Архитектурно-этнографический музей "хохловка". Архитектурно-этнографический музей хохловка Пермь хохловка музей деревянного зодчества

Хохловка – это удивительный архитектурно-этнографический музей недалеко от Перми. Хохловка – одна из главных достопримечательностей Пермского края, привлекающая множество туристов.

Архитектурно-этнографический музей был основан в 1969 году. Однако его открыли для посетителей лишь 17 сентября 1980 года. Он находится в одноименной деревне.

Экспонаты архитектурно-этнографического музея под открытым небом стоят на живописном холме на полуострове Варнач.

В состав музея Хохловка входит более двух десятков уникальных экспонатов – памятников деревянного зодчества под открытым небом. Они датируются концом XVII – первой половиной ХХ века. Все строения были привезены сюда с разных точек Пермского края. В некоторые здания можно зайти и познакомиться с интерьерами и экспозициями.

Площадь музея разделена на несколько секторов: Северо-Западное (Коми-Пермяцкий округ), Северное и Южное Прикамье. Такое разделение не случайно – для каждого из этих условных районов Прикамья характерна своя архитектура.

Очень интересны достопримечательности Хохловки, связанные с солепромышленностью. Здесь можно познакомиться с технологией добычи соли. Большим интересом среди туристов пользуются церкви, построенные в традициях русского деревянного зодчества, и ветряная мельница.

Несколько раз в год в Хохловке проходят фольклорные праздники и гулянья. Наиболее популярны Масленица, Троица, Яблочный Спас. Также в Хохловке проходит популярный пермский фестиваль «КАМВА». На некоторые праздники в Хохловку приезжает более пяти тысяч человек.

Рекомендуем поездку в Хохловку как отличный маршрут выходного дня. Также рекомендуем посмотреть достопримечательности города Перми, знаменитую пермскую деревянную скульптуру, музей истории Мотовилихинских заводов, Камскую ГЭС и мыс Стрелка.

Как доехать до Хохловки?

На автомобиле из Перми по мосту через Каму — м.р. Гайва — Ильинское шоссе по указателям на Хохловку. Расстояние от Перми до музея — 45 км. На пригородном автобусе № 340 «Пермь-Хохловка». Автобус ходит с автовокзала Перми 3-4 раза в день.



Архитектурно-этнографический музей «Хохловка» на карте:

Интересно? Расскажи друзьям!

Нам нужна ваша помощь!

Проект «Наш Урал» долгое время существовал на деньги от продажи наших книг. К сожалению, бумажные книги пользуются с каждым годом все меньшим успехом. Если вам хочется, чтобы в регионе был такой портал, как «Наш Урал» , поддержите нас финансово. Любая помощь от вас будет ценной, а из капелек дождя сначала образуются ручейки, а потом мощные реки, которые впадают в моря. Спасибо Вам!

Архитектурно-этнографический музей «Хохловка» - первый на Урале музей деревянного зодчества под открытым небом. Музей начал создаваться в 1969 году и был открыт для посетителей в сентябре 1980 года. Уникальный музейный ансамбль расположен на живописном берегу Камы в 43 км от Перми у с. Хохловка (Пермский район). Сегодня АЭМ «Хохловка» объединяет 23 памятника деревянного зодчества конца XVII - второй половины XX вв., которые представляют лучшие образцы традиционной и культовой архитектуры народов Прикамья.

«Хохловка» удивляет не только памятниками деревянной архитектуры. Главный секрет - в гармонии зодчества и природы: с верхушки холма открывается вид на редкой красоты пейзаж - просторы речной глади, лесистые холмы, скалы вдоль залива; еловый лес чередуется с березовыми рощицами, заросли можжевельника соседствуют с рябиной, черемухой, калиной. А зимой можно отдохнуть от городской суеты, насладившись красивейшим пейзажем, увидеть ледяные просторы Камы, заснеженные крыши церквей, зимнее солнце в густой невесомой дымке на белых просторах… Здесь ежегодно проводятся ставшие традиционными массовые мероприятия - праздники народного календаря «Проводы Масленицы», «Троицкие гуляния», «Яблочный Спас», фольклорные музыкальные праздники, фестиваль военной реконструкции "Большие манёвры на Хохловских холмах" и международный фестиваль "KAMWA"

ВНИМАНИЕ! К проведению экскурсий на территории АЭМ «Хохловка» допускаются только аккредитованные музеем экскурсоводы. Аккредитация продлена на пять лет. Список аккредитованных экскурсоводов имеется в кассе музея «Хохловка» и на сайте

ВНИМАНИЕ! В архитектурно-этнографическом музее «Хохловка» проводятся строительно-монтажные работы по обновлению системы электроснабжения памятников и административных зданий музея. Эти мероприятия позволят выдать дополнительную мощность, необходимую для развития музея, повысить надежность электроснабжения. Приносим извинения за временные неудобства

Выставки

Показать цены

Входные и экскурсионные билеты

Входной билет,

руб./чел.

Экскурсионный билет*, руб./чел.

Численность экскурсионной группы

человек

человека

человек

человек

9-11 человек

12 человек
и более

Взрослые

Льготные**

Дети до 18 лет

* Экскурсионные билеты реализуются при наличии свободного экскурсовода. Стоимость экскурсионного билета включает в себя стоимость входного билета и зависит от численности экскурсионной группы: в прейскуранте указана стоимость экскурсионного билета на одного человека из экскурсионной группы при соответствующей численности экскурсионной группы. Детям до достижения возраста 3 (три) года на момент посещения музея приобретение отдельного экскурсионного билета не требуется, при этом указанные дети не учитываются в общей численности экскурсионной группы. Для всех остальных категорий посетителей приобретение экскурсионного билета обязательно.

Максимальное количество экскурсантов в группе составляет 25 человек, для Архитектурно-этнографического музея «Хохловка» - 30 человек.

Студенты;
- пенсионеры;
- многодетные семьи;
- малоимущие семьи;
- инвалиды III группы.

*** Залог за использование аудиогида составляет 1 000,00 рублей.

На основании приказа Министерства культуры Пермского края от 30 января 2015 г. № СЭД-27-01-10-21 с 01 июня 2015 года входной билет в ГКБУК «Пермский краеведческий музей» и его филиалы для лиц, не достигших восемнадцати лет, является бесплатным (при предъявлении соответствующего документа).

