Бытовой жанр венецианов и его творчество презентация. Возникновение и развитие бытового жанра в русском искусстве

1 слайд

Урок изобразительного искусства в 7 классе Заяц Л.А., учитель изобразительного искусства ЗМОУ «Средняя общеобразовательная школа №3» г. Заречный Возникновение и развитие бытового жанра в русском искусстве.

2 слайд

Бытовой жанр, или даже просто «жанр», в искусстве - изображение сцен и событий, почерпнутых в повседневности, отражающих этапы жизни человека от рождения до смерти, его труд, отдых, развлечения. Термин происходит от французского слова genre (от лат. genus, родительный падеж generis - род, вид) и в переводе означает «род, порода, стиль». Этим словом в XVII–XVIII вв. обозначали картины, имевшие предметом изображения широко понятую и непритязательную окружающую реальность.

3 слайд

Венецианов Алексей Гаврилович. 1780г. - 1847г. Мастер бытового жанра, портретист, пейзажист. Автопортрет 1830 г.

4 слайд

В 1807 году Венецианов переселился в Петербург, поступил на службу. Одновременно он серьезно занялся живописью - брал уроки у Боровиковского Во время Отечественной войны 1812 г. совместно с И. Теребеневым создавал карикатуры на французов и дворян-галломанов. Занимался также жанровыми сценами из дворянской и мещанской жизни. В 1818 году Венецианов оставил службу и стал подолгу жить в Тверском имении Сафонкове, воплощая в живописи свои новые художественные представления. Организовал собственную художественную школу, в которой прошли обучение свыше 70 человек Из биографии художника…

5 слайд

Художника влекли живая русская природа, простые люди, их труд и образ жизни, напрямую связанные с землёй. Сенокос Крестьянские дети в поле 1810 г.

6 слайд

Венецианов создал целую серию «крестьянских» полотен, которые назвал «портретами жизни человеческой». Фигуры, натуралистически воспроизведенные на них, иногда воспринимаются несколько статичными и непропорциональными по сравнению с окружающим пейзажем. Женщины на его картинах не идут, а плывут над землей, их образы мифологизированы и напоминают богинь. Захарка.1825 ГТГ Жница. 1826 Встреча у колодца. 1843

7 слайд

Крестьяне в полотнах Венецианова красивы, полны благородства. Кормилица с ребенком. 1830 Девушка с васильками. 1820

8 слайд

В многофигурных композициях художника очень большую роль играли пейзаж и интерьер. Но важнейшим их новаторским отличием был дух деревенской простоты и естественности, дух той близости земле, который отражает внутреннюю суть людей, живущих на ней и обрабатывающих ее своими руками. Сенокос

9 слайд

Центральным произведением в творчестве художника явилась картина "Гумно" (1821, ГРМ), над которой он работал более трех лет. Изображая обычную сцену, Венецианов с большой естественностью передает пространство помещения, освещенного потоком света, льющегося с двух противоположных сторон. Интересно отметить, что художник спилил переднюю стенку настоящего гумна в своем имении, чтобы писать его с натуры и более точно передать освещение.

10 слайд

В картине "На пашне. Весна" (1820) тема труда переплетается с темой материнства, с темой красоты родной природы. Венецианов изобразил весенний пейзаж с широкими просторами полей, первыми побегами листвы, легкими облаками на синем небе.

11 слайд

Лучшее и наиболее совершенное в художественном отношении жанровое полотно художника -- "На жатве. Лето" (1820) отличается лирико-эпическим восприятием окружающей действительности. Художник дал почувствовать разгар русского лета - пору деревенской страды -- со сверкающими золотистыми нивами, знойным небом.

12 слайд

Одна из сцен крестьянского быта, характерная для творчества Венецианова. На переднем плане изображена мать художника, Анна Степановна. В работе «Жнецы» автор отдает дань так называемой «картине-обманке» – он изображает бабочек столь иллюзорно, что с первого взгляда и не разобрать, нарисованы ли они или, быть может, сидят на поверхности холста. «Жнецы». сер.1820

13 слайд

К самым поэтическим произведениям Венецианова, проникнутым умиротворенностью и покоем, любовью к человеку и природе, принадлежит небольшая картина "Спящий пастушок" (1823--1826, ГРМ). Пейзаж в картинах Венецианова являлся уже не просто фоном, а играл активную роль в передаче настроения, в решении образа.

14 слайд

Значение Венецианова в истории русского искусства чрезвычайно велико. Он был одним из первых художников, посвятивших свое творчество изображению крестьян и утвердивших бытовой жанр в качестве равноправной и важной области в искусстве. В полотнах художника предстали народные образы, преисполненные душевного благородства и большого человеческого достоинства.

15 слайд

Федотов Павел Андреевич Основоположник совершенно нового для России жанра бытовой сатирической картины Автопортрет. 1830 г.

16 слайд

Из биографии… Родился в Москве в семье отставного офицера. По желанию отца он окончил Первый Московский кадетский корпус и отправился в Петербург. В свободные от службы часы посещал рисовальные классы Академии художеств и залы Эрмитажа Несколько портретов однополчан сделали Федотова известным.

17 слайд

«Встреча в лагере лейб-гвардии Финляндского полка великого князя Михаила Павловича 8 июля 1837 года»

18 слайд

В 1844 г. Федотов вышел в отставку и решил осуществить свою мечту: стать наконец профессиональным художником. Днём он наблюдал и запоминал любопытные сценки на улицах Петербурга, а по вечерам рисовал. Сначала Федотов работал в графических техниках: карандаше, акварели и сепии, позднее перешёл к живописи маслом. . Федотову изображал самые обыденные жанры, освещенные самым добродушным юмором автора

19 слайд

Утро чиновника, получившего первый крестик и представляла чиновника, еле опомнившегося после пирушки, данной им по случаю получения ордена. Сам чиновник изображен в убогом халатике, с головой, завитой в папильотки, необутым и пререкающимся с кухаркой, которая показывает ему проносившиеся подошвы его сапог. В общей композиции чувствуется прямое влияние английских жанристов, особенно в трактовке сюжета. Свежий кавалер. 1846 г. ГТГ

20 слайд

«Разборчивая невеста» (1847,ГТГ) написана на текст известной басни Крылова. В этом произведении не могли не признать истинного таланта даже такие ярые поклонники монументальной живописи, как Брюллов, и советовали Федотову продолжать занятия в том же направлении.

21 слайд

Этапной картиной, принесшей Федотову славу и известность, явилась "Сватовство майора" . Он сделал объектом своей критики мораль людей различных сословий, людей, превращающих брак в средство наживы, в сделку. В этом звучал приговор уродливым явлениям быта, которые в николаевской России никого не удивляли. Если вдуматься в происходящее на картине "Сватовство майора" -- нетрудно понять, что на глазах у всех свершается страшная в своем цинизме торговля человеком.

Венецианов

Алексей

Гаврилович

1780-1847 гг .

Выполнила: Селянская Юлия

11-А класс. ГБОУ СОШ №41 Севастополь


Биография

  • Род Венециановых происходил из Греции, где они звались Михапуло-Проко или Фармаки-Проко. Прадед художника Федор Проко с женой Анджелой и сыном Георгием приехали в Россию в 1730-1740 годах. Там и получили прозвище Венециано, позднее превратившееся в фамилию Венециановы.
  • Алексей Венецианов родился 7 (18) февраля 1780 года в Москве. Отец Гаврила Юрьевич, мать Анна Лукинична (в девичестве Калашникова, дочь московского купца). Семья А. Г. Венецианова занималась торговлей, продавали кусты смородины, луковицы тюльпанов, а также картины. А. Г. Венецианов служил землемером при лесном департаменте.

Биография

  • Алексей учился живописи сначала самостоятельно, затем у В. Л. Боровиковского. В молодости писал лирические портреты - матери (1802), А. И. Бибикова (1805), М. А. Фонвизина (1812).
  • С 1807 года служил в Петербурге чиновником.
  • В 1811 году - признан «Назначенным», то есть кандидатом в академики. В этом же году Венецианов получил звание академика.

Биография

  • Во время Отечественной войны 1812 г. совместно с И.Теребеневым создавал карикатуры на французов и дворян-галломанов. Занимался также жанровыми сценами из дворянской и мещанской жизни. Был членом Общества поощрения художников.
  • В 1819 г. оставил службу и поселился с семьей: женой Марфой Афанасьевной и двумя дочерьми, Александрой и Фелицатой, - в деревне Сафонково Тверской губернии, посвятив свои усилия разработке «крестьянского» жанра.

Гумно (1823)

На жатве. Лето (середина 1820-х)


Биография

  • Организовал собственную художественную школу, в которой прошли обучение свыше 70 человек. В их судьбе деятельное участие принимал В. А. Жуковский. Работы своих учеников Венецианов выставлял вместе со своими на академических выставках.
  • Следуя принципам мастера, художники школы отражали жизнь демократических кругов общества, писали городские и сельские пейзажи, интерьеры, натюрморты. «Произведения венециановской школы отмечены поэтической непосредственностью воплощения окружающей жизни. Творчество художников венециановской школы представляет значительный этап в становлении реализма в русском искусстве 1-й половины 19 в.».

«Вот-те и батькин обед!» (1824)

Крестьянка, расчесывающая лен (1822)


Крестьянские дети в поле (1820)

Пастушок с дудкой (1820)


Биография

  • Среди учеников А. Г. Венецианова был и талантливый живописец Григорий Сорока, крепостной помещика Н. П. Милюкова, готовящего Сороке участь садовника. Сорока покончил с собой.
  • В 1829 году получил звание придворного живописца.
  • Венецианов погиб в результате несчастного случая во время поездки по дороге в Тверь 4 (16) декабря 1847 г. в селе Поддубье Тверской губернии.
  • Венецианов похоронен на сельском кладбище деревни Дубровское (ныне Венецианово) в Удомельском районе Тверской области.

На пашне. Весна (1820)

Жница (1820)

Очищение свеклы (1820)


Творчество

  • Кисти Венецианова принадлежит портретная галерея его современников: художник писал Н. В. Гоголя (1834), В. П. Кочубея (1830-е), Н. М. Карамзина (1828). На звание академика Венецианову было предложено написать портрет инспектора Воспитательного училища Академии К. И. Головачевского. А. Г. Венецианов изобразил его в окружении трёх мальчиков, символизировавших союз «трех знатнейших художеств»: живописи, скульптуры и архитектуры. Портрет также олицетворял единство старой Академии с новой. Однако наибольшую известность А. Г. Венецианову принесли написанные им образы крестьян. «Жнецы», «Спящий пастушок», «Захарка» уже почти два столетия своей свежестью и искренностью привлекают внимание зрителя.

Спящий пастушок (1823-1824)

Жнецы (1825)

Портрет К. И. Головачевского (1811)


Творчество

  • В 1808 году А. Венецианов издаёт «Журнал карикатур», который вскоре был запрещен. Журнал представлял собой гравированные листы: «Аллегорическое изображение двенадцати месяцев», «Катание на санях», «Вельможа». Сатирическое изображение влиятельного сановника, как полагают, и вызвало гнев Александра I.
  • Работал также в технике пастели по бумаге и пергаменту. Рисовальщик, занимался литографией.
  • А. Г. Венецианов - автор теоретических статей и заметок: «Секрет Липмановских картин», «Нечто о перспективе», «О системе преподавания в рисовальных классах».

Творчество

  • Кисти Венецианова принадлежали также образа для собора всех учебных заведений (Смольного собора), для церкви Обуховской градской больнице. В последний год жизни художник работал над образами для церкви пансиона дворянского юношества в Твери.

Возвращение солдата (1830-е)

Петр Великий. Основание Санкт-Петербурга (1838)


Портрет детей Панаевых с няней (1841)

Причащение умирающей (1839)

«Живопись 19 века» - Русские живописцы. Иван Константинович Айвазовский. Алексей Гаврилович Венецианов. Щедрин Сильвестр Феодосиевич. Александр Андреевич Иванов. Русские живописцы начала 19 века утвердили собственный принцип. Русская художественная культура. Живопись 19 века. Выходец из обрусевшей немецкой семьи, сын резчика по дереву.

«Архитектура Москвы и Петербурга» - Архитектура. Адмиралтейство. Карл Иванович Росси. Комплекс сената и синода. Экспозиция Центрального военно-морского музея. Градостроительный комплекс. Александринский театр. Смольный монастырь. Казанский собор. Архитектура Москвы. Фельдмаршал. Русский ампир. Осип Иванович Бове. Архитектурный ансамбль.

«Русский реализм» - Неизвестная. Поленов Василий Дмитриевич (1844-1927). Первое произведение в русской живописи, полное воздуха и света. Василий Григорьевич Перов (1833-1882) - живописец, жанрист. Верещагин Василий Васильевич (1842-1904). Основные принципы реалистического театрального искусства. Василий Иванович Суриков (1848-1916).

«Живопись первой половины 19 века» - Иванов Александр Андреевич. Портрет лейб-гусарского полковника Е.В.Давыдова. Портрет Н.В.Гоголя. Живопись первой половины XIX века. Сватовство майора. Кипренский О.А. Исторический жанр. Свежий кавалер. Определите автора и название картины. Портретная живопись. Художественные направления. Портрет Багратиона П.И.

«Русская живопись XIX века» - Шествие патриарха на осляти 1865г. Журавлев Ф.С. 1836-1901г.г. Левитан И.И. 1860-1900г.г. Ге Н.Н. Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе 1871г. Шварц В.Г. 1838-1869г.г. Перов В. Трапеза 1865-1876г. Маковский К.Е. 1839-1915г.г. Шварц В.Г. Вербное воскресенье в Москве при царе Алексее Михайловиче.

«Театр 19 века в России» - Оформление спектакля. Основной репертуар. Водевиль. Е.С.Семёнова. Трагедии. Дух времени требует важных перемен. Актер и режиссер в театре. В.А.Каратыгин. М.С.Щепкин. Русский драматический театр. Станиславский. Театральная площадь в Москве. XX век. Актерское искусство. Екатерина Семеновна Семенова. Чего только не было на русской романтической сцене.

Всего в теме 30 презентаций

«Книга в живописи» - Роб Гонсалвес. Акварель. 40 х 56. Натюрморт со свечей и книгами. 2002. В.Кущ - один из самых известных современных художников Америки. Жан-Батист Симеон Шарден. Бебельплац. Памятник великим немецким книгам. Так начинается «американская одиссея» Владимира Куща. Музей Ван Гога, Амстердам. На острове площадью около 1000 га обитает более 2000 обезьян.

«Детские образы в живописи» - Галицын. Девочка с персиками. Самойлова. Квадаль. Юный художник. Тихвинская Божья Матерь. Как чудо воспринимает ребенка В. Тропинин. Мика Морозов. Репина с детьми. Детские образы в изобразительном искусстве. Первая половина XIX века. Портрет Нарышкиной с детьми неизвестного художника. Фрагменты картины.

«Сказки в картинах русских художников» - «Кащей Бессмертный» В.М.Васнецов. Сказочная Русь. Одно из лучших произведений Васнецова - создающее сказочный образ сестрицы Алёнушки. «Царевна – Лягушка» В.М.Васнецов. «Русалка» К.Васильев. Гармоническое соединение фантастического и реального в картине "Царевна-Лебедь". Врубель стал заниматься скульптурой и создал и в этой области замечательные произведения.

«Мама» - Не успеваем навещать мы мам… Портрет в литературном произведении. Паршакова наталья афанасьевна. Ответы. Вот современности стальная драма. Какие жизненные наблюдения легли в основу сказки? Портрет. Желаний кружит – избалованная дама. Вопрос: М.Горький. Плакат. Образ матери в искусстве. О матерях можно рассказывать бесконечно.

«Петр 1 в картинах русских художников» - Н.Н.Ге - исторический живописец, портретист, пейзажист. Родился Суриков 12 января 1848 года в Красноярске. Суриков Василий Иванович. Родился Н.Ге в Воронеже в дворянской семье. Годы жизни Ге: 1831 – 1894 гг. Родился Бенуа в семье известного архитектора и рос в атмосфере почитания искусства. Анализ картин русских художников 19 века.

«Картины о блудном сыне» - Искусство 21 века. Эпоха Возрождения. Искусство 20 века. Иконопись. Блудный сын. Поиски истины. Изобразительное искусство. Каждый творит мир таким, как он видит. Куда идём. Любовь. Эволюция темы. Эпоха Просвещения. Искусство времени перестройки. Вечные темы в искусстве.

Всего в теме 20 презентаций