Что превратило обломова в лежебоку. Илья ильич обломов - апатичный лентяй. Какие вещи стали символом «обломовщины»

ОБЛОМОВ

Герой романа И.А. Гончарова «Обломов».


Роман был написан в период с 1848 по 1859 г. Илья Ильич Обломов - помещик, потомственный , образованный человек 32–33 лет. В молодости был чиновником , но, прослужив всего 2 года и тяготясь службой, ушел в отставку и стал жить на доходы от имения.
Фамилия героя романа образована от слов облом , обломить , что, действительно, соответствует его характеру: Обломов не может противостоять трудностям жизни и решать возникающие проблемы. Он сломлен жизнью, пассивен и ленив. Но вместе с тем, это симпатичный, искренний, душевный человек, доверчивый сам и располагающий к себе людей.
Вся предыдущая жизнь Обломова полна неудач: учение в детстве он считал за наказание, и голова его наполнялась хаотичными бесполезными знаниями; служба не удалась: он в ней не видел смысла и боялся начальников; любви не испытал, потому что это требовало, по его мнению, больших хлопот; управление поместьем тоже не удалось, и его участие в хозяйстве ограничивалось мечтаниями на диване о переустройстве жизни. Обломов постепенно прекращает всяческую связь с обществом и даже с близкими ему людьми - другом детства Штольцем, слугой Захаром, любимой девушкой Ольгой.
Символом лени Обломова выступает его халат, в котором в основном и проходит жизнь Ильи Ильича. Какими бы благами, даже личным счастьем ни манила Обломова жизнь, он снова и снова и, наконец, окончательно возвращается в свой халат на свой диван, где пребывает в мечтаниях, полудреме и сне.
Роман Гончарова многократно инсценировался и несколько раз экранизировался. Последняя экранизация - режиссера Н.С. Михалкова 1988 г. Роль Обломова в фильме исполнил популярный артист Олег Табаков .
Фамилия Обломов для русских стала нарицательной для обозначения ленивого, безвольного человека, равнодушного к жизни. От «говорящей» фамилии образовано слово обломовщина , обозначающее апатию, безволие, состояние бездеятельности и лени.
И.А. Гончаров. Литография. 1847 г. Иллюстрация к роману. Художник Н.В. Щеглов. 1973 г.:

Кадр из фильма Н.С. Михалкова «Несколько дней из жизни И.И. Обломова». Ольга - Е. Соловей, Обломов - О. Табаков:


Россия. Большой лингвострановедческий словарь. - М.: Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина. АСТ-Пресс . Т.Н. Чернявская, К.С. Милославская, Е.Г. Ростова, О.Е. Фролова, В.И. Борисенко, Ю.А. Вьюнов, В.П. Чуднов . 2007 .

Синонимы :

Смотреть что такое "ОБЛОМОВ" в других словарях:

    обломов - См … Словарь синонимов

    ОБЛОМОВ - герой романа И.А.Гончарова «Обломов» (1848 1859). Литературные источники образа О. гоголевские Подколесин и старосветские помещики, Тентетников, Манилов. Литературные предшественники О. в произведениях Гончарова: Тяжеленко («Лихая болесть»), Егор … Литературные герои

    Обломов - У этого термина существуют и другие значения, см. Вася Обломов. Обломов Жанр: социально психологический роман

    обломов - (иноск.) ленивый, апатичный Обломовщина апатия, тяжеловесная сонливость русской натуры и недостаток в ней внутреннего подъема Русская лень; равнодушие к общественным вопросам и отсутствие энергии; неподвижность умственная и нерешимость. Ср.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    Обломов - герой одноим. ром. И. А. Гончарова (1859), исповедующий отказ от активности, бездеятельность, душевное спокойствие как гл. жизненный принцип. После статьи Н. А. Добролюбова Что такое обломовщина? понятия Обломов и обломовщина приобрели обобщающий … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    Обломов - Обломовъ (иноск.) лѣнивый, апатичный. Обломовщина апатія, тяжеловѣсная сонливость русской натуры и недостатокъ въ ней внутренняго подъема. Поясн. Русская лѣнь; равнодушіе къ общественнымъ вопросамъ и отсутствіе энергіи; неподвижность умственная и … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    Обломов - м. 1. Литературный персонаж. 2. Употребляется как символ человека, характеризующегося вялым равнодушием к общественным интересам, нежеланием принимать какие либо решения или совершать какие либо поступки, считающего, что это должны делать другие … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    Обломов - Обл омов, а … Русский орфографический словарь

    Обломов - (2 м) (лит. персонаж; тип бездеятельного человека) … Орфографический словарь русского языка

    обломов - а; м. О ленивом, апатичном, бездеятельном человеке; сибарите. ◁ Обломовский, ая, ое. О ая лень, скука. Черты характера обломовского типа. По обломовски, нареч. Томиться бездельем по обломовски. ● По имени Обломова героя одноимённого романа… … Энциклопедический словарь

1. Какие вещи стали символом «обломовщины»?

Символами «обломовщины» стали халат, домашние тапочки, диван.

2. Что превратило Обломова в апатичного лежебоку?

Лень, боязнь движения и жизни, неспособность к практической деятельности, подмена жизни расплывчатой мечтательностью превратили Обломова из человека в придаток халата и дивана.

3. Какова функция сна Обломова в романе И. А. Гончарова «Обломов»?

Глава «Сон Обломова» рисует идиллию патриархальной крепостной деревни, в которой только и мог вырасти такой Обломов. Обломовцы показаны как спящие богатыри, а Обломовка — как сонное царство. Сон показывает условия русской жизни, порождавшие «обломовщину».

4. Можно ли Обломова назвать «лишним человеком»?

Н. А. Добролюбов отмечал в статье «Что такое обломовщина?», что черты обломовщины были свойственны в какой-то мере и Онегину, и Печорину, то есть «лишним людям». Но «лишние люди» предшествующей литературы были окружены неким романтическим ореолом, казались сильными людьми, исковерканными действительностью. Обломов же

Тоже «лишний», но «сведен с красивого пьедестала на мягкий диван». А. И. Герцен говорил, что Онегины и Печорины относятся к Обломову, как отцы к детям.

5. В чем состоит особенность композиции романа И. А. Гончарова «Обломов»?

Композиция романа И. А. Гончарова «Обломов» характеризуется наличием двойной сюжетной линии — романа Обломова и романа Штольца. Единство достигается при помощи образа Ольги Ильинской, которая связывает обе линии. Роман построен на контрастности образов: Обломов — Штольц, Ольга — Пшеницына, Захар — Анисья. Вся первая часть романа представляет собой обширную экспозицию, знакомящую с героем уже в зрелом возрасте.

6. Какую роль играет в романе И. А. Гончарова «Обломов» эпилог?

В эпилоге рассказывается о смерти Обломова, что позволило проследить всю жизнь героя от рождения до конца.

7. Почему морально чистый, честный Обломов умирает нравственно?

Привычка получать все от жизни, не прикладывая к этому никаких усилий, развила в Обломове апатию, инертность, сделала рабом собственной лени. В конечном счете в этом повинна крепостническая система и порожденное ею домашнее воспитание.

8. Как в романе И. А. Гончарова «Обломов» показана сложная взаимосвязь рабства и барства?

Крепостничество развращает не только господ, но и рабов. Пример тому — судьба Захара. Он так же ленив, как Обломов. При жизни барина он довольствуется своим положением. После смерти Обломова Захару некуда идти — он становится нищим.

9. Что такое «обломовщина»?

«Обломовщина» — социальное явление, заключающееся в лени, апатии, инертности, презрении к труду и всепоглощающем стремлении к покою.

10. Почему попытка Ольги Ильинской возродить Обломова не имела успеха?

Полюбив Обломова, Ольга пытается перевоспитать его, переломить его лень. Но его апатия лишает ее веры в будущего Обломова. Лень Обломова была выше и сильнее любви.

Штольц вряд ли является положительным героем. Хотя, на первый взгляд, это новый, прогрессивный человек, деятельный и активный, но есть в нем что-то от машины, всегда бесстрастной, рациональной. Он схематизированный, неестественный человек.

12. Охарактеризуйте Штольца из романа И. А. Гончарова «Обломов».

Штольц — антипод Обломова. Он активный, деятельный человек, буржуазный делец. Он предприимчив, всегда к чему-то стремится. Взгляд на жизнь характеризуют слова: «Труд — образ, содержание, стихия и цель жизни, по крайней мере моей». Но Штольц не способен испытывать сильные чувства, от него веет рассчитанностью каждого шага. Образ Штольца в художественном отношении схематичнее и декларативнее образа Обломова.



  1. Часть 1 На Гороховой улице в одном из больших домов живет Илья Ильич Обломов. «Это был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной...
  2. Роман И. А. Гончарова «Обломов» был опубликован в 1859 году в журнале «Отечественные записки» и считается вершиной всего творчества писателя. Задумка произведения появилась еще в...
  3. I Штольц был немец только по отцу, мать его была русской. Вырос и воспитывался Штольц в селе Верхлеве, где его отец был управляющим. С детства...
  4. I На Гороховой улице утром в постели лежал Илья Ильич Обломов, человек лет тридцати двух-трех, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами. По его лицу...
  5. I Со времени болезни Ильи Ильича прошел год. Сослуживец братца Пшеницыной уехал в деревню, но ничего положительно не сделал. После болезни Илья Ильич был поначалу...
  6. I Обломов сиял, когда шел домой. Там его ждал Тарантьев. Он спросил Обломова, почему тот не заглядывает на квартиру его кумы? Обломов ответил, что никогда...
  7. Главный герой, Илья Ильич Обломов, лежит в одном из больших домов на Гороховой улице у себя в комнате на диване. У него плохое настроение —...
  8. Образ слуги в русской литературе XIX века на материале произведений А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, И. А. Гончарова. Оглавление Введение Глава I Образ слуги...
  9. История создания Роман Гончарова «Обломов» был написан в 1858 году, а в 1859 году напечатан в «Отечественных записках». Однако первая часть произведения — «Сон Обломова»...
  10. Резкие противопоставления пронизывают все произведение И. А. Гончарова от первой до последней главы. Прием антитезы, на котором построен роман, помогает лучше раскрыть характеры героев, выявить...
  11. Два обстоятельства творческой истории романа «Обломов» нужно иметь в виду, чтобы правильно понять, о чем это произведение. Первым опубликованным фрагментом романа в 1849 году стал...
  12. 1 ВАРИАНТ 1) Гончарова звали а) Иван Алексеевич б) Алексей Иванович в) Александр Иванович г) Иван Александрович 2) Гончаров а) совершил кругосветное путешествие на фрегате...

Какие вещи стали символом “обломовщины”?

Символами “обломовщины” стали халат, домашние тапочки, диван.

Что превратило Обломова в апатичного лежебоку?

Лень, боязнь движения и жизни, неспособность к практиче­ской деятельности, подмена жизни расплывчатой мечтательно­стью превратили Обломова из человека в придаток халата и ди­вана.

Какова функция сна Обломова в романе И. А. Гончарова “Обломов”?

Глава “Сон Обломова” рисует идиллию патриархальной кре­постной деревни, в которой только и мог

вырасти такой Обло­мов. Обломовцы показаны как спящие богатыри, а Обломовка – как сонное царство. Сон показывает условия русской жизни, порождавшие “обломовщину”.

Можно ли Обломова назвать “лишним человеком”?

Н. А. Добролюбов отмечал в статье “Что такое обломовщи­на?”, что черты обломовщины были свойственны в какой-то мере и Онегину, и Печорину, то есть “лишним людям”. Но “лишние люди” предшествующей литературы были окружены неким ро­мантическим ореолом, казались сильными людьми, исковеркан­ными действительностью. Обломов же тоже “лишний”, но “све­ден с красивого пьедестала

на мягкий диван”. А. И. Герцен гово­рил, что Онегины и Печорины относятся к Обломову, как отцы к детям.

В чем состоит особенность композиции романа И. А. Гон­чарова “Обломов”?

Композиция романа И. А. Гончарова “Обломов” характеризу­ется наличием двойной сюжетной линии – романа Обломова и романа Штольца. Единство достигается при помощи образа Оль­ги Ильинской, которая связывает обе линии. Роман построен на контрастности образов: Обломов – Штольц, Ольга – Пшеницына, Захар – Анисья. Вся первая часть романа представляет собой об­ширную экспозицию, знакомящую с героем уже в зрелом воз­расте.

Какую роль играет в романе И. А. Гончарова “Обломов” эпилог?

В эпилоге рассказывается о смерти Обломова, что позволило проследить всю жизнь героя от рождения до конца.

Глоссарий:

  • можно ли назвать обломова лишним человеком
  • какие вещи стали символом обломовщины
  • можно ли считать обломова лишним человеком
  • роль сна обломова в романе
  • какую роль играет сон обломова в романе

Другие работы по этой теме:

  1. 1. Какие вещи стали символом “обломовщины”? Символами “обломовщины” стали халат, домашние тапочки, диван. 2. Что превратило Обломова в апатичного лежебоку? Лень, боязнь движения и жизни,...
  2. Главного героя романа русского писателя И. А. Гончарова, Обломова, можно назвать “лишним” человеком по нескольким причинам. Одна из них довольно очевидна. Роман был опубликован незадолго...
  3. План Введение Особенности образа жизни героев Образ жизни героев и их детство Сходства и различия образа жизни героев Заключение Введение Произведение Гончарова ” Обломов ”...
  4. Глава “Сон Обломова” показывает картину русской национальной жиз­ни, которая породила определенный человеческий тип. Так кто же такой Обломов? Каков он? Каков его характер? Именно глава...
  5. План Введение Отрицательное влияние “обломовщины” на Обломова Обломов и Штольц Почему Обломов не смог выйти из мира иллюзий? Введение Илья Ильич Обломов – главный герой...
  6. Как и во многих других литературных произведениях, в романе “Обломов” автор поднимает так называемые “вечные вопросы”. Если говорить конкретнее – писатель рассуждает о счастье, любви,...
  7. И. А. Гончаров У кого из героев романа И. А. Гончарова “Обломов” “хру­стальная, прозрачная душа”? а. Штольц б. Ольга Ильинская в. Обломов г. Захар Кто...
  8. В романе И. А. Гончарова Штольц знакомит Обломова с Ольгой в ее доме. Когда он увидел ее в первый раз, он растерялся и чувствовал себя...

1. Какие вещи стали символом "обломовщины"?

Символами "обломовщины" стали халат, домашние тапочки, диван.

2. Что превратило Обломова в апатичного лежебоку?

Лень, боязнь движения и жизни, неспособность к практической деятельности, подмена жизни расплывчатой мечтательностью превратили Обломова из человека в придаток халата и дивана.

3. Какова функция сна Обломова в романе И. А. Гончарова "Обломов"?

Глава "Сон Обломова" рисует идиллию патриархальной крепостной деревни, в которой только и мог вырасти такой Обломов. Обломовцы показаны как спящие богатыри, а Обломовка - как сонное царство. Сон показывает условия русской жизни, порождавшие "обломовщину".

4. Можно ли Обломова назвать "лишним человеком"?

Н. А. Добролюбов отмечал в статье "Что такое обломовщина?", что черты обломовщины были свойственны в какой-то мере и Онегину, и Печорину, то есть "лишним людям". Но "лишние люди" предшествующей литературы были окружены неким романтическим ореолом, казались сильными людьми, исковерканными действительностью. Обломов же тоже "лишний", но "сведен с красивого пьедестала на мягкий диван". А. И. Герцен говорил, что Онегины и Печорины относятся к Обломову, как отцы к детям.

5. В чем состоит особенность композиции романа И. А. Гончарова "Обломов"?

Композиция романа И. А. Гончарова "Обломов" характеризуется наличием двойной сюжетной линии - романа Обломова и романа Штольца. Единство достигается при помощи образа Ольги Ильинской, которая связывает обе линии. Роман (бессмертное произведение) построен на контрастности образов: Обломов - Штольц, Ольга - Пшеницына, Захар - Анисья. Вся первая часть романа представляет собой обширную экспозицию, знакомящую с героем уже в зрелом возрасте.

6. Какую роль играет в романе И. А. Гончарова "Обломов" эпилог?

В эпилоге рассказывается о смерти Обломова, что позволило проследить всю жизнь героя от рождения до конца.

7. Почему морально чистый, честный Обломов умирает нравственно?

Привычка получать все от жизни, не прикладывая к этому никаких усилий, развила в Обломове апатию, инертность, сделала рабом собственной лени. В конечном счете в этом повинна крепостническая система и порожденное ею домашнее воспитание.

8. Как в романе И. А. Гончарова "Обломов" показана сложная взаимосвязь рабства и барства?

Крепостничество развращает не только господ, но и рабов. Пример тому - судьба Захара. Он так же ленив, как Обломов. При жизни барина он довольствуется своим положением. После смерти Обломова Захару некуда идти - он становится нищим.

9. Что такое "обломовщина"?

"Обломовщина" - социальное явление, заключающееся в лени, апатии, инертности, презрении к труду и всепоглощающем стремлении к покою.

10. Почему попытка Ольги Ильинской возродить Обломова не имела успеха?

Полюбив Обломова, Ольга пытается перевоспитать его, переломить его лень. Но его апатия лишает ее веры в будущего Обломова. Лень Обломова была выше и сильнее любви.

Штольц вряд ли является положительным героем. Хотя, на первый взгляд, это новый, прогрессивный человек, деятельный и активный, но есть в нем что-то от машины, всегда бесстрастной, рациональной. Он схематизированный, неестественный человек.

12. Охарактеризуйте Штольца из романа И. А. Гончарова "Обломов".

Штольц - антипод Обломова. Он активный, деятельный человек, буржуазный делец. Он предприимчив, всегда к чему-то стремится. Взгляд на жизнь характеризуют слова: "Труд - образ, содержание, стихия и цель жизни, по крайней мере моей". Но Штольц не способен испытывать сильные чувства, от него веет рассчитанностью каждого шага. Образ Штольца в художественном отношении схематичнее и декларативнее образа Обломова.


Роман «Обломов», написанный Иваном Александровичем Гончаровым, вышел в свет в тысяча восемьсот пятьдесят девятом году. Это лучшее произведение автора, и даже сейчас оно пользуется успехом среди читателей. Иван Александрович в «Обломове» изобразил традиционный тип русского человека, воплощением которого в произведении стал Илья Ильич.

Источник: роман "Обломов"

Обратимся же к роману и проследим, как автор постепенно, со всей полнотой, раскрывает образ Обломова. Гончаров вводит своего героя в разные ситуации, чтобы в максимальной степени показать все недостатки и преимущества обломовского типа. Илья Ильич проходит испытания и дружбой, и любовью, и, тем не менее, обречен ли он на исчезновение?

Чтобы ответить на этот вопрос, проанализируем его жизнь. Первый раз мы встречаемся с Обломовым в его квартире на Гороховой улице, но в течение романа узнаем о нем все больше и больше, и поэтому можем представить себе довольно внятную картину, его прошлой жизни. Детство Ильи Ильича прошло в родовом имении – Обломовке. Илюша был резвым мальчиком. Он, как и все дети, хотел движения, новых впечатлений, но родители его всячески оберегали от лишних переживаний, ничем не обременяли, но запрещали проявлять какую-либо свободу.

Подчас нежная заботливость родителей и надоедала ему. Побежит ли он с лестницы или по двору, вдруг вслед ему раздается десять отчаянных голосов: «Ах, ах! подержите, остановите! упадет, расшибется! Стой, стой…»

Не зря Добролюбов пишет: «Он с малых лет видит, что все домашние работы исполняются лакеями и служанками, а папенька и маменька только распоряжаются да бранятся за дурное исполнение. Поэтому он себя над работой убивать не станет, что бы ему ни толковали о необходимости и святости труда. И вот у него уже первое понятие – что сидеть сложа руки почетнее, нежели суетиться за работою…» Действительно, все решения в доме принимались без его участия, а судьба Ильи решалась за его спиной, поэтому он не имел представления о взрослой жизни, в которую попал совсем неподготовленный.

Итак, приехав в город, Илья Ильич пытался найти род занятий себе по душе. Пробовал писать, служить чиновником, но все это показалось ему пустым, не имеющим смысла, потому что там нужно было заниматься делом, чего он в силу своего воспитания не любил, тем более смысла этих занятий Обломов не знал да и понять не стремился, потому и посчитал, что это не жизнь, ведь она не соответствует его идеалам, которые заключаются в мирной, покойной, беззаботной жизни, плотной еде и безмятежном сне. Как раз такой образ жизни и ведет Обломов в начале романа. Он не уделял много внимания своему внешнему виду: на нем был халат, имевший особое значение для Ильи Ильича. Это была одежда, которую он считал лучшей для себя: халат “мягок, гибок; он, как послушный раб, покоряется самомалейшему движению тела”. Мне кажется, халат – ключевая деталь в портрете Обломова, так как он символизирует образ жизни этого человека, в какой-то мере открывает нам его характер: ленивый, спокойный, задумчивый. Илья Ильич – домосед. Нет в Обломове ни деспотичности, свойственной владельцам крепостных, ни скупости, ни каких-либо резко отрицательных качеств. Это добрый ленивец, склонный к мечтаниям.

Многое о характере главного героя говорят нам его портрет и интерьер комнаты. Обломов - человек лет тридцати двух-трех, “среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица”, что говорит об отсутствии цели в жизни. На первый взгляд казалось, что комната его прекрасно убрана, но, приглядевшись, замечаешь слой пыли на всех вещах, недочитанные книги, остатки трапез, что говорит о том, что человек, живущий здесь, пытается создать видимость приличий того времени, но ни одного дела не доводит до конца.

Таким было впечатление об Илье Ильиче только на начало романа, ведь, встретив Ольгу, он сильно преобразился, бывший Обломов остался лишь в воспоминаниях, а новый стал много читать, писать, работать, ставить перед собой цели и стремиться к ним. Он, словно, пробудился от долгой спячки и начал наверстывать упущенное. Вот что с человеком делает любовь! Тем более Ольга все время побуждала Илью к действию. Наконец-то, полнокровная жизнь заиграла в нем.

Любовь Обломова и Ильинской продолжается до тех пор, пока Илье Ильичу не приходится столкнуться с реальной жизнью, пока от него не требуется решительных действий, пока Ольга не понимает, что она любит будущего Обломова. “Я узнала недавно, что я любила в тебе то, что я хотела, чтоб было в тебе, что указал мне Штольц, что мы выдумали с ним. Я любила будущего Обломова!” Ни дружба, ни даже такая чистая, искренняя любовь не смогли заставить его отказаться от мирной, покойной, беззаботной жизни. Илья Ильич переехал на Выборгскую строну, которую можно назвать «новой Обломовкой», ведь там он вернулся к своему прежнему складу жизни. Вдова Пшеницына – как раз тот идеал жены, который представлялся Обломову во время мечтаний, она не заставляет его что-либо делать, ничего не требует. А Илья Ильич от такой жизни вновь начинает деградировать. Но, я считаю, нельзя во всем винить его. “Что сгубило тебя? Нет имени этому злу...” - восклицает Ольга при прощании. “Есть... Обломовщина!” - чуть слышно прошептал он.

Сам Обломов прекрасно осознавал, что жизнь, которую он ведет, не принесет ничего будущим поколениям, но не существовало такой двигательной жизненной силы, которая могла бы вывести его из состояния апатии ко всему окружающему. Илья Ильич “болезненно чувствовал, что в нем зарыто, как в могиле, какое-то хорошее, светлое начало... Но глубоко и тяжело завален клад дрянью, наносным сором. Кто-то будто украл и закопал в собственной его душе принесенные ему в дар миром и жизнью сокровища”.

Обломов добр и гостеприимен: его двери открыты для всех друзей и знакомых. Даже Тарантьев, который груб и заносчив с Ильей Ильичом, часто обедает у него дома.

А любовь к Ольге выявляет его лучшие качества: доброту, благородство, честность и “голубиную нежность”.

Существенно ли Обломов отличается от большинства людей? Безусловно, лень, апатия и инертность в той или иной степени свойственны многим. Причины для возникновения подобных качеств могут быть разными. Некоторые люди считают, что вся их жизнь - сплошная череда неудач и разочарований, поэтому и не стремятся изменить ее к лучшему. Другие боятся трудностей, поэтому стараются по возможности себя от них ограждать. Однако людям все равно приходится сталкиваться с реальной действительностью, узнавать ее жестокие стороны, бороться с трудностями, чтобы в результате отпраздновать успех или потерпеть поражение. Именно в этом и заключается смысл жизни человека.

Если же человек решает оградить себя от всех возможных и невозможных трудностей, тогда его жизнь постепенно превращается в нечто совершенно чудовищное. Именно это и произошло с Обломовым. Нежелание жить по существующим законам жизни приводит к постепенной, но очень быстрой деградации. Сначала человек думает, будто все еще можно изменить, что пройдет совсем немного времени и он “воскреснет”, сбросит с себя лень и уныние, как старое платье, и возьмется за дела, которые его давно ждут. Но время идет, силы истощаются. А человек все также остается на прежнем месте.