Что такое аллегория на примерах из литературы. Как определяется и что такое аллегория в художественной литературе Что таоке аллегория

Аллегория - один из видов художественных тропов, который широко используется в литературе.

Слово «аллегория» имеет греческое происхождение. Этот термин буквально переводится «иносказание» . Можно сказать, что аллегория - это иносказательное изображение какого-либо явления действительности. Этот прием широко используется в живописи, театральном искусстве, в литературе и других видах деятельности человека. Дадим общее определение этому термину:

Аллегория - иносказательное изображение отвлеченного понятия при помощи конкретного явления действительности, признаки которого помогают ярче представить это понятие, его основные черты. Аллегория (от др.-греч. ἀλληγορία - иносказание ) - художественное представление идей (понятий) посредством конкретного художественного образа или диалога.

Раскроем его общий смысл более подробно.

Аллегория - это всегда иносказание, то есть рассматриваемый предмет или понятие не называется прямо, а изображается иносказательно с использованием других явлений действительности. Происходит развернутое уподобление одного предмета другому с помощью системы намеков, причем прямой смысл изображения не теряется, но дополняется возможностью его переносного истолкования.

Во многих аллегорических образах отразилось понимание человеком добра, зла, справедливости и других нравственных ценностей. Так, традиционно, еще со времен Древней Греции, правосудие иносказательно представлено в виде богини Фемиды, в образе женщины с завязанными глазами и с весами в руках.

  • Аллегория надежды - это якорь;
  • аллегория свободы - разорванные цепи;
  • белый голубь - аллегория мира во всем мире.
ПРИМЕРЫ АЛЛЕГОРИЙ
Сон Царство Морфея
Смерть Объятия Аида
Неприступность Форт Нокс
Правосудие Фемида

Изображение чаши и змеи, обвившей её, сегодня всеми воспринимается в качестве аллегории медицины и врачевания. Аллегорическими по своей сути являются практически все геральдические знаки. Аллегория в изобразительном искусстве - это обширная тема для отдельного разговора.

В аллегории чаще всего используются отвлеченные понятия (добродетель, совесть, истина), типичные явления, характеры, мифологические персонажи — носители определенного, закрепленного за ними аллегорического содержания (Минерва — богиня мудрости), аллегория может выступать и как целый ряд образов, связанных единым сюжетом. В то же время для нее характерно однозначное иносказание и прямая оценочность, закрепленная культурной традицией: смысл ее может быть истолкован достаточно прямолинейно в этических категориях «добра» и «зла». Аллегория близка к символу, а в определенных случаях совпадает с ним.

Однако символ более многозначен, содержателен и органично связан со структурой чаще всего простого образа. Нередко в процессе культурно-исторического развития аллегория утрачивала свое первоначальное значение и нуждалась в ином истолковании, создавая новые смысловые и художественные оттенки (притча о сеятеле в «Евангелии»).

В истории философии первые попытки вычленить аллегорию предпринимаются в эпоху эллинизма и связаны со стремлением истолковать древние тексты (например, «Илиаду» и «Одиссею» Гомера) как следующие друг за другом аллегории. При этом содержание не отделялось от формы высказывания, и аллегория смешивалась с символом. Наиболее широко она используется в средние века как иносказательное выражение всех ценностей бытия; в эпоху Возрождения аллегория распространена в таких направлениях искусства, как маньеризм, барокко, классицизм.

Аллегория чужда рационалистической философской традиции 19-20 вв. Однако аллегорическая образность характерна для творчества П.Б. Шелли, М.Е. Салтыкова-Щедрина, П. Верхарна, Г. Ибсена, А. Франса. И до сих пор аллегория традиционно используется в различных литературных жанрах, в том числе и философского характера (например, «Чума» Камю).

АЛЛЕГОРИЯ - (греч. allegoria иносказание) изображение отвлеченной идеи (понятия) посредством образа. Аллегория - Аллегория ♦ Allegorie Выражение какой либо идеи через образ или устный рассказ. Аллегория - (греч. иносказание) выражение абстрактного объекта (понятия, суждения) посредством конкретного (образа).

Можно сказать, что аллегория - это иносказательное изображение какого-либо явления действительности. Этот прием широко используется в живописи, театральном искусстве, в литературе и других видах деятельности человека. Аллегория - это всегда иносказание, то есть рассматриваемый предмет или понятие не называется прямо, а изображается иносказательно с использованием других явлений действительности.

Что такое аллегория? Примеры из художественной литературы

Аллегорическими по своей сути являются практически все геральдические знаки. Аллегория в изобразительном искусстве - это обширная тема для отдельного разговора. Использование аллегории художниками слова способствует раскрытию абстрактного понятия добра, зла, подлости, жадности и пр. в конкретном художественном образе. Аллегория в отличие от метафоры охватывает все произведение, что ярко прослеживается в «Песне о Буревестнике» М. Горького.

