Андрей Усачев - детский писатель, поэт и прозаик. Он появился в литературных кругах в трудные времена, когда все хорошие стихи были созданы и песни все написаны. Другой писатель на его месте давно пошел бы на дно литературы: создавать критику на детскую литературу либо рекламу. А Андрей Усачев принялся за упорную работу. Он без перерыва ездил по редакциям, работал на телевидении и радио, писал песни для постановок и спектаклей. И все у него получалось хорошо.
Андрей Усачев: биография
Андрей Алексеевич Усачев родился 5.07.1958 года в Москве. Отец поэта - рабочий, мать была учителем истории. По семейной легенде, дед Усачева был знаком с Надеждой Крупской и видел Гитлера вживую. Писать стихи поэт начал еще в подростковом возрасте в вокально-инструментальном ансамбле, где играл на барабанах. После школы Андрей Усачев поступил в институт в Москве по изучению электронной техники, но после 4 курса бросил учебу. После армии поэт был зачислен на филологический факультет Калининского государственного университета, который окончил в 1987 г. Дипломная работа была на тему: «Поэтика стихов для детей Даниила Хармса».
В 1985 году автора стали публиковать, благодаря журналу «Мурзилка». После этого Усачев сотрудничал с «Пионером», «Веселыми картинками», «Крокодилом»; для них он писал фельетоны, юморески, стихи. Кроме этого, Андрей Усачев работал сторожем, мойщиком посуды. Был он также дворником и рабочим сцены.
Андрей Усачев: стихи
В 1990 г., благодаря поэт опубликовал первый детский стихотворный сборник «Если бросить камень вверх», за который получил первую премию на конкурсе юных писателей. Через год вступил в Союз писателей. Несколько лет Усачев работал сценаристом и ведущим программ для детей «Веселая квампания», «Кварьете», «Летающий диван». Очень быстро Усачев стал популярным автором в российской В 1994 году он написал поэтическую книгу «Сны Петушкова», в 1996 г. - «Волшебную азбуку», в 1998 - «Сказочную азбуку», в 1999 - «Планету кошек» и «Шкатулку», в 2003 г. - «Шуршащую песню», «Любопытную Варвару» и «Шел по улице жучок». Также у него есть сборники сказок и фантастики для деток «Умная собачка Соня»- 1996 год, «Сказочная история воздухоплавания» - 2003 год, «Оранжевый верблюд» - 2002 год и др.
Литература и другие сферы деятельности Усачева
В России выпущено больше 100 детских книг Усачева. Две его книги издавались в Израиле на иврите, две книги - в Украине, две - в Молдове. Публикуется он также в Японии, Польше, Сербии. 5 книг Андрея Усачева рекомендовало российское Министерство образования для обучения в школах в качестве учебников.
Музыку на стихи писателя сочиняли известные композиторы: Теодор Ефимов, Максим Дунаевский, Павел Овсянников. К отдельным стихам Андрей Усачев написал музыку самостоятельно. По телевизору доносились больше 50 детских песен с музыкой и стихами писателя. Вышли в свет двадцать аудиокассет с его сказками и песнями.
Кроме прозы и поэзии, он писал для кукольного театра. Самостоятельно и с другими авторами создал больше 10 пьес. Их показывают в двадцати российских театрах. Усачев много времени отдал телевидению. В 1995-96 годах выпустил больше ста передач. На студиях «СТВ», «Союзмультфильм» снято 15 мультфильмов. Один из них полнометражный.
Мультфильмы и награды Усачева
По его сценариям разные студии страны сняли десятки мультфильмов, также художественный фильм из 40 серий «Дракоша и компания».
Усачев также писал популярные пьесы для детского театра, новогодние сценарии. Кроме этого, он много внимания уделял песням: сейчас выпущено больше десяти его сборников. Андрей Усачев стал лауреатом фестиваля «Золотой Остап» (2005 год), конкурсов «Книга года» (за произведение «333 кота») и "Петя и волк-2006" за лучшее произведение для детей.
Андрей Алексеевич Усачёв
Андрей Усачёв - известный российский детский писатель, поэт, драматург, сценарист. В России вышло более 100 книг его для детей.
Андрей Алексеевич поступил в Московский институт электронной техники. Отучился там 4 курса и перешёл на филологический факультет Тверского государственного университета.
