Челкаш и гаврила антитеза между ними. Анализ рассказа «Челкаш» (М. Горький). Создание проблемной ситуации

«Челкаш» — одно из первых значительных произведений Горького, которое стало одним из самых знаменательных творений позднего романтизма. Оно соединило в себе черты нескольких направлений и предвосхитило появление особого течения в литературе – соцреализма, в рамках которого автор будет развиваться в дальнейшем.

Написан рассказ был в 1894 году в Нижнем Новгороде. Весьма одобрительно отнёсся В.Г. Короленко к этому сочинению и в 1895 году посодействовал его публикации в журнале «Русское богатство». С этого момента о Горьком серьезно заговорили в литературных кругах как о талантливом молодом писателе, а в 1898 году его рассказы были опубликованы в двух томах.

В основу сюжета легко откровение одного босяка, услышанное писателем в больнице. Познавший немало невзгод и трудностей в своей жизни, Горький хорошо понимал, о чём рассказал ему сосед по палате. Вдохновившись услышанным, он за два дня написал «Челкаша».

Жанр и направление

Горький — основоположник нового направления в русской прозе. Оно было отлично от линии Толстого и Чехова, для которой была характерна пуританская избирательность в пользу благовоспитанности и правильности. Это касалось и сюжета, и лексики. Пешков (настоящая фамилия писателя) значительно расширил возможную тематику произведений и обогатил словарь литературного языка. Ведущей тенденцией его творчества был реализм, но раннему периоду присущи черты романтизма, что проявилось и в «Челкаше»:

  1. Во-первых, поэтизация образа бродяги, явная симпатия к его жизненным принципам.
  2. Во-вторых, образы природы, разнообразие колоритов водной стихии: «море было спокойно, черно и густо, как масло».

Такие обновления в прозе приветствовали многие современники Горького. Например, Леонид Андреев, ведь то же влияние отразилось на его ранних рассказах («Ангел», «Баргамот и Гараська»).

Композиция

Рассказ состоит из вступления и 3 глав.

  1. Вводный раздел – экспозиция, где описывается место действия. Здесь автор дает представление читателю об окружающий среде главных героев. Первая глава содержит в себе характеристику Челкаша, знакомит с его настоящим, с его привычным образом жизни.
  2. Во второй главе мы узнаём о прошлом главного героя, перед читателем ещё глубже раскрывается его внутренний мир, а катализатором этого откровения становится его напарник. Здесь же находится кульминация рассказа. В финале проявляет свой характер другой герой – крестьянин Гаврила.
  3. Заканчивается же рассказ картиной моря, что позволяет говорить о кольцевой композиции произведения.

Конфликт

Пространство рассказа «Челкаш» вмещает в себя немало конфликтов, различного значения и масштаба.

  • Конфликт человека и научного прогресса. С этого начинается рассказ. Казалось бы, научный прогресс должен облегчить жизнь, сделать её комфортнее, но Горький противопоставляет сияющим и роскошным судам бедных, измождённых людей, которые обслуживают их.
  • Бродяжничество и крестьянство. Главные герои не приходят к окончательному выводу, что лучше: раздолье босяка или нужда крестьянина. Эти судьбы противоположны. Челкаш и Гаврила – представители разных социальных групп, но оба видят друг в друге родных для себя людей: Челкаш в бедном юноше находит мечтателя о свободе, а Гаврила в бродяге – такого же крестьянина.
  • Внутренний конфликт Челкаша. Главный герой чувствует свое превосходство над миром, освободившись от привязанности к конкретному дому, семье и прочих общечеловеческих ценностей. Его возмущает, что типичный человек, не преодолевший этой системы, может любить или ненавидеть то же, что и он.
  • Главные герои и их характеристика

    Челкаш – романтизированный бродяга, настоящий романтический герой. У него есть свои моральные принципы, которым он всегда следует. Его идеология выглядит наиболее устойчивой и сформированной, нежели жизненная позиция Гаврилы. Это молодой крестьянин, который еще не определился, чего хочет добиться. Неопределенность невыгодно отличает его от главного героя. Гаврила, без особого желания согласившийся на «темное дело», выглядит более нелицеприятным героем, чем Челкаш. Этот закоренелый вор вызывает даже некую симпатию у читателя. У него более сложный внутренний мир, за его улыбкой и лёгкостью чувствуется боль воспоминаний о прошлом и тяжесть нужды, преследующей его ежечасно.

