Балкары народность. Кабардино-балкария. Гипотеза о кабардинском происхождении карачаевцев и балкарцев

Балкарцами называют народ, заселяющий Балкарию. Это историческая территория на северном склоне Кавказских гор. Она является частью Кабардино-Балкарской республики, которая входит в состав РФ. Балкарский народ представляет собой тюркоязычный этнос. Родственными ему считаются карачаевцы - народ Северного Кавказа.

Численность

Всего в мире насчитывается примерно 125 000 балкарцев. Подавляющее большинство из них проживает в Кабардино-Балкарии.

Где живут

Небольшое количество находится в таких странах, как Казахстан, Киргизия, Узбекистан. Также примерно 4 000-5 000 человек живут в США, Турции.

Язык

Балкарцы разговаривают на карачаево-балкарском языке, который относят к тюркской группе.

Религия

Как и многие народы, в древности балкарцы были язычниками. У них был распространен культ камней, священных деревьев, анимизм. С 17 века среди них начал распространяться ислам. До 19 века наблюдалось смешение разных религиозных обычаев и верований. Сейчас большинство жителей является суннитами (одно из главных направлений в исламе). Однако языческие традиции до сих пор присутствуют в виде праздников, обрядов.

Название

Сами себя балкарцы называют «таулула», что переводится как «горцы». Так же их именовали и соседние народы: осетинское «асами» и «сваны» означает горных жителей. Территория проживания называлась «Балкар» по-черкесски, откуда и произошло современное наименование республики. Грузины называли это место «Малкар».

История

Как этнос балкарцы сформировались в результате смешения коренного населения (кобанских племен) с аланами, булгарами, кипчаками. Также у них были тесные связи с кабардинцами, карачаевцами, грузинами, осетинами. Они заселяли земли Центрального Кавказа. В 13 веке татаро-монголы предпринимали многочисленные вторжения на эти территории. Балкарам пришлось уйти дальше в горы, где они основывали поселения. 17 век стал периодом установления общения с русскими. Началась совместная торговля, между аристократическими родами обеих сторон возникли дружественные отношения.

В начале 19 века балкарцы приняли российское подданство. Они участвовали во многих войнах русского государства 19-20 веков. После революции 1917 года народ претерпел массовые репрессии, расстрелы. Вместе с этим произошел экономический подъем региона, появились учебные учреждения, многие люди получили образование. Это способствовало развитию поэзии, театрального искусства. Во время Великой Отечественной войны многие жители региона подверглись террору со стороны НКВД. За год до ее окончания балкарский народ депортировали на территорию Средней Азии. Спустя 13 лет правительство СССР восстановило права балкарцев, после чего они вернулись обратно.


Нальчик - столица Кабардино-Балкарии

Внешность

С антропологической точки зрения балкарцы относятся к европеоидам, к кавкасионскому виду. Этот тип распространен на Северном Кавказе. Похожими чертами обладают чечены, ингуши, осетины и другие кавказские народы. Люди этой национальности хорошо сложены, у них стройные, статные фигуры. Они высокого роста, мужчины широкоплечие. На широком лице выделяются высокий лоб и массивная челюсть. Нос длинный, часто с горбинкой. Черты лица несколько грубы, чему способствуют выступающий подбородок, большой нос. С возрастом лицо обретает угловатость. В молодости балкарцы имеют более изящные черты, к старости они начинают выглядеть очень солидно, представительно. Нередко представители этого народа кажутся старше, чем они есть на самом деле. Эта особенность является общей для кавказских народностей.

Молодые люди, особенно девушки, бывают очень привлекательными. Большие глаза, обрамленные темными ресницами, четкие дуги бровей делают лицо выразительным, притягивающим взгляд. Распространен карий цвет радужки наряду с черными густыми волосами. Однако среди балкарцев, как и других кавказцев, довольно часто встречаются люди с рыжими, русыми волосами и серо-голубыми глазами. Бывают и голубоглазые блондины, но реже. Некоторые историки считают, что народы этого региона изначально были светлой расой, но в результате ассимиляции с турками и монголами приобрели более темную кожу и волосы.


Жилище

Поселения балкарцев имеют специфику, обусловленную горным ландшафтом. Их располагали в труднодоступных местах, с целью защиты от нападений врагов. Люди расселялись на склонах гор, по краям ущелий, вблизи рек. Жилища ставили хаотично, аулы имеют вид террас, где дома находятся один над другим. Узкие, кривые улочки часто выглядят как тропинки, могут резко закончиться тупиком. Издревле дома складывали из камня без какой-либо связки. Это было невысокое прямоугольное строение с плоской крышей и земляным полом. Крышу делали из досок и дерна. Окна были небольшого размера. Помещение отапливалось открытым очагом.

