Анализ произведения "дубровский" пушкина, образы героев. «Осуждение произвола в повести Пушкина «Дубровский Осуждение пороков в повести дубровский

Собрание сочинений нашего любимого поэта и писателя Александра Сергеевича Пушкина насчитывает более 10 томов. «Дубровский» - роман, известный нам со школьных лет. Широкий по своему охвату и глубокий по психологическому содержанию, он затрагивает душу каждого читателя. Главные герои романа - Троекуров и Дубровский. главных героев, а также основные события произведения изучим подробнее.

Русский барин

Действие в романе происходит в 19 веке. Он достаточно детально описан в произведениях многих классиков того времени. Как известно, в те времена существовало крепостное право. Крестьянами, или как еще их называли, душами, владели дворяне.

Русский барин, надменный Кирила Петрович Троекуров, был очень Перед ним трепетали не только подопечные крепостные, но и многие чиновники.

Образ жизни Троекурова оставлял желать лучшего: свои дни он проводил праздно, часто выпивал и страдал от обжорства.

Крестьяне трепетали перед ним, а он, в свою очередь, относился к ним довольно своенравно, выказывая свое полное над ними властвование.

Любимым развлечением Троекурова были издевательства и насмешки над животными и людьми. Достаточно вспомнить о медведе, который катал бочку с торчащими гвоздями и злился от боли. Это вызывало смех у барина. Или сцена с медведем, который был прикован на цепи в маленькой комнате. Каждый, кто входил в нее, подвергался нападениям бедного животного. Троекуров получал удовольствие от ярости мишки и человеческого страха.

Скромный дворянин

Троекуров и Дубровский, сравнительная характеристика которых будет рассмотрена нами подробно, - очень разные люди. Андрей Гаврилович - честный, доблестный, спокойный по характеру, он разительно отличался от своего товарища. Когда-то старший Дубровский и Троекуров были сослуживцами. Но карьерист Кирила Петрович, предав свою честь, встал на сторону нового царя, чем и заработал себе высокий чин. Андрей Гаврилович, оставшийся преданный своему правителю, закончил службу скромным поручиком. Но тем не менее отношения Троекурова и Дубровского были довольно дружными и взаимоуважительными. Они часто встречались, бывали друг у друга в имениях, вели беседы.

Оба героя имели схожие судьбы: начинали вместе службу, рано овдовели, имели на воспитании ребенка. Но жизнь развела их по разным сторонам.

Ссора

Ничто не предвещало беды. Но однажды отношения Троекурова и Дубровского дали трещину. Высказанная писарем Кирилы Петровича фраза очень обидела Андрея Гавриловича. Крепостной заявил, что холопы живут у Троекурова получше некоторых дворян. Имелся в виду, разумеется, скромный Дубровский.

Сразу после этого он уехал в свое имение. Кирила Петрович велел вернуть его, но Андрей Гаврилович ни в какую не захотел приехать обратно. Такая дерзость задела барина, и он решил во что бы то ни стало добиться своего.

Сравнение Дубровского и Троекурова будет неполным, если не описать, каким методом Кирила Петрович решил мстить своему товарищу.

Коварный замысел

Не имея никакого воздействия на Дубровского, Троекуров задумал страшное - отобрать у друга имение. Как же - тот посмел его ослушаться! Несомненно, это было очень жестоко по отношению к старому знакомому.

Были ли настоящими друзьями Троекуров и Дубровский? Сравнительная характеристика этих героев поможет в этом разобраться.

Кирила Петрович подкупал всех без разбора чиновников, подделывал бумаги. Дубровский, узнав о судебной тяжбе, оставался довольно спокойным, поскольку был уверен в абсолютной своей невиновности.

Шабашкин, нанятый Троекуровым, хлопотал по всем грязным делишкам, хотя и знал, что имение Кистеневка по полному законному праву принадлежит Дубровским. Но все повернулось иначе.

Сцена в суде

И вот настал тот волнительный час. Встретившись у здания суда, Троекуров и Дубровский (сравнительная оценка которым будет дана нами позднее) повели себя гордо и прошли в зал заседаний. Кирила Петрович ощущал себя очень вольготно. Он уже ощущал вкус победы. Дубровский, напротив, вел себя очень спокойно, стоял, прислонившись к стене, и совершенно не волновался.

Судья начал чтение длинного решения. Когда все было окончено, наступила тишина. Дубровский находился в полном недоумении. Сначала он некоторое время молчал, а после пришел в ярость, с силой оттолкнул секретаря, предложившего ему поставить подпись в бумагах. Он начал бредить, громко что-то кричать о псарях и собаках. Его с трудом усадили и увезли на санях домой.

Торжествующий Троекуров не ожидал такого поворота событий. Увидев бывшего товарища в ужасном состоянии, он расстроился и даже перестал торжествовать по поводу своей победы над ним.

Андрея Гавриловича увезли домой, где ему стало плохо. Под контролем врача он провел не один день.

Раскаяние

Сравнение Дубровского и Троекурова основывается на полном противопоставлении героев. Кирила Петрович, такой надменный и властный, и Андрей Гаврилович, добрый и честный человек, не смогли долго продолжать свое общение. Но все же после судебного заседания сердце Троекурова оттаяло. Он решил ехать к бывшему приятелю и поговорить.

Однако он и не подозревал, что к тому моменту в доме Дубровского-старшего уже находился Владимир, его сын.

Увидев в окне приехавшего Кирилу Петровича, шокированный Андрей Гаврилович не перенес этого и скоропостижно скончался.

Так и не смог Троекуров объяснить причину своего приезда, так и не смог покаяться перед другом за содеянное злодеяние.

И на этом роман меняет свой поворот: Владимир решает отомстить врагу за своего отца.

Появление Владимира

Стоит сказать несколько слов о личности этого молодого человека. Рано оставшись без матери, мальчик был на попечении отца. В двенадцать лет он был отправлен в кадетский корпус, а далее продолжал обучение военному делу в высшем заведении. Отец не жалел никаких средств на воспитание сына, хорошо его обеспечивал. Но юноша проводил свое время в кутежах и карточных играх, имел большие долги. Теперь, когда он остался совсем один, да еще и практически без жилья, он чувствует сильное одиночество. Ему пришлось быстро повзрослеть и круто изменить свою жизнь.

Троекуров и Дубровский Владимир становятся лютыми врагами. Сын продумывает план мести обидчику своего отца.

Когда имение было отобрано и перешло во владение Кирилы Петровича, Владимир остался без средств к существованию. Ему приходится стать разбойником, чтобы добывать себе средства на жизнь. Любимый своими крепостными, он смог собрать целую команду единомышленников. Они грабят богатых людей, но обходят имение Троекурова стороной. Тот, несомненно, думает, что юноша боится его, поэтому не идет к нему с разбоем.

Троекуров в романе «Дубровский» показал себя как человек самолюбивый, но при этом побаивается, что Владимир однажды придет к нему мстить.

Дубровский в доме Троекурова

Но не так прост оказался наш юный герой. Он неожиданно появляется в имении Кирилы Петровича. Но его там никто не знает - он много лет не был на родине. Поменявшись документами с учителем-французом и хорошо ему заплатив, Владимир представляется семье Троекуровых как преподаватель Дефорж. Он неплохо говорит по-французски, и никто не может заподозрить в нем Дубровского.

Возможно, молодому человеку удалось бы воплотить все свои замыслы, касающиеся мести, в жизнь, но ему мешает одно обстоятельство - любовь. Неожиданно для себя Владимир очарован Машей, дочерью своего врага Троекурова.

Эта влюбленность меняет жизни всех героев романа. Теперь Дубровский-младший совсем не хочет мести. Он отказывается от злых помыслов во имя любимой женщины. Но Маша еще не знает, кто такой на самом деле этот Дефорж.

Сам Троекуров стал уважать молодого француза, гордился его смелостью и скромностью. Но пришло время, и Владимир признается Маше в своих чувствах и в том, кем он является на самом деле. Девушка растерянна - отец ни за что не позволит быть им вместе.

Когда правду узнает Кирила Петрович, он решает вопрос кардинально - выдает дочь замуж за богатого князя Верейского вопреки ее желанию.

Владимир не успевает приехать в церковь во время венчания, и теперь она больше не его Машенька, а княгиня Верейская. Владимиру ничего не остается, кроме как далеко уехать. Кирила Петрович более чем доволен сложившейся ситуацией.

Заключение

Троекуров и Дубровский, сравнительная характеристика которых представлена нами во всех подробностях, являются абсолютно разными по типажу героями. Нельзя сказать, что Кирила Петрович был ужасным человеком - он все же раскаялся в своем гнусном поступке. Но жизнь не дала ему шансов быть прощенным.

И Андрей, и Владимир Дубровские - очень честолюбивые, Их уважают крепостные, и они, свою очередь, ничем их не притесняют. Однако Пушкин учит нас всех: никакие обстоятельства не должны доводить до крайних мер. Дружба - нечто большее, чем просто общение, и ею нужно уметь дорожить.

Дворянское общество в повести «Дубровский» представлено рядом персонажей, одни из которых изображены всесторонне и полно (Троекуров, Дубровский), другие - менее подробно (князь Верейский), о третьих - вспоминается вскользь (Анна Савишна и другие гости Троекурова). Одним из главных героев повести является Кирила Петрович Троекуров. В этом человеке автор отобразил самую прочно стоящую на ногах часть дворянства, владык мира, ярых сторонников крепостного права. Именно эта часть дворянства в начале восемнадцатого века диктовала свои условия стране и чувствовала себя привольно, особенно в глубинке России.

