Что произошло м раскольниковым на николаевском мосту. Тема урока: Анализ эпизода «Раскольников на Николаевском мосту» по роману «Преступление и наказание. Анализ отрывка из эпического произведения

В сегодняшнем мире …. тревожный набат Достоевского гудит, неумолчно взывая к человечности и гуманизму.

1. Ф.М.Достоевский. Жизнь, творчество. История создания романа «Преступление и наказание», жанр, композиция.

Н айдите ответы на вопросы:

1.Какая семейная тайна во многом определила сознание Достоевского?

2.С какого произведения начинается творческий путь писателя?
3.Кто из деятелей русской культуры сыграл большую роль в его судьбе?

4.Каковы задачи и направление деятельности кружка Петрашевского? Какое участие принимал в нём Достоевский?

5.В чём смысл духовного перерождения, пережитого Достоевским на каторге? Какая книга опирается на его каторжный опыт?

6.Каковы формы участия Ф.М.Достоевского в общественной жизни 1870-х годов?

Эволюция мировоззрения Ф.М.Достоевского.

1840-е годы

События жизни

Знакомство с Белинским, кружок Петрашевского

«Казнь» и каторга

После каторги

Мировоззрение

Социализм, испытание веры

Народ, Христос

«Идея о человеке» - найти Бога в себе




Создание романа "Преступление и наказание".


Замысел романа вынашивался более 6 лет и складывался из духовного опыта Ф.М.Достоевского во время пребывания его на каторге.


9 октября 1859 г.он пишет брату: «В декабре я начну роман…Я совершенно решил писать его немедля… Всё сердце моё с кровью положится в этот роман. Я задумал его в каторге, лёжа на нарах, в тяжёлую минуту грусти и саморазложения…Исповедь окончательно утвердит моё имя».

Роман печатался в журнале «Русский вестник» в течение 1866 года.



Содержание.

Сам Достоевский так определял содержание своего произведения: «Это - психологический отчёт одного преступления… Молодой человек, исключённый из студентов университета и живущий в крайней бедности, поддавшись некоторым «недоконченным» идеям, решил разом выйти из скверного своего положения. Он решил убить одну старуху, дающую деньги на проценты». «Психологический отчёт» об одном преступлении постепенно насыщался философскими и религиозными размышлениями.

Композиция и жанр.
Роман состоит из шести частей и эпилога. Часть первая – совершение преступления; последующие пять частей – наказание («психологический отчёт» преступника); эпилог – раскаяние.


Современники говорили о сочетании в романе нескольких жанров: детектива (совершено преступление, которое раскрывается), социально-бытового жанра (даны картины жизни униженных и оскорблённых), наличие любовной интриги, серьёзных философских и религиозных размышлений и психологических исследований. Роман признан величайшим философско-психологическим романом в мировой литературе.

Роман Достоевского — это, прежде всего, роман философский, роман споров, роман идей.

Главные идеи.

Главная идея Достоевского: нельзя прийти к благу через преступление. Он первым в мировой литературе показал гибельность индивидуалистических идей «сильной личности» и их безнравственность.


Значение некоторых имён и фамилий.

Раскольников. Раскол – «раздвоение». Символизирует раздвоенность главного героя, его внутреннюю борьбу с самим собой.

Софья.

Софья означает «смиренномудрие». Героиня романа смиренно несёт свой крест и не перестаёт верить в добро и справедливость.

Лебезятников.

Человек, способный подличать, лебезить, поддакивать.

Авдотья Романовна.

Прототипом сестры Раскольникова является Авдотья Яковлевна Панаева – первая любовь Ф.М.Достоевского.

Лизавета Ивановна.


2. Образ Петербурга и средства его воссоздания в романе.

Петербург Достоевского.

Прочтите первые страницы романа.
Чем удивил вас Достоевский в этом описании Петербурга, знакомого вам по произведениям Пушкина, Гоголя, Гончарова?

  1. Обратившись к тексту романа, выпишите «достоевские», с вашей точки зрения, детали.

  1. С какой целью Достоевский даёт аллюзию (аллюзия, реминисценция – отзвук, явление, наводящее на воспоминание, сопоставление с чем-либо) на пушкинский текст?
  2. Как складывается образ «Петербурга Достоевского» в романе?
  3. Где происходит действие? Что это за район города? Почему действие вынесено на городские улицы?
  4. Назовите наиболее характерные детали облика города, запомнившиеся вам при чтении романа.
  5. Какие детали в описании Петербурга повторяются и почему?
  6. Какие оценочные высказывания автора и персонажей о городе выбрали? Какой образ Петербурга вырастает из этих оценок?
  7. На какие эпитеты в описании городских кварталов обратили внимание? Можно ли их назвать «психологическими»?
  8. Продолжите фразу: «Петербург Достоевского – это……»

Комната Раскольникова.

Каморка, гроб, шкаф: «Это была крошечная клетушка, шагов в десять длиной, имевшая самый жалкий вид со своими жёлтенькими пыльными и всюду отстававшими обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко…»

Комната Сони.

«Сарай»: «Сонина комната походила как будто на сарай, имела вид весьма неправильного четырёхугольника, и это придавало ей что-то уродливое. Стена с тремя окнами, выходившая на канаву, перерезывала комнату как-то вкось, отчего один угол, ужасно острый, убегал куда-то вглубь…другой же угол был уже слишком безобразно тупой. Во всей этой большой комнате почти совсем не было мебели».

Жилище Мармеладовых.

Проходной угол: «Огарок освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной… Через задний угол была протянута дырявая простыня. За нею, вероятно, помещалась кровать. В самой же комнате было всего только два стула и клеёнчатый очень ободранный диван, перед которым стоял старый кухонный сосновый стол, ….. на краю стоял догоравший сальный огарок в железном подсвечнике».

  1. Какая деталь в описании каждой из комнат показалась вам самой значимой?
  2. Какие именования даёт Достоевский жилищу Раскольникова? Что должен чувствовать человек, живущий в таких условиях?
  3. Как в описании каморки Раскольникова и места его обитания возле Сенной прослеживается мотив «тупика».

3. Мир «униженных и оскорблённых» и бунт личности против жестоких законов социума.

«Униженные и оскорблённые» в романе.

Семья Мармеладовых.

(одна из тысяч подобных ей семей бедняков)

Семён Захарович.

  1. Расскажите историю жизни семьи Мармеладовых. В чём причина бедственного положения?
  2. Проанализируйте монолог Мармеладова (ч.1, гл.2). Какие чувства вызывает у вас этот герой?
  3. Как относится автор к Мармеладову?
  4. Почему Мармеладов оказался во власти пьянства, почему он может вырваться из этого болота?
  5. Добился ли Достоевский эффекта присутствия судьбы Мармеладова в общей атмосфере безысходности города Петербурга?
  6. С чего начинается падение Мармеладова? Почему он во многом обвиняет Катерину Ивановну?
  7. Как погибает Мармеладов? Что вообще, по-вашему, стало причиной его гибели?

