Айвазовский и биография художника. Иван константинович айвазовский биография и картины Сообщение на тему творчество айвазовского

Иван Константинович Айвазовский родился 17 июля 1817 года в городе Феодосия.
Отец – Константин Григорьевич Айвазовский (1771-1841). В юности переселился из Галиции в Дунайские княжества (Молдавию, Валахию), где занялся торговлей, оттуда в Феодосию; знал несколько языков. До переезда в Феодосию носил имя Кайтан Айваз. После переезда в Феодосию взял имя Константин-Геворк. А фамилию из Айваз или Гайваз (армянская буква “h” на русский переводится как “а” или “г”) переделал на Гайвазовский. После 1840 года фамилию стали писать как Айвазовский.
Мать – Рипсима (1784-1860). Армянка по происхождения. Более подробной достоверной информации нет.
17 (29) июля 1817 года священник армянской церкви города Феодосии сделал запись о том, что у Константина (Геворга) Гайвазовского и его жены Рипсиме родился Ованес, сын Геворга Айвазяна.
После окончания феодосийского уездного училища, при помощи Александра Казначеева (сенатор, действительный тайный советник, в 1829-37 гг. глава Таврической губернии), был зачислен в симферопольскую гимназию. Первым учителем у Айвазовского был Иоганн Людвиг Гросс (немецкий художник), при помощи которого Иван Константинович получил рекомендации в Академию художеств. В 1833 году был зачислен в Императорскую Академию художеств Санкт-Петербурга за казенный счет. В 1835 году за получение серебряной медали за пейзажи «Вид на взморье в окрестностях Петербурга» и «Этюд воздуха над морем» стал помощником модного французского пейзажиста Фелиппа Таннера. В 1837 году получил Большую золотую медаль за картину “Штиль”. За успехи в учебе на два года раньше окончил Академию. С 1838 по 1839 провел в Крыму, где продолжал писать картины. В 1839 году возвращается в Санкт-Петербург, где получает свой первый чин и личное дворянство. С лета 1840 года по осень 1844 года Айвазовский путешествует и работает в Европе. За этот период посетил Италию, Швейцарию, Голландию, Англию, Францию, Португалию и Испанию. В Париже за свои картины получил золотую медаль Парижской Академии художеств. С 1844 года становится живописцем Главного морского штаба России, а с 1847 - профессоромПетербургской Академии художеств; состоял также в европейских академиях: Рима, Парижа, Флоренции, Амстердама и Штутгарта. В 1845 году начинает строительство дома в Феодосии, и обосновывается в Феодосии. Тем не менее, Иван Константинович очень много путешествовал, по несколько раз в год уезжал в Санкт-Петербург, но домом своим считал Феодосию.
В 1848 году сочетается браком с Юлией Яковлевной Гревс (родилась приблизительно в 1820 – умерла 1898). В этом браке у Айвазовского рождается четыре дочери:Елена(1849), Мария(1851), Александра(1852), Жанна(1858). В 1877 году Иван Константинович и Юлия Яковлевна развелись. А 1883 году Айвазовский женится на Анне Никитичне Бурназян (1856-1944).
Иван Константинович внес огромный вклад в жизнь Феодосии. Открыл в Феодосии школу искусств и картинную галерею, руководил археологическими раскопками более 90 курганов в Крыму, занимался вопросами охраны памятников, за свой счет и по своему проекту построил Феодосийский музей древностей (1941 году взорван отступающими советскими войсками), был инициатором строительства железной дороги Феодосия-Джанкой(построена в 1892 году), выступал за расширение Феодосийского порта(с 1892-1894 самый большой торговый порт в Крыму), содействовал в прокладке водопровода от собственного Субашского источника в Феодосию. Айвозовский был первым кому присвоили звание почётного гражданина города Феодосии. До самой смерти Иван Константинович продолжал работу над картинами. Умер 2 мая 1900 года в городе Феодосия. Похоронен в Феодосии во дворе средневековой армянской церкви Сурб Саркис (Святого Саркиса). За свою жизнь Иван Константинович Айвазовский написал более 6000 картин и устроил более 125 персональных выставок. Был живописецем Главного Морского штаба, академиком и почётным членом Императорской Академии художеств, почётным членом Академий художеств в Амстердаме, Риме, Париже, Флоренции и Штутгарте.

Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим и рисованию в старшей группе «Художник-маринист И. К. Айвазовский»

Программное содержание:

Познакомить детей с жизнью и творчеством И. К. Айвазовского. Учить детей понимать содержание картины, ее основную мысль и чувства, переданные художником. Продолжить знакомство детей с морским пейзажем. Показать, что изображение изменчивой стихии моря – труднейший мотив живописи.
Совершенствовать навыки рисования акварелью по тонированному листу бумаги.
Продолжать развивать связную речь, побуждать детей использовать в своей речи эпитеты и сравнения. Обогащать словарь детей словами: маринист, соотечественник, репродукция, девятый вал.
Развивать у детей интерес к изобразительному искусству.
Воспитывать эстетический вкус.

Оборудование:

Репродукция картины «Девятый вал», портрет И. К. Айвазовского, открытки с изображением городских достопримечательностей, связанных с именем И. К. Айвазовского, альбом с репродукциями с картин Айвазовского, аудиозапись музыкальных произведение морской тематики.
Тонированные листы бумаги, акварельные краски, оборудование для рисования.

Предварительная работа:

Тонирование листов бумаги (акварельными красками заливается небо и море).
Рассматривание альбомов, репродукций с изображением морских пейзажей.

Ход занятия:

Наверное, среди ваших родных или знакомых встречаются женщины или девочки, которых зовут Маринами? (Ответы детей). «Марина» - значит морская. А художника, который изображает море, называют «маринист». Повторите это слово и постарайтесь запомнить.

Мы с вами рисовали осенний пейзаж. И это было не так-то легко. Вам пришлось хорошенько постараться, чтобы получилось красиво и похоже на настоящую осень. А писать пейзажи с изображением моря еще труднее. Ведь море очень изменчиво, оно бывает очень разным. Давайте вспомним, каким мы видели море. В разные времена года, в разную погоду.

Тихое, спокойное, как стекло, бушующее, страшное. Очень трудно нарисовать такое изменчивое море. Но зато и очень интересно. Многие художники пытались передать в своих картинах красоту морской стихии. Но самым известным маринистом в мире стал наш соотечественник – Иван Константинович Айвазовский. Взгляните на его портрет. (Показ)
Почему я назвала художника нашим «соотечественником»? Что значит это слово? Иван Константинович Айвазовский родился и жил в нашем городе. Вот почему он наш соотечественник: у нас с ним общее Отечество, общая Родина, общий город.

Рассказ об И. К. Айвазовском

Когда художник был еще маленьким мальчиком, больше всего он любил рисовать. Бумаги и карандашей у него не было, поэтому он рисовал углем на белых стенах крымских домов. Эти рисунки заметил феодосийский градоначальник Казначеев. С его помощью мальчик был отправлен учиться в Петербургскую Академию художеств. После ее окончания молодой художник Айвазовский решил навсегда поселиться в Феодосии. Он построил на берегу моря дом, в котором жил и писал картины.
За свою долгую жизнь Иван Константинович Айвазовский написал множество картин и сделал много добрых дел, благодаря которым наш город стал лучше и красивее. В Феодосии не было железной дороги и морского порта. Они были построены благодаря усилиям Айвазовского. В городе не хватало питьевой воды, и Айвазовский подарил горожанам воду из источника своего загородного имения. Благодаря Ивану Константиновичу в Феодосии были открыты Музей древностей, библиотека и художественная школа. После смерти художника-мариниста его дом и все картины в нем были подарены городу. В скором времени мы с вами отправимся на экскурсию в картинную галерею Айвазовского и познакомимся с домом художника и его картинами. (В ходе рассказа воспитатель показывает открытки и фотографии с изображением городских достопримечательностей, связанных с именем Айвазовского).

Динамическая пауза «Прогулка к морю»

Что мы видим на просторе?
(Дети поочередно прикладывают ладони ко лбу, вытягиваясь и вглядываясь вдаль)

Волны плещут в Черном море.
(Волнообразные движения руками с покачиванием туловища)

Вот и мачты кораблей.
(Встать на носки, вытянуть руки вверх)

Пусть плывут сюда скорей!
(Приветственные махи руками)

Мы по берегу гуляем,
Мореходов поджидаем.
(Ходьба на месте)

Что-то жарко стало, братцы,
Не пора ли искупаться.
(Обмахивание руками)

Чтобы плыть еще скорей,
Надо нам грести быстрей.
Гребем руками и ногами.
Кто угонится за нами?
(Имитация плавательных движений)

Все. На берег вылезаем
И на песочке отдыхаем.
(Сесть на ковер)

Ракушки ищем мы в песке.
Их сжимаем в кулаке.
(Наклоны из положення сидя, имитация поиска ракушек, сжимание кулака)

Рассматривание картины «Девятый вал»

А теперь давайте рассмотрим репродукцию с одной из картин художника-мариниста Айвазовского. Это не настоящая картина, а всего лишь отпечатанный на бумаге фотографический снимок картины. Такой снимок называется «репродукция». После занятия вы сможете рассмотреть альбом репродукций с картин Айвазовского. (Показ альбома).