Право на бесплатный вход в ГКБУК «Пермский краеведческий музей» и его филиалы имеют следующие категории граждан (при предъявлении соответствующего документа):

Герои Советского Союза;

Герои Российской Федерации;

Герои Социалистического труда;

Полные кавалеры ордена Трудовой Славы;

Ветераны Великой Отечественной войны;

Инвалиды Великой Отечественной войны;

Лица, награжденные медалью «За оборону Ленинграда» или «Житель блокадного Ленинграда»;

Бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны;

Инвалиды I и II групп;

Инвалиды-колясочники с одним сопровождающим;

Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву;

Сотрудники музеев Российской Федерации;

Члены Международного совета музеев (ICOM).

В соответствии с государственным заданием ГКБУК «Пермский краеведческий музей» бесплатный вход предоставляется для всех категорий населения каждую третью среду месяца.

В соответствии с п. 4.1. Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки малоимущим многодетным семьям и малоимущим семьям, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 06 июля 2007 г. № 130-п, членам малоимущей многодетной семьи при предъявлении справки о малоимущности и документа, удостоверяющего личность одного из членов семьи, предоставляется бесплатный вход в ГКБУК «Пермский краеведческий музей» и его филиалы один раз в месяц в любой день в соответствии с режимом работы музея.

Архитектурно-этнографический музей "Хохловка"
Пермский район. с. Хохловка

Архитектурно-этнографических музеев, или музеев деревянного зодчества, в России как минимум два десятка. В последнее время ими обзавелись почти все крупные регионы лесной полосы. Не стал исключением и Пермский край, где еще в 1969 году был учреждён, а в 1981 открыт АЭМ в деревне Хохловка (ударение на первый слог - ХОхловка, а не более привычное ХохлОвка), в 40км севернее Перми по правому (западному) берегу Камы.
На мой взгляд, при весьма скромном размере (23 постройки), Хохловка - один из лучших скансенов России. Во-первых, здесь чрезвычайно интересная подборка объектов, дающих исчерпывающую картину деревянного зодчества Урала; во-вторых, Хохловка чрезвычайно живописно расположена.

В общем, объём поста не случаен - ужать до адекватных размеров я его просто не смог.

В Хохловку от пермского автовокзала 4 раза в день ходят автобусы, интервал около 4-5 часов - этого с избытком хватит для осмотра музея. В пути автобус примерно полтора часа, причём не менее половины времени петляет по Перми, проезжая мимо Камской ГЭС.
И на самом деле первый экспонат Хохловки - её пейзаж. Холмы Предуралья и бескрайнее пространства Камского водохранилища:

Или, как называют его пермяки, Камского моря:

Хохловка чрезвычайно живописно поставлена на узком мысу между двух речек, превратившихся в заливы:

Хорошо видные самые крупные постройки: деревянные церкви, колокольня и башня острога. Другие постройки скрыты лесом. А по краям мыса - три осветительные мачты, вероятно для различных фестивалей, которые периодически тут бывают.

Вход в музей оформлен весьма креативно. Билет стоит 100р., фотосъёмка свободная (на фото запасной вход, главный чуть ниже):

Туристический автобус у входа в музей не случаен - место это довольно известное, особенно среди уральцев. Туристов в Хохловке много - это и школьники, и путешественники (в основном из других мест Урала), и даже иностранцы, а также дачники - по фотографиям видно, что окрестные холмы облеплены полуэлитными дачами. При этом, инфраструктура в Хохловке исчерпывается грязной автобусной остановкой (где я чуть не вляпался в коровью лепёшку) и сельпо. В общем, нытики, ау!
Меня же отсутствие ресторана этнической кухни и лесного отеля не смущает, так что начнём осмотр музея.

Хохловка делится на три сектора: коми-пермяцкий (три избы и гумно), северного Прикамья (церковь, изба и амбар), южного Прикамья (около половины музея), а также два тематических комплекса - охотничье становье и сользавод. У входа расположен Коми-Пермяцкий сектор:

Три крестьянских усадьбы 19 века представляют собой довольно странный синтез северной и уральской избы. Это как бы дом-двор по типу поморских, но часть построек всё же отдельно.

Строить избы коми-пермяки явно учились у русских, хотя облик изб весьма архаичен. Интерьеры комнат почти такие же, только печь другой формы:

Но больше всего меня поразили двери, размером больше похожие на люки:

В первой избе (из села Яшкино) воссозданы интерьер и выставлены предметы народных промыслов, во второй - экспозиция природы. Избы очень похожи, во второй усадьбе я покажу только баню, топившуюся по-чёрному:

В сторонке - третья изба богатого коми-пермяцкого крестьянина, оказавшаяся закрытой:

А чуть в стороне - здание, которое снаружи можно принять за подсобку, но внутри весьма интересное - это совмещённые гумно и овин с экспозицией инвентаря коми-пермяцких крестьян:

Об истории коми-пермяков я расскажу в постах про Чердынь - на самом деле это древний народ, имевший в Средние века собственное государство, вассальное Руси - Великопермское княжество (его столица, называвшаяся также Чердынь, отождествляется с нынешним селом Пянтег). Коми и коми-пермяки - очень близкие народы, с той лишь разницей, что коми были крещены мирным путём в конце 14в., а коми-пермяки - военным путём в 15-16 веках. В итоге коми в России около 330 тысяч, а коми-пермяков - около 150 тысяч. Еще недавно существовал Коми-Пермяцкий автономный округ в центром в Кудымкаре, ныне слитый с Пермской областью (которая после этого и стала Пермским краем).

Между гумном и богатой избой стоит еще одна изба из деревни Гадья. Это уже русская усадьба, часть сектора Северного Прикамья:

А чуть выше - пожалуй, самый ценный памятник этого музея, Преображенская церковь из села Янидор (Чердынский район), срубленная в 1707 году:

По ней хорошо видна разница между деревянными храмами Урала и Севера - уральские церкви более массивные, и выглядят более прочными. В то же время, на Севере и в Средней России очень редко строили клетские храмы такого размера. Шатровых храмов на Урале не было уже к началу ХХ века, а Янидорская церковь уникальна еще и "крещатой бочкой" под главкой. Такая деталь характерна для Пинеги и Мезени, где сохранилась на трёх храмах. Между Мезенью и Камой - республика Коми, но там не сохранилось церквей старше 19 века. И в общем, можно предположить, что в прошлом эта форма была распространена между Мезенью и Уралом.

