Братья стругацкие, биография. Биография: Аркадий и Борис Стругацкие Аркадий и борис стругацкие биография

Аркадий Натанович Стругацкий – легенда и классик советской фантастики. Писатель широко известен во всем мире. Произведения братьев Стругацких изданы в 33 странах и переведены на 42 языка. Трудно перечислить все российские и зарубежные литературные премии, врученные Аркадию Натановичу и его брату при жизни. Более десяти романов и повестей Стругацких экранизированы, а в 1977 году Крымская астрофизическая обсерватория открыла новую планету, которой дали имя Strugatskia.

Аркадий Натанович Стругацкий родился в августе 1925 года в жарком Батуми, в интеллигентной семье искусствоведа Натана Залмановича Стругацкого, работавшего редактором газеты, и Александры Ивановны Литвинчевой, заслуженной учительницы, преподававшей русский язык и литературу.

Начальные классы Аркадий Стругацкий посещал в Батуми, но когда мальчику исполнилось 9 лет, семья перебралась в Ленинград. Там в 1933 году и родился младший брат Аркадия – Борис Стругацкий. Безоблачную жизнь семейства Стругацких прервала Великая Отечественная война. Семья оказалась в .

В начале войны 17-летний Аркадий Стругацкий участвовал в строительстве оборонительных сооружений осажденного города, но вскоре отправился работать на завод, где производились снаряды.


Аркадий Стругацкий с семьей

После объявления эвакуации покинуть д смогли только глава семьи со старшим сыном: Аркадий был вывезен отцом по «дороге жизни» через Ладогу в самом начале 1942 года. Эвакуировать 9-летнего Бориса не удалось из-за болезни. Мама осталась с сыном в городе.

Больше родители Аркадия не увиделись: папа тяжело заболел и умер в Вологде. Чудом выжил сам Аркадий. Эшелон с беженцами, в числе которых находился юный Стругацкий, разбомбили немцы. Выжили единицы, среди них и будущий писатель.


Братья Стругацкие с мамой

Летом 1942 года Аркадий Стругацкий остановился в маленьком поселке Ташла неподалеку Оренбурга. Год он поработал на пункте закупки продуктов и даже «дорос» до заведующего. Заработав деньги на дорогу, он сумел весной 1943 года забрать маму и младшего брата Бориса из голодного Ленинграда.

В мирное время Аркадий Стругацкий получил высшее образование. В 18 лет он поступил в Бердичевское артиллерийское училище, обосновавшееся в тыловом Актюбинске. Окончив его, получил направление в военный вуз, где обучали иностранным языкам. Аркадий окончил институт в 1949 году, получив специальность переводчика английского и японского языков.


По окончании вуза судьба забросила Аркадия Стругацкого на Север. До 1955 года он служил переводчиком на Камчатке, преподавал японский и английский языки в военном училище, располагавшемся в городе Канск. Два года – с 1952 по 1954 – трудился дивизионным переводчиком на Камчатке, а в 1955 году Стругацкого перевели в военную часть Хабаровска. После увольнения в запас Аркадий Стругацкий переехал в столицу.

Писательская карьера

Аркадия, выросшего в семье, где родители знали и любили литературу и словесность, всегда тянуло к писательству. Пережитые бедствия и ужасы войны, горе от потери отца закалили его и стали ценнейшим багажом жизненного опыта, просившегося на страницы книг.


Писать Аркадий Стругацкий начал во время войны

Творческая биография Аркадия Стругацкого началась во время пребывания в блокадном Ленинграде. Там он написал свою первую повесть под названием «Находка майора Королева» и еще несколько произведений, но все они были утеряны. Первым сохранившимся произведением Аркадия Стругацкого называют рассказ «Как погиб Канг», написанный в 1946-м и опубликованный в 2001 году.

Перебравшись из Севера в Москву, Аркадий Стругацкий устроился на редакторскую работу в Гослитиздате. Некоторое время он трудился в Детгизе. В советский период первые публикации писателя появились в 1956 году. Дебютной становится повесть, написанная Аркадием Натановичем во время армейской службы. Она называется «Пепел Бикини». Как считал сам Аркадий Стругацкий, это произведение не представляло интереса и литературной ценности.


В 1964 году Аркадия Натановича Стругацкого приняли в Союз писателей СССР.

Прославился Аркадий Стругацкий и как переводчик. Писатель открыл советским читателям Японию, ведь благодаря его переводам они прочитали произведения японских классиков Рюноскэ Акутагавы, Абэ Кобо, Нацумэ Сосэки и Нома Хироси.

Братья Стругацкие под псевдонимами С. Бережков, С. Витин и С. Победин вместе перевели с английского языка сочинения американских фантастов , Андре Нортона и Джона Уиндема.


Фантаст Аркадий Стругацкий

Ценители японской литературы утверждают, что Аркадий Стругацкий внес бесценный вклад в ознакомление советских читателей с культурой и историей страны восходящего солнца, ведь он перевел на русский язык со старояпонского известный во всем мире роман «Сказание о Ёсицунэ». Это историко-биографическая и авантюрная повесть о полководце XII века из клана Минамото.

Свои главные и всемирно известные произведения Аркадий Стругацкий написал в соавторстве с младшим братом. Интересно, что братья не жили рядом, когда писали повести и романы. Даже их встречи не были частыми: 1-2 раза в год. Борис жил и работал в Ленинграде, Аркадий – в Москве. Братья встречались в «Комарово» – доме творчества в Финском заливе. Там они придумывали и обсуждали сюжет очередного творения, писали его фабулу и разъезжались по домам, где и творили.

Мировая фантастика

В 1952 году на Камчатке Аркадий Стругацкий написал научно-фантастическую повесть «Четвертое царство (На грани возможного)». Произведение увидело свет в новом веке: в 2001 году издательство «Сталкер» опубликовало повесть в составе полного собрания сочинений Стругацких. Как утверждал брат Аркадия, Борис Стругацкий, «публикация этого текста представляет интерес исторический: так в те времена понимали, задумывали и писали фантастику».

С конца 50-х Борис и Аркадий Стругацкие совместно писали повести и романы в жанрах фантастической утопии и антиутопической фантастики, вошедшие в золотой фонд мировой литературы. Первым совместным творением становится роман «Извне», опубликованный в 1958 году. В 1959 появилась знаменитая повесть «Страна багровых туч».


Но главные сочинения – романы и повести «Трудно быть богом», «Жук в муравейнике», «Стажеры» и «Понедельник начинается в субботу» – братья Стругацкие написали позже. В 1968 году вышла сатирическая повесть Стругацких «Сказка о Тройке», в которой прослеживается связь с повестью «Понедельник начинается в субботу».

В середине 60-х Аркадий Стругацкий в соавторстве с братом опубликовали в сборнике фантастики «Эллинский секрет» часть научно-фантастического романа «Улитка на склоне». Спустя два года советские читатели увидели еще одну часть повести в журнале «Байкал». В полном объеме «Улитку на склоне» напечатали в 1972 году в западногерманском издательстве «Посев». Братья Стругацкие назвали повесть своим самым совершенным и значительным произведением.


В 70-х Аркадия Натановича Стругацкого выбрали членом редколлегии литературных изданий, таких как популярный журнал «Мир приключений» и антологий «Библиотека современной фантастики» и «Знание – сила».

С 1972 года Аркадий Стругацкий выдал несколько повестей и рассказов, которые подписал псевдонимом «С. Ярославцев». Это «Подробности жизни Никиты Воронцова» и «Дьявол среди людей».

