Быков сотников главные герои список. Значение и происхождение фамилии сотников. Другие сочинения по этому произведению

Сотников... О нем можно говорить долго. О его максимализме. И о его совестливости. Об ответственности его выбора. О мужестве и высоте духовных устоев этого человека. И о его молчании, которое стоит дороже иных громких слов. О том, что не сдался на милость обстоятельствам. О силе, заложенной в нем. О том, что лишь ему самому дано испытать себя. О его переживании, действительном и очень искреннем, чувстве страшного отчаяния, обнаженной тоски и полного одиночества — чувстве, которое должен был испытать и преодолеть герой В. Быкова в отведенные ему судьбой часы жизни.

Его, наверно, можно поставить в ряд тех героев-максималистов, стоиков, который в советской классике начинается с Павки Корчагина, а в мировой — с Овода. Мысли и чувства этого человека — история и содержание его поступков; как раз на всем этом и основана логика интенсивности повествования в «Сотникове». Без интенсивности нет наглядности, без наглядности нет изображения. Это почти как с верой: как она ни глубока, она никогда не бывает полной, если и беспрестанно не поддерживать или, во всяком случае, не давать ей разрушаться.

Если человек оказывается существом, обреченным рассчитывать исключительно на свои собственные силы,— а так именно и случилось с Сотниковым,— то единственной и высшей ценностью становится сама жизнь, которой надлежит придать полную, завершенную форму.

Сохранение дисциплины перед лицом смерти требует строгого контроля над воображением, пока оно еще не раскрутилось, не стало абсолютным. Это требует и полного сосредоточия человека на каждом действии, как если бы это единственное действие составляло в данный момент всю жизнь. Сотников в своих действиях с самого начала являет пример подобной сосредоточенности, хотя его максимализм, осознанный и очень последовательный, благодаря которому он и сможет в конце возвыситься над собственной судьбой, обретает полную силу тогда, когда герою приходится прибегать к мотивам более наглядным, чем только словесный метод выражения. Они-то и приводят в результате к огромной нравственной победе, заставляющей думать, что характер человека — это только до известной степени его судьба.

Но если Сотников обнаруживает свое подлинное — и, как оказалось, в высшей степени нравственное — лицо в те моменты, когда победа необходимости над свободой заставляет каждого из партизан сделать выбор, то он столь же серьезно рассматривает и другую сторону встающей перед ним проблемы — единственности человеческой жизни. Да, размышляет он, «физические способности человека ограничены в своих возможностях, но кто определит возможности его духа?"

Читателя как бы завораживает этот вопрос: какой же именно из возможных трагедий разрешится следующее от эпизода к эпизоду нагромождение одного несчастья на другое? Но это не все. Помимо прочего, вопросы, которыми задается Сотников еще до того, как он познал все это в единстве — бесценность уходящей жизни и триумф духовного освобождения,— когда он вложил в доставшееся ему испытание всего себя, свое сердце и сделал все, что мог, — наглядно демонстрируют назначение этого и других любимых героев В. Быкова: они скорее защищают истинные ценности, нежели разрушают фальшивые. И автор точно выбирает финальные сцены, когда его загадочный персонаж, в глубинах которого происходит непрестанная работа души, символизирует твердость духа и на все попытки врагов запугать его отвечает молчанием, понимая, что нельзя показывать свою слабость врагам, точно так же, как и чувства, которые к ним испытываешь.

Давая читателю возможность приобщиться к прошлому своего героя, вжиться в его фронтовую судьбу, автор тем самым дает доказательства того, что поступки Сотникова продолжают отражать его прежнюю сущность. Внезапное нападение гитлеровцев, мужественное поведение Сотникова в бою, разгром батареи, плен, побег, потом партизанский отряд. И всюду и всегда он стремится выложиться полностью. Этот максималист везде идет до конца.

Именно он по-настоящему жалеет Демчиху. Он, а не Рыбак. Быков всякий раз это подчеркивает — деталью, скупым, но выразительным жестом, движением глаз героя. И везде у него видна совесть. Она у Сотникова, бывает, граничит с наивностью, как в тот раз, когда, голодный, наотрез отказался поесть у старика старосты. Но именно совесть объединяет собой все начала в этом человеке, накладывает четкий отпечаток на его поступки.

В мире войны, в котором он существует, Сотников научился смотреть открыто и брать причитающееся ему честно; он в бою не прятался за чью-то спину с видом мальчика, которого следует пожалеть. В партизанском отряде, где очутился волею судьбы, поступать, как все, для него было уже недостаточно, стало необходимо с каждым часом поступать лучше. Вот почему, будучи больным, он пошел с Рыбаком на задание. И вот почему, когда партизаны натолкнулись на полицаев, он, не раздумывая, вступил с ними в перестрелку.

В. Быков объясняет поведение Сотникова, стремясь к исследованию мира души этого человека, причем нередко — в ярких и сильных образах. На всем протяжении рассказа о нем герой проявляет самостоятельность духа, ответственное отношение к происходящему. Да, он переживает минуты слабости, колебаний, хотя и по другим, нежели Рыбак, причинам. И это как раз обогащает его собственную правду, делает ее вполне сознательной. Главное еще и в том, что ему ненавистна роль наблюдателя, чтобы жить, он должен участвовать. Смерть не является чем-то трагичным для этого человека, который столько раз имел с ней дело— на передовой, в плену. А в конце он ценой собственной жизни стремится вывести других из круга смерти.

Все, что рассказано В. Быковым о своем герое,— все настроено на взволнованно звучащую волну любви к этому человеку, которого трагедия приближала к более глубокому пониманию жизни. Ни в чем не спрямляя характер Сотникова, писатель нашел удивительно верные для его образа краски в картине воспоминаний об отце. Это когда избитый и совершенно обессилевший Сотников, сидящий в темном подвале вместе с Демчихой, Рыбаком, старостой Петром и тринадцатилетней Басей, «вдруг понял, что истекает их последняя ночь на свете». Его, Сотникова, последняя ночь. Именно тогда он и приготовился к смерти, окончательно примирившись с ней. Правда, он не знал еще, что его ждет не пуля, а полицейская веревка.

Все его чувства, способность переживания и осмысления, даже просто слух, а более всего память предельно обострились. Память — как одно из свидетельств внутренней силы Сотникова, его способности страдать и переживать это страдание. Тогда он и обрел бесценную поддержку. Она явилась перед ним в виде отца — человека бесконечной мудрости и терпения, к тому же обладающего преимуществом опытного наблюдателя, озирающего ход битвы сына с врагами. Именно мужеству и терпению этого человека, кавалерийского командира, инвалида гражданской войны и часового мастера, который «учил его правде и ответственности перед другими людьми» герой В. Быкова, поглощенный своим сражением с полицаями, покрытый грязью и кровью, обязан тем, что устоял перед чувством безнадежности, которым сопровождались его усилия воплотить свой план в жизнь. Он не сдался потому, что отец не позволил ему сдаться. В тот момент бывший краском Сотников вряд ли мог сделать для сына больше того, что он сделал. Сотников услышал голос отца, и сразу же боль и страдание отступили, и пришло ясное сознание того, что он должен совершить.

Отец — это как бы начало тебя самого. Поэтому у каждого по всем законам жизни должен быть отец. Живой или мертвый. Главное, чтобы это был отец настоящий. Именно таким он был у Сотникова.

Признание Сотникова, на которое он решился,— это не только попытка спасти других — Демчиху, старосту Петра, Рыбака; в своем усилии — а оно для героя В. Быкова многого стоит, ибо надо прервать молчание и вступить в разговор с врагом, — он апеллирует не просто к чувству, но и к разуму своему. Он уже знал, что у смерти должен быть свой смысл и тогда она освещает всю жизнь, которая для Сотникова должна была вот-вот завершиться. Вот почему он смело решается на рискованную попытку превратить свое поражение в победу, взяв всю ответственность на себя. Ибо что еще можно было сказать врагам, когда все сделалось и, он это понимал, по-другому уже не переделается. Осталось лишь подарить им свою жизнь — воистину мощный финал.

Кадр из фильма «Восхождение» (1976)

Зимней ночью, хоронясь от немцев, кружили по полям и перелескам Рыбак и Сотников, получившие задание добыть продовольствие для партизан. Рыбак шёл легко и быстро, Сотников отставал. Ему вообще не следовало отправляться на задание - он заболевал: бил кашель, кружилась голова, мучила слабость. Он с трудом поспевал за Рыбаком.

Хутор, к которому они направлялись, оказался сожжённым. Дошли до деревни, выбрали избу старосты.

Здравствуйте, - стараясь быть вежливым, поздоровался Рыбак. - Догадываетесь, кто мы?

Здравствуйте, - без тени подобострастности или страха отозвался пожилой человек, сидевший за столом над Библией.

Немцам прислуживаешь? - продолжал Рыбак. - Не стыдно быть врагом?

Своим людям я не враг, - так же спокойно отозвался старик.

Скотина есть? Пошли в хлев.

У старосты взяли овцу и не задерживаясь двинулись дальше.

Они шли через поле к дороге и внезапно уловили впереди шум. Кто-то ехал по дороге. «Давай бегом», - скомандовал Рыбак. Уже видны были две подводы с людьми. Оставалась ещё надежда, что это крестьяне, тогда все обошлось бы. «А ну, стой! - донёсся злой окрик. - Стой, стрелять будем!» И Рыбак прибавил в беге. Сотников отстал. Он упал на склоне - закружилась голова. Сотников испугался, что не сможет подняться. Нашарил в снегу винтовку и выстрелил наугад. Побывав в добром десятке безнадёжных ситуаций, Сотников не боялся смерти в бою. Боялся только стать обузой. Он смог сделать ещё несколько шагов и почувствовал, как ожгло бедро и по ноге потекла кровь. Подстрелили. Сотников снова залёг и начал отстреливаться по уже различимым в темноте преследователям. После нескольких его выстрелов все стихло. Сотников смог разглядеть фигуры, возвращавшиеся к дороге.

«Сотников! - услышал он вдруг шёпот. - Сотников!» Это Рыбак, ушедший уже далеко, все-таки вернулся за ним. Вдвоём под утро они добрались до следующей деревни. В доме, куда они вошли, партизан встретила девятилетняя девочка.

Как мамку зовут? - спросил Рыбак.

Демичиха, - ответила девочка. - Она на работе. А мы вчетвером тут сидим. Я самая старшая.

И девочка гостеприимно выставила на стол миску с вареной картошкой.

Мамка идёт! - закричали дети.

Вошедшая женщина не удивилась и не испугалась, только в лице её что-то дрогнуло, когда она увидела пустую миску на столе.

Что вам ещё надо? - спросила она. - Хлеба? Сала? Яиц?

Мы не немцы.

