Анна толстова о том, чем был импрессионизм для армянской живописи. Анна толстова о том, чем был импрессионизм для армянской живописи Открывая армянских экспрессионистов

ЕРЕВАН, 26 марта. Новости-Армения . Иллюстрированный каталог шедевров армянского импрессионизма издан в Москве, в рамках выставки "Армянский импрессионизм. От Москвы до Парижа", открывшейся 25 марта в Музее русского импрессионизма.

В экспозицию вошли произведения из собрания Национальной галереи Армении и Музея русского искусства Еревана - 58 работ более 20 армянских художников-импрессионистов.

Как сообщается на сайте Музея русского импрессионизма, в каталог помимо статей об армянском импрессионизме как художественном явлении, включены биографические эссе о представленных в экспозиции мастерах и интересные факты об их произведениях. Запланирована масштабная образовательная программа: лекции, тематические дискуссии, музыкальные вечера и экскурсии.

Среди живописных полотен посетители смогут увидеть работы такого всемирно признанного мастера, как Мартирос Сарьян. Великий армянский художник был учеником Валентина Серова и Константина Коровина, однокурсником Кузьмы Петрова-Водкина.

Также на выставке будут представлены неизвестные широкой публике авторы, чьи работы по красоте не уступают картинам Эдуарда Мане, Эдгара Дега, Пьера Огюста Ренуара, Камиля Писсарро, Клода Моне и других. Это работы Егише Тадевосяна – ключевой фигуры для армянского искусства. Егише Тадевосян принимал активное участие в Товариществе передвижных художественных выставок и объединении "Мир искусства", дружил с Василием Поленовым, Михаилом Врубелем.

Также среди художников стоит выделить Седрака Аракеляна, тонкого и лиричного живописца, у которого яркий колорит сочетается с мягкой моделировкой объемов, и Ваграма Гайфеджяна, работавшего совместно с Константином Коровиным над оформлением спектаклей в Большом театре.

Армянский импрессионизм как самобытное явление сформировался на рубеже XIX–XX веков под влиянием родоначальников направления – французских художников, переняв их уникальную манеру обращаться к изображению мгновений, будто бы выхваченных из реальной человеческой жизни; вслед за великими учителями они передавали ощущение света, как бы растворяя в нем привычные очертания предметов и форм. Их живой, вибрирующий мазок, выбор тем были призваны прославлять и воспевать все живое. Немаловажную роль в развитии армянского искусства сыграли и русские художники. Многие армяне учились в Москве и Санкт-Петербурге у ведущих мастеров своего времени – Василия Поленова, Константина Коровина, Валентина Серова.

Исключительным армянский импрессионизм делает приверженность многовековым национальным культурным традициям, красота родной земли, улочек армянских городов и деревень. Традиционная армянская кухня и знаменитый армянский коньяк, пронзительные полотна Аршиля Горки и кинофрески Сергея Параджанова – то, чем славится Армения во всем мире.

Музей русского импрессионизма представляет малоизвестную страницу – творчество армянских художников-импрессионистов, впитавших лучшее в Москве и Париже.

Директор музея Юлия Петрова считает важным знакомить зрителей с традициями импрессионизма разных школ. "Год назад, открыв музей, мы заявили о феномене русского импрессионизма и настаиваем на том, что это течение существовало не только в границах Франции. Поэтому очень важно для нас рассказывать о развитии импрессионизма в искусстве разных стран – это часть нашей программы. Армянский импрессионизм, с которым мы познакомились не так давно, оказался абсолютно европейским искусством. Думаю, что такой Армении наши посетители и не видели, и не ожидали увидеть. Мы покажем нежную живопись, дающую ощущение легкости, воздуха, простора, покоя, умиротворения", - отметил Петрова.

В рамках партнерства с армянскими музеями постоянная экспозиция Музея русского импрессионизма пополнится четырьмя шедеврами русского искусства – произведениями Аристарха Лентулова, Алексея Кравченко, Александра Куприна и Натальи Гончаровой, которые останутся в Москве до 4 июня. Эти полотна принадлежат Музею русского искусства, основанному в 1979 году профессором Арамом Яковлевичем Абрамяном.

