Ануфриев мишкин мундир. Владимир михайлович ануфриев. Приблизительный поиск слова

– ограничена поверхностью суши или дном Мирового океана. Имеет она и геофизическую границу, которой является раздел Мохо . Граница характеризуется тем, что здесь резко нарастают скорости сейсмических волн. Установил её в $1909$ г. хорватский ученый А. Мохоровичич ($1857$-$1936$).

Земную кору слагают осадочные, магматические и метаморфические горные породы, а по составу в ней выделяется три слоя . Горные породы осадочного происхождения, разрушенный материал которых переотложился в нижние слои и образовал осадочный слой земной коры, покрывает всю поверхность планеты. В некоторых местах он очень тонкий и, возможно, прерывается. В других местах он достигает мощности нескольких километров. Осадочными являются глина, известняк, мел, песчаник и др. Образуются они путем осаждения веществ в воде и на суше, лежат обычно пластами. По осадочным породам можно узнать о существовавших на планете природных условиях, поэтому геологи их называют страницами истории Земли . Осадочные породы подразделяются на органогенные , которые образуются путем накопления останков животных и растений и неорганогенные , которые в свою очередь подразделяются на обломочные и хемогенные .

Обломочные породы являются продуктом выветривания, а хемогенные – результат осаждения веществ, растворенных в воде морей и озер.

Магматические породы слагают гранитный слой земной коры. Образовались эти породы в результате застывания расплавленной магмы. На континентах мощность этого слоя $15$-$20$ км, он совсем отсутствует или очень сильно сокращается под океанами.

Магматическое вещество, но бедное кремнеземом слагает базальтовый слой, имеющий большой удельный вес. Слой этот хорошо развит в основании земной коры всех областей планеты.

Вертикальная структура и мощность земной коры различны, поэтому выделяют несколько её типов. По простой классификации существует океаническая и материковая земная кора.

Материковая земная кора

Материковая или континентальная кора отличается от океанической коры толщиной и устройством . Континентальная кора расположена под материками, но её край не совпадает с береговой линией. С точки зрения геологии настоящим материком является вся площадь сплошной материковой коры. Тогда получается, что геологические материки больше географических материков. Прибрежные зоны материков, называемые шельфом – это есть временно залитые морем части материков. Такие моря как Белое, Восточно-Сибирское, Азовское – расположены на материковом шельфе.

В континентальной земной коре выделяются три слоя :

  • Верхний слой – осадочный;
  • Средний слой – гранитный;
  • Нижний слой – базальтовый.

Под молодыми горами такой тип коры имеет толщину$ 75$ км, под равнинами – до $45$ км, а под островными дугами – до $25$ км. Верхний осадочный слой материковой коры формируется глинистыми отложениями и карбонатами мелководных морских бассейнов и грубообломочными фациями в краевых прогибах, а также на пассивных окраинах континентов атлантического типа.

Вторгшаяся в трещины земной коры магма сформировала гранитный слой в составе которого есть кремнезем, алюминий и другие минералы. Толщина гранитного слоя может доходить до $25$ км. Слой этот очень древний и имеет солидный возраст – $3$ млрд. лет. Между гранитным и базальтовым слоем, на глубине до $20$ км, прослеживается граница Конрада . Она характеризуется тем, что скорость распространения продольных сейсмических волн здесь увеличивается, на $0,5$ км/сек.

Формирование базальтового слоя произошло в результате излияния на поверхность суши базальтовых лав в зонах внутриплитного магматизма. Базальты содержат больше железа, магния и кальция, поэтому они тяжелее гранита. В пределах этого слоя скорость распространения продольных сейсмических волн от $6,5$-$7,3$ км/сек. Там, где граница становится размытой, скорость продольных сейсмических волн растет постепенно.

Замечание 2

Общая масса земной коры от массы всей планеты составляет всего $0,473$ %.

Одну из первых задач, связанную с определением состава верхней континентальной коры, взялась решать молодая наука геохимия . Так как кора состоит из множества самых разнообразных пород, эта задача была весьма сложной. Даже в одном геологическом теле состав пород может сильно варьироваться, а в разных районах могут быть распространены разные типы пород. Исходя из этого, задача заключалась в определении общего, среднего состава той части земной коры, которая на континентах выходит на поверхность. Эту первую оценку состава верхней земной коры сделал Кларк . Он работал сотрудником геологической службы США и занимался химическим анализом горных пород. В ходе многолетних аналитических работ, ему удалось обобщить результаты и рассчитать средний состав пород, который был близок к граниту . Работа Кларка подверглась жесткой критике и имела противников.

Вторую попытку по определению среднего состава земной коры предпринял В. Гольдшмидт . Он предположил, что двигающийся по континентальной коре ледник , может соскребать и смешивать выходящие на поверхность породы, которые в ходе ледниковой эрозии будут отлагаться. Они то и будут отражать состав средней континентальной коры. Проанализировав состав ленточных глин, которые во время последнего оледенения отлагались в Балтийском море , он получил результат, близкий к результату Кларка. Разные методы дали одинаковые оценки. Геохимические методы подтверждались. Этими вопросами занимались, и широкое признание получили оценки Виноградова, Ярошевского, Ронова и др .

