Адмирал н о фон эссен. Эссен, николай оттович. Отрывок, характеризующий Эссен, Николай Оттович фон

Окончил Морской кадетский корпус (1880), механическое отделение Николаевской морской академии (1886), Артиллерийский офицерский класс (1891). Командовал миноносцем № 120 (1897-1898), был старшим офицером мореходной канонерской лодки «Грозящий» (1898-1900). Командир парохода «Славянка» (1901-1902), крейсера 2-го ранга «Новик» (6 февраля 1902 - 17 марта 1904), эскадренного броненосца «Севастополь» (17 марта - 20 декабря 1904).

Отказался идти в японский плен, дал подписку о неучастии в войне, через США вернулся в Россию . Заведующий стратегической частью Главного морского штаба (1905). Командир строящегося в Англии крейсера «Рюрик» (1906). Командующий Отрядом минных крейсеров (1906-1908). Начальник соединенных отрядов Балтийского моря на правах начальника Морских сил (1908-1909). Исполняющий должность начальника Действующего флота Балтийского моря (1909-1910), начальник Действующего флота Балтийского моря (1910-1911). Командующий Морскими силами Балтийского моря (1911-1914), флотом Балтийского моря (1914-1915).

Умер в Ревеле, погребён на Новодевичьем кладбище в Петрограде.

Его сын, Антоний Николаевич фон Эссен, был флагманским штурманом штаба дивизиона подводных лодок, командиром подводной лодки «АГ-14», погиб при выполнении боевого задания осенью 1917.

Награды

  • Золотая сабля (14 марта 1904)
  • орден Святого Георгия IV степени (17 апреля 1905)
  • орден Белого орла с мечами (12 декабря 1914)

Память

В июле 2011 года на судостроительном заводе «Янтарь» в Калининграде заложен фрегат «Адмирал Эссен» - второй корабль проекта 11356. Предполагается, что фрегат будет принят на вооружение ВМФ России в 2014 году и будет нести боевую вахту на Черноморском флоте.

Советская историография почти не упоминает об адмирале Николае Оттовиче фон Эссене по вполне объективным причинам. С одной стороны, было сложно найти что-либо отрицательное в биографии героя русско-японской войны, любимого ученика адмирала Макарова, создателя прогрессивных теорий береговой обороны и минной войны, человека, возродившего Балтийский флот после Цусимской катастрофы и не замеченного в расстрелах революционных матросов. Но в то же время хорошие слова об учителе адмирала Колчака шли бы вразрез с тогдашней политической линией. Вот некоторые факты из биографии адмирала Эссена, которая за время забвения успела обрасти легендами.

1. Николай Эссен родился 11 декабря 1860 года в давно обрусевшей семье остзейских немцев. Отец будущего флотоводца, статс-секретарь Отто Васильевич Эссен состоял товарищем (так в те времена официально называлась должность заместителя) министра юстиции. По легенде определяющими в выборе профессии между морской службой и юриспруденцией для юного Николая стали слова отца: «Ты слишком мало уважаешь закон!» Впоследствии адмирал Эссен подтвердил мнение отца, за время своей карьеры неоднократно нарушая приказы начальников.

Адмирал Николай Оттович фон Эссен
Источник: panevin.ru

2. В 1880 году Николай Эссен вторым по выпуску (первым был будущий академик князь Б. Б. Голицын) окончил Морское училище и получил звание гардемарина. За отличные успехи в учебе его имя было начертано золотыми буквами на почетной мраморной доске. В 1884 году мичмана Эссена как способного молодого офицера направили на учебу в Николаевскую морскую академию на механическое отделение. Здесь же в январе 1886 года ему было присвоено очередное офицерское звание «лейтенант». Морскую академию он окончил по первому разряду в октябре 1887 года, а в 1889 году поступил на учебу в Артиллерийские офицерские классы, которые успешно окончил через два года, получив специальность артиллерийского офицера высшей квалификации. В июне 1896 года Эссен был назначен командиром миноносца №104 (по другим данным – миноносца №120) водоизмещением около 80 тонн, входившего в состав практической эскадры Балтийского моря, которой командовал С. О. Макаров. Хотя Эссен пробыл в составе практической эскадры всего три месяца, он успел стать настоящим энтузиастом минного дела и заслужить уважение адмирала Макарова, впоследствии неизменно покровительствовавшего ему.


Здание Морского кадетского корпуса (до 1891 года – Морское училище)
Источник: panevin.ru

3. В декабре 1902 года капитан 2-го ранга Н. О. Эссен назначается командиром новейшего крейсера 2-го ранга (минного крейсера) «Новик» – первого в мире «многоцелевого» крейсера, способного как самостоятельно искать и атаковать цель, так и осуществлять постановку минных заграждений в открытом море. Приняв корабль в Данциге, Эссен перевел его в Порт-Артур в состав русской эскадры Тихого океана.


Крейсер 2-го ранга «Новик» на рейде Порт-Артура
Источник: keu-ocr.narod.ru

4. Утром 27 января 1904 года, после внезапного нападения японского флота на Порт-Артур, Эссен вывел «Новик» в море на разведку. Встретив японские корабли, русские моряки атаковали их, выпустив торпеду по крейсеру «Якумо». Лишь повреждение, полученное от 8-дюймового снаряда, вынудило «Новик» возвратиться на базу. За этот бой Эссена наградили золотым оружием. По легенде он прокомментировал свое награждение так: «Я выстрелил, попали в меня, но наградили снова меня».


Золотое оружие «За храбрость» – наградное оружие Российской империи, имевшее статус
государственного ордена с 1807 по 1917 годы
Источник: antikvariat.ru

5. 16 марта 1904 года адмирал Макаров назначил Эссена командиром броненосца «Севастополь». Под его командованием «Севастополь» стал единственным кораблем Тихоокеанской эскадры, который 25 ноября того же года вышел на открытый рейд, намереваясь направиться навстречу эскадре Рожественского. В результате многочисленных повреждений от артиллерийского огня и торпед противника «Севастополь» был выведен из строя и по приказу командира эскадры оставлен основной частью экипажа. Благодаря энергии и умению Эссена восемьдесят человек, оставшиеся на борту, не только спасли корабль, но и возобновили обстрел японских позиций. В ночь на 6 декабря броненосец был отбуксирован для затопления на большой глубине, что не позволило занявшим Порт-Артур японцам использовать его в своих целях.


Эскадренный броненосец «Севастополь» в Кронштадте, сентябрь 1900 года
Источник: panevin.ru

6. В 1910 году Эссена назначают начальником Действующего флота Балтийского моря, а в мае 1911 года – командующим Балтийским флотом. Под его непосредственным руководством разрабатывается план операций флота на случай войны – в частности, создается система минно-артиллерийских позиций в Финском заливе. Интересно, что эта система заграждений была практически полностью повторена советским флотом в ходе Второй мировой войны.


Неизменный флагманский корабль Эссена – крейсер «Рюрик»
Источник: etoretro.ru

7. Адмирал Эссен фактически раньше царя Николая II отдал приказ о вступлении России в Первую мировую войну. В полдень 18 (31) июля начальник Отряда минных заградителей контр-адмирал В. Л. Канин докладывал о выполнении приказа Эссена: «Согласно приказу «Ладога», «Нарова», «Амур» и «Енисей» выставили 2119 мин всех трех видов в восемь линий с углублением 4,9 м и с интервалом 45 85 м. Работа проведена за 4 часа 25 минут. При этом взорвалось 11 мин – всплывших не было»

Иностранные награды:

Никола́й О́ттович фон Э́ссен (11 декабря (18601211 ) , Санкт-Петербург - 7 (20) мая , Ревель) - русский адмирал (14 апреля ), командующий русским флотом Балтийского моря.

Биография

Родился в Санкт-Петербурге в семье товарища (заместителя) министра юстиции Российской империи, статс-секретаря , тайного советника , сенатора Отто Вильгельмовича Эссена (1828-1876) и Любови Алексеевны (в девичестве Дружининой). Отец происходил из рода шведских дворян с времен императора Петра I верно служивших России, и получивших титул эстляндских баронов в XVIII веке. Это давало право использовать приставку «фон» носителям фамилии. В семье воспитывался с братьями-последователями дела отца, будущими юристами Алексеем († 1937), Антоном и Михаилом (1871-1908).

  • В сентябре 1875 года в возрасте 15 лет поступил в Морское училище , которое закончил в 1880 году;
  • В 1886 году окончил механическое отделение Николаевской морской академии ;
  • В 1891 году закончил Артиллерийский офицерский класс ;
  • В 1897-1898 годах командовал миноносцем № 120;
  • В 1898-1900 годах старший офицер мореходной канонерской лодки «Грозящий»;
  • В 1901-1902 годах командир парохода «Славянка»;
  • С 6 февраля 1902 года по 17 марта 1904 года командир крейсера 2-го ранга «Новик» .
  • С 17 марта - по 20 декабря 1904 года командир эскадренного броненосца «Севастополь» ;

Сын

Антон Николаевич фон Эссен (1888-1917) - флагманский штурман штаба дивизиона подводных лодок, командир подводной лодки «АГ-14 », погиб при выполнении боевого задания осенью 1917 года.

Награды

  • Золотое оружие с надписью «За храбрость» (14 марта );
  • Орден Святого Георгия III степени ();
  • Орден Святого Георгия IV степени (17 апреля );
  • орден Белого орла с мечами (12 декабря );
  • Орден Святого Владимира 2-й степени;
  • Орден Святого Владимира 4-й степени;
  • Орден Святой Анны 1-й степени;
  • Орден Святой Анны 2-й степени;
  • Орден Святого Станислава 1-й степени;
  • Орден Святого Станислава 2-й степени.

Иностранные награды:

  • Орден Спасителя 3 степени (Греция , );
  • Орден Князя Даниила I 5 степени (Черногория , );
  • Кавалерский крест ордена Почётного легиона , (Франция , );
  • Королевский Викторианский орден 2-го класса (Великобритания , );
  • Командорский крест ордена Меча 1-го класса (Швеция , );
  • Командорский крест ордена Почётного легиона , (Франция , );
  • Орден Данеброг (Дания , );
  • Офицерский крест ордена Почётного легиона , (Франция , );
  • Большой Крест ордена Чёрной звезды (Франция , ).

Память

Напишите отзыв о статье "Эссен, Николай Оттович фон"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Эссен, Николай Оттович фон

Силы двунадесяти языков Европы ворвались в Россию. Русское войско и население отступают, избегая столкновения, до Смоленска и от Смоленска до Бородина. Французское войско с постоянно увеличивающеюся силой стремительности несется к Москве, к цели своего движения. Сила стремительности его, приближаясь к цели, увеличивается подобно увеличению быстроты падающего тела по мере приближения его к земле. Назади тысяча верст голодной, враждебной страны; впереди десятки верст, отделяющие от цели. Это чувствует всякий солдат наполеоновской армии, и нашествие надвигается само собой, по одной силе стремительности.
В русском войске по мере отступления все более и более разгорается дух озлобления против врага: отступая назад, оно сосредоточивается и нарастает. Под Бородиным происходит столкновение. Ни то, ни другое войско не распадаются, но русское войско непосредственно после столкновения отступает так же необходимо, как необходимо откатывается шар, столкнувшись с другим, с большей стремительностью несущимся на него шаром; и так же необходимо (хотя и потерявший всю свою силу в столкновении) стремительно разбежавшийся шар нашествия прокатывается еще некоторое пространство.
Русские отступают за сто двадцать верст – за Москву, французы доходят до Москвы и там останавливаются. В продолжение пяти недель после этого нет ни одного сражения. Французы не двигаются. Подобно смертельно раненному зверю, который, истекая кровью, зализывает свои раны, они пять недель остаются в Москве, ничего не предпринимая, и вдруг, без всякой новой причины, бегут назад: бросаются на Калужскую дорогу (и после победы, так как опять поле сражения осталось за ними под Малоярославцем), не вступая ни в одно серьезное сражение, бегут еще быстрее назад в Смоленск, за Смоленск, за Вильну, за Березину и далее.
В вечер 26 го августа и Кутузов, и вся русская армия были уверены, что Бородинское сражение выиграно. Кутузов так и писал государю. Кутузов приказал готовиться на новый бой, чтобы добить неприятеля не потому, чтобы он хотел кого нибудь обманывать, но потому, что он знал, что враг побежден, так же как знал это каждый из участников сражения.
Но в тот же вечер и на другой день стали, одно за другим, приходить известия о потерях неслыханных, о потере половины армии, и новое сражение оказалось физически невозможным.
Нельзя было давать сражения, когда еще не собраны были сведения, не убраны раненые, не пополнены снаряды, не сочтены убитые, не назначены новые начальники на места убитых, не наелись и не выспались люди.
А вместе с тем сейчас же после сражения, на другое утро, французское войско (по той стремительной силе движения, увеличенного теперь как бы в обратном отношении квадратов расстояний) уже надвигалось само собой на русское войско. Кутузов хотел атаковать на другой день, и вся армия хотела этого. Но для того чтобы атаковать, недостаточно желания сделать это; нужно, чтоб была возможность это сделать, а возможности этой не было. Нельзя было не отступить на один переход, потом точно так же нельзя было не отступить на другой и на третий переход, и наконец 1 го сентября, – когда армия подошла к Москве, – несмотря на всю силу поднявшегося чувства в рядах войск, сила вещей требовала того, чтобы войска эти шли за Москву. И войска отступили ещо на один, на последний переход и отдали Москву неприятелю.
Для тех людей, которые привыкли думать, что планы войн и сражений составляются полководцами таким же образом, как каждый из нас, сидя в своем кабинете над картой, делает соображения о том, как и как бы он распорядился в таком то и таком то сражении, представляются вопросы, почему Кутузов при отступлении не поступил так то и так то, почему он не занял позиции прежде Филей, почему он не отступил сразу на Калужскую дорогу, оставил Москву, и т. д. Люди, привыкшие так думать, забывают или не знают тех неизбежных условий, в которых всегда происходит деятельность всякого главнокомандующего. Деятельность полководца не имеет ни малейшего подобия с тою деятельностью, которую мы воображаем себе, сидя свободно в кабинете, разбирая какую нибудь кампанию на карте с известным количеством войска, с той и с другой стороны, и в известной местности, и начиная наши соображения с какого нибудь известного момента. Главнокомандующий никогда не бывает в тех условиях начала какого нибудь события, в которых мы всегда рассматриваем событие. Главнокомандующий всегда находится в средине движущегося ряда событий, и так, что никогда, ни в какую минуту, он не бывает в состоянии обдумать все значение совершающегося события. Событие незаметно, мгновение за мгновением, вырезается в свое значение, и в каждый момент этого последовательного, непрерывного вырезывания события главнокомандующий находится в центре сложнейшей игры, интриг, забот, зависимости, власти, проектов, советов, угроз, обманов, находится постоянно в необходимости отвечать на бесчисленное количество предлагаемых ему, всегда противоречащих один другому, вопросов.
Нам пресерьезно говорят ученые военные, что Кутузов еще гораздо прежде Филей должен был двинуть войска на Калужскую дорогу, что даже кто то предлагал таковой проект. Но перед главнокомандующим, особенно в трудную минуту, бывает не один проект, а всегда десятки одновременно. И каждый из этих проектов, основанных на стратегии и тактике, противоречит один другому. Дело главнокомандующего, казалось бы, состоит только в том, чтобы выбрать один из этих проектов. Но и этого он не может сделать. События и время не ждут. Ему предлагают, положим, 28 го числа перейти на Калужскую дорогу, но в это время прискакивает адъютант от Милорадовича и спрашивает, завязывать ли сейчас дело с французами или отступить. Ему надо сейчас, сию минуту, отдать приказанье. А приказанье отступить сбивает нас с поворота на Калужскую дорогу. И вслед за адъютантом интендант спрашивает, куда везти провиант, а начальник госпиталей – куда везти раненых; а курьер из Петербурга привозит письмо государя, не допускающее возможности оставить Москву, а соперник главнокомандующего, тот, кто подкапывается под него (такие всегда есть, и не один, а несколько), предлагает новый проект, диаметрально противоположный плану выхода на Калужскую дорогу; а силы самого главнокомандующего требуют сна и подкрепления; а обойденный наградой почтенный генерал приходит жаловаться, а жители умоляют о защите; посланный офицер для осмотра местности приезжает и доносит совершенно противоположное тому, что говорил перед ним посланный офицер; а лазутчик, пленный и делавший рекогносцировку генерал – все описывают различно положение неприятельской армии. Люди, привыкшие не понимать или забывать эти необходимые условия деятельности всякого главнокомандующего, представляют нам, например, положение войск в Филях и при этом предполагают, что главнокомандующий мог 1 го сентября совершенно свободно разрешать вопрос об оставлении или защите Москвы, тогда как при положении русской армии в пяти верстах от Москвы вопроса этого не могло быть. Когда же решился этот вопрос? И под Дриссой, и под Смоленском, и ощутительнее всего 24 го под Шевардиным, и 26 го под Бородиным, и в каждый день, и час, и минуту отступления от Бородина до Филей.