А кто же вы? Красные армейцы? Так те на фронте воюют, а вы по углам шастаете, - зло выговаривала женщина, но тут же занялась раной Сотникова.

Рыбак глянул в окно и отпрянул: «Немцы!». «Быстро на чердак», - распорядилась Демичиха. Полицаи искали водку. «Нет у меня ничего, - зло отругивалась Демичиха. - Чтоб вам околеть». И тут сверху, с чердака, грохнул кашель. «Кто у тебя там?» Полицаи уже лезли наверх. «Руки вверх! Попались, голубчики».

Связанных Сотникова, Рыбака и Демичиху повезли в соседнее местечко в полицию. В том, что они пропали, Сотников не сомневался. Мучила его мысль о том, что они оказались причиной гибели вот для этой женщины и её детей... Первым на допрос повели Сотникова.

Вы думаете, я скажу вам правду? - спросил Сотников у следователя Портнова.

Скажешь, - негромко сказал полицай. - Всё скажешь. Мы из тебя фарш сделаем. Повытянем все жилы, кости переломаем. А потом объявим, что всех выдал ты... Будилу ко мне! - приказал следователь, и в комнате появился буйволоподобный детина, огромные его ручищи оторвали Сотникова от стульчика...

Рыбак же пока томился в подвале, в котором неожиданно встретил старосту.

А вас-то за что посадили?

За то, что не донёс на вас. Пощады мне не будет, - как-то очень спокойно ответил старик.

Какая покорность! - думал Рыбак. - Нет, я все-таки за свою жизнь ещё повоюю.

И когда его привели на допрос, Рыбак старался быть покладистым, не раздражать зря следователя - отвечал обстоятельно и, как ему казалось, очень хитро. «Ты парень вроде с головой, - одобрил следователь. - Мы проверим твои показания. Возможно, сохраним тебе жизнь. Ещё послужишь великой Германии в полиции. Подумай». Вернувшись в подвал и увидев сломанные пальцы Сотникова - с вырванными ногтями, запёкшиеся в сгустках крови, - Рыбак испытал тайную радость, что избежал такого. Нет, он будет изворачиваться до последнего. В подвале их было уже пятеро. Привели еврейскую девочку Басю, от которой требовали имена тех, кто её скрывал, и Демичиху.

Дверь подвала отворилась: «Выходи: ликвидация!» Во дворе уже стояли полицаи с оружием на изготовку. На крыльцо вышли немецкие офицеры и полицейское начальство.

Я хочу сделать сообщение, - выкрикнул Сотников. - Я партизан. Это я ранил вашего полицая. Тот, - он кивнул на Рыбака, - оказался здесь случайно.

Но старший только махнул рукой: «Ведите».

Господин следователь, - рванулся Рыбак. - Вы вчера мне предлагали. Я согласен.

Подойдите поближе, - предложили с крыльца. - Вы согласны служить в полиции?

Согласен, - со всей искренностью, на которую был способен, ответил Рыбак.

Сволочь, - как удар, стукнул его по затылку окрик Сотникова.

Сотникову сейчас было мучительно стыдно за свои наивные надежды спасти ценой своей жизни попавших в беду людей. Полицаи вели их на место казни, куда уже согнали жителей местечка и где сверху уже свешивались пять пеньковых петель. Приговорённых подвели к скамейке. Рыбаку пришлось помогать Сотникову подняться на неё. «Сволочь», - снова подумал про него Сотников и тут же укорил себя: откуда у тебя право судить... Опору из-под ног Сотникова выбил Рыбак.

Когда все кончилось и народ расходился, а полицаи начали строиться, Рыбак стоял в стороне, ожидая, что будет с ним. «А ну! - прикрикнул на него старший. - Стать в строй. Шагом марш!» И это было Рыбаку обыкновенно и привычно, он бездумно шагнул в такт с другими. А что дальше? Рыбак провёл взглядом по улице: надо бежать. Вот сейчас, скажем, бухнуться в проезжающие мимо сани, врезать по лошади! Но, встретившись с глазами мужика, сидевшего в санях, и почувствовав, сколько в этих глазах ненависти, Рыбак понял: с этим не выйдет. Но с кем тогда выйдет? И тут его, словно обухом по голове, оглушила мысль: удирать некуда. После ликвидации - некуда. Из этого строя дороги к побегу не было.

Пересказал

У славян издревле существовала традиция давать человеку прозвище в дополнение к имени, полученному им при крещении. Связано это было с тем, что церковных имен было сравнительно немного, и они часто повторялись. Прозвище же позволяло легко выделить в обществе человека. Это было очень удобно, поскольку запас прозвищ был поистине неисчерпаем. Источниками могли быть: указание на особенности характера или внешности человека, обозначение национальности или местности, выходцем из которой был человек. Иногда прозвища, изначально присоединявшиеся к крестильным именам, полностью вытесняли имена не только в повседневной жизни, но и в официальных документах.

Фамилия Сотников ведет свое происхождение от прозвища Сотник, которое содержит указание на род занятий предка. Сотником называли командира казачьей или стрелецкой сотни.

Наиболее известный представитель данной фамилии - Владимир Михайлович Сотников (1960), русский прозаик, автор романа "Покров", составитель книг о А.С.Грибоедове, Д.И.Фонвизине, Н.Г.Чернышевском. Сотник, со временем получил фамилию Сотников.