(Рассматривание картины сопровождается аудиозаписью музыкальных произведений).

Перед вами репродукция с картины Айвазовского «Девятый вал» Девятым валом моряки называли самую огромную и страшную волну. Девятый вал ломал мачты кораблей, рвал паруса, разбивал в щепки и переворачивал корабли. Девятый вал нес разрушения и гибель. «Девятый вал». Так назвал свою картину маринист Айвазовский. И нам станет понятно почему, когда мы внимательно ее рассмотрим.
Что изобразил художник в верхней части картины? Каким изображено небо? Какую погоду хотел изобразить художник?
Что изображено в нижней части картины? Что вы можете сказать об изображенном море? Какое оно? Почему вы решили, что на море бушует ураган? Когда на море большие волны, бушует ветер – это шторм – морская буря.
Присмотритесь внимательно, что изобразил художник в самой нижней части картины? На чем плывут эти люди? Как вы думаете, шторм продолжается уже долго, или только начался? Почему вы так решили? Что случилось с кораблем?
Взгляните на людей, потерпевших кораблекрушение. Как вы думаете, какие чувства они испытывают, о чем думают посреди бушующего моря?

Шторм продолжается уже долго. Корабли разбили волны. Почти вся команда погибла. Лишь несколько моряков спаслись, успев привязать себя веревками к обломку мачты. Иначе волны их просто бы смыли. Обратите внимание на этого моряка. Что он делает? Зачем он машет платком? На что надеется? Он надеется, что его с товарищами заметят с какого-нибудь уцелевшего корабля и спасут.
Но вот на потерпевших кораблекрушение надвигается самая большая, самая разрушительная волна. Вы запомнили, как она называется? Девятый вал. Что же случится с моряками? Удастся ли им спастись? Как вы предполагаете? Наверняка мы не знаем. Художник предоставил нам возможность самим придумать окончание этой истории.

Рисование «Морской пейзаж»

А сейчас, ребята, я хочу предложить вам попробовать себя в роли художников-маринистов. Мы с вами уже умеем рисовать море и небо акварельными красками. Теперь вам предстоит завершить свой морской пейзаж. Перед тем, как приступить к работе, хорошенько продумайте сюжет вашей картины. О чем вы хотели бы рассказать в своей работе?
Кто-то нарисует морской бой,
Кто-то – кораблекрушение,
Кто-то удачное плаванье корабля по тихому спокойному морю.
Когда вы окончательно определитесь с сюжетом картины – приступаете к рисованию.

Готовые работы вывешшиваются на выставку «Галерея морского пейзажа».

Биография Айвазовского, как и любого творца, полна интересными событиями, неординарными людьми, которые встретились на жизненной пути художника и веры в свой талант.
Родился Иван Константинович 17 (29) июля 1817 г. в Феодосии. Еще в детстве у Ивана были выявлены способности к музыке и рисованию. Первые уроки художественного мастерства были даны ему известным феодосийским архитектором, Я.Х.Кохом.

Став выпускником училища, Айвазовский поступил в симферопольскую гимназию. После ее окончания, по протекции феодосийского градоначальника, А.И.Казначеева, будущего художника зачислили в столичную Императорскую Академию художеств.

Дальнейшее обучение

В августе 1833 г. Айвазовский прибыл в Санкт-Петербург. Он учился у таких мастеров, как М.Воробьев, Ф.Таннер, А.И. Зауервейд. Его картины, написанные во время обучения, были удостоены серебряной медали. Айвазовский был настолько одаренным студентом, что его выпустили из Академии на 2 года раньше срока. Для самостоятельного творчества Ивана Константиновича отправили сперва в родной Крым, а потом в заграничную командировку на 6 лет.

Крымско-европейский период

Весной 1838 г. Айвазовский уехал в Крым. Там он создавал морские пейзажи, занимался батальной живописью. В Крыму он пробыл 2 года. Затем вместе с В.Штернбергом, своим товарищем по пейзажному классу, художник отправился в Рим. По дороге они посетили Флоренцию и Венецию, где состоялось знакомство Айвазовского с Н.Гоголем .

Каждый, кто интересуется биографией Айвазовского, должен знать, что свою манеру написания картин он приобрел на юге Италии. Многие картины европейского периода были удостоены похвалы такого маститого критика, как У.Тернер. В 1844 г. Айвазовский прибыл в Россию.

Признание таланта

1844 г. был знаковым для художника. Он стал главным живописцем российского Главного морского штаба. Через 3 года ему присвоили звание профессора Академии художеств Санкт-Петербурга. Для детей, интересующихся жизнью великого художника, важно знать, что главными его работами являются картины “Девятый вал” и “Черное море”.

Но сражениями и морскими пейзажами его творчество не ограничивалось. Он создал серию крымских и украинских пейзажей, написал несколько исторических полотен. Всего за свою жизнь Айвазовский написал более 6000 полотен.

В 1864 г. художник стал потомственным дворянином. Также он был награжден чином действительного тайного советника. Это звание соответствовало адмиральскому.

Семья художника

Личная жизнь Айвазовского не была богатой. Он женился дважды. Первый брак был заключен в 1848 г. Супругой художника стала Ю.А. Гревс. От этого брака родилось четверо дочерей. Счастливым союз не был, и спустя 12 лет супруги расстались. Главной причиной расставания было то, что Гревс, в отличие от супруга, стремилась жить светской жизнью в столице.

Второй супругой Айвазовского стала А.Н. Саркисова-Бурзанян. Она была младше Айвазовского на 40 лет и пережила его на 44 года.

Смерть

Айвазовский скончался внезапно ночью от кровоизлияния в мозг 19 апреля (2 мая) 1900 г., в Феодосии. На мольберте так и осталась недописанной картина “Взрыв корабля”, над которой маринист трудился накануне. Он был похоронен в армянской церкви Сурб Саркис.

В середине лета 1817 года, а именно 17 июля в провинциальном городке Феодосия, что находится в Крыму, в семье местного бедного купца родился мальчик. Он оказался пятым ребенком в семье, где ни достаток, ни образование членов семьи не предвещали рождение гения. Однако пройдут годы, и именно ему суждено будет прославить свое имя, город и родину несравненными картинами, достойной уважения гражданской позицией и человечностью. Во всем мире этого человека называют по фамилии - Айвазовский, а биография его кратко будет изложена в данной статье.

Родители будущего художника по национальности были коренные армяне. После бегства от турецкого гнета с исторической родины они некоторое время жили у родственников в Галиции. В Феодосию беженцы попали скорее случайно. Однако шло время, и этот тихий городок оказался тем местом на земле, где они и решили поселиться навсегда.

И. К. Айвазовский — автопортрет

Это интересно! Область Галиция в XIX веке являлась территорией Восточной Польши со столицей в городе Галич. Позднее столицей области стал Львов. В настоящее время это территория Западной Украины (Львовская, Ивано-Франковская и частично Тернопольская области).

Бегство от геноцида и семейные неурядицы в семье Айвазянов во многом повлияли на паспортные данные будущего гения, а именно:

  • имя Геворк, данное при рождении отцу, в русском варианте звучит как Константин;
  • фамилия семьи была изменена для конспирации на польский манер;
  • имя сына Ованес в русском языке созвучно с именем Иван.

Таким образом, мальчик, рожденный, как Ованес Айвазян, свои первые шаги по жизни сделал, как Иван Константинович Гайвазовский. Пройдут годы и уже в зрелом возрасте художник-гений еще раз сменит свою фамилию на Айвазовский.

Как все начиналось

В Феодосии дом Айвазянов располагался на самой окраине, откуда благодаря возвышенности открывался красивый вид на Черное море. Ежедневно оно представало взору юного Вани в разных состояниях:

  • умиротворенная гладь;
  • игривая зыбь;
  • суровый шторм.

Кроме этого, «самое синее в мире» не всегда соответствовало присвоенному ему эпитету. В зависимости от неба, оно играло красками от лазури до практически черного цвета. Все это не осталось безразличным для юной души, а переродилось в желание обязательно запечатлеть увиденное.

Было бы наивным предположить, что искусство рисовать у малолетнего Вани появилось на пустом месте. В общении с архитектором Феодосии Кохом был заложен фундамент для рождения таланта художника. При этом уроки рисования и строительного черчения, подаренные зодчим, стали по сути путевкой в мир изобразительного искусства и не только.

