Черток феликс борисович биография. Борис Евсеевич Черток. Биографическая справка. — Луна тогда уже давалась Советскому Союзу непросто

Автор этой книги Борис Евсеевич Черток - человек легендарный. Он из того славного поколения первых ракетчиков, к которому принадлежали С.П. Королев, В.П. Глушко, Н.А. Пилюгин, A.M. Исаев, В.И. Кузнецов, В.П. Бармин, М.С. Рязанский, М.К. Янгель.

Еще в 1930-е годы он был одним из создателей оборудования для новейших по тем временам самолетов, затем в течение 20 лет непосредственно работал с С.П. Королевым, многие годы был его заместителем.

Член-корреспондент Российской академии наук, действительный член Международной академии астронавтики, Б.Е. Черток и сегодня -активно работающий ученый: он главный научный консультант НПО «Энергия», председатель секции научного совета Российской академии наук по управлению движением и навигации.

За выдающиеся заслуги в области разработки систем автоматического управления и исследования космического пространства Б.Е. Черток не раз отмечался высокими наградами Родины. Совсем недавно, в 1992 году, Президиум Российской академии наук присудил Б.Е. Чертоку золотую медаль имени академика Б.Н. Петрова.

Несмотря на большую загруженность научной и конструкторской работой, Борис Евсеевич считает свои долгом передавать накопленный опыт молодым. Многие студенты Московского физико-технического института и Московского государственного технического университета имени Н.Э. Баумана приобщаются к ракетной технике на лекциях профессора Чертока.

Борис Евсеевич - увлекательный рассказчик, его память хранит множество интереснейших эпизодов, из которых складывалась история покорения космоса. Эти эпизоды и размышления о пройденном пути и легли в основу книги, которую Вы держите в руках.

Б.Е. Черток - специалист широкого профиля в области авиационной и космической электротехники, проблем управления большими системами, управления движением и навигацией. Естественно, что этим направлениям он отдает в своих воспоминаниях некоторое предпочтение. Он постоянно общался с крупнейшими учеными, организаторами науки и промышленности, виднейшими инженерами, прокладывавшими человечеству дорогу в космос. Они оставили нам свои практические достижения в технике, научные труды, ценные для специалистов, однако почти никто из них не осветил обстановку, в которой они работали, и не опубликовал воспоминаний, в которых личное переплетается с общественным. Тем ценнее книга Б.Е. Чертока, чья жизнь вот уже более полувека неразрывно связана с ракетостроением и космонавтикой. Описание событий и людей у автора, как и у любого мемуариста, окрашено его личным восприятием, однако надо отдать должное его стремлению к максимальной объективности. Воспоминания, составившие эту книгу, заканчиваются 1956 годом. Надеюсь, что будет издана книга о последующих событиях в космонавтике, практически уж завершенная Борисом Евсеевичем.

Академик А.Ю. ИШЛИНСКИЙ

Из авиации в ракетную технику

О времени и современниках

Мне было восемьдесят лет, когда я возомнил, что обладаю той долей литературных способностей, которая достаточна, чтобы рассказать «о времени и о себе». Я начал трудиться на этом поприще в надежде, что благосклонность судьбы позволит осуществить задуманное произведение.

Из шестидесяти пяти лет трудовой деятельности первые пятнадцать я работал в авиационной промышленности. Здесь я прошел по ступенькам от рабочего до руководителя опытно-конструкторского коллектива. В последующие годы моя жизнь была связана с ракетной и космической техникой. Поэтому основное содержание книги - воспоминания о становлении и развитии ракетно-космической техники и людях, ее создавших.

Должен предупредить, что предлагаемая читателю книга не является историческим исследованием. В любых мемуарах повествование и размышления неизбежно субъективны. При описании событий и людей, получивших широкую известность, имеется опасность преувеличения причастности и роли личности автора. Мои воспоминания, по-видимому, не являются исключением. Но это неизбежно просто потому, что прежде всего вспоминаешь о том, что связано с тобой.

Основные факты я проверял по моим записным книжкам, архивным документам, ранее вышедшим публикациям и рассказам товарищей, которым я несказанно благодарен за полезные уточнения.

Несмотря на тоталитарный режим, народы бывшего Советского Союза обогатили мировую цивилизацию научно-техническими достижениями, занявшими достойное место среди основных побед науки и техники XX века. В процессе работы над мемуарами я с сожалением убедился, как много белых пятен в истории гигантских техногенных систем, созданных Советским Союзом после второй мировой войны. Если ранее отсутствие таких трудов оправдывалось режимом секретности, то в настоящее время объективному изложению истории достижений отечественной науки и техники угрожает идеологическая разруха. Предание забвению истории собственной науки и техники мотивируется тем, что ее истоки восходят к сталинской эпохе или периоду так называемого «брежневского застоя».

Наиболее разительные достижения атомной, ракетной, космической и радиолокационной техники явились результатом целенаправленных и организованных действий советских ученых и инженеров. В создание этих систем вложен колоссальный творческий труд организаторов промышленности и научно-технической интеллигенции России, Украины, Белоруссии, Казахстана, Армении, Грузии, Азербайджана и в той или иной мере всех республик ныне бывшего Советского Союза. Отторжение народа от истории собственной науки и техники не может быть оправдано никакими идеологическими соображениями.

Я отношу себя к поколению, которое понесло невозместимые потери, на долю которого в XX веке выпали тяжелейшие испытания. Этому поколению с детства прививалось чувство долга. Долга перед народом, Родиной, родителями, перед будущими поколениями и даже перед всем человечеством. По себе и своим современникам я убедился, что это чувство долга очень стойкое. Оно явилось одним из сильнейших стимулов для создания этих мемуаров. Люди, о которых я вспоминаю, действовали во многом под влиянием чувства долга. Я пережил многих и буду в долгу перед ними, если не напишу о гражданских и научных подвигах, которые они совершили.

Ракетно-космическая техника создавалась не на ровном и пустом месте. Стоит напомнить, что во время второй мировой войны Советский Союз выпустил самолетов и артиллерийских систем больше, чем противостоявшая нам фашистская Германия. В конце второй мировой войны Советский Союз обладал огромными научно-техническим потенциалом и производственными мощностями оборонной промышленности. После победы над Германией имевшиеся у нее разработки в области ракетной техники были изучены инженерами и учеными США и СССР. Каждая из этих стран воспользовалась трофейными материалами по-своему, и это сыграло определенную роль на послевоенном этапе развития ракетной техники. Однако все последующие достижения нашей космонавтики есть результат деятельности отечественных ученых, инженеров и рабочих.

Я пытаюсь коротко рассказать о фундаменте, на котором начала возводиться космонавтика, и о роли личностей в истории этого направления науки и техники. В истории нашей ракетно-космической техники решающая роль принадлежит академику С.П. Королеву и созданному под его началом Совету главных конструкторов, не имевшему прецедента в истории мировой науки.

И.Е. Черток докладывает на одном из первых заседаний Совета главных. Слева направо: Б.Е. Черток, В.П. Бармин, М.С. Рязанский, С.П. Королев, В.И. Кузнецов, В.П. Глушко, Я.А. Пилюгин

Первоначально в Совет входили:

Сергей Павлович Королев - Главный конструктор ракетной системы в целом;

Валентин Петрович Глушко - главный конструктор жидкостных ракетных двигателей;

Два ордена Ленина (1956, 17.06.1961), орден Октябрьской Революции (1971), орден Отечественной войны 1-й степени, орден Трудового Красного Знамени (1975), орден Красной Звезды (1945), российский орден «За заслуги перед Отечеством» 4-й степени (26.08.1996), медалями, в том числе «За заслуги в освоении космоса» (12.04.2011).

Награждён Золотой медалью имени С.П.Королёва РАН (2007, за цикл научных и конструкторских работ и публикаций).

Звания

Должности

Заместитель главного конструктора ОКБ-1

Биография

Черток Борис Евсеевич – выдающийся советский и российский учёный-конструктор в области ракетно-космической техники, основатель научной школы, заместитель и один из ближайших соратников С. П. Королёва. Заместитель главного конструктора ОКБ-1, доктор технических наук, профессор.

Родился 1 марта 1912 года в городе Лодзь (Польша) в семье служащих Евсея Менасеевича Чертока (1870-1943) и Софьи Борисовны Явчуновской (1880-1942). Еврей. Член ВКП(б)/КПСС с 1932 года. Накануне Первой мировой войны его родители вернулись в Москву, где в 1929 году он окончил девятилетнюю школу и начал трудовую деятельность электромонтёром на Краснопресненском силикатном заводе. Ещё в школе он увлекся радио и электротехникой, а в 1928 году журнал «Радио всем» опубликовал описание разработанного им универсального лампового приёмника.

В конце 1930 года Б.Е.Черток перешёл на завод № 22 (впоследствии завод имени С.П.Горбунова), который в то время был крупнейшим в стране авиационным предприятием. Здесь он работал электромонтёром по промышленному оборудованию, электрорадиомонтёром по оборудованию самолётов (1930-1933), радиотехником по самолётному радиооборудованию (1933-1935), начальником конструкторской группы ОКБ (1935-1937) и начальником конструкторской бригады по самолётному оборудованию и вооружению (1937-1938). В течение года был заведующим массово-экономическим отделом заводского комитета ВЛКСМ.

В эти годы Б.Е.Черток стал автором ряда изобретений, подтверждённых авторскими свидетельствами. В 1934-1935 годах разработал автоматический электронный бомбосбрасыватель, который прошёл испытания в НИИ ВВС. В 1935 году как изобретатель он был выдвинут на инженерную должность в ОКБ, созданном под руководством главного конструктора В.Ф.Болховитинова. В 1936-1937 годах, не имея законченного высшего образования, был назначен ведущим инженером по электрооборудованию самолётов полярных экспедиций. Участвовал в подготовке самолётов экспедиции группы М.В.Водопьянова на Северный полюс и самолёта С.А.Леваневского для трансполярного перелёта Москва – США.

В 1934 году Б.Е.Черток поступил на вечернее отделение Московского энергетического института и до 1938 года совмещал работу с учёбой. Для окончания института в 1938 году он перешёл на дневное отделение и в 1940 году с отличием защитил дипломный проект, получив квалификацию инженера-электрика. Проект был выполнен в ОКБ завода № 84 авиационной промышленности у главного конструктора В.Ф.Болховитинова. Его темой являлась разработка системы электрооборудования тяжёлого самолёта на переменном токе повышенной частоты. По материалам проекта во Всесоюзном электротехническом институте (ВЭИ) были изготовлены опытные образцы мощных самолётных генераторов и электродвигателей, которые должны были обеспечить электрооборудование вновь проектируемых тяжёлых бомбардировщиков системой переменного тока. Эта работа, проводившаяся в отделе электрических машин ВЭИ, которым руководил академик К.И.Шенфер, была первой серьёзной попыткой внедрить новую систему переменного тока в авиацию. С началом Великой Отечественной войны работа была приостановлена.

С 1940 года по 1945 год Б.Е.Черток работал в ОКБ главного конструктора В.Ф.Болховитинова на заводе № 84, затем на заводе № 293 и в НИИ-1 НКАП. После защиты дипломного проекта он был принят на должность начальника группы, затем был назначен начальником бригады и впоследствии назначен начальником отдела электро- и спецоборудования, автоматики и управления. В ноябре 1941 года вместе с коллективом завода № 293 эвакуировался в город Билимбай Свердловской области. Во время Великой Отечественной войны он разработал автоматику управления вооружением самолётов и зажигания жидкостными ракетными двигателями. Им также создана система управления и электрического зажигания ЖРД, которая использовалась в первом полёте ракетного самолета «БИ-1» конструкции В.Ф.Болховитинова, А.М.Исаева, А.Я.Березняка, осуществленном капитаном Г.Я.Бахчиванджи в 1942 году.

В апреле 1945 года в составе специальной комиссии Б.Е.Черток был командирован в Германию, где до января 1947 года руководил работой группы советских специалистов по изучению ракетной техники. 2 мая 1945 года в звании майора он расписался на Рейхстаге, что считал счастливейшим достижением в своей жизни. В том же году вместе с А.М.Исаевым он организовал в советской оккупационной зоне (в Тюрингии) совместный советско-германский ракетный институт «Рабе», который занимался изучением и развитием техники управления баллистическими ракетами дальнего действия. На базе института в 1946 году был создан новый институт – «Нордхаузен», главным инженером которого был назначен С.П.Королёв. С этого времени Б.Е.Черток работал в тесном сотрудничестве в С.П.Королёвым.

В августе 1946 года приказами министров авиационной промышленности и вооружения Б.Е.Черток был переведён на должность заместителя главного инженера и начальника отдела систем управления Научно-исследовательского института № 88 (НИИ-88) Министерства вооружения СССР. В 1950 году он был переведён на должность заместителя начальника отдела, а в 1951 году – начальника отдела систем управления Особого конструкторского бюро № 1 (ОКБ-1) НИИ-88, главным конструктором которого был С.П.Королёв. После выделения в августе 1956 года ОКБ-1 и опытного завода № 88 из НИИ-88 в самостоятельное предприятие – Опытно-конструкторского бюро № 1 (начальник и главный конструктор С.П.Королев) Б.Е.Черток с 1957 года по 1963 год работал заместителем главного конструктора ОКБ-1.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 июня 1961 года за создание образцов ракетной техники и обеспечение успешного полёта Ю.А.Гагарина в космическое пространство Чертоку Борису Евсеевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

В 1963 году он был назначен заместителем начальника предприятия по научной работе и начальником филиала № 1, на котором разрабатывались космические аппараты и системы управления. С 1966 года заместитель главного конструктора – руководитель комплекса Центрального конструкторского бюро экспериментального машиностроения Министерства общего машиностроения СССР (ЦКБЭМ). В 1974 году Б.Е.Черток стал заместителем генерального конструктора Научно-производственного объединения «Энергия» по системам управления. В этой должности он проработал до 1992 года и с 1993 года являлся главным научным консультантом генерального конструктора РКК «Энергия» имени С.П.Королёва.

Вся научно-инженерная деятельность Б.Е.Чертока с 1946 года связана с разработкой и созданием систем для управления ракетами и космическими аппаратами. Им создана школа, которая до настоящего времени определяет научные направления и уровень отечественной техники пилотируемых космических полётов. Одна из первых задач в этой области, которая была решена Б.Е.Чертоком, – это разработка теории надёжной конструкции и организация производства широкого ряда рулевых машин и приводных устройств. Дальнейшее развитие теории и техники ракетного и космического привода позволило решить задачу создания сложных механизмов для длительной работы в условиях космического пространства: агрегаты для стыковки космических кораблей, управляемые остронаправленные антенны, гидравлические приводы с цифровым управлением и другое.

В 1948 году Б.Е.Черток создал первую лабораторию по разработке инерциальных астронавигационных систем для летательных аппаратов. Впоследствии с его участием были созданы системы ориентации и навигации космических аппаратов с использованием принципа непрерывной коррекции гироскопических приборов по реальным звёздам. Для межконтинентальных ракет, ракет-носителей и космических комплексов им разработаны принципы проектирования многочисленных автономных приборов, устройств и систем как единой большой системы, построенной по иерархической структуре. Это позволило практически реализовать методы теории надёжности при создании системы управления первой межконтинентальной ракетой Р-7 и последующих её модификаций. Аналогичные принципы были развиты и использовались коллективом, руководимым Б.Е.Чертоком, при разработке сложных ракетных и космических комплексов.

Основополагающие работы Б.Е.Чертока связаны с созданием комплексов систем управления и энергоснабжения автоматических космических аппаратов и пилотируемых космических кораблей. Он возглавлял разработку систем управления пилотируемых кораблей «Восток», «Восход», спутника связи «Молния-1», «лунников» и в том числе первого аппарата, совершившего мягкую посадку на Луну, первых автоматических межпланетных станций «Марс-1», «Венера-2», «Венера-3», «Венера-4», «Зонд», «Электрон», ряда спутников серии «Космос», кораблей, осуществляющих автоматическую стыковку в космосе, и искусственных спутников Земли для наблюдения и разведки серии «Зенит».

Научно-исследовательская и конструкторская деятельность коллектива, руководимого Б.Е.Чертоком, явилась фундаментом для создания целого направления в космонавтике – науки о системах управления движением и навигации пилотируемых космических кораблей и методах проектирования больших систем управления космическими комплексами. До настоящего времени школа Б.Е.Чертока является ведущей по разработке сложных систем управления пилотируемыми космическими комплексами, включающими подсистемы ориентации, навигации, автоматического и ручного сближения, стыковки, программно-логического управления, телеметрического контроля, отображения и диагностики, управления спуском, приземлением, энергопитанием и целевой исследовательской аппаратурой.

Развитие Б.Е.Чертоком идей системного подхода, использование современных средств вычислительной техники и комплексного моделирования в процессе наземной отработки позволили решить фундаментальные проблемы при создании космических кораблей «Союз», «Союз-Т», «Прогресс», долговременных орбитальных станций типа «Салют», системы «Энергия – Буран».

Выдающимся достижением отечественной космонавтики явилось создание постоянно действующего наращиваемого орбитального комплекса «Мир». В созданных для этого комплекса бесплатформенных системах управления движением и навигации, управления бортовыми системами комплекса и энергоснабжения широко используется бортовая вычислительная техника на базе современной микроэлектроники. Высокая точность ориентации и стабилизации, экономичность в связи с использованием силовых гироскопов (гиродинов) и надёжность позволили осуществить астрофизические и народнохозяйственные исследования первостепенного научного значения.

Более 60 лет Б.Е.Черток вел педагогическую работу. В 1947-1949 годах им был разработан и впервые прочитан курс теории управления летательными аппаратами на Высших инженерных курсах при МВТУ имени Н.Э.Баумана. С 1965 года он профессор кафедры «Системы автоматического управления» факультета приборостроения в МГТУ имени Н.Э.Баумана. До 1978 года вёл факультетский курс систем управления ракетно-космическими аппаратами в МВТУ. В 1978 году был назначен заведующим базовой кафедрой «Управление движением» Московского физико-технического института и читал курс «Управление большими космическими системами».

Жил в городе-герое Москве, работал в городе Королёв Московской области. Скончался 14 декабря 2011 года, на 100-м году жизни. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Награждён советскими 2 орденами Ленина (1956, 17.06.1961), орденами Октябрьской Революции (1971), Трудового Красного Знамени (1975), Красной Звезды (1945), российским орденом «За заслуги перед Отечеством» 4-й степени (26.08.1996), медалями, в том числе «За заслуги в освоении космоса» (12.04.2011).

Доктор технических наук (1958), профессор, академик РАН (с 2000; член-корреспондент АН СССР с 1968). Награждён Золотой медалью имени С.П.Королёва РАН (2007, за цикл научных и конструкторских работ и публикаций).

Лауреат Ленинской премии (1957, за участие в создании первых искусственных спутников Земли), Государственной премии СССР (1976, за участие в осуществлении проекта «Союз-Аполлон»), премии Правительства РФ имени Ю.А.Гагарина в области космической деятельности (13.12.2011, за развитие ракетно-космической промышленности, организацию космической деятельности и использования её результатов в интересах науки, обеспечения социально-экономического развития и обороноспособности страны), премии имени Б.Н.Петрова РАН (1993, за цикл работ по комплексам автоматического управления ракетно-космическими системами), Международной премии Фонда Святого Всехвального апостола Андрея Первозванного «За Веру и Верность» (2010).

Почётный гражданин города Королёв.

Б.Е.Черток – автор и соавтор более 200 научных трудов, в том числе ряда монографий, большинство из которых многие годы были засекречены. Среди наиболее значимых из открытых: «Методы повышения надёжности управления движением космических аппаратов» (1977), «Опыт проектирования и разработки систем исполнительных органов для долговременных орбитальных станций» (1986), «Цифровой электрогидродинамический привод ракеты «Энергия» (1990). В 1994-1999 годах им была подготовлена уникальная историческая серия «Ракеты и люди» из четырёх монографий.

© Биография предоставлена В.С.Смирновым (г. Северодвинск)

Источники Гордость твоя, Поморье! Архангельск: Поморский университет, 2005.

14 декабря 2011 года не стало легендарного конструктора космической техники, соратника и заместителя Сергея Павловича Королёва, академика Бориса Евсеевича ЧЕРТОКА. Он ушел из жизни всего лишь за два с половиной месяца до своего столетия. «Новая» не раз печатала беседы с ним и очерки о нем. Так вышло, что за месяц до смерти Борис Евсеевич дал большое интервью нашему обозревателю, летчику-космонавту России Юрию Батурину. Мы готовили его публикацию к столетнему юбилею ученого. Не случилось. По всей вероятности, то было последнее интервью старейшего ветерана отечественной космонавтики. Предлагаем читателю фрагмент беседы.

Мы пьем чай с Борисом Евсеевичем Чертоком в мемориальном доме-музее С.П. Королёва, филиале Музея космонавтики. Он в двух шагах от улицы академика Королёва. Борис Евсеевич сидит на маленьком диванчике. Вообще-то диван — ценнейший экспонат, и садиться на него не разрешается никому. Кроме Чертока.

— Борис Евсеевич, когда готовили Первый спутник, создавали корабль для полета Ю.А. Гагарина, и Главный конструктор, и вы, и ваши коллеги были людьми секретными. Как сравнить ваше тогдашнее положение с сегодняшней полной открытостью?

— Мы с вами сейчас находимся в святом для космонавтики месте. Из этого домика С.П. Королёв уезжал на работу, сюда возвращался. И был никому неведом. Я тоже бывал здесь. Мы считали нормальным, что нас засекретили. Ведь мы работали на два фронта: с одной стороны, занимались космонавтикой, с другой — ковали ракетно-ядерный щит. Этим наша деятельность отличалась от работы партнеров, как мы говорим сейчас, а тогда — противников в «холодной войне».
У них военное (Пентагон) и гражданское ведомство (НАСА) занимались каждое своим делом. И они смогли решить проблему высадки человека на Луне и захватили лидирующие позиции. И по этому поводу мы очень переживали. Я стыд испытывал, что мы, став первыми в космосе, уступили Луну американцам.

— Луна тогда уже давалась Советскому Союзу непросто?

— Однажды меня вызвали в Кремль на заседание Военно-промышленной комиссии. Я должен был отчитаться о причинах неудач. Почему до сих пор нет мягкой посадки на Луну? Почему мы до сих пор не получили панораму лунной поверхности, хотя и потратили столько пусков?

Тогда старались провести такое объяснение. Американцы высадились благополучно, потому что мы показали им, что там не глубокая пыль, а твердый грунт — садитесь, мол, спокойно. Получается, что мы, советские специалисты, им как-то помогли. Хотя бы так.

Я сидел за столом рядом с С.П. Королёвым. Мне дают слово. И вдруг тяжелая рука Сергея Павловича вдавливает меня обратно в кремлевское кресло.

— Я отвечу.

— У нас по повестке дня докладывает ваш заместитель Черток, который несет прямую ответственность за наши неудачи… — говорит ведущий.

— Я — Главный конструктор. Могу я ответить за своего заместителя?

Министры сидят за столом. Рядом — Келдыш. Надо сказать, что тогдашние министры были не такими бессловесными, как те, кого нам показывают сегодня по телевизору. Слово каждого министра было очень весомым. В глубине, не за столом, пристроился Д.Ф. Устинов, ведавший проблемами обороны:

— Конечно, дайте слово Сергею Павловичу.

И Королёв очень спокойно сказал:

— Отчитаться, конечно, Черток сейчас сможет. Вон у него сколько плакатов висит. Он вам будет объяснять по каждому пуску, когда и что случилось и кто виноват. Но идет процесс познания, и в нем такие неудачи происходили на протяжении всей человеческой истории. И сегодня происходят. И не надо этому удивляться.

Устинов поддержал его:

— Мне представляется, все ясно. Пора прекратить дискуссию.

— Хочу вам пообещать, что в следующем пуске мы получим панораму Луны.

И действительно, следующий пуск состоялся примерно через месяц после смерти Королёва. Панорама лунной поверхности висит теперь в моем рабочем кабинете в РКК «Энергия» на самом почетном месте. Но Королёв ее уже не увидел. И мне это, если хотите, страшно больно до сих пор. (Долгая пауза .) Но что делать?!

— Борис Евсеевич, в сентябре на XXIV Всемирном конгрессе космонавтов в Москве* вы сказали, что Луну надо сделать новым «материком» Земли. Это ваша продуманная позиция?

— Да, лунные базы должны стать в ближайшие годы (не десятилетия!) столь же обычными, как и базы в Антарктиде. Это задача нового поколения, работающего в космической технике. Я уверен. И потому, где могу, выступаю и выкрикиваю лозунг: Луна должна стать в ближайшем будущем частью земной цивилизации. Населения там, конечно, будет немного. Но появятся надежные базы для решения научных проблем.

— Что вы думаете о развитии китайской космонавтики?

— Хотите анекдот? Где-то в далекой вселенной братья по разуму обнаружили нас, соорудили корабль и летят в сторону Земли. Приблизились, а на нашей планете огромная надпись: «Сделано в Китае».

Анекдот, конечно, злой, но он «далеко думающий», я бы так его назвал. Китай добился выдающихся результатов. И вполне закономерно. Китайская космонавтика сегодня пока еще отстает и от российской, и от американской, но лет через десять они утрут нам нос. Рано или поздно они полетят на Луну. И если там появится надпись «Сделано в Китае», удивляться не надо.

— Может быть, сделаем перерыв, Борис Евсеевич? Еще чаю?

— Против чая я не возражаю. Чай, кажется, тоже изобретение китайское.

— Если возвратиться к мысли Королёва, неудачи и в познании, и в космонавтике всегда были. То есть и сегодня они закономерны?

— Сегодняшние неудачи? Я не занимаюсь поиском конкретных причин, а удовлетворяюсь воспоминаниями о десятках аварийных комиссий, где был председателем или, по крайней мере, членом. Мы всегда старались понять первопричину.
И, как правило, первопричина оказывалась в человеческом факторе: кто-то допустил небрежность или разгильдяйство. Если находили виноватого, не столько занимались наказанием, сколько на этом примере обучали всех остальных.

Космическая техника требует исключительно детальной наземной подготовки. И трудиться над космическим аппаратом на Земле приходится гораздо больше, чем когда он уже вышел на орбиту. Все большие космические системы требуют хорошего думающего наземного экипажа. Когда мы смотрим на зал Центра управления полетами, он кроме компьютеров, густо населен грамотными людьми, которые, каждый в своей части, понимают и при необходимости могут вмешаться в работу космического аппарата. Но то, что произошло с «Фобосом»!..

Когда в космос выходит космический аппарат, на нем могут обнаружиться любые неисправности, возникнуть любые нештатные ситуации. Но он обязан подавать голос. На нем стоит телеметрическая система, которая должна кричать и объяснять, что же случилось на борту: «Да, у меня нештатная ситуация. Да, я не могу выполнять основную задачу. Вот где я нахожусь…» А «Фобос» молчит, как метеорит. Это находится за пределами того, что допускает сегодняшняя космическая техника. И потому это меня удивляет.

— И все-таки почему Россия начинает отставать?

— Досадно, что огромные средства, которые могли быть потрачены на космонавтику для решения очень важных и народнохозяйственных, и оборонных задач, уходят в другую сторону, например, на дорогие яхты, стоимость каждой из которых — это десятки хороших космических аппаратов, например, для решения задач дистанционного зондирования Земли.

У нас существует резко бросающийся в глаза разрыв между классом или группой очень богатых людей и окружающих их прислужников и людей очень бедных. Разрыв больший, чем в «классических» капиталистических странах. Это очень досадно! Это проблемы социальной системы, которая установилась в стране. Каким образом руководство государства будет и сможет ли (и хочет ли) систему исправить, прогнозировать не берусь. Мне уже, слава богу, вот-вот стукнет сто лет. И я больше всего обеспокоен тем, дотяну ли я до этой даты. А если дотяну, то в какой компании и как ее отметить.

Борис Черток родился 1 марта 1912 года в городе Лодзь, Польша. Мальчик вырос в семье служащих. Отец являлся счетоводом, мать работала фельдшером-акушеркой. В 1914 году Польша оказалась зоной военных действий. Родители с потоком русскоязычных беженцев выехали во внутренние районы России и поселились в Москве.

В 1929 году парень окончил школу и сразу же поступил на работу электромонтером на Краснопресненский силикатный завод. В конце 1930 года перешел на завод имени Горбунова, который в то время являлся крупнейшим в стране авиационным предприятием. Здесь Борис Евсеевич прошел путь от электромонтера по промышленному оборудованию до начальника конструкторской бригады по самолетному оборудованию и вооружению.

Через четыре года Черток разработал автоматический электронный бомбосбрасыватель, который прошел испытания в научно исследовательском институте военно воздушных сил. В 1935 году как изобретатель Борис Евсеевич выдвинут на инженерную должность в Опытное Конструкторское Бюро, созданном под руководством конструктора Виктора Болховитинова.

В 1937 году ученый назначен ведущим инженером по электрооборудованию самолетов полярных экспедиций. Участвовал в подготовке самолетов экспедиции группы Водопьянова на Северный полюс и самолета Леваневского для трансполярного перелета Москва - США.

До 1940 года учился в Московском энергетическом институте, который окончил с отличием. Во время Великой Отечественной войны разрабатывает автоматику управления вооружением самолетов, систему управления и зажигания жидкостных ракетных двигателей.

В апреле 1945 года в составе специальной комиссии Борис Евсеевич командирован в Германию. В звании майора 2 мая 1945 года расписался на Рейхстаге, что считал счастливейшим моментом в своей жизни. В Германии до января 1947 года руководил работой группы советских специалистов по изучению ракетной техники. Совместно с Алексеем Исаевым организовал в советской зоне советско - германский ракетный институт «Рабе», который занимался изучением и развитием техники управления баллистическими ракетами дальнего действия.

На базе института создан новый институт «Нордхаузен», где главным инженером являлся Сергей Павлович Королев, с которым Борис Евсеевич с этого времени работал в тесном сотрудничестве. Вся научно - инженерная деятельность Чертока с этого времени связана с разработкой и созданием систем для управления ракетами и космическими аппаратами. Им создана школа, которая до настоящего времени определяет научные направления и уровень отечественной техники пилотируемых космических полетов.

В 1958 году Борису Евсеевичу присуждена ученая степень доктора технических наук. Через пять лет назначен заместителем начальника предприятия по научной работе и начальником филиала №1, на котором разрабатывались космические аппараты и системы управления. С 1966 года стал заместителем главного конструктора, руководителем комплекса Центрального конструкторского бюро экспериментального машиностроения.

Позднее Черток становится заместителем генерального конструктора Научно - производственного объединения «Энергия» по системам управления. В этой должности оставался до 1992 года, а затем до конца своих дней являлся главным научным консультантом генерального конструктора ракетно космического комплекса «Энергия» имени С.П. Королева.

Секретный сотрудник засекреченной отрасли вышел из тени, когда ему было уже за 80 лет. Ученый написал книгу «Ракеты и люди»: четырехтомную энциклопедию о всех тайнах советской космонавтики, о том, как и кем она создавалась. Американское космическое агентство NASA переиздало четырехтомник на английском, и теперь «Ракеты и люди» является настольной книгой специалистов американских специалистов.

Черток в свободное время перечитывал русскую и зарубежную классику: Толстого, Пушкина, Лермонтова, Маяковского, Ильфа и Петрова, Хемингуэя. Любил хорошую научную фантастику, книги о происхождении и строении Вселенной, мемуары и жизнеописания выдающихся ученых.

Великий ученый Борис Евсеевич Черток скончался 14 декабря 2011 года от пневмонии. Похоронен конструктор на Новодевичьем кладбище в Москве.

Награды и Звания Бориса Чертока

В 1961 году удостоен звания Героя Социалистического труда.

Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (1996)

Два ордена Ленина (1956, 1961)

Орден Октябрьской Революции (1971)

Орден Трудового Красного Знамени (1975)

Орден Красной Звезды (1945)

Медаль «За заслуги в освоении космоса» (12 апреля 2011 года) - за большие заслуги в области исследования, освоения и использования космического пространства, многолетнюю добросовестную работу, активную общественную деятельность.

Ленинская премия (1957) - за участие в создании первых искусственных спутников Земли

Государственная премия СССР (1976) - за участие в осуществлении проекта «Союз-Аполлон»

Премия имени Б. Н. Петрова РАН (1993) - за цикл работ по комплексам автоматического управления ракетно-космическими системами

Золотая медаль имени С.П. Королева РАН (2007) - за цикл научных и конструкторских работ и публикаций

Международная премия Андрея Первозванного «За веру и верность» (2010)

Премия Правительства Российской Федерации имени Ю. А. Гагарина в области космической деятельности (2011) - за развитие ракетно-космической промышленности, организацию космической деятельности и использования ее результатов в интересах науки, обеспечения социально-экономического развития и обороноспособности страны

Почетный гражданин города Королев (Московская область)

В честь Б. Е. Чертока названа малая планета (6358) Черток, открытая астрономом Крымской астрофизической обсерватории Н. С. Черных 13 января 1977 года

Труды Бориса Чертока

Некоторые из открытых работ

Черток Б. Е. Методы повышения надёжности управления движением космических аппаратов. - 1977.
Черток Б. Е. Опыт проектирования и разработки систем исполнительных органов для долговременных орбитальных станций. - 1986.
Арманд Н. А., Семёнов Ю. П., Черток Б. Е. Экспериментальное исследование в ионосфере Земли излучения рамочной антенны в диапазоне очень низких частот, установленной на орбитальном комплексе «Мир» - «Прогресс-28» - «Союз ТМ-2» // Радиотехника и электроника. - 1988. - Т. 33, № 11. - С. 2225-2233.
Черток Б. Е. Цифровой электрогидродинамический привод ракеты «Энергия». - 1990.
Бранец В. Н., Клаб Д., Микрин Е. А., Черток Б. Е., Шеррил Д. Развитие вычислительных систем с элементами искусственного интеллекта, применяемых в системах управления космическими аппаратами // Известия РАН. Теория и системы управления. - 2004. - № 4. - С. 127-145.
Chertok B. E., Legostaev V. P., Mikrin E. A., Branets V. N., Gusev S. I., Clubb J., Sherrill J. Onboard Control Complex for Vehicles Implementation Concept by ISS Example // Automatic Control in Aerospace 2004. Proceedings of 16th IFAC Symposium, St. Petersburg, Russia, 14-18 June 2004 (in three volumes). Vol. 1 / Ed. by A. Nebylov. - Oxford: International Federation of Automatic Control, 2005. - xiv + 600 p. - ISBN 0-08-044013-4. - P. 107-112.

Ракеты и люди

В 1994-1999 годах Борис Черток при содействии супруги Екатерины Голубкиной подготовил уникальную историческую серию книг «Ракеты и люди» из четырех монографий.

Черток Б. Е. Ракеты и люди. - 2-е изд. - М.: Машиностроение, 1999. - 416 с. - 1300 экз.
Черток Б. Е. Ракеты и люди. Фили - Подлипки - Тюратам. - 2-е изд. - М.: Машиностроение, 1999. - 448 с. - 1300 экз.
Черток Б. Е. Ракеты и люди. Горячие дни холодной войны. - 2-е изд. - М.: Машиностроение, 1999. - 448 с. - 1300 экз.
Черток Б. Е. Ракеты и люди. Лунная гонка. - 2-е изд. - М.: Машиностроение, 1999. - 538 с. - 5027 экз.

Семья Бориса Чертока

Супруга - Екатерина Семеновна Голубкина (1910-2004), племянница А.С. Голубкиной.

Валентин (1939-2011), - инженер, фотокорреспондент;
Михаил (1945-2014) - инженер, руководитель группы в РКК «Энергия» имени С.П. Королева.

В конце 1930 года Борис Черток перешел на завод № 22 (впоследствии завод имени Горбунова), который в то время был крупнейшим в стране авиационным предприятием. Здесь он работал электромонтером по промышленному оборудованию, в1930-1933 годах - электрорадиомонтером по оборудованию самолетов, в 1933-1935 годах - радиотехником по самолетному радиооборудованию, в 1935-1937 годах - начальником конструкторской группы ОКБ, в 1937-1938 годах ‑ начальником конструкторской бригады по самолетному оборудованию и вооружению.

В эти годы Борис Черток разработал автоматический электронный бомбосбрасыватель, который прошел испытания. В 1936-1937 годах, не имея законченного высшего образования, Черток был назначен ведущим инженером по электрооборудованию самолетов полярных экспедиций. Он участвовал в подготовке самолетов экспедиции группы Водопьянова на Северный полюс и самолета Леваневского для трансполярного перелета Москва-США.

В 1934-1940 годы Борис Черток учился в Московском энергетическом институте. Темой его дипломного проекта являлась разработка системы электрооборудования тяжелого самолета на переменном токе повышенной частоты. Эта работа была первой серьезной попыткой внедрить новую систему переменного тока в авиацию, но с началом войны она была приостановлена.

С 1940 по 1945 год Борис Черток работал в ОКБ Виктора Болховитинова на заводе №84, затем на заводе № 293 и в НИИ-1 НКАП (Научно-исследовательском институте Народного комиссариата авиационной промышленности), где впоследствии был назначен начальником отдела электро- и спецоборудования, автоматики и управления.

Во время Великой Отечественной войны Борис Черток разрабатывал автоматику управления вооружением самолетов и зажигания жидкостными ракетными двигателями. Им также была создана система управления и электрического зажигания жидкостных ракетных двигателей, которая использовалась в первом полете ракетного самолета БИ-1, осуществленном в 1942 году.

В 1945-1947 годах Борис Черток был командирован в Германию, где руководил работой группы советских специалистов по изучению ракетной техники. Вместе с Алексеем Исаевым он организовал в советской оккупационной зоне (в Тюрингии) совместный советско‑германский ракетный институт "Рабе", который занимался изучением и развитием техники управления баллистическими ракетами дальнего действия. На базе института в 1946 году был создан новый институт - "Нордхаузен", главным инженером которого был назначен Сергей Королев.

В августе 1946 года Борис Черток был переведен на должность заместителя главного инженера и начальника отдела систем управления НИИ-88.

Он принимал участие в изучении, сборке и первых пусках трофейных ракет Фау-2, затем в разработке, производстве и испытаниях их советского аналога Р-1, а вслед за этим и всех последующих советских боевых ракет. В 1950 году Черток перешел на работу в ОКБ-1 (Конструкторское бюро Сергея Королева, с 1994 года - Ракетно-космическая корпорация (РКК) "Энергия" имени С.П. Королева) заместителем начальника отдела № 5 (отдел систем управления), начальником которого в тот период был Михаил Янгель.

В 1974 году Борис Черток стал заместителем генерального конструктора по системам управления. В этой должности он проработал до 1992 года, с 1993 года был главным научным консультантом генерального конструктора РКК "Энергия" имени С.П. Королева.

Борис Черток участвовал в разработке и сдаче на вооружение первых отечественных баллистических ракет дальнего действия, создании и запусках высотных геофизических ракет, космических ракет-носителей, первых искусственных спутников Земли, научных спутников "Электрон", автоматических межпланетных станций для полетов к Луне, Марсу, Венере, спутников связи "Молния-1", фотонаблюдения "Зенит", проектировании и создании первых космических кораблей, на одном из которых совершил полет первый космонавт планеты Юрий Гагарин.

Борис Черток был конструктором в области разработки и создания бортовых комплексов управления и электрических систем изделий ракетно-космической техники. Им создана научная школа в сфере проектирования, изготовления, испытаний и применения бортовых систем управления и электрических систем для ракетных комплексов, ракетно-космических комплексов и систем.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников