Академический портрет карандашом. Основы рисования портрета. Пропорции и ракурсы. Материалы для работы

При просмотре профессионального и любительского рисунков, всегда можно обнаружить где какой. Люди, не обучавшиеся академическому рисунку, в лучшем случае точно копируют окружающие формы и цвета. Но при этом не способны нарисовать предметы «из головы». Профессионалы, окончившие школу академического рисунка, могут нарисовать любой предмет с любого ракурса, для этого даже не обязательно наблюдать предмет воочию.

Академический рисунок – это мастерство по передаче объема и фактуры при помощи светотени.

Мифы об академическом рисунке

Большинство людей не хотят идти учиться теории академического рисунка из-за нескольких мифов, связанных с этой школой. Поэтому сначала нужно разобраться с этим негативом, чтобы желания рисовать профессионально было больше.

Миф №1: Это всегда работа по заданию
Частично – правда. Действительно, начинать лучше с простейших геометрических фигур: куба, шара, цилиндра и пр. Но такие задания касаются лишь самых первых работ, далее никто не запрещает рисовать комнатную обстановку: вазу, часы, яблоко на столе. Вы сами можете составлять собственные композиции. В первую очередь теория академического рисунка – это правила передачи объема и фактуры, и совершенно неважно какой предмет вы изображаете.

Миф №2: Научится этому трудно

Откровенная ложь. Впечатление создается под действием толстенных книг по академическому рисунку. Просто словами иногда очень трудно объяснить движения. Попробуйте, не прибегая к показательным движениям, описать словами «танец маленьких утят». Описание займет не один час, хотя показать можно за несколько секунд. Академический рисунок – набор простых правил, но чтобы понять некоторые из них нужно посетить занятие, так как читать об этом бессмысленно.

Миф №3: Учится этому долго

Смотря как посмотреть. Научиться ездить на автомобиле можно за несколько уроков, но чтобы выступать на соревнованиях этого явно недостаточно. Также и с академическим рисунком. Научиться отображать предметы реалистично можно за несколько занятий, но совершенству нет предела. Поэтому годы практики будут полезны и не пройдут даром.

Миф №4: Это скучно

Частично – правда. На первых занятиях, когда вы рисуете кубы и шары, удовольствия от процесса и результата мало. Это как в любом искусстве. Но после изучения основ дальше дело пойдет значительно быстрее. Ведь академическому рисунку студентов в ВУЗах учат не для мазохистского удовольствия, а для ускорения дальнейшего процесса обучения.

Теория академического рисунка

Начинается академический рисунок с отображения простейших объемных фигур: куба, цилиндра, шара и тора. При этом сразу учатся отображать объем при помощи светотени. Падение света и тени, штриховки и затенения играют главную роль. Ведь именно с их помощью передается объемность, реалистичность предмета. Отображаемые предметы постепенно усложняются, ведь в природе правильных геометрических фигур практически не существует.

Светотени нет – предмет кажется плоским

Светотень есть – предмет стал объемным

Светотени стало ещё больше – теперь видно не только объем, но и фактуру

Как и правильных геометрических фигур, в природе также очень мало «чистых» тонов. Практически все, что мы видим – это дикая смесь самых разных красок, к тому же даже на простейшем предмете можно найти до десятка различных оттенков. Большое значение имеет не только точность передачи тона, но и переход одного тона в другой.

Друзья, сегодня у меня 2 новости. Начну, традиционно, с не самой приятной. Ну, не для всех, но, возможно, для тех, кто ждет курс по акварели. Проведение тренинга немного откладывается.

Не знаю, что назвать в качестве причины. Почему-то курс в данный момент, что называется, «не идет». То отснятый материал не сохраняется, то в готовом ролике бесследно пропадает звук, то ломается камера…

В общем, мне показалось, что стоит ненадолго поставить работу на паузу…

А пока курс по акварели отлеживается, я решила переключиться на что-нибудь не менее интересное. Что именно? Мне, например, очень интересен академический рисунок .

Вы, может быть, помните, в , который я недавно предлагала пройти, был вопрос о том, какие темы курсов или тренингов вам интересны. И среди прочего был вариант ответа «Академический рисунок» . Если честно, я не думала, что кто-то выберет этот вариант, включила его только ради любопытства.

