Анализ произведения обломов гончарова. Комплексный анализ романа гончарова "обломов" презентация к уроку по литературе на тему Анализ произведения обломов

Роман «Обломов» — произведение этапное, которое в извест-ной степени подводит итог большого и важного периода в разви-тии нашего народа и общества в целом. Оно показывает нам конец эпохи крепостных отношений, хотя крепостное право было отме-нено лишь в 1861 году. В нем наглядно раскрывается вся несосто-ятельность крепостных отношений, показывается, что человек не мог нормально развиваться в условиях крепостного права. Эти мысли Гончаров воплотил в образе Обломова — помещика, кото-рый служил в Петербурге, но оставил службу и теперь, будучи тридцати двух лет от роду, лежит в своей квартире, не может приобщиться к какому-либо элементарному делу и не знает, как жить дальше. Смысл заключается в глубоком постижении психо-логии человека, изуродованного барским воспитанием. Автор рас-крыл здесь последствия страшной болезни — «обломовщины». Это — обобщение и некий символ определенных человеческих качеств, которые проявляются во многих людях в течение цело-го ряда поколений.

Обломов — это смесь романтической мечтательности с не-пригодностью человека в абсолютно любой сфере, паралич ума и предельно ослабленной воли помещичьим нетрудовым образом жизни.

Есть и вторичные свойства обломовщины — это нежелание личности примириться с очень скудным в духовном плане и по-шлым существованием. Автор изображает страдания героя, и мы видим, что Обломов — это не только лежебока и лентяй, но и человек, решивший остановиться и ничего не потерять, так как все кругом низменно и пошло.

Роман характеризуется неторопливостью изложения и обили-ем всякого рода подробностей и деталей. Гончаров использует та-кую манеру изложения, называемую эпической, для того, чтобы показать причины падения героя. Мотив лежания становится цен-тральным, символизирующим духовную слабость человека. Ког-да-то он мечтал о полезном труде, но все усилия обратиться к делу закончились крахом. Илья Ильич уже примирился со сво-ей неподвижностью, поэтому большую часть времени проводит на диване, который вырастает в произведении до символа неподвиж-ности и остановки в жизни.

Последняя попытка Обломова вырваться из этого состояния связана с историей любви к Ольге Ильинской, когда со всей очевидностью обнажается непреодолимая сила обломовщины, бо-язнь жизни и неспособность к каким-либо решительным действи-ям. Мотив любви самым неожиданным образом оказывается сред-ством проверки героя: внутренне Обломов не был способен к боль-шому, настоящему чувству, так как атрофировались лучшие сто-роны его души.

Что же сделало Обломова таким? Ответ на этот вопрос за-ключен в главе «Сон Обломова», которая является экспозицион-ной, но автор сознательно переносит ее в конец первой части романа для того, чтобы более убедительно и наглядно показать причины обломовщины. Автор рисует детские годы своего героя, который был единственным сыном и рос в полном барском поме-щичьем довольстве. Родственники ограждали его от всех вообра-жаемых бед. Эта опека с малых лет сделала невозможным прояв-ление собственной инициативы мальчика, который вошел во взрос-лую жизнь, не чувствуя себя способным хоть к какому-либо делу.

Изображая помещичий быт, Гончаров видит в нем не только отрицательное, но и нечто положительное, ценное, что ушло, отступив под напором так называемой городской цивилизации. В Обломовке не все плохо: здесь царит беззлобие, доброта, от-сутствует хитрость, которая иногда правит миром. Гончаров счи-тал, что в характере людей должна присутствовать определен-ная способность к сопротивлению окружающей среде, если она обращена к человеку отрицательной стороной, умение восприни-мать в этой же среде положительные стороны, и на основе тако-го синтеза каждая личность должна формировать свою линию поведения. А человеческая жизнь, по мнению Гончарова, движется к прогрессу, и обязанность каждого человека — найти в ней свое место.

Таким образом, Обломов как тип и сама обломовщина интере-суют автора не только как частные проявления человеческой судьбы, но и как аналог ко многим судьбам. И в конце романа становится очевидным, что, резко осудив главного героя за лень и бездеятельность, писатель дает понять, что пропадает в сущ-ности неплохой от рождения человек, который мечтает о жизни истинно прекрасной, где нет черствости, меркантильности. Материал с сайта Но беда его заключается в том, что он только мечтает, лишь осуж-дает зло, но ничего не делает для того, чтобы его устранить.

Антиподом Обломова является образ Андрея Штольца, кото-рый олицетворяет передовые силы своего времени. Он нужен в романе для того, чтобы ясна была вся неприспособленность та-ких людей, как Обломов. Не случайно к Штольцу переходит за-тем все то, чем владел когда-то Илья Ильич. Штольц деловит, настойчив, ясно видит свою цель, которая заключается в труде. Одним словом, это делец новой капиталистической формации. Автор показывает нам, как одни люди гибнут, а другие находят свое место в жизни.

Прежде всего роман «Обломов» в истории русской литературы следует воспринимать как лучшее произведение критического реализма.

План

  1. Знакомство с главным героем и его образом жизни.
  2. Сон Обломова, в котором представлены все этапы его жиз-ненного пути.
  3. Детство и юность Андрея Ивановича Штольца.
  4. Обломов и Ольга Ильинская.
  5. Обломов и Агафья Матвеевна Пшеницына.
  6. Новая встреча Штольца с Ольгой в Париже, любовь к ней и женитьба.
  7. Жизнь Обломова в доме Пшеницыной.
  8. Счастье Штольца и Ольги Ильинской.
  9. Последняя попытка Штольца изменить жизненный уклад своего друга, которая вновь потерпела крах.
  10. Изменения, произошедшие в доме Пшеницыной после смерти Обломова.
  11. Встреча Штольца и его друга-литератора с нищим Заха-ром.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • анализ романа гончарова, "обломов"
  • обзор романа гончарова обломов
  • краткий анализ обломовп
  • сон обломова план
  • анализ романа схема

«Обломов» - это роман, который в своем поэтапном раскрытии отображает конец эпохи отмены крепостничества и невозможность нормального развития и роста личности в условиях процветающего тогда крепостного права. Приведенный ниже анализ романа "Обломов" наглядное тому подтверждение. Главный герой представлен автором в качестве собирательного образа человека, который не может после службы приобщиться к какому-нибудь делу и найти ответ на вопрос: как жить дальше? Роман «Обломов» представляет собой смешение романтизма с ослабленной волей человека, душевной немощью.

"Обломов": анализ 1 главы

Применяя метод поэтапного (ступенчатого) сужения образов, Гончаров переносит нас сначала на одну из основных улиц аристократии в городе Петербурге, перемещая суть действий в большой многонаселенный дом, где мы и попадаем в жилище и «опочивальню» главного героя.

Неопрятная комната соответствует как внешнему виду, так и внутреннему настроению хозяина, где мы обнаруживаем, что «ковры были в пятнах» и «лепилась в виде фестонов паутина». А сам герой - Обломов кличет периодически: «Захар!». И после ворчанья и стука «спрыгнувших откуда-то ног», перед нами возникает второй персонаж романа, слуга, также в довольно неприглядном виде. Лакей Захар для хозяина дома Обломова – не только «преданный слуга», он также выступает в роли хранителя родовых воспоминаний, друга, няньки. Это автор наглядно демонстрирует, представляя вереницу забавных бытовых сценок в результате общения лакея с барином.

Благодаря грубой, откровенной и неприкрытой лицемерием манере общения Захара мы знакомимся с отрицательными чертами Обломова – и с ненавистью к труду, и с жаждой покоя и безделья, и со склонностью преувеличивать тягость собственных забот.

Между слугой и помещиком явно прослеживается параллель: подобно тому, как Илья Ильич Обломов самоотверженно трудится над планом, лакей Захар всячески демонстрирует намерения провести генеральную уборку. Только совершенно не следует полагать, что Захар является двойником помещика или простачком ленивым. Не стоит о нем судить так поверхностно.

Жизнь Ильи Ильича как бы протекает в своем особом мирке, который то и дело терпит вторжение посторонних: уж многим людям есть дело до него. К помещику стучались в дверь и светский шалопай Волков, Пенкин – модный литератор, усердный чиновник Судьбинский и делец Тарантьев, даже какой-то «человек неопределенных лет, с неопределенной физиономией». Петербуржцев привлекает в квартире Обломова тепло души и мягкость её хозяина. Даже такой негодяй, как Тарантьев, понимает, что в этом доме он найдет «теплый, спокойный приют».

По существу, уже в экспозиции намечается пояснение того, почему Обломов как чиновник не достиг успеха.

Мы видим, что «среда не «заела», среда отторгала» народ, подобный главному герою, который, на самом деле, в духовном отношении гораздо выше любого из своих гостей.

Обломов к концу первой части романа готов изменить свою прежнюю жизнь. Герой находится под давлением внешних обстоятельств в виде необходимости переезда по причине снижения доходности имения. Только вот внутренние побуждения оказываются важнее. И прежде чем нам предстоит увидеть результат усилий помещика Ильи Ильича подняться с дивана, автор приводит для рассуждение особую новеллу о детских годах персонажа – «Сон Обломова».

Сон Обломова: анализ эпизода

В этом отрывке мы находим ответ на вопрос о том, как бодрый и резвый мальчик Илья Обломов превратился в мужчину, которой не желает никого и ничего знать, окромя собственного кабинета и прислуживающего ему лакея.

Обломовский сон – это связь прошлого и настоящего, предопределение судьбы героя. Сон показывает, как появился такой человек, как Илья Обломов, личность которого сочетает в себе добрые и приятные черты, а также полную индифферентность к происходящим событиям, желание полного отчуждения.

В более широком смысле сон является общим состоянием души героя. Представленная Обломовка существует лишь для того, чтобы пробудиться утром, а вечером уснуть. Так и Обломов бежит в свой кабинет на Выборгской от суеты и несвободы жизни, стремясь обрести покой и размеренность. Герой уверен, что лишь во сне он обладает полной свободой и может повелевать временем, по желанию видеть давно упокоенную мать и перемещаться в "благославенный уголок".

Анализ 9 главы "Обломова" показывает, что герой стремится ко сну, подменяя им ощущение свободы. Будучи метафорой жизни героя, "Сон Обломова" проходит через все пространство романа, определяя, что именно сновидения сподвигают "человека творить среди естественного мира другой, несбыточный, и в нем искать разума и потехи праздному воображению или разгадки обыкновенных сцеплений обстоятельств и причин явления вне самого явления".

Анализ 3 главы "Обломова"

В этой главе романа мы видим, как Обломова навещает Андрей Штольц - друг детства.

Уже на пороге Илья Ильич засыпает Штольца жалобами на собственное здоровье: изжога мучит и ячмени одолели. Врач советует ему путешествовать, но разве здравый человек поедет «... в Америку и Египет!...Разве отчаянный какой-нибудь, кому жизнь нипочем». Штольцу же страх и доводы Обломова непонятны и смешны.

Штольц, ознакомившись с письмом, предлагает товарищу действовать и излагает свое видение решения данной проблемы.

Но нет, таковое не для Ильи Ильича. Перемены для него страшнее всего на свете. Обломов не верит в то, что перемены дадут результат, как и план преобразования Обломовки, который он пишет уже ни один год. Илья Ильич не в состоянии совершать изменения в собственной жизни, они обходятся ему затратой слишком многих усилий.

Таким образом, вышесказанное о романе Гончарова "Обломов", анализ которого вы только что прочитали, раскрывает слабость духа человеческого и кризис неопределенности бытия, осознание нищенского духовного существования личности и смирение с этим. Подводя черту, следует сказать, что и в наши дни можно встретить "обломовщину", так что проблема, описанная автором, актуальна и сегодня.

Гончаров свой главный замысел вынашивал долгие годы.

В 1849 г. был опубликован «Сон Обломова» – глава неоконченного романа «Обломовщина». Отправляясь в летний отпуск в родной Симбирск, Гончаров даже заранее договорился в одной из петербургских редакций о публикации полного текста романа, уверенно рассчитывая привезти его из отпуска. Таким образом, можно предположить, что уже к лету 1849 г. первоначальный план « Обломова» сложился в творческом воображении писателя.

Но принадлежа к тому типу литератора, которому для создания произведения необходима сверхидея, Гончаров вновь обратился к своему замыслу лишь после возвращения из экспедиции на фрегате «Паллада», во время которой он имел возможность наблюдать нравы и обычаи, характеры и темпераменты самых разных народов, неизменно сравнивая их с русскими. «Обломов» увидел свет в 1859 г., и именно ему суждено было стать гончаровским ответом на вопрос о «корнях» и о «кроне» русской души.

Сюжет, проблематика и композиция

Помещик Илья Обломов живет в Петербурге на те средства, которые приносит ему его имение – деревня Обломовка. Службу он давно забросил, ни в какой другой деятельности себя не нашел. При этом он милый, добрый, образованный человек. Андрей Штольц, друг детства Обломова, тщетно пытается «пробудить к жизни» дорогого ему человека. Причем сделать это он пытается с помощью своей юной «ученицы» Ольги Ильинской. Он надеется таким образом внести «ровный свет, несколько градусов тепла» в беспросветную, мрачную и холодную жизнь Обломова.

Неторопливое развитие романа Ильи и Ольги составляет центральные – вторую и третью – части произведения. В конце концов вместо света в «несколько градусов тепла» – разгорелся огонь. Оказывается, в самом Обломове «был заперт свет, который искал выхода, но только жег свою тюрьму» . Свет натолкнулся на свет – и породил огонь.

Но Ольге не нужен такой человек, как Обломов, и она в конце концов становится женою Штольца. А Илья в 4-й части романа находит пристанище у вдовы-мещанки Агафьи Пшеницыной, на которой в конце концов женится и с которой до самой своей смерти ведет «растительное» существование. « В ее имени, – замечает литературовед Е. А. Краснощекова, – возможно, отозвался и мифологический мотив (Агафий – святой, защищающий людей от извержения Этны, то есть огня, ада) » .

Впрочем, защитить от внутреннего огня – не значит ли загнать его еще глубже внутрь? Можно ли (и нужно ли) спасти человека от такого огня? Этот вопрос был популярен во второй половине ХІХ века, и причиной тому, если попытаться уложить ее в некую схему, можно назвать обострение извечного конфликта европейской культуры Нового времени – конфликта языческих (огонь желаний) и христианских (любовь-агапэ – еще одно толкование имени Агафья) элементов культурной традиции.

Жанр

Современное литературоведение часто относит «Обломова» к жанру «романа-мифа», ибо в нем «выразилась самая сущность русской культуры». В то же время это один из первых «чистых» образцов русского психологического романа, не признающего однозначных, формальных характеристик. Так, автор «Обломова» вряд ли был бы согласен со знаменитой первой фразой «Анны Карениной» , ибо и о счастливой семье Андрея и Ольги Штольцев ему хочется знать не только то, что они в конце концов были счастливы, но и то, ценою каких усилий каждого из них давалось их семейное счастье.

Персонажи

Еще современная Гончарову критика сосредоточилась на антитезе «Обломов – Штольц» как главной символической оси романа.

Объехав по периметру всю Азию, автор «Фрегата “Паллада” » вынес о ней почти то же самое впечатление о полном и убежденном погружении в сон, какое у Обломова (еще в его раннем «Сне… ») осталось от Обломовки. Однако, находя много родственного на Востоке, русский человек в то же время никогда не переставал дивиться дивам Запада и молиться на «священные», по словам Достоевского , «камни Европы». Автору «Обломова» и «Фрегата “Паллада” » быть может более других русских писателей свойственно это умиленное (но и достаточно отстраненное) восхищение Европой. «Все, начиная с человека, породисто и красиво в Англии», - замечает автор «Фрегата “Паллада” » . И вновь настаивает: «Все породисто здесь: овцы, лошади, быки, собаки, как мужчины и женщины» . И в «Обломове» о Штольце он говорит: Штольц породист, «как английская кровная лошадь» .

Уважение, умиление, восхищение – вот чувства, которые вызывает Штольц: у Обломова и Ольги, у Захара («патриархального» слуги Обломова), у повествователя, у читателя… Вот только быть как Штольц или даже быть рядом с ним – тяжелый, непосильный труд. И не на такой ли труд обрекла себя Ольга, выйдя за Штольца? … Не испытывая к нему – поначалу – влечения-эроса , не умея и любить «ни за что», любить любовью-агапэ , и, таким образом, лишенная одной из двух возможных надежд на счастье в браке, не будет ли она до конца жизни внутренне метаться, не находя никакого внешнего выхода? …

«У меня нет ни одного типа, а все идеалы», - утверждал сам автор, имея в виду двух главных героев и двух главных героинь «Обломова» . Каждый и каждая из них идеальны в чем-то одном и для кого-то одного. Илья не готов быть главой семьи, быть не просто умным собеседником, нежным любовником (его « голубиную нежность» еще долго поминают между собою Ольга и Андрей), но мужем, берущим на себя ответственность и без колебаний предлагающим жене единственно верный (конечно, всего лишь для их семьи) ответ на любой вопрос. Илье нужна Агафья: та ни в чем не усомнится, сама все решит и за все ответит. И Агафья идеал, и Ольга, и Илья идеал, и, конечно, Андрей – но в разном, для разного, для разных и по-разному.

«Ее замечание, совет, одобрение или неодобрение стали для него неизбежною поверкою: он увидел, что она понимает точно так же, как он, соображает, рассуждает не хуже его… Захар обижался такой способностью в своей жене, и многие обижаются – а Штольц был счастлив! … Андрей видел, что прежний идеал его женщины и жены недосягаем, но он был счастлив и бледным отражением его в Ольге: он не ожидал никогда и этого».

Важное место на уроках литературы в школе занимает критический анализ «Обломова». Гончаров - крупнейший прозаик середины XIX века. Его романы оказали значительное влияние на развитие отечественной литературы указанного столетия. Книги писателя отличаются глубоким психологизмом, драматизмом, а также постановкой актуальных проблем современного ему времени, которые, впрочем, значимы и сегодня.

Первая часть книги

Изучение композиции романа в первую очередь предполагает анализ «Обломова». Гончаров в начале своего произведения подробно описывает тот образ жизни, который вел его герой. С начала произведения читатели знакомятся с этим персонажем глазами его посетителей. Но автор также передает и внутреннее состояние Ильи Ильича, который после ухода каждого из гостей пускается в длинные рассуждения, раскрывающие его как человека незаурядного. Проводя весь день дома, не работая и укрывшись от жизни, Обломов тем не менее задается сложными философскими вопросами о смысле существования, цели и перспективах общественной карьеры.

Он пытается понять причину собственной бездеятельности, неактивности и полного равнодушия ко всему происходящему. Акцент на душевное состояние персонажа должен включать анализ «Обломова». Гончаров - мастер создания психологических портретов своих героев. Он показывает, что Илья Ильич - человек, настроенный философски, что мешает ему вести образ жизни, который пытается привить ему его лучший друг детства Штольц.

Описание деревни

Большое значение описанию формирования своего героя придавал Гончаров. «Обломов» (сон Обломова, анализ которого традиционно является главной частью школьного урока, объясняет характер Ильи Ильича) - это ключевое произведение в творчестве писателя, так как в нем он раскрыл самые главные проблемы российской действительности своего времени. Этот сон показывает деревню, в которой родился и вырос герой. В этом месте жители отличались необыкновенной мягкостью характера, покладистостью, дружелюбием.

Они ни о чем не заботились, не думали о карьере или образовании. Все эти люди жили сегодняшним днем, их главной ценностью был домашний уют, тепло, забота друг о друге. Поэтому маленький Обломов полностью находился под опекой любящей матери, родных, своих нянек, кормилиц. Это объясняет его бездействие во взрослой жизни.

Завязка

Штольцу в конце концов кое-как удается занять своего приятеля некоторыми делами. Он вывозит его из дома, знакомит с новыми лицами. Встреча с молодой, красивой, умной девушкой Ольгой Ильинской коренным образом меняет жизнь Обломова. Он влюбляется в нее, и эта любовь окрыляет его. Герой начинает вести активный образ жизни: учится, много читает, совершает частые и дальние прогулки. Ильинская же, следуя указаниям Штольца, всячески побуждает своего нового знакомого к различным занятиям.

Характеристика их отношений входит составной частью в анализ «Обломова». Гончаров описывает, как их взаимное влечение друг к другу впоследствии переросло в сильное и глубокое чувство. Через некоторое время они объяснились и решили пожениться.

Кульминация

Это было важным событием в жизни персонажа. Однако он испугался того, как далеко зашли их отношения. Ему нравилось общение с Ольгой, однако, будучи по природе тихим, застенчивым и нерешительным, он почувствовал, что не в состоянии взять на себя брачные узы. Подробно описал психологическую эволюцию своего персонажа И.А. Гончаров. «Обломов» (анализ романа предполагает детальный разбор причины разрыва Ольги и главного героя) - это роман, который посвящен в первую очередь тонким наблюдениям автора за душевным состоянием персонажей.

Ильинская почувствовала нерешительность и колебания своего жениха. Она не сомневалась в его любви, но ее деятельная кипучая натура требовала активной и полноценной жизни. Самым напряженным моментом в произведении является момент объяснения героев между собой, когда выясняется, насколько они далеки друг от друга, несмотря на любовь. Анализ романа Гончарова «Обломов» объясняет различие в их характерах. Ольга была очень требовательна к себе и окружающим. А Илья Ильич оказался неспособным к полной трансформации своей личности и привычного образа жизни. Он сильно изменился под влиянием любви, однако в глубине души остался прежним. Именно в этом последнем разговоре со своей возлюбленной герой называет своей порок «обломовщиной» - понятием, которое вошло в обиход в повседневной речи.

Развязка

Одним из лучших прозаиков середины девятнадцатого века по праву считается И.А. Гончаров. «Обломов» (анализ произведения должен включать и описание последнего периода жизни героя) - это роман, который показывает развитие главного действующего лица с психологической точки зрения. После разрыва с Ольгой Илья Ильич женится на своей квартирной хозяйке Анисье. Эта женщина полностью соответствовала его представлениям о домашней хозяйке и жене. В ее доме Илья Ильич снова впал в прежнее, даже еще худшее бездействие, чем очень огорчил своего друга Штольца и Ольгу. Однако автор раскрывает внутренние причины такой трансформации персонажа.

Он объясняет это разочарованием от потери любимой девушки. Это состояние перешло у героя в полную апатию и равнодушие ко всему окружающему, что фактически и привело его впоследствии к смерти. Писатель в полной мере показывает читателю, что физическая кончина героя стала следствием его душевного опустошения, которого не могли заполнить заботы и искренняя и простая любовь Анисьи.

Герои

Обломову противопоставлены Штольц и Ольга Ильинская. Первый был обрусевшим немцем. Он много работал, заботился о своей карьере, но при этом не потерял душевности и доброты, за что его и полюбил Илья Ильич. Штольц искренне заботился о своем лучшем друге, пытался занять его и увлечь каким-нибудь делом. В конце произведения он женился на Ольге, с которой был схож характерами. Последняя, пожалуй, является для писателя идеалом. Она активная, целеустремленная, но при этом умная и сдержанная.

Изучение первой сцены

Для закрепления пройденного материала школьникам можно предложить сделать анализ эпизода романа Гончарова «Обломов». В качестве примера обычно выбирают сцены визитов гостей к герою в самом начале книги, так как их диалоги дают первое представление о главном действующем лице романа. Читатели видят, что Илья Ильич отказывается от участия в различных делах своих товарищей.

Все они чем-то заняты и всячески пытаются увлечь его, но безрезультатно. После их ухода Илья Ильич рассуждает о бесполезности их суеты, занятий, работы. Он задается главным вопросом всего произведения: а где во всей этой суете человек? Симпатии автора в данном случае явно на стороне Ильи Ильича, хотя он и не одобряет его образа жизни.

Анализ 1 части романа И.А. Гончарова «Обломов».

Цели урока:

1) Развитие навыка анализа эпизода художественного произведения. Изучение стилистики автора на всех уровнях текста.

2) Развитие логического мышления (дедуктивный и индуктивный методы), совершенствование устной речи и обогащение словарного запаса учащихся.

3) Формирование активной жизненной позиции учащихся.

4) Выработка навыков грамотного самостоятельного чтения.

Методы обучения:

Объяснительно-иллюстративный, поисковый, проблемный.

Приемы:

Разъяснительный с применением ИКТ, поисковый, исследовательский.

Тип урока:

Традиционный с использованием ИКТ.

Используемая литература:

Текст произведения; учебник Литературы. Литература. 10 класс. В 2 ч./ В.Г.Маранцман, Е.К.Маранцман, О.Д.Полонская и др.; под ред.-М.:Просвещение, 2011.-383 с.; статья Н.А.Добролюбова «Что такое обломовщина?» /Н.А.Добролюбов. Избранное.Саранск, Мордовское книжное издательство, 1974.

I. Ход урока

Запись на доске:

1. Кто такой Обломов? Почему он такой, каким мы видим его в 1 части?

2. Справедливы ли слова Гончарова И.А.: «Я старался показать в «Обломове», как и отчего у нас люди превращаются прежде времени в … кисель - климат, среда захолустья, дремотная жизнь и еще частные, индивидуальные у каждого обстоятельства»?

II. Опрос с применением презентации:

1. Какова цель написания романа?

3. Какие понятия, ставшие нарицательными, использует И.А.Гончаров в романе? Дать объяснение.

4. Какова композиция романа и как она используется автором для воплощения художественного замысла?

III. Беседа.

Роман Гончарова И.А. «Обломов» стал событием в литературном мире. «Редкий роман, — писал Д.И.Писарев, — когда-либо совмещал в себе до такой степени огромные психологические задачи, редкий возводил соединение двух таких задач до такого стройного, и, по-видимому, несложного целого».

Н.А.Добролюбов в своей статье «Что такое обломовщина?» пишет, что обломовщина – «давний порок связанного с крепостническим укладом дворянства, свидетельство исторической обреченности этого сословия». И.А.Гончаров через судьбу Обломова показал социальное явление – обломовщину, вот почему так важно исследовать причины обломовской апатии, выявить то, что оказало влияние на формирование личности главного героя.

Гончаров рассказал нам «историю о том, как лежит и спит добряк-ленивец Обломов и как ни дружба, ни любовь не могут пробудить и поднять его…»

IV. Анализ 1-8 глав 1 части.

1. Что мы знаем об Обломове? (Портрет, привычки, дом)

2. Кто составляет окружение Обломова? На какие группы можно разделить всех знакомых?

3. Как Обломов относится к образу жизни своих посетителей?

4. Кого считает истинным другом и почему?

5. Отношение к Захару. Какую черту Обломова автор подчеркивает через его отношение к слуге?

6. Каким себе представляет Обломов себя, что он думает о счастье и о жизни? («Разве я мечусь, разве работаю? мало ем, что ли? худощав или жалок на вид? Разве недостает мне чего-нибудь? Кажется, подать сделать есть кому! Я ни разу не натянул себе чулок на ноги, как живу, слава богу! Стану ли я беспокоиться? из чего мне? И кому я это говорю? Не ты ли с детства ходил за мной? Ты все это знаешь, видел, что я воспитан нежно, что я ни холода, ни голода никогда не терпел, нужды не знал, хлеба себе не зарабатывал и вообще черным делом не занимался».

«Идеал счастья, нарисованный им Штольцу, заключался не в чем другом, как в сытной жизни, — с оранжереями, парниками, поездками с самоваром в рощу и т.п., — в халате, в крепком сне да для промежуточного отдыха — в идиллических прогулках с кроткою, но дебелою женою и в созерцании того, как крестьяне работают».»Но вот в чем главная беда: он и вообще жизни не умел осмыслить для себя».)

V. Работа с 9 главой. «Сон Обломова»

Ученикам предлагается воссоздать облик Обломовки.

1 ученик.(Несколько пейзажей. Фотографии). Он выбирает ландшафт для Обломовки, чтобы там не было моря, гор, дремучих лесов. (Рассказывает, как автор описывает ландшафт Обломовки)

2 ученик. Выбирает сезонные изменения погоды (Картины художников). Нет полутонов. Зима – яркая, свежая, морозная, снежная. Лето теплое, солнечное, пейзаж пестрит цветочным многоцветьем. Осенью в одно и то же время начинается снег и мороз. Весна дружная, в ней нет места внезапным вьюгам и продолжительному ненастью.(Замечание о сезонности в Обломовке)

3 ученик. Люди, населяющие Обломовку. (Портреты. Красивые, пышущие здоровьем крестьяне и крестьянки. Спокойные, довольные, полные достоинства хозяева Обломовки). (Рассказ о взаимоотношениях обломовцев, о характере их жизни).

VI. Характеристика обломовцев. Сущность обломовщины.

1. Что является смыслом жизни обломовцев?

2. Какие представления о мире существуют у жителей Обломовки?

3. Какие три акта жизни обломовцев упоминает автор. Как это характеризует героев?

(«В Обломовке никто не задавал себе вопроса: зачем жизнь, что она такое, какой ее смысл и назначение? Обломовцы очень просто понимали ее, «как идеал покоя и бездействия, нарушаемого по временам разными неприятными случайностями, как-то: болезнями, убытками, ссорами и, между прочим, трудом. Они сносили труд, как наказание, наложенное еще на праотцев наших, но любить не могли, и где был случай, всегда от него избавлялись, находя это возможным и должным»).

VII. Итог урока.

В чем заключаются главные черты обломовского характера? «В совершенной инертности, происходящей от его апатии ко всему, что делается на свете. Причина же апатии заключается отчасти в его внешнем положении, отчасти же в образе его умственного и нравственного развития. По внешнему своему положению — он барин; «у него есть Захар и еще триста Захаров», по выражению автора.»

«История воспитания Обломова вся служит подтверждением его слов. С малых лет он привыкает быть байбаком благодаря тому, что у него и подать и сделать — есть кому; тут уж даже и против воли нередко он бездельничает и сибаритствует… Он бы, может быть, стал даже и работать, если бы нашел дело по себе; но для этого, конечно, ему надо было развиться несколько под другими условиями, нежели под какими он развился. В настоящем же своем положении он не мог нигде найти себе дела по душе, потому что вообще не понимал смысла жизни и не мог дойти до разумного воззрения на свои отношения к другим».(А.Н. Добролюбов «Что такое обломовщина?»)

Согласны ли вы с тем, что И.А.Гончаров сумел показать в образе главного героя, какие причины способствовали тому, что он стал таким, каким мы видим его в 1 части?

Для чего автор завершает «Сон Обломова» вопросом, который сам себе задает главный герой: «Отчего же это я такой?» (И.А.Гончаров показывает, что в главном герое еще «бродят» тревожные мысли, не дающие ему успокоиться окончательно. В них, быть может, сокрыта надежда на перемену участи Обломова?)

Домашнее задание.

Задание для 3 групп учащихся. 1. Охарактеризовать отношения Обломова и Штольца. 2. Охарактеризовать отношения Обломова и О.Ильинской. 3. Отношения Обломова и А.М.Пшеницыной.

  • Обновлено: Февраль 9, 2018
  • Автором: Миронова Марина Викторовна