Аллегория в литературе

Как троп аллегория используется в стихах, притчах, моралите. Аллегория - художественное обособление понятий с помощью конкретных представлений. Аллегория колеблется между происходящим от рефлексии понятием и хитроумно придуманной его индивидуальной оболочкой и вследствие этой половинчатости остаётся холодной. Аллегория имеет особое применение в животном эпосе. Очень естественно, что различные искусства состоят в существенно различных отношениях к аллегории.

Смотреть что такое «АЛЛЕГОРИЯ» в других словарях:

Из приведенных примеров кажется очевидным, что аллегория является иносказанием. Дело в том, что любой троп является иносказанием. По этой причине александрийцы и следовавшие за ними римляне нередко смешивали аллегорию с метафорой, метонимией, олицетворением. И поныне аллегорию частенько путают с другими видами тропов. Эту метафору Лермонтова больше не повторил ни один из наших поэтов.И наоборот, подчас в погоне за аллегорией удовлетворяются другим тропом.

Но она помогает завуалировать крамольную с позиции властей идею, придавая ей характер всеобщности.В художественной литературе аллегория является основным тропом животного эпоса, басни и притчи.

Сравните, например, глубину человеческого переживания смерти и ее изображение в виде старухи с косой. Или аллегорию любви в виде пронзенного стрелой сердца. Таковы и носители «говорящих фамилий»: Стародум, Правдин, Милон, Простакова, Молчалин, Скалозуб.Кроме создателей животного эпоса, басен и притчей, к аллегории не равнодушны сатирики. При подготовке к егэ по русскому языку постарайтесь набрать как можно больше примеров аллегории.

Антитеза – это стилистическая фигура, которая соединяет контрастные понятия (свет – тьма, любовь – ненависть, бог – дьявол).Она лежит в основании диалектики. Поэзия, живопись, скульптура – это не просто набор слов и информации. Поэтому в русском языке так много средств художественного выражения. Одним из них является аллегория. Аллегорией, если попытаться сформулировать определение, можно назвать определенное средство, предназначенное для того, чтобы что-либо абстрактное назвать конкретным понятием или предметом.

В литературе. Очень часто поэты маскируют чувства, нематериальные понятия под животными, растениями, предметами, придавая стиху неповторимый стиль и давая тем самым волю воображению читателя. В качестве примера аллегории в живописи можно привести картину «Свобода, ведущая народ» Эжена Делакруа, французского художника.

То есть, это как бы художественный синоним. Аллегорию можно спутать с метафорой, ведь оба понятия обозначают выражение чего-то через что-то. Метафора – переносное значение на основе сходства, аллегория больше использует ассоциации. Метафорой чаще всего выражают одушевленное понятие, а аллегорией абстрактное.

Видео: примеры аллегорий и метафор в творчестве

Яркий образ аллегорий – это басни, в них каждый персонаж – это олицетворение. Поэзия тоже пользуется этим средством выражения мыслей. Аллегории не просты для понимания. К примеру, в христианской религии в каждой притче все персонажи, предметы и действия аллегоричны. Хозяин – это Бог, таланты – это все то, чем мы награждены от рождения: способностями, возможностями и здоровьем.

Практически каждая притча построена на аллегориях, для того чтобы более доступно донести до людей истину. Искусство служит для того, чтобы вести человека к совершенству, иначе это не искусство, а простой общепит. Для этого и существуют различные средства выражения.

В общем, прочла я статью и поняла, что я совершенно ничего не поняла. Хотя, скорее всего, у меня просто нет никакого желания с этим всем разбираться. Чаще всего А. встречаются в изобразительных искусствах (например, фреска «Схватка лисиц и собак» во Флоренции, рисующая борьбу церкви с еретиками).

Аллегорическая образность лежит в основе «Войны с саламандрами» К. Чапека, одного из первых антифашистских романов в зарубежной литературе. Свое идейно-художественное значение А. сохраняет и в литературе XX в. Это особенно показательно для сатирических жанров. Она представлена в комическом, уменьшенном и приниженном виде («победный носик» - воплощение зазнайства и спеси на пустом месте).

Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Что такое аллегория можно понять на конкретных примерах. Изображение чаши и змеи, обвившей её, сегодня всеми воспринимается в качестве аллегории медицины и врачевания.

Аллегория – это использование отвлеченных понятий, которые символически передают характеристики конкретного образа. Одно слово иллюстрируется с помощью другого. Аллегория включает в себя два важных компонента. Смысловой элемент аллегории – это предмет, который изображает автор, но не называет его.

Например, мудрость, храбрость, доброта , юность. Второй элемент - это предметный объект, который должен передать в произведение названное понятие. Например, сова – это существо, которое означает мудрость.