Получая огромные доходы от эксплуатации подвластных им крестьян, помещики не утруждали себя никакими делами, праздно и разгульно проводя время. Они не желали никаких демократических преобразований в стране, так как подобные мероприятия угрожали их безраздельному владычеству и благосостоянию.

Что касается Кирилы Петровича Троекурова, то «его богатство, знатный род и связи давали ему большой вес в губерниях, где находилось его имение. Соседи рады были угождать малейшим его прихотям; губернские чиновники трепетали при его имени; Кирила Петрович принимал знаки подобострастия как надлежащую дань; дом его всегда был полон гостями, готовыми тешить его барскую праздность... Никто не дерзал отказываться от его приглашения или в известные дни не являться с должным почтением в село Покровское». Науками этот своенравный русский барин себя не утруждал. Автор с явной иронией и осуждением говорит, что «Кирила Петрович выказывал все пороки человека необразованного». А так как физических сил у Троекурова было хоть отбавляй, то он без конца устраивал в своем поместье всевозможные увеселительные мероприятия и давал «полную волю всем порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума». Одной из затей, имевшей назначение увеселения своих гостей, а более всего - себя, была затея с медведем, которого Троекуров специально откармливал в своем поместье, чтобы при случае подшутить над новым гостем.

Несмотря на то, что почти каждый из гостей избалованного донельзя помещика побывал в комнате с медведем и не только испытал нечеловеческий страх, но и получил физические увечья, жаловаться на Кирила Петровича никто не решался - слишком уж безграничной была его власть в округе.

Больше других развлечений Кирила Петрович любил охоту с собаками, он готовился к ней заранее и тщательно. После охоты обычно в поместье барина устраивалась длительная попойка всех ее участников. Очень часто друзья хлебосольного хозяина разъезжались по домам только под утро.

Чтобы читатель получил полное представление об избалованности и самодурстве Кирила Петровича, автор вводит в повесть эпизод, подробно описывающий псарню помещика, предмет его гордости и восхищения. В псарне этой «...более пятисот гончих и борзых жили в довольстве и тепле, прославляя щедрость Кирила Петровича на своем собачьем языке. Тут же находился и лазарет для больных собак, под присмотром штаб-лекаря Тимошки, и отделение, где благородные суки ощенялись и кормили своих щенят». Какая забота о животных, какое благородство - не правда ли? Да, все это выглядело бы именно так, если бы крепостные люди этого барина, на которых держалось его благосостояние, жили лучше собак или, по крайней мере, хотя бы так же.

Ничего не стоит Троекурову унизить человека, даже того, к кому он питает уважение. А не подчиниться воле деспота и самодура - значит стать его заклятым врагом. И уж тогда Кирила Петрович не остановится ни перед чем, лишь бы продемонстрировать свое превосходство. Именно так он поступил с Андреем Гавриловичем Дубровским.

Дочь свою он «любил до безумия, но обходился с нею со свойственным ему своенравием, то стараясь, угождать малейшим ее прихотям, то пугая ее суровым, а иногда и жестоким обращением». Отношения с Машей, как, впрочем, и со всеми остальными, он строил на требовании полного ее подчинения своей персоне. Никакие слова-просьбы Маши об отмене свадьбы с нелюбимым человеком Кирила Петрович не удосужился даже выслушать. Конечно, это можно списать на его чрезмерную заботу о судьбе дочери, но счастлива ли от этого Маша, выпадет ли на ее долю счастье узнать, что такое разделенная

любовь? Почти с уверенностью можно сказать - нет. Маша, как и онегинская Татьяна, воспитана на принципе: «Но я другому отдана; я буду век ему верна».

Итак, в образе Троекурова автор показал далекую от реформаторских идей часть поместного дворянства, ведущую разгульный, праздный образ жизни. Отличительные черты этих дворян - необразованность, примитивность, алчность и самолюбие. Прочно стоящая на ногах, эта часть поместного дворянства яростно защищает старинный уклад жизни, основанный на порабощении человека человеком, и для обеспечения своего господства готова на самые жестокие меры.

Совсем иным предстает перед нами образ другого поместного дворянина - Андрея Гавриловича Дубровского. «Будучи ровесниками, рожденные в одном сословии, воспитанные одинаково...», имея похожие характеры и наклонности, Троекуров и Дубровский-старший по-разному смотрели на крестьянина и на смысл жизни. Крестьян своих кисте-невский барин не притеснял, поэтому и они относились к нему с любовью и уважением. Отношение Троекурова к крепостным крестьянам Андрей Гаврилович осуждал, потому и сказал своему другу: «...псарня чудная, вряд людям вашим житье такое ж, как вашим собакам». Так же любя, как и Троекуров, охоту, Дубровский, однако, относился к праздным и разгульным попойкам соседа неблагосклонно и с неохотой посещал их. Сильно развиты у этого человека чувство собственного достоинства и гордость.

Ни в первые годы своей жизни в поместье, ни потом Андрей Гаврилович не соглашался воспользоваться дарами, которые предлагал ему Троекуров. Более того, в отличие от остальных помещиков, Дубровский никогда не боялся высказать в присутствии Кирилы Петровича свои мысли. Заискивать перед богатым соседом было не в его правилах. Образ Андрея Гавриловича Дубровского - образ благородного дворянина, заботящегося не только о своем кошельке, но и о вверенных ему крестьянах. Я думаю, что именно такие дворяне, при положительном стечении обстоятельств, были бы сторонниками демократических преобразований в России.


Урок литературы в 6 классе

Тема: Мораль басни И.А. Крылова «Листы и корни»

Цели урока: познакомить учащихся с моралью басни И.А. Крылова «Листы и Корни»

Задачи:
Предметные: знать биографию баснописца И.А. Крылова, сформулировать мораль басни, знать понятия басня, мораль, аллегория.
Метапредметные:

· Коммуникативные: научиться слушать друг друга, точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

· Регулятивные: научиться самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию

· Познавательные: уметь воспринимать и анализировать текст, формулировать идею, проблематику текста
Личностные: уметь составлять сообщение, презентации, устные и письменные высказывания на русском языке; сознание необходимости постоянного совершенствования речи, пополнения словарного запаса для свободного выражения мыслей в процессе общения на русском языке; научиться уважать труд других людей; выстроить свое понимание таких нравственных категорий, как отрицательные и положительные качества характера человека.

Тип урока: урок изучения нового материала

Методы обучения: частично-поисковый, исследовательский, проблемный

Формы организации учебной деятельности: коллективная, групповая, индивидуальная (фронтальная)

Оборудование: компьютерная презентация, проектор, экран, учебники

Ход урока:
I. Организационный момент.
Начинаем урок, на котором мы откроем еще одну страницу литературы. Я надеюсь, что на этом уроке мы успешно используем все богатство и красоту русского языка в своей устной и письменной речи. Как именно выполнять различные задания каждый из вас выбирает сам. Доверьтесь своим чувствам, мыслям, тогда и рука, я уверена, будет послушна.
II. Целеполагание урока учащимися.
Итак, вы знаете, что у каждой работы должна быть цель.
- Какова ваша цель работы на этом уроке?
(познакомиться с И.А. Крыловым, научиться правильно говорить и писать на русском языке, узнать, о чем говорится в басне «Листы и Корни», что такое мораль, басня, аллегория)
- Что вы хотите узнать, сделать на этом уроке?
(Ответы детей)
III. Актуализация знаний.
1. Откройте тетради, запишите дату и тему урока.
2. Разделите страницу на два столбика, запишите в одной колонке слова, характеризующие положительные качества человека, в другой – отрицательные.
Прочитайте то, что вы написали. (Чтение слов, запись на доске)
- Скажите, а где в литературе, в произведениях какого жанра, мы можем встретить пересечение этих человеческих качеств? (Версии детей)
-Совершенно верно, в баснях.
- Ребята, а кого считают главным баснописцем России? (Иван Андреевич Крылов)
- Что нам известно о нем?
-Какие басни Крылова вы знаете?
2. Сообщение заранее подготовленного ученика по биографии Крылова (лучше сопроводить презентацией)
- Какие основные понятия литературы встретились вам в этом сообщении?
3. Работа со словарями, справочниками (теория литературы)
- Найдите значения этих слов и запишите в тетрадь
Басня – короткий, нередко комический рассказ в стихах или в прозе, с прямым моральным выводом, придающим рассказу аллегорический смысл.
Баснописец - тот, кто пишет басни
Аллегория – иносказание, изображение предмета, за которым скрывается другой предмет или человек.
Мораль – нравоучительный смысл.
Вот эти понятия тесно взаимосвязаны, так как все они относятся к жанру басни
IV. Изучение нового материала.
Кто такой И.А. Крылов и что такое басня мы узнали. И сейчас посмотрим и прочитаем, каков жанр басни в творчестве И.А. Крылова
Жанр басни в творчестве И.А. Крылова:

· - Первую басню И.А. Крылов написал в 11 лет;

· - Книги басен Крылова расходились огромными тиражами, переиздавались 3-4 года. В первом сборнике было 20 басен, в последнем – почти 200.

· - Своеобразие басен Крылова в том, что он не просто обличал человеческие пороки, а говорил о тех, которые есть в русских людях. Его герои – типичные для своего времени (т.е. часто встречающиеся);

· - Персонажи басен – животные, растения, предметы

· - Особенность языка басен Крылова – использование разговорной лексики;

· - Строчки разной длины, помогает передать разговорную речь.
Словарная работа.
Перед чтением басни познакомимся со следующими словами:
Зефир – теплый, легкий ветер
Толковать - говорить
Чтение учителем басни «Листы и корни» (или использование аудиофайла с художественным чтением)
В прекрасный летний день,
Бросая по долине тень,
Листы на дереве с зефирами шептали,
Хвалились густотой, зеленостью своей
И вот как о себе зефирам толковали:
«Не правда ли, что мы краса долины всей?
Что нами дерево так пышно и кудряво,
Раскидисто и величаво?
Что б было в нем без нас? Ну, право,
Хвалить себя мы можем без греха!
Не мы ль от зноя пастуха
И странника в тени прохладой укрываем?
Не мы ль красивостью своей
Плясать сюда пастушек привлекаем?
У нас же раннею и позднею зарей
Насвистывает соловей.
Да вы, зефиры, сами
Почти не расстаетесь с нами». –
«Примолвить можно бы спасибо тут и нам», -
Им голос отвечал из-под земли смиренно.
«Кто смеет говорить столь нагло и надменно!
Вы кто такие там,
Что дерзко так считаться с нами стали?» -
Листы, по дереву шумя, залепетали.
«Мы те, - им снизу отвечали, -
Которые, здесь роясь в темноте,
Питаем вас. Ужель не узнаете?
Мы – Корни дерева, на коем вы цветете.
Красуйтесь в добрый час!
Да только помните ту разницу меж нас:
Что с новою весной лист новый народится,
А если корень иссушится,
Не станет дерева, ни вас».

Обсуждение и анализ басни.
- Кто герои басни?
- Что говорят листья? А корни?
- По тому, как они говорят, как их можно охарактеризовать?
- Какие из перечисленных качеств (которые были записаны в тетрадях в начале урока) присущи листьям? Корням?
- Какой иносказательный (аллегорический) смысл заключен в басне?
- Какова ее мораль? Чему она учит нас?
(В басне «Листы и корни», как явствует из ее названия, Крылов противопоставляет два понятия: верх и низ, свет и тьму, пишет о тех, кто работает и кто пользуется чужими трудами – о барах и мужиках, и крестьянстве и дворянстве. Сложных сюжетов он не любил и предпочитал простые и ясные позиции. Так и начинается басня:
В прекрасный летний день,
Бросая по долине тень,
Листы на дереве с зефирами шептали
Крылов отмечает густоту и зеленость листьев. Этого было достаточно, чтобы Листы могли загордиться и говорить о себе «Не правда ли, что мы краса долины всей».
В этой басне Крылов отмечает несомненные достоинства Листов – покрытое листвой дерево дает тень, под ветвями приятно танцевать, слушать пение соловья. Однако нельзя забывать о тех, кто неустанно работает, трудится, надо сочувствовать им и по возможности облегчать их положение.
Листья и Корни – составляющие одного и того же дерева. Гордость листьев за то, что они красивы и всеми любимы, не дает им увидеть очевидного.
В басне скрыт глубокий смысл – часто тот, кто на виду, производит важное впечатление, кажется, что именно его роль является ключевой. На самом деле главное действующее лицо не спешит демонстрировать (показать) себя, иногда из-за скромности).

Основная мысль басни: часто тот, кто на виду, производит важное впечатление, кажется, что именно его роль является ключевой. На самом деле главное действующее лицо не спешит демонстрировать (показать) себя, иногда из-за скромности
Мораль басни:

· Без участия скромных, трудолюбивых, мужественных людей не спорится (не делается) ни одно дело;

· Все разногласия «кто главнее» лишены смысла.
- На кого вы хотели бы быть похожими?
V. Закрепление.
1.Работа с иллюстрациями
Перед нами три картины: дерево, люди светского общества – дворяне, простые люди – крестьяне.
Посмотрите на дерево: здесь герои басни Листы и Корни.
-Кто подразумевается под Листами, а кто под Корнями?
Посмотрите на людей на первой картине.
-Что они делают?
- Посмотрите на вторую картину. Что вы видите в ней?
- Что они делают? Почему они работают? Что они получают за свою работу?
- Кто пользуется их трудом?
Вывод: дворяне, как листья питаются корнями, пользуются трудом крестьян – рабочих. А труд крестьян не виден, как и корни дерева. Как листья не могут существовать без корней, так и дворяне не могут жить без труда крестьян.
2.Чтение басни по ролям (групповая работа):
1 группа: найти слова листьев, при чтении передать хвастливость, высокомерие, надменность листьев.
2 группа: найти слова корней, при чтении передать сдержанность, достойное спокойствие, уверенность корней.
Сделать вывод: кто из героев понравился, а кто не понравился, почему.
VI. Рефлексия.
Оценить свою работу
Продолжить фразу «Сегодня на уроке»
Было интересно
Я понял, что
Мне захотелось

Было трудно
Я научился
Я смог

VII. Домашнее задание.
1. Выучить басню «Листы и Корни», подготовиться к выразительному чтению.
2. Составить синквейн со словами листы и корни(1 существительное,
2 прилагательных,
3 глагола,
пословица
1 существительное)
3.

Тема: Осуждение пороков общества в повести А.С. Пушкина

«Дубровский».

Цели урока: знать содержание романа; уметь анализировать прозаическое произведение; уметь составлять сравнительные характеристики героев; анализировать поступки героев, самостоятельно делать выводы;
развить у учащихся навыки самостоятельного постижения и восприятия текста;
воспитание нравственных ценностей; на примере образа Дубровского привести к пониманию таких понятий, как благородство, справедливость, честность.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные УУД

выражать положительное отношение к процессу познания:

Проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;

оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;

Метапредметные –

Регулятивные:

п ринимать и сохранять учебную задачу,

п ланировать необходимые действия, действовать по плану ,

выполнять самопроверку или взаимопроверку учебного задания; выполнять учебное задание в соответствии с целью;

Познавательные:

Знают содержание романа, извлекают необходимую информацию из текста.

Коммуникативные :

Умеют представлять конкретное содержание в форме устного высказывания

уметь анализировать художественное произведение, составлять цитатную характеристику героев, анализировать, рассуждать, самостоятельно делать выводы.

Предметные:

Расширить свои знания о творчестве А.С. Пушкина, знать биографию поэта, писателя, уметь анализировать прозаический текст, историю создания романа «Дубровский», составлять характеристику героев.

Тип урока: комбинированный.

Карта урока

Приветствие.

Приветствуют учителя, дежурный сообщает об отсутствующих в классе

2. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Что происходит с человеком, когда с ним поступают несправедливо?

Образ Троекурова. Какие черты воплощены в нем? (пороки)

Сколько было на Руси таких Троекуровых?

Как будет звучать тема нашего урока?

Слушают, определяют тему урока

3. Актуализация знаний. Постановка цели и задач урока.

    Целеполагание.

Между кем происходит конфликт в романе?

Дубровский и Троекуров – представители дворянства.

Какие цели мы поставим перед собой?

    Викторина по роману А.С.Пушкина «Дубровский».

9.Как Троекуров наказал дочь, грозившую ему Дубровским? – Запер её в доме.

10.Почему Владимир решил сжечь свой родной дом? – Не хотел, чтобы в нём находились чужие люди.

11.Как Дефорж-Дубровский расправился с разъярённым медведем? – Убил его.

12.Как называлось село, где жили Дубровские? – Кистенёвка.

13.В каком городе учился Владимир Дубровский? – Петербург.

14.Почему шайка разбойников не мстила Троекурову? – Дубровский влюбился в Машу.

15.Что подарил Владимир Дубровский Маше при последнем свидании? – Кольцо.

16.С помощью каких животных лечили старого Дубровского? – Пиявки, мухи.

17.В чью пользу был решён вопрос об имении Дубровских в суде? – В пользу Троекурова.

18.Куда делись бумаги, по которым имение принадлежало Дубровским? – Сгорели.

19.Кого спас кузнец Архип во время пожара? – Кошку.

20.Что произошло со старым Дубровским после приезда Троекурова, решившего помириться? – Удар, а потом смерть.

21.Кто оскорбил старика Дубровского в гостях у Троекурова? - Слуга-псарь.

22.Что произошло с шайкой разбойников после поражения с правительственными войсками? – Дубровский их отпустил на все четыре стороны.

Целеполагание

Отвечают на вопросы викторины

4. Первичное усвоение новых знаний

    Аналитическая беседа.

Что заставило Владимира Дубровского пойти против Троекурова?

Как он продемонстрировал свой протест?

К какому лагерю примыкает Владимир?

    Рассказ о народных восстаниях.

История народных восстаний, судьба оппозиционно настроенных дворян глубоко волновали Пушкина. Его раздумья о народных волнениях нашли отражение в романе. Владимир Дубровский, дворянин и офицер, в своём протесте опирается на крестьян. Только они его поддерживают. После пожара и гибели приказных Владимир становится отщепенцем, поэтому примыкает к крестьянам.

Слушают.

Выполняют задания учителя,

Строят речевое высказывание в соответствии с учебной задачей.

5. Первичная проверка понимания

    Постановка проблемного вопроса?

Для чего же Пушкин изображает Дубровского-старшего и Троекурова столь разными?

Андрей Гаврилович Дубровский – положительный герой, Кирилла Петрович Троекуров - отрицательный. Я думаю, что с помощью этих образов писатель показывает свой идеал дворянина. Он должен обладать благородством, гордостью, чувством собственного достоинства. Пушкин восхищается тем, что в молодости Дубровский отказался от помощи своего влиятельного и богатого друга Троекурова. Он не захотел вернуть свое состояние таким путем, не захотел потерять своей свободы: «Дубровский с расстроенным состоянием принужден был выдти в отставку и поселиться в остальной своей деревне. Кирила Петрович, узнав о том, предлагал ему свое покровительство, но Дубровский благодарил его и остался беден и независим».

    Словарная работа.

Как вы думаете, что такое порок?

Нравственный, духовный недостаток, отрицательное моральное качество человека.

Что такое грех?

действие или помышление, нарушение , нарушение морально-этических правил, норм, установившихся в обществе. Является антонимом слова « ».

Какие пороки имел Троекуров?

Дубровский?

Осваивают навык выразительного чтения.

Отвечают на вопросы.

Высказывают и аргументируют свою точку зрения. Составляют цитатную характеристику героев.

6.Первичное закрепление

    Словесное рисование. Работа в группах.

1 гр.: Троекуров;

2 гр.: Владимир Дубровский.

Задание: дать словесную характеристику героям, подтверждая свои слова цитатами из текста.

В повести «Дубровский» Пушкин изображает два типа дворян. Они, по большому счету, являются воплощением добра и зла. С одной стороны, писатель рисует Андрея Гавриловича Дубровского – благородного дворянина. Это образ просвещенного человека. Он образован, умен, честен и благороден. По мысли Пушкина, оттого, что этот герой образован, он обладает лучшими качествами ума и сердца. Со всей уверенностью можно сказать, что это лучший представитель дворянства.
Андрей Гаврилович Дубровский был очень гордым и честным человеком. Превыше всего он ценил свое честное имя и дворянскую честь. Этот герой никогда и ни перед кем не унижался, всегда говорил правду в глаза. Дубровский держал себя на равных и с Кирилой Петровичем Троекуровым, который был гораздо богаче и знатнее его. Со своими крепостными крестьянами Дубровский обходился строго, но справедливо. Их он считал такими же людьми, как и дворян.

Рядом с Дубровским Пушкин изображает Троекурова. Он богат, но необразован. Этот герой недостоин звания дворянина, поэтому писатель говорит о нем, как о «русском барине». Тем самым он подчеркивает, что таких троекуровых в России было много.

Этот герой был надменным, грубым и жестоким: «В домашнем быту Кирила Петрович выказывал все пороки человека необразованного. Избалованный всем, что только окружало его, он привык давать полную волю всем порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума».

Кирила Петрович необразован. Отсюда – все его пороки. Обжорство, пьянство, жестокость, самодурство – вот неполный список качеств этого героя: «Несмотря на необыкновенную силу физических способностей, он раза два в неделю страдал от обжорства и каждый вечер бывал навеселе».

учащиеся работают в группе, составляют характеристику героев, используя цитаты текста

7. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении

Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру “Для чего Пушкин изображает дворян такими разными?”.

Записывают домашнее задание в дневник

8. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Составление синквейна «Троекуров» и «Дубровский».

Оценивание.

Выставление оценок.

Составляют синквейн. Ставят оценки, отвечают на вопрос.

Выставляют отметки в дневник

Учатся критично относиться к своей деятельности.