    Произведение построено на антитезе и парадоксе: здесь противопоставляются друг другу честный вор и лживый крестьянин. Смысл этого противопоставления в том, чтобы по-новому взглянуть на положительные и отрицательные качества человека, как представителя определенной социальной группы, и на различные модели поведения. Бродяга может быть принципиальным и нравственным, а крестьянин – не только смиренным и честным работягой.

    Темы

    • Смысл жизни. Главные герои рассуждают о смысле жизни. Челкаш, можно сказать, уже прошёл свой жизненный путь, но Гаврила еще в начале. Таким образом, нам представлены принципиально разные взгляды: молодого человека, и того, кто умудрён опытом. Мысли Гаврилы еще подчинены общепринятой ценностной системе крестьянина: обзавестись домом, создать семью. Это его цель, смысл жизни. Но Челкаш уже хорошо знает, что такое быть мужиком в деревне. Он сознательно выбрал тропу бродяги, не обременённого долгами, голодающей семьей и прочими бытовыми проблемами.
    • Природа. Она представлена как независимая, вольная стихия. Она вечна, она, безусловно, сильнее человека. Она сопротивляется попыткам людей обуздать её: «Закованные в гранит волны моря подавлены громадными тяжестями <…> бьются о борта судов, о берега, бьются и ропщут, вспененные, загрязненные разным хламом». В ответ она не щадит людей, обжигая палящим солнцем и леденя ветром. Роль пейзажа в произведении очень велика: он воплощает в себе идеал свободы и создает колоритную атмосферу.
    • Свобода. Что есть свобода: безбедная жизнь семьянина, обременённого домом, хозяйством и ответственностью, или вольное бродяжничество с ежедневным поиском средств на пропитание? Для Челкаша свобода – независимость от денег и душевное спокойствие, Гаврила же имеет лишь романтическое представление о вольной жизни: «Гуляй знай, как хошь, бога только помни…»
    • Проблемы

      • Алчность. Отношение к деньгам у героев разное, и на этом противопоставлению завязана проблематика рассказа «Челкаш». Казалось бы, испытывающий постоянную нужду босяк должен иметь более значительную потребность в средствах, нежели крестьянин, имеющий работу и жилье. Но на деле оказалось всё совсем наоборот. Гаврилой овладела жажда денег настолько сильно, что он был готов убить человека, а Челкаш рад был отдать напарнику всё, оставив себе лишь часть выручки на еду и выпивку.
      • Трусость. Умение проявить холодную рассудительность в нужной ситуации — весьма важное качество человека. Это говорит о силе воли и твердом характере. Таков Челкаш, он знает, что такое деньги, и предупреждает юнца: «Беда от них!». Герою противопоставлен трусливый Гаврила, дрожащий за свою жизнь. Эта черта говорит о слабохарактерности персонажа, которая раскрывается по ходу произведения все больше и больше.
      • Смысл

        Поскольку сам Горький провел полжизни в нужде и бедности, он часто затрагивал в своих произведениях темы нищеты, которую читатель не видел, ведь его в основном пичкали историями о судьбах и быте дворян. Так вот, главная идея рассказа «Челкаш» – заставить публику по-иному взглянуть на социальную прослойку, так называемых, отверженных. В произведении звучит мысль о том, что если ты крестьянин с некоторым достатком, то тебя можно считать человеком, «у тебя лицо есть». А что же «шатающие»? Они не люди? Авторская позиция Горького – защита таких, как Челкаш.

        Отшельника больно задевает брошенная Гаврилой фраза: «Ненужный на земле!». Горький помещает героев в равные условия, но во время «ходки» каждый по-разному проявляет себя. Для Челкаша это привычное дело, ему нечего терять, но и особенно приобретать он не стремится. Поесть бы да выпить – вот его цель. Что же происходит с Гаврилой? Герой, говоривший о том, как важно помнить Бога, теряет свой моральный облик и пытается убить «хозяина». Для юноши Челкаш — жалкий босяк, о котором никто и не вспомнит, а ведь тот называет своего пособника братом! Справедливо ли после этого считать Гаврилу полноправным членом общества, а Челкаша лишать права называть себя человеком? Именно над этим заставляет задуматься Горький, поэтому он и делает образ вора и бродяги вызывающим симпатию у читателя, а Гаврила видится исключительно отрицательным героем.

        Безусловно, нельзя забывать, что это Гаврила попадает под губительное влияние разбойника и пьяницы. Но не его сила самая страшная, а денег. В них зло, по мнению автора. В этом и заключается главная мысль рассказа «Челкаш».

        Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Гаврила является одним из центральных героев рассказа М.А. Горького «Челкаш». Повествование построено на противопоставлении Челкаша (опытного и ловкого вора и пьяницы со стажем) и Гаврилы (молодого безработного крестьянина). Остановимся подробнее на анализе образа последнего.

Гаврила – коренастый деревенский юноша. Он потерпел крах, пытаясь заработать в городе, чтобы прокормить себя и свою мать. Теперь ему оставалось только возвращаться домой, жениться на состоятельной невесте и стать батраком. Челкаш сразу же невзлюбил его за силу и здоровье, которые излучал молодой человек: «...возненавидел за то, что у него такие чистые голубые глаза, здоровое загорелое лицо, короткие крепкие руки...», при этом главного героя с первого взгляда привлекло добродушие и доверчивость крестьянина.

При этом Гаврила труслив – соглашаясь на дело с вором-контрабандистом, он предстает перед читателем трусом. Ему страшно до слёз, он не хочет доводить дело до конца и хочет, чтобы Челкаш отпустил его. Уже здесь видно противопоставление бесстрашного и, главное, свободного пьяницы-авантюриста запуганному невольнику своей жизни. Челкаш убеждает довести дело до конца, но далее сущность героя раскрывается для читателя в новом свете.

Гаврила получает малую часть от всей выручки и в его душе просыпается алчность. Бедного крестьянина охватывает бесконтрольное чувство жадности, при этом он ощущает себя слабее своего напарника, падая на колени и вымаливая у него деньги. Он зависим, в отличии от Челкаша, зависим от своего состояния, зависим от своих страстей (от жадности), зависим от едва ему знакомого пьяницы. Эмоции, которые возникают у несчастного человека, толкают его на необдуманный поступок – он бросает камень в Челкаша. Его метания – он то убегает, то возвращается и горько раскаивается в соделанном – вновь свидетельствуют нам о слабости его личности. Он и здесь не может быть последователен. Пугливость, трусость – вот немощь его человеческой души.

Важно сказать о том, как сам Челкаш видит своего напарника. Он не понимает, как можно так измучить себя ради денег, жалость к бедному человеку сочетается с отвращением к подобному видению мира. Челкаш чувствует своё превосходство над Гаврилой, он называет его "молоденьким теленком" и "дитятком". Он отдаёт деньги крестьянину, понимая, что такую душу уже ничто не исправит. Именно в сравнении Челкаша и Гаврилы мы понимаем всю мелочность и подлость второго.

Отсутствие собственного достоинства, стойкости характера и моральных ценностей, пугливость и жадность Гаврилы – вот те качества, которые подчеркиваются М. Горьким. У него отсутствует та жажда свободы, которая присуща Челкашу, поэтому, несмотря на то, что в конце большая часть денег остается у Гаврилы, именно Челкаш выходит из маленькой драмы на берегу моря победителем.

В раннем творчестве писателя основное место занимают романтические настроения. Нераздельная связь между человеком и природой, особое внимание к личности, в которой сочетается одиночество и свобода, вызов обществу и его законам, конфликт главного героя и героя-антагониста – эти черты романтизма находят своё отражение и в рассказе «Челкаш».

Вариант 2

В своем произведении (Челкаш) Максим Горький уделяет особое внимание личности и внутренней оболочки человека, раскрывает перед читателем то, насколько внешняя оболочка бывает обманчива. Главная тема романа – противостояние двух героев, Челкаша (вора и пьяницы) и безработного обычного крестьянина Гаврилы.

Гаврила – это крепкий, здоровый парень, с русыми волосами и широкими плечами. Заработать на Кубани не получилось, и он снова был вынужден вернуться к себе обратно в деревню. После смерти своего отца, Гаврила был вынужден пойти работать батраком, чтобы прокормить себя и мать. У юноши добрый нрав, красивая внешность и открытый взгляд. Именно за это и он был неприятен Челкашу. Хотя, с другой стороны, ему нравилась простота и добрая душа Гаврилы.

Их встреча произошла совершенно случайно. Спор между ними о ловкости и смелости привел к тому, что молодой юноша соглашается пойти на «темное дело» с вором-контрабандистом. Именно этот случай полностью обнажает всю сущность и натуру Гаврилы. Он оказывается обычным трусом.

Гаврила испытывает панический страх и всячески пытается избежать происходящего. Но Челкаш убеждает Гаврилу довести задуманное до конца. Получив небольшую сумму, молодого человека захватывает чувство жадности и алчности. Он падает перед Челкашом на колени и начинает умолять дать ему еще денег. Этот момент показывает всю внутреннюю сущность Гаврилы, он зависим от обстоятельств и собственной жадности.

Юношу так сильно терзают вспыхнувшие эмоции, что он от безысходности, не задумываясь, бросает камень в Челкаша. Слабость личности заключается в постоянном смятении и собственной слабости. Молодой парень то трусит и убегает, то вновь возвращается и раскаивается в содеянном. У Челкаша же возникают двоякие чувства к Гавриле. С одной стороны это жалость и непонимание, как можно ради денег так терзать себя. С другой стороны, ему противно это состояние человеческой души. В конце концов он отдает большую часть денег Гавриле. Челкаш понимает всю мелочность и подлость натуры молодого человека.

Образ Гаврилы – это сущность мелочного, подлого и жадного человека, у которого отсутствует чувство собственного достоинства и моральных ценностей. Он полностью зависим от собственных желаний и обстоятельств. Трусость и слабость, вот главные черты Гаврилы.

Сочинение про Гаврилу из произведения Челкаш

Рассказ Максима Горького «Челкаш» повествует о воре. Григорий Челкаш хорошо знаком людям, которые живут на побережье. Все его знают как заядлого пьяницу и смелого вора.

Гаврила, обычный крестьянский мужик. В рассказе Горького он предстаёт перед читателем, как славный парень, который трудится для того, чтобы содержать маму и дом.

Такие два разных человека встречаются совершенно случайно. Между ними разыгрывается спор, кто лучше и ловчее. Челкаш решает взять Гаврилу на дело. Для этого он угощает парня в таверне и тем самым входит в доверие к нему. Челкаш для Гаврилы становится кем-то вроде хозяина. Он чувствует в Григории силу, начинает доверять ему и Гаврила проникается к нему некоторым чувством благодарности и подчинения.

Во время того, когда мужчины плывут воровать, Гаврилу много раз охватывает страх. Здесь читатель понимает, что этот «славный парень», простой крестьянин, на самом деле трус. Гаврила просит у Челкаша отпустить его. Из-за чего в лодке возникает шум и их чуть не настигают хранители порядка. Но все обходится успешно, дело завершается, и мужчины плывут сбывать свою добычу.

Гаврила, который трусил и робел перед морем, увидев сколько денег получил Челкаш за ворованную вещь, начинает размышлять о том, сколько бы он смог сделать на своей земле, будь у него столько денег. Тут в «славном парне» просыпается самый страшный человеческий порок – жадность. Автор рассказа описывает возникшее чувство в Гавриле как очень будоражащее, возбуждающее и раскрывающее в человеке все самое ужасное, что только может быть.

Челкаш хоть и вор, но слово свое сдержал и дал Гавриле денег. Но герою этого показалось мало. Тогда Гаврила решил выпросить у Челкаша все деньги. Драма, которая разыгралась на берегу моря между двумя людьми, показывает читателю последствия жадности. В данном рассказе Гаврила готов был убить человека, только бы получить все деньги за украденную вещь.

В начале рассказа Максима Горького «Челкаш» Гаврила предстаёт обычным крестьянином, который занимается землей и работает, чтобы прокормить семью. Но впоследствии автор открывает в этом герое самые низкие и ужасные человеческие качества такие, как трусость, жадность и злость.

Данный рассказ учит читателя тому, что человек должен быть честным, уметь жить по средствам и находить хорошие стороны в своей жизни.

Несколько интересных сочинений

  • Жизненный путь - это постоянный выбор сочинение 11 класс

    Выбор является символом свободы. Глубоко внутри нас есть жажда и потребность в независимости. При выборе всегда полезно следовать логике наших устремлений и позиций, чтобы мы могли быть ближе к цели.

  • Сочинение Природа в повести Распутина Прощание с Матерой

    «Прощание с Матерой» - произведение, созданное В. Распутиным в 1976 году и не утратившее своей значимости до настоящего времени. В нем подвергаются обсуждению связи личности с первозданным миром

  • Свободолюбивая лирика Пушкина 9 класс сообщение доклад сочинение

    Понятие «свобода» находит свое отражение в творчестве многих поэтов, в том числе и у Александра Сергеевича Пушкина. Отметим, что Пушкин ее возводит в Абсолют, он исследует разные виды свободы, сопоставляет их содержание.

  • Анализ Лошадиная фамилия сочинение по рассказу Чехова

    На мой взгляд, Чехов в своём рассказе «Лошадиная фамилия» раскрыл несколько проблем, даже скорее несколько ярких свойств людей. Я попробую их вычленить из рассказа, который несомненно вызывает юмор и улыбку даже у самых грустных людей.

  • Просыпаюсь я обычно рано около 7 часов утра. Заправляю кровать, умываюсь и делаю зарядку. После этого завтракаю и отправляюсь в школу.


Рассказ Максима Горького «Челкаш» - одно из ранних романтических произведений писателя. Это произведение о человеческой судьбе, о взаимоотношениях между двумя абсолютно разными людьми, в контексте которых раскрываются темы жизненных ценностей, нравственного выбора, истинной свободы.

Эпизод драки двух героев-подельников Челкаша и Гаврилы является ключевым моментом и кульминацией произведения. В нем автор четко дает понять, кто в этой истории прав, а кто нет, кто герой, а кто подлый, жадный трус.

В начале рассказа перед нами предстает образ молодого добродушного Гаврилы, по-детски наивного, с тяжелой, несправедливой судьбой. На контрасте с ним описывается «хищный» закоренелый вор и пьяница Челкаш, который сразу вызывает у читателя отторжение.

На протяжении большей части рассказа Челкаш - нечистый на руку бандит, а Гаврила - жертва искусных уловок первого. Но именно на том моменте, когда решается вопрос о награде, когда герои начинают делить деньги, раскрываются их истинные характеры.

Деньги испокон веков были камнем преткновения для людей. Они толкали их на ужаснейшие поступки, заставляли забыть о морали и нравственности. Горький не случайно строит конфликт персонажей именно на деньгах. В то нелегкое для русских людей время, когда большая часть населения работала на тяжелых работах, получая за нее гроши, люди искали всяческие способы прокормить себя и свою семью. Именно эти, казалось бы, благородные мотивы двигали Гаврилой.

Но, в конечном счете, Гаврила своим поступком раскрывает свою подлинную натуру. Им овладевает жадность, он, рыдая, молит Челкаша отдать ему все деньги.

Безусловно, темой эпизода является моральный выбор. Тут-то читатель и понимает, что в босяке и пьянице Челкаше больше человечности, чести и

достоинства, нежели в Гавриле, который, на эмоциях, чуть не убивает своего

подельника, бросив в него камень. Гаврила молит Челкаша о прощении, но делает это лишь за тем, чтобы очистить свою собственную совесть, а Челкаш его великодушно прощает.

Эпизод занимает малую часть от всего произведения, но события в нем развиваются очень быстро, при том, что они очень важны для раскрытия основной темы и идеи произведения.

Важную роль в эпизоде играют внутренние монологи Челкаша, из которых мы узнаем его отношение к Гавриле и моральные устои персонажа. «Челкаш слушал его радостные вопли, смотрел на сиявшее, искаженное восторгом жадности лицо и чувствовал, что он - вор, гуляка, оторванный от всего родного - никогда не будет таким жадным, низким, не помнящим себя. Никогда не станет таким!.. И эта мысль и ощущение, наполняя его сознанием своей свободы, удерживали его около Гаврилы на пустынном морском берегу», - эта мысль главного героя, по моему мнению, является ключевой в кульминации рассказа. Она раскрывает такие темы, затрагиваемые автором, как тема свободы и нравственности.

Горький использует множество восклицаний, чтобы подчеркнуть возбуждение Гаврилы, его эмоциональность и несдержанность, которая и приводит к такому отчаянному вероломному поступку. Также присутствуют сравнения, метафоры и эпитеты помогающие наиболее точно описать чувства и эмоции героев. «Сиявшее, искаженное восторгом жадности лицо» Гаврилы становится

«безумным и бледным» после ранения Челкаша, что означает необдуманность и эмоциональность поступка персонажа.

Идеей рассказа был призыв Горького по-иному взглянуть на таких как Челкаш «отшельников». С помощью конфликта двух социальных слоев, представленных главными героями, эта идея в полной мере раскрывается в кульминации произведения. «Не стыдись, что человека чуть не убил! За таких людей, как я, никто не взыщет. Еще спасибо скажут, как узнают», - реплика Челкаша о самом себе. Босяк не строил иллюзий о своем социальном статусе. Он ставил себя выше других на почве своей абсолютной свободы и независимости, но при этом не скрывал своего положения в обществе. Он прекрасно понимал, как к нему относятся люди. Его отрешенность является элементом его свободы и причиной его одиночества. Гаврила о Челкаше того же мнения. Он сам является олицетворением общества, отвергшего Челкаша. Но справедливо ли это? Справедливо ли честного, нравственного человека лишать статуса человека, а жадного лживого Гаврилу считать полноправным членом общества? Именно этим вопросом задается автор в конце произведения, подводя итоги рассказанной истории.

Авторское отношение к персонажам очевидно. И становится оно таковым именно благодаря кульминации. Этот неожиданный поворот сюжета окончательно определяет, какой персонаж положительный, а какой отрицательный. Горький не старается оправдать поступок Гаврилы. Напротив, он максимально честно описывает все его эмоции и переживания.

Рассказ «Челкаш» это раннее творчество М. Горького. Работу над рассказом Горький закончил летом 1894 года. Но творение увидело свет только в 1895 году, было напечатано в журнале «Русское богатство» в июньском номере.

Толчком для написания рассказа послужила история, услышанная автором в больничной палате в городе Николаев. М. Горький в этом рассказе затрагивает главную проблему того времени. В 1890-е годы людей поглощала нищета и рабство, таких людей называли босяками. Автор не испытывал к ним чувство жалость или отвращение. А видел их как свободолюбивых, способных сострадать судьбам таких же обездоленных людей. Горький неплохо знал бытие бедняков, от которых отворачивается социум. Ведь он сполна хлебнул такой участи, в ранней юности и его называли «босяком».

Необходимо подчеркнуть, что вся сюжетная линия, повествованная в рассказе, разворачивается на фоне романтического морского пейзажа. Автор не просто разбавляет рассказ красивым морским ландшафтом, он с помощью этого отображает внутренний мир и характеры героев. Горький делает подробное описание порта, как бурлит в нём различного рода работа, которая поглощает человека своими рабскими условиями.

Главными героями рассказа являются два деревенских парня, Гаврила и Челкаш, которые стремятся отыскать свободу. Челкашу удалось вырваться из деревни, и он отправился в город, где ощущает себя свободным и не зависимым ни от кого. А Гаврила очень был зависим от своего тестя, и ему остаётся только мечтать о свободе. Главных персонажей рассказа автор показывает как две противоположности. Они не похожи ни внешне, ни в манере поведения.

М. Горький делает огромный акцент на портрете Гришки Челкаша, заядлого пьяницы, смелого и искусного вора. Челкаша писатель отображает как ястреба, который хищно и с опаской смотрит на окружающих, но в нём есть романтические нотки. Гаврила в свой черёд автор отображает довольно простоватым, деревенским парнем с доверчивым взором.

Положительным персонажем рассказа автор делает вора и бродягу, Горький отображает что элита того времени подавляет и поглощает любые проявления человеческого потенциала. Им по нраву люди гавриловского склада ума, с рабским и посредственным мышлением.

Подробный анализ

Рассказ «Челкаш» относится к ранней прозе Максима Горького. Он был написан в 1895 году. Реализм разбавлен элементами романтизма: авантюрностью, экзотическим пейзажем, одиночеством.

Челкаш относился к классу босняков. Эта группа сформировалась в последней трети XIX века. Эти люди жили бедно, так как не ставили целью в жизни накопление богатств. Но они были счастливы. Именно это и привлекало Максима Горького.

Челкаш был вором. Он зарабатывал на жизнь тем, что грабил корабли. Бродяжничество и воровство часто становилось профессией героев романтических произведений.

Челкаш был родом из деревни. Из этой же деревни происходил его товарищ Гаврила, который хотел разбогатеть и не в чем не нуждаться. У Челкаша и Гаврилы были разные цели, поэтому они не были хорошими друзьями. Челкаш предложил Гаврииле отправиться в совместное плавание с целью грабежа. Это событие и станет для них испытанием.

Плавание прошло успешно, поэтому Челкаша удалось продать все награбленное. Он принес деньги к другу и решил, отдать ему большую часть, так как Челкашу жаль его. Это характеризует главного героя как милосердного, доброго и великодушного человека.

В этой ситуации открывается и лицо Гаврилы. Он признается, что раньше хотел убить Челкаша и забрать все деньги себе, так как той суммы точно бы хватило на сытую жизнь в деревне. Это характеризует его как подлого, мерзкого и жестокого человека, к тому же и не очень умного, раз он раскрыл свой замысел.

После этого мнение Челкаша меняется. Коллега вызывает у него лишь омерзение. Челкашу не хочется делиться с подлецом. В это время Гаврила теряет любое самообладание и умоляет Челкаша отдать ему все деньги. Он полностью потерял свое человеческое достоинство, поэтому бросался в ноги человеку, которого еще вчера хотел убить.

Никакие слова не могут повлиять на Челкаша. Омерзение, которое вызывает в нем этот падший человек, выше всего на свете. Гаврила остается не с чем.

Максим Горький не случайно выбрал сословие босняков для своего произведения. Он хотел показать, что действительно достойные, добрые, мягкосердечные люди (Челкаш) могут становиться изгоями в обществе, а злые, гадкие, с низменными потребностями могут получить признание, стать чьим-то другом, жить в обществе, которое их принимает (Гаврила). Таким образом, литератор выражает несовершенство современного ему общества.

Вариант 3

Известный писатель Горький славится многими своими замечательными работами, одной из которых является рассказ «Челкаш». Написано данное произведение было в 1895 году. В основу рассказа заложена история о человеке, который является вором, и общество его не воспринимает. Понятие «антитеза» раскрыто максимально понятно, читатель может сравнить двух основных героев рассказа Гаврилу и Челкаша. Герои являются деревенскими людьми, которые пытаются найти свободу. Челкаш сумел оторваться от деревни и уезжает в город, где начинает чувствовать свою независимость и свободу. А вот Гавриле только остается думать о свободе, ведь вырваться он не может и зависит от своего тестя.

Горький старается практически во всем показать разницу между двумя героями. Читая данный рассказ это можно заметить в описании внешности, манеры поведения героев. Автор сравнивает Челкаша с ястребом, который хищно смотрит на окружающих людей.

Гаврила в свою очередь полностью противопоставлен Челкашу. Горький описывает Гаврилу как очень простого человека из деревни с доверчивым взглядом. Естественно такой человек как Челкаш ощущает своё полное превосходство над сельским парнем.

Произведение состоит из трех частей и пролога. В начале рассказа очень хорошо показан порт, в котором люди работаю за гроши.

Исходя из характера Челкаша, становится ясным, что такой тяжелый труд в порту не для него, тем более за мелочную зарплату. Челкаш решает заниматься контрабандой и в роли напарника зовет Гаврилу. Гаврила очень боится криминальных деяний, но понимает, что это его шанс заработать деньги и обрести свободу.

Понятие свободы у людей, занимающихся подобной деятельностью несколько другое, нежели у простых людей. Горький дает понять, что в море Челкаш по настоящему чувствует себя независимым и свободным, красиво описывая морскую красоту. Именно в таких моментах можно увидеть, что Челкаш имеет много хороших качеств, но в тоже время и рассмотреть больше ничтожности в Гавриле.

Сам по себе Гаврила труслив и просто до смерти боится участвовать в незаконных делах. Он готов убежать, скрыться от Челкаша, но все меняется. Когда Гаврила увидел много денег у Челкаша, он стал жадным и опасным. В строках рассказа отчетливо видно перемены в данном персонаже. Для Челкаша это всего лишь деньги, которые он любит с легкостью и без жадности тратить.

От вида денег Гаврила задумал убить коллегу, но и здесь Горький показывает, что он настолько ничтожен и слаб, что даже не смог как следует ударить напарника. С раной на голове, Челкаш отдает все деньги подлому Гавриле, и герои расходятся в разные стороны.

Читая данный рассказ, изначально можно проникнуться жалостью к Гавриле из-за его бедности и никчемной жизни. Но ближе к концу произведения мнение меняется и видно, что даже такой человек как Гаврила способен на предательство при виде денег.

  • Сочинение по картине Кустодиева Масленица 5, 7 класс описание
  • История создания пьесы На дне Горького

    Несомненно, мечтой любого драматурга является создание нетленного произведения: такого, которое не просто заденет чувства и эмоции современников, но которым будет восхищаться еще много поколений людей после смерти автора.

  • Сочинение Примеры материнской любви из литературы

    В художественной литературе можно найти огромной количество произведений, в которых проявляется материнская любовь. Бывают различные проявления любви: от бесконечной

  • Рассказ «Челкаш» открывается картиной грязного, отвратительного порта, символизирующего обобщенный образ мира, который враждебен человеку: громада порта подавляет человека шумом, грохотом, грязью и вонью, и «пыльные фигуры людей» наполняют глубокие трюмы пароходов «продуктами своего рабского труда».

    Главным героем повествования является Гришка Челкаш, заядлый пьяница и ловкий, смелый вор. Автор крупным планом дает его портрет, в котором совмещаются как романтические, так реалистические черты: романтический ореол придают ему гордый,
    независимый вид, умение держаться с чувством собственного достоинства, смелость, внешнее сходство с хищной птицей. Он был бос, в старых, вытертых плисовых штанах, без шапки, в рваной рубахе. Это описание подчёркивает жизненность этого персонажа и принадлежность его к определенному социальному слою.

    Завязкой конфликта является встреча Челкаша, который ищет замену своему помощнику, гребцу (старый и испытанный товарищ Мишка сломал ногу), с деревенским парнем Гаврилой. Портрет Гаврилы контрастирует с портретом Челкаша: у него «загорелое и
    обветренное лицо, большие голубые глаза, доверчивый и наивный взгляд», Кажется, что именно этот герой будет носителем нравственного начала. Но Горький показывает полную его несостоятельность. Сначала во время описания воровства, когда Гаврила
    смертельно напуган, автор подчеркивает его малодушие, неумение держать себя в руках, трусость («он тихо всхлипывал, плакал, сморкался, ерзал на лавке»). Гаврила мечтает только об одном: скорее добраться до берега. Но оправившись от страха, поняв, что
    дело сделано, Гаврила тут же забывает обо всем, увидев деньги, и в глазах его загорается жадность. («Гаврила увидел пестрые бумажки, и все в его глазах приняло яркие, радужные оттенки»). Деньги дали бы ему все, о чем он мечтал. И ради достижения своей мелкой, корыстной мечты Гаврила пытается убить Челкаша (кульминация). Ужаснувшись содеянному, Гаврила все-таки просит прощения У своего подельника, и герои навсегда расстаются (развязка).

    Таким образом, носителем нравственного начала оказывается не добродушный деревенский парень, а вор Гришка Челкаш, в итоге поступивший благородно и великодушно (в конце концов он отдал деньги напарнику и простил ему его проступок). Следует отметить, что все события, описанные в рассказе, показаны на фоне романтического морского пейзажа. И пейзаж здесь выполняет не просто фоновую, декоративную функцию, но и является средствам изображения психологии и мировоззрения героев. (Вспомним, как относятся к морской стихии персонажи — Челкаш любит море, чувствуя внутреннее родство с ним, а Гаврила панически боится неведомой ему стихии). Пейзаж также выступает в роли третьего героя, соучастника и свидетеля преступления. Недаром писатель часто прибегает здесь к приему олицетворения: «море спало здоровым, крепким сном работника … », «море проснулось, море выло, швыряло большие, тяжелые волны на прибрежный песок …». Несмотря на явную симпатию автора к герою-босяку, писатель показывает. неоднозначность, противоречивость этого образа: с одной стороны, в его характере проявляются такие качества, как вольнолюбие, чувство собственного достоинства, великодушие, даже благородство, с другой, — жестокость, непредсказуемость, желание властвовать над доверившимся ему человеком, презрение к людям.