Анализ первой встречи раскольникова с порфирием петровичем. Три встречи Раскольникова с Порфирием Петровичем. (По роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание".). Характеристика Порфирия Петровича

Класс: 10

Тема урока: Лингвопоэтический анализ эпизода «Третья встреча Раскольникова с Порфирием Петровичем» по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» ч.4, гл.2

Цель: найти лингвопоэтический ключ данного эпизода; выяснить значение эпизода в идее романа.

Ход урока

I . Вступительное слово учителя

Центральными эпизодами романа, раскрывающими борьбу героя со своей «натурой», способной к состраданию и чуткой к несчастьям людей, являются встречи Раскольникова с Порфирием Петровичем. Первая встреча намечает характер и тему борьбы, а также главных героев трагедии. Вторая встреча – интрига достигает своего высшего пункта и напряжения: впавший в уныние Раскольников опять воспрянул духом после неожиданного признания Миколки и посещения мещанина.

Заключается она смелым заявлением Раскольникова: «Теперь мы еще поборемся».

II . Беседа с классом. Анализ третьей встречи (ч.4,гл.2)

Какие ключевые слова (фразы) вы бы хотели выделить в этом эпизоде? Аргументируйте свой ответ (Т.к. задание было домашним, учащиеся выписывают из рабочих тетрадей слова – ключи на доску и объясняют их значение в тексте).

психология – характер – гордый

факты страдание – идея

теория – убил жизнь – воздух – задыхался

С каким чувством встречает Раскольников следователя? (настороженно, с тревогой, т. к визит Порфирия Петровича неожидан)

С какой целью пришел Порфирий Петрович? (на этот раз П. П. не скрывает истинного намерения доказать виновность Раскольникова и объясниться с ним)

Как это характеризует самого Порфирия Петровича? (он не только рассчитал натуру Раскольникова, его психологию, но и угадывает его муки, страдание. Это не хладнокровный обличитель, но человек, чувствующий и сочувствующий.)

Как вы понимаете слова Порфирия «… в страдании есть идея»? (Порфирий Петрович делает ставку на живую душу Раскольникова, он прав, утверждая, «А вы ведь вашей теории уж больше не верите» Человеческая природа Раскольникова не выдерживает мучительного чувства преступности)

В качестве ключевых слов вы привели такие, как задыхался и воздух . Почему?

Третья встреча непосредственно связана с предыдущей, в которой Раскольников начал задыхаться без выхода, в тесноте. Вообще это слово очень часто встречается на протяжении романа. Раскольников задыхается на улице Петербурга, где стоит вонь и пыль, задыхается в тесной, крошечной каморке, задыхается от страха и ужаса от страшного сна, задыхается во время допроса. Это удушье не случайно. И оно не только проявление физической природы Раскольникова. Это удушье нравственное . Не случайно Порфирий Петрович советует Раскольникову «воздух переменить» . «Вам теперь только воздуху надо, воздуху, воздуху». «В бегах гадко и трудно, а вам, прежде всего надо жизни и … воздуху соответственного , ну а ваш ли там воздух? ».

Таким образом, слово воздух включает в себя значение освобождения от бесчеловечной теории, от того идейного тупика, в который Раскольников сам себя загнал; воздух – это очищение совести, это жизнь . Именно поэтому слово воздух можно считать словом – концептом, ключом, главным словом не только в этом эпизоде, но и в романе.

III . Подведение итогов.

Три встречи Раскольникова с Порфирием Петровичем – это психологические поединки, в которых логически опровергается теория Раскольникова. Третья, последняя, встреча – это ее крах. И хотя Раскольников упрямо отпирается от преступления («А я вам ни в чем не сознался»), следователь, уверен, что он «сам явится» с повинной.

В романе утверждается мысль о противоестественности преступить принцип человечности. Во внутренней борьбе Раскольникова «натура» берет верх, и ему ничего не остается, как «сделать явку с повинной». В этом и заключается значение данного эпизода в идее романа.