В 1974 году вышла повесть-сказка Аркадия Стругацкого «Экспедиция в преисподнюю». Ее первое название звучало как «Погоня в Космосе». Примечательно, что Аркадий Стругацкий снова подписался творческим псевдонимом С. Ярославцев. В повести, переведенной на чешский и болгарский языки, использованы элементы юмористической фантастики.


В период с 1971 по 1982 год братья-фантасты написали роман «Хромая судьба», который читатели увидели в журнале «Нева» в 1986 году. За год до публикации, в 1985 году, Аркадий Стругацкий избран редактором журнала «Уральский следопыт». С этих пор издание – главный рупор, в котором печатаются произведения советской и зарубежной фантастики.

В конце 80-х в той же «Неве» появился новый роман писателей «Град обреченный», который называют одним из наиболее философских сочинений Стругацких. Название позаимствовано у картины художника Николая Рериха, поразившей Аркадия и Бориса «своей мрачной красотой и ощущением безнадежности, от нее исходившей». Рабочее название романа – «Новый Апокалипсис». Рассматривалось и второе название – «Мой брат и я», что говорит о первоначальной автобиографичности произведения.


Братья написали роман за два года, завершив его в мае 1972 года. Но читатели увидели «Град обреченный» только в перестроечные времена. Первые главы опубликовал журнал «Радуга», затем роман разместила на своих страницах «Нева».

Братья Стругацкие известны и своими рассказами. В 1960 году под названием «Шесть спичек» вышел сборник рассказов, превратившийся в бестселлер. Некоторые рассказы Стругацких вышли после их смерти. Например, юмористический рассказ «Трезвый ум», посвященный критике фантастики в середине XX века, опубликован в 2005 году в книжной серии «Неизвестные Стругацкие» уже после кончины Аркадия Стругацкого.

Аркадий Стругацкий собрал за свою творческую жизнь множество наград и премий, среди которых российские и зарубежные. За свои сочинения фантаст награжден премией , наградами «Аэлита» и «Великое Кольцо».

Экранизации

Половина романов, созданных фантастами, экранизированы. Первой на экране зрители увидели повесть «Отель «У погибшего альпиниста», написанную в жанре фантастического детектива в 1970 году. В англоязычных странах повесть вышла под названием «Головоломка инспектора Глебски». Снял картину российский режиссер Григорий Кроманов. Детективная лента киностудии «Таллинфильм» вышла на экраны в 1979 году. В ней рассказывается об удивительных событиях, которые происходят в отрезанной от остального мира сошедшей с гор лавиной гостинице. Картина снята на эстонском языке и продублирована на русском.


Жизнь на киноэкране получило и произведение «Пикник на обочине», которое Борис и Аркадий Стругацкие написали в начале 70-х. Фильм получил название «Сталкер» и вышел на экраны в 1979 году. Сценарий к нему писался братьями Стругацкими вместе с режиссером .


Андрей Тарковский и Аркадий Стругацкий на съемках "Сталкера"

В 1982 году советские зрители увидели замечательный новогодний фильм «Чародеи», ставший культовым. Далеко не все зрители, внесшие эту картину в перечень своих любимых фильмов, знают, что в его основе лежит произведение братьев-фантастов «Понедельник начинается в субботу». Правда, настолько измененное, что писатели даже попросили убрать из титров их имена. В любимой миллионами картине рассказывается романтическая и фантастическая история любви Алены Саниной и Ивана Пухова, которых разлучило колдовство директора института НУИНУ Киры Шемаханской.

В главных и второстепенных ролях «Чародеев» снялись любимые миллионами звезды российского кинематографа , и .


Александр Абдулов и Александра Яковлева в фильме "Чародеи"

Фильм «Дни затмения» Александра Сокурова, вышедший на экраны в 1988 году, как и «Чародеи», основан на произведениях Стругацких. При этом картину сложно назвать экранизацией. Драматург Юрий Арабов написал сценарий по мотивам повести «За миллион лет до конца света», написанной Аркадием Стругацким в соавторстве с братом, изменив детали произведения. Но фантасты не возражали против интерпретации повести и даже участвовали в создании сценария.

Знаменитая повесть Аркадия и Бориса Стругацких «Трудно быть богом» экранизирована дважды. В 1989 году немецким режиссером Петером Фляйшманом, а в 2013 российским режиссером . Это последняя лента, снятая Германом: ее выхода на экраны он, как и Аркадий Стругацкий, не дождался. В этой фантастической драме снялись , и Евгений Герчаков.


В 1990 году режиссер Аркадий Сиренко презентовал картину «Искушение Б.». Фильм примечателен тем, что сценарий к нему написали сами братья Стругацкие, а за основу взят их роман «Пять ложек эликсира».

Фильм «Гадкие лебеди» режиссера Константина Лопушанского зрители увидели в 2006 году. Это экранизация одноименной повести Стругацких. Картину показали в рамках конкурсной программы «Кинотавр», она получила теплые рецензии критиков, но в широкий прокат не вышла.

Аркадий Стругацкий не дожил до экранизации одного из самых популярных произведений – романа «Обитаемый остров». Одноименная экранизация – лента-антиутопия – появилась в 2009 году, после смерти Аркадия Натановича. Экранизировать роман рискнул . Фильм вышел в двух частях, в нем снялись , и .

Личная жизнь

Первой супругой писателя была Инна Шершова. Они познакомились, когда Аркадий Натанович служил в Канске. Но этот брак оказался непрочным: в середине 50-ых пара рассталась. Совместных детей у Инны и Аркадия не было.


Аркадий Стругацкий с первой женой Ириной

Второй раз Аркадий Стругацкий женился в 1955 году на Елене Вознесенской (в девичестве Ошаниной). У нее уже была дочь от первого брака – Наталья. Аркадий Натанович воспитал девочку как родную.


Во втором браке родилась дочь Маша. Мария Стругацкая вышла замуж за политика , внука писателя .

Смерть

Аркадий Стругацкий узнал о смертельном диагнозе – раке печени – в 70-х. Писатель долго и мужественно боролся с болезнью, но она победила его на 67 году жизни.


Скончался знаменитый фантаст 12 октября 1991 года в Москве. Брат пережил его на два десятка лет. Примечательно, что причиной смерти Бориса тоже был рак.

Тело Аркадия Стругацкого, как он и завещал, кремировали и развеяли из вертолета над Москвой. Так же поступили с прахом брата. Писатели указали точное место, над которым завещали развеять останки: Пулковская обсерватория.

Библиография

  • 1960 - «Путь на Амальтею»
  • 1962 - «Полдень, XXII век»
  • 1964 - «Трудно быть богом»
  • 1965 - «Понедельник начинается в субботу»
  • 1966 - «Улитка на склоне»
  • 1967 - «Гадкие лебеди»
  • 1968 - «Сказка о Тройке»
  • 1969 - «Обитаемый остров»
  • 1970 - «Отель „У Погибшего Альпиниста“»
  • 1972 - «Пикник на обочине»
  • 1972 - «Град обреченный»
  • 1974 - «Парень из преисподней»
  • 1988 - «Отягощенные злом, или Сорок лет спустя»

Фильмография

  • 1979 – «Отель «У погибшего альпиниста»
  • 1979 – «Сталкер»
  • 1982 – «Чародеи»
  • 1988 – «Дни затмения»
  • 1989 – «Трудно быть богом»
  • 1990 – «Искушение Б.»
  • 2006 – «Гадкие лебеди»
  • 2009 – «Обитаемый остров»
  • 2013 – «Трудно быть богом»

Аркадий и Борис Стругацкие (братья Стругацкие) - братья Аркадий Натанович (28 августа 1925, Батуми - 12 октября 1991, Москва) и Борис Натанович (15 апреля 1933, Ленинград), советские писатели, соавторы, сценаристы, классики современной научной и социальной фантастики.

Попытки писать фантастическую прозу А. Н. Стругацкий предпринимал ещё до войны (по свидетельству Бориса Стругацкого, это была повесть «Находка майора Ковалёва», утраченная во время ленинградской блокады). Первое сохранившееся произведение Аркадия Стругацкого - рассказ «Как погиб Канг» - было закончено в 1946 году и опубликовано в 2001 году.

Писать должно либо о том, что ты знаешь очень хорошо, либо о том, что не знает никто.

Стругацкие Аркадий и Борис

Борис Натанович начал писать с начала 1950-х годов. Первая художественная публикация Аркадия Стругацкого - повесть «Пепел Бикини» (1956), написанная совместно с Львом Петровым ещё во время службы в армии, посвящена трагическим событиям, связанным с испытанием водородной бомбы на атолле Бикини, и осталась, по выражению Войцеха Кайтоха, «типичным для того времени примером „антиимпериалистической прозы“».

В январе 1958 года в журнале «Техника - молодёжи» была опубликована первая совместная работа братьев - научно-фантастический рассказ «Извне», переработанный позже в одноимённую повесть.

В 1959 году вышла первая книга Стругацких - повесть «Страна багровых туч». По воспоминаниям, она была начата на спор с женой Аркадия Натановича - Еленой Ильиничной.

Будущее - это тщательно обезвреженное настоящее.

Стругацкие Аркадий и Борис

Черновик был готов к 1957 году, но редакционные препоны задержали публикацию. Связанные общими героями с этой повестью продолжения - «Путь на Амальтею» (1960), «Стажёры» (1962), а также рассказы первого сборника Стругацких «Шесть спичек» (1960) положили начало многотомному циклу произведений о будущем Мире Полудня, в котором авторам хотелось бы жить.

Эти очень разноплановые произведения отражали эволюцию мировоззрения авторов, которые на много лет стали ведущими представителями советской фантастики. Каждая новая книга Стругацких становилась событием, вызывала яркие и противоречивые дискуссии.

Неизбежно и неоднократно многие критики сравнивали созданный Стругацкими мир с миром, описанным в утопии Ивана Ефремова «Туманность Андромеды». В одной из статей того времени Евгений Брандис и Владимир Дмитревский отмечали: «В отличие от героев Ефремова, вполне сознательно приподнимающего их над людьми нашего времени, Стругацкие наделяют людей будущего чертами наших лучших современников».

В каждом человеке намешано всего понемножку, а жизнь выдавливает из этой смеси что-нибудь одно на поверхность.

Стругацкие Аркадий и Борис

Некоторые критики сравнивали мир Ефремова с грандиозными декорациями для некоей пьесы, которая, однако, никогда не будет поставлена, так как сценарий не написан, да и играть некому. Полдень Стругацких же, наоборот, представлял из себя живой, настоящий мир.

Первые книги Стругацких соответствовали требованиям социалистического реализма. Отличительной особенностью этих книг по сравнению с образцами тогдашней советской фантастики были «несхематичные» герои (интеллигенты, гуманисты, преданные научному поиску и нравственной ответственности перед человечеством), оригинальные и смелые фантастические идеи о развитии науки и техники.

Произведения Стругацких написаны высокохудожественно, с юмором, героев отличает индивидуализация языка. Они органично совпали с периодом «оттепели» в стране и отразили тогдашнюю веру в светлое будущее и неуклонный прогресс в общественных отношениях.

Если мысленным взором окинуть всю историю этой болтовни, легко увидеть, что так называемая теория мышления сводиться к выдумыванию более или менее сложных терминов для обозначения явлений, которых человек не понимает.

Стругацкие Аркадий и Борис

Программной книгой этого периода стала повесть «Полдень, XXII век» (1962), крупными мазками начертавшая увлекательную перспективу будущего человечества, представители которого - светлые, умные люди, увлечённые покорители космоса, искатели, творческие личности.

Однако уже в повести «Далёкая Радуга» (1963) появляются тревожные нотки: катастрофа на далёкой планете в результате проводившихся учёными экспериментов вывела на первый план одну из основных тем дальнейшего творчества Стругацких - нравственный выбор человека, оказавшегося в тяжёлом положении, когда выбирать нужно между плохим и очень плохим вариантами.

В этой же повести авторы впервые обозначили проблему: что будут делать и как себя будут чувствовать в светлом мире Полудня те, кто не способен жить творчески? Столкнуться с прошлым, задуматься о том, возможно ли скорое избавление от «палеолита в сознании», пришлось сначала героям повести «Попытка к бегству» (1962), а затем сотрудникам Института экспериментальной истории в повести «Трудно быть богом» (1964).

Неизвестно, кто первый открыл воду, но уж наверняка это сделали не рыбы.

Стругацкие Аркадий и Борис

В повести «Хищные вещи века» (1965) Стругацкие обращаются к актуальным проблемам современности, рисуют гротескную модель будущего потребительского общества, которое и теперь представляется наиболее вероятной экстраполяцией развития сегодняшнего мира. Композиционно повесть является, по словам Войцеха Кайтоха, «специфически советской антиутопией», первой в русской литературе «антиутопией в утопии».

В то же самое время Стругацкие пишут несколько произведений, которые не укладываются в рамки стандартных или традиционных жанров. Искрящаяся юмором и оптимизмом «сказка для научных сотрудников младшего возраста» «Понедельник начинается в субботу» (1965) была продолжена «Сказка о Тройке» (1968 - сокращённый переработанный вариант; 1989 - первоначальный вариант), в которой юмор уступает место жёсткой сатире на бюрократический казарменный социализм.

Результаты не замедлили сказаться - опубликовавший произведение иркутский журнал «Ангара» перестал существовать, а сама «Сказка о Тройке» на долгие годы стала недоступной читателям. Подобная участь ожидала и самую сложную в философском отношении повесть «Улитка на склоне» (публиковалась частями в 1966 и 1968; полностью - в 1988).

Эх, старые добрые времена, когда можно было отдать свою жизнь за построение нового мира, а умереть в старом.

Стругацкие Аркадий и Борис

Действие в повести происходит параллельно в двух соприкасающихся местах - в Лесу и в Управлении по делам Леса. Советская критика консервативного толка, ополчившись на узнаваемость бюрократической бестолковщины в Управлении, практически не увидела более глубокие мысли авторов о неумолимости прогресса, сметающего на своём пути всё, что не подходит для новой жизни.

А ведь мир повести «соткан из самых разноречивых тенденций общественного бытия. Это невероятный мир. Это мир разного рода общественных потенций, порой весьма мрачных. Перед нами как бы эмбрионы тех или иных вероятностных феноменов будущего - того будущего, которое возможно, если дать этим эмбрионам развиться» (А. Лебедев, «Реалистическая фантастика и фантастическая реальность» - «Новый мир», № 11, 1968).

Сатирическая повесть «Второе нашествие марсиан: Записки здравомыслящего» (1967) также не вызвала восторга у ортодоксальных критиков; имена персонажей, позаимствованные у героев греческих мифов, не могли скрыть аллюзий на современность, а главный вопрос, заданный авторами: «Применимы ли понятия: честь, достоинство, гордость - ко всему человечеству?

В конце концов, что такое смерть? Смерть, дорогие товарищи, это самое интересное приключение, которое мы испытаем в жизни.

Стругацкие Аркадий и Борис

Позволительно ли ему променять „право первородства“ на чечевичную похлёбку?» - также остался практически незамеченным. Подобная проблема: готово ли человечество ко встрече с неизвестным, в частности, ко встрече с инопланетной цивилизацией, прозвучала и в повести «Отель „У Погибшего Альпиниста“» (1970), в ней же Стругацкие предприняли и рискованный эксперимент по созданию фантастического детектива.

Возвращаясь к Миру Полудня, Стругацкие пишут повести «Обитаемый остров» (1969, сокр.; 1971), «Малыш» (1971), «Парень из преисподней» (1974).

На эти произведения было обращено пристальное внимание советской цензуры (при подготовке «Обитаемого острова» к публикации в первом собрании сочинений в 1991 году авторам пришлось восстановить более 900 изменений, внесённых в текст под давлением идеологического контроля), и в 1970-е у них практически не выходят книжные издания.

Плохо читать хорошую книгу с конца, не правда ли? - сказал Янус Полуэктович, откровенно за мной наблюдавший. - А что касается ваших вопросов, Александр Иванович, то... Постарайтесь понять, Александр Иванович, что не существует единственного для всех будущего. Их много, и каждый ваш поступок творит какое-нибудь из них... Вы это поймёте, - сказал он убедительно. - Вы это обязательно поймёте.

Стругацкие Аркадий и Борис

Повесть «Пикник на обочине» (1972) после первой журнальной публикации восемь лет по различным надуманным причинам не издавалась и лишь в 1980 вышла в сборнике «Неназначенные встречи» в изуродованном виде. Тема Зоны - территории, на которой после Посещения инопланетян происходят странные явления, и сталкеров - смельчаков, которые тайком проникают в эту Зону, получила развитие в фильме Андрея Тарковского «Сталкер», снятого в 1979 году по сценарию Стругацких.

Главная тема творчества Стругацких - тема выбора - стала основной для повести «За миллиард лет до конца света» (1976), герои которой поставлены перед жестокой необходимостью выбирать между возможностью творить под угрозой смерти, либо отказаться от своих убеждений ради спокойной жизни.

Тогда же был написан роман «Град обреченный» (1975, опубл. в 1988–1989), в котором, по словам Михаила Амусина, предпринята попытка «построить динамическую модель идеологизированного сознания, типичного для самых широких слоёв нашего общества, проследить его судьбу на фоне меняющейся социальной реальности, исследовать различные фазы его „жизненного цикла“, и в частности, драматического перехода думающих советских людей от позиции фанатичной веры в коммунистические идеалы к условиям идеологического вакуума, характерного для целого поколения».

И слава богу, а то я уж было подумал, что профессора хватил мозговой паралич. Как следствие напряжённых занятий.
("Понедельник начинается в субботу")

Стругацкие Аркадий и Борис

Сергей Чупринин писал: «Эти чуткие к требованиям дня писатели бьют в одну и ту же точку. Недаром доказывают, что недопустимы, нравственно преступны эксперименты над человеком и обществом, даже если экспериментаторы движимы самыми вроде бы добрыми побуждениями…

Недаром, не боясь повториться, убеждают, что добро, породнившееся с насилием, неминуемо перерождается в зло - и тем более опасное, что оно-то по-прежнему считает себя добром…». Для этих произведений, как и для романа «Хромая судьба» (1982, опубл. в 1986) характерно наделение главных персонажей автобиографическими чертами. Роман «Хромая судьба», повествующий о жизни пожилого писателя, включает в себя повесть «Гадкие лебеди» (опубликована за рубежом без согласия авторов в 1967 году).

Очередное обращение к Миру Полудня - романы «Жук в муравейнике» (1979; премия «Аэлита» 1981 года) и «Волны гасят ветер» (1985) - подвело окончательный итог развитию утопической темы в творчестве Стругацких. Никакой технический прогресс не принесёт счастья человечеству, если основой его не станет Человек Воспитанный, который сможет избавиться от «внутренней обезьяны», - таков вывод многолетнего исследования возможного будущего.

Теперь всё зависело от себя. Человек сплошь и рядом не может бороться со своими кислыми мыслями, на то он и человек - переходная ступень от неандертальца к магу. Но он может поступать вопреки этим мыслям, и тогда у него сохраняются шансы.
("Понедельник начинается в субботу")

Стругацкие Аркадий и Борис

Тема воспитания стала ключевой для романа «Отягощённые злом, или Сорок лет спустя» (1988) - многопланового повествования, исследующего предназначение и рост сложности задач Учителя на примере двухтысячелетней истории. «Смысл всех этих экскурсов в прошлое видится вот в чём.

Один Учитель (даже экстра-класса) не в состоянии одной лишь силой своего Знания, своей Убеждённости необратимо подвигнуть социум к прогрессу (в понимании Учителя) и при этом застраховать свою педагогическую концепцию от искажений во времени. Но и не пытаться сделать это он не может!» (Ф. Снегирев, «Время Учителей» - «Советская библиография», № 1, 1990).

Последним совместным произведением Стругацких стала пьеса «Жиды города Питера, или Невесёлые беседы при свечах» (1990) - предупреждение излишне горячим оптимистическим надеждам новейшего времени.

Я оглядел пустую захламлённую комнату с обломками диковинных моделей и обрывками безграмотных чертежей, пошевелил носком ботинка валявшуюся у входа папку со смазанным грифом "Совершенно секретно. Перед прочтением сжечь" и пошёл прочь.
("Понедельник начинается в субботу")

Стругацкие Аркадий и Борис

Аркадий Стругацкий написал несколько произведений в одиночку под псевдонимом С. Ярославцев: бурлескную сказку «Экспедиция в преисподнюю» (1974, части 1–2; 1984, часть 3), рассказ «Подробности жизни Никиты Воронцова» (1984) и повесть «Дьявол среди людей» (1990–91, опубл. в 1993).

Никита Воронцов попадает в кольцо времени и много раз проживает одну и ту же жизнь, но не в силах что-либо по-настоящему изменить в окружающем мире. Ким Волошин, пройдя муки ада в реальной жизни, становится могущественным «дьяволом среди людей», но также неспособен сделать этот мир хоть чуточку лучше.

После смерти Аркадия Стругацкого в 1991 году Борис Стругацкий, по его собственному определению, продолжил «пилить толстое бревно литературы двуручной пилой, но без напарника». Под псевдонимом С. Витицкий вышли его романы «Поиск предназначения, или Двадцать седьмая теорема этики» (1994–1995) и «Бессильные мира сего» (2003), продолжившие исследование неумолимого рока и возможностей влиять на окружающую действительность.

Только тот достигнет цели, кто не знает слова "страх"...
("Понедельник начинается в субботу")

Стругацкие Аркадий и Борис

Стругацкими под псевдонимами С. Бережков, С. Витин, С. Победин были осуществлены переводы с английского романов Андре Нортон, Хола Клемента, Джона Уиндема. Аркадий Стругацкий является также переводчиком с японского рассказов Акутагавы Рюноскэ, романов Кобо Абэ, Нацумэ Сосэки, Нома Хироси, Санъютэя Энтё, средневекового романа «Сказание о Ёсицунэ».

Борис Стругацкий для полного собрания сочинений Стругацких подготовил «Комментарии к пройденному» (2000–2001; вышли отдельным изданием в 2003), в которых подробно описал историю создания произведений Стругацких. На официальном интернет-сайте Стругацких с июня 1998 года идёт интервью, в котором Борис Стругацкий ответил уже на несколько тысяч вопросов.

Хунта положил на стол ключи и сказал небрежно:
- Общение с девушками доставляет удовольствие лишь в тех случаях, когда достигается через преодоление препятствий...
("Понедельник начинается в субботу")

Стругацкие Аркадий и Борис

Произведения Стругацких издавались в переводах на 42 языках в 33 странах мира (более 500 изданий).

Именем Стругацких названа малая планета № 3054, открытая 11 сентября 1977 года в Крымской астрофизической обсерватории.

Братья Стругацкие - лауреаты медали «Символ Науки».

До сих пор на русском языке опубликованы четыре полных собрания сочинений А. и Б. Стругацких (не считая различных книжных серий и сборников). Первые попытки издать собрание сочинений авторов предпринимались в СССР с 1988 года, в результате чего в 1989 году издательством «Московский рабочий» было издано двухтомное собрание «Избранных сочинений» тиражом 100 тыс. экз.

Его особенностью был текст повести «Сказка о Тройке», специально подготовленный авторами для данного собрания, представляющий собой промежуточный между «ангарским» и «сменовским» вариант.

Полные собрания сочинений Стругацких на сегодняшний день составляют:
* Собрание сочинений издательства «Текст», основной корпус которого вышел в 1991–1994 годах под редакцией А. Мирера (под псевдонимом А. Зеркалов) и М. Гуревича. Собрание сочинений было выстроено в хронологически-тематическом порядке (например, в одном томе публиковались «Полдень, XXII век» и «Далёкая Радуга», а также «Понедельник начинается в субботу» и «Сказка о Тройке»). По требованию авторов в собрание не была включена их дебютная повесть «Страна багровых туч» (вышла только в составе второго дополнительного тома). Первые тома печатались тиражом 225 тыс. экз., последующие - 100 тыс. экз. Первоначально предполагалось издание 10 томов, к каждому из которых А. Мирер написал краткое предисловие, ему же принадлежала биография А. и Б. Стругацких в первом томе - первая из опубликованных. Большинство текстов издавалось в «канонических» вариантах, известных поклонникам, однако пострадавшие от цензуры «Пикник на обочине» и «Обитаемый остров» впервые были опубликованы в авторской редакции, а «Сказка о Тройке» - в версии 1989 года. В 1992–1994 годах увидели свет четыре дополнительных тома, включающие некоторые ранние вещи (в том числе «Страна багровых туч», включённая по требованию читателей), драматургические произведения и киносценарии, литературная запись фильма А. Тарковского «Сталкер» и вещи, опубликованные А. Н. и Б. Н. Стругацкими самостоятельно. Они печатались тиражами от 100 тыс. до 10 тыс. экз.
* Книжная серия «Миры братьев Стругацких», издававшаяся по инициативе Николая Ютанова издательскими фирмами Terra Fantastica и АСТ начиная с 1996 года. В настоящее время издание перешло к издательству «Сталкер» (Донецк) в рамках проекта «Неизвестные Стругацкие». По состоянию на сентябрь 2009 года в рамках серии увидело свет 28 книг, печатающихся тиражом 3000–5000 экз. (допечатки следуют ежегодно). Тексты скомпонованы тематически. Данная книжная серия по сей день остаётся самым представительным собранием текстов, связанных с жизнью и творчеством А. и Б. Стругацких (например, переводы западной фантастики, выполненные Стругацкими, не публиковались в прочих собраниях сочинений, как и ряд драматургических произведений). В рамках серии опубликованы 6 книг проекта «Неизвестные Стругацкие», содержащие материалы архива Стругацких - черновики и нереализованные рукописи, рабочий дневник и личная переписка авторов. «Хромая судьба» публиковалась отдельно, без вставной повести «Гадкие лебеди». «Сказка о Тройке» впервые опубликована в обеих редакциях - «ангарской» и «сменовской», и с тех пор переиздаётся только таким образом.
* Собрание сочинений издательства «Сталкер» (Донецк, Украина), реализованное в 2000–2003 годах в 12 томах (первоначально предполагалось издание 11 томов, вышедших в 2000–2001 годах). В среде поклонников Стругацких иногда называется «чёрным» - по цвету обложки. Главным редактором выступила С. Бондаренко (при участии Л. Филиппова), тома выходили тиражом 10 тыс. экз. Главной особенностью этого издания стала его приближенность к формату академического собрания сочинений: все тексты были тщательно сверены с первоначальными рукописями (когда это было возможно), все тома снабжены подробными комментариями Б. Н. Стругацкого, избранными фрагментами из критики своего времени и т. п. сопутствующими материалами. 11-й том был посвящён публикации ряда законченных, но не опубликованных в своё время сочинений (например, дебютный рассказ А. Н. Стругацкого «Как погиб Канг» 1946 года), в его составе также вышла значительная часть публицистических произведений Стругацких. Все тексты собрания сочинений были сгруппированы в хронологическом порядке. В состав 12-го (дополнительного) тома включена монография польского литературоведа В. Кайтоха «Братья Стругацкие», а также переписка Б. Н. Стругацкого с Б. Г. Штерном. В электронном виде данное собрание сочинений доступно на официальном сайте А. и Б. Стругацких. В 2004 году вышел дополнительный тираж (с теми же ISBN), а в 2007 году это собрание сочинений перепечатано в Москве издательством «АСТ» (также в обложках чёрного цвета) как «второе, исправленное издание». В 2009 году оно же вышло в ином оформлении, хотя также указывалось, что его оригинал-макет изготовлен издательством «Сталкер». Тома в издании «АСТ» 2009 года не нумерованы, а обозначены годами написания включённых в них текстов (например, «1955 - 1959»).
* Собрание сочинений издательства «Эксмо» в 10 томах, реализованное в 2007–2008 годах. Тома издавались как в рамках серии «Отцы-основатели», так и в разноцветных обложках. Содержание его не следовало хронологическому порядку, тексты издавались по собранию сочинений «Сталкера» с приложением «Комментариев к пройденному» Б. Н. Стругацкого.

Ваша совесть избалована постоянным вниманием, она принимается стонать при малейшем неудобстве, и разум ваш почтительно склоняется перед нею, вместо того чтобы прикрикнуть на нее и поставить ее на место. Ваша совесть возмущена существующим порядком вещей, и ваш разум послушно и поспешно ищет пути изменить этот порядок. Но у порядка есть свои законы. Эти законы возникают из стремлений огромных человеческих масс, и меняться они могут тоже только с изменением этих стремлений…
(«Обитаемый остров»)

Стругацкие Аркадий и Борис

Библиография
- Романы и повести
* 1959 год - Страна багровых туч
* 1960 год - Извне (на основе одноименного рассказа, опубликованного в 1958 году)
* 1960 год - Путь на Амальтею
* 1962 год - Полдень, XXII век
* 1962 год - Стажёры
* 1962 год - Попытка к бегству
* 1963 год - Далёкая Радуга
* 1964 год - Трудно быть богом
* 1965 год - Понедельник начинается в субботу
* 1965 год - Хищные вещи века
* 1990 год - Беспокойство (первый вариант Улитки на склоне, написан в 1965 году)
* 1968 год - Улитка на склоне (написана в 1965 году)
* 1987 год - Гадкие лебеди (написаны в 1967 году)
* 1968 год - Второе нашествие марсиан
* 1968 год - Сказка о Тройке
* 1969 год - Обитаемый остров
* 1970 год - Отель «У Погибшего Альпиниста»
* 1971 год - Малыш
* 1972 год - Пикник на обочине
* 1988–1989 годы - Град обреченный (написан в 1972 году)
* 1974 год - Парень из преисподней
* 1976–1977 годы - За миллиард лет до конца света
* 1980 год - Повесть о дружбе и недружбе
* 1979–1980 годы - Жук в муравейнике
* 1986 год - Хромая судьба (написана в 1982 году)
* 1985–1986 годы - Волны гасят ветер
* 1988 год - Отягощённые злом, или Сорок лет спустя
* 1990 год - Жиды города Питера, или Невесёлые беседы при свечах (пьеса)

Сборники рассказов
* 1960 год - Шесть спичек
«Извне» (1960)
«Глубокий поиск» (1960)
«Забытый эксперимент» (1959)
«Шесть спичек» (1958)
«Испытание СКИБР» (1959)
«Частные предположения» (1959)
«Поражение» (1959)

* 1960 год - «Путь на Амальтею»
«Путь на Амальтею» (1960)
«Почти такие же» (1960)
«Ночь в пустыне» (1960, другое название рассказа «Ночь на Марсе»)
«Чрезвычайное происшествие» (1960)

Неизвестное будоражит мысль, заставляет кровь быстрее бежать по жилам, рождает удивительные фантазии, обещает, манит. Неизвестное подобно мерцающему огоньку в черной бездне ночи. Но ставши познанным, оно становиться плоским, серым и неразличимо сливается с серым фоном будней.
(«Отель „У погибшего альпиниста“»)

Стругацкие Аркадий и Борис

Другие рассказы
* 1955 год - «Песчаная горячка» (впервые опубликован в 1990 году)
* 1957 год - «Извне»
* 1958 год - «Спонтанный рефлекс»
* 1958 год - «Человек из Пасифиды»
* 1959 год - «Моби Дик» (рассказ, исключенный из переизданий книги «Полдень, XXII век»)
* 1960 год - «В наше интересное время» (впервые опубликован в 1993 году)
* 1963 год - «К вопросу о циклотации» (впервые опубликован в 2008 году)
* 1963 год - «Первые люди на первом плоту» («Летающие кочевники», «Викинги»)
* 1963 год - «Бедные злые люди» (впервые опубликован в 1990 году)

Экранизации
* 1979 год - Отель «У погибшего альпиниста» (реж. Г. Кроманов)
* 1979 год - Сталкер (реж. А. Тарковский)
* 1982 год - Чародеи (реж. К. Бромберг)
* 1986 год - Письма мёртвого человека - (реж. К. Лопушанский, сценарий Б. Стругацкий)
* 1987 год - Малыш - телефильм, театральная постановка Центрального детского театра
* 1988 год - Дни затмения (реж. А. Сокуров)
* 1989 год - Трудно быть богом (реж. П. Фляйшман)
* 1990 год - Искушение Б. (реж. А. Сиренко)
* 1994 год - Неназначенные встречи (чеш. Nesmluvena setkani, реж. Ирена Павласкова) по повести «Малыш».
* 1996 год - Prin to telos tou kosmou (реж. Panagiotis Maroulis)
* 2006 год - Гадкие лебеди (реж. К. Лопушанский)
* 2009 год - Обитаемый остров (реж. Ф. Бондарчук)
* 2009 год - История арканарской резни (реж. А. Герман)

Переводы братьев Стругацких
* Абэ Кобо. Совсем как человек: Повесть / Пер. с япон. С. Бережкова
* Абэ Кобо. Тоталоскоп: Рассказ / Пер. с япон. С. Бережкова
* Абэ Кобо. Четвёртый ледниковый период: Повесть / Пер. с япон. С. Бережкова
* Азимов, Айзек. Как им было весело: Рассказ / Пер. с англ. С. Бережкова
* Акутагава Рюноскэ. Бататовая каша: Новелла / Пер. с япон. А. Стругацкого
* Акутагава Рюноскэ. В стране водяных: Повесть / Пер. с япон. А. Стругацкого
* Акутагава Рюноскэ. Нос: Новелла / Пер. с япон. А. Стругацкого
* Биксби, Джером. Мы живем хорошо: Рассказ / Пер. с англ. С. Бережкова
* Браун, Фредерик. Этаоин Шрдлу: Рассказ / Пер. с англ. С. Бережкова
* Ватанабэ Д. Ненависть: Стихи / Пер. с япон. А. Стругацкого
* Джекобс, Уильям. Старые капитаны: Новеллы / Пер. с англ. С. Бережкова
* Ихара Сайкаку. В женских покоях плотничать женщине: Новелла / Пер. с япон. А. Стругацкого
* Ихара Сайкаку. И барабан цел, и ответчик не в ответе: Новелла / Пер. с япон. А. Стругацкого
* Ихара Сайкаку. Подсчитали, прослезились бы, да некому: Новелла / Пер. с япон. А. Стругацкого
* Клемент, Хол. Огненный цикл: Повесть / Пер. с англ. С. Бережкова, С. Победина
* Клемент Хол. Экспедиция «Тяготение»: Повесть / Пер. с англ. С. Бережкова
* Кумуока И. Солидарность: Стихи / Пер. с япон. А. Стругацкого
* Миёси Тору. Девушка для танцев / Пер. с япон. А. Стругацкого
* Миямото Юрико. Блаженный Мияда: Повесть / Пер. с япон. А. Стругацкого
* Морита К. Горняки: Стихи / Пер. с япон. А. Стругацкого
* Моррисон, Уильям. Мешок: Рассказ / Пер. с англ. С. Бережкова
* Нацумэ Сосэки. Ваш покорный слуга кот: Повесть / Пер. с япон. А. Стругацкого
* Нома Хироси. Зона пустоты: Роман / Пер. с япон. А. Стругацкого
* Нортон, Эндрю. Саргассы в космосе: Повесть / Пер. с англ. С. Бережкова, С. Витина
* Санъютэй Энтё. Пионовый фонарь: Повесть / Пер. с япон. А. Стругацкого
* Сказание о Ёсицунэ: Роман / Пер. со старояпон. А. Стругацкого
* Уиндем, Джон. День триффидов: Роман / Пер. с англ. С. Бережкова
* Уэда Акинари. Луна в тумане: Новеллы / Пер. с япон. Р. Зея, А. Стругацкого
* Хотта Ёсиэ. Шестерни: Повесть / Пер. с япон. А.Стругацкого
* Эмис, Кингсли. Хемингуэй в космосе: Рассказ / Пер. с англ. С. Бережкова.

Аркадий и Борис Стругацкие - фото

Аркадий и Борис Стругацкие - цитаты

…в каждом море Ума обязательно найдутся острова Глупости. Но это я, положим, знал и раньше…

В каждом человеке намешано всего понемножку, а жизнь выдавливает из этой смеси что-нибудь одно на поверхность.

В России у нас действуют только два закона: закон сохранения энергии и закон неубывания энтропии, - да и те по мере необходимости благополучно нарушаются

Здесь у вас один молодой петушок в моем присутствии все время твердит про себя какие-то математические формулы. И что же? Я не понимаю ни одной формулы, но зато ясно чувствую, что он до смерти боится, как бы я не угадал его нежности в отношении одной молодой особы…(Полдень XXII век)

Аркадий Стругацкий – легенда советской фантастики, самый известный за рубежом русскоязычный писатель фантастического направления. Повести и романы, написанные им в соавторстве с братом Борисом, до сих пор не потеряли актуальность и с восторгом перечитываются представителями разных поколений.

Детство Аркадия Стругацкого

Аркадий родился в 1925 году в Батуми. Отец его, Натан Залманович, занимался искусствоведением, впоследствии работал главным редактором влиятельной местной газеты «Трудовой Аджаристан». Мать будущего писателя преподавала русский язык и литературу в общеобразовательной школе. В раннем возрасте, когда Аркадию еще не было и десяти лет, семья переехала в Ленинград. Младший брат, Борис, родился уже в Северной столице в 1933 году.

В Ленинграде Аркадия отдали в ту же школу, в которую устроилась на работу его мать. Счастливая жизнь советской семьи продлилась недолго – началась Великая Отечественная война, и вскоре Стругацкие оказались в блокадном Ленинграде.

