Александр дюма младший произведения. Отец и сын Дюма: фабрика романов. Биография Александра Дюма

Дюма Александр младший (1824–1895), французский драматург, обычно называемый Дюма-сыном. Родился 27 июля 1824 в Париже. Незаконный сын Александра Дюма-отца.

Мать-портниха относилась к нему с нежной любовью, почти сразу признал его отец, однако детские и школьные его годы были омрачены сознанием своей неполноценности - позднее он возвращался к тогдашним переживаниям в нескольких книгах.

Держит ли он в руке резец, перо или кисть, художник действительно заслуживает этого имени лишь тогда, когда вселяет душу в материальные предметы или сообщает форму душевным порывам.

Дюма Александр младший

Дюма-сын превратил французскую драму в инструмент общественного воздействия: не ограничиваясь обличением социальных язв, он предлагал оздоровительные средства в виде новых законов либо новых общественных установлений.

Свои соображения он декларативно объявлял в многочисленных и длинных предисловиях к пьесам. Взяв на себя роль нравственного арбитра, он возлагал на театр миссию духовного наставника, прежде принадлежавшую церкви.

Карьеру драматурга Дюма начал со сценической адаптации своего романа Дама с камелиями (La Dame aux camélias, 1848) в одноименную пьесу (1852). В основу сюжета положена история куртизанки Мари Дюплесси. В угоду «здоровой» морали самоотверженная героиня пьесы жертвует счастьем с любимым человеком.

Если мужчины совершенно не понимают женского сердца, то женщина не понимает мужской чести.

Дюма Александр младший

Роль Маргариты Готье вошла в репертуар крупнейших актрис (С.Бернар, Э.Дузе, в России - Г. Н. Федотова, М. Г. Савина). Обличению падших женщин и неверных супругов посвящены драмы Диана де Лис (Diane de Lys, 1853), Полусвет (Le Demi-monde, 1855) и Любитель женщин (L’Ami des femmes, 1864).

В лице грубого тщеславного Жиро, персонажа пьесы Денежный вопрос (La Question d’argent, 1857), одной из самых популярных у Дюма, подверглись осмеянию беззастенчивые нувориши.

Он выступил в защиту прав незаконнорожденных детей в почти автобиографической пьесе Незаконный сын (Le Fils naturel, 1858); косвенным образом та же тема затрагивалась в драме Блудный отец (Un Père prodigue, 1859), написанной по воспоминаниям о юных годах в обществе отца. Дюма выступил также за равноправие женщин и снисходительность к их прошлым грехам в пьесе Понятия мадам Обре (Les Idées de Madame Aubrey, 1867).

Женщина воодушевляет мужчину на великие свершения, осуществление которых потом сама же и затрудняет.

Дюма Александр младший

В драме Принцесса Жорж (La Princesse Georges, 1871) он подверг критике законы о браке, не позволяющие жене расстаться с неверным мужем, а в пьесе Жена Клода (La Femme de Claude, 1873) обосновал моральное право мужа убить неверную жену.

Пьесы Дюма примечательны стремительным развитием действия, диалогами и умело построенной интригой, но вместе с тем они явно перегружены декламациями и морализаторством. На сюжет Дамы с камелиями написана опера Дж. Верди Травиата. Умер Дюма-сын в Париже 27 ноября

Александр младший Дюма - фото

Александр младший Дюма - цитаты

Бывают услуги настолько неоценимые, что за них можно отплатить только неблагодарностью.

Биография

Александр Дюма-сын (27 июля 1824 - 27 ноября 1895) - сын Александра Дюма, знаменитый французский драматург, член Французской академии (с 1874)

Мать его была простая парижская работница, от которой Дюма унаследовал любовь к аккуратному и спокойному образу жизни, так резко отличающую его от чисто богемной натуры отца. Разорвав связь с кроткой, непритязательной гризеткой Jenny, Дюма-отец узаконил своего сына и дал ему хорошее воспитание. С 18-ти лет он начал писать стихотворения в периодических изданиях; в 1847 г. появился его первый стихотворный сборник, «Péchés de jeunesse» («Грехи юности»); за ним последовал ряд мелких повестей и рассказов, на которых отчасти отразилось влияние отца («Aventures de quatre femmes et d’un perroquet» («Приключения четырёх женщин и попугая»), «Le Docteur Servans» («Доктор Серван»), «Cesarine», «Le Roman d’une femme», «Trois hommes forts» etc.), a потом и более оригинальные романы и повести: «Diane de Lys», «Un paquet de lettres», «La dame aux perles», «Un cas de rupture» и др.

