Базаров верность самому себе. Евгений базаров, герой или антигерой. самолюбие и эгоизм

Базаров представляет собой силу,

которой могли бы позавидовать

люди каждого поколе-ния.

М. Салтыков-Щедрин

Выйдя в свет в 1862 году, роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» вызвал целую волну разнообразных, часто проти-воречивых откликов. Важно то, что никто из читателей, современников Тургенева, не мог остаться равнодушным к этому произведению. Однако роман актуален и сегодня, он волнует наши сердца, заставляет думать.

Я считаю, что главный герой этого произведения — Евгений Базаров — неординарный и очень сильный человек, мне близки многие его взгляды, интересна его судьба.

Это был «человек высокого роста в длинном балахоне с кистями». Длинное и худое лицо с широким лбом, боль-шими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвета «выражало самоуверенность и ум». Вне-шность выдает в Базарове незаурядную личность, умную, решительную, но сдержанную. Красные руки без перчаток говорят о том, что Евгений привык и даже любит рабо-тать.

Действительно, познания Базарова в естественных на-уках высоки, он изучает химию, физику, медицину, зооло-гию, ботанику. Не желая ничего принимать на веру, этот человек добывает знания, постоянно проверяя их опыт-ным путем.

Занимаясь самообразованием и самовоспитанием, Ба-заров пришел к выводу, что принципы и догмы прошлого века уже устарели, и он пошел наперекор существующему строю: «А мы драться хотим!»

Наиболее полно Евгений раскрывается в схватке с Пав-лом Петровичем Кирсановым, и это столкновение двух поколений (по жизненным принципам и убеждениям) дает интересные результаты. Базаров является новой, разруши-тельной, освобождающей силой, в то время как Кирсанов — холодной, реакционной силой прошлого.

Евгений прав, когда говорит, что народу нужна воля и кусок хлеба, а не иностранные слова и пылкие речи. Он умеет разговаривать с мужиками и вызывать их симпатию и доверие. С другой стороны, он презирает народ, «коли он заслуживает презрения», за косность взглядов и невеже-ство, однако никогда не отрекается от него: «Он русский, а разве я сам не русский?»

Мне нравится в Базарове верность своим принципам, твердость убеждений, которые он замечательно умеет от-стаивать.

И все же, холодный и рациональный, Базаров мне ка-жется немного искусственным, поскольку все его эмоции подчинены строгому контролю разума. Но вот в его жизнь пришло чувство, которого он не ожидал в своем сердце и над которым всегда язвительно смеялся. Любовь перевер-нула всю его жизнь и привела к конфликту с самим собой, а такой Базаров вызывает у меня сочувствие и жалость. Имея высокие цели, Евгений убежден, что нельзя ставить всю жизнь на карту из-за женской любви, тем более нельзя раскисать от неудач, но не так-то просто освободиться от сильного чувства...

Неоднозначна и любовь Базарова к родителям, не все-гда проявляемая из-за разницы во взглядах и целях в жизни, иногда обидно-отчужденная, но на самом деле глу-бокая и нежная. Материал с сайта

Единственное, с чем я в корне не согласен, так это отно-шение Евгения к поэзии, музыке, живописи, вообще к ис-кусству, которые он считал чепухой, «художеством», «гни-лью», бесполезным занятием. Но ведь искусство всегда вдохновляло людей, утешало, радовало, поддерживало и возвышало, помогало пережить тяжелые и критические минуты — как же отказаться от него?! Да и потребитель-ское отношение Базарова к природе меня не устраивает. Однако в остальном, на мой взгляд, в облике Евгения Ба-зарова были собраны все те качества, которые характери-зовали демократически настроенных людей.

