Чему нас учат сказки Салтыкова-Щедрина? Чему учат сказки Салҭыкова-Щедрина? Кого и чему учит сказка дикий помещик

Анализ сказки "Дикий помещик" Салтыкова-Щедрина

Тема крепостничества и жизни крестьянства сыграла важную роль в творчестве Салтыкова-Щедрина. Открыто высказывать протест существующему строю писатель не мог. Беспощадную критику самодержавия Салтыков-Щедрин скрывает за сказочными мотивами. Свои политические сказки он пишет с1883 по 1886 годы. В них посатель правдиво отразил жизнь России, в которой деспотичные и всесильные помещики уничтожают трудолюбивых мужиков.

В этой сказке Салтыков-Щедрин размышляет о безграничной власти помещиков, которые всячески измываются над крестьянами, возомнив себя чуть ли не богами. Также писатель говорит о помещичьей глупости и пеобразованности: "был тот помещик глупый, читал газету"Весть"и тело имел мягкое, белое и рассыпчатое". Бесправное положение крестьянства в царской России Щедрин также оражает в этой сказке: "Лучины не стало мужику в светец зажечь, прута не стало, чем избу вымести". Главной же идеей сказки стало то, что помещик без крестьянина жить не может и не умеет, и работа помещику снилась только лишь в кошмарах. Так в этой сказке помещик, который не имел никакого представления о труде, становится грязным и диким зверем. После того, как его бросили все крестьяне, помещик даже ни разу не умывался: "Да я уж и то сколько дней немытый хожу! ".

Писатель едко высмеивает всю эту нерадивость господского класса. Жизнь помещика без крестьянина далеко не напоминает нормальную человеческую жизнь.

Барин до того одичал, что"с головы до ног оброс волосами, ногти сделались, как железные, он утратил даже способность произносить членораздельные звуки. Но хвоста ещё не приобрёл". Нарушилась жизнь без крестьян и в самом уезде: "податей никто не вносит, вино в кабаках никто не пьёт"."Нормальная"жизнь наступает в уезде только тогда, когда в него возвращаются мужики. В образе Этого одного помещика Салтыков-Щедрин показал жизнь всех господ в России. И завершающие слова сказки обращены к каждому помещику: "Раскладывает гранпасьянс, тоскует по прежней своей жизни в лесах, умывается лишь по принуждению и по временам мычит."

Эта сказка полна народных мотивов, близка к русскому фольклору. В ней нет мудрёных слов, а есть простые русские слова: "сказано-сделано", "мужицкие портки"и т.д. Салтыков-Щедрин сочувствует народу. Он верит в то, что мучения крестьян не безконечны, и восторжествует свобода.

Текст сочинения:

Каждая сказка Салҭыкова-Щедрина содержиҭ в себе глубинную мудрость, лирикому читателю все произведения кажуҭся удивительно интересными и поучительными. Сказки Салҭыкова-Щедрина заставляюҭ нас улыбнуться, ведь их сюжеты очень забавны, bio юмор далеко не главное в них. Основная цель автора показать несправедливость устройства мира и общества; подсказать человеку ответ на тот или иной злободневный вопрос. И читатель продолжает перечиҭывать сказки этого автора, удивляясь их актуальности и по сей день.
Сказка о том, как один мужик двух генералов прокормил наверняка запомнилась всем, кто прочел ее хотя бы раз в жизни. Любой школьник или взрослый человек без труда вспомниҭ ее сюжет. Оказавшиеся на острове генералы едва не погибли с голоду. И спасителем их оказался самый обыкновенный мужик-крестьянин. В чем глубинная мудрость сказки? Генералы в данном случае олицетворяюҭ правящий класс, обладающий деньгами и властью. Мужик это народ, который своим трудом, потом и кровью делает существование сильных мира сего благополучным и комфорҭным. Но разве не чудовищно-несправедливо устроено общество, когда совершенно бесполезные генералы наслаждаюҭся плодами чужого труда? А мужик работает не покладая рук, при этом не получает ровным счетом никакой благодарности. Генералы воспринимаюҭ его старания как нечто само собой разумеющееся.
Салҭыков-Щедрин рисует в сказках столь яркие карҭины, что у читателя не остается ровным счетом никаких сомнений по поводу того, на чьей стороне автор. Писатель с едкой сатирой высмеивает пороки правящего класса, показывает истинное лицо его представителей, поражающее своей убогостью и глупостью. Например, сказка Дикий помещик повествует о том, как один помещик решил избавиться от простых людей и сделать благодаря тому собственную жизнь счастливой.
Бог исполнил его молиҭвы и убрал мужиков из имения. Во что же превратилась жизнь этого помещика?
Постепенно в его усадьбе и имении произошло полнейшее запустение, а сам он стал диким в прямом смысле. Эта сказка снова наводиҭ нас на мысли о том, насколько велика роль простых людей в дотижениях цивилизации. Правящий класс, имеющий ҭиҭулы и деньги, оказывается совершенно беспомощным в решении самых простых вопросов. Автор с едкой иронией высмеивает чванство и высокое мнение о себе генералов и помещиков. Они уверены, что мир создан только для них и что простой народ существует лишь для того, чтобы выполнять их прихоти. Но стоиҭ только волею судьбы лишиться помощников, как представители правящего класса мгновенно деградируюҭ, как это произошло с генералами, когда на острове от голода они едва не съели друг друга, или с диким помещиком, который без должного надзора и ухода превратился в дикое и безобразное существо.
В сказках Салҭыкова-Щедрина часто действуюҭ животные, рыбы, пҭицы. Но читатель ясно видиҭ в них человеческие черҭы, желания, привычки. И так легко провести аналогию между премудрым пескарем и людьми, которые всю свою жизнь только и делаюҭ, что прячуҭся от трудностей, не замечая, что тем самым лишаюҭ свое существование смысла, делая его пустым, а себя несчастными.

Права на сочинение "Чему учат сказки Салҭыкова-Щедрина?" принадлежат его автору. При цитировании материала необходимо обязательно указывать гиперссылку на

В сказке Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик» главный герой, владелец поместья, живет сытой, благополучной жизнью. Всего у него хватает с избытком, одно только портит ему настроение – слишком много мужиков вокруг развелось. Стал он бога просить, чтобы от мужиков его избавил, но бог видел, что помещик глуповат и не внял его просьбам.

Тогда помещик стал мужиков всячески притеснять – не давал им пользоваться ни водой, ни лесом и много чем еще их обижал. Мужики, в свою очередь, взмолились богу, и тот их от помещика забрал. Остался помещик в одиночестве. Живет, радуется, чистым воздухом наслаждается. Вот только кого бы он к себе в гости не приглашал, все его глупым называют из-за того, что от мужиков избавился.

А исправник, посетив помещика, спрашивал, кто же будет подати платить, если мужиков не осталось, да грозил помещику разными неприятностями. Но помещик упрямым оказался, готов был терпеть лишения, но чтобы духу мужицкого и близко не было. От уединенной жизни он постепенно одичал, зарос волосами, ногти его стали, как железные и он даже охотился на зайцев, словно дикий зверь. Дошло до того, что одичавший помещик стал с медведем дружить, вот только медведь его тоже глупым назвал.

Тем временем в городе из-за отсутствия мужиков полное разорение случилось – на рынке никто продуктами не торговал, и подати никто не платил. Стало начальство совещаться как проблему решить. А тут как раз над городом рой мужиков пролетал, вот часть из них отловили и в уезд к упрямому помещику отправили. И сразу закипела жизнь, пошла торговля, повалили подати. А помещика отмыли, внушение ему сделали и под присмотр слуги посадили. Сидит он теперь в имении, да с тоской о вольной жизни без мужика вспоминает. Таково краткое содержание сказки.

Главная мысль сказки «Дикий помещик» заключается в том, что основные значимые ценности в государстве создаются народом, а те, кто этого не понимает, попадают в такое же положение, в каком оказался герой сказки, дикий помещик. Сказка учит не быть упрямым и прислушиваться к разумным советам.

Какие пословицы подходят к сказке «Дикий помещик»?

Мужик умен, да мир дурак.
Глупость - беде соседка.
Я и сам упрям: хоть надорвусь, да упрусь.

­Чему учит сказка

Особое место в творчестве Салтыкова-Щедрина занимают сказки с аллегорическим изображением персонажей. Автор их писал на завершающем этапе своего творчества и с высоты прожитых лет мог высказать все, что накопилось с опытом. Поэтому его сказки вряд ли можно причислить к детским, а только к поучительным. В них он затрагивал те социально-политические и нравственные проблемы, которые волновали народ в конце 19-го века, хотя мораль этих сказок не потеряла своей актуальности и сегодня.

В произведении “Дикий помещик”

мы видим, как самоуверенный и не очень умный Князь прогоняет своих крестьян, чтобы ему дышалось легче и спокойнее. Бог внял его молитвам, хотя знал, что помещик этот довольно глуп, но крестьян, которых тот стал намеренно во всем ущемлять, Богу было жалко, вот он и отпустил их на волю. Помещик, конечно же, не смог долго жить сам. На рынке пропали хлеб, молоко и мясо, сады поросли травой, дом стал заброшенным, а сам князь стал потихоньку в зверя превращаться. Он не мылся, не расчесывался, не менял одежду, питался одними пряниками да леденцами, порос шерстью и, в конце концов, стал ходить на четвереньках.

На мой взгляд, в этой

сказке много поучительного. Во-первых, господа не могли обойтись без своих крестьян. У каждого дворового человека были свои обязанности, с которыми только он знал, как справляться, а помещик, который все время только возлежал да гранпасьянс раскладывал, был неприспособлен к самостоятельной жизни. Во-вторых, человек, прекращая общение с другими людьми, постепенно становится диким. Лишившись своего народа, помещик остался жить в окружении одного только леса и диких зверей, поэтому со временем он стал и сам походить на лесного обитателя, даже завел дружбу с медведем и вместе с ним ходил охотиться на зайца.

Автор любил использовать такие элементы абсурда, чтобы его сказки легче читались и вызывали улыбку. Своей сатирой он положил начало новому литературному жанру в русской литературе – аллегоричным сказкам. Его сравнения могут звучать порой нелепо, но если вдуматься, то в них можно заметить своеобразный сарказм и колорит. Салтыков-Щедрин написал более тридцати подобных сказок. Все они были наполнены художественным смыслом и содержали глубинную мудрость. И сегодня, когда мы их читаем, то невольно улыбаемся комичности ситуации.


Другие работы по этой теме:

  1. Помещик Помещик – главный герой сатирической сказки Салтыкова-Щедрина “Дикий помещик”. Это глуповатый персонаж, который решил истребить всех своих мужиков оттого, что их было слишком много...
  2. ­Смысл названия Сказки Салтыкова-Щедрина отличаются удивительно тонким чувством юмора и приближенностью к реальности. В большинстве из них показаны взаимоотношения “хозяев жизни” и подневольных крестьян. Так...
  3. ­Запоминающийся момент Более тридцати сказок написал М. Е. Салтыков-Щедрин, и все они были по-своему содержательны и увлекательны. В каждую такую сказку он вкладывал глубинный смысл....
  4. Над чем смеется автор Значительное место в творчестве сатирика М. Е. Салтыкова-Щедрина занимают поучительные сказки. Некоторые из них входят в состав школьной программы, а некоторые...
  5. ­Основная мысль Сказка М. Е. Салтыкова-Щедрина “Дикий помещик” является едкой сатирой на господствующее сословие. Все действо, описанной в ней, происходит будто в рамках одного имения,...
  6. ­Нравственный урок Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина были написаны на завершающем этапе творчества писателя, где-то между 1880 и 1886 годами. Форма сказки для обличения социально-нравственных проблем...
  7. В некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик, “и всего-то у него было довольно: и крестьян, и хлеба, и скота, и земли, и садов. Был...
  8. Сказка Е. Шварца “Два клена”, несомненно, может научить многому. Во-первых, слушаться старших, осо­бенно своих родителей. Если бы Егорушка с Федором послушали маму и не ушли...

Салтыкова-Щедрина содержит в себе глубинную мудрость, поэтому читателю все произведе­ния кажутся удивительно интересными и поучительны­ми. Салтыкова-Щедрина заставляют нас улыб­нуться, ведь их сюжеты очень забавны, bio юмор - дале­ко не главное в них. Основная цель автора - показать несправедливость устройства мира и общества; подска­зать человеку ответ на тот или иной злободневный воп­рос. И читатель продолжает перечитывать сказки это­го автора, удивляясь их актуальности и по сей день. «Сказка о том, как один мужик двух генералов про­кормил» наверняка запомнилась всем, кто прочел ее хотя бы раз в жизни. Любой школьник или взрослый без труда вспомнит ее сюжет. Оказавшиеся на острове генералы едва не погибли с голоду. И спасите­лем их оказался самый обыкновенный мужик-крестья­нин. В чем глубинная мудрость сказки?

Генералы в дан­ном случае олицетворяют правящий класс, обладающий деньгами и властью. Мужик - это народ, который сво­им трудом, потом и кровью делает существование «силь­ных мира сего» благополучным и комфортным. Но раз­ве не чудовищно-несправедливо устроено общество, когда совершенно бесполезные «генералы» наслаждают­ся плодами чужого труда? А «мужик» работает не покла­дая рук, при этом не получает ровным счетом никакой благодарности.

«Генералы» воспринимают его старания как нечто само собой разумеющееся. Салтыков-Щедрин рисует в сказках столь яркие кар­тины, что у читателя не остается ровным счетом ника­ких сомнений по поводу того, на чьей стороне . с едкой сатирой высмеивает пороки правяще­го класса, показывает истинное лицо его представите­лей, поражающее своей убогостью и глупостью. Напри­мер, сказка « помещик» повествует о том, как один помещик решил избавиться от простых людей и сделать благодаря тому собственную счастливой. Бог исполнил его молитвы и убрал мужиков из имения.

Во что же превратилась жизнь этого помещика? Постепенно в его усадьбе и имении произошло пол­нейшее запустение, а сам он стал диким в прямом смыс­ле. Эта сказка снова Все права защищены и охраняются законом © 2001-2005 олсоч. ру наводит нас на мысли о том, насколь­ко велика роль простых людей в дотижениях цивилиза­ции. Правящий класс, имеющий титулы и деньги, ока­зывается совершенно беспомощным в решении самых простых вопросов.

Автор с едкой иронией высмеивает чванство и высокое мнение о себе «генералов» и «поме­щиков». Они уверены, что мир создан только для них и что простой народ существует лишь для того, чтобы выполнять их прихоти. Но стоит только волею судьбы лишиться помощников, как представители правящего класса мгновенно деградируют, как это произошло с «ге­нералами», когда на острове от голода они едва не съе­ли друг друга, или с «диким помещиком», который без должного надзора и ухода превратился в дикое и безоб­разное существо. В сказках Салтыкова-Щедрина часто действуют жи­вотные, рыбы, птицы. Но читатель ясно видит в них человеческие черты, желания, привычки.

И так легко провести аналогию между премудрым пескарем и людь­ми, которые всю свою жизнь только и делают, что пря­чутся от трудностей, не замечая, что тем самым лиша­ют свое существование смысла, делая его пустым, а себя - несчастными.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Чему учат сказки Салтыкова-Щедрина? . Литературные сочинения!