Бесплатный онлайн-тренажер квалификационного экзаменадля лицензированияуправляющих компаний жкх. Информация об изменениях

Для получения лицензии юридические лица и индивидуальные предприниматели должны быть зарегистрированы только на территории РФ, организациям, зарегистрированным на территории иностранных государств, лицензия выдаваться не будет.

Деятельность по управлению многоквартирным домом - выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.

Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами -органы государственного жилищного надзора субъекта РФ

Срок рассмотрения документов в лицензирующем органе составляет 30 дней с момента подачи полного комплекта документов

Срок действия лицензии - бессрочно

Госпошлина (лицензионный сбор): 30 000 рублей

Стоимость лицензии от 70 000, а так же, рассчитывается дополнительно, от степени готовности документов (оплата производится поэтапно на основании договора на оказание услуг).

Организация получает лицензию ЖКХ в том регионе РФ, где предполагает работать. В случае расширения сферы деятельности в жилищно-коммунальное хозяйство другого субъекта РФ, компании необходимо обратиться в лицензионную комиссию данного региона для получения соответствующей лицензии ЖКХ.

Лицензионными требованиями являются:

1) регистрация лицензиата, соискателя лицензии в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя на территории Российской Федерации. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные на территориях иностранных государств, к осуществлению деятельности по управлению многоквартирными домами не допускаются;

2) наличие у должностного лица лицензиата, должностного лица соискателя лицензии квалификационного аттестата;

3) отсутствие у должностного лица лицензиата, должностного лица соискателя лицензии неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления;

4) отсутствие в реестре лиц, осуществлявших функции единоличного исполнительного органа лицензиата, лицензия которого аннулирована, а также лиц, на которых уставом или иными документами лицензиата возложена ответственность за соблюдение требований к обеспечению надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, индивидуальных предпринимателей, лицензия которых аннулирована и (или) в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, информации о должностном лице лицензиата, должностном лице соискателя лицензии;

5) отсутствие в сводном федеральном реестре лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами информации об аннулировании лицензии, ранее выданной лицензиату, соискателю лицензии;

6) соблюдение лицензиатом требований к раскрытию информации, установленных частью 10 статьи 161 настоящего Кодекса.

Перечень документов для лицензии ЖКХ

1.​ Устав, нотариально заверенная копия;

2.​ Учредительный договор (при наличии), нотариально заверенная копия;

3.​ Свидетельство о государственной регистрации организации, нотариально заверенная копия;

4.​ Свидетельство о постановке организации на учет в налоговом органе, нотариально заверенная копия;

5.​ Свидетельств о Государственной регистрации изменений (ГРН) - если вносились соответствующие изменения, нотариально заверенная копия;

6.​ Решение или протокол о создании, копия, заверенная подписью руководителя и печатью организации;

7.​ Решение или протокол о назначении на должность руководителя, копия, заверенная подписью руководителя и печатью организации;

8.​ Решение или протокол о внесении изменений в учредительные документы, копия, заверенная подписью руководителя и печатью организации;

9.​ Приказ о назначении руководителя, копия, заверенная подписью руководителя и печатью организации;

10.​ Выписка из ЕГРЮЛ, не старше 1 месяца, оригинал;

11.​ Оригинал платежного поручения с отметкой банка об уплате сбора за выдачу бланка лицензии - 30 000 руб.;

12.​ Удостоверение о повышении квалификации на руководителя организации.

13.​ Доверенность на представление интересов;

14.​ Опись документов в 2 - экз.

Квалификационный аттестат

1. Должностное лицо, должностные лица лицензиата обязаны иметь квалификационный аттестат.

2. Проверка квалификации лица, претендующего на получение квалификационного аттестата, осуществляется в форме квалификационного экзамена. Порядок определения результатов квалификационного экзамена, порядок проведения квалификационного экзамена, перечень вопросов, предлагаемых претенденту на квалификационном экзамене устанавливаются федеральным органом исполнительной власти уполномоченным Правительством Российской Федерации.

3. За прием квалификационного экзамена плата с претендента не взимается.

4. К квалификационному экзамену допускается претендент, информация о котором не содержится в реестре дисквалифицированных лиц.

5. Квалификационный аттестат выдается при условии, что претендент сдал квалификационный экзамен. Несдача претендентом квалификационного экзамена является основанием для принятия решения об отказе в выдаче квалификационного аттестата. Решение об отказе в выдаче квалификационного аттестата может быть оспорено в суде.

6. Квалификационный аттестат выдается на срок 5 лет.

Наши услуги "Лицензия на деятельность по управлению многоквартирными домами " включают в себя:

1.​ консультацию специалиста по вопросу получения лицензии и перечню документов, которые необходимо собрать;

2.​ юридическую экспертизу представленных Клиентом документов на соответствие лицензионным требованиям;

4.​ подготовку пакета документов, необходимых для получения лицензии (заявление, приказы, формы бланков и т. д.);

5.​ сдачу подписанного соискателем лицензии пакета документов в лицензирующий орган;

6.​ получение документа, подтверждающего принятие на рассмотрение пакета документов;

7.​ контроль прохождения лицензионных процедур, взаимодействие с лицензирующим органом при проверке соискателя лицензии на соответствие лицензионным требованиям и выездной проверке (в случае необходимости);

8.​ помощь в устранении замечаний экспертов (в случае их наличия).

9.​ получение лицензии и передача её Клиенту.

Ответственность за отсутствие лицензии ЖКХ

Статья 14.1.3. Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами без лицензии

1. Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами без лицензии на ее осуществление, если такая лицензия обязательна, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 50 000 до 100 000 рублей или дисквалификацию на срок до 3-х лет; на индивидуальных предпринимателей - от 150 000 до 250 000 рублей или дисквалификацию на срок до 3-х лет; на юридических лиц - от 150 000 до 250 000 рублей.

2. Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 7.23.1 настоящего Кодекса,

Это документ, подтверждающий квалификацию должностного лица соискателя лицензии.

  • Кому он нужен?

    В управляющей организации должен быть сотрудник, который имеет квалификационный аттестат. Председателю ТСЖ подтверждать квалификацию не нужно.

  • Зачем его получать?

    Для открытия новой управляющей компании нужно получить лицензию на управление МКД. Для получения такой лицензии должностное лицо лицензиата, должностное лицо соискателя лицензии должно сдать квалификационный экзамен и получить квалификационный аттестат (п. 2 ч. 1 ст. 193 ЖК РФ).

    Такое положение обосновано также приказом Минстроя РФ от 05.12.2014 № 789/пр. Получение квалификационного аттестата – одно из лицензионных требований.

  • Где проходит экзамен?

    В вашем регионе. Его принимает региональная лицензионная комиссия.

  • Что нужно сделать до экзамена?

    Чтобы пройти экзамен, подайте заявку в ГЖИ. Образец заявления есть на сайте вашей ГЖИ. На одобрение заявки уходит до 15 рабочих дней.

  • Сколько вопросов в экзамене?

    Всего 200 вопросов. На экзамене из них индивидуально, произвольно и автоматически выпадает 100 – по 3 варианта ответов на каждый, один из которых правильный.Как проходит экзамен?

    Не опаздывайте на экзамен, будет проходить регистрация и присвоение номеров. Эти номера понадобятся при сдаче теста – по ним идентифицируют участников. На экзамен нужно взять паспорт или другой документ, удостоверяющий личность.

    Квалификационный экзамен бесплатный, проходит в режиме тестирования. Тестирование проводится на компьютере. За 2 часа вам нужно правильно ответить хотя бы на 86 вопросов из 100, но не меньше. В противном случае, экзамен не будет засчитан и его придётся пересдавать.

    Результаты огласят через 5 дней. Успешно прошедшие тест получат квалификационный аттестат сроком действия на 5 лет.

  • Как отвечать на вопросы?

    Отвечайте по порядку – приступайте к следующему вопросу после ответа на предыдущий. Пересмотр ответов не допускается.

  • Что нельзя делать на экзамене?

    Нельзя общаться и обмениваться вещами с другими участниками экзамена, а также пользоваться текстами законами, актами, справочниками, средствами связи, покидать помещение

  • Можно ли пересдать экзамен?

    Можно. Пересдавать квалификационный экзамен ЖКХ можно неограниченное количество раз.

  • Где можно работать с квалификационным аттестатом?

    Управлять МКД можно не только в том регионе, где вы сдали экзамен и получили квалификационный аттестат, но и в любом другом. Квалификационный аттестат выдается на физическое лицо без привязки к компании или региону.

    А вот лицензия на управление МКД уже обязывает лицензиата (организацию или ИП) осуществлять свою деятельность только там, где лицензия была выдана. Экзамен и получение аттестата происходят в одном и том же регионе.

  • Изменения в аттестате

    Если вы изменили ФИО, это нужно отразить в квалификационном аттестате. Квалификационный аттестат переоформляется на новом бланке на основании письменного заявления.

    При потере квалификационного аттестата пересдавать квалификационный экзамен ЖКХ не нужно. Подайте письменное заявление об утере, и вам выдадут дубликат.

  • Как пройти экзамен ЖКХ онлайн?

    Можно потренироваться и пройти пробный квалификационный экзамен ЖКХ онлайн. На платформе РосКвартала есть бесплатный тренажер по сдаче такого экзамена. В нём доступно два режима: обучение и экзамен.

    Режим обучения дает возможность последовательно или в выборочном порядке ответить на все 200 вопросов экзамена. Даны правильные ответы с разъяснениями и отсылками к законодательству. Из списка можно выбрать только те вопросы к экзамену, в которых вы не уверены.

    В режиме экзамена условия максимально приближены к экзаменационным. Каждый претендент получает индивидуальный набор тестов, состоящий из 100 вопросов. За отведенное на тестирование время нужно правильно ответить на максимальное количество вопросов экзамена ЖКХ.

  • Могут ли аннулировать квалификационный аттестат?

    Да, это может сделать ГЖИ.

  • Почему аттестат могут аннулировать?

    Аттестат может быть аннулирован по решению ГЖИ до истечения срока его пятилетнего действия, если обнаружится, что аттестат получен при помощи подложных документов или сведения о владельце аттестата попали в реестр дисквалифицированных лиц.

    Поводом для аннулирования квалификационного аттестата может стать вступление в силу решения суда в отношении владельца аттестата, если оно предусматривает наказание за преступления в сфере экономики, тяжкие и особо тяжкие преступления.

  • Как оформляется аннулирование аттестата?

    Решение об аннулировании аттестата протоколируется письменно, подкрепляется основанием для данного действия и подписывается руководителем ГЖИ. Орган ГЖН в течение 5 рабочих дней ставит в известность владельца аттестата об аннулировании документа.

    Соответствующие корректировки вносятся и в реестр квалификационных аттестатов. Сведения об этом хранятся на протяжении 3 лет. В течение этого периода повторно сдать квалификационный экзамен нельзя. Постановление о дисквалификации можно оспорить в суде.

  • С 1 мая 2015 года управляющая компания может осуществлять свою деятельность в сфере ЖКХ только при наличии лицензии. Мы расскажем об условиях ее получения, о том, какие требования предъявляются к компании и должностным лицам и может ли компания быть лишена лицензии.

    Лицензированная деятельность в области ЖКХ

    Лицензирование УК предусмотрено Законом от 21.07.14 №255-ФЗ, ЖК и иными нормативными актами. Получение лицензии не требуется, если деятельность осуществляется жилищными, потребительскими кооперативами или ТСЖ.

    Получить лицензию могут как юрлица, так и лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.

    Данный документ выдается в течение месяца с момента подачи документов в органы ГЖК. Это время отводится на проведение проверки компании, на определения соответствия поданных документов требованиям законодательства. ГЖК также осуществляет проверку и контроль за соблюдением лицензионных требований.

    Лицензирование УК является единоразовым действием.

    Разрешительный документ платный, его стоимость устанавливается Правительством. Лицензия на право осуществления деятельности в сфере ЖКХ является бессрочной. Она не может быть передана иным лицам и действует только на территории России.

    Неотъемлемый атрибут лицензии - приложение, в котором указываются адреса МКД, где осуществляется деятельность компании. В случае изменения реестра многоквартирных домов, управляющая компания обязана не позже 3 рабочих дней известить органы ГЖК. Изменения вносятся на сайт ГЖК, поскольку данная информация является открытой и общедоступной.

    Понятие лицензионных требований

    Согласно п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению МКД, Постановления №1110 от 28.10.14 г., лицензионные требования подразумевают выполнение требований, предусмотренных ч.2 ст.162 ЖК. Согласно данным требованиям управляющая компания, в процессе деятельности принимает обязательства:

    • за надлежащее содержание имущества коллективного пользования, находящегося на балансе МКД;
    • за надлежащее качество услуг и работ, за соблюдение требований техрегламента и порядка содержания МКД;
    • за соразмерность качества предоставляемых услуг установленным предписаниям.

    Требования, предъявляемые к лицензиату или соискателю

    Согласно ст. 193 ЖК к управляющей компании, которая претендует на получение лицензии (лицензиат), предъявляются следующие требования:

    • лицензиат или соискатель обязан зарегистрироваться в качестве юридического лица либо являться ИП в соответствии с законами РФ. Лица, зарегистрированные на территории иностранных государств, допуск к деятельности, связанной с управлением МКД не получают.
    • Должностные лица компании должны иметь квалификационный аттестат.
    • У руководителя компании не должно быть судимости за совершение экономических и иных преступлений.
    • В реестре должны отсутствовать лица, ранее осуществлявшие функцию лицензиата, и лицензия которых аннулирована, лица, к которым применялось админнаказание (дисквалификация), а также ИП, чья лицензия аннулирована или применялось админнаказание (дисквалификация).
    • Сводный федеральный реестр лицензий не должен содержать данные про аннулирование лицензии на управление МКЖ.
    • Выполнение требований по предоставлению данных (согласно ч.10 ст.161 ЖК).
    • Другие, установленные законом требования.

    Кроме вышеуказанных лицензионных требований, компания должна пройти проверку на наличие помещения и оборудования, необходимого для осуществления деятельности в сфере ЖКХ. УК должна осуществлять аварийно-диспетчерское обслуживание дома как лично, так и силами субподрядчиков.

    Кроме того, получение лицензии будет невозможным в случае банкротства либо открытого процесса ликвидации юрлица, претендующего на управление МКД.

    Лицензионные требования и условия, предъявляемые к должностному лицу лицензиата или соискателя

    Для того чтобы УК была допущена к лицензированию, ее руководителю необходимо сдать бесплатный экзамен, прием которого осуществляет постоянно действующая региональная комиссия. Перечень экзаменационных вопросов утверждается на законодательном уровне.

    После сдачи экзамена на соответствие занимаемой должности, руководитель получает аттестат (срок действия последнего - 3 года). Только при наличии у должностного лица квалификационного аттестата, компания сможет претендовать на получение лицензии.

    • Для руководителей УК существуют следующие лицензионные требования и условия:
    • лицо не должно иметь судимости за экономические преступления (непогашенные и не снятые);
    • раскрыть информацию о работе в порядке, установленном законом;
    • иметь квалификационный аттестат на соответствие занимаемой должности

    Обязанности управляющей компании

    Обязанности УК предусмотрены договором, на основании которого компания, по требованию жильцов, управленческих органов ТСЖ, жилкооператива либо другого кооператива, на протяжении определенного срока и за вознаграждение принимает на себя обязательства:

    • осуществлять работы либо предоставлять услуги, необходимые в процессе управления домом;
    • осуществлять работы либо предоставлять услуги, связанные с надлежащим содержанием и ремонтом имущества коллективного пользования;
    • предоставлять услуги ЖКХ лицам, проживающим в доме;
    • проводить по согласованию с владельцами квартир дома деятельность, связанную с улучшением управления МКД.

    Нарушения лицензионных требований

    С целью повышения ответственности управляющих компаний, законом предусмотрены основания для аннулирования лицензии.
    Потерей права на управление домом является неисполнение предписаний органов госжилнадзора 2 и более раза в течение года. Грубые нарушения лицензионных требований также являются основанием для лишения управляющей компании разрешения на осуществления деятельности.

    Кроме того, лицензия аннулируется, если общее число многоквартирных домов в реестре, приложенном к лицензии, сокращается на 15% и более за год.

    Лицензия может быть аннулирована только в судебном порядке и по решению органов ГЖН. В случае аннулирования либо отмены лицензии, компания продолжает выполнять свои функции по управлению МКД до момента возникновения обязательств у новой управляющей компании. Новая управляющая компания выбирается на общем собрании владельцев квартир МКД либо на основании публичного конкурса, проводимого местными органами самоуправления.

    Вопрос-ответ

    Бесплатная онлайн юридическая консультация по всем правовым вопросам

    Задайте вопрос бесплатно и получите ответ юриста в течение 30 минут

    Спросить юриста

    СРО и лицензия

    если мы члены СРО нам нужна лицензия?

    Сергей 03.06.2019 14:38

    Добрый день! С 2010 года в связи с отменой государственного лицензирования строительства организациям, деятельность которых связана с инженерными изысканиями, строительством и проектированием, нужно в обязательном порядке вступить в саморегулируемые организации и получить допуск СРО для осуществления указанных работ.

    Открывая строительную компанию, чья деятельность не ограничивается сферой коттеджного и малоэтажного строительства, а то и вовсе обычными малярно-штукатурными работами, бизнесмен сталкивается с необходимостью вступления в СРО и уплаты немаленького взноса. Естественно, возникает вопрос: что такое СРО и зачем оно нужно?

    СРО — саморегулируемые организации, функция которых заключается в следующих моментах:

    Разработка и утверждение требований к выдаче свидетельств о допуске к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства;

    Выдача свидетельств о допуске к этим работам;

    Контроль за выполнением правил контроля в области градостроительного законодательства, нормативной и технической документации;

    Установление систем мер дисциплинарного воздействия за несоблюдением членами СРО требований к выдаче свидетельств о допуске, правил контроля в области саморегулирования.

    Перечень работ, для выполнения которых необходимо иметь допуск СРО, утвержден приказом Минрегиона России от 30.12.2009 № 624.