С 1985 года Андрей Усачёв начал публиковать свои стихи.
В 1990 году его книга стихов «Если бросить камень вверх» получила первую премию на Всероссийском конкурсе молодых писателей для детей.
В 1991 году стал членом Союза писателей.
Книги Андрея Усачёва переведены на многие языки: иврит, молдавский, польский, сербский, украинский языки.
На стихи Андрея Усачёва написана музыка известными композиторами, такими как Максим Дунаевский, Теодор Ефимов, Павел Овсянников. К некоторым своим стихам он сочинил музыку сам.
Помимо стихов и прозы, Андрей Усачёв пишет сценарии для кукольных театров. Его пьесы идут в 20 театрах России.
Усачёв работал на телевидении. Он писал сценарии и песни для передачи «Кварьете Весёлая квампания», для многосерийного художественного фильма «Дракоша и компания». На протяжении нескольких лет вёл детские радиопередачи «Весёлая радиокомпания» и «Летающий диван».
В 2005-м году Андрей Алексеевич стал лауреатом фестиваля сатиры и юмора «Золотой Остап» за песни для детей, а так же — лауреатом Ежегодного Национального конкурса «Книга года» за книгу «333 кота».
В 2006 году он стал лауреатом международного конкурса «Петя и волк-2006» за лучшее произведение для детей.
У Андрея Усачева много талантов. Он драматург, сценарист и радиоведущий, основатель «Веселой школы детских писателей», где в театрализованной форме доводятся до юного поколения знания широкого спектра – от изобразительного искусства до астрономии. Но главным для себя Усачев считает литературное поприще, любимое занятие – писать книги для детей.
Детство и юность
Андрей Усачев родился в Москве в июле 1958 года в семье педагогов. Тяга к творчеству проснулась в школе, когда пришлось писать песни для школьного ансамбля «Ключи». Но стихи поначалу не очень интересовали, предпочитал прозу – зачитывался , и . «Двух капитанов» и «Урфина Джюса» «затер до дыр».
Всерьез Андрей увлекся поэзией благодаря альбому «По волнам моей памяти» и попробовал сочинять лирические, а позднее юмористические стихотворения. Произведения , о которых писатель подготовил дипломную работу, помогли определиться с выбором между юмором и детской литературой. Произошло это ближе к 27 годам. А по окончании школы Усачев мечтал стать профессиональным барабанщиком, но поступил в институт электронной техники.
Андрею понадобилось 4 года, чтобы понять, что «подчиняться и командовать» не любит и не хочет, потому отслужил в армии и перевелся на филологическое отделение Калининского (ныне - Тверского) госуниверситета. Литератор, по мнению писателя, человек свободный.
Позднее Усачев пришел на радио, где вел передачи «Веселая радиоквампания», «Летающий диван», писал сценарии для мультфильмов. В ранг бестселлеров попал сборник «Малуся и рогопед», которым как методическим пособием пользуются логопеды. Учебник по «Основам безопасности жизнедеятельности» и «Декларация прав человека» рекомендованы для школьной программы
Литература
Осознанно на литературное поприще Андрей Усачев ступил в 1985 году, тогда же в журнале «Мурзилка» опубликовано первое стихотворение. Довольно быстро пришло признание в профессиональной среде: в 1990 году сборник «Если бросить камень вверх» удостоен премии на всероссийском конкурсе начинающих писателей. Через год вышла первая книга, а автор стал членом Союза писателей России.
Персонажами стихов Усачева становились конфета и божья коровка, цветы и рыбы, воздушные шарики, а прочитав «Нестрашные страшилки», дети знакомились с мифическим , барабашками и привидениями.
Популярный цикл «Умная собачка Соня» начался с одноименного мультфильма. Затем собачьи размышления и поиски ответов на вопросы обрели форму книг. Сборник рассказов о ежиках награжден главной премией международного литературного фестиваля «Ветер перемен». За «333 кота» Андрея в 2006-м отметили на национальном конкурсе «Книга года». «1000 и 1 мышь» и «Мышарики» Усачев написал по «заказу» юной читательницы, попросившей писателя уделять внимание не только кошкам.
Первые экземпляры «Неправильных сказок» с удовольствием читали взрослые «дяди и тети» в издательстве, вспоминая собственное детство и такие знакомые стихи, песни и рассказы, которые приобрели несколько пародийный характер. Книга рассчитана на подготовленного читателя, знающего, что в «Репке» тянут именно репку, а не рыбку, а в «Красной Шапочке» волк съел девочку, а не мухомор.
На основе «Школы снеговиков» на радио был поставлен аудиоспектакль. Главные герои книги – и , а снеговики – их помощники, и все вместе живут в деревне Дедморозовка. Этот сказочный населенный пункт Андрей придумал, по собственному признанию, в знак протеста. Усачеву категорически не нравится, как чиновники обставили историю вокруг дедушки и внучки, с возведением резиденций, косноязычными выступлениями на новогодних елках: «Как депутат-единоросс». Писатель считает, что детям Деда Мороза надо преподносить как
«нормального доброго простого человека, какие пока еще встречаются в наших вымирающих деревнях».
В серию входят также «Привидение из Дедморозовки», «Олимпийская деревня Дедморозовка», «Мешок со смехом» и другие.
Из-под пера Усачева выходят не только художественные произведения, но и своеобразные учебники, названия которых говорят сами за себя. Например, «Таблица умножения в стихах», «Азбука хорошего поведения», «Уроки рисования», «Правила дорожного движения».
Книга «Зоология для детей» - мини-энциклопедия о животных, с красочными иллюстрациями и научными комментариями, изложенными доступным языком. «Великий и могучий русский язык» состоит из стихотворений, объясняющих детям идиоматические выражения и фразеологизмы.
В 2013 году на экраны вышел мультфильм «Приключения “Котобоя”», для которого Андрей Усачев переработал 4 рассказа о Коте-капитане, его помощнике и Мышонке-юнге. Кроме него, писатель адаптировал для телевидения еще 14 произведений, в том числе «Девица Бигелоу», «Девочка и крот», «Рыцарский роман».
Впрочем, еще в 2011 году Андрей Алексеевич сказал, что мультипликаторов, понимающих авторский замысел и знающих, как донести его до малолетних зрителей, осталось мало. Потому и проект «Дед Мазай и другие» автору не понравился, а «Князь Владимир» - откровенно плохой.
Личная жизнь
В ответах на вопросы о личной жизни Андрей Усачев придерживается взятого в молодости юмористического тона - говорит, что в браке «30 лет и 3 года», прямо как в сказке. С супругой воспитал сына и дочь. Писатель всем дает положительные характеристики – жене, детям, родственникам, родному городу. Даже страна и «иногда – правительство», и те хорошие.
«И здорово повезло с планетой».
Социальными сетями Андрей не пользуется – нет на это времени, это «большая помойка», где царит безнаказанность. Человек, позволяющий себе оскорблять других в Интернете, никогда не скажет ничего в глаза, а за слова и поступки надо отвечать. Если кто-то захочет поискать писателя в Сети, то пусть обращается в интернет-магазины, распространяющие его произведения.
Сам Усачев читает редко, поскольку устает от писательства. Однако если в руки попадает книга, то это будут сочинения , Юза Алешковского или .
Из современников-коллег Андрею нравятся Марина Потоцкая, Евгений Клюев, стихи Галины Дядиной и Михаила Яснова. По словам писателя, с детской поэзией в России дела обстоят гораздо лучше, чем с прозой. Помимо соотечественников, Усачев рекомендует обратиться к зарубежным авторам, среди которых ему самому нравятся Дик Кинг Смит и .
Андрей Усачев сейчас
В 2018 году Андрей Усачев отпраздновал 60-летний юбилей. Как принято у представителей творческих профессий, писатель преподнес подарок почитателям своего труда – в свет вышла очередная книга, посвященная умной собачке Соне. На этот раз забавная дворняжка стараниями автора научилась вести дневник.
Презентация произведения, которое так и называется – «Дневник собачки Сони», состоялась в сентябре в Доме книги на Новом Арбате, в Москве. Гости мероприятия получили возможность приобрести книгу с автографом Усачева и сфотографироваться вместе с писателем.
Подпортил праздничную картину конфликт со студией «Союзмультфильм», в частности, намерение компании снимать продолжение известных мультиков. Усачеву предложили разработать сценарий кинорассказов о , герое, которого в Советском Союзе прославил . Писатель назвал подобный ход воровством и как отрицательный пример привел продолжение «Простоквашино», раскритикованное . Последний, как известно, был автором оригинальной, знакомой миллионам истории.
Цитаты
Лампа. Ночь. Библиотека. / Пушкин. Лермонтов. Шекспир. / Вальтер Скотт. Толстой. Сенека…/ Как прекрасен этот мир!
«Поэзия не умирает никогда. Просто она и раньше была только для 3-5% образованного населения. А сейчас на фоне того, что все, вроде, образованные и грамотные, поэзия должна доходить до всех. Нет, она никогда не будет волновать всех».
«Если хочешь, чтобы дети читали - то любым способом нужно находить время: садись с ними, читай. Мы же заставляем детей чистить зубы, умываться. Ты имеешь право не читать что-то, но хотя бы школьную программу. Тут уже надо настаивать».
«В детской литературе чаще торжествует справедливость, это поддерживает человека. Ведь когда в жизни много темного, хочется света».
Библиография
- 1990 - «Если бросить камень вверх»
- 1996 - «Умная собачка Соня»
- 1998 - «Сказочная азбука»
- 1999 - «Планета кошек»
- 2000 - «Звукарик»
- 2003 - «Малуся и Рогопед»
- 2007 - «Жили-были ёжики»
- 2010 - «Прогулки по Третьяковской галерее с поэтом Андреем Усачёвым»
- 2012 - «Приключения „Котобоя“»
- 2014 - «Почта Деда Мороза»
- 2017 - «Знаменитая собачка Соня»
- 2018 - «Дневники собачки Сони»
Андрей Алексеевич Усачев родился 5 июля 1958 года в Москве.
Сначала поступил в Московский институт электронной техники, проучился там 4 года и перешел на филологический факультет Тверского государственного университета.
В послужном списке Андрея Алексеевича - работа дворником, сторожем, барабанщиком в ресторане, машинистом сцены в Театре Сатиры, охранником на железной дороге, уборщиком на пляже, посудомойкой, редактором журнала «Веселые картинки».
Публиковаться начал в 1985 г.
В 1990 г. книга стихов «Если бросить камень вверх» получила первую премию на Всероссийском конкурсе молодых писателей для детей.
Член Союза Писателей с 1991 года.
В России вышло более 100 книг Андрея Усачева для детей. Две книги вышли в Израиле (на иврите). Две - на Украине, две - в Республике Молдова. Есть публикации в Польше, Сербии, Японии. Пять книг Андрея Усачева рекомендовано Министерством Образования России для изучения в школах в качестве учебных пособий: «Основы Безопасности Жизнедеятельности» 1, 2, 3-4 класс, «Декларация Прав Человека», «Мои географические открытия».
Музыку на его стихи писали известные композиторы: Максим Дунаевский, Теодор Ефимов, Павел Овсянников, Александр Пинегин. К некоторым своим стихам он сочинил музыку сам. На телевидении звучало около более 50 песен для детей со стихами и музыкой Усачева. Выпущено 20 аудиокассет с его песнями и сказками.
Кроме стихов и прозы, пишет для кукольного театра. Единолично и в соавторстве создано более 10 пьес. Пьесы идут в 20 театрах России.
На студиях «Союзмультфильм», «Экран», «СТВ» по сценариям и стихам А. Усачева нарисовано 15 мультфильмов. В том числе один полнометражный.
Автор сценариев 40-серийного телевизионного художественного фильма «Дракоша и Компания». Много работал на телевидении. Только в 1995-1996 гг. выпустил около ста передач «Кварьете "Веселая Квампания"».
В течение нескольких лет вел детские радиопередачи «Веселая радиоквампания», «Летающий диван».
Автор сценариев Новогодних представлений для детей в Кремлевском дворце съездов и Московской мэрии.
В 2005-м году стал лауреатом фестиваля сатиры и юмора «Золотой Остап» за песни для детей и лауреатом Ежегодного Национального конкурса «Книга года» за книгу «333 кота», в 2006 - лауреатом международного конкурса «Петя и волк-2006» за лучшее произведение для детей.
Андрей Усачев, знаменитый детский поэт и писатель, автор всем известной "Умной собачки Сони" и логопедического бестселлера "Малуся и рогопед", размышляет о современных детских книгах, и о том, как и что читать детям — от малышей до подростков.
— Сейчас во многих школах детям выдают список литературы на лето. Как вы вообще относитесь к таким спискам?
— Я, честно говоря, редко выныриваю из своего писательства, поэтому, что происходит во внешнем мире, знаю плохо. И что наши руководящие педагогические государственные органы рекомендуют детям, не знаю. Могу сказать в самом общем виде. Самое главное в детском чтении: чтобы оно было по возрасту. Каждый костюмчик должен быть сшит по размеру.
Раз мы доросли до понятия "возрастная психология", то очень важно не вызвать у детей отвращения, навязывая те книги, которые им рано читать. Классические книги и писались не для всех — и уж точно не для детей. Например, "Войну и мир" 90% населения в царской России и не могло прочесть, потому что она была написана на пяти языках, а переводов тогда не предполагалось. А когда мы начинаем этим мучить детей, у них вырабатывается такое отношение к Толстому, что они его потом никогда не открывают. А почему вместо этого не читать "Казаков", которые вполне доступны для детского восприятия?
— Но каждый родитель упирается в школьную программу, когда, например, в 7 классе проходят "Тараса Бульбу" — иногда, чтобы все-таки смягчить жестокость произведения, предлагая усеченный вариант.
— Когда начинают вычеркивать что-то из произведения — это плохо. Тогда лучше вообще его не предлагать детям. Тогда можно — например, в рамках нынешней борьбы с курением — убирать упоминания, что Тарас Бульба курил трубку и вставлять ему в рот чупа-чупс. Или дети дозрели до каких-то вещей или нет — и нечего от них скрывать, что казаки напивались и участвовали в жестоких побоищах, показывая лишь патриотическую часть, где они кричат "За родину, за веру". Все эти выжимки ни к чему хорошему не приводят. Я тут с удивлением услышал, что одно издательство привлекло лучших французских писателей пересказывать классику для маленьких детей — например, "Преступление и наказание". Как они себе это мыслят? Я не знаю. Не надо уродовать книги, в конце концов, Достоевского и взрослые не все читают. Надо давать детям тот "корм", который идет им на пользу. Мы все любим оливки, но если 2-летнего ребенка кормить оливками, у него будет заворот кишок.
— Сейчас сознательные родители, наоборот, иногда стараются предложить ребенку книги "на вырост" — чтобы быстрее развивался.
— Не надо растить маленького гения, растите маленького ребеночка. Почему вы решили, если он будет заниматься 3 языками в младенчестве, он вырастет гением? Важно, чтобы он стал нормальным человеком. У человека либо есть гениальность — и она проснется — у некоторых она в 40 лет просыпается, между прочим. Например, Дик Кинг-Смит, который "Поросенка Бейба" написал — в 50 лет у человека писательский талант проснулся. И нормально. У кого-то — наборот, талант просыпается очень рано, как, например, у французского поэта Артюра Рембо — но он в 15 лет начал писать стихи, а в 21 год уже все закончилось.
По-моему, только неумные родители заставляют маленького ребенка учиться, требуют от него каких-то небывалых результатов. Сейчас, к сожалению, понятие "успешность" вышло на первый план: хочу ребенка не доброго, не гармоничного, не заботливого, не духовно развитого — хочу успешного. Я встречаю такое в обсуждениях в Сети, хотя вообще в Интернет хожу редко — слишком расстраиваюсь. А когда я вижу кучу вываленных глупостей — и через них надо продираться к чему-то стоящему... Мне времени жалко. Интернет — это огромный и слишком широкий срез общества. Читать какие-то отклики, ориентироваться на мнение мам — почему я должен на их мнение ориентироваться? Они очень разные — и глупые попадаются. Пусть они на меня ориентируются! Я готов послушать их, как ребенка, но в смысле чего почитать, тут я справлюсь сам.
"Списки литературы" от Андрея Усачева
— Так с чего же, по-вашему, ребенку лучше начинать самостоятельное чтение?
— Да с любого несложного текста. Ребенку ведь больше удовольствия доставляет то, что он вообще читает, что у него получается, а не содержание книги. Есть простенькие тексты специальные, детские сказки, чудесные маленькие рассказики Льва Толстого — "Филиппок" и другие.
— Мы не знали двух замечательных авторов, которые считаются классиками мировой детской литературы — это уже упомянутый Дик Кинг-Смит, потрясающий писатель, у него замечательные сказки. И он дожил почти до конца XX века. И второй автор — тоже англичанин, я вообще их прозу люблю — это Роальд Даль. Ну это умереть можно — одна сказка лучше другой! У нас его лучше знают — спасибо фильму "Чарли и шоколадная фабрика", хотя версия Тима Бёртона мне не очень понравилась, это не лучшая его вещь. Но был гениальный фильм "Матильда" с Дэнни Де Вито, который играет скверного папашу, был фильм "Ведьмы". Хорошие фильмы — и книжки потрясающие. Мы такие, к сожалению, не умеем производить.
— Поэтому сейчас издаются, в основном, переводные детские книги?
— Это если говорить о прозе. Вообще, сейчас люди переходят на прозу, поэзия... Нет, она не умирает, поэзия не умирает никогда. Просто она и раньше была только для 3-5% образованного населения. А сейчас на фоне того, что все, вроде, образованные и грамотные, поэзия должна доходить до всех. Нет, она никогда не будет волновать всех. Но детская литература в этом отличается — там поэзия очень хорошо себя чувствует. И в нашей стране мощнейшая поэтическая традиция — и была, и есть. На Западе, насколько я знаю, детская поэзия практически отмирает, по разным причинам. У нас же, наоборот, поэтическая держава — до сих пор. У нас в школах проходят стихи, их учат в детском саду. Ни в одной стране мира не учат стихов в обязательном порядке — даже в той же Англии. У нас у детей есть привычка к повторению стихов — и если мы это потеряем, будет очень жалко, потому что это одна из немногих вещей, которой мы можем гордиться. В нашей литературе и было, и есть огромное количество прекрасных стихов.
— Кого из детских поэтов вы бы назвали среди любимых?
— Был великий Заходер, прекрасный Валентин Дмитриевич Берестов, была замечательная Эмма Мошковская, которую очень мало, к сожалению, знают. Михаил Яснов, Петр Синявский, Сергей Махотин, Григорий Кружков — даже среди живущих сейчас, рядом с нами — огромное количество поэтов мирового качества. Другой вопрос, что поэзия плохо конвертируется. Из молодых — по-моему, одна звезда у нас есть — Галя Дядина из Арзамаса. У нее свои фанаты, ее уже читают повсюду. У нее вышла красивая книжка, которую мы вместе написали — "Звездная книга. Поэтическая астрономия". Люди не могут отличить, где мои стихи и где Галины — и это классно. Есть и звезды не такого яркого сияния — Аня Игнатова в Питере, еще 2-3 девочки — все не москвички, кстати. Юлия Симбирская из Ярославля — у нее еще не изданы книги, но в Интернете они уже есть, на сайтах молодых писателей и поэтов.
— Тем не менее, иногда родители жалуются, что нечего читать детям.
— Да, бывает так, что матери, даже придя в книжный магазин, не знают, что взять. Есть, есть что читать. И не всегда даже надо искать чего-то нового. Вот 10 лет не издавали Юрия Коваля — не было его — сейчас стали, наконец, переиздавать.
— Какова, по-вашему, ситуация с детскими издательствами?
— Хорошо, что возникла конкуренция — и детский сектор, в отличие от взрослого, продолжает стабильно приносить прибыль. Уже даже традиционно "взрослые" издательства обращаются к детской литературе. Да, кто-то ширпотреб производит, что тоже необходимо — потому что это дешево, и в провинции люди могут себе позволить. Кто-то выпускает более сложные книги, с какими-то вывертами. Рынок большой, живой, пока не умирающий — и при нашей жизни смерть ему не грозит. Конечно, хочется лучше, хочется больше, хочется, чтобы до каждого села доходили рисунки, скажем, Вики Фоминой или кого-то еще.
— Вы ездите по стране с выступлениями, встречаетесь с детьми. Как меняется публика, отличаются ли чем-то дети в столицах и провинции?
— В провинции дети живее: они поздоровее, порозовее, не так измотаны большим информационным потоком, обилием культурных событий. Там еще играют во дворах в футбол, что замечательно. Они тоже, конечно, в Интернете сидят, но у них еще рядом природа есть. Я вот ездил в Плесецк — и отличные там дети, самые обычные школьники, которых привозят на встречу автобусами — и которым, по большому счету, вся эта поэзия по барабану.
Спрашивать о ситуации с детским чтением у чиновников или даже мамочек бессмысленно — надо спрашивать у библиотекарей. В провинциальной библиотеке все перед глазами, и библиотекари говорят: ходят дети, читают.
Но, конечно, меньше, чем раньше. Вообще, если я бы сейчас был ребенком, я что, только бы читал? Раньше же делать было нечего, а теперь я могу за границу поехать, могу поиграть с друзьями в компьютере, могу в Интернете что-то интересное найти. Это нормально. Процесс чтения находится в нормальных человеческих пределах. Сами понимаете: тот, кто читает — он не работает. Вот, скажем, вернулся сталевар после тяжелой смены — он что, должен Достоевского читать? Тот, кто хоть раз в жизни занимался тяжелым физическим трудом, знает, что вечером нужна не книга, а стакан водки — не чтобы напиться, а чтобы стресс снять, чтобы отпустило. Если вы хотите, чтобы страна перестала работать — тогда пускай все читают.
Никакая нормальная страна не может быть литературоцентричной. Англия — величайшая литературная держава, но не литературоцентричная, тем не менее. Либо надо достигнуть такого уровня развития, чтобы как в Древнем Риме: работают рабы, а граждане возлежат — и читают.
— А сами вы что читаете?
— Я мало чего читаю — сил нет, работы много. Это как раз к теме "почему люди не читают?" Да вкалывают они! Вообще Пелевина читаю, мне это интересно, это неожиданно. Улицкую, Дину Рубину — это большие писатели. Из иностранных — Умберто Эко мне нравится. Сейчас много всплывает классики, которую мы раньше не знали. Скажем, гениальная вещь Киплинга в переводе Григория Кружкова и Марины Бородицкой — "Пак с Волшебных холмов". У того же Киплинга я прочел "Сталки и компания" — повесть о детских годах в частной школе. Это была любимая вещь Стругацких — в честь Сталки они назвали своего Сталкера. Вот так все время выскакивает неожиданная классика, которую я еще читал — а за новизной не гонюсь.
Думал, что хорошо знаю Лескова, а тут обнаружил его публицистику. Прочел целый том пьес Платонова. У нас же Платонов рождается раз в сто лет, сейчас его восьмитомник вышел — я просто умираю.
Воспитание подростков: "поди угадай"
— Мамы подростков часто сталкиваются с тем, что ребенок ленится: "Ничего не хочет — только развлекаться".
— Это не новая проблема. Я помню, мне самому хотелось ходить на танцы, заниматься музыкой — я ее всегда любил — а книги... В 9-10 классе я читал в 3-4 раза меньше, чем в младших классах. Это нормальный для подростков процесс. Для них становится важнее общение, мода, все подростки становятся музыкальными дураками — это норма, это надо просто пережить.
— Хорошо, если музыка, а если бесконечные компьютерные игры?
— Ну а раньше? Бегали и жгли покрышки на свалке — те же квесты и стрелялки. Если разобраться: ну чем мы раньше занимались? Да тем же самым. Я не вижу ничего из ряда вон выходящего.
Другое дело, что у нас общий процесс загнивания и потери культуры, это да. А дети просто живут в этом всем, растут на этой почве. Мы же и есть перегной для будущих поколений.
— А что делать, если ребенку тяжело, он не хочет напрягаться, читает только от сих до сих?
— Не скажу. Моих детей не приходилось заставлять. Мы читали детям — не я, жена, скорее — уже когда они были в пятом классе, шестом. Они, по-моему, класса до восьмого все вместе читали, мне очень это нравилось. Сыну сейчас 27 лет, дочери — 24 года. Дочка в каком-то возрасте перестала читать вообще, а сейчас вдруг снова начала. Сын же, наоборот: в детстве, юности много читал, сейчас почти не читает. И вот поди угадай: выросли в одной семье, слушали одни книги. Ничего нельзя просчитать заранее.
Если хочешь, чтобы дети читали — то любым способом нужно находить время: садись с ними, читай. Мы же заставляем детей чистить зубы, умываться. Ты имеешь право не читать что-то, но хотя бы школьную программу. Тут уже надо настаивать.