Церемония и ритуал

В отличие от манер и этикета, обычаи присущи широким массам людей.

Обычай -- традиционно установившийся порядок поведения. Он основан на привычке и относится к коллективным формам действия.

Обычаи -- одобренные обществом массовые образцы действий, которым рекомендуется следовать. К нарушителям применяются неформальные санкции -- неодобрение, изоляция, порицание.

Если привычки и обычаи переходят от одного поколения к другому, они превращаются в традиции.

Традиция -- все то, что унаследовано от предшественников. Первоначально это слово обозначало «предание». В качестве традиции выступают также ценности, нормы, образцы поведения, идеи, общественные установления, вкусы, взгляды.

Традиционными могут стать встречи бывших однокашников, однополчан, подъем национального или корабельного флага. Традиции относятся к культурному наследию, окружены почетом и уважением, служат объединительным началом.

Разновидностью традиции является обряд. Он характеризует не избирательные, а массовые действия.

Обряд -- совокупность действий, установленных обычаем или ритуалом. В них выражаются какие-то религиозные представления или бытовые традиции. Обряды не ограничиваются одной социальной группой, а относятся ко всем слоям населения.

Обряды сопровождают важные моменты человеческой жизни, связанные с рождением (крещение, наречение именем), свадьбой (сватовство, выкуп невесты, помолвка), вступлением в новую сферу деятельности (воинская присяга, посвящение в пионеры, в студенты, в рабочие) или переходом в другой возраст (инициация), смертью (погребение, отпевание, поминки).

Церемония и ритуал

Церемония -- последовательность действий, имеющих символическое значение и посвященных отмечанию (празднованию) каких-либо событий или дат. Функция этих действий -- подчеркнуть особую ценность отмечаемых событий для общества или группы. Коронование -- яркий пример важной для общества церемонии.

Ритуал -- сильно стилизованный и тщательно распланированный набор жестов и слов, исполняемых людьми, особо избранными и подготовленными для этого. Ритуал обладает символическим значением. Он призван драматизировать событие, вызвать у зрителей благоговейный трепет. Принесение человека в жертву языческому богу -- яркий пример ритуала.

Большинство ритуалов распадается на составные части и элементы. Так, например, обязательная часть ритуала взлета самолетов -- ожидание команды «Взлет разрешен». Элементы ритуала прощания: посидеть «на дорожку», обняться, поплакать, пожелать счастливого пути, не подметать пол три дня и т. п. Сложный состав элементов включает ритуал защиты научной диссертации.

Ритуал имеет культурное происхождение и выполняет три функции: Кравченко А.И. Культурология. - М., 2005. - С. 101.

а) запрета борьбы между членами группы;

б) удержания их в замкнутом сообществе;

в) отграничения данного сообщества от других групп.

Ритуал сдерживает агрессию и сплачивает группу. Пример ритуала -- соблюдение манер хорошего поведения, этикет деловых отношений, дипломатический прием и многое другое, что мы не считаем ритуалом, хотя оно является таковым. Человеческая культура целиком основана на ритуале.

Жесткость традиционного ритуала и настойчивость, с которой мы его придерживаемся, необходимы обществу. Но они нужны и нам лично. Ведь соблюдение ритуалов и культурных норм требует контроля со стороны нашего сознания и воли, а пристальный контроль за своим поведением еще больше развивает и тренирует нравственность.

Ритуалы, обряды, церемонии — все это действия различного магического, мистического или ритуального характера.

РИТУАЛ – переводится с латинского как «торжественная церемония». Включает в себя определенный набор действий и совершается магом или другим лицом с целью достижения какой-либо магической (или не совсем магической) задачи. Может выполняется одним конкретным человеком. Ритуал включает в себя привычный, отработанный набор действий. Например, ритуал рукопожатия. В нашей жизни достаточно много ритуалов. Иногда они складываются в стереотип. Есть ритуалы, которые вы вырабатываете сами. Есть ритуалы, которым вас учат. Познакомьтесь с .

ОБРЯД – являет собой совокупность определенных действий, совершаемых с какой-либо магической или религиозной целью. Само слово «обряд» происходит из старославянского языка и означает «оба рядом», т.е. имеет несколько исполнителей, в то время, как ритуал может исполняться и в одиночестве. Обряд — действо более сложное, чем ритуал. Обряд может включать в себя один или несколько ритуалов (и не в коем случае не наоборот — ритуал в себя обряды не включает!). Например, ритуал жертвоприношения является частью обряда вызова духов.

ОБЫЧАЙ – он же «традиция». То или иное правило поведения человека или народа, сложившееся в результате его длительного повторения. В разных культурах свои обычаи, весьма сильно отличающиеся друг от друга. Например, у славян был такой обычай: на Ивана Купалу девушки плели венки и пускали по реке, если какой-то парень поймает венок – обычай велит им жениться.

ЦЕРЕМОНИЯ – от лат. «почтение». Торжественное совершение чего-либо по установленным правилам. Церемония делится на две категории: веселая и печальная. К веселой относятся свадебная церемония, церемония награждения, чайная церемония и т.д. К печальной можно отнести церемонию прощания, погребальную церемонию и другие.

ИНИЦИАЦИЯ – в переводе с латинского означает «посвящать в таинство». Совершается при достижении определенного возраста и представляет собой вступление молодых членов сообщества (племени) в полноправную деятельность своей социальной группы. Таким образом, «новобранцу» открываются тайные знания племени, и дается право самостоятельно применять их на практике. Но, пройти обряд инициации не так-то просто – часто подобные действия сопровождаются тяжелейшими физическими испытаниями, а период инициации может затянуться на несколько лет.

ДЕЙСТВО – так в старину на Руси было принято называть церковные служения (чаще рождественского цикла), а так же крестные ходы и прочие священнодействия.

ТАИНСТВО – церковный обряд, совокупность священных действий, благодаря которым на человека, участвующего в таинстве снисходит Благодать Духа Святого. В православной церкви существует семь таинств: крещение, миропомазание, причастие, покаяние, священство, бракосочетание (венчание) и елеосвящение.

СВЯЩЕНОДЕЙСТВИЕ – церковный обряд, богослужение. Аналогия к слову «действо».

КАМЛАНИЕ – шаманский ритуал, во время проведения которого шаман впадает в измененное состояние сознания, общается с духами и получает от них необходимую информацию. Обряд камлания проводится так же над больными людьми с целью избавления от недуга, с целью гаданий или исполнения желаний. Даже обычные зрители и любопытные туристы, присутствующие при проведении обряда, могут погрузиться в медитацию, избавиться от какой-либо хвори, очистить ауру или просто загадать желание – считается, что если оно было загадано во время обряда камлания, то непременно будет услышано высшими силами.

МЕССА – от лат «миссия, послание». Литургическая служба католической церкви. Включает в себя несколько церковных обрядов: начальные обряды, Литургия Слова, Евхаристия, заключительные обряды. Считается, что во время мессы Бог говорит устами священника и незримо присутствует в хлебе и вине (что есть Тело и Кровь Христовы).
Существует так же понятие «черной мессы» — сатанинский обряд, пародия на церковную мессу. Отличается она тем, что никогда не выполняется в полном объеме (всегда частично) и в обратном порядке, как — бы высмеивая обряд Евхаристии. Проводится в угоду сатане и часто включает в себя элементы сексуальной магии.

Между такими понятиями, как «Обряд», «Ритуал» и «Обычай» ошибочно принято ставить знак равенства. Но так ли это? Давайте разберёмся. Для начала стоит совершить краткий экскурс в прошлое с тем, чтобы разобраться, как жили наши предки, из чего складывался их быт, их представления о жизни, как и сама их жизнь.

Каких-нибудь лет двести назад, среднестатистический крестьянин, несмотря на существовавшее в ту пору крепостное право, на деле – подчеркнём это слово - веровал в святую Троицу: Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа. Вера его была подкреплена действиями: он ходил в церковь, каялся и молился, обращался к богу с просьбами и благодарил его. Ребёнок, не успев родиться, тут же должен был быть крещён, ибо по тогдашним (да и по теперешним канонам) считалось, что некрещеному младенцу в случае ранней смерти не попасть в рай божий.

Из года в год, как только зима начинала сдавать свои права, крестьяне начинали закликать весну, а каждую осень повторялось одно и то же – крестьяне поблагодарили землицу-матушку за урожай (кто-то благодарил богов и свой род, кто-то благодарил бога единого), начинали гулять свадьбы и готовиться к зиме. Но отличалась ли чем-то жизнь крестьянина от, положим, жизни человека, относящегося к иному сословию? Да, но не существенно. Ведь он точно также крестил своих детей, по выходным сам хаживал в церковь, и делал массу иных вещей, которые были приняты в его кругу.

В октябре семнадцатого всё изменилось. Религия была объявлена опиумом, церковная жизнь была, как бы задвинута за жизнь общественную, за жизнь светскую. Вместо церкви народ начал активно ходить на демонстрации, где чествовал своих новых кумиров.

Все вышеперечисленные действия в той или иной степени были, есть и будут в жизни каждого человека. Нет, это вовсе не означает, что Вы ходили, ходите и будете ходить в церковь или на демонстрацию, это означает, что в Вашей жизни так или иначе будет нечто, что повторяется из года в год, или нечто, что повторяется от случая к случаю именно в тот момент, когда у Вас возникает в чём-то потребность.

Как только потребность возникла, Вы предпринимаете те или иные повторяющиеся действия, которым придаёте символическое значение. Вы можете делать что-то, совершенно об этом не задумываясь, просто так когда-то делала Ваша бабушка или Ваша мама, которая до сих пор делает то же самое. Откуда Вам известно это, и что это означает, Вы понятия не имеете. Вы просто делаете, особо не задумываясь.

Прежде чем выйти замуж, Вы получаете благословение от родителей, вне зависимости от вероисповедания. Прежде чем умершего человека предадут земле или огню, его моют и одевают, как бы тем самым снаряжая в дальний путь. Новорожденного приносят в церковь, где служитель культа, осуществив ряд неких последовательных и устойчивых действий (например, вне зависимости от того, ребёнка какого пола ему принесли) совершает таинство крещения.

Таким образом, мы с Вами плавно подошли к определению термина обряд. Подытожим и актуализируем само определение. Обрядом принято считать некие последовательные (или повторяющиеся) действия, имеющие символическое значение.

У некоторых тут же может возникнуть вопрос: Что такое Обряд Инициации? Ответ прост и лежит на поверхности. Обряд Инициации – это набор неких последовательных символических и устойчивых действий, благодаря которым индивид считается приобщённым к той или иной группе, к тем или сакральным знаниям или тайнам, к тому или иному эгрегору.

С понятием Ритуал, как ни странно, всё гораздо проще. Ведь Ритуал – это несколько обрядов, объединённых между собой единой идеей (логикой или потребностью).

В воображении среднестатистического человека, при слове «ритуал» тут же рисуется картина некого торжественного акта, где роли всех участников и их действия строго регламентированы, строго последовательны и каждое из них имеет своё совершенно чёткое значение, хотя на первый взгляд, может показаться, что в данных действиях напрочь отсутствует всякая логика. Признаться честно, зачастую всё именно так и бывает. Но почему же так? Да ровным счётом потому, что виной тому является Обычай.

Наша «матрёшка» сложилась! Ведь Обычай – это комплекс Ритуалов, а Ритуал – это совокупность обрядов, Обряды же (повторимся) - это повторяющиеся устойчивые действия, имеющие сакральное значение, сакральную суть. Всё просто, понятно и логично.

Теперь, когда мы чётко понимаем и различаем между собой три вышеназванных понятия, давайте разберёмся, какие же обряды бывают.

Какие обряды бывают?

На самом деле можно выделить огромное количество обрядов, объединив их по тем или иным критериям. Мы сегодня хотим поговорить у двух из них, условно разделив их на:

  • Обряды на привлечение
  • Обряды на избавление.

Уже из самого названия следует, что в первом случае, целью обряда является приглашение и принятие в свою жизнь (либо в жизнь того, на кого обряд делается) чего-то или кого-то. Это что-то может быть как со знаком «плюс», так и нести в себе негативный заряд. Как правило, данные обряды совершаются на растущей Луне. Обязательным атрибутом выступает заговор (намерение, облачённое в словесную форму). Обряд, подкреплённый заговором и некими действиями или иными компонентами (например, призывом Первостихий: Ветра, Огня, Земли, Воды или же иными магическими предметами (ножами, травами, костями и т.д.)) – будет называться ритуалом.

Обряды на избавление чаще всего делаются на убывающей Луне. Логика та же самая. Ритуал может даровать человеку избавление от кого-то недуга, много лет мучавшего его, или избавление от одиночества. А можно и «даровать» что-то не очень хорошее, что вопреки воле человека, на которого делается обряд, войдёт в его бытийность.

Сегодня наша жизнь, как и жизнь наших предков полна обрядов, суть которых мы не всегда понимаем, да и порой вообще не догадываемся, что выполняя какие-то действия, мы совершаем обряд. У каждого обряды свои: у охотника, у строителя, у рыбака, у спортсмена, у учителя или студента, идущего сдавать экзамен, у человека, который засевает огород или ухаживает за скотиной. Да, возможно в городе обрядов меньше, чем у жителя деревни, но они всё равное существуют.

Конечно, любые обряды, в широком смысле, можно разделить на религиозные и на нерелигиозные. И здесь каждый из нас может вспомнить о том, что каждый год накануне Пасхи, в христианских, например, семьях принято красить яйца. Почему? Зачем? Мало кто знает ответ на данный вопрос. Просто потому, что так всегда в семье было принято. А ведь это тоже типичный пример обряда. Или, например, Колядки – тоже пример обряда, когда молодые парни и девушки ходят по домам, поздравляя хозяев с праздником, а взамен получают угощения. Данный обмен нацелен на получение всяческих благостей в новом году.

Даже светская свадьба, казалось бы, ничего общего не имеющая с какими-то там мифологическими обрядами, всё же включается в себя оные. Обмениваясь кольцами, новобрачные тем самым символически показывают незыблемость и бесконечность семейных уз, а также крепость любви. Таким образом, обмен кольцами - это тоже обряд.

Многие спрашивают: что такое воинский ритуал? А ведь это так просто! Принятие присяги – это типичный пример воинского ритуала, передача поста новому наряду и т.д. Это всё воинские ритуалы, складывающиеся, в некотором смысле, из обрядов.

