Авиакатастрофа: есть ли шансы на выживание у пассажиров? Насколько они велики? Как люди выживают при падении самолета

В начале оговоримся: не все приводимые нами правила выживания работают в молниеносных катастрофах, вроде недавнего падения Ан-148 в Подмосковье. Однако если у тебя есть хотя бы пара минут до наступления мгновения Х, не трать их понапрасну и срочно вспоминай, чему мы тебя учили. Шанс выкарабкаться есть почти всегда.

Все 309 пассажиров выжили при неудачной посадке и последующем пожаре Airbus А-340, прибывшего из Парижа в Торонто 2 августа 2005 года. В условиях проливного дождя пилот не смог остановить тяжелое судно на ВПП: пробив заграждение аэродрома, аэробус проехал еще 300 м, увяз в почве, развалился на две части и вспыхнул. Экипаж приступил к подготовке эвакуации пассажиров еще до того, как лайнер остановился; пожарные прибыли к самолету через минуту; паники на борту удалось избежать. Как результат - всего 43 человека обратились за медицинской помощью, а министр транспорта Канады Жан Лапьер назвал происшествие «Чудом в Торонто».

Заместитель директора Департамента пожарно-спасательных сил, специальной пожарной охраны и сил гражданской обороны МЧС России, спасатель международного класса

Если, задремав в кресле самолета, ты просыпаешься от криков «Караул!», лицо твоего соседа-африканца напоминает кусок мела, а по салону летают предметы, то самое главное, что ты должен сделать, - это не поддаться панике (хотя в первый момент она не охватывает разве что мертвецов и Джейсона Стетхэма). Взяв себя в руки, делай вот что.

1. Строго следуй командам бортпроводников и не вздумай проявлять инициативу

«Члены экипажа проходят специальную подготовку и явно лучше тебя знают, как действовать в экстренных ситуациях, - объясняет спасатель международного класса Андрей Легошин. - Наверняка ты читал, спал или флиртовал с симпатичной соседкой, пока стюардесса объясняла, как правильно надевать спасательные жилеты, и показывала, где находятся аварийные выходы. Сейчас она все повторит - делай только то, что она скажет».

Имей в виду: именно внимательно прослушанная инструкция по безопасности спасла в 1974 году жизни четверым пассажирам самоанского «Boeing-707», упавшего за несколько сотен метров до ВПП аэропорта Паго-Паго и вскоре загоревшегося. Для спасения эти умные люди воспользовались аварийными выходами на крыло, в то время как остальные 97 пассажиров устроили давку, устремившись к традиционному входу-выходу. В итоге почти полностью выгоревший самолет стал братской могилой - расследование показало, что большинство пассажиров спаслись бы, если бы просто были в курсе, где находятся аварийные люки.

2. В случае декомпрессии надень кислородную маску

То, что салон разгерметизирован, ты поймешь по звуку уходящего через дырку в обшивке воздуха - страшный рев заглушит даже вопли твоих соседей. Ну и по тому, что откуда-то сверху на тебя вдруг выпадет кислородная маска - немедленно надень ее (именно надень, а не просто прижми к лицу). Приготовься к резкому сбросу высоты - именно так пилоты борются с декомпрессией, на высоте ниже 3 тыс. метров содержание кислорода в воздухе становится более-менее нормальным. Тут возможен эффект, который бывает при попадании самолета в зону турбулентности - при неожиданной потере высоты на несколько десятков метров в секунду незакрепленные вещи и непристегнутые пассажиры могут взлететь к потолку, а потом свалиться тебе на голову. Ничего смешного: 28 декабря 1997 года пассажирку самолета компании United Airlines, попавшего в зону турбулентности, убил приземлившийся ей на голову портативный магнитофон. Все остальные пассажиры этого рейса добрались до пункта назначения нормально.

14 часов ждала прибытия спасателей тринадцатилетняя Бакари Байя, пассажирка Airbus А-310-324 авиакомпании Yemenia, рухнувшего в Индийский океан вблизи Коморских островов 30 июня 2009 года. Держаться на воде девочке помог спасжилет, и, кроме переохлаждения, она не получила ни единой травмы.

3. Вынь из карманов все острые и твердые предметы

Ручка, ключи, электронная сигарета, расческа - всем этим предметам не место в твоей одежде, если ты не хочешь, чтобы они волею случая после удара оказались в твоей печени или, упаси боже, паху.