Семён Захарович - опустившийся, утративший всякое человеческое достоинство, отставной чиновник. Его пьяная исповедь в кабаке о своей судьбе – это жизненная драма человека, которого раздавил жестокий мир. Он любит жену и детей (после смерти в кармане у него нашли мятного петушка). Но душа счастливого человека не может вынести ежедневных унижений. Мармеладов знает, что его дочь, честная и чистая Соня, живёт по жёлтому билету. Перед нами – полностью раздавленный нищетой и собственным бессилием человек.

Катерина Ивановна.

  1. Опишите Катерину Ивановну.
  2. Как её характеризуют слова: «Пол сама моет и на чёрном хлебе сидит, а неуважения к себе не допустит»?
  3. Почему она так несправедлива к Соне, к своим детям?
  4. Назовите черты характера Катерины Ивановны.
  5. Есть ли что-то общее у Катерины Ивановны и Раскольниковым?
  6. Расскажите о последних эпизодах жизни Катерины Ивановны. Как она умирала? Что вас поразило в этих описаниях?
  7. Почему перед смертью Катерина Ивановна отказывается от Бога и покаяния?

Катерина Ивановна - до предела измученная женщина, мачеха Сони. Она благородного происхождения (из разорившейся дворянской семьи), поэтому ей гораздо тяжелее, чем падчерице и мужу. И дело не в житейских трудностях, а в том, что у неё нет никакой отдушины (Соня находит утешение в Библии, в молитвах, Мармеладов забывается в кабаке). Катерина Ивановна – натура страстная, гордая, бунтарская. Всё, что её окружает, кажется ей адом, и она не умеет смиряться, терпеть и молчать, как Соня. Измученная нищетой, она умирает от чахотки.

Сопоставительный анализ эпизодов «Раскольников на Николаевском мосту» (ч.2, гл.2) и «Самоубийца утопленница» (ч.2, гл.6).

  1. В чём сходство и различие этих эпизодов?
  2. Почему «необъяснимым холодом веяло … всегда» на Раскольникова от «этой великолепной панорамы; духом немым и глухим полна была для него эта пышная картина»? Отчего красота города не затрагивает Раскольникова? Почему Петербург «парадный» как бы исключён автором из топографии романа?
  3. Подумайте, почему Достоевский называет город «фантастическим»?
  4. Что вы нарисовали бы, если бы вам представилась возможность иллюстрировать «Преступление и наказание»?

4.Образ Раскольникова и тема «гордого человека» в романе.

Портрет.

Главный герой романа - разночинец, бедный студент. Наделён привлекательной внешностью: «замечательно хорош собою, с прекрасными тёмными глазами….ростом выше среднего, тонок и строен».

Перед нами молодой, талантливый, гордый, мыслящий человек, в котором нет дурных и низких черт. В его поступках, высказываниях и переживаниях видно высокое чувство человеческого достоинства, благородство, бескорыстие. Он воспринимает чужую боль острее собственной: рискуя жизнью, спасает из огня детей; делится последним с отцом умершего товарища; сам нищий, даёт деньги на похороны едва знакомого ему Мармеладова.


Раскольников среди униженных и оскорблённых.

  • Зачем Раскольников вышел из каморки?
  • Вспомните разговор студента с офицером в распивочной. Какова причина возникновения «безобразной» мечты героя?
Разговор в трактире
  • В чём сомневался герой?
  • Зачитайте мысли Раскольникова, когда он идёт к старухе-роцентщице, в распивочной, после сна. О чём они свидетельствуют?
Убийство старухи-процентщицы
  • Просмотрите размышления Раскольникова после посещения семьи Мармеладовых и чтение письма матери (ч.1, гл.2-4). Какие противоречия вы можете назвать? Что можно сказать о характере героя на основе этого?
  • Чем вызваны эти противоречия, борьба двух начал?

5. Теория Раскольникова и идейные «двойники» героя.



Социальные: крайняя степень нищеты самого героя и его матери с сестрой; его сердце разрывается от сочувствия и желания помочь окружающим (Мармеладову, его жене, его детям, Соне, пьяной девушке на бульваре)

Нравственные: желание проверить свою теорию, согласно которой сильные люди ради великой цели изменения несовершенного мира имеют право перешагнуть «через кровь» других людей.

Исторические: теория Раскольникова выросла из разочарования молодого поколения после крушения революционной ситуации 60-х годов на почве кризиса утопических теорий.

  • Какова главная причина преступления?
  • В чём суть теории героя, в которую он верит?
  • Где она была изложена?
  • К какому разряду людей принадлежит герой?

Теория Раскольникова о «делении людей на два разряда».

Находясь во власти этой теории, Раскольников убеждён, что на земле нет несправедливости и должен прийти спаситель, который разрушит несправедливое общество и создаст общество счастливых людей, пусть даже ценой насилия и кровопролития.

«Обыкновенный» или «необыкновенный» он сам – вот вопрос, который более всего волнует Родиона Раскольникова.

«Обыкновенные люди».

  • Люди консервативные. Такие люди живут в послушании и любят быть послушными.
  • Это материал, служащий единственно для зарождения себе подобных.
  • Они слабы, бессильны и не способности изменить своей участи.
  • Такие люди не могут заслуживать сожаления. Их жизнь ничего не стоит – она может служить лишь жертвой «особенным людям» для достижения их великих целей. Это многочисленный материал для немногочисленных наполеонов.


«Необыкновенные люди».

  • Эти люди устанавливают новые законы жизни, изменяют жизнь, смело разрушают старое, их не останавливает даже необходимость пролить чью-то кровь на своём пути для достижения своих целей.
  • Они имеют талант сказать новое слово и преступить закон во имя лучшего.
  • Это избранные люди. Такими личностями были, например, Магомет, Наполеон.

«Двойники» Раскольникова.

Считают себя «сильными мира сего», живут по принципу «всё дозволено».

Аркадий Иванович Свидригайлов»

1. Кто такой Свидригайлов? Как характеризуют его первые сведения в романе?

2. Прав ли Свидригайлов, утверждая, что они с Раскольниковым «одного поля ягоды», что между ними есть «общая точка»?