Внутри пусто:

Неподалёку - классика жанра: мельница и амбар, правда Северное это Прикамье или Южное, уже не помню:

Выше Янидорской церкви - башня Торговищенского острога:

8-башенная крепость была срублена в 1663 году и прикрывала подступы к Кунгуру, бывшему тогда центром Южного Прикамья. В 1671 и 1708 годах Торговищенский острог выдержал башкирские набеги, а с утратой оборонных функций из крепости постепенно превратился в церковный ансамбль:

По сути, это было нечто уникальное - уральский погост-тройник! Ведь такое явление считалось характерным для Русского Севера. Помимо острожной башни в ансамбль входили церковь Иоанна Предтечи (1740), колокольня (1750) и церковь Зосимы и Савватия Соловецких (1701) с уникальным завершением:

В общем, это был лучший на Урале ансамбль деревянных храмов. В 1899 году сгорела башня, и жители сами воздвигли в 1905 году её точную копию (которая ныне в музее). В 1908 году сгорел храм Иоанна Предтечи, и его решили отстраивать в камне. Однако случилась Революция, погост был покинут и обветшал. Церковь Зосимы и Савватия развалилась, колокольня лишилась верхушки, а башню успели вывезти. В общем, одна из тяжелейших утрат деревянного зодчества.

Поднимаемся выше. Панорама залива:

И уже знакомая нам часть музея:

На высшей точке Хохловки - колокольня из села Сыра (1780) и Богородицкая церковь из села Тохтарёво (1694, самый старый объект в музее):

Колокольня - в общем, почти типовой проект, почти такие же встречаются и 16, и 19 веках от Карелии до Сибири. А церковь - почти точная копия Янидорской. Но Янидор - на севере края, а Тохтарёво - на юге, то есть прообразами друг друга эти храмы быть не могли. Просто наиболее характерная для Урала форма.

Внутри церкви - также пустой зал и фотографии других уральских деревянных церквей (в том же Пянтеге), а также пары храмов Севера для сравнения.
А лемеховая кровля обеих церквей - совсем как на Севере:

Вид от церкви на Камское водохранилище - пейзаж почти морской:

Еще одна изба из села Грибаны (Южное Прикамье):

С характернейшими для Урала наличниками - почти такие же я видел в эту поездку десятки, а то и сотни:

У крыльца - качели, на которых я, в уединении, от души покачался. В десяти метрах от избы - пожарное депо 1930-х годов из соседнего села Скобелевка:

Внутри - экспозиция пожарной техники 19в., но кадр у меня получился плохо.
От пожарного депо тропка ведёт вниз, и сам не замечаешь, как оказываешься в тайге:

Это охотничье становье, и сделано оно исключительно сильно. Лесной полумрак, запах хвои, тишина, и наверное просто контраст с солнечной и светлой территорией остального музея - несмотря на деревянный мостик и фигуры, возникает ощущение, что это действительно глухой лес, а не рощица 100х100 метров. Всего в охотничьем становище 4 постройки:

Избушка (такие стояли в тайге и ими мог пользоваться каждый):

Навес для ночлега:

И лабаз, то есть маленький амбар на ножке для защиты от зверей.

Четвёртая постройка - лабаз на двух ножках, но обнаружить его ни мне, ни другим посетителем, с которыми я встретился на этой поляне, не удалось. Зато мне понравилась вот эта штуковина - больше всего похоже на Шурале (татарский аналог Лешего):

А выходя из тайги, оказываешься около солепромышленного комплекса. Да-да - это индустриальный пейзаж!

Дело в том, что солепромышленные технологии на Урале не менялись веками - и первые купцы в 15-м веке, и Строгановы в 17-м, и последние купцы в 19-м получали соль одинаково. Хотя этим постройкам немногим более 100 лет, точно такие же солеварни строились и 500 лет назад. Один из сользаводов чудом уцелел до наших дней - Усть-Боровский завод на окраине Соликамска, с 1972 года ставший музеем (к слову, первый завод-музей на Урале, а значит и в России). Эти постройки вывезены именно оттуда, но и сам ансамбль завода стоит на своём месте (и о нём будет отдельный пост, когда дойдём до Соликамска).

В Хохловке - не ансамбль, а по одной постройке производственного цикла. Первая - рассолоподъёмная башня:

Пермскую соль добывались в колодцах и скважинах, и технология выкачивания рассола не отличалась от выкачивания нефти. Деревянная труба - ствол скважины:

Другая деревянная труба, потоньше - это внутризаводской трубопровод, по которому рассол передавался между сооружениями:

Второй объект - соляной ларь, то есть отстойник, где рассол стоял несколько дней, пока осядет песок::

В Хохловку ларь был привезён целиком, без разборки, на барже по Каме. Если не ошибаюсь, раньше в Хохловке была два ларя, но один вернули в Соликамск взамен сгоревшего там. Дерево ларя изъедено солью, и одновременно просолено так, что не гниёт. От солеваренных построек исходит совершенно непередаваемый, но приятный запах солёного дерева.

Варница - основное звено солеваренного цикла. Поставлена она почему-то между башней и ларём, но на самом деле туда поступал очищенный рассол:

Под варницей была кирпичная топка, потреблявшая в сутки до 10 кубометров дров:

На топке лежал цирен, или чрен - гигантская железная сковорода, на которую поступала рапа. Влага испарялась, соль оседала. Пар уходил вверх по деревянной трубе, а солевары выгребали соль специальными граблями:

Это была кошмарная работа - температура в варницах была около 80 градусов, при 100%-й влажности..

Последнее звено - амбар. Ранее два амбара были и в Соликамске, но в 2003 году они сгорели. В Хохловке же амбар аутентичен.

Соляные амбары были гигантского размера - 50х25х15 метров. Соль заносили через верх по взвозу или лестнице (у этого амбара лестница в башне). Соленос - работа не менее адская, чем солевар: для женщины нормой был 3-пудовый мешок, для мужчины 5-пудовый (то есть 45 и 65кг соответственно), и в день они носили до тысячи мешков.

Отсюда и "пермяк - солёные уши" - от пота соль оседала на теле, разъедала кожу, и спина, затылок, а также уши покрывались незаживающей коростой. В общем, это сейчас шутка, а раньше было примерно то же, что "негр на плантации".

Подробнее о пермских солеварнях я расскажу в постах про Соликамск:

Около солеварен - набережная, лавочки из трёх полубрёвен, изгородь и таблички "Купаться запрещено!". За заливом - скалы:

Кстати, еще одна "достопримечательность" Хохловки - таблички "По траве не ходить! Клещи!". Энцефалитный клещ - действительно, самое опасное животное на Урале, здесь люди регулярно умирают от энцефалита. Но в Хохловке скорее таким способом охраняют луга.