Роман был написан в то время, когда обозначился идей-ный разрыв между общественными классами, Базаров же представил собой то новое поколение, которое будет бо-роться за свое счастье и свою свободу. Он показал, что наступает новое время, и дети, в отличие от своих родите-лей, будут другими.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • чем вам близок и интересен базаров
  • чем близок базаров людям 21 века
  • Занимаясь самовоспитанием базаров
  • что мне близко в базарове и в чем я с ним не согласна
  • самовоспитание базарова

Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» появился в свет в 1862 году. И с тех пор он все продолжает восхищать читателей своими художественными достоинствами, а политические проблемы, поднятые писателем на его страницах, все продолжают вызывать несомненный интерес. Причина последнего заключается в том, что Тургеневу, как великому художнику, удалось запечатлеть в «Отцах и детях» несколько ярких эпизодов идейной борьбы между основными общественными силами в России конца 50-х годов Х1Х века. В то время самым животрепещущим был вопрос об отмене крепостного права. И выразителем этой борьбы в романе является именно Евгений Базаров, разночинец-демократ. Так что же отличает его от других? Что в нем привлекает наше внимание, а что отталкивает?

Сначала давайте рассмотрим положительные качества «молодого нигилиста»... Во-первых, как только в романе появляется Евгений Базаров, мое внимание сразу же привлекает его простота и искренность. Посмотрим на его одежду - она представляет собой простой, «длинный балахон, с кистями», и в ней нет никакой напыщенности и сверх элегантности. А «висячие бакенбарды песочного цвета», разве это не признак простоты?! А речь Базарова? Она чиста и «прямолинейна». Базаров не привык льстить, он всегда говорит то, что думает. И эта честность заставляет искренне его уважать. тургенев базаров нигилист

К тому же Евгений очень трудолюбив, он не привык сидеть, сложа руки. «Базаров обыкновенно встает рано и отправляется куда-нибудь»: в первый же день он «в несколько минут обегал все дорожки сада, зашел на скотный двор, на конюшню, отыскал двух дворовых мальчишек, с которыми тотчас свел знакомство, и отправился с ними на небольшое болотце, ... за лягушками». Все время пребывания в имении Кирсановых Базаров проводит в постоянной работе. Ему не понятна другая жизнь, ему свойственно движение.

Поэтому Базаров не понимает и не может понять ленивой жизни аристократов. Ему чуждо их низменное пристрастие к роскоши, их циничное отношение к жизни Базаров не может понять, как эти «аристократишки» могут заботиться о своем внешнем виде, сидеть, сложа руки, и при этом считать себя общественно-полезными. И в этом я, считаю, Базаров прав, потому что в обществе того периода, действительно, существовало много «аристократишек», которые не приносили никакой пользы, а лишь, подобно желтым листьям, крепко держались за ветви дерева. Дереву эти сухие, безжизненные листья уже не нужны, но они по-прежнему продолжают медленно и жадно забирать его силы. Но не стоит сравнивать аристократов с «аристократишками»: это две совершенно разные категории людей. Не все аристократы ничтожны и жалки, как те, кого называет Базаров «аристократишками», ведь наши великие поэты тоже были аристократами. Но молодой нигилист не понимает этого, в этом и была пагубность его суждений.

Базаров всегда стремится всё доказать собственным путём. Он - яростный поклонник науки, в особенности медицины. Евгений проводит опыты на лягушках, чтобы посмотреть, «что у них там внутри делается, ведь мы те же лягушки, только что на ногах ходим». Это указывает на его любознательность, на то, что его тянет ко всему неизвестному. И это заставляет преклониться перед этой личностью.

Базаров также отличается большим усердием и умением всё доводить до конца. Его жизненной моралью является пословица: «Взялся за гуж - не говори, что не дюж».

Среди этих положительных качеств необходимо выделить верность своим идеям и принципам. Ведь когда Базаров встречается с Одинцовой и влюбляется в неё, он всё же остаётся верен своему нигилизму, своему полнейшему отрицанию всего. Базаров мужественно выдерживает «испытание любовью», хотя Аркадий пасует перед ней. Евгений же предпочитает общественное благосостояние личному счастью и поэтому, действительно, заслуживает внимания.

