Айвазовский ноев потоп. Всемирный потоп. Переход евреев через Красное море

Мероприятие получилось семейно-культурное, потому что живейший интерес к выставке проявили мои родители. Его картины поразили их еще в молодости, когда они посещали музеи то в Питере, то в Феодосии, поэтому возможность увидеть почти все и сразу в одном месте пропустить было нельзя. Итак, мы купили билеты, сели в машину и отправились на встречу с прекрасным.

Наученная горьким опытом очереди на Серова (ТМ) администрация галереи ввела онлайн продажу билетов на сеансы посещения. На каждый сеанс запланировано 250 билетов. При этом время входа благоразумно разделено на тридцатиминутные промежутки: не все в состоянии появиться точно ко времени; театральные, академические и прочие опоздания тоже нужно учитывать. Электронный билет уже не требуется дополнительно оформлять в кассе галереи или распечатывать из терминала. Теперь сканируют штрихкод прямо с бумаги. Мысль с заблаговременно проданными сеансами оказалась на удивление удачной. Выставка пользуется огромной популярностью. Билеты доступны на сеансы через 10 дней. 1 августа я без проблем купила билеты на 12; в пятницу билеты продавались уже только на 23. Впрочем, те, у кого нет интернета или нет возможности так долгосрочно планировать свои дела, тоже имеют шанс попасть на выставку. На каждый сеанс запускают и 25-50 (зависит от заполненности зала) человек из живой очереди. Тут тоже не осталось особых сюрпризов: людей также запускают каждые полчаса, а вдоль очереди расставлены таблички с приблизительным временем ожидания. Чтобы не было иллюзий...Кстати говоря, заранее купить билеты можно не только в интернете, но и в отдельной кассе, однако перед входом установлена табличка с указанием ближайшей возможной даты визита. В целом недочеты Серова были учтены, так что ближайшие пару месяцев полевые кухни МЧС могут отдыхать. Дискотека, видимо, начнется ближе к закрытию.

Поскольку я заложила запас времени на пробки, парковку (в выходные дни, когда я приезжала на разведку, на парковку очередь была просто мёртвая, без движения стояли полчаса, двигались за счет потерявших терпение бедолаг) и т.д., на место мы явились на час раньше назначенного времени. Очередь из спонтанных посетителей тянулась часа на полтора, для прохода по электронным билетам очереди как таковой нет, просто ближе к назначенному времени собирается народ, чтобы войти прямо с последним ударом курантов. Впрочем, мы с большим удовольствием подождали на скамеечках в парке Музеон. Погода была просто прелесть: приятная прохлада, чуть прикрытое облаками солнце. Мама давно не выбиралась в центр города: совершать пешие прогулки ей не позволяет здоровье. Поэтому парк привел ее в восторг. Надо сказать, ландшафтники и правда чудесно поработали. Вместо ярких цветов на клумбах высажены разные травки, сдержанно цветущие синими хохолками или серыми метелками. Все это выглядит очень стильно, радует глаз и очень успокаивает. Когда пробило 11 часов, мы направились к дверям. На входе функционирует три рамки, посетителей быстренько между ними распределили, поэтому никакой задержки не было вообще. Предъявив бумагу с напечатанными билетами интеллигентной даме со сканером и вооружившись аудиогидом, мы наконец вошли в зал.

На входе устроена небольшая видеоинсталляция, демонстрирующая бесконечно закольцованную съемку морских волн. Черно-белые кадры выглядят весьма уныло, особенно на фоне удивительного света, льющегося от картин.

"Главные" картины художника известны всем. Папа, переступив порог выставочного зала, немедленно отправился на поиски картины "Волна", заворожившей его еще в Русском музее.

"Девятый вал", "Черное море", "Радуга", разнообразнейшие бухты - волны на этих картинах так и зовут погрузиться в них или, наоборот, отпрянуть, спасая жизнь.



Картины на выставке привезены из многих музеев: самой Третьяковки, Русского музея в Санкт-Петербурге, Военно-морского музея, дворцов, из Феодосии, Еревана. Картина "Хаос", находящаяся в Ватикане, на выставку не приехала. Картины собраны по темам: "Морские симфонии", "Художник главного морского штаба", "Плененный тайной мирозданья", "Ноктюрны". Объединяет их удивительный свет и жизнь. Зрители тщетно ищут подсветку за картинами. Кисти, краски и талант - вот и все, что было у художника.