УРАЛЬСКАЯ БЫЛЬ-2010

Музей-заповедник деревянного зодчества, расположенный на высоком мысу реки Камы. Место для музея под открытым небом выбрано удачно. Постройки гармонично вписываются в окружающую природу, пейзажи очень живописные!

В этой статье вы узнаете об истории и каждом объекте «Хохловки». Итак, начинаем знакомство.

История музея «Хохловка»

Место размещения архитектурно-этнографического музея выбрали не сразу. Решали между Чердынью , Соликамском и окрестностями Перми. В результате выбрали мыс на Камском водохранилище около села Хохловка (кстати, ударение в названии ставится на первом слоге). С трех сторон мыс омывается водой.

Решение о создании музея было принято Пермским облисполкомом еще в апреле 1969 года . Инициатором выступил пермский архитектор Александр Терехин. В марте 1971 года Министерство культуры РСФСР утвердило эскизный проект его генерального плана (авторы Г.Л. Кацко, Г.Д. Канторович и А.С. Терехин).

Научно-реставрационным производственным управлением из различных точек Прикамья в Хохловку были перевезены и отреставрированы памятники деревянной архитектуры конца XVII – начала ХХ веков. Это позволило сохранить ветхие, приходившие в негодность старинные постройки.

В марте 1980 года в журнале «Вокруг света» вышла статья о готовящемся к открытию музее. Журналист Лидия Чешкова приводила слова одного из создателей музея:

«За восемь лет работы, - говорил Косарев, - мы смогли разобрать, перевезти и поставить лишь девять памятников. В 80-м году музей собираются открывать, и к этому времени еще три-четыре памятника надо реставрировать непременно».

Три островка - три деревеньки вырастут со временем на зеленых склонах Заповедного холма: одна - типичная для Северного Прикамья (прототипом послужит село Янидор в Чердынском районе), вторая - характерная для Южного Прикамья, третья - коми-пермяцкая. Но самым, пожалуй, необычным будет промышленный сектор: ни в одном музее под открытым небом не увидеть промышленную архитектуру, связанную с древним промыслом - солеварением».

Открытие музея состоялось 17 сентября 1980 года . Он стал филиалом Пермского краеведческого музея. Некоторые источники называют «Хохловку» первым музеем деревянного зодчества на Урале. Однако был открыт И.Д. Самойловым раньше – в 1978 году.

В 1995 году «Хохловка» была объявлена музейным комплексом федерального значения. 15 февраля 2017 года музей передан из собственности Российской Федерации в собственность Пермского края.

Площадь музейного комплекса составляет 35,2 га (по другим данным 42 га). В наши дни на территории музея-заповедника размещено 23 памятника деревянного зодчества . В некоторых зданиях представлены соответствующие по тематике интерьеры и экспонаты.

Экспонаты музея «Хохловка»

В музее «Хохловка» можно познакомиться с традициями русского деревянного зодчества. Территория музея поделена на тематические сектора в зависимости от местности, откуда привезены постройки: северо-западное, северное и южное Прикамье. Также тут три тематические экспозиции: охотничье становье, солепромышленный и сельскохозяйственный комплексы.

Предлагаю познакомимся со всеми основными объектами этого архитектурно-этнографического музея под открытым небом.

Сектор «Северо-западное Прикамье»

Начинается от входа в музей, встречая его посетителей. Состоит из трех усадеб XIX-XX веков, перевезенных из Коми-Пермяцкого округа . Представляет собой традиционную архитектуру коми-пермяков .

Перевезена из деревни Яшкино Юсьвинского района Коми-Пермяцкого автономного округа. Построена в середине XIX века . Представляет собой типичную усадьбу коми-пермяцкого крестьянина из северо-западного Прикамья. Внешне жилище коми-пермяка XIX века выглядит просто и сурово.

«Представляет собой дом-двор поперечной (Г-образной) связи с хозяйственными постройками. Комплекс «дом-двор» состоит из двух изб, связанных сенями, и крытого двора, примыкающего сзади под прямым углом», - так характеризуют постройки специалисты.

В Хохловку перевезен только сам дом. Хозяйственные постройки (амбар, ледник, баня по-черному) восстановлены по аналогиям того времени.

Усадьбу строили из сосновых бревен, соединяли их «в обло». Дом и хозяйственный двор покрывали двускатными кровлями самцовой конструкции. Все строилось без использования гвоздей.

Было предельно просто и в самом доме. В те суровые времена было не до излишеств. Дом топился «по-черному» - глинобитная печь не имела дымохода. Для выхода дыма в стене прорубались отверстия. Внутри избы воспроизведена обстановка, характерная для быта коми-пермяков конца XIX – начала XX веков. Заглянув в дом, можно увидеть глинобитную печь, широкие лавки, полати, «красный угол» с иконой, а также различную утварь: посуду, одежду, орудия труда (например, ткацкий станок).

Построена в 1910-20-е годы . Перевезена из деревни Дема Кочевского района Коми-Пермяцкого округа. Усадьба принадлежала крестьянину Светлакову, который занимался добычей камней для жерновов. Изба и хозяйственная часть расположены параллельно друг другу, под отдельными двускатными крышами. Между ними находится крытый двор. В стене дома с улицы можно заметить небольшое отверстие – волоковое окно для выхода дыма при топке печи по-черному.

Усадьба крестьянина Николая Михайловича Баяндина (1867-1961) из деревни Дмитриево Юсьвинской волости Чердынского уезда, построенная в конце XIX века, заметно отличается от двух предыдущих. Чувствуется, что ей владел зажиточный крестьянин. Возведена в «Хохловке» в 2002-06 годах.

Усадьба состоит из двухэтажного дома, рубленного в обло, и крытого двора с хозяйственными постройками. На первом этаже дома расположены теплая изба с русской печью, клеть для хранения муки и зерна и торговая лавка. На втором этаже, на который ведет высокое крыльцо с крытой лестницей, располагались два жилых помещения с «голландской» и русской печами, а также клеть. Во дворе располагались конюшня, сеновал, хлев. Тут же стояли телега и сани – главное средство передвижения. В отдельной избушке на огороде находилась синильная мастерская, где хозяин окрашивал домотканные холсты – это был еще один его заработок помимо торговли.