Талант Дюма сказался в полном объёме только тогда, когда он перешёл к психологическим драмам. В них он затрагивал наболевшие вопросы общественной и семейной жизни и решал их по-своему, со смелостью и талантом, делавшими из каждой его пьесы общественное событие. Серию этих блестящих драм «à thèse» («идейных», «тенденциозных» пьес) открыла «La Dame aux Camélias» (написанная первоначально в виде романа), представленная впервые на сцене в 1852 году после упорной борьбы автора с цензурой, не допускавшей представления пьесы как слишком безнравственной.

В «Даме с камелиями» Дюма выступил защитником «погибших, но милых созданий» и сделал из своей героини, Маргариты Готье, идеал любящей до самопожертвования женщины, стоящей несравненно выше осуждающего её света. Прототипом Маргариты послужила Мари Дюплесси.

На сюжет «Дамы с камелиями» создана опера Джузеппе Верди «Травиата».

За первой драмой последовали: «Diane de Lys» (1851), «Demi-Monde» (1855), «Question d’argent» (1857), «Fils Naturel» (1858), «Père Prodigue» (1859), «Ami des femmes» (1864), «Les Idées de m-me Aubray» (1867), «Princesse Georges» (1871), «La femme de Claude» (1873), «Monsieur Alphonse» (1873), «L"Etrangère» (1876). Во многих из этих пьес Дюма - не просто бытописатель и психолог, исследующий явления душевной жизни своих героев; он вместе с тем моралист, нападающий на предрассудки и устанавливающий свой кодекс нравственности. Он занимается чисто практическими вопросами нравственности, поднимает вопросы о положении незаконнорожденных детей, о необходимости развода, о свободном браке, о святости семьи, о роли денег в современных общественных отношениях и т. д. Своей блестящей защитой того или другого принципа Дюма несомненно придает большой интерес своим пьесам; но предвзятая мысль, с которой он приступает к своим сюжетам, вредит иногда эстетической стороне его драм. Они остаются, тем не менее, серьёзными художественными произведениями благодаря неподдельной искренности автора и некоторым истинно поэтическим, глубоко задуманным фигурам - Маргариты Готье, Marceline Delaunay и др. Издав собрание своих драм (1868-1879) с предисловиями, ярко подчеркивающими их основные мысли, Дюма продолжал писать для сцены. Из его поздних пьес наиболее известны: «Princesse de Bagdad» (1881), «Denise» (1885), «Francillon» (1887); кроме того, он написал «Comtesse Romani» в сотрудничестве с Фульдом (под общим псевдонимом G. de Jalin), «Les Danicheff» - с П. Корвином (подписана Р. Nevsky).

Задетые им в драмах социальные вопросы Дюма разрабатывал также в романах («Affaire Clmenceau») и полемических брошюрах. Из последних особенно известны «L"homme-femmine», «La Question du divorce», «Recherche de la paternit» и др.

Александр Дюма – сын родился 27 июля 1824 года. Его отцом был великий французский писатель Александр Дюма, мать - простой парижской работницей. Отец признал сына и дал ему хорошее воспитание. 18-летним юношей Ал. Дюма уже печатает свои стихи. А в 1847 году выдает сборник стихотворений «Грехи юности». Позже им было написано несколько небольших повестей и рассказов, которые носили отпечаток влияния стиля отца. Пройдет время и юный писатель создаст оригинальные повести и романы «Diane de Lys», «Un paquet de lettres», «La dame aux perles», «Un cas de rupture».

Полностью талант Дюма младшего раскрылся, когда он начал создавать психологические драмы, в которых старался затронуть наболевшие вопросы жизни общественной и семейной. Первой такой «идейной» пьесой стало произведение «Дама с камелиями». Сначала писатель ее создал в виде романа, позже развернул в драму, которую цензура не хотела допускать для постановки на сцене. В этой пьесе Дюма нарисовал героиню хоть и падшую, но любящую и способную к самопожертвованию. Позже Джузеппе Верди использует сюжет этой дамы и создаст бессмертную оперу «Травиату».