Для обороны поселения строили башни и крепости. Была распространена система дозорных башен, из которых дозорные подавали сигналы друг другу. Нижние этажи могли использоваться для жилья во время набегов неприятеля. Башни имели узкие бойницы, через которые балкарцы следили за передвижениями врага. В более позднее время там, где имелся лес, стали строить срубные избы. Сруб устанавливали на каменном или свайном фундаменте. Пол состоял из досок, имелись ставни, закрывающие окна. Богатые балкарцы могли позволить себе большой двухэтажный дом с несколькими комнатами, железной или черепичной крышей. Постелью служили деревянные нары, застланные войлоком. На полках вдоль стен расставляли глиняную, медную посуду. В 19 веке появились столы, стулья. Стены, пол стали застилать коврами. Присутствовало разделение на женскую и мужскую половины, также в доме была гостиная.


Одежда

Национальный костюм балкарцев типичен для представителей кавказских народов. Мужская одежда состоит из таких деталей:

  • рубаха;
  • широкие штаны;
  • бешмет (кафтан);
  • сапоги;
  • папаха.

Штаны заправляют в мягкие сапоги из овечьей кожи. Верхней одеждой служит бешмет - приталенный кафтан длиной до колен или чуть ниже. Он имеет глухую застежку, вырез на груди. Бешмет подпоясывают ремнем, на котором размещается кинжал в ножнах. Зимой мужчины носят шубы из каракуля, бурки - накидки без рукавов, полностью закрывающие туловище.

Женская национальная одежда состоит из широких шаровар, туники с длинными рукавами. Поверх этого костюма надевают узкий кафтанчик (или нагрудник), приталенное платье в пол с вырезом. Нагрудник расшивают золотистой тесьмой. Платье имеет расклешенный подол, собирающийся в красивые волны снизу. Талию обхватывает пояс, украшенный серебряными элементами. Полочки платья богато украшаются орнаментом. Головной убор напоминает мужскую папаху. Он цилиндрической формы, поверх накидывают длинный кружевной или шелковый платок.


Еда

Основу питания балкарцев составляют мясные, молочные блюда. Их подают с лепешками из пшеницы, ячменя, кукурузы. Повседневной пищей являются наваристые, густые супы. Для первых и вторых блюд используется баранина, говядина, мясо домашней птицы. На гарнир подают картофель, фасоль, рис. Кушанья приправляются луком и чесноком. Издавна почетным блюдом считался целиком запеченный или сваренный в котле баран. Животное резали в честь прихода гостя или по праздникам. Голову подавали на блюде как самую лучшую пищу. Популярные национальные блюда балкарцев:

  1. Шурпа. Густой жирный суп из баранины, картофеля, овощей с луком. Ингредиенты нарезаются крупными кусками.
  2. Гедлибже. Мясо курицы или индейки, тушенное в сметане. В соус добавляют муку, специи. Подают с круто сваренной пшеничной кашей.
  3. Лягур. Вяленое мясо, тушеное с картофелем.
  4. Шашлык. По старинному рецепту готовится из печени и сала барана.
  5. Хычын (также хычин). Пресные лепешки на основе пшеничной муки. Иногда начиняют фаршем, зеленью.

Также балкарцы пекут блины, ватрушки. Традиционным десертом является пахлава. Популярен закерис - нечто похожее на сладкий хворост, пастила, халва. Интересное блюдо представляет собой жамуко - старинное национальное угощение балкарцев. Оно очень питательное и калорийное. Его готовят из сыра или творога, который перетирают и варят на сметане. В смесь добавляют манную крупу. Получается нежное, тающее во рту лакомство. Эти и другие угощения всегда делают к приходу гостей. Балкарцы очень гостеприимные люди, для которых любой гость - уважаемый и почитаемый человек.

Фактически балкарцы составляют единый с карачаевцами народ, разделенный административно на две части (Кабардино-Балакарская и Карачаевско-Черкесская республики в составе РФ). Сами себя они называют таулула, т. е. попросту «горцы». И действительно, балкарцы - самый высокогорный народ Кавказа. На территории Балкарии расположены почти все известные «пятитысячники» - высочайшие вершины Кавказа, в том числе - Эльбрус (который балкарцы называют Минги-тау - «Вечная гора»).

Здесь же находятся крупнейшие ледники, а также знаменитая Безенгийская стена - 12-километровый горный массив, наиболее высокий участок Главного Кавказского хребта.

Среди предков балкарцев и карачаевцев были как местные, северокавказские племена, так и тюркские народы - половцы и болгары. Отсюда этнографический парадокс: будучи европеоидами по внешности, балкарцы и карачаевцы говорят на тюркском языке, очень близком к половецкому.

Первые сведения о народах, живущих у подножия Эльбруса, встречаются в письменных источниках XIV века.

В середине XVII века установились непосредственные связи русских с Балкарией, через которую пролегал один из посольских путей в Западную Грузию. В состав России балкарцы официально вошли в 1827 году, когда делегация от их общин подала прошение о принятии в русское подданство с условием сохранения сословной структуры, древних обычаев, мусульманского вероисповедания и шариатского суда.


Крепостные сооружения карачаевцев и балкарцев

С тех пор балкарцы и карачаевцы исправно служили в русской армии, участвуя во всех крупных войнах Российской империи.
Вот, например, песня, сложенная карачаевцами - участниками русско-японской войны 1904-1905 гг.:

Тронулись мы из Карачая один за другим на Японскую войну,
На Японской войне начали нас обстреливать снарядами
Утопает страна наша в крови, не можем взять гор
Порт-Артура,

Остались мы в руках врагов в этой неверной Японии.
Солнце коснулось ледников японских гор,
Не рассказывайте о нас (сильно будут плакать) девушкам в
Карачае.

С первого дня сражений бродим мы как собаки,
День, когда не воюем, кажется сладким как молоко.
Разбрелись мы по китайским горам,
Осмотрели все вокруг, но не увидели подобных горам Карачая

Взобрались мы на них, тоскуя по горам Карачая,
Многие тогда погибли, сраженные японскими пулями.
Не можем мы в землях неверных воду их пить,
Стараемся мы друг-другу саваны кроить.

Не хотелось нам в юности умирать в этих дальних краях,
Далеко от Карачая мы оказались и не можем вернуться
назад.
Немного юных лет прожили мы в селениях Карачая,
Оказались мы теперь в Японии и попробовали собачатину.

В Карачае девушки причитают:
- Если эта река ведет к Японии, бросимся в реку,
Письма, пришедшие от солдат, прижимая к себе, будем
спать.

Сверкают на солнце камни японских гор,
Погибают Карачая юные сыны.
Когда в бой мы двинемся, скачем, не сдерживая коней.
В отличие от других частей, нас японцы одолеть не
могут.

Пуля попала Каракетову Мырзаю бедному в поясницу,
Не смог в тот день проявить он свой тигриный нрав.
Скачет Мырзай Каракетов впереди всего войска,
Саблей бьет молодой Мырзай яростно японских солдат.
Такого джигита не часто матери рождают,
Каракетов Мырзай - батыр от пуль не прячется.

(Подстрочный перевод Ш.М. Батчаева)



На русско-японской войне 1904-1905 гг.


Карачаевцы, в частности, входил в состав Дикой дивизии, ставшей гордостью русской армии. В ее истории нет случая даже единоличного дезертирства. Очевидец с восхищением писал о действиях воинов "Дикой дивизии" в годы Первой мировой войны: «Стихийной, бешеной лавиной кидаются они, артистически работая острым,как бритва, кинжалом против штыков и прикладов… и об этих атакахрассказывают чудеса. Австрийцы давно прозвали кавказских орлов "дьяволами в мохнатых шапках". И действительно, одним своим видом, такимдалеким от какой бы то ни было общеевропейской военной формы, кавказцы наводят на неприятеля панику…» (Брешко-Брешковский). Большинство карачаевцев вошло в состав 3-й сотни. Всего в сотне было 136 человек. Из них карачаевцев - 87, русских - 13, ногайцев, черкесов и абазин - 36 человек.

Но при Советской власти, в годы Великой Отечественной войны карачаевцы и балкарцы подверглись беспрецедентному террору - в 1943-1944 гг. их поголовно сослали в Среднюю Азию и Казахстан. Особый цинизм этой акции состоял в том, что карачаевцы были высланы перед празднованием Октябрьской революции 2-3 ноября, балкарцы - в Международный женский день 8 марта (праздничный сюрприз ожидал и чеченцев с ингушами, депортация которых началась в День Советской армии и Военно-морского флота 23 февраля).

Всего было депортировано 69 000 карачаевцев и 37 000 балкарцев. По данным Научно-исследовательском институте Карачаево-Черкесии, более 43 тысяч человек, в том числе 22 тысячи детей, погибли в дороге, а также в местах переселения.

Официальным основанием к депортации служила якобы массовая "измена родине", "неспособность Балкарии защитить Эльбрус". По официальным данным прокуратуры Карачаевской АО, на всей территории области было возбуждено 673 судебных дела за измену и сотрудничество с фашистами. Из них были переданы в суд 449 дел. К уголовной ответственности были привлечены за измену Родине всего около 270 человек. 15 апреля 1943 года НКВД и Прокуратура СССР издали совместную директиву, на основании которой 9 августа 1943 года за пределы области было выслано 110 семей (472 человек) карачаевских «бандглаварей» и «активных бандитов» вместе с семьями.

Среди балкарцев имелись дезертиры - до 5500 на 25 305 человек, призванных в армию. На май 1943 г. на территории Кабардино-Балкарии действовали 44 бандгруппы (941 человек), в них оказались многие партийные и советские работники.

Между тем тысячи карачаевцев и балкарцев сражались на фронтах Великой Отечественной войны в составе 115-й кабардино-балкарской кавалерийской дивизии и в партизанских отрядах. Почти все они были награждены орденами и медалями.

"Я был в составе войск, прорывавших Ленинградскую блокаду, - пишет в своих воспоминаниях ветеран войны, кавалер орденов Красной Звезды, Отечественной войны I и II степени балкарец Магомед Узеирович Созаев, житель пос. Белая речка Кабардино-Балкарской республики. - Дважды получал ранения, лежал с контузией в военном госпитале. Оттуда написал несколько писем домой. Все они вернулись обратно с пометкой "адресат выбыл". Удивлению моему не было предела... в конце концов я оказался в Ошской области и там разыскал родных. Из близких мне людей в Средней Азии умерли: отец, дочь, сын, две сестры и их дети».

Только в 1956-1957 годах советское правительство признало репрессии против кавказских и других народов ошибочными и незаконными, после чего была восстановлена их государственность, а переселенцам разрешили вернуться на родину.


Сегодня в России насчитывается примерно 108 тысяч балкарцев. Карачаевцев почти вдвое больше - около 192 тыс. человек.

***
Балкарцы и карачаевцы удостоились очень лестных отзывов от российских и зарубежных ученых-этнографов.
Например, генерал-лейтенант русской армии Бларамберг в 1830-х годах писал: «В целом можно сказать с полным основанием, что они относятся к числу наиболее цивилизованных народов Кавказа и что благодаря своему мягкому нраву они оказывают цивилизующее влияние на своих соседей».

Русский этнограф Рукавишников отмечал, что «трудолюбие всюду встречает себе почет и уважение в карачаево-балкарском обществе, а лень – порицание и презрение, который выражается всенародно старшими. Это своего рода наказание и клеймо позора для провинившихся. Ни одна девушка не выйдет за презираемого старшими. При господстве такого взгляда карачаевцы в высшей степени трезвый народ».

В.Тепцов, наблюдавший горцев в конце XIX века, сообщает: «Карачаевские пастухи редко вооружённые только кинжалом, и ныне производят впечатление людей тихих, добрых до бесконечности, прямых и честных. Вы смело доверяетесь этим румяным полным лицам с ласковой улыбкой на толстых губах. Они не смотрят на вас зверем, напротив, рады вашему приходу и готовы угостить вас, чем только смогут…Уважение старших - это основной закон карачаевского нравственного кодекса…Положение женщин в Карачае гораздо лучше, чем у остальных горцев».

В XVI-XVII веках балкарцы и карачаевцы приняли ислам. Однако даже триста лет спустя их верования представляли собой сложный синтез христианства, ислама и дохристианских традиций. Сохранялась вера в магию, священные деревья, камни. В честь святого Георгия был назван один из месяцев, а также вторник: Геюрге кюн.

Несмотря на исламский обычай многоженства, балкарцы обычно брали лишь одну жену. Те же, которые имели двух или трех, обращались со своими супругами очень человечно и внимательно, так что жена у них, как и у европейцев, была скорее подругой, а не служанкой у своего мужа.

По словам русского географа Новицкого, балкарцы - смелые и неутомимые наездники, в искусстве езды по крутым склонам гор и скалистым ущельям своей родины они превосходят даже соседних кабардинцев, считающихся лучшими наездниками на Кавказе.

Балкарцев и карачаевцев нельзя причислить к известным народам Земли. Но один их продукт знает весь мир. Это - кефир.

Карачаевцы - тюркоязычный народ Северного Кавказа, населяющий Карачаево-Черкесскую Республику. Преимущественные районы проживания: город Черкесск, Усть-Джегутинский район, Карачаевский городской округ, Карачаевский район, Малокарачаевский район, Прикубанский район, Зеленчукский район, Урупский район. Исконное место проживания - горные районы: долины Домбая и Теберды, Приэльбрусье, частично Архыз. Древнейшие населенные пункты - Къарт-Джурт, Учкулан, Хурзук, Дуут, Джазлык. Карачаевцы - мусульмане-сунниты ханифитского мазхаба. Численность по данным Всероссийской переписи 2002 года - 192 182 человека.

Безапелляционной версии происхождения карачаевцев не существует. По данным антропологии, как и балкарцы, осетины, ингуши, чеченцы, бацбийцы, аваро-андо-цезские народы, часть горских евреев, относятся к центральному кластеру кавкасионского типа европеиодной расы. Однако генетических данных пока мало. Из того, что есть на данный момент, можно сделать вывод о доминировании следующих гаплогрупп: R1A1 ((23,2%) арийская) и G2 ((27,5%) кавказская). Процент остальных гаплогрупп незначительный. Однако, насколько известно, выборки не большие.