Океаническая земная кора

Океаническая кора расположена там, где глубина моря больше $ 4$ км, а это значит, что она занимает не все пространство океанов. Остальная площадь покрыта корой промежуточного типа. Кора океанического типа устроена не так, как континентальная кора, хотя тоже разделяется на слои. В ней практически совсем отсутствует гранитный слой , а осадочный очень тонкий и имеет мощность менее $1$ км. Второй слой пока еще неизвестен , поэтому его называют просто вторым слоем . Нижний, третий слой – базальтовый . Базальтовые слои континентальной и океанической коры похожи скоростями сейсмических волн. Базальтовый слой в океанической коре преобладает. Как говорит теория тектоники плит, океаническая кора постоянно формируется в срединно-океанических хребтах, потом она от них отходит и в областях субдукции поглощается в мантию. Это свидетельствует о том, что океаническая кора является относительно молодой . Наибольшее количество зон субдукции характерно для Тихого океана , где с ними связаны мощные моретрясения.

Определение 1

Субдукция – это опускание горной породы с края одной тектонической плиты в полурасплавленную астеносферу

В том случае, когда верхней плитой является континентальная плита, а нижней – океаническая – образуются океанические желоба .
Её толщина в разных географических зонах варьируется от $5$-$7$ км. С течением времени толщина океанической коры практически не изменяется. Связано это с количеством расплава, выделяющегося из мантии в срединно-океанических хребтах и толщиной осадочного слоя на дне океанов и морей.

Осадочный слой океанической коры небольшой и редко превышает толщину в $0,5$ км. Состоит он из песка, отложений останков животных и осажденных минералов. Карбонатные породы нижней части на большой глубине не обнаруживаются, а на глубине больше $4,5$ км карбонатные породы замещаются красными глубоководными глинами и кремнистыми илами.

Базальтовые лавы толеитового состава сформировали в верхней части базальтовый слой , а ниже лежит дайковый комплекс .

Определение 2

Дайки – это каналы, по которым базальтовая лава изливается на поверхность

Базальтовый слой в зонах субдукции превращается в экголиты , которые погружаются в глубину, потому что имеют большую плотность окружающих мантийных пород. Их масса составляет около $7$ % от массы всей мантии Земли. В пределах базальтового слоя скорость продольных сейсмических волн составляет $6,5$-$7$ км/сек.

Средний возраст океанической коры составляет $100$ млн. лет, в то время как самые старые её участки имеют возраст $156$ млн. лет и располагаются во впадине Пиджафета в Тихом океане. Сосредоточена океаническая кора не только в пределах ложа Мирового океана, она может быть и в закрытых бассейнах, например, северная впадина Каспийского моря. Океаническая земная кора имеет общую площадь $306$ млн. км кв.

Тема: Строение земной коры

Цель урока:

1) Сформировать знания о литосферных плитах и их движениях, геологическом летоисчислении и геохронологической таблице.

2) Развивать умение работать с тематическими картами.

3) Воспитывать интерес к предмету география.

Метод обучения: словесный

Форма организации: коллективная

Тип урока: комбинированный

Вид урока: проблемное обучение

Оборудование: физическая карта мира, карта строения земной коры

I . Организационный момент. Приветствие. Выявление отсутствующих.

II . Проверка домашнего задания.

1. Картографические проекции (карта - уменьшенное, обобщенное изображение земного шара с помощью условных знаков на основании математических законов - в определенном масштабе и проекции; картографические проекции; классифицируют искажения длины, площадей, форм и углов;

Проекции - равноугольные, равновеликие и произвольные; в равноугольных сохраняются углы и формы, искажаются длины и площади; равновеликие проекции - площади точны, а углы и формы искажаются; произвольные проекции - все виды искажений, но распределены равномерно - в центре меньше искажений, чем по краям;

Классификация по видам перенесения на поверхность: цилиндрические - мало искажений у экватора, много у полюсов, конические - искажаются области полюсов, поликонические - используются для карт мира, центр искажен; азимутальные используются для изображения приполярья)

2. Система условных знаков (масштабные или контурные - размеры объектов; внемасштабные условные знаки - геометрические формы, чертежи, буквы - населенные пункты, полезные ископаемые, рисунки животных и растений; линейные - реки, дороги, линии связи, границы; разъясняющие и описывающие знаки - длина рек, высота горы, глубина впадины)

3. Группировка карт (по территориальному охвату, по масштабу, по содержанию; по назначению; топографические карты - крупномасштабные; комплексные показывают несколько компонентов и их взаимосвязь)

4. Географический диктант

1. Часть земной поверхности, которая видна нам видна вокруг нас на открытом уровне пространства (горизонт).

2. Физическая карта мира по охвату территории относится к группе (мировых карт).

3. Граница тропосферы над экватором располагается на высоте (18 км).

4. Больше всего воздуха в (тропосфере).

5. Умеренный климат, хвойные породы деревьев, крупные хищники и парнокопытные - признаки, характеризующие (тайгу).

6. Положение природных зон определяется (соотношением тепла и влаги).

III . Изучение новой темы.

Написать на доске тему урока, объяснить цели урока.

1. Каково внутреннее строение Земли?

2. Из каких оболочек она состоит?

3. Что такое литосфера?

4. Какие горные породы знаете?

5. Проблемный вопрос: Везде ли толщина земной коры одинакова? Где чаще всего происходят землетрясения? Почему?