Дворянское общество в повести “Дубровский” представлено рядом персонажей, одни из которых изображены всесторонне и полно (Троекуров, Дубровский), другие - менее подробно (князь Верейский), о третьих - вспоминается вскользь (Анна Савишна и другие гости Троекурова).
Одним из главных героев повести является Кирила Петрович Троекуров. В этом человеке автор отобразил самую прочно стоящую на ногах часть дворянства, владык мира, ярых сторонников крепостного права. Именно эта часть дворянства в начале восемнадцатого века диктовала свои условия стране и чувствовала себя привольно, особенно в глубинке России.
Получая огромные доходы от эксплуатации подвластных им крестьян, помещики не утруждали себя никакими делами, праздно и разгульно проводя время. Они не желали никаких демократических преобразований в стране, так как подобные мероприятия угрожали их безраздельному владычеству и благосостоянию.
Что касается Кириллы Петровича Троекурова, то “его богатство, знатный род и связи давали ему большой вес в губерниях, где находилось его имение. Соседи рады были угождать малейшим его прихотям; губернские чиновники трепетали при его имени; Кирила Петрович принимал знаки подобострастия как надлежащую дань; дом его всегда был полон гостями, готовыми тешить его барскую праздность... Никто не дерзал отказываться от его приглашения или в известные дни не являться с должным почтением в село Покровское”. Науками этот своенравный русский барин себя не утруждал. Автор с явной иронией и осуждением говорит, что “Кирил а Петрович выказывал все пороки человека необразованного”. А так как физических сил у Троекурова было хоть отбавляй, то он без конца устраивал в своем поместье всевозможные увеселительные мероприятия и давал “полную волю всем порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума”. Одной из затей, имевшей назначение увеселения своих гостей, а более всего - себя, была затея с медведем, которого Троекуров специально откармливал в своем поместье, чтобы при случае подшутить над новым гостем.
Несмотря на то, что почти каждый из гостей избалованного донельзя помещика побывал в комнате с медведем и не только испытал нечеловеческий страх, но и получил физические увечья, жаловаться на Кирила Петровича никто не решался - слишком уж безграничной была его власть в округе.
Больше других развлечений Кирила Петрович любил охоту с собаками, он готовился к ней заранее и тщательно. После охоты обычно в поместье барина устраивалась длительная попойка всех ее участников. Очень часто друзья хлебосольного хозяина разъезжались по домам только под утро.
Чтобы читатель получил полное представление об избалованности и самодурстве Кирила Петровича, автор вводит в повесть эпизод, подробно описывающий псарню помещика, предмет его гордости и восхищения. В псарне этой “...более пятисот гончих и борзых жили в довольстве и тепле, прославляя щедрость Кирила Петровича на своем собачьем языке. Тут же находился и лазарет для больных собак, под присмотром штаб-лекаря Тимошки, и отделение, где благородные суки ощенялись и кормили своих щенят”. Какая забота о животных, какое благородство - не правда ли? Да, все это выглядело бы именно так, если бы крепостные люди этого барина, на которых держалось его благосостояние, жили лучше собак или, по крайней мере, хотя бы так же.
Ничего не стоит Троекурову унизить человека, даже того, к кому он питает уважение. А не подчиниться воле деспота и самодура - значит стать его заклятым врагом. И уж тогда Кирила Петрович не остановится ни перед чем, лишь бы продемонстрировать свое превосходство. Именно так он поступил с Андреем Гавриловичем Дубровским.
Дочь свою он “любил до безумия, но обходился с нею со свойственным ему своенравием, то стараясь угождать малейшим ее прихотям, то пугая ее суровым, а иногда и жестоким обращением”. Отношения с Машей, как, впрочем, и со всеми остальными, он строил на требовании полного ее подчинения своей персоне. Никакие слова-просьбы Маши об отмене свадьбы с нелюбимым человеком Кирила Петрович не удосужился даже выслушать. Конечно, это можно списать на его чрезмерную заботу о судьбе дочери, но счастлива ли от этого Маша, выпадет ли на ее долю счастье узнать, что такое разделенная любовь? Почти с уверенностью можно сказать - нет. Маша, как и онегинская Татьяна, воспитана на принципе: “Но я другому отдана; я буду век ему верна”.
Итак, в образе Троекурова автор показал далекую от реформаторских идей часть поместного дворянства, ведущую разгульный, праздный образ жизни. Отличительные черты этих дворян - необразованность, примитивность, алчность и самолюбие. Прочно стоящая на ногах, эта часть поместного дворянства яростно защищает старинный уклад жизни, основанный на порабощении человека человеком, и для обеспечения своего господства готова на самые жестокие меры.
Совсем иным предстает перед нами образ другого поместного дворянина - Андрея Гавриловича Дубровского. “Будучи ровесниками, рожденные в одном сословии, воспитанные одинаково...”, имея похожие характеры и наклонности, Троекуров и Дубровский-старший по-разному смотрели на крестьянина и на смысл жизни. Крестьян своих кистеневский барин не притеснял, поэтому и они относились к нему с любовью и уважением. Отношение Троекурова к крепостным крестьянам Андрей Гаврилович осуждал, потому и сказал своему другу: “...псарня чудная, вряд людям вашим житье такое ж, как вашим собакам”. Так же любя, как и Троекуров, охоту, Дубровский, однако, относился к праздным и разгульным попойкам соседа неблагосклонно и с неохотой посещал их. Сильно развиты у этого человека чувство собственного достоинства и гордость.
Ни в первые годы своей жизни в поместье, ни потом Андрей Гаврилович не соглашался воспользоваться дарами, которые предлагал ему Троекуров. Более того, в отличие от остальных помещиков, Дубровский никогда не боялся высказать в присутствии Кирилы Петровича свои мысли. Заискивать перед богатым соседом было не в его правилах. Образ Андрея Гавриловича Дубровского - образ благородного дворянина, заботящегося не только о своем кошельке, но и о вверенных ему крестьянах. Я думаю, что именно такие дворяне, при положительном стечении обстоятельств, были бы сторонниками демократических преобразований в России.