4. Сними все с шеи

Галстук, шарф, украшения на цепочке - все это может зацепиться за что угодно и элементарно тебя удушить. Сними и очки, если ты их носишь, - чтобы при ударе лицом не остаться без глаза, что, согласись, сильно осложнит процесс твоего спасения. А если перед началом полета ты разулся, обязательно верни ботинки на ноги - вполне возможно, что тебе придется шагать по разбитому стеклу, раскаленному металлу или горящему пластику.

5. Приготовься к удару о землю

Проверь, застегнут ли твой ремень безопасности, сгруппируйся: хорошенько упрись ногами в подножку кресла перед тобой, закрой голову руками и согнись так, чтобы лечь лицом на колени. Так ты избежишь серьезных повреждений внутренних органов и защитишь от удара голову. Прими эти советы всерьез, как это сделал 12 мая 2010 года 9-летний голландец Рубен ван Ассоу на борту лайнера Airbus-330-202, разбившегося при посадке в аэропорту ливийской столицы Триполи. Как позже рассказал сам мальчик, он в течение всего полета не отстегивал ремень безопасности, а когда стало ясно, что самолет падает, внезапно вспомнил сюжет из телепередачи, в которой рассказывалось, как вести себя при авиакатастрофе. В итоге Рубен отделался лишь несложными переломами обеих ног, тогда как его родители, старший брат и еще 108 человек, находившихся на борту, погибли.

6. Защити органы дыхания

Если после удара о землю самолет не взорвался, твоя задача - не потерять сознание и, если начался пожар, не задохнуться. Немедленно закрой нос и рот куском любой материи (подойдут снятые в пункте 4 шарф и галстук) и постарайся опуститься как можно ниже - к аварийному выходу беги на четвереньках, ведь дым собирается у потолка салона.

7. Плюнь на вещи

Вряд ли ты оцениваешь свою жизнь в стоимость купленного в дьюти-фри тридцатилетнего Macallan или айпэда с непройденным уровнем Angry Birds. Оставь все, у тебя есть одна-две минуты на то, чтобы покинуть самолет.

8. Защитись от огня, накинув на себя верхнюю одежду или завернувшись в плед, который выдается в самолетах.

«Но тут есть важный нюанс, - говорит Андрей Легошин. - Проверь, из чего сделан плед. Если из синтетики, то под воздействием высокой температуры плед начнет плавиться и прилипнет к телу намертво. Лучше всего от огня защитит шерстяное одеяло, во многих самолетах выдают именно такие. И ни в коем случае перед преодолением пламени нельзя обливаться водой, как это делают киногерои. При огромной температуре вода моментально закипит и ты элементарно сваришься заживо».

Крупнейшая авиакатастрофа в мировой истории произошла на земле. 27 марта 1977 года из-за серии ошибок диспетчеров и летчиков два Boeing-747 (компаний KLM и Pan American) не смогли поделить взлетную полосу в аэропорту Лос-Родеос острова Тенерифе. Из 630 пассажиров и 23 членов экипажей погибло 583 человека, а 12 человек из числа выживших тронулись рассудком.

9. Не торопись на землю

Если ты выскочил через аварийный выход на крыло, а аварийного трапа тут нет - не прыгай в шоке вниз, все же почти три метра высоты. Падай на живот и сползай с крыла ногами вперед.

10. Если в перспективе самолет ждет приводнение, надень спасательный жилет

Аэроплан способен находиться на плаву от десяти до сорока минут даже при некоторых повреждениях фюзеляжа. Если стюардесса куда-то запропастилась и ты решил сам открыть дверь аварийного выхода, выясни сначала, не находится ли твоя часть самолета под водой: в зависимости от модели воздушные судна сохраняют плавучесть либо в горизонтальном положении, либо перекосившись, с торчащим из воды хвостом или носом. «И не вздумай надувать спасательный жилет, пока не выберешься из самолета, - предупреждает Легошин. - Можешь не протиснуться в дверной проем». Оказавшись в воде, ищи глазами спасательные плоты, которые надуваются автоматически. Забравшись или хотя бы уцепившись за один из них, жди помощи.

Живут же люди!

Рекордсменкой Книги рекордов Гиннесса стала 22-летняя югославская стюардесса Весна Вулович.

26 января 1972 года после взрыва самолета авиакомпании JAT она упала с высоты 10 160 м и отделалась несколькими серьезными, но излечимыми травмами. Спасла Весну цепь случайностей: в момент взрыва она потеряла сознание, что спасло ее от смерти в результате нехватки кислорода; хвостовая часть самолета, где она находилась, упала на деревья, которые смягчили удар; Вулович многие годы провела в легкоатлетическом зале - гибкое, тренированное тело легче перенесло встречу с землей; неподалеку от места падения оказался охотник Бруно Хонке, быстро обнаруживший девушку. По словам врачей, Вулович стоит благодарить за свое спасение и погибших пассажиров - трупы людей, находившихся вместе с ней в битком набитой хвостовой части, также самортизировали удар об землю.

