Белорусская культура. Белорусская культура и ее особенности Белорусская культура как

Основой для создания белорусской культуры стало формирование ещё в IX-XV вв. Полоцкого и Турово-Пинского княжеств, а затем и ВКЛ. Основой белорусской культуры стала Полоцкая земля. Здесь успешно развивалась торговля, развивались ремёсла, строились первые каменные храмы и замки-дворцы, так же развивалось искусство и просвещение. Всё это продолжило развиваться в ВКЛ. Ко всему этому добавилось формирование белорусской народности и её язык. На уровень развития белорусской культуры до принятия христианства значительно влияло язычество. Затем основной религией стало христианство, которое было принято в 988г. Принятие христианства стало мощным стимулом для развития культуры на белорусских землях. Белорусская культура поднялась в эпоху Возрождения. В конце XV в. в Кракове появились первых белорусскоязычные книги. Белорусская молодежь училась в польских и других западноевропейских университетах. Белорусские ученые и просветители часто ездили в страны Западной Европы и знакомились там с последними достижениями науки и культуры. Эти достижения высоко оценивали Н. Гусовский, Ф. Скорина, С. Будный, В. Тяпинский и привносили их в культуру белорусов. Именно благодаря им получили распространение в ВКЛ интеллектуальные, духовные идеи эпохи Возрождения и Реформации. Эти идеи на белорусских землях нашли свое выражение в развитии образования, книгопечатания, архитектуры, искусства, права, что ставило белорусов того времени на одно из первых мест среди восточнославянских народов. Однако дальнейшее развитие культуры Беларуси (с середины XVII в.) замедляется, а затем (XVIII в.) и вовсе приостанавливается. Это было связано с целым рядом причин, как внешних, так и внутренних. Давление различных оказалось очень сильным, и в итоге к XIX в. белорусская культура свелась практически к фольклорному уровню. Это означало почти полное вытеснение белорусского языка польским из системы образования. Кроме этого, произошел массовый переход белорусских магнатов, крупной и средней шляхты в католичество, что означало их отрыв от белорусской культуры, основанной на православии. Как итог, носителем белорусской культуры осталось только сельское население, а единственными культурными (культовыми) центрами, где продолжало звучать белорусское слово,-- униатские храмы и оставшиеся православные церкви. В XIX в. ситуация в белорусской культуре начала меняться. В результате разделов Речи Посполитой Беларусь отошла к Российской империи. Надежны населения на улучшение жизни не оправдались. Царизм подавлял стремление белорусов к национальному самоопределению. Однако, несмотря на различные войны, восстания, политики полонизации, а затем и русификации, наблюдались попытки возрождения национального языка, подъем самосознания, пробуждался интерес к собственной истории. Всё это содействовало формированию белорусской нации, качественному росту её культуры и самосознания. Советский этап развития белорусской культуры отмечен выдающимися достижениями. В БССР были созданы такие важнейшие культурные институты, как Академия наук, национальная система образования, творческие союзы писателей, художников, музыкантов, кинематографистов, система печати, радио, телевидения, разветвленная сеть учреждений физической культуры и спорта. С этого времени развитие культуры в Беларуси обрело новое качественное измерение. Если прежде оно носило характер стихийного, спонтанного творчества народных масс и неорганизованных талантливых одиночек, то теперь культурный процесс стал делом государственной заботы и государственной важности. Имена деятелей белорусской культуры В. Ф. Купревича, Н. А. Борисевича, В. П. Платонова, А. Р. Жебрака, А. В. Лыкова, В. С. Степина, В. Быкова, А. Адамовича, А. Макаенка, Н. Гилевича, М. Савицкого, 3. Азгура, В. Раевского, С. Станюты, Е. Глебова, И. Лученка, В. Мулявина, А. Медведя, О. Корбут и многих-многих других хорошо известны далеко за пределами республики. С обретением в 1991 г. Беларусью независимости белорусская культура оказалась более свободной и открытой. В новых условиях развивались литературные и художественные направления и школы, росло национальное самосознание. Таким образом можно сказать, что хотя многие столетия культура Беларуси подвергалась влиянию как со стороны поляков, так и со стороны россиян. Ни одни, ни вторые не признавали существование белорусов как отдельной нации, но не смотря на это, наша нация боролась за свои права и на данный момент мы существуем как независимая республика со своей национальной историей и самосознанием. За долгую историю мы приобрели множество замечательных поэтов, художников, певцов, архитекторов и других известных представителей нашей культуры. Множество стран знают наши архитектурные памятники, наши музыкальные и литературные произведения, и конечно же наше дружелюбие и толерантность.

В настоящее время белорусская культура находятся в стабильном состояние, нет никаких серьёзных факторов, которые могут помешать её дальнейшему развитию. На данный момент по всей Беларуси работает множество театров, кинотеатров, театры оперы и балета - всё, что повышает культурный уровень нашей нации. Так же в школах изучаются великие белорусские поэты, такие как: Я. Колас, Я. Купала, М. Горецки, М. Багданович и другие известные поэты и писатели. Что касается архитектуры, то полным ходом идёт восстановление древних замков, усадьб и церквей. В частности практически восстановлен Мирский замок, идут восстановительные работы в Пружанах и других городах, где есть исторические памятники архитектуры. В живописи и графике белорусских художников преобладает транс авангард, постмодернизм, “метафизическая” и “психологическая” живопись. Белорусское кино не имеет большой популярности, в кинопрокат обычно выходят зарубежные фильмы. Основным производителем фильмов в Беларуси выступает “Беларусьфильм”. Однако и у нас есть талантливые режиссёры. В 2012 году в прокат вышел фильм “Вышей за неба” (режиссёры: Дмитрий Маринин, Андрей Курейчик). Он получил множество положительных оценок, так же его показали в Нью-Йорке, что является показателем, что и белорусы могут снимать качественное и интересное кино.

Я считаю, что Беларусь имеет все шансы для дальнейшего развития своей культуры, но для этого необходимо, чтобы в этом учувствовали все. Нельзя забывать, что наши предки ценой своих жизней отвоёвывали нашу независимость и право называться Республикой Беларусь. Поэтому мы должны всеми силами пытаться не утратить свою национальность вместе с традициями, праздниками и т.д.

Самобытная художественная культура Беларуси формировалась на протяжении столетий. Здесь существовали оригинальные архитектурные и художественные школы, создавались неповторимые музыкальные и литературные произведения.

Все дошедшие до наших дней шедевры белорусского искусства находятся под защитой государства. Они хранятся в коллекциях крупнейших белорусских музеев, собраниях библиотек. Классика белорусской музыки и драматургии демонстрируется на театральных подмостках и в концертных залах.

За последние годы динамичное развитие и поддержку получили все главные составляющие национальной культуры: историко-культурное наследие, художественное творчество на профессиональной и непрофессиональной (любительской) основе, аутентичные фольклорные коллективы, клубная деятельность, библиотечное и музейное дело, кинематография, народные художественные ремесла.

В стране проходит множество художественных выставок, музыкальных, театральных и кинематографических фестивалей, интересных и доступных как для белорусов, так и для гостей страны.