Версия 3

Сотник - военачальник сотни (у стрельцов, казаков). Родственные фамилии: Сотницкий, Сотницын .
А вот Сотсков, Соцков родились от слова сотский (сотской) - младший полицейский надзиратель, выбранный самими же крестьянами. Об их житье-бытье говорит присловица: «В попах сидеть - кашу есть, а в сотских - оплеухи».
Сотсков Борис Степанович (1908-72) - ученый, член-корреспондент АН. Ему принадлежат основополагающие труды по разработке автоматической и телемеханической аппаратуры, теории надежности.

Как пишется фамилия Сотников на английском языке (латиницей)

Sotnikov

Заполняя документ на английском, следует писать сначала имя, потом отчество латинскими буквами и уже потом фамилию. Написание фамилии Сотников по-английски вам может понадобиться при заявление на загран паспорт, заказе зарубежного отеля, при оформление заказа в английском интернет-магазине и так далее

Урок литературы

Класс

«Проблема нравственного выбора в повести В.В. Быков «Сотников»

Ход урока

Нравственный человек много делает ради

своих друзей и ради отечества, даже если бы

ему при этом пришлось потерять жизнь.

Аристотель

20 век – век глобальных перемен, катастроф, век революций и жесточайших войн. Это переломная эпоха в истории человечества. Люди, попавшие в жернова истории, вынуждены были делать свой нравственный выбор: совершить благородный поступок и погибнуть, отказаться от своих нравственных принципов и сохранить себе жизнь. Что важнее – это каждый решал для себя сам. Порой этот выбор был невыносимо тяжек, раздавливая человека, отступившего от понятий чести, справедливости и добра. Порой и порядочные, честные люди не могли совладать с естественным желанием спасти свою жизнь во что бы то ни стало. Эпоха ломала человеческие души и крушила представления человека о морали, этике, заставляя отрекаться от привычных нравственных ценностей. И только те люди, которые сумел сохранить человеческое достоинство, которые остались верны своим убеждениям, которые не предали свои идеалы, достойны именоваться героями.

В повести Василя Быкова, как и во многих других произведениях 20-го века, проблема нравственного выбора является основной. Обсуждению этой проблемы мы и посвящаем сегодня урок литературы. Раскрыть тему нравственного выбора невозможно без сопоставительной характеристики главных героев повести – Сотникова и Рыбака.

(На доске) «… прежде всего и главным образом меня интересовали два нравственных момента, которые упрощенно можно определить так: что такое человек перед сокрушающей силой бесчеловечных обстоятельств? На что он способен, когда возможности отстоять свою жизнь исчерпаны им до конца и предотвратить смерть невозможно?»

Слово о писателе

Василь Владимирович Быков (1924 – 2003)

Родился в деревне Бычки Ушачского района Витебской области в крестьянской семье. В июне 1941 года экстерном сдал экзамены за 10 класс. Война застала его на Украине, где он участвовал в оборонных работах. Во время отступления, в Белгороде, отстал от своей колонны и был арестован и чуть не расстрелян как немецкий шпион. Воевал в составе армейского инженерного батальона. Призван в армию в 1942 году, окончил Саратовское пехотное училище. Осенью 1943 года присвоено звание младшего лейтенанта. Участвовал в освобождении Румынии, с действующей армией прошёл по Болгарии, Венгрии, Югославии, Австрии; старший лейтенант, командир взвода полковой, затем армейской артиллерии. О войне в книге воспоминаний «Долгая дорога домой» вспоминал так:

В 1955 г. Окончательно демобилизовался из армии. С конца 1997 г. Жил за границей в политической эмиграции в Финляндии, Германии, Чехии. Похоронен в Минске.

Анализ произведения

Повесть «Сотников» была написана в 1970 году.

Сравнительная характеристика Сотникова и Рыбака

- Сравните портреты героев. Какой вывод можно сделать?

Параметры Сотников Рыбак
Портрет, физическое состояние Физически нездоров Полон жизненных сил
Социальное происхождение Интеллигент, до войны работал учителем Деревенский парень, привык к тяжёлому крестьянскому труду
Выносливость, способность справляться с жизненными трудностями Преодолевает трудности партизанской жизни благодаря силе духа, упорству. Перед тем как попасть в окружение, подбил несколько танков. Преодолевает тяготы партизанского быта благодаря физической силе и крепкому здоровью
Как оказался в партизанском отряде По идейным соображениям; после того как трижды совершал попытки выйти из окружения; стремился бороться с врагом в любых условиях Пошёл в партизаны, потому что так поступали многие; оставаться в деревне было опасно – его могли отправить в германское рабство

Какие качества характера располагают к Рыбаку?

В какой момент по отношению к нему появляется настороженность?

У старосты

Как в отказе Рыбака расстрелять старосту Петра, вопреки требованиям Сотникова, проявилось различие нравственных позиций товарищей? На чьей стороне автор?

Склонность к компромиссам

Перестрелка с полицаями

(Только мысль о том, как он объяснит произошедшее командиру отряда, заставила Рыбака вернуться за раненым)

Отношение к товарищу

3) В хате у Дёмчихи

Как ведёт себя Дёмчиха во время ареста партизан?

Сравните поведение женщины и Рыбака.

(Дёмчиха не упрекает партизан в своей трагедии, несмотря на то, что её дети останутся круглыми сиротами.)

- Что тревожит каждого из героев?

Образы полицаев

Как изображены в повести полицаи: Стась, Будила, Портнов?

Найдите в тексте слова, дающие экспрессивную характеристику этих персонажей.

