Аюрведа: теория пяти первоэлементов. У-Син: теория пяти элементов в нашей жизни

Пять первоэлементов и Три жизненных начала.

Геше Ринчен Тензин

В переводе с тибетского «сова ригпа » – дословно «наука о восстановлении ». Или сокращённо «сориг ». Такое название употребляется в древнем тексте «Чжуд Ши». Или, иными словами, в «Четырех Тантрах» (четырех книгах), как сейчас принято называть главный сохранившийся до наших дней текст по тибетскому врачеванию. В индийской или китайской медицинской науке такого термина не встречается. Есть предположение, что это обозначение древнего системного знания, которое сквозь времена донесла до нас тибетская традиция.

Тибетская медицина работает не так, как западная. Эффект от западных лекарств, как известно, может быть моментальным. Тибетцы, конечно, умеют делать лекарства, которые помогают сразу же, но если лекарства очень сильные (к ним как раз и относятся быстродействующие лекарства), то они могут помочь одному органу, но навредить другому. По этой причине тибетские лекарства делают мягкими по воздействию, дабы избежать вреда для тела пациента, а принести только пользу. По этой же причине тибетские лекарства изготавливаются из множества компонентов – от трех до более восьмидесяти составляющих в одном препарате.

Такие лекарства обладают особенным качеством, что, несмотря на медленное воздействие, исцеляют только сам недуг, не принося дисбаланса или урона другим частям тела. А если с приёмом лекарств сочетать правильное питание и образ жизни, то борьба с болезнью будет эффективнее и результаты быстрее.

Некоторые говорят, что тибетская медицина может излечить от любой болезни, однако это не совсем так. Существуют определённые болезни, которые на поздних стадиях их развития становятся неизлечимыми. Тибетская медицина это признаёт, естественно. Есть также болезни, которые хорошо лечатся западными методами и наоборот есть болезни, справиться с которыми легче средствами традиционной тибетской науки.

Лучше всего в излечении болезней научиться совместно использовать способы западной и тибетской медицины, в зависимости от особенностей конкретного случая. Это даст наилучший результат в помощи больным людям.

Одним из главных различий между западным и тибетским методом является характер воздействия лекарств: тибетские действуют мягко, для получения результата необходим длительный прием. Лекарства все состоят из натуральных природных веществ и по сути, не являясь искусственно произведенным химическим веществом, полностью совпадают с природой человеческого организма. Также большинство составов многокомпонентны, дополнительные к основным, травы уравновешивают активность лекарств, снимая возможность побочных явлений. Тибетская медицина, в отличие от западной, уделяет больше внимания не столько устранению симптомов болезни, а ликвидации причины: ведь если удалить корень болезни, то симптомы исчезнут сами собой.

Итак, возвращаясь к главной нашей теме, а именно к пониманию того, какое питание нам подходит, а какое вредит, следует сначала узнать, как Сова Ригпа объясняет, из чего состоит человеческое тело.

Наше тело, как и тело любых живых существ и всё материальное, будь то растение, животное или любые другие живые организмы, состоит из пяти первоэлементов: ПРОСТРАНСТВО, ВЕТЕР, ОГОНЬ, ВОДА и ЗЕМЛЯ. Нас окружают различные физические феномены, они могут обладать разными свойствами: являться тёплыми, холодными, горячими, жидкими, твёрдыми и т.п. Это зависит от того, в каких пропорциях в них находится процентное соотношение первоэлементов, какого больше, тот и преобладает. Но всегда в наличии есть все пять. Если перечисленные пять первоэлементов не собрались вместе, ничего материального не может образоваться.

Какие образы помогут нам понять, каковы они эти пять первоэлементов? Попробуем разобраться.

ПРОСТРАНСТВО – это то, что все рождает, это потенциал к появлению всего, «пространство всегда беременно». Это сфера, внутри которой что-либо происходит, это нечто, ограниченное своими пределами. Наметились границы, определились пределы – и мы говорим о возникновении первоэлемента ПРОСТРАНСТВО. Появляется ПРОСТРАНСТВО – появляется поле для деятельности. Поле для возникновения чего-либо. Сфера. Место.

И первым внутри Пространства возникает ВЕТЕР. Он подобен первой мысли, возникшей во вселенной. Намечается точка цели, к которой устремляется все движение масс пространства, и эта активность, эту движущая сила, это подобие электрического тока- просто ВЕТЕР.

Итак, появилось Место – ПРОСТРАНСТВО и внутри зародилось Движение – ВЕТЕР. Пока ПРОСТРАНСТВО еще пусто, ВЕТЕР становится активнее, сильнее, сопротивления и препятствий на пути нет, и ветер разгоняется до урагана. Качество его вибрации переходит в качество вибрации Огня. (Вспомним, как добывается искра огня путем активного трения –движения).

Вместе, ПРОСТРАНСТВО и ВЕТЕР рождают третий первоэлемент – ОГОНЬ.

И здесь ОГОНЬ – это уже тепло, это уже энергия, это уже характеристика силы. Ветер как направляющая активность, как черная линия на плоскости белого листа бумаги. И Огонь как мощность, как Энергия, красно-оранжевый цвет, сжигающий листок, он наполняет пространство новым качеством – Тепло или жар.

ВЕТЕР тонкий и нейтральный, как мысль, всего лишь, направленное движение. Он может двигаться во все стороны. ОГОНЬ – горячий, плавящий все вокруг. Его качество – легкость, и он стремится наверх. И вот уже внутри пространства определилось направление вверх.

Огонь разгораясь, плавит все вокруг и появляется в пространстве качество Текучести, соединяющей все – это появляется первоэлемент ВОДА. ВОДА рождается как противоположная по направлению движения, ОГНЮ, она стекает, она тяжелее и плотнее, стремится вниз. ВОДА – это низ, ОГОНЬ – это верх, т.к ВОДА тяжелая. За счет ее внутренней тяжести, легкий Ветер вытесняется наружу и начинает ее подсушивать вместе с ОГНЕМ, движение замедляется, ВЕТРА становиться все меньше внутри нее, ВЕТЕР снаружи сбивает воду в комок, уплотняя массу.