Против Раскольникова нет материальных улик. Большое значение приобретает нравственная сторона его преступления. Ему открывается страшная истина - преступление его было бессмысленно: « Не переступил, на той стороне остался. Стало быть, я не имел права разрешить себе этот шаг». Герой называет себя « эстетическая вошь », потому что еще до преступления он ставил себе границы: для настоящих людей этих границ нет.

Очень важны встречи с Порфирием Петровичем - это умный, тонкий психолог. Его роль в романе - постоянное под-смеивание над Раскольниковым. Такая форма ведения допроса сбивает с толку Раскольникова и убеждает, что убийца - Раскольников.

Первый раз Раскольников зашел к Порфирию Петровичу со смехом. «Порфирий Петрович был по-домашнему, в халате, в весьма чистом белье и в стоптанных туфлях. Это был человек лет тридцати пяти, росту пониже среднего, полный и даже с брюшком, выбритый, без усов и бакенбард, с плотно выстриженными волосами на большой круглой голове, как-то особенно выпукло закругленной на затылке...» Раскольников уверен, что следователь знает о нем все. Тот его не разубеждает. Они спорят о сущности и причинах преступлений, следователь упоминает статью Раскольникова на эту тему.

Вторая встреча происходит по инициативе самого Раскольникова. Хотя «всего ужасней было для него встретиться с этим человеком опять: он ненавидел его без меры, бесконечно, и даже боялся своей ненавистью как-нибудь обнаружить себя». В беседе Порфирий Петрович намекает Раскольникову, что он подозреваемый. «Видали бабочку перед свечкой? Ну, так вот он все будет, все будет около меня, как около свечки кружиться; свобода не мила станет, станет задумываться, запутываться, сам себя кругом запутает, как в сетях, затревожит себя насмерть!»

Следователь сбрасывает маску только в последний момент, когда приходит к Раскольникову на квартиру. Место следователя в романе - это постоянные подсмеивания над главным героем при всей серьезности отношения к нему. Следователь сострадает Раскольникову, по-своему любит его. Но он же и провокатор, который должен спровоцировать Родиона на признание. Раскольников никак не может уловить, когда Порфирий Петрович серьезен, а когда валяет дурака.

Он говорит страшные вещи, подает страшные намеки, но делает их в шутейном тоне, форме, и форма-то больше, чем намеки, задевает Родиона. Порфирий Петрович призван принизить идею в глазах Раскольникова, прозаически развенчать ее. Смех следователя превращает гиганта Раскольникова в комика. Против этого принижения Родион восстает и на этом попадается.

Порфирий - это загадка для героя, магнит, к которому он тянется и от которого отталкивается. Следователь воле Раскольникова противопоставляет свою волю. Лицо Порфирия Петровича и его «хи-хи», смешанные с состраданием, нетерпимы для «наполеончика» из Столярного переулка.

И лишь когда следователь приходит к Раскольникову на квартиру, он не смеется, не подхихикивает и этим снимает маску и добивает Раскольникова.

Достоевский следующим образом изложил основное содержание романа: «Молодой человек, исключенный из студентов университета, мещанин по происхождению и живущий в крайней бедности, по легкомыслию, по шаткости в понятиях, поддавшись некоторым странным «недоконченным» идеям, которые носятся в воздухе, решился разом выйти из скверного своего положения. Он решился убить одну старуху, титулярную советницу, дающую деньги на проценты. Старуха глупа, глуха, больна, жадна, берет жидовские проценты, зла и заедает чужой век, мучая у себя в работницах свою младшую сестру. «Она никуда не годна», «для чего она живет?». «Полезна ли она хоть кому-нибудь?» и т. д. - Эти вопросы сбивают с толку молодого человека. Он решает убить ее, обобрать, с тем чтоб сделать счастливою свою мать, живущую в уезде, избавить сестру, живущую в компаньонках у одних помещиков, от сластолюбивых притязаний главы этого помещичьего семейства - притязаний, грозящих ей гибелью, докончить курс, ехать за границу и потом всю жизнь быть честным, твердым, неуклонным в исполнении «гуманного долга к человечеству», чем уже, конечно, «загладится преступление».

