Арест пропагандиста репин описание. Описание картины И. Е. Репина «Арест пропагандиста. Плетение из бисера

Картина Ильи Репина «Арест пропагандиста» посвящена событиям 1878 года, происходившим в Петербурге.

Став свидетелем расправы над «народными преступниками», вина которых заключалась лишь в том, что они не хотели подчиняться властям, Репин задумал написать данную картину. Начав работу в 1880 году, художник на протяжении 12 лет дорабатывал изображенное, добиваясь максимальной правдивости.

Главный герой расположен в самом центре картины, его взгляд суров и полон ненависти к тем, кто его арестовывает. Художнику удалось передать и его спокойствие, указывающие на несгибаемую волю и силу духа. Отличие его восприятия жизни от остальных подчеркнуто цветом его ярко-красной рубашки, контрастирующей с окружающим фоном. Дальнейшая судьба революционера мало кого из присутствующих интересует, собравшихся привело сюда скорее любопытство, чем сопереживание.

Таким образом «за революционную пропаганду» было арестовано около четырех тысяч человек. Многие участники «хождения в народ» еще до суда были сосланы. По данным архивных документов – 97 человек умерли или сошли с ума, и только малая часть была отпущена за отсутствием улик.

Ни один из осужденных не подал прошения о помиловании.

Судебное дело революционеров-народников, которое разбиралось в Петербурге в Особом присутствии Правительствующего сената получило название «Дело о пропаганде в Империи»

ВЫГОДНОЕ предложение от интернет-магазина BigArtShop: купить картину Арест пропагандиста художника Ильи Репина на натуральном холсте в высоком разрешении, оформленную в стильную багетную раму, по ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОЙ цене.

Картина Ильи Репина Арест пропагандиста: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Большой каталог картин Ильи Репина на сайте интернет-магазина BigArtShop.

Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника Ильи Репина. Вы можете выбрать и купить понравившиеся репродукции картин Ильи Репина на натуральном холсте.

Илья Репин родился в семье военного поселенца. Склонность к рисованию проявилась в раннем детстве, когда в дом Репиных двоюродный брат отца принес акварельные краски. Первые уроки живописи одаренный подросток получил от живописцев родного города Чугуева: с 11 лет 2 года учился в школе топографов, после упразднения школы – в иконописной мастерской Бунакова.

Став востребованным художником в чугуевских окрестностях, в 16 лет получил предложение работать в кочевой иконописной артели.

Собрав заработанные деньги, в 19 лет Илья поехал в Петербург поступать в Академию художеств. Уже через месяц после поступления он за свои рисунки получает первые номера.

Годы учёбы принесли Репину несколько наград, включая серебряную медаль за эскиз «Ангел смерти избивает всех перворожденных египтян» (1865), малую золотую медаль за работу «Иов и его братья» (1869) и большую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира» (1871).

В 1872 году Илья Ефимович женился на Вере Алексеевне Шевцовой, которую знал с детских лет.

В 1873 году Репин испытал первый настоящий успех благодаря выставленной картине «Бурлаки на Волге».

В том же году, когда родившаяся дочь немного подросла, семья Репина, имевшего право на заграничную поездку в качестве пенсионера Академии, отправилась в вояж по Европе. Посетив Вену, Венецию, Флоренцию, Рим и Неаполь, художник снял квартиру и мастерскую в Париже.

В 1876 году за картину «Садко» Репин получил звание академика.

Вернувшись в Россию, Репин в течение года - с октября 1876 по сентябрь 1877-го - жил и работал в родном Чугуеве, затем переехал в Москву, в 1878 году вступил в Товарищество передвижников.

Расцвет творчества Репина пришелся на 1880-е годы. Он создаёт галерею портретов современников, работает как исторический художник и мастер бытовых сцен.

В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название - «Речь Александра III к волостным старшинам»). Работа над картиной была завершена в 1886 году.

Брак с Верой Шевцовой продлился 15 лет. За эти годы Вера родила 4 детей, занималась их воспитанием, салонный образ жизни, к которому стремился Репин, был ей в тягость. Они разошлись в 1887 году, поделив детей: старшие остались у отца, младшие – с матерью. Семейная драма сильно повлияла на душевное состояние художника…

Как в годы супружества, так и после ухода из семьи Репин писал много портретов своих близких.

Весной 1888 года по рекомендации Василия Матэ в мастерскую Репина пришла учиться живописи Елизавета Званцева. Художник настолько сильно увлекся своей ученицей, что, по словам его самого, «искусство отошло куда-то». « Никогда никого я не любил так непозволительно, с таким самозабвением», - признавался он в одном из писем.

Отношения были настолько мучительными, что Званцева даже сменила педагога, перейдя в мастерскую к Павлу Чистякову. Однако встречи продолжались до тех пор, пока в 1891 году Елизавета Николаевна, так и не завершившая учёбу в Академии, не покинула Петербург.

А второй женой Репина стала писательница Наталья Борисовна Нордман, писавшая под псевдонимом Северова. В конце 1900 года художник перебрался к ней в имение Пенаты, расположенное в Куоккале, взяв с собой портрет Званцевой, который висел в столовой художника до его последних дней.

В 1894 году Репин, уже получивший к тому времени звание профессора живописи, вернулся в Академию художеств в качестве руководителя живописной мастерской, с 1898 по 1899 был ректором академии.

С возрастом у Репина возникли проблемы с правой рукой: она перестала подчиняться художнику. Друзья, беспокоясь о здоровье Ильи Ефимовича, начали прятать от него кисти и карандаши; Репин, не желая отрываться от любимого дела, стал писать левой рукой. Когда ослабевшие, почти негнущиеся пальцы перестали держать палитру, художник скрепил доску для красок специальными ремнями, перебросил их через шею и продолжал работать. В последние годы он обращался к библейским сюжетам.

Жена Репина, Нордман, заболев туберкулезом, уехала из своего имения в одну из зарубежных больниц. Она умерла в 1914 году в Локарно, завещав, чтобы пожизненным владельцем усадьбы стал Илья Ефимович. В дальнейшем Пенаты должны были перейти в собственность Академии художеств. Согласно воле жены художника, в помещениях усадьбы надлежало создать дом-музей, «сохраняющий вкусы и привычки Репина». Ознакомившись с текстом завещания, Репин перечислил на счёт Академии 40 000 рублей, предназначенные для организации будущего музея.

После 1918 года, когда Куоккала стала финской территорией, Репин оказался отрезанным от России. В 1920-х годах он сблизился с финскими коллегами, сделал немалые пожертвования для местных театров и других учреждений культуры - в частности, подарил большую коллекцию картин Гельсингфорскому музею.

Общение с прежними друзьями было только заочным.

Дальнейшая переписка с друзьями свидетельствовала об угасании Репина.

После его смерти хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина, Вера Ильинична. Первый музей Репина, появившийся в 1940 году, просуществовал недолго: в 1944 году здание было разрушено. Архив, заблаговременно вывезенный из Куоккалы в Академию художеств, не пострадал. Сохранившиеся картины, письма, вещи стали основой при восстановлении усадьбы. Элементы оформления сада были воссозданы по рисункам Репина и воспоминаниям тех, кто бывал в Пенатах. Дом-музей был открыт летом 1962 года.

Текстура холста, качественные краски и широкоформатная печать позволяют нашим репродукциям Ильи Репина не уступать оригиналу. Холст будет натянут на специальный подрамник, после чего картина может быть оправлена в выбранный Вами багет.

Выдающийся русский художник Илья Ефимович Репин родился в 1844 году в Чугуеве на Харьковщине в семье отставного солдата. Первоначальные навыки живописи получил от чугуевских иконописцев. В 1863 году поступил в Петербургскую Академию художеств и в 1871 году закончил ее. Регулярно участвовал в выставках передвижников. Писал портреты, жанровые и исторические картины. Жил в Москве и Петербурге; последние годы жизни - в Куоккале, на Карельском перешейке (ныне Репино Ленинградской области). Там он и умер в 1930 году. О Репине написаны десятки монографий, сотни статей, воспоминаний и публикаций, но тема жизни и творчества художника далеко не исчерпана... »

О графических рисунках Репина

За свою долгую деятельность Репин рисовал неустанно. Карандаш - неразлучный его спутник и товарищ. По свидетельству близко его знающих лиц, он пользуется всяким случаем, чтобы рисовать: сидит ли он на каком-нибудь заседании, беседует ли с приятелем или знакомым на улице - всюду он зарисовывает в альбом или на лист бумаги. Работая над картиной или портретом, он опять попутно рисует; ищет на бумаге карандашом наиболее совершенного выражения своей идеи... »

Воспоминания современников Репина

Илью Ефимовича Репина я узнала, когда была еще ребенком, вероятно, лет семи, в то время, как он писал портрет моей матери, Поликсены Степановны Стасовой. Этот портрет висел у нас в квартире в Петербурге сначала на Малой Морской улице, а потом на Фурштадской, в кабинете отца над диваном. Направо от него, под углом, висел портрет дяди - Владимира Васильевича Стасова, писанный И. Е. Репиным в 1883 году, в течение трех дней в Дрездене. Кроме этих работ Репина, у моих родителей был еще один из первоначальных набросков к «Бурлакам»...

