Черты романтизма в красном и черном. «Анализ романа «Красное и чёрное» Стендаля. Жизненная и историческая основы романа

Жюльен Сорель - один из самых сложных персонажей Стендаля, долго над ним размышлявшего. Сын провинциального плотника стал ключом к пониманию движущих сил современного общества и перспектив его дальнейшего развития. Жюльен Сорель - это будущая революция.

Стендаль сознательно и последовательно противопоставляет выдающиеся дарования и природное благородство Жюльена его “злосчастному” честолюбию. Видно, какими объективными обстоятельствами обусловлена кристаллизация воинственного индивидуализма талантливого плебея. Мы убеждаемся и в том, насколько губительным для личности Жюльена оказался путь, на который его толкнуло честолюбие.

Психология Жюльена Сореля (главного героя романа) и его поведение объясняются классом, к которому он принадлежит. Это психология, созданная Французской революцией. Он трудится, читает, развивает свои умственные способности, носит пистолет, чтобы защитить свою честь. Жюльен Сорель на каждом шагу проявляет дерзкую храбрость, не ожидающую опасность, а предупреждающую ее.

Главный герой романа Стендаля “Красное и черное”

Стендаль давно был уверен в том, что революция будет сделана молодыми людьми из необеспеченных слоев общества, получивших образование и научившихся мыслить. Он отлично знал, что революция XVIII века была сделана такими молодыми людьми,- об этом говорили и ее сторонники, и враги.

Жюльен Сорель – юноша из народа. К. Липранди выписал из романа слова, характеризующие Жюльена в социальном отношении: “сын крестьянина”, “молодой крестьянин”, “сын рабочего”, “молодой рабочий”, “сын плотника”, “бедный плотник”. В самом деле, сын крестьянина, имеющего лесопилку, должен работать на ней, как и его отец, братья. По своему социальному положению Жюльен – рабочий (но не наемный); он чужой в мире богатых, воспитанных, образованных. Но и в своей семье этот талантливый плебей с “поражающе своеобразным лицом” – словно гадкий утенок: отец и братья ненавидят “щуплого”, бесполезного, мечтательного, порывистого, непонятного им юношу. В девятнадцать лет он выглядит как запуганный мальчик. А в нем таится и клокочет огромная энергия – сила ясного ума, гордого характера, несгибаемой воли, “неистовой чувствительности”. Его душа и воображение – пламенные, в глазах его – пламя.

Сквозное действие честолюбца Жюльена Сореля было типичным для эпохи. Клод Липранди отмечает, что многие памфлетисты, историки, журналисты, политические публицисты с возмущением писали в годы Реставрации о карьеризме, жестокой борьбе за место под солнцем, как о “мерзости века”. Герой “Красного и черного”, - напоминает К. Липранди, - “характерен для своего времени”, “глубоко правдив”. И литераторы эпохи Стендаля видели, что образ Жюльена “правдив и современен”. Но многих смущало то, что автор романа смело, необычайно ясно и рельефно выразил исторический смысл темы, сделав своего героя не отрицательным персонажем, не пронырой-карьеристом, а даровитым и мятежным плебеем, которого социальный строй лишил всех прав и таким образом заставил бороться за них, не считаясь ни с чем.

«Красное и черное», анализ и содержание

Жизненная и историческая основы романа.

Жизненная основа – судебное дело, сына кузнеца Антуана Берте, которого казнили за то, что он стрелял в свою бывшую любовницу.

Историческая основа социальная жизнь Франции во время периода Реставрации

Конфликт романа – это столкновенье личности и общества.

Главный герой – сын кузнеца Жюльен Сорель хочет добраться до верхов общества и становиться перед выбором: остаться романтичным, честным, но бедным человеком и прожить всю жизнь без славы, или, же приспосабливаться, подольщаться, использовать других, что бы сделать карьеру ценой загубленной души. На протяжении романа мы будто наблюдаем за линией его жизни.

Жюльен Сорель был очень хрупкого телосложения, даже несколько женоподобный. Основными чертами характера были: молчаливость, романтичность, гордость, честолюбие. В семье отношения были плохими, к нему относились как к выродку, потому что он значительно отличался от всей своей семьи, не только внешностью, но и характером. Главной целью жизни Сореля было – при любых обстоятельствах добраться до сливок общества, и именно для этого он начал учиться. Занимался он тем, что преподавал в доме Д’Реналя, он преподавал латынь и Евангелие.