На основе этих носящихся в воздухе «недоконченных идей» Раскольников создает свою собственную довольно стройную теорию. Он так излагает ее основы: «...Люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низший (обыкновенных), то есть, так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово. Подразделения тут, разумеется, бесконечные, но отличительные черты обоих разрядов довольно резкие: первый разряд, то есть материал, говоря вообще, люди по натуре своей консервативные, чинные,живут в послушании и любят быть послушными. По-моему, они и обязаны быть послушными, потому что это их назначение, и тут решительно нет ничего для них унизительного. Второй разряд, все преступают закон, разрушители, или склонны к тому, судя по способностям. Преступления этих людей, разумеется, относительны и многоразличны; большею частию они требуют, в весьма разнообразных заявлениях, разрушения настоящего во имя лучшего. Но если ему надо, для своей идеи, перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь, то он внутри себя, по совести, может, по-моему, дать себе разрешение перешагнуть через кровь, - смотря, впрочем, по идее и по размерам ее, - это заметьте. В этом только смысле я и говорю в моей статье об их праве на преступление... Впрочем, тревожиться много нечего: масса никогда почти не признает за ними этого права, казнит их и вешает (более или менее)... Первый разряд всегда - господин настоящего, второй разряд - господин будущего. Первые сохраняют мир и приумножают его численно; вторые двигают мир и ведут его к цели. И те и другие имеют совершенно одинаковое право существовать ».

Однако при столкновении с живой жизнью теория двух разрядов людей начинает рушиться. Измотанный страхом разоблачения, Раскольников пересматривает если не саму теорию, то свое место в ней: «...Он с омерзением почувствовал вдруг, как он ослабел, физически ослабел. «Я это должен был знать,
- думал он с горькою усмешкой, - и как смел я, зная себя, предчувствуя себя, брать топор и кровавиться. Я обязан был заранее знать... Э! Да ведь я же заранее и знал!..»- прошептал он в отчаянии. Порою он останавливался неподвижно перед какою-нибудь мыслию: «Нет, те люди не так сделаны; настоящий властелин, кому все разрешается, громит Тулон, делает резню в Париже, забывает армию в Египте, тратит полмиллиона людей в московском походе и отделывается каламбуром в Вильне; и ему же, по смерти, ставят кумиры, - а стало быть, и все разрешается. Нет, на этаких людях, видно, не тело, а бронза!»

Одна внезапная посторонняя мысль вдруг почти рассмешила его: «Наполеон, пирамиды, Ватерлоо - и тощая гаденькая регистраторша, старушонка, процентщица, с красною укладкою под кроватью, - ну каково это переварить хоть бы Порфи-рию Петровичу!.. Где ж им переварить!.. Эстетика помешает: «полезет ли, дескать, Наполеон под кровать к «старушонке»! Эх, дрянь!..»

Главный герой «Преступления и наказания» уже понимает, что он - отнюдь не Наполеон, что, в отличие от своего кумира, спокойно жертвовавшего жизнями десятков тысяч людей, не в состоянии справиться со своими чувствами после убийства одной «гаденькой старушонки». Раскольников чувствует, что его преступление, в отличие от кровавых деяний Наполеона,
- стыдное, неэстетичное. Позднее в романе «Бесы» Достоевский развил тему «некрасивого преступления» - там его совершает Ставрогин, персонаж, родственный Свидригайлову в «Преступлении и наказании». Раскольников же пытается определить, где же он сделал ошибку: «Старушонка вздор! - думал он горячо и порывисто, - старуха пожалуй что и ошибка, не в ней и дело! Старуха была только болезнь... я переступить поскорее хотел... я не человека убил, я принцип убил! Принцип-то я и убил, а переступить-то не переступил, на этой стороне остался... Только и сумел, что убить. Да и того не сумел, оказывается».