И.Е.Репин. Автопортрет. 1878 год.

Сегодня мне хотелось бы рассмотреть серию картин Ильи Ефимовича Репина, посвященных русскому революционному движению. Эта тема имела особое значение в творчестве художника, в течение многих лет, он вновь и вновь возвращался к ней.

Впервые мы видим отражение интереса Репина к революционерам в картине "По грязной дороге", написанной в 1876 году . Возможно, её сюжет был навеян песней неизвестного автора "По пыльной дороге телега несется. На ней по бокам два жандарма сидят" .


"Под конвоем. По грязной дороге". 1876 год.

Следующим в 1878 году появляется первый вариант картины "Арест пропагандиста". В центре - привязанный к столбу главный герой - пропагандист, справа - становой, просматривающий бумаги, выброшенные на пол из раскрытого чемодана. Вокруг народ, разнообразно реагирующего на событие. В этой и предыдущей картине выбран момент гонения, ареста, ссылки, главный герой испытывает тяжелые удары судьбы. В 1880 году Репин решает писать новый вариант "Ареста".


"Арест пропагандиста". 1878 год.

Второй вариант картины изменен композиционно. Здесь нет, как на предыдущем полотне двух противопоставленных фигур - революционера и стоящего напротив пожилого мужчины в светлом одеянии, лучше проработана тема одиночества главного героя.


"Арест пропагандиста". 1880-1892 гг.

В 1879 году Репин начал работу над знаменитой картиной "Отказ от исповеди ". Сюжет был навеян одноименной поэмой, которую художник прочел в 1879 году в "Народной воле". Через годы Владимир Стасов вспоминал : "Я помню, как мы с Вами вместе, лет десяток тому назад, читали "Исповедь" и как мы метались, словно ужаленные и чуть не смертельно пораненные... Ну, вот у такого чувства и бывают такие художественные всходы потом. Все остальное без такого «ужаления» ложь, вздор и притворство в искусстве ". Впоследствии, когда картина была уже написана, Репин подарил ее автору поэмы Н.Минскому. Сейчас она находится в Третьяковской галерее.

"Отказ от исповеди (Перед исповедью)". 1879-1885 гг.

На одном из эскизов к картине мы видим надпись "… грех? Бедных и голодных как братьев я любил?"... Репин делал её по памяти, спустя много лет после прочтения поэмы, поэтому неточно воспроизвел фразу, сохранив лишь ее смысл. В оригинале эта часть поэмы звучит так :

"... Прости, господь, что бедных и голодных

Я горячо, как братьев, полюбил...

Прости, господь, что вечное добро

Я не считал несбыточною сказкой.

Прости, господь, что я добру служил

Не языком одним медоточивым,

Но весь - умом, и сердцем, и руками...

Прости, господь, что родине несчастной

И в смертный час я верен остаюсь,

Что я, рабом родившись меж рабами,

Среди рабов - свободный умираю ..."


Эскиз к картине "Отказ от исповеди"

Художник знал, что многие революционеры гордо отказывались от покаяния, уверенные в своей правоте, и сочувствовал им. Тем более, что исповедь широко использовалась духовенством в целях доноса.

"Летом 1879 года Репин Илья Ефимович , - вспоминает Всеволод Мамонтов, - снимал в Хотькове (недалеко от Абрамцево) у самой железной дороги на берегу речки Пажи дачу Эртова, где и начал работу над своей знаменитой картиной "Не ждали" . Изображенная им на этой картине комната взята как раз с этой дачи. "Не ждали" становится высшей точкой в развитии темы революционера и его судьбы у художника. На картине мы видим возвратившегося внезапно из ссылки домой политического. Очевидно, он бежал с каторги. Его встречают близкие. В первом варианте картины в образе нежданного гостя Репин изобразил девушку, бывшую курсистку, попавшую за свою политическую деятельность в ссылку. Если бы не одежда девушки, мы могли бы и не догадаться, кто же вернулся в этот светлый и уютный дом.


"Не ждали". 1883 год.

Любопытно, что в тот же год, когда писался эскиз с девушкой, Репиным создавалась и другая картина о революционерах - "Сходка". В ней автор прекрасно справился с задачей передачи общего бурного настроения и напряженности подпольного собрания.


"Сходка (При свете лампы)". 1883 год.

Вернемся к картине "Не ждали". Репин не стал развивать без изменений свой эскиз 1883 года, а принялся за переработку общей идеи и отдельных образов картины. В начале 1884 года было уже готово новое большое полотно: окончательная редакция "Не ждали". Сравнивая обе картины, мы видим, что Репин оставил почти без изменений обстановку дачной комнаты и общую мизансцену, однако не осталось ни одной фигуры из первого варианта, а количество персонажей увеличилось. Прежде всего Репин заменил главного героя картины. Вместо девушки в комнату теперь входит мужчина. Атмосфера таинственности теперь окончательно и бесследно исчезла, и мы не должны и не можем догадаться, какими путями вернулся домой революционер.


"Не ждали". 1884 год.

Конкретизировались и все прочие персонажи картины в отношении к главному герою. В комнате - его мать, жена, двое детей. Это пришел сын, муж, отец. Человек, вернувшийся после множества испытаний, на которые обрекло его святое выполнение его революционного долга.

Изображения на стене - Голгофа, император Александр II на смертном одре, портреты Т.Г.Шевченко и Н.А.Некрасова поясняют происходящее и характеризуют духовную атмосферу скромного дома интеллигентной семьи.

Репин неоднократно переписывал лицо ссыльного. П.М.Третьяков писал Репину в начале 1885 года: "Лицо в картине «Не ждали» необходимо переписать; нужно более молодое и непременно симпатичное. Не годится ли Гаршин ?".

"Не ждали" фактически завершила цикл работ, посвященных судьбе русского революционера. Русское же искусство в целом приобрело в цикле репинских картин законченное раскрытие одной из важнейших своих тем - темы героя своего времени.

И.Е.Репин. Портрет В.М.Гаршина . 1884 год.

Источники: Герман Недошивин. Образ революционера у Репина .

И. Е. РЕПИН (1844-1930)
Арест пропагандиста. 1880-1892 Дерево, масло. 34,8x54,6
Государственная Третьяковская галерея

В 1880 году Репин начал писать "Арест пропагандиста"
Он ра ботал над ней долго, вплоть до 1892 года. Больших усилий стои ла художнику работа над центральным образом. Репин искал натуру, собирая отдельные черты, присущие той или иной модели. Все внимание в картине сосредоточено на пропагандисте. Он только что схвачен. Руки скручены на спине. Возле него суетят ся сотские и урядники. Пропагандист словно еще силится высво бодиться. Во всей его фигуре зритель чувствует скрытую энер гию, волю к борьбе.

Гневный взгляд его направлен в сторону мужчины, стоящего у окна. Волосы пропагандиста растрепаны, рубаха расстегнута. Особенно остро чувствуется героизм рево люционера при сравнении его образа с образом стоящего рядом урядника. Тот словно боится подойти к пропагандисту, дотро нуться до него рукой. Вся фигура урядника с откинутой назад головой, предостерегающее движение рук, тупое лицо с красным вспухшим носом - все это делает его образ почти гротескным.

Другие фигуры - производящие обыск становой пристав, кан целярист и агент, девушка, созерцающая это зрелище, явно со чувствующая арестованному, мужики, стоящие у окна и с опас кой посматривающие на революционера, мужик, сидящий на лавке (возможно доносчик), - все эти персонажи с большим тактом дополняют главное содержание, до конца раскрывают сюжет, не споря с образом главного героя.

В "Аресте пропагандиста" самое событие требовало применения средств развернутого рассказа. Репин постарался сделать так, чтобы этот рассказ получил живописно-пластическое воплощение. Сохранив принцип построения бытовой жанровой картины, дей ствие которой происходит в интерьере, тщательно выписав не обходимые детали, Репин выделил композиционно фигуру рево люционера: он поместил его в центре холста, дав простор для его порывистого взгляда и ищущего выхода внутреннего движе ния. Художник собрал самые жаркие краски в фигуре пропаган диста (рыжие волосы, красная рубаха). Их оттеняет холодок льющегося через окно света. В "Аресте пропагандиста" Репин создает образ, типичный и для других его картин на революци онную тему.

В нем подчеркнуты героизм, внутренняя красота, сила, способность идти на подвиг. Но вместе с тем в этом образе звучит и трагическая нота: картина "Арест пропагандиста" раскрывает одиночество ре волюционера, его оторванность от тех, кому он отдает свою > жизнь. В том, что именно так трактует Репин избранную им тему, сказывается особая зоркость художника, глубоко понимав шего окружающую действительность, свое время.Картина Арест пропагандиста Репин

Нередко эскизы - даже у больших художников - несравненно лучше картин, написанных по этим эскизам.

Часто в эскизе художнику удается передать свой тамысел, будь то живописный цвет, свет, тон, форма, характер или экспрессия движения, чего при дальнейшей разработке в картине иногда просто в силу технических условий не удается передать так же хорошо.


И. Е. Репин. Эскиз картины «Арест, пропагандиста»

Как на пример могу сослаться на эскиз к картине «Последний день Помпеи» Карла Брюллова. Той насыщенности красным, который достиг художник в эскизе, он не добился в картине, поэтому в ней ему не удалось в такой же степени, как в эскизе, раскрыть драматизм события.

Зачем нужен эскиз
Итак, важно, чтобы учащиеся упражнялись в составлении эскизов - этим путем онп приучаются понимать, каковы могут быть цели картины и какими средствами они дожигаются; при этом развивается также вкус и интеллект будущих художников.

Надо сказать, что к составлению эскиза обычно прибегают все художники, задумавшие ту или иную картину. Пока картина существует только в мыслях или мечтах, она еще не живет. Она делается реальной и ясной самому автору, только будучи перенесена на холст или бумагу.

Так как будущие художники должны быть подготовлены к созданию произведения па определенную тему, на определенный сюжет, то обычно во всех художественных школах большое значение придают вопросам композиции. В различных школах и в различные периоды изменялись темы композиций. В годы наиболее сильного влияния старой академической школы, в XVIII веке и в первой половине XIX века, в учебных композициях домини-- эвали темы религиозные, мифологические и исторические. Во второй половине XIX века, в период развития передвижничества, получили широкое распространение темы бытовые.

Когда я руководил мастерской живописи в Высшем художественном училище при Всероссийской Академии художеств в Ленинграде, работа над композицией велась следующим образом. При каждой перемене модели для этюда ученики представляли эскизы, которые тут же и обсуждались публично. Эскизы создавались на свободно выбранные самими учащимися темы или на темы, данные мною. Последние бывали сюжетные или пластического порядка; например, в эскизе нужно было изобразить полураздетую человеческую фигуру на фоне белой стены, в тени от лиственного дерева, или две ярко одетые человеческие фигуры рядом с двумя крупными домашними животными в условиях серого летнего дня. При этом размеры эскиза задавались мною, например: 50x40 см, 40x70 см и т. д. Все принесенные эскизы выставлялись в мастерской и коллективно обсуждались. Так как тут, естественно, затрагивались и общие вопросы композиционного порядка, эти беседы не проходили для учеников бесследно в отношении их художественного, творческого развития. В связи со всем сказанным по поводу эскиза сошлюсь на некоторые эскизы известных мастеров.

Эскизы И. Е. Репина к картине «Арест пропагандиста»
свидетельствуют о том, как первоначальная мысль развивалась, получила конкретное разрешение, как композиция дополнялась необходимыми деталями (чемодан с бумагами) и персонажами (полицейский чиновник, писарь и другие).

И. Е. Репин. Эскиз картины «Арест пропагандиста». 1879


И. Е. Репин. Первоначальный вариант картины «Арест пропагандиста». 1878

Значение эскизов

Эскиз-набросок всем известной репинской картины «Иван Грозный» выясняет, какое расстояние может отделять первоначальный незначительный набросок от драматической, необыкновенно экспрессивной и колоритной картины. В то же время и по этому наброску можно видеть, как основная художественная мысль, подобно ведущему мотиву в музыкальной пьесе, все время руководит работой художника.

Эскиз Сурикова к картине «Степан Разин» интересен не тематическим решением, как эскизы Репина, а тонально-живописной стороной, которая видна и понятна даже в бескрасочной репродукции. Кто помнит картину, может подтвердить, что намеченный в эскизе контраст живописного тона лодки и людей по отношению к пейзажу проведен художником и в картине, играет главную роль в ней.

В «Святом семействе» Рембрандта особенно ясно виден творческий план гениального мастера и приемы, которыми он пользуется, чтобы выявить свет, сияющий в этой картине и ставший здесь главным средством выражения. Чтобы провести поток света через всю картину, в левом углу ее помещена группа вовсе не обязательных для данного сюжета летящих и освещенных ангелов, затем свет централизуется на фигуре женщины, на детской люльке с ребенком, на полу.

Особенно много света сосредоточено на фигуре женщины; открытая книга, которую она держит в руках, самое интенсивное светлое пятно в композиции. Для сюжетного решения этой картины не было крайней необходимости вводить книгу. Она нужна была художнику как светлое пятно, как предмет, отбрасывающий рефлексы на лицо и фигуру женщины. А как мастерски введен Рембрандтом контрастный тон темного фона, настолько выдержанный в силе, что мужская фигура в глубине почти сливается с ним! Законченная картина приводится здесь для того, чтобы дать пример гениально проведенной художественной идеи, которая может быть задачей эскиза.

Помимо световых эффектов, в эскизе могут быть найдены живописные отношения, тон, форма, экспрессия движения и т. д.
Разработкой в эскизе одного только сюжета, без поисков решения какой-нибудь художественно-пластической задачи, не достигается художественная выразительность картины.

При составлении эскиза очень важно выбрать его пропорции, формат. Само собою разумеется, что для эскиза с сюжетом, требующим горизонтального решения композиции как например, «Покорение Сибири Ермаком» Сурикова, надо брать соответствующего формата холст. Наоборот, эскиз портрета стоящей фигуры заставит брать вертикальную рамку (можно сослаться на портрет Дениса Давыдова Кипренского). Тут не может быть стандартных пропорций и размеров. Картинная плоскость используется не только для того, чтобы вкомпоновать определенный сюжет - в этой плоскости надо выразительно расположить художественные элементы, например световые или живописные пятна, сильно освещенные формы и уходящие в фон затенения.

Упражнения в композиции, в составлении эскизов следует начинать, как и многое другое в искусстве, с несложных, простых заданий; например, вкомпоновать в данную рамку одиночную фигуру: милиционер на посту, стряпуха, у которой вскипает суп в кастрюле, плотник на стройке дома и т. п. Затем можно переходить к более сложным не только по числу фигур, но и по композиционным задачам.
О картине «Арест пропагандиста» искуствовед Д. Н. Кардовский

Арест пропагандиста

В 1880 году Репин начал писать "Арест пропагандиста". Он работал над ней долго, вплоть до 1892 года. Больших усилий стоила художнику работа над центральным образом. Репин искал натуру, собирая отдельные черты, присущие той или иной модели. Все внимание в картине сосредоточено на революционере. Он только что схвачен. Руки скручены на спине. Возле него суетятся сотские и урядники. Пропагандист словно еще силится высвободиться. Во всей его фигуре зритель чувствует скрытую энергию, волю к борьбе. Гневный взгляд его направлен в сторону мужчины, стоящего у окна. Волосы пропагандиста растрепаны, рубаха расстегнута. Особенно остро чувствуется героизм революционера при сравнении его образа с образом стоящего рядом урядника. Тот словно боится подойти к пропагандисту, дотронуться до него рукой. Вся фигура урядника с откинутой назад головой, предостерегающее движение рук, тупое лицо с красным вспухшим носом - все это делает его образ почти гротескным. Другие фигуры - производящие обыск становой пристав, канцелярист и агент, девушка, созерцающая это зрелище, явно сочувствующая арестованному, мужики, стоящие у окна и с опаской посматривающие на революционера, мужик, сидящий на лавке (возможно доносчик), - все эти персонажи с большим тактом дополняют главное содержание, до конца раскрывают сюжет, не споря с образом главного героя.
В "Аресте пропагандиста" самое событие требовало применения средств развернутого рассказа. Репин постарался сделать так, чтобы этот рассказ получил живописно-пластическое воплощение. Сохранив принцип построения бытовой жанровой картины, действие которой происходит в интерьере, тщательно выписав необходимые детали, Репин выделил композиционно фигуру революционера: он поместил его в центре холста, дав простор для его порывистого взгляда и ищущего выхода внутреннего движения. Художник собрал самые жаркие краски в фигуре пропагандиста (рыжие волосы, красная рубаха). Их оттеняет холодок льющегося через окно света. В "Аресте пропагандиста" Репин создает образ, типичный и для других его картин на революционную тему. В нем подчеркнуты героизм, внутренняя красота, сила, способность идти на подвиг. Но вместе с тем в этом образе звучит и трагическая нота: картина раскрывает одиночество революционера, его оторванность от тех, кому он отдает свою жизнь. В том, что именно так трактует Репин избранную им тему, сказывается особая зоркость художника, глубоко понимавшего окружающую действительность, свое время.