“Чёрные картины” Франсиско Гойи. Как перейти в мир иной Розарио Доусон изучала профессию гипнотизера: посещала занятия по гипнозу и читала книги по гипнотерапии и психологии

Ведьмы Гойи Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес (исп. Francisco Jose de Goya y Lucientes, 30 марта 1746, Фуэндетодес, близ Сарагосы - 16 апреля 1828, Бордо) - великий испанский художник и гравёр. Один из самых ярких мастеров романтического направления и искусстве.

1797 год. Картина,Полет ведьм, изображает сцены колдовства. Три фигуры в шляпах схватили в воздухе обнаженного мужчину. Кроме них можно наблюдать закрывшего уши бедолагу и бегущего человека в белом плаще, правой рукой воспроизводя жест, предназначенный для защиты от дурного сглаза. Эта картина была приобретена музеем Прадо в 1999 году.

Великий козёл, Дата создания: 1798 год. Тип: фреска. Одно из изображений, входящих в серию «Мрачных картин». Полотно было написано в самый тяжелый период жизни художника, когда он начал терять слух и страдать от чудовищных видений, которые преследовали его во сне и наяву. Он перенес эти невероятные галлюцинации на стены собственного дома. «Шабаш ведьм» был расположен вдоль стены комнаты и своим невероятным сюрреализмом и мрачным колоритом вгонял в ступор всех входящих в помещение. Справиться с настолько масштабным полотном мог только гений Гойи. Непропорциональные, откровенно уродливые фигуры с безобразными лицами во множестве собраны на этой картине. Композиция построена на основе овала, что создает ощущение непрерывного вращения всей этой темной, отвратительной массы. Это отражение представлений разбитого, больного художника об окружающем мире. Политическая нестабильность, страх за собственную жизнь, тяжелая болезнь породила депрессию, следствием которой стала серия картин, поражающих своей мрачностью восприятия и экспрессией изображения. Стремясь изобразить все человеческие пороки и сатанинские проявления, Гойя делает облик ведьм искаженным и омерзительным. Это воплощение вселенского зла в человеческом подобии, художественное отражение больного внутреннего мира художника. В этом полотне не осталось ни намека на раннее творчество Гойи. Нет ни ярких красок, ни нежных миловидных лиц его очаровательных испанок. Только темные, мертвенные краски, полное отсутствие красоты и напряженное, противоестественное круговращение разных обличий зла. И по прошествии многих лет «Великий козёл» поражает своей экспрессией и темной, негативной выразительностью. Франсиско де Гойя. Роспись на стене «Дома Глухого». 1819 – 1823. На текущий момент фреска с некоторыми повреждениями была перенесена на полотно и помещена в музее Прадо (Мадрид). Холст, масло. 140 х 438 см

Картина,Шабаш ведьм, Дата создания: 1797–1798 годы. Местонахождение: Музей Ласаро Галдиано. Великолепная картина является частью серии из шести работ, созданных Гойей по заказу герцога Осуна, для украшения его имения, неподалеку от Мадрида. Главный герой сцены – дьявол. Он представлен в образе большого козла, готового принять в жертву двух младенцев. Работа считается сатирической и критикующей суеверия необразованного общества. Франциско Гойя, хоть и создал немало работ на мистическую тематику, относился к ней с юмором и недоверием, видя, вероятно, лишь интересные сцены и образы в таинственных ритуалах и верованиях.

Картина "Счастливого пути!" (Серия "Капричос"). Дата создания 1799 год. Биография: Знаменитый художник Франсиско де Гойя родился 30 марта 1746 года в Фуэндетодос в Испании. Он начал свои исследования искусства еще подростком и даже некоторое время провел в Риме, для продвижения своих навыков. В 1770-х годах Гойя работал в испанском королевском дворе. В дополнение заказов портретов дворян, он создал произведения, которые критиковали социальные и политические проблемы своей эпохи. Сын гульден, Гойя провел часть своей юности в Сарагосе. Там он начал заниматься живописью в возрасте около четырнадцати лет. Был студентом Хосе Мартинес Лузан. Он копировал произведения великих мастеров, находя вдохновение в творчестве таких художников, как Диего Родригес де Сильва Веласкес и у Рембрандта ван Рейна. Позже Гойя переехал в Мадрид, где он начал работать с братьями-Франциско и Рамон Bayeu у Subías в их студии. Он стремился продолжить свое художественное образование в 1770 или 1771, путешествуя по Италии. В Риме Гойя изучал классику там и работал. Он представил картину в конкурсе, проводимом Академией изящных искусств в городе Парме. В то время как судьям понравилась его работа, ему не удалось выиграть главный приз. Через немецкого художника Антона Рафаэля Менгса, Гойя начал создавать работы для королевской семьи Испании. Сначала он нарисовал карикатуры гобеленов, которые послужили моделями на заводе в Мадриде. Эти работы показали сцены из повседневной жизни, такие как "Зонтик" (1777) и "Керамика Производитель" (1779). В 1779 году Гойя получил назначение в качестве художника к королевскому двору. Он продолжал расти в статусе, получив допуск в Королевской Академии Сан-Фернандо в следующем году. Со временем Гойя создал себе репутацию портретиста. Работа "Герцог и герцогиня Осуна и их дети" (1787-1788) отлично это иллюстрирует. Он умело написал мельчайшие элементы их лица и одежду. В 1792 году Гойя стал совершенно глухой, после страдал от неизвестной болезни. Его стиль несколько изменился. Продолжая развиваться профессионально, Гойя был назначен директором Королевской академии в 1795 году, но он никогда не забывал бедственного положения испанского народа, и отражал это в своих работах. Гойя создал серию фотографий под названием "Капричос" в 1799 году. Даже в своей официальной работе, как полагают исследователи, бросил критический взгляд на своих подданных. Он написал портрет семьи короля Карла IV около 1800 года, которая остается одной из самых известных его работ. Политическая обстановка в стране впоследствии стала настолько напряжена, что Гойя добровольно отправился в изгнание в 1824 году. Несмотря на свое плохое здоровье, он думал, что ему будет безопаснее за пределами Испании. Гойя переехал в Бордо, где он провел остаток своей жизни. Здесь он продолжал еще писать. Некоторые из его более поздних работ - это портреты друзей и жизнь в изгнании. Умер художник 16 апреля 1828 года в Бордо во Франции.

Краткое описание картин Гойи, связанных с темными силами, ведьмами и дьяволом.

Счастливого пути

Капричос

Вероятно самый масштабный труд, посвященный теме колдовства и ведьм, является серия гравюр капричос. Представленные в нем офорты высмеивают политическую ситуацию страны, социальное положение и религиозные предрассудки людей.

Охота за зубами

Великий козел

Дата создания: 1798 год.
Тип: фреска.

Шабаш ведьм

Великолепная картина является частью серии из шести работ, созданных Гойей по заказу герцога Осуна, для украшения его имения, неподалеку от Мадрида. Главный герой сцены – дьявол. Он представлен в образе большого козла, готового принять в жертву двух младенцев. Работа считается сатирической и критикующей суеверия необразованного общества.

Полет ведьм

Дата создания: 1797 год.
Местонахождение: Прадо.

Полет ведьм

Еще одна работа для герцога Осуна подобно серии Капричос изображает сцены колдовства. Три фигуры в шляпах схватили в воздухе обнаженного мужчину. Кроме них можно наблюдать закрывшего уши бедолагу и бегущего человека в белом плаще, правой рукой воспроизводя жест, предназначенный для защиты от дурного сглаза. Эта картина была приобретена музее Прадо в 1999 году.

Заключение

Франциско Гойя, хоть и создал немало работ на мистическую тематику, относился к ней с юмором и недоверием, видя, вероятно, лишь интересные сцены и образы в таинственных ритуалах и верованиях.

Ведьмы Гойи обновлено: Сентябрь 15, 2017 автором: Глеб

4 апреля на российские экраны выходит новый фильм Дэнни Бойла - «Транс», история противостояния аукциониста, гангстера и психотерапевта из-за похищенной картины стоимостью 25 миллионов долларов. Бойл - один из тех британцев, которым удалось добиться безоговорочного признания от Голливуда. Его фильм «Миллионер из трущоб» был признан лучшим фильмом 2008 года в Англии и в США и собрал все главные награды рынка - BAFTA, «Золотой глобус» и «Оскар». При этом темы Бойла далеки от принятых в масскульте: наркозависимость, насилие, религиозная и национальная вражда. В новом фильме он исследует гипноз. И власть денег. Как истинный британский эксцентрик, интервью он начал сам

Вы уже поговорили с Винсентом (Венсан Кассель, сыгравший роль главаря банды Франка. - «РР»)? Понимаете, Винсент часто бывал в России. У него полно историй и мыслей на этот счет. Что до меня, то я только представлял свои фильмы и ничего толком не видел. Хотя в прошлом году, когда моей дочери исполнялся 21 год, я отвез ее в Санкт-Петербург. Меня потряс Эрмитаж. Я мог бы провести там пару недель. Представляете, вы входите в комнату - а там висит Матисс и никого нет! Вы оглядываетесь: где посетители? Где охрана? Никого! Можно спокойно смотреть на картину, и никто не помешает. В мире такого больше нигде нет!

Там вам и пришла идея снять этот фильм об украденной картине?

Может быть… (Смеется)

А почему вы выбрали для фильма именно «Ведьм в воздухе» Франсиско Гойи?

Гойя расширил рамки современного ему и­скусства: он стал рисовать не только реальный мир, но и то, о чем люди думают или догадываются. Он часто исследовал сны. «Ведьмы в воздухе» - его наиболее сюрреалистическая работа, она погружает зрителя в безумие. Когда я увидел на картине человека, который бежит, закрыв голову покрывалом, я был поражен, насколько это соответствует характеру главного героя - аукционера Саймона, который бежит, но сам не знает куда.

Герои «Транса» - успешные люди. Зачем им куда-то бежать? Саймон работает в большом аукционном доме, Франк - крупный бизнесмен, у Элизабет богатые клиенты. Ощущение, что они хотят украсть картину Гойи потому, что им просто скучно.

Когда создаешь фильм, хочется, чтобы в нем был толчок к чему-то новому. Энергия перехода в иной мир. Толчком к такому переходу может быть чемодан с деньгами, который сваливается вам на голову, украденная картина или участие в шоу «Кто хочет стать миллионером» в Индии.

Работая над фильмом, ты открываешься этому новому миру. Кино мне нравится именно потому, что ты как режиссер не знаешь, куда заведут тебя новые обстоятельства. Я выходец из избалованного, изнеженного мира, и я хочу прорваться через его ограничения. Мои герои хотят сделать что-то не­обычное. Элизабет каждый день работает с людьми, которые пришли к ней, чтобы и­збавиться от боязни пауков или от гольфомании. Естественно, ей скучно!

То есть жители богатых стран подсознательно стремятся к жестокости и хаосу?

Взять, к примеру, Олимпийские игры в Лондоне. За год до Олимпиады Англия видела восстания. Лондон горел, люди воровали, жадность выплескивалась наружу. А уже через год - Олимпиада, которая стала выражением национального духа. Общество всегда требует конформизма: он необходим для сохранения порядка и самого общества. Но и свободу самовыражения все равно надо охранять, хотя это не всегда приятно. Когда в Англии началось движение панков, для большинства это было неприемлемо. А сегодня в этом движении полно невинности и романтизма. Потому что идея свободы всегда романтична и идеалистична. Кстати, я сам был панком.

Саймон постоянно повторяет, что ни одна картина не стоит человеческой жизни. А есть вообще что-то, что стоит?

Жизнь другого человека. Только это. Если об этом забыть, очень легко опять начать жечь людей в печах.

Кто, по-вашему, герой XXI века?

Или героиня. В «Трансе» я впервые дал женщине серьезную роль. Это видно не сразу, но двигатель всего фильма - женщина. У м­еня две прекрасные дочери, которым уже за двадцать, но я до сих пор не сделал фильма, в котором бы женщина была главной, представляете? Хотя, если выбирать героя XXI века, я уверен, что это будет женщина.

Откуда она возьмется?

Мы пытаемся заглянуть в будущее, но все, на что мы опираемся при этом, - из прошлого. Мне кажется, сильнее всего женщины повлияют на прикладные науки. Например, вот Samsung выпустил смартфон, который наблюдает за вами. Если вы перестаете смотреть на него, он выключается, смотрите с­нова - включается. Посмотрите на людей вокруг: они проверяют телефоны каждые две секунды. Связь человека и технологий будет становиться все сильнее. Скоро биотехнологи сделают гаджеты частями человеческого тела, и наша героиня XXI века должна прийти из этого мира, а не из традиционных областей вроде культуры или политики.

А куда в этой ситуации пойдет кино?

Сегодня человек даже в кинотеатре может смотреть тот же фильм, на который пришел, одновременно на экране своего смартфона. Просто потому, что так привычнее. Невозможно запретить людям обновлять свой твиттер каждую минуту во время фильма. Надо научиться принимать это.

Я знаю одно: людям всегда нравились хорошие истории. Психологически люди заточены под постоянный поиск новых историй и фактов через любые трансляторы, будь то телевизор, телефон, кино или театральная сцена. Нам всегда нужно больше.

Многие думают, что кинотеатры не выживут, но я надеюсь, что выживут. Потому что в коллективном восприятии идей есть что-то особенное. С другой стороны, мой взгляд - это взгляд моего поколения. Лично я обожаю ходить в кино. И как режиссер я пытаюсь найти то, зачем люди захотят пойти в кинотеатр и сидеть там в темной комнате с незнакомцами, а не просто скачать фильм и посмотреть его, где и когда удобно.

Вы режиссировали церемонию открытия Олимпийских игр в Лондоне. Это сложнее, чем снимать кино?

Для меня лично делать кино сложнее. Олимпиада - это история страны, это всегда актуально. А в кино вы рассказываете личные истории. Но личная история - это органическая штука, она меняется каждую минуту. Мне постоянно приходится что-то делать, чтобы история, которую я снимаю, не устарела уже на съемках.

Это вообще актуальная проблема для кино сейчас. Вы снимаете историю, фильм выходит через год. У вас там какая-то техническая новинка, а через год технологии ушли вперед, и никто не вспомнит, что вы там показываете. Именно поэтому я сам никогда не делал злободневных фильмов. И именно поэтому режиссеры постоянно выбирают в качестве тем любовь, смерть, секс, страх - вечные составляющие нашей жизни.

То есть темы, любимые Голливудом. Но вы все-таки работаете с ними иначе - более мрачно, что ли… И все равно получаете за это «Оскаров».

Я всегда стараюсь работать вне голливудской системы. Но на практике мы все работаем внутри этой системы. Даже взять малобюджетные талантливые фильмы: их никто не увидит, пока студия не возьмет их под свое крыло и не начнет распространять.

Я это признаю. Но я стараюсь, чтобы мои истории были неожиданными. Я попытался сделать «Транс» так, чтобы зритель все время сомневался: в начале фильма героем кажется Джеймс Макэвой (он играет аукциониста Саймона. - «РР»), но в истинном свете он предстает перед нами только в конце. К­ассель начинает как классический злодей, но к концу фильма становится похож на тинейджера, который не знает, что делать с чувствами. Все эти оттенки можно показать, только если работать с меньшим бюджетом, который позволяет идти поперек традиций Голливуда. Голливуд работает, потому что люди хотят простых ценностей, ясное д­ело. Но всегда приятно смутить его и снять что-то более темное, чем он хочет.