Как правило, обряду и ритуалу всегда есть место в жизни человека, когда речь заходит о чём-то действительно важном, о чём-то по-настоящему значащем.

Симоронские ритуалы – что это такое?

В последнее время начал складываться новый вид ритуалов. Имя ему – симоронский ритуал. Кто-то уже знаком с данным видом ритуалов, которые, по сути, «создаются (придумываются) на коленке», т.е. возникают довольно спонтанно. На первый взгляд вообще может показаться, что симоронские ритуалы хаотичны, но это не так. Основная цель любого симоронского ритуала заключается в решении какого-то запроса. Например, человеку нужно привлечь в свою жизнь что-то важное (новую работу, новые прекрасные отношения) и он, либо сам, либо в группе единомышленников придумывает некий ритуал, который в массе своей берёт из головы, чётко настраивая себя на то, что после выполнения данного ритуала, названного симоронским, он получит желаемого. Как ни странно, но в массе своей именно так и происходит. Ведь ритуал – это вихрь позитивных эмоций, это проговаривание или пропевание аффирмаций или их выкрикивание, сопровождаемое и подкрепляемое телесными практиками: хороводами, прыжками через костёр или иные препятствия, прогулками вокруг деревьев и т.д. Это как бы заявление или заказ, который человек отправляет в Космос, в надежде получить желаемое.

Подводя итог всему вышесказанному, стоит отметить, что обряд, ритуал и обычай – это три составляющих любой национальной культуры, вне зависимости от географического местоположения, вне зависимости от вероисповедания или иных других отличительных особенностей. Пока есть человек, будут обычаи, состоящие из ритуалов, будут ритуалы, состоящие из обрядов.

ПОНЯТИЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ

В самом слове «обряд», если вслушаться в его звучание, можно услышать «обожествлённый ряд» или «божественный ряд». Обожествлённый или божественный - это значит установленный или данный Свыше. Ряд - это определённая последовательность, порядок действий.

Таким образом, обряд - это установленный Свыше порядок действий для достижения какой-то цели в религиозном служении. Раз этот порядок установлен Свыше, то следовательно каждое действие, каждое движение в обряде должно иметь свой смысл и свою цель. Каждое действие и каждый предмет, слово, звучание, одежды, жесты, любое движение в обряде - это символ, в который вложен глубокий духовный смысл и определённая цель.

Ритуал - тот же обряд, но отличающийся некой особой церемонией с использованием особых предметов, более строго регламентированный, с более строгой последовательностью, набором предметов.

Чтобы лучше понять, что такое обряд, можно рассмотреть разные соотношения. Соотношения религии, культа, таинств и обрядов. Так мы проще поймём место обряда в многообразии религиозных явлений.

РЕЛИГИЯ, КУЛЬТ И ОБРЯД

Религия - это восстановление и упрочение связи с Богом, то есть с Иерархией Света. Для достижения этой цели используются разные методы. Потому религия - это совокупность всего. Это и высшая цель религии, и священные книги, и существование священства, Откровения, Изображения Великих Обликов и святых, и исторические сведения, места, реликвии. Религия - это всё.

Культ - это почитание, почитание Божественного. Это действие по почитанию Света. Культ - это почитание всего Высшего, почитание Бога, святых, символов, всего, что в религии зовётся священным. Культ - это основа основ религии. Ведь устремление к Богу невозможно без почитания Бога.

Обряд - это некий порядок действий, призванный улучшить, гармонизировать, приблизить к достижению высокой цели в религии. Обряд помогает усилить почитание Божественного. Но и почитание помогает проводить обряды более качественно. Как и за счёт чего это происходит, мы рассмотрим ниже.

ТАИНСТВО И ОБРЯД

Таинство - это принятие человеком Благодати. Благодать - это огненный Божественный Поток, нисходящий к человеку из Высшего Мира. По сути, таинство - это приближение к Иерархии, стяжание Потока Иерархии Света. Это принятие Луча Иерархии, постоянное принятие или кратковременное.

Именно это в древних религиях, в мистериях называлось Посвящением.

Почему название такое - таинство? Конечно, для человека Высший Мир сам по себе есть тайна. Но и безотносительно человека на Земле, Высший Мир всё равно есть Тайна, потому что он уже соприкасается с самой Беспредельностью. Высший Мир - это уже путь в Беспредельность. А Беспредельность - это Великая Вечная Тайна, которая всегда существовала и всегда будет существовать. Высший Мир насыщен Тайной, потому принятие человеком энергии Высшего Мира, то есть соприкосновение с Высшим Миром, называется таинством.

Когда в религиозной системе начинает преобладать скорее формальный подход, нежели живой и действенный, то и таинством начинают называться некие формальные действия, обязательные к прохождению для каких-то групп людей - крещение, помазание…

Обряд, как порядок внешних вспомогательных действий, может сопровождать таинство. Ведь если таинство проводится для кого-то, то есть присутствуют свидетели, соучаствующие, то для них проводится и обряд. То есть, стяжание Божественного Потока обставляется некими внешними действиями, которые помогают присутствующим соответственно настроиться. Так, таинство может быть целью определённого обряда. Но не обязательно. Таинство может обходиться без всяких внешних действий, особенно если никто не наблюдает за этим огненным действом. Так же и обряд может иметь и другие цели, а не только лишь получение таинства.

«Святая Тереза, святой Франциск, святой Жан-де-ла-Круа в экстазе поднимались к потолку келий… Пламенный сослужил Святому Сергию. От пламенеющей чаши Сергий приобщался. В великом огне прозревались незримые истины. Возвышенное сознание озарялось пламенными языками. Во время молитвы святого Франциска так сиял монастырь, что путники вставали, думая, не заря ли. Сияние возгоралось над монастырём, когда молилась святая Клара. Однажды свет сделался так блистателен, что окрестные крестьяне сбежались, подумав, - не пожар ли» («Держава Света», сб. О Вечном).

Н. К. Рерих здесь пишет: «От пламенеющей чаши Сергий приобщался». В житии Сергия Радонежского также описывается видение сошествия небесного огня в чашу при совершении Сергием таинства евхаристии (причастия).

Что такое эта Чаша пламенеющая, от которой Сергий приобщался и в которую сходил небесный огонь? Чаша пламенеющая - это Чаша духа, это огонь духа. Именно только духом, то есть сердцем, может принять человек огонь из Высшего Мира, то есть Благодать.

Но, так как Сергий стяжал Благодать в присутствии всей монастырской братии, а значит, проводилось и внешнее служение, то есть обряды, то чаша могла быть и конкретным предметом, ритуальной чашей, которая использовалась во время обряда как символ сосуда, в котором накапливается огонь духа, как напоминание присутствующим, что нужно возжечь огонь духа.

Николай Константинович рассказывает о таинствах не только в связи с христианской религией, но и в связи с другими религиями. Например, в статье «Ламы Шамбалы» он пишет о том, что Далай-Лама Великий перед тем, как покинуть Лхасу навсегда, имел тайное причастие в монастыре Морулинг.

Также Рерих пишет о таинстве Чаши Будды. Если всегда знать и помнить, что Чаша - это огонь духа (огонь сердца), то тогда нижеприведённый отрывок становится понятен.
«Лалита Вистара, рассказывая о таинстве чаши Будды, приписывает Благословенному следующие значительные обращения к царям принести чаши: "Поклонись чашею Будде, и ты будешь в чаше, как в сосуде познания". "Предложив чашу нам подобному, не будешь оставлен ни памятью, ни суждением". "Кто дает чашу Будде, тот не будет оставлен ни памятью, ни мудростью". Эта чаша - ладья жизни, чаша спасения - скоро снова должна быть найдена» («Шамбала», сб. Сердце Азии).

Разные религии, но суть таинств едина. И это понятно, ведь всё из Единого Источника, потому и в таинствах нет различия. Различия есть во внешней форме, в позднейших, то есть уже искажённых, пояснениях, богословских разъяснениях, в догматах, но в сути своей таинство - это всегда приобщение к огненному потоку Иерархии.

ОСМЫСЛЕННОСТЬ ОБРЯДОВ

Если обряд - это порядок действий, данный свыше, то ничего бессмысленного в обряде не должно быть. Всё должно быть осмыслено. Каждое движение несёт смысл. Конечно, сегодня знание о смысле и цели каждого движения, предмета, слова, используемых в обряде, зачастую уже утеряно. Но, тем не менее, изначально смысл всегда был.

Приведём пример. Почему при отправлении некоторых обрядов в разных религиях часто полагалось священнику закрывать голову тканью? В чём мог быть изначальный смысл этого действия?

Находим ответ у Н.К.Рериха: "Говорят о замечательном монастыре Мо-ру, об особой учёности лам монастыря. На три летних месяца ламы уходят для сосредоточения на запад. При "слушании" ламы часто закрывают голову тканью. Это напоминает "библейские" обряды. Напоминает свидетельство Дамиса - ученика Аполлония Тианского, как Аполлоний, когда слушал "тихий голос", всегда обёртывался весь с головою в длинный шарф из шерстяной ткани. Этот шарф сохранялся лишь для этого употребления. Совсем из других времен доходят те же подробности. Современники удивлялись, как иногда Сен-Жермен странно "закутывался". Вспомним и тёплый платок Блаватской. Ламы очень наблюдают известное состояние температуры, что подсказывает научное отношение к разным явлениям" («Цейлон - Гималаи (1923-1924)», Алтай - Гималаи).

Возьмём ещё один пример. Откуда появился обычай приносить на похороны и потом на могилы живые цветы? Оказывается, в Атлантиде существовал следующий обряд. Тело умершего обильно обливали эвкалиптовым маслом, быстро покрывали священным платом и засыпали множеством живых цветов. Три дня и три ночи вокруг умершего плотным кругом горел огонь. Когда же астрал покидал плотное тело, то оно сразу сжигалось. Конечно, тогда умели увидеть или как-то иначе понять, что астрал покинул плотную оболочку. Огонь, аромат живых цветов и эвкалиптового масла отгоняли низших сущностей из Тонкого Мира, которые сразу притягиваются туда, где начинается какое-то разложение. Чистота от них важна при переходе в тонкие сферы. Этот обряд и священный покров назывался «Тихий Плат».

ФОРМАЛЬНЫЕ ОБРЯДЫ

Насколько быстро затемняется и искажается религиозная система, настолько же быстро вырождаются и её обряды и ритуалы. Иногда до совершенной неузнаваемости.

Когда обряд утрачивает своё внутреннее глубокое содержание, когда забываются знания, являющиеся самой сутью этого обряда, тогда обряд уже не может помогать человеку идти к той цели, ради которой он и был создан. Но если внешняя форма этого обряда продолжает исполняться служителями и последователями данной религиозной системы, тогда обряд этот становится просто формальностью. Он теряет духовный смысл, а следовательно, и всякое значение, потому что никакие механические манипуляции не могут дать духовного перерождения или даже просто хоть какого-то изменения в человеке.

Возьмём для примера обряд крещения. Известно, что в первые века христианства, когда сама христианская религия была ещё относительно чиста, крещение совершалось над взрослым человеком. Оно символизировало отречение человека от старой несознательной жизни и приобщение к новой жизни, к духовному пути.

Потом обряд этот стал проводиться над бессознательными младенцами, которым было ещё далеко до подобного решения. Потом обряд этот стал обязательным для всех. Неисполнение его преследовалось на государственном уровне. То есть в большинстве случаев это стало простой формальностью. Конечно, всегда были отдельные люди, которые искали и сохраняли во всех своих действиях духовный смысл.

Н. К. Рерих часто рассказывал о множестве бессмысленных обрядов, существующих у человечества. Например, о ритуале похоронной процессии, который так тщательно разрабатывается «точно этот предмет заслуживает малейшего внимания» («Похвала врагам», Листы дневника, т.1).

Выродившийся обряд может стать не просто бессмысленным, но даже и вредным. Например, древние обряды иногда содержали в себе магические приёмы, заклинания. В древности священнослужители умели этим пользоваться для благих целей. Воспроизводимые же сегодня обрывки этих обрядов, знания о которых давно утеряны, могут принести неожиданный немалый вред.

В одной из своих статей Н. К. Рерих рассказывает о таком безобразном ритуале, что даже не хватает воображения предположить, какого рода древний обряд мог выродиться до такого вида:
"Около Лхасы существует огромная каменная площадка, где разделываются трупы, - их бросают в жертву птицам, собакам и свиньям. Существует обычай кататься нагими по этим останкам трупов для сохранения своего здоровья. Никто не может объяснить, откуда пришло такое странное поверье. Но бурят Цибиков в своей книге о паломничестве в Тибет уверяет своих читателей, что Его Святейшество Далай-Лама выполнял этот абсурдный ритуал, имитируя определённых животных. Я цитирую Цибикова, потому что не могу взять на свою ответственность обвинить Далай-Ламу в такой небуддийской акции! Какое отношение это имеет к буддизму?" ("Буддизм в Тибете", сб. Шамбала сияющая) .

ТЁМНЫЕ ОБРЯДЫ

Надо знать, что существуют и тёмные обряды и ритуалы. Николай Константинович рассказывал о чёрной вере Бонпо, которая очень распространена в Тибете. Бонпо не признают Будду, а буддистов считают своими врагами. «Далай-лама считается лишь светским правителем. Обряды совершаются противоположно буддизму. Свастика изображается в обратном направлении. Хождение в храме совершается против солнца. Вместо Будды изобретён свой особый покровитель, биография которого странно совпадает во многих частях с жизнеописанием Будды. Имеются свои священные книги» («Сердце Азии», сб. Сердце Азии).

ЗАКРЕПОЩЕНИЕ ОБРЯДНОСТЬЮ

Обрядность истинная, чистая возвышает дух и помогает сознанию развиваться. Но если из обрядности ушла духовность, и эта механическая обрядность сильна и насаждается в народе, то тогда эта обрядность будет закрепощать сознание и тормозить развитие.

Приведём пример. Известно, что Тибет стал сильно развиваться, когда воспринял мощные культурные вливания из Индии и Китая. «Но где же собственная культура Тибета?» - спрашивает Николай Константинович. Почему же Тибет удовлетворился лишь заимствованиями у других народов? Что виновато в этом? В одной из статей читаем ответ: «И религиозная обрядность, и робость собственного воображения удержали Тибет в границах чужого понимания» («Искусство Тибета», сб. Шамбала сияющая). Вот результат закрепощения целого народа механической мёртвой обрядностью, которая не даёт развиваться сознанию.

Сколько раз великие подвижники «счищали пыль условности с заветов Будды». Но «их труды снова прикрывались затхлым слоем механических ритуалов» («Ладак (1925)», Алтай - Гималаи)

ОБРЯДНОСТЬ И УРОВЕНЬ СОЗНАНИЯ

Николай Константинович приводит интересный пример, как у одной и той же народности при изменении уровня сознания, изменяются и обряды. Он пишет об алтайцах. О том, как в одной местности на Алтае распространены "заклинатели снега и змей", сильно развит шаманизм, практикуются жертвоприношения. «Но к югу шаманизм заменился учением про Белого Бурхана и его друга Ойрота. Жертвоприношения отменены и заменились сожжением душистого вереска и стройными напевами. Ждут скорое наступление новой эры. Женщина - молодая алтайка - почуяла новые шаги мира и хранит первый строгий устав» («АЛТАЙ (1926)», Алтай - Гималаи).

Можно отметить, что тип обрядности указывает и на уровень развития сознания народа.

СВЯЩЕННИКИ

В отправлении обрядов и ритуалов большое значение имеет личность того, кто проводит данный обряд или ритуал, тем более таинство.

Хотя официальное мнение института церкви состоит в том, что сила таинства, сила обряда настолько мощна, что не имеет значения личность священника, его нравственный уровень.

Вот отрывок из книги «Церковь и мир на пороге апокалипсиса» Архимандрита Рафаила, где он объясняет, почему любой, даже безнравственный священник, может принять Божественный огненный Поток Благодати. Он пишет о том, что есть два вида иерархии - духовная и церковная. Нас в данном вопросе интересует церковная иерархия, читаем:
«…церковная иерархия, где благодать даётся как право и власть совершать таинства и обряды. Эта благодать принадлежит не человеку, а его сану, она даётся ему как бы взаймы для исполнения им своей миссии. Со смертью эта благодать не дает душе никаких привилегий и преимуществ, она покидает её - так воин слагает своё оружие, возвращаясь домой. Но в служении священника действует именно она, поэтому само священство и иерархическая система в Церкви является средством к освящению и спасению самого себя и других людей. Иерархия - это каналы, через которые благодать Божия изливается в мир. … Возьмем пример священника, не поднимающегося по своему нравственному уровню над паствой, а иногда стоящего и ниже ее. Что происходит во время служения такого священника или епископа? Благодать действует через него, но против него. Она просвещает народ, но опаляет душу недостойного».

Такое объяснение церкви очень удобно для церковнослужителей тем, что снимает с них всякую ответственность за свой нравственный уровень и за действенность совершаемых ими обрядов. Это объяснение даже может показаться вполне логичным, но только для людей, которые не прикасались к изучению Космических Законов. Благодать - это Божественный Огненный Поток. Это высочайшая и тончайшая энергия. Чтобы человек мог принять и передать Благодать, он должен быть в соответствии с этой высокой энергией, в гармонии с Высшим. Он должен подготовить все свои оболочки, очистить их и повысить их вибрации. Тончайшее может быть принято лишь тончайшим.

В Новом Завете читаем: «И никто не вливает молодого вина в мехи ветхие; а иначе молодое вино прорвет мехи, и само вытечет, и мехи пропадут; но молодое вино должно вливать в мехи новые; тогда сбережется и то и другое».

Издревле символ ВИНА означал дух или высшую божественную энергию, а символ МЕХОВ, соответственно, вместилище духа, сосуд, в который вливается дух, то есть земную личность. То есть, если огненный поток, Благодать, вольётся в негодное вместилище, в человека с загрязнёнными грубыми оболочками и энергиями, то «вино прорвет мехи, и само вытечет, и мехи пропадут». Хотя церковь иначе объясняет эту цитату.

Мы взяли для примера христианскую религию, но на самом деле так обстоит дело во всех религиозных системах, то есть обряды, ритуалы, таинства зачастую отправляются людьми, которые по своему нравственному уровню не годятся для такого священнодейства.

ЗНАЧЕНИЕ ОБРЯДНОСТИ

Зачем человечеству вообще нужна обрядность? В чём значение обрядности?

Если религия - это восстановление и упрочение связи с Богом, то есть с Иерархией Света, с Высшим Миром, то ритуалы и обряды призваны помогать человеку в этом.

Как они помогают?

Обряды помогают создать необходимую атмосферу, необходимый настрой, торжественность, чтобы дух мог легче воспрянуть и вознестись. Некоторые обряды могут вызывать высокие вибрации и очищать чувства и мысли. Обряды могут содержать особый ритм, который гармонизирует человека. А всё это тоже способствует приближению к духовным достижениям. Обряд помогает улучшить возможность для соединения с Высшим. Обряд помогает человеку сфокусировать сознание, определить цель, упорядочить действия, которые могут привести к более качественным достижениям. Обряд помогает избавиться от чего-то мешающего, например, от ненужных мыслей. Обрядовая сторона религии - это также и череда видимых форм, которые помогают сохранить память о тонких ощущениях, о вознесении духа. Человек, живущий в плотном мире, нуждается в таких напоминаниях. Можно дополнять этот список и дальше.

Вот что пишет Николай Константинович о значении обрядности в человеческой жизни.

«Вспомните мою картину священных танцев в Монголии. В пустыне высятся гигантские знамёна, великолепно расцвеченные, мощные трубы сливаются с величественными хорами. С утра и до вечера протекают священные танцы. День за днем огромные толпы принимают участие в священных обрядах. Они вносят в жизнь осознание Прекрасного, утверждаются в необычном. Дельфийские Мистерии, священные обряды Египта уже так далеки от нас, что делаются принадлежностью хроники и исторической книги. Но когда вы оказываетесь свидетелем мощных проявлений Красоты в современной жизни, вы чувствуете, как многое еще может быть достигнуто. Ещё раз вы понимаете, почему мудрые люди придавали такое значение живописности и музыкальности всех общественных обрядов. Поистине, обязанность наша вводить Прекрасное во всём и всюду; если это трудно иногда, но всё же возможно. Убедимся, что во все времена и во всех странах были те же трудности, но и те же возможности. Каждая трудность есть и возможность. Осознать эти благословенные трудности будет значить уже понять, как улучшить жизнь. И разве не наша первейшая обязанность заслуженно оценить мощь мысли?» («Прекрасное», сб. Держава Света).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Много мы сказали о пользе обрядов в религии, но много и о вреде. Так может всё-таки оставить их в прошлом, не брать в будущее? Вот что говорит об этом, об обрядах и о самой религии, Николай Константинович:
«Люди не религиозные при мысли о смерти поспешают с совершением обрядов, когда же по их мнению опасность миновала, то они первые, может быть, расскажут кощунственный анекдот. В недавнем выпуске журнала "Двадцатый век" профессор А.Р.Вадья среди очень интересных суждений об идеях и реальностях двадцатого века говорит: "Мир теряет чувства религиозных ценностей. В своем восстании против окаменелых верований и бессмысленных обрядов он впадает в опасность выбросить ребёнка из ванны вместе с водою. В своей подозрительности против религий он делается слепым к смыслу и значению Религии". Так правильно рассуждает профессор, много начитанный и бережно относящийся к высшим ценностям. Действительно, по ходячей поговорке, уже много детей было вылито вместе с ванной водою. А ведь среди этих опрометчивых выливаний человечество выбрасывало также именно то, что могло бы так укреплять его в творчестве и мысленном и вещественном» («Жизнь Вечная», Листы дневника т.1).

В заключении ещё раз подчеркнём, что значение обрядов для соединения человека с Высшим, с Иерархией, велико. Но совершенно необходимо очищение обрядов и внесение духовного понимания обрядов и ритуалов. Люди должны ясно понимать, что без участия духа человеческого никакой обряд не имеет значения. Также обряды ни в коем случае не должны быть обязательными, а только сугубо добровольными. Если в обрядность внести духовное понимание, если уничтожить всякую насильственность, обязательность, формализм, невежественность, то тогда обрядность ещё явит людям свою полезность, силу и красоту в достижении целей истинной религии.

Жанна Каитова ( - аудиозапись лекции в Рериховском клубе )

  • Некоторые размышления об обрядности, обыденности и вере. Каитова Ж.Ю .

Обряд

Он характеризует не избирательные, а массовые действия.

Обряд - совокупность действий, установленных обычаем или ри­туалом. В них выражаются какие-то религиозные представления или бытовые традиции. Обряды неограничиваются одной социальной груп­пой, а относятся ко всем слоям населения. Обряды сопровождают важ­ные моменты человеческой жизни, связанные с рождением (крещение, наречение именем), свадьбой (сватовство, выкуп невесты, помолвка), вступлением в новую сферу деятельности (посвящение в студенты, в рабочие) или переходом в другой возраст (инициация), смертью (отпе­вание, погребение, поминки).

Они существуют не только в сфере религии, как об этом можно по­думать. Символические действия пронизывают все области человече­ской культуры.

Церемония - последовательность действий, имеющих символиче­ское значение и посвященных отмечанию (празднованию) каких-либо событий, людей или дат. Их функция - подчеркнуть особую ценность отмечаемых событий для общества или какой-либо социальной груп­пы. Коронование - яркий пример важной для общества церемонии.

Ритуал - сильно стилизованный и тщательно распланированный набор жестов и слов, исполняемых лицами, особо избранными и подго­товленными для этого. Ритуал наделен символическим значением. Он призван драматизировать данное событие, вызывать у зрителей благо­говение и трепет. Принесение человека в жертву языческому богу - яркий пример ритуала. Ритуалы широко распространены в религиоз­ной, политической (например, подписание международных договоров) и даже бытовой сферах (ритуал бракосочетания, выдачи паспорта и т.п.).


Нравы - обычаи, имеющие моральное значение. Под эту катего­рию подпадают те формы поведения людей, которые бытуют в данном обществе и могут быть подвергнуты нравственной оценке. В Древнем Риме это понятие обозначало "самые уважаемые и освященные обы­чаи". Во многих обществах считается безнравственным ходить по ули­цам обнаженным (хотя это разрешается делать у себя дома), оскорб­лять старших, бить женщину, обижать слабого, издеваться над инвали­дами. А в других обществах, например, в Спарте, сбрасывать физиче­ски слабого ребенка в пропасть считалось вполне нравственным пове­дением. Вообще, что именно считать нравственным, зависит от куль­туры данного общества. Однако во всех случаях наказание за безнрав­ственное, с точки зрения данной культуры, поведение следовало более суровое, нежели наказание за нарушение других норм и правил.

Особой формой нравов является табу. Табу - абсолютный запрет, накладываемый на какое-либо действие, слово, предмет. Особенно оно было распространено в традиционном обществе. Табу охраняло от опасностей, связанных с прикосновением к трупу или с употреблением отравленной пищи. В современном обществе табу накладывается, на­пример, на кровосмешение, каннибализм, осквернение могил и другие подобные действия.



Разновидностью нравов являются законы. Это нормы поведения, оформленные парламентским или правительственным документом, т.е. подкрепленные политическим авторитетом государства и требую­щие неукоснительного выполнения. Различают два вида законов. Обычное право - в доиндустриальном обществе совокупность неписа­ных правил поведения, санкционированных государством. Из обычно­го права постепенно возникли формальные, или юридические законы, закрепленные конституцией - главным политическим законом стра­ны. Нарушение законов влечет за собой уголовные наказания, самым сильным из которых является смертная казнь (в тех странах, где она не отменена, т.е. предусмотрена законодательством). Законами общество защищает самые дорогие и почитаемые ценности: жизнь человека, го­сударственную тайну, человеческие права и достоинство, собствен­ность.

Вкуем, мода и увлечения

Традиции и обычаи человек усваивает независимо от своей воли и желаний. Здесь нет свободы выбора. Напротив, такие элементы куль-


Туры, как вкусы, увлечения и мода, свидетельствуют о свободном вы­боре человека.

Вкус - склонность или пристрастие к чему-либо, чаще всего это чувство или понимание изящного. Вкус в одежде формирует индивиду­альный стиль, манеру одеваться. Вкус индивидуален, поэтому он пока­зывает то, насколько человек отклонился от общепринятых норм, ус­редненных стандартов. Вкус называют еще прихотью. Увлечение - кратковременное эмоциональное пристрастие. У каждого поколения или индивида свои увлечения: брюками или галстуками определенной ширины, джазовой или рок-музыкой, коллекционированием марок и т.п. Смена увлечений, овладевших большими группами, называется модой.

Мода - смена культурных образцов и норм, замена одних увлече­ний другими. Если вкус может сохраняться у человека на протяжении всей жизни, то увлечения чаще меняются. Когда увлечения овладева­ют массами, они перерастают в моду, также довольно кратковремен­ную форму поведения и пристрастий. Пристрастие к какому-то танцу или "летающим тарелочкам" можно назвать и модой, и увлечением.

В отличие от увлечения мода выражает социальные символы. Нали­чие модных слаксов считается престижным не потому, что они краси­вы, а потому что слаксы - символ массовой культуры. Модные вещи стоят дороже обычной одежды, а их приобретение расценивается как успех. Модные веяния присущи скорее городской среде, где статус и престиж человека зависят не столько от трудолюбия или характера, сколько от стиля жизни, уровня благосостояния, манеры одеваться.

Ценности

Культура, как и общество, покоится на системе ценностей. Ценно­сти - социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, ро­мантическая любовь, дружба и т.п. Ценности не подвергаются сомне­нию, они служат эталоном, идеалом для всех людей. Если верность яв­ляется ценностью, то отступление от нее осуждается как предательст­во. Если чистота является ценностью, то неряшливость и грязь осуж­даются как неприличное поведение.

Без ценностей не может обходиться ни одно общество. А индивиды? Они могут выбирать - разделять эти или другие ценности. Одни при­вержены ценностям коллективизма, а другие ценностям индивидуа­лизма. Для одних высшей ценностью могут быть деньги, для других - моральная безупречность, для третьих - политическая карьера. Для описания того, на какие ценности ориентируются люди, социологи придумали термин ценностные ориентации. Они описывают индиви-


дуальное отношение или выбор конкретных ценностей в качестве нор­мы поведения.

Итак, ценности принадлежат группе или обществу, ценностные ориентации - индивиду. Ценности представляют собой разделяемые вами совместно с другими убеждения относительно целей, к которым следует стремиться.

Верования, знания и мифы

Идеи, которые лежат в основе ценностей, служат также основой знания. Знание - достоверные сведения о чем-либо, научные сведе­ния. Знания служат результатом познания - специализированной де­ятельности, осуществляемой подготовленными людьми. Прежде чем получить наименование знаний, сведения проверяются на истинность или ложность. Ложные сведения отбраковываются, а истинные, т.е. со­ответствующие реальности, признаются в качестве научных знаний. Сегодня они стали одним из самых главных элементов культуры.

На противоположном полюсе находятся мифы. Миф - фантасти­ческая, вымышленная картина мира в целом, места в нем общества и человека. Мифы существовали не только в первобытном обществе, где в образе богов или легендарных героев отражались природные и соци­альные явления, но существуют и в современном. Современные мифы выражают освященные идеологией или традицией верования членов общества. Многие американцы верят в американскую мечту о равных возможностях, а советским людям полагалось верить в светлое комму­нистическое будущее (хотя, конечно, далеко не все в это верили).

Верование - убежденность, эмоциональная приверженность ка­кой-либо идее, реальной или иллюзорной. Средневековые люди вери­ли, что Земля плоская и держится на трех китах. Но они не считали это заблуждением или ложным сведением. Они относились к этому, как к доказанному знанию. Принять на веру - значит признать истинным без доказательств. Вера не требует никаких доказательств. На верова­ниях основаны не только мифы, но и научные знания. Ученые уверены в правильности своих теорий. Верование - утверждение о том, что считается истинным или фактически достоверным. Ценности же каса­ются того, что считается хорошим или желаемым. В этом и состоит раз­личие между ними. Верование само по себе не отличает миф от знания.

Кодекс чести

Среди правил, регулирующих поведение людей, есть особые, кото­рые основаны на понятии чести. Они обладают этическим содержанием и означают то, как человек должен вести себя, чтобы не запятнать свою репутацию, достоинство или доброе имя. Все они не биологического, а


Социального происхождения. Честь может быть родовой, семейной, со­словной и индивидуальной. Родовая честь выступает моральным сим­волом, дополняющим социальные символы, в частности, дворянское звание, формальные атрибуты власти - герб, титул, должность.

В европейской аристократической культуре понятие чести оказа­лось центральным элементом. Кодекс чести предписывал вызвать на дуэль обидчика и в равном поединке отомстить ему. За честь платили высшую цену - собственную жизнь. Простые люди тоже высоко цени­ли честь, о чем свидетельствуют выражения "девичья честь", "честное имя", "честь организации", У некоторых современных народов, особен­но в самом низу социальной пирамиды, сохранился пережиток родово­го общества - кровная месть, также связанная с защитой чести и иму­щества.

Формы культуры

В зависимости от того, кто создает культуру и каков ее уровень, со­циологи различают три ее формы - элитарную, народную и массовую, и две разновидности: субкультуру и контркультуру.

Элитарная культура

Элитарная, или высокая, культура создается привилегированной частью общества либо по ее заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, так называемую серьезную музыку и высокоинтеллектуальную литературу. Высокая культура, например, живопись Пикассо или музыка Шенберга, трудна для понимания не­подготовленного человека. Как правило, она на десятилетия опережа­ет уровень восприятия среднеобразованного человека. Круг ее потре­бителей - высокообразованная часть общества: критики, литературо­веды, завсегдатаи музеев и выставок, театралы, художники, писатели, музыканты. Когда уровень образования населения растет, круг потре­бителей высокой культуры расширяется. К ее разновидностям можно отнести светское искусство и салонную музыку. Формула элитарной культуры - "искусство для искусства".

Народная культура

В отличие от элитарной культуры народная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Авторы народных творений неизвестны. Народную культуру называ­ют любительской (но не по уровню, а по происхождению) и коллектив­ной. Она включает мифы, легенды, сказания, эпос, сказки, песни и танцы. По исполнению элементы народной культуры могут быть инди­видуальными (изложение легенды), групповыми (исполнение танца


или песни), массовыми (карнавальные шествия). Фольклор - еще од­но название народного творчества. Фольклор локализован, т.е. связан с традициями данной местности, и демократичен, поскольку в его со­здании участвуют все желающие.

Массовая культура

Массовая, или общедоступная, культура не выражает изысканных вкусов аристократии или духовных поисков народа. Время ее появле­ния - середина XX века, когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение, грамзапись и магнитофоны) проникли в боль­шинство стран мира и стали доступны представителям всех социаль­ных слоев. Массовая культура может быть интернациональной и наци­ональной. Популярная и эстрадная музыка, цирк - примеры массовой культуры. Они понятны и доступны всем возрастам, всем слоям насе­ления независимо от уровня образования.

Массовая культура, как правило, обладает меньшей художествен­ной ценностью, чем элитарная или народная культуры. Но у нее самая широкая аудитория и она является авторской. Она удовлетворяет сию­минутные запросы людей, отражает и реагирует на любое новое собы­тие. Поэтому образцы массовой культуры, в частности шлягеры, быс­тро теряют актуальность, устаревают, выходят из моды. С произведе­ниями элитарной и народной культуры подобного не происходит. Поп-культура - сленговое название массовой культуры, а китч - ее раз­новидность.

Задание

Население итальянского городка Мот тола составляет около 20 тысяч человек. Но там есть три оркестра, в репертуаре ко­торых оперная и симфоническая музыка. Дирижером одного из них является крупный финансист, президент ассоциации "Во-лонтерство за мир", а его брат выступает флейтистом. В го­родке очень популярны домашние фестивали и концерты, где музыканты-любители играют для близких. О какой форме культуры идет речь?

Задание

Определите, к какой из трех форм культуры относятся следу­ющие произведения:

1. Песни Высоцкого и Окуджавы. 2. Оперы Верди. 3. Рок-опера "Юнона и Авось". 4. Частушки. 5. Мыльные оперы. 6. Порно­графическая литература.


Субкультура

Совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которы­ми руководствуется большинство членов общества, называется доми­нирующей культурой. Поскольку общество распадается на множество групп - национальных, демографических, социальных, профессио­нальных, - постепенно у каждой из них формируется собственная культура, т.е. система ценностей и правил поведения. Малые культур­ные миры называют субкультурами.

Субкультура - часть общей культуры, система ценностей, тради­ций, обычаев, присущих большой социальной группе. Говорят о моло­дежной субкультуре, субкультуре пожилых людей, субкультуре наци­ональных меньшинств, профессиональной субкультуре, криминаль­ной субкультуре. Субкультура отличается от доминирующей культу­ры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, прической, одеждой, обычаями. Различия могут быть очень сильными, но субкуль­тура не противостоит доминирующей культуре. Своя культура у нар­команов, глухонемых, бомжей, одиноких, алкоголиков, спортсменов. Дети аристократов или представителей среднего класса сильно отлича­ются поведением от детей из низшего класса. Они читают разные кни­ги, ходят в разные школы, ориентируются на разные идеалы. У каждо­го поколения и каждой социальной группы свой культурный мир.

Молодежная субкультура

У современной молодежи отдых и досуг - ведущая форма жизнеде­ятельности, она вытеснила труд как важнейшую потребность. От удов­летворенности досугом теперь зависит удовлетворенность жизнью в целом. В молодежной субкультуре отсутствует избирательность в культурном поведении, преобладают стереотипы и групповой конфор­мизм (соглашательство). Молодежная субкультура обладает своим языком, особой модой, искусством и стилем поведения. Все больше она становится неформальной культурой, носителями которой выступают неформальные подростковые группы.

В конце 1989 г. Н.В. Кофырин обследовал неформальные молодеж­ные группы, называемые "дворовыми тусовками". Они образованы по месту жительства: 70% их участников составили юноши, 30% - де­вушки.

"Уйти в неформалы" побудили молодых людей внутреннее одиноче­ство, потребность в друзьях, конфликты в школе и дома, недоверие к взрослым, протест против вранья. Почти каждый восьмой пришел в группу, потому что "не знал, как жить дальше".


Наиболее распространенными способами проведения свободного времени являются "тусовка на своей площадке", посещение видеосало­нов, где молодые люди предпочитают смотреть фильмы ужасов, коме­дии и эротику. "Сидят у себя в подвале" лишь 15% опрошенных.

Молодежная субкультура во многом носит суррогатный характер - она полна искусственными заменителями реальных ценностей: про­дленное ученичество как псевдосамостоятельность, подражание отно­шениям взрослых с системой господства и доминирования сильных личностей, призрачное участие в приключениях экранных и литера­турных героев вместо реализации собственных стремлений, наконец, бегство или неприятие социальной действительности вместо ее пере­устройства и совершенствования. Одним из способов бегства от дейст­вительности, или эскапизма, а также реализации стремления походить на взрослых является употребление наркотиков.

Контркультура

Она обозначает такую субкультуру, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но противостоит ей, находится в конф­ликте с господствующими ценностями. Субкультура террористов про­тивостоит человеческой культуре, а молодежное движение хиппи в 60-е годы отрицало господствующие американские ценности: усерд­ный труд, материальный успех и наживу, конформизм, сексуальную сдержанность, политическую лояльность, рационализм.

Дополнительная информация Дети Сатаны

Родилось новое неформальное молодежное объединение или, лучше сказать, движение. Оно достаточно многочисленное, но о нем пока мало говорят. Его приверженцы называют себя сатанистами. Су­ществует даже классификация тинэйджеров-сатанистов. Первый и самый многочисленный тип - "осатаневшие тины", или гопники. Их символика: черные кожанки, нашивки с черепами, скелетами, пе­ревернутыми крестами. Патлы длинные и немытые или наголо бри­тые головы, татуировки в виде крестов или трех шестеренок, у не­которых - свастика. Словарный запас 100 -150 слов, считая ма­терные. Тусуются в каждом районе, в тусовке обычно 15 человек.

Посвящение в "братство" новых членов происходит крайне при­митивно. Вся тусовка едет в заброшенную церковь, убивает кошку или собаку, их кровью рисует на стенах всякую похабщину, потом все накачиваются водкой и устраивают неприличные оргии. Иногда они


выскакивают на крестных ходах, поливают всех матом, бросаются камнями.

Второй тип сатанистов более серьезный. Они сознательно про­тивостоят "продажной действительности". Многие из них, как могли, изучали историю религии, но сделали односторонние выводы, разочаровались в ней и в современных служителях культа. Они пола­гают, что святая церковь ныне бессовестно наживается на прихо­жанах (священники ездят на "фордах", бабульки обогащаются про­дажей свечей, а их слова о любви к ближнему - наглая ложь), а рань­ше она отринула славянских, греческих, египетских, римских языче­ских богов, назвав их приспешниками Сатаны.

Третий тип - хорошо организованные, сплоченные и иерархизи-рованные "маги офигительные". Они на "ты" с самим Сатаной: взглядом якобы останавливают кровь и зажигают сигареты. Их за­дача - подготовка почвы для пришествия Антихриста.

Сатанизм - увлечение каких-то групп подростков необычным, экстравагантным. Его можно бы было сравнить с пристрастием к катанию на роликах или с алисоманством, но оно может принимать более опасные формы.

Культурное разнообразие

Анализ культурной статики мы завершаем рассмотрением разнооб­разия национальных культур и субкультур. Культурное разнообразие (культурная дифференциация) - это многовариантность, неоднород­ность национальной культуры в целом либо различия национальных культур в рамках общечеловеческой культуры. Разнообразие культур возникает там, где одни и те же символы, нормы, правила и ценности, т.е. черты культуры, приобретают разное, иногда противоположное значение. В одних культурах браки между родственниками запреща­ются, в других, напротив, разрешаются.

Культурное разнообразие народов, отличие каждого из них от дру­гих проявляется во всем - в приготовлении пищи, приветствиях, гос­теприимстве, манере общения, жилище, отношении к работе и многом другом.

Дополнительная информация

Чем различаются народы

Национальные особенности проявляются и в правилах вежливо­сти. Европейцы, здороваясь, протягивают для пожатия руку, чего


не делают китайцы, японцы и индийцы. Житель Вены при знаком­стве с дамой говорит "целую руку", а поляк на самом деле целует ей руку. Англичанин начинает письмо словами "дорогой сэр", даже если он не очень уважает своего адресата. Христиане-мужчины при входе в церковь, костел или кирху снимают головные уборы, а еврей, входя в синагогу, покрывает голову. В Европе цвет траура - черный, а в Китае - белый. У русских принято в гостях не оставлять ничего на тарелке, а в Китае к чашке сухого риса, которую подают в конце обе­да, никто не притрагивается (показывают, что сыты). Индийца, наверное, удивляет, если жена европейца назовет своего мужа по име­ние присутствии его матери, а у народности ашанти в Гане зять не имеет права разговорить с тещей. Если европеец попадет на обед к вождю папуасов и его угостят, косточкой дичи, то он должен, напо­ловину обглодав ее, передать вождю. Таков знак высокого уважения к хозяину. Гость как бы показывает, что он - его друг, с которым на­до делиться едой. Разумеется, европейцам такой обычай показался бы унизительным.

В разных культурах различаются даже представления о рассто­янии, на котором следует вести беседу. Североамериканец не любит, чтобы до него дотрагивались, и отступает назад как раз тогда, ког­да латиноамериканец сочтет, что наконец-то подошел достаточно близко, чтобы заговорить. Для канадца удобное расстояние при раз­говоре - 75 см, а для аргентинца это слишком далеко. Поэтому по­следний считает, что американец, с которым он разговаривает, де­ржится холодно и отчужденно. Таковы нравственно-психологиче­ские критерии общения. Не в меньшей степени различаются эсте­тические нормы, представления о прекрасном.

Древним сарматам не нравилась естественная форма головы, и они изменяли ее так, что в конфигурации черепа почти не остава­лось вертикального лба! У инков же голова делилась как бы на две ча­сти, связанные перемычкой: они перетягивали череп младенца спе­циальной повязкой. В Африке сохранился еще обычай дырявить нос для украшений, а европейца не удивляют проколотые для серег мочки ушей. У бушменов нос ребенка делали приплюснутым, а во Франции XVI века было популярным вытягивание носов.

Длинные ногти на пальцах сегодня - признак молодежной моды, а в древности они свидетельствовали, что их обладатель не занима­ется физическим трудом. Раньше в Китае искусственно отращива­ли ногти, которые служили признаком благородного происхождения. У многих народов короткая шея считается некрасивой, поэтому гру­зины, укладывая ребенка спать, старались, чтобы шея росла, распо­ложить его голову ниже плеч, а негры добивались того же эффекта с