Говорят карачаевцы на карачаево-балкарском языке, который относится к северо-западной (половецко-кыпчакской) группе тюркских языков. Исследователи предполагают, что в этногенезе карачаевцев могли принимать участие:
1. автохтонные кавказские племена;
2. аланы;
3. булгары;
4. хазары;
5. кипчаки.
Такая версия в частности была одобрена 22-26 июня 1959 года на научной сессии, посвященной происхождению балкарцев и карачаевцев, прошедшей в городе Нальчике.

***
Карачаевцы и балкарцы
Если описывать балкарцев, то можно сказать, что они один в один совпадают с карачаевцами и по данным антропологии, и по данным генетики, и по языку (не говоря уже о культуре). То есть, все классификации и определения, приведенные относительно карачаевцев, можно относить, не сомневаясь, к балкарцам. Они считают себя одним народом. Если говорить абсолютно точно, то народ, который сейчас называется балкарцы приобрел такое общее название уже с включением в состав России. Это были пять горских обществ: Черекское, Холам, Безенги, Чегемское, Баксанское (Урусбиевское), которые управлялись каждый своими аристократическими родами (таубии).

Наиболее известные из них: Абаевы, Айдебуловы, Жанхотовы и Мисаковы - в Малкарском обществе, Балкаруковы и Келеметовы - в Чегемском, Шакмановы - в Холамском, Сюйюнчевы - в Безенгиевском, Урусбиевы (отделившаяся ветвь Сюйюнчевых) - в Баксанском.
Существовали некоторые отличия в языке указанных горских обществ. На основе этих отличий позднее были определены соответствующие диалекты. Непосредственно балкарцами (малкъарлыла) называли жителей наиболее крупного Черекского общества. Они говорят на цокающем диалекте карачаево-балкарского языка ((чач (кар.) - цац (чер. диал.) - волосы), имеются и некоторые другие фонетическия отличия).

Чегемцы и Баксанцы (урусбиевцы по фамилии князей Урусбиевых) говорят на языке, не имеющем отличий от карачаевского (за исключением может перехода дж/ж джаш/жаш - парень). Также выделяют холамо-безенгиевский смешанный говор. Но лексических различий между данными диалектами нет. На основе языка карачаевцев, чегемцев и урусбиевцев сформировался сегодняшний литературный карачаево-балкарский язык. Изначально малкъарлыла (балкарцы) себя называли жители Черекского общества, остальные называли себя - таулула (горцы). То есть этноним балкарец исторически применим не ко всему балкарскому народу, хотя это уже вопрос не сегодняшней самоидентификации, а скорее дел минувших.

***
Балкарцы - коренное население Кабардино-Балкарии, населяющее в основном ее горные и предгорные районы в верховьях рек Хазнидон, Черек-Балкарский (малкарцы), Черек-Безенгиевский (безенгийцы, холамцы), Чегем (чегемцы), Баксан (баксанцы или в прошлом - урусбиевцы) и Малка. Говорят на карачаево-балкарском языке половецко-кыпчакской группы тюркской семьи. Относятся к кавкасионскому антропологическому типу большой европеоидной расы. Мусульмане-сунниты ханифитского мазхаба. Численность в России 108 тыс. человек (2002), из них в Кабардино-Балкарии 105 тыс., что составляет 11,6% населения республики.
Балкарцы являются одним из самых высокогорных народов региона. Они занимают ущелья и предгорья Центрального Кавказа по долинам рек Малка, Баксан, Чегем, Черек и их притоков. Фактически балкарцы составляют единый народ с карачаевцами, разделенный административно на две части. Материальная культура также идентична. Единственное, в силу специфики ущелий карачаевцы строили жилища из дерева, а у балкарцев в ходу было каменное строительство, сохранились и родовые княжеские башни и склепы из камня. Если говорить о ментальности, то карачаевцы считают балкарцев более веселыми, мягкими, склонными к шуткам людьми. Балкарский поэт Кайсын Кулиев говорил, что песни пишут в Карачае, а поют в Балкарии.