Жизнь его сложилась весьма удачно. Мальчик из бедной армянской семьи Ованез Айвазян (Гайвазовский) обратил на себя внимание феодосийского градоначальника Казначеева. Благодаря его помощи мальчик выучился сначала в гимназии, а затем был зачислен в Петербургскую академию художеств. В качестве пенсионера (теперь такие студенты называются стипендиаты) он побывал в Италии, которая его конечно заворожила. Главной любовью художника было море, иногда критики, желая похвалить какую-то картину, говорили о том, что на картине удивление хорошо вышли люди, которые ему якобы обычно не очень удавались.
В 1844 году Айвазовский был назначен живописцем Главного морского штаба Российской империи. Впрочем, достаточно забавен тот факт, что в уведомлениях об очередных официальных почестях: то ли живописец Главного морского штаба с правом ношения мундира (!), то ли в дальнейшем профессор Петербургской академии художеств - всегда указывалось сакраментальное "без денежного содержания". Но денег у него хватало: его картины покупали и коллекционеры, и царская семья, турецкий султан заказал у него около 30 полотен для украшения дворца Долмабахче. Будучи живописцем Главного морского штаба, Айвазовский пользовался большим уважением у военных моряков, дружил со многими прославленными флотоводцами.
"Смотр Черноморского флота в 1849 году".
Моряки даже специально стреляли из пушек, чтобы художник посмотрел, как ядро рикошетом летит по воде. Он бывал в морских походах, во время Крымской войны долго отказывался покинуть осажденный Севастополь.
Айвазовский неоднократно бывал в Турции, владел турецким языком, писал картины для султана Абдул-Газиза. Около его восточных картин я зависла очень надолго. Его изображения Стамбула очень созвучны моим впечатлениям об этом удивительном городе.




Художнику вообще довелось много путешествовать. В конце жизни он даже побывал в США, своими глазами увидев Ниагарский водопад.


Но и в нашей стране ему было что порисовать. На картинах, изображающих Дагестан, его краски на удивление схожи с палитрой, которой рисовал Гималаи Николай Рерих.


Писал он картины и на мистические, и на религиозные сюжеты. На картине "Всемирный потоп" мы старательно искали Ноев ковчег, но так и не нашли:-) Картина очень большая, с обилием деталей, крайне напоминает "Последний день Помпеи" Брюллова (который очень повлиял на творчество Айвазовского). Я очень хотела сфотографировать коленопреклоненного посетителя, который именно так рассматривал на картине некую важную деталь, но постеснялась. Есть в этом что-то от подглядывания в замочную скважину. Неудобно.


На картине "Хождение по водам" Христос изображен эфемерно, как свет мира.


Одна из самых жутких картин - "Гибель корабля Лефорт". Это до сих пор самая крупная катастрофа русского военного корабля. Вместе с ним в морской пучине сгинули 843 человека. На картине нет ни страшных волн, ни разбиваемого судна. Корабль лежит на дне, вокруг него души погибших. Кого-то принимает Христос, а кто-то не восходит на небеса, лишь взывая: "Помяни мя Господи во царствии твоем", - а кто-то даже не смотрит наверх. Картина обычно выставляется в Военно-морском музее.

Наиболее яркое представление о даре Айвазовского, не таланте, а именно о даре, дает картина "Сотворение мира".

"Земля была безвидна и пуста и дух Божий носился на водою". Само полотно не самое яркое в экспозиции, но есть одна подробность. Художник написал его за девять часов. Размер картины приблизительно 1,5 на 2 метра, то есть площадь не менее 3 квадратных метров. Если красить такую площадь широкой малярной кистью, потребуется приблизительно час. А тут масляные краски, мелкие детали, маленькие кисточки. Короче говоря, времени на обдумывание своих действий у него не было и быть не могло. Его рукой будто кто-то водил.
Так и жил он, поцелованный Богом. Жизнь его была не самой простой, но безусловно счастливой. И даже если в конце жизни его обвиняли в салонности и коммерции, то это значило лишь то, что его работы при жизни отлично продавались, что для гениальных художников обычно большая редкость.