Русские войска, отступив от Бородина, стояли у Филей. Ермолов, ездивший для осмотра позиции, подъехал к фельдмаршалу.

"ОСИРОТЕЛИ МЫ…"
К 100-летию кончины командующего флотом Балтийского моря
адмирала Николая Оттовича фон Эссена.

На скрижалях истории российского флота сохранились десятки и сотни достойнейших имён, верой и правдой служивших Отечеству в мирное и военное время. Куда меньше их среди адмиралов. Одним из тех, кто по праву останется в памяти поколений моряков, является адмирал (1860-1915). Кто из русских моряков кануна Первой мировой войны не знал этого имени? Слава будущего адмирала началась с января 1904 г., когда в первых же боях с японцами маленький, но быстроходный крейсер II ранга "Новик" действовал впереди всей эскадры. Почти три месяца на страницах газет и журналов эти имена - "Новик" и "капитан II ранга фон Эссен" упоминались постоянно и всегда вместе. 17 апреля 1904 г. Николай Оттович вступил в командование эскадренным броненосцем "Севастополь". И на этой должности он сумел проявить себя - незадолго до капитуляции Порт-Артура вывел корабль из простреливаемой гавани, до последнего вел огонь по японским позициям, а потом затопил броненосец на глубине. В период между Русско-Японской и Первой мировой войнами он сумел из пепла воссоздать Балтийский флот, воспитать и натренировать личный состав, подготовить, сколь было в его силах, театр к боевым действиям. Едва ли кто из адмиралов того времени так настойчиво проводил в жизнь девиз Степана Осиповича Макарова "Помни войну", едва ли кто был так популярен у личного состава. Человеку действия, импульса, порыва - ему чрезвычайно тяжело дались первые месяцы войны с Германией, когда его инициатива сковывалась сверху, а война на море приобретала характер "позиционной". Здоровье было подорвано постоянной нервной нагрузкой, напряжённой работой, частыми межбазовыми переходами. В этих условиях воспаление легких стало роковым. После непродолжительной болезни 7 мая (20 мая н.ст.) 1915 г. он скончался.

Именно деятельность этого человека, подчас неудобного и начальству, и подчиненным, нередко заблуждающегося, но неизменно активного предопределила многое в развитии противостояния русского и германского флотов в 1914–1917 гг. Его преждевременная смерть явилась тяжелейшим ударом, приведшим к необратимым последствиям.

Адмирал Н.О. фон Эссен на борту эсминца "Пограничник". Гельсингфорс, 30 сент. 1913 г. Фотография. 60х85 мм.

Посещение учебного судна "Николаев" вице-адмиралом Н.О. фон Эссеном. За ним - начальник Учебно-минного отряда контр-адмирал А.Д.Сапсай, слева - командир корабля капитан 1 ранга В.П.Ермаков. 4 июля 1912 г. Фотография. 140х90 мм.
На обороте надпись рукой Н.О. фон Эссена: "Посещение учебного судна “Николаев” на Транзундском рейде 4 Июля 1912 ".

Адмирал Николай Оттович фон Эссен с дочерью, Марией Николаевной фон Эссен. Петербург, 1913–1914 гг.
Фотография. 100х147 мм.

Фрагмент письма адмирала Николая Оттовича фон Эссена жене, Марии Михайловне фон Эссен. Крейсер "Рюрик", 18 июля 1914 г.

Записка адмирала Н.О. фон Эссена о деятельности Балтийского флота в период с июля 1914 г. по март 1915 г .

Машинописный экземпляр с правкой и автографом.

Император Николай II во время посещения крейсера "Россия". На снимке также присутствуют: Н.О. фон Эссен, Л.Б.Кербер, А.В.Колчак, П.Н.Лесков, И.И.Ренгартен, кн. М.Б.Черкасский. Свеаборг, 23 февраля 1915 г. Фотография. 170х115 мм.
Выписка из письма командующего флотом Балтийского моря Н.О. фон Эссена морскому министру адмиралу И.К.Григоровичу от 16 апреля 1915 г., представленная на рассмотрение императору Николаю II 22 апреля 1915 г.
Имеется помета Николая II: "Хорошо" и автограф И.К.Григоровича.
РГАВМФ. ф.418, оп.1, д.5593, л.44-44 об. Подлинник.

Доклад морского министра адмирала И.К.Григоровича императору Николаю II с копией донесения командующего флотом Балтийского моря Н.О. фон Эссена от 30 апреля 1915 г.

Препроводительное письмо адмирала Н.О. фон Эссена морскому министру И.К.Григоровичу с копией донесения на имя главнокомандующего VI Армией и Балтийским флотом от 29 апреля 1915 г.
РГАВМФ. ф.418, оп.1, д.5593, л.104. Подлинник с резолюцией И.К.Григоровича.


старшего лейтенанта

4 мая 1915 г., понедельник. Гельсингфорс.
"<…> 1-го ком[андующий] плохо себя чувствует, был даже лёгкий сердечный припадок. 2-го он ушёл на миноносце в Ревель.
Сегодня утром мы получили известие, что он заболел, был срочно вызван , который в 2 ч пополудни ушёл в Ревель на “Москвитянине”.
Позже я по телефону узнал, что у ком[андующего] фл[отом] воспаление лёгких, что слабо сердце… Этого только не доставало!
После завтрака рано утром мы уходим в Ревель на "России"".

6 мая, среда. Ревель.
"<…> Мы сейчас ничего не знаем ещё, но вести тревожные: вчера ком[андующий] флот[ом] свезён в госпиталь, по приказанию временное командование флотом возложено на нач[альника] штаба. У коман[дующего] крупозное воспаление лёгких при слабом сердце.
Сюда зачем-то прибыл .
Командующему плохо.
Утром врачи считали положение угрожающим: крупозное воспаление лёгких, слабое сердце, впрыскивали камфару, морфий; страшная слабость. Министр почувствовал себя дурно, когда увидел адмирала - так поразил его вид.
Выписаны знаменитости, - выехал утром из Петрограда экстренным поездом. В командование флотом вступил нач[альник] шт[аба] в[ице]-адм[ирал] Кербер, но об этом во всеуслышание не объявлено. <…>Вечером начальник штаба вернулся к нам на "Россию". Сообщил, что положение кома[ндующе]го немного улучшилось - кризиса надо ожидать в течение трёх дней".

РГАВМФ. ф.Р-29, оп.1, д.199, л.153-154. Машинописная копия.

Из дневника второго флагманского минного офицера
старшего лейтенанта И.И.Ренгартена

7 мая, четверг. Ревель.
"<…> Положение адмирала признается несколько легче, однако исход всё ещё представляется сомнительным.
По разобр[анным] нем[ецким] радио известны места по-видимому разведочных кр[ейсе]ров; наши под[водные] лод[ки] в море, англ[ийские] п[одводные] л[одки] вышли ночью, - им сообщены эти места. М[инонос]цы наши делают разведку к Стейнорту.
7 ч вечера - ужасное несчастье: 6 ч 30 мин адмирал скончался. Я только что шифровал радио главнок[омандующе]му и мор[скому] министру.
Сегодня такой тёплый, тихий, ясный вечер и так безумно грустно. Не прошло и получаса после кончины адмирала, как случилось новое несчастье - нелепое и неожиданное: планируя уже у самой воды, почти коснувшись её, перевернулся аэроплан, и в результате утонул один из лучших лётчиков стар[ший] лейт[енант] . Аппарат вдребезги. Сейчас на месте несчастья - в каких-нибудь 4-х кабельтовых от ангаров - спущены 4 водолаза, ищут тело.
Кульнев - опытный и смелый летчик, но всегда слишком рисковавший.
Что же ждёт теперь наш многострадальный флот.
У нас, близких к адмиралу лиц, немало было разговоров о недостатках адмирала, но всегда мы знали, что этот человек всей душой предан флоту, и мы всегда знали, что, если будет бой, он не сдастся и не пожалеет себя. Никто не болел так душой за всё, что делалось, как он.
Полночь. Только что вернулись с берега.
Мы собрались у маленькой церкви на окраине города и там ждали гроб адмирала. Ждали долго, ходили кучками, беседовали, - было тяжко и жутко. Место мрачное и глухое.
Уже стемнело, когда показалась колесница. За нею шёл адм[ирал] Кербер и большая толпа офицеров и некоторых представ[ителей] мест[ной] власти.
Сняли гроб и на руках внесли в церковь.
Я тоже нёс. Когда открыли крышку, я увидел адмирала - вид его был страшен, руки совершенно восковые, лицо в пятнах.
Пал камень на сердце.
Отслужили панихиду.
Его семья выехала в Петроград, только остался здесь.
Завтра сюда придёт вызванный из Моонзунда "Пограничник", он должен доставить тело адмирала в Петроград.
Господи! Как всё это тяжело!
Когда мы вернулись, было дано радио: "Морские Силы. Флот извещается, что командующий флотом сегодня скончался".
По приказу гавноком[андующего] в[ице]-адм[ирал] Кербер вступил во временное командование флотом. <…>
Осиротели мы. Грусть тяжкая.
Я вспоминаю Артур - сколько было там горя пережито! Но это было, значит, ещё не всё…"

РГАВМФ. ф.Р-29, оп.1, д.199, л.155-156. Машинописная копия.

Телеграмма императора Николая II с выражением соболезнования вдове адмирала, М.М. фон Эссен. 8 мая 1915 г.

Телеграмма императрицы Александры Фёдоровны с выражением соболезнования вдове адмирала, М.М. фон Эссен. 8 мая 1915 г.

Приказ командующего флотом Балтийского моря вице-адмирала Л.Ф.Кербера №501 от 8 мая 1915 г. с объявлением телеграммы Николая II с выражением соболезнования Балтийскому флоту по случаю смерти Н.О. фон Эссена. Типографский экз.
Научно-справочная библиотека РГАВМФ

Из дневника второго флагманского минного офицера

9 мая, суббота. Ревель.
"Вчера в 11 у[тра] была панихида в той же самой церкви.
На корабле масса разговоров: кто? Миллион предположений, называют возможных кандидатов, мелькают имена, от которых делается тошно…
, .
Вероятными казались - Кербер и . Наша точка зрения была всецело за Кербера.
Днём все разъяснилось. От верх[овного] главнокомандующего пришло телеграф[ное] повеление – командующим флотом назначен вице-адмирал .
<…>
К трём [часам] снова собрались в Симеоновской церкви. Отслужили последнюю панихиду, простились с нашим адмиралом, потом 20 человек ниж[них] чин[ов] взяли венки, стоявшие у изголовья 4 адмир[альских] флага взяли - контр-адмир[альский], вице-адмир[альский] и адмир[альский] - офицеры с “России”, флаг ком[андующего] флотом взял я; у каждого были ассистенты.
Когда подняли гроб - адмиралы и офицеры, - мы тронулись из церкви. По всему пути от церкви до гавани стояли войска шпалерами (без оружия) - впереди колесница с ельником, венки, флаги, хор, священники (со всех кораблей), гроб провожающие.
Я не менялся с ассистентом, как делали другие, когда рука уставала нести флаг, т.к. по какому-то внутреннему чувству хотелось донести флаг командующего до конца".

Траурная процессия выходит из Симеоновской портовой церкви в г. Ревеле. 8 мая 1915 г.
Фотография. 170х117 м.

Фотография. 170х115 мм.
Траурная процессия с гробом Н.О. фон Эссена на улицах Ревеля. 8 мая 1915 г.
Фотография. 170х110 мм.
Траурная процессия на улицах Ревеля. 8 мая 1915 г.
Фотография. 170х110 мм.

Из дневника второго флагманского минного офицера
старшего лейтенанта И.И.Ренгартена

"Дорога была вне города, и народу за шпалерами было мало. Зато в гавани было всё запружено.
У стенки стоял "Пограничник" - чистенький, выкрашенный, с широким помостом вместо сходен. Отменно блестящий вид мин[онос]ца, ибо он только что пришёл из Моонзунда, где 2 недели болтался в походах; он имел только несколько часов времени.
Кормовые флаги были у всех приспущены до половины, флаг комфлота перенесён с "России" на "Пограничник".
11.VII.1914 покойный адмирал шёл на "Пограничнике" в Ревель, чтобы собрать флагманов и сказать, что война неизбежна, чтобы уже с полуночи 13-го принять определённые меры предосторожности и даже подготовки театра. То был переход из мирного времени в военное.
8.V.1915 г. адмирал ушёл на том же "Пограничнике" мёртвым; последний поход - переход в могилу.
Мы внесли гроб и поставили на правых шканцах миноносца, на разостланный ковер. Покрыли гроб венками, поставили флаги. При гробе остались и ".

Из дневника второго флагманского минного офицера
старшего лейтенанта И.И.Ренгартена

"Музыка играла “Коль Славен”, и при полной тишине м[иноносе]ц стал отходить от стенки; управлялся идеально, не было слышно ни одной команды, каждый молча и без суеты делал своё дело, и “Пограничник” направился к воротам, вышел и скрылся за стенкой. А мы все ещё долго стояли и смотрели молча вслед, т.к. не находили слов, потому что было ужасно больно и грустно".

Из дневника второго флагманского минного офицера
старшего лейтенанта И.И.Ренгартена

"Я не успел почти ничего сделать в этот день; после обеда опять панихида - по Кульневе. Нач[альник] шт[аба] предложил место в автомобиле, с ним рядом были и .
Кульнев лежал в покойницкой госпиталя, далеко за городом. Вот уж безвременная гибель. Если бы на нём был спасательный жилет, он бы всплыл и был бы спасён, т.к. удар не был смертельный; я видел небольшую ранку над левым глазом. Собрались летчики и товарищи Кульнева, несколько знакомых его, н[ачальни]к шт[аба], адмирал . Отслужили панихиду. После этого я с Дараганом отправился на "Андрей Первозванный", где сидел часов до 11-ти.
Я вынес впечатление, что назначение Канина принимается благоприятно".

РГАВМФ. ф.Р-29, оп.1, д.199, л.156-158. Машинописная копия.

Из книги капитана 2 ранга К.Г.Люби "Волны Балтики"

"Сердечно, но без полагающейся по мирному времени церемонии, перевозятся останки адмирала Николая Оттовича на его любимый " Пограничник". Именно – сердечно. Команда, любившая своего адмирала, часто с ним плававшая, носившаяся в любую непогоду для смотров и проверок по всем портам и стоянкам частей флота, эта команда, так часто имевшая возможность просто поговорить с адмиралом-человеком, адмиралом-флотоводцем, - теперь не скрывает слёз при виде гроба с телом своего вечно-живого адмирала.

На грот мачте - развевается в последний раз флаг командующего флотом адмирала Эссена. Приспущен до половины большой Андреевский флаг. Международный обычай, указующий на присутствие покойника. Знак скорби и траура.

"Пограничник" в последний раз со своим адмиралом лихо разворачивается в узкой Ревельской гавани и уходит в Петроград.

На Неве "Пограничник" ошвартовался у пристани. Тело адмирала снесли на берег. Отвезли для отпевания в морской Храм-памятник Спас-на-водах. Затем - последний этап - на кладбище Ново-Девичьего монастыря. Скромно. Без полагающейся по мирному времени помпы - наряда войск всех родов оружия. Нельзя. Война. Парады отменены. Один только Севастополь, несмотря на войну, салютовал и отдавал почести своему бывшему адмиралу, генерал-адъютанту Дикову. Столица осталась верна букве. Уставу. Может быть, это и к лучшему. Не любил Николай Оттович парадов, почестей, шума и блеска. Скромный был человек. Скромными похоронами ушёл из мира.

Присутствовали, по положению, генералы и адмиралы. Среди первых выделялся своим высоким ростом и добродушным видом главнокомандующий VI армией и Балтийским флотом генерал Фан дер Флит. Морского министра адмирала Григоровича окружали его ближайшие помощники - вице-адмиралы, начальники: Морского Генерального штаба - Русин, Главного морского штаба - Стеценко, Главного управления кораблестроения - Муравьёв. Временно-командующий Балтийским флотом - Кербер и начальник Минной обороны Канин также прибыли отдать последний долг своему адмиралу. Из великих князей никого не было - все находились на фронте действующих армий".

(Люби К.Г. "Волны Балтики". Рига, 1939. с.273–274).

Некролог на Н.О. фон Эссена, опубликованный в газете "Петроградский листок" 9 мая 1915 г.
Телеграмма командира заградителя "Нарова" капитана 1 ранга М.И.Никольского М.М. фон Эссен с выражением соболезнования. 9 мая 1915 г.
Письмо флаг-офицера штаба командующего флотом лейтенанта П.И.Тирбаха М.М. фон Эссен с просьбой подарить на память какую-либо вещь, принадлежавшую любимому адмиралу. Ревель, 24 июня 1915 г.
РГАВМФ. ф.757, оп.1, д.4, л.147–149 об. Подлинник.
Письмо начальника 2-й бригады линейных кораблей Балтийского моря контр-адмирала А.К.Небольсина М.М. фон Эссен о планах издания сборника воспоминаний об адмирале. Гельсингфорс, 27 июня 1915 г.
Письмо инженер-механика генерал-майора В.Г. Винтера М.М. фон Эссен с воспоминанием об адмирале Н.О. фон Эссене. 2 июля 1915 г.
Письмо бывшего матроса крейсера II ранга "Новик" В.Ямщикова М.М. фон Эссен. Б/д.
Житков К.Г.
Адмирал Н.О. фон Эссен.
Пг., 1915. 43 с.
Письмо командующего флотом Балтийского моря вице-адмирала А.И.Непенина М.М. фон Эссен по поводу освящения в Гельсингфорсе дока, получившего имя адмирала Эссена. 11 сентября 1916 г.

Фотография К.П.Губера.

Из дневника второго флагманского минного офицера
старшего лейтенанта И.И.Ренгартена

13 мая, среда. Ревель.
"<…> Я до того устал вчера, что вечером у меня в глазах прыгали кровавые мальчики… Вся эта нервная деятельность - на фоне тяжелого чувства осиротелости. Вчера как-то особенно было тяжело; всё казалось, что нет самого главного, умерла душа, нет хозяина - распоряжается новое, постороннее лицо, чужое…".

22 мая, пятница.
"Сегодня я видел странный сон: покойный адмирал передал мне записку, на которой было написано: “Когда корабли будут выходить для боя, надо каждому взять крест и евангелие”, и мне казалось, что он торопится высказать предсмертную волю.
Как все странно, нелепо, дико.
Человечество сошло с ума".

РГАВМФ. ф.Р-29, оп.1, д.199, л160, 165. Машинописная копия.

Из письма Николая Оттовича фон Эссена жене Марии Михайловне

"Готовлюсь вступить в бой, - может быть, последний в моей жизни. Иду со спокойной совестью, что сделал все от меня зависящее, чтобы использовать данные мне средства. Мы выполним свой долг до конца".

Емелин А.Ю.
начальник отдела ОС и ГУД РГАВМФ

В день 100-летия со дня кончины Николая Оттовича фон Эссена у его могилы на кладбище Новодевичьего монастыря в С-Петербурге была отслужена панихида. В церемонии приняли участие курсанты Санкт-Петербургского военно-морского института и Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О.Макарова. Организатором мероприятия выступил председатель правления Санкт-Петербургского Комитета восстановления храма Спас-на-Водах Владимир Бельков. Памятник на могиле адмирала был накрыт Андреевским флагом.

ПРИМЕЧАНИЯ

Николай Оттович фон Эссен (11 декабря 1860 - 7 мая 1915 г.) родился в С-Петербурге, происходил из потомственных дворян Эстляндской губернии. По окончании Морского училища 20 апреля 1880 г. произведён в гардемарины, затем 20 августа 1881 г. - в первый офицерский чин мичмана. Участвовал в заграничном плавании на фрегате "Герцог Эдинбургский" (1880-1884). Окончил механический отдел Николаевской морской академии (1886) и Артиллерийский офицерский класс (1891). В 1892-1896 гг. - старший артиллерийский офицер крейсера I ранга "Адмирал Корнилов" (плавал в составе Тихоокеанской эскадры на Дальнем Востоке). В апреле 1896 г. возвратился в Кронштадт на крейсере I ранга "Владимир Мономах" (вахтенный начальник). В 1897-1899 гг. служил на отдельном отряде судов в Средиземном море: командир миноносца №120 (1897-1898), старший офицер мореходной канонерской лодки "Грозящий" (1898-1900). Затем командовал миноносцем №123 и миноноской №49 в Финском заливе. Командир парохода "Славянка" (1901-1902), крейсера II ранга "Новик" (1902-1904), на котором отличился в первые месяцы обороны Порт-Артура. С 17 марта 1904 г. - командир эскадренного броненосца "Севастополь", участвовал на нём в сражении в Жёлтом море 28 июля 1904 г., затопил корабль на глубине перед сдачей крепости (20 декабря 1904 г.). Отказался идти в японский плен, дал подписку о неучастии в войне и через США вернулся в Россию. Заведующий стратегической частью Военно-морского учёного отдела Главного морского штаба (1905). Командир строившегося в Англии крейсера "Рюрик" (1906). Далее на Балтийском море: командующий Отрядом минных крейсеров (с 28 июня 1906 г.), 1-м Отрядом минных судов (с 2 октября 1906 г.), Минной дивизией (с 8 декабря 1907 г.), начальник соединенных отрядов на правах начальника Морских сил Балтийского моря (с 24 ноября 1908 г.), и. д. начальника Действующего флота Балтийского моря (с 3 декабря 1909 г.), начальник Действующего флота Балтийского моря (с 18 апреля 1910 г.), командующий Морскими силами Балтийского моря (с 30 мая 1911 г.), командующий флотом Балтийского моря (с 17 июля 1914 г.). В период службы на Балтике был произведён в контр-адмиралы (5 апреля 1907 г.), вице-адмиралы (18 апреля 1910 г.), в адмиралы (14 апреля 1913 г.). Под непосредственным руководством Н.О. фон Эссена Балтийский флот был возрождён после Русско-японской войны, проведены подготовка и обучение личного состава, разработка планов боевых действий на случай войны с Германией, в частности - создана идея Центральной минно-артиллерийской позиции поперёк Финского залива для проведения оборонительного боя в случае попытки прорыва более сильного противника к Петербургу; начато оборудование морского театра. Лично руководил действиями Балтийского флота в начальный период Первой мировой войны. Скончался от воспаления лёгких в Ревеле, погребён на кладбище Новодевичьего монастыря в С-Петербурге.

Ренгартен Иван Иванович (19 октября 1883 - 14 января 1920) - капитан 1 ранга за отличие (28 июля 1917 г.). Входил в состав знаменитого "царского" выпуска Морского кадетского корпуса, воспитанники которого были произведены в офицеры 28 января 1904 г., на следующий день после начала Русско-японской войны. В числе лучших выпускников был послан в Порт-Артур. Прибыв в крепость 29 февраля, он попал на эскадренный броненосец "Полтава". Неоднократно нёс сторожевую службу на внешнем рейде на судовом катере, участвовал в морских сражениях и боях на суше. Ранен пулей в правый локоть и осколком в правый висок (9 августа 1904 г.). После сдачи крепости - в японском плену. Его умение и отвага были отмечены пятью орденами - от Св. Анны 4 ст. с надписью "За храбрость" (26 марта 1904 г.) до Св. Владимира 4 ст. с мечами и бантом (12 декабря 1906 г.). После войны окончил Минный офицерский класс в Кронштадте (1907) и несколько лет преподавал в нём. Наиболее плодотворный период недолгой жизни И.И.Ренгартена связан со штабом командующего Балтийским флотом, в котором он был 2-м минным офицером (с 1912), затем минным офицером, позже помощником флаг-капитана по оперативной части (с 14 января 1917 г.), флаг-капитаном по оперативной части (с 10 марта 1917 г.). Наибольшую известность Ивану Ивановичу принесло изобретение радиопеленгатора, которое, в совокупности с отличной организацией перехвата и дешифровки неприятельских сообщений, дало в руки командованию флота важный козырь в борьбе с противником. После окончания Ледового похода бывший капитан 1 ранга был уволен в отставку. В период Гражданской войны являлся сотрудником Морской исторической комиссии, преподавал в Морской академии. Возвращаясь из поездки в Москву, заразился тифом и умер в Петрограде. Являлся автором книг "Воспоминания порт-артурца" (СПб., 1910), "Радиотелеграфное дело" (1911, 1917), "Очерки по тактике минного дела" (1919), и интереснейших дневников.

Кербер Людвиг Бернгардович (с 30 откября 1916 - Корвин Людвиг Федорович) (19 апреля 1863, г. Дерпт - 9 апреля 1919, Лондон) - вице-адмирал "за отличие в делах против неприятеля" (6 декабря 1914). Окончил Морское училище (1884), Минный офицерский класс (1891), военно-морской отдел Николаевской морской академии (1902). Участвовал в кругосветном плавании на корвете "Витязь" под командованием С.О.Макарова (1886-1889). Флагманский интендант 1-й Эскадры флота Тихого океана (с 12 апреля 1904 г.). Старший офицер крейсера I ранга "Россия" (с 26 декабря 1904 г.). Начальник Морской канцелярии при Главнокомандующем морскими и сухопутными силами, действующими против Японии (14 декабря 1905 г. - 20 февраля 1906 г.). Командир минного крейсера "Донской казак" (1906). Штаб-офицер Морского Генерального штаба (26 июня 1906 г. – 21 января 1908 г.). Командир канонерской лодки "Хивинец" (1908). Морской агент в Англии (1909-1911). Командир ЛК "Цесаревич" (1911-1913). Начальник штаба командующего Морскими силами Балтийского моря (с 7 мая 1913), с 17 июня 1914 – Флота Балтийского моря. Начальник Действующей эскадры Флота Балтийского моря (1915). Член Адмиралтейств-совета (с 2 декабря 1915 г.). Председатель Совещания по морским перевозкам (с 10 февраля 1916 г.). Главноначальствующий г. Архангельска и Беломорского водного района (10 ноября 1916 г. - 7 марта 1917 г.), командующий Флотилией Северного Ледовитого океана (10 ноября 1916 г. - 26 января 1917 г.). Уволен в отставку (3 декабря 1917 г.). Скончался во время операции.

Великого князя Николая Николаевича (младшего).

Григорович Иван Константинович (26 января 1853, СПб. - 3 марта 1930, Ментона) - адмирал (27.09.1911). Окончил Морское училище (1874). Командир КР "Разбойник" (1895), ББО "Броненосец" (1895–1896), минного крейсера "Воевода" (1896). Морской агент в Англии (1896–1898). Командир ЭБР "Цесаревич" (1899–1904). Командир порта Артур (28 марта 1904 г. - 21 декабря 1904 г.). Начальник штаба Черноморского флота и портов Черного моря (с 30 октября 1905). Командир порта Императора Александра III (с 28 декабря 1906). Вр.и.д. главного командира Кронштадтского порта, военный губернатор Кронштадта (13 октября 1908 г. - 31 января 1909 г.). Товарищ морского министра (с 9 февраля 1909 г.). Морской министр (с 19 марта 1911), смещён с должности после Февральской революции. Член Государственного Совета (с 01.01.1914). В отставке с 31 марта 1917 г. Эксперт Военно-морской исторической комиссии по использованию опыта Первой мировой войны (1920). Преподавал морскую практику в Учебном управлении Морского штаба Республики (1922). Умер во Франции.

Сиротинин Василий Николаевич - в 1914 г. лейб-медик, академик, тайный советник, заслуженный профессор медицины, председатель Медицинского совета, Общества русских врачей, руководитель Главного управления Российского общества Красного Креста.

Кульнев Илья Ильич (9 января 1885, Псковская губ. - 7 мая 1915, Ревель) - старший лейтенант (25 марта 1915 г., старшинство с 1 января 1915). Окончил Морской кадетский корпус (1904). На броненосце береговой обороны "Генерал-адмирал Апраксин" участвовал в Цусимском сражении, попал в плен. Окончил теоретические курсы авиации при Петербургском политехническом институте, затем Севастопольскую авиашколу. Морской лётчик (с 1 июля 1914 г.). Начальник 4-й (с 12 января 1915 г.), 1-й (с 3 апреля 1915 г.) авиационных станций. Испытывал ряд новых самолетов, первым совершил на гидросамолете "перевёрнутый" полет, ночные взлет и посадку, в том числе с пассажиром. Погиб при выполнении полёта на летающей лодке ФБА. Исключен из списков погибшим при исполнении боевого служебного долга (18 мая 1915 г.). Могила находится на Новодевичьем кладбище в С-Петербурге (центральная часть, между 3-й и 4-й дорожками).
Из воспоминаний Б.П.Дудорова: "В первых числах мая в Ревеле погиб лейтенант Илья Кульнев, погиб обидно, бесцельно. Сгубила его страсть порисоваться. Видимо, желая показать своё искусство перед стоящими на рейде кораблями, он на малой высоте стал закатывать крутые виражи, скользнул на крыло и был убит на месте " (Цит. по: Король В.В. В небе России. СПб., 1995. С. 131).
В докладе Морского Генерального штаба морскому министру И.К.Григоровичу №141 от 29 мая 1915 г. деятельность лётчика оценивалась высоко: "…старший лейтенант в период своей деятельности по гидроавиации успел оказать развитию этого дела неоценимые услуги. Отличаясь редкой выносливостью и замечательным мужеством, вышеуказанный офицер буквально проводил в воздухе до 7 часов почти ежедневно, чем, конечно, способствовал общему подъёму духа и настроения среди своих товарищей. <…> Кульнев безбоязненно садился на совершенно новые и никому не известные аппараты <...> " (РГАВМФ. ф.418, оп.1, д.1402, л.6.).
О Кульневе также см.: Герасимов В. Листая послужные списки // Морской сборник. 1994. №8. С. 87-89.

Эссен Антоний Николаевич (29 июля 1888 г., Ревель - сентябрь 1917) - старший лейтенант (10 апреля 1916 г.). Окончил Морской кадетский корпус (1907). Служил на крейсер "Адмирал Макаров", пройдя путь от вахтенного офицера до старшего штурмана (6 октября 1908 г. - 3 августа 1913 г.), с осени 1913 г. учился в Николаевской морской академии, с началом войны вернулся на "Адмирал Макаров". Штурманский офицер, офицер связи на английской подводной лодке Е9 (20 октября 1914 г. - 30 июня 1916 г.), был награжден Георгиевским оружием (17 августа 1915 г.), орденами Св. Владимира 4 ст. с мечами и бантом (23 марта 1915 г.), Св. Анны 3 ст. с мечами и бантом (6 декабря 1916 г.) и английским Крестом за отлично усердную службу (1916). Флагманский штурман штаба Дивизии подводных лодок Балтийского моря (20 июня 1915 г. - 2 февраля 1917 г.), командир ПЛ АГ-14 (с января 1917). Погиб с кораблём во время выхода на позицию к Стейнорту между 12 и 20 сентября 1917 г.

Русин Александр Иванович (8 августа 1861 г. - 17 ноября 1956 г., Касабланка) - адмирал (10 апреля 1916 г.). Окончил Морское училище (1881) и гидрографическое отделение Николаевской морской академии (1888). Старший офицер крейсера I ранга "Россия" (1898–1899). Морской агент в Японии (1899-1904). Командир эскадренного броненосца "Слава" (1905-1907), начальник Николаевской морской академии (1908-1910), директор Морского кадетского корпуса (1908-1913). Начальник Главного морского (1913-1914) и Морского Генерального (1914-1917) штабов, одновременно начальник Морского штаба Верхового главнокомандующего (1916-1917). В 1919 г. - сотрудник 2 отделения III секции Единого государственного архивного фонда (бывшего Архива Морского министерства). В эмиграции жил и умер в Касабланке, являлся председателем Всезарубежного объединения русских морских организаций (ВОМО).

Стеценко Константин Васильевич (21 мая 1862, Кронштадт - ?) - адмирал (6 декабря 1916 г.). Окончил Морское училище (1881). Флаг-капитан штабов: начальника эскадры Тихого океана (1900-1903), командующего отдельным Практическим отрядом обороны побережья Балтийского моря (1903), командующего флотом в Тихом океане (1904-1905). Командир крейсеров "Аскольд" (1905-1906), "Рюрик" (1906-1908). Начальник штабов: начальника соединенных отрядов Балтийского моря (1908-1909), начальника Действующего флота Балтийского моря (1909-1911). Начальник бригады крейсеров эскадры Балтийского моря (1911). Командующий Сибирской флотилией (1911-1913). Состоял при морском министре (1913-1914), затем являлся начальником Главного морского штаба (1914-1917). После Февральской революции - член Адмиралтейств-совета, 15 июня 1917 г. уволен от службы. В 1918 г. находился в заключении в Петропавловской крепости.

Канин Василий Александрович (11 сентября 1862 г. - 17 июня 1927, Марсель) - адмирал (10 апреля 1916 г.). Окончил Морское училище (1882). Командир миноносок "Орёл", "Глухарь" (1885), канонерской лодки "Кубанец" (1907–1908), линейного корабля "Синоп" (1908–1911), начальник 4-го дивизиона эсминцев Балтийского моря (1911), Отряда заградителей Балтийского моря (1913-1915), Минной обороны Балтийского моря (1915). Командующий Флотом Балтийского моря (1915-1916). Член Государственного Совета (с 6 сентября 1916 г.), Адмиралтейств-совета (с 1 января 1917 г.). Второй помощник морского министра (с 4 апреля 1917 г.). Член Совещания по судостроению (с 14 июня 1917 г.). Уволен в отставку (13 декабря 1917 г.). В годы гражданской войны - на стороне белых, командовал Черноморским флотом (1919).
О личности В.А.Канина и его деятельности на посту командующего Флотом Балтийского моря высказывались разные суждения. Так, например, флаг-капитан по оперативной части штаба комфлота капитан 1 ранга князь М.Б.Черкасский считал одной из главнейших причин застоя после смерти Н.О. фон Эссена то, что "во главе флота стоит не военный человек, а прекрасный семьянин, хороший игрок в бридж, знаток минного дела и обладатель многих других невоенных добродетелей " (РГАВМФ. ф.418, оп.1, д.5651, л.1).

Вице-адмирал Л.Б.Кербер остался начальником штаба, но 31 мая был назначен начальником Минной обороны Балтийского моря и 17 июня передал штаб флота своему преемнику, контр-адмиралу Н.М.Григорову. 19 июня он получил новое назначение - начальником Действующей эскадры флота Балтийского моря. Это соединение формально существовало с мая 1911 г. (под названием Эскадра Действующего флота Балтийского моря), руководил им лично командующий флотом. После смерти Эссена негласное соперничество между Кербером и Каниным привели к тому, что было решено предоставить первому известную самостоятельность, назначив начальником эскадры. Спустя полгода Кербер получил новое назначение, а эскадра вновь была подчинена непосредственно командующему флотом.
И.И. Ренгартен по этому поводу писал в дневнике:
14.12.1915 "Злоба дня: отчисление Кербера и расформирование эскадры.
Кербер назначен членом Адмиралтейств-Совета, на его место (начальником 1-й бригады линейных кораблей Балтийского моря. - Прим. публ.) Бахирев, на место Бахирева (начальником 1-й бригады крейсеров. - Прим. публ.) - Трухачев, далее: Колчак (сменил П.Л.Трухачева на посту начальника Минной дивизии. - А.Е.), кн. Черкасский (стал вместо А.В.Колчака флаг-капитаном по оперативной части штаба командующего флотом. - Прим. публ.), наконец, на место князя - Типольт.
В этом сейчас всё хорошо и целесообразно.
Уничтожение эскадры есть признание в ненужности и того факта, что она была создана для личности. Но трагизм в том, что по отношению к Керберу, как к боевому адмиралу, его вышибка есть акт чёрной неблагодарности; в этом деле слишком много личных отношений. К сожалению, надо признать, что сам Кербер бывал часто весьма нетактичен и фатально не умел говорить по-русски - отсюда он стал весьма непопулярен
" (РГАВМФ. ф.Р-29, оп.1, д.199, л.275–276).
31.12.1915 "Сегодня командующий флотом чествовал со своим штабом Кербера - завтраком. Говорились речи, пенились бокалы, адмиралы лобзались. Искренности было мало, хотя слова с обеих сторон были сказаны хорошие " (РГАВМФ. ф.Р-29, оп.1, д.199, л.279).

Сполатбог Александр Николаевич (29 июля 1880 - 19 ноября 1937 г.) - капитан I ранга за отличие (30 июля 1916 г.). Окончил Морской кадетский корпус (1901). Участник обороны Порт-Артура, в бою 28 июля 1904 г. - командир кормовой башни 305-мм орудий эскадренного броненосца "Цесаревич". С 1906 по 1911 г. состояла на флаг-офицерских должностях при Н.О. фон Эссене, затем и.д. старшего офицера крейсера "Баян" (1911-1913). После этого служил в штабе командующего флотом - флагманский штурман (с 7 мая 1913 г.), флаг-капитан по распорядительной части (с 23 августа 1916 г.). С марта 1917 г. - командир крейсера "Адмирал Макаров", с 15 января 1918 г. - командующий под брейд-вымпелом 1-й бригадой крейсеров Балтийского моря. Впоследствии - начальник штаба Чёрного и Азовского морей (1920), начальник Управления безопасности кораблевождения Чёрного и Азовского морей (1921), начальник Сводно-гидрографического отряда на Чёрном море (1922). Преподаватель военно-морского дела в Одесской артиллерийской школе. Уволен в отставку (10 августа 1926 г.). Репрессирован.

Тирбах Петр Игнатьевич (11 июня 1890 г., г. Ташкент - 20 марта 1953 г., Лос-Анджелес) - старший лейтенант за военные отличия (28 ноября 1916 г.). Окончил Морской корпус (1910). Флаг-офицер штаба командующего Морских сил Балтийского моря (с 22 июня 1913 г.). И.д. старшего флаг-офицера по оперативной части штаба командующего флотом Балтийского моря (с 5 января 1917 г.). После гражданской войны в эмиграции. В 30-е гг. жил в Шанхае, умер в Лос-Анджелесе.

Руднев Владимир Иванович (3 ноября 1879 г. - 25 февраля 1966 г.) - капитан 1 ранга за отличие (6 декабря 1916 г.). Окончил Морской кадетский корпус (1900). На крейсере I ранга "Баян" участвовал в обороне Порт-Артура (1904). Флагманский минный офицер штаба начальника командующего Морскими силами Балтийского моря (1910–1914). Командир эсминцев "Пограничник" (1914–1916), "Изяслав" (1916–1917), крейсера "Рюрик" (1917–1918). В эмиграции жил в Ницце, позднее - в Париже.

Дараган Дмитрий Иосифович (25 декабря 1884 г., г. С-Петербург - 21 декабря 1978 г., Хельсинки) - капитан I ранга (2 октября 1919 г.). По окончании Морского кадетского корпуса (1904) участвовал на эскадренном броненосце "Цесаревич" в обороне Порт-Артура. И.д. флагманского штурманского офицера штаба начальника бригады крейсеров эскадры БМ (1912-1913), бригады линейных кораблей Балтийского моря (1913). Старший офицер линкора "Андрей Первозванный" (1913-1915), командир эсминцев "Деятельный" (1915–1916), "Автроил" (1916-1918). Уволен от службы без права на получение пенсии (12 января 1918 г.). Участвовал в гражданской войне (Север, 1918-1920), после чего жил в Финляндии.

Мирбах Рудольф Романович , барон (18 марта 1882 - 12 апреля 1965 г., Западный Берлин) - капитан 2 ранга за отличие (6 декабря 1914 г.). Окончил Морской кадетский корпус (1902). Участник обороны Порт-Артура (1904). Флагманский минный офицер штаба командующего Флотом Балтийского моря (1914-1917), командир посыльного судна "Кречет" (1915–1917). И.д. главного минёра БФ (1917–1918), уволен от службы (30 апреля 1918 г.). Участник гражданской войны, затем жил в эмиграции.

Непенин Адриан Иванович (21 октября 1871 г., Великие Луки - 4 марта 1917 г., Гельсингфорс) - вице-адмирал (6 сентября 1916 г.). Окончил Морской кадетский корпус (1892). В период обороны Порт-Артура командовал миноносцами "Расторопный" и "Сторожевой" (1904), был награждён орденом Св. Георгия 4 ст. (5 сентября 1905 г.) за отражение атак японских миноносцев в б. Белый Волк. Командир миноносца "Прозорливый" (1907). Начальник 2-го (1908-1909), 8-го (1909) дивизионов миноносцев Балтийского флота. Командир канонерской лодки "Храбрый" (1909-1911). Начальник Службы связи Балтийского флота (1911-1916), командующий Морской обороной Приморского фронта Морской крепости императора Петра Великого (1914-1915). Командующий Флотом Балтийского моря (с 6 сентября 1916 г.). Убит матросами.

(1860-1915)

Российский военно-морской деятель. Адмирал с 1913 г. Родился 11 декабря 1860 г. в Петербурге в семье товарища (заместителя) министра юстиции, статс-секретаря Отто Васильевича Эссена. Как потомок остзейского дворянства имел титул барона и приставку "фон" к фамилии.

Окончил Морское училище с отличием в 1881 г., за успехи в учебе и примерное поведение занесен на мраморную доску. В звании гардемарина совершил двухлетнее заграничное плавание на броненосном фрегате "Герцог Эдинбургский". Мичманом прослушал курс лекций на механическом отделе Николаевской Морской академии в 1886 г. Избрав командной специальностью системы вооружения корабля, поступил на учебу в Артиллерийский офицерский класс, который закончил в 1891 г. Дальнейшая служба была связана с Тихоокеанской эскадрой, где лейтенант Н.О. Эссен плавал с 1892 по 1897 г. артиллерийским офицером крейсера "Адмирал Корнилов". До 1900 г. служил на Средиземноморской эскадре командиром миноносца № 120 ("Пакерорт"), старшим офицером мореходной канлодки "Грозящий", командиром штабного парохода "Славянка". В 1899 г. за отличия по службе присвоено звание капитан 2-го ранга. Во время зимовки парохода в Петербурге, с 1900 по 1902 г. преподавал в Морском кадетском корпусе теоретическую механику и девиацию. С 1902 г. - командир новейшего крейсера 2-го ранга "Новик". Приняв корабль на судостроительном заводе в Германии, Н.О.Эссен перевел его в Порт-Артур в состав эскадры Тихого океана.

С первых же дней русско-японской войны "Новик" активно участвовал в боевых действиях. Утром 27 января 1904 г., после внезапного нападения японского флота на Порт-Артур, Эссен вывел "Новик" в море на разведку. Обнаружив превосходящие силы противника, корабль атаковал крейсер "Якумо". Только попадание 8-дюймового снаряда вынудило "Новик" возвратиться в базу. Последующие дни были наполнены активной боевой деятельностью, командир и его экипаж проявили высокое воинское мастерство и героизм, показали пример выполнения долга. "Новик" участвовал в боях с японской эскадрой, поддерживал миноносцы, проводил разведку. На нем держал свой флаг командующий эскадрой вице-адмирал С.О. Макаров при выходе на спасение погибавшего миноносца "Стерегущий". 16 марта капитан 2-го ранга Н.О. Эссен назначается командиром эскадренного броненосца "Севастополь", а после того как корабль стал флагманом эскадры, исполняет и должность флаг-капитана при командующем. Был убежденным сторонником активных действий флота, выхода в море для ведения боя с противником. Разногласия в этом вопросе с контр-адмиралом В.К. Витгефтом привели к замене Эссена на посту флаг-капитана и переносу флагманского адмиральского флага с "Севастополя".

Броненосец несколько раз вступал в бой с врагом, участвовал в попытке прорыва эскадры во Владивосток, дважды подрывался на минах. Находясь в гавани, вел контрбатарейную борьбу с японской осадной артиллерией. После перехода в б. Белый Волк корабль подвергся многочисленным атакам японских миноносцев, выпустивших по нему 180 торпед, две из которых попали в цель. Несмотря на повреждения, командир смог обеспечить активное использование корабельной артиллерии против сухопутных и морских целей. Попадания вражеских снарядов окончательно вывели "Севастополь" из строя. Н.О. Эссен был назначен начальником Ляотешанского отдела обороны с подчинением сухопутных частей и береговой артиллерии. Когда 19 декабря 1904 г. началось уничтожение кораблей эскадры, "Севастополь" единственным из всех стараниями бывшего командира был отбуксирован для затопления на большую глубину, что не позволило занявшим Порт-Артур японцам использовать его в своих целях. Н.О. Эссен последним покинул броненосец.

За боевые заслуги Эссен был награжден орденом Св. Георгия 4-й степени и Золотым оружием с надписью "За храбрость", произведен в капитаны 1-го ранга. После возвращения в Россию с 1905 г. он занимает должности заведующего стратегической частью военно-морского ученого отдела Главного морского штаба, командира 20-го флотского экипажа, с марта 1906г. - командир строившегося в Англии броненосного крейсера "Рюрик".

С августа 1906 г. контр-адмирал Н.О. Эссен - начальник Отряда минных крейсеров Балтийского флота (позже 1-я Минная дивизия). На этом посту он "нашел благородное поприще для проведения на деле тех своих выводов, к которым ему пришлось прийти собственным горьким опытом в 1904 году". Эссен решительно боролся с упрощениями в боевой подготовке, которую впервые стал проводить круглый год, поддерживал думающих и инициативных офицеров. Под его руководством в результате интенсивных тренировок и учений соединение превратилось в основное боевое ядро флота. Корабли плавали в любую погоду во всех районах Финского залива, центральной и северной части моря. С ноября 1908 г. Эссен назначен начальником соединенных отрядов Балтийского флота, в 1909 г. - начальником морских сил Балтийского моря (с 1911 г. - командующий флотом Балтийского моря). Добился коренной перестройки деятельности всех учреждений, поставив их на службу потребностям действующего флота. Показал себя прямым последователем идей вице-адмирала С.О. Макарова, руководил разработкой и принятием в 1912 г. плана действий флота на случай войны, созданием минно-артиллерийских позиций для обороны петербургского направления.

Под командованием адмирала Н.О. Эссена Балтийский флот встретил начало Первой мировой войны в полной готовности к отражению нападения противника, В 1914-1915 гг. корабли провели блестяще организованные активные минные постановки в южной Балтике, на германских коммуникациях, успешно действовали в море. В 1914 г. Эссен награжден орденом Белого Орла с мечами.

Умер в Ревеле 7 мая 1915 г. Тело доставлено в Санкт-Петербург на эсминце "Пограничник" и 15 мая захоронено на кладбище Новодевичьего монастыря.