Анализ ценностей индийской культуры. Культура древней индии. Прикладное искусство Индии

Не многие народы могут похвастаться крепкими узами со своими предками. Произошедшая давно научно-техническая революция поставила под угрозу наследие государств, однако Индии это не коснулось, она все также идет по своему особому пути. Все современные традиции и культурные нормы не заменяют старинный уклад, создаваемый веками, а только дополняют его, становясь частью одной большой индийской истории.

Самобытная культура Индии

За весь период существования, Индия менялась по своим особым законам, которые сильно отличались от европейских. Мало прочитать о традициях страны, стоит поехать туда и поселиться в далекой, забытой всеми деревушке. Только так можно до конца понять и принять существующий уклад индийского народа. Многие столетия в одном месте в мире и гармонии существовали сотни народов. Они знали и уважали менталитет каждого. Индия никогда не отделялась от других государств, и именно поэтому сохранила свою уникальность.

Через Индию проходили многочисленные торговые пути. Да и сама страна славилась и славится своими богатейшими плантациями специй. Ремесленники в городах и селах создавали уникальные сувениры, домашнюю утварь, ткани, посуду. Все наследие и богатство культуры распространялось благодаря торговле по всей земле.

Однажды Великобритания узнав, что Индия владеет месторождения алмазов, вторглась на территорию. Эта жесткая проверка на прочность длилась долгие два столетия. Но государство выстояло, а все потому, что сохранило философию, жизнелюбие и необыкновенную терпимость по отношению к захватчикам. Так что не стоит удивляться, что все новшества рано или поздно становятся частью великого государства.

Сердцем Индии все считают Индостан. Даже по форме он напоминает жизненно важный орган человека. Что удивительно, Индия - это первое и единственное государство, которое избавилось от всех врагов благодаря спокойствию и философскому подходу к жизни. Создателем такой тактики, если это можно так назвать, стал Махатма Ганди. Однако она оказалась настолько действенной, что Уинстон Черчилль приказал посадить его в тюрьму и не освобождать, даже если тот будет бастовать.

Вегетарианство

Многие считают, что большая часть индийцев - вегетарианцы. Это действительно так, более 80 процентов населения едят только растительную пищу. По некоторым историческим записям вегетарианство появилось на земле в 5-6 веках нашей эры. В этот период многие буддисты и индуисты приняли негласный закон о непричинении вреда животным. Наверное, именно поэтому многие народности до сих пор не вспахивают землю, чтобы не навредить не только животным, но и даже мелким насекомым.

Есть даже такой обычай, чтобы не раздавить живое существо, дорогу перед собой расчищают метлой. 20% всего индийского населения приходится на мусульман и другие религиозные течения. Вот они употребляют в пищу животных. В основном это курица, а также страусы, индейки, перепела. Некоторые представители религий не отказываются и от свинины. Говядину есть в Индии запрещено законом.

Отношение индийцев к коровам

Если вы оказались в гостях у одного из индийцев, никогда не говорите ему о вкусных блюдах из говядины, которые делают у вас дома или в соседнем ресторане. Индия славит корову, это священное животное. Помимо людских проблем, власти решают также и вопросы, касающиеся непосредственно этих животных. Так что не стоит удивляться, если встретите на проезжей части мирно разгуливающую корову. Для местных жителей это норма.

Культ этих животных датирован 200 годом нашей эры. Ученые описывают появление традиции довольно прозаично. В определенный период уровень жизни в Индии достиг критической отметки, пересохли реки, зелени для вскармливания животных стало очень мало, леса уничтожались. Именно поэтому коров признали священными животными, а за их убийство казнили. Сегодня наказание не такое страшное, но в тюрьму могут посадить.

Если коров есть нельзя, то вот молочные продукты, получаемые от них всегда в почете. Разновидностей кушаний из молока настолько много, что все страны могут только завидовать.

Традиционная еда

Кроме молока в пищу обязательно употребляют рис. Индия - это вторая страна после Китая, которая занимается выращиванием этой культуры. Такая популярность продукта оказалась губительной, так как в стране зашкаливает количество людей, страдающих диабетом. Дело в том, что рис - это быстрые углеводы, которые в большом количестве приводят к появлению разных неприятных болезней.

Интересно, что индийцы никогда не пробуют блюдо во время приготовления. По их мнению, первым пробует бог, а только потом простые смертные. Помимо риса индийцы любят бобовые культуры. Они выращивают маш, нут, фасоль, чечевицу, горох. Из бобов местное население любит готовить дал, представляющий собой густой суп. В качестве закуски к нему подается лепешка. Готовится она по разным технологиям, поэтому одного основного рецепта не существует.

Индийское население, проживающее на берегах рек, употребляют также и рыбу. Различий по видам и сортам нет, для индийцев существует только большая и маленькая рыба. Поэтому не удивляйтесь, если в кафе официант спросит только о размере продукта. Помимо размеров, различают также и по среде обитания: морская и речная. В этих традициях можно найти и элементы вегетарианства.

Правило правой руки

Если вы отдыхали в Индии, то замечали, что местное население есть только руками, а именно только правой рукой. Вот такая оригинальная традиция существует в стране. Практически никто из туристов не может ее освоить в полной мере. В больших городах есть много европейских и национальных ресторанов, в которых отдыхающих предпочитают не мучить, а дают привычные столовые приборы.

Если вы попали в европейский ресторан, то будьте готовы к тому, что даже нетрадиционные блюда приправляют местными специями. Они имеют настолько сильный аромат, что полностью перебивают вкус основных компонентов пищи. С одной стороны это не очень хорошо, а с другой - специи являются своеобразным консервантом, который обеззараживает вредоносные микробы.

Готовят индийцы на один раз. Но если что-то осталось из еды, то все выбрасывается, а не прячется в холодильник к России.

Правило правой руки существует и сегодня. Перед поездкой в Индию туристы должны помнить об этом и уважать обычаи местного населения. Кстати, также индийцы не любят, когда их трогают руками. Все похлопывания или дружеские рукопожатия в Индии считаются проявлением невоспитанности.

Странные браки

Культура страны настолько необычна, что туристы порой пребывают в состоянии шока, приезжая сюда. Например, для индийцев нормой считаются браки с животными. Для местного населения в этом нет ничего странного, так как это действо воспринимается как акт переселения души. Для того, чтобы достичь человеческой оболочки, душа должна прожить в тысячах нечеловеческих тел. Что удивительно, на ранних стадиях развития христианского учения также существовала подобная теория, но вскоре ее исключили из официальных доктрин.

Европейские традиции индийцы не воспринимают. Если жителям Европы кажется, что замуж стоит выходить в возрасте от 20 до 30 лет, то в Индии девочек принято сватать до наступления половой зрелости. Если женщина достигла зрелости, но так и не вышла замуж, то ее считают грязной. По местным традициям женщина всегда должна ходить беременной. До колонизации англичанами, индийцы могли женить детей, которые еще были в утробе матери.

Со временем эта традиция перешла и к представителям каст. Кстати говоря, этот обычай жестоко порицался такими политиками как Индира Ганди и Махатма Ганди. Сегодня в Индии жениться можно по достижению 18 и 21 года. Но в некоторых деревнях до сих пор остались пережитки старых традиций.

Касты и варны

Изучая Индию, нельзя не сказать о кастах и варнах. Практически все население страны подвергается разделению. Каждый житель знает о том, к какому сословию он относится, но никто никогда не спрашивает об этом, это считается плохим тоном. Махатма Ганди был уважаемым человеком, его почитали миллионы человек, но он всегда противился такому пережитку прошлого, и старался искоренить его.

