Активное обучение на уроках мхк. Что же дает нам изучение мхк Философская и религиозная составляющие Возрождения

Пояснительная записка

Мировая художественная культура (МХК) — пред-мет сравнительно новый в российской системе образо-вания, не имеющий аналогов в мире. Появление но-вых программ, учебников и пособий по МХК, повы-шенный интерес преподавателей и учащихся средней школы, более чем заинтересованное обсуждение проб-лем его преподавания в средствах массовой информа-ции — неоспоримое свидетельство того, что он прочно и надолго завоевывает пространство в общей системе гуманитарного образования.

Документы Министерства образования РФ, в кото-рых рассматривается дальнейшая перспектива изуче-ния МХК в средней школе, достаточно четко опреде-ляют его место в Базисном учебном плане. В них осо-бо подчеркивается, что приобщение школьников к шедеврам мировой художественной культуры — это единый и непрерывный процесс, который позволяет устанавливать преемственные связи всех предметов гуманитарно-художественного направления.

Система изучения МХК на каждом из этапов и в каждом классе имеет свою специфику, бусловлен ную психолого-педагогическими задачами курса и возрастными особенностями восприятия произведе-ния искусства. Приобщение школьников к миру ис-кусства представляется как постепенный процесс от конкретно-чувственного восприятия произведений мировой художественной культуры к пониманию и осмыслению основных законов разви-тия искусства, к постижению целостной ху-дожественной картины мира и собственному творче-ству (10—11 классы).

Образовательные цели и задачи курса:

  • изучение шедевров мирового искусства, создан-ных в различные художественно-исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззре-ния и стиля выдающихся художников-творцов;
  • формирование и развитие понятий о художест-венно-исторической эпохе, стиле и направлении, по-нимание важнейших закономерностей их смены и развития в истории человеческой цивилизации;
  • осознание роли и места Человека в художествен-ной культуре на протяжении ее исторического разви-тия, отражение вечных поисков эстетического идеала в лучших произведениях мирового искусства;
  • постижение системы знаний о единстве, много-образии и национальной самобытности культур раз-личных народов мира;
  • освоение основных этапов развития отечествен-ной (русской и национальной) художественной куль-туры как уникального и самобытного явления, имею-щего непреходящее мировое значение;
  • знакомство с классификацией искусств, пости-жение общих закономерностей создания художест-венного образа во всех его видах;
  • интерпретация видов искусства с учетом особен-ностей их художественного языка, создание целост-ной картины их взаимодействия.

Воспитательные цели и задачи курса:

— помочь школьнику выработать прочную и устой- чивую потребность общения с произведениями искус-

ства на протяжении всей жизни, находить в них нрав-ственную опору и духовно-ценностные ориентиры;

  • способствовать воспитанию художественного вкуса, развивать умения отличать истинные ценности от подделок и суррогатов массовой культуры;
  • подготовить компетентного читателя, зрителя и слушателя, готового к заинтересованному диалогу с произведением искусства;
  • развитие способностей к художественному твор-честву, самостоятельной практической деятельности в конкретных видах искусства;
  • создание оптимальных условий для живого, эмоционального общения школьников с произведе-ниями искусства на уроках, внеклассных занятиях и краеведческой работе.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения мировой художественной культуры ученик должен:

Знать / понимать:

  1. основные виды и жанры искусства;
  2. изученные направления и стили мировой художественной культуры;
  3. шедевры мировой художественной культуры;
  4. особенности языка различных видов искусства.
  1. узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.
  2. устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;
  3. пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;
  4. выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения).

Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. выбора путей своего культурного развития;
  2. организации личного и коллективного досуга;
  3. выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;
  4. самостоятельного художественного творчества.

Список цифровых образовательных ресурсов:

ЭСУН «История искусства» 10-11 класс

ЦОР «Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства»

ЦОР «Эрмитаж. Искусство Западной Европы»

ЦОР Кирилл и Мефодий «Шедевры русской живописи»

ЦОР «Мировая художественная культура»

Электронные пособия: « Учимся понимать живопись»,

« Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства»

« Шедевры русской живописи», « Учимся понимать музыку»

« История древнего мира и средних веков» электронный вариант

Уроков МХК « История развития архитектуры и скульптуры»

«Архитектура»

Учебники:

Данилова Г.И. Мировая художественная культура. От истоков до XVII в. 10 класс. Москва, изд-во «Дрофа», 2008 г.;

Развитие творческих способностей школьников реализуется в проектных, поисково-исследователь-ских, индивидуальных, групповых и консультатив-ных видах учебной деятельности. Эта работа осу-ществляется на основе конкретно-чувственного восп-риятия произведения искусства, развития способнос-тей к отбору и анализу информации, использования новейших компьютерных технологий. К наиболее приоритетным следует отнести концертно-исполни-тельскую, сценическую, выставочную, игровую и краеведческую деятельность учащихся. Защита твор-ческих проектов, написание рефератов, участие в на-учно-практических конференциях, диспутах, дискус-сиях, конкурсах и экскурсиях призваны обеспечить оптимальное решение проблемы развития творческих способностей учащихся, а также подготовить их к осознанному выбору будущей профессии.

Основные дидактические принципы. Программа предусматривает изучение МХК на основе единых подходов, исторически сложившихся и выработан-ных в системе школьного образования и воспитания.

Принцип непрерывности и преемственности предполагает изучение МХК на протяжении всех лет обучения в школе. Избранные исторический и темати-ческий подходы к изучению курса обеспечивают осу-

ществление преемственности на каждом из этапов. Материал, близкий в историческом или тематическом плане, раскрывается и обобщается на качественно но-вом уровне с учетом ранее изученного. Например, если античная мифология в 5 классе изучается в нравствен-но-эстетическом аспекте, то в 10 классе античность осознается как уникальная культурно-историческая эпоха, колыбель человеческой цивилизации.

