Бразилия культура. Бразилия. И напоследок пара слов о религии, языке, продуктах питания

Культура Бразилии необычайна богата и разнородна и представляет из себя уникальную смесь культурных традиций народов из всех частей света, так как Бразилия — огромная страна, объединившая на своих просторах эмигрантов со всего мира, большинство которых составляют португальцы, итальянцы, японцы, немцы, арабы и др. Главная характеристика народа Бразилии — его смешанность и культурная разнородность: в отличие от других крупнейших по территории стран, где постоянно возникают конфликты на национальной и культурной почве, в Бразилии исторически сложился удивительный синтез и сожительство всех культур и традиций, которые составляют сущность этой страны. Ярким примером смешанности культуры Бразилии является то, что некоторые бразильцы имеют две или более религий: утром ходят в католический храм, а вечером — в террейро (место проведения ритуалов) кандомбле (религия африканского происхождения).

Культура Бразилии считается смесью трех основных культур: западной (принесенной европейскими колонизаторами — португальцами), африканской (принесенной неграми-рабами) и индейской (существовавшей здесь изначально, до прихода колонизаторов).

Главным культурным наследием Португалии, оставленном в Бразилии, является португальский язык — один из самых богатых и красивых языков мира, на котором написаны шедевры бразильской литературы. Второе культурное наследие Запада — католическая религия (Бразилия — крупнейшая католическая страна в мира по числу верующих) и связанные с ней календарные праздники и культурные традиции, такие как Рождество и Пасха. Бразильский карнавал и июньские праздники (festas juninas ) также имеют португальские корни. Помимо этого, именно португальцами были введены в культуру Бразилии общемировые направления искусства, такие как Возрождение, Барокко, неоклассицизм и т.д.

Африканские негры-рабы, которых португальцы привозили для работы на местных плантациях, внесли огромный вклад в формирование культуры Бразилии во всех аспектах: танцы (известная во всем мире капоэйра — бразильский танец-борьба), музыка (самба , босса-нова и т.д.), религия (кандомбле, умбанда), кулинария (распространенные на Северо-востоке Бразилии блюда акараже, ватапа и т.д.), язык (новая лексика в португальском языке Бразилии).

Капойэра в Рио-де-Жанейро — видео

Индейцы также оказывают сильное влияние на развитие культуры Бразилии: например, спать в гамаках — изобретение индейцев для защиты от укусов змей, пауков и других животных в экваториальных лесах Амазонки. Индейский фольклор является неотъемлемой частью бразильского (легенды о персонаже с пятками впереди ступни -курупире -, об одноногом злодее саси-перере и т.д.). В бразильской кулинарии, именно от индейцев пришла традиция пить чай мате, есть асаи и маниоку.

Бразильская культура формировалась на протяжении нескольких столетий и является симбиозом от смешения традиций европейских, африканских, азиатских народов, а также местного населения. Несмотря на значительные культурные особенности в разных частях страны, бразильская нация является сплочённой и терпимой друг к другу. Ярким примером этому может служить тот факт, что многие бразильцы одновременно придерживаются сразу нескольких религий.

Влияние на культуру Бразилии

Влияние африканских рабов на современную культуру Бразилии ощущается в распространённой местной музыке, в первую очередь в ритмах самбы. Кроме этого, на местную музыку оказывали воздействия завезённые европейцами хоты, полька, вальс.

Искусство танца в Бразилии всегда шло в ногу вместе с музыкой. Самым распространённым танцем является самба. Во время проведения ежегодного карнавала различные школы этого стиля, шествуя по главным улицам Рио-де-Жанейро, показывают всё своё мастерство. Это действие является одним из наиболее захватывающих, каждый год толпы туристов приезжают посмотреть, а в отдельных случаях и поучаствовать в нём.

Самба - не единственный танец, за которым наблюдают и которому учатся бразильские танцоры. Они всегда следят за новинками и находками крупных мировых школ, чтобы привнести их в свои национальные танцы.

Архитектурная культура Бразилии тоже формировалась под влиянием выходцев из других стран. За свою историю она прошла через ряд различных этапов. От пришедших из Европы рококо и барокко под влиянием традиций местного населения скульптура и архитектура страны превратились в самобытные и неповторимые стили, индивидуальность которых признаётся во всём мире. Ярким примерам новаторских решений и интересных находок в этой области культуры являются столица страны - город Бразилиа, а также скульптура Христа Искупителя в Рио-де-Жанейро, признанная одним из новых семи чудес света.

Изобразительное искусство также имеет свою самобытную историю. Начиналось всё с простых наскальных рисунков, которые оставили после себя индейцы. Процесс развития этого вида культуры привёл к появлению в 18 веке национальной школы живописи, которую мир признал в 19 веке, а самым ярким представителем этой школы является Б. Алмейда. Слава этой школы сохраняется и в наши дни.

Литература Бразилии

Важной частью культуры Бразилии является литература. Главными её представителями, принёсшими мировую известность, являются Й. Мачадо, Ж. Фрейре, Г. Рамос, Ж. Амаду, Э. Вериссимо. Современному поколению любителей литературы во всём мире известно имя Пауло Коэльо.

Известными также являются работы бразильских кинематографов, неоднократно получавших премии на престижных международных фестивалях. Среди пройденных этапов этого направления культуры можно перечислить комедии "шашадас", снятые на одной из первых киностудий "Атлантида", этап "нового кино" Глаубера Роши, направление "андеграунд". Сейчас киноискусство также не стоит на месте и постоянно развивается. В Бразилии также широко развита индустрия теленовелл, известных всему миру.

Говоря о Бразилии, нельзя не вспомнить о футболе. Он тоже является частью культуры этой страны. Многие бразильцы болеют за свои любимые команды и стараются подражать своим кумирам, а некоторые даже готовы разойтись со своим любимым человеком ради игры. Имена Пеле, Гаринча, Ромарио, Роналдо, Кака, Неймар известны любому болельщику, кто хоть раз смотрел мировой чемпионат по футболу. Сборная Бразилии 5 раз становилась чемпионом мира и всегда является фаворитом на любом турнире. В 2014 году страна принимала у себя чемпионат мира.

Видео с карнавала в Рио-де-Жанейро:

100% хлопок высокого качества - лучшая ткань для бортиков в кроватку ребенка. Синтетические ткани не подходят для этих целей, так как будут провоцировать раздражение на коже и малышу будет некомфортно спать в кроватке. Купить ткани из 100% хлопка можно в нашем интернет магазине. Бязь имеет плотную структуру, она безопасна и стойка к истиранию, даже если ребенок будет часто тянуть или опираться на бортики, бязевая ткань не потеряет свою форму и останется такой же крепкой.

Культура Бразилии имеет несколько основных направлений. Одно из таких направлений - танцевальная культура. Например, танец, посредством которого житель Бразилии может рассказать обо всем: о любви, предательстве, верности, утрате, счастье и печали. Одним из главных бразильских танцев, является самба. Этот танец определяет всю танцевальную культуру. Ни один карнавал не может обойтись без самбы. По всей стране открыты самбадромы, где все бразильцы соревнуются в своем мастерстве танца самбы.

Другим направлением бразильской культуры является футбол. Для бразильцев футбол является не только игрой, но настоящей религией. Многие готовы из-за любимой футбольной команды даже разводиться, бросать работу и забыть о своих родственниках. Кто-то старается во всем походить на любимых футболистов. И это понятно. Сборная Бразилии завоевывала кубок мира наибольшее число раз - пять. Бразильцы себя называют Пентакампионас. На протяжении многих лет весь мир, смотрит на культуру Бразилии сквозь футбольную призму. Такие известные имена футболистов как Пеле, Дунга, Ромарио, Роналду и Кака знает не только каждый бразильский мальчишка, но и все люди мира, который хотя бы краем глаза привык следить за футбольными трансляциями.

Культура Бразилии привлекает внимания своими удивительными писателями. Одним из величайших бразильских писателей считается Жоаким Машаду де Ассис. Он писал в стиле романтизма и реализма. Его труды заставили по-другому взглянуть на жизнь простого бразильца.

В последнее время культура Бразилии для иностранцев во многом ассоциируется с творчеством Паоло Коэльо. Его книги издаются немыслимыми тиражами и имеют уникальный успех по всему миру. Коэльо является уникальным явлением культуры Бразилии. Многие художники Бразилии получили мировую известность. Например, Кандиду Портинари и Ди Кавалканси украшали фасадную стену резиденции ООН в Америке. Каждые два года в Сан-Паулу проводится художественная выставка международного уровня, на которую съезжаются художники нескольких десятков стран мира.

