Аэродром в приморье, атакованный американцами, порос т. Сухая речка и грот Каймос (карта, фото)

Недавно представитель объединения «Русские самураи» Дм. Семенов решил найти и облагородить незаслуженно забытый памятник павшим пилотам.

Аэродром «Сухая Речка» 65 лет назад


Миновало 66 лет с этого печального события – когда американскими истребителями был нанесен авиаудар по Советскому Союзу. Так, в 1950 г. военные истребители ВВС США Локхид F-80C «Шутинг Стар» нарушили границу советского государства и с воздуха обстреляли военно-полевой аэродром под названием «Сухая Речка», находившейся в Хасанском р-не (Приморье). При проведении данной операции были повреждены 7 стоявших самолетов отечественной эскадрильи, 1 из них уничтожили полностью.



Однако Штаты настаивали на том, что их пилоты просто ошиблись. Это вранье продолжалось вплоть до 1990 г. Точные данные, были ли среди пилотов 821-го авиационного полка убитые или раненные, просто отсутствуют. Но, вероятно, они были. Во всяком случае в перечне местных памятников можно найти № 106, под которым указана братская могила пилотов, которые погибли при отражении атаки иностранных авианалетчиков в 1950 г. Кроме того, там есть данные, что могила располагается у с. Перевозное – в прежние времена это была территория важного стратегического объекта – военного городка под названием «Сухая Речка».


Воздушная атака в Приморье 65-летней давности: Америка против СССР

Справочная информация: Сухая Речка находится на реке с одноименным названием, всего в 2 км от бухты Перевозной, относящейся к Амурскому заливу. Само село связано автодорогой, протяженностью 26 км, с региональной трассой А 189. Общее расстояние до местного райцентра (пос. Славянка) – около 55 км, а до Владивостока – практически 154 км. Близлежащая ж/д станция располагается в 1 км от села.


На поиски забытого памятника погибшим пилотам



Приморские байкеры отыскали памятник. По словам представителя местного мотообъединения под названием «Русские самураи» А. Белоконя, сама задумка найти данный исторический памятник появилась в связи с тем, что историю эту банально позабыли.

«Безусловно, странно, что братская могила по сей день безымянная. Непонятно, почему про нее умалчивают все военные архивы. Что говорить, в годы ВОВ погибших и вовсе закапывали наспех, не оставляя никаких опознавательных знаков и географических отметок. На протяжении десятков лет ходят по боевым местам специально созданные поисковые отряды. Ходить им еще придется долго!» , – отмечает А. Белоконь.

Маловероятно, что школьники на истории вспомнят эти печальные события. Даже взрослые жители Приморья не знают о трагической истории 65-летней давности. От памятника минувших лет остался сейчас лишь железный остов, даже датированная табличка и та пропала, и, видимо, уже очень давно. Среди перечня памятников Приморья он значится, однако нигде нет даже старой фотографии, указывающей на конкретное место его нахождения.



На поиски данного памятника решил отправиться Д. Семенов из Бреста. Потом он скажет, что поиск могилы был не столь легок – пришлось чуть-чуть поблуждать.

«Местные жители почти и не помнят о том трагическом моменте, а потому многие и не в курсе, что за неизвестный памятник находится вблизи их села. Побродив по оврагам и местным кустам, я его, безусловно, обнаружил – тот стоит у тропы, ведущей к железнодорожной станции. Отыскать его элементарно (для знающих людей). Видимо, он просто забыт, табличка отсутствует, весь в грязи. Разгреб заросли, плиты очистил от слоя земли и запечатлел на фотоаппарат сам исторический «памятник» , – поделился впечатлениями Д. Семенов.

Воспоминания реального участника того трагического дня, летчика 821 военного полка В. Н. Забелина:
«821 полк осуществлял учения с последующим перебазированием военной авиации, а также наземного обеспечения. Была проведена расстановка 3 эскадрилий по новым стоянкам. И вот 08.10.1950 г. американские «Шутинги» неожиданно нанесли внезапный авиаудар по новым стоянкам. Те отчеты, которые я сумел увидеть, несколько разнятся. Согласно данным, один налетчикам удалось взорвать, а остальные 6 получили сильные повреждения. В реальности все было иначе: 20 самолетов пострадало, а всего в арсенале их значилось 40 шт. По официальной версии, бомбардировщики сделали только 1 заход, в реальности – 2. Они атаковали самолеты «Кингкобры». А «МиГов» там не значилось. Американцы метили в самолеты собственного производства».

События Корейской войны коснулись и СССР



В то же самое время вовсю шло вооруженное противостояние на Корейском п-ве. Стрельба и залпы раздавались в непосредственной близости от советско-корейской границы. А США со своими союзниками не очень-то соблюдали международное право. Американские самолеты периодически кружили над приграничными советскими городами и стратегическими объектами. И хотя Советский Союз официально в данном конфликте замешан не был, наблюдались периодические вооруженные столкновения.