Принцип интеграции. Курс МХК интегративен по своей сути, так как рассматривается в общей системе предметов гуманитарно-эстетического цикла: литера-туры, музыки, изобразительного искусства, истории, обществознания. Во-первых, программа раскрывает родство различных видов искусства, объединенных ключевым понятием художественного образа. Во-вто-рых, в ней особо подчеркнуты практическая направ-ленность предмета МХК, прослеживается его связь с реальной жизнью.

Принцип вариативности. Изучение МХК — про-цесс исключительно избирательный. Он предусмат-ривает возможность реализации на основе различных методических подходов с учетом конкретных задач и профильной направленности класса. Вот почему в программе предусмотрено неотъемлемое право учите-ля вносить изменения в распределение часов на изу-чение отдельных тем (сокращать или увеличивать их количество), выделять крупные тематические блоки, намечать последовательность их изучения. Вместе с тем любой выбор и методическое решение, сделанное учителем, должно соотноситься с образовательным эффектом, не разрушать логики и общей образова-тельной концепции программы. Максимальный объем тематических разворотов (особенно в старших классах) обусловлен не только увеличением количест-ва часов, но и возможностью выбора.

Принцип дифференциации и индивидуализации. Процесс постижения искусства — процесс глубоко личностный и индивидуальный. Он позволяет на про-тяжении всего учебного времени направлять и разви-вать творческие способности ученика в соответствии с

общим и художественным уровнем его развития, лич-ными интересами и вкусами. Возможность выбора в основной и профильной школе — залог успешного развития творческих способностей школьников.

В условиях многонациональной российской систе-мы образования учителю предоставляется возмож-ность более широкого использования националь-но-регионального компонента за счет вариативной части Базисного учебного плана. При этом учитывает-ся специфика развития региональных культур, опре-деленная особенностями национального состава насе-ления, сложившимися культурными традициями и религиозными представлениями о мире. Так, напри-мер, отбирая материал для изучения о народных про-мыслах, героическом эпосе, праздниках и обрядах, танцах и музыке, учитель вправе обратиться к луч-шим художественным достижениям своего народа, дать учащимся почувствовать их национальное сво-еобразие, уникальность и самобытность.

Эта особенность построения курса МХК продикто-вана спецификой искусства, обладающего универ-сальным языком общения между народами. Она по-зволяет в общем и мировом увидеть частное и индиви-дуальное, способствует пониманию друг друга через вечные, непреходящие ценности, воспитывает взаим-ное уважение к культурам других народов.

Распределение часов программы учитывает особенности учебного плана в 10-11 классах школы. В связи с государственной итоговой аттестацией учебный год в 11 классе длится 34 учебные недели, поэтому в 10 классе учебный год продлен до 35учебных недель.

Тематическое планирование

Темы, разделы

Кол-во часов

Из них конт. р

Из них микротемы РК

10 класс, 1-й год обучения

Художественная культура древнейших цивилизаций

Художественная культура Античности

Художественная культура средневековья

Средневековая культура Востока

Художественная культура Возрождения

Художественная культура XVII - XVIII вв.

11 класс, 2-й год обучения

Художественная культура XVII - XVIIIвв.

Художественная культура XIX в.

Художественная культура XXв.

Форма контроля:

Критерии оценки работ учащихся

Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы в классе. Исходя из поставленных целей, учитывается.

Оценка "5"

  • учащийся полностью справляется с поставленной целью урока;
  • правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике;
  • верно составляет композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
  • умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.

Оценка "4"

  • учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;
  • гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
  • умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее характерное.

Оценка "3"

  • учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;
  • допускает неточность в изложении изученного материала.

Оценка "2"

  • учащийся допускает грубые ошибки в ответе;
  • не справляется с поставленной целью урока;

Оценка "1"

Учащийся обнаруживает полное незнание учебного материала.

Мировая художественная культура - предмет, рассматривающий общие закономерности развития художественной культуры, составляющие ее различные виды искусства в их взаимосвязях, жизненные корни искусства, его активную роль в жизни людей.

Цель предмета - силой воздействия различных искусств в их комплексе сформировать духовный мир школьника, его нравственность, эстетическую восприимчивость.

Задачи преподавания мировой художественной культуры состоят в том, чтобы, создавая условия для живого общения учащихся с произведениями мирового искусства на уроке, внеклассных занятиях и во внешкольной жизни:

  • - обогащать их духовный мир, воспитывать чувства и вооружать их опытом поколений;
  • - развивать у них понимание искусства, способность быть читателем, зрителем, слушателем.
  • - дать сумму знаний по предмету, помогающих раскрыть перед учащимися наиболее важные закономерность сложного процесса развития мировой художественной культуры, распознать особенности образного языка искусств;
  • - воспитывать у школьника любовь к искусству, способность наслаждаться красотой, испытывать чувство счастья от общения с прекрасным;
  • - пробуждать активное стремление утверждать красоту человеческих отношений в повседневной жизни, в трудовой деятельности и нетерпимость к безобразному во всех проявлениях жизни;
  • - развивать у школьников воображение и творческие способности;
  • - формировать у учащихся мировоззрение, умение масштабно мыслить и делать обобщения, видеть общее в разных произведениях искусства.

