Бальзак "Гобсек": подробный анализ повести и главного героя. Литературные герои. Гобсек О де бальзак гобсек главные герои

Верность художественной детали — характерная черта бальзаковского реализма. Создавая образ Гобсе-ка, писатель использует целый ряд определений, позволяющих подчеркнуть и пока-зать читателю психологически сложный характер. За счет гротеска Бальзак добивается особой вырази-тельности образа, в котором органично проявляется бальзаковский синтез романтического и реалисти-ческого начал. Так, в характеристике образа Гоб-сека появляются определения: «человек-вексель», «че-ловек-автомат», «удав ненасытный», «фантастическая фигура, олицетворение власти золота». Мало того, даже фамилия главного героя, вынесенная в назва-ние повести, является таким определением: «Гоб-сек» в переводе означает «Живоглот».

Художественная деталь играет исключительно важ-ную роль и в создании портретной характеристики бальзаковских героев. Как правило, писатель дает сначала общий портрет героя, затем дополняет его отдельными характерными деталями, разбросанными в тексте всего повествования. Так, например, в повести «Гобсек» художественные детали («высох-ший старикашка», «голый череп, желтый, как ста-рый мрамор», «густые черные брови», «беззубый рот», «пискливый голос») не только дополняют и уточняют облик ростовщика, но и раскрывают ка-кие-то очень важные для понимания внутренней сущности Гобсека черты его характера.

Этой же цели служат детали, характеризующие «удивительный, необыкновенный взгляд» Гобсека. Так, глаза ростовщика под пером гениального художника становятся зеркалом его души, отражают его внутренний мир: «бесстрастные», «холодные», «проникающие в самую душу», «угасающие», «туск-лые», «металлические».

В повести «Гобсек» немало страниц посвящено описанию быта героев, окружающей их обстановке. И в этих описаниях точно схваченные писателем детали раскрывают характеры и обстоятельства, в которых находятся герои. Особенно выразительны описания комнаты и кладовой Гобсека, спальни графини Анастази де Ресто.

Комната и кладовая ростовщика: «Комнату загро-мождала дорогая мебель, серебряная утварь, лампы, картины, вазы, книги, превосходные гравюры без рам, свернутые трубкой, и самые разнообразные редкости... В кладовой и гниющие паштеты, и груды всевозможных припасов,.. устрицы и рыба, покрывшаяся пухлой плесенью... тюки хлопка, ящи-ки сахара, бочонки рома, кофе, индиго, табака — целого базара колониальных товаров». Материал с сайта

Спальня графини де Ресто: «На медвежьей шку-ре, разостланной у бронзовых львов, поддерживаю-щих кровать красного дерева, блестел атлас белых туфелек, небрежно сброшенных усталой женщиной по возвращении с бала... По всей комнате раски-даны были цветы, бриллианты, перчатки, букет, пояс и прочие принадлежности бального наряда. Пахло какими-то тонкими духами... И уже нищета, грозившая этой женщине или ее возлюбленному, притаившаяся за этой роскошью, поднимала голову и казала им свои острые зубы».

В этих описаниях перед нами зримо предстают два мира: «мир непомерного, превращающегося в самоцель и таким образом обессмысленного богат-ства» и «мир безумной, разорительной, угрожающей роскоши».

За счет «верности деталей», Бальзак в своих описаниях «достигает такой живописной вырази-тельности, которую можно сравнить лишь с карти-нами старых мастеров». Поэтому не случайно харак-теристику Гобсека Бальзак завершает словами: «Гол-ландец, достойный кисти Рембрандта».

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • портретные характеристики гобсека
  • портретна характеристика анастази де ресто
  • портретная характеристика гобсека
  • цитаты характеризующие характер гобсека
  • описание комнаты гобсеку

В 1830 году была написана бессмертная повесть французского писателя Оноре де Бальзака «Гобсек». Проблематика произведения полностью основана на одном из людских пороков - скупости, которая в конце жизни главного героя перешла в абсурд. Со временем повесть была внесена автором в многотомное произведение «Человеческая комедия».

Краткая биография автора

Родился в Париже 20 мая 1799 года. Согласно биографическим данным, его отец был крестьянином, а мать родом из буржуа. Аристократическую приставку «де» Оноре начал использовать в год выхода своей повести «Гобсек», сокращенно ознакомиться с которой вы сможете в этой статье.

