Биография чаплиной веры васильевны. Особенность творчества Веры Чаплиной

Биография

Вера Чаплина родилась в Москве, на Большой Дмитровке в потомственной дворянской семье в доме деда, крупного инженера-теплотехника профессора Владимира Михайловича Чаплина (мецената и воспитателя архитектора Константина Мельникова). Мать, Лидия Владимировна Чаплина, закончила Московскую консерваторию, отец, Василий Михайлович Кутырин, - юрист. После революции 1917 года в хаосе Гражданской войны 10-летняя Вера потерялась и, как беспризорница, оказалась в детском доме в Ташкенте .

«Только любовь к животным помогла мне пережить это первое большое горе, - вспоминала впоследствии писательница, - Даже находясь в детском доме я ухитрялась держать щенят, котят и птенцов… Днем я выносила своих питомцев в огромный сад около дома, а на ночь тащила их в спальню и прятала кого в тумбочку, кого под кровать, а кого себе под одеяло. Иногда кто-нибудь из воспитателей обнаруживал моих питомцев и мне здорово попадало». Любовь к животным и ответственность за жизни своих «меньших братьев» воспитали в маленькой девочке решительность и умение преодолевать трудности. Эти черты характера и определили её жизненный и творческий путь.

В 1923 году Веру разыскала мать и привезла в Москву. Вскоре она стала ходить в зоопарк и поступила в кружок юных биологов (КЮБЗ), которым руководил профессор П. А. Мантейфель . Будущая писательница не только выкармливала соской звериных детенышей и заботилась о них, она наблюдала за животными, вела научную работу, стремилась к тому, чтобы звери не особенно чувствовали, что они в неволе.

В 25 лет Вера Чаплина становится одним из новаторов Московского зоопарка. Она навсегда останется в его истории как инициатор и руководитель созданной в 1933 году площадки, где «не только воспитывался здоровый и крепкий молодняк, но и было сделано так, чтобы разные животные мирно уживались друг с другом». Этот эксперимент вызвал небывалый интерес зрителей, и площадка молодняка на многие годы стала одной из «визитных карточек» Московского зоопарка.

Вера Чаплина на площадке молодняка Московского зоопарка

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Писатели по алфавиту
  • Родившиеся 24 апреля
  • Родившиеся в 1908 году
  • Родившиеся в Москве
  • Умершие 19 декабря
  • Умершие в 1994 году
  • Умершие в Москве
  • Сценаристы по алфавиту
  • Сценаристы СССР
  • Сценаристы России
  • Сценаристы XX века
  • Писатели СССР
  • Писатели России по алфавиту
  • Писатели России XX века
  • Русские писатели по алфавиту
  • Русские писатели XX века
  • Члены Союза писателей СССР
  • Писательницы России
  • Писатели-натуралисты
  • Детские писатели по алфавиту
  • Детские писатели СССР
  • Детские писатели России
  • Дрессировщики

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Чаплин, Станислав Викторович
  • Чаплыгин, Валерий Андреевич

Смотреть что такое "Чаплина, Вера Васильевна" в других словарях:

    Чаплина - Чаплина, Вера Васильевна Чаплина Вера Васильевна Дата рождения: 24 апреля 1908(… Википедия

    Кинули (повесть) - Кинули Жанр: повесть Автор: Чаплина, Вера Васильевна Язык оригинала: русский Публикация: 1936 г. Это статья о повести; о животном см.: Кинули … Википедия


Долгое время я работала в Зоопарке со львами, тиграми, но случилось так, что меня перевели работать в обезьянник. Читать...


Попал Фомка в Москву не поездом, не пароходом, а прилетел на самолёте. Маршрут его: остров Котельный - Москва. Читать...


В одной клетке сидела волчица, а в соседней - собака из породы овчарок. Читать...


Ная - это выдрёнок. Туловище у Наи длинное и гибкое, словно без костей; головка приплюснутая, похожа на змеиную, и маленькие, как бусинки, глаза. Читать...