(Автор глубоко презирает предателей. Отступив от нравственных законов, они перестали быть людьми. Полицаи в повести «взвизгивают», «вызвериваются», «ощетиниваются», т.е. ведут себя, как шавки, выслуживающиеся перед своими хозяевами. Стась предал даже родной язык, говоря на дикой смеси белорусского с немецким»: «Яволь в подвал! Биттэ прошу!»)

В плену

(Невозможны уступки злу во имя добра. Вступив на путь измены, впоследствии с него не свернёшь. Отказ полковника от любых компромиссов стал его последней победой над врагом. Поступок полковника – идеал поведения истинного патриота.)

– Что ужаснуло Рыбака, когда он увидел Сотникова, вернувшегося после допроса?

(Пётр: «Звери». Рыбак: это же самое будет с ним.)

– Какую позицию во время допроса избрал Рыбак?

(Подстраиваться, хитрить.)

– Что раздражает его в Сотникове? (Принципиальность.)

– А Сотникова? (Молчание. Сначала хотел взять все на себя, чтобы закрыть других.)

– Почему Рыбака не пытали?

– Чем закончится его путь?

– В чём видит Сотников причину падения (предательства) Рыбака? (Партизан он хороший, а человеческие качества не дотягивают.)

Нравственный выбор

Какой нравственный выбор делают Сотников и Рыбак?

Сон Сотникова

Прокомментируйте сон героя.

Сон: отец во сне говорит: «Был огонь, и была высшая справедливость на свете…». Есть Высший суд, перед которым ответственны все без исключения. Мальчик в будёновке – олицетворение грядущего поколения: Сотников должен повторить подвиг русского полковника перед лицом будущего, передать завет грядущим поколениям.

(Сотников берёт на себя всю вину, пытаясь спасти других людей – для него важно достойно умереть, совершив добро.)

Финал

Обратите внимание, как меняется лексика героя в финале. Отступает на второй план физическая немощь. Мы слышим голос мудрого, уставшего человека. В его речи звучат слова высокой духовности, вневременные.

(Совесть – мерило поступков. Милость, терпеть, совесть, нравственность, Бтблия)

Нет слова Бог, не звучит молитва, но слова молитвы прочитываются в семантике текста. Пророк Исайи:

Горе тем, которые зло называют добром, и добро злом, тьму почитают светом, и свет тьмою, горькое почитают сладким, и сладкое горьким!
Горе тем, которые мудры в своих глазах и разумны пред самими собою!..
Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло;
Научитесь делать добро; ищите правды…
(Книга пророка Исаии: гл. 5: 20-21; гл. 1:16-17)

- Как будто звучат строки из отцовской Библии. Кажется, что взошёл Сотников не на эшафот, а на какую-то немыслимую высоту, с которой мог посмотреть без злости даже на Рыбака.

– Подтвердите текстом эту высоту Сотникова и падение Рыбака.

– Что видит Сотников с этой высоты?

(Природу, глаза ребёнка, церковь – мир, который его не предаст.)

(Рыбак собственноручно казнит товарища. И хотя он спасён от физической смерти, он обрекает себя на долгую, позорную смерть предателя, Иуды. Рыбак, как Иуда, пытается повеситься, и нигде иначе, как в уборной, среди вони человеческих отходов, даже готов броситься головой вниз, но не решается. Унизительное рабское существование становится для него пожизненным наказанием.)

На доске изображение старой церкви.

– Церковь… Опишите её… («Заброшенная людьми, но недалеко от деревни» – надежда на то, что может быть, люди снова обратят свой взгляд на неё, и, тогда вновь вернется то, что потеряли их души.)

– Глаза мальчика. В русской литературе есть художественный прием, который Блок позже назовет «встречей глаз». Искра – духовное понимание – преемственность здесь.

Л.Н. Толстого благодаря такой встрече глаз французский офицер не отправил на смерть Пьера Безухова. У Достоевского встреча светлых глаз Сонечки и темных Раскольникова объединяет их.

- В трудной ситуации выбора Рыбак оказался Иудой, предавшим и Сотникова, и товарищей, он сам определил цену своей жизни перед лицом грозившей смерти. Сотников перед лицом неумолимой смерти делает единственно возможный для себя выбор заветов отца – спасения чести, совести, души. И, как знать, может быть, будь в последние минуты жизни у Сотникова Библия отца, он перечитывал бы именно эти строки…

Прислушайтесь и вы к ним. Постарайтесь найти отзвук в собственной душе:

Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать…
И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне…
Входите тесными вратами; потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими;
Потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их.
(Евангелие отМатфея: гл. 10:19, 28; гл. 7:13-14)

Как вы понимаете финал повести?

(Оступившись один раз, человек уже не может остановиться, как бы он того ни хотел. Жизнь, купленная предательством, достойна только презрения. Человек, не изменивший своим нравственным убеждениям, даже погибнув, остаётся вечно живым в памяти потомков.)

9) Итоги

А) Слово учителя

Для прозы Быкова характерно противопоставление физического и нравственного здоровья человека. Однако ущербность души раскрывается не сразу, не в обыденной жизни: необходим «момент истины» , ситуация категорического нравственного выбора. В партизанскую разведкуотправляются двое: полный жизненных сил Рыбак и не отличающийся мощью интеллигентный Сотников, сам вызвавшийся пойти на задание, несмотря на хворь. Сотников – сугубо штатский человек, до войны работавший учителем в школе. Физическую силу ему заменяет упрямство и сила характера.

