Чем отличается русский классицизм от европейского. Чем русский классицизм в архитектуре отличается от европейского? Литературное направление в России

Но в отличие от европейского классицизма русские писатели-классицисты закладывали в основу своих произведений сюжеты из отечественной истории и близкую к действительности проблематику. Поэтому, прежде всего, русские писатели-классицисты обличали пороки их современности, главным из которых являлось крепостное право.

Главными представителями русского классицизма можно назвать М.В. Ломоносова, Г.Р. Державина и И.А. Крылова.

В основе классицизма (и русского, и европейского) лежат идеи Просвещения.По мнению классицистов, разум дан человеку, чтобы постичь идеи Творца. Человек отличается от всех других существ именно тем, что он всегда стремится постичь окружающий мир. В русском Просвещении на первый план выходит образ просвещенного дворянина-патриота.

Билет №4

Говоря об образе "идеального рыцаря", можно установить целый ряд нравственно-психологических категорий образующих этот образ, отраженный в романе. Среди них первое место занимает доблесть. Это качество рыцаря определяется его социальным бытием профессионального воина. Получает в первую очередь этическое оправдание и непосредственно увязывается с идеей нравственного совершенства. Доблесть мотивирует поступки рыцаря, заставляет его искать приключений - "авантюр". Кодекс рыцарства требовал от человека много достоинств, ибо рыцарь - это тот, кто благородно поступает и ведет благородный образ жизни. Странствующий рыцарь должен был подчиняться четырем законам: никогда не отказываться от поединка; в турнире выступать на стороне слабых; помогать каждому, дело которого справедливо; в случае войны поддерживать справедливое дело. Тристан ни разу не нарушил ни одно положение этого кодекса. Содержание анализируемого романа подтверждает тот факт, что Тристан - благородный рыцарь, истинный герой. Вся недолгая жизнь его была посвящена тем принципам, которым научил его некогда приемный отец- Горвенал: рыцарь - это тот, кто благородно поступает и ведет благородный образ жизни. Помимо нравственно- психологического портрета воина, роман дает общее представление о тактике боя, вооружении и облачении рыцаря в указанную эпоху. Но прежде всего роман о Тристане и Изольде- это повествование о любви, которая сильнее смерти, о вине любимого и любящего перед нелюбимым, миф о вечном возвращении Тристана и о горьком счастье королевы, о великодушии и жестокости короля Марка. Представления о доблести, чести, верности, взаимном уважении, благородных нравах и культе дамы очаровывали людей иных культурных эпох. Роман даёт общее представление и приводит собирательный образ идеальной дамы, достойной поклонения великого воина. Этот образ является отражением эпохи, культом почитания Богоматери. "Роман воплощает мечту о счастье, ощущение силы, волю к победе над злом. Именно в этом, вне всякого сомнения, состояла его первичная социальная функция: она на многие века пережила условия, которые вызвали ее к жизн



Композиция «Горя от ума» имеет несколько особенностей . Во-первых, в пьесе две сюжетные линии, тесно переплетённые. Завязки (приезд Чацкого) и развязки (последний монолог Чацкого) этих сюжетных линий совпадают, но всё-таки комедия с троится на двух сюжетных линиях, ибо у каждой из них своя кульминация. Во-вторых, главной сюжетной линией является социальная, так как она проходит через всю пьесу, в то время как любовные отношения понятны ещё из экспозиции (Софья любит Молчалина, а Чацкий для неё - детское увлечение). Объяснение Софьи и Чацкого происходит в начале третьего действия, значит, третье и четвёртое действия служат раскрытию общественного содержания произведения. В общественном конфликте участвуют Чацкий, гости Фамусова, Репетилов, Софья, Скалозуб, Молчалин, то есть практически все действующие лица, а в любовной истории - только четверо: Софья, Чацкий, Молчалин и Лиза.
Подводя итог, следует отметить, что «Горе от ума» - комедия двух сюжетных линий, причём социальная занимает в пьесе значительно больше места и обрамляет любовную. Поэтому жанровое своеобразие «Горя от ума» можно определить так: социальная, а не бытовая комедия. Любовная сюжетная линия играет второстепенную роль и придаёт пьесе жизненное правдоподобие.
Мастерство Грибоедова-драматурга проявилось в том, что он искусно переплетает две сюжетные линии, используя общую завязку и развязку, сохраняя таким образом целостность пьесы. Мастерство Грибоедова выразилось ещё и в том, что он придумал оригинальные повороты сюжета (нежелание Чацкого верить в любовь Софьи к Молчалину, постепенное развёртывание сплетни о сумасшествии Чацкого).

На передовой развития классицизма стояла наполеоновская Франция, а за ней Германия, Англия и Италия. Позже это направление пришло и в Россию. Классицизм в архитектуре стал неким выражением рационалистической философии и, соответственно, характеризовался стремлением к гармоническому, разумному строю жизни.

Стиль классицизм в архитектуре

Эпоха классицизма пришлась на очень важный период в европейском градостроительстве. Тогда массово закладывались не только жилые единицы, но и нежилые объекты и места общественного назначения, требующие архитектурного оформления: больницы, музеи, школы, парки и т. д.

Возникновение классицизма

Хотя классицизм зародился еще в эпоху Возрождения, активно развиваться он стал в XVII веке, а к XVIII столетию уже довольно прочно закрепился в европейской архитектуре. Концепт классицизма был заключен в том, чтобы все архитектурные формы образовывать по подобию античных. Архитектура эпохи классицизма характеризуется возвращением к таким античным эталонам, как монументальность, строгость, простота и гармоничность.

Классицизм в архитектуре появился благодаря буржуазии - он стал ее искусством и идеологией, поскольку именно античность ассоциировалась у буржуазного общества с правильным порядком вещей и устройством мироздания. Буржуазия противопоставляла себя аристократии Ренессанса и, как следствие, противопоставляла классицизм «упадническому искусству». К подобному искусству она относила такие стили в архитектуре, как рококо и барокко — они считались чересчур затейливыми, нестрогими, нелинейными.

Родоначальником и вдохновителем эстетики стиля классицизм считается Иоганн Винкельман - немецкий искусствовед, который является основоположником истории искусства как науки, а также нынешних представлений об искусстве античности. Теорию классицизма подтверждает и укрепляет в своем труде «Лаокоон» немецкий критик-просветитель Готхольд Лессинг.

Классицизм в архитектуре Западной Европы

Французский классицизм развился гораздо позже, чем английский. Быстрому становлению этого стиля мешало следование архитектурным формам Возрождения, в частности, позднеготическому барокко, однако вскоре и французские зодчие сдались перед наступлением реформ в архитектуре, открыв дорогу классицизму.

Развитие классицизма в Германии происходило довольно волнообразно: оно характеризовалось то строгим соблюдением архитектурных форм античности, то их смешением с формами барочного стиля. При всем этом немецкий классицизм был очень похож на классицизм во Франции, поэтому довольно скоро ведущая роль в распространении этого стиля в Западной Европе досталась Германии и ее архитектурной школе.

Из-за непростой политической ситуации еще позже классицизм пришел в Италию, однако вскоре после этого именно Рим стал международным центром архитектуры классицизма. Классицизм достиг высокого уровня и в Англии как стиль оформления загородных домов .

Черты классицизма в архитектуре

Главными особенностями стиля классицизм в архитектуре являются:

  • простые и геометричные формы и объемы;
  • чередование горизонтальных и вертикальных линий;
  • сбалансированная планировка помещения;
  • сдержанные пропорции;
  • симметричная отделка дома;
  • монументальные арочные и прямоугольные конструкции.