После 27 дней комы и полуторагодичного лечения Вулович вернулась в JAT на позицию менеджера по составлению грузовых контрактов - летать после авиакатастрофы врачи ей запретили, несмотря на отсутствие прямых противопоказаний и желание девушки продолжить работать бортпроводницей. По неофициальной версии, высшие чины Югославии посчитали, что в компании с Вулович на борт самолета не согласится подняться ни один здравомыслящий человек.

СТАТИСТИКА РИСКА

1,5 тыс. человек в среднем гибнет ежегодно в авиакатастрофах по всему миру, при том, что общий объем авиаперевозок - свыше 5 млрд билетов. Получается, что в среднем смерть грозит одному из 3,3 млн пассажиров.

Несмотря на то что современный самолет считается самым безопасным средством для передвижения, даже с ним могут случиться неполадки, которые приводят к авиакатастрофе. Но это не означает, что пассажирам следует отказаться от услуг, которые предоставляют авиакомпании, ведь именно на воздушном транспорте можно с максимальным комфортом и удобством добраться до нужного места, потратив на перелет совсем немного свободного времени. А вот как выжить при падении самолета, следует узнать до того, как вы сядете на борт, чтобы обезопасить свою жизнь и жизнь своих близких.

Пассажиры, выжившие после авиакатастрофы

Многие задаются вопросом: есть ли выжившие при крушении самолета, ведь довольно часто авиакатастрофа, которую показывают в художественном фильме указывает на то что выжить при таком инциденте просто невозможно. Разумеется, после просмотра такого ужасного сюжета можно прийти к выводу, что это действительно так. Однако на самом деле режиссеры художественных фильмов сильно искажают действительность, ведь уже имеются неоспоримые доказательства того, что пассажирам удается выжить в падающем самолете . К примеру, сравнительно недавно в интернете был опубликован случай, когда девушка упала с самолета и выжила. Или еще один пример, при крушении авиарейса TransAsia 235 больше половины пассажиров остались целыми и невредимыми, так можно ли выжить при крушении самолета и как повысить шанс на выживание? Именно эти вопросы интересуют пассажиров самолета, поэтому их мы и будем далее анализировать.

Действия пассажиров при экстренной ситуации на борту

Всего несколько правил могут поднять шансы на выживание всем пассажирам без исключения при возникновении экстренной ситуации на борту пассажирского авиалайнера:

  1. Быстрая и организованная эвакуация. В первую очередь следует понимать, что у пассажиров есть в запасе всего 90 секунд, чтобы покинуть борт самолета, который совершил аварийную посадку. Как показывает статистика, через 90 секунд пламя охватит все воздушное судно и выбраться наружу людям не удастся. Однако экстренная эвакуация должна быть правильно организованной, ведь если начнется паника, то выход просто заблокируется, что станет новым препятствием.
  2. Приобретая билет на самолет, следует отдавать предпочтение большим и надежным авиалайнерам. Объяснить этот момент можно так: чем больше будет размер самолета, тем больше он поглощает энергии при катастрофе, а это в свою очередь сможет «смягчить» падение. В итоге у пассажиров появится больше шансов остаться в живых.
  3. Выбор безопасного места. Согласно статистике авиакатастроф, чаще всего авиалайнер терпит крушение из-за повреждений в переднем отсеке, учитывая этот момент, безопаснее всего в задней части самолета. Но точно предугадать, что станет причиной аварийной ситуации, никто не может заранее, ведь уже были зафиксированы случаи, при которых повреждения имели место как в хвосте авиалайнера, так и на его крыле. Учитывая эти моменты, можно прийти к выводу – самыми безопасными местами на борту являются те, которые расположены неподалеку от аварийного выхода. Чем дальше сидит пассажир от аварийного люка, тем меньше у него шансов на выживание.
  4. Сев на свое место, обязательно нужно ознакомиться с правилами поведения при экстренных ситуациях на борту. Такая памятка вкладывается в специальное отделение на спинке кресла, которое расположено впереди. Обязательно внимательно прослушайте инструкцию, которую проводят бортпроводники, несмотря на то, сколько раз пассажир использует воздушное средство для передвижения. Согласно проведенным исследованиям именно люди, которые чаще всего пользуются услугами воздушного транспорта, меньше всего знают, как вести себя в экстренных аварийных ситуациях, так как очень уверены в себе.
  5. Чтобы знать, как выжить при крушении самолета, нужно четко понимать правила. Они относятся к самым важным моментам авиаперелета – взлету и посадке. Так как для взлета авиалайнеру требуется примерно 3 минуты, а для приземления около 8-ми минут, они исходят именно из этого времени.

Под обломками самолета, упавшего под Бешкеком 16 января 2017 года, были найдены более 10-ти выживших

Правила при взлете и посадке

К ним относят следующие:

  • в эти ответственные минуты ни в коем случае нельзя спать. Конечно, этот момент контролируют бортпроводницы, но пассажиры тоже должны проявить бдительность, и если вы заметите, что рядом пассажир спит, обязательно нужно его разбудить;
  • ремни безопасности должны быть пристегнуты, люди принимают безопасную позицию. Подробнее она указана в буклете. Пассажир должен обхватить колени руками как можно ниже и при этом наклонить голову. Такую позицию следует удерживать до дальнейших инструкций, которые поступят от экипажа воздушного транспорта. Не стоит пренебрегать этим правилом, даже если оно покажется нелепым, ведь именно безопасная позиция помогает выжить в падающем самолете, что уже было доказано при аналитических исследованиях. Верно выбранное положение предотвращает повреждение конечностей и смягчает удар, который может получить человек во время аварийной посадке;
  • обязательно нужно надеть кислородную маску и убедиться, что она надежно зафиксирована. Эта мера предосторожности поможет получить необходимый кислород, если случится разгерметизация кабины, что довольно часто случается при крушении авиалайнеров.

Не менее важно понимать, что алкоголь не рекомендуется употреблять как перед, так и во время полета, ведь только ясный разум поможет найти выход из сложной ситуации. Обязательно нужно выбирать подходящую обувь для авиаперелета, женщинам рекомендуется отказаться от высоких каблуков, а обувь на шнурках должна быть надежно зашнурована.

Выполняя несложные правила и придерживаясь инструкций, пассажиры смогут остаться в живых при аварийном приземлении самолета. А некоторые рекомендации помогут повысить шанс на выживание. Итак, пилот сумел посадить авиалайнер с пассажирами, какие действия дальше нужно предпринять пассажиру?

  1. В первую очередь, нужно организованно в порядке очереди продвигаться к аварийному выходу. Конечно, паниковать нельзя, но помните, что в запасе имеется всего 90 секунд.
  2. Дойдя до аварийного выхода, нужно открыть люк, повернув для этого ручку, а крышку выкинуть наружу.
  3. Конец спасательного каната опускается в люк, к выходу. При этом в первую очередь помогают дойти пассажирам с ограниченными возможностями, детям и женщинам.
  4. Не следует в экстренной ситуации даже думать о спасении своих личных вещей, ведь какой бы ценностью они ни обладали, это всего лишь вещи, которые всегда можно купить. А вот собственную жизнь и жизнь своих близких не купишь ни за какие деньги.

Пассажиры должны понимать, что при экстренной ситуации нужно рассчитывать именно на свои силы. Конечно, за безопасный авиаперелет отвечает экипаж воздушного транспорта, но кто знает, как повлияло на их самочувствие крушение самолета, да и в такой ситуации нуждающихся в помощи очень много, поэтому бортпроводники просто не смогут уделить всем пассажирам должного внимания. Будем надеяться, что эти рекомендации не потребуются нашим читателям, но все же ознакомиться с ними нужно каждому, чтобы точно знать, как выжить при крушении самолета.

Римлян V века сгубили варвары, а экспериментаторов века XIX сгубили амбиции и необузданная тяга к открытиям. Попытки отправить человека выше облаков ознаменовались появлением двух кладбищ, в одном из которых лежали сгоревшие и переломанные тела энтузиастов, а на другом - покореженная, обожженная груда металла, разбитые фанерные доски и пучки проводов. Но напористость и вера в технологический идеал взяли свое, и теперь голубое небо украшено белыми щербинами конденсационного следа. Получилось, смогли, запустили стальную птицу под края небесного купола и более того - смогли проткнуть этот купол игольным острием ракет.

