Человек в мире искусства. Зачем нужно искусство? Что такое настоящее искусство? Роль и значение искусства в жизни человека. Каким бывает искусство

Какой бы сложной и непредсказуемой ни была наша жизнь, всегда существуют моменты и события, которые ее украшают и делают прекрасной. Мы всегда стараемся стремиться к лучшему, к чему-то хорошему. Жить, любить, заниматься чем-то полезным для себя и общества - это замечательно. Роль искусства в так же немаловажна, как и сама жизнь. Все, что нас окружает, - это своего рода искусство.

Еще в древние времена наши предки пытались изобразить на стенах, кусочках кожи, камнях какие-то картины, события своей жизни, сражения, охоту. В те времена они и не подозревали, что их попытки принесут много новых знаний для человечества в будущем. Их скульптуры, предметы утвари, оружие, одежда имеют большое значение, благодаря этим находкам мы знаем историю развития наших предков. Тогда они и понятия не имели, о том, что все, что они делают - это искусство, и то, что роль искусства в жизни человека будет очень велика.

Культурному развитию, нравственности способствуют разные направления искусства (сущность, которых заключается в том, чтобы показать и научить реальному и прекрасному миру). С помощью музыки, поэзии профессионалов и любителей мы можем познать эстетическое восприятие нашего мира. Поэтому роль искусства в жизни человека просто огромна!

Художники, скульпторы, поэты, музыканты и каждый человек, который пытается передать своим творчеством восприятие и свое видение чего-то особенного, что нас окружает, занимает важное место в культурном развитии человечества. Даже маленький ребенок, сделав свой первый рисунок, аппликацию или поделку, уже в какой-то степени прикоснулся к миру искусства. В старшем возрасте, будучи подростком, формируются его вкусы в выборе стиля одежды, предпочтения в музыке, книгах и его восприятие жизни. Мировоззрение и эстетический вкус выстраиваются в логическую цепочку при непосредственном общении с произведениями искусства, но только личная оценка влияет на выбор и формирование вкуса. Поэтому необходимо чаще сталкиваться с миром искусства и настоящими шедеврами.

Роль искусства в жизни человека столь велика, что, однажды овладев привычкой посещать музеи и художественные галереи, читать интересные книги, поэзию, захочется прикоснуться к духовному и историческому миру, знакомиться с новыми и интересными людьми, познать художественные творения других народов, познакомиться с их историей и культурой. Все это приносит разнообразие и яркие краски в нашу жизнь, способствует стремлению жить лучше, интереснее. Вокруг нас много духовного богатства и роль искусства в современном мире занимает не последнее место. Прикоснувшись к прекрасному, человек пытается внести в свою жизнь как можно больше красивых вещей, стремится к совершенству своего тела и речи, правильному поведению и общению с другими людьми. Изучая и общаясь с искусством, появляется желание самому придумывать что-то новое и оригинальное, хочется творить и изобретать.

(20)

Искусство существовало еще с древних времен. Оно сопровождало человека на протяжении всего его существования.Первыми проявлениями искусства были совсем примитивные рисунки на стенах пещер, сделанные первобытными людьми. Еще тогда, когда каждый день нужно было бороться за свою жизнь, человек тянулась к искусству, уже тогда проявлялась любовь к прекрасному.

В наше время существует много различных видов искусства. Это литература, музыкальное и изобразительное искусство и т.д.. Сейчас естественный талант человека сочетается с новейшими технологиями, создавая принципиально новые направления в искусстве. Конечно, раньше не было таких возможностей, как в наше время, но каждый художник стремился придумать что-то особенное, внести свой вклад в развитие данного вида искусства.

И все же, почему мы придаем такое большое значение искусству? Какую роль оно играет в жизни человека? Образное воссоздание реальности создает нашу личность. Культурное и духовное развитие имеет большое влияние на нашу жизнь.Действительно, в большинстве случаев людей оценивают не по внешнему виду, а по тому, что у них внутри. Человек с очень непривлекательной внешностью может оказаться прекрасным, стоит лишь познакомиться с ним поближе. Всесторонне развитые, богатые духовно люди всегда вызывали интерес у окружающих, с ними интересно и приятно общаться. Все мы должны развиваться, самосовершенствоваться, а искусство помогает нам в этом нелегком деле. Оно помогает лучше познать окружающий мир и самих себя.

Познание себя — один из важнейших этапов становления человеческой личности. Часто искусство — это способ самоутвердиться, сказать что-то всему миру. Это как послание в будущее, своеобразное обращение к народу. Каждое произведение искусства имеет свою цель: ознакомить, научить, побудить к размышлениям. Искусство требует понимания. Бездумное созерцание картин или прочтения книг великих мастеров не имеет никакого смысла. Нужно понимать, что именно хотел сказать художник, с какой целью появилось то или иное творение. Только при этом условии искусство выполнит свою задачу, научит нас чему-то.

Часто говорят, что в наше время люди почти перестали интересоваться искусством. Я считаю, что это не так. Времена меняются, меняются поколения. Не остаются без изменений и взгляды, вкусы. Но есть темы, которые будут актуальными во все времена. Конечно, наше общество придает большее значение материальном обогащению, чем духовному. Но это не значит, что люди не обращают внимания на культурную жизнь, не ценят искусство. Мы не должны забывать об искусстве, ведь оно играет важную роль в нашей жизни.

Искусство - это неотъемлемая часть деятельности индивидуума. С помощью него он познает мир, отдыхает и создает что-то новое. Роль и значение искусства в жизни человека нельзя недооценивать. Без него существовать было бы практически невозможно. Это своего рода фундамент для дальнейших открытий.

Что представляет собой искусство

Это творческая деятельность, которая позволяет человеку реализовывать свой внутренний мир. Творить можно с помощью звуков, танцев, рисунков, слов, цветов, различных природных материалов и так далее. Искусство - это одна из множества форм сознания разумных существ. Возникает оно благодаря творчеству конкретных индивидов, которые затрагивают темы, интересные не только автору, но и другим людям. Многие спрашивают: «Нужно ли искусство человеку?» Ответ определенно положительный, ведь это способ познания мира. Наука тоже является одним из видов приобретения знаний из окружающей действительности. Искусством может быть:

  • Ремесло. Любой вид деятельности человека считается творческим процессом. Мастерство в какой-то области: швейное дело, вышивка бисером, создание мебели и так далее считается искусством. Ведь человек старается передать свое видение мира в действительность.
  • Культурная деятельность. Люди всегда стремились к чему-то прекрасному. Создавая что-то хорошее, человек подчеркивает свою любовь и миролюбивость.
  • Любые выразительные формы. С развитием общества и эстетического познания, искусством можно называть абсолютно любую деятельность, которая с помощью особых средств выражает какой-то смысл.

Этот термин достаточно широк. Если его трактовать в масштабе всего человеческого общества, то это особое средство для познания или отражений окружающего мира, духовности и сознания индивида. Практически нет человека, который не смог бы дать ему объяснение. Прислушайтесь к своему внутреннему миру и определите, чем является для вас искусство. Ведь ценно оно как для конкретного автора, так и для всех людей в целом. За время существования человечества уже было создано очень много художественных произведений, которыми можно любоваться и которые смогут вас вдохновить на собственные творческие идеи.

История появления искусства

По одной из теорий, впервые человек начал заниматься творчеством во время первобытного общества. Тому свидетели - наскальные надписи. Это были первые массовые виды искусства. Наносились они в основном для практического применения. Около 40 тысяч лет назад искусство стало независимым способом для познания мира. Представлялось оно различными обрядами, музыкальными композициями, хореографией, нательными украшениями, изображениями на скалах, деревьях и шкурах убитых животных.

В первобытном мире искусство выполняло функцию передачи информации. Люди не могли общаться при помощи языка, поэтому они передавали информацию посредством творчества. Поэтому искусство для народа тех времен было неотъемлемой частью существования. Для нанесения изображений использовались предметы из окружающего мира и различные цвета из них.

Искусство в античном мире

Именно в древних цивилизациях, таких как: Египет, Индия, Рим и так далее - были заложены основы творческого процесса. Уже тогда люди стали размышлять о том, нужно ли искусство человеку. У каждого развитого центра цивилизации был свой неповторимый стиль, который переживал много веков и не менялся. В это время уже начали создаваться первые произведения художников. Древние греки изображали человеческое тело лучше всех. Они могли правильно изобразить мышцы, осанку и соблюдали пропорции тела.

Искусство в средних веках

Люди этих времен сосредотачивали свой взор на библейских сюжетах и духовных истинах. В средних веках они уже не задавались вопросом о том, нужно ли искусство человеку, ведь ответ был очевиден. В живописи или мозаике использовался золотой фон, а люди изображались с идеальными пропорциями и формами тела. Художество различного рода проникало в сферу архитектуры, строились красивые статуи. Людей не интересовало, что такое настоящее искусство, они просто создавали собственные прекрасные произведения. Некоторые исламские страны приписывали таким творениям божественную силу. Народ из Индии использовал искусство для религиозных танцев и скульптуры. Китайцы предпочитали бронзовые скульптуры, резьбу по дереву, поэтику, каллиграфию, музыку и живописные рисунки. Стиль этого народа каждую эпоху изменялся и носил названия правящих династий. В XVII веке в Японии распространялась гравировка по дереву. Вот к этому времени люди уже знали, что такое настоящее искусство. Ведь оно уже серьезно влияло на воспитание полезной личности для общества. А также служило хорошим отдыхом и расслаблением.

Эпоха возрождения и современный мир

Человечество вернулось к гуманизму и материальным ценностям. Это и повлияло на развитие искусства. Фигуры людей потеряли идеализированные формы. В эти эпохи художники старались показать Вселенную и различные идеи того времени. Трактовок того "что такое искусство" было уже очень много. Творческие люди воспринимали его как способ передать человеческую индивидуальность. Уже к XIX веку сформировалось очень много стилей, таких как символизм или фовизм. Однако уже в XX веке случилось много научных открытий и развивающихся технологий. В этот период творческие личности искали новые способы для отображения своего внутреннего мира и отражения современной красоты.

Во второй половине двадцатого века в искусство влилось направление модернизм. Люди старались найти истину и следовали жестким нормам. В этот период появилось очень много критиков живописи, которые предполагали, что ей наступил конец.

Каким бывает искусство

В современном мире творческий процесс достиг небывалого развития. С помощью всемирной сети Интернет разного вида мастерство распространяется с большой скоростью. Искусство бывает следующим:

  • Зрелищное искусство. К нему относятся театры, оперы, цирки, киноискусство и так далее. При помощи зрительного восприятия авторы передают свое видение мира и различные события. Режиссеры создают кинокартины, в которых отражаются существующие проблемы мира. Многие отрасли искусства служат для человека развлечением, например цирк.
  • Изобразительное искусство. В эту сферу входит фотография, живопись, комиксы, скульптуры и немое кино. Авторы при помощи статичной картинки передают природу, быт какого-либо народа, проблемы человечества. Немое кино относится к динамичному виду искусств. В современном мире это явление уже утратило свою популярность.
  • Выразительное искусство. Люди отражают свои взгляды в литературе, создают прекрасные строения. Также они выражают внутренний мир в музыке и хореографии. В большинстве произведений поднимаются глобальные проблемы и пороки человечества. Благодаря этому люди совершенствуются и уходят от зла и самобичевания.

Для творческого самовыражения человек изобрел очень много материалов. Художники используют краску, холсты, чернила и так далее. Архитекторы - глину, железо, гипс и прочее. Благодаря современным способам хранения информации, человек может переносить свои творения в электронный вариант. Уже сейчас есть много музыкантов, художников, режиссеров и писателей, которые используют компьютер для создания произведений искусства.