Ряд нападений на СССР

Летней ночью 26.06.1950 г. в нейтральных водах южнокорейский военный флот открыл огонь по кабельному советскому судну «Пластун». Командующий (Колесников) погиб, а многие члены экипажа получили ранения. Корейцы отошли только тогда, когда русские тоже открыли огонь.
В начале осени (04.09.1950) на горизонте показался неизвестный эсминец, приблизившийся к дальневосточному порту на расстояние 26 км. Вмиг в воздух был поднят разведывательный А-20Ж «Бостон» в сопровождении двух истребителей. Приблизившись к цели, все они были обстреляны 11-ю вражескими истребителями. В результате этого непродолжительного столкновения «Бостон» был сбит и погружен на дно океана. Все трое находившиеся там военные погибли. Таким было тогда военно-политическое положение на Дальнем Востоке в непростой послевоенный период.
В октябре этого же года (07.10.1950) в 821-й воздушный полк 190-й истребительной воздушной дивизии, в котором находились старые американскими самолеты «Кингкобры», оказавшиеся в Советском Союзе еще в военные годы, передислоцировался в р-н Сухой Речки Приморья. Спустя день, воздушные судна уже были выставлены на местном аэродроме. И буквально сразу (в 16 ч.) из ниоткуда появились 2 американских реактивных лайнера, которые неожиданно открыли огонь.
На другой же день после этого неприятного инцидента СССР обратился с протестом в отношении Штатов в ООН. Было непонятно, чего хотели американцы? 20 октября американский лидер Г. Трумэн, выступавший в ООН с докладом, признавал вину Штатов и сожалел, что ВВС его страны оказались причастными к данному инциденту. По его словам, командир полка тотчас же был уволен, а пилоты переданы суду. Таким образом, нападение на Советский Союз стало следствием навигационного просчета, а также некорректных расчетов летчиков.
Невзирая на внешнюю исчерпанность конфликта, из Подмосковья в Приморье была перебазирована хорошо оснащенная 303 авиадивизия, имевшая реактивные современные «МИГ-15». Даже было введено боевое дежурство. А собственно обстановка в военных частях оставалась неспокойной.

Необъявленные воздушные столкновения СССР и США:

08.04 1950 г. американским разведчиком была нарушена государственная граница Страны Советов в р-не военно-морской базы в Либаве. Четыре истребителя Ла-11 сбили разведчика.

Весной (май) 1950 г. пара истребителей F-51 «Мустанг» вступает в конфликт с двумя Ла-11. Действие происходит над Чукотским п-вом. В итоге, один американский истребитель был сбит.

Зимой (декабрь) 1950 г. в Приморье усилиями двух МиГ-15 был сбит разведывательный самолет РБ-29.

Предлагаемый читателю материал появился в результате 4-месячных поисков - обычно в выходные - разных сведений об одном осеннем дне ушедшего века. Подборка материалов о "послевоенных войнах" в майском номере аналитического еженедельника "Власть", а именно "Война в Корее", заронила в мое дальневосточное сердце тлеющий интерес к давним событиям. Обведенный красным маркером абзац на глянцевой странице журнала подталкивал к поискам. Безрезультатные звонки в краевой архив, закрытые двери музея Тихоокеанского флота и природная лень приковали меня к компьютеру, оснащенному доступом во всемирную сеть, с помощью которого я нашел несколько статей, вышел на родственников главных героев и непосредственных участников интересующего меня события. Сайт МИДа грозил растянуть мое небольшое расследование надолго и требовал предоплату. Отказавшись от растрат и волокиты, я действовал без поддержки МИДа, обратившись преимущественно к более доступным в сети источникам. Буду рад любой критике и новым сведениям об интересующем событии.
Тайфун в начале августа отсрочил мой визит на место происшествия. И вот наконец - несколько часов "полевой экспедиции" в Сухую Речку (около165 км от Владивостока вокруг залива), которую я вижу из окна своей владивостокской квартиры. Теперь я могу рассказать об этом так...

БОМБОВЫЙ УДАР по Приморью нанесли американцы полвека назад

Принесенные ветром

Говорят, история не терпит сослагательного наклонения, однако почти каждый, кто слышал об этом инциденте, заключает: "Это могло бы стать началом третьей мировой войны!" Впрочем, очень немногие могут похвастать знанием о том, что же в действительности произошло 8 октября 1950 года недалеко от деревни Сухая Речка (Хасанский район, Приморский край). В этот день два реактивных американских самолета "Метеор" (Shooting Star F-80) нанесли штурмовой удар по аэродрому, где дислоцировалась воинская часть ВВС Тихоокеанского флота. На земле сожжено девять (по другим сведениям - семь) старых "П-39-Аэрокобра" -винтовых самолетов, поступивших по ленд-лизу еще во время войны. Пожар продолжался несколько дней. За исключением старожилов деревни Сухая Речка и ее окрестностей, почти никто не осведомлен об этом странном повороте холодной войны - ни военные, ни интеллигенция, ни вообще население Приморского края, не говоря уже обо всех остальных наших соотечественниках.
Скудные сведения об этом происшествии в малочисленных публикациях исчерпываются обычно двумя-тремя строчками, комментарии историков-аналитиков отсутствуют. Только в статье генерал-лейтенанта авиации в отставке Георгия Лобова мы нашли официальную трактовку событий того осеннего дня.
Гораздо более яркая картина представлена в статье одного из непосредственных участников атаки - американского летчика Олтона Квонбека (Alton H.Quanbeck), который после 22 лет службы в ВВС работал в сенатском комитете по разведке (Senate Intelligence Committee) и в ЦРУ. Сейчас он занимается сельским хозяйством на своей ферме в Мидделбурге, США. Он был очень удивлен нашему запросу по электронной почте и с радостью обеспечил доступной информацией.
Его статья была опубликована 4 марта 1990 года в "Вашингтон пост" под названием "Моя короткая война с Россией". Другой пилот, Аллен Дифендорф (Alien J.Diefendorf), отслужив 33 года в ВВС, скончался в 1996 году.
Как пишет Квонбек, расстрелянный аэродром - жертва незамысловатой ошибки. Низкие облака и неожиданно сильный ветер явились причиной того, что самолеты снесло к северо-востоку и пострадал не намеченный заранее американским руководством аэродром в порту Чхонджин (Chohgjin) (Северная Корея), а советский - Сухая Речка. "С середины сентября (начало активных действий войск ООН в КНДР) советские метеорологические данные были засекречены, что лишило нас сведений о погоде в Сибири и на Дальнем Востоке. Опознавательных знаков на земле не было видно, радионавигации не существовало. Расчеты делались только исходя из направления и силы ветра, и время полета до цели определяло необходимость снижения. Полет проходил над облаками на высоте более 11 тыс. метров.
Я не знал точно, где мы... Через просвет в облаках я увидел, что мы находимся над рекой в долине, окруженной горами... По пыльной дороге на запад шел грузовик". Они решили догнать его и вышли на аэродром. Это было похоже на аэродром Чхонджин, который пилоты видели на крупномасштабной карте радионавигации, фотографий и детальных карт объектов не было. "На аэродроме стояло много самолетов - мечта любого военного летчика. В два ряда были выстроены около 20 самолетов типа "П-39" и "П-63".... На темно-зеленых фюзеляжах были большие красные звезды с белым ободком. Времени на принятие решений почти не было, топливо тоже было на исходе... Я зашел слева, выпустил несколько очередей, мой напарник Аллен Дифендорф делал, как я".
Удостоверившись, что цель поражена, стоящие на аэродроме самолеты загорелись, американцы развернулись и улетели.