    Незаконное предпринимательство согласно ст.171 Уголовного кодекса РФ, в том числе выполнение работ, включенных в Перечень, без свидетельства о допуске, влечет за собой административную либо уголовную ответственность.

    А потому, желающие заниматься серьезной строительной деятельностью, должны вступить в СРО, потому как купить допуск просто не реально.

    Сайботалов Вадим Владимирович 03.06.2019 15:27

    Задать дополнительный вопрос

    Здравствуйте! Или СРО или лицензия. С 2010 только СРО.

    Федорова Любовь Петровна 04.06.2019 08:55

    Задать дополнительный вопрос

    Также вам будут полезны следующие статьи

    • Прекращение деятельности по управлению МКД в связи с изменениями статуса лицензии
    • Информирование органов МСУ и собственников помещений в МКД о решениях, принятых лицензионной комиссией и органом ГЖН
    • Порядок организации и осуществления лицензионного контроля
    • Реестры информации, содержащие сведения о лицензировании деятельности по управлению МКД
    • Порядок принятия решения о предоставлении лицензии или об отказе
    • Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами
    • Создание условий для управления многоквартирными домами
    • Непосредственное управление многоквартирным домом собственниками
    • Управление многоквартирным домом, находящимся в государственной или муниципальной собственности
    • Выбор способа управления многоквартирным домом. Общие требования
    • Хозяйственная деятельность товарищества собственников жилья
    • Председатель правления товарищества собственников жилья
    • Ревизионная комиссия товарищества собственников жилья

    21.07.2014 года президент РФ подписал , которым были внесены изменения в ЖК РФ в части установления обязательности лицензирования деятельности по управлению МКД. В качестве одного из требований к лицензиатам и соискателям лицензии установлено наличие у должностного лица лицензиата/соискателя лицензии. Попробуем разобраться, кто же должен являться таким должностным лицом?

    Кто лицензируется?

    Сначала хотелось бы напомнить, какие организации подлежат лицензированию.

    Согласно п.1 ст.192 ЖК РФ «деятельность по управлению МКД осуществляется управляющими организациями на основании лицензии… ». Пунктом 2 ст.192 ЖК РФ установлено, что «под деятельностью по управлению МКД понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению МКД на основании договора управления МКД ».

    Как известно, ТСЖ и ЖСК, относящиеся к некоммерческим организациям, не являются управляющими компаниями, на них не возложена обязанность по заключению договоров управления. Ст.162 ЖК РФ прямо устанавливает, что договор управления заключается с управляющей организацией (второй стороной договора выступают собственники помещений, либо представляющие интересы собственников ТСЖ или ЖСК).

    ТСЖ и ЖСК могут управлять многоквартирным домом самостоятельно, без управляющей организации. В этом случае они могут заключать с собственниками помещений договоры на содержание и ремонт общего имущества, на предоставление коммунальных услуг (аналоги договоров управления, но всё же договорами управления не являющиеся! ).

    Таким образом, лицензированию подлежат исключительно управляющие организации (в том числе индивидуальные предприниматели), управляющие домами на основании договора управления. ТСЖ и ЖСК лицензированию не подлежат!

    Кто аттестуется?

    **********************
    Примечание: разъяснения данного раздела статьи утратили актуальность в связи с вступлением 30.07.2017 в силу , которым в числе прочего внесены изменения в п.2 ч.1 ст.193 ЖК РФ, а именно: в качестве одного из лицензионных требований установлено наличие квалификационного аттестата у «единоличного исполнительного органа юридического лица, руководителя юридического лица или его филиала либо индивидуального предпринимателя, осуществляющих управление многоквартирным домом, а в случае заключения договора о передаче полномочий единоличного исполнительного органа - единоличного исполнительного органа юридического лица или индивидуального предпринимателя, которым такие полномочия переданы».

    Однако, законодательством РФ не установлена обязанность аттестации именно руководителей компаний! В ЖК РФ указано, что аттестацию должны проходить должностные лица соискателей лицензии . На эту же норму ЖК РФ ссылается ПП РФ от 28.10.2014 N1110 , без дополнительных разъяснений, кто конкретно может являться «должностным лицом соискателя лицензии». Разъяснения отсутствуют также и в Приказе Минстроя России от 28.10.2014 N659/пр , которым утверждён Порядок проведения квалификационного экзамена.

    Таким образом, должностное лицо лицензиата/соискателя лицензии, не обязано являться именно руководителем организации!

    Разъясним логику законодателя, утвердившего именно такое положение, на примере.

    В ряде муниципальных образований Российской Федерации существуют градообразующие предприятия, в качестве которых могут выступать крупные металлургические, нефтедобывающие, горнодобывающие, сельскохозяйственные и иные предприятия. В советские времена такие предприятия очень часто осуществляли в числе прочего обслуживание всей инфраструктуры поселений, на территории которых осуществляли деятельность. В том числе содержали теплосети, обслуживали многоквартирные дома и т.п. Многие из этих предприятий являлись основным потребителем воды, тепла, электроэнергии, на многих из них имеются, например, собственные котельные, которые обеспечивают горячей водой не только собственное предприятие, но и всё поселение.

    После ликвидации СССР ряд таких предприятий продолжили заниматься вопросами ЖКХ, выделив в своём составе соответствующие отделы: например, подразделения, обслуживающие котельные, стали исполнять функции РСО, подразделения, осуществляющие содержание и текущий ремонт МКД, стали исполнять функции УО. С течением времени, с появлением нормативной базы, регламентирующей деятельность организаций жилищной сферы, вносились соответствующие изменения в Устав и иные документы предприятия, и к 2014-му году такие предприятия можно представить в виде некого холдинга, осуществляющего различные виды деятельности, в том числе деятельность по управлению МКД. При этом предприятие могло остаться единым юридическим лицом, без выделения из своего состава юридических лиц для реализации отдельных видов деятельности (в том числе деятельности по управлению МКД).

    Можно рассмотреть пример, в котором руководитель некого отдела ЖКХ градообразующего предприятия является суперпрофессионалом, обеспечивающим высокое качество управления МКД. При этом необходимо учесть, что при огромном обороте и рентабельности всего предприятия в целом, отдел ЖКХ имеет мощный финансовый ресурс, позволяющий обеспечивать высокое качество работы даже в условиях высоких неплатежей и иных финансовых потерь. Нахождение в составе этого же предприятия котельной, позволяет перевести довольно сложные проблемные отношения «УО - РСО» в рамки взаимодействия между подразделениями одной компании.

    Теперь представим, что руководитель компании обязан пройти аттестацию и получить квалификационный аттестат. А ведь основной профиль предприятия - не ЖКХ. Предположим, это металлургическое предприятие, генеральный директор которого несколько десятков лет занимается исключительно металлургией. И вот этому почётному металлургу, заслуженному деятелю российской металлургии предлагают пройти экзамен на знание жилищного законодательства. Вероятность, что он такой экзамен не пройдёт, довольно высока.

    Последствия представляются довольно плачевными, причём, в первую очередь, для жителей поселения. В связи с утратой градообразующим предприятием права осуществлять деятельность по управлению МКД, орган местного самоуправления проведёт конкурс по отбору УО, либо собственники помещений проведут общее собрание и изберут УО. Избранная УО уже не будет обладать ресурсами градообразующего предприятия, кроме того, неизбежно возникновение проблем новой УО и этого самого предприятия, которое будет выступать теперь в качестве РСО. И даже при переходе сотрудников отдела ЖКХ градообразующего предприятия в новую УО, возможен серьёзный управленческий кризис, связанный с изменением структуры и системы работы. И т.д. и т.п.

    Гораздо логичнее в приводимом примере аттестовать руководителя отдела ЖКХ, который с высокой вероятностью пройдёт экзамен, получит аттестат и продолжит руководить деятельностью по управлению МКД, оставаясь в составе градообразующего предприятия с его огромными финансовыми, трудовыми, административными ресурсами.

    И закон о лицензировании деятельности по управлению МКД (255-ФЗ от 21.07.2014) эту логику не нарушает.

    Итак, согласно ст.193 ЖК РФ, для получения лицензии на управление МКД необходимо наличие квалификационного аттестата должностного лица (не обязательно руководителя! ).

    Для понимания того, какие же требования предъявляются к претендентам на получение квалификационного аттестата, наиболее правильным представляется анализ законодательства.

    Центр дистанционного обучения "АКАТО" предлагает
    претендентам на получение квалификационного аттестата
    (должностным лицам соискателей лицензии,
    ответственным за деятельность по управлению МКД)

    воспользоваться специальным Интернет-сервисом
    по подготовке к квалификационному экзамену

    1.Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами (ст. 192 ЖК РФ)

    Деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (далее - лицензионная комиссия).

    2.Срок на который предоставляется лицензия

    Лицензия предоставляется сроком на пять лет и действует только на территории субъекта Российской Федерации, органом государственного жилищного надзора которого она выдана. Срок действия лицензии продлевается по истечении пяти лет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Лицензия не подлежит передаче третьим лицам.

    3.Лицензионные требования (ст. 193 ЖК РФ)

    1) регистрация лицензиата, соискателя лицензии в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя на территории Российской Федерации. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные на территориях иностранных государств, к осуществлению деятельности по управлению многоквартирными домами не допускаются;

    1.1) отсутствие тождественности или схожести до степени смешения фирменного наименования соискателя лицензии или лицензиата с фирменным наименованием лицензиата, право которого на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами возникло ранее;

    2) наличие у должностного лица (единоличного исполнительного органа юридического лица, руководителя юридического лица или его филиала либо индивидуального предпринимателя, осуществляющих управление многоквартирным домом, а в случае заключения договора о передаче полномочий единоличного исполнительного органа - единоличного исполнительного органа юридического лица или индивидуального предпринимателя, которым такие полномочия переданы) лицензиата, соискателя лицензии квалификационного аттестата;

    3) отсутствие у должностного лица лицензиата, должностного лица соискателя лицензии неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления;

    4) отсутствие в реестре лиц, осуществлявших функции единоличного исполнительного органа лицензиата, лицензия которого аннулирована, а также лиц, на которых уставом или иными документами лицензиата возложена ответственность за соблюдение требований к обеспечению надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, индивидуальных предпринимателей, лицензия которых аннулирована и (или) в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, информации о должностном лице лицензиата, должностном лице соискателя лицензии;

    5) отсутствие в сводном федеральном реестре лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами информации об аннулировании лицензии, ранее выданной лицензиату, соискателю лицензии;

    6) соблюдение лицензиатом требований к раскрытию информации,;

    6.1) соблюдение лицензиатом требований к размещению информации, установленных частью 10.1 статьи 161 ЖК РФ (размещения в системе ГИС ЖКХ);

    7) иные требования, установленные Правительством Российской Федерации.

    (отнесение к лицензионным требованиям соблюдения требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ).

    4.Порядок принятия решения о предоставлении лицензии или об отказе в предоставлении лицензии

    Заявление соискателя лицензии о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы рассматриваются органом государственного жилищного надзора в порядке, установленном Федеральным законом от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», в срок, не превышающий тридцати рабочих дней со дня приема заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов. По результатам рассмотрения заявления орган государственного жилищного надзора осуществляет подготовку для лицензионной комиссии мотивированного предложения о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении.

    Основанием для отказа соискателю лицензии в предоставлении лицензии является:

    1) установленное в ходе проверки заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям;

    2) наличие в представленных соискателем лицензии заявлении о предоставлении лицензии и (или) прилагаемых к нему документах недостоверной или искаженной информации.

    5.Порядок размещения лицензиатом сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат. Основания и порядок внесения сведений о многоквартирном доме в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, исключения сведений о многоквартирном доме из указанного реестра (статья 198 ЖК РФ)

    Сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом в системе.

    В случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.

    Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 статьи 198 ЖК РФ, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки , утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

    В случае признания судом недействительным решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации или об изменении способа управления многоквартирным домом, которое послужило основанием для направления в орган государственного жилищного надзора сведений, указанных в части 2 статьи 198 ЖК РФ, изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации вносятся органом государственного жилищного надзора на основании вступившего в законную силу решения суда о признании соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме недействительным не ранее даты вступления в силу такого решения суда.

    6.Возникновения права осуществлять деятельность по управлению многоквартирным домом

    При выполнении требований о размещении указанных сведений в системе и внесении органом государственного жилищного надзора изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления многоквартирным домом лицензиат имеет право осуществлять деятельность по управлению таким домом с даты, определяемой в соответствии с частью 7 статьи 162 ЖК РФ, за исключением случая, указанного в части 7 статьи 198 ЖК РФ.

    7.Исключение из реестра лицензий субъекта Российской Федерации сведений о доме или домах по решению органа государственного жилищного надзора

    В случае, если в течение двенадцати месяцев со дня выдачи органом государственного жилищного надзора предписания в отношении многоквартирного дома или многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, лицензиату и (или) должностному лицу, должностным лицам лицензиата судом два и более раза было назначено административное наказание за неисполнение или ненадлежащее исполнение указанного предписания, сведения о таких доме или домах по решению органа государственного жилищного надзора исключаются из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, за исключением предусмотренного частью 7 статьи 198 ЖК РР случая принятия решения.

    В случае, если в течение двенадцати месяцев со дня выдачи органом государственного жилищного надзора предписания об устранении нарушений одного или нескольких лицензионных требований, предусмотренных пунктами 1 - 5 части 1 статьи 193 ЖК РФ, лицензиату и (или) должностному лицу, должностным лицам лицензиата судом назначено административное наказание за неисполнение или ненадлежащее исполнение указанного предписания, по решению органа государственного жилищного надзора из реестра лицензий субъекта Российской Федерации исключаются сведения обо всех многоквартирных домах, в отношении которых лицензиат осуществляет деятельность по управлению.