С самого утра не ладилось дело. Скисло молоко, не привезли вовремя мяса. Голодный молодняк пищал на разные голоса, а тут ещё принесли лосёнка. Читать...


Когда я вошла в клетку, волчонок забился в угол и испуганно скосил глаза. С рыжеватой шерстью, круглолобый, он мне понравился сразу. Читать...


Этого медвежонка назвали Копушей, потому что она вечно копалась: последней выходила на прогулку, последней съедала свой обед. Читать...


Это случилось как раз в то время весны, когда у лисицы уже пищали в норе лисята, а по лесу со своими медвежатами бродила медведица и отовсюду слышался многоголосый птичий хор. Читать...


Я не хочу называть издательство, где произошёл этот случай, скажу лишь одно: в нём рождались книжки, которые очень любят ребята. Читать...


Слава с мамой совсем недавно переехали в один из новых районов города. Их квартира была на самом последнем - двенадцатом - этаже. Славе нравилось, что они живут так высоко. Читать...


Его звали Мухтар. Но это был не тот знаменитый Мухтар, которого снимали в кинокартине «Ко мне, Мухтар!». Тот Мухтар был породистой овчаркой и помогал разыскивать преступников. Читать...


Вот уже третьи сутки моросил въедливый, холодный дождь. Резкий ветер давно сорвал с деревьев последние листья, и теперь они лежали бурые, поблёкшие, словно приклеенные дождём к земле. Читать...


Марина пришла из школы гордая и счастливая. Ещё бы, у неё в дневнике почти одни пятёрки. Читать...


Скворечник у нас новый и красивый. Со всех сторон мы обили его корой от берёзы, и он стал похож на настоящее дупло. Читать...


Небольшой рыболовецкий колхоз раскинулся у самого берега Белого моря. Так близко, что во время прилива вода подбегала почти к самым домам, а когда уходила, то за нею по камням тянулись тёмно-зелёные скользкие водоросли. Читать...


В то лето я поселилась у одного лесника. Изба у него стояла на полянке, окружённая лесом, и через усадьбу, журча по камешкам, бежал узкий ручеёк. Сам лесник Иван Петрович был ещё и охотник. Читать...


Однажды у нас на даче, под карнизом террасы, поселились два воробья. В большую щель, которая образовалась в доске, они старательно таскали пёрышки, подобранные где-то кусочки ваты, пух, соломинки и вообще всё, что годилось для постройки гнезда. Читать...


О том, что две маленькие серые птахи избрали для своего гнезда самый дальний уголок сада, София Петровна догадалась сразу. Впрочем, догадаться было совсем не трудно, наблюдая, как птицы старательно тащили туда какие-то пушинки, пёрышки, пучки тонких сухих травинок. Читать...

После возвращения в Москву Чаплина с раннего утра до позднего вечера находилась в зоопарке. Молодость стремительно сменилась самостоятельной и взрослой жизнью, и из добровольного помощника Чаплина вскоре превратилась в организатора и смотрителя площадки, на которой содержались животные-одногодки.

Прошли годы, и Вера Чаплина стала описывать свой опыт в книге «Малыши с зелёной площадки». Эта книга имела ошеломительный успех, а через несколько лет свет увидели рассказы Веры Чаплиной о животных, собранные в книге «Мои воспитанники». В этом сборнике писательница впервые с грустью и добротой рассказала читателям о львице по имени Кинули, которую воспитывали в городской квартире.

Рассказы о животных «Пуська», «Испорченный отпуск», «Как хорошо!» наполнены комическими ситуациями, возникающими при более тесном знакомстве с четвероногими друзьями. Порой создаётся впечатление, что Вера Чаплина ставила своей целью не поведать нам о каких-то животных, а помочь заметить их и разглядеть.