Чаще всего аллегории – это устойчивые образы, которые переходят из произведения в произведение. Чаще всего используется в баснях или притчах. Так, главные персонажи басней являются аллегориями. Например, в известной басне Крылова «Ворона и лисица» лиса – это аллегория хитрости. Почти все животные в баснях Крылова являются постоянными аллегориями, поэтому прочитав название «Свинья под дубом », читатель сразу понимает, что басня высмеивает человеческое невежество. Ведь свинья для Крылова - это аллегория невежества.

  • Легкая промышленность - сообщение доклад

    Любая промышленность, которая существует в нашем цивилизованном обществе обязана нормализовать и удерживать в стабильном состоянии рынок товаров, и своей деятельностью поддерживать общую инфраструктуру

  • Единственный город Московской области, включенный в 1969г. в туристический маршрут «Золотое кольцо» является город Сергиев Посад. Расположен город в северо-восточной части области в 52 км

  • Где сейчас Вояджер 1 и 2

    «Вояджер» - это исследовательский автоматический зонд, который нацелен на изучение Солнечной системы. Изначально эта программа создавалась для того, чтобы исследовать такие планеты, как Юпитер и Сатурн

  • Сообщение доклад Зимние Олимпийские игры

    В современном мире спорту уделяется большое внимание. По данным статистики люди стали больше вести здоровый образ жизни, а фанатов спортивных соревнований еще больше. Таким образом стали очень популярны олимпийские игры

ἀλληγορία - иносказание) - художественное представление идей (понятий) посредством конкретного художественного образа или диалога .

Очевидно, аллегории недостаёт полной пластической яркости и полноты художественных творений, в которых понятие и образ вполне друг с другом совпадают и производятся творческой фантазией неразлучно, как будто сросшимися от природы. Аллегория колеблется между происходящим от рефлексии понятием и хитроумно придуманной его индивидуальной оболочкой и вследствие этой половинчатости остаётся холодной.

Аллегория, соответствуя богатому образами способу представления восточных народов, занимает в искусстве Востока видное место. Напротив, она чужда грекам при чудной идеальности их богов, понимаемых и воображаемых в виде живых личностей. Аллегория появляется здесь только в Александрийское время , когда прекратилось естественное образование мифов и сделалось заметным влияние восточных представлений [ ] . Заметнее её господство в Риме . Но сильнее всего она властвовала в поэзии и искусстве Средних веков с конца XIII века , в то время брожения, когда наивная жизнь фантазии и результаты схоластического мышления взаимно соприкасаются и, насколько возможно, стараются проникнуть друг в друга. Так - у большинства трубадуров, у Вольфрама фон Эшенбаха, у Данте . «Feuerdank», греческая поэма XVI века , в которой описывается жизнь императора Максимилиана , может служить примером аллегорическо-эпической поэзии.

Аллегория имеет особое применение в животном эпосе . Очень естественно, что различные искусства состоят в существенно различных отношениях к аллегории. Труднее всего её избежать современной скульптуре. Будучи всегда обречённой на изображение личности, она принуждена часто давать как аллегорическое обособление то, что греческая скульптура могла давать в виде индивидуального и полного образа жизни бога.

В форме аллегории написаны, например, роман Джона Буньяна «Путешествие Пилигрима в Небесную Страну », притча Владимира Высоцкого «Правда и Ложь» .

ἀλληγορία - иносказание) - художественное представление идей (понятий) посредством конкретного художественного образа или диалога .

Очевидно, аллегории недостаёт полной пластической яркости и полноты художественных творений, в которых понятие и образ вполне друг с другом совпадают и производятся творческой фантазией неразлучно, как будто сросшимися от природы. Аллегория колеблется между происходящим от рефлексии понятием и хитроумно придуманной его индивидуальной оболочкой и вследствие этой половинчатости остаётся холодной.

Аллегория, соответствуя богатому образами способу представления восточных народов, занимает в искусстве Востока видное место. Напротив, она чужда грекам при чудной идеальности их богов, понимаемых и воображаемых в виде живых личностей. Аллегория появляется здесь только в Александрийское время , когда прекратилось естественное образование мифов и сделалось заметным влияние восточных представлений [ ] . Заметнее её господство в Риме . Но сильнее всего она властвовала в поэзии и искусстве Средних веков с конца XIII века , в то время брожения, когда наивная жизнь фантазии и результаты схоластического мышления взаимно соприкасаются и, насколько возможно, стараются проникнуть друг в друга. Так - у большинства трубадуров, у Вольфрама фон Эшенбаха, у Данте . «Feuerdank», греческая поэма XVI века , в которой описывается жизнь императора Максимилиана , может служить примером аллегорическо-эпической поэзии.