На выставке мы провели четыре часа. Я бы сходила еще раз, благо до ноября время еще есть.
У каждого будет свой Айвазовский. К примеру, я невольно подслушала, как одна дама жаловалась своей спутнице, что больше не может на это смотреть: на каждой картине кто-то непременно тонет. Хотя критики полагают,что художник дает своим героям пусть призрачный, но шанс выжить. Зато другая дама, впав в некую эйфорию ходила по выставке и, останавливаясь у картин, читала стихи. Полушепотом, лишь для себя. Было большое количество мам и бабушек/дедушек, пытающихся приобщить своих чад к прекрасному. Чада приобщались с переменным успехом. Кто-то пытался покрутить штурвал, благоразумно спрятанный под стеклянный колпак, а кто-то бурно рыдал, ибо все надоело. У меня же от этих картин осталось чувство светлой радости. Родители тоже были счастливы, ведь эти картины напомнили им радостные события их молодости. Повезло нам и с погодой. Когда мы вышли на улицу, оказалось, что за проведенные в музее часы приятная прохлада превратилась в нагнавший свинцовые тучи ледяной ветер. Но ливень любезно дождался, когда мы сядем в машину, за что ему отдельное спасибо.

Сходите на выставку, если еще не были. Не пожалеете.

В музее города Санкт-Петербурга, хранится удивительная картина художника-мариниста Ивана Айвазовского под названием «Всемирный потоп». Создание картины началось в 1864 году. Шедевр отобразил веру мариниста. Огромное количество картин было создано на библейские темы. «Всемирный потоп» - олицетворение прекрасных рассказов из библии. Многогранность художества Ивана Айвазовского не перестаёт удивлять. Умение красками передавать жизнь и эмоции на бумаге, заставляет тяжело дышать каждого человека, который хоть раз в жизни видел творение художника.

Море пенное вновь предстаёт на картине великого мариниста. Этот художественный холст явно показывает дикую жизнь морской стихии, нежели сказ из библии. Акцент делается в сторону моря, его красоте и жёсткости, контуры кисти художника показывают преимущество морских волн над всеми.

Катастрофический гребень волны не щадит никого. Установлены чёткие законы, по которым живёт морская стихия. Они неумолимы и жестоки. Морская роскошь затмевает полный вид художества, так как сила выделяется с быстротой мысли. Очень важно было для творца показать то, как может быть сильна природа пред человеком. Победить её невозможно, и если попал в морскую пучину – назад не вернуться.

Люди, которые гибнут в морской бездне, показывают амплуа этого катаклизма. Могучая стихия привлекает к себе внимание настолько сильно будто гипнозом. Манящий печальный набор красок предсказывает гибель людей и невозможность спастись. Контраст художественной картины дополняет ужас и отчаяние человека, который остался наедине с морской стихией.

Вместе с водой уходят грехи и мрак, это не смерть – показал художник. Представленная стихия – проблеск надежды и веры, сквозь мрак и печаль. Для людей единственный шанс очиститься и получить милость от творца. Конечный результат картины предполагает выход из бездны в другой мир – область добра и света.

Иван Константинович Айвазовский «Всемирный потоп», 1864

Русский музей, Санкт-Петербург

Романтизм

В 1862 году Айвазовский пишет два варианта картины «Всемирный потоп», и затем в течение жизни неоднократно возвращается к этому библейскому сюжету. Один из лучших вариантов картины Всемирный потоп написан им в 1864 году.

Именно море обычно предстает у него универсальной основой природы и истории, в особенности в сюжетах с сотворением мира и потопом; впрочем, образы религиозной, библейской или евангельской, иконографии, равно как и античной мифологии, нельзя причислить к самым большим его удачам.

Море пенное вновь предстаёт на картине великого мариниста. Этот художественный холст явно показывает дикую жизнь морской стихии, нежели сказ из библии. Акцент делается в сторону моря, его красоте и жёсткости, контуры кисти художника показывают преимущество морских волн над всеми.

Катастрофический гребень волны не щадит никого. Установлены чёткие законы, по которым живёт морская стихия. Они неумолимы и жестоки. Морская роскошь затмевает полный вид художества, так как сила выделяется с быстротой мысли. Очень важно было для творца показать то, как может быть сильна природа пред человеком. Победить её невозможно, и если попал в морскую пучину – назад не вернуться.

Люди, которые гибнут в морской бездне, показывают амплуа этого катаклизма. Могучая стихия привлекает к себе внимание настолько сильно будто гипнозом. Манящий печальный набор красок предсказывает гибель людей и невозможность спастись. Контраст художественной картины дополняет ужас и отчаяние человека, который остался наедине с морской стихией.

Вместе с водой уходят грехи и мрак, это не смерть – показал художник. Представленная стихия – проблеск надежды и веры, сквозь мрак и печаль. Для людей единственный шанс очиститься и получить милость от творца. Конечный результат картины предполагает выход из бездны в другой мир – область добра и света.

В еликий пейзажист-маринист писал не только морские виды. Среди его наследия можно найти и картины на религиозные сюжеты - иллюстрации библейских историй. Впрочем, и тут он не изменял себе: почти в каждом полотне фигурирует водная стихия. Посмотрим на Священное Писание глазами Айвазовского (с помощью современного перевода Библии Российского библейского общества).

Сотворение мира

Сотворение мира. 1864. ГРМ

«В начале сотворил Бог небо и землю. Земля была пуста и пустынна, тьма была над пучиной, и дух Божий веял над водами. И сказал Бог: «Да будет свет». И появился свет. Бог увидел, как хорош свет, и отделил его от тьмы, дал свету имя «день», а тьме - имя «ночь». Настал вечер, настало утро - первый день. И сказал Бог: «Пусть средь воды будет свод, разделяющий воды надвое». И стало так. Бог создал свод, и отделил воды под сводом от вод над сводом, и дал своду имя «небо». Настал вечер, настало утро - второй день» (Книга Бытия, 1:1–8) .

Всемирный потоп

Всемирный потоп. 1864. ГРМ

«Сорок дней длился потоп. Когда вода стала прибывать, она приподняла ковчег, и ковчег поплыл. Вода все прибывала и затопляла землю. Ковчег плавал, а вода поднималась все выше, пока не покрыла самые высокие горы, какие есть под небом. На пятнадцать локтей поднялась над ними вода, и горы исчезли под водой. И погибли тогда все, кто жил на земле: и птицы, и скот, и звери, и все твари, какими была полна земля, и все люди. Все, в чьих ноздрях было дыхание жизни, все обитатели суши, - все умерли. Все, что было на земле, - и люди, и скот, и всякая живность, и птицы небесные - все было сметено с лица земли. Уцелел лишь Ной и те, кто был с ним в ковчеге. Наводнение продолжалось сто пятьдесят дней» (Книга Бытия, 7:17–24) .

Сошествие Ноя с горы Арарат

Сошествие Ноя с горы Арарат. 1889. Национальная галерея Армении

«В двадцать седьмой день второго месяца, когда земля просохла, Бог сказал Ною: «Выйди из ковчега, вместе с женой, сыновьями и женами сыновей. И всех животных выведи - и птиц, и скот, и живность, снующую по земле: пусть земля будет ими полна, пусть они будут плодовиты и многочисленны». И Ной вышел из ковчега, вместе с сыновьями, женой и женами сыновей, а следом вышли звери, мелкая живность, птицы - все обитатели земли, вид за видом» (Книга Бытия, 8:14–19) .

Переход евреев через Красное море

Переход евреев через Красное море. 1891. США, Собрание К. и Э. Согоян

«И Господь сказал Моисею: «Протяни руку над морем - воды вернутся и потопят египтян, и колесницы, и всадников!» Простер Моисей руку над морем - и к утру море вернулось. Прямо навстречу его водам бежали египтяне - и вверг Господь египтян в бездну морскую! Вернулась вода и поглотила их всех - и колесницы, и всадников, и все войско фараоново, что погналось по дну моря за сынами Израилевыми. Ни один египтянин не уцелел! А сыны Израилевы прошли по дну моря, как по суше; по правую руку от них стояла стена воды, и по левую - стена воды. Так спас Господь в тот день сынов Израилевых от египтян» (Исход, 14:26–30) .

Хождение по водам

Хождение по водам. 1888. Государственный музей истории религии

«Сразу после этого Он велел ученикам сесть в лодку и плыть на другой берег, не дожидаясь, пока Он отпустит народ. Расставшись с народом, Он поднялся на гору, чтобы помолиться в одиночестве. Когда наступил вечер, Он был там один. А лодка была уже на расстоянии многих стадий от берега, она боролась с волнами, потому что ветер был встречный. На рассвете Иисус направился к ним - Он шел по морю. Когда ученики увидели, что Он идет по морю, они перепугались. «Это призрак!» - закричали они в страхе. «Успокойтесь, это Я! Не бойтесь!» - тотчас заговорил с ними Иисус. Тогда Петр сказал Ему: «Господь, если это Ты, вели мне пойти к Тебе по воде». «Иди», - сказал Он. Петр вышел из лодки и пошел по воде, направляясь к Иисусу, но увидев, как силен ветер, испугался и стал тонуть. «Спаси меня, Господь!» - закричал он. Иисус сразу протянул руку и, подхватив его, сказал: «Маловер, зачем ты усомнился?» Когда они вошли в лодку, ветер стих» (Евангелие от Матфея, 14:22–32) .

Отвлекусь от грустных исторических воспоминаний и обращу свой взор в мир прекрасного.

Пожалуй, главным культурным событием этой зимы в нашей культурной столице стала выставка Ивана Константиновича Айвазовского в Русском музее, приуроченная к 200-летию его рождения.

Выставку должны были закрыть на днях (может уже и закрыли). Я успел побывать на ней на прошлой неделе. Мы пошли на выставку с несколькими сестрами. Глубоко убежден, что православным батюшкам на выставки надо ходить и почаще. Ходили бы прилежно в музеи, может и Исаакий нам бы давно уже передали без всяких проблем.
Верующие должны чувствовать себя в музеях как дома. Это все наше, родное. Потому что настоящее искусство всегда религиозно и славит Творца, и настоящие художники всегда были людьми религиозными, вдохновлялись верой и творили для тех, кто верит. У нерелигиозного человека просто не хватает мотивации для творчества (кроме банального самовыражения). Музеи это наша территория.
Как-то я с двумя инокинями был в Эрмитаже и какой-то типичный петербургский интеллигент, увидев нас в черных подрясниках, не сдержался: «И сюда они уже добрались! Что они тут забыли?» Я ответил: «Забыли Мадонну Литту посмотреть...» Он, судя по всему, не понял меня.

На Айвазовского я пришел, потому что давненько не видел его «Девятый вал», великую картину, оптимистическую трагедию. Все кругом погибло, кроме надежды, - вот ее смысл. Уныние как рукой снимает.
Какие-то картины классиков, которые мы по школьным учебникам знаем, периодически нужно сравнивать с оригиналом.

Если на выставку Айвазовского не прийти пораньше, можно в очереди простоять больше, чем в музее. Уже через час-полтора после открытия на улице стояла очередь, хвост которой уходил за угол.

Айвазовский - классик русской живописи, без которого ее невозможно представить, поэт моря, без которого трудно представить себе уже и сами моря, русский гений армянского происхождения, без которого невозможно представить ни русский, ни армянский народы.

Айвазовского знают все, как Пушкина. И все думают, что понимают его. Но это обманчивый эффект, как и с Пушкиным. Айвазовского надо открывать, смотреть и пересматривать, как впрочем и Пушкина надо читать и перечитывать.

Когда оказываешься среди множества полотен Айвазовского, то кажется, что ты заплыл далеко в море и вокруг одна вода. На выставке куда не посмотришь - везде Айвазовский, кругом Айвазовский, один Айвазовский, в какой-то момент представляется, что тонешь в нем, как в море. Это какой-то художественный шторм, или девятый вал...

Только когда я почувствовал в ногах тяжесть и стал искать какой-нибудь свободный стул, я понял, что устал, и мы уже на выставке больше четырех часов.

Сколько не смотришь на полотна Айвазовского, невозможно отделаться от чувства, что это искусство за гранью возможностей человека, человеку не дано так нарисовать, что это не написано, а возникло как-то само по себе. Почему-то легче признать, что эти полотна возникли сами собой, как явление природы, нежели считать, что они написаны человеческой рукой. Море Айвазовского кажется таким же подлинным, как в природе. При этом выяснилось, что Айвазовский практически никогда не писал с натуры. Она ему мешала. В лучшем случае он делал карандашные наброски, а потом в мастерской творил свои моря и океаны.

Вообще, несправедливо, что в честь Айвазовского не назвали ни одного моря. Но оно все равно существует - «море Айвазовского» - на его картинах.

Почему Айвазовский так любил море и понимал саму душу моря? Откуда это армянского русского художника? Армения - страна горная, Россия - лесная. Скорее море должно было открыть свои тайны греку или итальянцу. Конечно, можно вспомнить, что Айвазовский родился в Крыму в Феодосии, на берегу моря. Это был его мир детства, это была его стихия. Но в Крыму есть и горы, и холмы, и прекрасные поля и рощи. Видимо, здесь что-то внутреннее. В море он узнал свою душу, в море он узнал своего Творца, в море он услышал молитвы ангелов, в море он прочел Священное Писание, которое начинается словами: «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою». Последние слова я бы поставил эпиграфом ко всем полотнам художника-мариниста, в них в самом деле Дух «носится над водою». Это и есть формула Айвазовского, которого можно назвать тайнозрителем моря. Он всегда смотрел вглубь морских бездн, он как будто созерцал первые мгновенья сотворения мира. Море предстает у него универсальной основой природы.
В этом смысле Айвазовский - библейский маринист.
Не случайно он так любил воплощать библейские сюжеты, которые рисовал всю свою жизнь. Его особенно захватывают "морские сцены" и "водные" сюжеты Священного Писания. Картин на тему "Библейский Айвазовский" хватило бы на огромную выставку (если собрать со всех музеев).
На выставке в Русском музее также можно было увидеть несколько картин на библейские темы.
Айвазовского не прошел мимо и главного "морского" сюжета Библии - всемирного потопа. В 1862 году Айвазовский пишет два варианта картины "Всемирный потоп", и затем в течение жизни неоднократно возвращается к этому библейскому сюжету. Один из лучших вариантов картины Всемирный потоп написан им в 1864 году и находится в собрании Русского музея.

Картина Айвазовского "Всемирный потоп" - довольно редкое произведение на сюжет, заимствованный из Библии. Здесь Айвазовский гениально сочетал талант, воображение и любовь к импровизации. Возможно, что никто из его современников не смог бы так великолепно изобразить масштабность катаклизма, бурю на небесах и на море, огромные волны, захлестывающие скалы, где безуспешно стараются спастись люди и животные.

Правда, шедевр Айвазовского почему-то скрыт от любителей живописи и в обычном режиме находится запасниках. Тем более нужно оценить редкую возможность увидеть подлинник полотна на библейскую тему.

Может именно поэтому у картины на выставке больше всего толпилось людей. Остаться зрителем в единственном числе не получилось. Картина попала в собрание Русского музея, потому что ее в свое время высокого оценили два императора Александр II и Александр III. Первый из них приобрел ее на выставке в Академии художеств для Эрмитажа, а второй передал в собрание созданного им Русского музея.

Размер шедевра не малый - 246,5 х 319,5 метра и он занимает целую стену. Картина производит сильное впечатление, уже когда ее видишь целиком издали. Но еще более сильное, когда приближаешься и рассматриваешь вблизи во всех деталях. Издали видишь мощную скалистую гору, которая уходит под напором безжалостной мастерски написанной водной стихии. Говорят, что это отроги Арарата. Вблизи видишь уже другое море - море гибнущих обреченных людей. Это уже не "Девятый вал", а "стодевятый".

Еще шаг ближе и перед тобой - конкретные лица людей и море человеческих слез.

Это реквием в красках.
Потоп - страшный катаклизм, который являет гнев Божий. Водная стихия неумолима и безжалостна. Никто не может противостоять ей. Человек бессилен перед судом Божиим. Поэтому картина производит впечатление Страшного суда.

Особый акцент сделан на огромном слоне, который издает свой последний трубный глас.

Особенно в этой картине на фоне всеобщей гибели перед лицом неминуемой смерти производит глубочайшее впечатление примеры добра, как-то особенно трогает желание людей помочь друг другу, как например, эта протянутая рука помощи, которая звучит как торжество человеческой любви.

Именно этот жест и запоминается больше всего в этой картине. Может поэтому, а может по другой причине полотно не производит жуткого безысходного впечатления. Все-таки, кажется, вопреки библейскому повествованию сейчас эту стихию укротит кротко идущий по воде Христос.

Эта картина Айвазовского была мудро повешена неподалеку от его "Всемирного потопа". Казалось, Христос с одной картины спешил перейти на другую.

"Хождение Христа по водам" - был один из любимых сюжетов Айвазовского, к которому художник в течение жизни возвращался не один раз (кстати, один из вариантов этой картины Айвазовский подарил св.Иоанну Кронштадтскому).