Рыбак же с 12 лет занимался тяжёлым крестьянским трудом, он легче переносил физические нагрузки и тяготы партизанского быта. Рыбак более склонен к нравственному компромиссу. Он отказывается расстрелять старосту Петра, служившего фашистам. Но то, что хорошо в мирной жизни, губительно в условиях войны. Сотников прекрасно понимает законы войны, он познал, что такое плен, предательство, потому на компромиссы с совестью не шёл.

Быков не жалеет чёрных красок для изображения полицаев: люди, отступившие от нравственных законов, перестают быть для него людьми.

Рыбак пытается перехитрить своего врага, не понимая, что уже вступил на путь предательства, потому что поставил собственное спасение выше законов чести, товарищества. Шаг за шагом он постепенно уступает врагу, предавая сначала Дёмчиху, затем Сотникова. Сотников, в отличие от Рыбака пытается взять на себя вину других людей, чтобы спасти их, для него важно достойно умереть. Как Христос, Сотников идёт на смерть за «други своя», во имя человечества. Как и Христос, он будет предан товарищем.

Б) Оценка выступлений и работы учащихся на уроке .

(Отчёт о принятом в группе решении, о том, как работала группа. Оценивание работы в группах проводят сами учащиеся.)

В) Задание для тех, кто не сумел проявить себя в ходе семинара:

Дайте толкование следующим словам и выражениям: нравственность, нравственный выбор, честь, предательство, благородство, патриотизм.

Г) Записать вывод по теме урока в рабочую тетрадь.

10) Домашнее задание:

Написать развёрнутый ответ на вопросы:

- «В чём заключается суть подвига Сотникова? »

- «Как Рыбак становится предателем? »

Приложение

Задание к уроку по группам

Задание для всех групп:

Найдите в тексте повести портреты Сотникова и Рыбака, сопоставьте их. Чем отличаются герои повести друг от друга? Как каждый из них попал в партизаны?

Как вы понимаете финал повести? Объясните его смысл.

1 группа:

Как в отказе Рыбака расстрелять старосту Петра, вопреки требованиям Сотникова, проявилась разность нравственных позиций товарищей? На чьей стороне автор?

Как проявляют себя герои повести в эпизоде перестрелки с полицаями?

2 группа:

Почему струсивший было Рыбак всё же возвращается на выручку товарищу?

Какую роль в повести играет сцена допроса русского полковника, свидетелем которой оказался Сотников во время допроса в плену?

3 группа:

Как ведёт себя Дёмчиха во время ареста партизан? Сравните поведение женщины и Рыбака в этой ситуации?

Как изображены в повести полицаи: Стась, Будила, Портнов? Найдите в тексте слова, дающие экспрессивную характеристику этих персонажей.

4 группа:

Какой нравственный выбор делает Рыбак, пытаясь спастись?

Можно ли его назвать закоренелым негодяем?

Какой нравственный выбор делает Сотников? Как он ведёт себя накануне смерти? Прокомментируйте сон героя.

Почему Сотников, глядя на приготовленную ему петлю, думает: «Одна на двоих»?

Кратко:

Как остаться на войне человеком - ответ на этот вопрос звучит в повести В. Быкова «Сотников». Это не единственное произведение писателя о войне, но наиболее значимое. Интересен тот факт, что Папа Римский вручил писателю специальный приз католической церкви - так велико нравственное начало этого произведения. Война и нравственность составляют главное содержание повести.

Предлагаем сопоставить двух героев - Сотникова и Рыбака. Во время войны Сотников не отрекается от своих убеждений, тяжелейшие испытания проходит мужественно, не теряя чести, человеческого достоинства. Рыбак же, спасая свою жизнь, предает Родину. Страх за свою жизнь — вот что главное для него. Один герой преодолевает этот страх. Другого же этот страх заставляет убивать и предавать. Дорога смерти уготована для каждого, и все, кроме Рыбака, прошли ее до конца. Сотников при пытке терял сознание, но не сказал ничего. Он хотел погибнуть в бою, но этого ему не было дано. Остается одно - достойно принять смерть. Перед лицом смерти человек предстает таким, каков он на самом деле.

По-другому ведет себя Рыбак. Он не хотел умирать и при пытке сообщил некоторые сведения следователю. Он согласился вступить в полицию, пытаясь при этом убедить себя самого, что он не предатель, что он убежит. Что же произошло с этим героем? Война оказалась для него тяжким, непосильным испытанием. У него была возможность выжить, и он ею воспользовался, но выжить можно было лишь ценой предательства. Рыбак был потрясен примером Сотникова, выполнившего до конца долг гражданина и человека. Возможно, для этого запутавшегося человека еще возможен путь искупления своей вины, путь признания своего падения и дальнейшей борьбы.

Огромная нравственная сила повести «Сотников» Быкова состоит в том, что ее главный герой принимает страдания за свой народ, что он не поддается той подлой мысли, которой поддался Рыбак. Смерть не имеет смысла - такое оправдание придумал себе Рыбак. Автор спорит с ним. Имеет. Страдания за веру, за народ будут иметь смысл во все века и времена. Величие подвига и книги о нем заключаются в том, что они вселяют веру в других людей и служат надежной нравственной опорой.