В доме Д’Реналя Жюльену пришлось непросто. Он презрительно относился к хозяину дома, потому что считал его богатым, глупым, самодовольным аристократом. Именно поэтому Жюльен постоянно пытается при малейшей возможности задеть самолюбие хозяина и показать свое превосходство над ним. Юношу раздражает, что мсье Д’Реналь относиться к нему как к слуге и Жюльен старается добиться любви хозяйки дома, не столько ради самой любви, сколько ради мести и честолюбия. Но он не сразу осознает, что и сам влюбился в госпожу Д’Реналь. Жюльен покидает дом Д’Реналя из-за конфликта вызванного его любовью к хозяйке. Юноша уезжает в Безансон, чтобы там поступить в семинарию.

Жюльен Сорель был умным и старательным, но он не сразу понял, что в семинарии не приветствуют рассуждения и здравый смысл. Ему нужно было выказывать лишь слепую веру и страсть к деньгам, но никак не знания. Именно потому, что он был мыслящим и логичным человеком, Сорель отличался от других семинаристов, и именно за это его не любили товарищи.

Аббат Пирар, не смотря на свои жизненные принципы, очень привязался к Жюльену, но пытался не показывать этого, потому что это принесло бы Сорелю лишь проблемы.

Карьера священника никак не соответствовала ни мечтам, ни призванию Жюльена. Он мечтал стать военным и совершать героические подвиги, но в то время в армию могли попасть только аристократы и что бы достичь высшего общества Жюльен вынужден был стать священником, хотя его существо этому сопротивлялось.

То, что Жюльен был честным человеком и интересным собеседником, любезным со всеми, но не позволявшим себя унижать очень помогло ему неплохо устроиться в доме господина де’Ла Моля. Сначала дочь де’Ла Моля Матильда относилась к Жюльену как к игрушке, с помощью которой хотела развеять скуку. Она была очень гордой и самовлюбленной особой, вначале она попросту издевалась над Жюльеном. В конце концов, Сорелю это надоело и он начал отвечать ей тем же. Эта гордость и чувство собственного достоинства не оставили Матильду равнодушной – она влюбилась без памяти.

Маркизу де’Ла Молю не очень понравилось, что его дочь имеет связь с простолюдином, ему было стыдно за честь своей дочери, это было шоком для него.

Вскоре Матильда захотела обвенчаться с Жюльеном, и это совершенно не входило в планы маркиза, но девушка была очень настойчива, и де’Ла Молю пришлось помочь Сорелю получить звание и титул. Когда стало ясно, что Матильда окончательно решила выйти замуж за Сореля, маркиз де’Ла Моль решил навести о нем справки у своих знакомых аристократов, ведь Жюльен был из простых людей и о нем было мало известно.

Госпожа Де’Реналь очень любила Жюльена, и естественно разозлилась, что он её бросил и решил жениться на другой, она понимала что это брак по расчету, лишь для того что бы выбиться в аристократы. Госпожа Де’Реналь поняла что также как и Матильда она была всего лишь инструментом для Сореля в его пути наверх общества. Она дала ему очень плохие рекомендации. Написала маркизу что Жюльен использует женщин, и этим самым поставила точку на жизни Сореля и его будущем.

Жюльен Сорель усердно пытался достичь своей цели, но женщина, которая клялась ему в вечной любви, предала его, одной чертой перечеркнула все его старания и интриги. Он был в ярости, его просто уничтожили. Это послужило основной причиной выстрела.

В тюрьме Сорель начал раскаиваться, он понял, что попусту потерял свою жизнь и способности. Что единственная женщина которую он любил это госпожа Де’Реналь и что он никогда ей не изменял. В своем последнем слове Сорель в очередной раз бросил вызов аристократам и обществу, которое они создали. Он до конца оставался на своем и не дал себя сломить.

«Красное и черное» («Le rouge et le noir») — роман Стендаля. Роман вышел в 1830 году, в год Июльской революции. Его подзаголовок — «Хроника XIX века». Большая часть действия романа происходит в последние годы правления Бурбонов, суд и казнь главного героя должны были состояться до «славных трех дней». Это следовало из задачи Стендаля: предсказание гибели легитимистского и клерикального режима предполагало создание обширной картины нравов именно этого времени. Иначе трагический финал Жюльена Сореля лишился бы всякого смысла.

Заглавие романа — многозначно. Но любое толкование замыкается на слове «борьба»: революции и реакции, красного гвардейского мундира или черной сутаны священника; двух миров — мира Реналя, Вально и мира Жюльена Сореля; цвета стола, за которым играют в рулетку, намекающий на меркантильный дух времени, где даже «невольное неуважение к деньгам» считалось оскорбительным. Деньги, доказывает Стендаль, становятся той единственной ценностью общества, ради которых обуржуазился провинциальный аристократ де Реналь: он занимается торговлей, владеет фабрикой; его состояние — «заслуженная награда... за его глубокие познания в скобяном деле». Но знатному человеку, монархисту, не пристало быть только фабрикантом, поэтому «1815 год сделал его мэром города Верьера». Буржуа Вально, смотритель тюрьмы, разбогатевший во времена Революции и Империи, теперь соперничает с де Реналем.

Показывая противостояние старой аристократии и новой наполеоновской знати, Стендаль отмечает схожесть взглядов тех, кто стремится к власти и деньгам. Поэтому конфликт аристократа и буржуа неглубок. Для взаимопонимания им достаточно одного слова: «Великое слово, которое все решает в Верьере, — приносить доход». Оттого так комичен страх великосветского общества перед призраком якобинства. Этот страх породил заговор, центром которого стал салон маркиза де Ла-Моля. Но Стендаль показывает, сколь бессмысленны стремления аристократической молодежи, неспособной к малейшему действию. Даже незаурядный маркиз де Ла-Моль, человек старой закалки, вынужден уступить дорогу социальному метису де Реналю. Аристократия — «источенная червями реликвия», вызывает возмущение и осуждение со стороны Жюльена Сореля. «Возмущенный плебей» ее ненавидит. Он называет Матильду и ее друзей своими врагами. Он понимает немощность этого класса: «Что стало бы этой знатью, если мы смогли бы сразиться с нею на равных условиях?» Если ему и хочется чувствовать себя аристократом, то только из отвращения к буржуазии, ее невежественности и грубости. Жюльен ненавидит их всех за богатство и знатность, особенно за богатство, не раз повторяя: «Вот каковы они, богатые люди... Вот таковы эти богачи, нажившиеся на счастье бедных. — Чудовища!»

Хотя Жюльен, как и Стендаль, был учеником Гельвеция, который утверждал, что счастье одного человека должно вытекать из счастья всех людей, он всегда надеялся на свой собственный успех. Он трезво оценивал возможности плебея в эпоху Реставрации, которая препятствовала продвижению личности, поэтому с такой ностальгией он вспоминал о героических временах; замирая от восторга, слушал рассказы о сражениях, «бредил военной службой». Жюльен завидует Наполеону, его судьбе «небогатого лейтенанта низкого происхождения, благодаря своей шпаге сделавшимся повелителем мира». Раз он родился в такое время, когда талант, ум, храбрость бессильны и не способствуют достижению желаемого — карьеры, денег, успеха, то необходима иная тактика и стратегия. Красноречие заменит действие, и Жюльен Сорель выбирает черную сутану. Правда, пребывание его в безансонской семинарии не принесло должного успеха: в этом подлом и лицемерном мире Жюльен удержаться не смог, хотя он и делал превосходные успехи на поприще честолюбия, лицемерия, житейской смекалки. Жюльен Сорель укреплял и чувство долга, которое должно было быть направленным к социальному преуспеванию, поэтому для него все средства были хороши, лишь бы достичь своей цели. В борьбе против несправедливых законов и привилегий он считает наиболее постыдным для себя «не добиться успеха». Его честолюбие не знает границ («Честолюбие воспламенило мое сердце, стало моей страстью»), но оно только вызывает уважение в обществе: Матильда де Ла-Моль признает, что Жюльен человек с характером, что с ним она «не боится безвестности»; Жюльен-выскочка вызывает уважение у г-жи де Фервак, когда он осмелился за ней ухаживать; влюбленная в него, деликатная г-жа де Реналь оправдывает честолюбие своего юного любовника тем, что у него ничего нет. Черная сутана Тартюфа пригодилась Сорелю в XIX веке: искусство лицемерия помогает ему быть осмотрительным во вражеском стане: «Увы! Это единственное мое оружие! Будь это другое время, я бы зарабатывал своей хлеб делами». И тем не менее лицемерие не суть его характера. Это его роль (а он много играет, особенно когда покоряет женщин), его маска (она способствует тому, что он становится шевалье, офицером, женихом Матильды де Ла-Моль). Выстрел в г-жу де Реналь — непростительная небрежность для честолюбца и лицемера. Но зато снята маска, мешавшая оценить его благородное сердце, стремящееся к благородному, героическому. Свободный Сорель обретает искренность и естественность: он может спокойно любить г-жу де Реналь и не обманывать Матильду, не стремиться быть помилованным, отказываясь, тем самым, от своей роли в комедии нравов. Осудив в своей речи общество, Жюльен сам наказал себя, но его поражение — это и победа в то же время. Поэтому абсолютно свободного Жюльена Сореля общество не потерпело.