Разбор полетов

На отходе от цели они взяли курс к базе и неожиданно увидели остров рядом с побережьем. "Ничего себе, - подумал я. - Рядом с Чхонджином нет острова"; - вспоминает летчик. Немного обеспокоившись и сверившись с картой, американцы решили, что нанесли удар по другому северокорейскому аэродрому.
"Советские радары, должно быть, запеленговали нас на расстоянии около 100 миль от границы. Следив за нашим снижением, они, вероятно, потеряли нас в складках местности, когда мы спустились в долину реки...
...Была объявлена общая боевая тревога, но у русских не было готовых самолетов или ракет, готовых отразить атаку. Это было в воскресенье после обеда. Для них это было как Перл-Харбор..." Однако в самом начале этой же статьи Квонбек, оправдывая свое нападение, пишет о встретивших "Метеоры" "вспышках противовоздушного огня с двухэтажного здания", что его удивило.
Уже на следующий день, 9 октября, Громыко выступил с официальным протестом ООН - в то время КНДР была объявлена агрессором, и в составе войск ООН американцы и союзники вступили с ней в открытое противодействие. В ноте протеста инцидент именовался "вероломным нарушением советских границ", "провокационным актом". СССР требовал, чтобы виновные понесли наказание. Впоследствии на дипломатическом уровне инцидент был замят - и у русских, и у американцев были свои причины, пишет Квонбек. Через 11 дней в своем обращении к ООН Трумэн признал вину США и заявил, что командир полка ВВС США на Дальнем Востоке освобожден от занимаемой должности, дисциплинарные меры приняты по отношению к пилотам. Американские летчики были преданы военному трибуналу, отстранены от боевых действий и переведены в другие части.
Есть информация и о том, что командир советского авиаполка был также понижен в должности.
Правда, здесь начинаются некоторые разночтения. Относительно "роковых" низких облаков, которые призваны объяснить действия американцев, генерал-лейтенант авиации в отставке Георгий Лобов саркастически замечает, что погода была ясная, видимость очертаний побережья - отличная и это исключало потерю ориентировки экипажами. Исследователь Владимир Шигин в статье "С-117" не вышла на связь" утверждает, что вслед нежданным пришельцам было направлено несколько уцелевших самолетов: "Поднятое в воздух звено истребителей ВВС американские самолеты не догнало". В этом же источнике говорится, что американские истребители поднялись с авианосца "Мидуэй", а не с американской базы в Тэгу (Taegu) в Южной Корее - первой базы реактивных самолетов в Южной Корее.

Пыль, покрывшая время

Нет, никто за ними не гнался, - усмехается очевидец давнего октябрьского нападения, житель деревни Сухая Речка, щурясь на полуденном солнце. Мы случайно встретились с Григорием Андреевичем Больдусовым во время поисков аэродрома. - Кажется, выходной был. Все отдыхали на море, и тут они прилетели. Покружили, постреляли из пулеметов по самолетам и скрылись за сопками. Мне тогда уж 13-й год пошел. А почему вы интересуетесь? - он, видимо, не разделяет нашей точки зрения о важности этого события.
Грунтовка, представляющая собой единственный путь по земле в Сухую Речку (та самая пыльная дорога, о которой писал Квонбек), осталась как будто нетронутой прошедшими десятилетиями. Внушительный слой пыли покрывает деревья и траву на обочинах, клубы пыли в воздухе значительно ограничивают видимость. По мере приближения к объекту дорожные указатели становятся все реже, по обеим сторонам дороги - развалины военных частей - опустевшие полуразрушенные казармы, заброшенные плацы. Заборы у жилых домов в деревне сконструированы из металлических решеток с круглыми отверстиями - остатки покрытия для взлетной полосы. Это явный признак того, что где-то неподалеку скрывается пресловутый аэродром, который впоследствии оказывается ровным полем, заросшим полынью и репейником, местами виднеются бетонные плиты. Время от времени встречаются ржавые остатки покрытия, не пригодившегося в хозяйстве селянам. Разгоняемся в автомобиле по предполагаемой взлетной полосе - длина около двух километров - но, к сожалению, не взлетаем. Погода, по словам Григория Больдусова, была точно такая же, как тогда: есть и облака, и солнце. Нам был отчетливо виден Владивосток -всего каких-нибудь 30 километров на другой стороне залива, быть может, он тоже мог подвергнуться штурмовому удару заблудившихся в облаках?
Небольшая свалка, аромат моря и трав, очертания гор в спускающемся тумане -именно оттуда 50 лет назад прилетели незваные гости...
Аэродром был закрыт в конце восьмидесятых, часть расформирована, дома брошены.
- Как шпионы американские узнали об аэродроме, так и закрыли, - говорит пожилая женщина, удерживая рвущуюся навстречу нам собаку, -смысла-то нет, если враги знают...