Варн в Индии всего 4, но они гораздо старше каст. Каждая варна символизирует определенный цвет. Самое высшее сословие - брамины. Это были врачи, священнослужители и ученые. Они носили белый цвет. Далее кшатрии - воины и политические деятели. Их цвет - красный. Третьими были желтые вайшьи - торговцы и землевладельцы. И, наконец, шудры - самое низшее сословие, носившее черный цвет. Когда-то варны были важны, но на сегодняшний день, чтобы достичь высокого поста, не обязательно принадлежать к высшему сословию.

Касты немного младше. Появились они в 200 веке до нашей эры. По всей территории страны их насчитывают более 3000. Доподлинно нельзя сказать, по какому принципу люди делились. Сегодня же индийцев делят по профессиям, религиям и месту рождения. Все позиции указаны в местной конституции. До внесения каст в государственный закон, индийцы строго следовали кастовому распределению. Ограничений было очень много, даже касаемо вступления в брак. Учитывались все нюансы.

В Индии существует также особая каста - неприкасаемые. В нее входят беженцы, переселенцы из других государств, преступники. Также в последнее время к неприкасаемым стали относить людей, занимающихся грязной работой, трудом, пачкающим руки. В современной Индии кастовые законы теперь немного мягче, стало возможным вступление в брак людей из разных сословий, а многие политики относятся к неприкасаемым, шудрам и вайшьям.

Национальная одежда

Несмотря на то, что многие индийцы давно носят европейскую одежду, национальные костюмы до сих пор не покинули гардероб каждого уважающего себя местного жителя. В этом нет ничего особенного, ведь шелк, лен, рами и другие ткани - это гордость и достояние Индии. Традиции и обычаи по созданию национальных нарядов уходят в далекую древность. Причем занимались этим во все времена только мужчины. Сари всегда украшаются вышивками, орнаментами и необычными узорами. Иногда в текстиль вшивают целые зеркала, драгоценные и полудрагоценные камни. А какое цветовое разнообразие…

Приезжая на местный базар, у туристов сразу же разбегаются глаза от количества и цветов традиционной одежды. Помимо всемирно известного сари, женщины носят также и брюки. Это могут быть и свободные шаровары, и узкие штаны. Также в гардеробе каждой индианки есть длинные блузы, жакеты и платья-туники, взятые из мужского гардероба.

Многие путешественники отмечают, что порой совершенно невозможно понять, женщина или мужчина перед тобой, ведь и те и те любят ярко одеваться и украшать себя браслетами и цепочками.

Праздники индийцев

Самые яркие праздники по праву принадлежат Индии. В основном они представляют собой торжество различных индийских богов. Как правило, праздники не прикреплены к какой-то определенной дате и проходят в течение нескольких дней. Вычисление нужной даты производится в соответствии с лунным календарем. Для знакомства с культурой страны, приезжать в Индию стоит во время празднования Холи и Дивали. В эти дни народ наиболее полно раскрывает все свои традиции, к тому же проходят праздники всегда ярко и красочно. Празднеств в Индии очень много, все зависит от провинции, в которой будете отдыхать.

Ежегодно появляется что-то новенькое и интересное. Именно поэтому стоит приехать и поучаствовать в одном из них.

Намасте

Если вы приехали в Индию, то обязательно выучите официальное приветствие - намасте. Оно пришло в страну от фразы «божественное во мне приветствует божественное в тебе». Делать намасте очень легко, достаточно сложить две руки ладонями, и, наклонившись, приложить их ко лбу.

Тема нашего обзора - Индия. Традиции и история этой страны и её народа интересуют очень многих.

Индия существует более пяти тысяч лет. На протяжении всего этого времени культурные традиции Индии претерпевали различные изменения, но самобытность всегда сохранялась. Мало, какой этнос может похвастаться столь крепкой связью с древними корнями. нивелировала различия между большинством аутентичных наций. Что касается Индии, то кажется, что эта страна более свободна в выборе пути, нежели любая цивилизованная европейская держава. Новшества не закабаляют народ, а плавно и гармонично вписываются в старинные традиции Индии, многие из которых существуют и действуют в настоящее время, так же как и много веков назад.

Самобытная культура - следствие уникального менталитета индийского народа

Богатейшая и высокоразвитая цивилизация Индии всё это время развивалась по собственным законам, не похожим на те, которые меняли ментальность населения Европы и Азии. Чтобы узнать, какие традиции в Индии действуют на сегодняшний день, туда надо лично поехать и поселиться на несколько дней в какой-нибудь далёкой, забытой цивилизацией, провинции. Лишь в этом случае есть вероятность получить наиболее полное представление по интересующему вопросу.

В Индии долгие столетия вполне мирно сосуществовали различные народности, исконно населявшие территорию полуострова Индостан. Представители всевозможных религий и каст чтили правила и обычаи друг друга. Индия всегда сохраняла свою уникальность, хотя никогда не обособлялась от других стран, народов и верований.

Через Индию издавна проходили торговые пути. Плодородная и богатая земля снабжала мир лучшими пряностями и самоцветами, талантливые мастера и ремесленники изготавливали изысканные предметы домашнего обихода, посуду, ткани и пр.. Всё это распространялось по миру, и в каждой стране находило своих почитателей. После вторжения в Индию Великобритании, связанного с обнаружением месторождения алмазов, и, как результат, - почти двухсотлетней колонизации, Индия подверглась, что называется, очень жёсткой проверке на прочность, однако выстояла, благодаря исконной философии, выраженной в миролюбии, терпимости и толерантности индийского народа. Не удивительно, что современные традиции Индии, гармонично влились и соединились с обычаями старины. Эта страна поистине - колыбель духовности для всего человечества. Философы именуют Индию сердцем Земли - Индостан и в самом деле по форме напоминает этот жизненно важный орган. Примечательно, что Индия - единственная страна, с территории которой британские оккупанты были изгнаны посредством мирного и бескровного сопротивления. Организатором и вдохновителем его был Махатма Ганди. Впоследствии британский премьер-министр Уинстон Черчилль назвал этого великого человека врагом Британской Короны и, когда Ганди по формальному поводу посадили в тюрьму, заявил, что Ганди не следует освобождать, даже если он умрёт от голодовки, которую объявил в знак протеста против незаконного ареста.

Вегетарианство

Принято считать, что индийцы, по крайней мере, в основной своей массе, - вегетарианцы. Это действительно так: примерно 80% жителей этой страны едят только вегетарианские блюда. Возникновение вегетарианства принято относить к пятому-шестому векам нашей эры. Именно тогда буддисты и индуисты приняли концепцию непричинения вреда живым существам. Некоторые религиозные группы даже не пашут землю, дабы не причинить вреда насекомым, а по дорогам ходят с метёлками, которыми смахивают насекомых, чтобы случайно не раздавить.

20% индийского населения - мусульмане, христиане и представители других верований. Они едят мясную пищу. Чаще всего это птицы - куры и, более редко, - страусы, индейки, гуси, утки и перепела. Христиане, кроме того, позволяют себе свинину. Что касается говядины, то употребление в пищу этих животных карается уголовным судом.

Отношение индийцев к коровам

Оказавшись в гостях у индийца, не рассказывайте ему о том, какие вкусные блюда из говядины или телятины готовят у вас дома. В Индии корова - священное животное. Вопросы комфортного существования коров решаются в правительстве на самом высоком уровне. Защита коров - дело государственной важности. Туристы удивляются тому, как эти большие и спокойные животные свободно гуляют по улицам, нередко создавая помехи дорожному движению. Местные жители с этим спокойно мирятся.

Начало культа коров относят ко второму столетию нашей эры. Учёные объясняют возникновение данной традиции весьма прозаично. К указанному времени плотность населения в Индии достигла критического показателя, и над страной нависла реальная угроза голода и вымирания. Пахотных земель для выращивания сельскохозяйственных культур и выпаса скота оказалось катастрофически мало. Вырубались джунгли. Это влекло новые проблемы - пересыхание пресных водоёмов, вымирание диких животных, засоление почв и так далее. Коровы были объявлены священными - за убийство животного полагалась смертная казнь.