    В случае, если лицензиатом и (или) должностным лицом, должностными лицами лицензиата в течение двенадцати месяцев со дня назначения административного наказания за нарушение лицензионных требований, которое отнесено к грубым нарушениям лицензионных требований, вновь совершено такое нарушение лицензионных требований, по решению органа государственного жилищного надзора из реестра лицензий субъекта Российской Федерации исключаются сведения о многоквартирном доме или многоквартирных домах в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (применяется по истечении 10 дней со дня утверждения Правительством РФ перечня грубых нарушений лицензионных требований).

    В случае, если в течение двенадцати месяцев лицензиату и (или) должностному лицу, должностным лицам лицензиата судом три и более раза было назначено административное наказание за воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного жилищного надзора по проведению проверок или уклонение от таких проверок, по решению органа государственного жилищного надзора из реестра лицензий субъекта Российской Федерации исключаются сведения о многоквартирном доме или обо всех многоквартирных домах, в отношении которых лицензиатом были совершены действия (бездействие), направленные на воспрепятствование проведению таких проверок или уклонение от таких проверок.

    В случае вступления в законную силу решения суда о признании лицензиата банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» по решению органа государственного жилищного надзора из реестра лицензий субъекта Российской Федерации исключаются сведения обо всех многоквартирных домах, в отношении которых лицензиат осуществляет деятельность по управлению.

    8.Основанием для прекращения лицензиатом деятельности по управлению домом

    Исключение сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации является основанием для прекращения лицензиатом деятельности по управлению таким домом в порядке, установленном статьей 200 ЖК РФ.

    С даты исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации лицензиат не вправе осуществлять деятельность по управлению таким многоквартирным домом, в том числе начислять и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги, выставлять платежные документы потребителям, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 200 ЖК РФ.

    В течение двух месяцев со дня надлежащего информирования в установленном статьей 197 ЖК РФ порядке собственников помещений в многоквартирном доме о наличии оснований для исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации указанные собственники вправе принять на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решение о продолжении осуществления лицензиатом деятельности по управлению многоквартирным домом. В течение трех рабочих дней со дня оформления протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме орган государственного жилищного надзора должен быть уведомлен о принятом решении путем направления ему копии протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. В этом случае сведения о таком доме не исключаются из реестра лицензий субъекта Российской Федерации.

    9.Аннулирование лицензии и прекращение ее действия

    Лицензия аннулируется по решению суда на основании рассмотрения заявления органа государственного жилищного надзора об аннулировании лицензии. Указанное заявление подается в суд на основании решения лицензионной комиссии.

    10.Основанием для рассмотрения лицензионной комиссией вопроса об обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии

    Основанием для рассмотрения лицензионной комиссией вопроса об обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии является исключение из реестра лицензий субъекта Российской Федерации по основаниям, указанным в частях 5 - 5.4 статьи 198 ЖК РФ, сведений о многоквартирных домах, общая площадь помещений в которых составляет пятнадцать и более процентов от общей площади помещений в многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществлял лицензиат в течение календарного года, предшествующего дате принятия лицензионной комиссией решения об обращении в суд, а также отсутствие в течение шести месяцев в реестре лицензий субъекта Российской Федерации сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.

    11.Прекращение действия лицензии

    Действие лицензии прекращается в связи с аннулированием лицензии по решению суда и иным основаниям, указанным в Федеральном законе от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», со дня внесения соответствующих записей в реестр лицензий субъекта Российской Федерации.

    12.Исполнение обязанности по управлению многоквартирным домом лицензиатом в случае исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации

    Лицензиат, в случае исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, а также в случае прекращения или аннулирования лицензии в соответствии со статьей 199 ЖК РФ обязан надлежащим образом исполнять обязанности по управлению многоквартирным домом, оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации до дня:

    1) возникновения в соответствии с частью 7 статьи 162 ЖК РФобязательств по управлению таким домом у управляющей организации, выбранной общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме или отобранной по результатам проведенного органом местного самоуправления открытого конкурса;

    2) возникновения обязательств по договору управления многоквартирным домом, заключенному управляющей организацией с товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;

    3) возникновения обязательств по договорам, указанным в частях 1 и 2 статьи 164 ЖК РФ;

    4) государственной регистрации товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.

    13.Полномочия лицензионной комиссии

    1) принятие решения о выдаче лицензии или об отказе в выдаче лицензии;

    2) принятие квалификационного экзамена;

    3) участие в мероприятиях по лицензионному контролю;

    4) принятие решения об обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии.