Что делать, если вы оказались на дне? «Бывшие люди» на дне жизни: они не виноваты? Почему человек оказывается на дне жизни

На протяжении всего творчества М. Горького интересовал человек, личность, загадки его внутреннего мира. Человеческие мысли и чувства, надежды и мечты, сила и слабость - все это находит отражение на страницах пьесы М. Горького «На дне». Ее персонажи -люди начала XX века, эпохи крушения старого мира и начала новой жизни. Но они отличаются от остальных тем, что общество отвергло их. Это изгои, люди «дна». Страшно и неприглядно место, где живут Сатин, Актер, Бубнов, Васька Пепел и другие: «Подвал, похожий на пещеру. Потолок - тяжелые каменные своды, закопченные, с обвалившейся штукатуркой». Почему обитатели ночлежки оказались на «дне» жизни, что привело их сюда?

Актера погубило пристрастие к алкоголю: «Раньше, когда мой организм не был отравлен алкоголем, у меня, старик, была хорошая память... А теперь вот... кончено, брат! Все кончено для меня!» Васька Пепел был выходцем из «воровской династии» и ему ничего не оставалось, как продолжить дело отца: «Мой путь - обозначен мне! Родитель всю жизнь в тюрьмах сидел и мне тоже заказал... Я когда маленький был, так уже в ту пору меня звали вор, воров сын...» Бубнов, бывший скорняк, оставил мастерскую из-за измены жены и страха перед ее любовником: «...только мастерская-то на жену была... и остался я - как видишь!» Барон, разорившись, пошел служить в «казенную палат) », где совершил растрату. Сатин, одна из самых колоритных фигур ночлежки, в прошлом телеграфист. Он попал в тюрьму за убийство человека, оскорбившего его сестру.

Почти все обитатели «дна» склонны винить не себя, а внешние жизненные обстоятельства в том, что они оказались в бедственном положении. Я думаю, что, если бы эти обстоятельства сложились как-то иначе, ночлежников все равно постигла бы та же участь. Это подтверждает фраза, сказанная Бубновым: «Хоть, по правде говоря, пропил бы я мастерскую... Запой у меня, видишь ли...» По-видимому, катализатором падения этих людей послужило отсутствие какого-то нравственного стержня, без которого нет и не может быть личности. В качестве примера можно привести слова Актера: «Пропил я душу, старик... я, брат, погиб... А почему - погиб? Веры у меня не было... Кончен я...»

Первое же серьезное испытание у каждого закончилось крахом всей его жизни. А между тем Барон мог бы поправить свои дела не путем кражи казенных средств, а вкладывая имеющиеся у него деньги в выгодные дела; Сатин мог проучить обидчика сестры другим способом; а для Васьки Пепла неужели мало нашлось бы мест на земле, где никто ничего не знает ни о его прошлом, ни о нем самом? И так можно сказать о многих обитателях «дна». Да, у них нет будущего, однако в прошлом был шанс не попасть сюда, но они им не воспользовались. ,

Теперь им остается только жить иллюзиями и несбыточными надеждами. Актер, Бубнов и Барон живут воспоминаниями о невозвратном прошлом, проститутка Настя тешится мечтами о великой, настоящей любви. И вместе с тем люди, один другого униженнее, отвергнутые обществом, ведут нескончаемые споры. Споры не столько о хлебе насущном, хотя и живут впроголодь, сколько о духовных и нравственных проблемах. Их интересуют такие вопросы, как правда, свобода, труд, равенство, счастье, любовь, талант, закон, гордость, честность, совесть, сострадание, терпение, жалость, покой, смерть... Все это их волнует в связи с еще более важной проблемой: что такое человек, для чего он явился на землю, в чем подлинный смысл его бытия? Бубнова, Сатина, Луку вообще можно назвать философами ночлежки.

Все герои пьесы, за исключением, пожалуй, Бубнова, отвергают «ночлежный» образ жизни, надеются на поворот судьбы, который вынесет их со «дна» на поверхность. Так, слесарь Клещ говорит: «Я -рабочий человек... я с малых лет работаю... Ты думаешь, я не вырвусь отсюда? Вылезу, кожу сдеру, а вылезу... Вот, погоди... умрет жена...» Хронический пьяница Актер надеется на чудодейственную лечебницу с мраморными полами, которая вернет ему силу, здоровье, память, талант и аплодисменты зрителей. Несчастная страдалица Анна мечтает о покое и блаженстве в загробной жизни, где наконец-то ей воздастся за ее терпение и муки. Отчаянный Васька Пепел убивает хозяина ночлежки Костылева, видя в нем воплощение жизненного зла. Его мечта - уехать в Сибирь и начать там новую жизнь вместе с любимой девушкой. Все эти иллюзии поддерживает странник Лука. Лука владеет мастерством проповедника и утешителя. Горький изображает его как врача, считающего всех людей неизлечимо больными и видящего свое призвание в том, чтобы скрыть это от них и смягчить их боль. Но жизнь на каждом шагу опровергает позицию Луки. Больная Анна, которой Лука обещает божеское воздаяние на небесах, говорит: «Ну... еще немножко... пожить бы... немножко! Коли там муки не будет... здесь можно потерпеть... можно!» Актер, поверив сначала в свое излечение от алкоголизма, в конце пьесы сводит счеты с жизнью. Истинную цену утешениям Луки определяет Васька Пепел: «Ты, брат, молодец! Врешь ты хорошо... сказки говоришь приятно! Ври, ничего... мало, брат, приятного на свете!»

Лука полон искренней жалости к людям, но он не в силах что-либо изменить, помочь обитателям ночлежки зажить иной жизнью. Сатин в своем знаменитом монологе отвергает подобное отношение как унизительное, подразумевающее какую-то убогость и несостоятельность тех, на кого эта жалость направлена: «Надо уважать человека! Не жалеть... не унижать его жалостью, уважать надо!» Я думаю, что в этих словах выражается позиция самого писателя: «Человек!.. Это звучит... гордо!»

