым мужчинам. Круг замыкается. Но все это относится к умным и умелым мужчинам – недотепа, чаще всего остается без жены.

Сходным образом устраивалась брачная жизнь во всех племенах. Различались лишь детали. В одних племенах жених отдает часть добычи матери невесты, в других – отцу; где-то он дает лишь долю добытого, в других местах преподносит самое лучшее. Решение о помолвке обставляется церемонией. В племени лоритья помолвка объявляется в присутствии всех членов рода. К жениху, лет 12-и – 15-и, а то и пяти, подходит мать невесты и заявляет: «Ох, не скоро ты возьмешь ее в жены! Только когда мужчины прикажут тебе, возьмешь ты ее в жены! А до того времени и не думай о ней!». А родственники жениха потрясают дубинками и приговаривают: «Мы даем тебе эту девушку, одну только эту. Когда она вырастет и когда все мужчины ее тебе дадут, ты сможешь ее взять. А до того времени и не думай о ней!».


4.5. Сексуальные отношения

Аборигены считают сексуальность естественным желанием, нуждающимся в удовлетворении. В отличие от европейцев, они считали нормальным эротический интерес у детей. В племени йолингу среди детей была распространена игра ниги-ниги, имитирующая половой акт, причем взрослые относятся к ней совершенно спокойно. В период полового созревания мальчики подвергались обрезанию, а девочки лишению девственности. Причиной обрезания была вера, что при совокуплении необрезанный член может повредить женщину. Обрезание было тайным ритуалом. Женщины танцевали неподалеку, но наблюдать за процессом им запрещалось. Старшие мужчины открывали мальчику смысл священных песен, а на заре, образовав из своих тел стол, совершали обрезание. Крайнюю плоть мужчины съедали или в других племенах отдавали мальчику, и он носил ее в мешочке на шее.

У некоторых племен, в частности, аранда в Центральной Австралии, спустя месяц после обрезания проводили продольное рассечение члена. Для этого частично возбужденный член разрезали вдоль уретры, чтобы сделать его подобным члену самца эму с продольной ложбинкой или раздвоенному члену сумчатого зайца валлаби. После такой операции рассечённый член при возбуждении выворачивался наружу и сильно утолщался, что, по мнению аранда, может доставить женщине не меньше удовольствия, чем самка валлаби получает от двурогого члена самца. Обряд продольной надсечки не был связан с контрацепцией, как раньше считали, ведь по понятиям аборигенов семя вообще не связано с зачатием. Они отрицали физическую роль отца и матери и верили, что психические силы отца вызывают из мира сновидений тотем зачатия духа ребенка, который вселяется в мать. Там он и растет до рождения.

Ритуал дефлорации (лишения девственности) описан у нескольких племен Австралии. Аборигены Земли Арнхем еще в 40-е гг. ХХ в. изготовляли для посвящаемых девушек укрытие с входом, известным как священное влагалище. Там девушки, скрытые от мужских взоров, жили некоторое время. Старшие женщины учили их песням, танцам и священным мифам. На рассвете последнего дня девушки совершали ритуальное купание. К этому времени мужчины уже изготовили бумеранги с уплощенными концами. Девушек, мужчин и бумеранги натирают красной охрой, символизирующей кровь. Мужчины бумерангами дефлорируют девушек или имитируют дефлорацию, если девственность уже утрачена. Затем мужчины и девушки совокупляются. В другом племени будущий муж и его «братья» похищают намеченную для брака девушку, по очереди имеют с ней секс, а затем отводят на стоянку к мужу. Описан ритуал, когда мужчины лишают девушку девственности пальцами или палкой в виде члена. Затем, они по очереди совокупляются с ней, собирают собственное семя и выпивают его.

Австралийские аборигены высоко ценили половой акт. Для них он означал круговорот природы, смену сезонов, размножение людей, животных, растений, и, таким путем, поддержание запасов пищи. У диери ритуальное совокупление четырёх пар мужчин и женщин считалось средством повышения плодовитости страусов эму. Мужчин особо занимал половой член. В некоторых племенах мужчины при встречах в знак приветствия поглаживали свой член или касались рукой члена встречного. Женщины отличались в сексуальных танцах. В плясках корробори, исполнявшихся в полнолуние или при свете костров, раскрашенные мужчины олицетворяли воинственное, а женщины сексуальное начало. Пляшущие девушки трясли ягодицами и грудями и мимикой оповещали, что готовы встретить юношей в известных им местах.

Все же у девушек, точнее, девятилетних девочек, обычно, первым мужчиной был муж. Мальчики начинали сексуальную жизнь позже, в 12–14 лет. Как правило, у них были связи со сверстницами и замужними женщинами. Аборигены терпимо относились к внебрачному сексу, если не нарушались запреты кровного родства. Женщины и мужчины, состоящие в браке, нередко заводили романы на стороне. Особенно страдали престарелые мужья. Молодые жены то и дело изменяли им с жаждущими ласк юношами. Патриарх мог побить неверную жену и слегка ранить копьем обидчика, а тот должен был это стерпеть, но серьезная рана вызывала всеобщее осуждение.

Располагаясь на ночлег, пожилой мужчина клал одну или две самых молодых жены возле себя, а прочими женами жертвовал – располагал снаружи по окружности и деликатно не замечал происходящего там. Внебрачные связи гораздо чаще, чем браки, были основаны на внешней привлекательности и на ухаживании, включающем пение песен и небольшие подарки. Очень часто, чтобы добиться желанной цели, использовали любовную магию – волшебные песни, наскальные рисунки любимой, магию отрезанных голов птиц, гуденье в раковины.

Особое место занимало предложение мужьями своих жен на праздничных церемониях, где собирались аборигены с обширной территории. Там нередко мужчины одной фратрии или племени приглашали чужих мужчин воспользоваться их женами. Вот так, согласно Спенсеру и Гиллену (1927), это выглядело на празднике племени аранда :

«Старый мужчина, глава тотема тьяпелтьери , привел с собой одну из жен и, оставив ее в кустах, подошел к мужчине тотема тьюпила из племени воргайа , одному из племенных отцов женщины. Пошептавшись с ним некоторое время, он отвел его в место, где была спрятана женщина, и тот лег с ней. Тем временем мужчина тьяпелтьери вернулся на место церемонии, сел и стал петь вместе со всеми мужчинами. Тьюпила вернулся и сзади обнял его, а в ответ мужчина тьяпелтьери потер его ноги и руки … и потом он пригласил других мужчин тьюпила , (племенных отцов женщины) и мужчин такомара (племенных братьев женщины), но они все отказались».

Тут характерно, что мужчина фратрии тьюпила , принявший предложение, был гостем, а мужчины тьюпила , отклонившие предложение, местные. То есть, предложение женщины отклоняли, если мужчины живут рядом.

Кроме праздничных развлечений, группы мужчин аранда нередко совершали походы к соседям с целью найти и убить колдуна, наведшего порчу на членов рода. Обычно они предлагали предполагаемому колдуну женщину. Если тот принимал дар и сближался с женщиной, – значит, он безобидный человек. Но если он отвергал женщину, – участь его была печальна. Так с помощью женщин аборигены скрепляли узы дружбы между соседними племенами и наказывали врагов. В отличие от более «культурных» народов, аборигены почти не знали гомосексуализма. Одним из исключений были бора на севере Квинсленда, где подобно папуасам мальчики при инициации имели оральный секс с мужчинами и глотали их семя.


4.6. Аборигены сегодня

Нравы австралийских аборигенов, описанные в этой главе, почти исчезли. В ходе европейской колонизации племена Южной, Восточной и Юго-Западной Австралии вымерли или потеряли культуру. Наблюдения из жизни аборигенов относятся к племенам Центральной и Северной Австралии конца XIX – середины ХХ в. Сейчас и они во многом изменили образ жизни. Но набирает силу движение по возрождению культурных традиций аборигенов. Разумеется, не ритуального каннибализма и убийств колдунов, а понимания природы, знания легенд, своей истории и родословной, песням и танцам корробори под звездами у костров.