«Дама с камелиями» открыла целую плеяду оригинальных пьес, в которых Дюма с точностью психолога и моралиста строит свой мир со своим кодексом нравственности. Им подняты очень острые вопросы того времени. Наиболее известные произведения: «Диана де Лис», «Блудный отец», «Любитель женщин», «Денежный вопрос», «Принцесса Жорж». Дюма издает свои драмы 1868-1879 гг.вместе с предисловиями и дальше создает пьесы для сцены. Среди его поздних творений: « Иностранка», «Багдадская принцесса».

Дюма-отец — сын наполеоновского генерала, мать которого была негритянкой. От отца Дюма унаследовал исключительную энергию, пылкий темперамент и атлетическое телосложение. Мать его была простой женщиной, дочерью содержателя гостиницы. Дюма полностью воспринял дух времени, культ геройства, мятежного индивидуализма, сильных страстей наперекор рассудку и ярко отразил идеалы тогдашней Франции в своем творчестве.

После смерти генерала Дюма, снискавшего немилость Наполеона за республиканские взгляды, вдова, оставшаяся без средств к существованию, не смогла дать образование своим детям. Будущий писатель восполнил этот пробел чтением. Он рано стал увлекаться немецкими романтиками, Вальтером Скоттом и Шекспиром, хотя и в плохих на то время французских переводах.

Сильное влияние на Дюма-отца произвела наполеоновская легенда

Рано началось творчество писателя: он стал писать пьесы, занимая скромное место клерка в нотариальной конторе. В 1822 году Дюма переселился в Париж, получил место в канцелярии герцога Орлеанского, познакомился со знаменитым актером Тальма и всей душой отдался театру. Известность к Дюма пришла после выхода пьесы «Генрих Третий», имевшей огромный успех на французской сцене. Она принесла автору баснословный гонорар, и Дюма стал вести шумный и веселый образ жизни. К сожалению, его легендарная расточительность, необузданность его фантазий, проявлявшаяся в жизни, как и в творчестве, довели его в конце жизни до разорения и нужды.


Александр Дюма с дочерью Мари

Шокирующая плодовитость Дюма в драматургии и литературе со временем навлекла на писателя многочисленные судебные процессы от его бесчисленных сотрудников, оспаривавших авторство романов и пьес. Сам Дюма признавался не без гордости, что у него было столько сотрудников, сколько у Наполеона было генералов.

Огромное количество вышедших за подписью Дюма томов (около 1200) ставит вопрос о помощниках писателя. В процессе 1847 года доказано было, что за один год Дюма напечатал под своим именем больше, чем самый проворный переписчик мог бы переписать в течение года, если бы работал без перерыва днем и ночью. Нельзя не заметить, однако, что, как и пьесы Дюма, романы его имеют несомненное «фамильное сходство». Помимо смены вечно новых и разнообразных инцидентов, в них чувствуется общий характер торжествующего индивидуализма, удали, веселья и беззаботности, вполне отражающий личность самого автора.

В героической эпопеи о похождениях мушкетеров Дюма создал (почти единственный среди его произведений) вполне определенный тип д’Артаньяна, остроумного, веселого и храброго гасконца, беззаветно преданного друзьям и, вместе с тем, прекрасно охраняющего свои интересы. Любимые герои Дюма — доблестные искатели приключений, гордые красавцы, любители вина, карт и женщин, смелые и здоровые, хватающиеся за шпагу при каждом удобном и неудобном случае. Этот тип, с небольшими вариациями, повторяется во всех романах Дюма и составляет центр интриги. В сравнении с ним женские образы блекнут. Исторические романы столь же фантастичны у Дюма, как и авантюрные; исторический сюжет служит ему только, по его собственному выражению, гвоздем, чтобы повесить на него картину.

В мемуарах Дюма с большой откровенностью, доходящей до цинизма, рассказывает о своей жизни и жизни своего сына, с которым он был в большой дружбе. Старость Дюма была печальна: он был беден, обременен долгами и жил в уединении. Когда, уже на смертном ложе, к нему в руки попали «Три мушкетера», он заплакал.