Использованы материалы книги: О.В. Волкова, Я.В. Алексеева. Итоговое сочинение по литературе в 11 классе. - Казань, 2015

Подробнее:

Как и лейтенанту Ивановскому в «Дожить до рассвета» с его самопожертвованием, Сотникову дано испытать всю тщету лелеемой им надежды, что его «героическое заступничество» сможет уберечь остальных. Но не только. Вслед за первым ударом, от которого он так и не смог до конца оправиться, судьба приготовила ему еще один страшный удар: пережить предательство вчерашнего товарища. И для него это было такое убожество и мерзость, что буквально не хотелось верить собственным глазам.

На что только не способен человек. Истязать, бить другого нещадно, до потери сознания, пинками поднимать и снова бить, всячески унижать его. Но и быть мужественным, честным и благородным, не изменить, не предать товарищей по оружию. Своим поведением Сотников, избитый полицаями, как раз являет пример такого человека. Поступая так, как он поступает, Сотников и от других требует того же. Отсюда — противостояние не только полицаям, но и Рыбаку.

«Сволочь!» — одно-единственное слово, которое Сотников обращает к Рыбаку. Но оно раз и навсегда ставит точку в отношениях между ними. Вспомним, что и юный Толкач в «Круглянском мосте» свое презрение к Бритвину формулирует однозначно. Но у Толкача был автомат, за проклятием словом последовало действование. Сотников же не только лишен такой возможности, но и вынужден — раненый и больной — идти на свою Голгофу, поддерживаемый Рыбаком.

«Мир в повести В. Быкова четко делится на две стороны, — подчеркивал И. Золотусский (Золотусский И. Час выбора. М., Современник, 1976, стр. 68—69 ): — с одной — Сотников, Демчиха, староста и деревня, которая, сочувствуя им и ненавидя палачей, смотрит на казнь, с другой — сами палачи и их пособник Рыбак. За какие-то несколько секунд, за те самые мгновения, когда он, придя в кабинет следователя и взглянув ему в глаза, устрашился и колебнулся, и произошло все, произошла эта «перестановка». Ведь вчера еще Рыбак был на той, далекой и чуждой ему теперь стороне. Он был с теми, кто ненавидел палачей и не подчинялся им. Теперь он шагает в рядах полицаев, и ему не дают выбиться из строя, выпрыгнуть из самого себя, того что он выбрал,— он навечно и необратимо в этих рядах».

То, что Рыбак «навечно и необратимо» остается среди тех, кого выбрал, — с этим спорить не приходится. Равно и с тем, что мир в «Сотникове» поделен на «две стороны». Взятый в четком контрасте, этот мир как бы вбирает в себя и отражает противоборство жизни и смерти, духа и бездуховности, трусости и героизма. Вместе с тем суждение критика о «перестановке» в Рыбаке именно в кабинете следователя нуждается по крайней мере в уточнении. Ибо «устрашился и колебнулся» Рыбак еще раньше, на чердаке в избе Демчихи, он уже тогда покатился; в кабинете же Портнова нравственное падение Рыбака продолжается, неуклонно приближаясь к своей кульминации, но это еще не кульминация. Рыбак еще думает «насказать сказок», обхитрить, вывернуться из-под пресса необходимости. Он, боясь следователя и проклиная его в душе («Чтоб ты издох, сволочь!»), приходит в отчаяние, считает попросту глупым упорство Сотникова, не дающего себя втянуть в ту «игру», в которой Рыбак наивно полагает набрать спасительные для собственной жизни «очки». Стараясь заслужить доверие Портнова, Рыбак не осознает еще, что за это доверие нужно платить потерей своего людского обличья. Отсюда, думаю, и почти искреннее его возмущение несговорчивостью, неподатливостью Сотникова, и изменения в психологии самого Рыбака, эволюционирующего к роковой для него черте, пределу, за которым жизнь человека безвозвратно теряет нравственное содержание.

Каждому человеку вменено в обязанность то, что он, как гражданин, считает долгом себе вменить. В этом смысле Сотников и Рыбак — антиподы не только по своим нравственным качествам, по ответственному отношению к жизни, войне, людям, но и по уровню мышления, по уровню понимания тех последствий, которые с необходимостью должны вытекать из сложившихся для них обстоятельств. В народе издавна бытует поговорка: коготок увяз — всей птичке пропасть.

Думающий перехитрить судьбу и остающийся жить Рыбак не в состоянии постичь того, что ясно с самого начала Сотникову. «Я с ними поторгуюсь»,— говорит Рыбак о полицаях. И холодным душем окатили его слова Сотникова: «Смотри, проторгуешься».

Однако отрезвляющие слова Сотникова, как видно, пали не на ту почву. Жажда выжить любой ценой для Рыбака сильнее всех принципов на свете. Убеждая себя в том, что он еще вывернется, Рыбак шаг за шагом сдает позиции: от промелькнувшего было и тут же исчезнувшего намерения выгородить перед следователем-полицаем безвинную Демчиху и до тайного желания смерти Сотникову: «Если Сотников умрет, то его, Рыбака, шансы значительно улучшатся». Всякому величию сопутствует крайность, всякой посредственности — склонность к компромиссу. В повести сильна мысль о том, что некоторые поступки могут стоить человеку жизни. Речь идет даже не о физической смерти, а о моральном умирании. Не вняв предостережению Сотникова и всячески заглушая свой внутренний голос в редкие минуты отрезвления, отбрасывая попытки взглянуть на себя со стороны,— Рыбак утрачивает те изначальные человеческие качества, которые, по мысли писателя, должны быть незыблемыми во все времена.

Говорят, понять — это значит простить. Но в такой словесной формуле, на мой взгляд, имеется элемент завышения. Ибо если и можно понять стремление Рыбака избежать веревки, то уж никак нельзя простить того «корыстного расчета ради спасения своей шкуры, от которого всего один шаг до предательства». Страх за жизнь вытравил в Рыбаке и без того неустойчивые моральные принципы, и, с другой стороны, отсутствие их оказалось достаточным для того, чтобы страх бесконтрольно овладел его существом.

При всей физической силе не было в Рыбаке того крепкого внутреннего стержня, который заставляет человека до конца быть человеком. Но этот стержень оказался в Сотникове.

Сотников не меньше Рыбака хочет жить, но его максимализм, большую требовательность, нравственную непреклонность питают чувства настоящего долга, ответственности, совести. Эти понятия в нем настолько «проросли», что вырвать их можно только с корнем. Жертвенность Сотникова, к необходимости которой он пришел, могла бы показаться легковесной, если бы она не обладала ценностью постольку, поскольку сам герой в состоянии преодолевать причины, порождающие пессимизм, или по крайней мере стремиться к этому.

Недюжинные нравственные силы потребовал от Сотникова его выбор. И они у него оказались. Благодаря им он не надломился, выдержал проверку поражением. Голгофа, на которую он взошел сам, добровольно, стала и его духовным Олимпом.

Уже под самый конец, когда на растерянный шепот бывшего «партизанского друга»: «Прости, брат!» — Сотников «коротко бросил», как отрубил: «Пошел к черту!» — он отыскал в толпе взглядом «застывший стебелек мальчишки в буденовке. Тот стоял, как и прежде, на полшага впереди других, с широко раскрытыми на бледном лице глазами».

Казалось бы, какое дело теперь Сотникову, которого через минуту не станет, до незнакомого мальчишки, затерявшегося в людской толпе? Но этот эпизод по мысли и чувству, в нем заключенному, вырастает в наших глазах до значения символа. Писатель всеми доступными ему средствами стремится подчеркнуть, выделить мысль: величайшим поражением является то, когда отсутствуют наследники. Солдаты, погибающие в бою или на виселице, как Сотников, если им на смену придут другие и продолжат борьбу, погибли не напрасно. Когда их наследники победят,

они также внесут в победу свою лепту, станут ее соучастниками. Но без таких наследников они останутся солдатами, потерпевшими поражение, и никто не выбьет на камне в их честь слова о бессмертии свершенного ими подвига.

Для Сотникова таким наследником является незнакомый подросток. Он еще мал по годам, но с какой мукой и с каким участием переживает он происходящее у него на глазах! Острое ощущение неотвратимости чужой смерти в мальчишке, показанном нам глазами Сотникова, для него самого является, пожалуй, высшим подтверждением ненапрасности своего выбора, за который он принял такие муки.

Сотников знал, за что погибает. Человек долга и совести, он как бы подтверждал всей жизнью и смертью своей ту нравственную правду, которая была для него высшей правдой на свете. Перед казнью он думал не о физических муках, которые перенес, и не о том, что прожил мало, и не о струсившем Рыбаке думал Сотников в последние минуты жизни. В отпущенные ему мгновения взгляд Сотникова снова прикован к мальчишке, с которым у него установилась невидимая для других, но прочная духовная связь. «Полный боли и страха, его взгляд следовал за кем-то под виселицей и все вел так, все ближе и ближе. Сотников не знал, кто там шел, но по лицу мальчишки понял все до конца».

В то время, как сохранивший в неприкосновенности свои принципы Сотников уходит во тьму, Рыбак продолжает наполнять легкие воздухом. Но и только. Казнь Сотникова и других — Демчихи, старосты Петра, Баси, к которой он оказался причастным, стала

и самоликвидацией его как личности. Подгоняемый силами зла, он должен будет теперь всякий раз держать экзамен на бесчеловечность. «В. Быков не дает Рыбаку даже выхода Иуды,— подчеркивал И. Золотусский,— Рыбак после казни Сотникова хочет повеситься, но не удается, нет ему и этого смягчения, этого полупрощения, что ли. Это была бы, с точки зрения В. Быкова, слишком легкая смерть для Рыбака. Нет, он будет жить, он будет видеть глаза людей, наблюдавших, как он стоял под виселицей, на которой вешали его вчерашнего товарища, он будет мучиться и проклинать тот час, когда родился на свет, и сама жизнь превратится для него в проклятие. В. Быков казнит Рыбака лицезрением своего падения, напоказ выставляя его предательство перед всем миром, перед толпою, которую согнали на казнь, перед мальчиком в буденовке, который видит, как умирает Сотников...».

Человек, совершивший бесчестный поступок, должен отвечать прежде всего перед собственной совестью. Подобная позиция, которую Сотников демонстрирует по отношению к переметнувшемуся к врагам Рыбаку, когда тот, оказавшись духовно абсолютно голым, все еще никак не может осознать этой своей наготы— этической, нравственной и в конечном счете фатальной для него, — является очень устойчивой для сильных духом героев В. Быкова. Она может разниться в деталях, частностях, но в главном, основном, в том, что исповедуют эти люди в выпадающих на их долю испытаниях войной, и в том, как они поступают,— эта позиция остается неизменной. Никто не должен подбирать грязь за другим! В Сотникове этот принцип возведен в степень абсолюта, и в его «Пошел к черту!», обращенном к бывшему товарищу, слышится одновременно и суровый приговор, и твердое убеждение, что человек должен сам отвечать за содеянное.