Получив степень бакалавра, Бальзак приступил к трехлетней службе в нотариальной конторе. Предложение отца об открытии своей практики юноша уверенно отклонил. Своим увлечением и работой он видел только литературу. Стоит сказать, что на тот момент произведения юного парня не представляли ни малейшего интереса для издательств.

Переполненный нетерпением, Оноре переехал в нищий парижский квартал и взялся за работу. Роман, который он принялся писать, спустя много лет сделает его популярным среди истинных ценителей литературы, но критики того времени безжалостно не признавали его творений.

Возвращение к писательской деятельности

С 1829 года Бальзак продолжил творить свои бессмертные романы и повести. Ночью он писал, поддерживая в себе жизненные силы большим количеством чашек черного кофе, а вечером отдыхал. За сутки Оноре исписывал не одно гусиное перо.

Этот «армейский» режим наконец-то был вознагражден, а книги отмечены должным вниманием. Роман «Шагреневая кожа» принес писателю звание одного из лучших авторов того времени. Сей громкий успех очень вдохновил молодого литератора, благодаря чему он создал превосходную эпопею под названием «Человеческая комедия». В нее вошла повесть «Гобсек», содержание которой очень близко характерам и поступкам современников Бальзака.

Значение Украины в жизни писателя

Впервые Бальзак посетил эту страну в 1847 году. Здесь он был обвенчан с Эвелиной Ганской, поэтому часто посещал украинские земли. Множество очерков было написано им об этих чудесных местах, и одним из них является «Письмо о Киеве». Бальзак восхищался плодородной землей, на которой ежегодно сеют пшеницу, при этом совершенно не удобряя почвы.

Будучи в имении Ганской, Оноре искренне интересовался жизнью крестьян. Ему нравилось наблюдать за группами людей, которые шли с работы, напевая при этом веселые песни. В итоге любовь автора к Украине отобразилась не только в письмах для Парижа, но и в романе «Крестьяне».

Новшество Бальзака

Творчество молодого Оноре припало на рассвет двух основных жанров: романов об истории и личности. Бальзак же никогда не следил за модой в европейской литературе и создавал произведения, стремясь показать в них индивидуализированный тип каждого персонажа, как, например, всем известный образ Гобсека.

В центре внимания автора практически всегда находилось современное буржуазное общество со всеми его недостатками. Существование сословий того времени, социальные институции и общественные состояния как нельзя полнее раскрыты в «Этюдах о нравах», которые написал Бальзак. «Гобсек» также вошел в этот цикл как демонстрация человеческой скупости и жадности.

«Человеческая комедия»

Невзирая на постоянные придирки критиков, Бальзак не переставал работать. Через время автор решает объединить свои произведения в эпопею под названием «Человеческая комедия». По замыслу автора, книга должна была содержать повести, которые описали бы современное общество, каждую существующую черту характера, словом - создать своеобразную картину своего времени.

Цикл состоит из трех частей, наиболее обширной является «Этюды о нравах». Она развернула настоящую картину Франции, в которой жил Бальзак. «Гобсек» является одной из литературных шедевров, которые вошли в «Этюд».

Все персонажи Бальзака ярко прорисованы - они запоминающиеся и неоднозначные. Именно таким и является главный герой книги «Гобсек». Сокращенно повесть представлена ниже, но краткое содержание передает лишь малую часть того смысла, о котором хотел поведать читателю автор.

История начинается в салоне виконтессы де Гранлье, у которой в гостях были граф Эрнест де Ресто и Дервиль. Когда первый из них ушел, хозяйка дома стала пояснять своей дочери Камилле, что нельзя так прямо показывать хорошее расположение к графу, ведь ни одна парижская семья не захочет с ними породниться. Эрнест не был подходящей парой ее дочке, так как являлся несостоятельным.

Дервиль решает вмешаться в происходящее для пояснения истинной сути вещей. Начал он историю издалека, упомянув, что познакомился с Гобсеком будучи еще студентом и назвал его хладнокровным золотым истуканом.

Как-то ростовщик поведал историю о взыске долга с одной графини. Боясь разоблачения, она отдала ему бриллианты, деньги за которые по векселю получил ее любовник. Гобсек оказался прав, говоря, что разорит всю ее семью.

Позже к Дервилю обратился белокурый красавец граф Максим де Трай с просьбой о знакомстве с ростовщиком. Гобсек, в свою очередь, сначала отказывался дать графу ссуду, так как заемщик на тот момент был целиком в долгах. Но к ростовщику приходит та самая женщина с оставшимися и без сомнений соглашается на все условия. Все это графиня делала из-за шантажа де Трая, который заключался в перечислении ему денег, иначе он якобы покончит жизнь самоубийством.