В методе писателя обнаруживаются такие традиционно романтические приемы, как, например, композиция, держащаяся на образе «единого героя», рассказе о его жизни; характеры героев — незаурядные, пылкие, находящиеся в борьбе с самими собой и со своим окружением; тщательная психологическая разработка характеров на материале интимной сферы человеческой жизни. Но картины социальной и политической жизни эпохи Реставрации делают повествование насквозь аналитичным. В романе нет ни живописности «на манер» В. Скотта, ни загадочности («тайна» Сореля имеет социальное объяснение), ни «роковых» страстей; все просто и ясно в развитии действия, непрерывно следуют сцены-эпизоды, поясняющие внутреннее состояние героев, их чувства, мысли, поступки; лаконичны портретные зарисовки — все это создает неповторимый стендалевский стиль, естественно воспринимаемый современным читателем, на что надеялся и автор, когда писал, что его книги будут читать и через пятьдесят лет, «потому что в них нет аффектации и потому что они правдивы».

Роман был экранизирован во Франции с участием Жерара Филипа (1954 г.). В России фильм «Красное и черное» в 1976 г. снял С.А. Герасимов.

«Красное и черное» анализ: тема, идея, композиция

Красное и черное — роман Стендаля 1830 года. Иногда его еще называют хроникой XIX в. В романе раскрывается трагическая история Жюльена Сореля. Показывая жизнь героя, автор одновременно описывает три социальных слоя французского общества после революции 1793: буржуазию, духовенство, дворянство.

Жанр «Красное и черное» : социально-психологический роман

Стиль : реализм

Тема «Красное и черное»: противостояние талантливой личности обществу.

Эти два цвета — красное и чёрное — отражают идею романа , социальные проблемы общества и диалектику души героя.

Конфликт романа : человек и общество

Главные герои : Жюльен Сорель, госпожа де Реналь и ее муж господин де Реналь, Матильда де ла Моль, ее отец Маркиз де ла Моль, господин Вально, аббат Пирар (ректор семинарии), аббат Шелан (кюре), Фуке (друг Жюльена)

Место действия: Верьер, Безансон, Париж

Жизненная основа: жизнь Антуана Берта, который был приговорен к смертной казни за покушение на жизнь бывшей любовницы госпожи Мишу.