А вот молочные продукты в Индии не под запретом. Различных вариантов кисломолочных кушаний в Индии такое великое множество и разнообразие, что этому может позавидовать любая страна, не исповедующая культа коров.

Традиционная еда

Помимо молочных продуктов индийцы в большом количестве используют в пищу белый рис. Какая страна, кроме Китая, является самым большим производителем этой сельскохозяйственной культуры? Конечно же, Индия. Традиции потребления риса привели к тому, что это даже стало проблемой - в Индии очень велик процент больных диабетом, возникшим на фоне несбалансированного питания, перенасыщенного быстрыми углеводами.

Индийцы никогда не пробуют блюдо на стадии приготовления. Они считают, что первым еду должно отведать божество, и только после него позволительно приступать к трапезе всем остальным.

Индийцы очень любят бобовые. Их в этой стране выращивают несколько десятков видов - это и маш, и нут, и всевозможные виды фасоли, чечевицы, гороха и сои. Самое популярное блюдо из бобовых - дал. Это своего рода суп или густая похлёбка. К далу полагается лепёшка. Вариантов лепёшек также множество, в зависимости от состава теста и способа приготовления.

Индийцы, живущие вблизи водоёмов, включают в свой рацион и рыбу. Однако они не делают различия между видами. Рыба делится на большую и маленькую. Когда вы придёте в ресторан и попросите рыбное блюдо, то официант спросит лишь про размер. Различать по среде обитания (морская или речная), по жирности или костистости в этой стране не принято. В этом также проявляется культура и традиции Индии, связанные с вегетарианством.

Правило правой руки

Индийцы едят руками, точнее, В связи с этим сложились некоторые оригинальные и трудно воспринимаемые европейцами традиции Индии. Поскольку правая рука считается чистой, а левая, соответственно, нечистой, то левой рукой они делают так называемую, грязную работу а правой едят. Индийцы складывают ладонь горстью и очень ловко, не проливая ни капли, подхватывают даже очень жидкий суп.

В крупных городах есть европейские и китайские рестораны, где предлагают соответствующие столовые приборы, однако пища там всё равно носит оттенок индийской. Это объясняется ароматом пряных растений, добавляемых в пищу. Как известно, самые лучшие и душистые пряности производят именно в Индии. Европейцам кажется, что индийцы настолько сильно приправляют свои кушанья, что теряется вкус основных продуктов. Пряные травы не только добавляют специфический оттенок, но и выступают в роли консервантов. В жарком климате еда портится очень быстро. Индийцы не готовят еду впрок и не убирают после трапезы в холодильник, как это делаем мы. Они всё несъеденное выбрасывают.

Правило правой руки индийцы неукоснительно соблюдают и в настоящее время. Собираясь в Индию, европейцу следует знать об этом, и постараться не оскорблять местных жителей, предлагая угощение левой рукой, а правой брать или давать деньги. Вообще, индийцы не любят, когда их касаются руками. Обнимания, похлопывания по плечу и прочие физические контакты в присутственных местах они считают проявлением невоспитанности и грубости.

Странные браки

Культура и традиции Индии, таковы, что в этой стране время от времени случаются браки людей с животными. Это поражает европейцев, но отнюдь не шокирует самих индийцев. Странный по нашему представлению союз индийцы воспринимают как естественное отражение понятия о переселении душ. Реинкарнация, повторное воплощение или переселение душ - это эволюция каждой отдельной души. Прежде чем попасть в конечную обитель - тело человека, душа проживает жизни в сотнях или тысячах различных нечеловеческих тел, а в «Бхагават-гите» говорится аж о 8 400 000 воплощениях. Только находясь в теле человека, душа имеет возможность завершить столь длинный и трудный круговорот рождений и смертей. Примечательно, что в раннем христианстве также было учение о перерождении, но на втором никейском соборе его исключили из официальной доктрины.

В Индии с трудом приживаются европейские обычаи. Если нам кажется наиболее естественным для женщины брак в возрасте между двадцатью и тридцатью годами, то индийцы считают правильным выдавать дочерей замуж до наступления половой зрелости. Незамужняя женщина более старшего возраста считается грязной. Кровотечение, по мнению приверженцев старых верований, - противоестественное явление. Женщина должна быть постоянно беременной. Если девушку не выдали замуж до появления первого волосяного покрова, то в старину её отца лишали сословных привилегий, а сын, рождённый ею, считался осквернителем жертвенной пищи, приносимой душам предков. Интересно, что до прихода в Индию англичан ранние браки, когда женили новорождённых и даже ещё не родившихся детей, были привилегией высших каст. Постепенно и представители низших каст приобщились к этой традиции. Некоторые архаические традиции и обычаи Индии, к примеру, столь ранние браки, порицались самыми уважаемыми политиками, в частности Махатмой Ганди, Индирой Ганди и другими. В настоящее время законодательно брачный возраст для девушек - 18 лет, для юношей - 21 год. Тем не менее в деревнях по-прежнему храмовый брак считается более законным и заключается в более раннем возрасте, нежели государственный.

Касты и варны

Говоря об Индии, нельзя обойти стороной эту необычную систему общественного строя. Большая часть населения страны, хотя и не 100%, делится на варны и касты. Каждый индус знает о том, к какому сословию он принадлежит, но спрашивать про это считается дурным тоном. Махатма Ганди, самый уважаемый политик, которого почитала вся Индия, традиции кастовых отношений порицал и боролся против данного пережитка прошлого.

Что касается варн, то их в Индии четыре, и они более древние, чем касты. Каждая варна имеет свой символический цвет. Брамины - самое высокое сословие. Их цвет белый. Иконно брамины были священнослужителями, врачами и учёными. На следующей, более низкой ступени, стоят кшатрии. Это преимущественно представители органов власти, а также воины. Их символ - красный цвет. За кшатриями следуют вайшьи - купцы и земледельцы. Цвет этой варны жёлтый. Остальные, те, кто работает по найму и не имеет собственного земельного надела, - шудры. Их цвет чёрный. В прежние времена каждому человеку традиции и обычаи Индии предписывали всегда носить пояс цвета своей варны. Сейчас для того, чтобы сделать карьеру и разбогатеть, не обязательно быть высокого сословия, нередки случаи, когда водитель такси или официант в ресторане оказывается брамином.

Касты появились во втором столетии до новой эры. Их в Индии более трёх тысяч. По какой системе произошло разделение, сказать очень трудно - как мы уже говорили, традиции Индии постоянно трансформируются. В настоящее время касты объединяют людей одной профессии, одной религиозной общности и общей местности проживания или рождения. Они перечислены в Конституции, там же есть статья, запрещающая дискриминацию по кастовому признаку. До принятия этого закона индийцы строго следовали кастовому закону относительно того, с кем можно и с кем нельзя вступать в брак, у кого можно и у кого нельзя принимать воду и еду, сырую и готовую. Ограничений очень много. Кроме того, в Индии велик процент населения, не имеющего крепких родовых корней. Это неприкасаемые. Тоже своего рода каста. В неё входят переселенцы из других стран, а также местные жители, изгнанные из своих каст за совершённые проступки. К неприкасаемым относятся и люди, занимающиеся грязной работой. Под грязной подразумевается убийство живых существ (охота и рыболовство), кожевенное дело, а также всё, что связано с похоронами.

В настоящее время традиции средневековой Индии, когда представители разных каст строго придерживались правила отстранённости друг от друга, значительно смягчились. Нередки случаи браков молодых людей разной касты. Среди политиков есть неприкасаемые, шудры, вайшьи и брамины.