Видео с открытия выставки смотрите ниже --0--

Вплоть до 4 июня в Музее русского импрессионизма демонстрируются произведения из собрания Национальной галереи Армении и Музея русского искусства Еревана. В экспозицию «Армянский импрессионизм. От Москвы до Парижа» вошли 58 работ более 20 армянских художников-импрессионистов.

Среди живописных полотен посетители смогут увидеть работы такого всемирно признанного мастера, как Мартирос Сарьян. Великий армянский художник был учеником Валентина Серова и Константина Коровина, однокурсником Кузьмы Петрова-Водкина. Также на выставке будут представлены неизвестные широкой публике авторы, чьи работы по красоте не уступают картинам Эдуарда Мане, Эдгара Дега, Пьера Огюста Ренуара, Камиля Писсарро, Клода Моне и других. Это работы Егише Тадевосяна - ключевой фигуры для армянского искусства. Егише Тадевосян принимал активное участие в Товариществе передвижных художественных выставок и объединении «Мир искусства», дружил с Василием Поленовым, Михаилом Врубелем. Также среди художников стоит выделить Седрака Аракеляна, тонкого и лиричного живописца, у которого яркий колорит сочетается с мягкой моделировкой объемов, и Ваграма Гайфеджяна, работавшего совместно с Константином Коровиным над оформлением спектаклей в Большом театре.

Армянский импрессионизм как самобытное явление сформировался на рубеже XIX-XX веков под влиянием родоначальников направления - французских художников, переняв их уникальную манеру обращаться к изображению мгновений, будто бы выхваченных из реальной человеческой жизни; вслед за великими учителями они передавали ощущение света, как бы растворяя в нем привычные очертания предметов и форм. Их живой, вибрирующий мазок, выбор тем были призваны прославлять и воспевать все живое. Немаловажную роль в развитии армянского искусства сыграли и русские художники. Многие армяне учились в Москве и Санкт-Петербурге у ведущих мастеров своего времени - Василия Поленова, Константина Коровина, Валентина Серова.

Исключительным армянский импрессионизм делает приверженность многовековым национальным культурным традициям, красота родной земли, улочек армянских городов и деревень. Традиционная армянская кухня и знаменитый армянский коньяк, пронзительные полотна Аршиля Горки и кинофрески Сергея Параджанова - то, чем славится Армения во всем мире. Музей русского импрессионизма представляет малоизвестную страницу - творчество армянских художников-импрессионистов, впитавших лучшее в Москве и Париже. Директор музея Юлия Петрова считает важным знакомить зрителей с традициями импрессионизма разных школ: «Год назад, открыв музей, мы заявили о феномене русского импрессионизма и настаиваем на том, что это течение существовало не только в границах Франции. Поэтому очень важно для нас рассказывать о развитии импрессионизма в искусстве разных стран - это часть нашей программы. Армянский импрессионизм, с которым мы познакомились не так давно, оказался абсолютно европейским искусством. Думаю, что такой Армении наши посетители и не видели, и не ожидали увидеть. Мы покажем нежную живопись, дающую ощущение легкости, воздуха, простора, покоя, умиротворения».

Мартирос Сарьян. Домик в саду.1935. 54.5х73


В рамках партнерства с армянскими музеями постоянная экспозиция Музея русского импрессионизма пополнилась четырьмя шедеврами русского искусства - произведениями Аристарха Лентулова, Алексея Кравченко, Александра Куприна и Натальи Гончаровой, которые останутся в Москве до 4 июня. Эти полотна принадлежат Музею русского искусства, основанному в 1979 году профессором Арамом Яковлевичем Абрамяном.

К открытию выставки издан иллюстрированный каталог: помимо статей об армянском импрессионизме как художественном явлении, в него войдут биографические эссе о представленных в экспозиции мастерах и интересные факты об их произведениях. Запланирована масштабная образовательная программа: лекции, тематические дискуссии, музыкальные вечера и экскурсии.


01. Продолжим знакомство с экспонатами - картина "Батуми.На наберной"

01.1БАТУМИ. НА НАБЕРЕЖНОЙ, 1913

ОВАННЕС ТЕР-ТАТЕВОСЯН

Ованнес Тер-Татевосян, которому суждено было стать одним из самых видных художников Советского Узбекистана, родился в семье портного. Меценаты помогли талантливому юноше поступить сначала в Тифлисскую художественную школу, а затем в знаменитое Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Его учителем стал Константин Коровин, чей артистичный импрессионизм заметно повлиял на молодого живописца.

