Анализ сцены вранья в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» (III, IV явления). Анализ сцены вранья в комедии Гоголя «Ревизор» (действие III, явление VI) Каким предстает хлестаков в сцене вранья

«Сцена вранья» Хлестакова. (Действие III, явл. VI)

Н. В. Гоголь обладал удивительным талантом подмечать типичные
черты характеров и изображать их в своих произведениях настолько
живо, что и по сей день, читая книги писателя, мы находим
в себе или в окружающих людях сходство с гоголевскими героями.
Сила литературного обобщения оказалась так велика, что от фамилий
некоторых персонажей образовались нарицательные существительные,
обозначающие определенный тип поведения. Так, например,
герой комедии «Ревизор», Хлестаков, дал имя явлению «хлестаковщины».
В чем же проявляется «хлестаковщина»? Чтобы ответить на этот
вопрос, проанализируем сцену из «Ревизора», в которой ярко раскрывается
характер Хлестакова. Чиновники уездного города по
ошибке принимают мелкого регистратора за ревизора, тайно приехавшего
из Петербурга. «Отцы города» испуганы тем, что откроются
все их многочисленные пороки. От страха они готовы поверить любой
ерунде. Чиновники не принимают всерьез честного объяснения
Хлестакова о том, что он едет к отцу в деревню, а в городе задержался
из-за отсутствия денег. Городничий, который сам тридцать лет
«мошенников над мошенниками обманывал», не может поверить
простодушному признанию Хлестакова. Городничий вообразить не
может, до какой степени прост и легкомыслен Хлестаков. По предварительным
замечаниям автора для актеров, Хлестаков «несколько
приглуповат и, как говорят, без царя в голове», он «говорит и действует
без всякого соображения». Впрочем, глуповатость и легкомыслие
не мешают Хлестакову «срывать цветы удовольствия»,
абсолютно не задумываясь заранее о последствиях.
В Петербурге он проматывал отцовские деньги, по пути домой
проиграл все в карты, поэтому с легкостью берет «взаймы» у городничего,
не собираясь когда-нибудь возвращать долг. Городничий же
уверен, что ему удалось ловко дать взятку ревизору. Простодушие,
с которым Хлестаков соглашается осмотреть город, отобедать, переехать
в дом городничего, «отец города» принимает за благосклонность
важного чиновника. Подвыпивший Хлестаков начинает все
больше завираться и хвастаться. Видя, что все вокруг поддакивают
ему, Хлестаков дает волю фантазии. Причем он вовсе не собирается
обманывать чиновников и жену городничего с какой-то корыстной
целью, а врет по вдохновению, сам начиная верить в свою значительность.
«Рисуясь» перед Анной Андреевной, Хлестаков вначале
довольно скромно преувеличивает свое положение в обществе: «Вы,
может быть, думаете, что я только переписываю; нет, начальник отделения
со мной на дружеской ноге». Хлестаков проговаривается:
нетрудно догадаться, что он-то как раз занимался переписыванием.
Фантазер и сам чувствует это, добавляя: «А там уж чиновник для
письма, этакая крыса, пером только - тр, тр... пошел писать».
Уже такого преувеличения достаточно, чтобы чиновники испугались
садиться в присутствии Хлестакова, а он несется в своих фантазиях
дальше: его как-то приняли за главнокомандующего. Наверное, Хлестаков
смутно чувствовал, что его и сейчас приняли за кого-то другого.
Мысль вруна перескакивает на литературу, и он хладнокровно
сообщает о дружбе с «братом Пушкиным». Вспомним, что именно Пушкин
подсказал Гоголю сюжет «Ревизора». То-то Александр Сергеевич,
наверное, смеялся в этом месте! Но Хлестакову мало дружбы с Пушкиным,
он быстро присваивает себе чужие сочинения, не смущаясь
наличием у них известных авторов.
«Дом Ивана Александровича», оказывается, «первый в Петербурге
», а на балы собирается высшее общество: «министры иностранных
дел, французский посланник, английский, немецкий...» С угощением
Хлестаков, утром еще голодавший в гостинице, тоже не оплошал:
и арбуз у него «в семьсот рублей», и суп «приехал из Парижа».
Правда, завравшийся Хлестаков неожиданно приоткрывает истинную
картину своего столичного существования: «Как взбежишь
по лестнице к себе на четвертый этаж - скажешь только кухарке:
«На, Маврушка, шинель...». Но рассказчик спохватывается: он и «позабыл
», что живет «в бельэтаже».
Последний взлет фантазии возносит Хлестакова до должности
управляющего департаментом. Тут у него и «тридцать пять тысяч
одних курьеров», и государственный совет его боится, и в фельдмаршалы
должны его завтра произвести. Здесь Хлестаков совсем
заговаривается, и потрясенные общением с «великим государственным
мужем» чиновники провожают его спать. Итак, страх чиновников
и хвастливое вранье Хлестакова достигают в этой сцене высшей
точки, то есть мы наблюдаем кульминацию действия пьесы.
Явление «хлестаковщины» можно определить, как желание
ничтожного человека показаться больше, чем он есть, пустить пыль
в глаза. В характере Хлестакова ярко проявляются легкомыслие, безответственность,
стремление к пустому бахвальству, жажда удовольствий,
необразованность. Пораженные безудержным враньем Хлестакова,
чиновники приготовят ему взятки, а «ревизор» соберет их
как должное. Хлестаков почувствует свою безнаказанность, начнет
разом ухаживать за женой и дочерью городничего, а те будут несказанно
этому рады. Явление «хлестаковщины» получит свое полное
развитие в следующих сценах.