В тот же день к Гобсеку врывается муж вышеупомянутой женщины с требованием возвращения бриллиантов. Но вместо этого он отдает ростовщику все свое имущество, дабы уберечь его от неверной жены и ее любовника. К завершению Дервиль сообщает, что этот случай произошел с отцом Эрнеста де Ресто.

Через некоторое время граф тяжело заболевает. Его жена по такому случаю разрывает все связи с Максимом и ухаживает за мужем. Спустя сутки после его смерти, ища завещание, женщина устроила разгром в кабинете усопшего. Но самым ужасным ее поступком стало сожжение бумаг, при отсутствии которых имущество умершего графа переходило во владение Гобсека. Дервиль умолял ростовщика вернуть все семье де Ресто, но тот был непреклонен.

В конце повести, доведавшись, что Камилла и Эрнест любят друг друга, Дервиль отправился к Гобсеку и обнаружил того при смерти. К концу жизни скупость полностью его поглотила. Дом был завален большим количеством испорченных продуктов, потому что он ничего не продавал, боясь продешевить. Образ Гобсека - это воплощение своеобразной хищной силы, с помощью которой человек стремительно пробивается к золоту и власти.

Завершается история тем, что адвокат Дервиль сообщает де Гранлье о скором возвращении утраченного имущества графом де Ресто. Знатная дама решает, что Камилла вполне может стать женой Эрнеста.

Характеристика главного героя

Образ Гобсека внутренне противоречив. Главный герой является сильной личностью, а также в какой-то степени философом и психологом. Наряду с этими чертами стоят жадность, подлость и жестокость. Скорее всего, именно из-за суровых условий существования ростовщик привык добиваться цели любыми способами.

Также характеристика Гобсека и его портрет четко видны в высказываниях о нем автора. Бальзак описывает главного героя как человека-векселя. Осознание того, в каком хищном мире он живет, привело его к ростовщичеству. Причем такое количество денег и золота ему необходимо не для шикарного существования, а для чувства защиты. Характеристика Гобсека дополняется его скудной речью, стандартным сухим набором фраз в разговоре с клиентами. Весь его внешний вид показывает презрение к богатым людям.

Прочие произведения

В молодости Оноре старался не обращать внимания на несправедливые слова критиков, продолжая свое дело. Ранними работами стали:

Роман «Шуаны»;

- «Шагреневая кожа»;

- «Гобсек»;

- «Дом кошки, играющей в мяч».

Бальзак стремился продемонстрировать индивидуализированный тип каждого своего персонажа. Центром его творчества являлись не выдуманные герои, а жизнь и поступки буржуазного общества. Полюбившийся образ Гобсека из одноименной повести показал читателям, какой может быть жизнь трагичной, если человеку приходится убить в себе все хорошее и стать бездушным обдиралой и накопителем.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Герой наділений безмежною пристрастю - жадібністю до грошей. Величезна сила характеру цього лихваря, його витончений розум і знання людей підпорядковуються одній-єдиній меті - накопичення. Гобсек - жорстокий капіталіст. Він безжально, щодня бореться з конкурентами і нещадно експлуатує клієнтів, Маючи мільйони, Гобсек живе в старій кімнаті, сам ходить до кредиторів, причому пішки, і пишається тим, що платить лише сім франків податків. Опинившись у кімнаті лихваря, Дервіль заглянув у камін і звернув увагу на те, що навіть взимку вогонь ледве-ледве горів.

Складно уявити, що в цьому приміщенні жив справжній мільйонер. Найкраще характер Гобсека розкриває опис запасів, які Дервіль знайшов після його смерті: зниклі харчові продукти поряд з дорогою посудом, книгами, вазами, картинами, і гроші, які лихвар ховав по всій кімнаті. Причиною такого нагромадження товарів була жадібність Гобсека - бажаючи заробити більше, він ставив занадто високі ціни на товар. За словами Дервиля, це було проявом одночасно скупості та своєрідності характеру.

Торкаючись до золота, Гобсек переставав контролювати себе і втрачав розум. В образі героя письменник об"єднав всі свої спостереження за лихварями, банкірами і звичайними людьми, які мають справу з грошима, і створив узагальнений образ - тип, який не є точним відображенням дійсності, але при цьому розкриває глибинну правду про світ людей, що проливає світло на головні закони їх існування.

