Биография шопена самое главное. Фредерик Шопен. Звучит знакомо, не правда ли? Музыка сквозь боль

Таинственный, дьяволический, женственный, мужественный, непонятный, всем понятный трагический Шопен.
С. Рихтер

По словам А. Рубинштейна, «Шопен - это бард, рапсод, дух, душа фортепиано». С фортепиано связано самое неповторимое в шопеновской музыхе: ее трепетность, утонченность, «пение» всей фактуры и гармонии, обволакивающей мелодию переливающейся воздушной «дымкой». Вся многокрасочность романтического мироощущения, все то, что обычно требовало для своего воплощения монументальных композиций (симфоний или опер), у великого польского композитора и пианиста выразилось в фортепианной музыке (произведений с участием других инструментов, человеческого голоса или оркестра у Шопена совсем немного). Контрасты и даже полярные противоположности романтизма у Шопена претворились в высшую гармонию: пламенное воодушевление, повышенная эмоциональная «температура» - и строгая логика развития, интимная доверительность лирики - и концепционность симфонических масштабов, артистизм, доведенный до аристократической изысканности, и рядом - первозданная чистота «народных картинок». Вообще своеобразие польского фольклора (его ладов, мелодий, ритмов) пропитало собой всю музыку Шопена, ставшего музыкальным классиком Польши.

Шопен родился неподалеку от Варшавы, в Желязовой Воле, где его отец, выходец из Франции, работал домашним учителем в графской семье. Вскоре после рождения Фридерика семья Шопенов переезжает в Варшаву. Феноменальная музыкальная одаренность проявляется уже в раннем детстве, в 6 лет мальчик сочиняет первое произведение (полонез), а в 7 впервые выступает как пианист. Общее образование Шопен получает в Лицее, он также берет уроки фортепианной игры у В. Живного. Формирование музыканта-профессионала завершается в Варшавской консерватории (1826-29) под руководством Ю. Эльснера. Одаренность Шопена проявлялась не только в музыке: с детских лет он сочинял стихи, играл в домашних спектаклях, замечательно рисовал. На всю жизнь Шопен сохранил дар карикатуриста: он мог так нарисовать или даже изобразить кого-нибудь мимикой лица, что все безошибочно узнавали этого человека.

Художественная жизнь Варшавы давала множество впечатлений начинающему музыканту. Итальянская и польская национальная опера, гастроли крупнейших артистов (Н. Паганини, И. Гуммеля) вдохновляли Шопена, открывали перед ним новые горизонты. Часто во время летних каникул Фридерик бывал в загородных имениях у своих друзей, где не только слушал игру деревенских музыкантов, но иногда и сам играл на каком-нибудь инструменте. Первые композиторские опыты Шопена - опоэтизированные танцы польского быта (полонез , мазурка), вальсы , а также ноктюрны - миниатюры лирико-созерцательного характера. Обращается он и к жанрам, составлявшим основу репертуара тогдашних пианистов-виртуозов - концертным вариациям, фантазиям, рондо. Материалом для таких произведений служили, как правило, темы из популярных опер или народные польские мелодии. встретили горячий отклик Р. Шумана, написавшего о них восторженную статью. Шуману принадлежат и следующие слова: «...Если в наше время родится гений, подобный Моцарту, он станет писать концерты скорее шопеновские, чем моцартовские». 2 концерта (особенно ми-минорный) стали высшим достижением раннего творчества Шопена, отразили все грани художественного мира двадцатилетнего композитора. Элегическая лирика, родственная и русскому романсу тех лет, оттеняется блеском виртуозности и по-весеннему светлыми народно-жанровыми темами. Моцартовски совершенные формы проникаются духом романтизма.

Во время гастрольной поездки в Вену и по городам Германии Шопена настигла весть о поражении польского восстания (1830-31 гг.). Трагедия Польши стала сильнейшей личной трагедией, соединилась с невозможностью возвращения на родину (Шопен был другом некоторых участников освободительного движения). Как отметил Б. Асафьев, «коллизии, волновавшие его, сосредоточились на различного рода стадиях любовных томлений и на ярчайшем взрыве отчаяния в связи с гибелью отечества». Отныне в его музыку проникает подлинный драматизм (Баллада соль минор , Скерцо си минор , до-минорный Этюд , часто называемый «Революционным»). Шуман пишет, что «...Шопен, ввел бетховенский дух в концертный зал». Баллада и скерцо - жанры, новые для фортепианной музыки. Балладами назывались развернутые романсы повествовательно-драматического характера; у Шопена это крупные произведения поэмного типа (написанные под впечатлением от баллад А. Мицкевича и польских дум). Переосмысливается и скерцо (обычно бывшее частью цикла) - теперь оно стало существовать как самостоятельный жанр (совсем не шуточного, а чаще - стихийно-демонического содержания).

Последующая жизнь Шопена связана с Парижем, куда он попадает в 1831 г. В этом кипучем центре художественной жизни Шопен встречается с людьми искусства из разных стран Европы: композиторами Г. Берлиозом, Ф. Листом, Н. Паганини, В. Беллини, Дж. Мейербером, пианистом Ф. Калькбреннером, литераторами Г. Гейне, А. Мицкевичем, Жорж Санд, художником Э. Делакруа, написавшим портрет композитора. Париж 30-х гг. XIX века - один из очагов нового, романтического искусства, утверждавшегося в борьбе с академизмом. По словам Листа, «Шопен открыто становился в ряды романтиков, написав все-таки на своем знамени имя Моцарта». Действительно, как бы далеко ни ушел Шопен в своем новаторстве (его не всегда понимали даже Шуман и Лист!), его творчество носило характер органичного развития традиции, ее как бы волшебного преображения. Кумирами польского романтика были Моцарт и в особенности И. С. Бах. К современной ему музыке Шопен относился в целом неодобрительно. Вероятно, здесь сказался его классически-строгий, рафинированный вкус, не допускавший никаких резкостей, грубостей и крайностей выражения. При всей светской общительности и дружелюбии он был сдержан и не любил открывать свой внутренний мир. Так, о музыке, о содержании своих произведений он говорил редко и скупо, чаще всего маскируясь какой-нибудь шуткой.

В созданных в первые годы парижской жизни этюдах Шопен дает свое понимание виртуозности (в противоположность искусству модных пианистов) - как средства, служащего выражению художественного содержания и неотрывного от него. Сам Шопен, однако, мало выступал в концертах, предпочитая большому залу камерную, более уютную обстановку светского салона. Доходов от концертов и нотных изданий недоставало, и Шопен вынужден был давать уроки фортепианной игры. В конце 30-х гг. Шопен завершает цикл прелюдий , ставших настоящей энциклопедией романтизма, отразивших основные коллизии романтического мироощущения. В прелюдиях - самых миниатюрных пьесах - достигается особая «плотность», концентрированность выражения. И снова мы видим пример нового отношения к жанру. В старинной музыке прелюдия всегда являлась вступлением к какому-то произведению. У Шопена это самоценная пьеса, сохраняющая в то же время некоторую недосказанность афоризма и «импровизационную» свободу, что так созвучно романтическому мироощущению. Цикл прелюдий был окончен на острове Майорка, куда для поправления здоровья Шопен предпринял поездку совместно с Жорж Санд (1838). Кроме этого, из Парижа Шопен выезжал в Германию (1834-1836), где встречался с Мендельсоном и Шуманом, а в Карлсбаде увиделся с родителями, и в Англию (1837).

для фортепиано:

Фредерик Шопен - гениальный музыкант, обладавший редким мелодическим даром, виртуозный пианист, чьи произведения отличаются глубоким лиризмом, доходчивостью, тонким и чутким ощущением настроений национальных песен, танцевальных мотивов. Этот человек сумел по-новому истолковать и передать многие музыкальные жанры, сделать более романтичными и в то же время драматичными различные музыкальные жанры (прелюдию, вальс, мазурку, полонез, балладу и т.д.). Это композитор, которого считают национальным достоянием, и в честь которого открыто много музеев, созданы памятники, названы музыкальные заведения.
1 марта 1810 года в польской деревне Желязова-Воля, расположенной неподалёку от Варшавы, появился на свет будущий музыкальный гений - Фредерик Францишек Шопен. Интерес и способности к музыке родители мальчика заметили ещё в раннем возрасте и всячески его поддерживали. Будучи ещё маленьким пятилетним ребёнком, Шопен уже выступал в концертах. А в 7 лет его отдали учиться музыке у знаменитого в то время польского пианиста Войцеха Живного. И уже спустя всего пять лет обучения Фредерик превратился в настоящего виртуозного пианиста, ничуть не уступающего взрослым опытным музыкантам. А в 1817г. будущий композитор сочиняет своё первое музыкальное произведение (полонез).
Начиная с 1819г. Шопен музицирует в качестве пианиста в различных аристократических салонах Варшавы. В 1822г. он заканчивает своё обучение у В. Живного и поступает на учёбу к известному варшавскому музыканту Юзефу Эльснеру, у которого берёт уроки композиции. В 1823г. Фредерик поступает учиться в лицей г. Варшавы. В это же время подрастающий композитор путешествует и посещает различные оперные театры в Праге, Варшаве, Берлине. Ему удаётся завоевать расположение и покровительство влиятельного в то время польского князя А. Радзивилла и стать вхожим в польское высшее общество.
1826г. ознаменовался для Ф. Шопена поступлением в Главную школу музыки, находящуюся в г. Варшава. Во время учёбы в этой консерватории талантливый юноша сочиняет ряд пьес, среди которых Вариации для фортепиано с оркестром (опера Моцарта «Дон Жуан»), Первая соната и др. Окончив в 1829г. обучение, молодой человек выступает в концертах в качестве пианиста в Кракове, Варшаве, исполняя также и свои произведения. Эти выступления пользовались огромным успехом и принесли юному дарованию заслуженную популярность и среди слушателей, и в музыкальных кругах.

В 1830г. музыкант отправляется в гастрольное турне в Берлин, Вену. И эти выступления также увенчались небывалым успехом. Но в этом же году на родине пианиста, в Польше происходит восстание, закончившееся поражением. Шопен был сторонником польской независимости, и это неприятное известие весьма огорчило музыканта. Он отказался возвращаться в Польшу и остался жить во Франции, где и был признан лучшим пианистом современности. Молодой человек знакомится с парижскими аристократами, музыкальной и художественной элитой Франции. Он много путешествует. В 1835-36гг. совершал поездки в Германию, 1837г. - в Англию. Эти годы становятся периодом расцвета его творческой деятельности.
Но Шопен известен нам не только как гениальный пианист и композитор, он проявил себя ещё и достаточно талантливым педагогом. Он обучал будущих пианистов по своей авторской методике, что помогло им полностью раскрыть талант и в будущем стать настоящими виртуозами. В это же время, в 1837г. он знакомится с французской писательницей Жорж Санд, молодой и достаточно эмансипированной особой. Их отношения складывались непросто и спустя десять лет, в 1847г. пара рассталась. Расставание не лучшим образом отразилось на здоровье Шопена, у которого ещё с 1837г. наблюдались первые приступы астмы.
В 1848г. композитор окончательно поселился в Лондоне, где и продолжал заниматься преподаванием. От концертной деятельности он отказался в связи с пошатнувшимся здоровьем, Последнее выступление пианиста произошло в ноябре 1848г. А в октябре 1849г. великий композитор умирает от туберкулёза лёгких.

Фридерик Шопен относится к числу композиторов, сыгравших основополагающую роль в национальной музыкальной культуре. Подобно Глинке в России, Листу в Венгрии, он стал первым польским музыкальным классиком. Но Шопен - это не только национальная гордость поляков. Не будет преувеличением назвать его одним из самых любимых слушателями всего мира композиторов.

Шопену пришлось жить и творить в трудную для польского народа эпоху. С конца XVIII века Польша, как самостоятельное государство, перестала существовать, ее поделили между собой Пруссия, Австрия и Россия. Не удивительно, что вся I половина XIX века прошла здесь под знаменем национально-освободительной борьбы. Шопен был далек от политики и не принимал непосредственного участия в революционном движении. Но он был патриотом, и всю жизнь мечтал об освобождении своей Родины. Благодаря этому всё творчество Шопена оказалось тесно связано с самыми передовыми устремлениями эпохи.

Трагичность положения Шопена как польского композитора заключалась в том, что он, горячо любя родную страну, был оторван от нее: незадолго до крупнейшего польского восстания 1830-го года он выехал за границу, откуда ему никогда уже не суждено было вернуться на Родину. В это время он был на гастролях в Вене, затем отправился в Париж и на пути туда, в Штутгарте, узнал о падении Варшавы. Это известие вызвало у композитора острейший душевный кризис. Под его влиянием сразу изменилось содержание шопеновского творчества. Именно с этого момента начинается подлинная зрелость композитора. Полагают, что под сильнейшим впечатлением трагических событий был создан знаменитый «Революционный» этюд, прелюдии a-moll и d-moll, возникли замыслы 1-го скерцо и 1-й баллады.

С 1831 г. жизнь Шопена связана с Парижем, где он жил до конца своих дней. Таким образом, его творческая биография складывается из двух периодов:

  • I - ранний варшавский ,
  • II - с 31 года - зрелый парижский .

Вершиной первого периода стали сочинения 29-31 годов. Это 2 фортепианных концерта (f-moll и e-moll), 12 этюдов ор.10, «Большой блестящий полонез», баллада № I (g-moll). К этому времени Шопен блестяще завершил учебу в «Высшей школе музыки» в Варшаве под руководством Эльснера, завоевал славу замечательного пианиста .

В Париже Шопен познакомился со многими крупнейшими музыкантами, писателями, художниками: Листом, Берлиозом, Беллини, Гейне, Гюго, Ламартином, Мюссе, Делакруа. На протяжении всего зарубежного периода он неиз-менно встречался с соотечественниками, в частности с Адамом Мицкевичем.

В 1838 году композитор сблизился с Жорж Санд, и годы их совместного проживания совпали с наиболее продуктивным периодом шопеновского творчества, когда им были созданы 2, 3, 4 баллады, сонаты b-moll и h-moll, фантазия f-moll, полонез-фантазия, 2, 3, 4 скерцо, был завершен цикл прелюдий. Обраща-ет на себя внимание особый интерес к крупномасштабным жанрам.

Крайне тяжелыми были последние годы Шопена: катастрофически развивалась болезнь, мучительно переживался разрыв с Жорж Санд (в 1847 г.). В эти годы он не сочинил почти ничего.

После смерти композитора сердце его было перевезено в Варшаву, где хранится в костеле св. Креста. Это глубоко символично: сердце Шопена всегда принадлежало Польше, любовь к ней была смыслом его жизни, она стимулировала всё его творчество.

Тема родины - главная творческая тема Шопена , которая определила основное идейное содержание его музыки. В шопеновских сочинениях бесконечно варьируются отзвуки народных польских песен и танцев, образы национальной литературы (например, навеянные поэмами Адама Мицкевича - в балладах) и истории.

При том, что Шопен мог питать свое творчество лишь отзвуками Польши, тем, что сохранила его память, музыка его прежде всего польская. Национальная характерность - это самая замечательная черта шопеновского стиля, и именно она в первую очередь определяет его неповторимость. Интересно, что собственную индивидуальную манеру Шопен нашел очень рано и не изменял ей никогда. Хотя его творчество прошло ряд этапов, между ранними и поздними сочинениями нет столь резкого отличия, которое характеризует, к примеру, стиль раннего и позднего Бетховена.

В своей музыке Шопен всегда очень прочно опирается на польские народные истоки, на фольклор . Особенно наглядна эта связь в мазурках, что закономерно, ведь жанр мазурки непосредственно перенесен композитором в профессиональную музыку из народной среды. Следует добавить, что прямое цитирование народных тем вовсе не характерно для Шопена, как и связанная с фольклором бытовая простота. Фольклорные элементы удивительным образом сочетаются с неподражаемым аристократизмом. В тех же мазурках музыка Шопена насыщена особой духовной утонченностью, артистизмом, изяществом. Композитор как бы возвышает народную музыку над бытом, поэтизирует ее.

Еще одна важнейшая черта шопеновского стиля - исключительное мелодическое богатство. Как мелодист он не знает себе равных во всей эпохе романтизма. Шопеновская мелодия никогда не бывает надуманной, искусственной и обладает удивительным свойством сохранять одинаковую выразительность на всем своем протяжении (в ней совершенно нет «общих мест»). Достаточно вспомнить лишь одну шопеновскую тему, чтобы убедиться в сказанном - о ней с восторгом сказал Лист: «Я отдал бы 4 года жизни за то, чтобы написать этюд № 3» .

Антон Рубинштейн назвал Шопена «бардом, рапсодом, духом, душой фортепиано». Действительно, все самое неповторимое в шопеновской музыке - ее трепетность, утонченность, «пение» всей фактуры и гармонии - связано с фортепиано. Произведений с участием других инструментов, человеческого голоса или оркестра у него совсем немного.

Несмотря на то, что за всю свою жизнь композитор выступил публично не более 30 раз, а в 25-летнем возрасте фактически отказался от концертной деятельности из-за физического состояния, слава Шопена-пианиста стала легендарной, с ней могла соперничать разве что слава Листа.

Фридерик Францишек Шопен польский композитор и пианист, долгое время живший и работавший во Франции (поэтому закрепилась французская транскрипция его имени). Шопен – один из немногих композиторов, сочинявших практически только для фортепиано. Он не написал ни оперы, ни симфонии, его не привлекал хор, в его наследии нет ни одного струнного квартета. Но его многочисленные фортепианные пьесы в самых разных формах – мазурки, полонезы, баллады, ноктюрны, этюды, скерцо, вальсы и прочее – это всеми признанные шедевры. Шопен был настоящим новатором, часто отходившим от классических правил и норм. Он создал новый гармонический язык и открыл формы, призванные вместить в себя новое, романтическое содержание.

Жизнь. Фридерик Шопен родился в 1810, вероятно, 22 февраля, в Желязовой Воле под Варшавой. Его отец Никол (Миколай) Шопен, французский эмигрант, служил гувернером и школьным учителем; мать воспитывалась в дворянской семье. Уже ребенком Шопен проявил яркие музыкальные способности; в 7 лет его начали учить игре на фортепиано, и в том же году был издан сочиненный им маленький полонез соль минор. Вскоре он стал баловнем всех аристократических салонов Варшавы. В богатых домах польской знати он приобрел вкус к роскоши и подчеркнутую изысканность манер.



В 1823 Шопен поступил в Варшавский лицей, продолжая заниматься музыкой частным образом с Иосифом Эльснером, директором Варшавской консерватории. В 1825 его пригласили выступить перед российским императором Александром I, и после концерта он получил награду – бриллиантовый перстень. В 16 лет Шопен был принят в консерваторию; ее окончание в 1829 формально завершило музыкальное образование Шопена. В том же году, стремясь познакомить со своим искусством издателей и публику, Шопен дал два концерта в Вене, где критики высоко оценили его произведения, а дамы – превосходные манеры. В 1830 Шопен сыграл три концерта в Варшаве, а затем отправился в поездку по Западной Европе. Находясь в Штутгарте, Шопен узнал о подавлении польского восстания. Считается, что падение Варшавы стало поводом для сочинения до-минорного этюда, который иногда называют «революционным». Это произошло в 1831, и после этого Шопен никогда не возвращался на родину.

В 1831 Шопен поселился в Париже. Он любил выступать в домах своих друзей и покровителей, хотя нередко отзывался о них с иронией. Его очень ценили как пианиста, особенно когда он исполнял собственную музыку в небольших домашних собраниях. За всю свою жизнь он дал не более трех десятков публичных концертов. Его исполнительский стиль был весьма своеобразен: по отзывам современников, этот стиль отличала необычайная ритмическая свобода – Шопен был, если можно так выразиться, пионером рубато, он с большим вкусом артикулировал музыкальную фразу, продлевая одни звуки за счет сокращения других.

В 1836 Шопен направился в Чехию повидаться с родителями. Находясь в Мариенбаде, он увлекся юной полькой Марией Водзиньской. Однако их помолвка была вскоре расторгнута. Осенью того же года в Париже он познакомился с выдающейся женщиной – баронессой Дюдеван, о жизни которой в Париже ходило немало сплетен и которая приобрела к тому времени широкую литературную известность под псевдонимом Жорж Санд. Шопену было тогда 28 лет, мадам Санд – 34. Их союз продолжался восемь лет, причем большую часть этого времени они провели в семейном поместье писательницы в Ноане. Кошмаром для Шопена, который никогда не отличался крепким здоровьем, стала зима 1838–1839, прожитая с Жорж Санд на Майорке (Балеарские острова). Сочетание плохой погоды с беспорядком в домашнем хозяйстве, по-видимому, губительным образом подействовало на его уже затронутые туберкулезом легкие. В 1847 отношения Шопена с Жорж Санд окончательно испортились в результате вмешательства музыканта в отношения его подруги со своими детьми от первого брака. Это обстоятельство, вместе с прогрессирующей болезнью, повергло Шопена в состояние черной меланхолии. Последний раз он выступил в Париже 16 февраля 1848. Через восемь дней разразилась революция, свергнувшая короля Луи Филиппа. Друзья композитора отвезли его в Англию, где, уже очень больной, он играл у королевы Виктории и дал несколько концертов – последний из них состоялся 16 ноября 1848. Через неделю он вернулся в Париж. Не в силах более давать уроки, Шопен вынужден был принять щедрую помощь от своей шотландской почитательницы Джейн Стирлинг. Ухаживать за больным приехала из Польши сестра композитора, Людвика; не оставляли его вниманием и французские друзья. Шопен умер в своей парижской квартире на Вандомской площади 17 октября 1849. В соответствии с его желанием на отпевании в церкви св. Мадлен прозвучали фрагменты реквиема Моцарта.

Музыка. Композиторская техника Шопена весьма нетрадиционна и во многом отступает от принятых в его эпоху правил и приемов. Шопен был непревзойденным творцом мелодий, он одним из первых привнес в западную музыку неизвестные ей дотоле славянские ладовые и интонационные элементы и таким образом подорвал незыблемость классической ладогармонической системы, сложившейся к концу 18 в. То же касается ритма: используя формулы польских танцев, Шопен обогатил западную музыку новыми ритмическими рисунками. Он разработал сугубо индивидуальные – лаконичные, замкнутые в себе музыкальные формы, которые наилучшим образом соответствовали природе его столь же самобытного мелодического, гармонического, ритмического языка.

Фортепианные пьесы малых форм. Эти пьесы могут быть условно разделены на две группы: преимущественно «европейские» по мелодике, гармонии, ритму и отчетливо «польские» по колориту. К первой группе относится большинство этюдов, прелюдий, скерцо, ноктюрнов, баллад, экспромтов, рондо и вальсов. Специфически польскими являются мазурки и полонезы.

Шопен сочинил около трех десятков этюдов, цель которых – помочь пианисту в преодолении специфических художественных или технических трудностей (например, в исполнении пассажей параллельными октавами или терциями). Эти упражнения принадлежат к высшим достижениям композитора: подобно баховскому Хорошо темперированному клавиру, этюды Шопена – прежде всего гениальная музыка, притом блестяще раскрывающая возможности инструмента; дидактические задачи уходят здесь на второй план, часто о них и не вспоминают.

Лучшие дня

Хотя Шопен сначала освоил жанры фортепианной миниатюры, он ими не ограничился. Так, в течение зимы, проведенной на Майорке, им был создан цикл из 24 прелюдий во всех мажорных и минорных тональностях. Цикл построен по принципу «от малого к большому»: первые прелюдии – лаконичные виньетки, последние – настоящие драмы, диапазон настроений – от полной безмятежности до яростных порывов. Шопен написал 4 скерцо: эти масштабные пьесы, исполненные мужества и энергии, занимают почетное место среди шедевров мировой фортепианной литературы. Его перу принадлежит более двадцати ноктюрнов – прекрасных, мечтательных, поэтичных, глубоко лирических откровений. Шопен – автор нескольких баллад (это единственный у него жанр программного характера), в его творчестве представлены также экспромты, рондо; особой популярностью пользуются его вальсы.

«Польские» жанры. Шопен поразил Париж своими оригинальными мазурками и полонезами – жанрами, в которых нашли отражение славянские танцевальные ритмы и гармонический язык, типичный для польского фольклора. Эти очаровательные, красочные пьесы впервые привнесли в западноевропейскую музыку славянский элемент, что постепенно, но неотвратимо изменило те гармонические, ритмические и мелодические схемы, которые великие классики 18 в. оставили своим последователям. Шопен сочинил более полусотни мазурок (их прототип – польский танец с трехдольным ритмом, похожий на вальс) – небольших пьес, в которых типичные мелодические и гармонические обороты звучат по-славянски, а иной раз в них слышится и нечто восточное. Как почти все написанное Шопеном, мазурки весьма пианистичны и требуют от исполнителя большого искусства – даже если не содержат явных технических трудностей. Полонезы крупнее мазурок и по протяженности, и по фактуре. Полонеза-фантазии и полонеза, известного под названием «военного», вполне хватило бы, чтобы обеспечить Шопену одно из первых мест в ряду самых оригинальных и искусных авторов фортепианной музыки.

Крупные формы. Время от времени Шопен обращался к крупным музыкальным формам. Возможно, наивысшим его достижением в этой области следует считать отлично выстроенную и очень убедительную по драматургии фантазию фа минор, сочиненную в 1840–1841. В этом сочинении Шопен нашел модель формы, полностью отвечавшую характеру избранного им тематического материала, и таким образом разрешил задачу, которая оказывалась не под силу многим его современникам. Вместо того чтобы следовать классическим образцам сонатной формы, он позволяет замыслу сочинения, мелодическим, гармоническим, ритмическим особенностям материала определять структуру целого и способы развития. В баркароле, единственном шопеновском произведении данного жанра (1845–1846), прихотливая, гибкая мелодия в размере 6/8, характерном для песен венецианских гондольеров, варьируется на фоне неизменной фигуры сопровождения (в левой руке).

Шопен создал три фортепианных сонаты. Первая, до минор (1827), – юношеское произведение, которое ныне редко исполняется. Вторая, си минор, появилась десятилетие спустя. Ее третья часть – известный во всем мире похоронный марш, а финал – вихрь октав, подобный «ветру, воющему над могилами». Считавшаяся неудачной по форме, Вторая соната в исполнении великих пианистов предстает как поразительно цельное произведение. Последняя шопеновская соната, си-бемоль минор (1844), имеет сквозную структуру, объединяющую ее четыре части, и является одним из высших достижений Шопена.

Другие сочинения. Шопену принадлежит также ряд произведений для фортепиано с оркестром и немногочисленные камерные пьесы. Для фортепиано с оркестром им созданы Andante spianato и полонез ми-бемоль мажор, два концерта (ми минор и фа минор), фантазия на польскую тему, рондо-краковяк, а также вариации на тему Моцарта La ci darem la mano (ария из оперы Дон Жуан). Вместе с виолончелистом О.Ж.Франшоммом он сочинил Большой концертный дуэт для виолончели и фортепиано на темы из оперы Мейербера Роберт-дьявол, сонату соль минор, интродукцию и полонез для того же состава, а также трио соль минор для фортепиано, скрипки и виолончели. Шопеном создан ряд песен для голоса с фортепиано на польские тексты. Во всех сочинениях с оркестром сказывается неопытность автора в области инструментовки, и почти всегда при исполнении в партитуры вносятся изменения.

Фредерик Шопен
Малявкин Валерий Тимофеевич 07.03.2017 01:00:33

Хотелось бы обратить Ваше внимание на отсутствие ударений в именах и фамилиях. Посмотрите как расписали Шопена в Википедии - и французский, и польский варианты. Кстати,у англоязычных народов это имя тоже встречается,но у них-то ударение идёт на первый слог!Я написал, издал книгу Великие люди. Загадки с отгадками. В ней-то с ударением никак нельзя ошибиться, так как фамилия является последним рифмованным словом в опусе.буду признателен, если Вы взглянете на 15 стихотворений, взятых из моей книги и помещённых в иркутской газете Мои года. (В интернете надо в Поиске найти Героев много - целый свод...Стихи-загадки.)

lista rozdziałów

  • Fryderyk Chopin. Brzmi znajomo, prawda?
  • Nie tylko muzyka
  • Sercem zawsze w kraju

Никому не надо объяснять, кем был Фредерик Шопен, но у многих он ассоциируется, прежде всего, с книжной иллюстрацией памятника, установленного в парке Королевские Лазенки, который представляет композитора, задумчиво сидящего в тени ивы, растрёпанной ветром. А ведь Фредерик Шопен – это всемирно известный житель Варшавы, и если бы он жил в нынешнее время, то на Facebook у него, несомненно, были бы тысячи фанатов.

Вундеркинд

Фредерик Шопен появился на свет в 1810 году в селе Желязова-Воля. Точная дата его рождения неизвестна, так как в исторических хрониках появляются две даты: 22 февраля и 1 марта.

Когда Фредерику было несколько месяцев, семья Шопенов переехала в Варшаву. Они меняли место жительства несколько раз, но всегда поселялись в окрестностях улицы Краковское предместье, где и сегодня бурлит культурная жизнь Варшавы.

Фредерик рос в музыкальном доме, в котором часто можно было слышать пение и игру на музыкальных инструментах: фортепиано, флейте или скрипке. Поэтому неудивительно, что свои первые музыкальные пробы он начал делать уже в детстве. С шести лет Фредерик начал регулярно брать уроки игры на фортепиано. Его первым учителем был Войцех Живный, пианист чешского происхождения, который очень быстро распознал в нем талант.

Фредериком восхищались в салонах варшавской аристократии. Столичные газеты восторгались мальчиком, который сочинял свои первые произведения, не достигнув восьми лет!

Текла Юстина Шопен (1782-1861), мать Фредерика. Ян Замойский, холст, масло, 1969 г. Источник: НИФШ.

Николай Шопен (1771-1844), отец Фредерика. Ян Замойский, холст, масло, 1969 г. Источник: НИФШ.

Фредерик Шопен (1810-1849). Максимилиан Фаянс, литография по Ари Шефферу, XIX в. Источник: НИФШ.

Людвика Марианна Шопен (1807-1855), сестра Фредерика. Ян Замойский, холст, масло, 1969 г. Источник: НИФШ.

Юстина Изабелла Шопен (1811-1881), сестра Фредерика. Ян Замойский, холст, масло, 1969 г. Источник: НИФШ.

Эмилия Шопен (1812-1827), сестра Фредерика. Миниатюра на слоновой кости неизвестного автора. Источник: НИФШ.

Таинственная дата рождения

Несмотря на то, что нам очень много известно о биографии Шопена, мы не можем назвать точную дату его рождения. В источниках появляются две противоречивые информации. В Приходской метрической книге костёла в с. Брохув указана дата 22 февраля 1810 г., хотя более вероятна дата 1 марта, именно в этот день мама Фредерика поздравляла его с днём рождения. Но о том, как это было в действительности, мы уже не узнаем.

Переезды семьи Шопенов

Семья Шопенов много раз меняла место жительства, благодаря чему и сегодня легко обнаружить следы их пребывания во многих местах, в первую очередь, в окрестностях улицы Краковское предместье. После приезда в Варшаву семья Шопенов на некоторое время остановилась в каменном доме, в котором сейчас находится Главный научный книжный магазин им. Болеслава Пруса. Затем семья композитора переехала в Саксонский дворец, где Николай Шопен, работавший учителем в Варшавском лицее, получил служебную квартиру. Переезд лицея означал для семьи Шопенов очередную смену места жительства. В течение 10 лет они занимали большую и удобную квартиру, расположенную на территории кампуса Варшавского университета. Смерть Эмилии, младшей сестры Фредерика, стала семейной трагедией, которая вынудила семью покинуть место, вызывавшее болезненные воспоминания, и снять квартиру во дворце Чапских. Для Фредерика, которому тогда было семнадцать лет, это стало важным событием, поскольку он получил там свою первую отдельную комнату.

Ученик превзошёл мастера

Войцех Живный был первым учителем, который посвящал Шопена в тайны игры на фортепиано. Их отношения были очень близкими – учитель и ученик не только занимались повышением пианистических умений, но и играли в карты, беседовали о польской истории, импровизировали. Живный очень привязался к семье Шопенов и находился под сильным впечатлением таланта своего воспитанника. Через шесть лет обучения Фредерика он прекратил уроки, признав, что способности ученика превзошли его собственные педагогические возможности.

Ценные подарки

Великая певица Анджелика Каталани была так восхищена талантом маленького Шопена, что в знак признания подарила ему золотые карманные часы с дарственной надписью: «3 января 1820 г. – десятилетнему Фредерику». Сегодня часы можно увидеть в Музее Фредерика Шопена в Варшаве. Спустя несколько лет Фредерик сыграл в костёле Святой Троицы для царя Александра I на новом инструменте – эолимелодиконе. Повелитель, восхищённый игрой юного исполнителя, пожаловал ему перстень с бриллиантом.

Дебют восьмилетнего мальчика

24 февраля 1818 г. во Дворце Радзивиллов дебютировал восьмилетний мальчик, который привёл в восторг слушателей концертом на фортепиано. Юный Фредерик Шопен впервые в жизни выступал перед публикой. Организатором было Варшавское общество благотворительности, а кроме Шопена на сцене появились также другие польские и зарубежные артисты. Молодой композитор был, убеждён, что причиной такого успеха стал его новый кружевной воротничок…

Не только музыка

Фамилия «Шопен» у всех ассоциируется с музыкой, но при этом надо помнить, что жизнь Фредерика была заполнена занятиями, типичными для мальчиков его возраста. По окончании домашнего обучения он поступил в Варшавский лицей, который пользовался прекрасной репутацией. Там он не только получал всестороннее развитие, но также заводил друзей, отношения с которыми поддерживал всю жизнь.

Школьные товарищи очень любили Фредерика за его кроткий нрав, хорошее чувство юмора и актёрские способности: жестом и мимикой он прекрасно пародировал различных людей. Со школьными друзьями он сохранял отношения до конца своей жизни, о чём свидетельствует оставшаяся после него корреспонденция.

Каникулы он обычно проводил в деревне, где он прогуливался, охотился, участвовал в сельских забавах.

Спустя несколько лет, уже будучи студентом Главной школы музыки, Фредерик встречался с друзьями в модных в то время кофейнях, ходил на первые свидания, катался на коньках по замёрзшей реке.

К сожалению, довольно рано у Фредерика появились проблемы со здоровьем, которые требовали лечения и ограничивали жизнь юного Шопена. Но и к этому он умел подойти спокойно и с присущим ему чувством юмора.

Где учился Шопен?

Во времена Шопена было очень распространено домашнее обучение. Фредерик учился дома до 13-летнего возраста, а затем поступил в Варшавский лицей. Пошёл сразу в 4-й класс, а через три года начал учиться в Главной школе музыки при факультете наук и изящных искусств Королевского варшавского университета. На лекции он ходил через университетский кампус, а на практические занятия – в Консерваторию, которая располагалась в здании между Королевским замком и костёлом св. Анны.

Дружба с Титусом

Титус Войцеховский был одним из воспитанников пансиона Шопенов и сердечным другом Фредерика. Оба учились в Варшавском лицее и брали уроки игры на фортепиано у Войцеха Живного. В 1830 году они вместе уехали в Вену, а после разлуки обменивались письмами. Шопен посвятил другу вариации B-dur op. 2 на тему «Là ci darem la mano” из оперы «Дон Джованни» В. А. Моцарта.

Сельские слухи

Восемнадцатилетний Фредерик наверняка хорошо запомнил любовную интригу, в которую случайно был втянут во время пребывания на каникулах в селе Санники. Там он много времени проводил с гувернанткой Прушаков. В это время она забеременела и окружающие заподозрили, что отцом является Фредерик. Ситуация быстро прояснилась, а Шопен в конечном итоге стал крёстным отцом ребёнка. Всю историю он подытожил остроумно: «(…) с гувернанткой я выходил в сад на прогулку. Но только прогуляться и ничего более. Она не вызывает восторга. У меня, растяпы, не было аппетита, к счастью для меня».

Варшавские кофейни

Шопен обожал проводить время в варшавских кофейнях. В список его любимых входили театральная кофейня «Pod Kopciuszkiem», маленькая «Dziurka» и культовая «Honoratka». Почти ежедневно Фредерик появлялся также в кафе «U Brzezińskiej», куда приходил на утренний кофе или вечерний пунш. Композитор настолько любил это место, что даже в день отъезда из Польши забежал сюда с прощальным визитом.

Первая любовь

Констанция Гладковская была ровесницей Шопена и его первой любовью. Они познакомились, когда им было по 19 лет на концерте солисток варшавской Консерватории. Фредерика восхитила блондинка с прекрасным голосом. Впоследствии он неоднократно аккомпанировал ей, что вызывало одобрение учителей девушки. Трудно сказать, ответила ли Констанция взаимностью на чувство Шопена. Некоторые утверждают, что она чувствовала гениальность Фредерика и не хотела быть для него обузой. Знакомство молодых артистов продолжалось полтора года, до отъезда Шопена из Польши. По этому случаю Констанция спела арию из «Дева озера» Россини и написала стихотворение в его альбоме. После того, как Фредерик покинул отчизну, они ещё год писали друг другу письма.

Пиявки вместо аспирина

Фредерик, к сожалению, никогда не был совершенно здоров. Возможно, что для многих будет полной неожиданностью то, как его лечили от инфекции, приобретенной на похоронах Станислава Сташица. Шестнадцатилетнему тогда Фрицеку ставили пиявки. На протяжении столетий этот способ широко применялся при лечении различных заболеваний.

Сердцем всегда на родине

Вскоре после окончания Главной Варшавской школы музыки Фредерик начал новый этап своей жизни. В 1830 году он отправился в Вену, где его застала весть о начале ноябрьского восстания. Он сильно тосковал по родине, но семья убедила его не возвращаться. Фредерик уехал в Париж и быстро очутился в среде самых выдающихся личностей французской столицы. О его популярности свидетельствуют слова польского скрипача и композитора Антония Орловского: «Вскружил голову всем француженкам, чем вызывает ревность у мужчин. Он теперь в моде, и вскоре свет увидит перчатки а-ля Шопен».

Шопен жил в Париже вплоть до смерти. Скончался в возрасте 39 лет, по всей вероятности, от туберкулёза. Похоронен композитор на кладбище Пер-Лашез. Сердце же Шопена, согласно его воле, перевезла в Варшаву сестра композитора Людвика.

Женщины в жизни Шопена

Женщины всегда играли важную роль в жизни Шопена. Их связывали с Фредериком семейные узы, дружба или любовь. Одной из них была прекрасная Дельфина Потоцкая, которая ввела композитора в мир французской аристократии и была частым гостем в его парижском доме. В 1836 г. Шопен сделал предложение Марии Водзыньской, но их помолвка не завершилась браком, а пара рассталась при довольно неясных обстоятельствах. Сильное чувство питал Шопен также к писательнице Жорж Санд. Их союз длился восемь лет и сильно повлиял на творчество Фредерика.

Сердце Фредерика Шопена

Пожеланием Шопена было, чтобы после смерти его тело было отправлено в Польшу, но это было невозможно из-за политической ситуации. Благодаря усилиям близких Шопена его сердце было извлечено при вскрытии, помещено в герметический сосуд, законсервировано в спирте и перевезено из Франции старшей сестрой Людвикой. Сердце Шопена на веки почило в костёле св. Креста спустя 96 лет после смерти композитора. Осмотр, совершённый в 2014 г., показал, что несмотря на прошедшие почти 200 лет сердце Шопена по-прежнему находится в очень хорошем состоянии.