Почему врет Хлестаков? Попробуем найти ответ в данной статье.

Ложь Хлестаков

Хлестаков — это лживый человек; по своей внутренней пустоте он даже стоит гораздо ниже не только городничего и других чиновников, но и своего лакея Осипа. К сколько-нибудь связному мышлению он совершенно неспособен; у него, по собственному выражению, «замечательная легкость в мыслях»: мысль его беспрестанно перелетает с предмета на предмет, так что он сам забывает, о чем говорил только что. Высшее наслаждение его заключается в том, чтобы пощеголять на гулянье в модном костюме, порисоваться, особенно перед дамами. Мелкое тщеславие, желание пустить пыль в глаза, вот что руководит всеми его поступками.

Ради удовлетворения этой страстишки он прибегает к самой беззастенчивой лжи, особенно когда видит, что его слушают, что за ним ухаживают: он и департаментом управляет, и во дворец ездит, и с посланниками в карты играет. Наконец он так завирается, что даже перепуганный городничий замечает это, хотя и объясняет по-своему: «да еще наговорил больше, чем нужно; видно, что человек молодой».

Однако Хлестаков вовсе не сознательный обманщик и не самозванец. Он лжет без всякой цели, не из каких-либо личных, корыстных побуждений, а из простого легкомыслия и фанфаронства. В минуты, когда он лжет, он даже верит собственным словам, хотя тотчас же забывает о них и иногда сбивается с тона и вспоминает о своей комнатке в четвертом этаже, о кухарке Маврушке. Как мало связи в его мыслях, так же мало связи и в его поступках. Он вовсе не отдает себе отчета в своих действиях, не думает о результате.

Мысль, мелькнувшая в его голове, немедленно превращается в слово или в дело: в этом смысле Хлестаков — натура чисто импульсивная. Эта черта его особенно ярко проявляется в 4-м действии, когда Хлестаков то принимает чиновников и берет у них деньги (взаймы, так как он слыхал в Петербурге, что брать взятки неблагородно), то обещает купцам «убрать» городничего, то объясняется в любви одновременно его жене и дочери, то, наконец, неожиданно уезжает, соблазнившись перспективой про катиться с шиком на лихой тройке, и, таким образом, следую благоразумному совету Осипа, избавляется от ожидавших его неприятностей при приезде настоящего ревизора. Гоголь придавал роли Хлестакова очень большое значение.

Хлестаков, по мысли Гоголя, не просто мелкий петербургский фат, он вместе с тем представитель очень распространенного типа; следовательно, образ его, кроме частного, имеет еще и общее значение. Очень многие люди стремятся в жизни казаться не тем, что они есть на самом деле, и в этом противоречии между быть и казаться именно и заключается корень всякой «хлестаковщины», с тою только разницей, что не всегда она проявляется так ярко и наглядно, как в лице Хлестакова.

План
Введение
Сцена вранья занимает кульминационное место в комедии.
Основная часть
Хлестаков в доме Городничего:
а) сбивчивый рассказ героя о своей жизни в Петербурге;
б) у него «легкость необыкновенная в мыслях»;
в) отношение дам к Хлестакову;
г) Гоголь доводит ситуацию до абсурда.
Заключение
Сцена вранья - кульминационная сцена в композиции комедии, имеющая огромное значение для раскрытия характеров героев.
Сцена вранья в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» занимает кульминационное место.
Хлестакова привезли в дом Городничего, вкусно покормили и напоили. До этого он, полуголодный, собирался идти в тюрьму, но сейчас он не понимает, почему произошла такая перемена, и не задумывается над этим. Он не способен анализировать события. Он просто наслаждается текущим моментом и хочет произвести впечатление на присутствующих, особенно на дам. Поэтому Хлестаков радостно рассказывает о своей жизни в Петербурге. Он врет вдохновенно и сам верит тому, что говорит. Заканчивая фразу, он не помнит, о чем говорил вначале. Поэтому у него так часто не сходятся концы с концами: то его хотели сделать коллежским асессором (гражданский чин VIII класса), то его «совершенно приняли за главнокомандующего», то он говорит о себе, что «существует литературой». Сам себе он дает очень точную характеристику: «У меня легкость необыкновенная в мыслях». Поэтому он легко приписывает себе авторство и комедии «Женитьба Фигаро», и оперы «Норма», и повести «Фрегат «Надежда», и весь журнал «Московский Телеграф». А когда его уличает Марья Антоновна, что «Юрия Милославского» написал Загоскин, он тут же поправляется, что «есть другой «Юрий Милослав- ский», так тот уж мой». Такой путаницы у него много: в партии виста он себя считает пятым, лишним игроком, а провираясь, говорит, что живет на четвертом этаже. Но чиновники не замечают этой несуразицы. Дамы в восторге, так как встретили столичного человека, с «тонким обращением». На чиновников же Хлестаков нагнал такого страху, что они трепещут и стоят навытяжку: «Чин такой, что еще можно постоять». Они верят, что Хлестаков ревизор и важная персона, а ведь «не пригнувши не говорится никакая речь». Поэтому эта сцена - «звездный час» героя, минута его торжества, где он - в центре внимания, а вокруг восхищенные слушатели. Кроме того, эта сцена также одна из вершин мастерства автора. Она так комична, в ней столько ярких выражений, запоминающихся зрителю надолго. Кто не помнит «с Пушкиным на дружеской ноге» или «тридцать пять тысяч одних курьеров». Гоголь доводит ситуацию до абсурда: арбуз «в семьсот рублей» или «суп в кастрюльке прямо на пароходе приехал из Парижа». Эти комические приемы показывают нам мастерство Гоголя- юмориста.
Итак, сцена вранья - кульминационная сцена в композиции комедии и в то же время имеет огромное значение для раскрытия характеров героев.

Иван Александрович Хлестаков – главный герой комедии и самый яркий ее персонаж. Самой сатирической и важной сценой является сцена вранья Хлестакова в “Ревизоре”. Она показывает всю мелочность и лицемерие городских чиновников, а также самого Хлестакова.

Поведение Хлестакова

Иван Александрович Хлестаков – молодой человек, промотавший все состояние и не имеющий денег даже на еду. Но удача улыбается ему, когда городничий принимает его за высокопоставленного чиновника из столицы. Не имеющего ни гроша героя принимают в лучших домах города, кормят его и пытаются подружиться. Когда Хлестаков осознает, что его приняли за другого человека, он решает воспользоваться ситуацией с выгодой для себя. Он берет деньги у купцов и у самого городничего, ест и пьет за их счет, не испытывая стыда.

Хлестаков – обычный жулик и мошенник, такой же, как и другие персонажи пьесы. Его бояться все окружающие, но и он тоже боится городничего, он боится, что его обман будет раскрыт. Но жажда наживы движет Хлестаковым. Он старается по максимуму обобрать городничего и пожить за его счет. И уже осознав, что его могут рассекретить, он уезжает из города, оставив всех городских чиновников одураченными.

Сцена вранья

Пьеса построена на комическом конфликте, основанном на несоответствии: Хлестакова принимают за того, кем он на самом деле не является. Внешне в конфликте участвуют две стороны: все городские чиновники, которым нужно обмануть ревизора, и Хлестаков.

В первом действии комедии происходит завязка конфликта. Городничий узнает о предстоящем приезде ревизора. И в это же время в гостинице поселяется никому не известный молодой человек, которого и принимают за проверяющего. Все дальнейшие действия чиновников направлены на то, чтобы скрыть имеющиеся нарушения.

В третьем действии Хлестаков начинает понимать, что его принимают за какое-то важное лицо, и пытается соответствовать предложенной роли. Именно в этом действии начинается сцена вранья в “Ревизоре”. Хлестаков начинает врать, и уже ничто не может остановить его. Он до того заврался, что сам поверил в то, что говорит. Герой рассказывает о дружбе с Пушкиным, о своем огромном доме в Петербурге, приписывает себе авторство множества произведений. Когда он говорит, то заранее не планирует свой рассказ. Его речь словно бурная река – неизвестно в каком направлении она будет течь.

Разоблачение Хлестакова

Кульминацией конфликта являются сцены, в которых городничий торжествует от того, что Хлестаков посватался к его дочери. Теперь они породнятся с важным чиновником!

“Какие мы с тобой теперь птицы сделались”, – с гордостью говорит городничий жене.

Разоблачение Хлестакова наступает в восьмом явлении. Почтмейстер распечатал и прочитал письмо Хлестакова, в котором он рассказывает приятелю-журналисту о чудесах, приключившихся с ним. Содержание письма в самом неприглядном свете выставляет городских чиновников.

В довершении всех споров появляется жандарм с сообщением о приезде настоящего ревизора. От этого известия все окаменели. Эта немая сцена является развязкой конфликта и финалом комедии.

Данная статья поможет школьникам написать сочинение на тему “Сцена вранья Хлестакова”. Здесь рассматривается поведение главного героя, его отношения с другими персонажами. Также проведен анализ сцены 3 действия комедии, где Хлестаков самозабвенно врет о своем высоком положении в столице.

Тест по произведению

В произведении, принадлежащему к жанру комедия, «Ревизор» Н. В. Гоголь, используя приём сатирического преувеличения (гротеск), основанного на сочетании реального и фантастического, подшучивает, высмеивает всех мошенников, стремится показать человека таким, каким он является на самом деле.

С помощью гротеска Иван Хлестаков показан лгуном, который умеет обманывать с чувством, получая от этого наслаждение. Главный герой комедии, видя то, что его почитает общество, даёт разойтись своей фантазии, наглеет в своих требованиях: за короткое время из чиновника низшего класса превращается в фельдмаршала.

Сцена «вранья» обличает пороки чиновников и самого Хлестакова, желающего порисоваться.

В обществе главный герой возвышает, идеализирует себя. В его доме, который был построен первым в Петербурге, он даёт балы, гостями которых являются князья и министры.; приписывает себе авторство знаменитых произведений. Забываясь, произносит: «Как взбежишь по лестнице к себе на четвёртый этаж, скажешь только кухарке: «На, Маврушка, шинель…». Понимая, что оговорился, Хлестаков исправляет ситуацию: «Что ж я вру – я и позабыл, что живу в бельэтаже», стремится поддержать то удачное стечение обстоятельств, которое произошло.

Можно сказать, что Хлестаков обладает недостаточно полным душевным миром, так как, желая произвести впечатление на жену городничего, говорит, что дружит с А. С. Пушкиным, не может придумать достойную тему беседы с поэтом, но всё же приводит дам в восторг: «Ну что, брат Пушкин?» - «Да так, брат, - отвечает, бывало, - так как-то всё…».