Образовательные цели и задачи курса:

  • - изучение шедевров мирового искусства, созданных в различные художественно - исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззрения и стиля и выдающихся художников - творцов;
  • - формирование и развитие понятий о художественно - исторической эпохе, стиле, и направлении, понимание важнейших закономерностей их смены и развития в истории человеческой цивилизации;
  • - осознание роли и места Человека в художественной культуре на протяжении ее исторического развития, отражение вечных поисков эстетического идеала в лучших произведениях мирового искусства;
  • - постижение системы знаний о единстве, многообразии и национальной самобытности культур различных народов мира;
  • - освоение основных этапов развития отечественной (русской и национальной) художественной культуры как уникального и самобытного явления, имеющего непреходящее мировое значение;
  • - знакомство с квалификацией искусств, постижение общих закономерностей создания художественного образа во всех его видах;
  • - интерпретация видов искусства с учетом особенностей их художественного языка, создание целостной картины их взаимодействия.

Воспитательные цели и задачи курса:

  • - помочь школьнику выработать прочную и устойчивую потребность общения с произведениями искусства на протяжении всей жизни, находить в них нравственную опору и духовно - ценностные ориентиры;
  • - способствовать воспитанию художественного вкуса, развивать умения отличать истинные ценности от подделок и суррогатов массовой культуры;
  • - подготовить компетентного читателя, зрителя и слушателя, готового к заинтересованному диалогу с произведением искусства;
  • - развитие способностей к художественному творчеству, самостоятельной практической деятельности в конкретных видах искусства;
  • - создание оптимальных условий для живого, эмоционального общения школьников с произведениями искусства на уроках, внеклассных занятиях и краеведческой работе.

Развитие творческих способностей школьников реализуется в проектных, поисково-исследовательских, индивидуальных, групповых и консультативных видах учебной деятельности. Эта работа осуществляется на основе конкретно - чувственного восприятия произведения искусства, развития способностей к отбору и анализу информации, использования новейших компьютерных технологий. К наиболее приоритетным следует отнести концертно-исполнительскую, сценическую, выставочную, игровую и краеведческую деятельность учащихся. Защита творческих проектов, написание рефератов, участие в научно - практических конференциях, конкурсах и экскурсиях призваны обеспечить оптимальное решение проблемы развития творческих способностей учащихся, а также подготовить их осознанному выбору будущей профессии.

Основные дидактические принципы. Программа предусматривает изучение МХК на основе единых подходов, исторически сложившихся и выработанных в системе образования.

Принцип непрерывности и преемственности предполагает изучение МХК на протяжении всех лет обучения в школе. Избранные исторический и тематический подходы к изучению курса обеспечивают осуществление преемственности на каждом из этапов материалов, близкий в историческом или тематическом плане, раскрывается и обобщается на качественно новом уровне с учетом ранее изученного. Например, если античная мифология в 5 классе изучается в нравственно - эстетическом аспекте, то в 10 (11)классе античность осознается как уникальная культурно - историческая эпоха, колыбель человеческой цивилизации.

Принцип интеграции. Курс МХК интегративен по своей сути, так как рассматривается в общей системе предметов гуманитарно-эстетического цикла. Во - первых, программа раскрывает родство различных видов искусства, объединенных ключевым понятием художественного образа. Во - вторых, в ней особо подчеркнуты практическая направленность предмета МХК, прослеживается его связь с реальной жизнью.

Принцип вариативности. Изучение МХК - процесс исключительно избирательный. Он предусматривает возможность реализации на основе различных методических подходов с учетом конкретных задач и профильной направленности класса. Вот почему в программе предусмотрено неотъемлемое право учителя вносить изменения в распределение часов на изучение отдельных тем (сокращать или увеличивать их количество), выделять крупные тематические блоки, намечать последовательность их изучения. Вместе с тем любой выбор и методическое решение, сделанное учителем, должно соотноситься с образовательным эффектом, не разрушать логики и общей образовательной концепции программы. Максимальный объем тематических разворотов (особенно в старших классах) обусловлен не только увеличением количества часов, но и возможностью выбора.

Принцип дифференциации и индивидуализации. Процесс постижения искусства - процесс глубоко личностный и индивидуальный. Он позволяет на протяжении всего учебного времени направлять и развивать творческие способности ученика в соответствии с общим и художественным уровнем его развития, личными интересами и вкусами, возможность выбора в основной и профильной школе - залог успешного развития творческих способностей школьников.

В условиях многонациональной российской системы образования учителю предоставляется возможность более широкого использования национально - регионального компонента за счет вариативной части Базисного учебного плана. При этом учитывается специфика развития региональных культур, определенная особенностями национального состава населения, сложившимися культурными традициями и религиозными представлениями о мире. Так, например, отбирая материал для изучения о народных промыслах, героическом эпосе, праздниках и обрядах, танцах и музыке, учитель вправе обратиться к лучшим художественным достижениям своего народа, дать учащимся почувствовать их национальное своеобразие, уникальность и самобытность.

Это особенность построения курса МХК продиктована спецификой искусства, обладающего универсальным языком общения между народами. Она позволяет в общем и мировом увидеть частное и индивидуальное, способствует пониманию друг друга через вечные, непреходящие ценности, воспитывает взаимное уважение к культурам других народов.

Окружающая жизнь человека предлагает разные понимания мира, разные точки зрения на осмысление его. Сегодня человек ищет ответ на важные вопросы земного бытия: каков мир и место человека в нем? Что является сегодня нравственным эталоном? Что есть красота и что является эстетическим идеалом?

Предмет МХК нужен школе, и нужен именно как предмет искусства, имеющий уникальные возможности влияния на духовный мир школьника, возделывающий, культивирующий их души. На уроке учитель должен обладать высоким педагогическим мастерством, заключающемся в свободном владении приемами и средствами организации художественно - педагогического общения, мастерством, которое можно сравнивать с художественным творчеством.