Бразилия также популярна своими сериалами, которые покорили весь мир. Рейтинги их сериалов настолько высоки, что во всем мире признаются самыми лучшими. Именно в сериалах показана культура, традиции, менталитет Бразилии, что помогает людям из других стран узнать больше об этой замечательной стране.

Культура Бразилии представлена бразильской кухней, которая является смешением различных кухонь, таких как португальских, африканских и индейских. Это популярные блюда: гуляши, жареное мясо, сладкие десерты из яиц, сыры и копчености. Традиция португальской кухни предполагает использование в пищи айвы, трески, много чеснока и миндаля, оливок. Американские индейцы повлияли на развитие кухни, добавив в нее продукты и обычаи приготовления еды, характерные для Южной Америки. Рабы-африканцы завезли в страну различные продукты. Такие как пальмовое масло, сушеные креветки, бамию и кокос. Сегодня каждый регион страны имеет свою кулинарную особенность, формировавшийся долгое время под влиянием географии и истории Бразилии.

Архитектура Бразилии - это наследие колонизаторов. Стили барокко и рококо смешались с тропическими темами и индейскими мотивами, поэтому сегодня бразильская архитектура имеет уникальный индивидуальный стиль. Архитекторы постоянно ищут что-то новое, украшая города. Например, столица государства город Бразилиа был создан двумя великими художниками Луисио Костой и Оскаром Нимайером, которые определили сегодняшний облик города.

Бразильская нация имеет самый огромный творческий потенциал в Южной Америке и даже в мире, который выражается во многих современных видах искусства. Такие виды как мода, реклама, индустриальный дизайн. Многие дизайнеры, художники, архитекторы этой страны успешно конкурируют с другими государствами мира.

Бразильская культура очень разнообразна. Этническое и культурное смешивание в Бразилии произошло в колониальный период между американскими индейцами, португальцами и африканцами и сформировало большую часть бразильской культуры.

В 19-ом и начале 20-го столетий итальянские, немецкие, испанские, арабские и японские иммигранты наводнили Бразилию и сыграли важную роль в ее культуре, создав смешанное культурное и многоэтническое общество.

Главное влияние на культуру Бразилии оказало то, что больше трех столетий она была колонией Португалии. Много поселенцев из Португалии прибыли в Бразилию именно в этот период (почти 1 миллион человек) и принесли свою культуру в колонию.

У коренных жителей Бразилии происходил тесный контакт с колонистами. Многие истреблялись, другие смешались с португальцами. По этой причине, культура Бразилии подверглась влиянию «америнда», главным образом, в пище и языке (в бразильском португальском есть сотни слов индейского происхождения, в основном, от языка гуарани).

Черные африканцы, которые были привезены в Бразилию в качестве рабов, также активно участвовали в формировании бразильской культуры. Хотя португальские колонисты вынудили своих рабов стать "более цивилизованными" (что означало принять католицизм и говорить на португальском языке), их культурные влияния были распространены по всей Бразилии.

В некоторых областях Бразилии, особенно в штате Баия , прослеживается очевидное африканское наследство в музыке, пище, языке, и т.д. Иммигранты из Италии, Германии, Испании, Японии и Ближнего Востока сыграли важную роль в тех районах Бразилии, где они поселились (главным образом, это южная и юго-восточная Бразилия). Иммигранты организовывали сообщества, которые затем стали важными бразильскими городами (Ионвилль и Кашиас-ду-Сул, например) и принесли важный вклад в культуру Бразилии.

Более подробно о культуре Бразилии можно узнать на сайтах:

Предпосылки формирования бразильской культуры (Часть 1)

Пожалуй, сложно сказать, когда именно бразильский народ осознал себя единым целым – даже сами бразильцы согласны, что их история начинается намного раньше официальной даты открытия Бразилии - 22 апреля 1500 года. В то же время, знаменитый клич на Ипиранге, провозгласивший политическую независимость Бразилии, лишь подтвердил уже свершившийся факт – существование новой нации.

С 1500 до 1822 года - от открытия новых земель до независимости - прошел немалый срок, за который судьбы разных народов сплелись в одну, создав уникальную, в своём роде, культуру Бразилии, соединившую в себе самые разнообразные аспекты.

Чтобы понять, чем и почему процесс формирования бразильской культуры отличался от процесса формирования других культур Нового Света, нужно принять во внимание некоторые довольно известные факты.

В первую очередь, религия. Когда мы представляем себе американский континент, мы делим его на Латинскую Америку, и США и Канаду. Вспоминая, что мы знаем об этих странах, мы прекрасно сознаём, насколько они различны не только в экономическом, но и культурном плане: вся их история, начиная с первого появления европейцев на новых землях, развивалась по различным схемам.

И в основе всех этих различий стояла религия. К началу колонизации Европа уже окончательно была разделена на протестантов и католиков. И речь у нас пойдёт не о доктрине, а об отношении к миру – об отношении к близкому и чуждому – об отношении к «другому», как назвал это Тодоров.

Пришедшие в Северную Америку протестанты верили в судьбу и предназначение – картина мира для них была чёткой и ясной, и тот, кто не вписывался в неё, не имел шансов преодолеть ту пропасть, что отделяла Новый Свет от прибывших европейцев. Поэтому они начали перекраивать эту чуждую землю по своему образу и подобию, разрушая на своём пути все, что им мешало. Так индейцы изначально стали для них дикарями, одним из проявлений враждебной природы, с которыми не было нужды считаться. Позже, когда появилась нужда в рабочей силе, и с африканского континента стали прибывать тысячи рабов, едва возникнувшая дискуссия о человечности рабства была разрешена в чисто протестантской манере. А именно: христианин не может быть рабом, но они не христиане – да, они люди, но не достойные свободы, ведь им не известно слово божие – они не были выбраны, чтобы спастись, следовательно – рабство их участь. И лишь несколько поколений спустя – когда африканские корни были забыты, а английский язык стал родным, североамериканские рабы обратились в христианство, доступ к которому был им не только отрезан, но и запрещён европейцами – ведь христианин не должен быть рабом, тем более, другого христианина.

Подобной проблемы не возникло в католической Америке. Первых колонистов вопросы веры особо не интересовали – они пришли в поисках новых земель, богатства и удачи. Они брали себе индейских женщин, которые рожали им детей, порабощали племена, ища свою выгоду в местных конфликтах – они быстро ассимилировались и их дети мало чем отличались от местных жителей. Церковь не заставила себя долго ждать.

Уже в первые годы Португальская корона отправила в Новый Свет духовных наставников, но представители короны были, скорее, чиновниками и вопросы веры местного населения их не особо интересовали. Однако, вслед за ними в Новый Свет направились представители религиозных орденов, чьей целью была миссионерская деятельность. В Бразилии главную роль сыграли иезуиты, в испанских колониях - францисканцы.

A America como entidade no espaco, exigira a sua incorporacao na imagem mental da Europa sobre o mundo natural. O homem americano tinha de encontrar o seu lugar entre os povos da humanidade e a America, como entidade no tempo, requeria integracao na concepcao europeia do processo historico. Tudo isso foi alcancado no discurso do seculo XVI...

Шестнадцатый век для католической церкви был эпохой инкорпорации Нового Света в мироздание европейских умов. Именно миссионерские ордена послужили тем связывающим звеном, которое позволило европейской, американской и африканской культурам слиться в единое целое. Ни экономические, ни социальные, ни расовые или религиозные факторы не помешали им найти место в мироздании всем подданным португальской и испанской короны.

На первом месте для миссионерских орденов стояло обращение индейцев в католичество, но идея массовых крещений была сразу отклонена - миссионеры должны были именно обращать в христианство новых подданных короны. Для этого они должны были понять своих подопечных. И с этого момента началась грандиозная деятельность по изучению языков и культур индейских племён. Большая часть сведений, что дошла до нас об индейских обществах, была изучена, интерпретирована и записана именно миссионерами. Возможно, их интерпретация, с нашей точки зрения, не была беспристрастной – но она была собрана людьми, посвятившими свои жизни изучению индейцев, стремлению понять их и затем обучить, чтобы они стали полноценными членами общества – христианами.

Когда экономический подъем колоний и рост тростниковых плантаций привёл к рабовладельческому строю, перед церковью возникла ещё одна проблема – африканские рабы – но, в отличие от протестантов, католики легко решили проблему - рабство + христианство.

Рабы должны быть крещены и приобщены ко всем святым таинствам – в том числе, к венчанию в церкви. Как с рабами, так и со свободными, то же самое по отношению к их детям, которые должны воспитываться в христианских традициях. Но христианство не гарантирует им никакой свободы, кроме духовной - их освобождение на совести у хозяина. В конце концов, социальные сословия никто не отменял, а равны люди лишь перед Господом Богом.

Таким образом, желание католической церкви ассимилировать негров и индейцев в колониальное общество не позволило произойти тому разделению, которое произошло в Северной Америке. Каждая культура занимала своё законное место в колониальной иерархии, а на вершине, конечно, находилась европейская культура. Но даже она не всегда доминировала, например, в 1758 году маркиз Помбал - тот самый, который изгнал из Бразилии иезуитов, запретил использовать Тупи – индейский язык, на котором в то время говорила большая часть населения Бразилии, а благодаря иезуитам, которые дали этому языку письменность и систематизировали грамматику, также писала и читала. И лишь в 18 веке Тупи силой уступил португальскому языку в Бразилии, а например, в Парагвае, это до сих пор второй государственный язык, на котором издаются газеты и оформляются документы.

Первая волна эмиграции сформировала основной костяк колониального общества, куда в 19 веке устремились новые волны европейцев в поисках лучшей доли.

«Визитными» карточками бразильской культуры являются карнавал, самба, капоэйра, футбол, огромная статуя Иисуса-Искупителя, стоящая на горе Корковаду в Рио-де-Жанейро. По этим символам иностранцы легко определяют, где они находятся, жители какой страны зажигательно танцуют и двигаются на улицах в такт ритмической музыке.

Культура Бразилии формировалась столетиями и представляет собой оригинальный синтез этнических индейских, европейско-колониальных и африканских элементов. Благодаря этому в стране возникла смешанное мультиязыковое и многоэтническое общество.

Исторические предпосылки

До 16 в. бразильскую культуру творили коренные американские индейцы, проживающие в долине крупных рек, в джунглях, в горах. В 16 в. на Южноамериканский континент проникают европейцы. В первую очередь, это были португальцы, компанию которым потом составили испанцы, французы, британцы, голландцы. Больше всего было в Бразилии именно португальских колонизаторов.

В 19 в. – начале 20 в. сюда стали приезжать немцы, итальянцы, арабы, японцы, россияне, украинцы. Все они привезли с собой традиции родной культуры, смешав их с индейской и португальской.

Основное влияние на бразильскую культуру оказало колониальное прошлое страны. Больше трехсот лет Бразилия находилась в составе Португалии, результатом чего стало установление тесных контактов коренных американцев с португальцами. Колонизаторы привозили в Южную Америку чернокожих африканцев, которые также стали участниками развития культуры.

Португальское влияние прослеживается в языке, религии, кухне. Например, в государственном языке – португальском – большинство слов происходят от языка американских индейцев гуарани. Выходцы из Африки оставили свой вклад в музыке, танцах, языке и еде. Приезжие из других стран мира селились в южных и юго-восточных провинциях Бразилии, создавая этнически компактные общества, новые города, сообщества. Переселенцы активно распространяли свою культуру, а также принимали бразильскую.

Особенности бразильской культуры

  • Многонациональность, чем жители страны очень гордятся.
  • Благожелательность. Чиновники, полицейские, политики, врачи, учителя, обычные прохожие, соседи всегда положительно и тепло относятся к приезжим иностранцам.
  • Уважение семейных традиций, истории, прошлого. Практически в каждой семье есть рассказы о том, что в Бразилию приплыли дальние родственники на корабле.
  • Ассимиляция различных культур.
  • Принятие бразильской культуры европейских, африканских, азиатских, австралийских элементов.
  • Прекрасное отношение к людям, которые не похожи на бразильцев.
  • Любопытство, которое иногда носит чрезмерный характер.

Религия

В Бразилии с момента приезда португальцев стал распространяться католицизм, носителями которого были миссионерские миссии и орден иезуитов. Монахи и священники отказались от массовой христианизации, отдав предпочтение постепенному обращению местного населения. Успешной миссии способствовало то, что представители духовенства стали изучать бытовую жизнь, языки, верования и культуру индейцев. Полученные сведения миссионеры записывали и публиковали. Это помогло не только сохранить прекрасные сведения о коренных южноамериканских племенах, но и мирно перевести их в новую религию.