И ВОДА в своей текучести обретает остановку – ее качество тяжести накапливается, она уплотняется, и получается уже более плотная составляющая – пятый первоэлемент ЗЕМЛЯ.

Теперь у нас есть образы рождения 5 первоэлементов – Пространства, Ветра, Огня, Воды и Земли, варианты сочетаний которых и представляют из себя всю живую и неживую материю на нашей планете.

Для чего нам это нужно понимать? Дело в том, что каждый из пяти первоэлементов обладает своим набором характеристик. Именно эти свойства и качества объясняют взаимосвязь природных явлений во всей их полноте. И нам, на самом деле, их даже не надо изучать, они хорошо знакомы нам по своему опыту с самого раннего детства. Достаточно просто заострить внимание на них – огонь – горячий, обжигает, вода прохладная, земля тяжелая, холодная, если ее не нагрело солнце. В вышесказанном ничего нет оригинального, но, именно, внимание к сути природы вещей дает нам возможность управления своей жизненной силой.

Запомним, для начала, качественные характеристики важных для нас первоэлементов.

Ветер – легкость, подвижность, грубость (шершавость), прохлада (свежесть), тонкость (утонченность), твердость (упругость), сухость

Огонь – теплота, острота, маслянистость, легкость, зловонность (дарящая запах), влажность (как противоположность сухости).

Землю и Воду можно обьеденить общим набором качеств, поскольку именно они и отвечают за созданные формы всего окружающего нас мира.

Земля-Вода – тяжесть, холод, жирность, тупость, мягкость, гладкость, устойчивость или стабильность и липкость или клейкость.

Постараемся вновь включить свою интуицию и через характеристики увидеть в себе и вокруг себя эти пять первоэлементов. Слова в переводе с тибетского не могут сразу полностью объяснить нам понятия, которые имеет в виду наш Учитель, но в процессе прочтения книги, все будет проясняться. В дальнейшем на протяжении всех лекций, Учитель постоянно оперирует этими терминами.

Когда мы рассматриваем человека как часть живой природы, упрощая, мы говорим уже о трех Жизненных Началах ВЕТРЕ, ОГНЕ и ЗЕМЛЕ-ВОДЕ , подразумевая, что все это внутри Пространства и Пространство внутри всего. А ВОДА-ЗЕМЛЯ. как материал, это всегда некая Взвесь, или Тесто, или Камень, в зависимости от количественных пропорций земли и воды, этот материал – масса, чтобы из нее что-либо лепилось.

Почему мы оперируем тремя Жизненными Началами или, как говорят тибетцы «первопричинами», а не просто 5 элементами? Потому что мы состоим из 3 уровней (качества очищенности первоэлементов):

— первый уровень, тонкий – уровень мысли, нашего сознания,

— второй уровень – энергии или «речи»,

— третий уровень, самый грубый – уровень физического тела или проявленной формы, с которой, в силу незнания, мы себя и отождествляем.

И именно эту проявленную форму – наше тело (Земля-Вода) мы приходим лечить к врачу. При этом, забывая, что именно все три уровня или три Жизненных Начала, объединившись, создают живое существо. У которого есть мысли, активность, движение (Ветер) и энергия, сила чувств, сила веры, желаний (Огонь). И для излечения Человека надо управлять всеми тремя Жизненными Началами. И в том числе, именно поэтому – вера пациента (соединение Ветра и Огня) в своего доктора, усиливает действие принимаемых лекарств.

И наука Сова Ригпа, рассматривая взаимосвязь и переплетения трех жизненных начал диагностирует, назначает лекарства и методы лечения, помогающие не только на уровне физического тела (уровне Земли-Воды), но и на уровне Огня и Ветра – энергии и психики.

На тибетском – ВЕТЕР, ОГОНЬ, ВОДА-ЗЕМЛЯ будут Лунг, Трипа, Бекен, что ранее переводилось на русский язык как Ветер, Желчь и Слизь соответственно, а Жизненное Начало переводилось как «Доша», хотя это слово на санскрите, правильный термин по-тибетски будет «Ньепа». Для практикующих Сова Ригпа, за этими словами сложились совершенно другие понятия, чем привычное слуху читателя значение этих слов. Поскольку книга ориентирована на широкий круг читателей, несведущих в особенностях тибетского подхода, мы взяли на себя смелость, с благословения учителя, ввести в обиход простые значения, соответствующие смысловому пониманию природы рассматриваемых явлений.

Наш учитель разъясняет далее…

Как же в теле может присутствовать Огонь, Ветер? Земля и Вода? Здесь имеется в виду, что в нас присутствуют наичистейшие, самые тонкие частицы пяти первоэлементов. Когда зарождается жизнь человека, она возникает из соединения белого элемента* отца и красного элемента** матери. В этих двух составляющих мамы и папы обязательно должны присутствовать пять первоэлементов: огонь, вода, земля, ветер и пространство.

Чтобы лучше понять логику этого процесса, приведу пример с выпечкой хлеба. Как фундамент воспроизводства выступает земля: в случае с хлебом, для этой цели нужна мука, – это то, благодаря чему может появиться вообще какая-либо форма или субстанция. Когда печём хлеб, дабы придать ему определенность на уровне формы, мы добавляем в муку воду. По аналогии и в человеческом теле к первоэлементу земли добавляется вода. Вода скрепляет муку, но просто смешанный с водой комок теста, будет недостаточно прочным. Его нужно перемешать, поработать руками, добавить движение. В теле человека эту работу выполняет первоэлемент Ветер. Сочетание Земли, Воды и Ветра придаёт прочность каждому формообразованию… Но для того, чтобы хлеб был готов, нужен огонь, как и телу нужно тепло.

Всё это наитончайшие стихии и материи, невидимые глазу, которые не следует понимать буквально, будто в теле присутствует огонь как в очаге. Но, если у нас отсутствует хотя бы одна из этих составляющих, то тело не может сформироваться, ребёнок не появится на свет.

Если какого-то из элементов в избытке или недостатке, ребёнок соответственно родится с преимуществом характеристик ВЕТРА, ОГНЯ или ЗЕМЛИ-ВОДЫ. А если перевес одного из Жизненных Начал будет очень значительным, то ребенок родиться больным. И болезнь по характеристикам будет соответствовать ВЕТРУ, ОГНЮ или ЗЕМЛЕ-ВОДЕ, тому, чего оказалось в избытке. Если чего-то слишком много, то чего-то слишком мало становиться – а должно быть гармоничное равновесие. Небольшая дисгармония легко восстанавливается.

А когда мы выходим за пределы своего равновесия – происходит ДИСБАЛАНС, он и проявляется в нашем организме как БОЛЕЗНЬ.

Аналогично, как и с хлебом, если слишком много муки, хлеб будет сухим, много огня – подгорит, неправильный ветер – движение перемешивания, хлеб получится комковатым и рыхлым.

Если в белом элементе отца и красном элементе матери три жизненных начала находятся в балансе, равновесии, то ребёнок родится полностью здоровым. Когда ребёнок уже вырос, обрел постоянную форму взрослого человека, уже можно говорить о балансе трех Жизненных Начал в его теле. Можно определить его индивидуальную норму – это превалирование одного из трех жизненных начал или двух вместе, или гармоничное сочетание всех трех.

Итак, человек может быть с преимуществом:

природы Ветер

природы Огонь

природы Вода-Земля

природы Ветер – Огонь

природы Вода-Земля – Огонь

природы Ветер – Вода-Земля

природы Ветер – Вода-Земля – Огонь

Еще, важно сказать, что во всех тканях нашего тела первоэлементы находятся в различных пропорциях, какого элемента больше, к той стихии и относится… В частности, кости, мышцы, кожа и другие жёсткие составляющие тела относятся к стихии земля. Кровь, лимфа и жидкости тела относятся к стихии вода. Дыхание, возможность сгибания и разгибания конечностей, способность разговаривать и двигаться в целом, относится к стихии ветер. Сама кровь относится к Земле — Воде, а ее движение осуществляется за счет Ветра. Огонь поддерживает жизненное тепло тела и обеспечивает переваривание пищи. Первоэлемент Пространство присутствует в наших полых органах, но он же, в то же время, и то пространство, в котором тело находится, куда оно может расширяться и расти. Если нет пространства, например, в камень попало семя, но растение не вырастет, потому что некуда расти. Первоэлемент ПРОСТРАНСТВО не так легко обнаружить, однако без него никуда, все в нем и оно во всем.

Из книги: Геше Ринчен Тензина «Наука о здоровье»

Доброго времени суток, Бойцы! Пять первоэлементов, пять стихий, пять состояний материи — эти понятия знакомы практически каждому человеку. Концепция «пяти первоэлементов» пришла к нам из глубокой древности, но откуда и какой страны, неизвестно.

Скорее всего, «Первоэлементы» есть некое общемировое знание, не имеющего локального происхождения. Точно также, как алфавит, астрономия, математика, физика… Только имеющей несколько иной подход к постижению устройства окружающего мира.


Первоэлементы, если под таковыми понимать фундаментальные процессы, активно участвуют во всех явлениях природы, проявляя свою деятельность в циклах созидания и разрушения.

Вот, к примеру, одно из таких философских построений:

— если в материй преобладает первоэлемент земли, то она приобретает свойства твердого вещества;

— если в материи преобладает первоэлемент воды, то она принимает жидкое состояние;

— если в материи преобладает первоэлемент огня, то она принимает плазматическое состояние.

— если в материи преобладает первоэлемент воздуха, то она принимает газообразное состояние;

Во всех этих случаях пятый первоэлемент создает объем для существования материи.

О первоэлементах вообще. Небольшая историческая справка.

Абсолютно во всех странах — древнем Египте, Греции, Индии, Китае, Шумерах, на Руси - везде была идея о существовании «Пяти»: «пяти первоэлементов», «пяти начал», «пяти процессах», «пяти взаимодействиях», «Пяти движущих принципах», благодаря которым и возможно существование мира.

И, что интересное, названия их везде совпадают, разнится только один, носящий название то в виде «Эфира», как в Греции, то «Дерева», как в Китае, то «Пространством», как в Шумерах.

Но некоторыми качествами они всё-таки различаются… Взять, например, Древнюю Грецию. Основателем этого учения считается философ и целитель Эмпедокл, который, разрабатывая учение, дополнительно наделил каждый элемент и двумя противоположными свойствами. Именно эти две противоположности, по его представлению, и являются движущей силой материи.

По представлениям же жрецов древнего Египта, первоэлементы, выделившиеся из начального Хаоса, представлены в женском обличье. Являясь хранителями знаний ещё более древних, чем сам Египет, жрецы сумели перенести эти первоэлементы на человеческий организм, в результате чего появилось новое учение «о соках жизни», которые являются носителями этих первоначал. И именно от гармоничного баланса зависит здоровье и долголетие человека.

Но, без сомнений, больше всего об этом знали в Шумере. Как известно, они поклонялись сторонам света и «пяти стихиям». По некоторым легендам, апофеозом этих знаний должна была стать Башня, предание о которой известно каждому. Эта Башня должна была объединить четыре элемента с порождением пятого. Если это так, то такая затея несомненно привела бы к получению сверхмогущества. И неизвестно, ошибка в расчётах привело к таким последствиям, или же действительно, вмешательство Богов (?), но в дальнейшей человеческой истории до уровня таких знаний не поднималась больше ни одна цивилизация.

В Китае это учение очень сильно развилось в таком учении, как даосизм, цель которого заключалась в достижении неограниченного продления человеческой жизни путём постоянного совершенствования тела комбинированным способом «сила воли-энергетика-физический тренинг-медицинские знания-отношение к жизни». Добились ли они этой глобальной цели, неизвестно, но то, что были разработаны многие уникальные методики с положительным эффектом — это несомненно, как и то, что некоторые из них дошли до нашего времени.

И ничего мистического тут нет. Всем известно, что тот же активный образ жизни продлевает активный период человека, не позволяя раньше превратиться в развалину. Что определённого рода дыхательные практики способны изменить метаболизм тела. Что замыкая в определённой последовательности энергетические каналы, можно управлять энергетикой. Что, зная солнечно-лунные циклы, можно целенаправленно воздействовать на развитие личности. И многое другое.

Главное тут это правильное взаимодействие всего со всем, для чего, например, была разработана .

Пять первоэлементов Шоу-дао в системе подготовки воина.

В учении Шоу-Дао, пришедшей в нашу страну из Кореи и родоначальники которой, кстати, являются европейцы, пусть даже в наше время потомки этих европейцев страшно матеряться на этот счёт, также существует подобная система, что неудивительно: ведь Шоу-Дао является даосским учением и дошедшее до наших дней учение о «пяти драгоценностях» можно с успехом применять и сейчас для повышения своего общего уровня развития.

В учении Шоу-Дао есть много графических представлений этих «природных начал», но здесь я расскажу о той, где «дерево» расположено в центре, а остальные элементы по сторонам света.

Если взглянуть на такую схему непосвящённому человеку, то она ему ни о чём не скажет, но это построение, несмотря на свой кажущийся примитивизм, самая «продвинутое», так как при упорстве позволяет достичь вершин развития возможностей человека.

Первоэлемент «Вода».

«Вода» ассоциируется с гибкостью, а также пластичностью и подвижностью в суставах. Также, это воспитанное умение двигаться легко, непринуждённо и без зажимов. В принципе, всё это уже известно населению, кроме ещё одного «свойства-умения», которое есть «Аутодвижения».

Что это такое? С аутодвижениями сталкивался каждый человек, когда например, в полусне, представлял какое-нибудь движение и неожиданно оно совершалось, причём как-бы само, помимо сознания.

Но это в полусне. Чтобы очень качественно запомнить ощущения, характерные для этого рода движения, эти ощущения необходимо научиться вспоминать. Способов существует масса:

Первый способ: каждый знает, что если слегка ударить под коленную чашечку, как это делают врачи, то нога непроизвольно дёрнется. Второй способ: если встать боком к чему-нибудь вплотную, например, к стене, и через силу начать поднимать руку через сторону (стена должна мешать), то через некоторое время, спустя минуту-две такого непрерывного давления на стену, отойдя или повернувшись, чтобы стена уже не мешала, рука как-бы сама собой поднимется на некоторый уровень. Третий способ: это использование , мгновенно погружающий сознание в нужное состояние.

Существует больше сотни упражнений, помогающих понять, что же это такое - аутодвижения. Ключевыми же факторами здесь выступают умение расслабляться и умение визуализировать движение и умение вспоминать исходящие от работающих мышц ощущения. Соединив всё это вместе, получаем тело, которое движется исключительно силой мысли, подчиняясь представляемому движению. И весь бой рукопашника может быть построен исключительно на такого рода движениях.

Методики по достижению этого умения сейчас являются практически утерянными. Тот же Вон Кью Кит, американский автор китайского происхождения, написавший ряд книг по боевым искусствам и хорошо известный в России, как-то упоминал об этом умении мастеров прошлого, но сам признавал, что не смог его освоить, поскольку «не знает всех нюансов». В Шоу-дао же, эта методика разработана до мельчайших подробностей, а освоивший её получает ключи не только к ведению боя на более высоком уровне, но и мощный инструмент для оздоровления.

«Аутодвижения» считались последователями Шоу-Дао высшим проявлением первоэлемента «воды», но чтобы их освоить и ими управлять требовались буквально десятилетия, хотя первые результаты появлялись уже после первых тренировок.
Практическое же применение этого воспитанного навыка, недооценивать нельзя. Это и умение проводить атаки «напрямую», не за действуя мозг: действует исключительно связка «зрение-тело». Это и проходящие в этом состоянии, практически мгновенно, различные болезни, омоложение организма. Это и другие интересные эффекты.

Что же касаемо тренировок, посвящённых первоэлементу «Вода», то на первых порах очень много времени уделялось наработке движений, их координации, пластичности и логической завершённости. И всё это дело под непрерывным контролем мозга, который во время тренинга обязан все движения осознавать и контролировать.

С приобретаемым опытом, когда управление движением берёт на себя уже подсознание, весь технический арсенал бойца начинает выполнятся к месту, вовремя и быстро, причём боец не знает и даже не предчувствует, какое движение выберет подсознание. И, что самое интересное, такие выбранные подсознанием движения, всегда являются самыми оптимальными.

Первоэлемент «Земля» (Металл).

Первоэлемент «Земля», он же «Камень» был представлен самыми различными комплексами форм и медитаций, которые выполнялись в движении. Характерная их особенность — это тренинг со значительным мышечным напряжением.
Эти упражнения не в манере каратистких ката или иных таолу, которые делают с мышечным напряжением по всей траектории, хотя такие элементы тоже могут присутствовать. Основная цель работы по первоэлементу «Земля», научится выходить на уровень сверхусилия. Что такое «сверхусилие», знают все: об неоднократно писалось в книгах и говорилось в телепередачах, посвящённых непознанному. Это умение поднять одной рукой автомобиль, или перепрыгнуть широкий ров, или затащить на «высоту» вдвоём пушку-«сорокопятку». Эти факты известны всем, а «ключ» проявлению этого феномена заключён в стрессовой ситуации.

Разработанный метод состоял из трёх частей: сначала, шла подготовка тела человека к будущим экстремальным нагрузкам, для чего мышцы тела заставляли работать в самых разнообразных режимах, скоростях и нагрузках. Большое внимание уделялось их работе в максимально растянутом и максимально сокращённом состояниях: параллельно ставился и контроль над мышечными судорогами.

Секрет второй части метода, заключался в медитативных упражнениях. Суть их заключалась в том, чтобы не реализовывать мышечное усилие «до конца», представляя, тем не менее, что если бы упражнение было исполнено полностью, то эффект был бы потрясающим. Например, если на дереве отрабатывался борцовский бросок через себя с прогибом, то он не реализовывался «по силе» полностью. Но, тем не менее, шло представление и чувствование, что проводя этот бросок, дерево из земли начинает выдёргиваться, а ствол изгибаться. Отсюда, в подсознание закладывается абсолютная уверенность, что проведя приём до логического конца, дерево с лёгкостью было бы выдернуто и переброшено через себя.

Таких упражнений можно придумать массу. Можно попробовать раздвигать стены в узком коридорчике. Каждый, кто хоть немного попрактикуется подобным способом, начнёт чувствовать, как от прикладываемого усилия стены начинают буквально «ходить ходуном».

Подобного рода медитативный тренинг, проводимый постоянно, позволял усыпить «сторожевые» центры мозга и убедить самого себя, в том, что ВОЗМОЖНО ВСЁ!

Третья часть частично принадлежит «огню», но применяется к «земле». Это сильная эмоция с одновременным чётким представлением действия и его цели, причём, не на уровне слов, а на уровне ощущений, без всяких там пораженчески мыслей типа «не смогу» или «у меня не получится».

Первоэлемент «Огонь».

С этим первоэлементом ассоциируются различные эмоциональные состояния. Соответственно, тренировки бойца, посвящённые «Огню» есть постановка навыка «качать эмоциональный маятник»: уметь вызвать нужную эмоцию, комбинировать их между собой, быстро переключаться с одной на другую…

Тренировочные же бои, посвящённые этому первоэлементу, выполняются сначала с тенью, умышленно разбиваемые на более короткие части с той целью, что короткий эпизод боя гораздо легче провести с максимальной эмоциональной отдачей, чем более длинный поединок.

Первоэлемент «Воздух».

Сокрытый от непосвящённых, тайный смысл первоэлемента «воздуха», тоже состоял из нескольких частей, которые только при слиянии друг с другом, давали необходимый эффект.

Первая часть касалась непосредственно отработке самого дыхания и различных способов, чтобы обеспечить организм воздухом во время выполнения каких-то движений и помочь в концентрации усилий.

Вторая часть была медитативного плана и известна по различным источникам: это когда суть воздуха направляется в ту или иную часть тела с целью дополнить собой физическое усилие.

Третья часть первоэлемента «Воздух» есть специфическое ощущение воздуха, которое необходимо было развить. При работе с оружием, это чувство лезвия. При работе без него, это чувство тела и окружающего пространства.
Четвёртая составляющая «воздуха» — это ощущение некоего шлейфа энергии, который при работе без оружия ощущается как некая паутина, опутывающая тело. Эти ощущения также очень похожи на те, которые возникают от движений рук в электростатическом поле.

Схемы совмещения первоэлементов.

В течении многих лет, отшлифовав упражнения до абсолютной естественности, боец древности (ссылка) приступал к следующему этапу совершенствования: комбинированию их между собой. Но не «абы как», а согласно определённым схемам, в результате чего рождался новый, пятый элемент — «Дерево», которое в Шоу-Дао ассоциируется с гармонично развитым человеком.

Было бы ошибкой думать, что это состояние чисто теоретическое и ничего нет дающего человеку. Типа, человек впустую потратил свою жизнь на достижение некоего условного этапа, носящего название «Дерево». Ничего подобного… Человек получал контроль над различными глубокими изменёнными состояниями сознания, причём очень специфических, начиная с умения воздействовать на собственный метаболизм и заканчивая состоянием «Цветение бамбука», в котором человек получал сверх-способности, которыми, по легендам, обладают йогам высших ступеней, а это телепатия, телекинез, предчувствование будущих событий и ряд других…

Это уровень качественно иного состояния, достигнуть которого можно не меньше, чем лет этак через шестьдесят-семьдесят. И, как понимаете, человек по достижению этого уровня начинает жить уже совершенно иными ценностями, поскольку происходит подсознательное проникновение в суть вещей и явлений окружающего человека мира.

Совмещение первоэлементов между собой идёт по специальным схемам. Начинается всё с «двоек», потом «с троек», затем «Четвёрок», что уже само по себе даёт резко возросшее количество возможных комбинаций, а значит, и требует больше времени для проработки.

Пройдёмся немного по этим схемам, разобрав двойные комбинации первоэлементов и их тренировочные цели.
«Вода-Земля». Цель заключается в том, чтобы сделать аутодвижения, о которых говорилось выше, очень сильными. Для этого предназначено множество методов, начиная с просто представлением того, что движения стали сильными и заканчивая различными комплексами по их усилению.

«Вода-Огонь». Основная идея этой связки - добиться максимального ускорения аутодвижений, подстёгивая их эмоционально.

«Вода-Воздух». К делу подключается умение управлять энергетикой тела. Необходимо совместить энергетическое дыхание с аутодвижениями.

«Земля-Огонь». Здесь с помощью эмоций, усиливаются сами движения.

«Земля-Воздух». Здесь идёт отработка усиления движений как энергетическими методами цигун, так просто различными способами дыхания и комбинирования их.

«Огонь-Воздух». Здесь энергетическое дыхание усиливается эмоциональной составляющей.

По аналогии прорабатываются и «тройные» схемы первоэлементов.

Статьи небольшой итог.

1. Методика совершенствования Личности посредством практики рукопашного боя, задействуя «Пять элементов», известна. Теперь можно приступать к самим тренировкам. И если человек в своих тренировках имеет более высшую цель, чем просто искусство мордобоя, то он с успехом может руководствоваться вышеприведённой схемой, поскольку в его тренировках появляется глобальная цель.

2. Вот только времени, чтобы слить все первоэлементы, требуется много. Даже если использовать первый подход, который по-освоению требует гораздо меньше времени и заключается в простой работе с самими «первоэлементами», нужны годы. Если же работа идёт по второму способу - познанию внутренней сути первоэлементов - то здесь, раньше чем через несколько десятилетий, особого результата ждать не стоит.

Уважаемые читатели блога «мастер Боя»! Если вы хотите оформить подписку на новые статьи, то можете сделать это ниже:

Согласно этой теории, жизненная сила, в ее бесчисленных проявлениях, рождается и умирает благодаря взаимодействию пяти элементов: огня, земли, металла, воды и дерева. Эта модель, состоящая из пяти элементов, принадлежит даосизму; древние западные философии, равно как и индийская, основывались на модели, включавшей в себя всего четыре элемента, или стихии: земля, воздух, вода и огонь. Для даосов воздух включен в понятие огня, поскольку без воздуха огонь гореть не может.

Существуют два цикла , иллюстрирующие взаимодействие между элементами. В первом цикле, который называется "циклом порождения", каждый из элементов порождает, или производит, следующий элемент: дерево производит огонь, огонь производит землю, земля производит металл, металл ироизводит воду, а вода производит дерево, что естественным образом приводит к началу цикла. Во втором цикле, который называется "циклом разрушения", каждый из элементов разрушает, или поглощает, следующий за ним элемент. Так, вода разрушает металл, металл разрушает дерево, дерево поглощает воду, вода поглощает огонь, огонь разрушает металл, и цикл начинается сначала.

Совершенно так же, как и Вселенная, сохраняющая равновесие благодаря взаимодействию пяти элементов, человеческое тело, являющееся микрокосмом Вселенной, поддерживает гармонию душевного и физического начал благодаря все тому же взаимодействию пяти элементов. Энергия циркулирует в организме, используя для этою меридианы и соответствующие органы и внутренности, следуя строго определенным циклам. И эти циклы, иллюстрирующие циркуляцию энергии в организме, являются отражением тех двух циклов, которые представляли собой взаимодействие между пятью элементами. Для даосов каждая из внутренностей человека связана с одним из пяти элементов.

В первом цикле каждый из органов соединяется с соответствующим ему элементом, что приводит к следующему результату: сердце (огонь) поддерживает селезенку и поджелудочную железу (земля), селезенка и поджелудочная железа (земля) поддерживают легкие (металл), легкие (металл) поддерживают почки (вода), почки (вода) поддерживают печень (дерево), а печень (дерево) поддерживает сердце (огонь). Внутренности также подчинены этому циклу: тонкие кишки (огонь) поддерживают желудок (земля), желудок (земля) поддерживает толстые кишки (металл), толстые кишки (металл) поддерживают мочевой пузырь (вода), а мочевой пузырь (вода) поддерживает желчный пузырь (дерево).

Элементы и их соответствие органам и внутренностям:

Огонь — сердце
тонкие кишки
Тройной нагреватель
(эндокринные железы)
Хозяин сердца
(кровеносные сосуды)

Металл — легкие
толстые кишки
кожа

Вода — почки
мочевой пузырь
кости

Земля — селезенка -
поджелудочная железа
желудок
мышцы

Дерево — печень
желчный пузырь
нервы

В случае, если в каком-либо из органов нарушается равновесие, он не только не может больше поддерживать орган, следующий за ним на меридианном пути, но и оказывает негативное воздействие на этот орган или провоцирует отрицательное воздействие другого органа на себя самого. Впрочем, именно это и показывает нам второй цикл , то есть тот цикл, в котором каждый из элементов разрушает или поглощает следующий за ним элемент. Когда нарушается равновесие энергии в сердце (огонь), сердце (огонь) негативно воздействует на легкие (металл); легкие (металл) негативно воздействуют на печень (дерево); печень (дерево) отрицательно воздействует на селезенку -поджелудочную железу (земля); селезенка — поджелудочная железа (земля) негативно воздействует на почки (вода): а почки (вода) оказывают неблагоприятное воздействие на сердце (огонь). Эта модель применима также и ко внутренностям: нарушение равновесия энергии в тонких кишках (огонь) приводит к негативному воздействию на толстые кишки (металл): толстые кишки (металл) неблагоприятно воздействуют на желчный пузырь (дерево); желчный пузырь (дерево) оказывает негативное воздействие на желудок (земля); желудок (земля) негативно воздействует на мочевой пузырь (вода); а мочевой пузырь (вода) пагубно действует на тонкие кишки (огонь).

Показав, что циклическое взаимодействие между органами и внутренностями идентично взаимодействию между элементами, даосы дали своим последователям правдоподобное объяснение таких высказываний как "то, что наверху, ничем не отличается оттого, что внизу" и "микрокосм — зеркало макрокосма", что позволило им впоследствии говорить об обмене энергией между органами и внутренностями как об установленном факте, поскольку они доказали, что это взаимодействие основывается на той же самой логике, которая дает возможность инстинктивно воспринимать взаимодействие пяти элементов как неоспоримо существующее явление.

Пять первоэлементов (стихий)

Пять стихий

Число пять очень характерно для буддийской традиции.

По мнению буддистов, человеческий организм состоит из пяти веществ: сосуды, костная ткань, мышцы, кожа, кровь.

Скелет тоже состоит из пяти основных частей:

Череп, позвоночник, лопатки, ребра, трубчатые кости в конечностях (тазовые кости воспринимаются как видоизмененные лопатки).

На руках и ногах по пять пальцев.

Позвоночник тоже делится на пять отделов:

Шейный, грудной, спинной, поясничный, тазобедренный.

Главных органов чувств – пять:

Зрение, обоняние, слух, вкус, осязание.

Человек выделяет пять жидкостей:

Слизь, слюну, пот, мочу, слезы.

Потребляет пять веществ окружающей среды:

Воздух, воду, минералы, мясо, растения.

Плод в утробе на пятый месяц начинает шевелиться.

Заболевшему человеку сопутствуют пять звуков:

Кашель, чихание, зевота, отрыжка, икота.

Кашель – признак деятельности легких.

Чихание – носа.

Икота – горла.

Зевота – нервов.

Отрыжка – желудка.

Пять видов темперамента:

Холерик – импульсивный тип.

Сангвиник – эмоциональный, уравновешенный.

Флегматик – жесткий, твердый.

Меланхолик – тихий.

Промежуточный – спокойный.

Этот список можно было бы продолжать довольно долго.

Система первоэлементов употребляема в любой сфере деятельности и широко применяется в восточной медицине. Благодаря классификации, отображенной в табл. 1, можно определить, в какое время года лучше заниматься лечением и профилактикой того или иного заболевания, какими вкусовыми ощущениями нужно руководствоваться при определении диеты, какое эмоциональное состояние нужно поддерживать и так далее (рис. 5). При нарушении, проявляющемся на одном из уровней, необходимо найти, дисбалансом какой стихии оно вызвано, затем определить необходимую для усиления стихию. Далее, благодаря эмоциям, вкусам, движениям и органам, связанным с последней стихией, можно гармонизировать организм. Часто усиление самой заболевшей стихии приносит только вред, поэтому внимательно изучите циклы порождения и угнетения , описанные дальше. Используя данное соотнесение со стихиями, мы можем анализировать не только явления окружающего мира, но и физиологии человеческого организма, для объяснения взаимосвязи внутренних органов, а также для диагностики и лечения различных заболеваний.