***
Если говорить о самоназвании балкарец, то соотносить его с этнонимом булгар сложно, поскольку в оригинале оно звучит - малкъарлы. Его можно соотнести и с названием реки Малка в Кабардино-Балкарии. При этом рассуждать, что балкарцы потомки булгар, наверное, можно. Если следовать легенде, согласно которой Великая Болгария Кубрата, которая территориально охватывала и часть северо-западного Кавказа, распалась и народ был разделен между его сыновьями, то можно с большей либо меньшей степенью достоверности утверждать, что часть булгар могла остаться на Северном Кавказе (булгары Батбаяна) и внести свой вклад в этногенез местных народов, в том числе и карачаевцев, и балкарцев.
Существование булгар в предгорьях и частично в горах Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии имеет некоторое археологическое подтверждение.
В связи с этим можно проводить некую символическую линию от Дунайской Болгарии через Кавказ к Волжской Булгарии и Казани. Однако, учитывая многогранность этногенеза большинства народов Северного Кавказа, а тем более и карачаево-балкарцев (условный термин, который уже давно применяется), возможность участия в этногенезе народа нескольких этносов, утверждать на сегодняшний день, что балкарцы - это булгары наших дней мы бы не стали. Но исключать участие булгар в указанном формировании народа тоже нет аргументов.
***
Кстати, современные болгары, а также казанские татары проявляют постоянный интерес к этой проблематике. Думаем, что эта тема подлежит отдельной научной разработке, которая может, если не подтвердить данную версию, то дать дополнительные знания в соответствующем контексте, что следует приветствовать.

Кабардино-Балкария - красивая горная страна, основная часть которой расположена в горах Северного Кавказа. На юге страна граничит с Грузией, на севере - со Ставропольским краем, на западе - с Карачаево-Черкесией, на востоке и юго-востоке - с Северной Осетией. Столица республики - Нальчик, другие крупные города - Прохладный, Баксан.

Кабардино-Балкария занимает всего 12,5 тысяч кв. км, но природа этой небольшой территории удивительно разнообразна. Размах рельефа в пределах республики: от равнин, лежащих на высоте 150 м над уровнем моря, до гор с вершинами, возвышающимися более чем на 5000 м. А климат изменяется от сухих степей на равнинах у р. Терек до зоны льдов и снегов в заоблачных высотах. Такие различия рельефа и климата обусловили разнообразие почв, а также растительного и животного мира.

Одна из главных достопримечательностей этих мест - гора Эльбрус (5642 м) - самая высокая вершина России, Кавказа и Европы, расположенная на границе Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии. Эльбрус получил немало имен и толкований: «Альбар» («Альборс») - у иранцев означает «Высокая гора», «Блестящая гора», «Ельбурус» - у ногайцев от «ель» (ветер) и «бурус» (крутить, направлять), «Ошхомахо» - у кабардинцев означает «гора счастья» и др.

Эльбрус имеет две вершины: западную - высотой

5642 м и восточную - 5623 м. Обе вершины Эльбруса покрыты снегами и льдами. В мощных ледниках Эльбруса берут начало реки Кюкюртлю, Уллу-Хурзук, Уллу-Кам, которые, сливаясь, образуют реку Кубань - самую большую на Северном Кавказе. Эльбрус считается потухшим вулканом и является уникальным памятником природы.

На востоке Кабардино-Балкарии расположено самое большое в республике ущелье - Балкарское (Черекское). Теснина имеет вид узкой щели между необычайно высокими скалами. В полукилометре перед входом в теснину встречаются голубые озёра. Самое большое из них имеет ширину 200 м и глубину 368 м. Дорога в Балкарское ущелье проходит по уступам отвесных скал и все время круто поднимается в горы. Таким образом, слева - стена в несколько сот метров, а справа чернеет головокружительная пропасть, в глубине которой тонкой ниточкой видна бурлящая река Черек Балкарский. В этих местах много памятников старины: главным образом остатков оборонительных башен и крепостных стен. Всюду видны горные пики, уходящие в облака.

Чегемское ущелье расположено на одноимённой реке. Красивейшим местом ущелья по праву считается стена водопадов Су-Аузу (Чегемские водопады). Зимой здесь можно наблюдать грандиозный каскад изо льда. Неподалеку от этих мест расположена одна из главных достопримечательностей Кабардино-Балкарии - водопад на реке Чегем Абай-Су высотой около 80 м.

Есть еще много красивейших уголков Кабардино-Балкарии, о которых также следует упомянуть. Например, долина живописной реки Баксан (Азау), на которой расположены памятники старины: развалины крепостей, древние скалы и др. А также озеро Тамбукан, широко известное своими целебными грязями, и Безенгийская стена, состоящая из ряда горных вершин, покрытых льдом. Высота Безенгийской стены - около 2000 м, а длина - свыше 12 км. От стены начинается второй по величине ледник Кавказа - Безенгийский, длина которого превышает 13 км. На его конце, лежащем на высоте 2090 м, образовался большой I ледяной грот. Оттуда с шумом вырывается одна из крупнейших рек страны - Черек Безенгийский. Восточнее, в верховьях реки Черека Балкарского, находится самый большой ледник Кавказа - Дыхсу - длиной около 15 км и площадью свыше 45 км 2 .