Внешний облик, языки

Аборигены или коренные жители Австралии принадлежат, к австралоидной расе. На взгляд европейцев, аборигены красотой не блещут. У них темно-шоколадная, почти черная кожа, волнистые или кудрявые волосы, очень широкий бесформенный нос, толстые губы и развитое надбровье. У мужчин обильный рост волос на лице и теле. Телосложение худощавое, несколько астеничное; рост средний, иногда высокий. Объем мозга один из самых низких в мире, что не раз использовали для доказательства умственной отсталости аборигенов. Но нужно помнить, что объем мозга положительно связан с мышечной массой тела (поэтому у мужчин мозг больше, чем у женщин), а масса тела у аборигенов мала.


Атака с бумерангом. Племя луритья. Центральная Австралия. 1920.


Аборигенка с ребенком. Западная Австралия. 1916. Национальный музей Австралии.

Несмотря на обширность континента, локальные различия невелики. Аборигены юга Австралии ниже ростом, чем северяне, более широконосы и волосаты. Племена в низовьях реки Муррей исключительно волосаты: длина волос на груди и теле мужчин доходит до 10 см, и даже у женщин растут борода и усы. В Центральной Австралии, у детей, при очень темной коже, нередки светлые, даже белокурые волосы. С возрастом, волосы темнеют и приобретают каштановый или рыжеватый оттенок. Чистокровные аборигены Тасмании (ныне остались только метисы) имели курчавые, как у папуасов, волосы и самый широкий нос в мире.

Австралийские аборигены подразделялись на племена. К концу XVIII в. (времени прихода европейцев) в Австралии жило 400–700 племен. Численность племени составляла от 100 до 1500 человек. Каждое племя имело свой язык или диалект языка, обычаи и территорию проживания. Крупные племена, занимающие большую территорию, могли говорить на родственных диалектах одного языка. В свою очередь, соседние племена также нередко говорили на разных диалектах одного языка. До начала колонизации европейцами в Австралии насчитывалось около 200 самостоятельных языков, не считая диалектов.


Материальная культура

Аборигены были охотниками и собирателями, жившими в каменном веке. Мужчины занимались охотой на кенгуру и других сумчатых, страуса эму, птиц, черепах, змей, крокодилов, ловили рыбу. При охоте нередко использовали прирученных динго. Женщины и дети собирали орехи, семена, ягод, съедобные коренья, птичьи яйца, насекомых и личинки. Женщины готовили пищу и переносили нехитрый скарб во время кочевок. Аборигены вели кочевой образ жизни и спали в наскоро возведенных шалашах и под открытым небом. Лишь при продолжительных стоянках строили постоянные шалаши. Одежды у них почти не было, – носили набедренные повязки или ходили голые. Тело раскрашивали. Аборигены не знали лука и стрел и при охоте использовали копья, дротики с копьеметалкой и некоторые племена – бумеранги. Для ловли рыб применяли остроги, лески с крючком и специальные рыбные ловушки.


Религиозные воззрения

В отличие от примитивного быта, духовная культура австралийских аборигенов была довольно развитой. Окружающий мир воспринимался ими как единство духов, людей, животных и природы. Центральное место занимала мифология цикла Времена снов, объединяющая прошлое, когда произошло сотворение мира, настоящее и будущее. Важную роль в актах творения имел Радужный Змей, создатель гор и пещер. Вселенная аборигенов состояла из неба, земли и подземного мира. Лучшим местом было небо, где жили души умерших и божественные существа. На небесной равнине много воды и царит изобилие. Звезды – это костры стоянок небесных жителей. Сильные шаманы могут путешествовать на небо и возвращаться на землю. Аборигены почитали и боялись шаманов, владевших магией и колдовством. Но и простые люди прибегали к магическим обрядам для удачной охоты, любовных успехов и нанесения вреда врагу.

, тасманийцы

Образцы рукоделия аборигенов

Ныне большинство аборигенов опираются на государственную и иную благотворительность . Традиционные способы жизнеобеспечения (охота , рыболовство и собирательство , у части островитян Торресова пролива - ручное земледелие) почти полностью утрачены.

Типы австралийских аборигенов

  • Мюррейский тип
  • Карпентарийский тип
  • Барринеанский тип

До появления европейцев

Заселение Австралии происходило 50-40 тысяч лет назад. Предки австралийцев пришли из Юго-Восточной Азии (в основном по плейстоценовому континентальному шельфу, но и преодолев не менее 90 км водных преград). Первые обитатели Австралии были людьми чрезвычайно массивными и очень крупными .

Современный антропологический облик австралийские аборигены приобрели ок. 4 тыс. лет назад .

С дополнительным притоком переселенцев, прибывших морем около 5 тыс. лет назад, вероятно, связано появление на континенте собаки динго и новой каменной индустрии. До начала европейской колонизации культура и расовый тип австралийцев претерпели существенную эволюцию.

По новейшим данным считается, что коренные австралийцы являются потомками первых людей современного типа, которые мигрировали из Африки почти 75 000 лет назад .

Культура

Ко времени появления людей европейского типа (XVIII век) численность аборигенов составляла по разным оценкам от 750 тысяч до 3 миллионов человек, объединённых в более чем 500 племён, имевших сложную социальную организацию, различные мифы и ритуалы и говоривших более чем на 250 языках .

Хотя австралийские аборигены не имели письменности, они использовали символические рисунки для передачи информации о древних легендах, а также счётные знаки в виде насечек на палочках.

Традиционный рацион составляют дикие животные, насекомые, рыба и моллюски, фрукты и коренья. Из дикорастущих злаков изготавливаются лепёшки, запечённые на углях .

Согласно воспоминаниям ссыльного англичанина Уильяма Бакли , свыше 30 лет прожившего среди аборигенов на территории современного штата Виктория в первой трети XIX века, каннибализм не был для них характерен . Однако, по утверждениям Сида Кайл-Литтла, жившего среди аборигенов Ливерпул Ривер (Северная территория) в первой пол. XX в., некоторые из них периодически практиковали ритуальный каннибализм, либо прибегали к нему в случае крайней необходимости .

Астрономические и космологические представления

Австралийские аборигены считали, что существует не только наша физическая реальность, но и другая реальность, населённая духами предков. Наш мир и эта реальность пересекаются и взаимно влияют друг на друга .

Одним из мест, где встречаются мир «снов» и реальный мир, является небо: действия предков проявляются в появлении и движении Солнца , Луны , планет и звёзд , однако и действия людей могут повлиять на происходящее на небе .

Несмотря на наличие у аборигенов определённых сведений о небе и объектах на нём, а также на отдельные попытки использовать небесные объекты в календарных целях, нет сведений о том, что какое-либо из племён аборигенов использовало календарь , связанный с фазами луны ; не использовались небесные объекты и для навигации .

Колониальный период

Колонизация, начавшаяся в XVIII веке, сопровождалась целенаправленным истреблением австралийцев, обезземеливанием и вытеснением в экологически неблагоприятные районы, эпидемиями, и привела к резкому снижению их численности - до 60 тыс. в 1921 году . Однако государственная политика протекционизма (с конца XIX века), в том числе создание охраняемых властями резерваций , а также материальная и медицинская помощь (особенно после 2-й мировой войны) способствовали росту численности австралийцев.

Примерно с 1909 по 1969 годы, но в некоторых регионах и в 1970-е годы, дети австралийских аборигенов и полукровок изымались из своих семей. Детям запрещалось использовать для общения родной язык, давалось начальное образование, достаточное для работы по хозяйству и на фермах. Родителям запрещалось общение с отобранными детьми, в том числе даже переписка. Фактически проводилась политика «отбеливания» коренного населения, насильственного уничтожения их языков, традиций, обычаев и культуры.

К середине 1990-х годов численность аборигенов достигла примерно 257 тыс. человек, что составляет 1,5 % всего населения Австралии.

Современное положение

В настоящее время темпы роста численности аборигенов (в силу высокой рождаемости) значительно превышают среднеавстралийские, хотя уровень жизни существенно ниже среднеавстралийского. В 1967 году ранее предоставленные аборигенам гражданские права были закреплены юридически. С конца 1960-х годов развивается движение за возрождение культурной самобытности, за обретение юридических прав на традиционные земли. Во многих штатах изданы законы, предоставляющие земли резерваций в коллективное владение австралийцев на условиях самоуправления, а также охраняющие их культурное наследие.