Какова же дальнейшая судьба обитателей ночлежки? Ее нетрудно представить. Вот, скажем, Клещ. В начале пьесы он еще пытается выбраться со «дна» и зажить нормальной жизнью. Ему кажется, что «вот умрет жена», и все волшебным образом изменится к лучшему. Но после смерти Анны Клещ, оставшийся без денег и инструментов, вместе с другими мрачно поет: «Я и так не убегу». И действительно, не убежит, как и все остальные обитатели ночлежки. Каковы же пути спасения людей «дна» и существуют ли они вообще? По моему мнению, реальный выход из положения намечается в речи Сатина о правде. Люди смогут подняться со «дна» лишь тогда, когда научатся уважать себя, обретут чувство собственного достоинства, станут достойными звания Человека. Человек для Горького - это почетное имя, звание, которое нужно заслужить.

Один из самых сложных вопросов: что делать, если все уже поздно, ничего уже нету, безвыходное положение, и все плохо? Когда все в порядке, и отвалился какой-то один ресурс - это очень больно и страшно, но не безнадежно, можно это как-то пережить, получив помощь и поддержку с разных сторон. Но иногда все становится плохо на всех фронтах одновременно. И тут уже даже не знаешь, что советовать. Когда и денег нет, и здоровья, и перспектив, и поддержки, и жилья, и для любого решения не хватает восьми пунктов из десяти необходимых.

Я тут совершенно случайно попала вдруг на лекцию. Хотела послушать совсем другое выступление, но опоздала. Решила зайти, в надежде, что там еще после мероприятия будет вечеринка. а там уже освободили зал, и идет следующее мероприятие. Человек, который в свое время оказался совсем на дне и на улице, делится опытом.

Ужасно интересно было послушать эту лекцию. Жаль, что книгу он не написал (я бы ее купила, может еще напишет). Но попробую пересказать то, что я из его лекции запомнила.

Конечно было бы очень здорово, если бы люди начинали действовать ДО того, как наступило совсем дно. Это - почти риторическое замечание, потому что все мы знаем, что люди склонны игнорировать подобные проблемы до последнего. Да и большинство таких ситуаций, наверное, не стали бы именно такими, если бы человек ранее не проигнорировал несколько десятков "звоночков". Чего уж там - бывают в жизни несчастья, но в большинстве случаев, чтобы оказаться на дне, нужно предварительно совершить ряд ошибок, либо где-то действовать не предусмотрительно, неосторожно, недальновидно. И конечно легко всем толкать умные речи после пожара.

Но, тем не менее - это было не праздное замечание. Между "все хорошо, и нет никаких проблем" и "все вокруг сплошная проблема" есть очень много промежуточных стадий. И во многих из этих стадий можно сделать много вещей, чтобы ситуация не достигла самого наихудшего состояния. Даже когда все "наполовину плохо" еще можно многое спасти.

А еще: иногда все в жизни так складывается, что между "почти плохо" и точкой, когда все обваливается, проходит достаточно много времени. По самым разным причинам все зависает над пропастью иногда на год, иногда на два. А потом благополучно в эту пропасть обрушивается. (Потому что никто за эти годы не шевельнулся.) А можно было аккуратно все за это время от пропасти отодвинуть.

А еще - это звучит абсурдно, но некоторые в эту черную дыру умудряются провалиться далеко не один раз в жизни. И это не потому, что они дураки, а потому что у них нету какого-то навыка - они не приучены анализировать ситуации, и строить планы на будущее. Не умеют просчитывать ситуации на сколько-то ходов вперед. И не приучены к тому, что от этого бывает много пользы. Поэтому от размышлений "что сделать заранее" все же может быть польза.

Главное правило: не нужно думать, что это случается только с другими. Любые люди могут неожиданно оказаться без денег, без здоровья, без перспектив и с большими проблемами на шее. Все бывает - можно заболеть, обанкротиться, наделать ошибок. Все мы люди, и такое случается даже с самыми умными, успешными и "правильными". Это понимание нужно вот зачем: некоторые люди так уверены, что с ними такое гне может случиться, что они не замечают, когда оно уже почти случилось. Парадокс, но даже стоя в сантиметре от пропасти, они себя убеждают что "это не оно". На что рассчитывают - не понятно. Это не вопрос какой-то логики или умозаключений. Просто люди в упор не видят простую вещь - что это можно случиться даже с ними, и на самом деле почти случилось.

Излечиться от этого блока - половина дела. Если допустить, что и с вами может случиться такое, можно иногда подумывать о том, насколько далеко вы от этого находитесь. В идеале хорошо бы об этом думать, когда вообще все хорошо. Конечно, никто этого не хочет. Но хорошо бы. Что будет, если завтра не станет моего мужа? Что будет, если завтра мой муж потеряет работу, и не найдет новую в течение полугода? Что будет, если я потеряю работа? Если я заболею и лягу в больницу на месяц? А на год? Если моя страна обанкротится и завтра закроются банки? Если сегодня вечером на наших улицах неожиданно разбушуется гражданская война, и в ближайшую неделю нельзя будет выйти из дома за продуктами? Что, если торнадо, наводнение, пожар? Поломанная нога, инвалидная коляска, потеря зрения, слуха, руки, ноги? Конечно от всего на свете не застрахуешься, и постоянно готовиться к миллиону катастроф, из которых на 99% ни одна не случится, очень глупо. Но в процессе таких размышлений можно наткнуться на целый ряд "багов", которые может быть стоило бы устранить.

Приведу простой пример: вопрос - что будет, если завтра я потеряю свою работу? Предположим, ответ такой: если меня завтра уволят, то вероятнее всего меня не смогут выкинуть на улицу прямо завтра же. В моем контракте прописано, что срок увольнения - 3 месяца. Т.е. 3 зарплаты мне еще обеспечены, потом (если я нахожусь в стране, где существует социальная система) я буду получать со следующего месяца столько-то евро. Это на столько то сотен или тысяч меньше, чем моя зарплата. Сколько денег у меня сейчас уходит на жизнь, и что из текущих расходов идет по долгосрочному контракту? У меня сейчас есть контракты, которые длятся более чем 3 месяца, на следующие услуги: спортзал, интернет, мобильник, плавание, клуб такой-то, кредит такой-то. И еще у меня есть текущие расходы: квартира, свет, газ, телефон, страховка, машина... Посчитав все это, можно легко увидеть, какие расходы быстро вгонят вас в минус. И от каких не получится избавиться быстрее, чем за три месяца.

Что из этого следует? Если человек хоть один раз подумал такую мысль, он вспомнит о ней, когда его уволят. Он вспомнит, что первым делом надо бежать и расторгать половину контрактов, чтобы не оказалось потом, что зарплату уже перестали платить, а по контракту надо платить еще полгода (а иногда и два года). Еще можно пересмотреть некоторые контракты, и попытаться заменить, например, двухгодичные на трехмесячные. Либо, как вариант этот человек предлагает - если контракт гораздо выгоднее, когда его заключают на два года, хорошо бы в момент заключения контракта где-то иметь нужную сумму на ближайшие эти два года. Это, конечно, вариант для совсем параноиков. Но он не такой уж глупый. У самого этого мужика (после того, как он пережил страшное) - все устроено следующим образом: У него есть обозримое количество долгосрочных контрактов - допустим спортзал, телефон, вебсайт, и еще что-то. Спортзал при наихудшем раскладе после расторжения контракта надо будет платить еще 2 года, вебсайт - год, телефон - три месяца. И у него лежат где-то конверты, на которых написано "деньги на спортзал на ближайшие 2 года" и "деньги на сайт на ближайший год". Может у него и не конверты лежат, а какая-то сумма отложена. На счете, на карточке, на сберкнижке, или в банковском ящике. Но у него есть эта сумма, если завтра он пойдет расторгать все контракты, у него еще хватит, чтобы доплатить их до дна, и они его не утопят. В идеале вот такую сумму надо иметь где-то - либо не иметь таких обязательств. Все остальное - риск. Опять же - если так размышлять, многие выберут риск. Но может быть заведут в пять раз меньше таких рисковых позиций, из осторожности.

Второе - хорошо бы периодически задаваться вопросом, насколько далеко мы нхаодимся от этой пропасти. Если объективно выходит, что далеко - можно дальше спать спокойно. Если давно есть ощущение, что здоровье катится с горки, силы на исходе, с деньгами хуже и хуже, с работой все плохо и.т.д. - то может быть стоит задуматься. как бы где смоломки подстелить, пока все не обрушилось. Иногда людям очень не хочется признаваться, что пропасть рядом. Потому что просто так небольшим усилием "подстелить соломку" уже не получится. А нужно, например, себе признаваться, что "я нахожусь на грани выгорания (или уже в состоянии наступившего выгорания) и надо бросать работу прямо сейчас". Кому охота подаисываться под таким выводом? Проще потешить себя мыслями, что "может быть оно еще как-нибудь само починится". Но хорошо бы все же уловить момент, когда уже ясно, что не починится.

Третье: чем раньше, тем лучше - но в принципе это правило действительно на любой стадии - смотрите, кем вы себя окружаете, и с кем имеете дело. У этого мужика была ситуация, когда все было очень плохо, и для решения самых страшных проблем нужно было всего пару тысяч евро. Мы знаем, что для некоторых людей это настолько незаметные копейки, что даже говорить не о чем. А для других, в определенные моменты жизни - просто не понятно где взять - от слова "совсем". У него на тот момент было более 100 человек, которые числились в друзьях или приятелях. Это были люди, которые регулярно звонили, ходили в гости, с которыми он вместе работал. И он из обошел всех, просил денег, и все дружно отказали. Обосновывая это чем угодно: Мне самому сейчас плохо" и.т.д. Он посчитал, что дай ему каждый из них 20 евро, проблемы бы решились. И вот когда все уже прошло, этот человек как-то выбрался, позже проходил психотерапию, психотерапевт сказал: "Слушайте, ну что это за друзья у вас такие! Вы все же посмотрите, с кем вы водитесь! И подумайте - почему! При вашей общительности, можно же дружить с кем угодно, с разными людьми, почему вы себя окружили именно такими?!" Это был интересный вопрос. Сотня друзей - и ни один из них двадцатку дать не готов? А ведь притянуть сто человек у него общительности хватило. Почему именно они? Сейчас у него друзьей и приятелей намного меньше, но это совсем другие люди.

Это не означает, что надо выбирать друзей именно по такому параметру: дадут ли они мне денег, если у меня будут проблемы. Но в целом плохо, если осматриваешься вокруг, и понимаешь, что все твои друзья - лузеры, живущие за гранью бедности, либо оболтусы, которые вообще не известно как живут. Либо на самом деле не считают тебя другом даже близко.

И еще - про окружающих людей. Надо хорошо посмотреть на тех, кто забирает очень много сил, или пробивают огромную дыру в бюджете. Не обязательно "увидеть, какие от человека убытки" означает, что надо немедленно его выгнать и скинуть с шеи. Но хорошо бы понимать и осознавать, сколько он стоит. И хорошо бы в отношении его тоже иметь "план Б". Некоторых людей нельзя "скинуть с шеи" - например инвалид, за которым человек ухаживает немощные родители или члены семьи. А есть такие, которые все же не являются немощными, а сидят на шее по какой-то "веской причине". Тут надо смотреть - а она действительно веская? А это надолго? Навсегда? А не прошли ли 20 раз все сроки, на которые вы изначально собирались брать на себя эту ответственность? А не пора ли с человеком тоже поговорить об этой ситуации? Спросить, как он себе это видит - что он собирается делать, если вдруг ваши ресурсы иссякнут? И.т.д. Тут можно тоже много интересного откопать. И от некоторых статей расходов таки радостно избавиться. И подумать, что "раньше надо было к этому присмотреться и решить эту проблему иначе!"

А если оно уже наступило, или наступает.

Во-первых - надо смотреть, что пробивает в вашем бюджете главную дыру. Тут речь не только о финансах, хотя они обычно играют главную роль. Что забирает все нервы, все здоровье, все время? От чего из этого можно избавиться? И не надо говорить "от этого нельзя избавиться". Ок, можно сказать, что например от тяжело больного ребенка нельзя избавиться, и от обязанности ухаживать за ним. Но даже эту обязанность часто удается разделить с кем-то, если человек вдруг сам становится совсем не в состоянии это делать. а значит решение таки существовало! Может быть иногда стоит прибегать к таким решениям раньше, чем еще один человек окажется совсем немощным?