Африканцев, привезенных для работы на плантациях Бразилии, крестили и превратили в рабов. Их дети уже воспитывались в традициях католицизма, и за это отвечала не только церковь, но и рабовладельцы.

Активная деятельность иезуитов и добровольное принятие предками индейцев и африканцев католицизма способствовали тому, что эта религия быстро и легко распространилась в Бразилии. В течение столетий в состав католической системы бразильцев были включены такие верования и религии:

  • Иудаизм.
  • Спиритизм.
  • Буддизм.
  • Индуизм.

Отдельно существуют верования, представляющие собой уникальное соединение африканских местных религий и католицизма. В частности, распространение получили следующие синкретические религиозные направления:

  • Умбанда.
  • Кандомбле.
  • Макумба.

Действуют в Бразилии методическая и баптистская церкви.

Язык

До конца 1750-х гг. большая часть населения Бразилии разговаривала на языке американских индейцев тупи. Миссионеры-иезуиты создали грамматику, научились сами читать и писать на тупи. Одновременно с ним использовали так называемый общий язык, который представлял смесь тупи и португальского. Потом язык тупи был запрещен, государственным языком в Бразилии стал португальский. Сейчас на нем разговаривает почти 100% страны. В удаленных районах реки Амазонки индейские племена продолжают и дальше использовать свои коренные языки и наречия.

Португальский признан государственным, его используют в СМИ, в школах, госучреждениях, больницах.

Карнавал

Бразильский карнавал ждут не только бразильцы, но и иностранцы, многие из которых специально приезжают в Рио-де-Жанейро весной, чтобы лично посмотреть и поучаствовать в карнавале. Проводится он за 40 дней до наступления католической Пасхи. Одновременно с грандиозным отмечанием в Рио проводятся карнавалы в регионах страны, где празднества приобретают ярко выраженный региональный характер и колорит.

Карнавал в Рио знаменит следующими факторами:

  • Проведением красочных парадов, которые организуют школы самбо Рио-де-Жанейро. От каждой школы выступает по несколько тысяч человек.
  • Организацией самбадрома.
  • Демонстрацией музыки и традиций разных народов и этнических групп Бразилии.
  • Мэр города на четыре дня переедает управление Рио Королю Карнавала.

Каждая школа самба готовит свое представление, которое посвящается либо Бразилии, либо актуальным тенденциям в мире культуры и музыки. Жюри во время шествия оценивают музыку, выступление танцоров, мастера церемонии, актуальность темы представления, его главной темы, красоту самбадрома и карнавальной платформы.

Ранее карнавал имел религиозный характер, а сейчас – это шоу, механизм привлечения туристов и инвестиций страну, дополнительные выходные для бразильцев.

На карнавал продаются билеты – есть отдельные ВИП-ложи и бюджетные места. Если турист приобретает билет, как обычный зритель, то у его место на самбодроме будет отличаться отсутствием стояки для машины, туалета, безопасности, плохим обзором.

Кроме Рио-де-Жанейро, крупные карнавальные шествия проходят в Сан-Паулу, Форталеза, Ресифи, Сальвадор.

Кухня и еда

Бразильцы любят вкусно и сытно поесть, поэтому себя они считают гурманами. Их культура еды и потребления пищи формировалась столетиями, и представляют собой отличное смешение кухонь жителей джунглей Амазонки, Португалии, Африки, Италии, Германии, Ливана, Сирии, Украины, Японии.

По гастрономическим критериям территория Бразилии делится на 5 областей:

  • Север – главные блюда пикандинхо де жакаре, такака, акаи.
  • Северо-восток – ватапа, мокуэка, акарайе.
  • Центральный запад – пекуи, памонха.
  • Юго-восток – фейиоада.
  • Юг – чуркаско.

В состав большинства блюд бразильской кухни входят черные бобы, белый рис, мука из маниоки. К гарнирам принято подавать курицу, рыбу и бифштекс. Очень любят бразильцы супы из морепродуктов, рыбы, мяса, овощей. Во все блюда добавляют много перца и лука. Мятые бобы с луком и солью считаются местным лакомством и продаются прямо на улице. В них добавляют различные продукты – пасту из маниоки, морские продукты, перец, томатную пасту, сушеные креветки.

