Что делать еси в тебя влюбился цыган. Цыганская любовь

Лидия Калдарар

«А я поздно или рано выйду замуж за цыгана, очень даже хороша мне цыганская душа..» – поется в одной из песен знаменитой цыганки Анжелики Руты. Вам кажется, что такого просто не может случиться в нашей жизни? Вы ошибаетесь. Историю о том, как простая русская девушка влюбилась в настоящего цыгана, рассказывают Лидия Павловна Калдарар и две ее дочери – Наталья и Мария.

Лидия Павловна, как вы познакомились с Федором?
Лидия Павловна: Мы познакомились в Париже. Ну, вы знаете, есть такое село в Чесменском районе – Париж (смеется), мы там урожай собирали. Я тогда работала на челябинской табачной фабрике, а он – в монтажной организации. Вообще он родом из Молдавии, отучился там в техникуме, а когда стали набирать работников на Урал, он согласился. Нас отправили на уборку урожая, каждого от своей организации. Спустя два месяца мы вернулись с уборки и расписались.
Сколько вам тогда было?
Лидия Павловна: Мне было 22, а ему – 20.
Что вас так привлекло в нем?
Лидия Павловна: Федор всегда был в центре внимания, очень общительный, компанейский, настоящий тамада в любой компании. Он обладал удивительной энергетикой, будто притягивал к себе людей.
Мария: Он ведь был еще очень симпатичный.
Лидия Павловна: Не просто симпатичный – красивый.
А как ваши родители отреагировали? Шутка ли – выйти замуж за настоящего цыгана.
Лидия Павловна: Мама была очень умной женщиной и далекой от предрассудков, и Федор как-то сразу завоевал ее доверие. Мне кажется, она его любила больше даже, чем родного сына. После свадьбы мы какое-то время жили в Челябинске, но тогда было очень сложно с жильем, а Федор все вспоминал свою родную Молдавию. Ну, в Молдавию, так в Молдавию. Приехали туда, в настоящее цыганское поселение. А там, знаете – если цыган женился на русской, это считалось очень престижно.
Я думала, наоборот, с русской невестки спрашивали больше.
Лидия Павловна: Что вы, его родители ходили задрав нос кверху от гордости, что у них невестка русская. И приняли меня там очень хорошо.
Расскажу вам одну историю, баба Мария – моя свекровь – очень вкусно пекла куличи на Пасху. У цыган такой обычай – в каждой семье пекутся куличи и в праздник все ходят в гости друг к другу и обмениваются кусочками этих куличей. А моя свекровь была большая мастерица, и куличи у нее получались очень вкусные. Настал праздник, она напекла и ушла. Я осталась дома за старшую и за хозяйку. Одни пришли, принесли какой-то простой серый кулич, как хлеб. Вторые так же, третьи. Думаю – я все куличи так раздам, а сами мы будем есть этот серый хлеб? И стала отдавать в обмен то, что мне принесли раньше. Вижу, бежит моя свекровь: Лида, что вы делаете? (Она всегда звала меня на «вы») Вы меня опозорили на все селение! Мне говорят, что у меня в этом году плохие куличи получились.
Но она больше сама расстроилась, чем ругала меня всерьез.
Наталья: На цыган всегда были гонения. И, возможно, такой брак был для них возможностью реабилитироваться в глазах общества. Кроме того, они ведь очень уважительно относятся к выбору своих детей.
Правда, что у цыган культ детей и стариков?
Наталья: Почему цыганские семьи не отдают детей в школу? Они просто не могут оценивать ребенка с помощью балловой системы, ведь каждый ребенок
уникален, а уравнивание вредно для личности. С самого рождения они дают ребенку практически полную свободу, направляя его своим примером, разговорами. Я на себе почувствовала такое отношение – ко мне как взрослой, очень серьезно. Для меня это было шоком.
Лидия Павловна: Культ детей и огромное почитание к старшим в семье, практически раболепное и безмолвное. Только это ни в коем случае не страх – это огромное уважение. Если взрослый человек, например, начинает говорить, он будет говорить, сколько ему нужно, его просто никто не посмеет перебить или остановить.
Лидия Павловна, а своих дочерей вы воспитывали по каким законам?
Лидия Павловна: По русским (смеется), очень строго.
Наталья: А папа был очень мягкий, позволял вообще все.
Как вы думаете, почему к цыганам такое не совсем хорошее отношение в обществе?