Сектор «Северное Прикамье»

Состоит из двух объектов: усадьбы и церкви, привезенных из Чердынского района Пермского края.

Построена в 1880-е годы . Перевезена из деревни Большая Гадья Чердынского района .

Показывает, какой была усадьба русского крестьянина Северного Прикамья . Представляет собой трехкамерное жилище: изба-сени-изба. Обе половины избы были жилыми, с одинаковой планировкой. В каждой располагалась русская печь. В доме жило большое семейство.

В правой избе сохранилась домовая роспись , характерная для Северного Прикамья. Домовая роспись получила распространение во второй половине XIX века. Она была по карману лишь состоятельным хозяевам, которые украшали росписью самые видные места интерьера. Самым распространенным мотивом была композиция цветущего дерева – дерева жизни – с сидящими на нем птицами. Это был своего рода оберег.

К избе примыкает крытый хозяйственный двор. Во дворе располагались хлев для домашнего скота и сеновал. Для удобства с улицы на сеновал вел тележный въезд.

В доме действует выставка «Крестьянская домовая роспись» , где представлены образцы домовой росписи (в том числе на прялках, коромыслах и посуде) как из северных, так и из южных уездов Пермской губернии.

Деревянная Преображенская церковь построена в 1702 году в селе Янидор Чердынского района Пермского края. С 1939 года не действовала, была закрыта 28 января 1940 года. В здании размещалось зернохранилище, позже церковь была перевезена в «Хохловку».

По своему типу церковь принадлежит к клетским храмам. В основе конструкции лежит клеть – простой четырехугольный сруб, подобный тем, что использовались при строительстве изб. Все три части церкви – трапезная, храмовая и алтарная – размещаются на одной оси. Постройки такого типа называли «кораблем». Вся постройка поднята на высокий подклет.

«Уникально завершение храмовой части церкви: на высокую клинчатую кровлю поставлены крещатая бочка с главкой. Завершение клинчатой кровли крещатой бочкой – единственное в своем роде украшение на сохранившихся постройках русской архитектуры», - пишут архитекторы об этом здании.

Над алтарем возвышаются главки луковичной формы с волнообразной черепицей из осины.

Внутри пусто. Сохранились лишь пристенные скамьи с резьбой. Интерьер церкви не восстановили, поскольку не сохранилось никаких документов о том, каким он был.

Сектор «Южное Прикамье»

Самый обширный сектор, состоящий из пяти объектов. Здесь же расположена самая старая постройка «Хохловки».

Сторожевая башня

Сторожевая башня возвышается на холме и издалека притягивает взгляд. Перевезена из села Торговище , что на реке Сылве , Суксунского района Пермского края. Является памятником русского деревянного оборонного зодчества, первый объект архитектурно-этнографического музея «Хохловка» (1972 г.).

Спасская сторожевая башня представляла собой остаток Торговижского острожка , построенного в 1664 году для защиты города Кунгура от нападений с юга. Некогда на ней дежурил дозорный. Острожок представлял собой деревянную крепость, имевшую, по разным данным, от 5 до 8 башен, соединенных забором. В 1671 и 1708 годах крепость благополучно выдерживала осады.

Башню оставили как исторический памятник. Сам острог был разобран еще в конце ХVIII века, поскольку утратил свое значение и пришел в ветхость. В память избавления от башкирских набегов ежегодно 1 августа в башне устраивались молебны.

Крестный ход в селе Торговище. Фото 1914-16 гг.

К сожалению, Спасская башня сгорела в результате пожара 3 июля 1899 года. В 1905 году местные жители сами восстановили башню, но меньших размеров. В советское время в ней размещалась пожарная часть.

Стоит заметить, что в былое время в Торговище был величественный архитектурный ансамбль , включавший деревянный храм Зосимы и Савватия, колокольню и сторожевую башню. В наши дни в селе частично сохранилась лишь деревянная колокольня.


В первоначальном виде высота Спасской башни достигала 8 сажен (17 метров), длина - 4 сажени (8,5 метров), ширина - 3 сажени (6,4 метров). Восстановленная башня имеет в основании четверик 5,33 х 4,40 м. На четверик опирается восьмигранный сруб с шатром, рубленным «в режь» и покрытым красным тесом. В восьмерике прорублены бойницы на все стороны горизонта. Шатер завершается вышкой, которая поддерживается восемью столбами. В прошлом сверху был стержень с государственным гербом - двуглавым орлом, но он не сохранился. Сейчас башню венчает флюгер.

«Историю башни рассказал мне Гершен Давыдович Канторович, начальник проектного отдела Пермской мастерской. Вместе с Аюпом Асыловым он разбирал ее и вывозил из села Торговище Суксунского района.

Башню построили в начале века взамен такой же, сгоревшей в конце прошлого столетия. Та, сгоревшая, действительно была возведена в XVII веке как часть острожка, и стены ее помнили восстание Пугачева. Почему и получила она в народе имя - Пугачевская. Хотя - вот парадокс исторической памяти - Пугачев не оборонялся в башне, а, напротив, осаждал острог... Реставраторы нашли фотографии башни незадолго до пожара 1899 года, Аркадий Федотов поднял из архива церковную летопись села Торговище - теперь датировка строения не вызывает сомнений.

Около этой башни, рассказывал Канторович, селяне снимались с хоругвями, когда уходили на первую мировую; возле нее на бревнышках любили посидеть и поговорить старики... И все-таки, когда начали разбирать ее, согласились, отдали по-доброму: село менялось, и старики понимали, что в музее башня будет в большей сохранности».

Село Торговище. Группа ратников. Фото на память перед отправкой на фронт. Фото 1915 г.

Деревянная Богородицкая церковь «Неопалимой купины» построена в 1694 году в селе Тохтарево на реке Сылве (Суксунский район Пермского края).

Состояла из летней Богородицкой церкви, построенной в 1694 году, и зимней Екатерининской, построенной в 1802 году. С августа 1937 года церкви не действовали, закрыты 16 марта 1939 года и отданы под школу.

самая старая постройка музея ! Она была срублена еще при Петре I. По легенде возведена в месте, куда по реке Сылве приплыла икона Богородицы. Перевезена в «Хохловку» в 1971 году.

Церковь построена по типу древних клетских храмов на высоком подклете. Построена «кораблем». На одной оси находятся притвор, трапезная, храмовая и алтарная часть. На первом этаже, в подклете, хранилось церковное имущество и различная утварь, а на втором проходили службы.

«Элементами, украшающими церковь, являются резные причелины и полотенца на крыше, а также узорная епанча, обрамляющая главки церкви снизу. Особую живописность постройке придает крыльцо, поставленное на отдельный сруб», - отмечали архитекторы.

Можно заглянуть внутрь, но там, как и в Спасо-Преображенской церкви, пусто. Внутренний интерьер, к сожалению, не сохранился, кроме алтарного потолка и арочной двери, ведущей в храмовую часть.

Построена в 1781 году в селе Сыра Суксунского района Пермского края. Возведена одновременно с деревянной Свято-Троицкой церковью, которая не сохранилась. Также в архитектурный ансамбль села Сыра входила построенная в 1911 году каменная церковь.

Высота колокольни достигает 30 метров. Колокольня представляет собой восьмигранный сруб, рубленный способом «в лапу». Восьмерик основания перерастает в площадку звона с большими пролетами арок, обрамленных резными полицами. Сверху постройку венчает большой островерхий шатер. Колокола размещались на высоте под открытыми аркадами. Барабан и луковичная главка шатра покрыты деревянной черепицей.

Лидия Чешкова в журнале «Вокруг света», № 3, 1980 г. писала:

«Шатер колокольни кажется продолжением ельника, подступившего к ее стенам. Эту колокольню XVIII века из деревни Сыра Суксунского района поднимали, собирали на холме совсем недавно. Венец за венцом клала бригада плотников Аюпа Асылова, и вот теперь узор теней лег на теплые серые стены, и колокольня словно ожила...».

Изба усадьбы Игошева

Далее маршрут идет вниз по склону холма. Вскоре тропа приведет к смотровой площадке. Дальше идет деревянная лестница, которая приведет к избе усадьбы Игошева, которая будет справа. Этот дом построен во второй половине XIX века в деревне Грибаны Уинского района Пермского края. Постройка срублена из стволов сосны и поставлена на каменный фундамент. Оконные наличники украшены резьбой.

Построено в 1906 году в деревне Скобелевка Пермского района . На крыше депо установлена смотровая башня. Со смотровой вышки круглые сутки озирали окрестности на предмет наличия пожаров. Если появлялся дым, то били тревогу, и пожарные спешили тушить огонь. В прошлые века пожары были страшным бедствием для населенных пунктов.

Внутри представлен пожарный инвентарь, в том несколько обозов. На одном стоит бочка для воды. Можно увидеть и старинные насосы для воды.

Комплекс «Охотничье становье»

Здесь представлены промысловые охотничьи постройки Северного Прикамья XIX века. Возведен в 1996 году. Среди экспонатов:

  1. Очаг-«нодья» с навесом. Служил для временного ночлега охотников.
  2. Охотничья избушка.
  3. Лабаз на одном столбе. Предназначался для хранения пушнины.
  4. Лабаз на двух столбах. Служил для хранения припасов.

Также поблизости установили деревянные скульптуры охотника и медведя.

Солепромышленный комплекс

Этот комплекс представляет особенный интерес. Ансамбль промышленных сооружений состоит из четырех объектов. Еще более полные представления о соляной промышленности Прикамья можно получить в Музее истории соли на территории бывшего Усть-Боровского солеваренного завода в Соликамске.

Перевезена с (город Соликамск). Построена в 1880-е годы . Она защищала технику, качавшую соляной рассол, от тяжелых погодных условий. Здесь можно заметить деревянную трубу, по которой перемещался рассол.

Построен в 1880-е годы на Усть-Боровском сользаводе (г. Соликамск).

Соляной рассол подавался в соляной ларь. Здесь рассол накапливался до нужного объема и отстаивался, чтобы осели посторонние примеси. Ларь буквально пропитался солью. Если присмотреться, то хорошо видны белые соляные разводы.

Интересно, что ларь транспортировался без разбора сооружения на бревна. Этот процесс описывала журналистка Лидия Чешкова:

«Ларь, что стоит сейчас на Заповедном холме, перевезли из Усть-Боровой не разбирая. Реставраторы знали, что собрать просоленные, проконопаченные смолой брусья будет сложно, и главный архитектор Пермской мастерской Генрих Лукиянович Кацко выдвинул и разработал план перевозки строения целиком.

Сначала тащили стотонный ларь к берегу. Надо было преодолеть метров триста. Тащили осторожно, при помощи домкратов, различных блоков и полиспастов. Для этого на берегу реки, в Усть-Боровой, построили специальный причал, закопали якорь-мертвяк. То же самое пришлось делать и в конце пути, у берегов Заповедного холма. Триста километров плыл ларь на барже вниз по Каме. Весной. По большой воде. Работа была трудная, необычная…»


Варница

Построена в 1880-е годы в Усть-Боровском солеваренном заводе (город Соликамск). Перевезена в «Хохловку» в 1974 году.

Отстоявшийся соляной раствор поступал в варницу. Она представляет собой квадратный сруб, перекрытый четырехскатный крышей с деревянной вытяжной трубой. Внутри была печь, над которой подвешивалась огромная металлическая сковорода (чрен или цирен) площадью более 100 кв.м. На нее наливали соляной рассол. Для сушки вываренной соли над циреном устроены деревянные полати.

Внутри можно увидеть устройство варницы, понять процесс выварки соли, увидеть старые фотографии.

Построен в 1880-е годы , перевезен с Усть-Боровского солеваренного завода (город Соликамск).

Готовую соль из варницы соленосы относили в мешках в соляной амбар. Соленосами работали не только мужчины, но и женщины. Мешки таскали за спиной. Соль разъедала кожу на ушах и затылке. Так и появилось прозвище «пермяк – соленые уши».

Амбар стоит на берегу реки. Отличается большими размерами: длина амбара достигает 28 метров, высота 16 метров. Внутри находилось три отделения. Соль загружали сверху – с помоста на крыше. Раньше амбары оборудовали эстакадами, с которых соль грузили на баржи. Бревенчатые клети, на которых стоит амбар, защищали соль от намокания.

В 1979 году журналисту Лидии Чешковой представилась следующая картина:

«Соляной амбар рубили у самой воды. Уже стояли стены из огромных бревен, и вдоль фасада, выходящего на реку, вела широкая галерея. Вода подступала к мощным ряжам, на которые опиралось строение. Уже можно было представить, как подплывает к «соляному магазейну» ладья, пристает к галерее, и соленосы в белых рубахах взваливают на спину пудовые мешки...

Неподалеку от амбара поднимается рассолоподъемная башня, похожая на сторожевую; она сложена из темных, рубленных в обло бревен. Рядом соляной ларь, будто обыкновенная изба, но без окон; он стоит на ряжах и стянут деревянной рамой, точно обручем; стены черные, с белыми потеками и пятнами соли. Варница еще не собрана: ее огромные серые, растрепанные временем, изъеденные солью бревна рассыпаны по зеленой траве».


Набережная

Постройки солепромышленного комплекса стоят на берегу реки Камы . На берегу обустроена набережная. Здесь можно отдохнуть и полюбоваться природными красотами. На противоположном берегу залива – небольшое, но живописное скальное обнажение.

Сельскохозяйственный комплекс

В «Хохловке» представлен и сельскохозяйственный комплекс, который включает в себя три объекта.

Ветряная мельница

Построена в середине XIX века в деревне Шихири Очёрского района Пермского края. Эта мельница принадлежала зажиточному крестьянину Кузьме Рахманову, а затем и его потомкам. В 1937 году мельницу национализировали. Мельница работала до 1966 года в колхозе «Красный боец». Относится к типу шатровых мельниц с неподвижным срубом основания и подвижной крышей, которая двигалась с помощью специального рычага. Так мельницу подстраивали под направление ветра, чтобы лопасти всегда находились в движении. До революции лопасти обтягивали рогожей, а затем установили фанеру. За свою работу мельники брали плату – десятину (т.е. 10% от полученной муки).

Рядом, на земле, лежит мельничный жернов, второй – внутри мельницы. Там же можно увидеть конструкции для засыпки зерна и получения готовой муки.

Стоит заметить, что на Урале ветряные мельницы не были широко распространены. Преобладали водяные мельницы. Но некоторые из немногочисленных ветряных мельниц удалось сохранить в музеях.

Зерновой амбар

Общественный зерновой амбар построен в 1906 году в селе Хохловка . Представляет собой прямоугольный сруб с четырехскатной крышей. Восемь сусеков амбара могли вместить до 125 тонн зерна. В нижних венцах постройки можно заметить отверстия для вентиляции – продухи.

Построено в 1920 году в селе Ошиб Кудымкарского района Коми-Пермяцкого округа.

Гумно представляло собой совмещенные под двускатной стропильной крышей хозяйственные постройки для сушки снопов и обмолота зерна.

Деревянная постройка в дальней части гумна – это овин. В нем сушили снопы перед тем, как начать молотить. Овин состоит из двух частей – подземной и надземной. В подземной части стояла печь-каменка. На жердях над печью раскладывались снопы.

После просушки снопы граблями доставали из овина и относили на соломорезку. Затем колосья раскладывали на глинобитном полу и с помощью цепов мололи. После обмолота зерно веяли – лопатами подбрасывали вверх. Так избавлялись от посторонних примесей. Открытые ворота и щели в стенах давали возможность веять зерно при разных направлениях ветра. Затем зерно собирали лопатой и пропускали через специальное сито. Ломаное зерно относили на мельницу, а цельное хранили в амбаре.

Внутри гумна восстановлен интерьер с крестьянскими орудиями для сушки, ручной молотьбы и веяния зерна, а также машины, появившиеся в 1880-х годах. На Урале питались в основном ржаным хлебом. В сложных климатических условиях Урала рожь была менее прихотлива, чем пшеница.

Рядом с гумном расположен загон, где живут два северных оленя.

Событийные мероприятия

На территории музея регулярно проходят различные фестивали и праздники. Крупнейшие из них: Масленница, реконструкция «Большие маневры на Хохловских холмах», фестиваль «Камва» (обычно проводится либо в Перми, либо в Хохловке). Также отмечаются Троица, Яблочный спас и другие народные праздники.

Постройки музея – отличная декорация для съемок кино. Здесь снимали фильмы «Ермак», «Золотой полоз», сериал «Серебро» («Путь на Мангазею») и другие.

Аналоги на Урале

На Урале есть и другие подобные музеи. Например, в Пермском крае это Этнографический парк истории реки Чусовой (город Чусовой), а в соседней Свердловской области – Нижнесинячихинский музей-заповедник (Алапаевский район). Кстати, если «Хохловка» создавалась государством, то эти музеи появились благодаря труду энтузиастов-подвижников (Л.Д. Постникова в Чусовом и И.Д. Самойлова в Нижней Синячихе).

Стоит немного рассказать и о самом селе, на окраине которого возник музей. Село возникло на берегу реки Хохловка, впадающей здесь в Каму. После постройки Камского водохранилища возник Хохловский залив.

В 1754 году здесь был основан Хохловский медеплавильный завод , пущенный в действие в 1756 году. Основателями и первыми владельцами завода были Мария Артемьевна Строганова, А.А. Голицина (Строганова) и В.А. Шаховская (Строганова). С 1757 года завод принадлежал М.А. Строгановой, с 1784 – И.Л. Лазареву, с 1801 – Е.А. Лазареву, с 1871 – Е.Х. Абамелек-Лазареву.

В сентябре 1770 года Хохловский завод посетил Н.П. Рычков , который подметил убыточность медеплавильного производства. По данным Тимура Харитонова, в последующем, как и многие строгановские заводы (в частности, Чермозский и Пожевской), завод перешел на передельное производство. Чугун на выделку железа доставлялся с Кизеловского завода. После покупки Хохловского завода И.Л. Лазаревым, его управляющий Ипанов осенью 1784 года закрыл медеплавильное производство и приступил к перестройке на железоделательное. 1 января 1785 года завод был пущен на выковку железа при шести кричных горнах. Однако в 1866 году завод прекратил свою работу, а в 1890 году был разрушен до основания.

В 1856 году на средства заводчика Лазарева была построена Иоанно-Предтеченская каменная церковь . В июле 1940 года церковь закрыли и отдали под клуб. Да наших дней здание не сохранилось. В 1930 году в селе возник колхоз «3-й Интернационал», который в 1959 году влился в укрупненную сельхозартель «Дружба».

После постройки в середине XX века Камской ГЭС и создания обширного Камского водохранилища территория бывшего завода ушла под воду.

В прошлом Хохловка являлась центром Хохловской волости Оханского уезда и Хохловского сельского совета. В 1973 году его перевели в Скобелевку.

Согласно данным переписи 2010 года, здесь постоянно проживает лишь 12 человек. Известно, что в 1926 году численность населения достигала 233 человек. Летом село оживает благодаря многочисленным дачникам.

С Хохловкой связана жизнь Якова (Иакова) Васильевича Шестакова (псевдоним Яков Камасинский; 1858-1918) – краеведа, писателя, священника. Некоторое время он служил священником в местной церкви. Шестаков примечателен тем, что многое сделал для просвещения коми-пермяков, увлекался археологией, был членом Пермской ученой архивной комиссии и Пермской комиссии УОЛЕ, много путешествовал, писал статьи, рассказы, очерки. В 1905 году его этнографические очерки вошли в книгу «Около Камы». В начале 1900-х годов создал собственное издательство «Кама». Жизнь Шестакова оборвалась трагически как раз около Хохловки. В 1918 году его зарубили красноармейцы во время «красного террора». Похоронен на кладбище в Хохловке.

Архитектурно-этнографический музей Хохловка — один из интереснейших архитектурных музеев. Расположен он недалеко от Перми, прямо под деревней с одноимённым названием — Хохловка. Благодаря стараниям Московского проектного института, музей был разделён на этнографические зоны: Северное и Южное Прикамье, Коми-Пермяцкая зона. Из истории мы помним, что был богат на соляную промышленность (сейчас все вспомнили знаменитый памятник в Перми «Пермяк — солёные уши»), это нашло отражение и в этом музее — на берегу Камского водохранилища установлены солепромышленные сооружения.

Вообще, соль добывать начали несколько раньше, чем это стали делать в . Началось это где-то около пяти тысяч лет до нашей эры. А вот на Руси же солеварением начали заниматься позднее — в 12 веке уже нашей эры. В 17-м веке на заводе в Соликамске (в то время он назывался Соль Камская) вываривали до 7 миллионов пудов соли в год — это около семидесяти процентов от всего количества соли, что производили в . Один из таких соликамских солеварных комплексов и находится в музее.

История музея начинается в 1966 году, именно тогда поступило предложение о создании музея под открытым небом. Вообще, шестидесятые были насыщенными в плане архитектурных музеев. Тот же , «Витославлицы» в Великом Новгороде или «Костромская слобода» в — все они были основаны в одно время (ну, хорошо, Костромской музей на десяток лет раньше, но масштаб бедствия не столь велик, тем более для истории). По проекту, что утвердило Министерство культуры РСФСР в музей свезли десяток экспонатов и в 1980 году музей официально открылся.

Коми-пермяцкая изба 18-го века, принадлежавшая Павлу Кудымову. Перевезена из деревни Яшкино, что в Юсьвенском районе. В этом доме нет перегородок, разделяющих помещение на зоны (кухня, жилая зона), вся жизнь проходила на виду у всех. А семья в таком доме жила немалая.

Усадьба Баяндиных-Боталовых, 19-й век. Перевезена из того же района, что и изба Кудымова. Усадьба 19-го века — это не просто постройки, это целый комплекс, в который входит и сад и цветники. По сути, каждая усадьба может быть самостоятельным музеем — в стенах годами накапливаются исторические и художественные ценности.

Церковь Преображения 1702 года из села Янидор Чердынского района. Церковь имеет высокий подклет (нижняя часть постройки, которую использовали под хозяйственные нужды, хотя иногда он спасал и от наводнений), в нём когда-то хранили пушнину.

Церковь корабельная — все постройки выстроены в одну линию по типу корабля и при постройке не было использовано ни одного гвоздя.

Ещё одна церковь — Богородская, 1694 года из села Тохтарёво, что в Суксунском районе. В большом подклете хранилось зерно, орудия труда, а служба проходила этажом выше.

Сторожевая башня, 17 век. Эта башня была первым экспонатом, что отреставрировали на территории музея. Она была привезена из села Торговище Суксунского района. Этот острожек ранее имел ров и частокол — набеги местных племён ещё имели место быть. В народе эта башня называется «Пугачёвской» — один из отрядов Емельяна сжег острожек, однако башня уцелела. Как и положено сторожевой башне, расположена она на высоком холме, с которого открывается вид на ближайшие земли.

Колокольня, 1781 год. Единственная уцелевшая на территории колокольня шатрового типа. Перевезена из деревни Сыра Суксунского района.

Сельское пожарное депо, 1930 года, перевезено из деревни Скобелевка, что находится всего в нескольких километрах от музея.

Изба Игошева, конец 19 века, из деревни Грибаны Уинского района.

Охотничье становище. Лабаз-чамья. Чамья (чамя) — кладовая, расположенная на высоком уровне. Делалось это для того, чтобы охотник мог оставить свою добычу и уйти на промысел дальше. Чамья оставалась недоступна для зверей и тем самым сохраняла добычу в сохранности. Кстати, чамья очень тесно пересекается с мифологией — вспомним избушку на курьих ножках и посмотрим на этот лабаз...

Дом охотника — пывзен. Внутри дома печь-каменка. По стенам дома установлены крюки для дичи и жерди для развешивания шкур.

А вот и часть музея, которая рассказывает о солеварении. Это — рассолоподъёмная башня 1880 года из Соликамска. Дело в том, что соль вываривали из рассола, а вот рассол ещё надо было поднять из скважины. Выкачивали рассол с помощью паровых машин. Рассолоподъёмные башни устанавливались только в Прикамье.

Рассол, поднятый с помощью рассолоподъёмной башни, хранился в соляном ларе. Поступал он туда самотёком по рассолопроводной трубе.

Михайловский соляной ларь.

Непосредственно соль получали уже в варнице, где вываривали рассол. Эта солеварня 1880 года тоже из Соликамска. Внутри расположена печь, над которой установлена жаровня — в неё и выпаривали рассол. Выше расположены полати, которые служили для просушки соли.

Готовая соль хранилась в соляных амбарах. Это самый крупный объект солепромышленного комплекса. Привезён был (откуда? правильно...) из Соликамска.

Залив Камы.

Общественный зерновой амбар — магазея, 1906 год. Из села Хохловка. Такие амбары строились всей деревней вскладчину (или же силами нескольких хозяев). Соответственно, и запасы, которые в нём хранились, принадлежали нескольким хозяевам. Такие амбары, как правило, были больше обычных, а иногда и в несколько этажей.

Гумно с овином, 1920 год, деревня Ошиб Кудымкарского района. И ещё раз. Гумно — это место для хранения убранного хлеба. Здесь же его и молотят. Овин — место, где сушится сено. Обычно это было два независимых сооружения, хоть и расположенных рядом, но иногда их совмещали под одной крышей.