Владимир МИХАЙЛОВ,
специально для "В"

65 лет назад американцы "по ошибке" разбомбили советский аэродром в Приморье. Первое испытание ядерного оружия в СССР произошло менее чем за год до этого - 29 августа 1949 года. Тогда как американцы уже в 45 году сбросили бомбу на Японию.

Сухая Речка (Приморский край)

Сухая Речка - село в Хасанском районе Приморского края, входит в Безверховское сельское поселение.

Сухая Речка расположена на одноимённой реке, в 2 км от её впадения в бухту Перевозную Амурского залива. Село связано автомобильной дорогой длиной 26 км с трассой А189 Раздольное - Хасан. Расстояние до райцентра, посёлка Славянка, по дороге составляет 54 км, до Владивостока - около 154 км. Ближайшая железнодорожная станция Кедровая расположена в 1 км к югу.

по официальным данным жертв после этого нападения не было, но вот что пишут в сети:

Согласно советской версии человеческих жертв при налете в полку не было, что подтверждает и В. Н. Забелин. Однако, в списке памятников Хасанского района Приморского края под номером 106 значится "братская безымянная могила летчиков, погибших при отражении американских бомбардировщиков в 1950 году". Там же указано, что могила находится у села Перевозное, бывшей территории военного городка Сухая Речка. Неравнодушные жители Владивостока нашли этот памятник:

«Правда, от памятника остался один железный остов, табличка с датой пропала, по всей вероятности, уже давно, в списках памятников Приморского края он числится, но нигде не было ни одной фотографии с точным указанием места его расположения» - сообщает нашедший его человек. Могли ли перепутать его с еще тремя памятниками, установленными над другими захоронениями, находящимися в этом же районе, сказать трудно.
Сам аэродром был заброшен с конца 1950-х. На 1 января 2005 года население составляло 19 человек.

теперь, история. Что же собственно там произошло:

Нападение американцев на аэродром Сухая речка

Восьмого октября 1950 года в 16.17 по местному времени два американских истребителя F-80C «Шутинг Стар» из состава 49 FBG вторглись в советское воздушное пространство и, углубившись почти на сто километров, атаковали советский военный полевой аэродром «Сухая речка ».

Непосредственные участники атаки

Олтон Квонбек - 22 года службы в ВВС, затем до выхода на пенсию работал и в ЦРУ и комитете Сената по разведке (United States Senate Select Committee on Intelligence)
Аллен Дифендорф - отслужил 33 года в ВВС, умер в 1996.

Почти полвека, пока шла так называемая «холодная война» между СССР и Западом, нас пугали американскими бомбами. И мало кто знает, что на самом деле в те годы заокеанские самолеты все же нанесли безнаказанный удар по советской территории. Случилось это на Дальнем Востоке 60 лет назад — в октябре 1950 года.

Той осенью уже вовсю громыхала война на Корейском полуострове. Залпы грохотали совсем рядом от нашей общей с корейцами государственной границы. К тому же американцы и их союзники не слишком-то церемонились с соблюдением международного права. Боевые самолеты вероятного противника совершали систематические полеты вблизи советских городов и военных баз. Хотя СССР официально в войне не участвовал, доходило дело и до вооруженных столкновений.

В ночь на 26 июня 1950 года в международных водах южнокорейские боевые корабли обстреляли кабельное судно «Пластун», входившее в состав 5-го ВМФ СССР (нынче — Тихоокеанский флот). Был смертельно ранен командир «Пластуна» капитан-лейтенант Колесников, ранены помощник командира лейтенант Ковалев, рулевой и сигнальщик. Корабли противника отошли лишь после того, как моряки «Пластуна» открыли ответный огонь из 45-миллиметровой пушки и крупнокалиберного пулемета ДШК.

4 сентября того же года для наблюдения за действиями неопознанного эсминца, подошедшего на дистанцию 26 километров к порту Дальний (бывший Порт-Артур), по тревоге подняли в воздух экипаж советского самолета-разведчика А-20Ж «Бостон» старшего лейтенанта Константина Корпаева. Сопровождали его два наших истребителя. На подходе к цели советские самолеты были атакованы сразу 11-ю американскими истребителями. В итоге короткого воздушного боя «Бостон» загорелся и упал в океан. Все три члена его экипажа погибли.