Но автор не идеализирует своего героя, поэтому у Базарова есть и отрицательные качества. Одним из них и наиболее весомым является эгоизм и самолюбие молодого нигилиста. Ведь как Евгений относится к помощи простым мужикам? Базаров говорит: «Я должен из кожи лезть, а он мне даже спасибо не скажет... да и на что мне его спасибо? Ну, будет он жить в белой избе, а из меня лопух расти будет; ну а дальше?». Да, не хватает нашему герою душевной теплоты, он привык быть «властелином», в руках которого находятся марионетки-Ситниковы и другие «олухи», ведь как говорит Евгений, «не богам же, в самом деле, горшки обжигать». Возможно, Базаров и «бог» в своих глазах, но разве дозволено оскорблять такому «богу» достоинства других, особенно друзей. Столь шокирующие слова: «Ты нежная душа, размазня, как тебя ненавидеть?» - ранят сильнее пули, ведь «слово лечит, слово и калечит». А Аркадий же романтик, действительно, «нежная душа» - каково ему это все слышать от лучшего друга и учителя, для которого даже «честность - ощущение»?! К тому же Базаров слишком серьезно относится к нигилизму: он отрицает то, что нив коей мере отрицать нельзя, то есть искусство, поэзию, культуру. Он напрочь отрицает романтизм: для него не существует таинственного взгляда, это все «чепуха, гниль, художество», а стихи Пушкина - просто «ерунда». Но разве так можно?? Ведь нравственность людей формируется под влиянием, в большей степени, литературы, поэзии, романтики. А что будет, если каждый станет отрицать искусство и литературу?! Человечество деградирует и превратится в примитивных обезьян.

Да и отношение к природе у Базарова не из лучших: для него «природа - не храм, а мастерская и человек в ней - работник». Базаров не способен любить природу; по-моему, он вообще не способен любить. Помешанный на науке и своих идеях, Евгений не осознает то, что любовь - это святое чувство, состояние души, а не какой-то физиологический процесс.

В конце романа Евгений достойно умирает. Он прощается с жизнью как гигант: «умирает прилично, не виляя хвостом». Базаров сомневается: нужен ли он России, и приходит к выводу, что нет! Не знаю, прав ли он, но живым Базаров не смог остаться. Он не смог понять человеческой души, для него ее вообще не существовало. Его идеи высоки в научном направлении, но они не могут быть применены на улучшение общественного строя, оказание России той помощи, в которой она так нуждалась. Базаров не был патриотом своей Отчизны, более того, он отрицал все русские достижения прошлых лет, он презирал русский народ, потому что «мужик наш рад самого себя обокрасть, чтобы только напиться дурману в кабаке». И поэтому, я считаю, он не смог стать практически полезным человеком, который бы яростно боролся за свободу крепостных и «шел на пролом» несправедливости и предрассудкам общественного строя. Он «расчищал место», а строить еще, увы, не получалось...

Базаров - очень спорный персонаж, поэтому одинакового отношения к нему нет и не может быть. С одной стороны, это человек не просто идеи, но и действий. Он благоразумен и честен, но с другой стороны, он слишком самолюбив и предан своим идеям. У меня даже «изменщица» - Катерина вызывает большее сочувствие, чем Базаров, потому что смерть Катерины не была бесплодной: она как «луч» на мгновенье развеяла темноту царства Диких и Кабаних, а Базаров умер, так и ничего не сделав для общества, кроме распластания лягушки, циничных речей и оскорблений.

Мода и убеждения – весьма не простые понятия. Мода - это не просто господство в определенной среде в то или иное время каких-то правил и вкусов. Главное в том, что эти правила и вкусы проявляются во внешних формах, не затрагивающих глубинных процессов жизни. Вот почему мода довольно быстро проходит, Мода не всегда безобидна, часто она идет вразрез с моральными принципами общества. Так уже не однажды случалось в истории нашей страны.

В десятые-двадцатые годы XIX века, - когда складывались декабристские идеи и убеждения, стали

Возникать тайные общества, и в среде дворянской молодежи появилась мода на «секретнейшие союзы», члены которых не имели никаких Политических убеждений. И потому грибоедовский Чацкий, человек стойких убеждений, которые вели его, как считал Герден, «прямой дорогой на каторжные работы», резко бросаем Репетилову: «Шумите вы, и только?» Да, за убеждения люди шли на тяжкие испытания и даже смерть. Убеждения приводили к самоотверженным поступкам таких героев, как Инсаров, Рахметов, Базаров.

