Аргументы из произведения собачье сердце. Основная проблематика "собачьего сердца". Противопоставление слоев общества

Предварительный просмотр:

Михаил Афанасьевич Булгаков

(1891-1940)

Повесть «Собачье сердце»

Преподаватель: Семенова Ольга Забировна

Группа, специальность: 1М1, 151001 "Технология машиностроения"

Дисциплина: Л итература

Тема: «Своеобразие повести М.А.Булгакова «Собачье сердце»

Тип урока: изучение нового материала

Методы обучения: информационно-развивающий (доклады, аналитическая беседа), творчески воспроизводящий, репродуктивный (выразительное чтение), исследовательский (художественный анализ прозаического произведения), постановка проблемных вопросов.

Форма обучения: фронтальная, индивидуальная

Методы контроля: устный фронтальный и индивидуальный опрос.

Цели урока:

  1. Дидактическая : познакомить студентов с жанровым своеобразием и основными идеями повести М.А.Булгакова «Собачье сердце».

Задачи:

  • Восстановить факты биографии и творческой жизни М.А.Булгакова (повторение);
  • закрепить понятие о сатире;
  • выявить основные идеи повести «Собачье сердце»;
  • показать актуальность произведения М.А.Булгакова, прояснить цели булгаковской сатиры;
  • показать мастерство и гражданское мужество писателя.
  1. Развивающая : формировать навыки познавательного мышления, развивать коммуникативные навыки.

Задачи :

Развивать способность слушать и выделять главное в речи;

Развивать умение работать с информационными источниками;

Развивать способность осознанно воспринимать информацию, высказывать свою точку зрения;

Развивать способность чётко выражать свои мысли;

Развивать способность вступать в диалог и поддерживать нить разговора;

Учить анализировать прочитанное произведение;

Формировать навыки выразительного чтения;

Формировать умение задавать вопросы и отвечать на них.

Воспитательная : воспитывать личностные качества.

Задачи :

Побудить студентов к активности при обсуждении художественных произведений;

Пробудить чувство ответственности за принятие решений;

Формировать творческий подход к делу;

Вызвать уважительное отношение к товарищам.

Междисциплинарные связи : история, обществознание.

Внутрипредметные связи : теория литературы.

Студент должен знать :

  • Текст повести М.А.Булгакова «Собачье сердце»;
  • Биографию М.А.Булгакова;
  • особенности времени, в котором жил и творил М.А.Булгаков (1891-1940);
  • особенности сатирического произведения.

Студент должен уметь :

  • внимательно слушать и выделять главное в тексте;
  • задавать вопросы и отвечать на них;
  • выражать свою точку зрения, делать выводы;
  • анализировать художественное произведение;
  • вступать в диалог и поддерживать нить разговора;
  • выразительно читать текст произведения.

Средства обучения :

  1. Учебно-наглядные пособия: раздаточный материал , портрет писателя.
  2. Вербальные средства:

Литература 11 класс / Под ред. В.В. Агеносова. М.: Дрофа, 1991

Текст повести М.А.Булгакова «Собачье сердце».

время

(мин)

Действия преподавателя

Действия студентов

Методы обучения и контроля

Формы обучения

Формируемый компонент коммуникативной компетенции

Организационный момент

Приветствует студентов, проверяет присутствующих, готовность к уроку

Приветствуют преподавателя, дежурный сообщает об отсутствующих

Целевая установка и мотивация

Сообщает тему урока, значимость темы в контексте учебной дисциплины, ставит цели и задачи.

Слушают, осознают цель и план предстоящей деятельности

Информа-ционный

Фронтальная

Способность слушать, выделять главное в речи.

Повторение (проверка домашнего задания)

Доклады:

1.Интересные факты личной биографии М.А.Булгакова.

2.Судьба литературных произведений М.А.Булгакова.

Слушает и дополняет сообщения, активизирует деятельность студентов.

Выступают с докладами, внимательно слушают друг друга, дополняют ответы, формулируют и задают вопросы.

Информа-ционный, творчески-воспроизводящий.

Способность выстроить план своего выступления, способность правильно формулировать вопросы, давать ответы на них, способность чётко выразить свои мысли.

Работа по теме урока

Беседа о литературном жанре сатиры.

Задаёт вопросы, корректирует ответы, проверяет закрепление понятия «сатира»

Отвечают на вопросы, делают записи в тетрадях, закрепляют понятие о сатире.

Проблемно-поисковый, репродуктивный.

Фрон-тальная

Способность работать с информационным источником, способность выделять главное.

Записывают их в тетради.

Информа-ционный, проблемно-поисковый.

Фрон-тальная, индиви-дуальная

4.2.1

Определение основных мотивов повести

1.Какой главный мотив лежит в основе повести? Каковы его истоки?

2.Какие ассоциации вызвали сюжет и герои повести?

Отвечают на вопросы, анализируют произведение, делают выводы,

Записывают их в тетради.

Проблемно-поисковый

Фрон-тальная

индиви-дуальная

Способность давать ответы на поставленные вопросы, обосновывать свои высказывания, способность вступать в диалог и поддерживать нить разговора.

4.2.2

Соотнесение сказочности и фантастики с действительностью.

Организует работу, задаёт вопросы:

1.Назовите приметы времени 20-30-х г.г. 20 века, нашедшие своё отражение в повести.

Отвечают на вопросы, анализируют произведение, делают выводы,

Записывают их в тетради.

Информа-ционный

Проблемно-поисковый

Фрон-тальная

индиви-дуальная

4.2.3

История собаки.

Организует работу, задаёт вопросы:

1.Расскажите, опираясь на текст, о превращении собаки в человека.