Таков был военно-политический фон в то время на Дальнем Востоке. Неудивительно, что части и соединения советских Вооруженных сил в тех краях находились в постоянном напряжении. Тревоги, приказы о немедленном рассредоточении следовали один за другим. 7 октября 1950 года именно такой пришел в 821-й истребительный авиаполк 190-й истребительной авиадивизии, вооруженный старыми американскими поршневыми «Кингкобрами», полученными еще по ленд-лизу в годы Великой Отечественной войны. Летчикам предстояло срочно перелететь на полевой аэродром Тихоокеанского флота Сухая Речка в Хасанском районе Приморского края в 100 километрах от советско-корейской границы. К утру 8 октября все три эскадрильи полка уже стояли на новом месте. Дальше началось нечто почти невероятное.

В воскресенье в 16 часов 17 минут по местному времени над Сухой Речкой внезапно появились два реактивных самолета. На бреющем полете они прошли над аэродромом, потом развернулись и открыли огонь. Никто ничего и понять не успел, как шесть советских самолетов оказались повреждены, а один сгорел. О том, были ли в составе 821-го авиаполка убитые и раненные, в архивных документах нет ни слова. Но об этом — ниже.

Выяснилось, что штурмовали Сухую Речку американские истребители F-80 «Щутинг стар». Преследовать реактивные F-80 летчики 821-го авиаполка и не пытались. Да это было бы и невозможно на их поршневых «Кингкобрах».

На другой день в Москве в кабинет первого заместителя министра иностранных дел Андрея Громыко был вызван советник-посланник посольства США в СССР У. Барбур. Ему была вручена нота протеста с требованием расследования опаснейшего инцидента и строгого наказания виновных в атаке на аэродром Сухая Речка. Еще через десять дней правительство Соединенных Штатов по этому же поводу направило официальное письмо Генеральному секретарю ООН. В нем оно сообщило, что нападение на территорию Советского Союза стало «результатом навигационной ошибки и плохого расчета» пилотов. А еще — что командир авиационного соединения, в которое входили F-80, смещен с должности, дисциплинарные взыскания наложены и на летчиков.

Участники этих событий с советской стороны считают, что ни о какой навигационной ошибке речь идти не могла. По их мнению, имела место чистейшая провокация. В этом уверен, например, бывший летчик 821-го авиаполка В. Забелин. По его словам, «американцы прекрасно видели, куда летят. Пролетели 100 километров от нашей границы с Кореей. Они все прекрасно знали. Это придумали, что молодые летчики заблудились».

Кроме того, Забелин вспоминал, что командир оскандалившегося истребительного полка полковник Савельев и его заместитель подполковник Виноградов , не сумевшие организовать отпор американцам, были отданы под суд и понижены в должностях. Для укрепления государственной границы из Подмосковья на Дальний Восток командование ВВС срочно перебросило 303-ю истребительную авиадивизию, вооруженную реактивными МиГ-15. Такие боевые машины с американцами могли биться на равных. Возможно, именно по этой причине F-80 больше в советском небе не появлялись. Хотя в продолжавшейся войне на Корейском полуострове «Шустинг стары» с МиГами сражались, и не раз.

Любопытно, что в Соединенных Штатах об этой истории вспомнили лишь, когда закончилась «холодная война» — в 1990 году. В «Вашингтон пост» появилась статья под названием «Моя короткая война с Россией». Ее автор — Олтон Квонбек , бывший сотрудник ЦРУ и сенатского комитета по разведке. А еще — бывший пилот одного из двух американских истребителей, штурмовавших аэродром Сухая Речка в 1950 году. Квонбек снова отстаивал версию о навигационной ошибке, которая, будто бы, привела к серьезнейшему международному инциденту, улаживать который пришлось даже ООН. Якобы виной всему низкая облачность и сильный ветер. В статье американского аса говорится: «Я не знал, где мы находимся. Через просвет в облаках я увидел, что мы находимся над рекой в долине, окруженной горами… По пыльной дороге на запад шел грузовик». Квонбек, по его словам, решил догнать автомашину. Она и привела к аэродрому. Автор статьи утверждает, что ему показалось, будто это северокорейский военный аэродром Чхонджин. «На аэродроме стояло много самолетов — мечта любого летчика, — продолжает он. — На темно-зеленых фюзеляжах были большие красные звезды с белым ободком. Время на принятие решения почти не было, топливо тоже было на исходе… Я зашел слева, выпустил несколько очередей, мой напарник Аллен Дифендорф делал, как я». «Для русских это было, как Перл-Харбор», — не отказал себе в сильном преувеличении Квонбек.

К сожалению, уже нет в живых одного из наших героев войны в Корее генерал-лейтенанта Георгия Лобова, командовавшего в ту пору 64-м авиационным корпусом. Но остались воспоминания генерала. В то, что американцы бомбили советский аэродром по ошибке, он не верил. По свидетельству Лобова, никакой низкой облачности над Сухой Речкой в тот день не было. Наоборот, светило яркое солнце, что исключало потерю ориентировки пилотами F-80. По данным советского генерала, очертания тихоокеанского побережья на подходе к цели были прекрасно различимы с воздуха, а они совсем не похожи на те, что вблизи корейского аэродрома Чхонджин. Это обстоятельство, а также послевоенный послужной список Олтона Квонбека, ставят под сомнение версию Вашингтона и искренность его извинений перед Советским Союзом.

Однако в любом случае это не единственная тайна тех событий. Как уже говорилось, в архивных документах Министерства обороны и Министерства иностранных дел СССР говорится лишь о разбитых и поврежденных в результате внезапной штурмовки советских самолетах. И ни слова — о человеческих потерях. Однако были, видимо, и они. По крайней мере, в списке памятников Хасанского района Приморского края под номером 106 значится «братская безымянная могила летчиков, погибших при отражении американских бомбардировщиков в 1950 году». Там же указано, что могила находится у села Перевозное, бывшей территории военного городка Сухая Речка.