Педантичний і бездушний («людина-автомат», «людина-вексель»), Гобсек - живе втілення тієї хижацької сили, яка наполегливо пробивається до влади. Уважно вдивляючись в обличчя цієї сили, письменник прагне проникнути у витоки її могутності і непохитної впевненості в собі. Але тут Гобсек повертається своєю другою стороною. Лихвар-практик поступається місцем буржуа-філософу і проникливого аналітику. Досліджуючи закони сучасного світу, Гобсек робить висновок, що головним двигуном, визначальним суспільне життя в цьому світі, є гроші - золото, тому що «в золоті зосереджені всі сили людства... Що таке життя, як не машина, яку приводять у рух гроші? .. золото - ось духовна сутність всього суспільства ». Головний принцип лихваря, філософа - в житті потрібно спиратися на щось таке, що дасть можливість задовольнити власний егоїзм і впливати на інших. Живучи за своїм принципом, Гобсек підпорядковує життя служінню золоту, використовує цілу систему самовиховання і стає одним із справжніх володарів Парижа. Образ Гобсека - реалістичний, але з явними романтичними прикметами. Туман минуле Гобсека, «можливо, колишнього корсаром» і зорали всі моря і океани, «торгував людьми та державними таємницями». Неясно походження величезного багатства героя, повна загадок його справжнє життя. Майже глобальні масштаби особистості Гобсека, винятковий його філософський розум, вся його постать символічна. «Цей дідуган, - говорить Дервіль, - раптом виріс в моїх очах, став фантастичною фігурою, уособленням золота». Але романтичний початок не суперечить суті характеру Гобсека, а підкреслює риси бальзаківського реалізму.

На думку автора, культ матеріального і байдужість до моральних проблем калічать душі людей. Про це свідчить образ Гобсека, який, незважаючи на свої незвичайні природні таланти, деградує і перетворюється на напівавтомат. Письменник вважає, що гроші оголюють і яскраво показують основний людський інстинкт - егоїзм.

Гобсек -- це не бездушна людина-автомат. Це душа, про яку Дервіль казав наступне: “… присягаюсь, що жодна людська душа у світі не знала таких жорстоких випробувань і так не загартувалась, як він”. Це “гартування” не знищило душу людини, а лише додало їй мудрості, змусило її приховувати власні почуття, обережно ставитися до людських стосунків, певною мірою взяти на себе роль людини, яка відновлює справедливість. А справедливість -- це не лише покарання, а й допомога. Коли йдеться про дійсно мудру людину, то виявляється, що її покарання теж стає допомогою -- звичайно, якщо той, кого карають, спроможний це зрозуміти.

Спробуємо підбити основні підсумки “психологічної реконструкції характеру” головного героя повісті Оноре де Бальзака “Гобсек”.

Письменник зображує сильний чоловічий характер, який було сформовано дуже важкими, можна навіть сказати, екстремальними умовами життя. Це самодостатня людина, яка вміє робити правильні висновки із власних помилок, яка високо поціновує себе, свій моральний досвід, свою життєву філософію, тому ставить себе вище за звичайних людей. Вона вміє доводити іншим людям свою спроможність дотримуватися власних життєвих принципів, уміє підкоряти людей власній волі, завжди досягає того, що оточуючі її люди виконують вимоги, які вона висуває до них. Помітний егоцентризм цієї людини не заважає тому, що вона чутливо, з великою зацікавленістю приглядається до усіх, з ким її зводить доля, активно втручається в життя інших людей тоді, коли вважає це за доцільне. Втім, її поведінка майже завжди відповідає зовнішньому образу, який вона свідомо створює і який сприймається іншими людьми як її сутність. Основні ознаки цього образу: людина-автомат, яка ніколи відкрито не виражає власні почуття, яку неможливо переконати навіть у дрібничках, погляди й життєву філософію якої неможливо змінити, до почуттів якої неможливо “достукатися”. Декларації, які вона проголошує, на перший погляд, стовідсотково збігаються з її поведінкою, оскільки ця поведінка носить цілком свідомий, виважений та послідовний характер.

Другий бік цієї постаті, який можна вважати внутрішньою характеристикою героя, відзначається підвищеною емоційністю, бурхливими пристрастями, які людина-автомат майстерно приховує. Непідробна зацікавленість у кожній людині відображує, з одного боку, пошуки героєм морального виправдання своєї -- іноді надмірно жорсткої -- поведінки, з іншого боку -- його прагнення допомогти тим, хто заслуговує на допомогу. Відкрито проявити свою сутність герой не може, тому що це буде сприйматися суспільством як слабкість, але Гобсек, як виявляється, завжди опиняється на боці тих, хто -- всупереч обставинам життя -- зберігає моральність або хоча б залишки моральності.