На 1 декабря 2015 года в системе Министерства культуры Республики Беларусь насчитывается более 7 тысяч организаций культуры, в том числе 151 государственный музей, 2874 библиотеки, 2,8 тысяч клубных учреждений, 28 театров, 97 кинотеатров, 18 концертных организаций, 3 учреждения высшего и 21 среднего специального образования, 430 детских школ искусств, 2 цирка, методические учреждения и производственные организации. Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь насчитывает более 5,5 тысяч ценностей.

Белорусская культура является частью общеевропейского культурного пространства и вносит весомый вклад в мировую культуру. Главные имена белорусской культуры ‑ Евфросиния Полоцкая и Симеон Полоцкий, Кирилл Туровский и Франциск Скорина, Янка Купала и Якуб Колас, Максим Богданович, Василь Быков и Владимир Короткевич.

За последние годы приняты важные законы, регламентирующие взаимоотношения государства и культуры (законы: «О культуре», «Об охране историко-культурного наследия», «О библиотечном деле», «О музеях и Музейном фонде», «О народном искусстве, народных промыслах (ремеслах)», «О творческих союзах и творческих работниках», «О кинематографии»). Впервые в истории разработан и принят 3 декабря 2015 г. Палатой представителей Национального собрания проект Кодекса Республики Беларусь о культуре, в котором систематизированы нормы, регулирующие деятельность отрасли культуры.

Важным стимулом развития культуры Беларуси стало создание и деятельность фонда Президента Республики Беларусь по поддержке культуры и искусства и специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи. Ежегодно происходит вручение премий Президента Республики Беларусь «За духовное возрождение» и специальных премий деятелям культуры и искусства, государственных премий деятелям культуры и искусства. За последние пять лет из средств фонда Президента Республики Беларусь по поддержке культуры и искусства получили поддержку 37 проектов на сумму 4,67 млрд. рублей. Поощрениями специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи отмечены 737 учащихся, студентов, молодых деятелей искусства и 69 творческих коллективов на сумму 7,745 млрд. рублей. Премией Президента Республики Беларусь «За духовное возрождение» награждено 20 лиц и коллективов, специальными премиями Президента Республики Беларусь деятелям культуры и искусства - 39 лиц и коллективов.

По поручению Президента в Беларуси была утверждена Государственная программа возрождения технологий и традиций производства Слуцких поясов и развития производства национальной сувенирной продукции «Слуцкие пояса» на 2012-2015 годы.

Единый Государственный список историко-культурных ценностей насчитывает более 5,5 тыс. объектов. С 2000 года Республика Беларусь представлена национальными объектами в престижном списке всемирного наследия ЮНЕСКО ‑ Мирским и Несвижским замками, Геодезической дугой Струве. Нематериальное наследие представлено обрядом «Колядные цари» д. Семежева Копыльского района.

Знаковыми событиями для культуры Беларуси последних пяти лет явились строительство Национальной библиотеки, реставрация Большого театра оперы и балета, открытие многозального кинотеатра «Беларусь», реставрация и восстановление замкового комплекса «Мир» и Национального историко-культурного музея-заповедника «Несвиж», Белорусской государственной филармонии, Белорусского государственного цирка, реставрация Могилевского драматического театра, дворца Паскевичей в Гомеле, дворца Потемкина в Кричеве, реконструкция и техническое переоснащение здания Национального академического театра имени Янки Купалы, открытие нового здания и новой экспозиции Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны.

Профессиональное искусство

В Беларуси ежегодно проходит около 60 международных, республиканских и региональных фестивалей. Крупнейшие из них ‑ Международный фестиваль искусств «Славянский базар в Витебске» , Международный кинофестиваль «Лістапад» , Международный фестиваль театрального искусства «Панорама», Международный фестиваль искусств «Белорусская музыкальная осень», праздник «Купалье» («Александрия собирает друзей»).

В целях стимулирования творческой деятельности реализуются новые масштабные культурные проекты в сфере художественного творчества на профессиональной основе - республиканские конкурсы «Национальная театральная премия» и «Национальная музыкальная премия». Среди значимых мероприятий культурной жизни страны — республиканская акция «Культурная столица Беларуси», которая направлена на широкую презентацию культурной самобытности Беларуси, активизацию культурной жизни в городах и регионах страны. За пять лет, начиная с 2010 года этот почетный статус имели Полоцк, Гомель, Несвиж, Могилев, Гродно, Брест, в 2016 году - г.Молодечно.

За последние годы осуществлены такие значимые культурные мероприятия, как проведение масштабных торжеств по случаю 70-й годовщины освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков; создание и установка произведений монументального искусства — памятников Владимиру Мулявину в Екатеринбурге, князю Ольгерду в Витебске и князю Изяславу в Заславле, памятного знака в честь операции «Багратион»; реализация крупных проектов в сфере изобразительного искусства: выставочного проекта «Десять веков искусства Беларуси» в Национальном художественном музее, выставки современного искусства «Avant-gARTе. От квадрата до Объекта» в рамках Чемпионата мира по хоккею, участие Беларуси в Международной выставке актуального искусства в пределах 5 Московской биеннале современного искусства; начало реализации проекта по факсимильному изданию книжного наследия Франциска Скорины; открытие музея-дачи Василя Быкова к 90-летию народного писателя Беларуси.

В Республике Беларусь действуют 28 государственных театров: из них 27 - системы Министерства культуры (2 музыкальных, 18 драматических, 7 кукольных) 1 ‑ системы Министерства обороны. Высокий статус «Национальный» имеют 5 театров, звания «Заслуженный коллектив Республики Беларусь» удостоены 9 театров. Ведущие театры страны ‑ Национальный академический театр оперы и балета Республики Беларусь, Национальный академический театр имени Янки Купалы, Национальный академический драматический театр имени М.Горького.

Концертную деятельность осуществляют 18 государственных концертных организаций республиканского и местного подчинения. Ведущая концертная организация страны — Белорусская государственная филармония. Крупнейшие творческие коллективы — Национальный концертный оркестр Беларуси, Национальный академический народный хор Республики Беларусь имени Г.Цитовича, Государственный ансамбль танца Беларуси, Белорусский государственный заслуженный хореографический ансамбль «Хорошки», Белорусский государственный ансамбль «Песняры» и другие.

Культурно-просветительные учреждения

В системе культуры действуют функционирует 151 государственный музей, 2,9 тыс. публичных библиотек, 2,8 тыс. учреждений культуры клубного типа, 24 тысячи непрофессиональных (любительских) коллективов художественного творчества.

С участием любительских коллективов в 2015 году проведено более 70 тысяч концертов и спектаклей, 33 тысячи театрализованных праздников и обрядов, 30 тысяч выставок декоративно-прикладного искусства, народных ремёсел и промыслов, в том числе такое масштабное мероприятие, как Республиканский фестиваль-ярмарка «Вясновы букет» в г.Минске.