Дом, где родился Айвазовский

В тринадцать лет Ваня Гайвазовский, благодаря рекомендациям градоначальника Феодосии, поступает в губернскую гимназию Симферополя. После ее окончания в 1833 году он отправляется в столицу государства Российского, в Санкт-Петербург, где его ждут экзамены и успешное поступление в Императорскую Академию художеств. Именно здесь юный Айвазовский через свои этюды, эскизы и полноценные картины обретает первую известность. Особую роль здесь сыграл мэтр живописи тех времен Максим Воробьев, в чьем классе молодой художник практиковался вплоть до 1839 года.

На эту пору приходится и дебют выставочной деятельности художника Ивана Айвазовского. Он оказался более чем успешным. Так в 1835 году экспозиция молодого мариниста Айвазовского из пяти полотен произвела фурор в столичном бомонде. При этом картина «Этюд воздуха над морем» удостоилась почетной серебряной медали.

Этюд воздуха над морем

В 1837 году к Айвазовскому приходит новый успех. Его полотно «Штиль» удостаивается большой золотой медали. С этого момента работы крымского художника выставляются в Императорской Академии художеств практически на постоянной основе.

Через год художник посещает с творческой командировкой родную Феодосию и Севастополь. В поездке по Крыму художник экспериментирует, знакомится лично с ведущими военачальниками Черноморского флота, и, конечно же, он много рисует. Феодосия вдохновляет его.

В 1840 году решением попечительского совета академии Айвазовского направляют на стажировку в Италию. Именно здесь последующие годы жизни Иван Константинович постигает мастерство корифеев изобразительного искусства Европы. Выставки художника не заставили себя долго ждать. Столицы Старого Света в своих галереях одна за другой размещают полотна молодого русского художника. Результат везде одинаков - успех и рукоплескания неординарному, уникальному и неподражаемому таланту Айвазовского. Итогом европейской практики становятся:

  • Золотая медаль Парижской Академии художеств;
  • Звание академика уже у себя на родине.

По возвращении в Россию Айвазовского принимают в штат Главного штаба морских сил. Здесь он начинает работать над серией заказных картин для нужд этого ведомства. Этюды, пейзажи, сцены морских сражений выходили из-под кисти художника с удивительной скоростью. Творчество Айвазовского в эти годы держало по сути экзамен на стойкость. В итоге рождается целая серия полотен о Балтийском море. На полотнах появляются Кронштадт, Ревель, Красная Горка, Санкт-Петербург, а также картины морской тематики и баталий, связанных с этими городами.

И все-таки душа Айвазовского всегда просилась на юг - поближе к родному Крыму. Он подает рапорт с просьбой вернуться в Феодосию, чтобы закончить начатые ранее работы. Так появляются полотна на тему Черного моря. Особо дороги художнику стали картины из серии, посвященной Севастополю:

  • Севастопольский рейд;
  • Синоп;
  • Вход в Севастопольскую бухту;
  • Синопский бой.

На период творчества после службы в штабе морских сил приходится расцвет таланта Айвазовского. Его произведениями украшались кабинеты и дома самых высокопоставленных чиновников, а также центральные залы учреждений и ведомств. На эти же годы приходится написание одного из самых знаменитых шедевров великого русского мариниста - «Чесменский бой» (1848 год). Через два года их список пополнил «Девятый вал». Кстати, реалистичность батальных сцен на картинах Айвазовского имеет под собой веское основание. В ходе Русско-Турецкой войны ему не раз доводилось выходить в море в составе команд действующих кораблей российского флота.

Девятый вал

Личная жизнь Айвазовского

Год 1848 знаменателен для художника не только рождением шедевров. В этот год Айвазовский заключает брак с Юлией Грефс - дочерью петербургского врача английского происхождения. Брак казался счастливым, но не во всех отношениях. С одной стороны, Иван Константинович называл свою жену главным вдохновителем и музой его творчества. Но с другой - «камнем преткновения» у супругов оказались различные взгляды на место жительства. Супруга мечтала о столице и светском обществе. Душа же художника искала покой, уединение и темы для своих картин. Айвазовский не мыслил себя без Феодосии, Крыма и Черного моря.

В 1858 году супруги расстались и не виделись в последующем практически 20 лет. Только в 1877 году чета Айвазянов была официально разведена.

На второй брак Айвазовский решился только через пять лет после завершения бракоразводной процедуры. Его избранницей стала вдова известного в Феодосии коммерсанта Анна Саркизова (в девичестве Бурназян). Невзирая на большую разницу в возрасте (Анна была младше Ивана Константиновича на 40 лет), их союз можно было назвать счастливым, а чувства истинными. Семейная идиллия продолжалась почти 18 лет, пока ее не прервала смерть художника.

Женщины Айвазовского

Это интересно! После кончины супруга убитая горем вдова дала обет не покидать стен дома, в котором он умер. Клятву свою Анна сдержала, и за 25 лет она ни разу не вышла из флигеля, примыкавшего к художественной галерее Феодосии.

За эти годы через Феодосию прошла Первая мировая война. Здесь же Анна встретила и приход Советской власти. Пережила вдова и немецкую оккупацию в годы Великой отечественной войны. Умерла Анна Айвазовская-Бурназян в 1944 году. Похоронена она в Феодосии, рядом с мужем во дворе местного собора, в котором его крестили и венчали.

Полезное видео: Айвазовский Иван Константинович- биография

Художник - меценат - гражданин

Ни для кого не секрет, что за годы, когда Айвазовский писал картины, он сумел заработать приличный капитал. Это открывало великому художнику огромное поле деятельности как меценату. Так на его деньги в родной Феодосии открывается художественная галерея и школа для юных художников.

Зная не понаслышке о вечной проблеме Феодосии - питьевой воде, Иван Константинович строит на свои средства фонтан и прокладывает в город 20-тикилометровый водопровод от родника, бившего на территории его имения. По завершении строительства все это он подарил любимой Феодосии.

Кроме этого он финансировал еще и прокладку железной дороги в порт Феодосии. В 1892 году состоялось ее торжественное открытие, что стало решающим фактором для активного развития крупнейшего торгового порта Крыма.

В подтверждение многогранности интересов художника можно назвать его почетное членство в Одесском обществе археологов и любителей древностей. И неспроста в Феодосии, на горе Митридат, на деньги художника был построен музей исторических артефактов.

Это интересно! К большому сожалению, в 1941 году уникальное здание музея Феодосии, построенное по проекту Айвазовского, в результате бомбардировок было разрушено.

Вконтакте

Часто Айвазовского любят называть баловнем судьбы. Это неудивительно - популярность пришла к нему еще в молодости и оставалась с художником до последних дней жизни, а его картины всегда очень тепло принимались публикой. Айвазовский в числе тех художников, о которых знают даже люди, далекие от изобразительного искусства, и творчество которых нравится абсолютному большинству. Такому успеху Айвазовский обязан, конечно, своему уникальному таланту: его часто величают "певцом моря". Действительно, художник всю свою жизнь и все творчество свое посвятил этой стихии, в бесконечном ряде полотен каждый раз по-новому открывая ее. Ниже представлен рассказ, относительно краткий, о биографии и творчестве Айвазовского, интересные факты и особенности исполнения, сформировавшие уникальный стиль мариниста.

Биография. Детство

Ованес Айвазян - таково настоящее имя художника - родился 17 (29) июля 1817 года в древнем крымском городе Феодосии в семье обедневшего купца Геворка (Константина) Айвазяна. Геворк писал свою фамилию на польский манер - Гайвазовский. Семья их едва сводила концы с концами, и Ованес, младший сын, уже с десяти лет начал подрабатывать.

Талант мальчика проявился очень рано. Дом Айвазянов стоял на окраине города, на возвышенности, откуда открывался необыкновенный вид на море. Восприимчивость будущего художника позволила ему вобрать в себя всю красоту бескрайней морской стихии, чтобы позже воплотить ее в своих бессмертных полотнах.

Но и тогда Ованес уже рисовал. Благодаря счастливому случаю, коими изобилуют биография и творчество Айвазовского (которому при жизни неизменно сопутствовал лишь успех), его рисунки заметил градоначальник Казначеев. Он высоко оценил способности мальчика и принял горячее участие в его судьбе. Казначеев подарил ему краски и бумагу для рисования и обучал у городского архитектора, затем отправил в Симферополь в гимназию. Там, в Симферополе, талант Айвазяна тоже был замечен, и было решено хлопотать о его зачислении в

Президентом Академии в те годы был Оленин, известный покровитель искусств, много сделавший для русской культуры. Разглядев в Айвазяне необыкновенное дарование, он и принимает решение об определении 13-летнего мальчика в Академию.

Учеба в Академии художеств

В Академии Ованес Айвазян (он изменит это имя на "Иван Айвазовский" несколько позже, в 1841 году) попал в пейзажный класс к М. Н.Воробьеву, одному из известнейших живописцев начала XIX века. Воробьев прославился не только своими картинами, но и в немалой мере целой плеядой знаменитых художников, которых он воспитал (и Айвазовский - в их числе). Воробьев сразу заметил склонность своего ученика к морю, и потом всячески поддерживал и развивал ее. Он сам был одним из лучших пейзажистов своего времени, и Айвазовский воспринял и усвоил многое из его индивидуальных черт мастерства. Это хорошо чувствуется в картине "Берег моря ночью. У маяка" (1837).

Во время учебы в Академии Айвазовский также активно знакомится с произведениями искусства, собранными в Эрмитаже и частных коллекциях. Тогда же он участвует в Академической выставке с двумя полотнами: "Этюд воздуха над морем", его первая картина, и "Вид на взморье в окрестностях Петербурга".

Поездка в Крым

Весной 1838 года Айвазовский, по решению совета Академии, отправляется на два года в Крым для совершенствования своего мастерства. Естественно, художник выбирает местом своего пребывания Феодосию, город, в котором прошло его детство. Там он много пишет с натуры: создает эскизы, небольшие этюды.

Там же Айвазовский написал свое первое крупное полотно с натуры: "Ялта" (1838). В этой картине заметно влияние другого известного русского пейзажиста, однако именно в Крыму начинает оформляться оригинальный стиль художника. Это более заметно в картине "Старая Феодосия" (1839). В полотнах, созданных на крымском побережье, художник стремится создать образ конкретного места, запечатлеть уникальные, характерные черты места.

В 1839 году Айвазовский по приглашению Раевского отправляется в военно-морской поход к берегам Кавказа. По впечатлениям, оставленным с той поездки, позже он напишет "Десант Н. Н.Раевского у Субаши" (1839).

В 1840 году Айвазовский возвращается в Петербург, где официально заканчивает обучение и ему присваивают звание художника.

Италия

Летом 1840 года Айвазовский в качестве пансионера Академии в числе других едет в Рим для усовершенствования своего мастерства. Там он много путешествует, делая бесчисленное количество набросков, эскизов, позже дорабатывая их в мастерской. Здесь окончательно складывается творческий метод художника: удивительная чуткость к неуловимым оттенкам состояния стихии, способность запоминать в подробностях картинку, а потом в мастерской дорабатывать эскизы на основе увиденного. Многие полотна он создавал вовсе без эскизов с натуры, по памяти.

В Италии за три года он создает, помимо других картин, более 30 полотен крупного формата - работоспособность поистине необыкновенная. Это виды Неаполя, Венеции, Амальфи, Соренто. Но, кроме них, появляются и произведения действительно монументальные: "Сотворение мира. Хаос" - самое масштабное из всего, созданного им в Италии. Все работы художника отличает безупречная цветовая композиция, выдержанная в едином и стиле и как нельзя лучше передающая все нюансы настроения пейзажа.

Он и позже будет неоднократно возвращаться к итальянским пейзажам, создавая уже по памяти в мастерской новые полотна.

Северные моря

На родину Айвазовский возвращался художником с мировым именем. Он был удостоен звания академика, а также причислен к Главному морскому штабу. Тут же появляется объемное и сложное задание: написать все русские морские порты на Балтийском море. Так появляется большая серия картин, среди которых - виды Крондштата, Ревеля, Свеаборга. Все они сочетают в себе документальную точность в передаче деталей и одновременно поэтическую одухотворенность.

Особенно среди прочих выделяется "Ревель" (1844) - настолько прозрачный и легкий, с нежнейшими оттенками неба и воды, пейзаж представляет собой лирическое произведение, образец поэзии.

В 1845 году Айвазовский вместе с экспедицией Литке путешествовал в Турцию, Грецию и Малую Азию. Результатом этой поездки позже станут несколько видов Константинополя, берегов Турции и пролива Босфор; самая известная картина из тех мест - "Георгиевский монастырь. Мыс Фиолент" (1846). Картины приобретают заметный романтический оттенок, во многом созвучный поэзии Пушкина о море, интересные эффекты лунного и солнечного света.

Морские сражения

Все еще будучи штатным живописцем Главного морского штаба, Айвазовский создал немало батальных картин, изображающих морские сражения русской флотилии. В них он воспел славу русского оружия и доблесть моряков. Наиболее известные полотна - это "Чесменский бой в ночь с 25 на 26 июня 1770 года" (1848) и "Бой в Хиосском проливе 24 июня 1770 года" (1848), на которых запечатлены ключевые морские сражения Российской империи.

Также Айвазовским были изображены эпизоды из Русско-турецкой войны и обороны Севастополя. В частности, несколько картин были посвящены знаменитому бригу "Меркурий", одержавшему победу в неравном бою с двумя турецкими линкорами.

В картинах сражений битва не заслоняет образ моря: они искусно сплетаются, и в батальной сцене одним из героев является море, величественное и своеобразное.

Мастерская в Феодосии

В 1846 году Айвазовский начинает постройку собственного дома и мастерской в Феодосии. После экспедиции Литке он в основном живет и работает там, наведываясь в Петербург и в Москву. С натуры он больше не пишет; работает лишь в мастерской, полагаясь на свою память. Он активно участвует в общественной деятельности, организует свои выставки, в 1847 году получает звание профессора петербургской Академии художеств.

В 1860-70-х годах наступает расцвет его творчества. Создаются картины "Море" (1864), "Черное море" (1881). Их необыкновенная сила в том, что, кроме внешней красоты, Айвазовский очень точно передал внутреннее состояние, характер и настроение моря, буквально одухотворил его. Это заметили и высоко оценили многие выдающиеся деятели искусства того времени.

Айвазовский продолжал создавать картины до конца своей жизни. Одно из последних его произведений, "Среди волн" (1898), некоторыми считается вершиной творчества художника. Лишенное каких бы то ни было деталей - обломков мачт, людей - изображение разбушевавшегося моря величественно в своей неудержимости. Действительно, это грандиозный итог творчества великого мариниста.

Особенности творчества

Многие художники так или иначе обращались к морской теме на протяжении своего творчества. Однако именно Айвазовский посвятил морю всего себя без остатка. Из сочетания этой бесконечной любви к морским просторам и способности к восприятию легчайших оттенков настроения природы выросло исключительное своеобразие его творчества.

Биография и творчество Айвазовского начинались во времена романтизма. Творчество известных русских поэтов того времени - Жуковского, Пушкина - во многом повлияло на формирование его стиля. Однако наибольшее впечатление из всех знаменитых современников на Айвазовского произвел живописец Карл Брюллов и его работы. Это отразилось позже в батальных картинах художника.

Романтизм Айвазовского заключается в том, что при всей живости картин упор делается не на реалистичность, достоверность, а на общее впечатление, на настроение пейзажа. Поэтому очень много внимания уделяется цвету: каждая картина выдержана в определенном тоне с бесконечным количеством оттенков вариаций, вместе создающих единое целое, гармонию всех элементов пейзажа. Особенное внимание Айвазовский здесь уделял взаимодействию воды и воздуха: он выписывал за один сеанс и то, и другое, благодаря чему создавалось ощущение единства пространства.

В более поздние годы он стал постепенно обращаться к реализму: в 70-х годах это лишь некоторые элементы, и романтическое направление преобладает, однако в 80-х они занимают все больше и больше места: исчезают эффектность, красочность, драматические сюжеты, на смену приходят более спокойные неброские пейзажи, тем не менее также наполненные поэзией и очарованием.

Наиболее известные картины

Практически все наиболее известные картины уже были упомянуты в ходе рассказа о биографии и творчестве Айвазовского. Для детей 10 лет и старше, может быть, стоит упомянуть и самую "растиражированную" картину художника - "Девятый вал" (1850). Драматический сюжет - рассвет на море после сильного шторма и люди, сражающиеся со стихией, - воспевает превосходство, мощь природы, и бессилие человека перед ее величием.

Личная жизнь

Рассказывая о биографии и творчестве художника Айвазовского, мы обошли стороной его личную жизнь. А женился он в 1848 году на Юлии Яковлевне Грефс. По его собственным письмам, все произошло необыкновенно быстро - "в две недели" после знакомства он женился, и в браке Юлия Яковлевна подарила ему четырех дочерей. Однако семейная жизнь не сложилась, и через некоторое время последовал развод.

В 1882 году Айвазовский женился второй раз - на вдове феодосийского коммерсанта Анне Бурназян. Несмотря на отсутствие светского образования, она обладала природным чувством такта и чуткостью, и с большим теплом заботилась о своем муже.