Известными представителями австралийских аборигенов являются художник Альберт Наматжира , писатель Дэвид Юнайпон , футболист Дэвид Виррпанда , телеведущий Эрни Динго , актёр и рассказчик Дэвид Галпилил (Гулпилил), певица Джессика Маубой (смешанного австралийско-тиморского происхождения), певец Джеффри Гуррумул Юнупингу , австралийская легкоатлетка, олимпийская чемпионка 2000 года в беге на 400 метров Кэти Фримен .

С 2007 года в Австралии существует Национальное аборигенное телевидение Австралии , работающее наряду с другим вещанием для национальных общин страны SBS (транслирует на 68 языках, включая русский). Эти программы, начатые как внутреннее вещание, с развитием сети Интернет теперь доступны по всему миру. Хотя Национальное аборигенное телевидение Австралии работает на английском языке из-за малоупотребительности аборигенных языков, оно предоставляет возможность внутренней и международной аудитории изучать аборигенные языки с помощью телеуроков, запущенных с 2010 года.

Культура аборигенов в кино

  • - «Обход » - фильм британского режиссёра Николаса Роуга по роману Джеймса Маршалла (1959), посвящённый неудачной попытке белых детей подружиться с подростком-аборигеном, проходящим обряд инициации .
  • - «Последняя волна », фильм известного австралийского режиссёра Питера Уира .
  • - «Там, где мечтают зелёные муравьи » - экологическая притча Вернера Херцога о безуспешных попытках аборигенов отстоять дикую природу и вековую культуру своих предков от неуклонно надвигающейся западной цивилизации.
  • - «Данди по прозвищу «Крокодил» » - приключенческая комедия.
  • - «Крокодил Данди 2 ».
  • - «Куигли в Австралии » - фильм режиссёра Саймона Уислера об американском стрелке с Дикого Запада, нанятом белыми поселенцами для истребления аборигенов, но вставшим вместо этого на их сторону.
  • - «Крокодил Данди в Лос-Анджелесе ».
  • - «Клетка для кроликов », рассказывает о попытках «перевоспитания» детей австралийских аборигенов.
  • - «Предложение» . На фоне борьбы колониальных властей с бандой ирландских мигрантов разворачиваются эпизоды геноцида аборигенов и насилия над ними.
  • - «Десять лодок », из жизни австралийских аборигенов, пользовавшийся успехом в мировом кинопрокате и даже отмеченный специальной премией Каннского фестиваля. Всё актёры фильма были аборигенами и говорили на своём родном языке йолнгу-матха.
  • - «Джиндабайн (англ.) русск. », сюжет фильма построен на «заговоре молчания» вокруг убийства аборигенной девушки.
  • - «Самсон и Далила» , художественный фильм австралийского режиссёра Уорвика Торнтона , рассказывающий о современной нелёгкой жизни австралийских аборигенов в изолированных сообществах.
  • - Тропы - фильм режиссёра Джон Кёррана по одноимённой книге австралийской писательницы Робин Дэвидсон , основанной на её девятимесячном путешествии через австралийские пустыни.
  • - «Страна Чарли» (англ. Charlie’s Country ) - драма австралийского режиссёра нидерландского происхождения Рольфа де Хира (англ.) русск. , посвященная судьбе пожилого аборигена Чарли (актер Дэвид Галпилил (англ.) русск. ), отвергающего цивилизацию и безуспешно пытающегося жить по заветам предков.
  • - «Тайная река» - телесериал австралийского режиссёра Даины Рейд по мотивам одноимённого романа (англ.) русск. Кейт Гренвилль (англ.) русск. , в основе сюжета которого - столкновения ссыльных поселенцев-англичан с аборигенами в начале XIX века.
  • - «Сладостный край» (англ. Сладостный край (англ.) русск. ) - детективная драма австралийского режиссёра Уорвика Торнтона , в основе сюжета которой - преследование фермеров-аборигенов в 1920-е годы.

См. также

Примечания

  1. ANU.edu.au
  2. от «буш » - типичные для некоторых районов Африки и Австралии обширные пространства, поросшие кустарником или низкорослыми деревьями
  3. , с. 38.
  4. Генетики: австралийцы находились в изоляции 50 000 лет / Новости / Моя Планета
  5. Natural Human Fertility Авторы: Peter Diggory

Содержание статьи

АВСТРАЛИЙСКИЕ АБОРИГЕНЫ , коренное население австралийского материка, включающее некоторые прибрежные островные группы. Представлено двумя коренными народами, одним из которых являются коренные насельники Австралии, другим – островитяне пролива Торреса. Обладая в среднем одинаковым ростом с европейцами, этот темнокожий народ по расовому типу отличается от других народов и классифицируется как австралоидный. Островитяне пролива Торреса занимают многочисленные малые острова в проливе, отделяющем Австралию от Новой Гвинеи . Они, как и народы Новой Гвинеи, в основном меланезийского происхождения. При переписи 1991 года 228 709 человек идентифицировали себя как аборигенов, а 28 624 человека – как островитян пролива Торреса. Их доля в населении Австралии составила соответственно 1,36% и 0,17%.

Происхождение.

Заселение Австралии человеком началось, вероятно, 50 или 60 тыс. лет тому назад, хотя по некоторым гипотезам этот срок удлиняется и до 100 тыс. лет. Судя по имеющимся свидетельствам, народ, ставший аборигенным, прибыл в Австралию из юго-восточной Азии на плотах или каноэ. Однако вопрос о том, был ли процесс переселения относительно кратким по времени или растянутым на тысячелетия, и был ли он случайным или целенаправленным, остается все еще без определенного ответа.

Первоначальные насельники были собирателями, охотниками и рыболовами, нуждавшимися в территориях вблизи постоянных источников пресной воды. Когда численность какой-либо группы увеличивалась настолько, что пищевые запасы в пределах ее территории оказывались под угрозой исчерпания, от нее отделялась новая подгруппа для обживания новых земель; в итоге вся территория Австралии оказалась освоенной. По мере того как группы аборигенов сталкивались с новыми для них условиями окружающей среды и климата, стиль их жизни в различных частях континента адаптировался к местным условиям. Условия варьировались, начиная от саванны, тропических лесов и мангровых болот севера, от коралловых атоллов северо-восточного побережья, от районов лесов, лугов и пастбищ, а также приречных, озерных и дельтовых систем умеренного пояса юго-востока и юго-запада, до центральных и западных пустынь и до холодных субальпийских зон крайнего юго-востока. С течением времени произошла также и диверсификация культуры, приведшая к тому социальному, культурному и языковому разнообразию, которое было характерно для жизни австралийцев-аборигенов в 1788, когда на континенте начали появляться первые постоянные поселения европейцев.

Характер расселения.

Количественные оценки аборигенного населения на 1788 разнятся между собой. Общепринятая цифра равняется 350 тыс. человек, но некоторые оценки поднимают эту цифру до уровня 1-2 млн. Представляется вероятным, что эпидемии, принесенные еще до 1788 европейскими моряками и торговцами из Индонезии , выкосили значительную часть коренного населения. Оно распределялось неравномерно, будучи относительно плотным вдоль плодородных северных, восточных и юго-восточных полос побережья и немногих непересыхающих рек и редким – в тех полузасушливых и аридных регионах, которые покрывают три четверти земной поверхности Австралии.

Каждая отдельная группа вела полукочевой образ жизни в пределах своего района традиционного собирательства и оставалась главным образом в границах своей собственной территории, за исключением случаев церемоний и торговых обменов, когда разные группы собирались вместе. Со временем происходило, соответственно, отдаление групп друг от друга, и это проявлялось в языке и обычаях. К 1788 существовало около 500 различных групп, каждая со своим собственным языком или диалектом, со своей территорией и своими особенностями социальной организации и обычаев. Такие группы обычно называют племенами, хотя они и не обладали тем иерархическим политическим единством, которое ассоциируется с этим термином. Состоявшее зачастую из нескольких более мелких подразделений племя было известно обычно под единым названием. Центром, вокруг которого происходила жизнедеятельность каждой группы, служил источник воды либо какое-то место неподалеку от него. Он считался историческим домом членов данной группы и животных данного района. В мифах повествовалось о том, как предки и герои группы находили это место, совершали наиболее важные ритуалы и подвиги и там же умирали. Тот исторически неопределяемый период, когда, как считается, совершались эти деяния, аборигены называют Временем Сновидений, и оно служит источником вдохновения и самоидентификации для многих современных аборигенов.