Александр Дюма умер в бедности и одиночестве

Еще одним, но нелитературным произведением Александра Дюма-отца явился Александр Дюма-сын. Мать его была простой работницей, ей он обязан практическим здравомыслием, сделавшим его проповедником общественной морали. Отец привязан был к сыну нежной любовью, превратившейся со временем в духовную близость и дружбу. Под влиянием окружения отца Дюма-сын вел светскую жизнь, которую потом описывал и обличал в своих пьесах. Он скоро запутался в долгах, тогда отец дал ему совет последовать его примеру — работать для расплаты по обязательствам.


Александр Дюма-сын

В 1848 году появился прославивший Дюма роман «Дама с камелиями», переделанный им самим во всемирно известную драму. Прообразом героини Маргариты Готье была актриса Мария Дюплесси, которую Дюма знал лично. Некоторые эпизоды драмы написаны с натуры. Дюма задумал «Даму с камелиями» не как оправдание «падшей женщины» в том смысле, как понимают и проповедуют «жалость к падшим» русские романисты. Дюма относился критически к «жрицам любви», и самоотверженная Маргарита Готье была в его глазах не общественным типом, а психологическим исключением. «Даме с камелиями» пришлось выдержать упорную борьбу с цензурой, находившей пьесу «безнравственной». Она попала на сцену только в 1852 году.

«Даме с камелиями» пришлось выдержать упорную борьбу с цензурой

После ошеломительного успеха Дюма-сын сосредоточился на писании психологических драм, некоторые из которых были отражением его личных переживаний. В этих произведениях, снабженных в печати обширными теоретическими предисловиями, Дюма проповедует систему общественной морали, в основу которой он кладет оздоровление семьи. Он одобряет развод как средство искоренить ложь в семейных отношениях; он стоит за охрану прав жены и матери, за право незаконнорожденных детей, требует уважения к женщине и стоит за супружескую верность мужа. В то же время он суровый обличитель женской измены, своим знаменитым «Убей ее!» Дюма-сын дает жестокий совет опозоренному мужу. Блестящие и злые афоризмы Дюма в его пьесах тоже немало содействовали успеху его пьес, обнаруживая глубокое понимание жизни и людей.

Прожил долгую творческую, насыщенную жизнь, в которой было место литературной работе и бурным романам. Нам он известен по произведению «Дама с камелиями». Великий Джузеппе Верди сочинил оперу «Травиата», взяв за основу роман, который написал Дюма-сын. Она привела к ссоре между композитором и писателем, так как музыкант не счел нужным спросить разрешения использовать роман в качестве либретто.

Легкомысленный отец

Двадцатидвухлетний легкомысленный Александр Дюма-отец служил в канцелярии герцога Орлеанского, так как имел замечательный почерк. Он на некоторое время связал свою личную жизнь с белошвейкой Катриной Лабе, хорошенькой, аккуратной и спокойной. Когда бедняжку стало по утрам мутить, то это очень расстроило молодого Александра, так как он был не готов ни к женитьбе, ни к появлению ребенка. Лишние материальные и физические заботы ему не требовались. 28 июля 1824 года Катрин родила мальчика, которого окрестили в честь отца, - Александр. Она с большой нежностью и любовью относилась к малышу. Но батюшка к этому времени был в поисках новых муз для вдохновения. О сыне он вспомнил только через семь лет, отсудил его, усыновил и к девяти годам отправил в пансион для получения образования. Катрина Лабе, чтобы иметь деньги для жизни, стала содержать небольшой читальный зал.

Взросление

Мальчик страдал от того, что так долго был незаконным сыном. Когда он подрос и превратился в юношу, то, как проницательный человек, разобрался в легкомысленной беззлобной натуре отца. Дюма-сын стал воспринимать отца как великолепного товарища, великого писателя и плохого отца. Обиды прошли, и отношения между ними наладились. Обаятельный, добродушный, щедрый, когда водились деньги, - таков был Александр Дюма-отец, и сын полюбил его, как неразумное дитя, а не как взрослого умудренного годами человека, у которого дома часто не находилось смешной суммы в сто франков. Они друг друга любили, но, к сожалению, вместе жить не могли, так как часто ссорились. Это будет продолжаться всю жизнь. Молодой человек решил, что будет вполне обеспечен. Он также имел литературный дар, но твердо решил писать иначе.

Внешность

Это был красивый высокий юноша с широкими плечами и мечтательным взглядом. Осанка выдавала его гордую натуру. В двадцать лет он был полон сил и здоровья, его светло-каштановые вьющиеся волосы открывали лицо с правильными привлекательными чертами.

Счета портному за суконный модный сюртук, за белоснежный галстук и жилеты из пике, привезенного из Англии, оставались неоплаченными, но это его не смущало. Дюма-сын держался высокомерно, остроты так и сыпались из него, но за таким «фасадом» скрывалась чувствительная натура, которую он получил от своей матушки.

Альфонсина Плесси

Осенью 1844 года в театре он увидел в ложе всеми признанную красавицу-куртизанку. Это божественное видение напоминало фарфоровую статуэтку: высокий рост, темные локоны вдоль бело-розового лица, алые вишневые губки, которые скрывали совершенные зубы, глаза, как будто сделанные из черной эмали, узкая талия. Это совершенство дополнял изысканный белый наряд из атласа, бриллианты и золото. В Париже самые блестящие мужчины обучили ее хорошим манерам и умению поддерживать разговор.

Он звала себя и была самой элегантной женщиной столицы. Ее дом был крепостью из камелий, цветов без запаха, которыми ее заваливали поклонники. Почему богатая содержанка выбрала себе в близкие друзья нищего юношу? Он умело подобрал ключик к страдающей женской душе, и она открылась ему. Он утешал ее, когда видел под маской веселья слезы. Он уважал в ней женщину, и ради него она оставила всех богатых поклонников. Но его бедность и ее легкомысленное отношение к деньгам привело к расставанию через год.

Смерть Мари

Александр уехал в длительное путешествие и не знал, что здоровье его возлюбленной стремительно ухудшается. Ей было всего двадцать три года, и она умирала от чахотки. Она продала все свои драгоценности, чтобы лечиться, но ничего не помогло. 3 февраля 1847 года Мари умерла. Дюма-сын узнал об этом, когда вернулся в Марсель из Алжира. Он перечитал все письма Мари с глубокой любовью, не покидавшей его сердце, и написал роман «Дама с камелиями».

Дюма-сын сделал героиней романа падшую женщину Маргариту Готье, но попытки главного героя повернуть ее к добродетели, визит отца ее возлюбленного, отречение от него, чтобы не загубить блестящего будущего молодого человека, продажу драгоценностей, лошадей и всех прочих предметов роскоши раскаявшейся женщины, Александр придумал.

Трогательный романтический роман имел бурный успех, особенно у женщин. Те, кто знал Мари, поняли наконец, что, продавая себя за деньги, несчастная бесконечно страдала по искренним чувствам, которые не зависели от денег.

Автору через 4 года предложили написать по роману пьесу, которая получилась исключительно длинной. Действие на сцене начиналось в 18 часов и заканчивалось только глубокой ночью, в 3 часа. После премьеры пылкие поклонницы завалили автора букетами цветов, женщины плакали и обнимали его.

Так в 1852 году Александр Дюма-младший стал очень популярен во Франции. Теперь его имя знали все. Он с очень большим уважением относился к женщинам и не скрывал от них, что хочет не легких отношений, которые ни к чему не обязывают, а стремится к созданию настоящей дружной и крепкой семьи.

Дама с жемчугами

Дюма-сын получал все удовольствия от дам полусвета. В высшем обществе дамы вели себя с писателем строго. Дюма-сын, личная жизнь которого никак не могла войти в серьезную, благоразумную колею, в 25 лет познакомился с молодой русской дамой из Петербурга, которая проводила в Париже свободное от надоевшего супруга время. Это была графиня Лидия Нессельроде.

Ее свекровь тревожило, не закружится ли очаровательная головка у ее невестки. Она тратила на удовольствия и роскошные туалеты несметные деньги, а затем ей захотелось очаровать модного писателя. Естественно, что он не устоял и был покорен. Лидия любила жемчуг и носила его в прическе из черных волос, на нежной шейке, на прелестных ручках и получила от возлюбленного прозвище «дама с жемчугами». Эта связь стала предметом обсуждения и сплетен.

Лидию немедленно вызвали в Россию. Дюма отправился за ней. Но вернулся из-за нехватки денег, а Лидия не присылала не только писем, но и записок. Она просто забыла о нем. В 1852 году он узнал об этом от другой русской красавицы - княгини Надежды Нарышкиной, которой было суждено занять в его жизни большое место. А пока он написал роман, в котором рассчитался с неверной Лидией, и назвал его «Дама с жемчугами».

Побег в Париж

Надежду выдали замуж совсем юной за старого князя. От него в 26 лет она сбежала в Париж и не забыла взять с собой и драгоценности, и дочь, объясняя, что русский климат вреден для ее здоровья. Она, увлеченная писателем, просила князя дать ей развод, но муж отказал. В этом поддержал его император. Шесть лет они втроем жили на вилле, которую купила Нарышкина.

В этот период писатель частенько ссорился с отцом, упрекая, что тот плохо его воспитал. На эту тему он писал пьесы «Внебрачный сын», «Блудный отец», и одновременно он видел в друга. В то же время он плохо понимал свою княгиню с глазами цвета морской волны: слишком разными были условия, которые их взрастили. У них родилась дочь Мария-Александрина в 1860 году. В 1864 году, когда старый Нарышкин умер, они обвенчались, и у них появилась еще одна дочка Жаннина в 1867 году.

После этого характер Надежды Ивановны стал невозможно подозрительным и отвратительным. Она подозревала красавца-мужа в изменах и устраивала скандалы. В конце концов писатель устал и действительно завел интрижку на стороне, не разводясь со своей супругой. А в 1870 году не стало Дюма-отца. Сын похоронил его на родине в Вилле-Котре, которую автор романов плаща и шпаги очень любил.

Эме Декле

Она выросла в состоятельной буржуазной семье и получила хорошее воспитание. Ее отец, адвокат, разорился, и дочь решила, что может блистать на сцене. Но работа не пошла, тогда она стала содержанкой, поскольку красоты ей было не занимать. Остроумная, которую цитировал весь Париж, она снова вернулась в театр и объездила почти всю Европу. Она покорила Италию, Брюссель. С Дюма Эме впервые встретилась на костюмированном балу. Дюма видел ее игру за границей и считал, что она талантлива и красива.

Он настоял, чтобы в Париже ее взяли в труппу. Дебют был триумфальным. На почве общих интересов (по-прежнему Дюма-сын произведения писал для театра) они полюбили друг друга, хотя и скрывали это от самих себя. Когда у Эме не было спектаклей, то она жила одиноко за городом. Ее общество составляли пудель, попугай и старая служанка Цезарина. Независимость ее тяготила, но она не хотела незаконных связей.

Морально ее поддерживал драматург. Он дал ей роль в пьесе «Свадебный гость», написал для нее «Жену Клавдия», «Княгиню Жорж». В своих книгах он пытался разрешить нравственные проблемы между мужчиной и женщиной. Его брошюра на эту тему наделала много шума. Теперь уже написана новая пьеса для Декле «Господин Альфонс». Но она чувствовала себя больной, у нее врачи нашли признаки рака. Когда она умерла в 1874 году, то ее хоронил весь Париж.

Пьеса была поставлена, в ней играла другая актриса, а язык обогатился новым словом «альфонс», которое стало обозначать мужчину, живущего за счет женщины (продажный мужчина, сутенер).

Французская академия

При жизни Александр Дюма-сын стал состоятельным человеком и признанным классиком. Оставалось дело за малым. Его уговорили подать заявление в Академию. В 1875 году, 11 февраля, его причислили к лику «бессмертных».

Он был вполне достоин такого звания. Вот произведения, которые написал Александр Дюма-сын. Книги «Тристан Рыжий» (исторический роман), «Регент Мюстель» (повесть), романы «Дама с жемчугами», «Дело Клемансо», «Доктор Серван», «Роман одной женщины» затрагивали значимые социальные вопросы и исследовали души героев. Вместе с он написал «Маркиз де Вильер» и уступил ей свои права. Кроме этого, он много и успешно работал как драматург. В этом качестве его талант был высоко оценен и публикой, и родным отцом. Он также был прекрасным публицистом, который выпустил немало злободневных брошюр.

Последний брак

На излете жизни Александр Дюма-сын решился на второй брак с мадам Анриеттой Эскалье, с которой поддерживал отношения с 1887 года. Она была моложе его на сорок лет. Они обвенчались после смерти Нарышкиной в июле 1895 года, а уже через четыре месяца он ушел из жизни.

Заключение

Он похоронен на кладбище Монмартр в Париже, в ста метрах от Мари Дюплесси, единственной женщины, которую он любил. Он помнил о ней всю жизнь и жестоко раскаивался в своей первой женитьбе.

французский драматург и прозаик

Александр Дюма сын

Краткая биография

Алекса́ндр Дюма́ (сын) (фр. Alexandre Dumas fils, 27 июля 1824, Париж - 27 ноября 1895, Марли-ле-Руа) - французский драматург и прозаик, член Французской академии (с 11.02.1875), сын Александра Дюма.

Поскольку отец Дюма также носил имя Александр и также был писателем, для предотвращения путаницы при упоминании Дюма младшего часто добавляют уточнение «-сын ».

Раннее творчество

Александр Дюма родился 27 июля 1824 года в городе Париже. Сын Александра Дюма (старшего) и Катрины Лабе - простой парижской работницы, от которой Дюма унаследовал любовь к аккуратному и спокойному образу жизни, так резко отличающую его от чисто богемной натуры отца. 17 марта 1831 года Дюма-отец официально узаконил своего сына, отняв у матери через суд, и дал ему хорошее воспитание.

С 18 лет Дюма-сын начал писать стихотворения в периодических изданиях; в 1847 г. появился его первый стихотворный сборник: «Péchés de jeunesse» («Грехи юности»); за ним последовал ряд мелких повестей и рассказов, на которых отчасти отразилось влияние отца.

«Дама с камелиями»

Талант Дюма сказался в полном объёме только тогда, когда он перешёл к психологическим драмам. В них он затрагивал наболевшие вопросы общественной и семейной жизни и решал их по-своему, со смелостью и талантом, делавшими из каждой его пьесы общественное событие. Серию этих блестящих драм «à thèse» («идейных», «тенденциозных» пьес) открыла «La Dame aux Camélias» (написанная первоначально в виде романа), представленная впервые на сцене в 1852 году после упорной борьбы автора с цензурой, не допускавшей представления пьесы как слишком безнравственной.

В «Даме с камелиями» Дюма выступил защитником «погибших, но милых созданий» и сделал из своей героини, Маргариты Готье, идеал любящей до самопожертвования женщины, стоящей несравненно выше осуждающего её света. Прототипом Маргариты послужила Мари Дюплесси.

На сюжет «Дамы с камелиями» создана опера Джузеппе Верди «Травиата».

Другие пьесы. Характеристика драматургии

А. Дюма-сын
Портрет кисти Месонье

За первой драмой последовали:

«Диана де Лис / Diane de Lys» (1851),
«Полусвет / Demi-Monde» (1855),
«Денежный вопрос / Question d’argent» (1857),
«Внебрачный сын / Fils Naturel» (1858),
«Блудный отец / Père Prodigue» (1859),
«Друг женщин / Ami des femmes» (1864),
«Взгляды госпожи Обрэ / Les Idées de m-me Aubray» (1867),
«Княгиня Жорж / Princesse Georges» (1871), «Свадебный гость» (1871),
«Жена Клавдия / La femme de Claude» (1873),
«Господин Альфонс / Monsieur Alphonse» (1873),
«L’Etrangère» (1876).

Во многих из этих пьес Александр Дюма - не просто бытописатель и психолог, исследующий явления душевной жизни своих героев; он вместе с тем моралист, нападающий на предрассудки и устанавливающий свой кодекс нравственности. Он занимается чисто практическими вопросами нравственности, поднимает вопросы о положении незаконнорождённых детей, о необходимости развода, о свободном браке, о святости семьи, о роли денег в современных общественных отношениях и так далее. Своей блестящей защитой того или другого принципа Дюма несомненно придаёт большой интерес своим пьесам; но предвзятая мысль, с которой он приступает к своим сюжетам, вредит иногда эстетической стороне его драм. Они остаются, тем не менее, серьёзными художественными произведениями благодаря неподдельной искренности автора и некоторым истинно поэтическим, глубоко задуманным фигурам - Маргариты Готье, Marceline Delaunay и другим.

Издав собрание своих драм (1868-1879) с предисловиями, ярко подчеркивающими их основные мысли, Дюма продолжал писать для сцены. Из его поздних пьес наиболее известны:

«Багдадская принцесса / Princesse de Bagdad» (1881),
«Дениза / Denise» (1885),
«Франсийон / Francillon» (1887);

кроме того, он написал

«Comtesse Romani» в сотрудничестве с Фульдом (под общим псевдонимом G. de Jalin),
«Les Danicheff» - с П. Корвином (подписана Р. Nevsky),
«Маркиз де Вильмер» (1862, с Жорж Санд , уступил ей права).

«Новые сословия» и «Фиванская дорога» остались неоконченными (1895).

Публицистика

Задетые им в драмах социальные вопросы Дюма разрабатывал также в романах («Дело Клемансо / Affaire Clémenceau») и полемических брошюрах. Из последних особенно известен памфлет «Мужчина-женщина: Ответ Анри д’Идевилю» (фр. L"homme-femme, réponse à M. Henri d"Ideville; 1872), связанный с вызвавшим широкое внимание общественности убийством: молодой аристократ застал свою жену в объятиях любовника, после чего избил её с такой силой, что она через три дня умерла; дипломат и публицист Анри д’Идевиль опубликовал по этому поводу в газете статью о необходимости прощать женщине измену и помогать ей вернуться на путь истинный, и в ответ на эту статью Дюма напечатал 177-страничный памфлет, в котором доказывал, что убить изменившую жену можно и должно.

Значимые социальные проблемы он затрагивал в своих выступлениях-брошюрах: «Письма на злобу дня» (Lettres sur les choses du jour), 1871, «Убей её» (Tue-la), «Женщины, которые убивают, и женщины, которые голосуют» (Les femmes qui tuent et les femmes qui votent), «Recherches de la paternite» в 1883 году, памфлет «Развод» (Le divorce).

Другие произведения

  • Сборник стихов «Грехи молодости» (1847).
  • Повесть «Приключения 4 женщин и одного попугая» (1847)
  • Исторический роман «Тристан Рыжий»
  • Повесть «Регент Мюстель».
  • Роман «Дама с жемчугами» (1852).
  • Роман «Дело Клемансо» (1866).
  • «Доктор Серван» (Le Docteur Servans)
  • «Роман одной женщины» (Le Roman d’une femme)

Личная жизнь

От добрачной связи с 1851 года с Надеждой Ивановной Нарышкиной (19.11.1825 - 2.04.1895) (урождённой баронессой Кнорринг) у него была дочь: Мария-Александрина-Анриетта (20.11.1860-17.11.1907). Официально удочерена 31.12.1864 во время брака с Нарышкиной, заключённого после смерти её первого мужа. Вторая дочь Жаннина (03.05.1867-1943) в замужестве де Отерив.

Второй брак (26.06.1895) с Анриеттой Эскалье (урождённой Ренье, 1864-1934), с которой он поддерживал связь с 13 апреля 1887 года.

Любовницы

  • Луиза Прадье (1843)
  • Альфонсина Плесси (Мари Дюплесси) (1844-45)
  • Анаис Льевенн (1845)
  • мадам Дальвэн (1849).
  • Лидия Закревская-Нессельроде (1850-51).
  • Оттилия Гендли-Флаго (1881).

Дюма-сын увлекался хиромантией с использованием карт Таро, о чём свидетельствует посвящение ему книги Роберта Фальконнье (Robert Falconnier ) «XXII герметических листа прорицательного Таро», изданной в 1896 году в Париже, - «Памяти Александра Дюма-сына, которому я обязан своими первыми познаниями в астрологической хиромантии. Р. Ф. ».