Наверное, очень немногие люди могут сказать о себе что-то подобное. А Вера Васильевна сказала это с полным правом, потому что почти всю жизнь – с шестнадцати лет – работала в Московском зоопарке. А в Зоопарке – так уж получалось – ей постоянно приходилось иметь дело со зверёнышами, которые либо осиротели, либо матери почему-то отказались их кормить. И наверное, многие из них погибли бы, если б не добрые руки и неиссякаемое терпение, а главное – если бы не огромная любовь к животным Веры Васильевны Чаплиной.

Конечно, она не только выкармливала соской детёнышей и заботилась о них – она наблюдала за животными, вела научную работу, стремилась к тому, чтоб звери не особенно чувствовали, что они в неволе. Постоянно наблюдая за малышами, Вера Васильевна предложила организовать площадку молодняка – поместить в одну большую вольеру лисят и львят, волчат и ягнят, медвежат и козлят. Многие сомневались, уживутся ли друг с другом такие разные звери. Но Вера Васильевна была уверена: уживутся, ведь они ещё не звери, а зверята, все они весёлые и добрые, игривые и доверчивые, как и всякие детёныши. И вот в Московском зоопарке появилась такая площадка. Сколько интересного материала для изучения дал этот эксперимент зоологам! Сколько радости и весёлых минут доставила эта «площадка» посетителям Зоопарка! Но ребята, видевшие, как играют, бегают, гоняются друг за другом зверята, не знали, что не все они сразу начали дружить, да и потом были всякие непредвиденные случаи.

Вера Васильевна замечала в поведении животных всё, до мельчайших подробностей. А потом решила рассказать ребятам о том, что происходит на площадке молодняка. Так появилась первая её книга «Малыши с зелёной площадки». Из неё ребята узнали, что каждый зверёныш, так же как и всякий взрослый зверь, имеет свой характер и свой нрав, что зверя можно воспитать и злым и добрым.

Потом Вера Васильевна написала книги «Мои воспитанники» и «Четвероногие друзья». Ребята познакомились с львицей Кинули, выросшей не в клетке, а в городской квартире, с лосёнком Лоськой, выкормленным соской, с умным слоном Шанго, с обезьянкой Малышкой, с лисёнком Куцым, с выдрой Наей, с собакой, воспитанной волчицей, и со многими другими животными. Ребята узнали и о тех людях, которые работают в Зоопарке – ухаживают за животными, лечат, изучают и кормят их.

Немало книг написала за свою жизнь Вера Васильевна Чаплина: «Кинули», «Питомцы зоопарка», «Друг чабана», «Медвежонок Фомка», «Случайные встречи» и другие. Книги эти многократно переиздавались, переводились на разные языки и в нашей стране, и за её пределами, и ребята во многих странах полюбили их, полюбили не только потому, что книги Веры Васильевны интересные, но ещё и потому, что они написаны очень добрым человеком, человеком, любящим животных и считающим главным делом своей жизни – воспитание доброты. А доброта, одно из самых важных и нужных качеств человеческого характера, начинается с малого – с доброго отношения к котёнку или щенку, птенцу или лягушонку.

По-настоящему добрый человек всегда смелее злого, он и в жизни счастливее человека недоброго, и радостей в жизни у него больше. И встреча с хорошей книгой, написанной добрым человеком, – это тоже большая радость.

И вот такую книгу – интересную и умную, которая поможет тебе многое понять, которая заставит тебя задуматься, а возможно, и на кое-что взглянуть иными глазами, – ты сейчас держишь в руках.

Юрий Дмитриев

Обращение к читателям

Дорогие ребята!

Всю жизнь я очень любила животных, и сколько себя помню, всегда у меня воспитывались какие-нибудь птенцы, щенята, зайчата…

Мне нравилось, когда меня дома встречали раскрытые рты галчат, сорок, когда серенькие желторотые воробышки не улетали от протянутой руки, а зайчата смело прыгали ко мне на колени.

С шестнадцати лет я поступила в кружок юных биологов Зоопарка. Руководил этим кружком известный натуралист и большой любитель природы Пётр Александрович Мантейфель. Он учил нас любить животных, беречь и изучать природу… Кружок наш был небольшой и очень дружный. Мы помогали служителям убирать клетки, кормить зверей и птиц, научным сотрудникам – наблюдать животных, записывали в дневники их поведение, взвешивали звериных малышей и следили за их ростом…

Помню, сколько нового и интересного узнала я в Зоопарке: какими рождаются барсучата, соболята, дикобразы, как растёт весь этот молодняк, как изменяются повадки животных… И каких только у меня не было звериных малышей, начиная от маленького, чуть больше напёрстка, бельчонка и кончая львятами, росомахами!

А как обрадовалась я, когда в 1933 году меня назначили заведующей молодняком Зоопарка! Вот тогда мне пришла мысль устроить в Зоопарке специальную площадку, где можно было бы не только воспитать здоровый и крепкий молодняк, но и сделать так, чтобы разные животные мирно уживались друг с другом.

У меня осталось много приятных и дорогих воспоминаний о тех звериных малышах, которым я отдала много тепла, любви и заботы. И мне, ребята, очень хочется, чтобы и вы познакомились с моими воспитанниками и полюбили их.

В. Чаплина

Мои питомцы

Самая смышлёная

Долгое время я работала в Зоопарке со львами, тиграми, но случилось так, что меня перевели работать в обезьянник.

Очень не хотелось мне там оставаться. Обезьян я совсем не знала и не любила. Стою перед клеткой с обезьянами-резусами; их там целая стая – штук сорок – бегает. Смотрю и думаю: «Как же я их различать буду? Уж очень они друг на друга похожи. Одинаковые глаза, мордочки, руки, и даже роста как будто одного». Но это мне только вначале так казалось, а как пригляделась к ним – вижу, что хоть и одной они породы, а друг на друга не похожи. У того, которого звали Вовкой, голова гладкая, словно причёсанная, не то что у Бобрика. У Бобрика вихры во все стороны торчат, ну совсем как у Стёпки-растрёпки.

Но больше всех отличалась Малышка. Из всех обезьян она была самая маленькая, оттого её так и прозвали. Мордочка у Малышки остренькая, а сама она ловкая, шустрая. Как войду я в клетку, все обезьяны разбегутся, а Малышка чуть-чуть отойдёт в сторону и поглядывает на моё решето, в котором я приносила фрукты.

Вот эту-то Малышку и решила я приручить. Нелёгкое это было дело.

Долго не решалась ко мне подойти трусишка. Стоило только к ней протянуть руку, как она быстро отскакивала и убегала. Но я терпеливо просиживала в клетке часами и время от времени бросала ей самые вкусные кусочки.

С каждым днём Малышка привыкала ко мне всё больше и больше. Не убегала, когда я подходила, а однажды так расхрабрилась, что чуть не вырвала у меня печенье, которое я хотела дать другой обезьяне. Как-то даже пыталась залезть ко мне в карман. Уже протянула руку, но тут же сама испугалась своей храбрости и удрала. С тех пор я стала нарочно класть сладости в карман. И делала это так, чтобы Малышка видела. Я уже знала, что она большая сластёна.

Обезьянка внимательно наблюдала, как я кладу в карман грушу или кусочек сахару, а потом вытягивала трубочкой ротик и жалобно кричала. И всё-таки в карман она залезть решилась. Чтобы не испугать воришку, я нарочно отвернулась, как будто ничего не замечаю. А Малышка быстро вытащила у меня из кармана кусочек сахару и, воровато оглядываясь, на всякий случай уселась подальше.

Вера Васильевна Чаплина (1908–1994) – известная детская писательница-анималист, жизнь и творчество которой непосредственно связаны с Московским зоопарком.

Вера Чаплина родилась в Москве, на Большой Дмитровке в потомственной дворянской семье в доме деда, крупного инженера-теплотехника профессора Владимира Михайловича Чаплина (мецената и воспитателя архитектора Константина Мельникова). Мать, Лидия Владимировна Чаплина, закончила Московскую консерваторию, отец, Василий Михайлович Кутырин, - юрист. После революции 1917 года в хаосе Гражданской войны 10-летняя Вера потерялась и, как беспризорница, оказалась в детском доме в Ташкенте.

«Только любовь к животным помогла мне пережить это первое большое горе, - вспоминала впоследствии писательница. - Даже находясь в детском доме, я ухитрялась держать щенят, котят и птенцов… Днем я выносила своих питомцев в огромный сад около дома, а на ночь тащила их в спальню и прятала кого в тумбочку, кого под кровать, а кого себе под одеяло. Иногда кто-нибудь из воспитателей обнаруживал моих питомцев, и мне здорово попадало». Любовь к животным и ответственность за жизни своих «меньших братьев» воспитали в маленькой девочке решительность и умение преодолевать трудности. Эти черты характера и определили её жизненный и творческий путь.

Матери удалось разыскать Веру, и в 1923 году они возвратились в Москву. Вскоре 15-летняя девушка стала ходить в зоопарк и поступила в кружок юных биологов (КЮБЗ), которым руководил профессор П.А. Мантейфель. Будущая писательница не только выкармливала соской детенышей и заботилась о них, она наблюдала за животными, вела научную работу, стремилась к тому, чтобы звери не особенно чувствовали, что они в неволе.

В 25 лет Вера Чаплина становится одним из новаторов Московского зоопарка. Она навсегда останется в его истории как инициатор и руководитель созданной в 1933 году площадки, где «не только воспитывался здоровый и крепкий молодняк, но и было сделано так, чтобы разные животные мирно уживались друг с другом». Этот эксперимент вызвал небывалый интерес зрителей, и площадка молодняка на многие годы стала одной из «визитных карточек» Московского зоопарка.

Тогда же в журнале «Юный натуралист» появились первые небольшие рассказы Веры Чаплиной, и сразу после этих публикаций издательство «Детгиз» заключает с ней договор на книгу. В 1935 году были опубликованы и имели успех «Малыши с зеленой площадки». Как и для многих авторов, определяющей для Чаплиной стала её вторая книга - «Мои воспитанники» (1937). И действительно, вошедшие в неё рассказы, среди которых «Арго», «Лоська», «Тюлька», стали одними из лучших в её творчестве. А история про львицу Кинули, воспитанную в городской квартире, кроме того получилась настоящим бестселлером, ожидаемым читателями ещё до своей публикации.

События, описанные в этой повести, начались весной 1935 года и уже осенью были широко известны не только в Москве, но и далеко за её пределами благодаря многочисленным газетным заметкам и репортажам в киножурналах. На Чаплину буквально обрушился поток писем от незнакомых детей и взрослых из разных городов страны. Причем большинство из них, не зная её точного адреса, надписывали конверты просто: «Московский зоопарк, Кинули Чаплиной». Вскоре известность становится международной: в декабре американская «The Christian Science Monitor» публикует большую статью о Вере Чаплиной, Кинули и площадке молодняка; затем с ней заключают договор об издании произведений за границей, и в 1939 году в Лондоне выходит книга её рассказов «My Animal Friends», George Routledge & Sons Ltd.

В 1937 году Чаплину назначили заведующей секцией хищников. В начале войны Веру Чаплину вместе с частью особо ценных животных направляют в эвакуацию на Урал, в Свердловский зоопарк. В хаосе массовой эвакуации она пережила ужас потери детей (сына и дочери), и лишь самообладание и счастливый случай помогли ей найти их где-то под Пермью. Особенно трудно было сохранить жизнь животным. «Не хватало кормов, приходилось прилагать громадные усилия, чтобы накормить, спасти их, - рассказывала годы спустя писательница. - Все без исключения сотрудники зоопарка самоотверженно боролись за жизнь наших питомцев. Мы делились последним с детьми и …зверями». В тяжелейших условиях войны Чаплина проявила себя умелым и решительным организатором. Летом 1942 года её назначают заместителем директора, а весной 1943 года возвращают в Москву и поручают руководство производственными предприятиями столичного зоопарка.

Более 20 лет отдала Вера Чаплина Московскому зоопарку. В 1946 году она перешла на постоянную литературную работу. В 1947 году выходит её новый сборник «Четвероногие друзья», в котором помимо переработанного текста «Кинули» впервые появились такие рассказы, как «Фомка-белый медвежонок», «Волчья воспитанница», «Куцый», «Шанго» и другие. «Четвероногие друзья» имели необычайный успех: уже через несколько лет они были переизданы не только в Москве, но и в Варшаве, Праге, Братиславе, Софии, Берлине. А когда в 1950 году Чаплина вступала в Союз писателей, то рекомендовавшие её Самуил Маршак и Лев Кассиль недоумевали, почему это не произошло гораздо раньше.

Литературным соавтором Веры Чаплиной с конца 1940-х годов стал писатель-натуралист Георгий Скребицкий. В соавторстве они создают сценарии к мультфильмам «Лесные путешественники» (1951) и «В лесной чаще» (1954). После совместной поездки в Западную Белоруссию публикуют книгу очерков «В Беловежской пуще» (1949). И все же главным писательским материалом для Чаплиной продолжает быть жизнь Московского зоопарка. В 1955 году она выпускает сборник рассказов «Питомцы зоопарка» (окончательно завершён в 1965 году). Среди героев рассказов Чаплиной такие знаменитые животные Московского зоопарка, как волк Арго, тигры Раджи и Сиротка, медведи Борец и Марьям, кондор Кузя, слон Шанго и другие.

Произведения писательницы иллюстрировали такие мастера книжной графики, как Дмитрий Горлов, Георгий Никольский, Алексей Комаров, Вадим Трофимов, Евгений Чарушин, Вениамин Белышев, Евгений Рачёв, Владимир Конашевич. Кроме того, с Чаплиной работали и многие известные фотографы.

В 1950–1960-х годах с героями произведений Веры Чаплиной знакомятся во Франции, Японии, Израиле, Португалии, США, и её книги, одни из немногих в то время, широко представляют за рубежом образ советской детской литературы. Это весьма примечательно, ибо как раз советская идеология в них совершенно отсутствовала. Впрочем, данное обстоятельство не мешало «Издательству литературы на иностранных языках», расширяя круг своих иностранных читателей, публиковать «Четвероногих друзей» и «Питомцев зоопарка» английском, немецком, испанском, арабском, корейском, хинди, бенгали, урду и других языках.

Сама писательница после ухода из зоопарка и тяжелой болезни с начала 1950-х годов жила все более замкнуто. Чаплину не волновала мишура публичных выступлений, она не стремилась пролезть в «литературное начальство», а отношение к ней со стороны начальства зоопарковского было на удивление прохладным. Зато Вера Васильевна сделалась общественным инспектором охраны природы, научилась водить машину (после того, как почти год была парализована из-за энцефалита). Выросли ее дети, появились внучки, прибавилось семейных забот. Вера Васильевна привыкла быть лидером – основной груз ответственности в семье она всегда несла на своих плечах. Но с детства она имела счастливый талант в самых обыкновенных обстоятельствах и ситуациях обращать внимание на что-то очень интересное для себя и неожиданное для других. С возрастом этот талант помогал писательнице находить все новые и новые сюжеты для рассказов.

Не одно поколение читателей выросло на произведениях Веры Чаплиной (общий тираж её книг превышает 20 миллионов экземпляров). И хотя первые юные читатели первых рассказов Чаплиной давно стали дедушками и бабушками, её книги переиздаются вновь, и вновь они пользуются успехом.

Вера Чаплина похоронена в Москве на Ваганьковском кладбище.

Вера Чаплина — детская писательница, создавшая огромное количество произведений для детей. И все они были посвящены братьям нашим меньшим. Ее книги пользовались и продолжают пользоваться популярностью во всем мире. Чаплина — женщина с нелегкой судьбой и интересной биографией. Созданные ею рассказы о животных для детей взяты из реальной жизни. Материалом для творчества послужили наблюдения, которые писательница вела на протяжении многих лет работы в Московском зоопарке.

Детский дом

Вера Васильевна Чаплина (настоящая фамилия - Михайлова) родилась 24 апреля в городе Москве в 1908 году в семье потомственных дворян. Отец писательницы Василий Михайлович работал юристом, мать Лидия Владимировна окончила Московскую консерваторию. Семья проживала на Большой Дмитровке в доме деда.

Послереволюционные годы были тяжелыми для всей страны, в это время разразилась Гражданская война. Этот период стал неудачным для десятилетней Веры. Девочку разлучили с родителями, несколько лет она провела в ташкентском детском доме.

Для маленького ребенка это стало настоящей трагедией, пережить трудный период в жизни помогли животные. Возможно, именно беспорядку, царившему в стране в начале 20-го века, читатели обязаны появлением столь видной фигуры в отечественной детской литературе.

Вера подбирала бездомных котят, щенков и птенцов, приносила их в детский дом, выхаживала. На ночь ей приходилось прятать своих питомцев под кровать, в тумбочку. Если их обнаруживали воспитатели, будущему автору рассказов о животных для детей не удавалось избежать наказания. Трудности закалили девочку, она стала решительной и ответственной. Эти качества очень помогли ей в будущем. Вера не мыслила своей жизни без животных и решила уже тогда, пребывая в ташкентском детдоме, посвятить свою жизнь изучению животного мира. О литературном творчестве она тогда еще и не мечтала.

Возвращение в Москву

Мать долгое время занималась поисками дочки. Наконец они встретились и вернулись в Москву. В это время Вера стала посещать биологический кружок. Она с огромным удовольствием заботилась о животных, изучала их поведение и повадки. Дети под руководством педагога не только занимались уборкой клеток, но и наблюдали за зверями и их повадками. Руководил кружком известный зоолог и писатель П. А. Мантейфель. Правда, дети называли его просто — дядя Петя.

Зоопарк

Повзрослев, Вера Чаплина начала научную деятельность. Она организовала и возглавила специальную площадку в Московском зоопарке, на которой появился здоровый молодняк. Площадка пользовалась огромной популярностью, на ней воспитывались несколько детенышей: медвежата, лисята, тигрята. Территория с маленькими зверюшками была создана для детей. Это позволяло им наблюдать и ухаживать за животными, изучать их поведение.

Площадка Чаплиной завоевала любовь посетителей и стала наиболее посещаемым местом во всем зоопарке. Материал, собранный писательницей в этот период, лег в основу многих ее произведений. Вера Чаплина проработала в зоопарке долгих тридцать лет, была назначена заведующей секцией хищных животных. Перед началом войны ей объявили благодарность. Она получила важную по тем временам государственную награду.

Начало творческого пути

Вера Чаплина с самого детства вела наблюдения за своими подопечными, делала заметки, хорошо знала повадки и характер животных. Без этих записок была бы невозможна и литературная деятельность. Без богатого опыта, который писательница приобрела за годы работы в зоопарке, никогда бы не вышли знаменитые рассказы о животных для детей.

Первые небольшие произведение появились в журнале «Юный натуралист », после чего последовало предложение о создании книги, в которой бы описывались истории, происходившие на площадке молодняка. Следующей книгой стал сборник рассказов Веры Чаплиной «Мои воспитанники». С этой книги начинал вырабатываться индивидуальный стиль писательницы. В 1939 году в Лондоне вышел сборник произведений советской писательницы, посвящённых животным и ориентированных на юных читателей, но интересных и взрослым.

Наиболее популярным ранним произведением стала история о львице, которая была выращена в обычной квартире. Повесть завоевала любовь не только у советских школьников, она стала очень популярна за рубежом и была переведена на европейские языки и распродана большими тиражами. Вера Чаплина подписала договор об издании за границей своих литературных творений. Писательница стала публиковать свои работы в газетах и журналах.

После ВОВ

Во время Великой Отечественной войны наиболее ценные звери были отправлены в эвакуацию на Урал, где Чаплина проявила настоящее мастерство в уходе за зверями, всеми силами пытаясь их спасти от голода. В 1942 году она стала заместителем директора Свердловского зоопарка. После войны Чаплина ушла из зоопарка и серьезно занялась писательской деятельностью. В 1950 году ее приняли в Союз Писателей.

В пятидесятые годы началось создание детских мультфильмов, персонажами которых были питомцы зоопарка Вера Чаплина. Узнать о жизни обитателей Московского зоопарка отныне смогли не только дети, проживающие в столице. Литературным соавтором Чаплиной стал писатель Георгий Скребицкий. Вместе они работали над сценариями к мультфильмам «В лесной чаще», «Лесные путешественники». В 1949 году писатели отправились в Беловежскую пущу. Результаты исследования они отразили в сборнике очерков. Книга веры Чаплиной и Георгия Скребицкого называется «В Беловежской пуще».

Кроме того, авторы создавали небольшие произведения для малышей и публиковали их в журнале «Мурзилка». Скребицкий и Чаплина старались создавать простые и доступные для понимания тексты, насыщенные полезной информацией, которая была бы доступна для понимания даже малышу. Интересные сюжеты, созданные талантливыми писателями, дополнялись не менее талантливыми иллюстрациями, которые создавались известными детскими художниками.

Особенность творчества Веры Чаплиной

В отечественной детской литературе произведения этой писательницы занимают особое место. Ведь прежде всего они пробуждают у юных читателей желание заботиться о братьях меньших, что, по мнению педагогов, необходимо в процессе формирования личности. Произведения писательницы, на первый взгляд, очень просты, они рассказывают своим читателям о незатейливом образе жизни животных, проживающих в условиях неволи. К слову сказать, в годы работы в зоопарке В. Чаплина много сил приложила для того, чтобы животные не чувствовали своей несвободы. Начиная читать ее произведение, оторваться нелегко. Много в этих рассказах интересного и увлекательного.

Поздний период творчества

К наиболее известным произведениям Чаплиной относятся " Мои воспитанники" , " Орлик" , " Малыши с зелёный площадки" , " Несносный питомец" .

К поздним творениям Чаплиной относятся две книги: «Друг чабана» и «Случайные встречи». Произведения писательницы в 80-е начинают принимать иной оттенок. Яркие оптимистичные нотки, которыми были наполнены первые рассказы, сменились более спокойной атмосферой. Автор описывает портреты животных, предлагает читателю всмотреться в них, разглядеть едва заметные черты. Кроме того, писательница вела переписку со своими читателями, как с российскими, так и с зарубежными.

Успех за рубежом

Произведения Веры Чаплиной были переведены на разные языки. Ее работы издавали в Великобритании, Израиле, Франции, США и многих других странах. На ее книгах выросло не одно поколение читателей. Книги Чаплиной наполнены действиями, интересными событиями и наблюдениями, они доступны для понимания даже самым маленьким детям. Всего было продано около двадцати миллионов экземпляров книг этой талантливой писательницы .

В нашей стране не одно поколение выросло на произведениях Веры Чаплиной. Регулярно переиздаются произведения, опубликованные впервые еще в далеких тридцатых, рассказы, на которых выросли дедушки и бабушки современных читателей. Писательница прожила долгую, насыщенную жизнь. Ушла из жизни в декабре 1994 года. Похоронена на Ваганьковском кладбище. В 2017 году в городе Омске открыта библиотека имени В. Чаплиной.