2.Как изменяется поведение пса на протяжении повести?

Записывают их в тетради.

Информа-ционный

Проблемно-поисковый

Фрон-тальная, индиви-дуальная

Способность давать ответы на поставленные вопросы, обосновывать свои высказывания, способность вступать в диалог и поддерживать нить разговора

4.2.4

Кто виноват в том, что Шарик «зарвался»?

Образы профессора Преображенского и Швондера.

Организует работу, задаёт вопросы:

1.Кто виноват в том, что из хорошего пса получился ужасный получеловек-полусобака?

2.Кто ещё мог быть виновен в том. что Шариков вёл себя безобразно?

Отвечают на вопросы, анализируют произведение. Зачитывают отрывки из повести, делают выводы,

Записывают их в тетради.

Информа-ционный

Проблемно-поисковый

Фрон-тальная, индиви-дуальная

Способность давать ответы на поставленные вопросы, обосновывать свои высказывания, способность вступать в диалог и поддерживать нить разговора

4.2.5

Роль художественных приёмов, используемых в повести.

Направляет работу, задаёт вопросы, корректирует ответы, делает выводы.

Отвечают на вопросы, анализируют произведение, делают выводы,

Записывают их в тетради.

Информа-ционный

Проблемно-поисковый

Фрон-тальная, индиви-дуальная

Спосоность давать ответы на поставленные вопросы, чётко выразить свои мысли.

Подведение итогов занятия, выдача домашнего задания.

Делает краткое обобщение по теме урока,

комментирует оценки знаний и умений студентов, выдаёт домашнее задание.

Внимательно слушают и анализируют информацию. Записывают домашнее задание.

Информа-ционный

Фрон-тальная

Способность слушать и выделять главное.

к теме: «Своеобразие повести М.А.Булгакова «Собачье сердце»

Сатира – человек Предметом сатиры служат пороки Источник сатиры

Виды сатиры.

Ирония –

Юмор –

Сарказм –

Средства сатиры:

  1. гиперболизм, гротескность;

Раздаточный материал к уроку литературы

к теме: «М.А.Булгаков. Повесть «Собачье сердце»

Сатира и предмет её изображения

Сатира – вид комического, эстетическая категория, единственным предметом которой является человек (человекоподобное в животных и т.д.). Предметом сатиры служат пороки . Она отличается отрицательным, изобличающим тоном оценки. Несовершенство противопоставляется идеалу через антиидеал. Источник сатиры – противоречие между общечеловеческими ценностями и действительностью жизни.

Виды сатиры.

Ирония – смешное скрывается под маской серьёзного.

Юмор – серьёзное скрывается под маской смешного.

Сарказм – высшая степень иронии, едкая, язвительная насмешка.

Средства сатиры:

  1. гиперболизм, гротескность;
  2. несоответствие между определением предмета и его действительным состоянием;
  3. контраст между тем, чем должен заниматься человек, и тем, что он делает.

Ход урока

  1. Преподаватель и студенты приветствуют друг друга. Дежурный сообщает об отсутствующих.
  2. Тема нашего занятия: «Своеобразие повести Михаила Афанасьевича Булгакова «Собачье сердце». Нам предстоит выявить жанровое своеобразие и основные идеи повести.
  3. Чтобы лучше понять повесть М.А.Булгакова, восстановим в памяти факты биографии и творческой жизни писателя. Студент 1 подготовил доклад об интересных фактах личной биографии автора. Остальные студенты должны внимательно слушать его сообщение и подготовить не менее трёх вопросов, предварительно сформулировав и записав их в тетради.

Студент 2 подготовил доклад о судьбе литературных произведений М.А.Булгакова. Остальные студенты должны внимательно слушать его сообщение и подготовить не менее трёх вопросов, предварительно сформулировав и записав их в тетради.

  1. Студенты предварительно должны были прочитать повесть «Собачье сердце». К какому жанру литературы относится это произведение?

Вспомните русских и советских писателей, чьи произведения можно назвать сатирическими? (Крылов, Грибоедов, любимый Булгаковым Гоголь, Салтыков-Щедрин, Чехов, Маяковский, Зощенко, Аверченко, Ильф и Петров, Евгений Шварц, сатирические эпиграммы Пушкина – на Воронцова «Полумилорд, полукупец…»)

Вспомним, что такое сатира и каков предмет её изображения.

Сатира и предмет её изображения

Сатира – вид комического, эстетическая категория, единственным предметом которой является человек (человекоподобное в животных и т.д.). Предметом сатиры служат пороки . Она отличается отрицательным, изобличающим тоном оценки. Несовершенство противопоставляется идеалу через антиидеал. Источник сатиры – противоречие между общечеловеческими ценностями и действительностью жизни.

Виды сатиры.

Ирония – смешное скрывается под маской серьёзного.

Юмор – серьёзное скрывается под маской смешного.

Сарказм – высшая степень иронии, едкая, язвительная насмешка.

Средства сатиры:

1)гиперболизм, гротескность;

  1. несоответствие между определением предмета и его действительным состоянием;
  2. контраст между тем, чем должен заниматься человек, и тем, что он делает.

Студенты записывают выводы в тетрадь (раздаточный материал).

В повести «Собачье сердце» Булгаков поднимается на высшую ступень сатирической фантастики. Если сатира констатирует, то сатирическая фантастика предупреждает общество о грядущих опасностях и катаклизмах. О чём же предупреждал в своей повести Булгаков? Обратимся к этому вопросу в конце урока ещё раз.

  1. Анализ повести М.А.Булгакова «Собачье сердце»

5.1 Определение основных мотивов повести

Какой главный мотив лежит в основе повести? Каковы его истоки?

В основе повести лежит мотив превращения, мотив оборотничества. Это почти сказочная история о том, как добрый бродячий пёс превратился в злобное человекоподобное существо.

Какие ещё ассоциации вызвали сюжет и герои повести?

Профессор Преображенский выступает в качестве волшебника, колдуна, превратившего собаку в человека. Надо сказать, что пациенты профессора воспринимали его как волшебника, хотя говорилось это иносказательно. Ведь Преображенский занимался омолаживанием людей, имеющих власть и деньги. Это защищало его от произвола домкома.

Отметим, что фамилия профессора говорит о его даре преображать. Это церковная по происхождению фамилия. Действие повести начинается под рождество и заканчивается весной, на Пасху. В этом явные реминисценции из Библии. Булгаков вырос в семье профессора духовной академии, рассматривать эти реминисценции как кощунство, видимо не следует. Скорее это сатира, пародия на претензии человека вмешиваться в то, что подвластно лишь Богу.

Вывод: В основе повести лежит мотив превращения, мотив оборотничества. Э то сатира, пародия на претензии человека вмешиваться в то, что подвластно лишь Богу

5.2. Соотнесение сказочности и фантастики с действительностью.

Несмотря на то, что в повести много сказочного, не будем забывать, что это сатира. Следовательно, в повести встречаются параллели с реальной жизнью 20-30-х годов 20 века.

Назовите приметы этого времени, нашедшие своё отражение в повести.

Если это и сказка, то в ней не только намёк, но и много реальных примет времени. Это бесхозяйственность, разгильдяйство, разруха, которая прежде всего «не в клозетах, а в головах»; это давление на интеллигенцию (вспомним как пытались « уплотнить» профессора Преображенского – ему удалось противостоять насилию благодаря своему авторитету знаменитого врача, благодаря своим высокопоставленным пациентам, но других-то « уплотнили»);

это советские газеты (других нет), которые профессор не рекомендует читать; безработица, засилье хамства…)

Примеры из текста.

  1. Пёс сочувствует бедной барышне – машинистке, замёрзшей, «бегущей в подворотню в любовниковых фильдепёрсовых чулках. «Ей и на кинематограф не хватает, на службе с неё вычли, тухлятиной в столовой накормили, да половину её столовских сорока копеек завхоз украл…». В своих мыслях-представлениях Шарик противопоставляет бедной девушке образ торжествующего хама – нового хозяина жизни: «Я теперь председатель, и сколько не накраду – всё на женское тело, на раковые шейки, на Абрау-Дюрсо».
  2. Пациенты профессора (сарказм в отношении процветающих нэпманов).
  3. Представители жилищного товарищества, домкома (юноша, похожий на девушку).

Студенты записывают в тетрадь вывод: «приметы времени, нашедшие своё отражение в повести:

бесхозяйственность, разгильдяйство, разруха;

это давление на интеллигенцию;

это советские газеты;

Безработица, засилье хамства…

5.3. История собаки.

Как изменяется поведение безродного пса Шарика?

Расскажите, опираясь на текст, о превращении собаки в человека и о превращении «милейшего пса» в «мразь».

Студент 3 отвечает.

Как изменяется поведение пса на протяжении повести?

Студент 4 отвечает:

Шарик, чуть не околевший от голода и холода, готов был обменять свою свободу на кусок колбасы. Он был счастлив, попав в тёплый дом, и готов на всё, чтобы в нём остаться. После операции он становится всё более уверенным, всё больше наглеет – в нём сидит трижды судимый алкоголик и бездельник Клим Чугункин. Этому существу покровительствует председатель домкома Швондер, который выправил ему «бумаги», дал право на прописку и устроил на работу в качестве заведующего подотделом очистки города от бродячих котов. Заметим, что само название этой должности, поднимающей самомнение Шарикова, претенциозно и нелепо.

Недавний пёс приводит на «площадь» профессора барышню, пишет донос на профессора, пытается вести себя по-хозяйски. Распоряжаясь как у себя дома.

Студент 5 отвечает.

Основа повествования – внутренний монолог Шарика, вечно голодного, горемычного уличного пса. Он очень не глуп, по-своему оценивает жизнь улицы, быт, нравы, характеры Москвы времён НЭПа с её многочисленными магазинами, чайными, трактирами.

Весь продрогший, голодный пёс, к тому же ошпаренный, наблюдает жизнь улицы, делает умозаключения: «Дворники из всех пролетариев самая гнусная мразь». «Повар попадается разный. Например, - покойный Влас с Пречистенки. Скольким жизнь спас».

Полиграф Полиграфович Шариков, человек с собачьим нравом, основой которого был люмпен-пролетарий Клим Чугункин, чувствует себя хозяином жизни, он нагл, чванлив, агрессивен.

Вывод: «Эксперимент профессора Преображенского по превращению собаки в человека не удался. Милый бездомный пёс превратился в ужасное человекоподобное существо, готовое погубить своего хозяина».

5.4. Кто виноват в том, что Шарик «зарвался»? Образы профессора Преображенского и Швондера.

Как вы думаете, кто виноват в том, что из хорошего пса получился ужасный получеловек-полусобака?

Студент 6 отвечает.

Я считаю, что это профессор Филипп Филиппович Преображенский. Он решил создать нового человека, пересадив собаке часть человеческого мозга, тем самым вмешавшись в законы природы. И донора он выбрал не совсем подходящего. Профессор пересаживает псу Шарику человеческий гипофиз от скончавшегося за несколько часов до операции мужчины 28 лет.