Класс: 10

Тема урока: Лингвопоэтический анализ эпизода «Третья встреча Раскольникова с Порфирием Петровичем» по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» ч.4, гл.2

Цель: найти лингвопоэтический ключ данного эпизода; выяснить значение эпизода в идее романа.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя

Центральными эпизодами романа, раскрывающими борьбу героя со своей «натурой», способной к состраданию и чуткой к несчастьям людей, являются встречи Раскольникова с Порфирием Петровичем. Первая встреча намечает характер и тему борьбы, а также главных героев трагедии. Вторая встреча – интрига достигает своего высшего пункта и напряжения: впавший в уныние Раскольников опять воспрянул духом после неожиданного признания Миколки и посещения мещанина.

Заключается она смелым заявлением Раскольникова: «Теперь мы еще поборемся».

II. Беседа с классом. Анализ третьей встречи (ч.4,гл.2)

Какие ключевые слова (фразы) вы бы хотели выделить в этом эпизоде? Аргументируйте свой ответ (Т.к. задание было домашним, учащиеся выписывают из рабочих тетрадей слова – ключи на доску и объясняют их значение в тексте).

Психология – характер – гордый

Факты страдание – идея

Теория – убил жизнь – воздух – задыхался

С каким чувством встречает Раскольников следователя? (настороженно, с тревогой, т. к визит Порфирия Петровича неожидан)

С какой целью пришел Порфирий Петрович? (на этот раз П. П. не скрывает истинного намерения доказать виновность Раскольникова и объясниться с ним)

Как это характеризует самого Порфирия Петровича? (он не только рассчитал натуру Раскольникова, его психологию, но и угадывает его муки, страдание. Это не хладнокровный обличитель, но человек, чувствующий и сочувствующий.)

Как вы понимаете слова Порфирия «… в страдании есть идея»? (Порфирий Петрович делает ставку на живую душу Раскольникова, он прав, утверждая, «А вы ведь вашей теории уж больше не верите» Человеческая природа Раскольникова не выдерживает мучительного чувства преступности)

В качестве ключевых слов вы привели такие, как задыхался и воздух . Почему?

Третья встреча непосредственно связана с предыдущей, в которой Раскольников начал задыхаться без выхода, в тесноте. Вообще это слово очень часто встречается на протяжении романа. Раскольников задыхается на улице Петербурга, где стоит вонь и пыль, задыхается в тесной, крошечной каморке, задыхается от страха и ужаса от страшного сна, задыхается во время допроса. Это удушье не случайно. И оно не только проявление физической природы Раскольникова. Это удушье нравственное . Не случайно Порфирий Петрович советует Раскольникову «воздух переменить» . «Вам теперь только воздуху надо, воздуху, воздуху». «В бегах гадко и трудно, а вам, прежде всего надо жизни и … воздуху соответственного , ну а ваш ли там воздух? ».

Таким образом, слово воздух включает в себя значение освобождения от бесчеловечной теории, от того идейного тупика, в который Раскольников сам себя загнал; воздух – это очищение совести, это жизнь . Именно поэтому слово воздух можно считать словом – концептом, ключом, главным словом не только в этом эпизоде, но и в романе.

III. Подведение итогов.

Три встречи Раскольникова с Порфирием Петровичем – это психологические поединки, в которых логически опровергается теория Раскольникова. Третья, последняя, встреча – это ее крах. И хотя Раскольников упрямо отпирается от преступления («А я вам ни в чем не сознался»), следователь, уверен, что он «сам явится» с повинной.

В романе утверждается мысль о противоестественности преступить принцип человечности. Во внутренней борьбе Раскольникова «натура» берет верх, и ему ничего не остается, как «сделать явку с повинной». В этом и заключается значение данного эпизода в идее романа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка данного урока помогает освоить знания в сфере комплексного анализа художественного текста и выявление его особенностей. Десятиклассники учатся устанавливать связь между эпизодом, отдельными...

Мотивы преступления Родиона Раскольникова (по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание")

Урок-практикум. Помогает понять сложность и противоречивость образа Родиона Раскольникова, мотивы его преступления. Урок представляет собой исследование авторского текста, является результатом вдумчив...

Федор Михайлович Достоевский – пиФедор Михайлович Достоевский – писатель чрезвычайно индивидуальный. У негосвое, очень отличное от других классиков русской литературы от...

В романе Федора Михайловича Достоевского “Преступления и наказание” было всего три встречи, три так называемых поединка между Раскольниковым, главным героем романа, и Порфирием Петровичем - тенью, совестью студента, который по факту, даже и не старался поймать его с поличным.

И тут можно привести самый очевидный пример, дабы убедиться в правоте вышесказанного утверждения. За весь роман, Достоевский ни разу не показывает нам, как именно и что именно делает следователь. Он существует как сакральная фигура, которая должна докопаться до истины. При этом, не делающая ни один шаг в эту сторону.

Все встречи имели больше психологический смысл, чем и правда помогали Порфирию понять и убедиться в вине Раскольникова. Первая произошла в квартире следователя после убийства старухи. Студент сам пришел убедиться, узнать, что у властей на него ничего и нету. Своими действиями он конечно посеял сомнение в сердце опытного сыщика, только сомнения не есть доказательство вины. Встреча, как и разговор между героями заканчивается ничем. Раскольников ходит вокруг да около, юлит, и никак не может спросить напрямую интересующий его вопрос. Порфирий же искренне недоумевает, что забыл в его думе этот молодой человек.

Вторая встреча происходит уже непосредственно в конторе. К этому моменту герои успели поменять, как и свои взгляды, так и некоторые механизмы, и пружинки их характеров. Порфирий осознает, что поймать преступника почти нереально. Зацепок нет, улик тоже. Конечно есть подозреваемые в его голове, но дабы заключить их под стражу и вести к суду потребуется нечто большее, чем голословные обвинения.

Раскольников уже начинает сомневаться в своей гипотезе сверхчеловека. Он не уверен в собственных действиях, а вина голодным зверем рвет его изнутри. Конечно он еще хорохорится, и уверяет сам себя в том, что все великие люди сначала не верили в то, что они и правда великие. Но даже интонация его голоса выдает личные переживания и мотивы.

Во время разговора Раскольников откровенничает со следователем. Идея человека-бога слетает у него с языка, и услышав ее он не смеет остановится. Порфирий удивляется подобно повороту, но умело поддерживает разговор, задавая правильные, наводящие вопросы. В конце встречи он уже осознает, что именно студент убил всех этих людей, и что послужило мотивом для его действий.

Третья встреча происходит на квартире у Раскольникова. Порфирий предлагает ему сдаться с повинной, обещая похлопотать за него у вышестоящих чинов. К этому моменту от некогда великой теории не осталось и следа. Раскольников слаб, немощен духом. У него бывают настоящие срывы, которые он даже не хочет скрывать. Поддаваясь на уговоры следователя, он признается в содеянном.

Дальше просто. Раскольников отправляет на каторгу, но так как он больше не собирается ставить на себе никакие эксперименты, он счастлив. Он оказался слаб, но именно эта слабость и спасла его от скорого безумия. Еще немного, и он помутнел бы рассудком. Это следует из финального диалога студента со следователем.

Можно ли назвать эти встречи поединками? Да нет, вряд ли. Скорее это испытание веры, которую студент благополучно проваливает. Есть и другое мнение, мол даже в это ситуации, когда он якобы верит ложным богам, русский человек способен узреть истину, и отказаться от чуждых ему идей.

Но это уже тема для совершенно другой истории.

Несколько интересных сочинений

  • Характеристика и образ Городничего в комедии Ревизор сочинение

    Великолепное произведение Н.В.Гоголя «Ревизор» рассказало людям о многих небезразличных образах, важных и в наше время. Одним из ведущих образов произведения является городовой Антон Антонович Сквозник-Дмухановский.

  • Сочинение по картине Репина Бурлаки на волге (описание)

    «Бурлаки на Волге» - это самое популярное творение автора, прославившееся благодаря глубокому и печальному смыслу, который каждый человек видит хоть и в одном направлении, но по-своему.

  • Анализ рассказа Бунина Чистый понедельник сочинение

    1944 год. Вторая мировая как никогда раньше, оказывает пагубное влияние на семьи, любовь и чувства в целом. Бунин, находясь на территории современной России, прекрасно понимает чувства всех солдат

  • Анализ рассказа Пришвина Ребята и утята

    М. Пришвин всегда с любовью и с уважением относился к природе. Рассказы этого писателя пронизаны бережным отношением ко всему живому на планете. Рассказ «Ребята и утята» не является исключением.

  • Рождение каждого нового дня начинается с рассвета. Это время, когда оживает природа. Некоторые люди уже проснулись, вышли на утреннюю пробежку, а есть и такие, которые трудятся по ночам и всякий раз могут наблюдать всю прелесть рассвета.

В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и Наказание» главным героем является Родион Раскольников, а в качестве одного из второстепенных персонажей выступает следователь Порфирий Петрович, ведущий дело об ограблении и убийстве, которые совершил Раскольников.

Первая встреча между героями происходит в квартире Порфирия Петровича, при этом Родион сильно нервничает: «Мысли крутились, как вихрь, в голове Раскольникова. Он был ужасно раздражен», а сам Порфирий Петрович в свою очередь ведет себя совершенно спокойно и непринужденно. Также следователь упоминает статью Родиона «О преступлении…», что сразу дает понять Раскольникову, что его подозревают в преступлении и пытаются вытянуть из него признание, ведь в своей статье он высказывает свою теорию об «обыкновенных» и «необыкновенных» людях, суть которой заключается в том, что кто-то должен только подчиняться, а кому-то дозволено даже совершать поступки, подобные поступку главного героя. После самой встречи Раскольников успокаивается и понимает, что его вина все еще не доказана.

Второе столкновение происходит в конторе, где работает Порфирий Петрович. Идет допрос. Следователь всячески давит на Родиона, он уверен, что именно главный герой совершил это преступление и старается вывести его на чистую воду. При этом Раскольников буквально закипает от злобы и называет все происходящее мукой: «одним словом: извольте или спрашивать меня, или отпустить, сейчас же… а если спрашивать, то не иначе как по форме-с! Иначе не дозволяю…». Подобная реакция только больше убеждает Порфирия Петровича в своей правоте насчет допрашиваемого, но неожиданно обоих сбивает с толку прибежавший в контору маляр Микола, бывший рядом с квартирой старухи-процентщицы во время убийства ее и ее сестры. Он берет всю вину на себя.

Третья и последняя встреча происходит в квартире у самого Раскольникова. На этот раз у следователя уже нет никаких сомнений в том, кто совершил это злодеяние, но Родион не признается в содеянном:

«-Это не я убил,- прошептал было Раскольников, точно испуганные маленькие дети, когда их захватывают на месте преступления.

Нет, это вы-с, Родион Романыч…».

Порфирий Петрович пытается убедить главного героя сознаться и ручается, что поможет смягчить наказание. Он дает ему время на раздумья и уходит.

В итоге можно сказать, что следователь Порфирий Петрович предстает перед нами рассудительным, умным и знающим свое дело человеком, так как он внимательно следил за своим собеседником, задавал наводящие вопросы, всячески давил на главного героя и по итогу всего понял, что преступник именно Раскольников. В свою очередь Родион показывается загнанным в угол. Он понимает, что его прижали к стене, и пытается отбиваться, но это все тщетно. Раскольников боялся разоблачения, ведь он считал, что его теория о «сильных мира сего» и «тварях дрожащих» верна, он хотел доказать себе, что он относится к первым, и никак не мог принять своей неправоты и своего поражения.

Вместе со статьёй «Сочинение на тему «Три встречи Раскольникова с Порфирием Петровичем» читают: