Что пожелать человеку который идет в театр. Поздравления с днем рождения артисту в прозе. Официальное поздравление актеру

Несмотря на то, что театр - священное место, оно всегда было полно мистики. Всем известно, что успех капризен и неуловим, поэтому ради него по сей день в театре соблюдается целый свод церемоний. О некоторых из них и пойдет речь.

Какие действуют суеверия?

Есть плохие и хорошие зоны, случаи, даты, обычаи, знаки, мелкие и большие приметы, а также правила, предписывающие разрешения или запреты некоторых действий на сцене и за кулисами.

Какое число приносит беду?

Традиционно не в чести - чертова дюжина. Числа «13» вы не найдете и среди номеров гримерок. В 1307 году по приказу французского короля Филиппа IV из-за обвинения в ереси были арестованы члены ордена тамплиеров, подвергнуты жестоким пыткам и казнены в пятницу, 13-го числа. С тех пор мрачные предзнаменования в этом числе продолжает видеть Старый и Новый Свет. А вот в Египте, Китае и Индии, наоборот, «13» приносит счастье.

Макс Бекман. Натюрморт с тремя черепами. 1937

Какое время для премьер - самое несчастливое?

Ни за что не поверите! Пятница!

Как актеры в контракте защищают себя от провала?

Уже в XIX веке исполнитель в процессе подписания документов с театром мог указать роли, которые он отказывается играть. Cписок постоянно вычеркиваемых ролей состоял только из двух мужских - Бориса в «Грозе » А.Островского или Нелькина в «Свадьбе Кречинского » А.Сухово-Кобылина. Им, по слухам, предписывался «недобор кассы».

Какие названия считаются зловещими?

Назову лишь четыре. Два из взрослого репертуара и пара из детского. Первый дуэт - «Макбет » и «Мастер и Маргарита ». Считается, что песня ведьм из Макбета способна вызвать потусторонние силы. При этом шекспировская трагедия хранит слишком большое число упоминаний холодного оружия, что само по себе есть плохой знак. А недобрая театральная слава известного романа Михаила Булгакова сложилась из случаев смерти во время репетиций и проката постановки. Из детского репертуара судьбоносными со знаком минус считаются «Робин Гуд » и «Дети в лесу », где действуют целый сонм лесных духов и всякой нечисти.


Иоганн Фюссли. Ночной кошмар. 1791

Какие тайные законы действуют в гримерке?

Нельзя вешать никаких картинок на дверь в актерскую. Ни в коем случае не выносить из гримоуборной мыло! Стоит страшиться надеть костюм задом наперед или шиворот-навыворот! Ни за что на свете не открывать новую коробку грима в день премьеры, а пользоваться старым, лишив его девственности в процессе репетиций или в будний день.

Какие есть общетеатральные запреты?

Запрещено свистеть! Никаких семечек! И не стоит тащить на сцену некоторые реальные вещи. Не есть good повторять привычки из обычной жизни: кушать и пить на сцене, если это не предусмотрено ролью, приносить свои вещи из дома и использовать их как театральный костюм.

Почему нельзя свистеть на сцене?

Этот запрет появился в конце XVIII века вместе с газовым оборудованием для освещения. Когда газовые горелки выжигали кислород, они начинали свистеть пронзительным и очень неприятным звуком. Следовательно, услышанный своевременно свист помогал предотвратить пожар и даже взрывы. Конечно, такой звук вызывал панику и беспорядки. Поэтому не свистите ни в коем случае! Еще говорят, что дух свиста завистлив, мстителен и злопамятен. И не вздумайте проверять!

Почему нельзя щелкать семечки?

Потребление этого калорийного продукта считается нехорошей приметой - к очень плохим билетным сборам.


Джон Стадвик. Золотая нить. 1890

Почему не принято вязать спицами?

Древнейшая примета отсылает к спицам судьбы. И любое действие, произошедшее спонтанно с нитками или вязальными предметами, может быть истолковано мистически.

Отчего артисты против ролей в костылях?

Они - признак возможных болезней и травм. Впечатлительные натуры способны перетягивать эти напасти из вымысла в реальность.

Почему актеры против перьев в одежде?

Перья павлина - распространенный атрибут обряда «сглаза », поэтому многие актрисы отказываются надевать шляпы с такими украшениями.

Как следует класть детские куклы?

Обязательно лицом вниз, к столу. Есть поверье, что иначе сквозь отражение театрального света в их глазах может вселиться полтергейст.


Пабло Пикассо. Коррида, или Смерть матадора. 1933

Какие цвета в оформлении несут память о плохом?

Несчастливым считается желтый цвет. Со времен средневековых мистерий этот цвет был отличительным символом дьявола. Особенно рьяно против желтизны выступает испанский театр, который хранит память о желтой метке на мантии тореадора, возникающей, если его хотя бы один раз боднул бык. Примета не распространяется лишь на желтые подвязки, в которые верный слуга одной строптивой вдовы из комедии Уильяма Шекспира «12 ночь » Мальволио наряжается, чтобы доставить удовольствие своей госпоже.

Хранит память о злом и зеленый цвет. Именно в таком костюме великий комедиограф Жан-Батист Мольер 17 февраля 1673 года вышел на сцену сыграть главную роль в комедии «Мнимый больной » и умер на подмостках.

Есть легенда о синих тканях в оформлении, которые во времена англо-санксонского Ренессанса часто буквально банкротили театральные артели. Ежели на сцене появлялся актер в синем с невероятно дорогой серебристой отделкой, знать, он сильно рискует кассой. Исследователи видят в этом случае пример прагматизма, ибо зелень, как впрочем и синеву, было сложно подсветить из-за нехватки ресурсов и мощностей.

История итальянского театра относит к зловещим цветам на сцене и фиолетовый, т.к. именно такой оттенок в одежде использовали христианские монахи в период Великого Поста, когда были запрещены все публичные зрелища, кроме аскетичного священнодействия. Циничные итальянские историки считают, что фиолет напоминал актерам о безвозвратной утрате заработка и нечестной конкуренции.

Почему в постановках используют только искусственные цветы?

Тоже из прагматизма: свежим потребуется вода, ваза может опрокинуться, создав грязь на сцене. Без воды очевидны признаки увядания. Кроме того, передавать актеру цветы до окончания спектакля - настраивать его на неудачу. Не нужно выдавать никаких авансов! Актеры любят и умеют всего добиваться сами!


Николай Артамонов. Смерть Пьеро - Маски. 1942

Какие суеверия действуют во время репетиций?

Во время работы над пьесой нельзя читать последнюю реплику пьесы. Ее услышать смогут только первые зрители.

На репетициях и перед спектаклем, если актриса приносит кофе партнеру, важно ей самой сделать глоток перед тем, как отдать чашку. Эта примета существует до сих пор в польских театрах как подтверждение, что в напитке не содержится слабительного - касторового масла.

К банкротству - использовать собственные ювелирные украшения, а также настоящие денежные купюры на сцене. Ради сохранения этой традиции сцена стала самым известным местом демонстрации подделок.

Только не засмейтесь! Некоторые режиссеры требуют, чтобы артисты ни в коем случае не позволяли себе смеяться во время репетиций комедии. Считается, что это прямой знак будущего провала.

Зловещим вестником провала станет и падение текста роли! Если уроните папку с ролью, знать, беда на пороге. И, несмотря на возраст и семейное положение, каждый артист должен быстро присесть именно в том месте, куда упала папка, хоть в грязь, лужу и снег. И в процессе сидения следует воспроизвести в памяти семерых обладателей лысин. А потом, быстро поднимаясь, трижды постучать папкой по земле.

Дабы обезопасить себя от неудачи, не принято выходить на аплодисменты по окончанию генеральной репетиции, куда пускают зрителей, часто благодарных, неистово хлопающих в ладоши и готовых дарить цветы любимым артистам. А вот и шиш, нельзя!

Еще служители Мельпомены не желают играть роли в гробу. Целый ворох всяких мрачных случайностей окружает сцены смерти. Чтобы эта беззубая с косой не унесла актера с собой, лежащему по роли в гробу в финале предписывают показать язык и весело пошутить. Но часто ничего не помогает, отчего актеры всеми правдами просто отказываются участвовать в подобных сценах.

Почему в некоторых театрах запрещено ходить по сцене?

Во многих ответвлениях азиатского театра сам театральный помост носит сакральный характер, и по нему разрешено ступать исключительно участнику действия. Наглядный пример из жизни. В финале одного спектакля японской народной комедии «кёгэн », когда во время поклонов одна женщина с большим букетом цветов подняла ногу и собралась уже взойти на помост, откуда ни возьмись, прямо у края появился 80-летний гуру, который жестко оттолкнул ее от священного места, предотвращая осквернение.

Во всех театрах не принято перед спектаклем пересекать сцену поперек. Следует обходить ее вокруг. Самый ужас, если по площадке пройдет некто посторонний. Все, скажи неприятностям «здрасте ».


Бернардо Строцци. Старая кокетка. 1615

Почему на сцене следует бояться зеркал?

Из святочных гаданий в театр перекочевал обычай использовать только настоящие зеркала! Однако считается дурным знаком, когда в момент смотрения артиста в свет-зеркальце кто-то из партнеров заглянет через его плечо. Жди беды!

Есть ли особые приметы перед премьерой?

Принято всех благодарить и особенно за добрые помыслы! Ибо желать удачи в театре нельзя!

Что обычно желают перед спектаклем?

Повелось в России перед выходом на сцену браться всем участникам за руки и кричать «С Богом »! Хотя встречаются еще и те, кто до сих пор посылает друг друга к рогатому. Тут не совсем конфессиональный вопрос, кто кому служит, - дело в традициях.

Категорически нельзя желать артистам перед выходом на сцену «удачи » или «хорошего спектакля ». Согласно англо-саксонской традиции вместо «good luck », «bonne chance » (фр.), «suerte » (исп.), актерам желают «break a leg », что означает «сломай ногу ». Это объясняется тремя факторами: во-первых, возникшей в елизаветинской Англии привычкой вставать на колено и многократно преклонять главу во время поклонов; во-вторых, нуждой подбирать деньги, которыми зрители закидывали сцену вместо цветов; и, в-третьих, термином «leg », обозначающим опорный конструктив занавеса, который в словосочетании «break a leg » описывал функционирование его майны и виры.

В немецком языке вместо «Viel Gluck » и «Viel Erfolg » говорят «Hals und Beinbruch! » (сломай ногу и шею ). Филологи нашли связь этой реплики с традицией благодарностей у семитов. На идише «Hatsloche un Broche » есть пожелание «удачи и благословения».

В ответ на все эти зловещие пожелания обязательным ответом должны звучать слова благодарности и никаких наших отеческих «К черту! » В Европе этого странного посыла точно не поймут!

Впрочем, это не мешает многим оперным певцам произносить перед выходом на сцену реплику «Toi, Toi, Toi » (тьфу!, тьфу!, тьфу!) - троекратное причитание, отпугивающее неудачу, ибо так на древнем немецком прогоняли «дьявола».

Итальянцам вместо «buona fortuna » принято говорить «in bocca al lupo », что дословно переводится иди-ка ты в баню «в пасть волка », на что обязательно ответят «crepi (il lupo) » (чтобы он (волк) издох ).


Франц Марк. Конь в пейзаже. 1911

А в Латинской Америке перед выходом желают «Tanta Merda! », что по-португальски означает «побольше дерьма ». Еще в XVII веке перед театром оказывалось слишком много повозок с сытыми конями, оставляющими много навоза, что с древности являлось знаком грядущего богатства и достатка. Так вот в память о том, держась за руки перед спектаклем, суеверные латиноамериканцы громко кричат: «Merda! Merda! Merda! » Смешно звучит, однако ж чаще помогает!

В Австралии же используют специальный термин «chookas! », который на одном из местных наречий обозначает поджаренную домашнюю птицу. Это пожелание «еды » вошло в употребление как доброе обещание хорошей кассы и аншлага, влияющего на изобилие стола после премьеры.

А что, если?..

Актер ждет непременного забывания текста на сцене, если он надел в гримерке костюм наизнанку или просто перед выходом на площадку споткнулся. Застрял каблук в кулисах? Ой, это к 100% пипцу! Внутренний голос говорит актеру: «Знай! Что-то удерживает тебя перед выходом к зрителю »! Тот же знак актер разглядит, если вдруг во время движения на сцену костюм зацепился за гвоздь: значит, ему следует вернуться за кулисы и выйти вновь. Во что бы то ни стало!

Как актеры защищаются от примет?

Как дети, по три раза от сглаза плюют через левое плечо, стучат по дереву, подскакивают на одной ноге и вертятся вокруг своей оси.

А как готовятся к премьерам музыканты?

Оперные певцы и дирижеры перед концертом или спектаклем никогда не имеют интимной близости и не заправляют постель.

Какие еще плохие знаки на премьере?

Самым странным назову такой знак: увидеть рыжего зрителя на первом ряду. Но тут, кажется, работает древнее поверье относиться к рыжим с предубеждением.


Олег Живетин. Прикрепления. 2008

А есть ли добрые приметы?

Конечно! Их не меньше! Если во время прогонов по сцене прошествует какая-нибудь кошка - все, успех гарантирован! Особенно, если она черная, прямиком из священных традиций древнего Египта, где эти восхитительные животные охраняли снасти и припасы от мышей.

Приметой отменного здоровья тела и духа, а также атрибутом успеха станет трость в руке!

Хорошим знаком считается скрип новой обуви перед выходом на сцену. Все, счастье вот оно, спешит прямо вам в руки.

Еще к добру - засунуть кусочек угля в щель на сцене.

Жди удачи, если нашел во время спектакля на сцене гвоздь! Стоит потеребить его в руке перед следующим выходом. А еще найденный и вбитый за сценой гвоздь считается залогом долгой и успешной карьеры. Обычно проблемой является отсутствие молотка, что, впрочем, решается хорошими отношениями с монтировщиками и без всякой магии.

С какой стороны у вас счастливая кулиса?

Все индивидуально. К кому-то счастье подкрадывается слева, а кое-кому - справа. Каждый актер ведет собственный счет успехов и провалов. Иногда тайно, и никому о них не говорит, боясь спугнуть.

Какой сюжет, наоборот, считается добрым талисманом?

«Золушка». Примите участие в постановке, и огребете будет вам счастье!

Как артиста благословляют перед дебютом?

Перед первым выходом на сцену ему традиционно дают дружеский пинок под зад. Как ни странно, многие посвященные отмечают магическое чудодействие и уверяют, будто помогло! Что не скажешь о придании ускорения некоторым бездарям, которым давно пора сторониться искусства.


Тициан. Любовь Земная и Любовь небесная. Ок.1512-15

Как прощаются со спектаклем?

На последнем показе не удивляйтесь, если увидите, как актеры падают ниц и целуют подмостки слегка, не в засос. Такой поцелуй гарантирует им новую встречу со зрителем, не менее успешную.

Какой стоит сделать из всего этого вывод?

Учитывая закономерность, гласящую, что рост суеверий есть признак деградации и торжества невежества, предлагаю воспринимать свод этих правил не как кодекс поведения, а как передаваемые из уст в уста древние заветы, хранящие связь сверхъестественных сил с историей и кроме всего прочего свидетельствующие о сакральном отношении к профессии. В хорошем театре, действительно, творятся чудеса и идет непрерывная битва добра со злом.

Еще напомню, что все приметы - неотъемлемая часть самовнушения, и любое четко сформулированное желание обладает мощнейшей силой, способной материализоваться и превратить желаемое в быль!

Так что. Думайте больше о хорошем!

Официальное поздравление актеру

Стихотворное поздравление актеру

Ты- мастер закулисных игр
И постановочных интриг!
Ты – мастер перевоплощенья,
С тобой пусть будет вдохновенье!
Тебе из залов рукоплещут,
И за игрой следя, трепещут!
Ты знаменит и узнаваем,
На сцене ты – неподражаем!
Ты знаменит и обожаем,
А за талант свой – уважаем!
Ты поздравления прими,
Их говорим мы от души!
Желаем счастья и побед
И жить без горя и без бед!

Поздравление с праздником актеру сериала

Искусства для искусства нет – есть только искусство для жизни. Высшая задача художника – разжечь желание людей быть лучше. Замечательный Ваш талант, верность и преданность избранного дела всей своей жизни – образец подлинного служения Искусству, достойный глубочайшего восхищения, уважения и несмолкающих оваций.
Молодые Ваши герои стали знаком, символом своей эпохи. Ведь именно Вы сыграли главные роли в сериалах, составивших славу отечественного кино. Для Вас словно не существует жанровых границ, Вам подвластно все – от комедии до драмы. Особый актерский Ваш дар – способность играть не частную историю, а доводить образ до идеала, до воплощения идеи, заложенной в характере героя.
От всей души поздравляем Вас с праздником! Желаем творческого горения и любви зрителей.

Оригинальное поздравление актеру в прозе

С величайшей радостью поздравляем Вас в этот необычный день! Желаем, чтобы то настроение и удовольствие, которое Вы приносите людям, не жалея ни сил, ни чувств, были и в Вашей жизни, пусть возвращаются с избытком и любовь, и открытость, и забота! Желаем Вам новых интересных ролей, новых интересных людей и новых интересных идей.

Шуточное поздравление актеру

Открылся занавес, включился яркий свет,
Лицо в одну секунду изменилось.
Теперь актера здесь, на сцене, нет,
Есть лишь герой, все остальное позабылось.
Кого же поздравлять нам в этот день –
Героя иль актера в новой маске?
Была же, не была! Поздравим всех!
Пусть будут жизни их всегда в порядке!

Поздравление актеру в юбилей

Талант – это вера в себя, в свои силы. Уважаемый наш юбиляр! Благодаря Вам, коллегам по сценическому искусству, режиссерам, спектакли стали наиболее значимыми в минувшем сезоне. Уникальность Вашей награды в том, что победителей выбирают не критики или коллеги, как в большинстве премий, а главные судьи - зрители. Ведь именно зрители голосовали за Вас и других любимых актеров, режиссеров и за лучшие спектакли сезона.
Ваш творческий путь – это яркий пример преданности своей профессии и отечественной культуре. Вы с успехом реализовали себя на сценах ведущих отечественных театров, раскрыв свой многогранный актёрский талант. Благодаря мастерству, темпераментной игре и обаянию заслужили любовь кинозрителей. Желаем Вам вдохновенного творчества на пути к новым победам в театре и кино.

Интересное поздравление актеру

Дорогой …! Нет достаточно емких слов, чтобы выразить восхищение, которое переполняет человека после знакомства с Вашим творчеством. Поздравляем Вас с Вашим праздником и хотим пожелать много творческих сил и возможностей. Пусть все Ваши планы осуществятся и появятся новые, еще более грандиозные. И пусть их исполнение принесет Вам настоящее счастье!

Интересное поздравление актеру

Дорогой …! Нет достаточно емких слов, чтобы выразить восхищение, которое переполняет человека после знакомства с Вашим творчеством. Поздравляем Вас с Вашим праздником и хотим пожелать много творческих сил и возможностей. Пусть все Ваши планы осуществятся и появятся новые, еще более грандиозные. И пусть их исполнение принесет Вам настоящее счастье!

Поздравление актеру сериала

Ваш талант и стремление прикоснуться к каждому сердцу, вызвать в нем новые добрые чувства удивляют и покоряют. Вы каждый день входите в дома людей на правах члена семьи, это большая честь, но и большая ответственность. Желаем Вам много лет с удовольствием трудиться – в здравии, любви и благополучии!

Шуточное поздравление актеру сериала

Загорелся экран голубой,
Снова страсти на нем разыгрались,
Снова самый красивый герой
Воплотился в Вас, мы Вас узнали!
Может быть, это счастье – войти
В каждый дом, как герой с кинопленки.
Мы желаем удачи в пути
От экрана до каждой девчонки…

Официальное поздравление актеру сериала

Многоуважаемый …! От чистого сердца шлем Вам свои поздравления и пожелания умножения сил, вдохновения и любви поклонников! Пусть вся Ваша жизнь будет согрета теплом сердец зрителей, ведь оно – лишь отклик на Вашу большую любовь!

Официальное поздравление актеру сериала

Многоуважаемый …! От чистого сердца шлем Вам свои поздравления и пожелания умножения сил, вдохновения и любви поклонников! Пусть вся Ваша жизнь будет согрета теплом сердец зрителей, ведь оно – лишь отклик на Вашу большую любовь!

Начало нового театрального сезона - время вспоминать старые приметы. Каждый актер МХАТа знает, что на сцену обязательно нужно выходить с правой ноги, иначе жди беды: текст забудешь или споткнешься во время спектакля. В «Ленкоме» за кулисами запрещено свистеть и грызть семечки. И такие приметы есть в каждом театре. Подробнее о них рассказывает Екатерина Рогальская.

У театральных актер, как у летчиков, ничего «последнего» не бывает, только «крайнее». И уж действительно, что касается примет, тут доходит до крайности.

«Одна актриса, которую я очень люблю в Табакерке, и с которой мы выпускали премьеры, говорит, что не надевает новое белье, пока не выпустит премьеру. Наверное, она его стирает, но не меняет», - привела пример одного из таких суеверий в театральной среде народная артистка РФ Марина Зудина.

«Когда тебе дают сценический костюм, ты начинаешь в нем репетировать где-то за неделю до премьеры. И до премьеры его нельзя стирать, отдавать в химчистку - это серьезная театральная примета», - добавила заслуженная артистка РФ Дарья Мороз.

«Все зависит от зрителей: сколько телефонов зазвонит в зале, в какой момент, собьет ли тебя это. Мы суеверные люди: стучим по дереву, плюем через плечо. Ну что с этими приметами делать, как-то по жизни мы договорились с ними, чтобы они не очень мешали», - рассказывает заслуженная артистка РФ Ольга Прокофьева.

Для каждого актера гримерка - священное место в театре. На ее двери вы никогда не найдете номер 13. Входить нужно обязательно с левой ноги, нельзя рассыпать грим, и ни в коем случае не нужно смотреть в зеркало через плечо коллеги.

«Для меня самая яркая примета - это когда у артиста что-то падает перед спектаклем, как правило, это происходит в гримерке, это часть костюма, у девушек - это шпилька. И эти предметы лучше не поднимать, потому что может быть неудача», - поделился солист балета театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Денис Дмитриев.

«У меня был такой опыт, когда у меня упала корона, я не поднимала ее, пришлось пойти за другой. Это мой личный бзик в голове, но я стараюсь избежать последствий», - говорит солистка балета того же театра Эрика Микиртичева.

Зарубежные театральные деятели не менее суеверны. Даже приезжая в другую страну, они стараются не отступать от своих привычек.

«На любую сцену в первый раз я выхожу всегда с правой стороны, из-за первой, ближайшей к зрителям, кулисы. В одном театре нельзя было это сделать, но я все-таки пробрался справа через зрительный зал. Для меня выйти на сцену в другом месте - это то же самое, что начать говорить алфавит с буквы д», - пояснил художественный руководитель театра Лоран Илер.

В каждом театре свои приметы. И, кстати, придумать свою никто не запрещает. К примеру, так сделал режиссер и худрук театра Маяковского Миндаугас Карбаускис.

«Я какую-нибудь вещь беру из дома и отдаю спектаклю, для меня это примета. То чемодан отдавал, то какой-то поднос, один раз грабли старые литовские привозил», - заметил он.

Также в декорациях используют не живые, а только искусственные цветы. Еще из запретов: категорически запрещено желать артисту удачи перед выходом на сцену.

Для театрального актера нет ничего хуже, чем уронить сценарий на репетиции - это может означать, что спектакль ждет настоящий провал. Но если на него тут же присесть, неудачи можно избежать - так делает режиссер Марк Захаров. Найти гвоздь на сцене - замечательная примета, она означает, что актера ждут интересные роли. В общем, театр - это место, где правят не только музы, но и злые духи. Так что суеверные зрители, собираясь на спектакль, могут захватить с собой талисман.

Исполнители, особенно начинающие, часто не умеют побороть волнение перед выступлением. Все артисты различаются между собой характером, темпераментом, уровнем мотивации и волевыми качествами.

Эти личностные черты, безусловно, только отчасти влияют на способность адаптации к публичному выступлению. Ведь удачный выход на сцену каждого всё равно зависит, прежде всего, от готовности и от желания играть, а кроме того от прочности сценических навыков (проще говоря – опыта).

Каждому артисту нужно научиться готовить себя к выступлению, научиться легко входить в – такое состояние, при котором страх и волнение не портят выступления . В этом ему помогут как долгосрочные, постоянные меры (например, спортивные тренировки), так и конкретные локальные меры , к которым прибегают непосредственно перед выходом на сцену (например, особый режим концертного дня).

Физическая активность для общего тонуса артиста

В процессе профессионального развития музыканта важно поддерживать тонус мышц в хорошей форме. Для этого надо : подойдут такие виды, как бег и плавание. А вот с гимнастикой и тяжёлой атлетикой музыканту нужно быть осторожным и заниматься такими видами спорта только с опытным тренером, чтобы случайно не получить какие-нибудь травмы или мышечные зажимы.

Хорошее самочувствие и работоспособность, иначе говоря, тонус позволяет быстро воссоздать особое ощущение родства с клавиатурой, смычком, грифом или мундштуком и избежать любых проявлений вялости в процессе игры.

Как побороть волнение перед выступлением?

Умственная и эмоциональная подготовка к предстоящему концерту помогает преодолеть волнение музыканта перед публичным выступлением на сцене. Есть специальные психологические упражнения – они не славятся ни популярностью, ни эффективностью, в среде музыкантов их считают слишком формальными, тем не менее, некоторым они могут помочь, поскольку разработаны профессиональными психологами-тренерами. Попробуйте!

Упражнение 1. Аутогенная тренировка в расслабленном состоянии

Это почти что самогипноз, при выполнении этого упражнения можно хорошо отдохнуть. Нужно расположиться в удобном кресле и полностью расслабиться (на вас не должно быть верней одежды, вы ничего не должны держать в руках, рекомендуется снять с себя и тяжёлые украшения). Далее нужно постараться освободиться от любых мыслей и от ощущения времени. Это самое трудное, но если у вас это получилось – вы молодец! Вы будете награждены кайфом и прекрасным отдыхом для духа и тела.

Если вам удалось освободиться от мысли и ощущения времени, то посидите так, сколько сможете – за это время вы отдохнёте и даже представить себе не можете, насколько!

Упражнение 2. Ролевая подготовка

При этом упражнении музыкант, чтобы побороть волнение перед выступлением, может войти в роль известного ему артиста, уверенного в себе, который непринужденно держится на сцене. И в этой роли снова мысленно прорепетировать свой номер (или непосредственно пойти на сцену). Чем-то такой подход напоминает сумасшедший дом, но опять-таки: кому-то помогает! Так что пробуйте!

Всё-таки, какими бы ни были внушения, они искусственны. А артист не должен обманывать своего зрителя и слушателя. Он должен, прежде всего, наполнить смыслом своё выступление – в этом могут помочь и посвящение, и предварительное поздравление, и объяснение публике концепции произведения. Можно обойтись и без прямого выражения всего этого: главное, чтобы смысл существовал для исполнителя.

Часто мысли произведения, правильно поставленные художественные задачи , внимание к деталям некоторым артистам вообще попросту не оставляют места для страха (некогда думать о риске, некогда думать о возможных неуспехах – есть время думать только о том, как сыграть лучше и как точнее передать свои и композиторские идеи).

Поведение музыканта в последние часы перед концертом важно: оно не предопределяет успех выступления, но влияет на его комфорт ! Все знают, что, прежде всего, необходимо полноценно выспаться . Важно спланировать режим питания таким образом, чтобы пообедать заранее, потому что ощущение сытости притупляет ощущения. С другой стороны, музыкант не должен быть обессиленным, усталым и голодным – музыкант должен быть трезв, активен и восприимчив !

Надо ограничить время последней тренировки: последняя техническая работа должна совершаться не в день концерта, а «вчера» или «позавчера». Почему? Потому результат работы музыканта проявляется только на второй или третий день (должна пройти ночь) после занятий. Репетиции в день концерта возможны, но не очень трудоёмкие. Репетировать в новом месте выступление нужно обязательно (особенно пианистам).

Что делать непосредственно перед выходом на сцену?

Нужно избавиться от любого дискомфорта (согреться, сходить в туалет, вытереть пот и т.д.). Обязательно нужно освободиться : расслабиться (расслабить тело и лицо), опустить плечи, затем выпрямить осанку . До этого нужно было проверить, всё ли в порядке с концертным костюмом и причёской (мало ли – отстегнулось что-нибудь).

Когда вас объявляют – нужно зажечь улыбку и взгляд ! Теперь осмотритесь – нет ли каких-нибудь препятствий (ступенька, потолок и т.д.), и легко и просто выходите к своей публике! Она вас уже заждалась! Подойдите к краю сцены, один раз смело посмотрите в зал, только один раз улыбнитесь публике, постарайтесь рассмотреть кого-нибудь . Теперь усаживайтесь (или вставайте) поудобнее, представьте себе ключевые такты (чтобы взять нужный темп), приготовьте руки и начинайте… удачи вам!

У страха перед сценой тоже есть положительная сторона, тревога указывает на то, что музыканту важный результат своей игры. Уже осознание этого факта помогает многим юным дарованиям держаться достойно.

Следует заметить, что, практически, все актёры чрезвычайно суеверны. Эти люди искренне верят в самые разнообразные приметы, которых в актёрской среде великое множество. Мы рассмотрим самые актуальные. Им служители музы придают наибольшее значение, и если примета плохая, то её всячески стараются нейтрализовать.

Одна из важнейших примет связана со сценарием . Здесь суеверия актёров достигают своего пика. К примеру, считается, что если сценарий выпал из рук, то на него тут же надо сесть. Абсолютно неважно, где случилось несчастье. Идеальный вариант - сцена. Но трагедия может произойти и на улице. Кипа бумаг может шлёпнуться в лужу или весеннюю грязь. Всё равно на сценарий надо садиться, несмотря на внешние неудобства.

Посидеть нужно пару минут. После этого необходимо вытащить испещренные текстом бумаги из-под себя, крепко сжать их в руках, а затем уж вставать. В противном случае спектакль или фильм с позором провалится.

Много примет связано с актёрской гримёрной . Ни в одном театре нет подобного помещения, на котором красовалась бы число 13 . Считается, что оно несёт сплошные неприятности.

Переступать порог гримёрной нужно всегда левой ногой. Категорически возбраняется вешать на дверь какие-либо фотографии или картинки. Нельзя рассыпать грим, а когда актёр гримируется, никто не должен заглядывать в зеркало через его плечо. Если же данные приметы игнорировать, то с ролями будут одни проблемы.

Своё мыло нельзя давать коллегам . Это отнимает удачу и ведёт к потере ролей. А вот тот, кто просит мыло, может оказаться в фаворе. Он будет получать одну хорошую роль за другой. Поэтому служители музы всегда пользуются только собственным мылом, а другим категорически отказывают. Это не от жадности, а от суеверия.

Немало примет связано со сценой . Если на ней найти гвоздь, то значит вскоре будут новые интересные роли. Нельзя на сцену выходить с живыми цветами в руках. В декорации также допускаются только искусственные цветы. Живая природа почему-то негативно сказывается как на самом спектакле, так и на его исполнителях. Нельзя спотыкаться на сцене, если, конечно, это не предусмотрено сценарием. Категорически запрещено желать артисту удачи перед выходом на сцену.

В театре запрещено свистеть . Так можно потерять и постановку, и премьеру, и успех. Свист возможен только во время спектакля, если это необходимо по сценарию.

Но наибольшую настороженность вызывают суеверия актёров, связанные с похоронами . Мы часто видим в спектаклях или в фильмах, как героя убивают, а затем его хладное тело оказывается в гробу. Мастера искусства с огромной неохотой соглашаются на подобные роли. Но всё равно соглашаются, так как капризных артистов режиссёры не любят.

Однако в подобных случаях принимаются меры безопасности. Под подушку в изголовье кладётся бутылка водки. Она должна находиться в гробу во время всей сцены. Когда же спектакль или бесконечные дубли заканчиваются, то исполнитель неприятной роли восстаёт из гроба, а бутылку отдаёт своим коллегам. Те должны её выпить в присутствии "усопшего". Самому же "покойнику" эту водку пить ни в коем случае нельзя. Считается, что подобным образом нейтрализуется негатив, связанный с загробным миром.

Есть примета и в отношении гонорара . Получив деньги за съёмки или спектакль, человек может потратить их на новую одежду или украшения. Но надевать на себя приобретённое разрешается только после премьеры. Иначе фильм или спектакль с треском провалится.

А вот суеверия американских актёров :

1. Голубой цвет на сцене нужно всегда сочетать с серебристым цветом. Чисто голубую одежду носить нельзя ни в коем случае.

2. Если на сцене горят 3 свечи, то это к невезению.

3. Павлиньи перья ни в каком виде не должны присутствовать на сцене во время спектакля.

4. Цветы нельзя дарить перед выступлением. Дарить их можно только после выступления. Причём самые лучшие цветы те, которые украдены на кладбище.

5. Плохой приметой считаются зеркала на сцене.

6. В каждом театре живут свои призраки. Раз в неделю их нужно оставлять одних. Для этого лучше всего подходит понедельник после воскресных выступлений.

7. Ночью, когда в театре никого нет, сцена должна быть освещена.

8. Нельзя свистеть в театре. Тот, кто свистит, должен быть уволен.

9. Нельзя артисту желать удачи перед началом спектакля.

10. В театре нельзя всуе произносить слово "Макбет". Это может привести к закрытию храма искусства.

Как видно, некоторые американские приметы в точности совпадают с приметами российскими. Тут нет ничего удивительного, так как люди искусства, независимо от национальности и гражданства, принадлежат к одной касте, которая верно и предано служит великому делу, призванному будить в душах людей всё самое высокое и светлое .

Валерий Крапивин