Наиболее знаковые фестивали народного творчества: Международный фестиваль народной музыки «Звiняць цымбалы i гармонiк» в г. Поставы, Международный фестиваль песни и музыки Поднепровья России, Беларуси и Украины «Днепровские голоса в Дубровно» в г. Дубровно, Международный фестиваль духовной музыки «Магутны Божа» в г. Могилеве, Международный фестиваль народного творчества «Венок дружбы» в г. Бобруйске, Международный фестиваль юных талантов «Земля под белыми крыльями» в г. Мозыре, Республиканский конкурс юных исполнителей эстрадной песни «Хали-хало» в Новополоцке; Республиканский фестиваль народного творчества ветеранских коллективов «Не стареют душой ветераны» в г. Минске, Республиканский фестиваль хорового искусства «Пеўчае поле» в г. Мядель.

Ведущей организацией является Национальная библиотека Беларуси, которая обладает самым большим собранием печатных изданий в стране, а также правом получения обязательного экземпляра. Здесь собрано самое большое за пределами России собрание книг на русском языке. В 2006 году открыто новое здание Национальной библиотеки, имеющее уникальное архитектурное решение в форме бриллианта, - предмет национальной гордости белорусов.

Крупнейшие музейные учреждения страны ‑ Национальный художественный музей, Национальный исторический музей, Государственный музей истории Великой Отечественной войны.

Ведущими учрежденями образования сферы культуры являются Белорусская государственная академия искусств, Белорусская государственная академия музыки, Белорусский государственный университет культуры и искусств.

Кинематография

Развитие сферы кинематографии на современном этапе определила Концепция развития кинематографии Республики Беларусь на 2009-2014 годы, согласованная Главой государства. Продолжена адаптация нормативной правовой базы с учетом оказания государственной поддержки фильмопроизводства на конкурсной основе. Осуществлена оптимизация государственного управления кинематографией. Проведена реконструкция и комплексная модернизация материально-технической базы производства и проката фильмов. В структуре учреждения образования «Белорусская государственная академия искусств» создан факультет экранных искусств. Сформирована система международных и республиканских кинофестивалей, проводимых в Республике Беларусь. По поручению Правительства Министерством культуры разработана Стратегия развития кинематографии Республики Беларусь на 2015-2020 годы и План по ее реализации, нацеленные на решение основной задачи - создание условий для развития современной конкурентоспособной белорусской кинематографии, обеспечивающей производство и распространение отечественных фильмов высокого художественного уровня и новейших технических стандартов в Республике Беларусь и за рубежом.

Современное белорусское кино продолжает традиции предыдущих поколений, ищет новые пути развития. В Беларуси осуществляется много совместных проектов с кинематографистами стран мира. На «Беларусьфильме» снимали фильмы Никита Михалков, Петр и Валерий Тодоровские, Дмитрий Астрахан, Александр Сокуров.

В Беларуси проходят крупные кинофестивали: Минский международный кинофестиваль «Лiстапад» и конкурс фильмов для детской и юношеской аудитории «Лiстападзiк» (Минск), Республиканский фестиваль белорусских фильмов (Брест),Международный фестиваль анимационных фильмов «Анимаевка» (Могилев), Международный католический фестиваль христианских фильмов и телепрограмм “Magnificat” (Глубокое).

Деятельность фонда Президента Республики Беларусь по поддержке культуры и искусства

Росту творческой инициативы и воплощению в жизнь проектов в сфере культуры способствует деятельность фонда Президента Республики Беларусь по поддержке культуры и искусства, созданного Указом Президента Республики Беларусь от 15 апреля 1998 г. № 211. Основным направлением работы фонда является поддержка национальной культуры, историко-культурного наследия, творческой деятельности художественных коллективов, мастеров профессионального и народного искусства. С помощью средств фонда предусмотрены выплаты гонораров за создание и приобретение произведений искусства, производство киновидеофильмов, организацию художественных выставок, постановку спектаклей, охрану историко-культурного наследия и др. За счет фонда также финансируется выплата премий «За духовное возрождение» и специальных премий Президента Республики Беларусь деятелям культуры и искусства.

Ежегодное вручение учрежденной в 1997 г. премии «За духовное возрождение» (в пяти номинациях) происходит в дни празднования православного Рождества. Награды получают представители разных конфессий и творческой элиты, врачи, педагоги и ученые, приемные родители — те люди, работа и жизнь которых способствуют духовному обновлению общества. Лауреатами премии в разные годы были: ансамбль «Чистый голос» (1996), художественный руководитель и главный дирижер Национального академического народного хора Республики Беларуси им. Г.Цитовича М.Дриневский (1997), коллектив редакции газеты «Культура» (1998), художник В.Барабанцев (2001), коллектив Могилевского областного художественного музея им. П.Масленникова (2002), актер Р.Янковский (2003), заслуженный деятель искусств Республики Беларусь В.Анисенко (2005), авторский коллектив цикла публикаций «В поисках утраченного» редакционно-издательского учреждения «Литература и искусство» (2006), трудовой коллектив Гомельского дворцово-паркового ансамбля (2007), коллектив «Издательство Белорусского Экзархата» (2009), творческий коллектив РУП «Издательство “Белорусская Энциклопедия имени Петруся Бровки”» (2010), авторский коллектив Белорусского союза художников (2011) и др.

Более 200 деятелей культуры и искусства, литературы, архитектуры, науки и образования, представителей СМИ, авторских и творческих коллективов с 1998 г. получили специальную премию Президента Республики Беларусь. В их числе актер В. Гостюхин (2003), творческий коллектив Брестского театра кукол (2005), председатель Белорусского союза композиторов, народный артист СССР и Беларуси И.Лученок (2007), коллектив музея народного творчества «Бездзежскі фартушок» (Дрогичинский р-он Брестской обл.; 2009), художник И.Бархатков (2009) и др. В 2010 г. наград были удостоены носители аутентичного обряда «Калядныя цары» (д.Семежево Копыльского р-на Минской обл.), находящегося под охраной ЮНЕСКО, заслуженный любительский коллектив Республики Беларусь ансамбль белорусской песни «Терница»; художник-живописец В.Сумарев. Специальной премией Президента Республики Беларусь в 2011 г. награждены: народная артистка Беларуси Б.Масумян, балерина Е.Олейник, искусствовед Б.Лазуко, детский хореографический ансамбль «Зорька» центра культуры «Витебск».

«МИНЕСТЕРСТВО СПОРТА и ТУРИЗМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛОРУСЬ. БЕЛАРУССКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ »

Выполнила: студентка 1 курса 112 группы

Факультета СИиЕ

Ефимова Анастасия

Минск 2012

Традиции белорусской культуры

Традиции и обряды Беларуси имеют много общего с таковыми у своих славянских соседней. Белорусы (беларусы) относятся к восточноевропейскому типу среднеевропейской расы, их предками были восточнославянские племена дреговичей, кривичей, радимичей, отчасти древляне, северяне и волыняне. Предки белорусов вобрали в себя множество черт древнейшего населения этого края - летто-литовских племен ятвягов, а также некоторые черты польской, литовской, украинской, русской и еврейской культуры, сохранив при этом, несмотря на многочисленные опустошительные войны, не раз прокатывавшиеся по этой земле, свои главные национальные черты. Сам белорусский этнос неоднороден и включает в себя несколько субэтнических групп - в Полесье живут "полещуки", в районе Пинских болот - "пинчуки", вдоль верхнего течения Днепра можно наблюдать верхнеприднепровский антропологический тип, а на юге страны заметно украинское влияние. Даже в языке можно выделить два диалекта - юго-западный и северо-восточный. Также здесь проживало и проживает множество представителей еврейской, татарской, украинской, польской, русской и других культур, каждая из которых имеет полную свободу самовыражения.