Следуя за ордерной системой античности, в оформлении домов и участков в стиле классицизм используют такие элементы, как колоннады, ротонды, портики, рельефы на стенной глади, статуи на крыше. Основное цветовое решение оформления зданий в стиле классицизм — светлые, пастельные тона.

Окна в стиле классицизм, как правило, удлиненные вверх, прямоугольной формы, без кричащего оформления. Двери чаще всего филенчатые, иногда украшенные статуями в виде львов, сфинксов и т. д. Крыша в доме, наоборот, довольно замысловатой формы, покрытая черепицей.

Материалы, наиболее часто используемые для создания домов в стиле классицизм, - это дерево, кирпич, а также природный камень. При оформлении используют позолоту, бронзу, резьбу, перламутр и инкрустацию.

Русский классицизм

Классицизм в архитектуре России XVIII века довольно существенно отличается от европейского классицизма, поскольку отказался от образцов Франции и пошел по своему собственному пути развития. Хотя русские зодчие и опирались на знания архитекторов эпохи Возрождения, они все равно стремились применять в архитектуре классицизма России традиционные приемы и мотивы. В отличие от европейского, русский классицизм XIX века, а позднее русский ампир , использовали в своем оформлении (декоре стен, лепнине, выборе статуй) военную и патриотическую тематику на фоне войны 1812 года.

Основоположниками классицизма в России считают русских архитекторов Ивана Старова, Матвея Казакова и Василия Баженова. Делят русский классицизм условно на три периода:

  • ранний - период, когда из русской архитектуры еще не были полностью вытеснены черты барокко и рококо;
  • зрелый - строгое подражание архитектуре античности;
  • поздний, или высокий (русский ампир) - характеризуется влиянием романтизма.

От европейского русский классицизм отличает еще и масштаб строительства: в этом стиле планировалось создание целых районов и городов, при этом новые классические здания должны были сочетаться со старой русской архитектурой города.

Ярким примером русского классицизма является знаменитый Дом Пашкова, или Пашков дом - ныне Российская государственная библиотека. Здание следует уравновешенной, П-образной планировке классицизма: оно состоит из центрального корпуса и боковых крыльев (флигелей). Флигели выполнены как портик с фронтоном. На крыше дома размещен бельведер в форме цилиндра.

Другими примерами зданий в стиле классицизм в архитектуре России являются Главное адмиралтейство, Аничков дворец, Казанский собор в Санкт-Петербурге, Софийский собор в Пушкине и другие.

Узнать все секреты стиля классицизм в архитектуре и интерьере можно в следующем видео:

1) Литература западноевропейского классицизма.

Рождение классицистской доктрины (от лат. classicus – «гражданин высшего имущественного класса»; позднее – «образцовый»). Нормативный характер поэтики классицизма. Абсолютизация законов разума; «хорошего вкуса». Эстетические образцы идеальной природы, человеческой натуры, государства, совершенного разума, которые могут способствовать возвышению действительности до идеала.

Рационалистическая типизация характеров в классицизме. Историческая абстрактность в истолковании античности, мифологии, внешней среды и пр. Условность истолкования обстоятельств и отвержение фантастики. Строгость поэтики и ее “разумных требований” к принципам и нормам творчества. Иерархия жанров как отражение иерархичности общества в культуре. Соответствие стиля и языка жанровым требованиям.

Классицистическая трагедия во Франции. Творчество П.Корнеля; его трагикомедия «Сид»; своеобразие конфликта, сюжета; система образов; моральный пафос. Дискуссия о «Сиде». Античные трагедии Ж.Расина на мифологические сюжеты («Ифигения» и «Федра»); их идейный смысл. Переосмысление традиций Эврипида.

Театр Ж.-Б.Мольера: комедии бытовые (положений) – «Лекарь поневоле», «Плутни Скапена», и “высокие”, определенные комизмом характеров («Дон-Жуан», «Мизантроп»). Высшие достижения Мольера в комедиографии – «“Тартюф», «Скупой», «Мещанин во дворянстве», «Мнимый больной». Комизм положений и характеров; социальный и политический смысл пьес Мольера.

Классицистическая сатира. Басенное творчество Ж. де Лафонтена; сатиры Н. Буало. Трактат Буало «Поэтическое искусство» как обобщение классицистской поэтики.

Шедевры классицистской прозы: «Максимы» Ф. Ларошфуко, «Мемуары» кардинала де Реца; романы М. де Лафайет «Принцесса Клевская»; «Приключения Телемака» Ф Фенелона, «Сказки моей матушки Гусыни» Ш. Перро. Предвосхищение идей и литературных тенденций Просвещения в «Характерах» Ж. Лабрюйера.

Английский классицизм. Поэзия и драматургия Дж. Драйдена. «Комедия реставрации» (У. Конгрив и др.). Зрелое творчество Дж. Мильтона. Грандиозная попытка возрождения эпоса в его классической форме. Поэмы “Потерянный рай” и “Возвращенный рай”; нравственно-философские и религиозно-мифологические коллизии в поэмах Мильтона. Сатира С. Бетлера, предвосхищение им просветительских идей и жанров у Д. Дефо и Дж.Свифта.

2) Классицизм в литературе русского Просвещения

Своеобразие петровского барокко. Упадок литературы в Петровскую эпоху – при широком развитии печати, журналистики, публицистики. Утилитаризм литературной политики Петра и его сторонников; пропагандистские и просветительские функции литературы; окказиональный характер литературных и иных художественных произведений (написанных “по случаю”). Политическая актуальность и злободневность литературных произведений. Принцип “социального заказа”. Новая жанровая система. Публицистика Петровской эпохи (Ф.Прокопович); риторические и дидактические сочинения (“Юности честное зерцало”); театр (школьная драма); песни и канты; путешествия и “гистории”. Роль переводных произведений, в том числе русифицированных и адаптированных к национальным культурно-историческим условиям.


Становление русского классицизма 1730 – 1750-е годы; отличие русского классицизма от западноевропейского. Роль поэта, литератора как мудрого советчика царей, просветителя власти и общества. Теоретики и практики русского литературного классицизма: А. Кантемир, В.Тредиаковский, М. Ломоносов, А. Сумароков. Теория «трех штилей». Жанры русского классицизма (ода, трагедия, эпопея, басня, сатира). Литература классицизма как творчество “прямого воздействия” (в том числе на общество и на власть). Античность как эталон европеизма и просвещения; стремление России обрести “свою античность”.

Смешение барочных и классицистских норм и традиций. Народно-смеховое, ренессансное начало в русском классицизме. Юмористические стихотворения Ломоносова, Сумарокова. Раблезианство “пасынка” русского классицизма И.Баркова; его ненормативные “антиоды”; образы материально-телесного низа и обсценная лексика, нарочито нарушающая “высокий”, одический стиль. Барковиана в русской поэзии. Бурлеск в русском классицизме (В.Майков как автор “ирои-комических” поэм).

Комедии Екатерины II (“О время!”, “Обманщик” и др.). Служебные функции литературного классицизма в российском обществе XVIII в. Дидактизм прозы Екатерины II. Поздний классицизм (Г.Державин и его преемники). Классицистические традиции и принципы в русской литературе первой трети XIX в. Реалистические тенденции классицистической сатиры.

Кризис классицизма и развитие массовой демократической литературы в 1760 – 1770 гг.Появление разночинцев в русской литературе XVIII в. Вторжение повседневности в тематику, сюжеты и характеры литературных произведений. Реабилитация частной жизни. Появление беллетристики, разрушающей систему классицистических жанров и возникновение массовой культуры в России. Авантюрные романы Ф.Эмина; его подражания «Новой Элоизе» Ж.-Ж.Руссо. «Пригожая повариха» М.Чулкова.. Комедии В.Лукина («Щепетильник», «Мот, любовью исправленный»). Комические оперы М.Попова («Анюта»”), А.Аблесимова («Мельник – колдун, обманщик и сват»), М. Матинского («С.-Петербургский Гостиный двор»). Лубочные повести М.Комарова («Жизнь и приключения Ваньки Каина», «Повесть о приключении английского милорда Георга») и др. Демократизация дворянской литературы. Увлечение фольклором и стилизацией под народный стиль (песни Ю.Нелединского-Мелецкого, «Собрание русских песен» Н.Львова; «Русские сказки» Левшина. «Пейзанская» экзотика русского классицизма и возникновение крестьянского вопроса в русской литературе.

Тема 13. Литература западноевропейского и русского Просвещения.

Среди художественных стилей немаловажное значение имеет классицизм, получивший распространение в передовых странах мира в период с 17 по начало 19 века. Он стал наследником идей Просвещения и проявился практически во всех видах европейского и русского искусства. Часто вступал в противоборство с барокко, особенно на этапе становления во Франции.

Век классицизма в каждой стране свой. Раньше всего он сложился во Франции - еще в 17 веке, чуть позже - в Англии и Голландии. В Германии и России направление утвердилось ближе к середине 18 столетия, когда в других государствах уже начиналось время неоклассицизма. Но это не столь значимо. Важнее другое: это направление стало первой серьезной системой в области культуры, заложившей основы дальнейшего ее развития.

Что такое классицизм как направление?

Название происходит от латинского слова classicus, что в переводе означает «образцовый». Главный принцип проявился в обращении к традициям античности. Они воспринимались как норма, к которой следует стремиться. Авторов произведений привлекали такие качества, как простота и четкость формы, лаконичность, строгость и гармония во всем. Это касалось любых произведений, создаваемых в период классицизма: литературных, музыкальных, живописных, архитектурных. Каждый творец стремился найти всему свое место, четкое и строго определенное.

Основные признаки классицизма

Для всех видов искусства были характерны следующие особенности, помогающие понять, что такое классицизм:

  • рациональный подход к изображению и исключение всего, что связано с чувственностью;
  • главное назначение человека - служение государству;
  • строгие каноны во всем;
  • установленная иерархия жанров, смешение которых недопустимо.

Конкретизация художественных особенностей

Анализ отдельных видов искусства помогает понять, как воплощался в каждом них стиль «классицизм».

Как реализовался классицизм в литературе

В этом виде искусства классицизм определился как особое направление, в котором было ярко выражено стремление перевоспитать словом. Авторы художественных произведений верили в счастливое будущее, где будут господствовать справедливость, свобода всех граждан, равенство. Оно подразумевало, в первую очередь, освобождение от всех видов гнета, включая религиозный и монархический. Классицизм в литературе непременно требовал соблюдения трех единств: действия (не более одной сюжетной линии), времени (все события укладывались в сутки), места (отсутствовало перемещение в пространстве). Большего признания в этом стиле получили Ж.Мольер, Вольтер (Франция), Л.Гиббон (Англия), М.Твен, Д.Фонвизин, М.Ломоносов (Россия).

Развитие классицизма в России

Новое художественное направление утвердилось в русском искусстве позже, чем в других странах - ближе к середине 18 века - и занимало лидирующие позиции вплоть до первой трети 19 века. Русский классицизм, в отличие от западноевропейского, в большей мере опирался на национальные традиции. Именно в этом проявилось его своеобразие.

Изначально оно пришло в архитектуру, где и достигло наибольших высот. Это было связано со строительством новой столицы и ростом российских городов. Достижением зодчих стало создание величественных дворцов, комфортабельных жилых домов, загородных дворянских усадеб. Отдельного внимания заслуживает создание архитектурных ансамблей в центре города, которые в полной мере дают понять, что такое классицизм. Это, к примеру, постройки Царского Села (А.Ринальди), Александро-Невская Лавра (И.Старов), стрелка Васильевского острова (Ж. де Томон) в Петербурге и многие другие.

Вершиной деятельности зодчих можно назвать строительство Мраморного дворца по проекту А.Ринальди, в отделке которого впервые был использован натуральный камень.

Не менее известен и Петродворец (А.Шлютер, В.Растрелли), представляющий собой образец садово-паркового искусства. Многочисленные здания, фонтаны, скульптуры, сама планировка - все поражает своей соразмерностью и чистотой выполнения.

Литературное направление в России

Отдельного внимания заслуживает развитие классицизма в русской литературе. Его основоположниками стали В.Тредиаковский, А.Кантемир, А.Сумароков.

Однако наибольший вклад в разработку понятия, что такое классицизм, внес поэт и ученый М.Ломоносов. Он разработал систему трех штилей, определившую требования к написанию художественных произведений, и создал образец торжественного послания - оды, пользовавшейся наибольшей популярностью в литературе второй половины 18 века.

В полной мере традиции классицизма проявились в пьесах Д.Фонвизина, в особенности в комедии «Недоросль». Помимо обязательного соблюдения трех единств и культа разума, к особенностям русской комедии относятся следующие моменты:

  • четкое деление героев на отрицательных и положительных и наличие резонера, выражающего позицию автора;
  • наличие любовного треугольника;
  • наказание порока и торжество добра в финале.

Произведения эпохи классицизма в целом стали важнейшей составляющей в развитии мирового искусства.

«Памятные даты» - М.Ю. Лермонтов - 190 лет. Кир Булычёв Игорь Всеволодович Можейко 18 октября 1934 – 5 сентября 2003. Из книги Г. Сергеевой «Развиваем до рождения». Январь. История Патриотизм. 5 января 1920 - 28 июня 1996. Степан Григорьевич Писахов 25 октября 1879 - 3 мая 1960. http://n-sladkov.ru/index.php. Автор памятника - П. И. Бондаренко.

«Русская литература XIX-XX веков» - Жанры и стилевые особенности реалистической прозы. «Русская литература… всегда была совестью народа. Новая эпоха определялась современниками как "пограничная". Модернизм в художественной культуре рубежа столетий был сложным явлением. Николай Александрович Бердяев. Философы и художники призывали к внутреннему совершенствованию человека.

«История романтизма» - Романтизм. Значение романтизма. Идеи романтизма возникли на почве неудовлетворенности действительностью, кризиса идеалов классицизма. В начале XIX в. Восток превращается в поле не только научных, но и художественных изысканий. История происхождения термина. Философия и эстетика романтизма. Учитель русского языка и литературы Лазакова Н. Н.

«Календарь литературных дат» - Г.Валька. 115 лет – «Овод» (1897) Э.-Л. 55 лет – «Про Томку» (1957) Е.Чарушина. 14 сентября – 75 лет со дня рождения русского поэта Александра Семеновича Кушнера (1936). Ольги Романовой. Художник О. Верейский. 55 лет журналу «Юный техник» (издаётся с сентября 1956 года). Иллюстрации В. Курчевского и Н. Серебрякова.

«Литература XX века» - Двадцатый век… Проблема существования Союза писателей. Исторические события. Проблема периодизации литературы. Проблема метода соцреализма. Первая Чеченская война 1995-1996 г.г. Бескровная революция с 1991 до 2000 г. А.Блок «Возмедие». Возвращенная литература. Остро возникшие проблемы в литературе. Периодизация литературы ХХ века.

«Литература Золотого века» - "Отечественные записки". Возникает спор между западниками и славянофилами о путях исторического развития России. Литераторы обращаются к общественно-политическим проблемам российской действительности. Одним из таких поэтов был М.Ю. Лермонтов. Развитие поэзии несколько затихает. Свои произведения создают И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, И.А. Гончаров.

Всего в теме 13 презентаций