Аркадий пошел работать на строительство оборонительных сооружений города, потом – на завод по производству гранат. Борис тогда заболел, и во время эвакуации был не в состоянии выдержать такое «путешествие». Натана и Аркадия в итоге вывезли по «дороге жизни», а мать осталась с больным Борисом в осажденном городе. Это было в январе 1942 года…

Аркадий Стругацкий в Великую Отечественную Войну

По дороге на Урал, куда вывозили эвакуированных, отец Аркадия заболел и скончался в Вологде. Позже эшелон с беженцами подвергся бомбардировке, и из всего вагона чудом спастись удалось только Аркадию.

К лету 1942 года Стругацкий оказался в поселке Ташла Оренбургской области. Там он устроился на работу в пункт закупки продуктов у крестьян. Проработал недолго, но успел дослужиться до заведующего. После этого Аркадий вернулся в окрестности Ленинграда и к лету 1943 года сумел вывезти мать и брата из Ленинграда. После этого он вступает в ряды Красной Армии в возрасте 18 лет. Его направляют на обучение в Бердичевское артучилище. В те годы оно располагалось в тылу, в Актюбинске.

Аркадий Стругацкий в фильме «Тайна тайн»

По окончании училища Аркадий получил направление в Военный институт иностранных языков, который он окончил в 1949 году. Специальность Аркадия – переводчик с японского и английского.

В рядах Красной Армии Аркадий прослужил переводчиком до 1955 года, в основном на Камчатке, Дальнем Востоке и в Сибири. Параллельно в течение трех лет преподавал японский в училище для офицеров в Канске. В 1955 году Стругацкий уволился в запас и переехал в Москву. Первой его работой «на гражданке» стал «Реферативный журнал».

Начало писательской карьеры Аркадия Стругацкого

Писательская карьера Аркадия началась в 1955 году, когда он устроился редактором в Гослитиздат. После этого некоторое время он работал в Детгизе. В 1964 году Стругацкий был принят в Союз писателей СССР.

Начал писать Аркадий Стругацкий еще в блокадном Ленинграде. Первая его повесть – «Находка майора Королёва» - была утеряна во время блокады, как и прочие ранние произведения автора. В 1946 году был написан первый рассказ, сохранившийся до наших дней – «Как погиб Канг». Опубликован он только в 2001 году.

Первая же публикация в советский период датируется 1956 годом. Это повесть «Пепел Бикини». Аркадий Стругацкий написал ее еще во время службы в армии. Соавтором произведения выступил Лев Петров. Сюжет повести не представляет особого интереса, и литературной ценности, по заявлениям самого Стругацкого, произведение не несет.

Братья Стругацкие – классики мировой фантастики

Основные повести и романы были написаны в соавторстве с братом Борисом Стругацким. Произведения писались следующим образом: раз в год или раз в полгода Аркадий, живущий в Москве, встречался с Борисом, живущим в Ленинграде. Встречи проходили в основном в доме творчества «Комарово», куда писатели приезжали в творческие командировки. Там братьями обсуждались сюжеты и прописывалась основная фабула произведения. Затем братья разъезжались и писали независимо друг от друга, формируя законченное произведение при следующей встрече.

Мария Стругацкая, дочь писателя Аркадия Стругацкого. Жена. История любви

Все эти повести и романы вошли в золотой фонд мировой фантастической литературы и стали классикой утопической и антиутопической фантастики. Первое произведение братьев Стругацких было опубликовано в 1958 году («Извне»). В 1959 году увидела свет знаменитая «Страна багровых туч». Наиболее известными и пользующимися всенародным признанием стали «Трудно быть богом», «Жук в муравейнике», «Понедельник начинается в субботу», «Стажеры».

В семидесятых годах Аркадий Стругацкий занимал высокие должности в серьезных литературных изданиях, был членом редколлегий журнала «Мир приключений», антологии «Библиотека современной фантастики», «Знание – сила». В 1985 году стал редактором «Уральского следопыта», превратив этот журнал в главный рупор советской и переводной фантастики.

Начиная с 1972 года, Аркадий Стругацкий писал также и в одиночку, подписывая свои повести и рассказы псевдонимом «С. Ярославцев». Под этим псевдонимом опубликованы «Экспедиция в преисподнюю» (1974-1984), «Подробности жизни Никиты Воронцова» (1984), «Дьявол среди людей» (1990-1991).

Переводы и премии Аркадия Стругацкого

Помимо написания собственных произведений, Аркадий Стругацкий занимался также и литературными переводами с японского Абэ Кобо, Нацумэ Сосэки, Нома Хироси, Санъютэя Энтё и других авторов. Совместно с Борисом Стругацким Аркадий открыл для советского читателя Андре Нортон, Хола Клемента, Джона Уиндема.


Аркадий и Борис Стругацкие стали лауреатами большого количества советских, российских и международных премий и наград в области фантастической прозы: «Аэлита», «Великое Кольцо», премия Ж. Верна, британская премия «За независимость мысли».

Личная жизнь и последние годы Аркадия Стругацкого

Аркадий Стругацкий дважды был женат. Первая жена писателя – Ирина Шершова. Познакомился с ней он во время службы в Канске. Брак оказался непрочным, и Аркадий развелся с Ириной в 1954 году. Детей у них не было. Второй женой Аркадия стала Елена Ошанина (Стругацкая). В браке с ней у Аркадия родилась дочь Мария. Брак со Стругацким стал для Ошаниной также вторым. От первого брака с синологом Д. Воскресенским у Елены была дочь Наталья, которую Аркадий очень любил и воспитывал, как родную. Мария Стругацкая, родная дочь Аркадия, стала женой политика Егора Гайдара, потомка писателя Аркадия Гайдара.

В конце жизни Аркадий Стругацкий сильно болел раком печени. После продолжительного, но безуспешного лечения писатель скончался на 67-м году жизни. Он завещал не хоронить себя в земле, а сжечь свое тело в крематории и развеять останки над Москвой на вертолете. Завещание писателя было исполнено.

>Биографии писателей и поэтов

Краткая биография Бориса Стругацкого

Борис Натанович Стругацкий – русский писатель-фантаст, киносценарист и переводчик. В соавторстве со старшим братом создал множество произведений, вошедших в классику современной фантастики. Родился 15 апреля 1933 года в Ленинграде научного сотрудника и заслуженной учительницы русской литературы. Семья Стругацких оказалась в осажденном Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. В 1942 году старшего брата и отца эвакуировали, а маленький Борис с матерью остались в городе. Через год старший брат смог вывезти их в Оренбургскую область. В Ленинград они вернулись в 1945 году. В школе он учился хорошо, по окончании получил серебряную медаль.

После школы он поступил на математико-механический факультет в ЛГУ и получил специальность «астроном». С 1954 года он работал в Пулковской обсерватории над проблемой двойных и кратных звезд. Тогда же обсуждалась идея совместного творчества с братом. После того, как Аркадий Стругацкий вместе со Львом Петровым выпустил повесть «Пепел Бикини», он убеждал брата, что написанное ими совместно может выйти в свет. В 1957 году они на спор написали свою первую повесть «В стране багровых туч». Рукопись была опубликована издательством «Детгиз» в 1959 году, которое не раз потом ещё публиковало работы братьев Стругацких. С того момента Стругацкие написали 26 повестей, одну пьесу, несколько рассказов и прочих произведений. Их работы были переведены на 40 и более языков мира. А также в их честь названа малая планета в Солнечной системе.