Праздники индийского народа

Ярче всего национальные традиции Индии проявляются во время больших праздников, связанных с культом богов. Как правило, подобные торжества не ограничиваются одним днём и не привязаны к конкретной дате. Чествование соотносится с лунным календарём и зависит от фазы Луны. Во время праздников считается плохой приметой смотреть на ночное светило. Чтобы лучше узнать Индию, первое путешествие по этой стране лучше приурочить к фестивалям Дивали или Холи. Участие в подобных мероприятиях наиболее полно раскрывает перед путешественниками самые интересные традиции Индии. О Дивали и Холи более подробно написано ниже.

Кроме названных праздников, весной и осенью индийцы отмечают воплощение верховного бога в образах богинь женского пола. Также они несколько дней чествуют с головой слона, дарящего мудрость и изобилие плодов земли. Это далеко не все религиозные торжества Индии. В разных провинциях и в зависимости от вероисповедания добавляются свои праздники.

Традиции и очень наглядно проявляется в том, как жители страны почитают свои духовные святыни. Все праздники отмечаются очень шумно и весело с ярмарками, музыкой и танцами. Помимо религиозных, в Индии отмечают несколько общих государственных праздников - это День республики, или День Конституции, а также День независимости от Британской короны. 2 октября вся Индия отмечает день рождения Ганди. Его индийцы считают духовным отцом своей страны и чтут как самого великого человека мира.

Дивали

27-го октября в Индии наступает пятидневное празднование Нового года - Дивали. Другое название - праздник урожая, или фестиваль огней. В эти дни индийцы отмечают победу Кришны и Сатьябхамы над демоном хаоса Нараксурой, а также ещё несколько знаменательных событий - возвращение из лесного отшельничества Рамы (одного из воплощений Вишну), появление из молочного океана Лакшми, которую просят о материальном - процветании и удаче, усмирение Кришной возгордившегося Индры и рождение божественного Будды.

Кроме того, в один из дней празднуют встречу брата и сестры Ямы и Ями. В честь этого индийцы дарят своим братьям и сёстрами подарки, чаще всего в виде нитяных браслетов. Они символизируют дружбу, заботу, доверие и защиту друг друга от посторонних обидчиков. Если брат и сестра были в ссоре, то это - самый подходящий день для того, чтобы помириться.

Все перечисленные события отмечаются зажиганием символических огней, воскурением благовоний, салютом, фейерверками и взрывом петард. За это Дивали называют фестивалем огней.

Холи

Этот фестиваль посвящён Холике - злой богине-демону, которая противодействует верховному богу индуистского пантеона, Вишну. В первое полнолуние года, на стыке февраля и марта, индийцы прогоняют Холику. Днём индийцы устраивают весёлое шествие с музыкой и танцами. Вечером делают большое соломенное чучело богини, которое сжигают на костре. Через этот костёр прыгают люди и животные. Во время праздника можно увидеть йогов, танцующих на раскалённых углях. Считается, что таким образом уничтожаются болезни и беды. Традиционный напиток праздника - тандай с бхангом (индийской коноплёй), увлекаться им не рекомендуется. В начале фестиваля принято обсыпать друг друга разноцветными порошками и поливать цветной водой. Краски сделаны из перетёртых растений - куркумы, индигоферы, хны, марены, сандала и других. В конце праздника красок, как ещё называют Холи, участники веселья посыпают друг друга пеплом и водой, смешанной с землёй.

Национальная одежда

Индусы давно уже примерили на себя европейскую одежду. Джинсы есть у большинства молодых людей из числа городского населения. И всё же национальная одежда не покидает гардероб жителей полуострова Индостан. Это и не удивительно. Хлопок, шёлк, рами и др. ткани, из которых шьётся повседневная и праздничная одежда, - то, чем по праву может гордиться Индия. Традиции ткачества уходят в глубокую древность. Это исконно и красивые узоры, вытканные на сари и содержащие различные символы, - плод фантазии потомственных художников и мастеров по текстилю. Они оформляют ткани для сари вышивкой, трафаретными рисунками, ткацкими переплетениями, вшивают зеркала, камни, металлические украшения. Ткани для сари отличаются большим колористическим разнообразием и яркостью. Смуглая кожа индийских женщин великолепно выглядит в обрамлении именно ярких тканей. Бледные пастельные тона им не идут. В зависимости от региона проживания, сари драпируют по-разному. Сари носят с маленькими кофточками-чоли.

Кроме женщины носят различные брюки - свободные шаровары и узкие, прямые дудочки. Они имеют в своём гардеробе и длинные жилеты и жакеты, а также платья-туники, которые позаимствовали из мужского гардероба. Вообще, побывав в Индии, многие европейцы приходят к выводу, что пол индийца, одетого в национальную одежду, определить не всегда возможно - и женщины, и мужчины любят одеваться ярко, украшают себя металлическими браслетами и цепочками, рисуют на лбу бинди.

Намасте

Если вас привлекает Индия, история и традиции этой самобытной и удивительной страны, и вы собираетесь поехать туда, то обязательно научитесь общепринятому вежливому приветствию, намасте, которым индийцы сопровождают свои встречи с друзьями. Это символическое выражение фразы «божественное во мне приветствует божественное в тебе» - две руки нужно сложить ладонями и, слегка поклонившись, прикоснуться указательными пальцами к своему лбу.

Культура Индии ярка и многогранна, она в полной мере отражает этническое многообразие и многовековое историческое наследие субконтинента. Огромное влияние на культуру Индии имеют религиозные учения и традиции народов, населяющих эту страну Азии.

Определяющими понятиями для понимания основ индийской культуры являются «язык» и «семья». Индийский субконтинент стал домом для народов, говорящих на более чем 1500 языков и диалектов - эти языки стали фундаментом для создания удивительных шедевров поэзии, философии и музыки Индии.

Индийская семья основана на принципе общинности - индивидуальные желания отдельных ее членов подчинены общему благу большой семейной группы, куда входят несколько поколений, проживающих часто под одной крышей. Фундаментом индийской семьи являются многочисленные традиции (подчинение старшему члену семьи, выбор жениха родителями девушки и т.д.) и религиозно-духовные нормы, определяющие повседневное поведение индусов.

Нормы поведения в Индии

Индийское общество крайне консервативно - его повседневная жизнь проникнута множеством важных ритуализированных действий и норм поведения, знание которых может значительно облегчить коммуникации с местным населением любому гостю этой страны.

  • Индийское приветствие . В Индии не принято рукопожатие при встрече. Его заменяет особый жест - намасте или намаскар (ладони рук сложенные перед грудью и поклон), который имеет глубокий мистический смысл. Похожим образом принято приветствовать изображения божеств и святых в храмах Индии - в этом случае «лодочка» в поклоне прижимается ко лбу. Здороваться за руку в Индии могут только мужчина с мужчиной.

Кстати, слово намасте (в вольном переводе «божественное во мне приветствует божественное в тебе») является точным и лаконичным выражением одной из основополагающих идей индуизма, согласно которой каждое живое существо (и мироздание в целом) является частицей, сотворившего его Бога.

  • Правила приличия в отношениях мужчины и женщины . В Индии неприличным считается любое публичное проявление чувств между мужчиной и женщиной. Объятья, поцелуи или, даже обычное держание за руки могут глубоко оскорбить чувства многих ревнителей традиционной индийской морали.
  • Слишком открытая одежда не принята в индийском обществе. Несмотря на жаркий климат, ношение одежды, открывающей ноги выше щиколоток, а также плечи и большую часть рук может вызвать негативную реакцию индусов (особенно в сельской местности). При посещении храмов и других мест поклонения подобный наряд исключен полностью .
  • Неприличные жесты . Показывать в сторону кого-либо пальцем в Индии считается признаком не уважения. Не менее оскорбительным может показаться демонстрация собеседнику подошв своих ног. Особенно оскорбительным будет касание индуса левой рукой, которая традиционно считается нечистой.
  • Внутри храмов . При входе в любой храм Индии (вежливым считается снять обувь при входе в любое помещение). Подобное ограничение касается мечетей, гурудваров (сикхских храмов) и гробниц святых. Снятую обувь можно сдать на хранение специальному служащему или оставить на попечение местных «энтузиастов» за небольшой бакшиш. Альтернативой расставанию с обувью в большинстве случаев может стать одевание поверх обуви медицинских бахил, для чего их нужно приобрести на входе или привести заранее с собой. Фотографировать в храмах Индии можно только после разрешения местных служителей культа.
  • Священные животные . Коровы почитаются индусами в качестве священных животных и защищаются государственными законами. Любое неуважительное поведение по отношению к коровам (во множестве бродящим по улицам городов Индии) может вызвать крайне негативную реакцию обычно спокойных индусов. За убийство коровы во многих штатах Индии предусмотрено уголовное наказание. Почтительное отношение индусов распространяется на таких животных Индии, как обезьяны (потомки бога Ханумана) и павлины (ассоциируются с богом Кришной).

Танцы и музыка Индии

Одним из самых ярких проявлений индийской культуры является классическая музыка Индии . История индийской музыки насчитывает тысячи лет - ее традиции восходят к текстам второго по значимости ведического канона Сама-веды («Веды песнопений»). Сегодня классическая индийская музыка делится на 2 основных направления: карнатаку (Северная Индия) и хиндустани (Южная Индия).

Основой для понимания традиционной музыки Индии служат понятия «тала» (ритмический рисунок) и «рага» (мелодическая конструкция музыки). Индийские раги одновременно легки и сложны в восприятии. Они имеют весьма изощренную структуру и правила исполнения, но апеллируют к простым человеческим чувствам, которые музыкант должен передать слушателям. Человеком, познакомившим Запад с классической музыкой Индии, стал легендарный виртуоз Рави Шанкар, чей экзотический и изящный инструмент - ситар является сегодня одним из самых узнаваемых символов культуры Индии.

Популярнейшим направлением современной музыки Индии, безусловно, являются мелодии и песни из болливудских фильмов (инди-поп). В инди-попе смешаны элементы индийских фольклорных ритмов, лирических суфийских песен и западной поп музыки.

Еще одним древним видом искусства Индии , обретшим новую популярность благодаря Болливуду, является традиционный танец. Индийские танцы, подобно музыке, зародились много тысячелетий назад, как часть религиозных обрядов при храмах. Классическое танцевальное искусство Индии включает сложный комплекс поз и движений, каждое из которых имеет свое символическое значение. Помимо классических в Индии пользуются популярностью и народные танцы, одним из ярких представителей которых является пенджабский танец урожая бхангра. Классический и народный танцы Индии, в сочетании с элементами западных популярных танцев послужили основой для танцевальных номеров индийского кино, которые со временем стали своеобразной визитной карточкой этой страны.

Прикладное искусство Индии

Живопись, скульптура и архитектура Индии развивались и совершенствовались в течении столетий. Росписи пещерных храмов Индии, созданная за долго на начала нашей эры, демонстрирует высочайший уровень индийских художников. В последующем искусство Индии значительно обогатилось от соприкосновения с персидской, античной и исламской культурой. Великолепные фрески, картины и статуи украшают собой все архитектурные достопримечательности - от монументальных дворцов, до скромных деревенских храмов.

Не менее впечатляют и произведения искусных индийских ремесленников. Каждой статуэтке или предмету интерьера художники Индии предают неповторимое очарование, способное наполнить дом своего владельца частицей индийского солнца и добродушия местных жителей.

Духовная культура Индии

Светская и духовная культура в Индии переплетены в одно неразрывное целое. Из-за того, что в ведической культуре понятие духа и материи не разделены, в Индии запросто можно встретить такие экзотические для европейцев явления, как божество, рекламирующее потребительский товар или религиозная церемония перед началом коммерческой сделки.

Для многих жителей западных стран знакомство с культурой Индии начинается с йоги, которая неразделимо связана с традициями духовной культуры Индии . Многие видят в йоге лишь комплекс оздоровительных упражнений, забывая о главном предназначении йоги - подчинить тело и направить всю энергию человека для духовного роста. Многочисленные ашрамы и школы йоги в Индии принимают сегодня искателей восточной духовности со всего света. Изучение йоги в Индии часто соединяется с постижением древней науки о гармонии и здоровье - Аюрведы.

Одним из известнейших проявлений духовной культуры Индии считается наука о правильной организации окружающего человека среды - Васту . Подобно китайскому искусству Фэн-Шуй, Васту позволяет объединить благоприятные свойства окружающего пространства с полезными знаниями о природе, чтобы создать максимально благоприятные условия для жизни. С Васту тесно связана и индийская астрология.

Тысячелетние традиции и широкое распространение духовных практик объясняют, почему индусы с особым уважением относятся к многочисленным садху - нищим отшельникам, отвергающим блага материального мира. Однако, многие из колоритных аскетов, которых без труда можно встретить у любого храма в Индии, являются не подвижниками духа, а обыкновенными мошенниками, скрывающие за ярким антуражем свое нежелание добивать пропитание тяжким трудом.

Отличить мошенника от настоящего садху в большинстве случаев можно по
его острой материальной заинтересованности в плате за «благословение» или
другие «духовные услуги».

Праздники в Индии

Основные праздники Индии - религиозные, посвященные одному из целого сонма главных и местных божеств индуизма. К многочисленным религиозным фестивалям, примыкают национальные праздники Индии, являющиеся выходными для всех индусов. Если задаться целью, то переезжая по разным регионам Индии, можно участвовать в празднествах каждый день.

  • (август-сентябрь) - один из самых красочных праздников Индии, посвященный дню рождения слоноголового бога мудрости и достатка Ганеши, являющегося самым популярным божеством индуистского пантеона. Центром празднования Ганеша-чатуртхи традиционно является Бомбей.
  • или «Фестиваль огней» (октябрь-ноябрь) - главное торжество в году для последователей индуизма, джайнизма и сикхизма символизирует ежегодную победу добра над злом. Этот праздник Индии знаменит красочными фейерверками, а также запуском в небо гигантского количества бумажных фонариков Дипа.
  • Маха Наваратри (сентябрь-октябрь) - грандиозные торжества в честь девяти форм ведической Богини-матери. Наваратри в Индии отмечают 5 раз в году, но наиболее значимый из этой серии праздников (также называемый Шарада Наваратри) отмечают именно осенью.
  • (15 августа) - празднества в честь дня освобождения Индии из-под британского колониального владычества.
  • или «Фестиваль красок» (февраль-март) - праздник прихода весны, знаменитый обычаем обсыпать встречных горстями разноцветной краски.
  • День республики (26 января) - масштабный национальный праздник Индии в честь начала действия первой индийской конституции. Центром празднования является столица Индии - Дели.
  • Понгал (13-15 января) - тамильский праздник урожая, популярный на юге Индии (штат Тамил Наду) и на соседнем острове Шри-Ланка.
  • (август-сентябрь) - главный праздник в Индии для последователей вайшнавизма (почитателей бога Вишну в его различных формах). Кришна-джанмаштами знаменует день рождения одного из самых популярных божеств индуистского пантеона - Кришны.
  • или «Праздник колесниц» (июнь-июль) - один из главных вайшнавских праздников Индии связан с аморфными формами Вишну - божествами Джаганнатхой, Баладевой и Субхадрой. Центром празднества является священный город Пури, где гигантские колесницы с изображением божеств торжественно тянут на канатах тысячи верующих до главного храма Джаганнатхи.
  • (январь-февраль) - массовое паломничество к индуистским святым городам с целью ритуального омовения в Ганге. Этот праздник Индии знаменит своим живописным парадом обнаженных аскетов-садху.
  • Новый год (1 января) - традиция праздновать Новый год в Индии появилась сравнительно недавно - с приходом британских колонизаторов. Сегодня Новый год стал национальным праздником Индии, торжественно и пышно отмечаемым во всех городах страны.

Национальные особенности Индии

Индийцы - добродушный и гостеприимный народ. Любому, кто оказался в беде, они готовы помочь - среди жителей Индии вы будете чувствовать себя в безопасности. Индийцы не агрессивны, не вспыльчивы и достаточно сдержанны. В Индии не приняты публичные проявления чувств: объятия, поцелуи, прикосновения. Даже дружеское похлопывание по плечу может быть расценено как вульгарность. Жестом приветствия является легкий наклон головы со сложенными в молитвенном жесте ладоням. Мужчинам допускается приветствовать друг друга рукопожатием.

Помните, что левая рука в индийской культуре считается нечистой (ею приводят себя в порядок после туалета), поэтому что-либо принимать от других или передавать/подавать другим нужно только правой рукой. Левой рукой нельзя есть, ею можно только придерживать тарелку или стакан. Также, по возможности, не касайтесь индусов левой рукой и ни в коем случае не подносите ее к сакральным предметам. Еще существуют некоторые этические тонкости в отношении положения ног: нельзя касаться других людей ногами, вытягивать ноги в направлении людей и священных изображений. При посещении храмов и домов обувь следует снимать.

Другая национальная особенность Индии - чрезвычайная религиозность жителей страны. Индийцы чтят религиозные традиции, отмечают религиозные праздники, совершают паломничества к святым местам.

Национальная особенность Индии, которую можно приметить во всех уголках страны, - уважение к старшим. К иностранцами индийцы относятся довольно благодушно. Вместе с тем, будьте бдительны, - мелкое воровство и жульничество в стране в ходу.

Индийская культура является одной из самых оригинальных и уникальных. Ее самобытность заключается прежде всего вбогатстве и многообразии религиозно-философских учений.Известный швейцарский писатель Г. Гессе по этому поводу замечает: «Индия - страна тысячи религий, индийский дух отмечен среди других народов специфически религиозным гением». В этом индийская культура не знает себе равных. Именно поэтому уже в далекой древности Индию называли «страной мудрецов».

Вторая особенность индийской культуры связана с ее обращенностью к Вселенной,ее погруженностью в тайны мироздания. Индийский писатель Р. Тагор подчеркивал: «Индия всегда имела один неизменный идеал - слияние со Вселенной».

Третью важную черту индийской культуры, внешне как бы противоречащую предыдущей, составляет ее обращенность внутрь человеческого мира,самопогружение в глубины человеческой души. Ярким примером тому служит знаменитая философия и практика йоги.

Неповторимое своеобразие индийской культуры составляют также ее удивительная музыкальность и танцевальность.

Еще одна важная черта заключается в особом почитании индийцами любви -чувственной и физической, которую они не считают греховной.

Самобытность индийской культуры во многом обусловлена особенностями индийского этноса. В его формировании участвовали многочисленные разноязыкие племена и народности - от местных дравидов до пришлых ариев. По сути индийский народ является суперэтносом, включающим в себя несколько самостоятельных народов.

Культура Древней Индии существовала примерно с середины III тыс. до н.э. и до VI в. н.э. Современное название «Индия» появилось лишь в XIX в. В прошлом она была известна как «страна ариев», «страна брахманов», «страна мудрецов».

История Древней Индии распадается на два больших периода. Первый - это время хараппской цивилизации,сложившейся в долине реки Инд (2500-1800 до н.э.). Второй период -арийский -охватывает всю последующую индийскую историю и связан с приходом и расселением арийских племен в долинах рек Инд и Ганг.

Хараппская цивилизация,имевшая главные центры в городах Ха- раппа (современный Пакистан) и Мохенджо-Даро («Холм мертвых»), достигла высокого уровня развития. Об этом свидетельствуют те несколько крупных городов, которые отличались стройной планировкой и имели прекрасную водосточную систему. Хараппская цивилизация обладала своей письменностью и языком, истоки которых остаются загадкой. В художественной культуре особенно успешно развивалась мелкая пластика: небольшие статуэтки, рельефы на печатках. Яркими образцами этой пластики являются бюст жреца (18 см) из Мохенджо-Даро и торс танцующего мужчины (10 см) из Харапиы. Пережив высокий подъем и расцвет, хараппская культура и цивилизация постепенно пришли в упадок, вызванный климатическими изменениями, разливами рек и особенно эпидемиями.

После заката хараппской цивилизации в долины рек Инда и Ганга приходят арийские племена. Арии были кочевниками, но. поселившись на индийской земле, стати земледельцами и скотоводами. Они смешались с местным населением и в то же время вместе с новой кровью как бы вдохнули в индийский этнос новую жизнь.

С приходом ариев в индийской истории и культуре начинается новый, индоарийский период.Об основной части этого периода главным источником сведений являются созданные ариямиВеды(от глагола «ведать», «знать»). Они представляют собой сборник религиозных текстов - гимнов, песнопений и магических формул. Основное содержание Вед - рассказ о сложном и болезненном процессе самоутверждения ариев на новом месте жития, об их борьбе с местными племенами.

Они написаны на ведийском языке - древнейшей форме санскрита. Веды составляют четыре части:

    Ригведа (религиозные гимны);

    Самаведа (песнопения);

    Яджурведа (жертвенные формулы):

    Лтхарваведа (магические заклинания и формулы).

К ведической литературе также относятся комментарииВед - брахманы и упанишады.

Веды составляют основу всей последующей духовной культуры Индии: теологии, философии и науки. Они содержат сведения о всех сторонах жизни древних индийцев. В частности, они сообщают о делении индийского общества на четыре варны:

    брахманы (жрецы);

    кшатрии (воины);

    вайшьи (земледельцы, ремесленники, торговцы);

    шудры (рабы и военнопленные).

Эти четыре варны позднее были дополнены многочисленными кастами (более двух тысяч), которые сохранились до наших дней.

Начиная с Вед, в Индии складывается своеобразная мозаика религий. Первой из них стал ведизм- религия самих Вед. Для него характерно многобожие и антропоморфность. Главным среди всех божеств был Индра - бог Грозы, могущественный воин, покровитель ариев в их борьбе с местными племенами. В Ригведе именно ему посвящено больше всего гимнов. За ним следуют: Варуна - бог неба и космоса: Сурья - бог солнца; Вишну - олицетворяющий круговращение Солнца; Агни - бог огня и др.

На новом - эпическом - этапе (I тыс. до н.э.) ведизм трансформируется в брахманизм.Он представляет собой более стройное учение о мире, в котором прежнее множество богов сведено ктроице.Абсолютная и неопределенная сущность - Брахман - проявляется втримурги, или в триедином божестве: Брахма - творец мира; Вишну - охранитель мира; Шива - разрушитель мира.

Во второй половине Iтыс. до н.э. брахманизм переходит виндуизм,который ассимилирует многие индийские верования - от языческих до буддизма. Индуизм является самой распространенной в Индии религией, охватывая более 80% верующих. Он существует в виде двух главных направлений:вишнуизмаишиваизма.Вместе с тем в наши дни самостоятельной ветвью индуизма являетсякришнаизм.Включение в индуизм различных культов осуществляется черезконцепцию аватары (воплощений) Вишны.Согласно этой концепции, Вишна нисходит в мир. перевоплощаясь в различные образы. Таких аватар - десять, из которых главными являются седьмая, восьмая и девятая. В них Вишну принимает облики Рамы, Кришны и Будды.

Священным писанием индуизма является «Бхагаватгита»(Господня Песня) - одна из частей «Махабхараты». Основу индуизма составляет учение о вечном переселении душ (сансара), происходящем в соответствии сзаконом воздаяния (карма)за все содеянное в жизни.

В VIв. до н.э. в Индии появляетсябуддизм- одна из грех мировых религий. Его создателем стал Сиддхартха Гаутама, который в сорокалетнем возрасте достиг состояния просветления и получил имяБудда(просветленный).

В III в. до н.э. буддизм достиг наибольшего влияния и распространения, вытеснив брахманизм. Но с середины I тыс. н.э. его влияние постепенно падает, и в начале И тыс. н.э. он растворяется в индуизме. Дальнейшая его жизнь как самостоятельной религии проходит за пределами Индии - в Китае, Японии и других странах.

Основу буддизмасоставляет учение о «четырех благородных истинах»: существует страдание; его источник - желание: спасение от страдания возможно; есть путь к спасению, к освобождению от страдания. Путь к спасению лежит через отказ от мирских соблазнов, через самосовершенствование, через непротивление злу. Высшее состояние - нирвана - и означает спасение.Нирвана(угасание) представляет собой пограничное состояние между жизнью и смертью, означающее полную отрешенность от внешнего мира, отсутствие всяких желаний, совершенную удовлетворенность, внутреннее просветление. Буддизм обещает спасение всем верующим вне зависимости от принадлежности к той или иной варне или касте.

В буддизмесуществуют два направления. Первое - хинаяна (малая повозка) - предполагает полное вхождение в нирвану. Второе - махаяна (большая повозка) - означает максимальное приближение к нирване, но отказ от вхождения в нее ради помощи и спасения других.

Одновременное буддизмом в Индии возникает джайнизм,который близок к буддизму, но выстоял в борьбе с индуизмом, поскольку принял деление на варны и касты. В нем также существует понятие нирваны, однако главным выступаетпринцип ахимсы -непричине- ние зла всему живому.

В XVI в. из индуизма выделился как самостоятельная религия сикхизм, выступавший против иерархии варн и каст, за равенство всех верующих перед Богом.

Для религиозной жизни индийцев характерно сохранение самых ранних форм религии - фетишизма и тотемизма, о чем свидетельствует поклонение многим животным.В число священных входят коровы и быки из породы зебу (которые в отличие от коров используются в хозяйственных работах). Особое внимание индийцы уделяют обезьянам. Они тысячами живут в храмах, получая от людей пищу и уход. Еще большим поклонением пользуются кобры.

В Индии существует настоящий культ змей. Им возводятся великолепные храмы, о них складываются легенды и пишутся сказания. Змея воплощает вечное движение. Знак змеи индийцы наносят по обе стороны входной двери своего жилища. Каждый год, в конце июля, торжественно отмечается праздник змей. Их угощают молоком и медом, осыпают цветочной пыльцой, к их норам кладут цветы жасмина и красного лотоса. В благодарность за такое внимание змеи в этот день не кусаются. Некоторые животные традиционно связываются с определенными богами, которых они олицетворяют: корова - с Кришной, кобра - с Шивой, гусь - с Брахмой.

Важную роль в жизни индийцев играют касты, которых насчитывается более двух тысяч. Они сложились на основе четырехварни существуют с раннего Средневековья. Самой низшей среди них является каста неприкасаемых. Ее члены выполняют наиболее грязную и унизительную работу. Им запрещено входить не только в храмы для высших каст, но даже на кухню. Они также не могут пользоваться вещами высших каст.

В настоящее время роль каст в политической жизни юридически ограничена. Однако в повседневной жизни эта роль остается значительной, особенно в семейно-брачных отношениях. Как правило, браки заключаются внутри каст и чаше всего без учета мнения будущих супругов. У высших и средних каст свадьбы происходят в доме невесты и отличаются пышностью и роскошью. В низших кастах за невесту полагается выкуп.

Помимо религии, в Древней Индии высокого уровня достигли другие области культуры. В первую очередь это относится кфилософии.К числу так называемых ортодоксальных, т.е. признающих авторитет Вед, относятся шесть философских школ: вайшешика, веданта, йога, миманса, ньяя и санкхья. Некоторые из них близки между собой. В частности, содержаниеведантыимимансысоставляют размышления о путях освобождения человека, проблематика общественной жизни. Атомистическое учениевайшешикиимело много общего с логикой и теорией познанияньяи. что в конце концов привело к их слиянию. В основе дуалистической философиисаньяхьянаходится проблематика двух противоположных начал мира - материи и духа. Школа отдает предпочтение духу, исследуя возможности и пути его освобождения.

Все затронутые философские концепции тесно связаны и переплетаются с какой-либо религией. В той или иной мере названные течения имеют место в философской мысли современной Индии и сохраняют свое влияние. Однако самой известной и знаменитой является философская школа йоги, которую основан Патанджали. В основе йоги лежит идея о глубинной связи человеческой психофизиологии с космосом. Ее цель - достижение состояния нирваны, освобождение от закона кармы.

Средством для достижения этой цели выступает система специальных усилий и упражнений - как физических, так и духовно-интеллектуальных. Первые предназначены для тела, они включают определенные упражнения для освоения особых поз - асан, а также упражнения для дыхания. Вторые направлены на приведение психики человекав состояние самопогруженности и сосредоточенности. Исключительную роль при этом играет медитация.

Наряду с философией в Древней Индии успешно развивалась наука.Наиболее значительных успехов индийцы добились в математике, астрономии, медицине и лингвистике. Индийскимматематикамбыло известно значение числа «пи», они создали десятичную систему исчисления с использованием нуля. Всем известные арабские цифры скорее всего изобрели индийцы. Математические термины «цифра», «синус», «корень» также имеют индийское происхождение. Индийскиеастрономывысказали догадку о вращении Земли вокруг своей оси. Высокого уровня достигла индийскаямедицина,создавшая науку о долголетии (аюрведу). Индийские хирурги делали 300 видов операций, используя около 120 хирургических инструментов.Лингвистикасвоим рождением обязана прежде всего индийским ученым.

Индию можно назвать важнейшим центром культурных ценностей человеческой цивилизации. Традиции и обычаи множества народов, как исконно населявших страну, так и приходивших извне, переплетаясь причудливым образом в течение нескольких тысячелетий, создали удивительнейший культурный пласт.

Танец

Индийские танцы делятся на классические и народные. Классические танцы, как правило, духовны по содержанию. Хотя народные также являются духовными и религиозными по смыслу, однако их главной движущей силой становится праздничное настроение.

Некоторые из всемирно известных танцевальных форм, которые возникли и развивались в Индии, это Бхаратнатьям из Тамилнада, Катхакали и Мохиниаттам из Кералы, Одисси Орисса, Катхак из Уттар-Прадеша, Кучипуди из Андхра-Прадеша и Манипури из Манипура. Все эти танцевальные стили используют в основном одни и те же «мудры» (знаки руками) как общий язык выражения и первоначально исполнялись в храмах.

Бхаратанатям — одна из старейших танцевальных форм Индии, родом из штата Тамилнад на юге. Этот стиль был взращен в храмах и на протяжении столетий находился под патронажем королевских династий Южной Индии.

Танец традиционно исполняли девадаси — сообщество храмовых танцовщиц, передавших знание из поколения в поколение. Подобно гейшам Японии, девадаси обучались музыке, танцам, литературе и искусству любви. Девадаси были женщинами, посвятившими свою жизнь служению храмовому божеству, поскольку танцоры, музыканты и их выступления были неотъемлемой частью сложного храмового и придворного ритуалов.

Однако в период колонизации Индии произошли изменения. Викторианские ценности англичан одержали верх, и девадаси потеряли высочайшее покровительство, поскольку были неприемлемы в «приличном обществе». В результате, в конце XIX века девадаси рассматривались как проститутки и приобрели дурную славу, что едва не стало причиной утери Бхаратанатьям.

Только в 1930-е годы возрождение интереса к культурному наследию Индии побудило образованную элиту вновь открыть красоту традиционного танца. Сегодня в крупных университетах Индии доступны курсы, охватывающие практику и теорию Бхаратнатьям. Рукмини Деви основал школу под названием Калакшетра, где преподается этот танцевальный стиль.

Катхак — классический танец Северной Индии. Главная особенность этого стиля — рассказ историй языком телодвижений. Танцовщица представляет всех персонажей с помощью репертуара жестов, мимики и изящных движений. Катхак, как и другие индийские традиционные танцы Одисси и Бхаратнатьям, опирается на Нати Шастру, древний трактат о танце. Истории, которые первоначально исполнялись в Катхаке, были основаны на индуистской мифологии.

В эпоху Моголов стиль претерпел радикальную трансформацию. Моголы, позаимствовав некоторые элементы и особенности индийского танца и музыки, в свою очередь, оказали глубокое влияние на танцевальную стилистику. Сегодня Катхак является результатом слияния индуистской и мусульманской культур. Считается, что у Катхака есть связи с фламенко и цыганскими традициями Испании, а также с различными народными танцами Северной Индии.

Дословный перевод слова «Катхакали» — «сюжетная игра». Катхакали можно обобщить как театральную форму, представляющую собой сочетание танца, музыки, перкуссии, актерского мастерства и живописи. Эта форма танцевальной драмы возникла в 17 веке в штате Керала. В стране, которая может похвастаться тысячелетними традициями и культурой, Катхакали насчитывающий всего 300 лет, является относительно молодой формой танца.

Яркой особенностью Катхакали является использование тщательно разработанного макияжа для лица, красочных костюмов и головных уборов. Он сочетает в себе танец с диалогом, танцоры комбинируют потрясающие костюмы и макияж, с аккомпанементом барабанов и вокалистов, чтобы создавать различные настроения и эмоции.

Отличие Катхакали от театральной постановки в том, что актеры не говорят. Текст драмы в виде стихов и песен читается и исполняется вокалистами. Эти песни объясняются и интерпретируются в деталях актерами с помощью абхинайи, состоящей из кодифицированных жестов, выражений лица и движений тела. Благодаря систематическим тренировкам актер получает полный контроль над мышцами лица, что позволяет ему выражать основные бхавы (эмоции любви, смеха, печали, гнева, энергии, героизма, спокойствия, страха и удивления).

Макияж также является методом категоризации символов. Например, зеленый макияж представляет героев или божественных персонажей, таких как Кришна или Арджуна; красный представляет зло, а белый — символ благочестия.

Другие классические танцевальные стили (Мохиниаттам, Кучипуди, Одисси, Манипури) тоже имеют свои особенности в технике, манере, костюме и макияже.

Музыка

Древние мудрецы рассматривали пение как форму духовной практики, приближающую человека к Богу. На протяжении многих лет индийская классическая музыка превратилась в сложнейшую музыкальную систему, отличающуюся от западной, в основе которой лежит полифония — резонанс нескольких музыкальных нот.

Напротив, индийская классическая музыка по существу монофоническая. В западной классической музыке исполнитель строго соблюдает письменную композицию. В индийской принято импровизировать подобно тому, как делает джазовый музыкант на Западе. Индийская классическая музыка в основном мелодична, а не гармонична. Мелодия обычно основана на раге, а ритм называется тала, что буквально означает «хлопок».

Рага это серия из пяти или более музыкальных нот. Раги должны вызывать различные настроения у слушателя – например, в хиндустанской музыке некоторые раги относятся к разным сезонам или временам дня. Муссонные раги, принадлежащие к группе Малхара, в основном выполняются во время дождей, в то время как утренние раги, такие как Бибхас и Бхайрави, или ночные раги, такие как Кедар, Малкаун или Наика Канхра, выполняются в определенное время дня.

Индийскую классическую музыку часто путают с классикой Хиндустани. На самом деле она может быть разделена на два течения — Хиндустани и Карнатик, обычно имеющие разные раги.

В то время как рага формирует основную мелодическую структуру, исполнитель музыки Хиндустани или Карнатик делает композицию на основе раги, которую он выполняет. Общими формами композиции в Хиндустани являются друпад, хаял и тумри. Некоторые из других форм включают дхамар, тарана, триват, чаити, каджари и таппа.

Общие формы композиций, используемых в Карнатик, включают в себя гефам, свараджати, варнам, таану варнам, пада варнам, пададжати варнам, кеэртана, крити, падам, джавали, тиллану и вирутам.

В средневековой Индии, во время правления Моголов, мощные волны движения Бхакти (преданности) прокатились по всей стране. Существенной особенностью этого движения было использование преданных песен, называемых бхаджанами, чтобы приблизиться к Богу и достичь мистических состояний интенсивного экстаза. Другим родственным словом является киртан – музыкальное воспевание ведических мантр. Религиозные песни втакже называются киртанами.

В отличие от сложных ритуалов ведической эпохи, поклонение в традиции Бхакти в основном состояло из песен на общих региональных языках Индии. Это позволило массам приблизиться к Богу по-своему, без посредника в роли священника, или знания древних языков, таких как санскрит.

Архитектура

Архитектура начала стремительно развиваться с появлением буддизма в Индии. Именно в этот период появилось большое количество великолепных зданий. Значительные памятники буддийского искусства и архитектуры — Великая Ступа в Санчи и скальные пещеры в Аджанте.

С созданием индуистских королевств в Южной Индии началось процветание южноиндийской школы архитектуры. Самыми известными достижениями правителей Паллавы были скальные храмы Махабалипурама и храмы Канчипурам. Правители Чола, Хойясала и Виджаянагар также внесли значительный вклад в архитектуру. Храмы в Танджавуре, Белуре и Халебиде свидетельстовали об архитектурном превосходстве южноиндийских правителей.

На севере был разработан новый стиль архитектуры — Нагара. В центральной Индии правители Чандела построили великолепный храмовый комплекс в Кхаджурахо. С приходом мусульманских властителей в стране появился еще один стиль — индо-исламский, не бывший ни строго исламским, ни строго индуистским. Архитектуру средневекового периода можно разделить на две основные категории — Имперский стиль и Моголовская архитектура.

Индо-сарацинский стиль возник в результате колонизации страны. Он сочетал в себе особенности индуистских, исламских и западных элементов. Колониальная архитектура проявилась через институциональные, гражданские и утилитарные здания, такие как почтовые отделения, железнодорожные станции, дома отдыха и правительственные здания.

Живопись

Древнее искусство живописи это живая традиция, существующая в Индии и поныне. Народная живопись может быть разделена на два типа: выполненные в ритуальных случаях, посвященных божеству, и повествовательные темы из древнеиндийских эпосов. Огромный стилистический диапазон проявляется среди традиций и видов народной живописи — от простых незамысловатых контуров до кропотливого, миниатюрного изображения деталей геометризированных фигурных абстракций.

Картины Мадхубани штата Бихар, Паты Ориссы и Нирмала Андхра-Прадеша – вот всего лишь несколько образцов обширной галереи индийской народной живописи, для которой индуистские эпосы являются основным источником вдохновения.

Ранголи одна из самых красивых форм живописи Индии. Термин состоит из двух слов: «rang» — «цвет» и «aavalli», что означает цветные лианы или «гирлянда цветов». Ранголи — это искусство изготовления рисунков или узоров на стенах или на полу дома, с помощью тонко измельченного белого и цветного порошка. Многочисленные домохозяйства страны используют Ранголи для украшения двора своего дома.