А главное - все же от огромного процента обязанностей избавиться таки можно. И это гораздо менее драматично, чем мы думаем. От скольких вещей, статей расходов, абонементов, привычек можно запросто отказаться, и мир не рухнет. Но надо именно задаваться вопросом, что забирает больше всего ресурсов, и насколько оно нужно. Может оказаться, что главная статья расходов - таки слишком важная. Но это будте следующим пунктом. Если так, то надо избавляться хотя бы от второй, третьей и десятой статьи больших расходов. какие-то дыры надо закрывать, и побольше, и побыстрее.

Второй важный вопрос - зависимости. Тут надо быть честным, и признаться себе - есть ли у меня какая-то зависимость? Чаще всего это они отправляют нас в пропасть. Но тут имеются ввиду не только наркомания, алкоголизм и игромания. Вариантов очень много. Трудоголик - так же страшно. Мания спасения всего счета - тоже. Есть такие люди, у которых дома уже все голодают, а они кого-то ходят спасать, и носят каким-то чужим (пусть и несчастным) людям последние деньги и еду. У кого-то хобби ходить каждый день по барам и платить за всех. И они очень боятся, что если они перестанут это делать, их больше не будут любить. Кто-то в другой форме за кого-то платит. У кого-то дорогое хобби (бывают очень дорогие хобби). Кто-то снимает стресс покупками - этим можно вогнать семью в нереальные долги.

С аддикциями - отдельная грустная песня. Но начинается все с того, что надо себе признаться в ее наличии. И признать, что это болезнь. (Когда люди понимают, что это болезнь, а не дурная черта характера, они могут пойти от этого лечиться.) Так вот - если такое найдено, надо бежать лечиться, бежать во всякие группы. к психологам, и.т.д., чтобы найти способы побыстрее заткнуть эту дыру.

Третий вопрос - надо быстро соображать, что самое важное, что нельзя потерять. Чаще всего это - жилье! Даже в государствах, где есть социальная система, социальную помощь нельзя получить, если у человека нету адреса. если потеряешь жилье, очень трудно попасть снова куда-то, чтобы получить новый адрес и прописку. Поэтому тут надо срочно соображать: либо как не потерять текущее жилье, либо как найти другое, более дешевое, доступное. Помимо жилья есть еще вещи, без которых совсем плохо. Хоть это и звучит заносчиво, одна из самых важных вещей сегодня - смартфон и доступ к интернету! Даже очень многие простейшие работы и подработки нельзя найти (и делать) если нету телефона и возможности регулярно проверять электронную почту и смотреть какой-то сайт.

А что еще? Думайте! Компьютер? Медицинская страховка! У кого-то есть инструмент, который является ключом к зарабатыванию денег. Иногда это музыкальный иснтрумент - с которым можно пойти играть концерты, или встать в крайнем случае на обочине и играть, собирая деньги в кепку. У кого-то это - фотокамера. У кого-то - печатный станок, принтер, плоттер, вебсайт, швейная машина. Надо разобраться, что из вещей терять нельзя ни в коем случае, и направить все силы на сбережение именно этого ресурса.

Второе - быстро соображать, что из текущего необходимого можно получить бесплатно. Берлин в этом плане идеальный город, но и во многих других городах в разных странах мира можно многое получить бесплатно. Например еду и одежду. Вообще, про многие вещи нужно быстро решить, что можно очень долго не покупать. Одним из пунктов наверняка окажется одежда - у большинства ее достаточно, чтобы пережить пару сезонов. Что еще? Обувь? Сумки? Бижутерию? Духи? Моющие средства? Сделайте ревизию - чего еще обнаружатся запасы? Чего у вас достаточно, и нового не надо? Эти вещи нужно перечислить и осознанно перестать покупать. Оказывается люди рефлекторно продолжают тратить немалые деньги на многие вещи, которые просто привыкли покупать, хотя в них нет никакой необходимости.

Вообще, затыкание дыр - самое главное, когда падаешь на дно. Убирать все статьи расходов. Побыстрее избавляться от всех догосрочных контрактов. Даже если что-то теоретически нужно - сначала отменить котнракт. Новый заключить всегда успеете. А может быть он кончится, а потом вдруг выяснится, что и без него нормально живется. Но надо сокращать текущие расходы побыстрее.

Вообще, если кончаются деньги, то это обычно из-за того, что отвалились доходы. Если дело только в том, что разорилась фирма или уволили с работы - искать, начиная с любой. По принципу "сначала найти любой способ заработать текущие расходы или максимальную часть из них, потом можно пытаться искать работу получше". Если же доходы отвалились, по другим причинам, надо смотреть туда. Что случилось? Если подорвано здоровье - пытаться объективно оценить, сколько надо на восстановление здоровья. Если врачи говорят "два года", лучше не пытаться убедить себя, что вы как-то справитесь за два месяца. Привлекайте всех и думайте, что мы будем теперь делать, что вообще можно сделать, если это - действительно на два года? Если это другой человек, с которым что-то случилось, и который превратился в статью расходов для вас - тоже думать, с кем эти расходы разделить, бегать, опрашивать, кто поможет (деньгами, временем, силами, делом).

Вообще, тут рекомендуется сделать план: записать, что надо спасти обязательно. Что для этого есть. Чего для этого не хватает. Через что оно становится невозможным, что мешает, что съедает все ресурсы. И все обшаривать, рыскать, где бы сто прикрутить, притянуть, провернуть, чтобы свести концы с концами.

Если концы с концами вообще больше не сводятся. Что тогда? Вот все. Счета закрыты. Денег нет. Вообще. Работы нет. Пойти на работу невозможно, потому что нет здоровья (например). Есть куча проблем, с которыми не понятно, что делать. Тут уже не приходится выбирать между более или менее приятными или приемлемыми вариантами. Надо рассматривать вообще все. Что будет, если вы действительно завтра окажетесь на улице или умрете? Куда денется ваше домашнее животное, ваш ребенок, ваши вещи, которые еще есть? Например, этот самый мужчина, который вел семинар, когда дошел до самого дна - вот не смейтесь - оказался на улице с десятком собственных лошадей! Таких, которые особо никому не нужны (он скупал таких, которые уже больные и старые, чтобы просто дожили спокойно свой век). И куда их? Кормить нечем, он сам на улице, чтобы их продать или пристроить. тоже надо интернет, телефон, что-нибудь. Это ужасно, но и на этот случай жизни надо иметь план. Пусть это никогда не наступит! Но когда проблемы уже совсем большие, нужно интересоваться и такими выходами. Опрашивать знакомых (честно). Кто пустит к себе пожить? Кто пропишет? (В некоторых странах прописать кого-то у себя - не очень серьезное дело, но помогло бы этому человеку получить социальную помощь или пенсию.) Кто возьмет к себе кошку? А ребенка? А потом, когда все это обдумано, надо конечно составлять план, как из всего выходить. Хотя бы на какой-то прожиточный минимум. В большинстве стран есть всякие консультации для таких случаев - в них надо бежать. Во многих странах обанкротившимся бизнесменам можно объявить "частное банкротство", но это тоже возможно только, если человек еще не совсем на дне, и есть какой-то шанс, что он как-то отработает хоть часто долгов. Есть социальные организации, которые помогают найти дешевую квартиру, комнату, общежитие, оформить помощь, пенсию, инвалидность. К ним надо бежать бегом, если такие проблемы.

Собственно, к чему все это говорилось!

Многие думают, что все перечисленные выше меры нужно принимать, когда счета перекрыты, пришел ордер с требованием освободить квартиру, свет и газ отключены за неуплату. Все счета не оплачены по три месяца, несколько раз приходил экзекутор, выносил из дома мебель и технику, либо не попал в дом и оставил за свой приход еще счет на 300 евро. И так далее. Нет.

Это все надо делать, когда женщина мне пишет: "Со мной кажется расходится муж, у меня нет профессии, работы и на руках трехлетний ребенок". Вот тогда уже надо все это делать и думать.
Или когда мелькнула первая мысль: если я сейчас заболею, вся эта фирма, которая на мне, весь мой бизнес и вся семейная жизнь обрушится". Или когда вообещ возникла мысль "страшно, потому что все на мне!"
Или когда мы поигрываем с мыслью открыть новый бизнес. Сейчас еще есть кредит, накопления, работа. А подумали ли мы, что будет, когда кредит кончится, бизнес обанкротится, а работы не будет? Этот самый мужик, кстати, был отличником и открыл бизнес, доработался до выгорания, и не захотел себе признаваться, что бизнес разорился. он долго думал, что это - только плохая фаза, и сейчас он все поправит. А потом ушла жена, и оказалось, что очень многое было на ней. А потом он выгорел, и все обрушилось. Так вот - по уму надо было задаваться вопросами раньше - а что будет. если жена уйдет? Ну или не уйдет даже - а что, если она заболеет? Я и так тут еле дышу - а не дай Бог она сляжет и вся ее часть работы повиснет на мне - я это переживу вообще?

Он советует прокручивать все эти сценарии в голове, как только возникает вопрос "я не знаю, что мне сейчас делать". Неважно, о чем вопрос: о личной жизни, о работе, о переезде в другую страну или в другой город, постройке дома, дачи, разделе имущества, о чем угодно. Надо задаваться вопросом: насколько вероятно, что я совсем провалюсь и останусь вообще ни с чем? Насколько я от этого застрахован? Насколько мне до этого далеко? Насколько я к этому готов? Что, если еще отвалится то и это?

По сути, слушая его, я подумала, что многим нужно было задавать себе эти вопросы, когда они мне в первый раз писали (лично или в вопрос-ответ) что-нибудь вроде "я не знаю, куда податься". Потом, по прошествии пары лет, многие из этих людей уже пишут: "Помогите советом - что придумать, как подняться, когда потеряно все?!"

Жаль, что этот товарищ книжку не написал. Может еще напишет.
Я еще подумала, что может быть вообще было бы полезно такие биографии показывать молодым людям. Чтобы они хотя бы допускали мысль, что бывает еще и такой сценарий. Который может настигнуть каждого. Может быть кто-то ударил бы по каким-нибудь тормозам немного раньше.

В данном учебном пособии собраны самые популярные сочинения по произведениям великих писателей и поэтов XX в. Эта книга поможет в короткие сроки ознакомиться с творчеством А. П. Чехова, И. Бунина, М. Горького, А. Блока, В. Маяковского, А. Ахматовой, М. Цветаевой, С. Есенина и других гениев русской литературы, а также окажет неоценимую услугу при подготовке к экзаменам. Данное пособие предназначено для школьников и студентов.

15. Люди «дна»: характеры и судьбы (по драме М. Горького «На дне»)

В мировой культуре много имен русских писателей. Достойное место среди них занимает имя Максима Горького. Как художник, он обогатил мировую литературу новыми темами, сюжетами, конфликтами.

Пьеса «На дне» по праву считается лучшей. Горький показал в ней изнанку общества, заставив человечество содрогнуться. В пьесе зрители впервые увидели мир отверженных. Такой суровой, беспощадной правды о жизни социальных низов, об их беспросветной участи мировая драматургия еще не знала.

Страшно выглядит то место, где живут персонажи пьесы: «Подвал, похожий на пещеру. Потолок – тяжелые каменные своды, закопченные, с обвалившейся штукатуркой». У каждого персонажа свой путь на дно. Горький не дает подробно изложения биографий героев пьес, но по немногим репликам пьесы можно отследить их судьбы. Внутренний мир героев раскрывается не из поступков, а из разговоров.

Трагична судьба умирающей Анны: «Не помню, когда я сыта была, – говорит она. – Над каждым куском хлеба тряслась. Всю жизнь мою дрожала…» Освобождения от тягот жизни она ждет только от смерти.

Васька Пепел – выходец из семьи воров. С детства он слышит, что он – сын вора и вор, и считает, что путь его предопределен. Но Пепел широкая натура, мечтающая об иной жизни.

Бубнов, бывший скорняк, оставил мастерскую из-за измены жены и страха перед ее любовником. Он равнодушен ко всему и ни во что не верит.

Актера сгубило пристрастие к алкоголю – пьянство вытолкнуло его из профессии.