Человек этот – Клим Петрович Чугункин, судился три раза. «Профессия – игра на балалайке по трактирам. Маленького роста. Плохо сложен. Печень расширена (алкоголь). Причина смерти – удар ножом в сердце в пивной».

В результате сложнейшей операции появилось безобразное примитивное существо – нелюдь, целиком унаследовавшее «пролетарскую» сущность своего предка. Первые произнесённые им слова были ругань, первое отчётливое слово: «буржуи».

Есть ли другие мнения? Кто ещё мог быть виновен в том, что Шариков вёл себя безобразно?

Студент 7 отвечает.

Председатель домкома Швондер несёт не меньшую ответственность, чем профессор за человекообразного монстра. Швондер поддержал социальный статус Шарикова, вооружил его идейной фразой, он его идеолог, его «духовный пастырь». Он снабжает Шарикова «научной» социалистической литературой, даёт тому на изучение переписку Энгельса с Каутским, помогает сделать документы, устраивает на работу, подводит к мысли написать донос на профессора.

Вывод: « Превратить собаку в человека, очеловечить зверя – это та же безуспешная и рискованная операция, которую проделала революция, вырвав человека из духовного и политического рабства и объявив его хозяином жизни . Профессор, сам того не желая, взывает к жизни силы зла, которые едва не губят его самого. Он несёт ответственность за своё вмешательство в природу, в то. Что вовсе не находится в его ведомстве. Слишком интеллигентный профессор лишь с помощью своего ассистента Борменталя сумел справиться с распоясавшимся «новым человеком».

Председатель домкома Швондер подобен сказочному злому гному. Он придаёт Шарикову социальный статус, даёт бывшему псу права. Это он делает не из человеколюбия, а лишь для того, чтобы показать свою власть, покомандовать над интеллигенцией. Для этого он провоцирует Шарикова, натравливает его на профессора, «спускает собаку». Это приём реализации метафоры: фразеологизм приобретает буквальное значение.

5.5. Роль художественных приёмов используемых в повести.

Какие художественные приёмы, кроме метафоры, вы увидели в повести «Собачье сердце»?

Студент 8 отвечает.

Булгаков применяет соотнесение совершенно несхожих ситуаций: Преображение Господне – операция по пересадке половых желёз. Соотносятся и последствия ситуаций: просветление – усиление тёмного, злого, агрессивного начала. Этот приём подчеркивает абсурдность происходящего, абсурдность общества.

Студент 9 отвечает .

Писатель использует контрастные детали. С одной стороны, это лампа под зелёным абажуром, чучело совы – символа мудрости, книги в застеклённых шкафах – детали, создающие впечатление спокойствия, уюта, условий для интеллектуального труда.

С другой стороны – вторгшиеся в этот мир хамство, пьянство, запах кошек, ловля блох. Контрастные детали усиливают противопоставление двух образов жизни.

Вывод: «Булгаков использует в своей повести художественные приёмы (метафору, соотнесение несхожих ситуаций, контрастные детали) чтобы показать правду жизни через сатиру.

6.Подведение итогов занятия.

Критик Леопольд Авербах утверждал, что фантастические повести Булгакова – «Злая сатира на советскую страну, откровенное издевательство над ней, прямая враждебность».

Ответ: Булгаков не считал себя противником нового, считал, что помогает ему, помогает правдой. Другое дело, что новой власти такая правда была не нужна. Даже опасна.

А теперь давайте ответим на вопрос, о чём же предупреждал Булгаков в своей повести «Собачье сердце»?

Речь здесь идёт о трагическом несоответствии достижений науки – стремлении человека изменить мир – и его противоречивой, несовершенной сущности, неспособности предвидеть будущее. Здесь Булгаков воплощает свою убеждённость в предпочтительности нормальной эволюции перед насильственным, революционным методом вторжения в жизнь, об ответственности учёного и страшной разрушительной силе самодовольного агрессивного невежества.

Актуальны ли эти темы в наше время?

Эти темы вечны и они не утратили своего значения и теперь. Например, проблема клонирования человека.

Что вы можете сказать о Булгакове как о человеке?

Это смелый человек, ставивший правду жизни выше самой жизни. И во времена, когда расстрелять могли за одно слово, он не побоялся писать произведения, в каждой строчке которых подвергались сомнению основы современного ему общества.

Начиная свои рассуждения о профессоре Преображенском, герое произведения «Собачье сердце», хотелось бы немного остановиться на некоторых фактах биографии автора - Булгакова Михаила Афанасьевича (15.05.1891 г. Киев - 10.03.1940 г., Москва), русского писателя, театрального драматурга и режиссера. Все это для того, чтобы провести некоторые параллели, которые будут во многом объединять автора и его воображаемого героя.

Немного о биографии автора

Булгаков появился на свет в семье доцента Киевской духовной академии, но сам в скором времени стал учеником медицинского факультета Киевского университета. В Первую мировую он работал прифронтовым врачом. Весной 1918 года он вернулся в Киев, где практиковал как частный врач-венеролог. В гражданскую войну 1919 года Булгаков - военный врач Украинской военной армии, потом Вооруженных сил юга России, Красного креста, Добровольческой армии и т. д. Заболев тифом в 1920 году, он лечился во Владикавказе, и после в нем проснулся писательский талант. Своему двоюродному брату он напишет, что, наконец-то он понял: его дело - писать.

Прототип профессора Преображенского

С прототипом главного героя действительно можно сравнить Булгакова, слишком уж много у них общего. Однако принято считать, что Преображенский (профессор) как образ был списан с дяди Михаила Афанасьевича - знаменитого врача Москвы, гинеколога

В 1926 году ОГПУ провело обыск у писателя, и в результате были изъяты рукописи «Собачьего сердца» и дневник.