По окончании училища вместо положенной ему заграничной поездки, отмененной из-за войны, Тер-Татевосян отправился в Самарканд. О нем он узнал от Коровина, писавшего в Туркестане этюды для парижской Всемирной выставки. Восток притягивал художников из разных уголков Российской империи, искавших ярких впечатлений и новых изобразительных форм. Средняя Азия навсегда покорила сердце Тер-Татевосяна - в 1920-е годы мастер неоднократно сюда возвращался, затем поселился тут и прожил почти до самого конца жизни. Пейзажи, созданные на Востоке, - в числе самых удачных произведений Тер-Татевосяна.

Написанный в Батуми пейзаж напоминает об уроках Коровина широким, плотным и фактурным мазком, роскошным подвижным красочным месивом, которое лишь при взгляде с определенной дистанции оказывается силуэтами людей и предметов. Кажется, что можно физически ощутить утомительное, густое марево, оплавленное солнечными лучами. Праздные фигуры мужчин в малиновых фесках, укрывшихся от жары в тени, лишь легко намечены, словно перед нами не реальный бытовой мотив, а мираж.


02.Григор (Гиго) Шарбабчян. Дом в Сурами.1917. 54х65

03. Арсен Шабанян, Прачки у реки. 1930-е.46.5х61

04. Три картины: "Мартиг.Венеция Прованса", "Дворик в Гарни", "Сбор пшата"

04.1 МАРТИГ. ВЕНЕЦИЯ ПРОВАНСА, 1927

РАФАЕЛ ШИШМАНЯН

54X65.5



Рафаел Шишманян родился в западноармянском селе, в семье многодетного земледельца. Он рано лишился родителей, и детство будущего художника было нелегким. Однако блестяще окончив армянский лицей в Константинополе, Шишманян смог уехать для продолжения учебы в Париж. Здесь он обучался в Национальной школе изящных искусств, постигал ювелирное ремесло в Национальной школе декоративного искусства. Тут же он посещал знаменитую Академию Жюлиана, которую можно считать международной кузницей самых новых и экспериментальных художественных течений.

Шишманян принимал активное участие в парижских выставках, а в 1926 году вместе с другими армянскими художниками основал и возглавил Союз армянских художников Парижа «Ани». Став заметной фигурой французской художественной сцены, живописец, искусствовед и критик Шишманян принял решение переехать на историческую родину, в Армению.

Художника привлекали изображения скромных уголков природы, сельских видов, узких улочек провинциальных городов, рыбацких поселков, старых построек и мостов, старинных крепостей. В пейзажных этюдах Шишманяна видна его чуткость и восприимчивость к современным ему французским художественным веяниям. От сдержанных по колориту пейзажей в духе Камиля Коро он шагнул в сторону пуантилизма, изображая классический импрессионистский вид со стогами сена в поле. Нарядный по цвету и лучезарный по светосиле пейзаж набережной с лодками написан во французском Мартиге. Городок, который называют «Венецией Прованса», вдохновлял Огюста Ренуара и Андрэ Дерена, Мориса Вламинка и Рауля Дюфи. Шишманян пишет c оглядкой на пост-импрессионистов и фовистов, но усмиряет буйство красок декоративной стройностью линий.


04.2 СБОР ПШАТА, 1936

СЕДРАК АРАКЕЛЯН

99.5X72.5

Седрак Аракелян родился в селе, в крестьянской семье. Отец отправил его в Тифлис к брату-портному. Там самодеятельные рисунки Седрака как-то заметил художник Генрик Гриневский и помог ему поступить в Художественную школу. После нескольких лет учебы Аракелян, по совету своего преподавателя Егише Тадевосяна, с двадцатью пятью благотворительными рублями в кармане уехал в Москву и поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества. Здесь он учился у Константина Коровина и Абрама Архипова. В летние месяцы Аракелян путешествовал по Армении, писал местные пейзажи, часто изображая мистические ночные виды. По окончании училища Аракелян получил право на учебную поездку по Европе, которая не состоялась из-за войны и революции. Художник вернулся в Армению, с которой оказалась связана вся его дальнейшая жизнь.