Поступки

Общее с теорией Раскольникова

Азартный игрок, имеет весьма противоречивый характер: он совершает ряд добрых и благородных поступков (даёт деньги Катерине Ивановне и Соне, чтобы она могла сопровождать Родиона на каторгу). Но на его совести оскорблённая честь Дуни и смерть жены, доведение до самоубийства слуги Филиппа. Подслушав признание Родиона в совершении преступления, пытается шантажировать Дуню, угрожая донести на брата. В его душе, как и в душе Раскольникова, идёт борьба добра со злом (верх берёт зло: Свидригайлов кончает жизнь самоубийством).

«Мы одного поля ягоды», - говорит Свидригайлов Родиону. И Родион понимает, что это так, потому что оба они, хоть и по разным причинам, «перешли через кровь».

Пётр Петрович Лужин.


  1. Кто такой Лужин?
  2. Какие рассуждения из письма матери о Лужине привлекли особое внимание Раскольникова? Какие мысли и чувства они рождают у Раскольникова и почему?
  3. Впечатления о Лужине усугубляются при анализе сцены «объяснения» между Лужиным и Дуней. Сопоставьте поведение Лужина и Дуни в сцене их объяснения.
  4. Что превыше всего ценил Лужин в жизни и почему его раздражал разрыв с Дуней?
  5. Лужин не может смириться и принимает решение, которое могло бы, по его мнению, вернуть Дуню. Как осуществил Лужин своё решение.

Поступки

Общее с теорией Раскольникова

Негодяй Лужин – это сладострастное ничтожество, которое стремится властвовать. Пытается опорочить Соню (подсовывает ей сторублёвую купюру, чтобы поссорить Родиона с семьёй). Он хочет жениться на сестре Родиона Дуне и получает удовольствие от её зависимости. Дуня готова в ыйти за этого преуспевающего дельца без любви. Она решается на этот шаг по той же причине, что и Соня, - чтобы вытащить семью из нищеты и помочь брату завершить образование.

«Возлюби, прежде всех, одного себя, ибо всё на свете на личном интересе основано». Лужин спокойно переступает через все преграды на своём пути.

  • В чём заключается смысл сопоставления Раскольникова с Лужиным и Свидригайловым?

6.Раскольников и «вечная Сонечка». Сны героя как средство его внутреннего самораскрытия.

  • В чём «правда» Сони, по каким принципам она живёт, во имя чего «переступила» героиня?
  • Жизнь тяжела и для Раскольникова, и для Сони. Но как воспринимают её герои?
  • Почему в собеседники Раскольников выбрал именно Соню?
  • Что показалось странным Раскольникову у Сони, почему?
  • Каков результат первого разговора Раскольникова и Сони?

  • Почему Раскольников заставляет Соню читать Евангелие?
  • Зачем Раскольников приходит к Соне второй раз?
  • Всегда ли в разговоре с Раскольниковым Соня кроткая, тихая? Что главное в поведении Сони?
  • Что в разговоре с Соней заставляет Раскольникова понять ложность своей теории?
  • Докажите, что писать утверждает в романе «правду» Сони Мармеладовой.

Проследим, как происходит воскрешение человека в Раскольникове через любовь.

  1. Как подействовало на Раскольникова пребывание Сони на каторге?
  2. Как вы ответите на вопросы, которые задаёт себе Раскольников об отношении каторжников к нему и Соне?

Соня.

18-летняя девушка, всё образование которой – несколько книг романтического содержания. С ранних лет видела вокруг себя лишь пьяные ссоры, болезни, разврат и человеческое горе. Соня – «блудница», как пишет о ней Достоевский. Она вынуждена продавать себя, чтобы спасти от голодной смерти свою семью. Чтобы помочь мачехе и её детям, она фактически убивает себя как личность, но удивительным образом сохраняет свою чистоту. Её душа переполнена христианской любовью к людям, готовностью к самопожертвованию.

Главные черты Сони Мармеладовой.

Самопожертвование.

Чтобы облегчить жизнь своей семьи, своих близких, девушка приносит себя в жертву. Вся её жизнь – самопожертвование. Когда Раскольников говорит с ней о самоубийстве как о единственно достойном выходе, она его прерывает напоминанием о родных: «А с ними-то что будет?». Любовь к ближним лишает её даже такого выхода, как смерть.

Смирение.

Девушка не возмущается и не протестует – она покорилась судьбе. Смирение Сони Достоевский противопоставляет бунту Раскольникова. Терпение Сони и её жизненная сила во многом происходят от её веры. Она верит в Бога, в справедливость слепо, не вдаваясь в сложные философские рассуждения. Все её поступки определяются христианскими заповедями и религиозными законами. Сохранить в себе искру человеческого помогает вера в Бога.

Всепрощение.

Именно Соне обязан Родион Раскольников своим духовным возрождением. Её исстрадавшаяся, но чистая душа способна даже в убийце увидеть человека, сопереживать ему, мучиться с ним.В сущности, отношение Сони к Раскольникову – это отношение Бога к человеку, т.е. всепрощение. Она вернула Родиона к истине словами Евангелия и примером собственной жизни. Религия в романе является способом решения нравственных проблем, а Соня, по замыслу автора, несёт в себе Божественное начало.

Сон как художественный приём.

Подсознание.

Сон – это общение человека со своим сознанием. Сны зависят от психического состояния человека и оказывают огромное влияние на его внутренний мир. Он – часто продолжение событий, произошедших днём. Во сне человек продолжает чувствовать, переживать и размышлять.

Художественный приём.

Введение в произведение сна – излюбленный приём многих писателей (сны Татьяны Лариной, Ильи Ильича Обломова). Приём даёт возможность проникнуть в самые скрытые свойства души героя, в его подсознание.

Первый сон Раскольникова.

Экспозиция.

Родион видит сон до преступления, в пору мучительных раздумий. Сон выполняет функцию экспозиции: знакомит читателя с людьми, которые будут встречаться на протяжении романа.

Это болезненный сон, его действие происходит в детстве Родиона. Снится, будто они с отцом в праздничный вечер проходят мимо кабака и видят, как пьяные мужики избивают маленькую лошадёнку, запряжённую в огромную телегу. Мальчик пытается заступиться, но на глазах у толпы несчастную клячу добивают железным ломом. Родион плачет, хочет кричать.

Смысл.

Сон несёт смысловую нагрузку: открывает истинное состояние души Родиона, показывает, что задуманное им насилие противоречит его собственной натуре.

Символика.

Во сне присутствуют два противоположных места: кабак и церковь на кладбище. Кабак – олицетворение пьянства, зла, низости, грязи его обитателей. Но любой русский начинает жить в церкви и заканчивает её там же. Церковь не случайно находится в 300 шагах от кабака. Это небольшое расстояние показывает, что человек в любой момент может прекратить грешить и начать новую, праведную жизнь.

Значение снов Раскольникова.

Сон после убийства.

Сон-крик заполнен страшными звуками: «…. таких неестественных звуков, такого вопля, скрежета, слёз, побоев и ругательств он ещё никогда не слыхивал». Всё существо героя воспротивилось совершённому убийству, и лишь воспалённый мозг уверяет себя в том, что теория верна, что убийство так же обычно, как смена дня и ночи. В этом сне местом действия является лестница, которая символизирует борьбу добра и зла в душе Раскольникова.

Сон, в котором Родион повторяет убийство.

Обстановка во сне напоминает царство мёртвых. Но всё мертво только для Родиона – для остальных людей мир не изменился. Люди стояли внизу, а Родион был выше всей толпы, всех этих «тварей дрожащих». Он – Наполеон, гений и не может стоять на одной ступени с быдлом. Но люди внизу осуждают Раскольникова, смеются над его попытками изменить мир через убийство старушонки. Он видит, что ничего не изменил: старуха жива и смеётся над ним вместе с толпой.

Сон про оазис.

Родиону грезится тот идеальный мир, который будет создан им, гением, спасителем человечества. Он мечтает о создании на земле Нового Иерусалима, описание этого мира напоминает Эдем. Сначала это будет небольшой оазис счастья среди бескрайней пустыни горя (неспроста оазис находится в Египте: Египетский поход – начало карьеры Наполеона). Описание наполнено красивыми эпитетами.

Сон на каторге.

Мир-оазис из предыдущего сна осуждён в жертву какой-то страшной и неслыханной мировой язве. Родион видит плоды своей теории. Сон наполнен ужасными картинами человеческий мучений (он – полная противоположность сну про оазис). После этого сна Родион понял наконец страшную сущность своей теории и отказался от неё.

7.Нравственно-философский смысл преступления и наказания Родиона Раскольникова.

Поиск истины.

Теория Раскольникова делит людей на «слабых» и «сильных». Родиона мучает вопрос, кто он сам: «тварь дрожащая» или «право имеет». Герой не учитывает главного: убийство противно самой природе человека. Совершив преступление, он остро ощущает невозможность оставаться с людьми и страдает от невозможности общения с матерью и сестрой. Куда же отнести их по своей теории, к какому разряду людей? По логике они относятся к «слабым людям», к «низшему разряду», а значит, топор другого Раскольникова может обрушиться на их головы в любую минуту. Получается, что по своей теории он должен презирать и убивать всех, кого любит. Ему невыносимы эти мысли и то, что его теория схожа с теориями Лужина и Свидригайлова. Раскольников сам становится жертвой содеянного: «Я себя убил, а не старушонку». Он постигает ошибочных своих заблуждений через тяжкие страдания и постепенно возрождается к новой жизни.

  1. Что же помешало Раскольникову жить по теории, созданной им?
  2. Раскаивается ли Раскольников в преступлении?
  3. Чувствует ли он себя в позиции «сильного»? В чём упрекает себя Раскольников?

Центральными эпизодами романа, раскрывающими борьбу героя со своей «натурой», способной к состраданию и чуткой к несчастьям людей, являются встречи Раскольникова с Порфирием Петровичем.

  1. Расскажите о первой встрече Раскольникова со следователем (причины, поведение, вывод).
  2. Зачитайте авторские ремарки в разговоре Раскольникова с Порфирием Петровичем.
  3. На второй поединок с Порфирием Петровичем Раскольников идёт, преследуя единственную цель: «….хоть на этот раз во что бы то ни стало победить раздражённую натуру свою». Расскажите о второй встрече со следователем, сделайте вывод.
  1. Третья встреча (ч.4, гл.2). Почему Раскольников требует, чтобы Порфирий Петрович допрашивал его «по форме»?
  2. Зачитайте эпизод, где Порфирий Петрович объясняет Раскольникову, почему «преступник не убежит». Проанализируйте его.
  3. Что же помешало Раскольникову жить по его теории, почему герой «сделал явку с повинной»? Почему Порфирий Петрович говорит: «Солгал-то он бесподобно, а на натуру-то и не сумел рассчитать»?

Раскольников разочарован в себе, а не в своей теории. Герой презирает себя за то, что не вынес своё преступление и сделал явку с повинной, страдает от сознания, что не может отнести себя к разряду «право имеющих», что он «вошь», как все. Холодная мысль («арифметика», «диалектика») Раскольникова столкнулась с его «натурой», способной к состраданию, чуткой к несчастью людей. Побороть в себе ощущение преступности, победить «натуру» Раскольников не смог. Во внутренней борьбе Раскольникова «натура» берёт верх, и ему ничего не остаётся, как «сделать явку с повинной».

Проследим эту борьбу по тексту романа.


Крушение теории Раскольникова.

Теория Раскольникова о праве сильного на преступление оказалась абсурдной. Она построена на избранности одних и уничижении других. Раскольников понимает, что он не Наполеон, что в отличие от своего кумира, спокойно жертвовавшего жизнями десятков тысяч людей, он не в состоянии справиться со своими чувствами после убийства «одной гаденькой старушонки»: «…. я не человека убил, я принцип убил!». Принцип этот – это его совесть. Стать «властелином» ему мешает всячески заглушаемый им зов добра. Человеческая натура Родиона противится нечеловеческой, безнравственной теории.


9. Использование различных художественных приёмов в романе. Роль эпилога в раскрытии авторской позиции в романе.

Речевая характеристика героев

Приём антитезы.

Николаевском мосту (теперь - мост лейтенанта Шмидта) Раскольников вглядывается в Исаакиевский собор. В картине, описываемой Достоевским есть странная двойственность, раскол, который касается даже восприятия Раскольниковым пространства. С одной стороны, это храм как символ чистоты и безгрешности. С другой – от этой великолепной панорамы веяло "духом немым и глухим". Каждый раз Раскольников дивился своему "угрюмому и загадочному впечатлению" от этой картины. В панораме Исаакиевского собора как будто таится суровый и мрачный дух хранителя и основателя города – Петра I, а вздыбленный на коне памятник Петра – этот каменный истукан – материальное воплощение гения места, по выражению Н. П. Анциферова. Призрак мрачной государственности, отмеченной уже Пушкиным в поэме "Медный всадник", когда истукан, соскочивший с пьедестала гонится за "маленьким человеком" Евгением, пугает и преследует также и Раскольникова. Перед этой величественной, но уничтожающе холодной государственностью Раскольников, возомнивший себя сверхчеловеком, оказывается микроскопическим "маленьким человеком", от которого равнодушно отворачивается этот "непостижимый город" царей и чиновников. Словно иронизируя над Раскольниковым и его "сверхчеловеческой" теорией, Петербург сначала ударом кнута по спине вразумляет замешкавшегося на мосту героя, а потом рукой сердобольной купеческой дочери кидает Раскольникову подаяние – в ладони Раскольникова падает двугривенный. Тот, не желая принимать от враждебного города подачки, швыряет двугривенный в воду: "Он зажал двугривенный в руку, прошел шагов десять и оборотился лицом к Неве, по направлению дворца (Зимнего дворца. – А. Г.) . Небо было без малейшего облачка, а вода почти голубая, что на Неве так редко бывает. Купол собора, который ни с какой точки не обрисовывается лучше, как смотря на него отсюда, с моста, не доходя шагов двадцать до часовни, так и сиял, и сквозь чистый воздух можно было отчетливо разглядеть даже каждое его украшение (...) Когда он ходил в университет, то обыкновенно, - чаще всего, возвращаясь домой, - случалось ему, может быть, раз сто, останавливаться именно на этом же самом месте, пристально вглядываться в эту действительно великолепную панораму... ".
"Художник М. В. Добужинский заинтересовался, почему Достоевский отметил это место, как наиболее подходящее для созерцания Исаакиевского собора. Оказалось, что отсюда вся масса собора располагается по диагонали и получается полная симметрия в расположении частей" (Белов С. В. Роман Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание". Комментарий. М. , "Просвещение", 1985, с. 118).

Раскольников стоит на Николаевском мосту и "пристально вглядывается" в открывающуюся перед ним "действительно великолепную панораму": "Необъяснимым холодом веяло на него всегда от этой великолепной панорамы; духом немым и глухим полна была для него эта пышная картина... Дивился он каждый раз своему -угрюмому и загадочному впечатлению и откладывал разгадку его..." Другой пример одухотворения материи - жилища героев Достоевского. "Желтая каморка" Раскольникова, которую Достоевский сравнивает с гробом, противопоставляется комнате Сони: у Раскольникова, закрытого от мира, - тесный гроб, у Сони, открытой миру, - "большая комната с тремя окнами"; о комнате старухи-процентщицы Раскольников замечает: "Это у злых и старых вдовиц бывает такая чистота". Жилища героев Достоевского не имеют самостоятельного существования - они лишь одна из функций сознания героев. Это относится и к описанию Достоевским природы. Мир, окружающий человека, всегда дается как часть души этого человека, становится как бы внутренним пейзажем человеческой души, в немалой степени определяет человеческие поступки. В душе Раскольникова-убийцы так же "холодно, темно и сыро", как в Петербурге, и "дух немой и глухой" города звучит в Раскольникове как тоскливая песня одинокой шарманки. Духовно и описание страшной грозовой ночи, предсмертной ночи Свидригайлова, когда его жуткий душевный хаос сливается с таким же жутким природным хаосом. В цитированном выше письме к Каткову Достоевский указывал, что после преступления Раскольников "почти месяц проводит до окончательной катастрофы". В печатной редакции этот срок еще сокращен. Все сложное и разнообразное действие романа, вплоть до момента признания Раскольникова, занимает всего две недели. Можно только поражаться тому мастерству, с которым Достоевский проводит своих героев через подлинный ураган событий. "При внимательном чтении оказывается, - пишет Г. Волошин, - что одним из приемов, при посредстве которого Достоевскому удается вовремя свести и развести героев, неожиданно устроить их встречу, дать подслушать важный разговор и т. д., является ориентировка героев во времени или - точность хронологии произведений Достоевского" (Волошин Г. Пространство и время у Достоевского. - "Slavia", Прага, 1933, т. XII, с. 164). Начальное время романа известно: "В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер". Достоевский ведет точный счет дням. В первый день Раскольников делает "пробу" и знакомится с Мармеладовым; во второй - получает письмо от матери, бродит по городу и на Сенной площади встречает Лизавету; на третий - совершает убийство. Во второй части Раскольников теряет ощущение времени, заболевает и впадает в беспамятство: "Иной раз казалось ему, что он уже с месяц лежит, в другой раз - что все тот же день идет". В мире Достоевского время, как и пространство, является функцией человеческого сознания, оно одухотворено и может, в зависимости от духовного состояния героев, то бесконечно растягиваться, то сжиматься, то почти исчезать. Недаром в одной из черновых тетрадей к "Преступлению и наказанию" Достоевский записывает: "Что такое время? Время не существует; время есть цифры, время есть отношение бытия к небытию". В начале романа время разворачивается медленно, затем ускоряется, а перед катастрофой превращается в настоящий ураган, хотя сам герой снова выпадает из времени.. Однако ни беспамятством Раскольникова, ни полусознательным его состоянием в начале шестой части, то есть перерывами в повествовании, Достоевский не замедляет быстроту действия, а как бы маскирует ее, создавая у читателя иллюзию растянутости романа, большого времени его действия. При этом Достоевский "строго" следит за точной "ориентировкой" героя во времени. Г. Волошин обратил внимание, что в I, главе шестой части, когда перед Раскольниковым "точно туман упал", Достоевский тотчас же поясняет: "Впрочем, в эти два-три дня после смерти Катерины Ивановны он уже раза два встречался..." и т. д. В этой же главе Разумихин приходит к Раскольникову в день похорон (по принятому в России обряду - на третий день после смерти), в это время, по сообщению автора, Раскольников уже очнулся от своего странного состояния. Таким образом, два как будто случайно оброненные указания о времени сходятся. Отмечая необычную быстроту действия в романах Достоевского, М. М. Бахтин пишет: "Основной категорией художественного видения Достоевского было не становление, а сосуществование и взаимодействие <...> Разобраться в мире значило для него помыслить все его содержания как одновременные и угадать их взаимоотношения в разрезе одного момента". И на вопрос: как преодолеть время во времени? - М. М. Бахтин отвечает, что "быстрота - единственный способ преодолеть время во времени" (Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. Изд. 4-е, М., 1979, с. 33, 34). И Достоевский "преодолевает" время в момент раскаяния и начала перерождения Раскольникова, когда семь лет каторги, большой срок, делаются кратким мгновением в ожидании свободы и новой жизни. Но Достоевский не только "преодолевает" время, но и "останавливает" его. В эпилоге романа читаем: "Там, в облитой солнцем необозримой степи, чуть приметными точками чернелись кочевые юрты. Там была свобода и жили другие люди, совсем не похожие на здешних, там как бы самое время остановилось, точно не прошли еще века Авраама и стад его". За этим следует покаяние Раскольникова, возврат сверхчеловека гордыни к кругу людей. И, описав порыв, и слезы, и думы героя, Достоевский внезапно обрывает рассказ о новых чувствах и мыслях Раскольникова: "Вместо диалектики наступила жизнь, и в сознании должно было выработаться что-то совершенно другое". И далее: "Семь лет, только семь лет! В начале своего счастия, в иные мгновения, они оба готовы были смотреть на эти семь лет, как на семь дней". После упоминания ветхозаветного Авраама писатель говорит и о Новом завете, о воскресении Лазаря, и о будущем обновлении и перерождении самого Раскольникова. В эпилоге "Преступления и наказания" объединены, таким образом, прошлое, настоящее и будущее время. Покаявшись, Раскольников примкнул снова ко всему человечеству, ко всей его истории, к его прошлому, настоящему и будущему. В центре каждого большого романа Достоевского стоит одна какая-нибудь необыкновенная, значительная, загадочная человеческая личность, и все герои писателя занимаются самым важным и самым главным жизненным делом - разгадкой тайны этого человека: Раскольникова ("Преступление и наказание"), Мышкина ("Идиот"), Ставрогина ("Бесы"), Версилова ("Подросток"), Ивана Карамазова ("Братья Карамазовы"). Этим, определяется композиция романов-трагедий писателя. Все лица и события в "Преступлении и наказании" располагаются вокруг Раскольникова, все вращается вокруг него, все насыщено страстным к нему отношением, человеческим притяжением и отталкиванием от него. Раскольников - главный центр романа; он - участник большинства сцен романа. "Отказавшись от монологического повествования в пользу формы романа от третьего лица, т. е. формы наиболее объективной, - отмечает Л. Погожева, - Достоевский сохраняет в композиции своего произведения многие черты лирического рассказа - дневник, исповедь. Таким остатком излюбленной ранее писателем монологической формы является то, что почти все события романа даются через восприятие их главным героем, который присутствует, за редким исключением, во всех сценах, во-вторых, в романе много мемуарных эпизодов: исповедь Мармеладова, исповедь Свидригайлова, письмо Пульхерии Александровны и многие другие эпизоды" (Погожева Л. Композиция романа "Преступление и наказание". - "Лит. учеба", 1939, № 8 - 9, с. 111). Однако все эти мемуарные эпизоды не имеют в романе самостоятельного значения: история семейства Мармеладовых и история матери и сестры Раскольникова неразрывно связаны с главным героем и воплощают его мысли и идеи. История Мармеладовых и история Дуни (письмо Пульхерии Александровны) - последний толчок к бунту Раскольникова. Из этих историй возникают Соня и Свидригайлов, воплощающие добро и зло в душе Раскольникова. Главная тема (Раскольников) и все три побочные (история Мармеладовых, история матери и сестры Раскольникова, история претендентов на ее руку - Свидригайлова, Лужина и Разумихина) развиваются параллельно, причем побочные темы - часть судьбы героя, реализация его борющихся мыслей. Уже в первых четырех главах первой части романа все три темы выведены на сцену и соединяются одна с другой через Раскольникова. В первой главе Раскольников идет к ростовщице и думает об убийстве; во второй - он встречает Мармеладова, который рассказывает ему свою историю и ведет к себе; в третьей - он получает письмо от матери с извещением о помолвке Дуни с Лужиным; в четвертой - он обдумывает это письмо, находит в нем аналогию с рассказом Мармеладова: жертва Дуни того же порядка, что и жертва Сони. Раскольников не может принять этой жертвы, он должен сам помочь себе выйти из материальной нужды, и для этого есть одно только верное средство - убийство старой процентщицы, зловредной "вши", выбранной им уже раньше в качестве объекта убийства для подтверждения своей теории о праве "сильных личностей" на преступление. Во всех шести частях романа все три тематические фабулы возникают в связи с Раскольниковым в разных сочетаниях и комбинациях. Линии всех трех фабул соединяются только один раз: на поминках по Мармеладову бывший жених Дуни, Лужин, оскорбляет Соню, и Раскольников ее защищает. В шестой части побочные фабулы исчерпаны, и Раскольников остается с Соней и Свидригайловым - со своим "добром и злом". Но Свидригайлов кончает жизнь самоубийством, так что в последней главе последней, шестой, части и в эпилоге, когда "зло" ушло из души Раскольникова, он остается только с Соней, а дальше "уж начинается новая история, история постепенного обновления человека". С Порфирием Петровичем Раскольников знакомится через Разумихина. Это тоже побочная линия романа. Однако роль Порфирия Петровича в судьбе, в возрождении Раскольникова настолько велика, что, как отмечает К. К. Истомин, три встречи преступника со следователем "представляют собою как бы законченную трагедию с тремя действиями по строго проведенному плану развития сюжета. Первая встреча намечает нам тему, характер борьбы и главных героев трагедии. Вторая встреча - интрига достигает своего высшего пункта и напряжения: впавший в уныние Раскольников опять воспрянул духом после неожиданного признания Николая и посещения "мещанина". Заканчивается она смелым заявлением Раскольникова: "Теперь мы еще поборемся". Третье действие - встреча противников в комнате Раскольникова - завершается неожиданной катастрофой: <...> с "серьезной и озабоченной миной" Порфирий представляет Раскольникову все выгоды добровольного покаяния" (Истомин К. К- "Преступление и наказание". Пг., 1923, с. 89). Раскольников не только композиционный, но и духовный центр романа. Все тематические фабулы неразрывно связаны с идеологической схемой романа. Трагедия происходит в душе Раскольникова, и все остальные действующие лица вместе с ним пытаются разгадать тайну этой трагедии. Все чувствуют значительность его личности, все поражены противоречиями этой личности, и все хотят отгадать загадку его роковой раздвоенности, Раскольникова характеризуют мать, сестра, Разумихин, Порфирий, Соня, Свидригайлов - почти все действующие лица романа. "Каждое лицо входит, однако, в его {Раскольникова) внутреннюю речь не как характер или тип, - отмечает М. М. Бахтин, - не как фабульное лицо его жизненного сюжета (сестра, жених сестры и т. п.), а как символ некоторой жизненной установки и идеологической позиции, как символ определенного жизненного решения тех самых идеологических вопросов, которые его мучат. Достаточно человеку появиться в его кругозоре, чтобы он тотчас же стал для него воплощенным разрешением его собственного вопроса, разрешением, не согласным с тем, к которому пришел он сам; поэтому каждый задевает его за живое и получает твердую роль в его внутренней речи" (Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. Изд. 4-е, М., 1979, с. 278). Таким образом, поэтика романа подчиняется одной главной и единственной задаче - воскресению Раскольникова, избавлению "сверхчеловека" от преступной теории и приобщению его к миру остальных людей. "Огарок уже давно погасал в кривом подсвечнике, тускло освещая в этой нищенской комнате убийцу и блудницу, странно сошедшихся за чтением вечной книги". Еще не все потеряно для Раскольникова, еще не все погасло в его душе, еще теплится в ней тусклое пламя огарка. Как опытный проводник, знающий единственную и верную, дорогу, ведет Достоевский читателей через лабиринт совести Раскольникова. И надо быть предельно внимательным и духовно зрячим при чтении "Преступления и наказания", обращая внимание буквально на все, чтобы увидеть в конце ту свечу, которую держит Достоевский.

Как и обещали, открываем новую постоянную рубрику для тех, кто вынужден готовиться (и готовить) к ЕГЭ по литературе и к части С ЕГЭ по русскому языку (поскольку она проверяет умения, формируемые на нашем предмете). “Вынужден” - слово не случайное: подготовка к ЕГЭ - дело безрадостное для всех, а сдача экзамена изрядно потреплет нервы (в Москве, например, в этом году в ряде пунктов не хватило дополнительных бланков для части С, и выпускникам пришлось ждать несколько часов, пока их подвезут). Но ничего не попишешь, с этого года Единый экзамен вошёл в штатный режим и превратился в нечто на манер погоды - все её ругают, но от неё зависят. Приходится с этим считаться.

Приступая к подготовке, важно знать, что конфигурация экзамена в 2010 году меняться не будет - это явствует из демоверсии 2010 года, предложенной в конце июля к обсуждению. Выпускнику предложат работу из трёх частей. На её выполнение даётся 4 часа (240 минут).

Части 1 и 2 включают в себя анализ художественного текста (фрагмент эпического/драматического произведения и лирическое произведение). Анализ текста эпического (или драматического) произведения имеет следующую структуру: 7 заданий с кратким ответом (В), ориентированных на базовый уровень и требующих в ответе написания слова или сочетания слов, и 2 задания с развёрнутым ответом (С1–С2) повышенного уровня сложности, требующие написания ответа в объёме 5–10 предложений. Анализ лирического произведения включает в себя 5 заданий с кратким ответом (В, базовый уровень) и 2 задания с развёрнутым ответом (С3–С4, повышенный уровень) в объёме 5–10 предложений.

Для выполнения заданий части 3 (С5 - высокий уровень сложности) нужно выбрать один из трёх предложенных проблемных вопросов и дать на него письменный развёрнутый аргументированный ответ в жанре сочинения (в объёме не менее 200 слов).

Анализ отрывка из эпического произведения

На Николаевском мосту ему пришлось ещё раз вполне очнуться вследствие одного весьма неприятного для него случая. Его плотно хлестнул кнутом по спине кучер одной коляски, за то, что он чуть-чуть не попал под лошадей, несмотря на то, что кучер раза три или четыре ему кричал. Удар кнута так разозлил его, что он, отскочив к перилам (неизвестно почему он шёл по самой середине моста, где ездят, а не ходят), злобно заскрежетал и защёлкал зубами. Кругом, разумеется, раздавался смех.

И за дело!

Выжига какая-нибудь.

Известно, пьяным представится да нарочно и лезет под колёса; а ты за него отвечай.

Тем промышляют, почтенный, тем промышляют...

Но в ту минуту, как он стоял у перил и всё ещё бессмысленно и злобно смотрел вслед удалявшейся коляске, потирая спину, вдруг он почувствовал, что кто-то суёт ему в руки деньги. Он посмотрел: пожилая купчиха, в головке и козловых башмаках, и с нею девушка, в шляпке и с зелёным зонтиком, вероятно дочь. “Прими, батюшка, ради Христа”. Он взял, и они прошли мимо. Денег двугривенный. По платью и по виду они очень могли принять его за нищего, за настоящего собирателя грошей на улице, а подаче целого двугривенного он, наверно, обязан был удару кнута, который их разжалобил.

Он зажал двугривенный в руку, прошёл шагов десять и оборотился лицом к Неве, по направлению дворца. Небо было без малейшего облачка, а вода почти голубая, что на Неве так редко бывает. Купол собора, который ни с какой точки не обрисовывается лучше, как смотря на него отсюда, с моста, не доходя шагов двадцать до часовни, так и сиял, и сквозь чистый воздух можно было отчётливо разглядеть даже каждое его украшение. Боль от кнута утихла, и _____________ забыл про удар; одна беспокойная и не совсем ясная мысль занимала его теперь исключительно. Он стоял и смотрел вдаль долго и пристально; это место было ему особенно знакомо. Когда он ходил в университет, то обыкновенно, - чаще всего, возвращаясь домой, - случалось ему, может быть раз сто, останавливаться именно на этом же самом месте, пристально вглядываться в эту действительно великолепную панораму и каждый раз почти удивляться одному неясному и неразрешимому своему впечатлению. Необъяснимым холодом веяло на него всегда от этой великолепной панорамы; духом немым и глухим полна была для него эта пышная картина... Дивился он каждый раз своему угрюмому и загадочному впечатлению и откладывал разгадку его, не доверяя себе, в будущее. Теперь вдруг резко вспомнил он про эти прежние свои вопросы и недоумения, показалось ему, что не нечаянно он вспомнил теперь про них. Уж одно то показалось ему дико и чудно, что он на том же самом месте остановился, как прежде, как будто и действительно вообразил, что может о том же самом мыслить теперь, как и прежде, и такими же прежними темами и картинами интересоваться, какими интересовался... ещё так недавно. Даже чуть не смешно ему стало и в то же время сдавило грудь до боли. В какой-то глубине, внизу, где-то чуть видно под ногами, показалось ему теперь всё это прежнее прошлое, и прежние мысли, и прежние задачи, и прежние темы, и прежние впечатления, и вся эта панорама, и он сам, и всё, всё... Казалось, он улетал куда-то вверх, и всё исчезало в глазах его... Сделав одно невольное движение рукой, он вдруг ощутил в кулаке своём зажатый двугривенный. Он разжал руку, пристально поглядел на монетку, размахнулся и бросил её в воду; затем повернулся и пошёл домой. Ему показалось, что он как будто ножницами отрезал себя сам от всех и всего в эту минуту.

Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание»

В1. О каком соборе идёт речь в отрывке?

В2. Вставьте вместо пропуска в отрывке фамилию героя, о котором идёт речь.

В3. Какое событие отделило героя от “прежнего прошлого”? (Ответьте одним словом.)

В4. Как называется описание внешнего по отношению к герою незамкнутого пространства: природы, города и т.п.?

В5. Как называются образные определения, использованные автором в описании “великолепной панорамы”: необъяснимый холод, дух немой и глухой, пышная картина?

В6. Как называется соположение контрастных слов, понятий, образов, с которым мы встречаемся, например, в таких фрагментах: “даже чуть не смешно ему стало и в то же время сдавило грудь до боли ”, “в какой-то глубине, внизу , где-то чуть видно под ногами, показалось ему теперь всё это прежнее прошлое... казалось, он улетал куда-то вверх ”?

В7. На каком художественном приёме строится последнее предложение отрывка?