С 1964 года Борис считался профессиональным писателем и входил в Союз писателей СССР. После смерти брата он опубликовал два самостоятельных романа под псевдонимом С. Витицкий. Под другими псевдонимами он осуществлял переводы романов с английского языка. На протяжении всей жизни писатель увлекался филателией, что отражено даже в его творчестве. Б. Стругацкий был женат на А. А. Карпелюк, с которой дружил со студенческих лет. У пары есть один сын – Андрей. С 2002 года Борис занимал пост главного редактора журнала «Полдень. XXI век». Он также является учредителем литературной премии за лучшие фантастические произведения «Бронзовая улитка». Борис Стругацкий умер 18 ноября 2012 года.

Аркадий Стругацкий - популярный отечественный прозаик и фантаст. Старший брат Бориса Стругацкого, с которым работал в паре. На их счету несколько десятков известных произведений. Их творческому тандему принадлежат классические образцы советской социальной фантастики.

Биография писателя

Аркадий Стругацкий родился в Батуми. Он появился на свет в 1925 году. Его отец, которого звали Натан Залманович, в то время трудился в этом грузинском городе в газете "Трудовой Аджаристан" в должности редактора. Мама Александра Ивановна преподавала литературу в школе. Именно она привила Аркадию любовь к чтению.

После переезда в Ленинград Александра Ивановна работала в той же школе, в которой учился Аркадий. Ее труд был оценен по достоинству. В конце карьеры ей было присуждено звание заслуженного учителя РСФСР и вручен орден "Знак Почета".

Когда фашисты напали на СССР, Аркадий Стругацкий с семьей оказался в блокадном Ленинграде. В начале 1942 года его с отцом эвакуировали по Дороге жизни. В это время мать с тяжело заболевшим Борисом остались в городе. В Вологде отец умер от истощения, и юноша остался один.

Аркадий Стругацкий осел в поселке Ташла на территории Оренбургской области. Через год туда же смогли выехать мать и брат. В Ташле герой нашей статьи заведовал пунктом по приобретению продуктов из молока у крестьян. В 1943 году его призвали в ряды Красной Армии.

Образование Стругацкого

Аркадий Натанович Стругацкий - выпускник Бердичевского училища пехоты, которое на время войны было эвакуировано в Актюбинск. Оттуда он был переведен в военный институт по изучению иностранных языков. В 1949 году получил диплом переводчика с японского и английского языков. Эта специальность позже не раз появится на страницах его романов.

После окончания вуза Аркадий Натанович Стругацкий остался служить в советской армии. В качестве переводчика преподавал иностранные языки офицерам в училище Канска, служил на Камчатке, в середине 50-х получил перевод в часть особого назначения в Хабаровске.

Участие в Токийском процессе

В качестве переводчика Аркадий Стругацкий участвовал в Токийском процессе. Это было знаменитое судебное разбирательство над японскими военными преступниками. Оно проходило с 1946 по 1948 годы. Чтобы вынести объективное решение, был даже образован особый международный судебный орган, в который вошли представители одиннадцати государств, в том числе и Советского Союза.

Стругацкий переводил показания японских офицеров, которые они давали перед судейской коллегией. Всего в числе обвиняемых оказались 29 высокопоставленных чиновников, которых обвиняли в военных преступлениях. В основном это были военные и гражданские руководители Японии. За два года было проведено более восьмисот открытых судебных заседаний.

Это был второй по значимости процесс (после Нюрнбергского), который проводился после окончания Второй мировой войны. В результате семеро заключенных были приговорены к смертной казни. Среди них оказались два бывших премьер-министра этой азиатской страны. Их повесили.

После увольнения в запас Стругацкий начал работать редактором в издательствах, а также в институте научной информации.

Член Союза писателей

В советскую писательскую организацию он был принят одновременно с братом в 1964 году. При этом писать Аркадий начал раньше Бориса. Первые попытки были сделаны еще в юности до войны.

Аркадий написал повесть под названием "Находка майора Ковалева", которая была утеряна в ходе блокады Ленинграда. Первое сохранившееся произведение - рассказ под названием "Как погиб Канг". Его он закончил сразу после войны, в 1946 году.

В центре повествования глубоководный хищник, представляющий собой доисторическую рептилию. Его и зовут Канг. Автор подробно описывает его охоту на спрута. А затем некая неизведанная сила заставляет животное всплыть на поверхность и принять участие в сражении эсминца и подводной лодки. Канг топит подлодку, но и сам погибает от снарядов, выпущенных с борта эсминца.

Совместное творчество Аркадий и Борис Стругацкие начали в 1959 году, когда вышла повесть "Страна багровых туч".

Их произведения считаются классикой советской фантастики:

  • "Путь на Амальтею",
  • "Полдень. XXII век",
  • "Стажеры",
  • "Попытка к бегству",
  • "Далекая радуга",
  • "Трудно быть богом",
  • "Понедельник начинается в субботу",
  • "Хищные вещи века",
  • "Улитка на склоне",
  • "Гадкие лебеди",
  • "Второе нашествие марсиан",
  • "Сказка о Тройке",
  • "Обитаемый остров",
  • "Отель "У погибшего альпиниста",
  • "Малыш",
  • "Пикник на обочине",
  • "Град обреченный",
  • "За миллиард лет до конца света",
  • "Жук в муравейнике",
  • "Хромая судьба",
  • "Волны гасят ветер",
  • "Отягощенные злом, или Сорок лет спустя".

Многие из этих произведений читают и экранизируют до сих пор. Благодаря им Аркадий и Борис Стругацкие стали самой известной парой советских писателей XX века.

Собственное творчество

При этом Аркадий нередко писал отдельно от своего брата. Главным образом это касается его ранних произведений. В 1956 году он выпустил свою первую повесть под названием "Пепел Бикини". Ее он, кстати, создал тоже в соавторстве, но не с Борисом, а со Львом Петровым.

Они ее написали, когда еще служили в армии. В центре повествования находится трагедия, связанная с испытанием атомной бомбы на атолле Бикини. По оценкам современных литературных критиков, повесть является ярким примером антимилитаристской прозы.

Книги Аркадия Стругацкого, которые он писал в одиночку уже после начала совместного творчества с братом, выходили под псевдонимом С. Ярославцев.

В 1974 году он закончил сказку с элементами бурлеска "Экспедиция в преисподнюю". Она повествует о трех друзьях, которых зовут так же, как известных французских мушкетеров: Атос, Портос и Арамис. Они живут в XXIII в., в золотом веке человечества, но сталкиваются с командой вольного пирата с другой планеты.

В 1984 году А. Стругацкий закончил рассказ с элементами фантастики "Подробности жизни Никиты Воронцова". Главный герой произведения несколько раз проживал одну и ту же жизнь, каждый раз пытаясь изменить историю.

Личная жизнь

Писатель Аркадий Стругацкий был дважды женат. Его первой избранницей стала Инна Шершова, с которой он заключил брак в 1948 году. Фактически союз распался, когда они жили в Канске, но официально расстались лишь в 1954 году.

От второй супруги Елены Ошаниной у писателя была дочь Мария. К тому же у Елены была еще одна дочь от первого брака, которую, как свою, воспитывал Аркадий Стругацкий. Биография Марии оказалась заметной - она вышла замуж за Егора Гайдара.

Болезнь и смерть

Аркадий Натанович умер в Москве в октябре 1991 года. На протяжении нескольких лет он боролся с серьезным недугом - раком печени. Согласно его предсмертной воле, его тело кремировали.

Примерно через два месяца после смерти прах развеяли с вертолета над Рязанским шоссе столицы. Позже так же поступил и Борис Стругацкий, он, как и брат, пожелал, чтобы его кремировали после смерти.