Странно, конечно, что могила безымянная. Странно, что про нее молчат военные архивы. А может быть, дело в старой советской традиции? Главное — пересчитать разбитую технику. А мужиков бабы еще нарожают. У нас и в Великую Отечественную павших закапывали где и как попало, не заботясь об отметке на карте. Вот седьмой десяток лет и бродят по местам боев поисковые отряды. И долго еще бродить будут.

Кто из нас в детстве не мечтал открыть неизвестные острова, реки, нанести их на карту? С годами часто мечты сменяются сожалением, что земля давно открыта: все исхожено, изучено, описано. Все ли?

Убежден: всякий любознательный человек может стать первооткрывателем. Пусть мы не отыщем "таинственных островов" и неведомых рек, но зато уточним размеры, очертания давно известных. Или обнаружим новый памятник прошлого, могилу неизвестного героя... Это ведь тоже открытие, и открытие серьезное! И мне повезло совершить географическое открытие не далее как в ноябре 1984 г. Вот как это произошло.

Есть под Севастополем Сухая речка, она же Куру-Узень (тюркский вариант названия), она же Ксеро-Потамос (вариант новогреческий), причем все три идентичны, как говорят языковеды, "кальки". Эта речка - левый приток Черной, впадающей в нее у села Нижнее Чернореченское. Приток пересекает шоссе Севастополь - Ялта на 17-м километре, а далее следует вдоль шоссе, на несколько десятков метров ниже.

Казалось бы, что тут интересного? Едешь в автобусе в Ялту, а под тобой невидимая (обрыв слишком крут) течет рядом река. Или не течет - пересохла. Словом, картина привычная.

Если посмотреть на подробную карту (на других Сухая речка по малости своей не обозначена), то ее истоки выглядят так: по Варнутской долине бежит ручей Варнутка, в нижней части долины он сливается с другим, безымянным, текущим перпендикулярно ему. От их слияния и начинается Сухая речка. А происходит это слияние, если верить картам, на 23-м километре шоссе Ялта - Севастополь.

Иной раз и посомневаться не мешает. В данном случае сомнение оправданно: карты ведь могут устареть. Еще в 1970-1973 гг. при строительстве новой дороги на 22-м километре были произведены значительные земляные работы. В результате возникла высокая насыпь (нечто вроде плотины), полностью перекрывшая русло. Таким образом, 23-й километр отпадает - карты требуют корректировки.

Почему мне захотелось обследовать каньон Сухой речки? Опыт научил, что интересное и неожиданное всегда рядом - стоит только протянуть руку. (Пример тому - Килен-балка, о которой уже шла речь). Сотни раз я проезжал по Ялтинскому шоссе, направляясь на Южный берег, и всегда вытягивал шею, пытаясь заглянуть вниз, через край откоса. Что там, на дне каньона? Но сверху был виден только противоположный склон, заросший лесом. Каждый раз я давал себе слово, что пройду его сверху донизу, но всегда находились другие - дальние маршруты. А Сухая речка была "под рукой" и, конечно, откладывалась на потом.

И вот настал день, когда я, решительно отказавшись от всех заманчивых предложений, отправился к верховьям каньона. Было это в начале ноября 1984 г. Три последних года в районе Севастополя стояла засуха. Чернореченское водохранилище обмелело, на нем появились никогда не виданные острова и косы. При таких условиях я был уверен, что пройду речку из конца в конец по сухому дну без всяких хлопот.

Высадился я из утреннего пригородного автобуса на 23-м километре Ялтинского шоссе, у поворота в село Резервное. Дорога в село пересекает русло Сухой речки почти в месте ее возникновения. Именно здесь - читатель это уже знает - сливаются ручьи Варнутка и безымянный, рождая (как я тогда думал) Сухую речку. Здесь же начинается и каньон. Левый его берег - высокий крутой склон, усеянный темными пятнами можжевельника; правый более полог, причем настолько, что по вырубленной в нем полке проходит шоссе, ограниченное откосом. Отдельные валуны, сваленные вниз при строительстве, достигли дна русла.

Русло, как я и ожидал, было совершенно сухим, лишь изредка встречались высыхающие лужи. Шел по нему, путаясь в длинных тонких плетях засохших водных растений. В одном месте был, очевидно, плес; сейчас это широкая поляна, как бы выстланная сеном - теми же водными растениями.

Местами высохшее русло тянется прямо, заключенное между параллельными берегами, на которых ровными рядами выстроились деревья. Была пора листопада, и листья, целыми стаями срывавшиеся при порывах ветра, густо устилали землю. Ощущение такое, будто идешь по аллее старого, несколько запущенного парка.

Пройдя километр, я и сделал открытие. Первый отрезок Сухой речки здесь заканчивался. Русло на протяжении примерно ста метров было завалено землей и каменными глыбами (издержки дорожного строительства) да еще и забетонировано. Здесь в речку впадал справа, если была, конечно, вода, скромный приток - ручей Суук-Су ("холодная вода"), образовавший живописный лесистый овраг Суук-Су-Дере. Чтобы пропустить ручей, под дорогой построили тоннель длиной более тридцати метров, шириной и высотой около трех. По этому сумрачному переходу можно пройти в урочище. Там, кстати, есть площадка для отдыха, где останавливаются автомобилисты. Именно отсюда теперь начинается Сухая речка, ставшая на километр короче.

Дальше для стока воды оборудованы (материал - железобетон) водобойные уступы, образовавшие настоящую лестницу великанов, за нею подлинные "джунгли" из кустов и лиан, берега резко повышаются, уходя в небо вершинами гор. Местами склоны сочатся влагой, покрыты пятнами мхов и лишайников, но русло по-прежнему сухо. Тропы нет - приходится пробираться то среди густого подлеска левого берега, то, прыгая с валуна на валун, по руслу. За три сухих года оно успело зарасти колючими плетями ожины, нещадно цепляющейся за одежду.

И вот первая ботаническая достопримечательность - могучий дуб диаметром метра в полтора, на высоте около метра он делится на четыре ствола, тоже внушительной толщины. Между ними образовалась площадка, на которой могут свободно встать четыре человека.

Неожиданно нога моя ступает на давно нехоженую тропу, рядом с которой и первый след человека - очень старое кострище. Шума машин с дороги почти не слышно - шоссе ушло вверх по склону. Стены каньона сблизились; иду по руслу, усеянному валунами.

Склоны то сужаются, то расширяются. Лес на левом берегу становится похожим на осенний парк. Поляны, широкие тропинки, следы многочисленных привалов... Но правый по-прежнему крут и обнажен - сплошная каменная осыпь. Один вид сменяется другим - удивительное разнообразие! Вначале вырисовывается вершина довольно высокой горы - высота ее более 500 м над уровнем моря. Это слева. А справа известковая круча, за которой следует 20-метровая вертикаль совершенно гладкой скалы, под ней - небольшое озерцо в русле бывшей реки. Вода черная, как тушь, в ее матовой поверхности четко отражается скала.

От этого места в русле все чаще встречаются лужи - выходят на поверхность подрусловые воды Сухой речки, У пересечения ее с грунтовой дорогой остановимся. Дорога уходит влево по широкой залесённой балке, и если мы свернем туда, то сможем осмотреть место, где в 1980 г. совершено интересное археологическое открытие.

Однажды из Балаклавы пришли в Херсонесский заповедник два школьника и сообщили, что ими обнаружена неизвестная пещера, а в ней лежат кости и разные предметы. Захоронения в пещерах - не редкость под Севастополем, их находили часто, но все они были разграблены еще в древности или в средние века. Поэтому археологи, отправляясь в пещеру, на многое не рассчитывали. Но то, что они увидели, превзошло все ожидания: пещера оказалась совершенно не тронутой. Основные раскопки были окончены в течение месяца, и все предметы, находившиеся в верхнем, наиболее доступном для расхищения слое, вывезены в музей.

Мне тогда не удалось побывать в пещере, все время что-то мешало, но в феврале 1981 г. экскурсия, наконец, состоялась. Доехали рейсовым автобусом по Ялтинскому шоссе до поворота на Оборонное, а потом - пешком в горы.

Зима в том году выдалась очень теплой: на окраине села мы прошли мимо цветущей сливы, в лесу цвел кизил. Через сорок минут подъема по дороге, ведущей в сторону моря, увидели пещеру. Вход в нее просматривался на противоположном склоне глубокой, сплошь заросшей лиственным лесом лощины, и нам предстоял вначале нелегкий спуск по просеке, а затем такой же подъем на кручу. Под деревьями земля была покрыта толстым слоем дубовых листьев, сквозь которые всюду пробивались подснежники. Я никогда не видел их сразу в таком количестве. Это убеждало, что место посещается редко. Наконец последнее препятствие - отвесный участок высотой около двух метров, и мы на небольшом карнизе у входа в пещеру.

Высокий треугольный портал, далее 28-метровый прямой ход в глубь горы, посередине его - ответвление вправо; здесь открыты наиболее древние из захоронений. Пещера служила склепом начиная с VIII в. до н. э. и кончая XIV-XV вв., о чем можно судить по находкам (украшения, бытовые предметы), научная ценность которых неоспорима.

В пещере сухо, только в двух-трех местах по капле сочится вода, на потолке - слабые натечные образования. Я ушел один в дальний угол, зажег свечу и прислушался. Сверху доносился странный шум, как будто ветер шумел в ветвях. Поднял свечу, но потолок здесь повышался и тонул во мраке - ничего не было видно. Наш проводник объяснил, что это один из двух пчелиных роев, вместе с большой совой составляющих все "население" пещеры.

Обратный путь пролегал в том направлении, где тальвег лощины пересекался с руслом Сухой речки. Мы шли, утопая в листьях, они шуршали так сильно, что невозможно было расслышать слова идущего впереди. Вскоре донесся шум автотранспорта на Ялтинском шоссе и говор реки, которая на этот раз - после недавних ливней - совсем не желала оправдывать свое имя. Она завивалась немыслимыми водоворотами, грохотала каскадами по валунам. Мои резиновые сапоги оказались как нельзя кстати, а спутникам пришлось упражняться в прыжках с камня на камень, рискуя принять освежающую ванну.

Но продолжим нашу прогулку вдоль русла Сухой речки. Дорога, идущая вправо от переправы через нее, выведет нас наверх, где неподалеку от шоссе расположились строения дорожной службы. Это место издавна называется Тороповой дачей и связано с именем участника обороны Севастополя 1854-1855 гг., который командовал батареей на знаменитом Камчатском люнете. Впечатление, производимое на современников личностью командира батареи, лучше всего выразил другой участник обороны - П. Алабин: "Надобно видеть этого громовержца, стоящего бестрепетно в урагане смерти и обдуманно поражающего врагов, тогда как десятки его товарищей и подчиненных падают вокруг... Да, надо видеть этих героев, чтобы научиться благоговеть перед ними...".