Современный мир и искусство

Творческая сфера жизни обучает индивида истинной красоте, делает милосерднее и добрее. Также искусство учит смотреть на простые вещи под другим ракурсом, чаще всего положительным. Во всех творениях нет одного определенного смысла, каждый человек в них ищет что-то свое. Также все индивидуально выбирают для себя вид деятельности. Это может быть живопись, балет или вовсе классическая литература. Люди, благодаря творчеству, учатся состраданию, чувствительности и эмоциональности. Повседневность может угнетать человека, а искусство напоминает, каким прекрасным может быть окружающий его мир. Многие люди питаются просто положительной энергией из разных авторских работ.

С малых лет индивиду прививается любовь к творчеству. Приобщение детей к искусству позволяет им учиться понимать литературу, живопись, архитектуру, музыку и многое другое. Это взращивает личность. Однако бывают случаи, когда человек не понимает, зачем нужно искусство. Такое поведение - один из этапов развития личности, после него у людей возникает непроизвольная тяга к чему-то новому неизвестному. Это позволяет расширить кругозор, совершенствоваться и формировать индивидуальные моральные ценности. Самое главное, что творчество делает человека лучше.

Как искусство влияет на развитие личности

Человек - это существо, которое формируется с помощью окружающих его событий и иных мнений. Искусство занимает в этом процессе особое место, оно влияет как на конкретную личность, так и на общество в целом. Благодаря ему у человека формируются приятные чувства, интересные мысли, моральные принципы, а развитие современного искусства помогает ему в этом. Жизнь без этой отрасли практически нереальна. Она была бы сухой, а для личностей с богатым внутренним миром представлялась лишь в черно-белых красках. Особое место в существовании занимает художественная литература как искусство. Она способна наполнять человека, как кувшин водой, жизненными принципами и взглядами. Лев Толстой считал, что духовная красота способна спасти человечество. С изучением творчества различных авторов люди становятся внутренне привлекательными.

В изобразительном искусстве человек старается передать свою точку зрения на окружающий мир, иногда из своего воображения. Ведь он не может воссоздать то, чего не существует. Каждое изображение передает конкретную мысль или чувство творца. Человек питается этими художественными произведениями. Если посыл был добрым, то и человек будет излучать положительные эмоции. Агрессивное творчество порождает у человека негативные чувства. В жизни люди должны обладать позитивными мыслями и делами, в противном случае человечеству грозит вымирание. Ведь если каждый своему окружающему будет желать зла, то могут начаться массовые акты насилия и убийств.

Приобщение детей к искусству

Родители начинают заниматься культурным воспитанием своего ребенка практически с рождения. Приобщение детей к искусству - это важная часть воспитания положительной личности. Школьный возраст считается самым благоприятным для развития культурного человека. На этой стадии в школах формируют у ребенка симпатию к классическим произведениям. На уроках они рассматривают великих художников, писателей, музыкантов и их весомый вклад в культуру человечества. Уже в дальнейшем они будут лучше воспринимать творчество различных авторов и не спрашивать о том, зачем нужно искусство. Однако когда дети переходят в средние классы, должного внимания творчеству преподаватели не уделяют. В таком случае многие родители отправляют их в специальные художественные школы. В детях воспитываются умение обучаться чему-то новому, интерес к искусству, способность творить и быть добрым человеком. Ведь весомую роль в развитии зрелой личности играют художественные творения.

Искусство и литература

Слово - это неотъемлемая часть творчества. Благодаря ему можно очень точно передать информацию, события, чувства и так далее. Художественная литература как искусство способна передать человеку широчайший спектр эмоций и взглядов на жизнь. Также воображение помогает передать картинки неописуемой красоты. Благодаря слову люди могут испытывать радость, переживания, соболезнования, грусть и так далее. Текст в книге чем-то напоминает альтернативную реальность.

Также писатели рассказывают о своих предположениях, которые касаются будущего человечества. Существует очень много популярных антиутопий, отражающих совсем не светлое будущее, например: «О дивный новый мир» Олдоса Хаксли, «1984» Джорджа Оруэлла. Они служат человеку предупреждением, чтобы он не забывал любить и старался ценить все, что имеет. Этот факт показывает, зачем нужно искусство негативной литературы. Ведь в таких книгах высмеиваются проблемы людей: безумное потребление, любовь к деньгам, власти и так далее. Ведь эти вещи совсем не приносят счастья, и нужно заниматься только благородными делами и иметь честь.

Для чего нужно искусство фотографий и картин

Почти каждый человек любит украшать стены своего дома творчеством художников или фотографов. Однако не каждый думал, для чего они там висят и как они влияют на настроение. Психологи считают, что изображения на стенах может воздействовать на человека. Картинка влияет в первую очередь на подсознание, и очень важно, какого она цвета. Воздействие окраса изображений:

  • Оранжевый цвет. Он способен создать у человека теплое и радостное чувство. Однако некоторые произведения могут, наоборот, раздражать.
  • Красные картины. Это один из самых воздействующих цветов на людей. Здоровых людей он может питать страстью и теплотой. У больных психологическими расстройствами может появиться агрессия.
  • Зеленый. Это цвет всего растительного мира, который создает в человеке чувство защищенности и свежести.
  • Голубые изображения. Они способны подарить людям спокойствие и некую прохладу. Все светлые тона влияют положительно на эмоциональное состояние человека.

Специалисты уже очень давно выяснили, что разные цвета картин и фотографий могут повышать настроение, приводить эмоции в порядок и в некоторых случаях излечивать. Однако у некоторых людей до сих пор может возникать вопрос о том, зачем нужно искусство изображений. Их можно наблюдать в школах, детских садах, учебных заведениях и на некоторых рабочих местах. Зачастую это умиротворяющие пейзажи, леса и портреты некоторых красивых людей.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Введение

1 Понятие "искусство"

Заключение

Список литературы

Одной из основных задач нашего общества, встающих перед системой современного образования, является формирование культуры личности. Актуальность этой задачи связана с пересмотром системы жизненных и художественно-эстетических ценностей. Формирование культуры подрастающего поколения невозможно без обращения к художественным ценностям накопленных обществом в процессе своего существования.

Цель данного реферата - суметь разобраться, в сущности, законах функционирования и общественной роли искусства, знакомство с которым является важнейшим условием духовного развития человека.

Формирование личности во всей многогранности её культурного развития, профессионализма, сознательной дисциплины, высокой нравственности является и целью культуры, и непременным условием культурного прогресса.

Изучение искусства разных народов и разных эпох, при условии понимания его сущности, позволяет понять общий характер соответствующих культур.

В реферате сделана попытка определить место искусства в пространстве культуры, дать представление о видах искусства, и его месте в современном обществе.

1. Понятие "искусство"

Искусство -- процесс или итог выражения внутреннего мира в (художественном) образе, творческое сочетание элементов таким способом, который отражает идеи, чувства или эмоции.

Долгое время искусством считался вид культурной деятельности, удовлетворяющий любовь человека к прекрасному. Вместе с эволюцией социальных эстетических норм и оценок искусством получила право называться любая деятельность, направленная на создание выразительных форм в соответствии с эстетическими идеалами.

В масштабах всего общества искусство -- особый способ познания и отражения действительности, одна из форм общественного сознания и часть духовной культуры как человека, так и всего человечества, многообразный результат творческой деятельности всех поколений.

Этимология слова "искусство", как в русском, так и в греческом языке (греч. ????? -- "искусство, мастерство, умение, ремесло") подчеркивает такие положительные качества, как мастерство и искусность.

Искусство, как плод художественной деятельности, запечатлевает общий характер культуры, в которой оно создается и к которой принадлежит и целостно представляет.

1.1 Искусство, как часть культуры

Сущность художественной культуры заключается в том, что творец (профессионал, любитель, народный умелец) благодаря своим развитым чувствам образно познает и образно же моделирует какой-то фрагмент реальности, а затем передает это зрителю или слушателю в эстетически выразительной форме. Художественная культура охватывает все население. Так, многие люди в молодости пишут стихи и музыку, рисуют, некоторые продолжают делать это на протяжении всей жизни. Но только то, что создано выдающимися мастерами своего дела в сфере художественной деятельности, хранится в веках как имеющее наивысшую ценность для общества и составляет искусство. Искусство - часть художественной культуры, ее вершина.

В художественном творчестве духовное и материальное проникают друг в друга, образуют нечто третье, они не просто соединяются, как в сферах материального и духовного производства, а взаимно отождествляются: так, стол как утилитарный, материальный предмет может быть выполнен из дерева, металла, пластика. Однако невозможно представить "Рабочего и колхозницу" В. Мухиной выполненной из дерева или собор святого Михаила Архангела в Нижегородском кремле созданным из бетона. Эту духовно-материальную целостность, нерасчлененность и называют художественностью. Это мышление в материале, посредством цвета, слова, звука, движения. Содержание, заключенное в произведении искусства, нельзя без потерь передать средствами другого вида искусства или просто по-другому "пересказать".

Необходимость и важность изучения искусства и его роли в жизни общества объясняется тем, что искусство как плод художественной деятельности запечатлевает общий характер культуры (скажем, первобытной, средневековой и т.д.), в которой оно создается, к которой принадлежит и которую целостно представляет. Искусство имеет аналогичную культуре структуру, так как образно раскрывает то, что связывает культуру с природой, обществом и человеком. Таким образом, изучение искусства разных народов и разных эпох позволяет понять общий характер соответствующих культур.

Слово "искусство" многозначно. В качестве художественного творчества оно отграничено от искусства в более широком смысле этого слова (умение, мастерство, ремесло - мастерство плотника, врача и т.д.). Вернее было бы назвать искусством художественную деятельность и то, что является ее результатом - произведение.

Искусство имеет творческий характер. Творчество - это инициативная одухотворенная деятельность людей и их групп во имя сохранения и упрочения имеющихся ценностей, главное же - во имя их обогащения. Творческое начало присутствует едва ли не во всех формах деятельности людей - вплоть до повседневного общения. Но наиболее полно реализуются творческие импульсы и способности людей в сферах общественно значимой деятельности: научной, производственной, государственно-политической, философской и, конечно же, художественной. Не случайно искусство принято называть художественным творчеством.

1.2 Многообразие видов искусства

Определение отличительных признаков искусства и его роли в жизни людей вызывало острые разногласия на протяжении всей истории культуры. Оно объявлялось "подражанием природе" - и "свободным формотворчеством";"воспроизведением действительности" - и "самопознанием Абсолюта","самовыражением художника" - и "языком чувств"; особого рода игрой - и особого рода молитвой. Такие разногласия объясняются многими причинами: различием философских позиций теоретиков, их идеологических установок, опорой на различные виды искусства и творческие методы (например, на литературу или на архитектуру, на классицизм или реализм), наконец, объективной сложностью строения самого искусства.

В отличие от науки, языка и других форм специализированной общественной деятельности, призванных удовлетворять различные потребности людей, искусство оказалось нужным человечеству как способ целостного общественного воспитания индивида, его эмоционального и интеллектуального развития, его приобщения к накопленному человечеством коллективному опыту, к вековой мудрости, к конкретным общественно- историческим интересам, устремлениям, идеалам. Но для того чтобы играть эту роль могущественного инструмента социализации индивидуума, искусство должно быть подобно реальной человеческой жизни, т. е. должно воссоздавать (моделировать) жизнь в её реальной целостности и структурной сложности. Оно должно "удваивать" реальную жизнедеятельность человека, быть её воображаемым продолжением и дополнением и тем самым расширять жизненный опыт личности, позволяя ей "прожить" много иллюзорных "жизней" в "мирах", созданных писателями, музыкантами, живописцами и т.д.

Вместе с тем искусство выступает одновременно и как подобное реальной жизни, и как отличное от неё - выдуманное, иллюзорное, как игра воображения, как творение человеческих рук. Художественное произведение возбуждает в одно и то же время глубочайшие переживания, подобные переживаниям реальных событий, и эстетическое наслаждение, проистекающее из его восприятия именно как произведения искусства, как созданной человеком модели жизни.

Искусство как специфическое общественное явление представляет собой сложную систему качеств, структура которой характеризуется сопряжением познавательной, оценочной, созидательной (духовно и материально) и знаково-коммуникативной граней (или подсистем). Благодаря этому оно выступает и как средство общения людей, и как орудие их просвещения, обогащения их знаний о мире и о самих себе, и как способ воспитания человека на основе той или иной системы ценностей, и как источник высоких эстетических радостей.

Гегель выделил и охарактеризовал пять так называемых великих искусств. Это архитектура, скульптура, живопись, музыка, поэзия. Наряду с ними существуют танец и пантомима (искусства телодвижения), а также постановочная режиссура - искусство создания цепи мизансцен (в театре) и кадров (в кино): здесь материальным носителем образности являются сменяющие друг друга во времени пространственные композиции.

Архитектура, декоративно-прикладное искусство, скульптура, живопись и графика относятся к искусствам пространственным. Все они оперируют объемно-пластическими материалами в трехмерном или двухмерном пространстве. Их также называют пластическими искусствами. Между собой они различаются знаковой природой.

Архитектонические искусства (архитектура, декоративно-прикладное искусство, дизайн) ничего конкретно не изображают; художественный образ строится в них неизобразительным путем. Мысли, чувства, настроения людей, следовательно, они передают косвенным, ассоциативным путем.

Скульптура, живопись и графика являются изобразительными искусствами, в них принцип создания художественной формы строится на изображении (с помощью линий, красочного пятна, объема и т.д.) Важно: они изображают не впечатления от предметов (как, например, литература), а подобия самих предметов в их зримом бытии.

Архитектура в большей степени, чем другие искусства, связана с утилитарными формами деятельности людей. Хорошо известно определение сущности зодчества: прочность, польза и красота. Эта истина остается незыблемой по сей день.

Скульптура- вид изобразительного искусства, произведения которого объемны, имеют трехмерную форму. С древних времен сама деятельность скульптора осознавалась как акт творения, подобный библейскому. В творчестве скульптора мысль не разобщается с материалом, порождая образ как сотворенную пространственную реальность.

Живопись - один из основных и древнейших видов изобразительного искусства. Наиболее полное развитие она получила с распространением техники масляной живописи (XV в). Сфера живописи по сравнению со скульптурой, несомненно, более широка. Она не ограничена только художественным изображением живых существ, в ее силах передать почти любые явления, почти весь видимый мир. На холсте можно запечатлеть и масштабное сражение, и закат над озером, и взгляд, полный радости.

Графика из всех видов изобразительного искусства наиболее парадоксальна. С одной стороны, этот вид искусства очень демократичен. С произведениями графического искусства мы встречаемся буквально на каждом шагу (книги, афиши, газеты, объявления, упаковки и пр) Но в то же время это наиболее массовое искусство является элитарным, так как очень немногие знатоки понимают графику, разбираются в ней и умеют ценить ее.

Обычно, говоря о графике, указывают на то, что это искусство черного и белого (черная линия на белой поверхности). Но в то же время можно сказать о том, что в какой-то книге яркие, многоцветные иллюстрации.

Временные искусства в системе художественной культуры - литература и музыка, те виды искусства, произведения которых развертываются во времени.

Искусство слова - практически всемогуще по своим изобразительным и выразительным возможностям, тогда как живопись и музыка односторонне отражают зримый и слышимый аспект бытия. Поскольку язык является основным средством общения людей, литература кажется самым простым и общедоступным видом искусства.

Слово не исчерпывает образа, оно служит лишь материальным основанием, за которым скрывается словесно-образный смысл. При помощи слова можно воссоздать не только зрительно воспринимаемую реальность, но и то, что доступно другим органам чувств - слуху, осязанию, обонянию. С помощью слова можно передать эмоциональное, интеллектуальное состояние человека.

Традиционно в литературе выделяют три рода: эпический, лирический и драматический.

Музыка - вид искусства, который отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных звуковых проследований. Музыка - специфическая разновидность звуковой деятельности людей. С другими разновидностями, например с речью, ее объединяет способность выражать мысли, эмоции и волевые процессы человека в слышимой форме и служить средством общения людей и управления их поведением.

Кроме перечисленных видов искусства, выделяют также зрелищные искусства в системе художественной культуры. Это пантомима и танец, цирк и театр, кино и эстрада. Их художественный материал предметен, включен в пространственную среду и работает только в этой среде. Но при этом он не статичен, а живет во времени, развивается, трансформируется, видоизменяется. Существуя в пространстве сцены, арены, экрана, эти искусства, в то же время, представлены на обозрение публики, ориентированы на визуальное восприятие, что позволяет их назвать также зрелищными искусствами.

Зрелищные искусства - синтетичные по своей природе. В них соединяются как противоположные, так и близкие по своим характеристикам искусства. Так, например, театр объединяет на сцене искусство слова и пантомиму; кроме того, актерское мастерство на сцене окружено и поддержано архитектурой, музыкой, живописью.

2. Роль искусства в жизни человека и общества

2.1 Эстетические ценности, их роль в жизни человека и общества

Искусство выполняет целый ряд функций, разные исследователи насчитывают их до десяти-двадцати. И все же важнейшей, специфической функцией искусства является художественная, которая заключается в его способности целостного конкретно-чувственного отображения жизни и целостного же влияния на духовный мир человека. Искусство - прежде всего явление эстетическое. Его сфера - создание творческим усилием человека произведения, предназначенного для эстетического восприятия, для восприятия прекрасного.

Искусство имеет непосредственное отношение к созданию, накоплению, передаче ценностей, ценностей не материальных, но духовных. Ценность - нечто обладающее позитивной значимостью. Это может быть реально существующий предмет либо метафизическое начало, мыслимое и воображаемое.

Ценности играют в жизни людей роль ориентиров. Представления о ценностях исторически изменчивы. В европейской античности, например, высшими благами почитались красота, соразмерность, истина, в христианском мире - вера, надежда, любовь. В эпоху рационализма статус высшей ценности приобретает разум.

Мы учимся у искусства вечным ценностям, благодаря чему искусство воспитывает нашу нравственность. Оно ориентируется и ориентирует на них, постигает и освещает реальность в соотнесении с ними. Художественные ценности - способны оказывать возвышающее воздействие на чувства, волю и разум людей. Это совершенные творения искусства, необходимые каждому из нас для полноценного духовного бытия, успешной деятельности людей в разных сферах.

Духовное освоение произведений искусства - одна из высших человеческих потребностей. Художественная потребность присуща всем людям, достигшим уровня сознательного бытия. Однако художник в высшей степени одарен такой потребностью.

Эстетический опыт человечества, богатый и разнообразный на сегодня, формировался на протяжении тысячелетий.

Значение эстетического в жизни и каждого человека, и человечества в целом огромно. Эстетические эмоции в состоянии приобретать масштабность и знаменовать некие взлеты духа, звездные миги в истории человечества.

Благодаря эстетическим переживаниям упрочивается единение людей с благими и универсальными началами бытия. Эстетические эмоции дают человеку возможность обретения духовной свободы. Ф. Шиллер утверждал, что красота открывает человеку путь к совершенству и гармонии, к согласию чувственных и духовных сил.

2.2 Модернизм и постмодернизм в искусстве ХХ века

В начале ХХ века в мире произошла эстетическая революция, связь которой с социальными потрясениями того времени очевидна. Классическая изобразительная система перестала работать там, где сама картина мира лишилась ясных очертаний. Изменилась идеология, образ жизни людей, ее ритм. Научно-технический прогресс также неузнаваемо преображает человеческое общество. В начале столетия возникает массовое стандартизированное производство, вкусы и предпочтения людей все больше меняются, что в итоге приводит к распространению массовой культуры и массового искусства. На историческую сцену выходят массовый потребитель, массовое сознание, массовая культура.

Итак, в ХХ в. характер художественного творчества радикально меняется, и это, прежде всего, связано с практикой модернизма (авангардизма) и постмодернизма. Искусство предшествующего времени воспринималось как деятельность чрезвычайно серьезная. Оно претендовало не менее как на миссию спасителя рода человеческого (что особенно ярко проявилось в эстетических воззрениях романтиков). Современное искусство, с одной стороны, ощущает бесструктурность и невыразимость современных реалий, с другой - остается неодолимым желание художника встать над схваткой, превратить хаос в порядок.

Модернизм строился на отрицании предшествующего искусства, но одновременно являлся броском в будущее, вырабатывал адекватный художественный облик эпохи. Это была "переработка современностью собственного смысла".

Модернизм связан с отходом культуры от реализма, с провозглашением независимости искусства от действительности. Художники-модернисты (авангардисты) экспериментируют с художественным материалом, создают новые стиль, язык, содержание в изобразительном искусстве.

Искусство ХХ века все более усложняется. Отсутствие устойчивых стилевых течений (таких как классицизм, романтизм и т.д. в предшествующие эпохи), заметное с начала ХХ века, нередко делает весьма проблематичным сам процесс художественного контакта.

Рост образованности населения привел к вторжению масс в искусство, в результате чего в ХХ столетии произведения стали ориентироваться на определенные слои потребителей - на высоко эрудированную элиту и не слишком грамотную массовую аудиторию. Так получают распространение элитарная и массовая культура (соответственно, высокое и массовое искусство).

Разделение культуры на культуру для всех и культуру для избранных существовало издавна. Жрецы и шаманы уже в древние времена составляли культурную элиту. Когда возникла письменность, появилась грань между культурой образованных людей и народной культурой (фольклором).

Народная культура и народное искусство отражают высшие духовные, эмоционально пережитые и закрепленные в чувствах и вкусах состояния человека и его удовлетворенность и неудовлетворенность миром, устремление к гармонизации отношений с ним, воплощает идеальные представления масс. Именно в народной культуре формируются представление о добре и зле, о герое и злодее, о прекрасном и ужасном и т.д.

Элитарная культура создается привилегированной частью общества либо по ее заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, классическую музыку, литературу. Высокая культура трудна для понимания неподготовленного человека. Круг ее потребителей - высокообразованная часть общества (критики, литераторы, постоянные посетители музеев, театралы, художники и т.д.), то есть специалисты в какой-либо области высокой культуры.

Классическое, высокое или элитарное искусство, как показало время, является тем фундаментом, на котором создаются, и будут создаваться ценности, пополняющие духовный арсенал человечества.

В отличие от элитарной культуры, требующей серьезной интеллектуальной и духовной готовности для ее освоения, массовая культура воспринимается как не требующее усилий, естественное явление, над которым не надо ломать голову и испытывать эмоциональное потрясение.

Массовое искусство бесконечно тиражирует суррогаты и подделки, что притупляет вкус публики. В качестве примеров массового искусства можно привести эстраду, клиповую культуру, индустрию моды, определенные жанры кино - и телеискусства (мелодрама, боевик и пр)

Массовая культура была, есть и будет всегда. Объем информации, содержащийся в современной культуре, необъятен. Глубокие по содержанию произведения часто сложны для восприятия и требуют для освоения значительных усилий, эмоциональных и интеллектуальных. Чрезвычайно сложным стало и современное искусство.

Конечно, высокое и массовое искусство ориентируются на преимущественное удовлетворение разных потребностей людей. Так, массовое искусство направлено, прежде всего, на удовлетворение рекреативной и компенсаторной потребностей при безусловной реализации отдельными его произведениями и других функций, тогда как высокое искусство - хранилище эстетических ценностей, созданных человечеством, - является источником удовлетворения самого широкого круга людских потребностей (познавательной, воспитательной, социальной и т.д.).

Заключение

Таким образом, искусство нельзя считать необязательным приложением к более насущным благам и потребностям людей. Оно играет огромную роль в жизни человеческого общества, обеспечивая создание, накопление и трансляцию духовного опыта и эстетических ценностей от поколения к поколению, от человека к человеку, от культуры к культуре. Искусство является своеобразным зеркалом и самосознанием любой культуры, в котором отражаются ее сущностные черты. Осваивая произведения искусства, человек социализируется, познает мир, его прошлое, настоящее и будущее, научается постигать эмоционально-интеллектуальный мир другого. Потребность в искусстве никогда не покидает человека; даже в самые тяжелые исторические моменты он испытывает ее. Отказ от художественной деятельности способен вернуть человека в первобытное состояние, пренебрежение к высокой культуре и ее ценностям может привести и приводит к падению нравственности и, как следствие, разгулу преступности, наркомании и т.п. явлениям. И культурная политика любого государства должна обеспечивать поддержку высокого искусства, которое в условиях рынка переживает далеко не лучшие времена.

Список литературы

1. М.Г. Балонова. Искусство и его роль в жизни общества, (учебное пособие), Нижний Новгород, 2007

2. Е.Г. Борисова. Культура, ее значение в жизни человека и общества, Ульяновск, 2004

3. Советский энциклопедический словарь, изд.3, М. 1985

4. Материал из Википедии -- свободной энциклопедии

5. Кремлев Ю. Очерки по эстетике музыки, 2 изд., М., 1972

6. Виппер Б.Р. Статьи об искусстве, М., 1970

Подобные документы

    Искусство в пространстве культуры. Законы его функционирования и общественной роли, происхождение и виды. Автономность искусства и природа художественного образа. Эстетические ценности и их роль в обществе. Модернизм и постмодернизм в искусстве ХХ века.

    реферат , добавлен 20.05.2009

    Искусство - неотъемлемая часть жизни людей. Характеристика модернизма - направления в искусстве и литературе XX века. Абстракционимзм, импрессионизм, кубизм, футуризм, сюрреализм. Постмодернизм - характеристика постнеклассического типа философствования.

    контрольная работа , добавлен 29.11.2010

    Выявление функций, эстетического своеобразия и роли постмодернизма в художественно-эстетических процессах современной культуры. Постмодернизм в изобразительном искусстве Соединенных Штатов Америки и Европы. Мультимедийное искусство и концептуализм.

    курсовая работа , добавлен 10.04.2014

    Характеристика эпохи, идеи и художественные открытия века. Характерные особенности искусства, влияние технического прогресса на общество, духовная жизнь человека. Направления мировой культуры, авангардизм, модернизм, постмодернизм, русская икона XX века.

    реферат , добавлен 25.05.2010

    Культурологические проблемы социализации личности. Образ жизни и смысл жизни индивида. Понятие нравственной культуры человека и общества. Мораль и красота как системообразующие признаки культуры. Смысл истории как основа духовной жизни личности общества.

    контрольная работа , добавлен 19.01.2011

    Историческое развитие культуры XX века, влияние на ее становление социальных процессов. Сущность и причины зарождения течений модернизма и постмодернизма в искусстве и литературе ХХ века. Влияние НТР на развитие культуры. Концепция двух культур Ч. Сноу.

    реферат , добавлен 04.09.2009

    Духовная жизнь общества. Различные сферы духовной культуры и их влияние на развитие человека. Влияние науки на духовное развитие человека. Искусство и религия – как часть духовной культуры. Культура как сумма всех видов деятельности, обычаев, верований.

    реферат , добавлен 21.12.2008

    Предназначение искусства. Понятие искусства. Художественная социализация личности и формирование эстетического вкуса. Перспектива художественной культуры в переходный период. История взаимодействия художественной культуры и личности.

    контрольная работа , добавлен 04.08.2007

    Происхождение искусства и его значение для жизни людей. Морфология художественной деятельности. Художественный образ и стиль как способы бытия искусства. Реализм, романтизм и модернизм в истории искусства. Абстракционизм, поп-арт в современном искусстве.

    реферат , добавлен 21.12.2009

    Искусство есть особая форма общественного сознания и духовной деятельности человека, специфика которой состоит в отображении действительности посредством художественных образов. Определение отличительных признаков искусства и его роли в жизни общества.

1. Предназначение искусства.

Вопрос, какую роль играет искусство в человеческой жизни, столь же древен, как и первые попытки его теоретического осмысления. Правда, как замечает Столович Л.Н. , на самой заре эстетической мысли, выражаемой подчас в мифологической форме, собственно, и вопроса никакого не было. Ведь наш далекий предок был уверен в том, что проткнуть изображение бизона реальной или нарисованной стрелой- значит обеспечить удачную охоту, исполнить воинственный танец - значит наверняка победить своих врагов. Спрашивается, какие же сомнения могли быть в практической действенности искусства, если оно было органически вплетено в практическую жизнь людей, было неотторжимо от ремесла, творившего мир необходимых для существования людей предметов и вещей, было связано с магическими обрядами, благодаря которым люди стремились воздействовать на окружающую их действительность? Стоит ли удивляться их вере в то, что Орфей, которому древнегреческая мифология приписывает изобретение музыки и стихосложения, мог своим пением склонять ветви деревьев, сдвигать камни и укрощать диких зверей.

Мир художественных образов, по убеждению античных мыслителей и художников, «подражавший» жизни, становился неотьемлемой частью истинной жизни человека. Еврипид, например, писал:

Нет, не покину, Музы, алтарь ваш…

Истинной жизни нет без искусства…

Но как воздействует на человека удивительный мир искусства?

Уже античная эстетика стремилась дать ответы на этот вопрос, однако они не были однозначными. Платону, признавшему только такие произведения искусства, которые укрепляют нравственные основы аристократического государства, подчеркивал единство эстетической действенности искусства и его нравственного значения.

На «подражании» действительности, по Аристотелю, основывается способность искусства оказывать на человека и моральное и эстетическое воздействие, формируя сам характер его чувств: « Привычка же испытывать огорчение или радость при восприятии того, что подражает действительности, ведет к тому, что мы начинаем испытывать те же чувства и при столкновении с действительностью.»

История художественной культуры запечатлела немало случаев, когда восприятие искусства послужило непосредственным импульсом для совершения тех или иных поступков, для изменения образа жизни. Начитавшись рыцарских романов, бедный идальго Кехана превратился в Дон Кихота Ламанчского и отправился на тощем Росинанте утверждать в мире справедливость. Сам образ Дон Кихота стал с тех пор нарицательным, послужил примером для подражания уже в реальной жизни.

Таким образом, мы видим, что истоки искусства- в действительности, но произведение искусства представляет собой особый мир, предполагающий восприятие, отличное от восприятия жизненной реальности. Если же зритель, принимая искусство за реальность, порывается установить справедливость, физически расправляясь с актером, играющим злодея, стреляет в киноэкран или бросается на картину с ножом, угрожает романисту, беспокоясь за судьбу героя романа, то все это очевидные симптомы или психической патологии вообще, или же, по крайней мере, патологии художественного восприятия.

Искусство действует не на одну какую-либо человеческую способность и силу, будь то эмоция или интеллект, а на человека в целом. Оно формирует, подчас безотчетно, неосознанно саму систему человеческих установок, действие которых проявится рано или поздно и зачастую непредсказуемо, а не просто преследует цель побудить человека к тому или иному конкретному поступку.

Художественная гениальность знаменитого плаката Д.Моора « Ты записался добровольцем?», который так широко пропагандировался в дни Второй мировой войны, в том и состоит, что он не ограничен сиюминутной прагматичной задачей, а взывает к человеческой совести через все духовные способности человека. Т.е. сила искусства в том и состоит, чтобы взывать к человеческой совести, пробуждать его духовные способности. И по этому поводу можно привести знаменитые слова Пушкина:

Думается, в этом истинное предназначение искусства.

Искусство не устаревает. В книге академика философа И.Т. Фролова « Перспективы человека» содержатся рассуждения о том, почему искусство не устаревает. Так, в частности, он замечает: « Причина этого- в неповторимой оригинальности произведений искусства, их глубоко индивидуализированном характере, обусловленном в конечном счете постоянной обращенностью к человеку. Уникальное единство человека и мира в произведении искусства, «человеческая действительность», познаваемая им, глубоко отличают искусство от науки не только по используемым средствам, но и по самому объекту его, всегда соотнесенному с личностью художника, его субъективным мировосприятием, тогда как наука стремится выйти за эти пределы, устремляется к «надчеловеческому», руководствуясь принципом объективности. Поэтому наука стремится и к строгой однозначности восприятия знания человеком, она находит соответствующие средства для этого, свой язык, тогда как произведения искусства не имеют такой однозначности: восприятие их, преломляясь через субъективный мир человека, порождает целую гамму глубоко индивидуальных оттенков и тонов, делающих это восприятие необычайно многообразным, хотя и подчиненным определенному направлению, общей теме» .

Именно в этом заключается тайна необычайного воздействия искусства на человека, его нравственный мир, образ жизни, поведение. Обращаясь к искусству, человек выходит за пределы рациональной однозначности. Искусство открывает загадочное, не поддающееся научному познанию. Именно поэтому человек нуждается в искусстве как в органической части того, что заключено в нем самом и в мире, который он познает и которым наслаждается.

Известный датский физик Нильс Бор писал: « Причина, почему искусство может нас обогатить, заключается в его способности напоминать нам о гармониях, недосягаемых для систематического анализа». В искусстве часто освещаются проблемы общечеловеческие, «вечные»: что есть добро и зло, свобода, достоинство человека. Меняющиеся условия каждой эпохи заставляют заново решать эти вопросы.

2. Понятие искусства.

Слово «искусство» часто употребляется в своем первоначальном, очень широком значении. Это-всякая искушенность, всякое умельство, мастерство в осуществлении каких угодно задач, требующем какого-то совершенства своих результатов. В более же узком значении слова, это- творчество « по законам красоты». Произведения художественного творчества, как и произведения прикладного искусства, создаются по «законам красоты». Произведения всех видов художественного творчества заключают в своем содержании обобщающее осознание жизни, существующей за пределами этих произведений, и это в основном человеческая, общественная, национально-историческая жизнь. Если в содержании художественных произведений заключается обобщающее осознание национально- исторической жизни, то в нем, значит, необходимо различать отражение каких-то общих, существенных особенностей самой жизни и обобщающее их сознание художника.

Произведение искусства, как и всех других видов общественного сознания, всегда бывает единством познаваемого в нем объекта и познающего этот объект субъекта. Познаваемый и воспроизводимый лирическим художником « внутренний мир», даже если это его собственный «внутренний мир», всегда является все же объектом его познания- познания активного, заключающего в себе отбор существенных особенностей этого «внутреннего мира» и их осмысление и оценку.

Значит, суть лирического творчества заключается в том, что в нем обобщенно осознаются в основном особенности человеческих переживаний - или в их собственном временном состоянии и развитии, или в их направленности на внешний мир, например на явление природы, как в пейзажной лирике.

Эпос, пантомима, живопись, скульптура имеют между собой огромные различия, вытекающие из особенностей средств и способов воспроизведения жизни в каждом из них. И тем не менее все они- изобразительные искусства, во всех них существенные особенности национально-исторической жизни осознаются в их внешних проявлениях.

В первобытном, доклассовом обществе искусство как особенная разновидность общественного сознания еще не существовало самостоятельно. Оно находилось тогда в нерасчлененном, недифференцированном единстве с другими сторонами синкретического сознания и выражающего его творчества- с мифологией, магией, религией, с легендами о прошлой родо-племенной жизни, с примитивными географическими представлениями, с нравственными требованиями.

А затем искусство в собственном смысле слова расчленилось с другими сторонами общественного сознания, выделилось среди них в особенную специфическую его разновидность. Оно стало одной из форм развития общественного сознания различных народов. Так его и следует рассматривать в его позднейших изменениях.

Таким образом, искусство- это особенная содержательная разновидность сознания общества, это - художественное содержание, а не научное и не философское. Л. Толстой, например, определил искусство как средство обмена чувствами, противопоставив ему науку как средство обмена мыслями.

Искусство часто сравнивают с отображающим зеркалом. Это не точно. Вернее бы сказать, как подметил Нежнов- автор брошюры « Искусство в нашей жизни»: искусство есть особое зеркало с единственной и неподражаемой структурой, зеркало, отражающее действительность через мысли и чувства художника. Через художника в этом зеркале отражаются те явления жизни, которые привлекли внимание художника, взволновали его.

3. Художественная социализация личности и формирование эстетического вкуса.