На фоне дворянской среды, изображенной в романе «Отцы и дети», фигура Базарова приобретает особую рельефность. Тургеневский

Герой убежден в необходимости коренной ломки существующего строя. «В теперешнее время полезнее всего отрицание, - говорит он и следует этому убеждению до конца. Всеразрушающую, проникнутую максималистским пафосом, устремленную за все и всякие пределы силу отрицания тургеневского героя нельзя себе представить отдельно от его внутренней свободы, от его неспособности как-то ограничивать, утешать или обманывать себя. Полюбив Одинцову, но, поняв, что между ними пропасть, Базаров оставляет ее, хотя чувство любви сохранит до самой смерти. Верность своим убеждениям ученого-атеиста он проявит и перед смертью.

В любви, в дружбе, в жизни Базаров трагически одинок. И это одиночество подчеркивается образами его «учеников», для которых выстраданные базаровские убеждения становятся просто модой. Насколько естественен Базаров со своей беспощадной резкостью и прямотой, настолько неестественны Ситников с Кукшиной. Ситникову очень хочется прослыть человеком, близким к Базарову, он щеголяет резкостью взглядов, но это человек без убеждений, готовый, поддавшись моде, стать нигилистом. Кукшину Тургенев изображает резко карикатурно, показав на ее примере уродливые формы женской эмансипации. Это ничтожная женщина, у которой сумбур в голове, нет никаких собственных убеждений.

Ситников и Кукшина как бы сильнее оттеняют самобытность, величие, верность убеждениям Базарова, его трагическое одиночество.

Базаров не оставил последователей, не выполнил громадной, поставленной перед собой задачи. Но это не значит, что он не был нужен России. Герои не погибают бесследно: их жизнь, их стремления и неудачи, и сама их смерть имеют историческое значение.

Да, люди, имеющие собственные убеждения, верные им до конца, являются «двигателями истории», и, может, наши трагические неурядицы последних лет происходят потому, что для кого-то, к сожалению, для очень многих, является модой то» что стало выстраданными убеждениями для других.

"Быть подлинным - значит быть верным самому себе", - писал Ошо. Нельзя не согласиться с этим высказыванием. Человек, сохраняющий верность своим принципам и убеждениям, идеалам и верованиям, является подлинным. Он честен по отношению к себе и другим людям, не притворяется, не лицемерит и уж тем более никогда не прогибается под мнение окружающего общества. Такой человек сохраняет свою уникальность, неповторимость и индивидуальность в любой ситуации.

Вспомним героя романа И. С. Тургенева "Отцы и дети". В образе Евгения Базарова мы видим сильного и волевого человека. Базаров - нигилист, отрицающий любые авторитеты, чувства и эмоции и относящийся ко всему критически. Это отрицание носило революционный характер, заключавшийся в борьбе с барством и господствующим классом. Базаров сумел сохранить верность своим нигилистическим взглядам в обществе либералов Кирсановых.

Больше всего ему противостоит аристократ Павел Петрович, вступающий с Евгением в идеологический спор и выражающий пренебрежение к нигилизму и экспериментам в естественных науках. Несмотря на это, Базаров отстаивает свою точку зрения до конца, говорит прямо и начистоту, оставаясь истинным и подлинным.

Однако на протяжении жизни убеждения и взгляды человека могут меняться. По мере взросления и становления человека как личности представления о мире и жизненных ценностях претерпевают изменения. Но это не означает измены самому себе, если не ведет к нравственному разрушению человека. Переоценка ценностей порой бывает просто необходима человеку, чтобы осознать свое истинное предназначение.

Подтверждение этому находим в романе Л. Н. Толстого "Война и мир". Андрей Болконский находится в поиске своего предназначения. Его принципы и убеждения неодинаковы на разных этапах жизненного пути. Например, в начале романа он грезит о славе и видит своим кумиром Наполеона, но после Аустерлицкого сражения он разочаровывается в своих идеалах и изменяет свою точку зрения относительно жизненных ценностей. Подобные изменения происходят и у Пьера Безухова, который разочаровывается сначала в светской жизни, а потом и в масонстве, осознав их пустоту и никчемность. Однако это не духовная деградация героев, напротив, они эволюционируют, становятся сильнее духом, стремятся к истинным ценностям и нравственным ориентирам.