К основным национальным блюдам относятся:

  • Пато но тукупи – вареное мясо утки в густом соусе с травой, которая жжет желудок.
  • Куалдо до пиранья – суп из пираньи.
  • Каруру – это соленые креветки, к которым обязательно подают острый соус из красного перца и местного растения киабу.
  • Ватапа – порезанные или перемолотые моллюски, к которым добавляют кусочки рыбы, сваренные в масле денде. Туда же добавляют сок кокоса, хлеб. Принято подавать с белым рисом.
  • Фейжоада – черная фасоль, копченая колбаса, свинина, сушеное мясо, чеснок, перец и лавровый лист.

Пьют бразильцы крепкую, очень чистую водку, которую производят из спирта, сделанного с сахарного тростника. Национальным коктейлем считается кайпиринья – сок лайма, качака, сахар и лед. В жаркие дни бразильцы пьют гуарану – прохладительный напиток, который делается из плодов одноименного дерева, растущего на берегах Амазонки.

Музыка

Включает различные музыкальные стили и направления, среди которых стоит отметить:

  • Форро.
  • Фрево.
  • Пагоде.
  • Босанова.
  • Самба.

Развивается в Бразилии и классическая музыка. Ее представителями были Антонио Карлос Гомес, Элиас Иварес Лобо, Клаудио Санторо, Камарго Гуарньери, Эли-Эри Моур.

В Бразилии бы основан и Государственный симфонический оркестр, который является самым крупным в Латинской Америке и известен далеко за пределами Бразилии.

Благодаря исполнителям из Бразилии в мире распространение получили босанова, тропикализм, а в страну стал проникать рэп и хип-хоп.

Музыка четко отражает социальную дифференциацию в обществе, которое делится на богатых, средних и бедных. Исполнители из низов в своих музыкальных произведениях часто говорят о нищете, коррупции, тяжелой жизни, неравности, неправильном распределении богатства, наркотиках, алкоголе.

Объединяющим музыкальным фактором является самба, которая популярна среди всего населения страны, в том числе среди мигрантов и туристов.

Развитие литературы

Становление современной бразильской литературы началось в 16 в., когда стали публиковаться письма и записки миссионеров, колонизаторов, исследователей Бразилии. В это время популярность получили такие жанры, как:

  • Хроники.
  • Рассказы.
  • Стихи.
  • Мемуары.

Тематика была очень разнообразной – от описания событий в колонии до рассказов об этапах завоевания Бразилии португальцев. Писали европейцы и о американских индейцах, их культуре, верованиях, языке, традициях.

В 19 в. в бразильской литературе стал распространяться романтизм, появились первые произведения, написанные коренными жителями страны. Они поднимали проблемы жизни индейцев Амазонки. Увидели свет и психологические романы, детские книги, романы о современной жизни Бразилии, о плантаторах, колонизаторах.

Искусство

Раньше в скульптуре, архитектуре, живописи преобладали тенденции, привезенные португальцами из Европы. Особенно это прослеживалось в строительстве правительственных зданий, государственных учреждений, домах аристократов и плантаторов.

Потом резко перешел переход к бразильским темам, которые поднимались неоднократно скульпторами и архитекторами, начиная с 18 в. В частности, создавались неканонические статуи святых. Скульпторы использовали местный материал, называемый цветной стеатит.

Современные архитекторы основали всемирно известную архитектурную школу, представители которой занимались застройкой столицы государства.

Спорт и футбол

Бразильцы очень спортивная нация. Мальчики и девочки разного возраста занимаются футболом, который признан национальным достоянием. В различных футбольных клубах мира играют бразильские игроки. Фанаты футбола знают имена таких легенд футбола, как Роналдо, Пеле, Рональдиньо.

Конкуренцию футболу составляет волейбол. В стране очень сильная волейбольная национальная команда, которая постоянно завоевывает золотые медали на мировых первенствах.

В Бразилии зародились капоэйра и джиу-джитсу (бразильское), которые сейчас очень популярны во всем мире.

Спорт в стране разделен по территориальному принципу. В частности, в Бразилии один федеральный округ и 26 штатов, и между этими административными образованиями проводятся различные чемпионаты. В каждом штате существует собственная лига и свои команды. Национальные турниры проводятся на местном уровне и на федеральном. В последнее время распространение получили футбольные чемпионаты, организованные двумя или тремя штатами. С конца 1950-х гг. в стране появился общегосударственный футбольный турнир, который называется Кубок Бразилии.