Добре розуміючи людей, він помічає людські чесноти і своєрідно “винагороджує” їхніх носіїв, допомагаючи ним таким чином, що вони зберігають власну гідність.

У цілому головний герой постає як людина, яка сформована відповідним суспільством, яка добре пристосувалася до умов життя цього суспільства і спромоглася зберегти свої уявлення про мораль, що багато в чому суперечать суспільній моралі. Життєвий досвід підказує цій людині “правильну” лінію поведінки, яка допомагає досягти поваги з боку майже усіх членів суспільства, нав"язати свою волю тим, кому, на її думку, потрібно її нав"язати. бальзак гобсек психологічний

Образ головного героя трагічний, оскільки “боротьба за існування” позбавила його друзів, можливості бути собою, відкрито виявляти звичайні людські почуття. Цей образ можна сприймати як художнє звинувачення суспільства, в якому людина для того, щоб вижити і досягти успіху, має відмовитися від щирості, людських.почуттів, доброзичливого ставлення до інших людей. Ще більше трагізму додає цьому образові те, що це -- характер неабиякої сили, людина неззичайна, чесноти якої, якби вона їх не приховувала, завадили б досягти життєвого успіху. Ціною цього успіху стала втрата людяності, необхідність перетворитися на людинуавтомата, у душі якої було гаряче людське серце, що визначало ставлення цієї людини до себе, до світу, до інших людей тощо.

Узагальнюючи розгляд співвідношення соціального й індивідуального характерів Гобсека, доходимо висновку, що у стосунках героя з переважною більшістю людей домінує саме соціальний характер: старий лихвар поводиться так, як він і має поводитися, виходячи зі свого суспільного становища. Проте саме тоді, коли герой “дозволяє” собі проявити свій індивідуальний характер, ми бачимо справжнього Гобсека, який завжди спрямовує свої зусилля на те, щоб “відновити справедливість” щодо окремої людини. Можливо, таємність і привабливість образу старого лихваря зумовлена саме

цією суперечністю між його соціальним и індивідуальними характером?

“Психологічна реконструкція характеру” Гобсека ускладнюється тим, що цей образ створено на межі романтизму й реалізму, але саме це під час вивчення повісті учнями робить її необхідною: без заглиблення в психологію героя його осмислення школярами буде викривленим, не адекватним авторському задуму і моральноестетичній позиції письменника. Тривалий час Гобсек сприймався лише як цілковито негативний персонаж, своєрідний образзастереження від “влади золота”, але, як ми бачимо, геніальний письменникБальзак створив набагато складніший образ! Відповідно, його осмислення школярами має бути всебічним, що є неможливим без “психологічної реконструкції характеру” одного з найвідоміших образів світової літератури.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Життєвий шлях. Особливості реалістичної манери Бальзака. Iсторiя задуму i створення "Людської комедiї" Оноре де Бальзака. Влада золота в повісті Оноре де Бальзака "Гобсек". Проблема уявних і справжніх життєвих цінностей у творі О. Бальзака "Гобсек".

    курсовая работа , добавлен 16.04.2007

    Повесть Бальзака "Гобсек". Анализ обеих сторон сознания Гобсека и выяснения связей и различий между ними. Жадный мелочный старик, наживающийся на чужой беде. Философ, много повидавший и много переосмысливший. Высшее чувство справедливости в душе Гобсека.

    творческая работа , добавлен 03.02.2009

    Сацыяльны цыкл раманаў О. Бальзака "Чалавечая камедыя": структура, асаблівасці. Адлюстраванне тэмы падзенне нораваў у галоўных вобразах раманаў О. Бальзака "Бацька Горио" і "Гобсека". Раманы О. Бальзака "Бацька Горио" і "Гобсека" і іх праблематыка.

    курсовая работа , добавлен 11.06.2012

    Короткі відомості про життя та творчість Оноре де Бальзака. Всесвітньо відомий твір "Гобсек" - перший крок на шляху до "Людської комедії". Бальзак та Евеліна Ганська. Філософські погляди великого романіста. Характеристика художнього світу митця.