Таким образом, верность себе и своим идеалам означает подлинность человека и характеризует его как сильную личность и яркую индивидуальность. Однако если он меняет свои взгляды и убеждения в лучшую сторону, то это делает его еще сильнее, укрепляет веру в себя и собственные возможности.

Евгений Базаров, герой или антигерой?

План.

  1. Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» и конфликт его героев.

  2. Что я принимаю в Базарове, и с чем я спорю?

    1. Положительные качества Евгения:

      1. простота и искренность;

      2. трудолюбие;

      3. отношение к «аристократишкам»;

      4. стремление доказать все собственным путем;

      5. верность своим идеям.

    2. Отрицательные качества «лекарского сына»:

      1. самолюбие и эгоизм;

      2. мировоззренческий кризис базаровского нигилизма;

      3. отношение к природе и любви.

    3. Благородная смерть Базарова.

  3. Мое отношение к «молодому нигилисту».

Всякий человек сам себя

воспитать должен... А что

касается до времени – от-

чего я от него зависеть

буду? Пускай же лучше

оно зависит от меня.

И. С. Тургенев.


Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» появился в свет в 1862 году. И с тех пор он все продолжает восхищать читателей своими художественными достоинствами, а политические проблемы, поднятые писателем на его страницах, все продолжают вызывать несомненный интерес. Причина последнего заключается в том, что Тургеневу, как великому художнику, удалось запечатлеть в «Отцах и детях» несколько ярких эпизодов идейной борьбы между основными общественными силами в России конца 50-х годов Х1Х века. В то время самым животрепещущим был вопрос об отмене крепостного права. И выразителем этой борьбы в романе является именно Евгений Базаров, разночинец-демократ. Так что же отличает его от других? Что в нем привлекает наше внимание, а что отталкивает?

Сначала давайте рассмотрим положительные качества «молодого нигилиста»... Во-первых, как только в романе появляется Евгений Базаров, мое внимание сразу же привлекает его простота и искренность. Посмотрим на его одежду - она представляет собой простой, «длинный балахон, с кистями», и в ней нет никакой напыщенности и сверх элегантности. А «висячие бакенбарды песочного цвета», разве это не признак простоты?! А речь Базарова? Она чиста и «прямолинейна». Базаров не привык льстить, он всегда говорит то, что думает. И эта честность заставляет искренне его уважать.

К тому же Евгений очень трудолюбив, он не привык сидеть, сложа руки. «Базаров обыкновенно встает рано и отправляется куда-нибудь»: в первый же день он «в несколько минут обегал все дорожки сада, зашел на скотный двор, на конюшню, отыскал двух дворовых мальчишек, с которыми тотчас свел знакомство, и отправился с ними на небольшое болотце, ... за лягушками». Все время пребывания в имении Кирсановых Базаров проводит в постоянной работе. Ему не понятна другая жизнь, ему свойственно движение.

Поэтому Базаров не понимает и не может понять ленивой жизни аристократов. Ему чуждо их низменное пристрастие к роскоши, их циничное отношение к жизни Базаров не может понять, как эти «аристократишки» могут заботиться о своем внешнем виде, сидеть, сложа руки, и при этом считать себя общественно-полезными. И в этом я, считаю, Базаров прав, потому что в обществе того периода, действительно, существовало много «аристократишек», которые не приносили никакой пользы, а лишь, подобно желтым листьям, крепко держались за ветви дерева. Дереву эти сухие, безжизненные листья уже не нужны, но они по-прежнему продолжают медленно и жадно забирать его силы. Но не стоит сравнивать аристократов с «аристократишками»: это две совершенно разные категории людей. Не все аристократы ничтожны и жалки, как те, кого называет Базаров «аристократишками», ведь наши великие поэты тоже были аристократами. Но молодой нигилист не понимает этого, в этом и была пагубность его суждений.

Базаров всегда стремится всё доказать собственным путём. Он – яростный поклонник науки, в особенности медицины. Евгений проводит опыты на лягушках, чтобы посмотреть, «что у них там внутри делается, ведь мы те же лягушки, только что на ногах ходим». Это указывает на его любознательность, на то, что его тянет ко всему неизвестному. И это заставляет преклониться перед этой личностью.