И — совершенно неожиданно для меня! — 53 человека из 121 ответили, что им интересен академический рисунок.

Почему это удивляет. За то время, что я работаю над сайтом, у меня сложилось впечатление, что большая часть людей, ищущих в интернете уроки рисования, не хотят учиться всерьез, в смысле, профессионально. А чего хотят? Не знаю… Может быть, просто занять себя или убить время? (Предвижу бурю негодования.. Нет, я не лично вас имею в виду, я знаю, что мои давние читатели учатся очень серьезно).

Академический рисунок же — это профессиональная система обучения. И я очень рада, что среди моих читателей оказалось немало таких, кому это интересно.

Но все же, вдруг мы понимаем под этим термином несколько разные вещи?

Давайте я расскажу о некоторых заблуждениях, связанных с академическим рисунком, или мифах. А потом об основных принципах академического рисунка.

Миф 1. Академический рисунок — работа по заданию, в институте или в художественном училище. В отличие от рисунка на вольную тему.

На самом деле, академический рисунок — это система реалистичного изображения предметов, исходя из их конструктивных особенностей.

И, в принципе, не важно, что и где вы рисуете. По рисунку почти всегда можно угадать, учился ли его автор академическому рисунку. Особенно это заметно на популярных в последнее время портретах по фото. Потому что не имея такого навыка, человек просто копирует тональные пятна, и форма может «поплыть». Если же художник учился рисовать профессионально, он начинает прежде всего строить портрет, и пятна располагает в соответствии с построением. Возможно, они у него будут несколько другими, чем на исходной фотографии, но форма будет выглядеть правильной и убедительной.

Миф 2. Академическому рисунку научиться очень трудно.

В принципе, понятно, отчего складывается такое впечатление. Я тоже видела объемные учебники по рисунку, рекомендованные для изучения в художественных вузах. Но понимаете, рисунок — это движение. То, что можно показать очень легко, объяснить словами намного труднее. Попробуйте описать, например, «танец маленьких утят» так, чтобы человек, который никогда его не видел, сумел бы станцевать, руководствуясь вашим описанием. Думаю, вам придется использовать «многабукаф», как говорят подростки)

Образование в Советском Союзе было действительно массовым и общедоступным. И система академического обучения рисунку строилась таким образом, чтобы научить рисовать можно было любого человека. Там нет громоздкой теории, требующей зубрежки. Вся теория, необходимая для построения натюрморта, например, — это знание, что параллельные прямые пересекаются на линии горизонта, а круги в перспективе выглядят как эллипсы. Есть еще несколько правил, но они также просты и доступны для понимания.

Миф 3. Академическому рисунку нужно учиться очень много лет.

Еще раз повторюсь, это практическая дисциплина. Такая же, как танцы или вождение автомобиля. Можно освоить основные принципы и движения всего за несколько занятий. А годы практики оттачивают мастерство. Понятно, что тот, кто водит машину 10 лет, делает это несколько лучше, чем тот, что только получил права. А так — да, учиться можно всю жизнь.

Миф 4. Академический рисунок — очень скучное занятие.

Тут спорить трудно. Поначалу, пока не очень получается, может быть, действительно не весело. Потому что начинают обучение с примитивов — рисуют куб, шар, призмы. А хочется, например, портрет.

Но, это как гаммы в музыке. «Полет шмеля» играть гораздо интереснее, но если пальцы не приобрели беглость в результате проигрывания «скучных» гамм, «Полет шмеля» будет тоже не быстрым.

Основные принципы академического рисунка.

  1. Первоочередное значение имеет конструкция предмета. При этом конструктивное построение неотделимо от светотеневой моделировки. То есть, светотень распределяется по предмету в строгом соответствии с его строением и формой.
  2. Каждый предмет можно представить как совокупность основных геометрических форм: шара, параллелепипеда, цилиндра. Если вам известно, как распределяется свет по поверхности этих простых форм, вы сможете нарисовать любую достаточно сложную форму. Собственно, поэтому студенты и рисуют гипсовые примитивы.
  3. Художник рисует плоскостями. То есть, все полутона занимают свой участок плоскости. Где границы этих плоскостей, вы находите исходя из конструкции предмета. Не знаю, как понятней объяснить, это как раз тот случай, когда показать намного проще, чем рассказать…
  4. Светотень и конструкция прорабатываются одновременно, на всей плоскости листа. То есть, не остается «белых пятен», как в случае, когда рисуете сначала один кусочек, потом другой. Рисунок на любой стадии можно считать законченным.
  5. Работа ведется от общего к частному. Сначала большие формы и плоскости, потом детали. То есть, если рисуете портрет, например, начинаете не с глазок а с общей формы головы. А мелочи типа ресничек или родинок вообще намечаете уже в самом конце, когда рисунок готов.

Ну вот, пожалуй, вся информация, необходимая для понимания того, что скрывается за определением «Академический рисунок».

Время и место

10, 11, 13, 17, 18 августа с 19:00 до 22:30. Это две пятницы, две субботы и один понедельник.

Адрес: ул. Кузнецкий мост, 12, мастерские 337-338, Простая школа.

Войдите в подъезд слева от Музея игровых автоматов, на 3-й этаж, два раза направо.


Запись

Обзоры первых трех заданий:
Натюрморт из геометрических тел
Части человеческого лица (Давид Микеланджело)
Череп человека

  • Комментировать

Обзоры первых двух заданий:

Постановка : Части человеческого лица (Давид Микельанджело): глаз, нос, рот и ухо

Части лица Давида Микельанджело используются уже не один век, как учебные пособия в предмете академического рисунка. Соглашаясь, с традиционным мнением, что для того, чтобы приступить к изучению и рисованию формы человеческой головы, необходимо ознакомиться с отдельными ее частями, т.е. малыми формами из которых будет в дальнейшем складываться целое, я дал участникам соответствующее задание

Формат и материалы : лист ватмана А2, графитный карандаш различной твердости, ластик.

Задачи :
1. Композиционная.
Закомпоновать форму на плоскости листа
2. Передача формы.
Разговор о разложении любой сложной по геометрии природной формы, на более простые «примитивы».
3. Передача пространства.
Пространство и плановость внутри сложной формы.

Результаты:
Нос:

Аня
()
Глаз:


Марина
()
Рот:


Женя
()
Ухо:

Георгий
()

  • Комментировать

Постановка : натюрморт из геометрических тел.
Это самое первое задание в программах многих преподавателей, разных ВУЗов, школ и студий. Также оно первое и в моей программе. На этой, казалось бы, простой с первого взгляда постановкe учащиеся рассматривают и по возможности решают основные задачи аналитического рисования, которые будут стоять перед ними на протяжении всего курса. Это своего рода ввод в специальность.

Задачи:
1.Композиционная
Учащиеся должны были закомпоновать предметы, расположенные в пространстве, на плоскость лист формата А2. Был поиск количества самих предметов - ф ормы - и оставшегося пространства - контрформы - в пространстве листа . Я призывал проявить больший интерес к предметному миру, а не к пространству, сделав формы максимально крупными, а лист, соответственно, максимально «плотным».

2.Передача формы
Построение предметов на плоскости, так называемое «сквозное» рисование простых геометрических тел. Точка схода, линии, уходящие в перспективу, тела вращения с их эллипсами, и другие вопросы по теме. Вот этапы выполнения этой задачи:
- предметы расставлены, уточнены их пропорциональные отношения друг к другу
- работа по построению каждого отдельного предмета, с постоянным вниманием к целому

Тон как дополнительное средство для передачи формы. Форму прежде нужно понять, «назвать»(точно выстроить), после уже штриховать

Штрих по форме - средство для передачи формы предмета в конкретном ракурсе

3.Передача пространства
Попытка передать при помощи разницы тона (контраста) плановость.

Так были сделаны первые для некоторых из рисующих шаги в аналитическом рисовании.

Результаты:


Женя
()

  • Комментировать

В сезоне 2015-2016 группа работала по следующей программе:

()

Участники могут в любой момент закончить обучение в группе, тогда на место выбывшего приглашается желающий.
Тем, кто хочет попасть в группу, следует написать Александру: [email protected] письмо с темой «Хочу попасть в группу по рисунку». В письме нужно ответить на вопросы:

Кто вы?
- Почему вы хотите заниматься в этой группе?
- Какая у вас цель?

Приложите к письму несколько ваших лучших работ по теме.

Продолжающая группа работает по понедельникам и четвергам с 19.00 до 22.00.

Стоимость занятия - 2000 рублей

  • Комментировать

Объявляется набор в новую группу по академическому рисунку Александра Коротаева. aleksko85 September 15th, 2015


Дорогие друзья я рад объявить о наборе в новую учебную группу. Приглашаю в нее всех способных, неравнодушных и желающих много работать на пути к изучению формы и ее пластическому выражению.
Работа у нас начнется с самого начала - с натюрморта из геометрических тел, а завершится рисованием натуры.

Пишите мне письма и присылайте свои заявки на участие в группе на мою почту: [email protected]
К письмам прикрепляйте свои работы в любом изобразительном жанре: это могут быть рисунки, наброски, живопись, скульптура и др. Отбор будет строгим.

О работе в учебной группе можно посмотреть вот здесь: или чуть ниже по странице


кол-во занятий

Кол-во часов

Домашнее задание

Натюрморт из геометрических тел

Эскиз-композиция

Перевод композиции на формат А2

Работа с листом

Построение простых геометрических тел, тел вращения

Задание на штрих

Натюрморт из простых предметов быта (коробки, вазы…)

Части лица

Наброски отдельных частей лица и лиц (выразительные и необычные)

Череп человека

- Рисунок-схема с гипсовой модели

Рисунок натурального черепа

(направленное освещение)

Лепка объемного черепа в ½ велечину натуры, материал - скульптурный пластилин

Голова экорше

Рисунок-схема мышц лица

Рисунок гипсовой модели

(направленное освещение)

Наброски, короткие рисунки: автопортрет с задействованием разных мимических мышц (разные эмоции и выражения лица)

Греческая голова

Основной лист

(гипсовая модель,освещение)

Рисунки и наброски голов людей

Голова - живая модель

Короткий рисунок (мягкий материал)

Основной лист

(живая модель,освещение)

Длительный рисунок портрета человека (голова)

Портрет с плечевым поясом

Рисунок-схема устройства плечевого пояса

Основной лист

(живая модель, освещение)

Длительный рисунок портрета человека (плечевой пояс)


Отобранным участникам в ответном письме будет выслан график работы с указанным местом и временем проведения занятий.
Предворительно можно сказать о том, что занятия начнутся с октября, будут проводиться 2 раза в неделю в буднии дни (понедельник и четверг?) в вечернее время с 19.00 до 22.00. Внимание: дни проведения занятий будут уточняться.
Жду ваших писем!

  • 5

Студенты средних и высших художественных учебных заведений не понаслышке знают, что такое академический рисунок, потому что он обычно входит в программу обучения. Это совершенно отдельный который можно отнести к учебным. Опытные живописцы также применяют его в своих работах, но в качестве наброска, подготавливающего к более масштабной и ответственной картине.

Не стоит думать, что его просто рисовать, здесь нужно проявить все свое мастерство, показать искусство наброска, передать объем на плоскости. Обычно выполняется академический но возможны и исключения. Например, иногда мастером выбирается такой материал, как сепия, уголь или сангина. Ими рисовать сложнее, нежели графитным карандашом, поскольку все эти материалы требуют сноровки и навыков в работе. К тому же в случае зарисовки неправильных штрихов уголь стереть уже невозможно.

Академический рисунок выполняется на белой или тонированной бумаге. В первом случае самым светлым оттенком считается лист, а самым темным - насыщенный тон карандаша. На тонированной бумаге для придания рисунку бликов используются светлые мелки. Варьирование тонов от самого светлого до темного зависит от мастерства художника и умения пользоваться материалами.

В зависимости от постановки, различают несколько видов, на которые делится академический рисунок: портрет, фигура в одежде или обнаженная, торс, бюст, кисти рук, разное положение фигуры. Зарисовка картины происходит постепенно, но не из одного угла в другой: части рисунка изображаются одновременно, просто со временем детализируются, уточняются, набирают нужный, более насыщенный тон.

Академический рисунок имеет несколько этапов. Прежде всего, художник должен сделать эскиз, чтобы примерно представлять конечный результат будущей работы. Быстрый набросок позволит понять, как расположить лист, правильно подобрать пропорции, направление движения натурщика, отношение плоскостей и т.д. Затем можно приступать к наброску, чтобы уловить характер портрета или движение фигуры, установить основные пропорции, направление.

Следующим этапом является построение плоскостей, объемов, фигуры, перспективы. Чтобы правдоподобно изобразить человека, необходимо обладать знаниями анатомии тела, знать направление и расположение мышц. Также нужно изобразить плоскости, в которых находится фигура. Последним, завершающим, этапом считается штриховка. Здесь художник должен не только правильно выбрать тон, но и направление штриха, его вид и толщину. Штриховка позволяет изобразить предметы ближе или дальше, в горизонтальном или вертикальном положении, сформировать тень и свет.

Академический рисунок введен в учебную программу многих художественных заведений, потому что он позволяет ученику научиться быстро и четко передавать на бумаге малейшие детали натурщика, его характер, позу, движения. Если человек может позировать на протяжении нескольких часов, что позволяет детально его изучить, то животных или птиц нужно рисовать очень быстро. Такая техника рисования развивает фантазию и сообразительность художника, обучает использованию различных материалов.

Д исциплина, самоконтроль, внимательность, терпение, собранность - те немногие качества, которые воспитывает в нас академический рисунок . Ошибочно считать, что он доступен лишь в высших или среднеспециальных художественных учебных заведениях. Принцип обучения «от простого к сложному» позволяет заниматься академическим рисованием даже детям, начиная с этапа художественной школы или студии.

Что собой представляет академический рисунок

Академический рисунок - это изучение реального мира предметов, а также построение человеческого тела по существующим классическим канонам. Основные материалы для работы: бумага, простые карандаши, ластик. Иногда применяют сангину, уголь, сепию.

Главная задача академического рисования: точное копирование и изучение конструктивных особенностей объектов, не забывая про свет и тень (светотень) на изображаемых моделях.

Первые уроки посвящены знакомству с простыми геометрическими формами: шаром, кубом, цилиндром, призмой, конусом . Если понять конструкцию и распределение света на этих предметах, то в дальнейшем не составит труда разобрать более сложный объект, а далее и строение человека. Почему? Не секрет, что в основе всех предметов лежат простые геометрические формы. Да и человеческое тело мы можем условно разбить на те же геометрические части.

На любой стадии рисунок может считаться законченным, если светотеневую моделировку и конструкцию вести одновременно по всей плоскости листа. Рисовать начинают от общей формы и заканчивают мелкими, детальными прорисовками. А теперь представим, что, попав в группу академического рисунка с нулевыми знаниями, мы зададим друг другу вполне логичный вопрос: «...как художник художнику: вы рисовать умеете? »

Но давайте забудем мифы о том, что основы академического рисунка «неподвластны новичкам», им нужно «учиться много-много лет» и вообще изначально «быть на уровне». Уберём страхи и громкий пафос. Академическое рисование может освоить человек на любой ступени художественной подготовки и знаний.

Замечательный художник, педагог от бога Д. Н. Кардовский оставил вот такие мудрые слова: «..Важно выполнение самой сути рисунка, важна его сущность, а совершенство использования материала — дело второстепенное... Совершенство исполнения приходит само собой в результате длительной работы, как во всяком ремесле...»



История рисунка

Мы не будем оглядываться совсем далеко и говорить о первобытной изобразительной деятельности. Рисунок как самостоятельный вид появился намного позже - во времена европейского Возрождения. К примеру, итальянский рисунок делился на два разных подхода .

Строгой линейностью, выразительной пластикой, скрупулёзностью штриха выделялись представители флорентийской и римской школы. Вспомним зарисовки Леонардо да Винчи и его, поистине, научный подход реалистического изображения человека, животного, окружающих нас явлений и вещей. Совсем другим, более эмоциональным, был рисунок венецианцев. Быстро положенные живописные штрихи в Тициановской графике смотрятся красочными пятнами, напоминая эскизы и наброски.


И вот рисунок начинает своё грандиозное шествие по европейским странам. Приходит в Немецкое Возрождение с великолепным Дюрером . В Голландии XVII века приобретает новую жизнь и широкую известность. Французское общество XVIII столетия полюбило этот простой, лаконичный вид изобразительного искусства. Карандаш, уголь, перо в ловких руках художника творили чудеса, гуляя своим тонким кончиком по бумаге. Веселя графичными зарисовками и портретами не только аристократов, но и простых людей.

А что же происходило в России? Только во 2-й половине XVIII века в Санкт-Петербургской Академии художеств постепенно стал внедряться классический рисунок. Этому способствовали такие блестящие художники-преподаватели как А. Иванов, К. Брюллов, А. Лосенко, Г. Угрюмов .

Следующий «рисовальный» подъём в Академии начнётся с приходом грамотного художника и умнейшего наставника многих поколений студентов - профессора П. Чистякова. И как понятно, точно он рассуждал:

«Высочайшая сторона искусства заключается в рисунке. Но нельзя только строго рисовать, доводить до крайности. Нужно уметь остановиться вовремя, легко перешагнуть предел и попасть на дорогу фотографиста или засушить, если не умеешь схватить общее. Лучше недосказать, чем пересказать. Неприятно, когда портрет лезет из рамы, лучше, когда он как бы уходит в глубину. Искусство не должно пугать».

Русская школа рисунка всегда отличалась чёткостью форм, строгостью пропорций, внимательным отношением к линии. Несмотря на сложные перипетии судьбы нашего государства, академический рисунок сохранил установленные веками высокие традиции.



Техника рисования

«Иногда можно услышать вопросы: «А ты умеешь рисовать руки? А лошадей? А деревья?» Но ответ на них таков: мы вообще рисуем не «вещи», мы рисуем линии…» (Берт Додсон) .

Что такое техника в общем смысле? Это мастерство , умение пользоваться приёмами и знаниями, полученными в процессе обучения от самого простого к более сложному. Давайте рассмотрим основы академического рисунка, которые в своей совокупности как раз помогают овладеть той самой «сильной техникой».


Материалы

Каждый начинающий художник просто обязан изучить «инструменты» для рисования. Не надо на них экономить, но покупать самые дорогие на первых порах тоже не стоит. В чём нужно разобраться:

  • Бумага. Для рисунка идеален качественный, плотный ватман;
  • Линейка мягкости простых карандашей;
  • Другие материалы рисования (соус, сангина, уголь, сепия, пастель, тушь);
  • Подготовка к рисованию художественных материалов и рабочего места.




Отработка приёмов работы с карандашом

Простой карандаш - основной спутник академического рисования. С ним проще всего начинать и «ставить руку»: тренировать моторику упражнениями. Знакомство с линией, штрихом, пятном.

Понятия о композиции и ритме

Для грамотного размещения рисунка в формате листа, нужно узнать, что такое центр композиции и пространство картины. Какое движение, динамику можно задать на плоскости? Как развить пространственное мышление?




Знакомство и отработка на практике разных видов рисунка:

  • Линейно-конструктивный. Использование простой, чёткой линии для конструктивного анализа форм. Предметы изображаются видимыми насквозь, в разрезе.
  • Свето-теневой. Акцент ставится на освещении объекта, разборе светотени. Фон часто условен или легко затонирован.
  • Тональный. Самый длительный по времени, с тональной проработкой не только фактуры предметов, но и всего фона.

Примерный список учебных заданий академического рисунка:

  • Геометрические тела
  • Рисунок драпировки
  • Череп человека
  • Рисунок обрубовочной головы (скульптурная голова, посечённая на крупные плоскости, задающие общую форму)
  • Части лица скульптуры «Давида» Микеланджело (глаза, губы, нос, ухо)
  • Рисунок гипсового орнамента (розетки)
  • Скульптурная голова

    Литература

    • Берт Додсон. Ключи к искусству рисунка. Теория и практика. Изд-во: Попурри, 2000. - 216 с.
    • Бетти Эдвардс. Откройте в себе художника. Изд-во: Попурри, 2009. - 285 с.
    • Е. Барчаи. Анатомия для художников. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. Серия «Классическая библиотека художника».
    • Ли Н. Г. Рисунок. Основы учебного академического рисунка: Учебник. - М.: Изд-во Эксмо, 2005.- 480 с., ил.