Еще одно богатство Кабардино-Балкарии - минеральные воды. Здесь открыто более 100 источников, среди которых есть и термальные. У подножья северных склонов Эльбруса расположена прекрасная Долина нарзанов. Здесь на территории протяженностью около 1 км имеется 20 источников минеральной воды типа «нарзан». Свой путь знаменитый Нарзан начинает у подножья

Эльбруса. Название «нарзан» происходит от кабардинского слова «нарт-сана» («напиток нартов»), а тюркское название нарзана - «Аче-Су», что означает «кислая вода».

Население Кабардино-Балкарии многонационально, но основные народности - кабардинцы и балкарцы. Традиционные занятия кабардинцев и балкарцев - земледелие и отгонное скотоводство. Издревле были развиты промыслы и ремёсла: мужские - кузнечное, оружейное, ювелирное дело, женские - сукновальное, войлочное, золотошвейное дело. Большое значение имели пчеловодство, охота и, конечно, коневодство. Во всём мире лошади кабардинской породы ценятся за свою быстроту, выносливость и грацию. Они являются одним из символов страны.

История Ислама в Кабардино-Балкарии тесно связана с распространением Ислама на всём Северном Кавказе. В настоящее время практически во всех населённых пунктах страны есть мечети, в некоторых из них несколько мечетей: соборная и квартальные.

Столица Кабардино-Балкарии - город Нальчик - известен своей красотой. Полукольцом с юго-запада его окружает живописная панорама кавказских хребтов. Многие улицы города напоминают аллеи парка. Окраины города в нескольких местах незаметно переходят в пригородные леса.

Балкарцы и карачаевцы являются одним из самых высокогорных тюркских народов. Они занимают ущелья и предгорья Центрального Кавказа по долинам рек Кубань, Зеленчук, Малка, Баксан, Чегем, Черек и их притоков. На территории Балкарии и Карачая расположены почти все известные «пятитысячники» - высочайшие вершины Кавказа - Минги-тау, Дых-тау, Коштан-тау, Гюльча и др. Здесь же находятся крупнейшие ледники и фирновые поля: Азау, Терскол, Иткол, Чегет и др.


Территория Балкарии и Карачая богата горными массивами, лесами, плодородными долинами и альпийскими лугами.


Характеристика карачаево-балкарского народа

Балкарцы и карачаевцы – древнейший народ Кавказа. Истоки их истории и культуры неразрывно и тесно связаны с историей и культурой как многих кавказских народов, так и многочисленных тюркских народов от Якутии до Турции, от Азербайджана до Татарстана, от кумыков и ногайцев до алтайцев и хакасов. В бывшем Советском Союзе тюркские народы занимали по численности второе место после славянских народов, а всего в мире тюркоязычные народы составляют более 200 млн. человек.


В высокогорных ущельях Кавказа карачаево-балкарцы проживают в тесно окружении народов, говорящих на иных языках: картвельском, адыгском, осетинском и др. С XIV-XVвв. балкарцы и карачаевцы стали постепенно обособляться территориально, но во всем остальном – это единый народ. Ближайшие соседи называют балкарцев – асы (осетины), балкары (кабардинцы), азы, овсы (сваны), а карачаевцев, например, мергелы называют аланами. Термином «алан» балкарцы обращаются друг к другу.


Хозяйство и культурно-экономические связи

Балкарцы и карачаевцы с древнейших времен занимались и занимаются горным, отгонным и яйлажным скотоводством. Скот на лето выгоняют на летние пастбища – «жайлыкъ». От этого термина и происходит широко распространенное понятие «яйлажное скотоводство».


Ведущей отраслью скотоводства у балкарцев и карачаевцев было овцеводство, однако большое место занимало и разведение крупного рогатого скота и коневодства. Огромное количество скота, в несколько раз превышающее уровень у соседних народов, обеспечивало балкарцам и карачаевцам все жизненно необходимое. Продукция скотоводства одевала, кормила, обувала народ, она шла на общекавказские рынки, где на нее выменивали все необходимые товары: ткани, посуду, соль и пр.


Высокоразвитое горнорудное дело обеспечивало балкарцев и карачаевцев медью, свинцом, каменным углем, селитрой и др. Пахотных земель в Балкарии и Карачае было мало, поэтому земледелие не играло такую же, как скотоводство, важную роль в их экономике.


Тем не менее, каждый клочок земли тщательно обрабатывался, очищался от камней, орошался при помощи умело проведенных ирригационных сооружений. Во многих местах и сейчас можно видеть горные склоны, изрезанные громадными террасовыми полями древних карачаево-балкарцев – земледельцев.


Балкарцы и карачаевцы имели самые дружественные культурно-экономические связи со всеми соседними народами. Эти контакты часто приводили к множеству смешанных браков и межэтнических родственных взаимоотношений.


Культура, просвещение, наука

Историко-культурное наследие карачаево-балкарского народа вобрало в себя многое из культуры кавказских народов и всего тюркского мира. Это нашло отражение в мифологии, эпических сказания и других жанрах фольклора, а также в религиозных древнейших представлениях, в которых упоминаются и высочайшие горные вершины, и моря, и бескрайние степные просторы евразийских степей. В религиозных представлениях ведущее место занимают общетюркские божества Тенгри (Тейри), Умай и др. Древнейшие истоки культуры испытали влияние таких мировых религий, как христианство и мусульманство, бытуют до сих пор среди карачаево-балкарского народа в виде различных обычаев, обрядов, народных игр и представлений. С древних времен предки балкарцев и карачаевцев имели свою письменность в виде рунических надписей кавказских болгар, в большом количестве обнаруженных на территории Карачая и Балкарии в памятниках VII-XII веков.


Уже в начале XVIII века балкарцы и карачаевцы имели письменность и на основе арабского алфавита, о чем красноречиво говорит так называемая «Холамская надпись» 1715 года, найденная в ауле Холам, надпись 1709 г. и др. В настоящее время балкарцы и карачаевцы пользуются русским алфавитом. Среди множества народов бывшего СССР балкарцы и карачаевцы занимали первое место по числу имевших высшее образование на тысячу человек.


Древние сведения о балкарцах и карачаевцах

Современное имя балкарцев восходит к имени древних кавказских болгар, которых уже во II веке до н.э. древние армянские источники размещали «в земле болгар, в Кавказских горах». Арабский автор X века Ибн-Рустэ писал, что в отдаленнейших пределах Грузии живут племена Таулу-ас, т.е. «Горные асы». Это название вполне тождественно географическому самоназванию карачаевцев и балкарцев «Таулу», т.е. горцы.


Многие видные ученые прошлого и XX века – Менандр Византиец, Г.А. Кокиев и др. – называли один из крупнейших торговых путей вдоль реки Кумы мимо Эльбруса, через Карачай в Колхиду (Грузию), которым владели римляне, «Хоручон» по имени карачаевцев. Анализ всех доступных материалов приводит академик П. Бутков к выводу, что уже в X веке на современной территории Балкарии жили балкарцы.


В 1395/96 гг. всемирный завоеватель Тимур и его летописцы именовали балкарцев и карачаевцев асами и вели с ними ожесточенную борьбу. Асами до сих пор именуют балкарцев и карачаевцев их ближайшие исторические соседи – осетины.


В 1404 году архиепископ Иоан Галонифонтибус называл карачаевцев «кара черкесами», так же именовал их путешественник 1643 год Арканджелло Ламберти.


Таким образом, с древнейших времен и до XIV века в письменных документах балкарцы и карачаевцы назывались асами, болгарами, карачеркесами, таулуасами…


В грузинских документах XIV века и позднее балкарцы и Балкария назывались «басианами», «Басианией». Наиболее ранним упоминанием этого названия является золотой «Цховатский крест». На этом кресте повествуется о том, как некий эристав Ризия Квенипневели попал в плен в Басианию и был выкуплен оттуда на средства Спасской церкви селения Цховати Ксанского ущелья. Басианию и быт басианов подробно описывал в своем трактате историк и географ Грузии царевич Вахушти в 1745 году. Название «басиани» происходит от имени хазарского племени «баса» с прибавлением к нему грузинского указателя множественности «ани».


В январе и феврале 1629 года Терский воевода И.А. Дашков отправил в Москву два письма, в которых писал, что в земле, где живут «балкарцы», имеются залежи серебра. С тех пор имя балкарского народа постоянно фигурирует в русских официальных документах. В 1639 году в Грузию отправляется русское посольство в составе Павла Захарьева, Федота Елчина, Федора Баженова. Они 15 дней гостили у карачаевских князей Крымшаухаловых в ауле Эль-Журту близ современного города Тырныауза. О балкарских кабаках (селениях) говорится и в 1643 году в отписке Терского воеводы М.П. Волынского. А в 1651 году московские послы Н.С. Толочанов и А.И. Иевлев, следуя в Грузию, две недели гостили у балкарских князей Айдаболовых в Верхней Балкарии. Сведения о балкарцах и карачаевцах содержатся в документах европейских и русских ученых и путешественников 1662, 1711, 1743, 1747, 1753, 1760, 1778, 1779, 1793-94, 1807-1808 годов. В 1828 году академик Купфер называет карачаевцев «черкесами», такое название за балкарцами и карачаевцами было закреплено еще с 1636, 1692 гг. в путевых заметках грузинских и европейских авторов. В подобных документах балкарцев и карачаевцев очень часто называли «горскими черкесами».