Настя – наивная, трогательная и беспомощная, стремится уйти от окружающей ее грязи в мечты о чистой и светлой любви.

Клеща, мужа Анны, судьба сделала жестоким и злобным, но все же он упорным трудом стремится подняться. Татарина Асана отличает честность, Наташу – душевная чистота и нежность.

Почти все обитатели дна склонны винить не себя, а внешние жизненные обстоятельства. Но на самом деле эти люди сами слабы и порочны. Так, находясь в одинаковом положении, они немилосердны друг к другу. В ночлежке действуют волчьи законы. Обитатели полны призрения друг к другу. Они беспробудно пьянствуют, потому что пробуждение страшно. И привели их в ночлежку их собственная слабость, нежелание смотреть в лицо реальности. Так, Бубнов говорит, что в любом случае лишился бы мастерской, так как страдает запоями. Сатин не считает труд жизненной необходимостью, он не способен к общественно-полезному труду, заражен идеями анархизма. Они не стремятся, кроме Клеща, реально изменить жизнь. Люди оказываются на «дне» будучи пассивными в жизни, ищущие свободы в прозябании. Это всегда говорит неспособности человека противостоять жизненным трудностям, о стремлении идти по пути наименьшего сопротивления. Но жизнь устроена так, что как только человек начинает плыть по течению, он оказывается на обочине жизни.

Появившийся в начале пьесы странник Лука сумел зародить в каждом из них искру надежды, но после его ухода еще безнадежней стала жизнь обитателей ночлежки. Надежда, порожденная Лукой, лишь разбередила старые раны, но не заставила действовать, что бы изменить жизнь к лучшему.

Нельзя не отметить, что многих на дно отбрасывают те социальные условия, которые существуют в обществе. В условиях разрушения вековых традиций, имевших место в России в начале ХХ в., шло быстрое обогащение одних и стремительное обнищание других. В 1990-х гг. в России разразился жестокий экономический кризис. Фабрики и заводы закрывались. Под влиянием тяжелейшей экономической ситуации огромное количество люмпенов опускается на дно жизни. Поэтому и Клещ, несмотря на свое трудолюбие, лишившись средств труда, не имеет шансов подняться со «дна» жизни.

Страшная участь обитателей ночлежки становится особенно очевидной, если сопоставить ее с тем, к чему призван человек. Среди жалких, искалеченных бродяг, несчастных и бездомных звучат торжественным гимном слова о человеке, о его призвании: «Человек – вот правда! Все – в человеке, все – для человека! Существует только человек, все же остальное – дело его рук и его мозга! Человек – это великолепно! Это звучит гордо!»

Эти слова только резче оттеняют истинное положение обитателей ночлежки. И этот контраст приобретает особый смысл. Пламенный монолог Сатина звучит неестественно в атмосфере непроглядной тьмы, особенно после того, как посажен в тюрьму Пепел, повесился Актер, ушел Лука. Но это выражение мысли автора, в этих словах отношение писателя к таким философским категориям как, правда, свобода, счастье. В этих словах отношение Горького к человеку, его месту в мире.

Драма "На дне" является этапным произведением в творческой биографии Горького. Описание героев будет представлено в этой статье.

Произведение это было написано в переломное время для страны. В России в 90-х годах XIX века разразился серьезный Массы обнищавших, разорившихся крестьян после каждого неурожая уходили в поисках заработка из деревень. Закрывались заводы и фабрики. Без средств к существованию и крова оказались тысячи людей. Это привело к тому, что появилось большое число "босяков", опустившихся на дно жизни.

Кто жил в ночлежках?

Предприимчивые владельцы трущоб, пользуясь тем, что люди оказались в безвыходном положении, нашли, как извлечь из зловонных подвалов пользу. Они превратили их в ночлежки, в которых жили нищие, безработные, воры, бродяги и другие представители "дна". Это произведение было написано в 1902 году. Герои пьесы "На дне" - именно такие люди.

Максима Горького на протяжении всего творческого пути интересовала личность, человек, тайны его Чувства и мысли, мечты и надежды, слабость и сила - это все находит отражение в произведении. Герои пьесы "На дне" - люди, жившие в начале XX века, когда рушился старый мир, и возникала новая жизнь. Однако они от остальных отличаются тем, что отвержены обществом. Это люди "дна", изгои. Неприглядно и страшно место, в котором живут Васька Пепел, Бубнов, Актер, Сатин и другие. По описанию Горького, это подвал, похожий на пещеру. Потолок его - каменные своды с обвалившейся штукатуркой, закопченные. Почему же "на дне" жизни оказались обитатели ночлежки, что их сюда привело?

Герои пьесы "На дне": таблица

герой как оказался на "дне" характеристика героя мечты
Бубнов

Владел в прошлом красильной мастерской. Однако уйти его заставили обстоятельства. Жена Бубнова сошлась с мастером.

Считает, что человек не в силах изменить судьбу. Поэтому Бубнов лишь плывет по течению. Проявляет часто скептицизм, жестокость, отсутствие положительных качеств.

Трудно определить, учитывая негативное отношение ко всему миру этого героя.

Настя

Жизнь заставила эту героиню стать проституткой. А это и есть социальное дно.

Романтичная и мечтательная особа, живущая любовными романами.

Мечтает долгое время о чистой и большой любви, продолжая заниматься своей профессией.

Барон

Был в прошлом настоящим бароном, но утратил богатство.

Насмешки обитателей ночлежки не воспринимает, продолжая жить прошлым.

Хочет вернуть свое прежнее положение, вновь став состоятельным человеком.

Алешка

Веселый и вечно пьяный сапожник, не пытавшийся никогда подняться со дна, куда его привела легкомысленность.

Как сам говорит, ничего не хочет. О себе сообщает, что он "хороший" и "веселый".

Всем всегда доволен, сложно сказать о его нуждах. Мечтает, скорее всего, о "теплом ветерке" и "вечном солнце".

Васька Пепел

Это потомственный вор, сидевший дважды в тюрьме.

Слабохарактерный, влюбленный человек.

Мечтает уехать в Сибирь с Натальей и стать добропорядочным гражданином, начав новую жизнь.

Актер

Опустился на дно из-за пьянства.

Цитирует часто

Мечтает найти работу, вылечиться от алкоголизма и выбраться из ночлежки.

Лука Это загадочный странник. О нем известно не много. Учит сочувствию, доброте, утешает героев, направляет их. Мечтает помочь всем нуждающимся.
Сатин Убил человека, в результате чего попал на 5 лет в тюрьму. Считает, что человеку необходимо не утешение, а уважение. Мечтает донести до людей свою философию.

Что погубило жизни этих людей?

Пристрастие к алкоголю погубило Актера. По его собственному признанию, раньше у него была хорошая память. Сейчас Актер считает, что все для него кончено. Васька Пепел - представитель "воровской династии". Этому герою не оставалось ничего другого, как продолжить отцовское дело. Он говорит, что даже когда был маленьким, уже тогда его звали вором. Бывший скорняк Бубнов мастерскую оставил из-за измены жены, а также из страха перед любовником своей супруги. Он разорился, после чего отправился служить в одну "казенную палату", в которой совершил растрату. Одна из наиболее колоритных фигур в произведении - это Сатин. Он в прошлом был телеграфистом, а в тюрьму попал за убийство человека, оскорбившего его сестру.

Кого винят обитатели ночлежки?

Практически все герои пьесы "На дне" склонны винить в теперешней ситуации не себя, а жизненные обстоятельства. Возможно, если бы они сложились иначе, ничего существенно бы не изменилось, и все равно ночлежников постигла бы эта же участь. Фраза, которую произнес Бубнов, подтверждает это. Он признался, что на самом деле пропил мастерскую.

Видимо, причиной падения всех этих людей является отсутствие у них нравственного стержня, который составляет личность человека. Можно привести слова Актера в качестве примера: "А почему погиб? Веры у меня не было..."

Существовал ли шанс жить другой жизнью?

Создавая образы героев пьесы "На дне", автор предоставил каждому из них возможность жить другой жизнью. То есть выбор у них был. Однако у каждого первое испытание закончилось крахом жизни. Барон, например, мог свои дела поправить не с помощью кражи казенных средств, а вкладывая деньги в выгодные дела, имеющиеся у него.

Сатин проучить обидчика мог бы другим способом. Что касается Васьки Пепла, неужели на земле нашлось бы мало мест, где о нем самом и о его прошлом никто бы ничего не знал? То же самое можно сказать о многих обитателях ночлежки. Будущего у них нет, но в прошлом у них имелся шанс сюда не попасть. Однако герои пьесы "На дне" не воспользовались им.

Чем утешают себя герои?

Им остается теперь лишь жить несбыточными надеждами и иллюзиями. Барон, Бубнов и Актер живут Мечтами о настоящей любви тешится проститутка Настя. При этом характеристика героев пьесы "На дне" дополняется тем, что эти люди, отвергнутые обществом, униженные, ведут бесконечные споры о нравственных и духовных проблемах. Хотя логичнее было бы рассуждать о поскольку они живут впроголодь. Авторская характеристика героев пьесы "На дне" говорит о том, что их занимают такие вопросы, как свобода, правда, равенство, труд, любовь, счастье, закон, талант, честность, гордость, сострадание, совесть, жалость, терпение, смерть, покой и многое другое. Волнует их также еще более важная проблема. Они рассуждают о том, что такое человек, зачем он рождается, в чем состоит истинный смысл бытия. Философами ночлежки можно назвать Луку, Сатина, Бубнова.

За исключением Бубнова, все герои произведения "ночлежный" образ жизни отвергают. Они надеются на удачный поворот фортуны, который их со "дна" вынесет на поверхность. Клещ, например, говорит о том, что он работает с малых лет (этот герой -слесарь), поэтому выберется отсюда непременно. "Вот, погоди... умрет жена..." -говорит он. Актер, этот хронический пьяница, надеется найти роскошную лечебницу, в которой чудесным образом к нему вернутся здоровье, сила, талант, память и аплодисменты зрителей. Анна, несчастная страдалица, мечтает о блаженстве и покое в которой ей воздастся, наконец, за муки и терпение. Васька Пепел, этот отчаянный герой, убивает Костылева, хозяина ночлежки, поскольку считает последнего воплощением зла. Мечта его - уехать в Сибирь, где он начнет вместе с любимой девушкой новую жизнь.

Роль Луки в произведении

Поддерживает эти иллюзии Лука, странник. Он владеет мастерством утешителя и проповедника. Максим Горький этого героя изображает как врача, который считает неизлечимо больными всех людей и свое призвание видит в том, чтобы смягчить их боль и скрыть от них это. Однако на каждом шагу жизнь опровергает позицию данного героя. Анна, которой он обещает на небесах божественное воздаяние, хочет вдруг "еще немножко... пожить". Поверив сначала в излечение от алкоголизма, Актер сводит в конце пьесы счеты с жизнью. Васька Пепел определяет истинную ценность всем этим утешениям Луки. Он утверждает, что тот "сказки говорит" приятно, ведь так мало на свете хорошего.

Мнение Сатина

Искренней жалости к обитателям ночлежки полон Лука, однако не может ничего изменить, помочь людям зажить другой жизнью. В своем монологе Сатин отвергает такое отношение, поскольку считает его унизительным, предполагающим несостоятельность и убогость тех, на кого направлена эта жалость. Главные герои пьесы "На дне" Сатин и Лука выражают противоположные мнения. Сатин говорит о том, что необходимо уважать человека и не унижать его жалостью. В этих словах, вероятно, выражается позиция автора: "Человек!.. Это звучит... гордо!"

Дальнейшая судьба героев

Что же станет в дальнейшем со всеми этими людьми, смогут ли что-то изменить герои пьесы "На дне" Горького? Нетрудно представить их дальнейшую судьбу. Например, Клещ. Он пытается в начале произведения выбраться со "дна". Он думает, что когда его жена умрет, все изменится волшебным образом к лучшему. Однако после смерти супруги Клещ остается без инструментов и денег и мрачно поет вместе с другими: "Я и так не убегу". На самом деле, он не убежит, как и другие обитатели ночлежки.

В чем заключается спасение?

Существуют ли вообще пути спасения со "дна", и каковы они? Решительный выход, возможно, намечается из этого непростого положения в речи Сатина, когда он говорит о правде. Он считает, что назначение сильного человека - искоренять зло, а не утешать страдающих, подобно Луке. Это одно из наиболее твердых убеждений самого Максима Горького. "Со дна" могут подняться люди, лишь научившись себя уважать, обретя чувство собственного достоинства. Тогда они смогут носить гордое звание Человека. Его еще нужно заслужить, по мнению Горького.

Заявляя о своей вере в творческие силы, способности и разум свободного человека, Максим Горький утверждал идеи гуманизма. Автор понимал, что в устах Сатина, спившегося босяка, слова о свободном и гордом человеке звучат искусственно. Однако они в пьесе должны были звучать, выражая идеалы самого писателя. Эту речь некому было сказать, кроме Сатина.

Горький в произведении опроверг главные принципы идеализма. Это идеи смирения, всепрощения, непротивления. Он дал понять, за какими убеждениями будущее. Это доказывают судьбы героев пьесы "На дне". Верой в человека проникнуто все произведение.

Творческий замысел пьесы “На дне” относится к самому началу 1900 года. М. Горький собирался создать “цикл драм” из четырех пьес, каждая из которых посвящена изображению определенного слоя русского общества. О последней из них он пишет в середине 1901 года К. П. Пятницкому: “Еще одну: босяки. Татарин, еврей, актер, хозяйка ночлежного дома, воры, сыщик, проститутки. Это будет страшно. У меня уже готовые планы, я вижу - лица, фигуры, слышу голоса, речи, мотивы действий - ясны, все ясно!..” Задумывая пьесу как описание жизни беднейшего населения городов России, Горький прежде всего определил ее как социально-философскую драму, в которой главным является конфликт оказавшихся на дне жизни людей с окружающим миром. В одной из рукописных редакций пьеса так и называлась: “На дне жизни”. Но вместе с тем эти люди находятся также и на дне чувств, мыслей, каждому из них приходится бороться с упадком в самом себе. Эти конфликты развиваются параллельно на протяжении всей пьесы.
В начале пьесы мы видим обитателей ночлежки, недовольных жизнью, собой, друг другом. Многие из них раньше жили лучше, а сюда попали из-за какого-то несчастья. Так, Барон и Сатин оказались здесь после тюрьмы, Бубнов ушел от жены, оставив ей свою мастерскую, Актер спился. Некоторые же, например Настя, никогда и не видели другой жизни. Одни уже смирились с таким положением и понимают, что подняться со дна невозможно, другие же надеются, что все это происходит с ними временно. Так, Клещ думает, что после смерти жены он будет много работать и сумеет обеспечить себе лучшее существование. Он считает, что если жить “по чести”, то можно всего добиться. Актер, наоборот, пытается найти успокоение в алкоголе, тем самым еще более усугубляя свое бедственное положение. Он уже не рассчитывает покинуть эту ночлежку и с горечью вспоминает свою прежнюю жизнь. И вот среди этих угнетенных людей появляется посторонний человек - Лука, странствующий беспаспортный старик. Полный сострадания ко всем людям, он приносит многим обитателям ночлежки надежду. Анна, жена Клеща, лежит при смерти и испытывает ужасные страдания. А этот старик облегчает ей последние часы. Ожидая после смерти такую же муку, она с надеждой слышит его слова: “Ничего не будет! Ничего! Ты - верь! Спокой и - больше ничего!..” Актеру он говорит о существовании бесплатной лечебницы для алкоголиков, и тот даже в течение одного дня воздерживался от пьянства и работал, подметая улицу. Пеплу Лука советует уехать с Наташей в Сибирь и начать там новую жизнь. В обитателях ночлежки появляется уверенность, что они могут вырваться из плена тяжелой жизни на свободу. И тут автор поднимает глубоко философский вопрос: “А нужна ли этим людям ложь?” Ведь большая часть слов Луки - это ложь, произнесенная из жалости, с целью утешить, помочь. Он же поддерживает Настю в ее рассказах о “настоящей любви”, хотя совершенно очевидно, что ничего подобного с ней не происходило, что все это вычитано из книг. Ответ на этот вопрос звучит в словах Сатина: “Кто слаб душой... и кто живет чужими соками - тем ложь нужна... одних она поддерживает, другие -прикрываются ею... А кто - сам себе хозяин... кто независим и не жрет чужого - зачем тому ложь? Ложь - религия рабов и хозяев... Правда - бог свободного человека!” Ответом служит все развитие действия. Мы видим крушение всех надежд: умирает Анна, и инструменты Клеща распроданы на ее похороны - он остается без средств к существованию; Васька Пепел убивает в драке Костылева, что, по-видимому, приведет его в тюрьму; Татарин раздавил руку и лишился работы. Создается впечатление, что Лука привнес в их жизни только худшие перемены, так как после его ухода обстановка в ночлежке становится еще более плачевной, чем в начале пьесы. Эти босяки еще глубже погрузились на “дно”, они проиграли еще одно столкновение со своей судьбой, окончательно потеряли веру в свои силы. Все это подчеркивается в конце пьесы. Актер, лишенный поддержки Луки и постоянно убеждаемый Сатиным, что все разговоры о бесплатной лечебнице для алкоголиков - ложь, кончает жизнь самоубийством. И, как иллюстрация безысходности положения ночлежников, звучат обыденные слова Сатина: “Эх... испортил песню... дур-рак!”
Взяв за основу своей пьесы конфликт низов общества с их непростой жизнью, Горький сумел выполнить главную задачу - показать все грани существования этих людей, надолго или навсегда остающихся “на дне”, все возможные проявления их характеров. Мы видим практическую невозможность каких-либо положительных изменений в их жизни, несмотря на все их старания и надежды, поскольку они не являются свободными людьми. Свободный человек, по Горькому, должен смело смотреть правде в глаза, а не находить утешение в красивой лжи, довольствуясь своим положением. И только когда человек станет свободным, он сможет преодолеть трудности и вырваться из пучины ночлежки. Только тогда можно осуществить надежды на лучшую жизнь не только для одного человека, но и для всего общества.