    презентация , добавлен 17.06.2010

    Создание повести "Гобсек", персонажи и композиция. Колорит портрета и обобщение существенных черт человеческой натуры в образе парижского ростовщика. История жизни и романтические стороны образа. Изображение власти золота и жизни французского общества.

    реферат , добавлен 19.10.2009

    Биография выдающего французского писателя Оноре Бальзака, этапы и факторы его личностного и творческого становления. Анализ произведения данного автора "Гобсек": история возникновения новеллы, композиция, портрет ростовщика, трагедия семьи де Ресто.

    реферат , добавлен 25.09.2013

    Образи скупих і користолюбців, людей пожадливих на матеріальні достатки у світовій літературі. Характеристика персонажів: пана Плюшкіна українсько-російського письменника Гоголя, Гобсека Оноре де Бальзака, Терентія пузиря з комедії I. Карпенка-Карого.

    презентация , добавлен 16.03.2015

    Французький реалізм ХIХ ст. у творчості Оноре де Бальзака. Аналіз роману "Батько Горіо" О. де Бальзака. Проблема "батьків і дітей" у російській класиці та зарубіжних романах ХІХ століття. Зображення влади грошей у романі О. де Бальзака "Батько Горіо".

    курсовая работа , добавлен 28.05.2015

    Актуальність сучасного дослідження проблем та складності характеру Холдена Колфілда. Побудова образу головного героя повісті на сплетінні фізичної недуги та повільного звільнення Холдена від егоцентричності. Холден Колфілд як аутсайдерький тип героя.

    реферат , добавлен 01.03.2010

    Изучение жизненного пути Оноре де Бальзака, чьи романы стали эталоном реализма первой половины XIX в. Анализ его произведений. Исследование специфики художественной типизации персонажей Бальзака. Характеристика эстетических истоков критического реализма.

«Гобсек» впечатляет глубоким смыслом и моральной подоплекой сюжета. Это произведение связано с романом Бальзака «Отец Горио», а некоторые герои промелькивают в других сочинениях французского писателя, например, в романе «Человеческая комедия».

История создания

Работая над литературным произведением, Бальзак тщательно формировал описание героев, поднимал волновавшие его проблемы и изобличал пороки. Жадность, тщеславие, лицемерие всегда попрекались автором. Помимо главной мысли повести, Бальзак раздумывал над тем, как придать произведению художественную изысканность. Он пытался сохранить убедительность характеристик, сделать так, чтобы герои, собранные в ансамбле произведения, олицетворяли современную автору эпоху.

Точная дата написания оспаривается историками. После смерти писателя нашли три редакции произведения, в которые он вносил правки в течение 18 лет. Основой для повести послужил короткий рассказ «Ростовщик», написанный Бальзаком на заказ для журнала «Модник». Он послужил основой для первой главы произведения под названием «Опасности беспутства». В 1832 году его перевели на русский язык, а уже в 1835 публика приняла обновленный вариант повести. Название сменилось на «Папаша Гобсек», ассоциировавшееся у читателей с наименованием «Отец Горио».

Нынешнее название Бальзак дал повести в 1848 году, когда в порыве вдохновения вновь вернулся к редактуре. Он убрал мягкое обращение «папаша», решив познакомить читателя с грубым и алчным ростовщиком с необычной биографией.


В обоих вариантах повести Бальзак обличал жертв денег и залогов, а также тех, кто располагал властью над ними в виде векселей. В сочинении Бальзака противопоставляются аристократы и простые слои населения; те, кто привык работать без отдыха, и те, кто умеет тратить золото, прожигая жизнь.

Искусствоведы предполагают, что «Гобсек» основан на реальных событиях, свидетелем которых был автор произведения. Повесть называют автобиографичной, усматривая параллели с личной жизнью Бальзака. Писатель обсуждает в своих произведениях значение денег, осуждая их всепоглощающую власть. Драматизм, который несут в себе мужские и женские образы, непредсказуемые коллизии, высокая степень морализма подкупают любого, кто знакомится с творчеством Бальзака вообще и повестью «Гобсек» в частности.

Биография


Все герои повести подробно описаны автором и имеют развернутые характеристики. Внешность Гобсека много говорит о персонаже. Старик с желтоватым лицом округлой формы и неприятными чертами не вызывает симпатии. Национальность героя скрывается. Его прошлое покрыто завесой тайны, но ясно, что жизнь ростовщика была насыщенной и многообразной. Гобсек утверждает, что человека делают сильным трудности и горе, они же повышают восприимчивость.

Анализ героя позволяет предположить, что в юности он был пиратом. Скупость и эгоизм помогли скопить некоторое состояние, которое он использовал, давая деньги под высокий процент. За неприступность и суровость старика звали «золотым истуканом». Гобсек был востребован в своей среде. После разделения «зон обслуживания» между городскими ростовщиками он стал работать с аристократами и представителями сливок общества. При этом в любой ситуации, сколь бы щекотливой она ни была, он оставался непреклонным в решениях.


Иллюстрация к книге "Гобсек"

Гобсек является олицетворением алчности. В образе объединена романтическая и реалистическая литературные традиции. Внешность персонажа говорит о благородной старости, умудренности опытом и житейской мудрости, а поступки делают его бездушной машиной по зарабатыванию денег. Чем больше становилось состояние ростовщика, тем меньше человечности оставалось в нем. Лучший профессионал в своей области, он демонстрирует высокую степень подготовки к работе с финансами, дальновидность и прозорливость.

Сообразительный ростовщик ловко проворачивает аферы, оставаясь дипломатом. Бизнесмен и опытный делец, герой дает советы, вкладывает деньги, принося пользу обществу, но не идет на поводу у праздности. Персонаж привлекает честностью и философским взглядом. Все аргументы, которые он озвучивает, подкреплены опытом из его прошлой жизни.


Гобсек был юнгой-корсаром в юности, торговал драгоценными камнями и рабами, состоял на службе у государства. Им двигал инстинкт самосохранения, позволивший герою выжить в сложных ситуациях, с которыми он сталкивался в карьере.

Финал жизни ростовщика поражает. Его жизнь прошла в накопительстве, которое не принесло ни удовольствия, ни пользы. Ближе к смерти романтическая натура взяла верх над рациональным зерном, поэтому наследство Гобсека отойдет внучке сестры.

Сюжет

Действие берет начало с беседы Дервиля, графа Эрнеста де Ресто и виконтессы де Гранлье в ее салоне. Дочь высокопоставленной особы выказывала явное расположение к графу, за что была укорена матерью. Эрнест, не располагающий статусом и состоянием, был невыгодной партией для ее дочери. Слыша этот диалог, Дервиль приводит в пример историю Гобсека, которую читатель воспринимает из его уст, как от рассказчика.


Знакомство Дервиля и ростовщика длится давно. За это время Гобсек проникся к адвокату Дервилю доверием и поведал историю о том, как однажды взыскал внушительный долг с графини, попавшей в сложное положение. Женщина была вынуждена заложить бриллианты, а деньги посредством векселя достались ее любовнику. Намек ростовщика на то, что он разорит семью графини, не был услышан, но вскоре оправдался.

Позднее за помощью к Дервилю обратился любимец общества Максим де Трай, нуждавшийся в помощи ростовщика. Гобсек отказал в предоставлении услуг, зная о долгах красавца. Ранее обозначенная графиня вновь начала приходить к Гобсеку, закладывая драгоценности. Она делала это ради де Трая, подло грозившего покончить с собой. О сделке узнал супруг графини, благородно скрывший связь супруги. Этим мужчиной был отец Эрнеста де Ресто, полюбившегося дочери виконтессы.


Главные герои повести "Гобсек" (кадр из фильма)

Спустя некоторое время граф смертельно заболел, а графиня после его кончины сожгла завещание, тем самым передав имущество семьи в руки Гобсека.

Дервиль был посредником в вопросе возвращения наследства Эрнесту де Ресто, но ростовщик не пошел на уступки. Ростовщик умер в ужасных условиях, став заложником собственной скупости и алчности. Состояние было возвращено законному владельцу. Брак дочери виконтессы был организован не без усилий Дервиля.

Экранизации


Произведения классической литературы стали первым материалом, использованным для визуализации в кинематографе. Бальзака постановщики не обошли вниманием. Первый фильм по повести «Гобсек» вышел на экраны в 1936 году. Его снял советский режиссер Константин Эггерт. Роль главного героя исполнил актер Леонид Леонидов. В образе Дервиля предстал Александр Шатов. Любопытно, что в образе графа де Ресто в картине предстал сам постановщик.


В 1987 году режиссер Александр Орлов предложил вниманию публики собственную версию повести. Экранизация подготовили в СССР, на студии «Молдова-фильм». Гобсека в кинокартине сыграл Владимир Татосов. Роль Дервиля досталась Сергею Бехтереву. Лента стала одной из первых в фильмографии , перевоплотившейся в кадре в графиню де Ресто. Юного графа де Ресто, сыграл театральный режиссер , будучи на тот момент еще мальчиком.