С1. Почему герой романа Достоевского выбрасывает поданную ему монетку?

С2. В каких ещё произведениях русской литературы вы встречались с изображением Петербурга и как они перекликаются с “петербургским” романом Достоевского?

Ответы и комментарии

Как видим, все предложенные задания направлены на выявление важного, существенного и в отрывке, и в романе в целом. Задания В1, В2 и В3 позволяют проверить (естественно, далеко не полностью), как хорошо ученик помнит хронотоп произведения, систему персонажей и сюжет. Исаакиевский собор - символ Петербурга парадного, пышного (об этом подробнее см. ниже), поэтому знание этой пространственной детали необходимо для понимания смысла романа и не должно восприниматься как экзотическое. Задание В4 проверяет, как ученик умеет характеризовать фрагмент в целом. Задания В5–В8 направлены на умение видеть важные художественные средства, которыми пользуется автор именно в этом фрагменте, и определять их роль (то есть опять же работают на понимание).

В задании С1 ученики могут порассуждать о метаниях Раскольникова после преступления в попытках найти “исход” (одно из ключевых слов романа). Он то хочет признаться, то испытывает прилив желания продолжать борьбу. Милостыня, поданная ему на Николаевском мосту, соединяет его с людьми, к которым он внутренне ещё не готов прийти и которых в эту минуту ненавидит (см. чуть раньше в тексте: “Одно новое, непреодолимое ощущение овладевало им всё более и более почти с каждой минутой: это было какое-то бесконечное, почти физическое отвращение ко всему встречавшемуся и окружающему, упорное, злобное, ненавистное. Ему гадки были все встречные - гадки были их лица, походка, движения. Просто наплевал бы на кого-нибудь, укусил бы, кажется, если бы кто-нибудь с ним заговорил…”). Он сам отвергает жертву, милостыню - ещё многое предстоит вынести Раскольникову, чтобы найти путь к людям.

Выполняя задание С2 , ученики могут обратиться к предшественникам Достоевского по “петербургской” теме (например, к Пушкину, Гоголю, Некрасову), а также вспомнить последователей (например, А.Блока, О.Мандельштама, А.Ахматову). Достоевский не любил Петра и его город. В дневниках писателя есть такая запись, которая может быть использована для иллюстрации отношения Достоевского к Петербургу: “«Люблю тебя, Петра творенье!» Виноват, не люблю его. Окна, дырья - и монументы”. Заметим здесь тоже контраст, антитезу; одной из её частей являются “монументы” - великолепные памятники, к которым принадлежит и собор из отрывка. Петербург - город контрастов, пышности и нищеты, торжествующего камня и гибнущего человека.

», часть 2 , глава 2 .)

...Раскольников уже выходил на улицу. На Николаевском мосту ему пришлось еще раз вполне очнуться вследствие одного весьма неприятного для него случая. Его плотно хлестнул кнутом по спине кучер одной коляски, за то что он чуть-чуть не попал под лошадей, несмотря на то что кучер раза три или четыре ему кричал. Удар кнута так разозлил его, что он, отскочив к перилам (неизвестно почему он шел по самой середине моста, где ездят, а не ходят), злобно заскрежетал и защелкал зубами. Кругом, разумеется, раздавался смех.

– И за дело!

– Выжига какая-нибудь.

– Известно, пьяным представится да нарочно и лезет под колеса; а ты за него отвечай.

– Тем промышляют, почтенный, тем промышляют…

Преступление и наказание. Художественный фильм 1969 г. 1 серия

Но в ту минуту, как он стоял у перил и всё еще бессмысленно и злобно смотрел вслед удалявшейся коляске, потирая спину, вдруг он почувствовал, что кто-то сует ему в руки деньги. Он посмотрел: пожилая купчиха, в головке и козловых башмаках, и с нею девушка, в шляпке и с зеленым зонтиком, вероятно дочь. «Прими, батюшка, ради Христа». Он взял, и они прошли мимо. Денег двугривенный. По платью и по виду они очень могли принять его за нищего, за настоящего собирателя грошей на улице, а подаче целого двугривенного он, наверно, обязан был удару кнута, который их разжалобил.

Он зажал двугривенный в руку, прошел шагов десять и оборотился лицом к Неве, по направлению дворца. Небо было без малейшего облачка, а вода почти голубая, что на Неве так редко бывает. Купол собора, который ни с какой точки не обрисовывается лучше, как смотря на него отсюда, с моста, не доходя шагов двадцать до часовни, так и сиял, и сквозь чистый воздух можно было отчетливо разглядеть даже каждое его украшение. Боль от кнута утихла, и Раскольников забыл про удар; одна беспокойная и не совсем ясная мысль занимала его теперь исключительно. Он стоял и смотрел вдаль долго и пристально; это место было ему особенно знакомо. Когда он ходил в университет, то обыкновенно, – чаще всего, возвращаясь домой, – случалось ему, может быть раз сто, останавливаться именно на этом же самом месте, пристально вглядываться в эту действительно великолепную панораму и каждый раз почти удивляться одному неясному и неразрешимому своему впечатлению. Необъяснимым холодом веяло на него всегда от этой великолепной панорамы; духом немым и глухим полна была для него эта пышная картина… Дивился он каждый раз своему угрюмому и загадочному впечатлению и откладывал разгадку его, не доверяя себе, в будущее. Теперь вдруг резко вспомнил он про эти прежние свои вопросы и недоумения, и показалось ему, что не нечаянно он вспомнил теперь про них. Уж одно то показалось ему дико и чудно, что он на том же самом месте остановился, как прежде, как будто и действительно вообразил, что может о том же самом мыслить теперь, как и прежде, и такими же прежними темами и картинами интересоваться, какими интересовался… еще так недавно. Даже чуть не смешно ему стало и в то же время сдавило грудь до боли. В какой-то глубине, внизу, где-то чуть видно под ногами, показалось ему теперь всё это прежнее прошлое, и прежние мысли, и прежние задачи, и прежние темы, и прежние впечатления, и вся эта панорама, и он сам, и всё, всё… Казалось, он улетал куда-то вверх и всё исчезало в глазах его… Сделав одно невольное движение рукой, он вдруг ощутил в кулаке своем зажатый двугривенный. Он разжал руку, пристально поглядел на монетку, размахнулся и бросил ее в воду; затем повернулся и пошел домой. Ему показалось, что он как будто ножницами отрезал себя сам от всех и всего в эту минуту.

Он пришел к себе уже к вечеру, стало быть, проходил всего часов шесть. Где и как шел обратно, ничего он этого не помнил. Раздевшись и весь дрожа, как загнанная лошадь, он лег на диван, натянул на себя шинель и тотчас же забылся…