Базаров также отличается большим усердием и умением всё доводить до конца. Его жизненной моралью является пословица: «Взялся за гуж – не говори, что не дюж».

Среди этих положительных качеств необходимо выделить верность своим идеям и принципам. Ведь когда Базаров встречается с Одинцовой и влюбляется в неё, он всё же остаётся верен своему нигилизму, своему полнейшему отрицанию всего. Базаров мужественно выдерживает «испытание любовью», хотя Аркадий пасует перед ней. Евгений же предпочитает общественное благосостояние личному счастью и поэтому, действительно, заслуживает внимания.

Но автор не идеализирует своего героя, поэтому у Базарова есть и отрицательные качества. Одним из них и наиболее весомым является эгоизм и самолюбие молодого нигилиста. Ведь как Евгений относится к помощи простым мужикам? Базаров говорит: «Я должен из кожи лезть, а он мне даже спасибо не скажет... да и на что мне его спасибо? Ну, будет он жить в белой избе, а из меня лопух расти будет; ну а дальше?». Да, не хватает нашему герою душевной теплоты, он привык быть «властелином», в руках которого находятся марионетки-Ситниковы и другие «олухи», ведь как говорит Евгений, «не богам же, в самом деле, горшки обжигать». Возможно, Базаров и «бог» в своих глазах, но разве дозволено оскорблять такому «богу» достоинства других, особенно друзей. Столь шокирующие слова: «Ты нежная душа, размазня, как тебя ненавидеть?» – ранят сильнее пули, ведь «слово лечит, слово и калечит». А Аркадий же романтик, действительно, «нежная душа» – каково ему это все слышать от лучшего друга и учителя, для которого даже «честность – ощущение»?! К тому же Базаров слишком серьезно относится к нигилизму: он отрицает то, что нив коей мере отрицать нельзя, то есть искусство, поэзию, культуру. Он напрочь отрицает романтизм: для него не существует таинственного взгляда, это все «чепуха, гниль, художество», а стихи Пушкина – просто «ерунда». Но разве так можно?? Ведь нравственность людей формируется под влиянием, в большей степени, литературы, поэзии, романтики. А что будет, если каждый станет отрицать искусство и литературу?! Человечество деградирует и превратится в примитивных обезьян.

Да и отношение к природе у Базарова не из лучших: для него «природа – не храм, а мастерская и человек в ней – работник». Базаров не способен любить природу; по-моему, он вообще не способен любить. Помешанный на науке и своих идеях, Евгений не осознает то, что любовь – это святое чувство, состояние души, а не какой-то физиологический процесс.

В конце романа Евгений достойно умирает. Он прощается с жизнью как гигант: «умирает прилично, не виляя хвостом». Базаров сомневается: нужен ли он России, и приходит к выводу, что нет! Не знаю, прав ли он, но живым Базаров не смог остаться. Он не смог понять человеческой души, для него ее вообще не существовало. Его идеи высоки в научном направлении, но они не могут быть применены на улучшение общественного строя, оказание России той помощи, в которой она так нуждалась. Базаров не был патриотом своей Отчизны, более того, он отрицал все русские достижения прошлых лет, он презирал русский народ, потому что «мужик наш рад самого себя обокрасть, чтобы только напиться дурману в кабаке». И поэтому, я считаю, он не смог стать практически полезным человеком, который бы яростно боролся за свободу крепостных и «шел на пролом» несправедливости и предрассудкам общественного строя. Он «расчищал место», а строить еще, увы, не получалось...

Базаров - очень спорный персонаж, поэтому одинакового отношения к нему нет и не может быть. С одной стороны, это человек не просто идеи, но и действий. Он благоразумен и честен, но с другой стороны, он слишком самолюбив и предан своим идеям. У меня даже «изменщица» - Катерина вызывает большее сочувствие, чем Базаров, потому что смерть Катерины не была бесплодной: она как «луч» на мгновенье развеяла темноту царства Диких и Кабаних, а Базаров умер, так и ничего не сделав для общества, кроме распластания лягушки, циничных речей и оскорблений.