— Гобсек,

— виконтесса де Гранлье,

— Камилла- дочь виконтессы,

— граф де Борнбрат — брат виконтессы,

— Дервиль — друг их семьи, Ф

— Фанни Мальво (жена Дервиля),

— граф Максим де Трай,

— граф де Ресто и его жена.

Характеристика Гобсека

Первое впечатление от образа Гобсека резко негативное. Это связано с его профессией (ростовщика) и определяющей чертой характера (скупость). В мировой и русской литературе мы уже встречались с подобными персонажами. Это Скупой из одноименной комедии Мольера, гоголевский Плюшкин, ростовщик из повести Гоголя “Портрет”, старуха-процентщица Алена Ивановна из романа Достоевского “Преступление и наказание”. Все они являются резко отрицательными персонажами. Авторы обличают их за духовное оскудение и стремление разбогатеть за счет слабостей и несчастий других людей. Нет в этих образах ни одной положительной черты, поэтому ни автор, ни читатели не испытывают к ним никакого сочувствия.

Таким, на первый взгляд, кажет и Гобсек. Но его образ гораздо глубже, чем образы названных нами героев. Докажем это утверждение, создав таблицу “противоречий” поведения и характера Гобсека:

Гобсек богатый человек(всего пять человек в Париже могут сравниться с ним по степени богатств.) Влачит жалкое существование.Боится афишировать свое богатство (не поднял золотой)
Мизантроп.Ненавидит всю свою родню. Поддерживает дружеские отношения с Дервилем
Сосредоточил в своих руках власть над миром (…я владею миром, не утомляя себя.” При этом сам ходит по клиентам и унизительно собирает платежи
Герой, лишенный каких бы то ни было человеческих чувств:“человек – автомат”;“человек – вексель”;“золотой истукан.” Великодушный человек: испытал “чувство жалости” при виде надвигающейся нищеты, грозящей графине де Ресто;Гобсек “почти умилился”, увидев комнату белошвейки Фанни
“Дикарь” (испытал “злобное торжество дикаря, завладевшего блестящими камешками” после приобретения бриллиантов графини.) Образованный человек:Знает все тонкости юриспруденции, хорошо разбирается в политике, искусстве(не случайно автор сравнивает его со статуей Вольтера – одного из самых образованных людей своего времени)
Ростовщик. “Гобсек – человек честный”

В нем живут

“скряга и философ”

“подлое существо и возвышенное”

Он “старик и ребенок”

“старый младенец”

Итак, Гобсек – сложная, многогранная и противоречивая личность.

Почему Гобсек выбрал профессию ростовщика? Каково его жизненное кредо?

Ответ: Гобсек сознательно выбрал профессию ростовщика. Он считает деньги товаром, который можно выгодно продать и купить. Поэтому он не видит ничего безнравственного в том, чтобы давать деньги в долг под большие проценты и получать от этого прибыль. Таковы правила любой торговли.

Во что верит сам Гобсек?

Ответ: Гобсек верит в безграничную силу и власть золота. Он заявляет: “Золото – вот духовная ценность нынешнего общества”.

“Вы всему верите, а я ничему не верю. Ну что ж, сберегите свои иллюзии, если можете. Я вам сейчас подведу итог человеческой жизни. То, что в Европе вызывает восторг, в Азии карается, То, что в Париже считается пороком, за Азарскими островами признается необходимостью. Нет на земле ничего прочного, есть только условности, и в каждом климате они различны… всяческие наши нравственные правила и убеждения – пустые слова… Вот поживите с мое, узнаете, что из всех земных благ есть только одно, достаточно надежное, чтобы стоило человеку гнаться за ним. Это…золото.

В золоте сосредоточены все силы человечества… А что касается нравов человек везде одинаков: везде идет борьба между бедными и богатыми, везде. И она неизбежна. Так лучше уж самому давить, чем позволять, чтобы другие тебя давили”.

Таким образом, Гобсек утверждает, что в мире нет абсолютных ценностей и истин. У разных народов своя мораль, свои законы, свое понятие о нравственности.

И лишь золото является абсолютной истиной и ценностью во всех странах и во все времена. Только золото может дать человеку абсолютную, реальную власть над миром.

Теперь вы вспомнили главных героев Гобсека, а также черты характера Гобсека, которые во многом объясняют его поступки.