Одной из главной проблем преподавания предмета в современной школе является проблема выбора методов обучения, составление календарно - тематического планирования, а так же разработка урока на основе метода художественно- педагогической драматургии. Преподавание МХК зависит и от особенностей каждого учебного заведения, которые определяют систематичность изучения предмета по годам, количество часов на изучение предмета в неделю, отбор художественного материала, выбор той или иной программы обучения.

Концепцию изучения художественной культуры можно представить следующим образом:

  • 1. Цель (основная) курса - воспитание художественного вкуса учащихся, повышение уровня их художественного развития, формирование представления о художественной культуре как части духовной культуры, приобщение школьников к общечеловеческим и национальным ценностям в различных областях художественной культуры, освоении художественного опыта прошлого и настоящего.
  • 2. Курс «МХК” ставит своей задачей выявить логику художественного развития человечества через знакомство с выдающимися достижениями культуры, раскрыть ведущие его закономерности, показать основные этапы и периоды становления систем художественно - образного видения мира в разные эпохи у разных народов Земли.
  • 3. Содержание курса как предмета должно складываться из следующих компонентов:
    • - изучение различных видов художественной деятельности в их взаимосвязях и взаимовлияниях;
    • - изучение разнообразных проявлений художественного гения различных народов и наций в каждую конкретно - историческую эпоху;
    • - изучение общих закономерностей художественного развития человечества в контексте его социальной и культурной истории.

Для того чтобы освоение мира художественной культуры учащимися было более эффективным в процессе обучения нужно предусмотреть три обязательных и взаимосвязанных звена:

  • 1) классные уроки;
  • 2) внеклассные мероприятия;
  • 3) самостоятельная деятельность.

Кратко охарактеризуем каждую из названных форм:

· Классные уроки проходят в условиях учебной аудитории, класса.

Урок предполагает наличие нескольких необходимых частей: опрос домашнего задания - ответ - объяснение нового материала (лекция) - заключение - домашнее задание. Состав и порядок следования частей урока можно менять в зависимости от целей и задач занятия, от его темы, от места, которое занимает данной занятие в процессе изучения курса, от уровня активности учащихся их подготовленности к уроку и т.д.

Объяснение нового материала (лекционная часть) необходима как информационная и методологическая основа для самостоятельной деятельности учащихся. В лекции важно излагать ведущие идеи и понятия, раскрывая сущность художественной культуры. Поскольку содержание лекций охватывает большой по объему материал, учащимся важно помогать систематизировать информацию, получаемую на лекциях. Этой цели может служить опорный конспект. Необходимо на таких уроках и иллюстрирование - эмоциональная и познавательная составляющая лекции.

· Самостоятельная часть - один из компонентов обучения. Основная цель самостоятельной работы - развитие способности к самостоятельному восприятию и анализу художественных явлений в их взаимосвязях, выявление личной позиции в сфере художественной культуры.

В самостоятельной части учащиеся демонстрируют выполнение заданий, именно здесь закладываются критерии деятельности учащихся, определяются эталоны оценки проделанной работы. Задача заключается в том, чтобы шаг за шагом, на основе совместных усилий совершенствовать уровень выполнения заданий, мастерство и вкус учеников. В процессе выполнения разнообразных заданий учащимися приходится демонстрировать поведенческие, речевые и другие навыки и умения.

Продуктивная часть - третий компонент занятий МХК. Значение его в том, что в продуктивной части реализуются результаты деятельности учителя и учащихся. В ней они демонстрируют выполнение зданий, предложенных в самостоятельной части занятия. Именно здесь закладываются критерии деятельности учащихся, определяются эталоны оценки проделанной работы. Задача заключается в том, чтобы шаг за шагом, на основе совместных усилий совершенствовать уровень выполнения заданий, мастерство и вкус учеников.

  • · Внеклассные мероприятия - еще одно обязательное звено в организации процесса обучения МХК. Это вполне свободная область деятельности, которая не может оставаться вне поля зрения учителя, ибо именно в этой области учащиеся, как правило, приобретают собственный опыт художественно - творческой деятельности. Важно, чтобы учащиеся накапливали опыт такой художественно - творческой и эстетической деятельности в самых разных областях:
    • Ш литературной (сочинять стихи, писать рассказы, дать рецензию на чью - то художественную деятельность и т.п).;
    • Ш изобразительной (рисовать, лепить, вырезать, рецензировать работы товарищей, составлять экспозиции выставок и т.п).;
    • Ш музыкальной (организовывать музыкальные вечера и т.п).;
    • Ш театральной, танцевальной и т.д.

Необходимым условием эффективности занятий по МХК должна стать опора на принцип активной личной вовлеченности каждого в учебный процесс и это нельзя путать с простым повышением активности учеников на уроках.

Как контролировать процесс освоения содержания курса МХК? Деятельность не может быть саморегулирующейся системой, если учащиеся не получат информации об эффективности проделанной работы, представления о ее результатах.

Процесс оценивания осуществляется в несколько этапов:

  • 1 этап - самостоятельные оценочные действия (ученикам предоставляется право проставить оценки).
  • 2 этап - оценка через совместную деятельность (например, в работе пар постоянного состава и в работе динамических пар итог совместной деятельности фиксируется в тетрадях). Каждый член пары записывает в тетрадь другого развернутую оценку деятельности соседа по парте.
  • 3 этап - коллективное обсуждение проделанной работы.
  • 4 этап - оценочную деятельность совершает учитель.

Итоговый анализ и оценка имеют значение не только для учащихся, но и для учителя, поскольку позволяет ему все более глубоко осуществлять диагностику знаний и умений, отношения к обучению учеников.

Педагог должен построить изучение различных видов искусств таким образом, чтобы доминировали не научные категории, а чувства и эмоции, учить важно не искусству, а искусством.

Важными являются такие качества личности учителя: призвание и многогранность проявляемых интересов, интуицию, педагогический такт, эмоциональную уравновешенность, эмпатию, толерантность, высокий уровень профессионализма, проявляющийся в знании своего предмета, а также комплекса социально - философских, психолого-педагогических и прикладных наук.

Эти составляющие педагогического мастерства одинаково важны для учителя любого профиля, в том числе и художественно - эстетического. Педагогическое мастерство способствует выполнению требований к преподаванию конкретного учебного предмета.

В области преподавания предметов искусства среди таких требований стоит выделить следующие:

  • - личностно - ориентированную направленность преподавания;
  • - полипрофессиональный подход к преподаванию;
  • - художественно - творческий характер преподавания.

Выбор данных требований связан с той спецификой художественного познания мира, которая характерна для всех предметов художественно - эстетического профиля и придает им статус предметов искусства. Вместе с тем учебный предмет «Мировая художественная культура”, обладает и другим своеобразием - мировоззренческой направленностью, интегрированным характером, полихудожественностью, множеством подходов к содержанию предмета и его преподаванию. Рассмотрим перечисленные требования к преподаванию через призму такого своеобразия.

Личностно - ориентированная направленность преподавания мировой художественной культуры (как и других предметов искусств) связана с целевыми установками образования и социальными функциями искусства. Условно сгруппируем их парами:

  • - преобразовательная и оценочная функция искусства способствует развитию эмоционально - ценностной сферы ученика;
  • - познавательная функция искусства влияет на его интеллектуальную сферу;
  • - коммуникативная оказывает воздействие на социально - культурное развитие.

Концептуальная линия, выдвинутая Л.М. Предтеченской, в основе личностно - ориентированного преподавания мировой художественной культуры лежит художественный способ познания окружающего мира. Такой способ познания предполагает эмоционально - нравственный отклик школьников на искусство и окружающую действительность на основе художественно - образного восприятия.

Полипрофессиональный подход к преподаванию заложен в полипредметной основе МХК. Преподавание этого предмета имеет широкие возможности в личностном развитии обучающихся, связанные с представленностью в нем разных видов искусств. Этому способствует и тот факт, что предмет «Мировая художественная культура”, имея полипредметную основу и включая в свое содержание объекты многих гуманитарных дисциплин, позволяет школьникам рассматривать знания о мире и человеке на качественно новом целостном уровне.

Исследования известных педагогов, работающих в системе базовой подготовки педагога художественного профиля, обращали внимание на полипрофессиональные функции их деятельности (О.А. Апраксина, Л.Г. Арчажникова, Л.А. Неменская, Т.В. Челышева), а значит, и на полипрофессиональный подход к преподаванию предмета МХК. Такое деление весьма условно. Оно необходимо, чтобы подчеркнуть многогранность профессиональных действий учителя, требующих от него предполагаемого эффекта по каждой из этих функций, но проявляющихся на практике целостно.

С одной стороны, преподавание МХК обусловлено общепедагогическими функциями учителя, реализующимися при решении воспитательных и обучающих задач. С другой -- психологическими функциями, обеспечивающими многогранное развитие личности обучающегося и межличностное взаимодействие на уровне субъект-субъектного общения в триаде «автор -- учитель -- ученик». Данные функции реализуются, как известно, в процессе преподавания любого предмета искусства. Однако в МХК они окрашены специфическими функциями, отличающимися от предметов «Музыка», «Литература», «Изобразительное искусство». В «Мировой художественной культуре» более глубоко осуществляется искусствоведческое и культурологическое образование старшеклассников, которое имеет как обобщающий, так и конкретный характер. Выстраивается цепочка: исходная эпоха -- художественное направление (течение) -- авторская позиция -- ее транслятор (исполнитель) -- ее адресат (читатель, зритель, слушатель) -- система эмоционально-интеллектуальных отношений, взглядов, позиций -- социум и новая эпоха.

Существует некоторое отличие творческой направленности преподавания МХК от других художественных дисциплин. В процессе преподавания музыки, литературы и изобразительного искусства активно осуществляется прикладное исполнительство учащихся, которое носит весьма конкретный характер (пение, рисование, художественное конструирование, танцы, чтение стихов и прозы и пр).. Преподавание МХК не исключает такого исполнительства, но предполагает еще художественное творчество старшеклассников в разных интегративных видах, таких как сочинительство, режиссура, актерское творчество, творчество сценариста и др.

Целесообразно рассматривать художественно-творческий характер занятий как одно из важных требований к преподаванию мировой художественной культуры, как существенный компонент специфической деятельности учителя. Такой характер обусловлен психологией искусства, его творческим потенциалом и педагогической организацией художественно-творческого процесса.

Художественно-творческий характер преподавания следует рассматривать через три психологических свойства искусства: искусство как познание, искусство как катарсис, искусство и жизнь.

Опираясь на исследования Л.С. Выготского, определим искусство как «особый способ мышления», так как «механизм психологических процессов, соответствующих произведению искусства», заключается в том, что «основой художественного переживания становится образность, а общим его характером делаются обычные свойства интеллектуального и познавательного процесса».

В связи с этим художественно-творческий характер преподавания МХК (как и любого другого предмета искусства) проявляется прежде всего в эмоциональном отклике учеников на художественный образ, что мотивирует их на его осознание. Мыслительные процессы, интеллектуальные операции -- это «как бы результат, следствие, вывод, последействие художественного произведения» . Следовательно, художественно-творческий характер как одно из требований к преподаванию МХК выражается в том, что разное толкование произведений искусства есть результат разного их проживания, а это, в свою очередь, зависит от свойств конкретной личности.

Другой важной стороной художественно-творческого характера преподавания МХК является «катарсис эстетической реакции», заключающийся, по мнению Л.С. Выготского, в превращении аффектов, которые являются особенностью всякого искусства, «в их самосгорании, во взрывной реакции, приводящей к разряду тех эмоций, которые тут же были вызваны…». То есть при восприятии искусства, с одной стороны, у обучающегося возникают чувства, с другой -- фантазии, которые основаны на аффектах и вызывают эстетическую реакцию. «На этом единстве чувства и фантазии и основано всякое искусство».

Произведение любого вида искусства, рассматриваемое в процессе преподавания МХК, «становится сильнейшим средством для наиболее целесообразных и важных разрядов нервной энергии». Это делает проживание произведения искусства моментом душевной разрядки (гр. кatharsis -- очищение), которую испытывает обучающийся в процессе сопереживания, что и определяет его эмоционально-ценностное развитие.

Психологическим фактором в художественно-творческом характере преподавания МХК является то, что искусство, совершая катарсис и вызывая в человеке самые важные личные потрясения, осуществляет при этом социальное действие. По меткому выражению Л.С. Выготского, «искусство есть общественная техника чувства, орудие общества, посредством которого оно вовлекает в круг социальной жизни самые интимные и самые личные стороны нашего существа». То есть искусство есть механизм как личностного, так и общественного развития.

Конспект урока МХК 10 класс

По программе Даниловой Г.И.

Учитель МХК и музыки

г.Амурск

Хабаровского края

ВВЕДЕНИЕ В ПРЕДМЕТ МХК.

ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О КУЛЬТУРЕ. ФОРМЫ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ

Ц е л и :

    расширение представлений о понятии «культура»;

    рассмотрение эволюции этого понятия в историческом аспекте;

    развитие умения обосновывать собственную эстетическую оценку;

    развитие умения терпимо относиться к альтернативным суждениям.

Тип урока : вводный урок.

Прекрасное пробуждает доброе.

Д. Кабалевский

Ход урока

    Организационный момент.

Знакомство с учащимися; требования, предъявляемые к уроку.

II. Введение темы урока.

СЛАЙД

С сегодняшнего дня вы начнете изучение нового интересного предмета - МХК. На уроках мы с вами будем «путешествовать» по самым разным странам, знакомиться с культурой разных стран. Но мы будем путешествовать не в настоящем времени, а вернемся на много веков и даже тысячелетий назад, мы узнаем, как жило человечество на заре своего существования.

Много тысяч лет тому назад примитивное существо, живущее на окраине дремучих лесов, уже испытывало потребность улучшить, изменить условия своего существования; чтобы укрыться от стужи и зноя, иметь постоянную пищу, дикарь научился строить жилища, шить одежду, создавать орудия труда. Чтобы предупредить себе подобных о грозящей опасности, призвать к бою или выразить радость победы, он научился произносить определенные сочетания звуков - боевые кличи, звуков-напевов и др.; научился рисовать или выскабливать на скалах и стенах пещер примитивные значки и рисунки.

Но, создавая искусственную среду для существования в сложном, таящем множество опасностей мире, первобытное существо одновременно стало изменять и самого себя. Стадо превратилось в общество. Зверь стал человеком.

И вот на Земле уже много тысячелетий живет человек, и столько же существуют его творения. Все, что создал человек, - будь то орудия труда, жилище, одежда или музыка, театр, изобразительное искусство, язык, - есть культура общества.

Предмет, который мы будем изучать, называется «Мировая художественная культура».

Разберем, что означает это название, и таким образом выясним в общих чертах содержание предмета.

III. Изучение нового материала.

Уточним смысл понятия «культура».

В о п р о с ы:

Что такое культура?

Что такое культурный человек?

Какие виды человеческой деятельности вы можете отнести к культуре?

Как культурный человек должен относиться к природе, к жизни?

СЛАЙД

Альберт Швейцер - немецкий ученый, видный гуманист XX века, считал, что культура обречена на упадок, если она утрачивает восприятие любой жизни как великой ценности. «Я есть жизнь, которая хочет жить». Принцип «благоговения перед жизнью» определяется гуманистической связью культуры с природой как областью бытия живого.

Итак, культура - неотъемлемая сторона жизни цивилизованного человека. Она проявляется во всем, что им создано и создается. Мы говорим о культуре труда и производства, культуре общения, культуре речи, культуре быта.

Таким образом, культура характеризует самые разнообразные стороны человеческой жизни.

Известно, что чем сложнее и многограннее явление, тем труднее охарактеризовать его сущность, тем больше определений оно порождает. Нечто подобное произошло с понятием «культура». Это

понятие столь многогранно, что до сих пор не существует его единого определения. Американские ученые А. Кербер и К. Клакхон уже в 1964 г. отобрали 257 дефиниций; считается, что к настоящему времени их число возросло в 2 раза.

Чтобы лучше понять смысл этого слова, обратимся к его происхождению.

Первоначально латинское слово cultura означало «уход за землей», «возделывание земли» и противопоставлялось значению слова «натура», т. е. природа («необработанная земля»).

Таким образом, в исходном значении этот термин означает обработку природного сырья; «культура» - преобразование, улучшение чего-либо, производимое в процессе целесообразной деятельности.

Позднее этот термин стал употребляться в близких значениях: изначально - улучшение, преобразование, затем - воспитание, развитие, совершенствование.

Таким образом, «культура» означает все то, что создано человеческим трудом в результате материального и духовного развития. Это не только результат, но и сам процесс творческой деятельности людей.

СЛАИД

Культура - это процесс духовной и материальной деятельности человека, а также результаты этой деятельности, образующие совокупность общественно-значимых ценностей, определяющих как внешние условия человеческой жизни, так и формирование самого человека.

П оэтому культура не существует вне человеческой деятельности. История человеческого общества - это и есть история мировой художественной культуры.

Разберем, что представляет собой структура культуры, какие виды человеческой деятельности относятся к понятию «культура».

СЛАЙД

Культуру обычно подразделяют на мировую и национальную, на материальную и духовную.

Такое подразделение, разумеется, очень условно. В силу теснейшей взаимосвязи между материальными и духовными ценностями часто бывает трудно однозначно отнести многие явления или к материальной, или к духовной культуре. Какое место, например, отвести науке, которая является и формой общественного сознания, и непосредственной производительной силой, или книгопроизводству, или средствам массовой информации? Критерием различия между ними можно считать зависимость от того, какие потребности при этом удовлетворяются - материальные или духовные.

Например, египетские пирамиды вполне можно отнести к духовной культуре, ибо основной целью их построения было внушение простым людям трепета и ужаса перед величием фараона, как наместника Бога на земле.

Дискуссия на тему : «Культура сегодня. Нужна ли она современному человеку?».

СЛАЙД

В ы в о д : культура - порождение человека, социума. В мире животных этого понятия не существует. Зверем управляет инстинкт. Человеком управляет мораль, нравственные ценности, в этом его главное отличие от зверя. Задача нашего и вашего поколения состоит в том, чтобы эти рычаги, управляющие сознанием, работали правильно. Иначе человек рискует превратиться в животное.

IV. Итог урока.

СЛАЙД

Анкетирование.

1.Мои пожелания к урокам МХК (т.е. какими на мой взгляд должны быть уроки МХК)

2.Что мне дает изучение МХК?

3.Нужен ли мне этот предмет?

Список используемой литературы:

    Вальчьяц.А.М. Вариации прекрасного. Мировая художественная культура: рабочая тетрадь:учеб.пособие.М.:ООО «Фирма МХК»,2000.

    Гатенбринк.Р.Загадки египетских пирамид. м.: Вече,2000

    Древний Египет,Шумер Вавилония. Древняя Греция:тексты/сост.Г.Н.Кудрина,З.Н.Новлянская.-М.:ИНТОР,2000

    Мировая художественная культура: учебн. пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. -М.:Издательский центр «Академия»,1999

    elite-home.narod.ru

    Мультимедийное учебное пособие по курсу "Мировая художественная культура"

«Искусство и духовная жизнь» - Искусство и духовная жизнь. Тесная связь с магией. Искусство. Виды искусства. Пространственные искусства Временные искусства. Особенности искусства. Слуховые Зрительные. Эстетика. 10 класс. Речевые Изобразительные. Обществознание. Первое искусство. Наука, изучающая искусство. Задание: прочитайте в учебнике пункт «Особенности искусства» и перечислите особенности искусства.

«Духовная жизнь» - Причины появления искусства: Что такое искусство? Учитель Суслин Дмитрий Юрьевич www.dmsuslin.narod.ru. Биологонизаторские. Работу выполнила Койсаренко Ирина. Игровая. Истоком искусства стал труд. Основные черты. 3. Образность. Магическая. §11. Трудовые. Особенности искусства. Искусство и духовная жизнь.

«Культурология» - Лингвокультурология. История мировой культуры. Издание иллюстрировано. Культурология: учеб. пособие для студентов вузов / под ред. Мировая культура и искусство. Теория, философия, история культуры. Е.М. Кульбацкого - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007. - 208 с: ил. - (Профессиональное образование). Культура дома.

«Искусство и культура» - Мы получаем возможность вести диалог с партнерами любой эпохи. НАУКА (научные ценности). ИСКУССТВО (художественные ценности). Предмет мхк. Мы представляем себе человека, который красками и кистями создает картину. Важными в искусстве являются понятия "художник", "творчество, "произведения искусства".

«Массовая культура» - Молодежная субкультура: Культурология изучает плоды человеческой деятельности. Типы культур: Духовная культура: Элита - избранная часть, верхушка общества, стоящая выше остальных людей. Архитектура. Профессиональная культура: Металлисты. Ростоманы. Мифологическая Религиозная Научная уфологическая. Функции культуры:

«Вузы культуры и искусства» - Основные нормативные документы, связанные с ЭБС. 2. Организационно-технологические задачи вузов: Пример решения организационно-технологических задач в ЧГАКИ. - Федеральные государственные образовательные стандарты. Краткосрочные результаты работы в ЧГАКИ (ноябрь 2009 – апрель 2011 гг.). Решение основных проблем ЭБС через создание «консорциумов».

Мировая художественная культура раскрывает специфику и своеобразие духовного и эстетического опыта человечества, обобщает имеющиеся у человека представления об искусств. Этот предмет входит в базисный учебный план и является обязательным для изучения.


Понятие культура. Принципы изучения художественной культуры.

Мировая художественная культура – целый перечень научных дисциплин:

История искусства (а также его философия и психология)

Эстетика (изучение форм прекрасного в художественном творчестве)

Культурология (комплекс исследований культуры в целом)

Культурная этнография (наука, изучающая материальную и духовную народов-этносов)

Семантика культуры (изучение культурных объектов с точки зрения выражаемого ими смысла)

Семиотика культуры (рассмотрение культуры как системы знаков)

Герменевтика (изучение принципов трактовки и истолкования культурных объектов)

Онтология культуры (взаимосвязь культуры и универсальных законов бытия)

Эпистемология культуры (изучение форм познания, основанных на культурном наследии)

Аксиология (рассмотрение утверждаемых культурой ценностных ориентиров)

Что такое культура? Латинское происхождение слова отсылает нас к существительному colere «взращивание», «возделывание». Но единого определения нет.

Классификация определений понятия «культура» испанского культуролога Альберта Кафанья.