На родине Аракелян вдохновлялся видами Севана и Еревана с окрестностями, в ту пору, когда по улицам города еще расхаживали верблюды. Аракеляну было суждено стать одним из первых армянских мастеров урбанистического пейзажа. Художник много работал на пленэре; писал быстро, стараясь безошибочно запечатлеть изменения освещения и свое настроение. В его полотнах заметен интерес к восточному колориту, ориентальным мотивам и орнаментам. Помимо импрессионизма и фовизма в определенные периоды творчества Аракелян использовал принципы символизма, конструктивизма и даже кубизма.

Уже во время главенства соцреализма в искусстве Аракеляну приходилось писать «на заданную тему» — про сельскохозяйственные и промышленные успехи республики. Но ему удавалось деликатно «растворять» подробности трудовой советской жизни в колористически тонких пейзажах. Переливы севанской волны и облака над озером, мшистые скалы и утренние туманы, шумный водопад и влажные сумерки, пшатовое дерево — излюбленные мотивы художника. Картина сбора сладких плодов с тяжелых упругих серебристых веток пшата поражает энергией ударов кисти, свежестью красок. Жанровый сюжет оборачивается фейерверком цвета и света, прославляя солнце и природное богатство Армении


05.Седрак Аракелян. Дорога в сады.1921-22.
Карапет (Шарль) Адамян. На пляже.

06.Григор (Гиго) Шарбабчян. Красный парусник.Бретань.54х64.5


07. Ну очень большой портрет...

07.1ПОРТРЕТ АРТИСТКИ ЕЛЕНЫ БАРОНКИНОЙ, 1935

СТЕПАН АГАДЖАНЯН

ХОЛСТ, МАСЛО

НАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЛЕРЕЯ АРМЕНИИ, ЕРЕВАН

Степан Агаджанян, родившийся в многодетной семье портного, с ранних лет проявлял страсть к рисованию. Родственники не одобряли тяги Степана к искусству и прочили ему карьеру финансиста. Однако оказавшись в Марселе, куда Агаджаняна отправили на заработки, он поступил в местную художественную студию, а затем продолжил обучение в знаменитой Академии Жюлиана в Париже. Он прекрасно освоил уроки живописцев-реалистов. Сдержанность колорита французской академической живописи, которую перенял Агаджанян, только в позднем творчестве сменилась светлой и яркой палитрой.

О жизни в Париже художник рассказывал мало, хотя был знаком со многими французскими мастерами того времени. Особенно охотно он обсуждал проблемы искусства с Ренуаром, прогуливаясь с ним в окрестностях Булонского леса.

По возвращении в родной город Шуши он энергично работал, писал пейзажи и психологические портреты. Агаджанян надеялся вернуться в Париж, но почти на двадцать лет связал свою жизнь с Ростовом-на-Дону, где преподавал рисунок и живопись. Всегда требовательный к себе и коллегам, он твердил: «Нельзя изменять искусству, нужно себя целиком посвятить ему, иначе искусство найдет способ отомстить и опозорить».

В 1921 году Степан Агаджанян переехал в Ереван. В Армении палитра художника изменилась, приобретя более яркие и свежие цвета. Манера живописца стала более свободной и выразительной.

Яркий пример тому — портрет артистки Елены Баронкиной 1935 года. Этой эффектной меццо-сопрано композиторы посвящали свои произведения, а живописец Ваграм Гайфеджян написал её в образе Кармен. В портрете Баронкиной Агаджанян уходит от прежней мрачной палитры, выбирая тонкие, перламутровые оттенки. Писательница Мариэтта Шагинян отмечала высокое мастерство художника. Она говорила: «В наше время (по смерти Серова), почти не насчитывающее хороших портретистов, [Агаджанян] представляет собою отрадное и редкостное явление».