1. Материковая и океаническая земная кора (возраст Земли 4,5 - 5млрд.лет; сначала была образована океаническая земная кора, океаническая кора - 5-10км, материковая - 35-80км).

Существует два основных типа земной коры: океанская и материковая. Выделяется также переходный тип земной коры.

Океанская земная кора. Мощность океанской земной коры в современную геологическую эпоху колеблется от 5 до 10км. Она состоит из следующих трех слоев:

1) верхний тонкий слой морских осадков (мощность не более 1км);

2) средний базальтовый слой (мощность от 1,0 до 2,5км);

3) нижний слой габбро (мощность около 5км).

Материковая (континентальная) земная кора. Материковая земная кора имеет более сложное строение и большую мощность, чем океанская земная кора. Ее мощность в среднем составляет 35-45км, а в горных странах увеличивается до 70км. Она состоит также их трех слоев, но существенно отличается от океанской:

1) нижний слой, сложенный базальтами (мощность около 20км);

2) средний слой занимает основную толщу материковой коры и условно называется гранитным. Он сложен в основном гранитами и гнейсами. Под океаны этот слой не распространяется;

3) верхний слой - осадочный. Его мощность в среднем составляет около 3км.

В некоторых районах мощность осадков достигает 10км (например, в Прикаспийской низменности). В отдельных районах Земли осадочный слой отсутствует вообще и на поверхность выходят гранитный слой. Такие районы называются щитами (например, Украинский щит, Балтийский щит).

На материках в результате выветривания горных пород образуется геологическая формация, получившая название коры выветривания.

Гранитный слой от базальтового отделен поверхностью Конрада, на которой скорость сейсмических волн возрастает от 6,4 до 7,6км/сек.

Граница между земной корой и мантией (как на материках, так и на океанах) проходит по поверхности Мохоровичича (линия Мохо). Скорость сейсмических волн на ней скачкообразно увеличивается до 8км/час.

Кроме двух основных типов - океанского и материкового - есть также участки смешанного (переходного) типа.

На материковых отмелях или шельфах кора имеет мощность около 25км и в целом сходна с материковой корой. Однако в ней может выпадать слой базальта. В Восточной Азии в области островных дуг (Курильские острова, Алеутские острова, Японские острова и др.) земная кора переходного типа. Наконец, весьма сложна и пока мало изучена земная кора срединных океанических хребтов. Здесь нет границы Мохо, и вещество мантии по разломам поднимается в кору и даже на ее поверхность.

Понятие «земная кора» следует отличать от понятия «литосфера». Понятие «литосфера» является более широким, чем «земная кора». В литосферу современная наука включает не только земную кору, но и самую верхнюю мантию до астеносферы, то есть до глубины примерно около 100 км.

2. Геологическое летоисчисление и геохронологическая таблиц а (земная кора формировалась около 2,5 млрд. лет; эра - промежуток геологического времени, в течение которого происходят саамы значительные изменения земной коры и живых организмов)

Большое значение для географической науки имеет умение определять возраст Земли и земной коры, а также время значительных событий, произошедших в истории их развития. История развития планеты Земля делится на два этапа: планетарный и геологический.

Планетарный этап охватывает период времени от зарождения Земли как планеты и до образования земной коры. Научная гипотеза об образовании Земли (как космического тела) появилась на основе общих взглядов на зарождение других планет, входящих в состав Солнечной системы. О том, что Земля - одна из 9-ти планет Солнечной системы, вы знаете из курса 6-го класса. Планета Земля образовалась 4,5-4,6 млрд.лет назад. Этот этап закончился с появлением первичных литосферы, атмосферы и гидросферы (3,7-3,8 млрд.лет назад).

С момента появления первых зачатков земной коры начался геологический этап, который продолжается и по настоящее время. В этот период образовались различные горные породы. Земная кора не раз подвергалась медленным поднятиям и опускания под влиянием внутренних сил. В период опускания территория затапливалась водой и на дне откладывались осадочные породы (пески, глины и др.), а в периоды поднятия моря отступали и на их месте возникала равнина, сложенная этими осадочными породами.

Таким образом, первоначальное строение земной коры стало изменяться. Этот процесс продолжался непрерывно. На дне морей и впадин материков накапливался осадочный слой горных пород, среди которых можно было встретить остатки растений и животных. Каждому геологическому периоду соответствуют их отдельные виды, потому что органический мир находится в постоянном развитии.

Определение возраста горных пород. Для того чтобы определить возраст Земли и представить историю ее геологического развития, используют методы относительного и абсолютного летосчисления (геохронологию).

Чтобы определить относительный возраст горных пород необходимо знать закономерности последовательного залегания слоев осадочных горных пород разного состава. Суть их состоит в следующем: если слои осадочных горных пород залегают в ненарушенном состоянии так, как они один за другим отлагались на дне морей, то это значит, что слой, лежащий внизу, отложился раньше, а слой, лежащий выше, образовался позднее, следовательно, он моложе.

Действительно, если не будет нижнего слоя, то ясно, что накрывающий его верхний слой не может образоваться, поэтому чем ниже расположен осадочный слой, тем больше его возраст. Самый верхний слой считается самым молодым.

В определении относительного возраста горных пород большое значение имеет изучение последовательного залегания осадочных пород разного состава и содержащихся в них окаменелых остатков животных и растительных организмов. В результате кропотливой работы ученых по определению геологического возраста горных пород и времени развития растительных и животных организмов была составлена геохронологическая таблица. Она была утверждена на II Международном геологическом конгрессе в 1881 году в Болонье. В ее основе этапы развития жизни, выявленные палеонтологией. Эта таблица-шкала постоянно совершенствуется.

Единицами шкалы являются эры, делящиеся на периоды которые подразделяются на эпохи. Пять самых крупных из этих подразделений - эры - носят названия, связанные с характером существовавшей тогда жизни. Например, архей - время более ранней жизни, протерозой - эра первичной жизни, палеозой - эра древней жизни, мезозой - эра средней жизни, кайнозой - эра новой жизни.

Эры подразделяются на менее длительные отрезки времени - периоды. Названия их различны. Одни из них происходят от названий горных пород, которые наиболее характерны для этого времени (например, карбоновый период в палеозое и молевый период в мезозое). Большинство периодов названо по тем местностям, в которых наиболее полно развиты отложения того или иного периода и где впервые эти отложения были охарактеризованы. Древнейший период палеозоя - кембрийский - получил название от Кембрии - древнего государства на западе Англии. Названия следующих периодов палеозоя - ордовикский и силурский - происходят от названий древних племен ордовиков и силуров, населявших территорию нынешнего Уэльса.

Чтобы различать системы геохронологической таблицы, приняты условные знаки. Геологические эры обозначаются индексами (знаками) - начальными буквами их латинских названий (например, архей - AR), а индексы периодов - первой буквой их латинских названий (например, пермский - Р).

Определение абсолютного возраста горных пород началось в начале XX века, после открытия учеными закона распада радиоактивных элементов. В недрах Земли находятся радиоактивные элементы, например, уран. С течением времени он медленно, с постоянной скоростью, распадается на гелий и свинец. Гелий рассеивается, а свинец остается в породе. Зная скорость распада урана (из 100г урана в течение 74млн.лет выделяется 1г свинца), по количеству свинца, содержащегося в горной породе, можно подсчитать сколько лет назад она образовалась.

Использование радиометрических методов дало возможность определять возраст многих горных пород, слагающих земную кору. Благодаря этим исследованиям удалось установить геологический и планетарный возраст Земли. На основе относительного и абсолютного методов летосчисления и была составлена геохронологическая таблица.

3. Литосферные плиты и их движение (теорию литосферных плит сформулировал в начале XXвека немецкий ученый А. Вегенер.

Выделяют 7 крупных и десятки малых плит; материковые и океанические плиты; рифты - совокупность глубоких разломов земной коры, они являются границей расхождения литосферных плит и участками формирования океанической земной коры; участки соприкосновения материковых и океанических плит называют границей столкновения литосферных плит; плиты могут двигаться со скоростью от 5 до 10см в год; платформы - сравнительно ровные и устойчивые участки земной коры; древние - Восточно-Европейская, Сибирская, Аравийская, Северо-Американская, Австралийская; щит - выход кристаллических пород, составляющих основу древних платформ - Канадский, Балтийский, Алданский; молодые платформы - Западно-Европейская, Западно-Сибирская, Туранская и др.; плита - участки платформ, покрытых слоем осадочных пород)

4. Геосинклинали (подвижные пояса земной коры, на Земле свыше 800 действующих вулканов)

Геосинклиналь - это обширная, подвижная, проницаемая область земной коры, где первоначально накапливались мощные осадочные и вулканогенные породы, которые затем сминались в складки, интрудировались породами разного состава, метаморфизовались, выводились на дневную поверхность с образованием горных складчатых сооружений. Заложение, развитие геосинклинали и превращение её в горную область объясняется разуплотнением в результате разогрева вещества мантии и подъёмом мантийных плюмов.

Крупнейшие, глобальной протяженности участки земной коры геосинклинального строения называются геосинклинальными (подвижными) поясами; соподчинённые крупные подразделения - геосинклинальными областями. Входящие в их состав более мелкие участки, отличающиеся некоторыми особенностями своего состава и строения, представляют собственно геосинклинали. Геосинклинальный пояс - подвижный и проницаемый элемент литосферы, для которого характерны наборы определённых формаций, закономерная направленность магматических явлений, интенсивная дислоцированность и метаморфизм осадков и вулканитов. В современном понимании геосинклинальный пояс - один из типов подвижных поясов Земли, возникающий на границах крупных литосферных плит (океанических и континентальных) или внутри них.

В пределах пояса интенсивно накапливаются осадочные и вулканические толщи в морских, часто глубоководных, затем островодужных и мелководных условиях. Подвижный пояс испытывает интенсивные тектонические деформации, региональный метаморфизм и гранитизацию с превращением в складчато-надвиговые сооружения с мощной континентальной корой, разделённые межгорными и окаймленные предгорными прогибами. Процессы поднятия земной коры, внедрения крупных масс кислых интрузий наиболее проявляется в центральной части геосинклинали, которую Г. Штиле назвал эвгеосинклиналью. По её краям расположены миогеосинклинали, содержащие гораздо меньше эффузивных толщ, а также интрузий, и сложенные в целом более молодыми породами.

Выделяется два этапа развития геосинклинали: собственно геосинклинальный и орогенный. Первый включает две стадии - начального погружения и предорогенную, второй - раннеорогенную и собственно орогенную.

В результате эрозии горная страна разрушается, её территория выравнивается, и она превращается в платформу - малоподвижную жёсткую выровненную область, где амплитуды вертикальных движений и мощности осадков невелики. Породы на платформах неметаморфизованы, залегают обычно горизонтально, а изверженные образования представлены базальтами. Таким образом, платформы - это стабильные жёсткие участки земной коры континентов с двухэтажным строением. Нижний этаж сложен кристаллическими породами, верхний - осадочными.

V . Закрепление изученной темы.

1. Кайнозойская эра делится на 3 основных периода (палеоген, неоген, четвертичный)

2. Земная кора имеет наибольшую толщину (в Гималаях)

3. Чаще всего случаются извержения вулканов, землетрясения, образуются горячие источники (в горных районах, на окраинах материков)

4. На какие этапы делится геологическая история развития Земли?

5. Какой этап развития Земли является геологическим?

6. Как определяют возраст горных пород?

7. Сравните по геохронологической таблице продолжительность геологических эр и периодов.

VI . Домашнее задание. Знать строение земной коры, выучить определения. Повторить изученный материал по учебнику.

VII . Итог урока.

(р. 17. 06. 1958)

Род. в г. Сыктывкар в семье служащих. Окончил Горьковский ун-т (1982). Кандидат биол. наук. Работал в Биол. институте Сибирского отделения АН СССР (1982- 85). С 1985 - в Институте биологии Коми научного центра Уральского отделения РАН; ст. научный сотрудник (с 1992).

Член СП России (1999).

Гос. премия Республики Коми за работы в области биологии (1999).

Живет в Сыктывкаре.

  • - Японовед-лингвист. Род. в с. Посвет Приморской обл. Ок. япон.-кит. отд. ВВИ. До начала 1930-х преп. ДВГУ. Сторонник фундаментальной яз. подготовки специалистов-японистов. Затем переехал в Москву...

    Биобиблиографический словарь востоковедов - жертв политического террора в советский период

  • - Род. в Ленинграде в семье военнослужащих. Окончил заочно ист. ф-т Томского ун-та. Работал снабженцем на заводе, учителем в школе, инженером-снабженцем, рабочим-вахтовиком, корреспондентом газ. "...
  • - Заведующий кафедрой Института повышения квалификации "Атомэнерго"; родился 29 июня 1940 г. в г. Москве...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Режиссер, сценарист, художник. Заслуженный деятель искусств России; родился 7 августа 1948 г. в г. Ленинграде...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Заместитель директора Института востоковедения РАН; родился в 1945 г.; доктор филологических наук; основное направление научной деятельности: политическая социология; увлекается изучением политической жизни России...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - выпускник Московского областного государственного института физической культуры. Мастер спорта международного класса. Призер этапов Кубка мира. Заслуженный тренер России...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Генеральный директор ОАО "Завод им. Тарасова" с 1987 г.; родился 27 октября в г. Куйбышев...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Род. в г. Пенза в семье рабочих. Окончил Пензенскую сельскохозяйственную академию. Работал озеленителем, мастером по озеленению, методистом в службе семьи "Юнона" , зав. отделом в центре культуры и досуга...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Бывший руководитель государственного унитарного предприятия "Ростэк" ; родился 10 марта 1937 г.; окончил Всесоюзный заочный политехнический институт в 1972 г.; с 1994 г. работал в таможенной службе...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - летчик-истребитель, Герой Советского Союза, полковник. Участник Великой Отечественной войны с первого дня. Воевал в составе 168 и 523 иап, был командиром эскадрильи...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - летчик-испытатель. Работал в ОКБ М. Л. Миля. Погиб при испытании Ми-10...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - хирург...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Заведующий лабораторией системных исследований ВНИИ горной геомеханики и маркшейдерского дела; родился 24 августа 1933 г. в г. Ленинграде...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Генеральный директор УК «ЮграФинанс» Возглавил компанию в начале 2007 года. Более 14 лет проработал на руководящих должностях в московских кредитно-финансовых учреждениях...

    Финансовый словарь

  • - хирург, род. в 1873 г. По окончании курса в Имп. военно-медицинской академии оставлен по конкурсу при ней для усовершенствования на 3 года. В 1901 г. назначен профессором Имп. томского унив. по кафедре...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - хирург, создатель научной школы, академик АМН СССР. Ученик Н. А. Вельяминова. Труды по вопросам урологии, пластической хирургии и др. Впервые в России выполнил радикальную операцию при эхинококке печени...

    Большой энциклопедический словарь

"Ануфриев, Владимир Михайлович" в книгах

Владимир Михайлович Бехтерев

Из книги 1000 мудрых мыслей на каждый день автора Колесник Андрей Александрович

Владимир Михайлович Бехтерев (1857–1927) психиатр, невролог... Воспитание должно создавать личность с самостоятельной инициативой, с критическим отношением ко всему окружающему. ... Всякий знает, какое магическое оздоровляющее действие может приобрести одно утешительное

Чунихин Владимир Михайлович

Из книги «Когда нас в бой пошлёт товарищ Сталин…» [СИ] автора

Чунихин Владимир Михайлович

Чунихин Владимир Михайлович:

Из книги Переворот автора Чунихин Владимир Михайлович

Чунихин Владимир Михайлович:

Владимир Михайлович Бехтерев

Из книги Медики, изменившие мир автора Сухомлинов Кирилл

Владимир Михайлович Бехтерев 1857–1927 «Нет, – весь я не умру» – так образно, словами великого Александра Сергеевича Пушкина, можно описать извечную, иногда подсознательную надежду человека на то, что личность с физической смертью не перестает существовать, а продолжает

ВЛАДИМИР МИХАЙЛОВИЧ БЕХТЕРЕВ

Из книги 100 великих учёных автора Самин Дмитрий

ВЛАДИМИР МИХАЙЛОВИЧ БЕХТЕРЕВ (1857–1927)Владимир Михайлович Бехтерев родился 20 января (1 февраля) 1857 года в семье мелкого государственного служащего в селе Сорали Елабужского уезда Вятской губернии. В 1865 году его отец Михаил Павлович, дослужившийся до скромного чина

Владимир Михайлович Бехтерев

Из книги Афоризмы автора Ермишин Олег

Владимир Михайлович Бехтерев (1857-1927 гг.) невролог, психиатр и психолог, основатель научной школы Всякий знает, какое магическое оздоровляющее действие может приобрести одно утешительное слово со стороны врача и, наоборот, как иногда убийственно… действует на больного

Бехтерев Владимир Михайлович

Из книги Большая Советская Энциклопедия (БЕ) автора БСЭ

Петляков Владимир Михайлович

БСЭ

Петров Владимир Михайлович

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПЕ) автора БСЭ

Владимир Михайлович Бехтерев

Из книги Самые знаменитые ученые России автора Прашкевич Геннадий Мартович

Владимир Михайлович Бехтерев Психиатр, невропатолог.Родился 1 февраля 1857 года в деревне Сорали Вятской губернии в семье мелкого чиновника. В девять лет поступил в Вятскую гимназию. Читал все, что попадало под руки. В списке книг, в те годы прочитанных Бехтеревым, рядом с

Комаров Владимир Михайлович

БСЭ

Конашевич Владимир Михайлович

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КО) автора БСЭ

Корецкий Владимир Михайлович

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КО) автора БСЭ

Косарев Владимир Михайлович

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КО) автора БСЭ

ШМЕЛЕВ, Олег (Грибанов, Олег Михайлович, 1915-1992); ВОСТОКОВ, Владимир (Петроченков, Владимир Владимирович, 1915-?), сотрудники КГБ, писатели

Из книги Словарь современных цитат автора Душенко Константин Васильевич

ШМЕЛЕВ, Олег (Грибанов, Олег Михайлович, 1915-1992); ВОСТОКОВ, Владимир (Петроченков, Владимир Владимирович, 1915-?), сотрудники КГБ, писатели 73 Ошибка резидента.Загл. повести (1966); экраниз. в 1968 г., реж. В.

Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Владимир МихайловичАнуфриев (17 .06. 1958 - …) Родился в Сыктывкаре. После окончания средней школы работал егерем. Учился в Горьковском сельскохозяйственном институте, позднее - в Горьковском государственном университете, который закончил в 1982. Получив специальность зоолога, работал в биологическом институте Сибирского отделения АН СССР в Новосибирске. С 1985 Ануфриев В.М. - научный сотрудник лаборатории зоологии Института биологии Коми научного центра в Сыктывкаре. С 1990 - кандидат биологических наук, участник многих экспедиций, которые давали ему новый материал не только для научных исследований (он автор более семидесяти научных публикаций), но и для художественного творчества. Рассказы Ануфриева В.М., проникнутые добрым юмором, знакомят читателя с миром северной природы, её обитателями: зверями и птицами. Они адресованы в первую очередь детям среднего школьного возраста. В настоящее время Ануфриев В.М. - старший научный сотрудник лаборатории экологии животных Института биологии - автор рассказов о северной природе, написанных в жанре приключенческого детектива. В 1999 принят в Союз писателей России. Тогда же стало известно, что, участвуя в конкурсе "Экология России-98", он как ведущий тележурнала "Ворва" стал обладателем диплома I степени и приза "Золотая Ника". Главными героями повести являются братья Свенсоны – Юхан и Матиас, финские мальчики, приехавшие в Печоро – Илычский заповедник. О прекрасной природе девственной европейской тайги повествует нам автор. Заповедник огромный и величественный. И все это мы видим глазами детей, которые видят все это впервые. Мальчики увидели сибирские кедры, березы - исполины, могучие ели, осины, сосны. Многие деревья были такой толщины, что обнять их можно только целой командой. Они заворожены сосновым бором, который золотыми колоннами подпирал небо, а под соснами лежал такой же великолепный лишайниковый ковер столетней работы. Это очень любознательные дети. Им все интересно. Они до всего хотятдокопаться: -Осина, почему такая золотая? -Это лишайники? Мальчики очень возбуждены увиденным, никак не могут уснуть, а тут еще комары мешают. Это не просто наблюдатели, находясь вместе со взрослыми в заповеднике, они пытаются принести какую – то пользу: измеряют толщину деревьев, отмечают высохшие на корню деревья. В истории Юхан осознал две важнейшие мысли: первая мысль была о том, что их путешествие и таежные приключения в сущности только начинаются. И разу в след за этим он понял, что несмотря на огромные пространства, мир вовсе невелик. И люди которые вмещаются в одно – пусть даже маленькое сердце, всегда будут близки к друг другу. «Прыгни выше, Юхан, или путешествие в волшебном лесу» В сборнике Ануфриев с добрым юмором и любовью рассказывает о встречах со зверями и птицами во время научных экспедиций. «Мишкин мундир» В рассказе автор знакомит нас с жителем маленькой речки куликом – плавунчиком. Отмечает его повадки: лапками гребет быстро – быстро, юлой крутится, тюк – тюк по воде клювом, личинок собирает. За вертлявость автор сравнивает кулика с поплавком. Так и прозвали - плавунчик. Описывает внешний вид: самка яркая, а самцы тусклые. А почему, ведь обычно наоборот. А все дело в том, что плавунчик птенцов сам высиживает, а самка в это время с подружками весело летает по тундре. Вот и такое бывает в природе. «Про плавунчика» О щедрости Печорской тайги рассказывает Ануфриев в рассказе: « Созрело в лесу много всяких ягод. Тут тебе и смородина красная да черная вдоль рек по чащам. И морошка на болотах, и черника с голубикой по ельнику да борам сосновым.» Описывает замечательное дерево - сосну, люди ее называют кедром. И зреют на дереве чудо – шишки, огромные, с кулак. Начинают их в августе собирать, чтобы зимой лакомиться. А пока они мокли в тазу возле дома, зачастил к ним поползень, это птичка такая нарядная, начал таскать орешки, делать на зиму запасы. «Хозяйственный поползень»

Что ж ты делаешь, негодяй! Такую одежку испортил… Эх!

А Мишка встал на задние лапы, вздохнул облегченно и принялся за саблю. Рванул портупею, еще раз и еще - стукнулась сабля о сосну и воткнулась ножнами в гнилой пень.

С обиженным выражением на морде побрел Мишка прочь в одном мундире. В мундире, без штанов. Почему-то против мундира Мишка не возражал. Наверно, мундир не мешал ему двигаться, поэтому.

Сколько ни пытались ребята из третьего батальона уладить дело со штанами, - ни в какую не соглашался Мишка снова их напяливать. Чего только не вытворял он с этой бедной одежкой. Топил в болоте, прятал под елку, рвал, все равно штаны оказывались у бойцов, и вновь и вновь повторялась процедура с одеванием. В четвертый раз Мишка, наловчившись уже, опять надвое разорвал штаны и торжественно вылез из них. Но ни топить, ни прятать, ни рвать больше не стал. Серьезный и деловитый, полез он на самую высокую сосну, держа штаны в зубах, пристроился там на суку и расправился с ними окончательно и бесповоротно. Изодрал штаны в клочья и швырнул вниз. Слез и как ни в чем не бывало молча принялся увеселять публику своими забавными номерами.

Хм… С характером медведь! - изрек доктор-ветеринар, и все бойцы с ним согласились.

Так и ходил Мишка - в мундире, без штанов, без сапог, без шапки. Правда, и от мундира вскоре осталась одна видимость. Изорвал его Мишка в клочья, лазая по деревьям. Но не придавал особого значения этому, ибо от природы был склонен к простоте и скромности.

Так и окончились попытки обмундировать Мишку. А что дальше было, расскажем теперь подробнее.

НЕОБЫКНОВЕННЫЙ ПУЛЕМЕТЧИК

Полк двигался все дальше и дальше. В иные дни приходилось делать по пятьдесят километров. Белополяки отступали. Порою завязывались упорные бои, и тогда обоз, в котором содержался Мишка, отдыхал. При обозе находились Мишка, Жук и Веселая Борода. Бездельничали, скучали, тосковали по зрителям, - некого было забавлять. Какое там веселье с каптерами да обозниками. Те больше за конями ухаживают и отсыпаются.

Бродил Мишка сам не свой, на Бородатого то и дело рявкал, Жука нет-нет да и обидит ни за что ни про что. Наступит на хвост и стоит, выражая полное пренебрежение. Жук лаял и мстил по-своему…

Красноармейцы заметили дурное настроение, в которое впал Мишка, и приняли меры к тому, чтоб развлечь уже самого артиста.

Чего ему в обозе отираться? Из него же боец выйдет хоть куда! Придется стрельбе обучить…

И принялись обучать.

Сперва дело не клеилось. Если Мишке и удавалось успешно выполнять кое-какие артикулы с винтовкой - брать «на караул», «к ноге», взбрасывать «на ремень», вскидывать «на изготовку», - то стрельба на лад никак не шла. Мишка выражал решительный протест: не желал он не только сам стрелять, но и слышать выстрелов. Пальнули раз при нем из винтовки - Мишка быстрее ветра помчался и зарылся в стог соломы, что стоял возле дороги. Только задние лапы торчали наружу да дрожащий с перепугу куцый хвостик. Насилу извлекли оттуда артиста, всего в соломе, всклокоченного, злого.

Ай да храбрец! Стыдись, Мишка. Красней перед Бородатым!

