Человек и его духовные ценности древнерусской литературы. Духовно- нравственная система ценностей в древнерусской литературе. Основные приёмы, формы и методы изучения

Cлайд 1

Cлайд 2

Тип растения: кустарник Отношение к свету: светолюбивое Отношение к влаге: влаголюбивое Сроки цветения: весна, лето, осень Высота: среднее (50-100 см), низкое (10-50 см) Ценность в культуре: красивоцветущее, декоративнолиственное, съедобное, ароматное

Cлайд 3

Cлайд 4

Роза - древнейший цветок, сопровождающий человека. Аромат розы - наверное, самый известный из ароматов любви. Роза - сложный цветок для выращивания, но если у вас получится, то она привнесет в ваш дом спокойствие, уют и гармонию.

Cлайд 5

Энергетика розы характеризуется вращательными колебаниями, направленными вовне. Энергия движется по спирали от центра растения все расширяющимися кругами. Действует возбуждающе, придает силы, поэтому растения с такой энергетикой не стоит комбинировать с растениями, излучающими облакообразные колебания.

Cлайд 6

Следует помнить, что при всей своей красоте роза - вампир и подходит далеко не для каждого дома. Одаривая своим великолепием, роза будет требовать от вас отдачи энергии, душевных сил. Если вы с розой нашли общий язык, она своей красотой и совершенством непременно гармонизирует биоэнергетическую обстановку в вашем доме.

Cлайд 7

Cлайд 8

По цветочному гороскопу роза - Лев, и, как все Львы, экспансивна, горда, полна чувства собственного достоинства. Роза-Лев легко уживается в одном доме с Близнецами, Рыбами, Девой, Весами. Категорически противопоказано ей совместное проживание с Овном, Стрельцом, Скорпионом и Львом. К остальным знакам она индифферентна.

Cлайд 9

Cлайд 10

Самое известное из эфирных масел - розовое. Считается, что типичный запах этого масла имеют лишь розовые и красные сорта роз. Розовое масло в чистом виде или в косметике (оно входит в состав многих духов) придает женщине чувственность и оттенок нежности.

Cлайд 11

Cлайд 12

В Древней Индии человек, принесший розу царю, мог просить все, чего только пожелает. По одной древнегреческой легенде, Земля, увидев дивную красавицу Афродиту, появившуюся из морской пены, решила создать что-либо не менее прекрасное. И создала розу. С тех пор роза посвящена Афродите. Но розы оставались белыми до тех пор, пока не случилось несчастье с ее любимым Адонисом. Узнав о том, что он смертельно ранен, богиня устремилась на его поиски. Острые шипы и камни ранили ей ноги. Капли божественной крови падали на розы, превращая их из белых в красные.

Cлайд 13

По другим источникам, розу создала богиня цветов Флора. Во многих народных обрядах розе отводилось почетное место. Свадьба, признание в любви, встреча воинов - везде присутствовали розы. Греки не только наслаждались розами, но и изучали их как культуру. Теофраст описал существовавшие в Греции виды роз и способы ухода за ними. Уже тогда он написал, как можно размножать розы с помощью черенков, как делать обрезку, для того чтобы улучшить цветение, как правильно выбрать место для посадки.

Cлайд 14

Индийские пураны (мифы) рассказывают о том, что из распускающегося бутона розы родилась красивейшая из женщин - Лакшми, богиня красоты, ставшая женой Вишну. Укрывавшая ее роза превратилась в символ божественной тайны и с тех давних времен считается у всех восточных народов священной.

Cлайд 15

В Греции также относились к розе, как к дару богов. Один из выдающихся греческих лириков Анакреон полагал, что она возникла из белоснежной пены моря, покрывавшей тело Афродиты, когда богиня ступила на сушу. Боги обрызгали великолепную белую розу нектаром, и она стала дивно благоухать. Сложный путь розы привел ее в средневековую Европу. Там в более поздние времена возник образ розы - защитницы благих дел, например, до наших дней дошла легенда о святителе Николае. Он взял в монастыре хлеб, чтобы в холодную зиму накормить замерзающих бедняков, но по дороге его остановил строгий настоятель монастыря. И тогда хлеб вдруг превратился в розы - то был знак свыше, что Бог на стороне святителя, совершающего это доброе дело.

Cлайд 16

В основе национальных ценностей, духовных и нравственных ориентиров лежит наша тысячелетняя культура. Именно воплощением христианских идеалов наших предков являются величественные храмы, иконопись, древняя литература. В настоящее время особенно важно привлечь подрастающее поколение к отечественным духовным традициям.

Ответственная роль в этом отводится урокам литературы, где решается проблема “духовно-нравственного воспитания”, под которым понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него нравственных чувств, нравственного облика, нравственной позиции, нравственного поведения. Всякая литература создает свой мир, воплощающий мир представлений современного ей общества. Попробуем восстановить мир древнерусской литературы. Что же это за единое и огромное здание, над построением которого трудились семьсот лет десятки поколений русских книжников – безвестных или известных нам только своими скромными именами и о которых почти не сохранилось биографических данных, и не осталось даже автографов?

Чувство значительности происходящего, значительности всего временного, значительности истории человеческого бытия не покидало древнерусского человека ни в жизни, ни в искусстве, ни в литературе. Человек, живя в мире, помнил о мире в целом как огромном единстве, ощущал свое место в этом мире. Его дом располагался красным углом на восток.

По смерти его клали в могилу головой на запад, чтобы лицом он встречал солнце. Его церкви были обращены алтарями навстречу возникающему дню. В храме росписи напоминали о событиях Ветхого и Нового Заветов, собирали вокруг него мир святости. Церковь была микромиром, и вместе с тем она была макро человеком. Большой мир и малый, вселенная и человек!

Все взаимосвязано, все значительно, все напоминает человеку о смысле его существования, о величии мира, значительности в нем судьбы человека. Не случайно в апокрифе о создании Адама рассказывается, что тело его было создано от земли, кости от камней, кровь от моря (не из воды, а именно от моря), очи от солнца, мысли от облаков, свет в очах от света вселенной, дыхание от ветра, тепло тела от огня. Человек – микрокосм, “малый мир”, как называют его некоторые древнерусские сочинения. Человек ощущал себя в большом мире ничтожной частицей и всё же участником мировой истории.

В этом мире всё значительно, полно сокровенного смысла… Древнерусскую литературу можно рассматривать как литературу одной темы и одного сюжета. Этот сюжет – мировая история, и эта тема – смысл человеческой жизни…

Литература - не естественнонаучная теория, не учение и не идеология. Литература учит жить, изображая. Она учит видеть, видеть мир и человека. Значит, древнерусская литература учила видеть человека способным к добру, учила видеть мир как место приложения человеческой доброты, как мир, который может измениться к лучшему.