Мария: Раньше было очень много таборных цыган. Они переезжали с места на место, и, конечно, за тот короткий срок, что они были на каком-то месте, им нужно было быстро обогатиться и уехать. Где-то ворожили, где-то крали, конокрадство было. Но вы знаете, что по статистике кочующих – таборных – цыган от числа оседлых, к которым мы принадлежим, всего 1%. У цыган, так же как в Индии, существует очень четкое подразделение на касты.
Наталья: В нашем роду, может быть, кто-то и кочевал когда-то, но уже много поколений клан Калдарару ведет оседлую жизнь, держит собственное хозяйство.
Я слышала, что такие цыгане достаточно плохо относятся к кочующим цыганам?
Наталья: А как вы относитесь к русским, которые пьют, торгуют наркотиками и воруют?
Мария: Несколько лет назад я была в Москве в гостях у Бузылевых (один из самых древних цыганских родов в России – прим. ред.), мы пошли прогуляться, спускаемся в метро, и стоит вот такая типичная цыганка – длинная юбка, платок, украшения. Она обратилась к нам с желанием погадать, на что моя спутница ответила ей что-то по-цыгански.
Та сразу отошла. Я спрашиваю: что ты ей сказала? – моя спутница мне пояснила: Знай свое место. И это внутренний закон цыган, который они до сих пор строго соблюдают.
А с какими еще законами там столкнулись?
Мария: Однажды, я была еще очень маленькая, на улице выскочила дворовая собака и бросилась на меня. Мой дед схватил свой цыганский кнут и замахнулся хлестнуть эту собаку. Мама, недолго думая, выхватила у него этот кнут и сгоряча сломала его об колено. Вы просто не представляете, что значит выхватить у цыгана из рук кнут и тем более сломать его! Ни одна цыганка так бы не посмела сделала, а если бы сделала – ее бы очень жестко наказали. Но он маме и слова не сказал.
Вам пришлось там менять какие-то свои привычки, подстраиваться под образ жизни новой семьи?
Лидия Павловна: Нет, особо учиться не пришлось ничему. Нас все приняли и все любили.
И даже если что-то приходилось делать там по хозяйству, по дому, это было не в тягость – никто не заставлял. И нас принимали такими какие есть. Правда, у них же мужчина в семье главный, а у нас с Федором было не совсем так, свекровь, конечно, это раздражало, она морщилась, но замечаний нам не делала.
И я была очень деятельная, помню, когда мы только приехали в Молдавию, я смотрю, а в доме везде полы земляные. Ковры, конечно, лежат везде, но ведь земля. А я устроилась работать машинисткой в Райисполкоме и на работе услышала, что местный Роспотребсоюз принимает куриные яйца, а взамен выдает талон на тес. Я думаю, это ж сколько нужно ждать, пока наши куры столько яиц снесут, лет 5-10! Собрала всю свою цыганскую семью, говорю – идем на базар. Скупили там все яйца, хорошие у нас приняли, плохие отбраковали, мы плохие снова продали и на эти деньги еще яиц купили. Таким образом я все три комнаты в доме за лето застелила.
Каким Федор был по характеру?
Лидия Павловна: Очень вежливым и доброжелательным, иногда даже чересчур – мог идти по улице и просто здороваться с прохожими, улыбаться им. Открытый очень, добрый. Был очень интересным рассказчиком, даже лекции читал, эмоционально так. Умел выразить свои чувства.
Наталья, Мария, вы сами чувствуете, что в вас течет цыганская кровь?
Наталья: Конечно, и мне это всегда помогало. Во-первых, я очень хорошо чувствую человека. Незнакомый человек садится около меня, и у меня идет информация о нем. Мы очень общительные, разговорчивые.
Мария: Хоть и говорят, что цыгане просто тонкие психологи и просто технически умеют читать линию руки или карты, но у них действительно есть какое-то тонкое чутье. Когда цыганка начинает говорить, она уже половину знает о вас, даже если вы молчите. Я и про вас уже что-то знаю (улыбается).
Вы сами гадаете?
Наталья: Да.
А кто вас этому учил?
Наталья: Никто не учил, наверное, это то, что в крови передается, наша бабушка была самой лучшей гадалкой в районе.
Лидия Павловна, а вам гадала цыганка?
Лидия Павловна: Никогда не хотела этого. Я в себе и так была уверена.
Каково это – принадлежать к народу, создавшему цыганский романс, фламенко и джаз-мануш?
Лидия Павловна: У любви ведь нет национальности, Федор был замечательным мужем, отцом, другом. У нас вполне обычная семья – только один цыган затесался (смеется).

Интересная тема, есть и мне что вспомнить, связанное с этим народом. Захотелось тоже рассказать. Правда, дело семилетней давности. Сразу оговорюсь, чтоб потом вопросов не было, и я из хорошей, обеспеченной семьи, и он тоже. Познакомились по интернету, вот сказал бы мне кто ранее, что на цыгана обращу внимание, ну вот ни за что не поверила бы, потому что как и многие, насчет них довольно стереотипно мыслю. Ну так вот, красив он был безумно, встретились, пообщались, и просто чуть ли не после первой встречи мне ТАК башню снесло, не передать... Я, конечно же, не думаю, что он там прям уж приворожил меня, но ТАКОГО сумасшедшего чувства у меня еще не было, я как зомби была. Он стати, тоже не ахти какой образованный был, а я на тот момент училась в одном из самых престижных банковских университетов нашей страны (я не из России). Но наговориться мы просто не могли, ночами просто сидели у него дома и говорили, говорили... Даже о свадьбе говорили, о том, как будут звать наших детей, о будущем... Но все это длилось недолго, на горизонте замаячила его бышая (тоже, кстати, русская), с тем, что беременна (они разошлись на тот момент не так давно). Ну и он к ней вернулся. На тот момент ничего внятного мне объяснить не мог, и не очень красиво в итоге все сделал по отношению ко мне. Ну да ладно, пострадала-поплакала, но время лечит. Прошло 7 лет, у меня другой молодой человек, престижное образование, хорошая работа с более, чем высоким заработком, все, так сказать, по уму. Но то время с цыганом (даже несмотря на не очень хороший конец и на то, что я адекватный человек и понимаю, что с ним, все же навряд ли я добилась бы всего, что имею теперь) я вспоминаю с большой теплотой, я так любила его, это такое большое и светлое чувство было.. (а может, это все было в силу моей наивности (мне тогда 19 было, ему 24)) Встречаю в городе его иногда, и до сих пор меня каждый раз очень сильно трясет по непонятной причине, прям руки как у алкаша дрожат.. А он каждый раз пытается с мной поговорить, за руку подержать, непонятно зачем, столько лет прошло, и в глаза при этом смотрит пристально-пристально, прям в самую глубь души заглядывает (ну, это они умеют). А я понимаю, что ничего хорошего не вышло бы у нас, но, положа руку на сердце, могу сказать, что нравится он мне до сих пор.. (ну это я так, просто..) Странная нация, очень странная.. Уфх.. спасибо всем, кто дочитал, наткнулась на тему, и такие воспоминания нахлынули (после того, как в очередной раз встретила его сегодня:D) . А резюмировать могу то, что не может русской девушке все же быть с цыганом хорошей жизни, это шанс один на 1000.

Цыгане в прессе и литературе часто представлены бесстыжими или распутными, а то и сочетающими эти два качества. Мне доводилось читать и про промискуитет в цыганской среде, и про право первой ночи со стороны барона, и про ветреность, неверность и своенравие цыганских жён, и про процветающую среди цыганок проституцию, и про многоопытность цыганских незамужних девочек, и что эти девочки специально беременеют, чтобы больше подавали. Всем знаком анекдот «мужик, дай рупь, я тебе пипиську покажу?», и бродят по интернету фотки с гадящими на оживлённых тротуарах смуглыми мужиками, и приходилось видеть некоторым цыганок, откровенно кормящих грудью на улицах и в других общественных местах, да и источники ещё 19 века упоминали о бесстыже открывающих грудь цыганах и цыганках (мужчинам тогда это тоже вменялось в бесстыдство).

В чём же тут фишка? Где правда, где вымысел, и как видят цыгане целомудрие и стыдливость?

Правда в том, что у разных цыган эти понятия довольно сильно разнятся, а цыганский закон тут очень краток.

Он требует скрытия бёдер и коленей у взрослых от посторонних глаз, порицает супружескую неверность, женскую проституцию и гомосексуализм, и не оставляет никакой возможности у цыган меняться жёнами на ночь или отдавать невесту на первую ночь кому бы то ни было.


У всех цыган, кроме мадъярских, очень строгое отношение к поведению незамужних девушек. Девушка должна или выйти замуж невинной, или за того парня, что лишил её девственности. С этим связаны два свадебных обычая. Первый — вынос простыни. Во время свадьбы жених должен удалиться в специальное помещение и лишить невесту девственности (если семья богатая, то свадьба играется подольше, и первый, простите, половый акт происходит ночью; впрочем, не везде); затем свекровь берёт эту простынь и демонстрирует её присутствующим, может станцевать с ней. В общем, так же, как в лучших домах Европы… в Средние Века ^_^. Второй обычай: если парень лишил девственности девушку до свадьбы (смиловались они или украл он её), то свадьба играется не такая роскошная, и вместо ритуала с простынёй парень кланяется в ноги гостям и просит прощения за свой грех. Обычно гости прощают. Это не принято говорить, но бывает, что парень покрывает совсем чужой грех из любви или жалости к невесте. А жалеть есть за что: в былые времена «нечестную» невесту могли побить камнями, или обрезать волосы и признать осквернённой (а значит, выгнать из табора), да и её родителям доставалось так или этак; например, могли отца за недогляд впрячь в телегу и катать на ней по очереди всех гостей, по нескольку за раз. Сейчас всё не так экстремально, но худая слава одна уже может испугать, ведь положение цыгана в цыганском обществе держится фактически на личном рейтинге, а простое родство с «нечестной» девушкой может его сильно подмочить. Особо сказывается «нечестность» невесты на самых близких родственниках: родителей стремают за недогляд и плохое воспитание, сестёр подозревают, что их родители тоже не ссумели воспитать.

Отсюда и сохранившаяся традиция подростковых браков: либо боятся не уберечь, либо уже не уберегли ^_^ за подростками, да ещё так рано созревающими, бывает трудно уследить, знаете ли! Являясь принципиальной противницей подростковых браков (чёрт, стрёмно-то как — я вышла замуж в 17! на третьем курсе института...), я не могу не отметить две особенности цыганских подростковых браков, которые меня радуют: девушку никогда не отдадут замуж до появления первых менструаций, юношу — до появления поллюций (ну то бишь если он осеменить не в состоянии, о какой роли мужа может идти речь; цыганский закон очень строг в отношении половой зрелости вступающих в брак), и на разницу в возрасте между мужем и женой более трёх лет смотрят очень-преочень косо (правда, с определённого возраста максимально приемлемая цыганским обществом разница уменьшается, т.е. если 12 и 18 — это экстремальная разница, то 22 и 28 — туда-сюда). Эти особенности так радуют потому, что традиция ранних браков не превращается в педофилическую.
Мне в разговоре об этом как-то привели два случая, почёрпнутые из газет, по мнению оппонентов, явно опровергающих правило разницы. Однако я утверждаю и буду утверждать, что это исключения, подчёркивающие правило. В цыганской среде есть традиция подростковых браков, но нет традиции педофилических связей.
Надо сказать, по счастью, подростковые браки становятся всё менее распространёнными в странах, где цыгане более или менее интегрированны в общество. Я слышала, что если раньше у русских цыган девочка невестилась в 12-14 лет, то в наши времена этот период чаще приходится на 15-19. Тут вообще надо серьёзно исследовать, чтобы что-то точно утверждать, тем более по всем цыганам мира.

Однако вернёмся к бёдрам и коленкам. Как мы помним, бёдра взрослого человека особенно нечисты — особенно женские бёдра. Ноги тоже нечисты, но как-то не сами по себе, а потому, что находятся под бёдрами — отслеживаете логику, да? Бёдра же нечисты настолько, что их неприлично даже показывать, и говорить о них или чём-то, связанном с ними (о дефекации, например, или там о менструациях). Так что никакого не может быть «дай рупь, покажу пипиську» или прилюдного облегчения для цыгана, соблюдающего цыганский закон . Гамно, кстати, также является нечистой вещью, ну очень нечистой, так что никакой речи о том, чтобы оставлять его на виду во дворе, тоже не может быть. Про гамно мы ещё поговорим подробней в одном из следующих постов.


По цыганскому закону, грудь не является стыдной частью тела. Материнская грудь вообще вещь святая! Так что её открытие для цыган и цыганок вовсе не признак бесстыдства. Однако стоит вспомнить, что помимо цыганского закона цыгане ещё соблюдают нормы своей религии, ибо весьма и весьма набожны. Поэтому, например — русские и испанские цыганки будут осуждать показ груди и юбку, не закрывающую всю ногу до щиколотки. Причём религиозные законы настолько глубоко вросли в общество, что исполняющие их смешивают их с цыганским законом, не отличая одно от другого. Мне доводилось слышать от цыганских девушек, что крещение и закрытие груди предписывается именно цыганским законом, при том, что анализ цыганских правил разных этногрупп, позволивший выделить ядро закона, показывает, что изначально в законе ничего такого не было.
Есть версия, что использование платков замужними женщинами также связано с религиозными мотивами.

Супружеская верность у разных цыган трактуется по-разному. Совершенно одинаково трактуется верность жён: за измену могут признать осквернённой и выгнать из, кхм, табора (в диких местах может и муженёк до смерти забить), и вапще. А вот по отношению к мужьям супружеская верность спрашивается по другому. У одних цыган это реально верность, на том же уровне, что у жён. У других могут признать нечистым, если ну слишком активно гуляет, или принёс заразную болезнь. У третьих может гулять, но не имеет права бросать без обеспечения семью, т.е. верность выражена финансово. У ловарей понятие супружеской верности считается относящимся только к женщине, и фсё. Слышала, что не только у них, но точней не скажу.

Проституция запрещена цыганским законом только для женщин, а однополая любовь — только для мужчин. Это теоретически. А практически, опять же, есть вариации: у русских цыган мужская проституция запрещена, и на лесбиянку/ бисексуалку смотреть будут косо, если вообще не вычеркнут из списка цыган. В то время как от чешских и румынских цыганок я слышала рассказы, что мужчины из среды французских и испанских цыган безо всякой опаски остракизма могут продаваться богатеньким гаджичкам. Тут за что купила, за то продаю, но такой вариант не исключаю.

В конце 1970-ых годов в Слуцке, как и на большей территории Союза, началась эпоха индийского кино, когда наши слуцкие девчонки, рыдая в кинотеатрах, представляли себя в объятиях Митхуна Чакроборти или Амитабха Баччана. Далёкие корни и внешнее сходство звёзд Боливуда с простыми цыганами делали связи с последними привлекательными. В числе таких почитательниц индийского кино была и моя собеседница Светлана.

Мы познакомились с ней недавно. Голубые глаза, курносый нос, светлое лицо. Но я сразу обратила внимание на её акцент и стиль одежды. Что-то не белорусское было в манерах общения этой уроженки Случчины. Через некоторое время я узнала, что Светлана много лет была женой цыгана и жила в его семье. После долгих уговоров она согласилась дать интервью газете «Кур"ер» и рассказать о жизни слуцких цыган.

Любовь с первого взгляда
— Света, как случилось, что ты вышла замуж за цыгана? В Слуцке не нашлось белорусских парней?
— Да нет, парней хватало. Но однажды пошли мы с подружкой в Дом офицеров (в 11 в/г) на танцы. Там я увидела его и сразу влюбилась. Было мне тогда 18 лет. Он тоже обратил на меня внимание и пригласил на танец. Познакомились, начали встречаться.
Мы тогда с матерью жили в 12-м военном городке. В один из дней, когда её не было дома, мой цыган пришёл ко мне. Всё случилось само собой. Как только он понял, что был у меня первым, предложил выйти за него замуж.
Моя мать была не против нашего брака. Его родители тоже отнеслись спокойно к выбору сына. Свадьбу сыграли по-русски.

— Как это — «по-русски»?
— Это значит, без цыганских свадебных традиций.
По цыганской традиции после свадьбы надо было его тёткам простыню показывать, на которой молодые провели первую брачную ночь. А этого, естественно, нельзя было делать, так как мы с ним её до свадьбы провели.

— И что бы это изменило?
— По их законам, если простыня окажется чистой, то родители невесты должны будут выплатить родителям жениха сумму денег, о размере которой сами договорятся. Иногда родители невесты, уверенные в непорочности своей дочки, могут обратиться к врачу, слово которого и будет последним в этом споре. Цыганских девушек рано отдают замуж, тогда и проблем с этим меньше.

Моя семейная жизнь в «таборе»
— Какой была твоя семейная жизнь? Какие обязанности у цыганской жены?
— В круг моих обязанностей входили обычные женские дела: стирка, уборка, приготовление еды и т. д. Но, кроме этого, что меня особенно вывело из равновесия, я должна была ходить вместе с другими цыганками по деревням и просить милостыню. Как оказалось, женщины — это основные добытчицы в семье. Если принесёт жена мужу что-нибудь вкусное поесть, она хорошая жена, если мало принесёт — плохая. За это муж может и побить.
В то время, когда я была женой цыгана, многие цыганские семьи жили куплей-продажей. Некоторые женщины зарабатывали, гадая на картах или предсказывая судьбу, находились и такие, кто был не прочь что-нибудь стащить.
Что касается гадания, то я не знала цыганок, которые гадают правдиво, и порчу тоже их никто снимать не учил. Такой вот вид заработка на наивных людях.
О наркотиках я не слышала, и, по-моему, тогда цыгане ими не промышляли.
…Через год у меня родилась дочь. И хотя свекровь нормально относилась ко мне и любила внучку, я всё равно должна была наравне со всеми добывать деньги и пропитание.
В один прекрасный день я отказалась идти с цыганками, а пошла и устроилась на завод. Родители мужа спокойно отнеслись к моему поступку. А вот супруг пилил меня, мол, почему работаю, а не хожу, как хорошая жена по деревням. После того, как он избил меня за отказ уволиться, я забрала дочь и ушла к своей матери.

— На этом и закончилась твоя цыганская жизнь?
— Если бы… Поселилась я у своей мамы. От мужа ни слуху, ни духу. И вот через какое-то время ко мне пришла свекровь. Мы с ней поговорили, она пообещала, что муж меня больше никогда не ударит и что всё будет хорошо. Я вернулась назад.
Но жизни уже не было. Муж стал изменять. Не мало цыганских мужчин, кстати, этим грешат, пока женщины добывают семье хлеб. Прожили мы так ещё несколько лет, и я снова ушла от него и подала на развод.
Всё было спокойно до знакомства с моим вторым мужем-белорусом. Как только мы с ним расписались, бывший стал преследовать меня. Сначала уговаривал вернуться к нему, потом угрожал. Было дело, даже подрался с моим супругом.
Хорошо, что я второму мужу всё рассказала про свою цыганскую жизнь, и он принял меня такой, какая есть. Вскоре я родила ему дочь.
Однажды, когда я была дома одна, бывший муж ворвался в комнату с ножницами и, схватив мои волосы, собранные в хвост, обрезал их. Этот акт по цыганским понятиям означает, что я теперь падшая непотребная женщина.

— Как дальше сложилась твоя жизнь и жизнь твоих дочерей?
— После этого случая я испугалась не на шутку. Я бежала из Слуцка, бросив всё. Забрала младшую дочь и уехала в Москву. Старшая же выбрала жизнь с отцом-цыганом. О ней знаю только понаслышке. Младшую я воспитываю как положено, в наших традициях.

Их нравы и традиции
— Правда, что среднее образование у цыган — это 4 класса?
— В большинстве своём это так. Но сейчас, насколько я знаю, есть семьи, где дети учатся, оканчивают школу и идут дальше. Здесь многое зависит от матери. Если цыганка захочет, чтобы её дети учились, они будут учиться. Ведь в цыганских семьях дети подчиняются только матери, отец очень редко принимает участие в воспитании детей. Мать для них и кормилица, и воспитательница, и хозяйка. Как она поведёт по жизни, так и будет. Некоторые семьи живут за счёт детей: милостыню малышам скорее дадут, да и в других делах они очень смышленые и юркие.

— Какие праздники принимают цыгане? Как отмечают?
— Из праздников, по-моему, отмечают только Новый год. Ходят друг к другу в гости, поздравляют. Но вот украшенных ёлок я ни у кого не видела. Нет у цыган и таких праздников как 8 Марта, 23 февраля и т. д. День рождения ещё могут отметить.
На праздниках цыгане отдают предпочтение водке. Еду готовят с большим количеством мяса. Они его очень любят. Если варят борщ, к примеру, то в нём мяса больше, чем остальных продуктов.

— Как относятся цыгане к семьям, которые отказываются от цыганской жизни, устраиваются на работу?
— Раньше такие семьи презирали. Хотя их и принимали, как должное, но потом тихо ненавидели за то, что те предали цыганские традиции. Встречала я цыганских детей, которые не хотели жить по-цыгански, думали о работе, но потом всё равно шли дорогой своих родителей. Уж больно сильны традиции в крови цыган.

— Цыганские песни и танцы — это только по телевизору или слуцкие цыгане тоже кое-что умеют?
— Ещё как умеют! Примечательно, что цыгане нигде не учатся, не берут уроки пения, но им с рождения присущи грация, хорошо поставленные голоса. Как они танцуют! Танцы мужчин особенно красивы. Всё это я видела на развесёлых цыганских свадьбах. Кстати, живя с ними, выучила много цыганских песен и тоже неплохо их пела на свадьбах.

— С цыганским языком были проблемы?
— Язык я выучила примерно за полгода и могла свободно общаться. И сейчас знание цыганского языка помогает мне. Дело было на рынке. Стою я у прилавка зимней одежды, прицениваюсь, с продавцом торгуюсь. И тут краем глаза вижу: мимо проходят две цыганки, и одна другой говорит, естественно, на цыганском языке, мол, ты меня прикрой, а я шапку сниму. Я разворачиваюсь и на цыганском языке: «Я вам сейчас такую шапку сниму!» В общем, без цыганского мата не обошлось. Они на меня глаза вытаращили и ходу от прилавка. А продавец мне очень благодарен был и хорошую скидку сделал. Так что пригодился язык.

Краткий русско-цыганский словарь
Цыгане — ромэлы
Муж — ром
Жена — ромны
Возлюбленный — лубано
Замуж — палором
Дом — кхэр
Деньги — лавэ
Жизнь — джеибэ
Несчастье — бибахт
Счастье — бахт
Свадьба — бияв
Гадание — драбакирибэ
Дурак — дылэно
Воровать - чорэс
Обманывать — хохавэс
Продать — бикнэс
Кушать — хава
Просить — мангэла
Карты — патря
Песня — гилы
Правда — чячо
Непотребная женщна — лубны
Да — исы
Нет — нанэ

Записала Жанна Авдеева

Первую историю еще не опубликовали, а у меня уже ручонки чешутся вторую написать.
Про свой дом не буду писать, лучше расскажу про деревню.
В Липецкой области много цыган. Живут они обособленными поселками. Чаще всего занимаются перекупкой и перепродажей мяса или овощей. И, конечно, наркотики, воровство, попрошайничество.
Так случилось, что моя сестра Светланка влюбилась в цыгана, и он ее полюбил. Жизнь прям как в романе. Светкины родители потомственные труженики полей, а вот Ромкины, в силу происхождения, руками только по чужим карманам работали. Домище у них в 2 этажа, кирпичный, телевизор плазменный огромный, кондиционер чуть не в каждой комнате и прочие свидетельства достойной жизни. Они хоть и православные, но Ромке запретили женится на русской девушке. А тут Света забеременела. Ромка с отцом своим даже подрался, собрал вещи и ушел жить к Светкиным родителям. Жениться, правда тоже не звал. Говорил, что очень хочет, но не может. Родился у них замечательный мальчишка, Артемка. На его крестинах я и познакомилась с дедом Романа, он один из всей Ромкиной родни пришел. Человек он был старой закалки, Артемку любил больше жизни. К Светке с почтением относился, уважительно, по имени-отчеству величал, за правнука в ноги ей кланялся, но жениться все равно им запретил. Дед Янош прекрасный рассказчик был. Да и Ромка тоже. Не раз за рюмочкой нам страшилки рассказывали.
“Одну я помню: сказку эту
Поведаю теперь я свету… ”
А. С Пушкин.
Еще в советское время, цыгане торговлей жить начали, в колхозах мало кто работал из них, позорно было. А кушать хотелось. Дровишек-угля только по талонам можно было купить, и давали их только трудящимся “на благо родины”. Зимой как-то собрался дед в лес, там, на знакомой полянке, не менее знакомый тракторист за мешок муки пол-трактора дров свалил. Да хороших таких бревнышек. Сухих, не длинных, как раз на телегу по чуть-чуть складывать да вечерком, по темноте к дому свозить. Запряг Ян лошадку, а Ромка совсем маленький, лет 5-6, рядом вертится, мол, “Возьми, деда, меня с собой – я тебе пригожусь”. И дернул же нечистый деда, ребятенка зимой, в сумерки в телегу посадить.
Едут они потихоньку, лес в сторонке стеной темнеется. Звезд не видно, тучами небо затянуло, стемнело быстрей, чем дед рассчитывал, но поворачивать с полпути не стал, хоть и копошилось в душе нехорошее. Обложил лошадку матом на двух языках (на родном и на русском) да подхлестнул поводьями. Вот и поворот знакомый. В колею, трактором оставленную, свернули. Лес уже вот-вот – рукой подать. И завыли вдруг волки. Дед с телеги спрыгнул в снег. Матом обложил уже и Ромку, и волков, и лес, и дрова. Даже тракториста с его семьей до пятого колена помянул – не побрезговал. Пока лошадь из колеи по снегу развернул, Ромка за обрешетку телеги высунулся.
-Деда, погоди, – говорит. – Вон дядю подвезем.
Янош как оглянулся, Ромку в охапку, на дно телеги кинул.
-Лежи говорит. Молись, только назад не смотри.
А сам лошадь к дороге по снегу тянет, чуть не бегом. Мужик из леса бежит, руками машет, кричит:
– Эй, дед! Подкинь до города.
Почти догнал, за борт телеги ухватился, подскочил, чтобы влезть в нее, а тут Янош лошадь на дорогу вывел, в телегу вскочил и “дай Бог ноги”. Мужик не удержался, упал на дорогу. До дома летели, чуть лошадь не загнали. Ромка говорил, что сначала не особо молился, а как телега понеслась ухабами, так чуть не в голос “Отче наш” читал, за доски хватался, чтоб не вылететь. Домой приехали, мать с бабкой на деда накинулись, куда дитё увез, почему не сказал, и вообще, где дрова. Янош с телеги слез, Ромку снял, да чуть обратно не уронил. Зад телеги, где незнакомец схватился, чуть не в половину толщины досок четырьмя царапинами располосован, будто зверь когтями зацепил.

Простите за ошибки, если пропустила. Имена героев изменены.
Если Вам понравилось напишу еще, мне их много нарассказывали.