Композиция «Красное и черное»:

Экспозиция Рассказ о жизни Жюльена Сореля в доме отца. Неспособность парня к физическому труду, увлечение книгами вызывают враждебное отношение к нему со стороны отца-плотника и братьев

Завязка Мэр города господин де Реналь приглашает Жюльена гувернером к своим детям

Развитие действия Любовь госпожи де Реналь, обучение в безансонской семинарии; знакомство с маркизом де Ла-Моль, любви Матильды. Продвижение Жюльена по службе. Вопрос о женитьбе Матильдой. Письмо госпожи де Реналь в ответ на запрос маркиза де Ла-Моля о личности Жюльена Сореля

Кул ьминация Выстрел в церкви в госпожу де Реналь. Желание Сореля с достоинством уйти из жизни

Развязка Размышления Жюльена Сореля в тюрьме. Поведение госпожи де Реналь и Матильды де Ла-Моль. Казнь главного героя. Смерть госпожи де Реналь и глубокое горе и увлечения Матильды

Символичность названия «Красное и черное»:

  • красное — жажда, любовь, страсть; черное — символ зла, траура, смерти;
  • красное — символ гильотины, агрессии, цвет крови. Черное — цвет повседневной одежды Жюльена;
  • красное — душевная чистота и искренность Жюльена Сореля; черное — его честолюбие и холодный расчет;
  • красное — цвет мундира военнослужащего армии Наполеона; черное — цвет сутаны священника;
  • красное — революция; черное — реакция.

Признаки реализма «Красное и черное»

  • всестороннее изображения развития внутреннего мира главного героя;
  • герои не идеализированные, они имеют положительные и отрицательные черты;
  • поиски причин общественных движений;
  • панорама общественно-исторической жизни Франции эпохи Реформации.

Черты романтизма в реалистическом романе «Красное и черное»

  • проблема трагического конфликта одинокой гордой личности;
  • символика цветов;
  • предвидения событий, пророчества относительно дальнейшей жизни и смерти (Жульен в церкви)
  • романтическая любовь Матильды;
  • авантюризм;
  • эпатирующий финал;
  • описание горных пейзажей.

Портрет Стендаля

Стендаль (настоящее имя - Анри Бейль, 1783–1842 гг.) принадлежал к первому этапу французского реализма. Его творчество - прямое связующее звено между Просвещением и реализмом XIX века . Свои творения Анри Бейль подписывал "Стендаль". Биография этого писателя, как и его произведения, интересует сегодня многих. Однако далеко не все знают, что настоящее его имя было Мари Анри Бейль. Писатель пытался иногда присвоить себе дворянский титул, подписываясь порой как "Анри де Бейль". Вероятно, так поступил бы и Жюльен Сорель , знаменитый герой его романа.

Роман "Красное и Чёрное"

Самое известное его произведение роман "Красное и Чёрное" , написанное в 1830 году. Во французских газетах двадцатых годов широко освещались скандальные судебные процессы молодых людей низкого происхождения, которые пытались войти в общество, женившись на богатых невестах (история крестьянина Антуан Берте) . Хотя в своем герое Стендаль , разумеется, не рисует портретов этих злосчастных молодых людей, сюжет романа типизирует события действительности.

Название романа носит многозначный характер:

Облако слов, которое отражает основные вопросы, затрагивающиеся в романе, а также ключевые темы исследования

1. революция (красный цвет) и цвет сутаны аббаты (черный цвет)

2. это преступление и наказание (покушение и казнь)

3. как характеристику двух возможных жизненных путей, красное - это пламя страстей, пролитая кровь, своя и чужая, брызги крови на эшафоте;

черное - цвет отталкивающий и зловещий, все то, что может ввергнуть человека в обыденность, в раболепие, тщеславие, честолюбие.

4. это две героини, две разных любви : г-жа Де’Реналь(красное- жизнь; настоящая любовь-через 3 дня после казни Жюльена умерла) и Матильда (черное-Это любовь смерти; для нее главное –сыграть смерть: и она организует похороны головы Жюльена, где она напоминает себе Маргариту Наварскую; считает, что только смертный приговор заставляет человека быть самим собой)

5. перед главным героем на протяжении всего романа стоит выбор между церковной карьерой (одежда клириков имела черный цвет) и службой в армии (офицерский мундир обладал красным цветом), поэтому Стендаль и назвал роман «Красное и черное».

В "Красном и черном" три основных места действия - дом г-на де Реналя, безансонская семинария и парижский особняк маркиза де ла Моля. Это круг провинциальной буржуазии, католическая церковь и родовая знать - три социальные силы, составлявшие опору режима Реставрации. После прочтения статьи вы также сможете пройти тест на знание романа "Красное и Чёрное" и проверить свои знания!