И правда, козел давно привык к стрельбе и не обращал на нее ни малейшего внимания: жевал себе свою жвачку да бородой потряхивал. А сонливый Жук, тот даже глаза раскрыть ленился, только поведет ушами, махнет хвостом, чтоб дать знать, что слышит и пренебрегает, - и все.

На Мишку выстрелы действовали иначе. Всякий раз он долго не мог очухаться и искоса поглядывал опасливо на каждую винтовку. По секрету сказать, животом маялся даже. Пришлось доктору-ветеринару черничным киселем его отпаивать.

Так началось обучение Мишки стрелковому делу.

Надо все же отдать должное Мишке: очень скоро он стал неузнаваем и так пристрастился к стрельбе, что Жук и Бородатый диву давались. То ли сознательность Мишкина тому причиной, то ли не хотелось ему отставать от друзей, но дня через три-четыре его уже не пугали винтовочные выстрелы, а там и пулеметные очереди перестали тревожить. Мишка спокойно, глаза не прижмурит, лежал возле пулемета и наблюдал, как посылалась в цель очередь за очередью. Даже патроны подносить научился. Пулеметчики ведут огонь, а Мишка коробки с лентами таскает. Целую груду схватит в охапку и несет, с ноги на ногу переваливаясь, покряхтывает, сопит.

Вскоре Мишка был зачислен в пулеметную команду и стал принимать участие во всех боях на передовой линии фронта. Ужасались белополяки, шептали: «Свента матка боска!»- крестились при виде необыкновенного бойца-пулеметчика. Знали, что за горкой стоит красный пулемет, но подавить его никак не могли. Бывало, замолчит пулемет, ни единым выстрелом не отзовется. И только это надумают белополяки атаку возобновить, чтобы занять горку, как видят - бежит по овражку удивительный боец, неуклюжий, кажется, волосатый, сутулый. От горки бежит на четвереньках, а обратно возвращается на двух ногах и несет охапку коробок с патронами. Несет и пригибается к земле: в тактике разбирается. Промелькнет он в овражке, тогда уж в атаку не ходи, - захлещет пулемет, вовсю застрочит, прорежет вокруг пространство стальными смертельными нитками. Попробуй сунься под эту нитку.

Это Мишка скорехонько бегал за патронными лентами к двуколке, что стояла в овражке, спрятанная в кустах. Принесет он новый запас - заговорит пулемет, да так, что и мысль об атаке из головы вышибет у белополяков.

Снаряжали они специальных солдат, чтобы те улучили удобную минуту и подстрелили необыкновенного пулеметчика. Но где там! Неуклюжий с виду, боец бегал так ловко и проворно, так хорошо прятался на бурой земле и среди кустов, что уследить за ним было почти невозможно.

Так сделался Мишка настоящим фронтовым воином. А вскоре и в герои начал выходить. Заговорила о Мишке-пулеметчике вся дивизия.

Как-то раз поздней ночью переходили красноармейцы через глубокую и широкую реку. Мишка с пулеметчиками переправлялся на другой берег. На плоту были пулемет и запас патронных лент. Мишка сидел и настороженно прислушивался к всплескам весел, к ночной тишине на берегах, к едва различимым голосам бойцов, - рядом плыли другие плоты. На них были красноармейцы.

Тишину нарушали редкие винтовочные выстрелы. Стреляли с того берега. Белополяки открывали огонь вслепую: постреляют, постреляют куда попало - и опять тишина. И не подозревали, небось, что приближается к ним беда.

Слушал Мишка вражеские выстрелы, вспоминал мать-медведицу, родную берлогу, залитый ярким утренним солнцем малинник. Вспоминал Бородатого, который остался в обозе. Вспоминал и начинал тужить помаленьку. Но вот заслышал он приглушенный короткий лай Жука - пес тоже где-то поблизости переправлялся через реку - и повеселел, приободрился, сунул когтистую лапу в воду и освежил морду.

Было уже недалеко до берега. И тут их заметили. Белополяки подняли неистовую стрельбу. Засвистели вокруг пули, поднимая фонтанчики брызг и вспарывая пенистые дорожки на водной глади. Заметил Мишка, что надувные понтоны, которыми обвязан был плот, шипят, пробитые пулями. Шипят, выходит из них воздух, набок кренится плот. Мишкины лапы уже в воде, холодной, глубокой, стремительной. Еще минута - и перевернется плот, пойдет пулемет на дно, захлебнутся в воде пулеметчики. Недолго думая, спрыгнул Мишка в реку, нырнул под воду с головой. Вынырнул, схватил зубами веревки, которыми были привязаны пробитые пулями понтоны, и поплыл к берегу, подтягивая за собою весь плот.

Тяжело плыть по реке. Сбивает волна. Относит в сторону течением. Но старается Мишка изо всех сил, широко загребает четырьмя лапами, тянет. Ему бойцы-пулеметчики помогают, подбадривают:

Тяни, Мишутка, тяни… Выручай, дружок…

Слышит этот шепот Мишка, пуще старается. Вот почувствовал что-то твердое под ногами. Ага, дно! Остановился на минутку, передохнул, отряхнулся. Спрыгнули с плота пулеметчики, подхватили на руки пулемет, патронные ленты и - по пояс в воде - к берегу. Пособили Мишке, усталому, выбраться на сухое место.