Добывание пищи и орудия труда.

Каждая группа аборигенов обладала собственным запасом знаний относительно источников, способов добывания и приготовления пищи. Помимо соблюдавшихся некоторыми группами табу на определенные виды пищи большинство пользовалось смешанной и относительно богатой пищей из растительных и животных продуктов, состав которой изменялся в зависимости от времени года и условий местной среды. Питательные и целебные свойства природных ресурсов были хорошо известны, и существовали определенные способы их использования. Глубокое знание своих региональных ресурсов позволяло аборигенам выживать в таких условиях среды, которые европейские поселенцы считали чрезвычайно суровыми или непригодными для жизни.

Все изделия аборигенов имели природное происхождение, и разные группы вели обмен друг с другом для получения сырья из отдаленных местностей. Технология изготовления каменных орудий была сложной. Набор каменных орудий включал топоры, ножи, зубила, буравы и скребки. Из дерева аборигены изготовляли копья, копьеметалки, бумеранги, метательные палки, палицы, щиты, палки-копалки, блюда, палочки для разжигания огня, каноэ, музыкальные инструменты и различные церемониальные предметы. Скрученная из растительного волокна, шерсти животных и человеческих волос нить использовалась для изготовления веревок, сетей и нитяных мешков. Из волокон коры, тростника, пальмовых листьев и травы изготавливались корзины и ловушки для рыбы. В районах более прохладного климата обработанные шкуры животных сшивались вместе с помощью костяных игл для изготовления плащей и ковриков. Из раковин делались рыболовные крючки и различные украшения. Личные украшения состояли из наручных и головных повязок; подвесок, шейных ожерельев и браслетов, изготовлявшихся из раковин, кости, зубов и когтей животных, плетенных и витых волокон, а также из пучков перьев и меха.

Как и положено полукочевому народу, его инструмент и орудия труда считались лучшими, если они были легкими. Так, например, каменные орудия эволюционировали в сторону малых форм, а более крупные были многоцелевыми. Другими функциями бумеранга были палка-копалка, палица и музыкальный инструмент; копьеметалка могла использоваться в качестве зубила, если к ручке прикреплялся кремень, или как лезвие, если ее край был заострен.

Традиционная социальная организация.

Локальная группа обычно состояла из нескольких семей, занимавших определенную территорию (обычно называвшуюся имением), которая служила им базой и которой их предки владели со Времени Сновидений. Хотя эта земля и обладала большой ритуальной и эмоциональной значимостью, жизнедеятельность группы не ограничивалась ее пределами. Когда ей приходилось пересекать территорию соседних имений в целях добывания пищи, обмена или для совершения церемониальных действий, то ею соблюдались принципы взаимности, права собственности и правила добрососедского поведения.

Разделение труда происходило по половозрастному принципу. Мужчины охотились на крупных животных, были воинами и блюстителями закона и религии. Женщины собирали растительную пищу и мелких животных и растили детей. Аборигенные группы были в основном эгалитарными без вождей и наследуемого статуса. Однако их общество было геронтократическим. Как накопившие наибольшие знания о природных ресурсах и религии мужчины среднего или более старшего возраста пользовались наибольшим авторитетом и обладали наибольшим престижем. Женщины старших возрастов также обладали большим авторитетом и престижем. В основе социальной организации лежало родство. Родственные отношения отдельного индивида подразделялись на несколько категорий, число которых могло несколько разниться в разных регионах, но принцип сохранялся неизменным: любое лицо, отдаленное в родственном отношении более чем на две ступени, обычно включалось в категорию, называемую по имени более близкого родственника. Это утверждение справедливо для случаев как прямых родственников (родители, внуки, дети и т.д.), так и боковых (братья, сестры, кузены, кузины и т.д.). Состав этих категорий изменялся от одного индивида к другому. Таким образом, в одну и ту же категорию включались мать данного индивида, сестры этой матери и ее параллельные кузины (дочери женщин, приходившихся или считавшиеся приходившимися сестрами матери этой матери). Всех их данный индивид называл «матерью». Подобным же образом дело обстояло с категориями отца, сына, брата матери, сына сестры и другими близкими родичами.

Категорией родственных отношений между одним лицом и другим определялось взаимное поведение обоих лиц во всех случаях социальных и ритуальных действий с детства и до старости. Особенно важным был тот факт, что на основе принадлежности к этим категориям брачными правилами устанавливалась предпочтительность внутриплеменных браков (обычно между конкретными типами кузенов и кузин), позволительность одних и недопустимость других браков.

Племенная организация включала тотемические кланы, членство в которых определялось происхождением. Многие племена подразделялись также на (брачующиеся) половины; а у некоторых существовала система разделения на четыре или восемь секций, которые были подобны половинам, имели свои наименования, были экзогамными и не были локализованными. Межсекционные браки и происхождение секций определялись правилами, взаимоувязанными с брачными. Как следствие экзогамии происходило постоянное разделение и воссоединение групп по мере того, как члены одной группы вступали в брак с членами соседних групп, а их потомки в более поздних поколениях возвращались по брачной линии назад.

Тотемизм.

Австралийцы-аборигены жили в непрерывном контакте с природой и хорошо ее знали. Природа наполняла собой весь их мысленный мир и художественное творчество, составляя неотъемлемую часть их социальной системы. Группы, в которые были организованы аборигены, и особенно кланы назывались по видам животных – эму, кенгуру, орел, игуана и т.д. Конкретный вид животного служил тотемом группы, связывая ее с тем Временем Сновидений, когда все еще только создавалось; само животное считалось родственником одной «плоти» с группой. Брак между двумя лицами одной тотемной группы был невозможен, поскольку, будучи одной «плоти», они были бы слишком близкими; не допускалось также причинять боль, убивать или поедать свой собственный тотем или плоть. Тотем не только выступал в качестве основополагающего духовного и социального ориентира, но и считалось, что он мог активно вмешиваться в жизнь человека, предупреждая, например, об опасностях, придавая силу во времена испытаний или принося известия о нуждах любимых.

У всех аборигенных племен были тайные и священные тотемические ритуалы, центральной темой которых было представление тотемных животных и воспроизведение их мифических деяний. В мифах зафиксированы действия тех существ-творцов и предков, которые, часто в виде тотемных животных, впервые пришли на территорию племени, придали ей форму, завещали ей ее популяцию людей, животных и растений и установили соответствующие ритуалы, законы и священные места. Членство в тотемических группах было, как правило, патрилинейным. Членам таких групп полагалось сохранять мифы, заботиться о священных местах и символике, а также представлять созидательные деяния героев-предков. Считалось, что подобное действо обеспечивает приумножение источников пищи в соответствующее время года и гарантирует безопасное и надежное будущее группы.

Инициация.

Знания о мифах и ритуалах считались столь жизненно важными, что их охраняли как тайну, открываемую только для посвященных. Всем мужчинам надлежало проходить, обычно в юности, через длительный период соблюдения строгой дисциплины, различных табу и целого ряда обрядов. Их сила духа и стойкость испытывались, подвергаясь как воздействию психологического страха перед тем, что может произойти с ними в случае нарушения ими законов племени, так и таким болезненным процедурам, как обрезание, нанесение шрамов, вырывание зубов и депиляция. Центральной темой многих из этих действий служила ритуальная смерть и возрождение к жизни. За долгим периодом инициации следовал постепенный допуск к тайному и священному знанию группы.

Одним из важных для молодого человека следствий инициации было его полное принятие старшими членами группы – хранителями мифов и ритуалов. Их знания сохраняли преемственность со Временем Сновидений, а принятие этих знаний инициированным обеспечивало их передачу будущим поколениям. Лишь постепенно с достижением ими среднего возраста мужчины приближались к полному постижению значения Времени Сновидений и становились достойными занимать положение большой религиозной значимости. Более того, таким авторитетом освящался авторитет и общественный, и моральный. Таким образом, основой геронтократического управления аборигенным обществом служила религиозная вера.

Магические обряды, знахари и хилеры.

В понимании аборигенов мир человеческих событий с его неизбежными несчастными случаями, ранениями, болезнями и преждевременной смертью формируется магическими обрядами. Подобные события не считались естественными или спонтанными, но приписывались действию колдовства, вследствие чего предпринимались попытки определить и наказать колдуна. В сумме тайных знаний каждой группы имелись напевы-заговоры с пожеланием причинить вред или убить, а также такие, например, обряды, как «указание с помощью кости», предназначавшиеся для нанесения вреда определенной жертве.

В некоторых случаях «знахарь», опытный эксперт магических обрядов, мог лечить путем извлечения кости или иного вредного предмета, вызывающего болезнь. Если страдалец умирал, он проводил поиск, чтобы определить виновную в этом группу или человека, и часто преуспевал в нахождении приемлемого для группы решения. Помимо практикующих магические обряды были и люди, лечившие заболевания с помощью традиционных для аборигенов лекарственных средств из природных веществ.

Искусство, музыка, танцы.

Искусство, музыка и танцы тесно переплетались с социальной и религиозной жизнью. Широко известное сегодня как корробори ночное исполнение песен и танцев имело место каждый раз, когда несколько групп устраивались на стоянку вместе. Мужчины с раскрашенными телами танцевали в ярко выраженном энергичном темпе. Женщины часто образовывали хор с одной стороны, но у них были и свои собственные танцы. Пели обычно в унисон, но на полуострове Арнемленд в Северной Территории, где имелись специалисты-песенники, были развиты и канонический тип пения и даже фуговая структура.

Ритм отбивался ударами специальных резонирующих палочек или постукиванием бумерангов друг о друга, либо похлопыванием сложенными в лодочку ладонями о бедра или ягодицы. У аборигенов существовал только один традиционный духовой инструмент – диджериду, представляющий собой пустотелый кусок дерева или бамбука длиной ок. 1,2 или 1,5 м с внутренним диаметром 3,8-5,0 см. Нотный диапазон этого инструмента ограничен, но с его помощью можно создавать сложные узоры тона и ритма. В последние годы этот инструмент применяется в западной музыке для создания специальных эффектов и используется рок-группами современных аборигенов.

Значительная часть традиционной музыки – светская, но в случае церемониальных событий исполнялись священные песни. Большие песенные и танцевальные циклы, часто исполнявшиеся в связи с такими особыми событиями, как инициации и погребальные обряды, служили объектом обмена между группами и, в конечном счете, часто бытовали далеко от мест своего возникновения. Эти циклы все еще сохраняются, особенно в северных регионах, и последние годы отмечены их возрождением.

Широк диапазон визуального искусства. Резьба по камню и дереву, наскальная роспись, грунтовая скульптура, раскраска тела, изысканные головные уборы и сложные резные и деревянные фигуры связаны с тотемическими, инициационными и погребальными ритуалами. Оружие, утварь и украшения покрывают резьбой и красят, причем соответствующие узоры часто связаны с тематикой Времени Сновидений.

Региональные культуры.

При всей огромности расстояний и разнообразии региональных условий ее распространения аборигенная культура была единообразной в своей сути. Вариации в системе родства и социальной культуры имели общую тематику, как и вариации в языке. (Все известные языки и диалекты принадлежат к одной из двух основных языковых семей, и ни одна из них не кажется связанной с другими языками мира.)

Однако региональные культуры могут быть подразделены на крупные группы на основе их мифологии и ритуальной жизни. Для восточной трети континента характерны вера в небесных героев культуры, полированные каменные топоры, ассоциируемые с этими культурными героями, выдергивание зубов в качестве основной инициационной операции, а также сохранение трупов в течение всего периода траура.

На остальных двух третях континента наблюдается веерообразное распространение с северо-запада обряда обрезания как важной части инициации. Подобным же образом погребальный обычай размещения трупа на помосте (в ветвях деревьев с последующим ритуальным захоронением костей) распространен в направлении с северо-запада на значительной территории западной трети континента; при этом мифология этого региона сосредоточена на тотемических героях, чей путь оканчивался скорее в земле, чем на небе.

В мифах и ритуалах Арнемленда значительное развитие получила уникальная тема матери плодородия. В роли представляемого обыкновенно в человеческом облике героя чаще выступала мать, чем герой мужчина; именно она возглавляла группы своих мужчин и женщин или приводила предшествовавших им духов на соответствующие племенные земли и с помощью своих обрядов вызывала к жизни все природные виды живых существ. Разнообразие больших ритуалов в этом регионе (некоторые из них посвящены темам смерти и возрождения растений) поразительно по своему богатству.

Аборигены после 1788.

Начавшееся с 1788 заселение Австралии европейцами вызвало радикальные изменения в хозяйственной, социальной и религиозной жизни аборигенов. Сельская местность оказалась занятой городами, фермами и горными разработками. Процесс колонизации был во многих случаях насильственным. Аборигены оказывали сопротивление посягательствам поселенцев, прибегая обычно (и это было наиболее практичным для общества, построенного на основе малых автономных локальных групп) к практике партизанских нападений на отдаленные фермы поселенцев. В некоторых районах это сопротивление продолжалось многие годы, но было, в конечном счете, сломлено благодаря как численному превосходству поселенцев, так и превосходству огнестрельного оружия над копьем. Численность погибших при передвижении границы по континенту неопределенна, но по недавним оценкам эти цифры составляют 20 тыс. аборигенов и 3 тыс. поселенцев.

Еще более опустошительными, чем кровавые бойни, были болезни. Оспа, сифилис, туберкулез, корь, грипп, а позже проказа, принесенные в Австралию поселенцами, резко сократили численность аборигенного населения. Остатки многих обездоленных племен были вынуждены скитаться вблизи поселений, полагаясь на подачки пищи и одежды и живя в самодельных или временных лагерях. Многие аборигены пристрастились к алкоголю и табаку. Несмотря на создание резерваций, под которые обыкновенно отводились невостребованные маргинальные земли, и на введение патерналистского «защитного» законодательства, численность аборигенов продолжала снижаться, достигнув в 1933 уровня в 74 тыс. человек. Только в редко заселенных полузасушливых регионах аборигенам удалось приспособить свой образ жизни к жизни поселившихся там овцеводов и других скотоводов. Во многих местностях овцеводство было фактически возможным только благодаря наличию там дешевой рабочей силы аборигенов. И только в отдаленных пустынях и в крупной резервации Арнемленда аборигенная культура сохранилась вплоть до середины 20 в., когда традиции аборигенного художественного творчества начали возрождаться и получили новое направление.

Политическая власть.

С медленным ростом численности аборигенов начало развиваться движение за их гражданские права (Aboriginal Advancement movement). Его целями было предоставление коренным народам, включая островитян пролива Торреса, полного объема прав и привилегий гражданства. Вплоть до конца 1950-х и начала 1960-х годов различные штаты им в этих правах отказывали, и государственные органы социального обеспечения взяли ориентир на ассимиляцию как на цель для устранения расового и культурного своеобразия аборигенов. В 1967 страна проголосовала за изменение конституции, чтобы обеспечить юрисдикцию федерального правительства в вопросах политики по отношению к коренному народу, и в 1973 правительство создало Управление по делам аборигенов. Этот орган спонсировал и поддерживал программы по жилищному строительству, образованию, здравоохранению, земельной собственности, бизнесу, а также по юридической и административной реформе. В 1991 на смену этому Управлению пришла Комиссия по делам аборигенов и жителей островов пролива Торреса, тратившая 900 млн. долларов ежегодно на поддержку принципа самоопределения аборигенов.

Поиски лучших мест работы, образования и условий здравоохранения вместе с механизацией тех работ фермеров и пастухов, в которых ранее требовался труд аборигенов, побудили многих аборигенов мигрировать в большие города. Крах промышленности по добыче жемчуга, в которой в прошлом было занято большое число жителей пролива Торреса, заставил многих из них перебраться на материк.

Наибольшие концентрации коренного населения в начале 21 века отмечались в крупных городах, часто в пригородах с низким социоэкономическим статусом, таких, как пригороды Сиднея Редферн и Маунт-Друитт. Штатом с самой большой численностью коренного населения является Новый Южный Уэльс (68 941 аборигенов-австралийцев и жителей пролива Торреса, или 1,2% от всего населения). Следующие штаты по численности коренного населения – Квинсленд (67 012, или 2,25%); Западная Австралия (40 002, или 2,52%); Северная Территория (38 337, или 21,88%); Виктория (16 570, или 0,39%); Южная Австралия (16 020, или 1,14%); Тасмания (8683, или 1,92%); и Территория Столицы Австралии (1768, или 0,63%).

По мере того как политическое движение аборигенов набирало силу, центр его внимания сосредотачивался на определенных ключевых вопросах. Первым из них было движение за земельные права, целью которого является возвращение конкретным общинам земель, некогда принадлежавших их предкам. К 1991 седьмая часть всей суши Австралии оказалась принадлежащей аборигенам. В 1992 Верховный Суд Австралии принял решение в пользу группы, требовавшей признания ее права традиционного владения землей на острове Муррей в проливе Торреса. Принятое в т.н. деле Мабо (названном так по имени истца – Эдди Мабо) решение опровергло ту юридическую посылку, что до своего освоения европейцами земля Австралии никому не принадлежала. Другой гражданский процесс был связан со смертью коренных жителей в полицейских участках и тюрьме. В результате целого ряда таких смертей в 1987-1991 специальная комиссия рассмотрела 91 дело и нашла, что они возникли на фоне действия исторических предубеждений и случаев лишения аборигенов прав владения. На Национальный совет по примирению с аборигенами, созданному по мотивам этих решений, была возложена задача разработки плана установления к 2001 гармонических отношений между коренными и другими народами Австралии. Однако сепаратистские настроения среди аборигенов и островитян пролива Торреса дали начало движению за суверенитет обоих народов, и за последние несколько лет каждая из групп ввела свой собственный флаг.

Австралия и Океания - одной из самых маленьких частей света, её площадь около 9 миллионов км 2 , причем 7,7 млн. км 2 приходится на Австралийский континент, остальное на островные государства Океании. Население тоже не отличается большим количеством: около 25 миллионов человек, большая часть - население Австралии, Тасмании и Новой Зеландии. Состав историко-культурного региона Австралии и Океании - государства Австралия, Новая Зеландия, Вануату, Карибати, Микронезия, Науру, Маршалловы острова, Папуа Новая Гвинея, Палау, Соломоновы острова, Самоа, Тонга, Тувалу и Фиджи.

Австралия и острова Тихого океана были исследованы европейскими мореплавателями намного позже других континентов. Название материка Австралия - плод ошибочной теории ученых 16 века, которые считали что Новая Гвинея, открытый испанцами, и архипелаг островов Огненной Земли, открытой Магелланом, на самом деле это северные отроги нового материка, как они его называли «неведомая южная земля» или по латыни «терра аустралиус инкогнита».

Условно Океанию делят на несколько частей, которые кардинально отличаются как в культуре, так и в этническом составе.

Так называемые «Острова черных» - Меланезия, острова в западной части Тихого океана, ранее бывшие материковой частью Австралии, самый большой из них Новая Гвинея.

Ко второй части, Полинезии или «Многочисленные острова» относится самая южная часть западных островов в составе с Новой Зеландией, также с большим количеством крупных и малых островов, хаотично разбросанных в океане, напоминая по форме треугольник. Его вершина на севере - Гавайи, на востоке - остров Пасхи, на юге - Новая Зеландия.

Часть под названием Микронезия или «Мелкие острова» лежит на севере от Меланезии, это Маршалловы острова, острова Гилберта, Каролинские и Марианские острова.

Коренные племена

Когда европейские мореплаватели в эту часть мира, они застали здесь племена коренных жителей, которые относились к австрало-негроидной группе народов, находящихся на различных этапах развития.

(Папуас из Новой Гвинеи)

Заселение австралийского континента и близлежащих островов в основном происходило за счет племен, приплывших сюда в «поисках счастья» с Индонезии, а также с запада Тихого океана и длилось на протяжении многих столетий.

Новую Гвинею заселили переселенцы с Юго-восточной Азии, принадлежащие к австралоидной расе, затем этот регион еще несколько раз настигала волна миграций, в итоге всех потомков различных «волн» миграций в Новую Гвинею называют папуасами.

(Папуасы в настоящее время )

Еще одна группа переселенцев заселивших некоторую часть Океании, вероятно относившаяся к расе южных монголоидов, попала сначала на остров Фиджи, затем Самоа и Тонга. Тысячелетняя изоляция данного региона сформировала здесь уникальную и неповторимую полинезийскую культуру, которая распространилась на всей Полинезийской части Океании. Население имеет пестрый этнический состав: жители гавайских островов - гавайцы, в Самоа - самоанцы, на Таити- таитяне, в Новой Зеландии - маори и т.д.

Уровень развития племен

(Освоение европейскими колонизаторами Австралии )

Ко времени проникновения европейцев на Австралийские земли местные племена жили на уровне каменного века, что объясняется удаленностью континента от древних очагов мировых цивилизаций. Аборигены охотились на кенгуру и других представителей отряда сумчатых, собиратели плоды и коренья, оружие у них было из дерева и камня. Самое известное приспособление австралийских аборигенов для охоты на дичь - бумеранг, палица из дерева в виде серпа, летающая по кривой траектории и возвращающаяся к своему владельцу. Жили племена австралийцев родовым общинным строем, союзов племен не существовало, каждое племя жило по отдельности, иногда возникали военные конфликты за землю или по другим причинам (например, из-за обвинения в злокозненном колдовстве).

(Современные папуасы по уровню развития уже не отличаются от европейцев, умело перевоплотившисьв актеров национальных традиций )

Население острова Тасмания отличалось по внешности от австралийских аборигенов, они имели более смуглый цвет кожи, курчавые волосы, пухлые губы, что делало их схожими с негроидной расой, проживающей в Меланезии. Находились на самом низком уровне развития (каменный век), работали мотыгами из камня, охотились деревянными копьями. Проводили время в собирательстве плодов, ягод и кореньев, охотились. В 19 веке последние представители тасманийских племен истреблены европейцами.

Уровень технического развития всех племен, населявших Океанию, находился примерно на одном уровне: они пользовались орудиями труда из камня, деревянным оружием с наконечниками из обработанного камня, в ходу были ножи из кости, скребки из морских ракушек. Жители Меланезии пользовались луком и стрелами, выращивали земледельческие культуры, разводили домашних животных. Очень хорошее развитие получил рыболовецкий промысел, жители Океании отлично передвигались по морю на большие расстояния, умели строить прочные сдвоенные лодки с поплавками и плетеными парусами. Были достигнуты успехи в гончарстве, в плетении одежды и в сооружении предметов обихода из растительных материалов.

(К середине XX века коренные полинезийцы уже слились с европейским укладом и современной жизнью общества )

Полинезийцы имели высокий рост, смуглую кожу с желтоватым отливом, вьющиеся пряди волос. Занимались они в основном разведением земледельческих культур, выращиванием различных корнеплодов, одним из главных источников питания и отличным материалом для изготовления одежды, предметов обихода и самых различных приспособлений была кокосовая пальма. Оружие - палицы из дерева, камня и кости. Высокий уровень развития судостроения и мореплавания. В общественном строе существовало разделение труда, деление на касты (ремесленники, воины, жрецы), существовало понятие собственности;

(Также, нынешние Микронезийцы )

Население Микронезии представляло собой смешанную этническую группу, внешность которых была смесью признаков жителей Меланезии, Индонезии и Полинезии. Уровень развития общественного строя промежуточный между строем жителей Меланезии и Полинезии: разделение труда, выделялась группа ремесленников, велся обмен в виде натурального (раковины и бусы), знаменитые деньги острова Яп - огромные каменные диски. Формально земля была общей, а на самом деле принадлежало племенной знати, богатство и власть находились в руках старейшин, их называли юроси. Получается, что у жителей Микронезии к появлению европейцев еще не было своего государства, но они было очень близки к его созданию.

Традиции и обычаи местных жителей

(Традиционные музыкальные инструменты аборигенов )

В Австралии каждое племя принадлежало к определенной тотемной группе, т. е каждое племя имело покровители среди представителей флоры и фауны, которые строго запрещалось убивать или есть. Верили древние австралийцы в мифических предков, которых представляли на половину людьми, наполовину животными, в связи с этим очень распространенным было проведение различных магических ритуалов, например, когда юноши, пройдя испытание мужества и выносливости, становились мужчинами и получали звание воина или охотника. Главным общественными развлечениями в жизни австралийских аборигенов были ритуальные праздники с песнопениями и танцами. Корробори - традиционный церемониальный танец австралийских мужчин-аборигенов, во время которого его участники раскрашенные определенным образом и украшенные перьями и шкурами животных, показывая различные сцены охоты и бытовой жизни, мифологические и легендарные сюжеты из истории своего племени, таким образом общаются с богами и духами предков.

В Полинезии широко развиты различные сказания, мифы и легенды о создании мира, различных божествах и духах предков. Весь мир у них делился на божественный или священный «моа» и простой «ноа», мир моа принадлежал лицам царских кровей, богатой знати и жрецам, для обычного человека священный мир был табу, что значит «особо помеченный». Культовые храмы полинезийцев под открытым небом «марае» сохранилась и до наших дней.

(Геометрические рисунки и орнамент аборигенов )

Тела полинезийцев (племен Маори, жителей Таити, Гавай, острова Пасхи и др.) густо покрывал особый геометрический орнамент, который был для них особенным и священным. Само слово «татау», что означает рисунок, имеет полинезийские корни. Раньше татуировки могли носить только жрецы и уважаемые люди полинезийского народа (только мужчины), рисунки и орнаменты на теле рассказывали о его хозяине, какого он роду племени, его общественное положение, род деятельности, его главные достижения в жизни.

В культуре полинезийцев были развиты ритуальные песнопения и танцы, на весь мир известен популярный таитянский танец «тамуре», который исполняют группа мужчин и женщин, одетые в пышные юбки из прочного волокна растения гибискус. Еще одни знаменитый полинезийский танец «отеа», который узнаваем по роскошным движениям трясущихся бедер танцовщиц.

(Типичное жильё местных племен )

Полинезийцы считали, что общение людей происходит не только на физическом уровне, а еще и духовном, т.е. при знакомстве люди еще соприкасаются душами, поэтому вес ритуалы и обычаи построены в соответствии с этим утверждением. В семьи очень чтят общинные устои, для полинезийцев понятие семьи под названием «фетия», включающим в себя большое количество родственников с обеих сторон, может распространяться на целый поселок или деревню. В таких семейных образованиях сильны традиции взаимопомощи и взаимовыручки, ведется совместное хозяйство, решаются общие финансовые проблемы, У женщин полинезиек особое место в обществе, они доминируют над мужчинами и являются главой семьи.

Большинство папуасских племен Новой Гвинеи и сейчас живет, соблюдая обычаи традиции своих предков большими семьями до 30-40 человек, глава семьи мужчина, он может иметь много жен. Традиции и обычаи племен папуасов сильно разнятся, ведь их существует очень большое количество (около 700).

Современность

(Побережье современной Австралии )

На сегодняшний день Австралия и Океания - одна из наименее заселенных частей света. Плотность населения Австралийского континента - 2,2 чел/км 2 . Австралия и Новая Зеландия - государства, имеющие переселенческий тип формирования населения. Здесь в основном преобладают потомки переселенцев из Великобритании, в Новой Зеландии они представляют 4-5 всего населения государства, её даже называют «Британия южных морей».

Австралийские аборигены проживают в центральной части Австралии на малоплодородных землях. Коренные жители Новой Зеландии племена Маори составляют около 12%всех жителей страны. На остовах Полинезии наблюдается преобладание коренного населения: папуасов и других полинезийских народностей, также здесь проживают потомки европейских переселенцев, выходцы из Индии и Малайзии.

(Нынешние туземцы не против к гостеприимству и рады попозировать гостям материка )

Современная культура народов Австралии и Океании в различной степени сохранила свою самобытность и уникальность. На отдаленных островах и территориях, там, где влияние европейцев было минимальными (в глубине Австралии или в Новой Гвинеи) народные обычаи и традиции местного населения осталась практически неизменными, а в тех государствах, где влияние европейской культуры было более сильным (Новая Зеландия, Таити, Гавайи), народная культура претерпела значительную трансформацию, и сейчас мы можем наблюдать только остатки некогда самобытных традиций и обрядов.

  • Социальные явления
  • Финансы и кризис
  • Стихии и погода
  • Наука и техника
  • Необычные явления
  • Мониторинг природы
  • Авторские разделы
  • Открываем историю
  • Экстремальный мир
  • Инфо-справка
  • Файловый архив
  • Дискуссии
  • Услуги
  • Инфофронт
  • Информация НФ ОКО
  • Экспорт RSS
  • Полезные ссылки




  • Важные темы

    Познакомиться с образом жизни аборигенов Австралии можно, отправившись на экскурсию в одну из резерваций, где до наших дней коренное население континента сохранило привычный уклад жизни.

    Как живут аборигены Австралии

    Австралия демонстрирует высокие темпы экономического роста. Однако именно в этой стране до сих пор проживают многочисленные племена, чей образ жизни и уровень развития неизменны с каменного века. Коренное население континента не умеет добывать железо, не знает письменности, у аборигенов Австралии нет календаря. Эти люди не пользуются привычными для современного человека достижениями. При этом именно австралийцы являются самой древней цивилизацией на планете.

    Их культура уникальна и самобытна, она не имеет ничего общего с наследием других стран, поскольку континент долгое время находился в полной изоляции. На настоящий момент коренное население материка выделяется в самостоятельную расу — австралоидную. У каждого из многочисленных местных племен аборигенов Австралии свой язык, который по мелодике не похож ни на одно из европейских, африканских или азиатских наречий. Диалектов насчитывается более двухсот, причем подавляющее большинство из них существует лишь в устной форме, ведь письменность развилась лишь у нескольких племен.

    Аборигены Австралии
    Период завоевания Австралии


    Согласно переписи населения, проведенной в 2001 году, аборигены Австралии составляют лишь 2,7 %. Это около полумиллиона человек, тогда как в XVIII веке, на момент высадки англичан, туземцев было более пяти миллионов. Колониальный период — один из самых сложных для аборигенов Австралии за всю историю, ведь в это время племена нещадно истреблялись и подвергались гонениям. Из благоприятных условий южного побережья с комфортным климатом аборигенам пришлось переселиться в засушливые пустынные районы на севере континента и в его центральной части.
    Современный образ жизни аборигенов Австралии

    С 1967 года, когда представители аборигенов Австралии добились равных прав с белым населением страны, положение коренного населения стало улучшаться. Многие племена при государственной поддержке ассимилировались и перебрались жить в города. Начали работать программы по повышению рождаемости и сохранению культурного наследия аборигенов. В 2007 году даже начал работать телевизионный канал для коренного населения, правда, вещание ввиду большого разнообразия наречий австралийских языков ведется на английском.

    Аборигены Австралии


    Довольно большой процент аборигенов Австралии на сегодняшний день задействован в сфере туризма. Так, большой популярностью у путешественников пользуются экскурсии в резервации — места, где коренное население сохранило свой привычный уклад. Выступают аборигены и в качестве проводников.

    Кроме того, для туристов организовываются красочные представления с песнями, танцами и постановкой ритуальных обрядов. Многие австралийцы занимаются изготовлением и продажей сувениров — орудий труда и охоты, вязаной и плетеной одежды, утвари. Около десяти тысяч аборигенов, проживающих на северо-западе и в центре, до сих пор находятся по уровню развития в каменном веке. Благодаря им сохраняется уникальная культура местного населения Австралии.

    *************************************************************************************************************************

    Аборигены Австралии

    Любой мореплаватель, причаливавший к берегам Австралии, обнаруживал здесь коренных обитателей этих земель - аборигенов, не слишком дружелюбно относившихся к пришельцам. Считается, что Австралия была открыта в 1606 году голландцем Виллемом Янсзоном. Потом её берег исследовали другие голландцы (Х.Браувер, Д.Хартог, А.Тасман и др.), назвав её Новой Голландией. В XVIII веке восточный берег Австралии исследовал отважный английский мореплаватель Джеймс Кук. Затем Мэтью Флиндерс обошёл весь материк и предложил назвать его Австралией (от лат. "australis" - южный). Местное коренное население назвали аборигенами. Бродячие охотники и собиратели, они до XIX века жили первобытнообщинным строем и пользовались каменными орудиями. Наиболее известны племена: курнаи, нариньери, камиларои (юго-восток); каби, вакка (восток); диери, арабана, аранда, варрамунга (центр); ньоль-ньоль, кариера (северо-запад). По современному расовому делению австралийских аборигенов относят к австралоидной расе, распространённой в Австралии, в Южной Азии (ведды, дравиды, кубу и др.) и Океании. Местные австралоиды отличаются от других современных жителей Австралии тёмной кожей, широким носом, толстыми губами, волнистыми волосами и их обильным ростом на лице и теле. Вообще-то, кто хоть раз в жизни видел австралийского аборигена, никогда больше не спутает его, к примеру, с чернокожим африканцем.

    О происхождении местных аборигенов учёные спорят до сих пор. Некоторыми учёными считается, что человек проник сюда около 50000 лет назад из Азии, и с этого момента начало формироваться коренное население здешних мест - аборигены, которые уже на протяжении последних 40 тысяч лет живут без каких-либо изменений. "Приход из Азии" можно оспорить, например, более ранним расколом праконтинета Пангеи или постепенным расхождением Африки, Австралии и восточного "куска" Антарктиды друг от друга. Бесспорно только то, что если бы европейцы не потревожили их первозданного существования, то оно могло бы продолжаться в таком "законсервированном" и самодостаточном виде бесконечно долго. Впрочем, в некоторых местах этого удивительного континента оно продолжается и сейчас, и в первую очередь в пустынном и магическом Аутбеке - сердце аборигенской Австралии.

    Здесь находится знаменитая священная скала Улуру - главная святыня всех аборигенов и одно из самых таинственных мест на австралийском континенте. По местным понятиям, Улуру - это дверь между миром людей и духов. Аборигены убеждены, что эта огромная, состоящая из песчаника, красная скала высотой 348 метров появилась здесь ещё до "Вечного Периода Сновидений" (по мнению учёных: около 6 миллионов лет назад!) - основного культового понятия местного населения. На самом деле, это достаточно вольный перевод. В разных племенах на разных диалектах, количество которых в Австралии доходит до шести тысяч, это понятие может звучать по-разному: нгарунггами, дьюгуба, унзуд, бугари, алдьеринга и так далее. Всё это тем не менее означает одно и то же. Это что-то вроде параллельного нематериального мира духов и мифических предков, существовавшего всегда и заложившего основы поведения человека. Всё находящееся на этой земле наполнено духовной силой, причём оно связанно с человеком в единый родственно-мифологический узел. А скала Улуру, иначе Айерс-Рок или просто Эйрс (как её назвали европейцы), в этой системе мирозданья занимает ключевое место, являясь дверью между мирами. Рядом с ней аборигены веками совершали свои обряды. И сегодня их отношение к Улуру ничуть не изменилось. Ни один абориген не осмеливается подняться на её вершину, так как это считается страшным святотатством, способным навлечь на человека гнев духов или предков, из того самого "Вечного Периода Сновидений". Некоторые загадочные случаи с нечестивыми туристами подтверждают, что во многом аборигены правы. Улуру обладает некой не поддающейся научному пониманию силой. Может быть, поэтому аборигены, обладая этим высшим знанием, и не стремились к прогрессу. Всё, что требовалось им для жизни, было давным-давно изобретено предками и не требовало какого-либо усовершенствования. Для охоты на птиц и кенгуру их предки изобрели копья и бумеранги - главное и единственное техническое открытие аборигенов. Справиться с бумерангом, несмотря на кажущуюся простоту его конструкции, не так-то просто. В этом можно убедиться на собственном опыте.

    В местечке Тжапукай на восточном побережье, недалеко от Кернса, аборигены создали некое подобие традиционного парка, где каждый белый может попробовать себя в обращении с исконным оружием автохтонного населения и, естественно, поближе познакомиться с их фантастической культурой.

    Например, бумеранги бывают двух видов: тяжёлые - для охоты на кенгуру и не возвращающиеся, и лёгкие - для охоты на птиц. Именно последние, описав хитроумную дугу, возвращаются туда, откуда их бросили. Вот они-то как раз и вызывают наибольший интерес у публики, поскольку, описав хитроумную дугу, возвращаются туда, откуда их бросили. Говоря научным языком, чтобы точно рассчитать траекторию полёта, бумеранг нужно бросить под углом в тридцать градусов к сиюминутно дующему ветру. Только тогда вы сможете понять, куда он полетит. В ином случае, он, конечно же, может вернуться, но полёт его будет абсолютно непредсказуем. Причём, неумелый бросок вполне может привести к удару по собственной голове при возвращении бумеранга. А так как скорость его полёта может достигать до 80 км/час, то последствия этого удара могут быть очень печальными.

    Не менее интересны аборигенские копья, которые бросают не просто держа рукой за древко, а используя принцип рычага. Дополнительное ускорение копью придаётся с помощью специальной палки с крючком на конце. Этот крючок, как раз, и упирается в торцевую часть копья.

    В тжапукайском парке можно увидеть, как аборигены с лёгкостью могут развести огонь с помощью трения. Для них это обычное дело, ведь они на протяжении веков умели жить там, где жить невозможно, добывать воду там, где её, казалось бы, нет вовсе, а пропитание - в таких условиях, в которых белый человек не продержался бы и нескольких дней.

    У аборигенов существуют также свои средства связи и свои особые музыкальные инструменты. Например, это известная всему миру по фильму "Данди, по прозвищу Крокодил" трещотка "балрорер" - небольшая овальная пластина, издающая при вращении стрекочущие звуки, и диджериду, особый музыкальный инструмент, который порой производит неизгладимое впечатление на неподготовленного туриста. Это происходит благодаря его особому завораживающему звучанию. А звучание диджериду придаёт материал, из которого он сделан, - изъеденное термитами эвкалиптовое дерево. Секрет игры на диджериду - в материале, из которого он сделан, и особом круговом, или непрерывном, дыхании исполнителя. Хотя однажды один из аборигенов на глазах удивлённых туристов сыграл классическую мелодию на куске обыкновенной водопроводной трубы. Таким образом получается, что расписанный ритуальными сценами внушительный кусок дерева - это лишь великолепный естественный резонатор, хоть и несущий символическое значение, а весь секрет в особом круговом или непрерывном дыхании, овладеть которым без продолжительных и упорных тренировок невозможно. Тренированные человеческие лёгкие - вот главный инструмент. На протяжении веков все ритуальные танцы и обряды аборигенов сопровождались магическими звуками диджериду, которые как нельзя лучше соответствуют их тотемическому миропониманию. Суть его в том, что человек - неотъемлемая часть Природы и не имеет коренных отличий от других её составляющих.

    Аборигены, действительно, веками существовали в гармонии с природой. Когда капитан Кук причалил к берегам Австралии, количество аборигенов доходило до полумиллиона человек. Сегодня эта цифра гораздо меньше, около 1,5 % от всего населения Австралии. Знакомство с "благами" западной цивилизации не прошло даром, губительно сказавшись на генофонде коренных жителях этого континента. Долгое время их вообще не считали за людей. Как это ни удивительно, но представители одной из древнейших и изолированных цивилизаций планеты получили гражданство на своей земле только в 1967 г., а право на самоуправление - в 1989 году. Естественно, без вмешательства современной цивилизации аборигены могли бы и дальше веками жить так, как они жили всегда. Но вот вопрос, так ли важна эта древность, если завтрашний день ничем не отличается от такого же дня, но только тысячу лет назад? И есть ли в такой убогой, почти животной жизни хоть какой-то смысл? Ответить на этот вопрос мы не берёмся, тем более, что он, порой, встаёт не только перед австралийскими аборигенами.

    В заключение, не лишним будет добавить, что только жители Австралии могли веками наблюдать на небе изумительное и невероятно фантастическое зрелище: огромное Звёздное Облако в созвездии Стрельца, которое является центром нашей галактики - Млечного Пути. Такое зрелище, хоть раз увиденное, запомнится на всю жизнь, а для того, кто увидел его над скалой Улуру, всё рассказываемое о многотысячелетней вере аборигенов в её магическую силу и "Вечный Период Сновидений" станет веским и неоспоримым доказательством неразрывной связи человека с космосом.

    Источник журнал "Вокруг света"