Близится сезон дождей. Открываем зонтики! Дидактическая игра: "Чем похожи, чем отличаются и что умеют вместе делать?"

Дидактическая игра для детей 5-6 лет.

Игры с предметами.

«ПОХОЖ – НЕ ПОХОЖ»

Дидактическая задача: Учить детей сравнивать предметы, замечать признаки сходства по цвету, форме, величине, материалу; развивать наблюдательность, мышление, речь.

Игровые правила: Находить в окружающей обстановке два предмета, уметь доказывать их сходство. Отвечает тот, на кого указывает стрелочка.

Игровое действие: Поиск похожих предметов.

Ход игры: Заранее подготавливают различные предметы и незаметно размещают их в комнате. Воспитатель напоминает детям о том, что их окружает много предметов, разных и одинаковых, похожих и совсем непохожих.

- «Сегодня мы будем находить предметы, которые похожи друг на друга. Они могут быть похожими по цвету, форме, величине, материалу. Послушайте правила игры. Нужно пройти по комнате, выбрать два похожих предмета и сесть на место. Тот, на кого укажет стрелочка, расскажет, почему он взял эти два предмета, в чем их сходство».

Чаще всего дети находят похожие предметы по цвету, по величине. Скрытое качество им трудно обнаружить. Эта игра помогает детям решить задачу. Например, взяв чайную ложку и самосвал, ребенок объясняет свой выбор тем, что они похожи, потому что сделаны из металла. Ребенок, который назвал их похожими, доказывает правильность своего подбора.

Играя, дети учатся находить признаки сходства предметов, что значительно труднее, чем замечать признаки из различия.

ЛИТЕРАТУРА: А.К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду».- М.: Просвещение, 1991г..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры с предметами для развития мелкой моторики.

Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты внимание, память, связная речь....

Игра-викторина Мой город не похож на другие города

Игра-викторина "Мой город не похож на другие города" направлена на социально-личностоное развитие детей. Данная викторина разработана для детей подготовительной группы....

Цель : учить различать предметы по форме, различать и называть некоторые

геометрические фигуры;

развивать зрительное восприятие, память, воображение, мелкую

моторику, речь.

Оборудование: игровое поле, карточки с предметными картинками.

Игровое правило : брать только по одной карточке, находить ей нужное место

и только потом брать другую.

Ход игры:

Воспитатель рассматривает с ребенком игровое поле, обсуждает картинки: «Смотри, арбуз. По форме он напоминает круг. Арбуз круглый!» и т.д. Объяснить ребенку смысл игры: «Вот арбуз, он круглый. Найди подходящую карточку и положи ее сверху. Теперь давай найдем карточки, на которых изображены предметы круглой формы и закроем пустые клеточки. Какие рисунки ты выберешь? Правильно! Это арбуз, колесо, мяч и пуговица.»

Можно усложнить задание. Попросить ребенка подобрать карточки с подходящими картинками к геометрическим фигурам.

В процессе игры ребенок запомнит геометрические фигуры, научится различать их, сравнивать окружающие предметы по форме.

Дидактическая игра «На что это похоже?» - находить предметы подобной геометрической формы в окружающей обстановке.


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ № 23.

Образовательная область: познание - вид непосредственной образовательной деятельности: формирование элементарных математических представлений.

Цель: обобщение полученных ранее знаний о геометрических фигурах и их свойствах.

Задачи:

Обучать умению находить геометрические фигуры в окружающем пространстве; зрительному распознаванию и преобразованию геометрических фигур, воссозданию их по представлению, описанию.

Способствовать развитию пространственных представлений, образного и логического мышления, творческого воображения;

Воспитывать у детей интерес к геометрии, навыки работы в группах.

Методические приемы:

Словесные: объяснение, напоминание, уточнение, оценка деятельности детей, указание, беседа, художественное слово, вопросы.

Наглядные: показ картинок с геометрическими фигурами.

Практические: раскрашивание рисунков, выделение и подсчет фигур, конструирование предметов по заранее подготовленным эскизам и шаблонам, работа с сигнальными карточками, физ. минутка, пальчиковая гимнастика.

Игровые: создание игровой ситуации.

Проблемные: помочь Маше и Медведю сложить картинку, добраться до дома.

Интеграция областей:

познание: (совершенствовать счетные навыки детей, упражнять в счете в пределах 10, учить конструировать предметы из геометрических фигур, учить узнавать геометрические фигуры в окружающих предметах);



здоровье: закрепить с детьми полученные знания в проведении комплекса игр, динамических паузах, практических упражнениях; способствовать повышению общей работоспособности детей, снятию психического напряжения, легкому переключению с одного вида деятельности на другой;

социализация: побуждать детей включаться в совместную со взрослыми игровую ситуацию, развивать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность;

коммуникация: осваивать элементарные навыки речевого этикета;
художественная литература: чтение стихов и загадок о геометрических фигурах;

художественное творчество: рисование котят с использованием геометрических фигур, раскрашивание раскрасок цветными карандашами.

Оборудование:

Для педагога – компьютер, проектор, мультимедийная доска, картинки геометрических фигур, наглядные пособия с фигурами, картинки со сказочными героями;

Для детей – раскраски, цветные карандаши, набор геометрических фигур-шаблонов, карточки с цифрами.

Непосредственная образовательная деятельность.

Орг. момент.

Ребята, к нам сегодня на занятие пришли сказочные герои Маша и Медведь . Они пришли не с пустыми руками, а приготовили для нас задания и вопросы, на которые мы должны с вами найти правильные ответы. Если мы будем правильно отвечать, то заработаем призы от наших героев.
1) Загадка:
Брат мой маленький, Сережа,
Математик и чертежник -
На столе у бабы Шуры
Чертит всякие... (фигуры)

Наше занятие посвящено геометрическим фигурам. Давайте с вами вспомним, какие геометрические фигуры мы знаем (воспитатель показывает рисунки фигур и читает стихотворение).

Он давно знакомый мой, Каждый угол в нем прямой, Все четыре стороны одинаковой длины, Вам представиться я рад, а зовут меня… (квадрат!)
Растянули мы квадрат И представили на взгляд, На кого он стал похожим Или с чем-то очень схожим? Не кирпич, не треугольник - Стал квадрат… (прямоугольник).
Три вершины тут видны, Три угла, три стороны, - Ну, пожалуй, и довольно! - Что ты видишь? - ...(треугольник)
Долька арбузная – это полукруг, Половина круга, часть его, кусочек. Знание о формах очень важно, друг. Не зря оно находится среди этих строчек!
Если взял бы я окружность, С двух сторон немного сжал, Отвечайте дети дружно - Получился бы...(овал)
Прикатилось колесо, Ведь похожее оно, Как наглядная натура Лишь на круглую фигуру. Догадался, милый друг? Ну, конечно, это … (круг).
Треугольник подпилили И фигуру получили: Два тупых угла внутри И два острых – посмотри. Не квадрат, не треугольник, А похож на многоугольник (трапеция).
Чуть приплюснутый квадрат Приглашает опознать: Острый угол и тупой Вечно связаны судьбой. Догадались дело в чем? Как фигуру назовем? (ромб).
Шесть тупых углов внутри На фигуре рассмотри И представь, что из квадрата Получили его брата. Слишком много здесь углов, Ты назвать его готов? (шестиугольник)
Как его нам не вертеть Равных граней ровно шесть. С ним в лото сыграть мы сможем, Только будем осторожны: Он не ласков и не груб Потому что это… (куб).
Вновь беремся мы за дело, Изучаем снова тело: Может мячиком он стать И немного полетать. Очень круглый, не овал. Догадались? Это… (шар).
Сверху крышка, снизу дно. Два кружка соединили И фигуру получили. Как же тело называть? Надо быстро отгадать (цилиндр).
Вот колпак на голове – Это клоун на траве. Но колпак не пирамида Это сразу, братцы, видно: Круг в основе колпака. Как же звать его тогда? (конус).
Египтяне их сложили И так ловко смастерили, Что стоят они веками. Догадайтесь, дети, сами Что же это за тела, Где вершина всем видна? Догадались? Из-за вида Всем известна… (пирамида).

2) Логические задачи:



Назовите фигуры. Какая из них лишняя? Почему? Назовите цвет каждой фигуры.

Что общего у этих фигур? Чем они отличаются? Найдите две одинаковые фигуры. Какие признаки треугольников вы знаете?

Как называются фигуры? Что у них общего? Какая фигура лишняя и почему? Какая по счету из фигур самая большая? А какая самая маленькая?

2. Физкультминутка (выполняется по рисунку на доске)

Сколько точек в этом круге,
Столько раз поднимем руки.

Сколько палочек до точки,
Столько встанем на носочки.

Сколько ёлочек зелёных,
Столько сделаем наклонов.

Сколько здесь у нас кружков,
Столько сделаем прыжков.

· Игра «Сложи картинку».
- Маша и медведь предлагают сложить картинки из геометрических фигур по готовым карточкам. Для этого мы разделимся на две группы. Каждая группа будет складывать свою картинку. Но сначала внимательно рассмотрим карточки. Назовите геометрические фигуры, из которых сложены картинки. Сколько всего фигур? Какого цвета фигуры? Сначала нужно сложить картинку, глядя на карточку, а затем по памяти.

Загадки от Маши и Медведя.


На фигуру посмотри
И в альбоме начерти
Три угла. Три стороны
Меж собой соедини.
Получился не угольник,
А красивый… (треугольник).

Я фигура – хоть куда,
Очень ровная всегда,
Все углы во мне равны
И четыре стороны.
Кубик – мой любимый брат,
Потому что я…. (квадрат).

Он похожий на яйцо
Или на твое лицо.
Вот такая есть окружность -
Очень странная наружность:
Круг приплюснутым стал.

Получился вдруг…. (овал).

Как тарелка, как венок,
Как веселый колобок,
Как колеса, как колечки,
Как пирог из теплой печки! (круг)

Чуть приплюснутый квадрат
Приглашает опознать:
Острый угол и тупой
Вечно связаны судьбой.
Догадались дело в чем?
Как фигуру назовем? (ромб).

Эта фигура брат нашему квадрату
Но у него только по две стороны равны,
А углы все одинаковы…(прямоугольник)

5. Пальчиковая игра «Котята» ((Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол)
У кошечки нашей есть десять котят,
(Покачиваем руками, не разъединяя их).
Сейчас все котята по парам стоят:
Два толстых, два ловких,
Два длинных, два хитрых,
Два маленьких самых
И самых красивых.
(Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга от большого к мизинцу).

Сравните котят. Чем они похожи и чем отличаются?
- Сосчитайте, сколько треугольников на рисунке?
- А сколько кружков?
- Попробуйте нарисовать своих котят. Можно использовать другие фигуры.

6. Практическая работа «Геометрическая раскраска».

- Маша и Медведь просят вас раскрасить цветными карандашами картинку и сосчитать, сколько геометрических фигур вы нашли.
- Сколько кружков?
- Сколько треугольников?
- Сколько квадратов?
- Сколько прямоугольников?

7. Проверка знаний.
- Дети, Маше и Медведю очень понравилось, как вы сегодня работали на занятии. Они для вас приготовили сюрприз. А сейчас им нужно отправляться в обратный путь. Но наши герои забыли дорогу. Давайте им поможем добраться до дома. А поможет нам в этом карта, на которой объекты изображены геометрическими фигурами.
- Как нам пройти через реку? (по мостику или на лодке)
- Какие мы увидели геометрические фигуры? (полукруг, трапеция)
- В виде какой фигуры изображена тропинка в лесу? (кривая линия)
- На пути нам встретилось озеро, какой фигурой оно изображено? (овал)
- Вокруг озера тропинка ведёт мимо цветочной поляны? Какой фигурой она изображена? (кругом)
- Вот мы и пришли к домику Медведя. Какой фигурой изображён забор у дома? (ломаная линия)
- Из каких фигур построен домик Медведя? (прямоугольники, треугольник, круги). Молодцы, ребята, вы отлично справились с заданием!