Рис. 5. Пять стихий и соответствия

Таблица 1

Земля и Вода являются основными составляющими, из которых создан окружающий мир и которые необходимы человеку для повседневного существования. Все пять первоэлементов (Огонь, Металл, Дерево, Почва, Вода) находятся в циклической взаимосвязи, чем объясняются функциональные процессы, происходящие в мире, а также в человеческой жизни. Модели, существующие в природе, повторяются на всех уровнях организации – от вращения планет до работы внутренних органов.

Графически взаимосвязь пяти элементов можно изобразить звездой или крестом (рис. 6). Обычно звездой обозначают элементы микрокосмоса, – то есть человеческого мира, а крестом с центром – макрокосмос, или элементы внешнего мира.

Рис. 6. Взаимозависимость пяти первоэлементов и органов

Пять первоэлементов можно спроецировать на мир природы и мир человека, на любую область знания или деятельности.

В каждом из пяти первоэлементов сохраняется закон Инь-Ян. Если говорить об органах, то в каждом элементе присутствует плотный орган – Инь и полый (или пустой) – Ян.

Например: печень и желчный пузырь относятся к элементу Дерево, при этом печень – Инь Дерева, а желчный пузырь – Ян Дерева.

Органы и соответствующие им стихии находятся в оппозиции друг к другу:

Вода (почки) – к Огню (сердце)

Дерево (печень) – к Почве (селезенка)

Огонь (сердце) – к Металлу (легкие)

Почва (селезенка) – к Воде (почки)

Металл (легкие) – к Дереву (печень)

Каждый из первоэлементов связан с другими и продуктивными (созидающими), и разрушительными (подавляющими) процессами. Стихии могут стимулировать или угнетать друг друга.

Пять первоэлементов и человеческая культура сплетены между собой сложной паутиной. В соответствии с принципами взаимоотношения стихий велись государственные и общественные дела, строились дома и города, определялось время свадеб и зачатий, время посева и жатвы, и также совершенствовались методы сохранения здоровья. Пять фаз определяют стадии превращения, модели расширения и сжатия, преумножения и упадка. Человек в ходе своей жизни проходит циклы, подобные временам года, начиная с рождения и заканчивая смертью.

Кроме того, фазы описывают процесс повседневного существования человека:

Наша целостность зависит от пропорции и ритма каждой из пяти фаз внутри нас, регулирующих бодрствование и сон, активность и отдых, возбуждение и торможение.

Все стихии тесно взаимодействуют друг с другом.

В процессах, происходящих в природе и космосе, индивидуальные свойства стихий играют гораздо меньшую роль, чем процессы, происходящие между ними.

В любом жизненном процессе стихии создают, уравновешивают и сдерживают друг друга.

Из книги Управляемые сны автора Мир Елена

Пять стихий и их влияние на жизнь человека «На Востоке запрещается спать днем. Считается, что духи стихий в дневное время не охраняют душу, и она может попасть в опасные зоны». Т. Антонова, «Оккультные законы эволюции» Астральный мир, куда вы попадаете в своих сновидениях,

Из книги Пифагор. Том I [Жизнь как Учение] автора Бязырев Георгий

ПЯТЬ СИММЕТРИЧНЫХ ТЕЛ И ПЯТЬ ПЕРВОЭЛЕМЕНТОВ Здесь учитель симметрии Говорил, гладя чуб,Что огонь - это тетра, А Земля - это куб…В Школе Правого Глаза жрецы учили неофитов, что физический мир состоит из пяти элементов - эфира, воздуха, огня, воды и земли. Каждому из этих

Из книги Весь фэн-шуй из первых рук. Советы китайского мастера автора Жун Цай Ци

Пять стихий Чтобы определить состояние фэн-шуй в своем доме, человек должен обладать как можно более полным знанием о влиянии различных стихий на его жизнь. Рис. 8. Четыре небесных бога Круг порождения стихий (элементов): Огонь порождает Землю (пепел); Земля – Металл

Из книги Аюрведа для начинающих. Древнейшая наука самоисцеления и долголетия автора Лад Васант

ПЯТЬ СТИХИЙ И НАШЕ ЗДОРОВЬЕ Хорошо известно, что важным фактором в практике фэн-шуй является взаимодействие и гармония энергий Пяти стихий и окружающих предметов. Наш дом представляет нас и наше поведение, наши симпатии и антипатии. Часто мы можем предсказать здоровье и

Из книги Восхождение (книга 8) автора Малярчук Наталья Витальевна

ПЯТЬ СТИХИЙ СВЯЗАНЫ С ЛЮБОВЬЮ В фэн-шуй важную роль играют инь, ян, Пять стихий и багуа. Зная круг порождения по фэн-шуй, можно выбрать оптимальное для себя окружение и, конечно же, мужа или жену. Примечание: + отлично, * – нормально, = – тяжело.Это значит, что если муж по знаку

Из книги Золотые правила фэншуй. 10 простых шагов к успеху, благополучию и долголетию автора Огудин Валентин Леонидович

Глава 2. Пять первоэлементов и человек Аюрведа появилась, благодаря медитации провидцев, истинных риши. Тысячелетиями их учения передавались устно от учителя к ученику, и позже эти учения стали предметом мелодичной санскритской поэзии. Хотя многие из этих текстов были со

Из книги Новейшая энциклопедия фэн-шуй. Практический курс автора Герасимов Алексей Евгеньевич

Из книги Обрести здоровье, деньги и любовь! Вам поможет талисман Звезда Эрцгаммы автора Левшинов Андрей Алексеевич

Пять стихий Философ Чжоу Дуньи (1017–1073) в трактате Тайцзи ту иго («Объяснение чертежа Великого Предела») привел структуру китайской космоэкологии. Из Предела Небытия (Дао) – безличного праначала всего сущего, находящегося в полном покое, выделилось нечто, названное

Из книги Под защитой энергии фэн-шуй автора Коллектив авторов

Пять стихий Огонь, Вода, Дерево, Металл и Земля – вот пять стихий, первоэлементов, видов энергии, которые составляют материю любого вида, участвуют во всех ее трансмутациях. Они в различных пропорциях присутствуют в любом предмете, ландшафте или явлении природы, почти