Эта повесть была опасна для писателя тем, что она стала сатирой на советскую власть 20-30-х годов. Новоиспеченный класс пролетариата здесь представляют герои типа Швондеров и Шариковых, которые абсолютно далеки от ценностей уничтоженной царской России.

Им всем противопоставлен профессор Преображенский, цитаты которого заслуживают отдельного внимания. Этот хирург и ученый, представляющий собой светило российской науки, появляется впервые в тот момент, когда в повести пес, будущий Шариков, издыхает в городской подворотне - голодный и холодный, с обожженным боком. Профессор появляется в самые мучительные часы для собаки. Мысли пса "озвучивают" Преображенского как господина культурного, с интеллигентной бородкой и усами, как у французских рыцарей.

Эксперимент

Главное дело профессора Преображенского - лечить людей, искать новые пути достижения долголетия и действенные средства омоложения. Конечно же, как и всякий ученый, он не мог жить без экспериментов. Пса он подбирает, а заодно в голове врача рождается план: он решает провести операцию по пересадке гипофиза. Этот эксперимент на собаке он делает в надежде найти действенный метод для обретения «второй молодости». Однако последствия операции оказались неожиданными.

На протяжении нескольких недель собака, которой дали кличку Шарик, становится человеком и получает документы на фамилию Шариков. Профессор Преображенский и его ассистент Борменталь пытаются привить ему достойные и благородные человеческие манеры. Однако их «воспитание» не приносит никаких видимых результатов.

Превращение в человека

Преображенский высказывает ассистенту Ивану Арнольдовичу Борменталю свое мнение: необходимо понимать весь ужас, состоящий в том, что у Шарикова уже не собачье сердце, а человеческое, причем "самое паршивое из всех существующих в природе".

Булгаков создал пародию на социалистическую революцию, описал столкновении двух классов, в которых Филипп Филиппович Преображенский - профессор и интеллигент, а рабочий класс - Шариков и ему подобные.

Профессор, как настоящий дворянин, привыкший к роскоши, живущий в 7-комнатной квартире и каждый день употребляющий в пищу разные деликатесы типа семги, угрей, индейки, ростбифов, и запивающий все это коньяком, водкой и вином, вдруг попал в неожиданную ситуацию. В его спокойную и соразмеренную аристократическую жизнь врываются необузданные и наглые Шариковы и Швондеры.

Домком

Швондер - это отдельный экземпляр пролетарского класса, он и его компания составляют домовой комитет в доме, где обитает Преображенский - профессор-экспериментатор. Они, впрочем, не на шутку взялись воевать с ним. Но тот тоже не так прост, монолог профессора Преображенского про разруху в головах говорит о том, что пролетариат и его интересы ему просто ненавистны, и пока у него есть возможность посвящать себя своему любимому делу (науке), ему будут безразличны мелкие мошенники и жулики вроде Швондера.

Но вот со своим домочадцем Шариковым он вступает в серьезную борьбу. Если Швондер давит чисто внешне, то от Шарикова так просто не открестишься, ведь это именно он - продукт его научной деятельности и порождение неудачного эксперимента. Шариков вносит в его дом такую смуту и разруху, что за две недели профессор испытал больше стрессов, чем за все свои прожитые годы.

Образ

Однако образ профессора Преображенского весьма любопытен. Нет, он отнюдь не воплощенная добродетель. У него так же, как и у любого человека, есть свои недостатки, он - довольно эгоистичная, самовлюбленная, тщеславная, но живая и настоящая личность. Преображенский стал образом настоящего интеллигента, в одиночку сражающегося с разрухой, которую несет поколение Шариковых. Разве этот факт не достоин симпатии, уважения и сочувствия?

Время революции

Повесть «Собачье сердце» показывает действительность 20-х годов двадцатого столетия. Описаны грязные улицы, где повсюду развешаны вывески с обещаниями светлого будущего людям. Еще более гнетущее настроение вызывает плохая, холодная ненастная погода и бездомный образ собаки, которая, как и большинство советских людей новой строящейся страны, буквально выживает и находится в постоянном поиске тепла и еды.

Вот в этом хаосе и появляется один из немногих выживших в период опасного и сложного времени интеллигентов Преображенский - профессор-аристократ. Персонаж Шариков, еще в своем собачьем теле, оценил его по своему: что он «ест обильно и не ворует, не будет пинать ногой, и сам никого не боится, потому что всегда сыт».

Две стороны

Образ Преображенского - как луч света, как островок стабильности, сытости и благополучия в жуткой действительности послевоенных лет. Он в действительности приятен. Но многим не нравится человек, у которого, в общем-то, все дела идут хорошо, но которому мало иметь семь комнат, - он хочет еще одну, восьмую, чтобы сделать в ней библиотеку.

Однако домком начал усиленную борьбу против профессора и пожелал отобрать у него его квартиру. В конце все-таки пролетариям не удалось навредить профессору, и поэтому читателя этот факт не мог не обрадовать.

Но это только одна сторона медали жизни Преображенского, а если глубже вникнуть в суть дела, то можно увидеть не слишком привлекательную картину. То благосостояние, которым обладает главный герой Булгакова, профессор Преображенский, ему, надо сказать, тоже не упало вдруг на голову и не перешло по наследству от богатых родственников. Свое богатство он сам нажил. А теперь он обслуживает людей, которые получили власть в свои руки, ведь сейчас наступило их время пользоваться всеми благами.

Очень интересные вещи озвучивает один из клиентов Преображенского: «Сколько ни краду, все идет на женское тело, шампанское «Абрау-Дюрсо» и раковые шейки»». Но профессор, несмотря на всю свою высокую нравственность, интеллигентность и чувствительность, не пытается вразумить пациента своего, перевоспитать или высказать неудовольствие. Он понимает, что ему необходимы деньги, чтобы поддерживать свой привычный образ жизни без нужды: со всей необходимой прислугой в доме, со столом, наполненным всякими яствами типа колбасы не из «Моссельпрома» или икры, намазанной на хрустящий свежий хлеб.

В произведении профессор Преображенский собачье сердце использует для своего эксперимента. Не из-за любви к животным он подбирает измученного пса, чтобы накормить или обогреть, а потому что у него в голове, как ему кажется, зародился гениальный, но чудовищный план насчет него. И дальше подробно описывается в книге эта операция, которая вызывает только неприятные эмоции. В результате операции по омоложению у профессора в руках оказывается «новородившийся» человек. Вот поэтому не зря Булгаков дает говорящую фамилию и статус своему герою - Преображенский, профессор, который вживляет попавшей к нему собаке мозжечок вора-рецидивиста Климки. Это дало свои плоды, таких побочных эффектов профессор не ожидал.

Фразы профессора Преображенского содержат мысли о воспитании, которое, по его мнению, могло бы из Шарикова сделать более или менее приемлемого члена социального общества. Но шансов Шарикову не дали. У Преображенского детей не было, и азами педагогики он не владел. Возможно, поэтому и эксперимент его не пошел в нужном русле.

И мало кто обращает внимание на слова Шарикова о том, что его, как бедное животное, ухватили, исполосовали и теперь гнушаются, а он, между прочим, своего разрешения на операцию не давал и может предъявить иск. И, что самое интересное, никто не замечает стоящей за его словами правды.

Учитель и воспитатель

Преображенский стал первым учителем словесности для Шарикова, хотя он и понимал, что научить говорить - это совсем не значит стать полноценным человеком. Он хотел сделать из зверя высокоразвитую личность. Ведь сам профессор в книге - эталон образованности и высокой культуры и сторонник старых, дореволюционных нравов. Он очень четко определил свою позицию, говоря о наступившей разрухе и неспособности пролетариата с ней справиться. Профессор считает, что людей нужно в первую очередь учить самой элементарной культуре, он уверен, что, используя грубую силу, в мире нечего невозможно добиться. Он осознает, что создал существо с мертвой душой, и находит единственный выход: сделать обратную операцию, так как его воспитательные методы на Шарикова не подействовали, ведь он в разговоре со служанкой Зиной отметил: "Никого драть нельзя... На человека и на животное можно действовать только внушением".

А вот навыки демагогии, как оказалось, усваиваются намного легче и быстрее, чем навыки созидательной деятельности. И Швондер преуспевает в воспитании Шарикова. Он не учит его грамматике и математике, а начинает сразу с переписки Энгельса с Каутским, в результате чего Шариков со своей низкой ступенью развития, несмотря на всю сложность темы, от которой у него "голова опухла", пришел к выводу: «Взять все и поделить!» Вот эта идея социальной справедливости была понята лучше всего народной властью и новоиспеченным гражданином Шариковым.

Профессор Преображенский: «Разруха в головах»

Надо отметить, что «Собачье сердце» со всех сторон показывает всю абсурдность и безумие нового устройства общества, возникшего после 1917 года. Это хорошо понимал профессор Преображенский. Цитаты персонажа о разрухе в головах уникальны. Он говорит, что если врач вместо того, чтобы проводить операции, начнет петь хором, у него настанет разруха. Если он станет мочиться мимо унитаза, и это будет делать вся его прислуга, то и в уборной начнется разруха. Следовательно, разруха - не в клозетах, а в головах.

Известные цитаты Профессора Преображенского

Вообще, книга «Собачье сердце» - это настоящий цитатник. Основные и яркие выражения профессора были описаны в тексте выше, но есть еще несколько, которые тоже заслуживают внимания читателя и для разных размышлений будут интересны.

- «Успевает всюду тот, кто никуда не торопится».

- «Почему убрали ковер с парадной лестницы? Что, Карл Маркс запрещает держать на лестнице ковры?»

- «Человечество само заботится об этом и в эволюционном порядке каждый год упорно из массы всякой мрази создает десятками выдающихся гениев, украшающих земной шар».

- "Что такое эта ваша разруха? Старуха с клюкой? Ведьма, которая выбила все стекла, потушила все лампы?"

«Собачье сердце» была написана в начале 1925 г. Она должна была быть напечатана в альманахе «Недра», но цензура запретила публикацию. Повесть была закончена в марте, и Булгаков прочитал её на литературном собрании «Никитских субботников». Московская публика заинтересовалась произведением. Оно распространялось в самиздате. Впервые было опубликовано в Лондоне и Франкфурте в 1968 г., в журнале «Знамя» № 6 в 1987 г.

В 20-е гг. были очень популярны медицинские опыты по омоложению человеческого организма. Булгаков как врач был знаком с этими естественнонаучными экспериментами. Прототипом профессора Преображенского был дядя Булгакова, Н.М.Покровский, врач-гинеколог. Он жил на Пречистенке, где и разворачиваются события повести.

Жанровые особенности

Сатирическая повесть «Собачье сердце» соединяет разнообразные жанровые элементы. Сюжет повести напоминает фантастическую приключенческую литературу в традициях Г. Уэллса. Подзаголовок повести «Чудовищная история» свидетельствует о пародийной окраске фантастического сюжета.

Научно-приключенческий жанр – это внешний покров для сатирического подтекста и актуальной метафоры.

Повесть близка к антиутопиям благодаря своей социальной сатире. Это предупреждение о последствиях исторического эксперимента, который необходимо прекратить, вернуть всё на круги своя.