8. Итог занятия, рефлексия.
- Наше занятие подошло к концу. Давайте с вами вспомним, чем мы сегодня занимались? Что для вас было трудно? Что больше всего понравилось? Что не понравилось?
- Оцените себя. Если вам понравилось занятие и вы довольны своей работой, поднимите зеленый кружок. Если не понравилось и вы чем-то не довольны, поднимите желтый кружок.
- Маша и Медведь благодарны вам за помощь. Они приготовили для вас сладкий приз (конфеты, фрукты).


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ № 24.

Дидактические игры для детей среднего и старшего дошкольного возраста (по 2) на трансфигурацию, выкладывание геометрических фигур из палочек.

«Составь из палочек»

Цель игры: упражнять детей в составлении геометрических фигур из счетных палочек.

Материал: счетные палочки.

Ход игры: Дошкольников упражняют в составлении геометрических фигур из счетных палочек.

1. «Составь фигуру из трех (четырех, пяти, шести) палочек».

2. «Составь два равных треугольника из пяти палочек».

3.«Построй три квадрата из десяти палочек (способом пристраивания одной фигуры к другой)».

Педагоги детского сада № 221 ОАО «Российские железные дороги» г. Иркутска провели внутрисадовский смотр-конкурс на создание дидактических зонтиков и прислали в редакцию фотографии своей новой коллекции.
К каждому зонтику прилагается «инструкция по методическому применению».
Добро пожаловать на зонтичный вернисаж!

Краеведческий зонтик «Родной город»

Модель педагогов Ирины Ларионовой и Елены Ильиной

С помощью этого зонтика можно познакомить детей с самыми главными достопримечательностями города, с его архитектурными памятниками.

Зонтик украшен открытками с видами родного города. Иркутску очень много лет, и многие красивые здания города построены очень-очень давно. Старые мастера старались, чтобы их здания выглядели красивыми. И вот уже много лет люди следят за тем, чтобы эта красота не пропала: дома ремонтируют, красят, обновляют.

Логопедический зонтик

Модель педагога Татьяны Коносовой

С помощью этого зонтика можно играть в логопедические игры.

Дидактическая игра «Подбери по смыслу»

Детям предлагаются карточки с картинками, к которым надо подобрать парные карточки. Изображения на парных карточках должны быть по смыслу связаны с изображением на исходных карточках. Например, на первой карточке изображены цветы. Парной карточкой к ней может служить карточка с изображением вазы. А рисунку с грибами соответствует рисунок корзины.

На карточках изображены геометрические фигуры. В комплекте существуют карточки с изображениями предметов, форма которых напоминает эти фигуры, - по три карточки к каждой фигуре. Дети подбирают карточки с предметами и помещают их под карточки с фигурами.

Дидактическая игра «Что из чего?»

В наборе карточки подобраны по темам: продукты из молока; изделия из резины; изделия из пластмассы; изделия из металла; изделия из льна, хлопка; продукты из ржи, пшеницы; изделия из дерева; изделия из шерсти. Из всего обилия карточек дети должны подобрать те, что соответствуют одной из тем.

Зонтик здоровья

Этот зонтик помогает знакомить детей с правилами личной гигиены и учит бережному отношению к своему здоровью.
Картинки можно использовать для таких дидактических игр.
Педагог или другой ведущий указывает на какую-нибудь картинку и просит детей сказать, хорошо это или плохо с точки зрения здоровья человека. Можно играть без лишних слов: ведущий показывает картинку, дети поднимают зеленую карточку, если согласны с действиями персонажа на картинке, и красную, если так поступать не следует.
Дети могут отвечать на безмолвный вопрос ведущего движениями. Например, прыгать, если картинка им нравится. Если же картинка вызывает негативное отношение, дети садятся на пол.

Экологический зонтик

Модель педагогов Татьяны Широбоковой и Людмилы Марковой

Этот зонтик раскрывается на занятиях по экологии. Это сигнал: наступило время экологической викторины.

Зонтик-матрешка

Модель педагогов Любови Чесаковой и Валентины Шабалиной

Это зонтик для самых маленьких. Он помогает закрепить представления детей о временах года, сезонных явлениях и сезонной одежде.

В кармашках на куполе зонтика сложены картинки с бумажной одеждой для мальчика и девочки. Зонтик также украшен пуговицами и застежками для развития мелкой моторики рук и по смыслу напоминает сенсорный коврик, только в объеме.

Зонтик времен года

Модель воспитателей Оксаны Макаровой и Светланы Протасовой

Этот зонтик помогает закрепить знания детей о временах года; учить соотносить иллюстрации, описание природы в стихах и прозе с определенным временем года, а также умение детей ориентироваться в спортивных и подвижных играх по сезонам.Купол зонтика разделен на четыре цветных сектора:

    красный - лето,

    зеленый - весна,

    желтый - осень,

    белый - зима.

К нему прилагается конверт с картинками, изображающими различные сезонные изменения.

Дидактическая игра «Угадай, какое время года»

Один из детей встает спиной к воспитателю или к другому ведущему. Ведущий вращает зонт. В определенный момент ребенок говорит: «Стоп!». Зонтик застывает в руках ведущего. Ребенок поворачивается и смотрит, какая цветная часть зонта «смотрит» на него. Ребенок перечисляет приметы этого времени года и нанизывает соответствующие иллюстрации на зонт.
Возможен и другой вариант: ребенок рассказывает стихотворение или сочиняет рассказ об этом времени года.

Зонтик сказочных воспоминаний

Модель педагога Елены Никоновой

К куполу зонтика на тонких и прочных нитках крепятся сказочные персонажи. Дети читают стихотворение, произносят закличку или считалку. Педагог в это время крутит зонтик за ручку. С последним словом зонтик замирает. Дети должны назвать персонажа, который оказался перед ними, описать его, вспомнить эпизод из сказки.

Можно играть в загадки: ведущий (или дети) загадывает «зонтичного» персонажа и предлагает водящему его описание. Водящий по описанию должен определить, кто задуман.

Зонтик кукольной моды

Модель дефектолога Ольги Вдовенко и педагогов Нины Балашовой и Марины Черепиной

Под купол зонтика подвешивают кукольные платья. Зонтик можно использовать для ролевой игры, а также для дидактических игр. В этом случае требуется выставлять в ателье сезонную одежду, одежду для мальчиков или для девочек.

Веселый зонтик для самых маленьких

Модель педагогов Светланы Прядкиной и Светланы Москвиной

С его помощью можно учить малышей узнавать знакомые предметы и называть их признаки, учить различать геометрические фигуры, называть виды транспорта, названия животных; развивать тактильные ощущения, мелкую моторику, зрительное внимание.

К зонтику прилагаются:

    набор геометрических фигур (объемные подвески);

    набор предметных картинок (насекомые, животные, птицы, транспорт);

    набор «Фрукты - ягоды» (застежки);

    явления природы (подвески: солнце, облако, туча, дождик, месяц, звездочка, снежинка).

Астрономический зонтик

Модель дефектолога Инны Багодеровой и педагогов Натальи Утюговой и Галины Зиновьевой

Зонтик помогает знакомить детей со звездами, планетами, другими небесными телами.

Зонтик-цветок

Модель педагогов Екатерины Азаренко и Екатерины Малашкиной

Зонтик-цветок - модификация сенсорного коврика для малышей.

Его купол обтянут синтепоном и украшен различного рода шнуровками, застежками, липучками, пуговицами, замочками, завязками и т.п.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА

Кто из нас лечит?

Цель. Рассказать детям о том, какую помощь оказывает больному в аптеке, поликлинике, больнице; что делают врач, медсестра, санитарка. Воспитывать у них умение сотрудничать (на примере названых профессий), благодарить за внимание и заботу.

Игровое задание. Вылечить больного.

Правила игры. Подражать медицинским работникам. Сочувственно относиться к больным.

Материал. Сюжетные картинки, изображающие медицинских работников в аптеке, поликлинике, больнице, на "скорой помощи". Доктор Айболит, куклы, зверюшки, предметы для лечения больных и ухода за ними.

Игра. На столах одних детей - аптека, других - поликлиника, третьих - больница, четвертых - "скорая помощь".

Короткой сценкой "Доктор Айболит лечит больных" вызовите интерес детей к игре. Оказывается, на прием к нему стремятся все заболевшие зверюшки, куклы и даже поломанные машины. Айболит не успевает помочь всем, обращается к детям. Дети с удовольствием откликаются: ведут больного в поликлинику, по назначению Айболита покупают в аптеке лекарства, везут тяжелобольного в больницу. Другие выступают в роли врачей, медсестер, фармацевтов и оказывают больным необходимую помощь. Айболит дает советы, помогает, утешает больных, радуется старательности, сочувствию детей к больным. Наконец, все выздоровели, радуются, благодарят заботливых детей. Естественно, используйте стихи К. Чуковского "Доктор Айболит".

Вариант. Воспользуйтесь фрагментами из стихотворения А. Кардашевой "Наш доктор", в которой рассказывается о заболевшей Маше. Но не только она, а все ее игрушки заболели. Дети определяют, чем они больны и как их лечить.

Дидактическая игра «Соедини части разных животных»

(приложение№13).

ЦЕЛЬ: сконструировать новое несуществующее животное с необычными новыми свойствами.

Сначала его надо придумать, затем нарисовать, и уже потом дать этому животному название. Все эти 3 этапа требуют творчества.

ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ: создать необычное животное, создать живое существо для освоения космоса, для защитно-караульной службы на море; предложить сконструировать технический объект, предмет мебели или посуды.

Другой способ творческого воображения – аналогия. Разнообразные предметы: облака, падающие тени, пятна краски.

Дидактическая игра: «На что похожи облака?»

ЦЕЛЬ: Развитие творческого мышления.

Предложить нарисовать облака так, чтобы они сохранили свои особенности и в тоже время напоминали необычное, увиденное детьми сходство с какими-либо объектами. В качестве материала для подобных занятий в дальнейшем могут служить разные предметы и явления6тени, формы кустов, деревьев, корней, паутина, узоры на ковре.

Дидактическая игра «Расскажи на что похоже».

Карточки, на которых изображены сложные по цвету и форме фигуры. Карточки можно поворачивать как угодно. Найти одновременно несколько изображений. Сочинить рассказ о том, что произошло с этим героем.

Преувеличение и преуменьшение выступают, как приемы творческого воображения.

Творческое задание - нарисовать карикатуру на героя мультфильма.

Дидактическая игра «Угадай, что здесь изображено».

Техника монотипия.

Дидактическая игра «Образ и силуэт»,

«Узнай по профилю» Цель: Определить персонажей по силуэтному профилю.

"Дидактические игры детей дошкольного возраста"

Дидактическая задача. Закрепить представления об основных элементах какой-либо росписи, научить различать и сравнивать их между собой, правильно называть, пользуясь названиями, придуманными мастерами промысла, развивать наблюдательность, внимание, быстроту реакции, вызвать интерес к росписи.

Материал. Карточки прямоугольной формы, разделенные на две части. На каждой из них изображен элемент узора.; варианты отличаются цветом, деталями.

Игровые привила. Игроки выкладывают карточки, чтобы изображение какого-либо элемента точно соответствовало тому же изображению другой карточки. Выигрывает тот кто первым выложит все свои карточки

Ход игры. Принимают участие от двух и более детей. Все карточки выкладывают в центр стола рисунками вниз – это "базар". Каждый игрок набирает определенное количество карточек, о чем договариваются до начала игры. Первым делает ход тот у кого есть карточка-дуплет. Следующий игрок находит у себя карточку с таким же элементом и кладет ее к первой. Если нет нужной игрок пользуется "базаром". Если "базар" пуст – пропускает ход. Выигрывает тот кто раньше других освободится от карточек.

Вариант.Игрок делает ход и называет элемент росписи. Если название не верное, ход пропускается.

Дидактическая задача. Та же, что и в " Домино",

Материалы. Большие карты с изображением предметов, украшенных какой-либо росписью. По краям карт до шести клеток с изображением элементов донной росписи. Карточки с вариантами элементов узора, отличающихся цветом, деталями.

Игровые правила. Игроки подбирают карточки в соответствии с рисунком на больших картах. Внимательно следят за ходом игры, не пропуская элементы на своей карте.

Ход игры. Принимают участие от двух и более детей. Ведущий раздает каждому по одной большой карте, маленькие перемешивает. Затем, вынимая по одной карточке, ведущий спрашивает, что за элемент на ней изображен и кому нужна такая карточка.

Вариант. Игру можно проводить в форме соревнования команд. При этом каждой команде выдается сразу несколько карт для одновременного заполнения.

"Найди пару".

Дидактическая задача. Та же, что и в "Домино".

Материал. Прямоугольные карточки, разделенные на две клеточки: одна с элементами узора, другая – пустая. Карточки с вариантами элементов узора, образующие пары к рисункам на полосках.

Игровые правила. Игроки подбирают карточки в соответствии с рисунком на больших картах. Выигрывает тот, кто первым подберет пары всех элементов на своих карточках.

Ход игры. Принимают участие от двух и более детей. Ведущий раздает каждому одинаковое количество двойных карт, маленькие перемешиваются в центре стола. По команде ведущего играющие подбирают пару элементам на своих карточках.

Варианты.

После выполнения задания игрок называет все элементы росписи. Если название дано не верно, карточка не засчитывается.

Игроки по очереди берут карточки из стопки. Если карточка не подходит, игрок кладет ее вниз колоды и пропускает ход.

Из числа играющих составляют две команды; одна получает двойные карточки, другая – парные картинки. По команде игрок одной группы должен найти участника из другой группы с такой же карточкой, чтобы образовать пару. Парами игроки подходят к воспитателю, который проверяет правильность выбора. Образует "ручеек".

"Передай по кругу" - у игроков по три большие карточки, маленькие перемешаны и разложены на столе изображением вниз. Взяв маленькую карточку, играющий закрывает ею свободную клетку; если элемент подходит – пара найдена Кроме того, он получает право взять следующую карточку из колоды; если карточка не подходит, передает ее дальше, т.е. пропускает ход.

Занятие №1

Тема: "Дидактическая игра в педагогическом процессе детского сада".

Цель: Систематизировать и углубить знания педагогов об основных функциях, видах, структуре дидактической игры.

Основные функции дидактической игры.

Виды дидактических игр.

Структура дидактической игры.

Занятие №2:

"Методика организации и руководство дидактическими играми".

Цель: Совершенствовать знания и навыки педагогов по методике организации и руководству дидактическими играми.

Методика организации дидактических игр.

Руководство дидактическими играми.

"Игра обязательно должна присутствовать в детском коллективе. Детский коллектив не играющий не будет детским коллективом…Воображение развивается только в коллективе, обязательно играющем".

Макаренко А.С.

2.Методика организации дидактических игр.

Организация дидактических игр педагогом осуществляется в трёх основных направлениях: подготовка к проведению дид. игры, её проведение и анализ.(Задание на микрогруппы: написать основные компоненты каждого этапа дид.игры).

В подготовку к проведению дидактической игры входят: отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь) и др.;

установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определённой возрастной группы;

определение наиболее удобного времени проведения дид.игры (в процессе организованного обучения на занятиях или в свободное от занятий и других режимных процессов время);

выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим;

определение кол-ва играющих(вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально);

подготовка необходимого дид-го материала для выбранной игры(игрушки, разные предметы, картинки…);

подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, своё место в игре, методы руководства игрой;

подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.

Проведение дидиктических игр включает:

ознакомление детей с содержанием игры, с дид-им материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них);

объяснение хода и правил игры. При этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на чёткое выполнение правил;

показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведёт к нужному результату (например, если кто-то из ребят подсматривает, когда надо закрыть глаза);

определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра. Мера непосредственного участия воспитателя в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дид-ой задачи, игровых правил. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих (советом, вопросом, напоминанием);

подведение итогов игры - это ответственный момент в руководстве ею, т.к. по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об её эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят. При подведении итогов воспитатель подчёркивает, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание и дисциплинированность.

В конце игры педагог спрашивает у детей, понравилась ли им игра, и обещает, что в следующий раз можно играть в новую игру, она будет также интересной. Дети обычно ждут этого дня. Анализ проведённой игры направлен на выявление приёмов её подготовки и проведения: какие приёмы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать впоследствии ошибок. Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними. Самокритичный анализ использования игры в соответствии с поставленной целью помогает варьировать игру, обогащать её новым материалом в последующей работе.

3.Руководство дидактическими играми.

Успешное руководство дид-ми играми прежде всего предусматривает отбор и продумывание их программного содержания, чёткое определение задач, определение места и роли в целостном воспитательном процессе, взаимодействие с другими играми и формами обучения. Оно должно быть направлено на развитие и поощрение познавательной активности, самостоятельности и инициативы детей, применение ими разных способов решения игровых задач, должно обеспечивать доброжелательные отношения между участниками, готовность прийти на помощь товарищам.

Маленькие дети в процессе игр с игрушками, предметами, материалами должны иметь возможность постучать, переставить, переложить их, разобрать на составляющие части (разборные игрушки),вновь составить и т.п.Но поскольку они могут многократно повторять одни и те же действия, воспитателю необходимо постепенно переводить игру детей на более высокую ступень. Например, дидактическая задача "научить детей различать кольца по величине" реализуется через игровое задание "собери башенку правильно".У детей возникает желание узнать, как правильно. Показ способа действий содержит в себе одновременно развитие игрового действия и новое игровое правило. Выбирая колечко за колечком и надевая на стержень, воспитатель даёт наглядный образец игрового действия. Он проводит рукой по надетым колечкам и обращает внимание детей на то, что башенка становится красивой, ровной, что она собрана правильно. Тем самым педагог наглядно показывает новое игровое действие- проверить правильность собирания башенки- предлагает детям самим это сделать.

Развитие интереса к дидактическим играм, формирование игровой деятельности у более старших детей (4-6лет) достигается тем, что воспитатель ставит перед ними усложняющиеся задачи, не спешит подсказывать игровые действия. Игровая деят-ть дошкольников становится более осознанной, она в большей мере направлена на достижение результата, а не на сам процесс. Но и для старших дошкольников руководство игрой должно быть таким, чтобы у детей сохранялось соответствующее эмоциональное настроение, непринужденность, чтобы они переживали радость от участия в ней и чувство удовлетворения от решения поставленных задач.

Воспитатель намечает последовательность игр,усложняющихся по содержанию,дид-им задачам,игровым действиям и правилам.Отдельные изолированные игры могут быть очень интересными,но,используя их вне системы,нельзя достигнуть общего обучающего и развивающего результата. Поэтому следует чётко определять взаимодействие обучения на занятиях и в дидактической игре.

Для детей раннего возраста дид.игра является наиболее подходящей формой обучения.Однако уже на втором,а особенно на третьем году жизни малышей привлекают многие предметы и явления окружающей действительности,происходит интенсивное усвоение родного языка.Удовлетворение познавательных интересов детей третьего года жизни,развитие их речи требуют сочетание дид игр с целенаправленным обучением на занятиях,осуществляемым в соответствии с определённой программой знаний,умений,навыков.На занятиях более успешно,чем в игре формируются и способы учения:произвольное внимание,умение наблюдать,смотреть и видеть,слушать и слышать указания воспитателя и выполнять их.

Следует учитывать,что в дид. игре необходимо правильное сочетание наглядности,слова воспитателя и действий самих детей с игрушками,игровыми пособиями,предметами и т.д. К наглядности относятся:1)предметы,которыми играют дети и которые составляют материальный центр игры;2)картинки,изображающие предметы и действия с ними,отчётливо выделяющие назначение,основные признаки предметов,свойства материалов;3) наглядный показ,пояснение словами игровых действий и выполнение игровых правил.

Созданы специальные типы дид. игр:с парными картинками,типа картинного лото,домино с тематическими сериями картинок и др.Начальный показ игровых действий воспитателем,пробный ход поощрительно-контрольные значки,фишки - всё это также входит в фонд наглядных средств,которые используются для организации игр и руководства ими.

При помощи словесных пояснений,указаний воспитатель направляет внимание детей,упорядочивает,уточняет их представления,расширяет опыт.Речь его способствует обогащению словаря дошкольников,овладению разнообразными формами обучения,способствует совершенствованию игровых действий.

Руководя играми,воспитатель использует разнообразные средства воздействия на дошкольников.Например,выступая в качестве участника игры,он незаметно для них направляет игру,поддерживает их инициативу,сопереживает с ними радость игры.Иногда педагог рассказывает о каком-либо событии,создаёт соответствующее игровое настроение и поддерживает его по ходу игры.Он может и не включаться в игру,но как умелый и чуткий режиссёр,сохраняя и уберегая её самодеятельный характер,руководит развитием игровых действий,выполнением правил и незаметно для детей ведёт их к определённому результату.Поддерживая и пробуждая детскую деятельность,педагог делает это чаще всего не прямо,а косвенно:выражает удивление,шутит,использует разного рода игровые сюрпризы и т.п.

Надо помнить,с одной стороны об опасности,чрезмерно усиливая обучающие моменты,ослабить игровое начало,придать дид.игре характер занятия,а,с другой, увлёкшись занимательностью,уйти от задачи обучения.

Развитие игры во многом определяется темпом умственной активности детей,большей или меньшей успешностью выполнения игровых действий,уровнем усвоения правил,их эмоциональными переживаниями,степенью увлечённости.В период усвоения нового содержания,новых игровых действий,правил и начала игры,темп её,естественно,более замедленный.В дальнейшем,когда игра развёртывается и дети увлекаются,темп её убыстряется.К концу игры эмоциональный подъём как бы спадает и темп её снова замедляется.Не следует допускать излишней медлительности и ненужного убыстрения темпа игры:убыстрённый темп вызывает иногда растерянность детей,неуверенность,несвоевременное выполнение игровых действий,нарушение правил.Дошкольники не успевают втянуться в игру,перевозбуждаются. Замедленный темп игры возникает тогда,когда даются чересчур подробные объяснения,делается много мелких замечаний.Это приводит к тому,что игровые действия как бы отдаляются,правила вводятся несвоевременно,и дети не могут руководствоваться ими,допускают нарушения,ошибаются.Они быстрее утомляются,однообразие снижает эмоциональный подъём.

В дид.игре всегда имеется возможность неожиданного расширения и обогащения её замысла в связи с проявленной детьми инициативой,вопросами,предложениями.Умение удержать игру в пределах установленного времени-большое искусство.Воспитатель уплотняет время прежде всего за счёт сокращения своих объяснений.Ясность,краткость описаний,рассказов,реплик является условием успешного развития игры и выполнения решаемых задач.

Заканчивая игру педагог должен вызвать у детей интерес к её продолжению,создать радостную перспективу.Обычно он говорит: "Новая игра будет ещё интереснее".Воспитатель разрабатывает варианты знакомых детям игр и создаёт новые- полезные и увлекательные.

Своё выступление мне хочется закончить словами Н.К.Крупской: "Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение:игра для них-учёба,игра для них-труд,игра для них-серьёзная форма воспитания".

Педагогическая ценность дидактических игр.

(Как Вы думаете, в чём заключается пед.ценность дид.игр?)

В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи,решение которых требует сосредоточенности,внимания, умственного усилия,умения осмыслить правила,последовательность действий, преодолеть трудности. Они содействуют развитию у дошкольников ощущений и восприятий,формированию представлений,усвоению знаний Эти игры дают возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных умственных и практических задач.В этом их развивающая роль.

Необходимо добиваться того,чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений,но и способствовала бы общему развитию ребёнка,служила формированию его способностей.

Дидактическая игра содействует решению задач нравственного воспитания,развитию у детей общительности.Воспитатель ставит детей в такие условия,которые требуют от них умения играть вместе,регулировать своё поведение,быть справедливым и честным,уступчивым и требовательным.

Занятие №3:

Планирование дидактических игр в воспитательно-образовательном процессе.

Составить циклограмму различных типов дидактических игр для планирования в работе с детьми.

Результаты тематической проверки: "Дидактическая игра в педагогическом процессе".

Создание циклограммы по использованию дидактических игр в работе с детьми в воспитательно-образовательном процессе.

1.Результаты тематической проверки: "Дидактическая игра в педагогическом процессе д/с":

не всегда используют дидактические игры в соответствии с возрастом детей;

нет системы в планировании дидактических игр;

не используется полностью время,отведённое на игровую деятельность;

недостаточно используются в воспитательно-образовательной работе с детьми настольно-печатные,музыкально-дидактические игры, словесно-дидактические игры.

2.При планировании необходимо:

Создавать требуемые условия для организации игр в помещении и на участке;оборудовать педагогический процесс играми и игровым материалом в соответствии с возрастом, развитием и интересами детей.

Соблюдать время,отведённое для игр в режиме дня;способствовать тому,чтобы их организация обеспечила детям интересную,содержательную жизнь.

В процессе совместной игровой деятельности воспитывать настойчивость,выдержку,формировать положительные взаимоотношения между детьми: дружелюбие,взаимопомощь,умение выполнять правила.

Систематически формировать у детей игровые умения,способствовать превращению игры в их самостоятельную деятельность,поощрять проявление инициативы.

Планирование дидактических игр должно занимать значительное место в планировании всей воспитательно-образовательной работы с детьми.Являясь эффективным средством обучения,они могут быть составной частью занятия,а в группе раннего возраста-основной формой организации учебного процесса.Кроме того,в часы,отведённые для игр,д/игры планируются и организуются как в совместной,так и в самостоятельной деятельности детей,где они могут играть по своему желанию как всем коллективом,небольшими группами или же индивидуально. В плане должен предусматриваться подбор игр и материала для них в соответствии с общим планом педагогической работы.

Наблюдения за самостоятельными играми детей дают возможность выявить их знания,уровень их умственного развития,особенности поведения.Это может подсказать педагогу,какие игры полезны для детей,в чём они сильны,в чём отстают.

Дидактические игры кратковременны (10-20мин);

Очень важно во всё время игры поддерживать у ребенка увлеченность игровой задачей,стараться чтобы в это время не снижалась умственная активность играющих,не падал интерес к поставленной задаче.

Необходимо предоставлять детям возможность играть в разное время дня:утром до завтрака,между завтраком и занятием,в перерывах между занятиями,на прогулке,во второй половине дня.Игры в утренние часы способствуют созданию у детей бодрого,радостного настроения на весь день.Каждый может заняться любимыми играми,по желанию объединиться с друзьями.Не редко дети приходят в детский сад с определенными игровыми намерениями,продолжают начатую накануне игру.Если завтрак прервал игру,необходимо предоставить детям возможность снова возвратиться к ней после завтрака,в перерыве между занятиями.При этом следует учитывать характер предстоящего занятия.Перед физкультурным занятием предпочтительны спокойные игры,а если занятие требует однообразного положения,желательны более активные подвижные игры или словесные с двигательным компонентом.Необходимо чтобы время,отведенное для игр,было полностью отдано игре.Иногда из-за чрезмерной загруженности детей организованной учебной деятельностью или из-за нерационального использования времени-время игры сокращается.Этого нельзя допускать!

Планируя дидактические игры,педагогам необходимо заботиться об усложнения игр,расширения их вариативности (возможно придумывание более сложных правил).

На занятиях используются те д/игры,которые можно проводить фронтально,со всеми детьми.Они используются в качестве метода закрепления,систематизации знаний детей.

При планировании д/игр в воспитательно образовательном процессе необходимо,чтобы новые игры,взятые на занятии,затем проходили в блоке совместной деятельности с детьми и использовались детьми в их самостоятельной деятельности,являясь при этом высшим показателем способности занять себя деятельностью,требующей приложения умственных усилий.

Д/игры в большинстве случаев проводятся тогда,когда дети уже получили на занятиях определенные знания и навыки,иначе будет достаточно трудно осуществить игру.

Например,ребенок только на основе знаний может на ощупь определить предмет в "волшебном мешочке"и назвать его или найти сходные или различные качества изображаемых на картинках предметов.Эти игры опираются на способность детей сознательно запоминать и воспроизводить то,что они воспринимали.Необходимо,чтобы в д/играх определенных результатов достигали все дети,а не только те,которые проявляют себя наиболее активно.

Д/игры можно использовать и для проверки знаний и умений детей.Важным показателем результатов обучения является усвоением пройденного на занятиях всеми детьми.

Чаще всего это проверяется д/игрой,в процессе которой,педагог устанавливает,на сколько правильно поняли и усвоили содержание зянятия не только способные,но средние и слабые дети.Выявив уровень знаний и умений детей,необходимо наметить дальнейшую работу по усранению недостатков.

Д/игра-это практическая деятельность,с помощью которой можно проверить усвоили ли дети знания обстоятельно,или поверхностно и умеют ли они их применить,когда это нужно.Дети усваивают знания тем полнее,чем шире их можно применить на практике в различных условиях.Достаточно часто бывает,когда ребенок усваивает на занятии определенные знания,но не умеет использовать их в измененных условиях.

В связи с тем,что д/игра является незаменимым средством преодоления различных трудностей в умственном развитии детей,необходимо планировать использования д/игр в индивидуальной работе с детьми.Как часто и много?По мере необходимости,очень индивидуально,в зависимости от потребностей и уровня развития детей.Индивидуальная работа с детьми с использованием д/игр может планироваться по всем видам и типам игр.Индивидуальные д/игры,которые организует воспитатель,создают благоприятные условия для непосредственного контакта с ребенком,помогают глубже выяснить причины отставания ребенка,способствуют более активному упражнению в учебном материале.

В д/игре применяются знания,полученные на занятии,обощаются сведения,полученные посредством личного опыта,активизируются познавательные процессы и повышается уровень умственного развития отстающих детей.

Д/игры способствуют развитию всех сторон человеческой личности. Если они проводятся живо, умелым педагогом, дети реагируют на них с огромным интересом, взрывами радости, что безусловно увеличивает их значение.

А.М.Горький, защищая право ребенка на игры, писал: "Ребенок до 10-летнего возраста требует игр,забав и требование его биологически оправданно и законно. Он хочет играть, он играет всем и познает окружающий мир прежде всего, и легче всего в игре, игрой".

Обучение должно быть таким, чтобы оно вызывало усилие мысли, но не требовало напряжения, не вызывало усталости, страха и нежелания учиться раньше, чем ребенок придет в школу.

Дидактические игры для дошкольников своими руками

Черникова Наталья Валентиновна, воспитатель МБДОУ д/с №24 «Полянка» комбинированного вида г. Кстово Нижегородской области
Описание работы: актуальной задачей дошкольного образования является всестороннее психическое и интеллектуальное развитие детей. Наиболее активной формой обучающего воздействия являются специально организуемые воспитателем дидактически направленные игры. В процессе дидактической игры ребёнок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их. С целью всестороннего развития детей младшего дошкольного возраста было изготовлено дидактическое пособие «Всезнайка». Его можно использовать и в работе с детьми старшего возраста, если подобрать игры, соответствующие возрастным особенностям.
Описание пособия:
Дидактическое пособие состоит из фанерного корпуса и 2-ух кругов с картинками, которыми служат грампластинки, свободно вращающиеся на металлических стержнях. Длину дидактического пособия необходимо сделать чуть меньше диаметра 2-х пластинок с целью удобного вращения за выступающие части. В комплекте пособия несколько парных кругов с картинками, собранными по лексическим темам.

Процесс изготовления дидактической игры:

1.Взять фанеру. Выпилить 2 –е части прямоугольной формы, соединить между собой с помощью петель.
2.В верхней части дидактического пособия выпилить окошечко в виде шестиугольника, в котором будет видно по одному сектору первого и второго круга.
3.В нижней части пособия вставить 2 металлических стержня.


4.Взять грампластинки.


5.Найти подборку картинок по изучаемым темам.


6.Пластинки разбить на 4, 5, 6 секторов в зависимости от числа картинок. В каждый сектор наклеить картинки, подобрав их по лексическим темам, таким образом, чтобы на левой пластинке картинки находились по часовой стрелке, а на правой - против часовой стрелки. Парные пластинки пометить путём наклеивания в центр одинакового по цвету кругу из самоклеящейся плёнки и ободка из цветной изоленты.
7.Открыть пособие и вставить парные пластинки на металлические стержни.


8.Закрыть крышку пособия и можно играть. В одном из окошечек устанавливается картинка, пара к которой подбирается путём прокручивания другого круга. В этих играх одной картинке 1-го круга обязательно должна соответствовать одна картинка 2-го круга.


Цель: обобщение знаний детей младшего дошкольного возраста.
Вариантов игр множество. Всё зависит от поставленных задач и пройденного детьми материала.
Пособие позволяет решать задачи:
-развивать познавательную активность;
-сенсорное развитие (восприятие цвета, формы);
-формировать элементарные математические представления;
-совершенствовать грамматический строй речи;
-развивать мелкую моторику и координацию движений рук.

Дидактическая игра "Кто где живёт?"

Задачи: закреплять умение различать домашних и диких животных, правильно называть их, знать место обитания, название жилища;развивать мелкую моторику пальцев рук
Ход игры: воспитатель предлагает детям рассмотреть предложенную картинку в 1-ом секторе с левой стороны, назвать животного на ней. Определить домашнее или дикое животное. Подобрать картинку с нужным жилищем с правой стороны путём вращения круга. Правильно назвать жилищe.

Дидактическая игра "Кто что ест?"

Задачи: закреплять знания детей об образе жизни животных, об их питании;
развивать мелкую моторику пальцев рук.
Ход игры: воспитатель предлагает детям рассмотреть предложенную картинку слева, назвать животного на ней. Подобрать картинку с едой для этого животного справа путём вращения круга.


Дидактическая игра "Мамы и их детёныши"

Задачи: упражнять в соотнесении взрослого животного и детёныша, в правильном образовании названия детёнышей, используя суффиксы –онок-, -ёнок-, -ата-, -ята-, -ок-; развивать логическое мышление, мелкую моторику пальцев рук, словарный запас.
Ход игры: сначала ребёнок рассматривает изображение взрослого животного слева, узнаёт и правильно называет его. Определяет, к каким животным относятся: к домашним или диким. Затем вращает правый круг с картинками детёнышей животных. Находит нужного детёныша, останавливает круг, правильно называет детёныша.


Дидактическая игра "Подбери цифре количество предметов"

Задачи: формировать элементарные математические представления, упражнять соотносить цифру и количество предметов в пределах 5-ти; развивать мелкую моторику пальцев рук, внимание.
Ход игры: воспитатель предлагает детям рассмотреть предложенную цифру слева, правильно назвать её, затем подобрать картинку справа, количество предметов на которой соответствует этой цифре.

Дидактическая игра "Цветные картинки"

Задачи: закреплять знание цветов; умение соотносить предмет и цвет; совершенствовать грамматический строй речи; развивать мелкую моторику пальцев рук, внимание.
Ход игры: воспитатель предлагает ребёнку рассмотреть предмет в окошке справа, назвать его. Затем, путём вращения, подобрать цветной прямоугольник слева, соответствующий цвету предмета, назвать цвет и обозначить словами признак предмета.
Например, красная машина или синий мяч

Дидактическая игра "На что похоже"

Задачи: закреплять знание геометрических фигур;упражнять в употреблении слов «круглый», «квадратный», «треугольный»;развивать мелкую моторику пальцев рук, внимание.
Ход игры: воспитатель предлагает ребёнку рассмотреть предмет в окошке справа, назвать его. Затем, путём вращения, подобрать геометрическую фигуру слева, соответствующую форме предмета, назвать геометрическую фигуру и обозначить словами признак предмета.
Например, круглый колобок, треугольная пирамидка