Из книги Моделирование будущего во сне автора Мир Елена

Пять стихий фэн-шуй, их применение в диагностике и лечении

Из книги Практическое целительство. Исцеление через гармонию автора Шереметева Галина Борисовна

Звезда Эрцгаммы и пять стихий Если вы внимательно посмотрите на звезду Эрцгаммы, то заметите, что она состоит из четырех треугольников. Четыре треугольника знаменуют собой четыре стихии – Огонь, Землю, Воду и Дерево. Материал, из которого изготовлен талисман, являет

Из книги автора

Пять элементов – пять образов жизни Тот, кто знает людей – благоразумен. Знающий себя – просвещен. Побеждающий людей – силен. Побеждающий самого себя – могущественен. Знающий достаток – богат. Лао-цзы Не будет преувеличением утверждать, что центральное место в Фэн-шуй

Из книги автора

Пять стихий …В старину жили истинные люди, которые удерживали на плечах Небо и сотрясали Землю, брали и владели инь и ян, выдыхали и вдыхали чистую ци, крепко стояли на обеих ногах, сохраняя шэнь; мышцы и плоть у них как одно, потому они могли жить долго, владея Небом и

Из книги автора

Пять стихий и их влияние на жизнь человека Астральный мир, куда вы попадаете в сновидениях, зависит от того, насколько ваша душа гармонична, и какие силы главенствуют в данное время в ней. Определенное понимание стихий качественно улучшило мои сновидения. Они стали

Из книги автора

Пять стихий Число пять очень характерно для буддийской традиции.По мнению буддистов, человеческий организм состоит из пяти веществ: сосуды, костная ткань, мышцы, кожа, кровь.Скелет тоже состоит из пяти основных частей:Череп, позвоночник, лопатки, ребра, трубчатые кости в

Из книги автора

Глава 5 Характеристики стихий

Наряду с учением об Инь и Ян одной из основных категорий китайской философии является учение У-Син. Согласно этому мировоззрению все явления во Вселенной соответствуют природе Пяти элементов (五行 у син) , которые находятся в состоянии постоянного движения и изменения. В «Книге правителя области Шан» (Шан-шу, гл.12) написано:
" То, что увлажняет и течет вниз, создает соленое, то, что горит и поднимается вверх, создает горькое, то, что сгибается и выпрямляется, создает кислое, то, что подчиняется (внешнему воздействию) и изменяется, создает острое, то, что принимает посев и дает урожай, создает сладкое» (Шан-шу, гл.12).

Пять первоэлементов

  • символизирует зарождение (стремление к активности), рост и развитие.
  • — расцвет (максимальная активность), характеризуется движением вверх.
  • соответствует периоду начала увядания, угасания (стремление к пассивности) .
  • характеризуется наименьшей активностью, текучестью.
  • К этим символам или элементам добавляют еще один — пятый элемент, который служит центром и осью для циклических изменений. Это элемент — , ибо все циклические изменения характерны для Земли и происходят на Земле. Земля символизирует период зрелости (равновесия), накопления.

Понятно, что классифицированные таким образом вещи, явления и функции не имели прямого отношения к дереву, огню, металлу, земле и воде. В данном случае задача заключалась в том, чтобы объединить особенности различных вещей и явлений в одну систему, используя их некую схожесть между собой. Соотнося некоторый объект с пятью элементами У-СИН, мы судим не о составных частях этого объекта, а об его свойствах, направлении и фазе развития.

Теория Инь и Ян и теория Пяти элементов отражают объективные законы природы.

В природе Вода питает Дерево, Дерево питает Огонь, Огонь порождает Землю (сгоревший пепел хорошо удобряет), Земля порождает Металл (именно в недрах земли зарождаются металлы), Металл порождает Воду (на металлическом клинке с утра выделяется роса).

Стрелки красного цвета символизируют созидающие связи. То есть каждый элемент данной системы непрерывно помогает развитию последующего, передавая ему что–либо и побуждая его к активной деятельности.

Цикл разрушения (внутренние связи, по звезде) показывает как элементы контролируют друг друга, создавая конфликтные подавляющие отношения. Разрушающая связь является сдерживающей и контролирующей.

  • Огонь угнетает (плавит) Металл;
  • Металл угнетает (рубит) Дерево;
  • Дерево угнетает (подрывает корнями) Землю;
  • Земля угнетает (впитывает) Воду;
  • Вода угнетает (тушит) Огонь.

Древние китайцы отличались здоровым прагматизмом и многие философские концепции использовали в клинической практике.

Концепция У-Син не стала исключением из правил. Основные положения этой теории были использованы для классификации внутренних органов и внешних структур человеческого организма применительно к пяти первоэлементам. На основании простых аналогий различные функции внутренних органов соотносятся с пятью элементами с учетом характера последних.

Печень и желчный пузырь соответствуют «Дереву».Сердце и тонкий кишечник – «Огню». Селезенка и желудок – «Земле». Легкие и толстый кишечник соответствуют «Металлу». Почки и мочевой пузырь отнесены к элементу « Вода».

  • печень относится к элементу Дерево, так как ее функции обеспечения свободной циркуляции Ци сходны со свободным ростом дерева;
  • сердце относится к элементу Огонь, так как Ян сердца, подобно огню, имеет функцию прогревания всего организма;
  • селезенка относится к элементу Земля, так как селезенка - «источник образования Ци и крови», что напоминает способность Земли давать урожай;
  • легкие относятся к элементу Металл, так как выполняют функции очищения, что напоминает чистоту Металла, а также управляют опусканием Ци, что подобно тяжести Металла;
  • почки относятся к элементу Вода, так как являются важным органом, обеспечивающим водный обмен.

Подводя итог, следует сказать, что китайская медицина использует учение У-Син для классификации внутренних органов и внешних структур человеческого тела, объяснения происходящих в нем различных физиологических и патологических взаимодействий в целях клинической диагностики и лечения. В пять первоэлементов и первооснов обязательно входит равное соотношение инь и ян, поэтому при лечении патологического состояния организма в традиционной восточной медицине сначала строят цепочку взаимосвязей по принципу у-син, находят в ней дисбаланс инь и ян, и только следующим этапом является непосредственное воздействие на больные органы или функциональные системы