Культура страны представляет собой, пожалуй, наиболее хорошо сохранившийся среди восточноевропейских славян набор древних языческих обычаев и традиций. Даже, несмотря на многовековое господство христианства, как православного, так и католического, в Беларуси сохранились отголоски множества древних ритуалов, начиная с Масленицы и Купалы, "Громницы" и "Гуканне весны" (перелом года от зимы к лету), "Сороки" и "Деды", "Коляд" и "Дожинок" (праздник окончания жатвы), "талаки" и "сябрына" (обычай общинной взаимопомощи), и заканчивая множеством обрядов, связанных со свадьбой, рождением или смертью. Как и у соседей, здесь было множество ритуалов, связанных с сельским хозяйством, с заготовкой леса и баней, а вся природа почиталась как единое живое существо. Все эти обряды вплелись в позднейшие христианские ритуалы, образуя неповторимую и колоритную белорусскую культуру. Чрезвычайно богат и разнообразен песенный и устный фольклор.

Основной местного социума всегда была семья, обычно небольшая. Мужчина занимал и занимает здесь важнейшее место - это и "бацька" для детей и "дядьзька" для младших членов семьи, основной добытчик и защитник дома. Женщина - равноправная хозяйка и распорядительница домашних работ, мать и хранительница очага. Эта двухсоставная часть семьи отражалась и в быту - деревянные и металлические предметы обихода считались "мужскими", тканые и плетеные - "женскими". Причем всегда и везде предпочтение отдавалось предметам из природных материалов. Национальная одежда, обувь, музыкальные инструменты и даже тип жилищ близки к образцам других славянских культур, однако белорусский стиль виден во всем, и перепутать местную одежду и украшения, например, с образцами украинского или литовского платья невозможно - настолько самобытны местные мастера.

Тихая и величественная природа страны наложила отпечаток и на облик народа. Белорусы по большей части очень приветливы и добродушны, многовековая общинность наложила отпечаток и на характер взаимоотношений между людьми. Здесь редко увидишь шумные сцены на людях, высока взаимопомощь между людьми и доминирует уважительное отношение к старшим и к собеседнику. Даже в деловой этикет вошли традиции доверия - здесь редко обвешивают на рынках, скрупулезно соблюдают договоренности и тщательно берегут репутацию (причем не только в бизнесе). Множество дел, причем не только общинных, решается на совете, даже праздники чаще всего проводятся либо всей семьей, либо всем населенным пунктом.

В отношении одежды строгих норм нет - белорусы с удовольствием носят как обычную повседневную одежду европейского фасона, так и национальные наряды. В деловом этикете приняты костюмы европейского стиля. Деловой визит должен быть заранее согласован и подтвержден непосредственно перед встречей. Рабочий день в большинстве учреждений продолжается с 09.00 до 18.00.

В деловых кругах широко распространены русский, английский и немецкий языки. В повседневной жизни повсеместно используется белорусский язык, который снова введен в качестве государственного в 1990 г. Однако русский также имеет широкое распространение, что привело к образованию своеобразного интернационального сленга, известного как "трасянка". В любом месте можно услышать начало беседы на белорусском, а продолжение - по-русски, или наоборот. В качестве письменной основы используется кириллица, но иногда применяют и латинский алфавит. Некоторые белорусские топонимы в произношении местных жителей иногда звучат довольно непривычно, например Хродна (Гродно), Махилеу (Могилев), Витсебск (Витебск) и так далее, поэтому при общении такие моменты следует иметь в виду.

Культура

Вся Беларусь

Белорусский народ выделяется своей оригинальной самобытной культурой, корни которой уходят в далекую языческую, дохристианскую эпоху.

Древняя культура Беларуси много выиграла оттого, что, когда шел процесс заселения её славянскими народами, они не стали уничтожать все, что было создано здесь аборигенами, которыми историки считают балтов и финно-угров.

Поначалу наши далекие предки, как и все восточнославянские племена, являлись язычниками. Эта форма религиозного сознания существовала очень продолжительное время и оставила глубокий след в культуре. Теперь уже не существует сомнений в том, что в эпоху язычества у нас имелась письменность, появление которой ранее ошибочно связывалось только с принятием христианства.

Письменность распространялась вначале среди зажиточных, привилегированных слоев населения. Очень рано наряду с догматической литературой появилась и светская. Местом написания и переписки книг служили христианские монастыри. Этому святому делу немало лет своей жизни отдала Ефросиния Полоцкая. Кроме нее на ниве литературной и культурно-просветительской деятельности плодотворно трудились Кирилл Туровский, прозванный за свое ораторское мастерство Златоустом.

Благоприятные условия для развития культуры возникли с образованием в XIII в. Великого княжества Литовского. В нем старобелорусский язык стал государственным. Юридически это было закреплено в 1566 г., когда был принят во второй редакции Статут Великого княжества Литовского.

Близость Великого княжества литовского к странам Центральной и Западной Европы, достаточно высокий для того времени уровень духовного развития его населения благоприятствовали тому, что и в этот край пришли прогрессивные идеи Возрождения (Ренессанса) и Реформации. В это время белорусский народ дал мировой цивилизации немало выдающихся деятелей науки и культуры, среди которых первенство принадлежит белорусскому и восточнославянскому первопечатнику, просветителю и мыслителю Франциску Скорине. Находясь в 1517-1519 гг. в Праге, он перевел и издал 23 книги Библии, в тексте которых широко использовались слова и обороты старобелорусского языка. До того времени Библия увидела свет только на немецком (1445) и чешском (1448) языках. Тогдашняя Европа хорошо знала коллег и последователей Ф.Скорины - Николая Гусовского, автора латиноязычной поэмы "Песня про зубра" (1523, Краков), Сымона Будного, перу которого принадлежит немало произведений, написанных не только на старобелорусском, но на польском и латинском языках.

Разрешив свободное поселение татар и евреев на территории Великого княжества Литовского, его власти не препятствовали их культурному развитию, в т.ч. возведению различного рода архитектурных объектов культового и светского назначения. Сооруженная в Сморгонском районе в деревне Давбучишки мечеть (первое упоминание в литовской метрике в 1558 г.) относится к одним из самых древних в Европе.

В условиях разрушительных войн белорусскому народу удалось создать десятки первоклассных архитектурных сооружений, в которых органически сочетались собственные и заимствованные стили. Господствующим художественным стилем в архитектуре Беларуси стало барокко. В этом стиле были сооружены такие замечательные архитектурные объекты, как дворцы Сапегов в Ружанах, Хрептовичей - в Щорсах, Радивиллов - в Несвиже, Николаевская церковь и костёл кармелитов - в Могилеве, фарные костёлы - в Несвиже и Гродно, собор Петра и Павла - в Витебске. В строительстве в Несвиже костёла иезуитов и коллегиума, дворцово-замкового комплекса участвовал приглашенный для этой цели в конце XVI в. Радивиллом Сиротком известный итальянский архитектор Джеванни Бернардони.

Не улучшились условия для сохранения и развития белорусской культуры, когда территория Беларуси в результате трех разделов Речи Посполитой (1772, 1793, 1795) оказалась под властью Российской империи. С этого времени к полонизации вначале очень осторожно, а позже открыто прибавились еще и русификация. Однако и в таких условиях белорусская земля дала свету таких выдающихся людей, как Адам Мицкевич, Станислав Манюшка, Михал Клеофас Агинский, Игнатий Дамейко, Михаил Глинка, Иосиф Гашкевич, Иван Черский.

После восстания 1863-1864 гг. в Польше, Беларуси и Литве было запрещено всякое книгопечатание на белорусском языке (1867 г.). Однако в развитие белорусской народной культуры значительный вклад внесли многие ученые, литераторы, в том числе Винцент Дунин-Марцинкевич, Францишак Богушевич.

Возрождению национальных традиций белорусской культуры во многом способствовала активизация белорусского национального движения в начале ХХ века. Расцвёл талант будущих классиков современной белорусской литературы - Я.Купалы, Я.Коласа, М.Богдановича. Популяризации и пропаганде белорусской культуры способствовало издание газеты "Наша нива".

Благоприятные условия для развития национальной белорусской культуры сложились в 1920-е годы, когда в республике проводилась политика белорусизации. Начали работать белорусскоязычные школы, Институт белорусской культуры. На его базе в 1929 г. была создана Академия наук Беларуси. Однако с начала 1930-х годов этот поступательный процесс был прерван, поскольку в культурной жизни возобладал жёсткий идеологический контроль, были репрессированы многие деятели белорусской культуры и науки.

Огромные и во многом невосполнимые потери нанесла белорусской культуре война нацистской Германии против СССР 1941-1945 годов. На фронтах, в партизанских отрядах, подполье погибла значительная часть белорусских писателей и других работников культуры и науки.

В послевоенный период вплоть до середины 1980-х годов белорусская культура развивалась в рамках идеологической заданности и жёсткого партийного контроля. Тем не менее, в этот период появилось немало талантливых литераторов, как А.Адамович, В.Быков, Р.Бородулин, Г.Буравкин, А.Вертинский, В.Зуёнок, И.Науменко, Б.Саченко, И.Чигринов, И.Шамякин. В изобразительном искусстве работали самобытные мастера: художник М.Савицкий, скульпторы З.Азгур, С.Селиханов. Увеличивалась сеть культурно-просветительных учреждений, развивалась художественная самодеятельность.

Политика гласности содействовала высвобождению белорусской культуры из-под идеологического диктата, возрождению духовных традиций белорусского народа. Начала изменяться к лучшему ситуация с белорусским языком, в том числе благодаря принятому в 1990 г. закону о языках в Белорусской ССР. Возросло количество белорусскоязычных театральных коллективов.

Основные направления государственной политики в сфере культуры и общественной жизни

Нашей республике присущ не агрессивный национализм, а государственная поддержка исторически сложившемуся двуязычию, возрождению духовности и сохранению традиционных религиозных конфессий, искусства во всех формах.

Государство проводит последовательную политику по сохранению культурного наследия белорусов, лучших черт белорусского характера: уважение к людям других национальностей и конфессий, терпимость, толерантность, гуманизм, миролюбие.

Государство и государственный бюджет являются последовательными гарантами финансовой поддержки развития искусства и культуры. Принцип преемственности в культурной политике выражается в сохранении инфраструктуры государственных учреждений культуры и искусства.

В основе государственного курса заложена верность исторической памяти народа - Победе в Великой Отечественной войне. Верность памяти нашла отражение в решении руководства страны ввести в учебных заведениях курс «Великая Отечественная война советского народа».

В стране осуществляется последовательный курс по формированию идеологии белорусского государства, кристаллизации белорусской национальной идеи. Наиболее ёмко и лаконично национальная идея воплощается в лозунге Президента Республики Беларусь: «За сильную и процветающую Беларусь!».

Исторический путь становления и развития белорусской культуры

Исторический путь становления и развития белорусской культуры является сложным и противоречивым. На этом пути были периоды настоящего взлета, но случалось и такое, когда само её существование оказывалось под серьезным вопросом. К счастью, в самые трагические для белорусской культуры времена у неё всегда находились надежные защитники, и процесс духовного распада останавливался, начиналось её возрождение и восхождение новым высотам, что мы и наблюдаем в настоящее время.

Для Беларуси всегда был характерен интенсивный процесс взаимодействия культур. И потому становление и развитие белорусской культуры невозможно понять вне учета воздействия на неё прогрессивных тенденций русской, украинской, польской, литовской культур. Многие белорусские мыслители в равной степени принадлежат культурам соседних, братских народов. Это - С.Будный, М.Смотрицкий, К.Лыщинский, С.Полоцкий, Г.Канисский и др.

К сожалению, на протяжении длительного периода недооценивались культурные связи белорусского народа с передовыми странами Западной и Центральной Европы (Италией, Францией, Чехией и др.). Наиболее значительными они были в эпоху Возрождения, достаточно ярко проявились и в эпоху Просвещения. Этим объясняется тот факт, что в белорусской культуре, начиная с 10 века, постоянно соперничали два направления - западное и восточное.

В 10 веке славяне принимают христианство и вместе с ним перенимают много характерных черт экономической и духовной жизни Византийской и Римской империй. При этом, западные славяне берут за образец латинскую культуру, а восточные ориентируются на византийские каноны. Беларусь же оказывается между ними, что в значительной степени сказывается на её культуре. “Проблема выбора между Западом и Востоком и искреннее неприятие ни одного, ни другого являются основными признаками истории белорусского народа. Пример ф.Скорины, о котором до сих пор неизвестно, кем же он был, - либо католиком, либо православным, а возможно, и тем, и другим одновременно, запечатлевает это феномен белорусского духа и индивидуальности в душе нашего первого интеллигента. Эту черту белорусская интеллигенция сохранила и до сей поры, чему есть известные причины”.1

Границы двух культурных типов в разные времена меняли свои очертания: в восточнославянской культуре ассимилировались западноевропейские особенности, и наоборот. В итоге, культура белорусских земель формировалась в условиях взаимодействия многообразных объективных и субъективных факторов, оказывавших неоднозначное влияние на культуру народа, живущего на белорусских землях. Тем не менее, не глядя на все сложности, история свидетельствует о том, что в целом шел процесс поступательного развития во всех сферах созидательной деятельности человека.

За долгое время своего существования Беларусь прошла исторический путь от подавляющей неграмотности до создания литературно-художественных произведений мирового уровня и научных открытий, от народных промыслов и бытовой культуры до величественных храмов, дворцов, современных архитектурных ансамблей. И в начале 3-его тысячелетия Беларусь представляет собой сформированное, целостное, своеобразное социокультурное пространство, границы которого приобрели свою определенность в большей степени в 20 веке.

Белорусское искусство и литература

Отличительной чертой белорусского профессионального искусства и литературы является их тесная связь с народной культурой. Любая культура берет начало в народном творчестве, фольклоре. Именно в фольклоре находится источник дальнейшего расцвета разных видов искусства - музыки, танца, литературы и т.д. В нем сохраняются глубинные пласты национальной истории и культуры. Белорусский фольклор - один из самых богатых в мире (песни, магические заклинания, былины, сказки, легенды, предания и т. д.). Для многих обычаев и обрядов характерно слияние языческих и христианских элементов (Купалле, Великодень и др.). Образцы традиционной культуры сохранились в Беларуси до наших дней в сельской среде, где они “живут” в почти неизмененном виде. Наперекор многим неблагоприятным факторам на пути белорусского этноса он смог сохранить свой язык, специфику своей культуры во многом благодаря фольклорным традициям. Своей определяющей функции народная культура не потеряла и в современном национально-культурном процессе, который включает в себя, наряду с профессиональным искусством, любительское творчество.

Белорусский фольклор высоко оценили в мире - Голландии, Франции, Египте, Чехии, Польше и других странах, где побывали многие фольклорные коллективы.. К тому же, Беларусь входит в международный Совет организаций фестивалей фольклора, под эгидой которого ежегодно проводится более 50-ти фестивалей.

Белорусский аутентичный фольклор в контексте европейских этнокультурных процессов имеет особое историко-культурное значение, так как до настоящего времени сохраняет системную целостность и спонтанность проявления культуры устного типа. Поэтому сбережение традиций народной культуры, создание условий для её саморазвития является неотъемлемой частью государственной политики в области культуры. Для её реализации в Беларуси есть и научная база, и практический опыт.

Не менее значительным и интересным направлением развития народной культуры является декоративно-прикладное искусство. В нем воплощается необъятная, вечно живая душа народа, его богатый жизненный опыт и эстетический вкус. Выполненные по законам прекрасного изделия народных мастеров никого не оставляют равнодушными, а соприкосновение с ними вызывает чувство гордости за свой народ, давший миру чудесных мастеров, творящих настоящие произведения искусства из самых разных материалов - дерева, глины, лозы, соломы, льна и др.

Любопытный феномен белорусской культуры - изделия из соломки. Подобного нет нигде в Европе, что, в частности, отмечали участники 6-ой Европейской конференции по народному творчеству, которая принесла успех белорусским мастерам, состоявшись в 1977 году. Конференция была организована Международной организацией по народному творчеству, в которую входит Беларусь, под эгидой ЮНЕСКО.

Изделия из соломки - традиционное славянское искусство, корни которого идут от древнего, языческого культа хлеба. Изделия из соломки были предназначены для сохранения хлебопродуктов. В быту славян наибольшее распространение получили корзиночки, корзины. лукошки разного вида из соломы, лозы, бересты.

Так называемый соломенный паук - символ благосостояния и богатства - колядное украшение не только белорусов, но и других народов Европы. Кроме плетения солома нашла применение в технике аппликации, которая использовалась для украшения деревянных сундуков, шкатулок, рамок, настенных ковров.

Одним из самых распространенных видов белорусского народного творчества является ткачество. С ним связано много давних народных обрядов и традиций, очень часто о нем упоминается в белорусских поэтических произведениях и народных песнях (например, слуцкие пояса.)

Мастерство и художественный вкус ткачих в полной мере проявились в украшении рушников, потому что рушник (полотенце) воспринимался не просто как отрез материала для хозяйственных нужд, Он был неотъемлемой частью традиционных обрядов. В него заворачивали новорожденного, на нем подносили хлеб-соль, им украшали красный угол в доме, его использовали в свадебных обрядах, на нем раскладывали угощения, поминая ушедших в иной мир родственников. В народном быте, таким образом, рушники выполняли не, столько утилитарные, сколько декоративные и обрядовые функции, что естественным образом сказывалось нахудожественном качестве этих изделий. Как правило, рушники имели белое поле, на котором, в основном по краям, размещались тканые или вышитые узоры красного цвета, часто с небольшими вкраплениями черного или желтого. Белорусский рушник - это связь между прошлым и настоящим, между человеком и высшими сферами; это - узы с неразгаданной до конца символикой.

Ткачество как народный промысел живет и развивается в наши дни в качестве декоративно-прикладного искусства.

В конце 19- нач.20 века формируется традиционный белорусский костюм, особенности которого сложились под воздействием природно-географических условий, основных занятий населения, исторических традиций и т.д. На народное убрание оказали влияние и иноэтнические компоненты, в в нем отразились историко-культурные связи белорусов с их соседями – украинцами, русскими. Поляками, литовцами, латышами.

Белорусский народый костюм обязательно украшался вышивкой, особенно этим отличались праздничные наряды. Вместе с эстетической функцией вышивка играла роль национального символа (например, красные петухи на белом поле, васильки, специфический, цветочный орнамент и т.д.).

Народный костюм - явление не только материальной, но и духовной культуры. Одежда. согласно древним поверьям, должна была не только защищать человека и в стужу, и в зной, но и оберегать его от неблагоприятного воздействия невидимых злых сил. В этом поверьи отразилось целостность мировосприятия, представления о том. Что человек, природа, космос связаны между собой едиными законами существования.

С давних времен к традиционным народным промыслам на беларуси относится гончарство. Гончарным делом занимались повсеместно. Мастера изготавливали глиняную утварь для хозяйственного использования. Её охотно приобретали в Вильно, Киеве, Варшаве, в российских городах.

При всем разнообразии гончарные изделия белорусских мастеров сохраняют общие художественные особенности, что придаёт им характерный национальный колорит. Преобладающими являются простые выразительные формы, в основе которых – шар, цилиндр, конус. Их художественное выражение подчеркивается с помощью своеобразной пластичности, подчеркнутого выражения природных качеств материала. В соответствии с различными технологиями изготовления керамических изделий различают керамику рябую, обливную и чернозадымленную. Некоторые виды посуды глазурировали, что придавало им ещё более нарядный вид. Сложные формы и яркая роспись не характерны для традиционного белорусского гончарства.

Разнообразие и богатство декоративно-художественных приемов, неповторимость форм керамики сохраняется и по сей день в традиционных центрах производства керамики – Ивенце, Ракове, Глубоком, Телеханах. Почти нигде в Европе сегодня на осталось предприятий, где бы не “господствовала” так называемая штамповка (массовый выпуск продукции). На Беларуси сохранились же предприятия (например, Борисовский комбинат прикладного искусства), где керамические изделия с оригинальной росписью изготавливаются вручную. Неслучайно названный комбинат получил предложение Союза художников Росси и Европейского союза художников о создании на его базе Международного европейского центра керамики. Это является свидетельством признания творческих достижений белорусских мастеров гончарного дела.

Значительное распространение на Беларуси получио художечственная резьба по дереву. Белорусская народная резьба никогда не отличалась особо выразительной декоративностью (не следует отождествлять её с профессиональной объемно-ажурной резьбой 17 – 18 вв.) . В народе более всего ценили практичность и функциональность, декор только дополнял удобную форму изделия.

Не так широко, как ткачество, гончарство, резьба по дереву на Беларуси получили распространение художественная обработка металла и народная художественная роспись. Металл в сельском быту был доступен менее. Чем лен, глина, дерево. Его использовали только для самых необходимых изделий.

Художественная роспись – это достаточно широко распространенное на Беларуси явление художественной жизни получило уникальное выражение в расписных коврах Алены Киш, которая жила и работала в предвоенные годы (перед второй мировой войной) в Слуцком районе. Эта художница, не имея специального образования, оставила настоящие произведения декоративного искусства, которые искусствоведы относят к жанру примитивизма. Она, перемещаясь между селениями, переходя из дома в дом, на домотканых полотнищах, выкрашенных в черный цвет, рисовала сюжеты, характерные для расписных настенных ковров – озеро или река с лилиями, лодками, деревья и кусты на берегу. Тут же изображения птиц и зверей. Ковры Алены Киш – редкий образец соединения изобразительного характера с декоративным исполнением.

Таким образом, на Беларуси издревле развивалась самобытная народная культура, традиции которой заслуживают уважения и бережного отношения к ним со стороны государства и народа, живущего на белорусской земле. Сегодня в республике при поддержке государства создан Центр белорусского народного творчества “Скарбница”(Сокровищница). Цель его создания – повышение профессионального уровня изделий предприятий художествнных промыслов Беларуси. В Центр пришли выпускники Академии искусств, Белорусского государственного университета культуры - мастера по керамике, текстилю, резьбе по дереву, обработке металла, художники и искусствоведы. .

В настоящее время разработана и действует Государственная программа поддержки народного творчества, декоративно-прикладного искусства и художественных промыслов на 2000-2005 гг. Одно из направлений этой программы – интересный культурологический проект “Траецкі кірмаш” - направленный на развитие народного прикладного искусства, в том числе и детского творчества. Благодаря ему, творчество самобытных мастеров становится известным не только в нашей республике, но и за её пределами. Программа выходит в Интернет, разрабатывается её электронно-информационное обеспечение, создается виртуальный магазин народных промыслов., Тем самым, культура Беларуси в своём развитии идет в русле тех процессов, которые характерны для мировой культуры, тем не менее сохраняя свою самобытность и неповторимость.

Белорусы являются основным населением своей страны, а также жителями других государств - России, Литвы, Латвии, Эстонии, Украины, Казахстана, Польши, США, Канады, Аргентины, Австралии, Франции и Великобритании.

Общепринятым языком является белорусский, но имеются и территориальные диалекты. Помимо национального языка, белорусы используют русский, польский и литовский языки. Большая часть населения исповедуют православие, а некоторые католицизм.

Народы, населяющие Беларусь

Белорусы относятся к восточным славянам. Белорусский народ образовался благодаря слиянию дреговичей, кривичей и радимичей с другими восточными народностями. Образованию белорусской народности способствовал ряд факторов - региональные особенности древних общностей, экономическая и культурные сферы того времени и язык.

Белорусская народность начала зарождаться в 14-16 веках, тогда она называлась Белая Русь. Формирование этой народности происходило во времена споров православной и католической церквей и русификации, поэтому к 17 веку белорусский язык был вытеснен из общественной жизни и заменен на польский. Только в 20 веке появились первые публикации на белорусском языке.

Белорусов долго не признавали как отдельную народность, считали их частью русских и польских народов. На сегодняшний день Республика Беларусь включает в себя более 100 наций, основными представителями которых являются сами белорусы, русские, поляки, евреи, украинцы, евреи, армяне, татары, цыгане. Также представителями Беларуси являются молдаване, немцы, грузины, китайцы, арабы и казахи. С момента образования Белорусского государства сложилось так, что сельскую местность населяли сами белорусы, города - евреи, на северо-западе - поляки, а на востоке - русские. Но в настоящее время белорусы заняли большую часть своих территорий.

Культура и быт

Большой отпечаток на культуру и быт Беларуси наложили национальные традиции и привычки прошлого.

Как и раньше, национальная одежда белорусов шьется из белых тканей. Мужчины носят рубахи навыпуск, с разрезом на груди и цветным поясом. Также национальный костюм мужчин включает безрукавку, холщовые штаны и различные головные уборы.

Женщинам принято носить рубахи или туники и поневы. Нижняя часть женской национальной одежды - клетчатая юбка, поверх которой повязывался фартук и цветной пояс. Также неотъемлемой частью женского костюма является яркая безрукавка. Головы женщин украшают венки или повязки из ткани. Женщины, состоящие в браке должны убирать волосы под чепец.

Национальной верхней одеждой являются: суконные свитки и дубленки и полушубки.

Традиционными блюдами считаются те, что приготовлены из муки, круп, овощей, картофеля. В момент зарождения и становления Беларуси, мясо являлось редкостью на столах людей. Но сейчас мясные блюда готовят многие, а национальными являются - печист, жаркое, верешалка и мачанка. Квас является неотъемлемой частью каждого застолья.

Если говорить о характере этой народности, то стоит отметить их уважительное отношение к старшим. Практически каждый представитель этого государства считает должным помнить своих предков.

Гостеприимство также считается отличительной чертой белорусов. Они стараются поддерживать с людьми хорошие, доверительные и открытые отношения. Дружелюбие и отзывчивость у них в крови.

Традиции и обычаи

Традиции и обычаи белорусов очень похожи на славянские. Они взяли в себя всего по чуть-чуть от обычаев Польши, Литвы, России и Украины.

Помимо всего, что ассоциируется со славянскими традициями, в Белоруссии до сих пор сохранились языческие ритуалы - Масленица, Купалье, Коляды и Дожинки. Белорусы смогли соединить эти языческие праздники с христианскими и получили необычные и яркие празднества. При этом влияние языческого направления куда больше, нежели чем христианское.

Любовь к природе наложила большой отпечаток на традиции белорусов. Ежегодно люди проводят обряды, связанные с землей, зерном и урожаем. Например, ритуальные праздник Дожинки - он проводится по окончанию жатвы и является символом окончания сельскохозяйственного периода.

Как и во многих государствах праздники Беларуси можно разделить на общественные и семейные. К первым относятся Рождество, Каляды, Масленица, Пасха и другие, а ко вторым дни рождения, свадьбы и другие.

Рождественские гадания стали неотъемлемой частью жизни белорусов. А Гуканне весны является одним из самых любимых и красочных праздников народа. Он проводится в конце зимы, символизирует наступление весеннего тепла и солнечных дней. В этот день люди выходят на улицу и устраивают всеобщее гуляние.

Культура

Процесс формирования и становления белорусской культуры прошел сложный путь исторического развития. Периоды величия и экономического подъема меняли времена, когда само существование нации и государственности находились под серьезной угрозой исчезновения. Однако народ крохотного государства в центре Европы верил в самоопределение и не терял самобытности, о чем и свидетельствуют историческое наследие и потенциал культуры настоящего времени.

Наиболее ранние зафиксированные свидетельства культурного прошлого страны относятся к 10-13 векам, когда с принятием христианства под влиянием византийских образцов конфессиональной жизни, книжной культуры и искусства формировались духовные и эстетические идеалы предков. Это время таких личностей как Кирилла Туровский (философ и богослов, выдающийся оратор) и Евфросиния Полоцкая (знаменитая просветительница древней Беларуси).

Развитию письменности и литературы в 12-15 веках способствовали политическое объединение белорусских земель в Великое княжество Литовское и завершение формирования белорусского народности со своей отличительной культурой. Для первой половины 15 века все еще характерно летописание, в котором творчески использованы древнерусские литературные традиции. Первые белорусско-литовские летописные памятники (Летописец великих князей литовских, Белорусско-литовская летопись) отразили выдающуюся роль литовско-белорусского государства в Европе того времени и стали достоянием белорусского исторической прозы.

Расцвет белорусской культуры приходится на 16 век: официальный статус старобелорусского языка, развитие деловой письменности, переводы произведений зарубежной литературы на старобелорусский язык.

В 1553 году на деньги Николая Радзивилла Черного была основана типография в Бресте - первая на территории современной Беларуси.

В конце 16 века лидерство в области культуры и образования постепенно перенимают иезуиты, открыв в 1570 году в Вильнюсе первое учебное заведение - коллегию. В 1579 году она была преобразована в Виленскую академию, которая имела богословский и философский факультеты. Первым ректором академии стал Петр Скарга. В 17 веке Виленская академия дает образование таким выдающимся деятелям белорусской культуры как Мелетий Смотрицкий и Симеон Полоцкий. В 1641 году Казимир Сапега открывает в академии юридический факультет.

В эпоху Возрождения созданы выдающиеся памятники правовой мысли белорусского и литовского народов (Уставы ВКЛ 1529, 1566, 1588), появились новые виды и жанры (книжная поэзия, Реформационная публицистика, историко-мемуарная проза, драматургия), сложилась плеяда талантливых литераторов. Философская культура на белорусских землях формируется в ключе трудов просветителей Возрождения Симона Будного и Василия Тяпинского. Самым ярким примером ренессансного мироощущения является легендарная фигура Франциска Скорины. Классикой белорусской литературы стала поэма Миколы Гусовского «Песня про зубра», написанная в 1521-22 годах в Риме в честь папы Льва Х, издана в Кракове в 1523 году. Наиболее значительным представителем светской прозы был Лев Сапега. Среди тогдашних поэтов выделялся Андрей Римша, который писал свои произведения (эпиграммы, исторические поэмы) на белорусском и польском языках.

Отходя от искусства уличных скоморохов, лирников, дударей и гусляров, в эпоху Средневековья музыкальная культура приобретает церковный акцент. Музыкальными центрами становятся братские школы, коллегиумы и монастыри, имевшие капеллы и театры.

Ярким явлением культурной жизни Беларуси в 18 веке стали частные магнатские театры. Особенной славой пользовался театр Михаила Казимира Огинского, музыкальный ансамбль которого состоял из 53 инструменталистов. В 1780 году было завершено строительство «Дома оперы» в Слониме. Театральная сцена была оборудована очень сложными для того времени механизмами, которые позволяли осуществлять различные эффекты: постановка "морских" сцен, конных сражений, появление крылатых ангелов из-под крыши. В 1777 году в театре организована балетная труппа, а с 1781 действовала балетная школа. Театр Огинского прекратил свое существование в 1792 г. после отъезда князя из Слонима.

Свои собственные театры имели также и Радзивиллы. В 1746 году Урсула Радзивилл, жена Михаила Радзивилла "Рыбоньки" организовала в Несвиже любительский театр, пьесы для которого она писала сама. Известно всего 16 произведений - трагедий, комедий, оперных либретто, написанных на польском языке.

С середины 18 века в культурной жизни широко закрепилась польская письменная традиция. Белорусскоязычная литература развивалась в рамках анонимной литературы, превосходнейшими образцами которой стали знаменитые юмористические произведения - «Энеида наизнанку», «Тарас на Парнасе».

Вместе с тем сложилась билингвистическая традиция, которая не давала выпасть белорусскому слову из письменной традиции и в 19 веке. Авторское двуязычие литераторов образовывало двух единства белорусского и польского языковых течений. Идеи приобщения крестьянства к образованию и культуре высказывал Ян Чечот, первым напечатавший под своей фамилией стихи на белорусском языке. Похожую цель преследовал родоначальник беларусскоязычной драматургии Винцент Дунин-Марцинкевич. Его лучшее произведение «Пинская шляхта» стало классикой белорусской литературы. В 1891 году Франтишек Богушевич при поддержке своих польских друзей издал в Кракове поэтический сборник «Дудка Белорусская». Написанное Богушевичем предисловие к сборнику выражало настоящий манифест белорусского национального движения.

20 век - этот новый виток развития белорусской национально-культурной жизни связан с провозглашением в Минске в марте 1918 года Белорусской Народной Республики. 1920-е годы часто отождествляется с термином беларусизация, главным направлением которой стал перевод на белорусский язык системы образования и государственного управления. В 1921 году был образован Белорусский государственный университет, который стал главным учебным заведением республики. Бурно развивается литературная жизнь, активно работают в это время Янка Купала, Якуб Колас, Змитрок Бядуля.

В 1922 году выходит литературный журнал «Полымя». В 1923 году - «Молодняк». Выходят публикации молодых писателей Кузьмы Чорного, Кондрата Крапивы, Иосифа Пущи, Владимира Дубовки.

В 1920 году в Минске был торжественно открыт Белорусский государственный театр.

1922 год - рождение белорусского кинематографа. Создано Управление по делам кинематографии «Киноресбел», которое, однако, через год было распущено, а в 1924 году создано новое управление - Белгоскино, начинает работу национальная киностудия «Советская Беларусь». Первый белорусский художественный фильм «Лесная быль» снял в 1926 режиссер Юрий Тарич по сценарию Михаила Черота.

Центром изобразительного искусства в Беларуси в начале 1920-х годов стал Витебск, где работали такие выдающиеся художники, как Марк Шагал, Казимир Малевич, Мстислав Добужинский, Юделя Пэн. Основатель стиля супрематизм К.Малевич образовал объединение художников «Уновис», однако в 1922 году это объединение было закрыто. Многие художники (в том числе М.Шагал и К.Малевич) оставили Витебск.

В конце 1920-х годов в общественной жизни республики все больше начинают проявляться черты наступающего тоталитаризма. В последующие годы был фактически уничтожен весь цвет белорусской интеллигенции. В Западной Беларуси Польское правительство проводит политику языковой ассимиляции белорусского крестьянского населения.

В конце 1950 - 60-х годов в литературу приходит новое поколение, которое часто называют «шестидесятниками». Именно в 60-е годы раскрывается многогранный талант Владимира Короткевича. Он начинал с поэтических сборников, но известность получил благодаря своим произведениям в жанре исторической прозы: "Колосья под серпом твоим" (1968), "Христос приземлился в Гродно» (1972), "Черный замок Ольшанский" (1983).

В 1960 г. появляется первая повесть Василя Быкова "Журавлиный крик". Человек в ужасных условиях войны - главная тематика произведений писателя.

Далеко за пределами Беларуси знали в советские времена и музыкальный коллектив «Песняры». Его создал в 1969 Владимир Мулявин. Ансамбль особенно плодотворно работал в стиле фолк - современная обработка народных песен. Его творчество было отмечено на многих международных музыкальных фестивалях.

Главным достижением культурной жизни Беларуси в постсоветские времена стало возвращение имен и произведений тех деятелей белорусской культуры, которые много лет замалчивались.

В настоящее время шедевры белорусской культуры прошлых столетий хранят для будущих поколений национальные музеи и библиотеки.