08.Егише Тадевосян. Улица в Тифлисе.38х28

09.Портрет Жюстины - жены художника Тадевосяна и Автопортрет Ваграма Гайфеджяна

09.1ПОРТРЕТ ЖЮСТИНЫ, ЖЕНЫ ХУДОЖНИКА, 1903

ЕГИШЕ ТАДЕВОСЯН

ХОЛСТ, МАСЛО

НАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЛЕРЕЯ АРМЕНИИ, ЕРЕВАН

«Всей своей сутью он был сыном своей Родины», - говорил о Егише Тадевосяне художник Ерванд Кочар. Все детство Тадевосяна прошло в окружении замечательных памятников армянской культуры. Он говорил на чистейшем армянском, был влюблен в армянскую книжную миниатюру, архитектуру и музыку. Дома у художника была фисгармонь, на которой он наигрывал песни Комитáса и собственного сочинения.

Егише Тадевосян получил художественное образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Там его главным учителем и близким другом стал Василий Поленов. Именно в поездках с Поленовым в 1899 году по Палестине, Сирии, Египту и Греции раскрылось мастерство Тадевосяна-пейзажиста. Некоторые этюды он писал прямо с палубы парохода.

На обратном пути Егише Тадевосян впервые оказался в Западной Европе, о которой так много слышал из рассказов московских коллег. Уже будучи преподавателем, художник часто отправлялся в Европу на летние каникулы - смотреть искусство старых мастеров. Познакомившись с импрессионизмом, Тадевосян не сразу осознал его значение, но все же постепенно проникся им.

Взгляните на его пейзажи: как тонко художник чувствовал природу, как легко и свободно ему удавалось передать ее трепетное дыхание. Восприняв открытия импрессионистов, Тадевосян выработал собственную живописную манеру, с на редкость богатой красочной палитрой. Обратите внимание на женские портреты: на них художник изобразил свою жену Жюстину. Швейцарка по происхождению, она была воспитательницей детей в доме у Поленовых, там её и встретил Егише Тадевосян. На портрете из собрания Национальной галереи Армении Жюстина читает книгу в саду полулежа на зеленой лужайке. Подобные идиллические сцены писал Клод Моне, любуясь красотой и непринужденной грацией своей супруги Камиллы.


Использована информация сайта и табличек "Музея русского импрессионизма"
Фото этих и других картин (11 полотен) можно посмотреть на сайте

Кроме шуток, выставку «Армянский импрессионизм. От Москвы до Парижа» открыл в Москве Музей русского импрессионизма.

Оставим термины – не в них тут суть. О чем речь; что, собственно, привезено?

Работы армянских художников из Национальной галереи Армении (участвовали также Музей русского искусства из Еревана и частные коллекционеры). В основном это авторы, которые входили в профессиональную жизнь в последней четверти XIX века или в начале ХХ столетия. То есть для них развившийся во Франции импрессионизм уже воспринимался не как слом традиций – «поверх барьеров» – а как достаточно устоявшаяся данность. Как и работа на пленэре, и дробность мазка, и использование чистого цвета, и прочее, что уже прочно вошло ко времени зрелости этих живописцев в художественный оборот. И с чем уже можно было познакомиться не только непосредственно в Париже (что, к слову, многие и делали), но и опосредованно, через Москву (многие учились в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у таких профессоров, как Поленов, Серов, Коровин).

А вот знакомы эти авторы московскому зрителю не слишком хорошо. То есть некоторые-то, конечно, вполне хорошо – например, Мартирос Сарьян, активно представленный и в постоянной экспозиции Третьяковки. (Он, кстати, как раз учился в МУЖВЗ, а с французскими мастерами знакомился в частных собраниях Морозова и Щукина.)

Егише Тадевосян – еще один автор более-менее известный москвичу и представленный в московских музеях. Вновь выпускник МУЖВЗ (где главным его учителем был Василий Поленов). Привезенная выставка позволяет увидеть не менее десятка его работ.

Вардгес Суренянц считается классиком армянского искусства. За его плечами было не только МУЖВЗ, но и Мюнхенская академия художеств. Сам, между прочим, примыкал к поздним передвижникам.

Седрак Аракелян – вновь МУЖВЗ и Коровин с Архиповым в качестве преподавателей. Впоследствии Аракелян создал первое художественное объединение в советской Армении – Общество работников изобразительных искусств.

Ваграм Гайфеджян, что любопытно, учился первоначально в Московском университете одновременно на медицинском и юридическом факультете. Но и то, и другое променял на Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Вместе с одним из своих преподавателей, Константином Коровиным, работал позже над оформлением спектаклей в Большом театре. А переехав впоследствии в Армению, сам долгие годы преподавал.

Фанос Терлемезян в молодые годы делил свое время между участием в борьбе армян против османского ига (несколько раз был арестован) и изобразительным искусством. После двух лет, проведенных в петербуржской Рисовальной школе Общества поощрения художеств, продолжил учебу в Париже в Академии Жюлиана.

А вот Арсен Шабанян, уроженец Западной Армении (то есть находившейся в составе Османской империи), вообще числится «французским художником армянского происхождения». Учиться живописи начинал в Венеции, продолжил в Париже. И на его работах – ландшафты Бретани или Прованса.

Карапет Адамян более известен под именем Шарль и также проделал путь из Западной Армении через Италию во Францию.

Ованнес Алхазян тоже сменил имя на Жана – и это не случайно. Уроженец города Ван (в 1915 году ставшего символом армянского сопротивления туркам), свое художественное образование Алхазян начинал в Тифлисе, а продолжил в Париже, где и прожил в результате большую часть жизни (много, впрочем, путешествуя).

Рафаел Шишманян, еще один похожий путь: Западная Армения – Константинополь – Париж. Национальная школа декоративного искусства плюс все та же Академия Жюлиана. И даже создание Союза армянских художников Парижа (sic!). Впрочем, в отличие от многих соучеников, все-таки вернулся в советскую Армению (уже в конце 40-х).

Ерванд Кочар после ВХУТЕМАСа и учебы у Петра Кончаловского около полутора десятилетий провел в Париже. Вернуться в СССР его угораздило очень «вовремя», в 1936 году – и понятно, вскоре он «сел». Но уцелел – а поскольку прожил долго, то в конце концов стал заслуженным художником Армении.

Григор Шарбабчян, еще один ученик парижской академии Жюлиана, долгие годы работал главным художником Армянского драматического театра в Тбилиси.

А вот Ованнес Тер-Татевосян проделал путь в ином направлении – на Восток. После учебы в Тифлисской художественной школе и в МУЖВЗ у Коровина молодой художник предпочитает отправиться не в Европу, а в Туркестан. И становится в конце концов народным художником Узбекистана – и так бывает.

Габриел Гюрджян, еще один уроженец Западной Армении, образование получил в Пензенском художественном училище (где его обучали в основном ученики Репина). Позже и сам преподавал, а заодно возглавлял Союз художников Армении. Писал и «идейные» картины на индустриальные темы, но тут представлены, разумеется, пейзажи.

Саркис Хачатурян, получив художественное образование в Риме и Париже, вернулся на родину – на территорию, подконтрольную Османской империи. Спасшись во время резни 1915 года, он посвящает этой теме (как и вообще судьбе армянских беженцев) десятки полотен. Но на выставке показаны сюжеты гораздо более мирные – в основном семейные портреты.

Еще судьба: Аруюн Галенц в пятилетнем возрасте остался сиротой после резни 1915 года. Рисованием увлекся в детстве, во время жизни в приюте. Жил в Сирии и Ливане, образование получил в частных мастерских (в основном открытых французами). В 1946 году вполне преуспевающий художник решает репатриироваться – и едет с семьей в советскую Армению. Где сначала его принимают в Союз художников и даже устраивают персональную выставку, но затем за «формализм» из союза исключают. Но не посадили – и на том спасибо. Впрочем, посмертно ему и госпремию дадут, и музей откроют.

Однако перечисленные художники – особенно работавшие непосредственно в Армении – оказали влияние и на последующие поколения. Приведу один яркий пример. Оганес Зардарян учился в Ереване у двух учеников еще дореволюционного МУЖВЗ, Седрака Аракеляна и Ваграма Гайфеджяна. А там и сам преподавал – в общем, линия продолжается.

Выставка из Армении имеет и еще один дополнительный бонус. В дополнение к армянскому искусству из ереванского Музея русского искусства привезли четыре работы представителей русского авангарда. (Внимание! Они размещены в залах постоянной экспозиции.)

Наталья Гончарова.

Александр Куприн.

Алексей Кравченко.

И Аристарх Лентулов.

Выставка из Армении будет открыта в Музее русского импрессионизма до начала июня.

На всякий случай – где искать сам музей: он расположен в пространстве бывшей фабрики, а теперь «культурно-делового комплекса» «Большевик». Официальный адрес – Ленинградский проспект, 15 (в общем, это недалеко от Белорусского вокзала). Здание музея – на первой фотографии.

ЕРЕВАН, 26 мар — Sputnik, Алексей Стефанов. Музей русского импрессионизма открылся в современном культурно-деловом центре на территории бывшей кондитерской фабрики "Большевик" менее года назад, но уже завоевал популярность среди ценителей искусства — в день его посещает более пятисот человек. Руководство музея уверено, что выставка армянских художников, которая продлится с 25 марта по 4 июня, будет пользоваться еще большим успехом.

Единое полотно армянского искусства

"Как-то я приехал в Ереван, а у меня есть такая привычка — я всегда хожу в музеи. Во многих уже был, но вот до Национальной галереи Армении никак не доходило дело. И в этот раз оказалось, что гостиница, в которой я поселился, располагается как раз напротив. Подумал, это судьба. Зашел в музей и, честно говоря, был просто заворожен десятками работ. Поговорил с сотрудниками музея и понял, что русские туристы в него почти не заходят. Если приезжают в Армению, то едут в горы, на озера, еще куда-то… Решил, что обязательно нужно привезти картины в Россию. Поэтому я искренне благодарен армянской стороне, я много кого задействовал, нет смысла перечислять всех, за помощь и взаимопонимание. Весь этот процесс был крайне комфортным. И я очень рад тому, что мы с музеями Еревана смогли сделать такую выставку. С моей точки зрения, она совершенно восхитительна", — сказал учредитель Музея русского импрессионизма и большой знаток этого направления Борис Минц.

Увлекаться работами художников конца XIX — начала XX века предприниматель Борис Минц начал еще в начале нулевых годов, в его коллекцию входят работы Валентина Серова, Константина Коровина, Бориса Кустодиева, Петра Кончаловского, Василия Поленова, Юрия Пименова, Александра Герасимова. На их основе Минц и создал свой музей в Москве, в котором теперь выставляются работы также из других частных коллекций.

Выставка "Армянский импрессионизм. От Москвы до Парижа", по замыслу руководства музея, должна стать жемчужиной сезона. На этот раз коллекция музея пополнилась почти шестью десятками работ выдающихся армянских импрессионистов — Мартироса Сарьяна, Вардгеса Суренянца, Карапета (Шарля) Адамяна, и менее известных за пределами Армении художниками — Егише Тадевосяна, Седрака Аракеляна, Оганеса Зардаряна, Ваграма Гайфеджяна и других.

"Мы покажем импрессионизм еще не виданный в нашей стране. Естественно, что развитие импрессионизма в мире проистекало не только во Франции, не только в России. И очень важно для нас, для нашей музейной концепции, знакомить наших зрителей с развитием импрессионизма разных стран. У каждого из них свое лицо, свой колорит. Работы, которые собрались в наших залах сегодня, приехавшие из Национального музея Армении и из Музея русского искусства Еревана, яркие, сочные, при этом очень тонкие. И вглядываясь в каждую, можно увидеть, как они не похожи одна на другую и как при этом складываются в единое полотно армянского искусства", — дополнила его слова директор Музея русского импрессионизма Юлия Петрова.

Впервые за четверть века

"Самое главное в импрессионизме — это первые впечатления. Когда я уже в Москве зашел посмотреть экспозицию, первый импрессион, впечатление было таким — это великолепно. За 25 лет постсоветского развития — это наша первая возможность экспонировать такое большое количество армянских художников, которые причислены к импрессионистам. Мы гордимся, что у нас есть это искусство, и хотели бы, чтобы больше наших друзей, коллег в Российской Федерации знали об армянских художниках-импрессионистах, многие из которых учились в России, путешествовали по Европе и творили это великолепие", — отметил директор Национальной галереи Армении Арман Цатурян.

Он вспомнил, как вместе с представителями московского музея ходил по своим залам и по-доброму спорил с коллегами, что стоит везти на выставку, а что нет.

"Мне кажется, нам удалось привезти оттуда лучшее наполненное импрессией искусство", — сказал он.

"Сегодня праздник и для нашего музея. После стольких постсоветских кризисных лет мы впервые вышли на такой уровень, у нас международная выставка. Для нас это большая честь. Могу сказать, что так будет и в дальнейшем, поскольку у нас большая коллекция русского импрессионизма", — добавила директор Музея русского искусства Еревана Марине Мкртчян.

© Sputnik / Кирилл Каллиников

Открывая армянских экспрессионистов

Специально для журналистов за день до открытия выставки была устроена экскурсия по залам, в которых представлены картины армянских художников.

"Вардгес Суренянц является сейчас символом Армении. Родившись в семье священника в Восточной Армении, учитель истории и религии, он блестяще знал свою родную культуру, но сам считал себя человеком мира, потому что свободно говорил на шести европейских языках, превосходно знал европейскую художественную культуру, учился в Москве, затем в Мюнхене. Ему свойственна очень благородная и сдержанная классическая гамма и такой раздельный импрессионистский мазок, сквозь который просвечивает холст, — начала экскурсию по выставке ведущий редактор музея Елизавета Новикова. — Вот достаточно загадочный портрет — дамы по имени Анна Идельсон, подруги семьи художника, который был написан чрезвычайно быстро — всего за четыре сеанса. Известно, что Серов мучил своих моделей десятками и сотнями сеансов, а Суренянц работал, как подлинный экспрессионист".

Работами армянских импрессионистов Елизавета Новикова проникалась на протяжении довольно долгого времени — именно она говорила каталог выставки и может говорить часами не только о самих художниках и их работах, но также о связи между ними.


  • © Sputnik / Кирилл Каллиников


  • © Sputnik / Кирилл Каллиников


  • © Sputnik / Кирилл Каллиников


  • © Sputnik / Кирилл Каллиников


  • © Sputnik / Кирилл Каллиников

1 / 5

© Sputnik / Кирилл Каллиников

"Суренянц, будучи еще семилетним мальчиком, получил публичное благословение от Ивана Айвазовского, которого он встретил в Крыму. Айвазовский даже подарил ему какие-то первые художественные принадлежности, и стоит отметить, что именно пример армянина Ивана-Ованеса Айвазовского был примером для всех художников-армян, примером для подражания", — сказала она.

Отметив, что художники-армяне предпочитали заканчивать не Санкт-Петербургскую художественную академию, а Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где преподавали Василий Поленов, Валентин Серов, Константин Коровин. И это тоже их объединяло.

"Получалось, что художники-армяне сначала знакомились не с французским первоисточником — импрессионизмом, а с его русским изводом, — добавила Елизавета Новикова и повела к новым картинам.

"Это Егише Тадевосян, вероятно, самый импрессионистический из всех представленных здесь художников. И он также учился в Москве, а художник Василий Поленов был не только его главным учителем, но также, можно сказать, вторым отцом. Потому что именно Тадевосян сопровождал Поленова в его поездках по Палестине, по Ближнему Востоку. И там он писал очень много этюдов, причем часто экстремально скоростных — прямо с палубы корабля, например. Именно в этих поездках Тадевосян проявил свое дарование художника-импрессиониста, пленэриста, замечательно раскрыл его. А потом женился на воспитательнице детей Поленовых, еще крепче связав свою судьбу с этим русским художником…".

"Но самым влиятельным художником ХХ века было суждено стать Мартиросу Сарьяну. Именно под его знаком развивалась армянская живописная школа. Он был примером для молодых армянских художников и также был связан с Москвой, где учился на одном курсе с Кузьмой Петровым-Водкиным. В конце двадцатых годов он оказался в Париже, писал там пейзажи с натуры и еще ближе познакомился с импрессионизмом. Его гамма стала более сдержанной, тонкой, в сюжетах проявилось больше внимания к малозаметным уголкам жизни. И в этом, конечно, было уже влияние французских художников", — рассказала Новикова об еще одном знаменитом армянском художнике, чьи картины на два с половиной месяца украсили московский музей.