1) определения, отталкивающиеся от понятия социального наследия (Эдвард Сепир:«культура есть любой социально унаследованный элемент человеческой жизни - как материальной, так и духовной »)

2) определения, отталкивающиеся от понятия научаемых форм поведения (Джулиан Стюарт: «Культуру обычно понимают как приобретенные способы поведения, передающиеся социально... »)

3) определения, опирающиеся на понятие идей (Джеймс Форд: «... культура может быть в целом определена как поток идей, перетекающий от индивида к индивиду посредством символического поведения, вербального обучения или имитации »)

4) определения, отталкивающиеся от понятия сверхорганического (т.е., лежащего за пределом чувственного восприятия), - интеллектуального, эмоционального, духовного)

Культура – это совокупность социально наследуемых материальных и духовных элементов человеческой жизни: физических объектов, создаваемых человеком, трудовых навыков, поведенческих норм, эстетических образцов, идей, а также умение их сохранять, использовать и передавать потомкам.

Разделение культуры на материальную и духовную. Принято считать, что материальная представляет собой предметы труда, жилище, одежду, транспортные средства, средства производства и т. д. Но этот вид культуры представлен не только определенными предметами, он включает в себя знания, способности и навыки личности, занимающейся процессом производства. Физическое развитие человека также является частью этой культуры. Духовная культура -- это искусство, религия, образование, наука и уровень внедрения ее достижений в быт и производство, традиции, обычаи, обряды, медицина, степень развития потребностей и интересов людей в материальном и духовном планах. Сюда также можно включить отношения между людьми, а также отношение человека к себе и природе…

Такое разделение правомерно, но принимать его как безусловную истину не стоит. На это указывает, например, русский философ Николай Бердяев: «Всякая Культура (даже материальная Культура) есть Культура духа, всякая Культура имеет духовную основу - она есть продукт творческой работы духа… ». Иными словами, всякая материальная культура имеет своей причиной духовную культуру, а следствием то или иное духовное же состояние. Скажем, мобильный телефон, имеющийся у каждого из Вас – объект материальной культуры, но его существование возможно лишь благодаря культуре духовное (область науки), а его результатом является Ваше духовное состояние (например, феномен смс-мышления).


Художественная культура
- это мир искусства, которому свойственно взаимодействие с обществом и другими видами культуры. Этот вид культуры является продуктом художественной деятельности человека. Художественная культура Она включает в себя следующие составные части:

Художественное производство,

Искусствоведческие науки,

Художественную критику,

- «потребление» произведений искусства (слушателями, зрителями, читателями).

Очевидно, что первые три из этих составляющих предполагают профессиональную вовлеченность в художественную сферу (в роли художника (в широком смысле этого слова), искусствоведа, критика). Четвертая же касается непосредственно нас с Вами.


Задача курса МХК
: обретение человеком статуса «компетентного» потребителя(зрителя, читателя, слушателя), обладающего определеннымипознаниями в области искусства и пониманием закономерностей, согласно которым искусство существует и развивается.

Для того, чтобы изучить ту или иную научную дисциплину, нам нужно избрать своего рода «наблюдательный пункт» - т.е., наше положение во времени и пространстве относительно изучаемых явлений. Французский философ Анри Корбен называет эту точку «историал».

Когда речь идёт о научных дисциплинах велика вероятность того, что историал совпадет с точкой, обозначающей состояние современного человечества. Т.е., скажем, физику мы будем изучать, исходя большей частью из современных тезисов, выдвигаемых этой наукой. Т.е., научный историал безличен и более или менее неподвижен: мы анализируем физические гипотезы, выдвинутые в 4 в. до н.э. (например, идею атомов за авторство Демокрита) и молекулярную теорию 19-го века исходя из одних и тех же научных данных, принадлежащих веку 21-му.

Возможен ли такой подход к области искусства? Можем ли мы изучать, например, древнегреческое искусство, пребывая на позициях современности (современных научных данных, социального устройства, технических возможностей, эстетических тенденций)и нашей культурной и национальной идентичности (традиций, актуальной системы ценностей, религиозных воззрений и т.д.)? То есть, можем ли мы изучать тексты Гомера, всецело оставаясь русскими людьми 21-го столетия, живущими в эпоху информационного общества, демократических ценностей, воспитанных в русле христианской и пост-христианской культуры? Нет, не можем, потому что в этом случае мы просто останемся равнодушны и глухи к этим произведениям; всё, что мы сможем о них сказать – это, какую-нибудь бессмысленную и банальную чушь - мол, это «шедевры» и их «должен знать каждый»…Что же нам делать? Ответ: сдвинуть наш историал в ту пространственно временную точку, когда эти произведения создавались (в случае с Гомером это будет Древняя Греция архаического периода). Интеллектуально и эмоционально это будет означать – попытаться понять и прочувствовать гомеровские поэмы так, как их чувствовали и понимали современники автора и сам автор. Тогданаш историал будет личностным и подвижным. Тогда мы сможем хотя бы что-то понять. Вот это перемещение историала – это, пожалуй, самое технически трудное, что нам предстоит. Потому что оно требует от нас постоянно видоизменять свое мышление, постоянно освобождаться от стереотипов современности. Это действительно непросто, и это требует практики.

Зачем нам всё это нужно ? Современный русский философ Гейдар Джемаль сравнил человека со свечой. Есть свеча и есть её огонь. Пламя свечи не является свечой. Но свеча без пламени – тоже не совсем свеча, - это просто продолговатый восковой предмет. Т.е., именно пламя свечи делает свечу свечой. Также и с человеком. Есть человек (свеча) и есть смысл (пламя). Не будучи вовлечен в область смысла, человек – не совсем человек, а лишь совокупность внешних признаков человека,двуногое без перьев. И лишь ища и обретая смыслы мы становимся в полной мере людьми. А область смыслов и есть та область, с которой «работает» художественная культура.