Возникает ситуация глухоты, слепоты и невнимания чиновников, внезапно переставших осмыслять семантику слов, которые произносит Хлестаков. Бесстыдная ложь только увеличивает во всех веру о приезде истинного ревизора. Чиновники настолько испуганы, что не замечают лжи до вскрытия почтмейстером письма Хлестакова, из которого становится известно, что тот не ревизор. Каждый государственный служащий является беззаконником и нечестивцем, поэтому обман остаётся на протяжении долгого времени нераскрытым.

Сцена обмана, кульминация произведения, позволяет полно раскрыть композицию пьесы. Именно сатирическое преувеличение, использованное Н. В. Гоголем, позволяет подойти к серьёзной теме с юмористической стороны. Писатель обличает пошлость, бездуховность, показывает людей, лишивших себя идеалов и ценностей.

Сочинение Вранье Хлестакова (анализ)

Хлестаков, один из персонажей комедии Н.В. Гоголя "Ревизор". Голодного, изнеможенного Хлестаково, собиравшегося отправиться в тюрьму, привезли в дом Городничего, где его накормили и напоили. Он не задумывался над тем как и почему произошла такая перемена в его жизни. Он никогда не задумывается о чем либо, просто живет одним моментом, его цель произвести на людей хорошее впечатление, в особенности на особей женского пола. Именно по этой причине столько радости в его голосе и выражениях, когда он рассказывает про жизнь в Санкт-Петербурге.

Его лжи настолько много в словах, что он сам начинает верить в то что говорит. Его эмоции и рассказы настолько не правдивы и ложны, что под конец он уже не помнит, о чем повествовал вначале. Факты из его рассказов расходятся и говорят совершенно противоположные вещи. Он говорит что в его мыслях легкость необыкновенная и приписывает себе заслуги других писателей.

На вранье его ловит Марья Антоновна, говоря, что у произведения "Юрия Милославского" автор Загоскин, а Хлестаков в сою очередь утверждает ее в обратном. Говоря, что есть произведение с таким же названием, принадлежащее ему. Практически в каждом звуке, произносящем Хлестаковым, есть ложь.

Столько путаницы, что он сам в ней не разбирается, но к счастью для Хлестакова чиновники не обращают на это внимания. Как Хлестаков и хотел, он преподносит себя с хорошей стороны и дамы от него в восторге. Они думают, что встретили прекрасного столичного человека. А на чиновников Хлестаков нагнал огромный страх, лишь немного приврав о своем чине. Он полностью всех убедил, что это именно он ревизор и важная персона.

Сцена вранья возвышает его, ставит выше остальных, это его звездный час, где он-в центре внимания. Это не только звездный час Хлестакова, это одна из наилучших сцен автора произведения. В этой сцене заключено много интересных и ключевых моментов, которые надолго запомнятся зрителям. Автор-мастер. Именно в этом произведении раскрывается мастерство Николая Васильевича Гоголя, как поэта. "Суп в кастрюльке прямо на пароходе приехал из Парижа" ситуация, которую Гоголь довел до абсурда.

Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что сцена вранья - это кульминационная сцена в произведении, в которой раскрываются характеры многих героев.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Основная идея и смысл Песни о вещем Олеге Пушкина

    «Песнь о вещем Олеге» была написана А.С. Пушкиным в 1822 году, именно в эти годы поэта особенно волновала историческое прошлое его Родины. В основу написания данной поэзии у Пушкина легла его свобода мыслить.

  • Проблемы романа Герой нашего времени Лермонтова (Проблематика)

    Роман под названием «Герой нашего времени» написан Михаилом Юрьевичем Лермонтовым. Пользуется он широкой популярностью среди русскоязычных читателей и ценителей классической отечественной литературу и по сей день.

  • Анализ рассказа Бунина Подснежник 5, 6 класс

    Прекрасный русский писатель Иван Алексеевич Бунин прославился, написав большое количество глубокомысленных произведений. К таким произведениям относится рассказ «Подснежник»

  • Отзыв о пьесе Ромео и Джульетта Шекспира

    Известное во всем мире драматургическое произведение под названием «Ромео и Джульетта» написана английским литератором по имени Уильям Шекспир. Отзыв о данном творении представлен в этой статье.

  • Образ и характеристика Вити Фотография на которой меня нет Астафьева сочинение

    Основным персонажем произведения является маленький мальчик по имени Витя, от лица которого и ведется повествование рассказа.