Проблематика

Самая важная проблема повести социальная: это осмысление событий революции, давшей возможность править миром шариковым и швондерам. Другая проблема – осознание границ человеческих возможностей. Преображенский, возомнив себя богом (ему буквально поклоняются домашние), идёт против природы, превращая собаку в человека. Осознав, что Спинозу «любая баба может родить когда угодно», Преображенский раскаивается в своём эксперименте, что спасает ему жизнь. Он понимает ошибочность евгеники – науки по улучшению человеческой породы.

Поднимается проблема опасности вторжения в человеческую природу и социальные процессы.

Сюжет и композиция

Научно-фантастический сюжет описывает, как профессор Филипп Филиппович Преображенский решается на эксперимент по пересадке собаке гипофиза и яичников «полупролетария» Клима Чугункина. В результате этого эксперимента появился чудовищный Полиграф Полиграфович Шариков, воплощение и квинтэссенция победившего класса пролетариата. Существование Шарикова доставило множество проблем домашним Филиппа Филипповича, и, в конце концов, поставило под угрозу нормальную жизнь и свободу профессора. Тогда Преображенский решился на обратный эксперимент, пересадив Шарикову гипофиз собаки.

Финал у повести открытый: на этот раз Преображенский смог доказать новым пролетарским властям свою непричастность к «убийству» Полиграфа Полиграфовича, но долго ли продлится его уже далеко не спокойная жизнь?

Повесть состоит из 9 частей и эпилога. Первая часть написана от имени пса Шарика, страдающего суровой петербуржской зимой от холода и раны на обваренном боку. Во второй части пёс становится наблюдателем всего, что происходит в квартире Преображенского: приёма больных в «похабной квартирке», противостояния профессора новому домоуправлению во главе со Швондером, бесстрашного признания Филиппа Филипповича в том, что он не любит пролетариата. Для пса Преображенский превращается в подобие божества.

Третья часть повествует об обычной жизни Филиппа Филипповича: завтраке, разговорах о политике и разрухе. Эта часть полифонична, в ней звучат голоса и профессора, и «тяпнутого» (ассистент Борменталь с очки зрения тяпнувшего его Шарика), и самого Шарика, рассуждающего о своём счастливом билете и о Преображенском как о маге-кудеснике из собачьей сказки.

В четвёртой части Шарик знакомится с остальными обитателями дома: кухаркой Дарьей и прислугой Зиной с которыми мужчины обращаются очень галантно, а Шарик мысленно называет Зину Зинкой, а с Дарьей Петровной ссорится, она обзывает его беспризорным карманником и грозится кочергой. В середине четвёртой части повествование Шарика обрывается, потому что он подвергается операции.

Операция описана подробно, Филипп Филиппович страшен, он называется разбойником, подобен убийце, который режет, вырывает, разрушает. В конце операции он сравнивается с сытым вампиром. Это точка зрения автора, она – продолжение мыслей Шарика.

Пятая, центральная и кульминационная глава представляет собой дневник доктора Борменталя. Он начинается в строго научном стиле, который постепенно переходит в разговорный, с эмоционально окрашенными словами. Заканчивается история болезни выводом Борменталя о том, что «перед нами новый организм, и наблюдать его нужно сначала».

Следующие главы 6-9 – это история короткой жизни Шарикова. Он познаёт мир, разрушая его и проживая вероятную судьбу убитого Клима Чугункина. Уже в 7 главе у профессора возникает мысль решиться на новую операцию. Поведение Шарикова становится невыносимым: хулиганство, пьянство, кража, приставание к женщинам. Последней каплей стал донос Швондера со слов Шарикова на всех обитателей квартиры.

Эпилог, описывающий события через 10 дней после драки Борменталя с Шариковым, показывает Шарикова, почти превратившегося в собаку снова. Следующий эпизод – рассуждения пса Шарика в марте (прошло около 2 месяцев) о том, как ему повезло.

Метафорический подтекст

У профессора говорящая фамилия. Он преображает собаку в «нового человека». Это случается между 23 декабря и 7 января, между католическим и православным Рождеством. Получается, что преображение происходит в какой-то временной пустоте между одной и той же датой в разных стилях. Полиграф (многопишущий) – воплощение дьявола, «растиражированный» человек.

Квартира на Пречистенке (от определения Богоматери) из 7 комнат (7 дней творения). Она – воплощение божественного порядка среди окружающего хаоса и разрухи. В окно квартиры из темноты (хаоса) смотрит звезда, наблюдая за чудовищным преображением. Профессор называется божеством и жрецом. Он священнодействует.

Герои повести

Профессор Преображенский – учёный, величина мирового значения. При этом он успешный врач. Но его заслуги не мешают новой власти пугать профессора уплотнением, прописывать Шарикова и угрожать арестом. У профессора неподходящее происхождение – его отец кафедральный протоиерей.

Преображенский вспыльчивый, но добрый. Он приютил на кафедре Борменталя, когда тот был полуголодным студентом. Он благородный человек, не собирается бросать коллегу в случае катастрофы.

Доктор Иван Арнольдович Борменталь – сын судебного следователя из Вильно. Он – первый ученик школы Преображенского, любящий своего учителя и преданный ему.

Шарик представляется как вполне разумное, рассуждающее существо. Он даже острит: «Ошейник – всё равно, что портфель». Но Шарик – то самое существо, в сознании которого появляется безумная мысль подняться «из грязи в князи»: «Я барский пёс, интеллигентное существо». Впрочем, он почти не грешит против истины. В отличие от Шарикова, он благодарен Преображенскому. А профессор твёрдой рукой оперирует, безжалостно убивает Шарика, а убив, жалеет: «Жаль пса, ласковый был, но хитрый».

У Шарикова ничего не остаётся от Шарика, кроме ненависти к кошкам, любви к кухне. Его портрет описан подробно сначала Борменталем в дневнике: это человек маленького роста с маленькой головой. Впоследствии читатель узнаёт, что внешность у героя несимпатичная, волосы жёсткие, лоб низкий, лицо небритое.

Пиджак и полосатые штаны у него рваные и грязные, ядовито-небесный галстух и лаковые штиблеты с белыми гетрами довершают костюм. Шариков одет в соответствии с собственными понятиями о шике. Как и Клим Чугункин, чей гипофиз был ему пересажен, Шариков профессионально играет на балалайке. От Клима же досталась ему любовь к водке.

Имя и отчество Шариков выбирает согласно календарю, фамилию принимает «наследственную».

Основная черта характера Шарикова – наглость и неблагодарность. Он ведёт себя, как дикарь, а о нормальном поведении говорит: «Мучаете сами себя, как при царском режиме».

Шариков получает «пролетарское воспитание» от Швондера. Борменталь называет Шарикова человеком с собачьим сердцем, но Преображенский поправляет его: у Шарикова как раз человеческое сердце, но самого плохого из возможных человека.

Шариков даже делает карьеру в собственном понимании: поступает на должность заведующего подотделом очистки г. Москвы от бродячих животных и собирается расписаться с машинисткой.

Стилистические особенности

Повесть полна афоризмов, высказанных разными героями: «Не читайте до обеда советских газет», «Разруха не в клозетах, а в головах», «Никого драть нельзя! На человека или животное можно действовать только внушением» (Преображенский), «Не в калошах счастье», «Да и что такое воля? Так, дым, мираж, фикция, бред этих злосчастных демократов...» (Шарик), «Документ – самая важная вещь на свете» (Швондер), «Я не господин, господа все в Париже» (Шариков).

Для профессора Преображенского существуют определённые символы нормальной жизни, сами по себе эту жизнь не обеспечивающие, но о ней свидетельствующие: калошная стойка в парадном, ковры на лестнице, паровое отопление, электричество.

Общество 20-х гг. характеризуется в повести с помощью иронии, пародии, гротеска.

Булгаков написал много рассказов и повестей, но ни одни из них не были написаны просто так, без какого-то тайного, тонкого намека. В каждом своем произведении он раскрывает с помощью остроумной и ловкой сатиры какую-нибудь тайну или давал ответ на давно волнующий всех вопрос. Так и повесть « » несет в себе нечто большее, чем рассказ о превращении собаки в человека.

Нет. В ней затронут давно волновавший самого писателя вопрос, который в дальнейшем он вложил в уста Понтия Пилата из «Мастера и Маргариты »: «Что есть истина?»

Этот вопрос вечен на него можно найти много различных ответов, но как отметил Булгаков еще в «Записках на манжетах» с горькой иронией: «Только через страдание приходит истина… Это черно, будьте покойны! Но за знание истины не денег не платят, ни пайка не дают. Печально, но факт».

Но что это значит? Можно ли сказать, что Шарик, собака с улицы, узнал о том, что такое истина? Я думаю, что можно. Но и мы, видя жизнь Шарика до операции и после нее, сопереживая вместе с ним его боль, страх и иные чувства, слившись во время чтения своей душой с его, понимаем настолько безрассудна, безнравственна медицина. Да, Шарик - всего лишь зверь, но он чувствует, живет, а значит, не заслужил того, что сделал с ним профессор Преображенский. Ничто живое не заслужило такого отношения.

Повесть «Собачье сердце» - это рассказ о великих открытиях, сделанных профессорами строй школы, гениальными учеными в эпоху научных экспериментов. За ширмой смеха в повести скрыты глубинные размышления о недостатках человеческой природы, о разрушительности невежества, об ответственности, которая на ряду с открытиями ложится на плечи ученых и науки. Темы вечные, которые до сих пор не утрачивают своего значения.

Мы видим, что Булгаков, шутя, раскрывает нам образ не только Шарика, но и самого профессора, который, как и многие люди его профессии, одинок. Филипп Филиппович только в глазах Шарика ассоциируется с божеством, а для других он - ключ к замку омоложения. К нам приходит понимание того, что если в человеке сочетаются одиночество, желание опровергать неприемлемую для себя действительность и честность, то это может привести к неожиданным и порой трагическим последствиям. К такому неминуемому, критическому исходу пришел Шарик, преобразившись в Шарикова. Булгаков в «Собачьем сердце» беспощадно разоблачает «чистоту», утратившую эстетическое начало науку и самодовольных людей науки. Они вообразили себя равным Богу: решили перекроить животную суть, создав из собаки человека.

Поэтому я думаю, что повесть посвящена не только заблуждениям, связанным с наукой, медициной, но и хладному отношению к мирозданию и религии.

А истина заключена в том, что каждое живое существо прокладывает себе дорогу в жизнь разными способами, некоторые путем обмана, ошибок, но чаще всего путем труда, который иногда несет в себе не то, чего хотелось им добиться. Иногда бывает так, что люди, добиваясь своей цели, «идут по трупам», это мы и видим у Булгакова. Сатира Булгакова несет в себе тайный смысл, но понять ее легко: надо только захотеть этого.

Писатель верил, что его читатель обладает вдумчивым и непредвзятым разумом - за это он его уважал, искал с ним контакта, обращаясь со страниц произведений. Мы должны принять этот дар и понять булгаковскую сатиру во всей ее очередной силе и сложности.