Моисей Сергеевич Торопов родился в 1819 г. Большую часть своей жизни он провел в Севастополе. С первых дней осады поручик морской артиллерии Торопов - в числе защитников города, причем неизменно - на передовой позиции, в самом пекле боя. В начальный период обороны такой горячей точкой был 4-й бастион. Там 5 октября 1854 г. во время первой бомбардировки поручик был дважды ранен, но остался в строю. 20 октября опять ранение, на этот раз в голову и очень серьезное. На четыре месяца Торопов попадает в Николаевский госпиталь, а 30 марта 1855 г. возвращается в Севастополь, вновь под вражеские ядра и пули. Направление атаки на город изменилось. Потерпев неудачу у 4-го бастиона, неприятель обратил главные силы на Малахов курган. До мая Торопов сражался на этой ключевой позиции, а затем был назначен в еще более опасное место - командиром батареи № 38 (батарея Торопова), построенной слева от Камчатского люнета. Вооруженная четырьмя корабельными пушками, она умело боролась с превосходящим числом вражеских орудий.

26 мая 1855 г., после мощного орудийного обстрела передовых русских укреплений, французы пошли на штурм. Орудия Камчатского люнета и батареи Торопова были выведены из строя, гарнизоны и прикрытие понесли тяжелые потери. В этом бою М. С. Торопов получил серьезное ранение, теперь в йоги. Вновь Николаевский госпиталь...

После войны Торопову предоставили длительный отпуск "для лечения болезней от ран и контузий происходящих". Несмотря на раны, почтенный ветеран дожил до преклонных лет - он скончался 13 апреля 1900 г. в чине генерал-майора. Похоронен в Севастополе на Братском кладбище.

Сын Торопова - Эварист Моисеевич - в начале XX в. был капитаном 2 ранга в отставке, жил в своем маленьком имении, или, как тогда говорили, "экономии" - на Тороповой даче. Умер в 1906 г. Возможно, он был тем корабельным инженером Тороповым (в источниках инициалы не приводятся), под руководством которого в Севастополе в 1887-1888 гг. построены три первые на Черноморском флоте канонерские лодки с торпедными аппаратами.

Вернемся, однако, в ноябрь 1984 г. После пересечения русла С дорогой, ведущей на Торопову дачу, я стал свидетелем "маленького чуда": Сухая речка вдруг ожила! Откуда же взялась в русле вода? Очевидно, в этом месте - другого объяснения не вижу - бьют родники. Один за другим следуют миниатюрные водопады, стекающие с обточенных валунов; вот и глубокий омут под навесом из диких скал, густо увитых плющом. А впереди - отвесный пик, у основания которого скопилось целое озеро - искупаться можно. Со скалы свисают к воде папоротники...

Поток настолько расширился, что его уже не перепрыгнешь - в одном месте даже устроен примитивный мост - поваленное бревно. Прошел я так метров триста и вдруг... Да, приходится повторить это слово: и вдруг все кончилось. Река вновь исчезла, ушла под землю, русло ее совершенно сухо. Дальше она еще дважды выходит на поверхность, но уже в виде слабеньких ручейков.

Ущелье кончилось, впереди ровная и довольно широкая долина, которая затем опять сужается сдвинувшимися склонами. В узком месте устроена плотина, и часть долины занята зеркалом большого пруда. Это третий по величине водоем в окрестностях Севастополя - не верится, что его создала Сухая речка, которой, собственно говоря, и не существует. Но я помню март 1978 г., когда по ее руслу несся такой мощный поток, что перейти его вброд не было какой возможности. Вода переливалась поверх плотины и обрушивалась с нее грохочущим водопадом.

Пруд возник лет пятнадцать назад. Официального названия он яе имеет, в обиходе его именуют обычно Торопов пруд - по соседней даче. Водоем, как уже говорилось, значителен: даже в низкую воду - метров триста в длину и не менее двухсот в ширину. Берега его, поросшие камышом, обсажены соснами.

Ниже плотины Сухая речка возрождается, на сей раз в виде небольшого ручейка, который приводит к еще одному пруду, заметно меньших размеров, тоже заросшему камышом. Отсюда рукой подать до Ялтинского шоссе. Русло Сухой речки, теперь уже решительно лишенное воды, пересекает его на 17-м километре.

За шоссе почти сразу же начинается третий пруд, вернее, настоящее крупное водохранилище: в границах пригородной зоны крупнее лишь Чернореченское, что в Байдарской долине. Но то, которой сейчас на маршруте, иного, сугубо промышленного назначения: в комплексе строящегося рудника "Гасфорт" (о нем уже упоминалось) водоем будет использоваться как хранилище шлама - отработанной породы, перемешанной с водой.

За плотиной этого водохранилища русло реки проходит узким, но коротким каньоном под горой Гасфорта. И, наконец, у Нижнего Чернореченского впадает (когда есть вода) в реку Черную.

Так мы прошли от истоков до устья небольшого водотока, очень скромного даже по крымским масштабам. И на всем пути - читатель мог в этом убедиться - природа давала пищу уму и сердцу, радовала нас разнообразием и красотой пейзажей.