Но как бы ни старались, а совладать с рядом факторов не получается. Не может не зависеть от погоды, пресловутого человеческого фактора и технических проблем. Высота по-прежнему губительна, высота по-прежнему убивает. Фатально, грустно, но где-то там вселенский барабан из «Поля чудес» выкидывает сектор «Шанс» и дает возможность выжить даже в самом страшном горниле трагедии. Очнуться в вырванном с мясом кресле, отлетевшем с бессознательным телом наружу, с переломанными ногами да травмами - даже такой исход гораздо лучше, чем конец мифического тоннеля. Кого-то спасет судьба и фарт, дабы несчастный посмотрел на жизнь иным взглядом, а тем, кого удача не любит, приходится лишь следовать правилам, надеясь, что они помогут. Главное, не растеряться и использовать .

Статистика шанса

Каков шанс стать жертвой несносной авиации? Лишь один из 1,2 млн коммерческих рейсов попадает в аварию. Экипажи воздушных судов тщательно отрабатывают меры по предотвращению различных экстренных ситуаций, создаются новые безопасные нетоксичные материалы и более совершенные противопожарные системы крылатых машин.
Но даже при таком сказочном шансе погибнуть, как 1 к 11 000 000, вероятность есть. Летать не опаснее, чем ездить на метро - так говорят нам все вокруг, но кто ж сказал, что тебя не толкнут под вагон, или не зажует эскалатор?

1,5 тыс. человек в среднем гибнет ежегодно в авиакатастрофах по всему миру, при том, что общий объем авиаперевозок - свыше 5 млрд билетов. Получается, что в среднем смерть грозит одному из 3,3 млн пассажиров.

При этом 68% жертв приходится на пожары после аварии. Чаще всего авиакатастрофы, в которых кто-то выживал, - это неудачный взлет или его вынужденная посадка. Действующие в таких случаях силы не столь разрушительны, как, например, при столкновении двух самолетов, взрывов баков, полных топлива, или падения с огромной высоты. Однако шанс выжить есть всегда, и он зависит от многих факторов.

Хвост тебя спаси

Благодаря многочисленным исследованиям стало известно, что самые безопасные места располагаются в хвостовой части салона. Причем шанс выживания там достаточно большой - на 40% выше, чем у тех, кто сидит впереди. Идеальным вариантом будет расположиться недалеко от аварийного выхода и поближе к проходу между рядами. Пожалуй, шанс выжить - достаточная плата за ненавистные места в конце салона, у прохода возле туалета.

Само собой, когда твое плечо толкает рвущаяся сквозь трещащий по швам трикотаж толстая попа стоящей в очередь в туалет пассажирки, приятного мало. Выстроившаяся пописать «на всякий случай» очередь нависает, заглядывает в гаджеты и журналы, а переднее кресло откинуто по максимуму, тогда как твое такой возможности лишено. В такие моменты невольно начинаешь искать на пролетающих мимо кучевых облаках рассевшегося и обленившегося бога, дабы спросить его, почему за одну и ту же сумму одни получают места в проходе, где можно и ноги вытянуть, и спокойно развалиться, а другим выпадает честь пережить дискомфорт жертв инквизиции, засунутых в «железную деву».

Но выжившие пассажиры, как правило, сидят в пределах пяти рядов от аварийных выходов и в хвостовой части. После такого откровения даже не хочется занимать место возле иллюминатора, лучше уж быть задетым столиком стюардесс и туалетной очередью. Во время катастрофы 1958 года, когда самолет с футболистами клуба «Манчестер Юнайтед» разбился на взлете из аэропорта в Мюнхене, Бобби Чарльтон и Деннис Вайоллет поменялись местами с Томми Тейлором и Дэвидом Пеггом, посчитав, что в хвосте самолета им будет безопаснее.

Строго следуй командам бортпроводников

Члены экипажа не просто так распинаются перед пассажирами, раз от разу наклоняясь, нагибаясь и показывая, куда нужно лезть, что делать и в какой очередности, если вдруг ЧП случилось. Была бы их воля, они бы просто разносили напитки и по 12 раз спрашивали: рыба или курица. Но они проходят специальную подготовку и явно лучше тебя знают, как действовать в экстренных ситуациях. Поэтому не стоит отвлекаться на глупости, пока улыбчивая стюардесса показывает, как пользоваться жилетом и в какое положение привести спинку кресла. Если тебе сказали сгруппироваться и не отстегивать ремень - значит, так и нужно сделать. Инициатива наказуема, а в данном случае и вовсе летальна.

Известны случаи, когда запаниковавшие пассажиры прут к традиционному входу, а не к аварийным люкам. Именно это произошло с Boeing 707 в Паго-Паго, когда 97 человек, совершивших подобную глупость, сгорели заживо, в отличие от умных пассажиров, нырнувших в аварийные люки.

Успеть за 90 секунд

Попадая в форс-мажорные ситуации, человеку свойственно торопиться, дабы спасти свою жизнь. Если успеть расстегнуть ремень в течение 90 секунд, то шансы спастись значительно увеличиваются. А ведь скованный паникой человек часто начинает в шоке пытаться выбить стекло иллюминатора, оставаясь пристегнутым.

Если сигналов от экипажа не поступает, и ты сумел остаться в сознании после падения, то не медли. Главное, не пытайся достать свою ручную кладь из багажного отсека. Пусть лучше сгорят постылые шмотки, чем твоя рыскающая по отсеку фигура затруднит передвижение остальным и погубит тебя самого. Спасай жизнь, а не багаж.

Самое опасное время

3 минуты после взлета и 8 перед приземлением - по статистике, именно в этот период происходит около 80% авиакатастроф. Так что взлет лучше пережить бодрствующим и не засыпать после того, как стюардесса попросит привести спинки в ровное положение и пристегнуть ремни. Выбираться из горящего самолета спросонья - не лучший вариант, хотя есть и похуже - вылазить из него пьяным.

Кроме шуток, алкоголь сильно снижает концентрацию и координацию. Каким бы длительным ни был перелет, не стоит закидываться «народным» успокоительным. Нужно быть бдительным и готовым предпринять необходимые меры в случае аварии.

Практичность ценою в жизнь

Отправляясь в полет, нужно одеваться так, чтобы тебе было максимально удобно в случае чего выбираться из самолета, а не так, чтобы выглядеть красиво на опознании. Для этого перед полетом лучше снять с себя все висюльки, браслеты, цепочки, которыми можно зацепиться, и очки, чьи разбитые стекла могут любезно вонзиться в зрачки. Всякие острые продолговатые предметы лучше так же оставить где-нибудь в багаже, иначе при сильном ударе они могут стать частью твоей печени.

Остальные составные наряды должны быть продуманы с не меньшей тщательностью, особенно если дело касается обуви. Выбегать в сваливающихся с ног шлепанцах как минимум неудобно и неприятно, особенно если вокруг всё дымит и плавится. Капля горячей пластмассы, попадающая на оголенный участок тела, почти так же приятна, как средневековые пытки.

Страх перед полётом на самолётах присутствует у многих людей, даже у тех, кто никогда не поднимался на борт воздушного судна. Новости о крушениях и гибели сотен пассажиров наталкивают на не самые приятные мысли, да и кинематограф подкидывает пищу для размышлений. Учёные пытаются доказать, что чисто статистически вероятность данного события не так уж велика, но это слабое утешение для тех, кто погиб в авиакатастрофе.

Реально ли выжить во время крушения?

Среди населения распространён миф о том, что любая катастрофа, произошедшая с самолётом, подразумевает гибель всего экипажа и всех пассажиров в полном составе.

На самом деле:

  • В 95.7% случаев на борту остаются выжившие люди;
  • Почти все ЧП происходят при посадке или взлёте - рядом всегда есть наземные службы, готовые прийти на помощь;
  • Поведение пассажира во многом определяет, спасётся он или погибнет;
  • Даже самые ужасные крушения не всегда сопровождаются пометкой «никто не выжил».

Резкое падение на водную гладь или земную твердь - настоящая редкость, свидетельствующая о неисправности оборудования. Куда чаще пилоты допускают ошибку во время посадки или, выполняя взлёт, именно первые и последние 5 минут самые опасные - на них приходится максимальное количество авиакатастроф.

Никаких эффективных способов борьбы с этим ещё не придумали, так что остаётся лишь заботиться о собственной безопасности всеми подручными средствами.

Какая часть самолёта безопаснее?

Планируя перелёт, мы всегда сталкиваемся с необходимостью выбрать билет. По этой части, американские и британские учёные провели ряд исследований, включая сбор статистических данных и опрос выживших пассажиров. Пришли они к диаметрально противоположным выводам.

Американцы утверждают, что лучше всего покупать билеты в хвостовой части - шансы на выживание увеличиваются на 40% по сравнению с другими пассажирами. А вот англичане непреклонны - чем ближе к кабине пилота , тем лучше.

Даже теоретически, предугадать ситуацию невозможно. Если самолёт выедет за взлётно-посадочную полосу и протаранит ограждение - для пилотов и пассажиров, расположенных неподалёку от носа, всё может закончиться трагично.

С другой стороны, истории авиационных катастроф знакомы случаи, когда у самолёта попросту отваливался хвост. Впрочем, шансы на выживание кого-либо, в таком случае, резко падают - независимо от того, в какой именно части судна вы заняли место.

Расположение мест в самолете: какие выбрать?

Куда важнее - наличие рядом аварийных выходов:

  1. Необходимо выбирать места прямо перед этими люками;
  2. Максимально допустимая удалённость - 5 рядов;
  3. Места возле прохода куда безопаснее тех, что расположены у иллюминатора;
  4. На пути к выходу не должно быть никаких препятствий.

Главная задача любого выжившего - максимально быстро добраться до места, с которого можно осуществить эвакуацию. Теоретически, всем процессом должны руководить стюардессы, но надеяться на других в условиях катастрофы не приходится, лучше рассчитывать только на свои силы.

Запомните расположение ваших мест и самый короткий путь к спасительному выходу. Неизвестно, в каких условиях вы будете до него добираться - отсутствие света, застилающая глаза кровь и крики паникующих пассажиров совсем не помогают ориентированию в пространстве. Если необходимо преодолеть всего несколько рядов - даже в таких ужасающих условиях ‒ сделать это вполне реально .

Приятно наблюдать за полётом в иллюминатор, наслаждаясь видом под крылом самолёта. Только не в тех случаях, когда воздушное судно отправится на незапланированную посадку. Спасать свою жизнь, предварительно пробравшись через целый ряд сидений, куда сложнее - уйдут драгоценные секунды на то, чтобы растолкать или продвинуть всех тех, кто станет на пути между вами и спасением.

Правильная одежда для полётов

Казалось бы, огромные металлические конструкции не особо склонны к горению. Проблема в наличии огромного количества горючего, которое способно превратить фюзеляж самолёта в горящий и смертельно опасный факел.

Конечно, так далеко дело не заходит, в большинстве случаев, но ситуации с возгоранием встречаются при многих катастрофах. Поэтому необходимо правильно подобрать одежду :

  • Синтетика хорошо горит и плавится, что делает её крайне небезопасной для полётов;
  • Шорты и мини-юбки оставляют ноги незащищёнными от языков пламени;
  • Футболки и топики могут стать причиной ожога рук и туловища;
  • Обувь на каблуке не рассчитана для бега, особенно в условиях повсеместной паники;
  • Резиновые шлёпанцы не только быстро плавятся, но ещё так и норовят слететь с ноги во время преодоления препятствий.

Оптимальный вариант - одежда из натуральной ткани, скрывающая большую часть тела. Довольно консервативно, зато поможет избежать увечий, боли и многих месяцев в ожоговом отделении.

Что касается обуви - двигаться придётся быстро и в ужасных условиях. Это будут самые тяжёлые и опасные метры в вашей жизни, преодолевать их на шпильках или в шлёпках - не лучшая идея.

Как выжить во время катастрофы?

В стрессовой ситуации не получится действовать по заранее намеченному плану. Все знания испарятся из головы и останутся лишь инстинкты. Впрочем, у небольшой части населения выходит сохранить трезвость ума и действовать согласно заготовленным инструкциям:

  1. Застегните ремень, чтобы не летать по всему салону;
  2. Упритесь лбом в переднее сидение и обхватите голову руками - снизит риск черепно-мозговой травмы;
  3. Подожмите ноги под себя, а вперёд поставьте ручную кладь, чтобы не проскользнуть под впереди стоящее сидение и не сломать ноги;
  4. Надевайте кислородную маску сперва на себя , а потом уже на других, если не сможете позаботиться о собственной персоне, не получится помочь и никому из окружающих;
  5. Пытайтесь как можно быстрее покинуть салон - статистика говорит, что у вас на это не более 90 секунд;
  6. Слушайте инструкции от членов экипажа;
  7. Удаляйтесь от места авиакатастрофы на 200 и более метров;
  8. Самостоятельно оказывайте первую помощь себе и окружающим, если кареты скорой ещё не приехали на место.

Большая часть действий кажется довольно логичной, предугадать их можно чисто инстинктивно - группироваться, как можно быстрее выбираться из самолёта и бежать как можно дальше от обломков. Но объятые страхом мы не особо задумываемся о логичности своих поступков.

Как вести себя в экстремальной ситуации и прибавить пару процентов к шансу войти в число «счастливчиков», выживших в авиакатастрофе?

Авиация считается одним из самых безопасных видов транспорта. По подсчетам Министерства Транспорта США риск погибнуть во время полета на авиалайнере оценивается как 1 к 52,6 млн., для меньших самолетов – 1 к 581,4 тыс., небольших самолетов (спортивные и т.д.) – 1 к 164 тыс.

При статистически минимальном шансе попасть в авиакатастрофу, стоит помнить, что, если Вы все же в нее попадете, шансы выжить становятся призрачны, как успехи на чемпионатах по футболу нашей сборной. Как вести себя в экстремальной ситуации и прибавить пару процентов к шансу войти в число «счастливчиков», выживших в авиакатастрофе?

Считается, что место в хвосте самое безопасное, да, выживание в этой части самолета наиболее вероятное, особенно, если верить в статистику, но следует исходить из того, что безопасных мест в самолете нет.

Согласно исследованиям журнала Popular Mechanics шансы пассажиров выжить в задней части самолета составляет 69%, напротив крыльев – 56% и возле кабины пилота – 49%. Так что думайте, путешествовать ли бизнес-классом, который располагается в передней части самолета.

По данным небезызвестной компании Boeing всего 6% катастроф приходится на сам полет. Около 45% катастроф происходит в момент приземления, 13% – сам заход на посадку. Взлет – 12% и набор высоты – 13%. На остальные этапы приходится около 5%.

Спасения во время авиакатастроф.

Стюардесса Весна Вулович в 1972 году выжила при крушении с высоты 10 160 метров, по ее словам, она находилась в средней секции самолёта.
В 1981 году 20-летняя Лариса Савицкая выжила при столкновении самолетов на высоте 5200 метров, она находилась в хвостовой части самолета, вжавшись в кресло.
В 2002 году самолёт Ил-86 с 16 членами экипажа на борту, потерпел крушение через 2 минуты после взлёта. Две стюардессы в хвостовой части самолёта остались живы.

Большое количество граждан погибает после аварийной посадки в результате пожара или в результате отравления от дыма. Кто-то так и не смог в сложной ситуации отстегнуть ремень безопасности.

Как выжить в авиакатастрофе.

1. При авиакатастрофе срабатывает инстинкт самосохранения: «каждый сам за себя и лишь только бог за всех». Будьте готовы, что Вам никто не поможет вылезти из-под завала или не окажет помощь, люди могут пойти «по головам», ради спасения.

2. Садитесь с близкими и друзьями рядом, это те люди, которые в сложный момент подумают не только о себе, но и о Вас. При аварийной ситуации Вам не придется их искать, вместо того, чтобы искать пути спасения.

3. Если летите с детьми решите, кто отвечает за какого ребенка.

4. Не пейте много в самолете. Понятно, пьяному море по колено, но маловероятно, что кто-то будет спасать «бесчувственное тело» при крушении.

5. Не загружайте место для багажа над головой. При критической ситуации все это может «благополучно» приземлиться Вам на голову.

6. Необходимо слушать стюардесс, остальных членов экипажа и их инструкции. Это может позже спасти Вам жизнь.

7. Обязательно пристегните ремни безопасности. Внимательно ознакомьтесь с устройством крепления ремней безопасности. Они отличаются от привычных автомобильных и будьте готовы отстегнуть их в темноте и в критической ситуации.

8. Узнайте, где находится ближайший аварийный выход и запасной на случай блокировки первого. Можно запомнить количество рядов до выхода, тогда можно будет добраться до спасительной двери в условиях плохой видимости: задымленности или темноты. Большинство оставшихся в живых в авиакатастрофах сидели в 7-8 рядах ближайших к выходу.

9. Лучше всего сидеть как можно ближе к проходу.

10. Перед ударом стоит сгруппироваться и попытаться спрятать голову от возможного удара. Так можно избежать травмы шеи и головы. Если потеряете сознание, шансы выжить будут почти равны нулю.

11. Если самолет получает пробоину, у Вас будет только 15 секунд, чтобы надеть кислородную маску.

12. При пожаре дым часто концентрируется в хвосте самолета, дышать при задымлении нужно через влажную тряпку.

13. Когда самолет приземлился нужно как можно быстрей покинуть самолет. Свои вещи Вы еще сможете купить, поэтому не стоит рисковать жизнью из-за них. Мешающую обувь, одежду, украшения лучше скинуть.

14. Посадка на воду – еще один вид катастроф. Некоторые пассажиры не могут одеть правильно спасательный жилет. Стюартам рекомендуют собрать плавающих на воде в форме ромашки. Люди молотят ногами при приближении хищников, таким образом отпугивая их. Это никто не проверял, но по идее должно помочь при борьбе с акулами: напугать или развеселить их, в конце концов.

Выжить в авиакатастрофе – это везение плюс навыки выживания, а помочь другим спастись – это уже героизм.